Гештальт перлз: Гештальт-психология, Фриц Перлз и гештальт-терапия

Гештальт подход Фрица Перлза — Психология 108

  • Фриц Перлз — основатель метода.
  • Теоретические основы метода гештальт терапии.
  • Природа человека.
  • Голод и агрессия.
  • Развитие личности.
  • Природа психологических проблем личности.

Фриц Перлз

Основателем метода гештальт — терапия считается Фриц Саломон Перлз (1893-1970).
Его базовым образованием был психоанализ и долгое время Перлз практиковал именно его. Началом истории гештальт — терапии можно считать появление книги «Эго, голод и агрессия» (1942), в которой представлено довольно радикальное переосмысление теории Зигмунда Фрейда — основателя психоанализа.

Отличительные черты гештальт терапии

Несмотря на то, что сам Фриц Перлз считал, что теория построена на базе психоанализа, вполне очевидно, что на его детище оказало влияние множество различных подходов к психотерапии, а также, философия экзистенциализма и идеи течений — Дзэн Буддизм и Даосизм. Так автор делал очевидный акцент на потоке непосредственных переживаний индивида («здесь и сейчас») — мыслях и чувствах, а также декларировал личную ответственность человека за состояние его собственного сознания.

Отличительными чертами гештальт метода стало смещение акцента в отношении построения важнейших вопросов психотерапии с вопроса «почему, на вопросы «что» и «как».

Это, казалось бы незначительное изменение, оказало огромное влияние на ход самого процесса, потому, что в таком ракурсе личная история клиента отходила на второй план, а самым важным становилось его актуальное переживание в настоящем. Отсюда нетрудно понять, что это коренным образом меняло психоаналитический подход к работе психолога.

Несмотря на то, что Перлз оставил довольно много трудов посвященных методу, ни в одном из них не содержится сколь-нибудь систематического изложения материала — ни одну из его книг нельзя назвать учебником по гештальт терапии. Этот, казалось бы, странный факт, вполне вписывается в концепцию автора, который всегда считал, что единственный путь к пониманию метода, это практический опыт по его освоению. По этой причине многие из его трудов содержат большое количество описаний методик и работы с клиентами, но редко, их теоретические обоснования.

Однако, после смерти Перлза в 1970 году, его последователи сделали попытку заполнить этот пробел, выпустив книгу-руководство под названием «Интегрированная гештальт терапия» (Э. Полстер, М. Полстер, 1973).
Именно на основе этих данных и излагается теоретическое обоснование метода, которое, вне всякого сомнения, необходимо.

Теория гештальт-терапии

Центральным понятием метода является, концепция фигуры-фона, что и отражает термин «гештальт», который в переводе с немецкого означает «целое, интеграцию, форму, стереотип».
Эта концепция являлась основной и в понимании Перлзом другой важной части его теории — обосновании важной цепочки потребность-удовлетворение, откуда вытекала и идея самоактуализации, снискавшая себе большую популярность в 50-60 годах прошлого столетия и ставшая одной из основ гуманистического метода терапии.

Главной подоплекой идеи Ф. Перлза было его отношение к личности, как к единому целому и последовательный отказ от концепций дуализма психической и материальной реальностей, мыслей и чувств, а также поведения человека. Нетрудно заметить, что такой же поход лежит в основе философии холизма.

Исходя из такого отношения к личности, естественным следствием было представление, что люди не находятся полностью под влиянием внешних обстоятельств и обстоятельств своей личной истории, а значит, вполне могут играть определяющую роль в своем состоянии и поведении и нести полную ответственность за события своей жизни и ее качество. Отсюда вытекала гуманистическая концепция актуализации, провозглашающая свободу выбора, использования личного потенциала и воли к переменам, лежащих в основе трансформации личности.
Вторым важным следствием было уже упомянутое отношение к тому, что лежало в основе сущности человеческой личности, которое определялось отныне вопросом «как», а не «почему».

Природа человека в контексте теории Перлза

Принцип холизма (целостности). В общем, этот принцип говорит о том, что состояние целого не определяется простым суммированием состояний его элементов, но является единым целым и качественно иным, нежели эта сумма. При этом, сами по себе, процессы и состояния отдельных частей этого целого исчерпывающе определяются природой самого целого. Говоря иначе, человек функционирует как единый организм, физиология которого, мыслительные процессы, эмоции нельзя разделить и изучить по-отдельности.

Эмоции человека имеют три аспекта — они могут быть функциями мышления, физиологии и органов чувств.

Принцип гомеостаза, плюс диалектика. Этот принцип Перлз применил к психологической реальности индивида, полагая под ним способность системы к сохранению внутреннего равновесия (постоянства) своего состояния путем противопоставления (сравнения противоположностей). Логично предполагая, что мышление человека связано с пониманием противоположностей и фактически основано на их противопоставлении (оценке), Перлз выдвинул концепцию психологического баланса личности. Эта концепция заключалась в том, что любой организм обладает стремлением к балансу или равновесию, то есть покою и отсутствию перемен.

В понимании Перлза, мыслительный процесс был основан на сравнении, когда одно могло познаваться только в контексте своей противоположности (без холодного нет горячего, без добра нет зла и т.п.).

Каждое мгновение на единый организм действовало множество разных факторов и внешних и внутренних, естественным образом стремящихся нарушить равновесие всей системы в целом. В результате стремления к сохранению первоначального состояния, развивается противоположная тенденция к восстановлению общего баланса. Эта тенденция — базовая потребность организма и в процессе этой саморегуляции создается образ текущей потребности, с которой в данный момент связано желание ее удовлетворения. Потребность может быть удовлетворена или же нет, но в любом случае, в процессе создается образная ситуация фигура-фон (или гештальт) — образ значимой потребности на фоне менее значимого в данный момент содержимого. Это связано с особенностями человеческого восприятия воспринимать вещи интенционально, то есть всегда фиксировать внимание на конкретном значимом объекте, о чем и говорится в феноменологии.

В процессе удовлетворения значимой потребности снижается психологическое напряжение, баланс восстанавливается, то есть текущая ситуация потребность — удовлетворение завершается.

Итак, упомянутый гомеостаз, это процесс, в ходе которого личность раз за разом удовлетворяет свою потребность, возвращая желаемое равновесие.

Согласно Перлзу, поскольку внешние и внутренние факторы постоянно (просто в силу своего наличия) стремятся вывести систему из равновесия, то процесс возникновения потребностей и их удовлетворения возникает вновь и вновь. Под потребностями в данном случае понимаются, как физиологические, так и психологические, что естественно, если мы понимаем организм, как целое. Что касается отношений с внешним миром в контексте удовлетворения потребностей, Перлз выделял две стратегии поведения — аутопластическое (стремление адаптировать поведение к внешнему миру) и аллопластическое (приспособление внешнего мира под свои интересы).

Из сказанного можно понять, что состояние фигура — фон (или гештальт), возникает как образ осознания текущей потребности и, в силу непрерывности процесса, представляет из себя постоянно незавершенное состояние, создающее психологическое напряжение, поскольку гештальт непременно требует завершения (потребность должна быть реализована). Доминирующая потребность создает то, что в гештальте называют фигурой, а менее значимые потребности временно уходят в фон.

Показательно отношение Перлза к сознанию человека в контексте текущей потребности. Он считал, что оно, не просто некая система обслуживающая эти потребности, но самая суть сознания, тождественная потребности и ситуации, которая вокруг этого разворачивается. То есть сознание, есть появление, развитие потребности, а также и пути ее реализации — налаживание отношений с миром, самим собой и т.п.

Личность и доминирующие инстинкты. Согласно теории личности Зигмунда Фрейда, базовым инстинктом человека, являлся сексуальный инстинкт и, в соответствии с этим воззрением, основной потребностью человека была половая потребность. Фриц Перлз, не подвергая сомнению этот посыл, тем не менее утверждал, что такой взгляд является односторонним и, не вполне учитывающим другую изначальную биологическую потребность человека — потребность в пище. Эту потребность Пёрлз назвал инстинктом голода. Таким образом он выделил две базовые потребности.

Инстинкт голода Пёрлз связал с определенными событиями в развитии человека, связанными с удовлетворением этой потребности в раннем возрасте. Это четыре стадии развития человека — пренатальная (внутриутробная), предентальная (связанная с удовлетворением голода через сосание), инцизорная (кусание), молярная (кусание и жевание).
С точки зрения Перлза эти четыре стадии имели непосредственную связь с психологическими особенностями индивида, так предентальная связывалась с нетерпением, инцизорная с агрессией, молярная с ассимиляцией (или усваиванием). Таким образом, по аналогии с этапами развития, наиболее зрелое поведение человека всегда связано с ассимиляцией (не только пищи, но и вообще всей информации, приходящей из внешнего мира).

Агрессия и защитное поведение. Согласно Перлзу, агрессия несла в себе важный биологический функционал, обеспечивая удовлетворение потребностей через контакт с окружающей средой. Роль агрессии была в устранении препятствий на пути к значимой потребности. Причем, истинной ее целью было именно устранение препятствия, а не разрушение, поскольку деструкция любого объекта предполагает невозможность его использования (ассимиляции) в дальнейшем. Если проводить параллель с процессом удовлетворения инстинкта голода, то здесь несомненно просматривается связь с процессом кусания и последующего пережевывания пищи.

Согласно Перлзу, невозможность реализации естественных проявлений биологической агрессии (ее подавление) вело к очевидным психологическим проблемам и здесь прослеживается очевидная аналогия с теорией подавленных устремлений ИД Фрейда.

Защита — инстинкт, связанный с самосохранением, при этом он может принимать различные формы, от агрессивного поведения до бегства.

Принцип реальности. Человек всегда находится в процессе взаимодействия с окружающим миром, а поскольку это общение всегда связано с удовлетворением потребностей, то поэтому, человек не ограничивается просто восприятием событий, а активно вмешивается в этот процесс. Важно уточнить, что это вмешательство относится как к внешнему, так и к внутреннему миру (психике). Для реализации своих потребностей целесообразно условное разделение мира на внешний и внутренний, поэтому, каждый индивид в процессе развития создает это разделение, именно поэтому в сознании возникает понятие субъекта и объекта. Границы между этими двумя мирами проходят по линии наших интересов, ведь человек создает это разделение сам, и эта граница находится в процессе постоянных изменений, завися от многих факторов — физиологических инструментов восприятия (органы чувств), потребностей личности, ее представлений о внешнем и внутреннем, от я-концепции и т.д. При этом, в общем и целом, это граница контакта с окружением, на линии которой и происходят события.

Понятие Эго в теории Пёрлза. Эго неразрывно связано с взаимодействием с окружающим миром, это взаимодействие является причиной его появления, а границы ЭГО определяются границами этого контакта. По Перлзу человек функционирует как личность только в месте встречи с тем, что считает чужим (отличным от я).

Субъективное осознание себя как отдельного от мира и составляет суть Эго.

Согласно гештальт концепции, эго-личность всегда рассматривается в контексте его потребностей.

Развитие личности. Суть развития и изменения личности в удовлетворении постоянно возникающих потребностей, которая происходит через ассимиляцию фрагментов окружающего мира. По сути, это непрерывная цепочка, которая выглядит следующим образом, потребность-нарушение равновесия-агрессивный контакт-удовлетворение через ассимиляцию-новое равновесие и т.д. Таким образом, личность почти всегда находится в состоянии очередного незавершенного гештальта (неудовлетворенной потребности). Исходя из этого принципа, понимание психологически здорового индивида возможно лишь в контексте постоянного удовлетворения потребностей, или иначе, постоянно завершающегося гештальта, а раз так, то отсюда же вытекает и концепция психологического роста (актуализации), и это — движение к способности все более эффективно «закрывать» актуальную потребность.

Формирование полных и всесторонних гештальтов является предпосылкой психического здоровья и роста» (Ф. Перлз. 1951).

Природа психологических нарушений

Естественно, что природа функционирования личности в системе вновь и вновь возникающих потребностей предполагает постоянное психологическое напряжение — фрустрацию. И по Перлзу фрустрация является важным катализатором развития личности, поскольку именно ее наличие — источник всей человеческой деятельности. Так ребенок учится взаимодействию с миром и становится личностью именно для того, чтобы эффективно избавляться от фрустарций (психологических напряжений).

Все фрустрации вызваны неудовлетворенной потребностью, а ее удовлетворение связано с ассимиляцией части окружающего мира, примером такой ассимиляции может служить удовлетворение голода — мы кусаем еду, пережевываем ее и перевариваем, так происходит получение энергии из внешнего мира и ее ассимиляция через пищеварение. Этот процесс имеет как физические, так и психические проявления, когда вместо материального объекта (еда) может выступать информация или объекты. Однако, согласно концепции Перлза, в истоке обоих процессов лежит именно инстинкт голода.

Таким образом, именно с нарушением удовлетворения потребностей Перлз связывал появление психологических проблем.

Цепочка удовлетворения потребности в норме (завершенный гештальт) и при наличии психологической проблемы

В идеальном случае дело обстоит следующим образом:

Первый этап, осознание потребности и появление импульса к ее реализации, что означает нарушение психологического равновесия и появление стимула.

Второй этап, агрессивный контакт с окружающей средой.

Третий этап, получение желаемого, ассимиляция и устранение напряжения, то есть появление состояния равновесия.

После реализации этой цепочки возникает новая потребность и так далее, без конца.

Однако, так бывает далеко не всегда и здесь есть несколько возможных проблем.

Первая проблема — естественное препятствие на пути к удовлетворению потребности. Например, мы хотим поесть манго, но сейчас не сезон, и нам предстоит подождать некоторое время, пока плоды не появятся в продаже. Здесь мы естественным образом ждем, пока обстоятельства не позволят нам удовлетворить потребность. Контакт откладывается.

Вторая проблема — препятствие, в виде уже существующей у нас психологической проблемы. Например, чувство постоянной тревожности порождает неуверенность в собственных силах, ощущение угрозы, и вы просто боитесь пойти на рынок и купить манго, при этом вы выдумываете объяснение своему иррациональному поведению (пользуетесь механизмом психологической защиты) и на этом успокаиваетесь.

В двух перечисленных случаях мы имеем нарушенный контакт и, как следствие, отсутствие удовлетворения потребности. То есть незавершенный гештальт. Такое положение вещей может привести к следующему.

В первом случае вы можете получить желаемое просто подождав благоприятного момента. Если же эта потребность по каким то причинам все же не удовлетворяется и так происходит раз за разом, а вы жить не можете без манго, то это может привести к психологической проблеме, которая будет мешать вам и дальше удовлетворять эту и, скорее всего и другие потребности. То есть ситуация постепенно скатится к постоянно нарушенному контакту, как в варианте 2.

Перлз выделял насколько способов того, как может происходить нарушение контакта при наличии психологических проблем и, как следствие, неудовлетворение потребности (эти же нарушения одновременно могут выступать и как психологические защитные механизмы, когда через осознанное или неосознанное нами нарушение контакта с миром мы не получаем того, что нам необходимо, а получаем временное снижение напряжения, не связанное с истинным получением желаемого).

Интроекция. Очевидно, что для полноценного удовлетворения потребности должна произойти ассимиляция (усвоение объекта, будь то еда или информация). В случае интроекции происходит поглощение но не происходит сама ассимиляция. Это означает, что желаемый объект остается в сознании в виде чужеродного образования. Перлз связывал такую проблему с нарушениями на этапе развития личности. Такая ситуация очевидно нормальна на этапе сосания, когда ассимиляция пищи происходит автоматически, но на последующем этапе, когда ребенок ест твердую пищу, становится проблемой. При интроекции личность реагирует на объект, информацию или ситуацию, как на еду и проглатывает, не пережевывая, то есть процесс ассимиляции не работает. Перлз связывал появление этой проблемы с нарушением развития на этапе кусания и жевания. Если рассматривать интроекцию только с психологической точки зрения, то это означает, что человек не критично, без собственного осознания принимает информацию, идею, концепцию или модель поведения из внешнего мира, но при этом не делает это своим. Такая ситуация приводит к тому, что собственная личность испытывает проблемы с развитием, поскольку нормальное развитие всегда связано с ассимиляцией, что означает усвоение внешней информации или объектов (их осознание и принятие), как своего собственного. Нередко случается, что при нарушениях процесса ассимиляции, человек без разбора принимает несколько противоречивых концепций, что может приводить к частичной или даже полной дезинтеграции личности. По описанным причинам интроекция, настоящая фабрика по производству психологических проблем, а постоянная привычка к интроекции делает личность крайне зависимой от проявлений внешней среды.

Проекция.  В случае проблем с ассимиляцией своего внутреннего мира не принятые (не ассимилированные) части собственной личности переносятся во внешний мир. Признак этого — наделение внешнего мира своими собственными характеристиками, в основном теми, которые не приняты самой личностью. Так например, не принимаемое индивидом чувство вины переносится на внешний мир — на другого человека. Проекция несет в себе следующие психологические нарушения — человек отчасти теряет чувство разграничения внутреннего и внешнего, и эта граница размывается настолько, насколько сильно человек использует проекцию. Естественно, что проекция препятствует главной задаче — полноценному удовлетворению потребности, которое всегда связано с принятием ответственности за свой внутренний мир, с полноценным контактом с внешним миром и с осознанием себя.

Слияние (Конфлюэнция). Это отсутствие осознания четкой границы между собой и остальным миром. Такое состояние, когда осознание себя, как личности отсутствует частично или полностью, в норме присуще младенцам, а иногда и взрослым людям, когда они испытывают мощные экстатические или религиозные переживания, а также чувство любви друг к другу. В патологической форме это состояние представляет из себя крайнее проявление интроекции, когда в сознание принимается значительная часть внешнего мира или же он весь, что приводит, в различной степени, к потере САМОИДЕНТИЧНОСТИ. Человеку в состоянии слияния может казаться, что ему известны мысли и чувства других, что он может переживать состояние других людей, как свои собственные, полноценный межличностный контакт, как бы «размывается» или становится вовсе невозможен, человек начинает считать, что все люди должны мыслить одинаково и при этом совершенно не переносит обратного, собственные цели им не осознаются, как нечто отдельное от целей, например значимой группы, с которой происходит слияние.
Цель слияния, как психологической защиты — уход от неприятных переживаний, связанных с неприятием значительной части либо внутреннего, либо внешнего мира, именно этим его патологическая форма отличается от состояния слияния в норме. По Перлзу слияние имеет параллель со стадией внутриутробного развития человека.

Ретрофлексия. Фактически инверсия проекции, когда то, что вы хотели бы сделать с внешним миром вы переадресуете себе. Человек использующий ретрофлексию, пытается удовлетворить свою потребность во внешнем мире, перенося этот акт в сферу своего сознания. Крайней формой ретрофлексии считается самоубийство, когда в попытке уничтожить внешнюю причину своих страданий, человек делает это с собой. Проблема ретрофлексии в патологической форме:  вследствие невозможности удовлетворения желания во внешнем мире, индивид переносит стремление по его удовлетворению в мир внутренний, что приводит к тому, что энергия, направленная на удовлетворения желания, как бы разделяется на две части, одна часть по-прежнему направлена вовне к достижению цели, другая часть ретрофлексируется или сдерживается внутри. Цель этого сдерживания — иллюзия контроля над желанием, которое воспринимается, как опасное, поскольку уже привело однажды к фрустрации. Таким образом, образуется внутренний конфликт, в основе которого действие двух противоположно направленных стремлений. Так, то что было конфликтом между личностью и препятствующей к осуществлению желания средой, становится внутренним конфликтом личности.

Перлз говорил, что ретрофлексия становится патологией, когда она утрачивает свой временный характер (ее нормальная цель — снять напряжение на то время, пока не появится возможности к удовлетворению желания), и человек забывает о ее наличии. Происходит вытеснение проблемы (конфликта) и, рано или поздно, это выливается в невроз.

К невротическим проявлениям может привести любая из перечисленных патологий, при условии, что они действуют на постоянной основе. Перлз считал, что любое нарушение контакта полезно, лишь при наличии целесообразности его применения, то есть сообразно неким временным обстоятельствам.

Здесь нужно отметить, что в контексте гештальт теории, перечисленные проблемы рассматриваются, в первую очередь, как нарушения контакта с миром (как внешним, так внутренним) и лишь во вторую, они рассматриваются, как психологические защиты личности. Нарушенный контакт всегда возникает вследствие уже имеющихся ранее проблем, в свою очередь появившихся из-за неудовлетворения еще более ранних потребностей. 

Невроз. Это психологическое состояние возникает вследствие развития внутреннего конфликта, когда удовлетворению потребностей постоянно препятствует окружающая среда. Одной из наиболее частых причин невроза является конфликт между стремлениями индивида и обществом, которое эти стремления не одобряет и препятствует их реализации. Нередко бывает так, что законы общества, его этика препятствуют реализации естественных биологических потребностей. В таких случаях у человека возникает два выхода из ситуации — удовлетворение потребности любой ценой, либо откладывание потребности на некоторое или неопределенное время, следствием чего является использование психологических защит, а при длительном их использовании возникает невроз — состояние постоянного психологического напряжения. Первый путь часто приводит к открытому социальному конфликту личности и общества, следствием чего является появление отщепенца или даже преступника. Второй путь, это путь постоянного внутреннего конфликта (вечного компромисса), который препятствует нормальному развитию личности и ее самоактуализации. К сожалению, оба пути могут легко привести к нарушению внутреннего равновесия, к не удовлетворению потребностей личности, а также и к проблемам с ее дальнейшим развитием.

Одним из типичных симптомов невроза является тревога. Характерной особенностью невротической тревоги является ее постоянные проявления, которые могут, либо не иметь видимых внешних причин, либо же иметь такие причины, которые при нормальных обстоятельствах никак не могли бы послужить источником тревожного состояния. Причина же в том, что истоком невротического состояния является постоянный внутренний конфликт, когда личность подавляет в себе естественное стремление к осуществлению потребности, или иначе, к завершению актуальной ситуации — гештальту.

Почему гештальт терапия?

Само название гештальт (немецкое — gestalt, что означает форма или образ) восходит к популярному в начале ХХ века одноименному направлению в психологии, основателями которого были Макс Вертгеймер, Курт Коффке и Вольфганг Кёлер, занимавшихся исследованием принципом восприятия психикой окружающего мира. Основная идея гештальт подхода заключалась в утверждении свойства психики воспринимать окружающую действительность целостными образами, которые не сводились к простой сумме составляющих их элементов, то есть с точки зрения сознания, смысл имела фигура в ее целостности, в то время как ее составляющие, были лишь суммой элементов, не определяющих смысла этого целого.
Что касается гештальт терапии Перлза, как одного из методов психотерапии, то это совершенно самостоятельное направление в психологии, не имеющее прямого отношения к гештальт психологии, кроме ряда идей, заимствованных из нее и, собственно, названия самой системы.

Гештальт подход Пёрлза, как психотерапия

Как уже упоминалось в самом начале, систематического описания самого метода, так и его теоретического обоснования не существует. Метод Перлза описан в его трудах «Эго, голод и агрессия» и «Гештальт терапия». Это набор практических техник, которые позволяют клиенту развивать осознание себя как организма и как личности, а также, выявлять нарушения нормального функционирования этой системы, которые и приводят к психологическим проблемам и блокированию развития.

Фредерик Перлз о гештальтпсихотерапии. Цитаты, Гештальт Терапия – Гештальт Клуб

Здоровье — это оптимальный баланс всего, чем мы являемся (с.9).

Если у вас есть характер, значит, вы выработали ригидную систему. Ваше поведение становится предсказуемым, вы теряете способность свободно контактировать с миром и со своими ресурсами. Вы реагируете на события согласно одной жестской схеме, которую предписывает характер. То, что я скажу, может показаться парадоксальным: у самой богатой, самой продуктивной, творческой личности характера нет. Наше общество требует, чтобы у человека был характер и не просто характер, а хороший характер, чтобы он был предсказуем, управляем и так далее» (с.11).

Желание измениться основывается на неудовлетворенности. Каждый раз, когда вы хотите измениться или изменить свое окружение, основой всегда является неудовлетворенность (с.11).

 

Мы можем называть эго-границу отделением «я» от от других «Я», и в гештальттерапии принято писать «я» с маленькой буквы (12).
 

«Я» — это всего лишь нечто, отделенное от других (с.12).
 

Как только встает вопрос о границах, тут же возникает конфликт (с.13).

 

Обычно мы любим не человека. Это бывает очень, очень редко. Мы любим определенное качество этого человека, которое либо совпадает с нашим поведением, либо дополняет его, обычно это что-то , что дополняет нас (с.14).

 

Вообще-то среди нас очень мало целостных людей (с.14).

Функция ненависти — выкинуть кого-нибудь за границу…за пределы нашей территории (с. 14).

Вы не позволяете себе — или вам на позволяют — быть полностью собой. Поэтому ваши эго-границы сужаются все больше и больше. Ваша сила, энергия все уменьшается. Способность приспосабливаться к миру становится все слабее и становится все более ригидной, вы все больше приспосабливаетесь с помощью характера, у вас выработался жестский предсказуемый паттерн (с.16).

 

Эта граница, граница отождествления/отчуждения, которую я предпочитаю называть эго-границей, присутствует в любой жизненной ситуации (с.16).

 

Мы редко смотрим на то, что нас объединяет, мы смотрим на то, чем мы отличаемся, тогда у нас появляется возможность ненавидить и убивать друг друга (с.17).

 

Существует интеграция… — субъективного и объективного. Мы называем это осознаванием. Осознавание — это всегда субъективный опыт (с.18).

 

Но живому организму приходится выходить за пределы эго-границ, потому что ему нужно нечто из внешнего мира….Чтобы мы могли пройти границу, что-то должно произойти, и это мы называем контактом (с.

19).

 

Гештальт древний, как мир (с.20).

 

При формировании гештальта неизменным остается лишь одно условие — завершенность, целостность. Гештальт — это органическая функция. Гештальт — это целостная единица восприятия (с.20).

 

Любое нарушение равновесия воспринимается как потребность восстановить равновесие (с.21)

 

Самоманипуляцию мы часто называем «совестью» (с.22).

 

Идеал — это палка, которая дает вам возможность бить себя и издеваться над собой и окружающими (с.24).

 

Многие люди посвящают себя тому, чтобы реализовывать концепцию того, какими они должны быть, вместо того, чтобы реализовать себя. Различие между самореализацией и реализацией своего образа очень важна. Многие живут только ради своего образа (с.25).

 

Чем меньше мы уверены в себе, тем меньше мы соприкасаемся с собой и с миром, тем больше мы хотим контролировать (с.25)

 

Интуиция — это мудрость организма (с.28).

 

Многие люди все время вычисляют вместо того, чтобы видеть и слышать, что происходит (с. 28).

 

Сущность контроля состоит в том, что ты начинаешь контролировать средства достижения удовлетворения (с.29).

 

Для меня обучение — это открытие. Я обучаюсь чему-то с помощью опыта(с. 31).

 

До тех пор, пока у вас есть чувства, пока вы можете видеть и слышать и осознаете, что происходит, вы понимаете. Если вы изучаете концепции, если вы стремитесь к информации, тогда вы не понимаете. Вы только объясняете (с.31).

 

Цель — вырасти, повзрослеть (с.32).

 

Интегрированный человек — это человек, который осознает составляющие своей личности, соединяет их вместе, чтобы создать единое функциональное целое (с.32).

 

Часто дети более зрелые, чем взрослые (с.33)

 

Любой вид психотерапии более или менее заинтересован в обогащении личности, в освобождении от того, что обычно называется подавленными и блокированными частями личностями (с.34).

 

Невроз — это нарушение развития (с.34).

 

Зрелость — это переход от опоры на окружающих к опоре на самого себя (с. 35).

 

Цель терапии — помочь сделать так, чтобы клиент не зависел от других (с.36).

 

И причина проста — мы живем в стереотипах. Мы живем в паттернах. Мы снова и снова играем одни и те же роли. Таким образом, если вы обнаружите, как вы препятствуете собственному росту, как вы блокируете свои возможности, тогда вы сможете устранить помеху, сделать жить богаче, мобилизовать скрытые ресурсы (с.36).

 

Основная личность нашего времени — это невротическая личность (с.37).

 

Тревога — это напряжение между сейчас и потом. Когда вы оставляете надежное сейчас и начинаете беспокоится о будущем, вы испытываете тревогу. И если будущее требует от вас действий, тогда тревога — это страх сцены (с.37).

 

Вам прекрасно известно, что от студентов требуется лишь наблевать на экзаменационный лист. Вы проглатываете всю информацию, потом блюете, и вы снова свободны, и теперь у вас есть диплом (с.39).

 

Без фрустрации нет потребности, нет причины мобилизовать ресурсы и понять, что вы свободны сделать что-то с собой (с. 39)

 

Чем более сильный характер у человека, тем меньше у него потенциал. Это звучит парадоксально, но человек с характером — это человек, который предсказуем, у которого есть лишь ограниченное число ответов (с.40).

 

Каждый раз, когда вы играете беспомощного, вы создаете зависимость, вы играете в зависимость. Другими словами, мы делаем себя рабами. Особенно если это зависимость от самоуважения. Если вы нуждаетесь в одобрении, обратной связи от каждого, тогда вы каждого делаете своим судьей (с.41).

 

Если вы не любите, а проецируете любовь, тогда вы хотите быть любимым, вы делаете все, чтобы сделать себя привлекательным (с.41).

 

Если вы не владеете собой, вы всегда становитесь мишенью, вы становитесь зависимы (с.41).

Играние ролей и манипулирование средой — это одно и то же (с.42).

 

Для невротика характерно играть роли и манипулировать средой и оставаться незрелым.

 

Ум развивается, когда превращает вопрос в утверждение. Если Вы превратите вопрос в утверждение, откроется смысл вопроса, и спрашивающий сам обнаружит новые возможности (с.43).

 

Каждый раз, когда вы отказываетесь отвечать на вопрос, вы помогаете человеку открыть его собственнные ресурсы (с.43).

 

Немногие люди идут на терапию, чтобы вылечиться, чаще — чтобы усовершенствовать свои неврозы (с.45).

 

Люди, рвущиеся к власти, первыми теряют свободу(с.45).

 

Я хотел бы привести наиболее известную незавершенную ситуацию — тот факт, что мы не простили своих родителей (с.48).

 

До тех пор, пока вы не захотите отпустить своих родителей, вы будете чувствовать себя ребенком (с.48).

 

Развиваться — значит взять на себя ответственность за свою жизнь, рассчитывать только на себя (с.49)

 

Как — это все, что нам нужно, чтобы понять , как мы, — или мир функционируем (с.50).

 

Я знаю, вы хотите спросить почему, каждый ребенок, каждый незрелый человек спрашивает почему, чтобы получить рационализацию или объяснение.

Но почему в лучшем случае приводит к умному объяснению, но никогда не приведет к пониманию. Почему и потому что — неприличные слова в гештальттерапии (с.50).

 

Гештальт шагает на двух ногах: сейчас и как (с.50).

 

Вырасти очень опасно — рискованно. Мы лучше будем ходить по земле, как полутрупы, чем жить рискованно и осознавать, что эта рискованная жизнь — более безопасна, чем привычная жизнь, — страховой полис и отсутствие риска, — которую ведут большинство из нас (с.52).

 

Абсолютно здоровые люди находятся в полном контакте с собой и с реальностью (с.53).

 

Реальность — это осознавание происходящего опыта, актуальных взаимодействий — осознание того, к чему мы прикасаемся, что слышим, что видим и что делаем (с.53).

 

Тревога — это всего лишь напряжение между сейчас и потом (с.54).

 

Мы рассматриваем вину как проецируемую обиду. Всегда, когда вы чувствуете вину, посмотрите на что вы обижены, и вина исчезнет (с.55).

 

И одно из наиболее общих неопределенных переживаний — это обида. Это незавершенная ситуация. Если вы обижены, значит, вы застряли, вы не можете шагнуть вперед и выразить свой гнев, чтобы изменить мир и получить удовлетворение, и вы не можете забыть о том, что вас беспокоит. Обида — это эквивалент до боли сжатой челюсти (с.55).

 

Выразите свою обиду — выложите прямо в лицо ему или ей. В то же время попытайтесь понять, что вы не отваживаетесь на самом деле выразить свой гнев, и в тоже время вы не настолько щедры, чтобы отпустить, простить (с.55).

 

За каждой обидой стоит требование….Вынесите свое требование наружу. Сформулируйте свое требование в повелительном наклонении, в форме приказа (с.56).

 

Теперь вернемся к обиде, которую вы направляете на человека. Вспомните, что именно вас обижает. Выкиньте слово обижаюсь и скажите ценю. Оцените то, что вас обижало раньше. Потом скажите людям, что еще вы цените в них. Снова попытайтесь достичь ощущения, что вы действительно общаетесь с ним. Видите ли, если бы вы не ценили этого человека, вы бы не застряли из-за него, вы могли просто забыть о нем (с.

57).

 

Если у вас есть проблемы в общении с кем-то, посмотрите на свое чувство обиды. Обида — это одна из самых ужасных незаконченных ситуаций, незавершенных гештальтов. Если вы обижены, вы не можете ни отпустить, ни выразить свою обиду. Обида — это важнейшая эмоция. Обида — это наиболее яркое выражение тупика. Если вы чувствуете обиду, вы должны ее выразить. Невыраженная обида часто воспринимается как чувство вины или превращается в него. Всякий раз, когда вы чувствуете обиду, выясните, на что вы обижены, и выразите это, ясно выскажите свои требования до конца. От одного этого уже станет легче (с.56).

 

Цель терапии, цель развития — меньше пользоваться умом и больше чувствами. Тогда мы больше будем контактировать с собой и с миром, и перестанем тонуть в фантазиях, предубеждениях, опасениях (с.57).

 

Чтобы организм мог работать, основываясь на здоровом принципе гештальта: на передний план всегда выходит наиболее яркая незавершенная ситуация и с ней-то и надо разобраться. Если мы удерживаем себя от завершения этого гештальта, тогда наше функционирование нарушается и мы тащим с собой сотни тысят незавершенных гештальтов, которые постоянно требуют завершения(с.58).

 

Тем не менее, как только это осознавание становится неприятным, большинство людей прерывают его (с.59).

 

В ходе терапии я становлюсь катализатором: обеспечиваю ситуацию, в которой человек понимает, что оказался в тупике и фрустрирую его до тех пор, пока он не захочет мобилизовать собственные ресурсы (с.60).

 

Вербальное общение обычно лживо. Настощее общение находится за пределами слов (с.61).

 

Если у вас есть уши, вы все знаете о другом человеке. Не слушайте, что говорит человек: слушайте звуки.Per sona — «через звук». Звуки всё вам расскажут. Все, что человек хочет выразить, все здесь, а не в словах. То, что мы говорим, по большей части — ложь или дерьмо. Но есть еще и голос, жесты, поза, выражение лица, психосоматический язык (с.62).

 

Мы испорчены и не хотим проходить через адские врата страданий: мы остаемся незрелыми, продолжаем манипулировать миром; мы не согласна пройти через страдание роста. Мы лучше будем страдать от мук совести, от того, что на нас смотрят, чем мы согласимся понять, что мы слепы и вернуть себе зрение (с.64).

 

За тупиком лежит от интересный уровень — уровень смерти или уровень внутреннего взрыва (сжатия). Этот четвертый уровень проявляется либо как смерть, либо как страх смерти (с.64)

 

Внутренний взрыв превращается во внешний взрыв. Уровень смерти оживает, и этот внешний взрыв — проявление подлинного человека, способного переживать и выражать свои эмоции. Существует четыре основных типа взрыва на уровне смерти. Это взрыв подлинного горя, если мы работает с потерей или смертью, которые не были ассимилированными. Взрыв оргазма у сексуально заблокированнных людей.Взрыв гнева, а таже взрыв радости, смеха. Эти взрывы связаны с подлинной личностью, истинным я (с.65).

 

Если нет баланса между чувствами и действиями, нет и опоры (с.69).

 

Но регрессия не является исключительно патологическим явлением, как думал Фрейд. Регрессия означает отступление на такую позицию, где вы можете обеспечить себе поддержку, где вы чувствуете безопасность (с.70).

 

Каждая эмоция выражает себя в мышечной системе. Невозможно представить себе гнев без мышечного движения. Радость в той или иной степени отождествляется с танцем, с мышечным движением. Горе — это рыдания и крики, секс — это так же определенные движения, как вы все знаетею Мышцы используются, чтобы двигаться, брать что-то от мира, соприкасаться с миром, контактировать, прикасаться (с.73).

 

Мир существует не ради ваших ожиданий, так как как и вы живете не ради ожиданий мира. Мы соприкасаемся друг с другом благодаря искренности своего существования, а не благодаря намеренному налаживанию контакта (с.74).

 

Эта ответственность — способность быть тем, кем вы являетесь выражается словом «я»….я — это только символ отождествления (с.75).

 

Различие между гештальтерапией и другими видами психотерапий заключается в том, что мы не анализируем. Мы интегрируем (с.75).

 

Вы используете тело вместо того, чтобы быть телом (с.76).

 

Гештальттерапия — это экзистенциальный подход, который означает, что мы занимаемся не поведением, не симптомами структуры характера, а общим существованием личности (с.76)

Поскольку наша цель — сделать себя целостной личностью, что подразумевает объединенную личность, без конфликтов, мы должны сложить разные фрагменты личности вместе. Мы должны заново признать эти проецируемые отдельные части нашей личности и заново признать скрытый потенциал, который появляется в снах (с.77).

 

Полностью проецируя себя на другие вещи или на людей, мы можем ассимилировать свои проекциии и вернуть их себе (с.77).

 

Понимание своего сна подразумевает осознание своего бегства (с.80).

 

Каждый раз, когда вы используете слова сейчас и как,и начинаете осознавать это, вы растете. Каждый раз, когда вы используете слово «почему» вы уменьшаетесь в росте (с.81).

 

Люди должны вырасти, пережив фрустрацию, — пережив искусственную фрустрацию. Иначе у них не будет стимула, чтобы развиваться и сотрудничать с миром (с.85).

 

Обучение — это открытие. Вы открываете себя, и смыслом открытия является осознание (86).

 

Приблизительно 90% идет к терапевту не для того, чтобы вылечиться,а для того, чтобы улучшить свой невроз (с.88).

 

Гнев, который не вышел наружу, не вылился свободно, превращается в садизм, в стремление к власти и другие виды пыток (с.88).

 

Чем больше вы отвергаете, тем больше вы истощаетесь(с.117).

 

Если ты не выражаешь себя честно, ты чувствуешь дискомфорт (с.129).

Каждая часть сна — это часть вас (с.142).

 

Тревога является результатом того, что ты вышел из сейчас (с.145).

 

Когда ты чувствуешь вину, ты на самом деле чувствуешь обиду. Выкинь слово «вина», и каждый раз вместо него употребляй слово «обида» (с.185).

Цитируется по книге Фредерика Перлза «Гештальт-семинары»/Перевод с английского. — М., Институт Общегуманитарных Исследований. 2008 — 352.

Фриц Перлз | Анил Томас | Гештальт

Без лишних слов давайте рассмотрим некоторые примеры этих принципов с помощью лучших концепций Фрица Перлза, которым я могу сказать то, чему я научился у Фрица Перлза.

 

1. Все течет, когда вы обретаете душевное благополучие.

Когда мы находим точку тонкого баланса в нашем существовании, когда мы перестаем видеть препятствия и вместо этого можем ясно видеть путь, мы чувствуем себя свободными, и наше существование течет. Как мы указывали выше, гештальт-терапия выходит за пределы пространства, разделяемого терапевтом и клиентом, чтобы дать нам новый жизненный фокус.

 

2. Присутствовать сейчас значит объединить наше внимание и наше сознание.

Это одна из самых известных цитат Фрица Перлза, из которой вытекает одно из важнейших понятий гештальт-терапии: «осознание». Это пробуждение, когда внимание и сознание объединяются в настоящий момент, чтобы способствовать нашему личностному росту.

 

3. Тело все знает. Мы знаем очень мало. Интуиция — это разум тела.

Человек является результатом союза нашего тела, нашего сознания и нашего взаимодействия с окружающей средой. Однако большую часть жизни мы проводим «отключенными», спящими, не в силах установить этот союз. Поэтому те, кто не доверяет подсказкам своих чувств, сердца или интуиции, не обретут той мудрости, о которой говорит Фриц Перлз.

 

4. Терапевт постоянно ищет способы быть в контакте с «как» событий, происходящих в настоящем.

Когда терапевт спрашивает клиента, как он себя чувствует, он обычно отвечает «плохо», «сбит с толку», «злой»… Однако одна из задач специалиста — выяснить, что вызывает это ощущение в настоящем, путем прояснения эмоций. и последовательно стремится к общению от первого лица, ориентированному на настоящее.

 

5. Я живу в этом мире не для того, чтобы оправдывать ожидания других, и я не чувствую, что мир должен соответствовать моим.

Целостность, уверенность в себе, определенность и рефлексивное осознание. Это краеугольные камни гештальт-терапии. Одно из важнейших понятий, данное Фрицем Перлзом.

 

6. Созреть — значит взять на себя ответственность за свою жизнь, побыть одному.

Это еще одна типичная цитата Фрица Перлза по фундаментальной причине. Гештальт-подход к терапии отделился от психоанализа, сосредоточив все свое внимание на настоящем, а не на тех событиях прошлого или детства, за которые человек еще не чувствовал себя ответственным. Личная ответственность лежит в настоящем моменте. Кроме того, этот шаг влечет за собой взросление. Это влечет за собой предоставление нам возможности наслаждаться собой, в то же время заново знакомясь с одиночеством.

 

7. Обучение — это открытие того, что что-то возможно.

Движение вперед, рост и развитие достаточного самосознания предполагает полную реализацию нашего человеческого потенциала.

 

8. Человек, обладающий наибольшим контролем, — это человек, который может отказаться от контроля.

Иногда люди развивают настолько высокий уровень самоконтроля, что единственное, чего они добиваются, — это подавление своих реальных потребностей. Примером этого является то, что мы хороним наши печали, разочарования и разочарование, которые причиняют нам другие. Ни одно из этих поведений не является здоровым. Однако в гештальт-терапии более здоровый контроль — это когда человек хорошо знает, как реагировать в каждый момент. Я могу контролировать свой гнев, чтобы разумно и конструктивно выразить свое разочарование или негодование.

 

9. Ожидать, что мир будет относиться к вам справедливо, потому что вы хороший человек, — это то же самое, что ожидать, что бык не нападет на вас, потому что вы вегетарианец.

Человек, который несет полную ответственность за то, чтобы заботиться о вас, уважать вас и ценить вас такими, какие вы есть, — это вы сами. Это не ваши коллеги; это не общество, и даже не ваша семья. Вместо этого вы единственный, кто несет ответственность за себя. Неприятие или невидение этого — бесконечный источник страданий.

 

10. Друг, не будь перфекционистом. Перфекционизм — это проклятие.

Перфекционизм вреден для нашего эмоционального здоровья. Это в значительной степени связано с той потребностью в железном самоконтроле, о которой мы упоминали выше и которая иногда приводит нас к созданию нереалистичных ожиданий.

 

11. Люди очень редко умеют говорить и слушать. Очень немногие слушают, не говоря.

Все гештальт-психотерапевты ищут во время терапии что-то важное: вывести на поверхность все те эмоциональные процессы, которые люди скрывают за своим искаженным поведением, привычками, страхами и подходами. Чтобы успокоить и сосредоточить искажающий ум, профессионал сначала предлагает пациенту прислушаться к себе, чтобы осознать, каков он в данный момент. Затем они могут описать свои эмоции вслух, зная, что терапевт рядом и внимательно слушает.

Сам Фриц Перлз указал на то, что кажется довольно простым: слушать себя, общаться и быть выслушанным в тишине — это динамика, которую мы потеряли в нашем обществе. Мы потеряли способность слушать себя и слушать других.

12. Тревога – это возбуждение без дыхания.

Жизнь создает в нас неуверенность; Тревога и страх овладевают нами, потому что мы боимся будущего, потому что эмоции одолевают нас, и мы не осознаем их масштабы и не позволяем им овладевать собой до тех пор, пока мы не можем дышать. Если мы хотим двигаться вперед без давления, ограничений и страхов, гештальт-терапия, прежде всего, предлагает нам прояснить наши эмоции. Знание того, что происходит с нами в данный момент, всегда помогает нам успокоить тревогу.

13. Будьте собой, выражайте себя свободно и без страха. В конце концов, те, кто действительно любит вас, не будут возражать против того, что вы говорите или делаете.

Безусловное принятие и честность с самим собой — две самые важные основы гештальт-терапии. Если кто-то не принимает то, что мы есть или что мы говорим, это потому, что они не ценят нас, они не в гармонии с нашей сущностью.

 

14. Не думай так много… Чувствуй.

«Все стоит, если это заставляет вас чувствовать». Эта цитата Фрица Перлза дает нам важное указание. Чувства — это то, что делает нас живыми, поэтому вместо того, чтобы впадать в чрезмерное беспокойство, мы должны позволить себе чувствовать намного больше, независимо от того, положительные или отрицательные эмоции. Позволить им прийти к нам — это также способ понять их.

 

15. Мы должны научиться терпеть правду, даже если она ранит нашу гордость.

Истина является частью осознания, той очень сложной способности, с помощью которой мы учимся «осознавать» в пользу внутреннего пробуждения, в котором можно сделать явным неявное или принять истину, даже если она причиняет боль, потому что она помогает нам развиваться.

 

16. Ничто не имеет смысла вне контекста. Смысл не существует.

Значение не существует как изолированная сущность, а связано с чем-то, что придает ему смысл. Нам нужно понять, что никто не испытывает страха, гнева или счастья без причины; наши эмоции всегда начинаются с контекста, конкретной ситуации.

 

17. Тот факт, что мы живем, используя такой низкий процент наших возможностей, объясняется тем, что мы не хотим принимать себя такими, какие мы есть.

Фриц Перлз считает человеческий потенциал и его развитие одной из ключевых задач гештальт-терапии.

 

18. Мы не позволяем себе — или нам не позволяют другие — быть полностью самими собой.

Это еще одна цитата Фрица Перлза, которая хорошо описывает его наследие. Принятие себя такими, какие мы есть, несомненно, является первым шагом к благополучию. Таким образом, вместо того, чтобы возлагать ответственность за этот дискомфорт на окружающих, мы должны уметь открыть глаза, пробудиться к собственной личной ответственности, прояснив, кто мы и чего мы хотим.

 

19. Если вы отказываетесь вспоминать свои сны, на самом деле вы отрицаете свое существование.

Наши намерения, цели и желания являются частью того, кто мы есть. Отрицание их означает дефрагментацию того целого, того светлого единства нашего бытия, которое мы не можем отвергнуть или отбросить.

 

20. Перемены — это возможность.

Мало что пугает нас так сильно, как перемены направления, неопределенность, сдвиги в нашей судьбе. Нам нужно уметь течь, чтобы позволить себе двигаться вперед по нашим путям, обнаруживая возможности для улучшений.

 

21. Уединение — это место, где вы можете соединиться с чувством принадлежности.

Те, кто боится одиночества, боятся заново открыть себя, а также свою сущность, потребности и мысли. Мало что помогает нам стать сильными людьми так же сильно, как время от времени искать эти личные пространства, чтобы соединиться со своим внутренним голосом.

 

22. Повторное знакомство со своими эмоциями и умение принимать их исцеляет.

Все наши эмоции выполняют адаптивную функцию в гештальт-терапии. Поэтому знание того, как распознавать и понимать их, является ключевым в самом терапевтическом процессе.

23. Отвлекающие факторы также являются частью нашего жизненного пути.

Для Фрица Перлза «отвлекаться» не означает терять способность к вниманию. Это нечто столь же фундаментальное, как позволить себе чувствовать, отдыхать, течь, позволить себе увлечься спокойствием, наслаждением и теми мирными уголками, которые также улучшают наше самочувствие.

 

Согласно Перлзу, каждому человеку необходимо развивать свой потенциал. Навести мост между бессознательным и сознательным — чего пытался достичь Фрейд — недостаточно. Вы должны обнаружить, чего не хватает вашей личности, и заполнить пустоты, чтобы стать более цельным человеком. Перлз был ключевой фигурой в истории психологии, предложившей новые терапевтические инструменты для личностного роста. Однако от нас зависит, как мы будем стремиться реализовать принципы его наследия, чтобы наилучшим образом соответствовать нашим потребностям и прокладывать новые пути к счастью.

Гештальт-молитва — Фриц Перлз: Жемчужины мудрости

Гештальт-молитва — Фриц Перлз: Жемчужины мудрости

Главная  | Духовное вдохновение, стихи, молитвы  | Рай и ад, реальная разница


Гештальт-молитва
Фриц Перлз

Я делаю свое дело
и ты делаешь свое дело.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *