Гештальт-терапия Ф. Перлза
Метод, созданный американским психологом Ф. Перлзом под влиянием идей гештальтпсихологии, экзистенциализма, психоанализа, получил большую практическую популярность. Ф. Перлз перенес закономерности образования фигуры, установленные в гештальтпсихологии в сфере восприятия, в область мотивации человеческого поведения. Возникновение и удовлетворение потребностей он рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование мотивационной сферы осуществляется (по Перлзу) по принципу саморегуляции организма.
Человек находится в равновесии с самим собой и окружающим его миром. Быть самим собой, осуществлять свое «Я», реализовать свои потребности, склонности — это путь гармоничной здоровой личности. Человек, который хронически препятствует удовлетворению собственных потребностей, отказывается от реализации своего «Я», со временем начинает следовать ценностям, навязанным извне. И это приводит к нарушению процесса саморегуляции организма.
Согласно гештальт терапии организм рассматривается как единое целое, и любой аспект поведения может быть проявлением целостного бытия человека. Человек является частью более широкого поля: организм — среда. У здоровой личности граница со средой является подвижной: возникновение определенной потребности требует «контакта» со средой и формирует гештальт, удовлетворение потребности завершает гештальт и требует «отхода» от среды. У невротической личности процессы «контакта» и «ухода» являются сильно искаженными и не обеспечивают адекватного удовлетворения потребностей.
Ф. Перлз рассматривал личностный рост как процесс расширения зон самоосознавания, что способствует саморегуляции и координирует равновесие между внутренним миром и средой. Он выделял три зоны сознавания:
- Внутреннюю — явления и процессы, происходящие в нашем теле.
- Внешнюю — внешние события, которые отражаются сознанием.
- Среднюю — фантазии, верования, отношения.
При неврозе преобладает тенденция к сосредоточению на средней зоне за счет исключения из сознания двух первых. Такая излишняя склонность к фантазированию, интерпретации нарушает естественный ритм процесса сознания, вынуждает клиента сосредоточиваться на прошлом и будущем в ущерб настоящему, так как завершить гештальт (удовлетворить потребность) можно только в момент «здесь и сейчас».
По мнению Ф. Перлза, психические нарушения у людей обусловлены тем, что их личность не составляет единого целого, т.е. гештальта. У большинства клиентов стресс возникает в результате неосознанных конфликтов, мешающих им входить в контакт с некоторыми из собственных чувств и мыслей.
Гештальт терапия стремится побудить человека переживать собственные фантазии, осознавать собственные эмоции, контролировать интонации голоса, движения рук и глаз, и понять прежде игнорировавшиеся им физические ощущения с тем, чтобы он снова смог восстановить связь между всеми своими аспектами личности и в результате достичь полного осознания собственного «Я». В основе всех нарушений лежат ограничения способности индивида к поддержанию оптимального равновесия со средой, нарушение процесса саморегуляции.
В гештальт теории различают пять механизмов нарушения процесса саморегуляции:
- интроекцию;
- проекцию;
- ретрофлексию;
- дефлексию;
- конфлуенцию.
При интроекции человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Этот неассимилированный опыт — интроект -является чуждой для человека частью его личности. Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения. «Он думает то, чего от него хотят другие».
Проекция — прямая противоположность интроекции. При проекции человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его «Я-концепции». Образующиеся в результате проекции дыры заполняются интроектами. «Он делает другим то, в чем сам их обвиняет».
Ретрофлексия — поворот на себя — наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя. Такими неудовлетворенными потребностями или незавершенными гештальтами часто являются агрессивные чувства. «Он делает себе то, что хотел бы делать другим». Ретрофлексия при этом проявляется в мышечных зажимах. Первоначальный конфликт между «Я» и другими превращается во внутриличностный конфликт. Показателями ретрофлексии является использование в речи возвратных местоимений и частиц. Например: «Я должен заставить себя сделать это».
Дефлексия — уклонение от реального контакта. Человек, для которого характерна дефлексия, избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме болтливости, ритуальности, условности поведения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций.
Конфлуенция (или слияние) — выражается в стирании границ между «Я» и окружением. Такие клиенты с трудом отличают свои мысли, чувства и желания от чужих. Для людей с конфлуенцией характерно при описании собственного поведения употребление местоимения «мы» вместо «я». Конфлуенция представляет собой защитные механизмы, прибегая к которым индивид отказывается от своего подлинного «Я».
В результате действия перечисленных механизмов нарушается целостность личности, которая оказывается фрагментированной, разделенной на отдельные части. Такими фрагментами часто выступают дихотомии: мужское — женское, активное -пассивное, зависимость — отчужденность, рациональность — эмоциональность и т.д.
Понятие «незаконченное дело» является одним из центральных в гештальт коррекции. «Незаконченное дело» означает, что неотреагированные эмоции препятствуют процессу актуального осознавания происходящего. По Перлзу, наиболее часто встречающимся и худшим видом незавершенного дела является обида, которая нарушает подлинность коммуникации.
Довершить незавершенное, освободиться от эмоциональных задержек — один из существенных моментов в гештальткоррекции.
Другим важным термином является «избегание«. Понятие, с помощью которого отражаются особенности поведения, связанные со способами ухода от признания и принятие всего того, что связано с неприятным переживанием незавершенного дела. Гештальт-терапия поощряет выражение задержанных чувств, конфронтацию с ними и проработку их, достигая тем самым личностной интеграции. В процессе гештальт коррекции на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности клиент проходит через пять уровней, которые Ф. Перлз называет уровнями невроза.
5 уровней невроза по Ф. Перлзу
Первый уровень — уровень фальшивых отношений, игр и ролей. Это слой фальшивого ролевого поведения, привычные стереотипы, роли. Невротическая личность отказывается от реализации своего «Я» и живет согласно ожиданиям других людей. В результате собственные цели и потребности человека оказываются неудовлетворенными.
Человек испытывает фрустрацию, разочарование и бессмысленность своего существования.Второй уровень — фобический — связан с осознанием своего фальшивого поведения и манипуляций. Но когда клиент представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренне, его охватывает чувство страха. Человек боится быть тем, кем является. Боится, что общество подвергнет его остракизму. И клиент стремится избегать столкновения со своими болезненными переживаниями.
Третий уровень — уровень тупика и отчаяния. Он характеризуется тем, что человек не знает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но не готов и не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры. В результате человек придерживается статуса-кво, боясь пройти через тупик. Это моменты, связанные с переживанием своей собственной беспомощности.
Четвертый уровень —
Пятый уровень — эксплозия, взрыв. Клиент сбрасывает с себя фальшивое, наносное, начинает жить и действовать от своего подлинного «Я». Достижение этого уровня означает формирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Таким образом, гештальткоррекция — это подход, направленный на освобождение и самостоятельность личности.
Цели коррекции. Целью гештальт коррекции является снятие блокировок, пробуждение потенциально существующих в человеке естественных ресурсов, способствующих его личностному росту, достижению ценности и зрелости, полной интеграции личности клиента.
Основная цель — помощь человеку в полной реализации его потенциала. Эта цель разбивается на вспомогательные:
- обеспечение полноценной работы актуального самоосознавания
- смещение локуса контроля вовнутрь;
- поощрение независимости и самодостаточности;
- обнаружение психологических блоков, препятствующих росту, и изживание их.
Позиция психолога. В гештальткоррекции психолог рассматривается как катализатор, помощник, сотворец, интегрированный в единое целое гештальтличности клиента. Психолог старается избегать непосредственного вмешательства в личные чувства клиента и пытается облегчить выражение этих чувств.
Главная цель взаимодействия с клиентом — активация внутренних личностных резервов клиента, высвобождение которых ведет к личностному росту.
Требования и ожидания от клиента. В гештальт коррекции клиентам отводится активная роль, включающая в себя право на собственные интерпретации позиций, на осознавании схем своего поведения и жизни. Предполагается, что клиент должен переключиться с рационализирования на переживание. Причем вербализация чувств не настолько важна, насколько важно желание клиента, его готовность принять сам процесс актуального переживания, в котором он будет на самом деле испытывать чувства и говорить от их имени, а не просто сообщать о них.
Техники
Психотехникам в гештальт-коррекции придается очень большое значение. Они именуются играми и экспериментами. Широкую известность гештальт-коррекция получила во многом благодаря этим играм.
1. Экспериментальный (диссоциированный) диалог. Это диалог между фрагментами собственной личности. Когда у клиента наблюдается фрагментация собственной личности, психолог предлагает эксперимент: провести диалог между значимыми фрагментами личности. Например, между агрессивным и пассивным началом, между нападающим и защищающимся. Это может быть диалог и с собственным чувством (например, с чувством страха), а также с отдельными частями тела или с воображаемым (значимым для клиента) человеком.
Техника игры такова: напротив стула, который занимает клиент («горячий стул») располагается пустой стул, на который «сажают» воображаемого собеседника. Клиент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, отождествляя себя с различными фрагментами своей личности и выступая то с позиции жертвы, то с позиции агрессора, и по очереди воспроизводит реплики от имени одной, затем другой психологической позиции.
2. «Большой пес» и «Щенок». Широко распространенным приемом является использование двух игровых позиций: «Большой пес» и «Щенок». «Большой пес» олицетворяет обязанности, требования, оценки. «Щенок» олицетворяет пассивно-оборонительные установки, ищет уловки, отговорки, оправдания, обосновывающие уклонения от обязанностей. Между этими позициями происходят борьба за власть и полный контроль над личностью.
«Большой пес» пытается оказать давление угрозой наказания или предсказанием отрицательных последствий поведения, не соответствующего требованиям. «Щенок» не вступает в прямую борьбу, а использует уловки — ему несвойственна агрессивность. Фрагменты диалога между этими частями личности возникают иногда в сознании клиента в различных ситуациях повседневной жизни, когда, например, он пытается заставить себя сделать что-то и одновременно манипулирует разными отговорками и самооправданиями. С помощью систематизированного и искреннего диалога во время упражнения клиент может более полно осознать бесплодные манипуляции, совершаемые над собственной личностью, стать более искренним и способным более эффективно управлять собой.
Техника обладает выраженным энергетическим потенциалом, усиливает мотивацию клиента к более адекватному поведению.
3. Совершение кругов, или идти по кругу. Известная психотехника, согласно которой клиент по просьбе ведущего (техника применяется в групповой работе) обходит всех участников по очереди, и либо что-то говорит им, либо совершает какие-то действия с ними. Члены группы при этом могут отвечать. Техника используется для активизации членов группы, поощрения их к риску нового поведения и свободы самовыражения. Часто предлагается начало высказывания с просьбой завершить его, например: «Пожалуйста, подойдите к каждому в группе и завершите следующее высказывание: «Я чувствую себя неудобно потому, что…»» Клиент может пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с волнующим его вопросом, например, выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группы. Прием позволяет более дифференцировано определять собственные переживания и связи с окружающими.
Многократное повторение фразы, выражающей какое-либо глубокое убеждение, может способствовать изменению его значения и содержания для клиента.
4. Техника «наоборот» (перевертыш). Техника заключается в том, чтобы клиент сыграл поведение, противоположное тому, которое ему не нравится. Скажем, застенчивый стал вести себя вызывающе; приторно вежливый — грубо, тот, кто всегда соглашался, занял бы позицию непрестанного отказа. Техника направлена на принятие клиентом себя в новом для него поведении и на интегрировании в «Я» новых структур опыта.
5. Экспериментальное преувеличение. Техника направлена на развитие процесса самоосознания путем гиперболизации телесных, вокальных и других движений. Это обычно интенсифицирует чувства, привязанные к тому или иному поведению: громче и громче повторять фразу, выразительнее делать жест. И особую ценность представляет ситуация, когда клиент стремится подавить какие-либо переживания -это приводит к развитию внутренних коммуникаций.
6. Незаконченное дело. Любой незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее завершения. У большинства людей есть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями, сослуживцами и т.д. Чаще всего это невысказанные жалобы и претензии. Клиенту предлагается с помощью приема «пустого стула» высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому из участников группы, кто имеет отношение к незаконченному делу. В опыте работы гештальт-групп отмечается, что наиболее частое и значимое невыраженное чувство — это чувство вины или чувство обиды, именно с этим чувством работают в игре, которая начинается со слов «Я обижен. ..».
7. Проективные игры на воображение иллюстрируют процесс проекций и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности.
Наиболее популярная игра — «Старый заброшенный магазин«. Клиенту предлагают закрыть глаза, расслабиться, а потом представить, что поздно ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого заброшенного магазина. Окна грязные, но если заглянуть, можно заметить какой-то предмет. Клиенту предлагают тщательно его рассмотреть, затем отойти от заброшенного магазина и описать предметы, обнаруженный за окном.
Далее ему предлагается вообразить себя этим предметом, и, говоря от первого лица, описать свои чувства, ответив на вопросы: «Почему он оставлен в магазине? На что похоже его существование в качестве этого предмета?» Идентифицируясь с предметами, клиенты проецируют на них какие-то свои личностные аспекты.
8. «У меня есть тайна«. В этой игре предпринимается исследование чувства вины и стыда. Каждого из участников группы просят подумать о каком-либо важном для него и тщательно хранимом личном секрете. Психолог просит, что бы участники не делились этими тайнами, а представили себе, как могли бы реагировать окружающие, если бы эти тайны стали им известны. Следующим шагом может быть предоставление каждому участнику случая похвастаться перед другими, «какую страшную тайну он хранит в себе». Довольно часто оказывается, что многие неосознанно очень привязаны к своим секретам как к чему-то драгоценному.
9. «Преувеличение«. Большое внимание в гештальттерапии уделяется так называемому «языку тела». Считается, что физические симптомы более точно передают чувства человека, чем вербальный язык. Ненамеренные движения, жесты, позы клиента иногда являются сигналами важных содержаний. Однако эти сигналы остаются прерванными, неразвившимися, искаженными. Предлагая клиенту преувеличить нечаянное движение или жест, можно сделать важное открытие.
Например, скованный, чрезмерно сдержанный мужчина постукивает пальцем по столу, в то время как женщина в группе долго и пространно о чем-то говорит. Когда его спрашивают, не хочет ли он прокомментировать то, о чем говорит женщина, он отказывается, уверяя, что разговор мало его интересует, но продолжает постукивание. Тогда психолог просит усилить постукивание, стучать все громче и выразительнее до тех пор, пока клиент не осознает, что делает.
Гнев клиента нарастает очень быстро, и через минуту он с силой бьет по столу, горячо выражая свое несогласие с женщиной. При этом он восклицает: «Она точно как моя жена!» В дополнение к этому осознанию он получает мимолетное впечатление о чрезмерном контроле своих сильных утвердительных чувств и возможности более непосредственного их выражения.
10. «Репетиция«. По мнению Ф. Перлза, люди тратят много времени, репетируя на «сцене воображения» различные роли и стратегии поведения по отношению к конкретным ситуациям и лицам. Часто отсутствие успеха в действиях в конкретных жизненных ситуациях определяется тем, как данная личность в воображении готовится к этим ситуациям. Такая подготовка в мыслях и воображении часто проходит в соответствии с ригидными и неэффективными стереотипами, являющимися источником постоянного беспокойства неадекватного поведения. Репетиция поведения вслух в группе с вовлечением других участников позволяют лучше осознать собственные стереотипы, а также использовать новые идеи и решения в этой области.
11. Проверка готового мнения. Случается, что психолог, слушая клиента, улавливает в его словах какое-то определенное сообщение. Тогда он может воспользоваться следующей формулой: «Слушая тебя, у меня возникло одно мнение. Я хочу предложить тебе повторить это мнение вслух и проверить, как оно звучит в твоих устах, насколько оно тебе подходит. Если согласен попробовать, повтори это мнение нескольким членам группы».
В этом упражнении содержится фактор интерпретации скрытого значения поведения клиента, но психолог не старается сообщить свою интерпретацию клиенту, он только предоставляет пациенту возможность исследовать переживания, связанные с проверкой рабочей гипотезы. Если гипотеза окажется плодотворной, клиент может развить ее в контексте собственной деятельности и опыта.
Ф. Перлз вначале применял свой метод в виде индивидуальной коррекции, но впоследствии полностью перешел на групповую форму, находя ее более эффективной и экономичной. Групповая работа проводится как центрированная на клиенте. Группа при этом используется инструментально, по типу хора.
Во время работы одного из участников группы, который занимает «горячий стул» рядом со стулом психолога, другие члены группы идентифицируются с ним и проделывают большую молчаливую аутотерапию, осознавая фрагментированные части своего «Я» и завершая незаконченные ситуации.
Вся многообразная техника гештальт-терапии направлена на обеспечение психологической поддержки личности, на освобождение человека от бремени прошлых и будущих проблем и возвращении его «Я» в богатый изменчивый мир личностного «сейчасного» бытия.
Гештальт-терапия Фредерика Перлза
Гештальт-терапия (в переводе с нем. «образ», «фигура», «фон») – метод психотерапии, способствующий распространению сознания человека, и достижение на основе этого большей внутриличностной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с окружающими людьми и внешним миром.
У истоков развития гештальт-терапии стоял немецкий психиатр и психоаналитик Фредерик С. Перлз. Благодаря его научной деятельности и вкладу в развитие нового направления ряда многих ученых, в том числе и его жены Лоры, гештальт-терапия на данный момент обрела значительную популярность в Европе. Очень многие люди, не справившиеся с решением своих личностных проблем, обращались к психоаналитикам, активно применяющим методы гешталь-терапии для оказания им психотерапевтической помощи. Немалое число институтов заняты практикой и преподаванием гештальт-терапии во всех концах мира.
Основы гештальт-терапии
Для начала объясним, что же такое гештальт. Это понятие представляет собой своеобразную организацию частей, составляющую единое целое. Т.е. в своем восприятии мы выбираем то, что является для нас наиболее важным и значимым, например, чувство голода заставляет искать определенную пищу, которой можно быстрее устранить это чувство, остальное на данный момент не имеет никакого значения до поры времени. И как только происходит насыщение, внимание переключается, другими словами, мы в первую очередь обращаем внимание на наиболее значимые фигуры (это может быть образ близкого нам человека, чувство голода, головная боль), а прочие детали остаются незамеченными, уходят в так называемый фон.
Природа человека
В теории гештальт-терапии природа представлена как могучая, самовосполняющаяся сила, которой свойственно столько же физиологических и животных факторов, как социальных и культурных. Здесь мы признаем первичность условий жизни.
Поле «организм-окружающая среда»
Поскольку существование человека-животного включает и его окружающую среду, в теории широко используется понятие «поле», «организм-среда», т. е. его сущностью является его целостность и неразрывность с окружающей средой.
Саморегуляция
Не существует ни одной функции жизнедеятельности живого существа, которая не включала бы в себя контакт с окружающей средой. Теория природы человека-животного содержит принцип саморегуляции, которая только тогда будет хорошей, если поле «организм-окружающая среда» ничем не будет искажено.
Контакт и граница контакта
Контакт – это то, как осуществляется взаимодействие человека с объектом или окружающей его средой, предоставляющей различные пути их наведения. Это также способность отказаться от неподходящих способов для своего удовлетворения. Любой контакт считается именно творческой адаптацией человека к окружающей среде, благодаря ему, он подтверждает сохранение своего уникального бытия.
Доминантность
Гештальт-рисунок Для осуществления контакта важно, чтобы осознаваемая нами фигура отделилась от фона. Именно она создает доминантность поля, которая преобладает над остальными, не значимыми для нас объектами. Целью гештальт-терапии является активация нашего умения взаимодействовать с образами, строить их в адекватной связи с фоном.
Острая ситуация и терапевтическая ситуация
Исходя из вышеприведенных понятий и оперируя ими, гештальт-терапия анализирует страдания, невроз и все трудности, из-за которых люди обращаются к психотерапевту. И удивительным является то, что симптом является следствием уже упомянутой творческой адаптации человека к окружающей среде. Отсюда становятся понятными те психотехнические приемы, используемые психоаналитиками для подведения человека к осознанию своих проблем и неудач и самостоятельной разработке путей их решения.
Задачи гештальт-терапии
Так, мы выяснили задачу психоаналитика, которая сводится к попыткам поддержать способность человека выделять гештальт-фигуры, отделять их от фона, позволять им разворачиваться и вступать в контакт, строиться и разрушаться. Если я веду машину, образы, которые я воссоздаю, состоят из увиденных пейзажей, если же вижу помеху, эти образы исчезают и заменяются образами непосредственной опасности на пути. Такое последовательное создание и разрушение гештальт-образов называется циклом контакта, включающим в себя четыре фазы:
- предконтакт – заключает фон или задний план, которым является наше тело и в нем зарождается чувство или желание, говорящее об определении наличия актуальной потребности в этот момент;
- контактирование – образ, выделившийся от хаотичного фона, сам отходит на задний план. С этого времени энергия аккумулируется и дает возможность человеку повернуться к окружающей среде для изучения всех имеющихся в ней способов с целью найти удовлетворение своей потребности;
- финальный контакт – теперь сама среда уходит из поля внимания и возникает новый образ – выбранный объект;
- постконтакт – уже нет ни фигуры, ни поля, не остается больше ничего актуального и потребность либо удовлетворена, либо сменилась на другую, отличную от предыдущей.
В жизни мы можем не доводить до конца эту последовательность фаз. Например, я хочу позвонить своему другу (фаза предконтакта), иду к телефону, беру его в руку, набираю номер (фаза контакта), но вдруг мои действия прерывает звонок в дверь, и я откладываю трубку телефона. Здесь мы имеем дело с еще одним важным понятием в гештальт-терапии «незавершенность ситуации». В нашем случае, телефонный разговор не состоялся по причине более актуальной потребности открыть дверь пришедшему человеку, здесь выбора не было, и последовательность фаз нарушилась.
В жизни большинство из нас очень часто прерывают эту последовательность в той или иной ситуации. Патогенная ситуация создается, когда я оставляю незавершенную ситуацию, попадаю в положение безвыходности или отсутствия рационального выбора (в данном случае с отложенным телефонным разговором), и не возвращаюсь к этому. Здесь может быть неосознаваемое раздражение, будто бы не все сделал, что планировал.
Когда подобная незавершенная ситуация начинает сильно беспокоить человека, терапевт наводящими вопросами дает ему возможность понять прерывание последовательности, изменить его, чтобы тот вновь смог сделать правильный и безболезненный выбор.
Игры
В гештальт-терапии существует много различных игр, нацеленные на решение проблем.
Незаконченное дело
Как уже говорилось, когда клиенты идентифицируют незаконченное дело (например, что-то, что они делали вместе со своими родителями, родными братьями или сестрами, а также с друзьями), их просят завершить его, чтобы выявить чувство обиды, которое характерно для незаконченного дела.
Проективная игра
Того, кто выражает недоверие своими словами просят сымитировать ненадежного человека, чтобы выявить и доказать скрытую его ненадежность.
Выявление противоположного
Эта игра основана на том, что в своем поведении в большинстве случаев мы проявляем себя полностью противоположно тем чувствам и эмоциям, которые находятся глубоко внутри нас. Например, приятную молодую девушку просят сыграть роль «сварливой и злобной мегеры».
Репетиция
Многие из нас в своем уме прокручивают те или иные высказывания в различных воображаемых ситуациях, и участники игры делятся своими репетиционными мыслями.
Преувеличение
Какое-либо движение тела или жест намеренно акцентируется и утрируется с целью показать его нелепость.
Игры, используемые в брачном консультировании
Партнеры высказывают друг другу свои обиды, а затем, исчерпав их, перечисляют взаимные положительные стороны. Еще их просят открыть те или иные внешние или внутренние качества, которые заметны в другом собеседнике, что помогает связывать факты с действительностью, а не со своими фантазиями.
Есть и другие методики в гештальт-терапии, которые направлены на определенный круг решаемых проблем, среди которых может быть и психотерапевтическое воздействие на людей, страдающих зависимостями от алкоголя, наркомании и др. Важно помнить, что только профессионал имеет право проводить подобные сеансы, поскольку неправильная тактика коррекции может принести серьезные осложнения психике пациента.
1942 — Эго, голод и агрессия
1951 — Опыты психологии самопознания (Практикум по гештальт-терапии)
1951 — Теория гештальт-терапии
1969 — Внутри и вне помойного ведра
1969 — Гештальт-семинары
1973 — Гештальт-подход. Свидетель терапии
групповая терапия | Британника
- Похожие темы:
- психодрама тренировка чувствительности семейная терапия группа встреч системная терапия
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
групповая терапия , использование групповых дискуссий и других групповых мероприятий при лечении психологических расстройств. Несмотря на широко распространенное признание того, что группы, к которым принадлежит человек, могут влиять на его отношение и поведение, традиционный медицинский акцент на конфиденциальности отношений между врачом и пациентом замедлил общее принятие групповой психотерапии. Лишь несколько врачей практиковали групповую терапию до Второй мировой войны. Большое количество солдат, нуждающихся в психотерапии, вынуждало психиатров пытаться лечить их в группах, и использование групповых методов оказалось настолько эффективным, что они получили быстрое развитие в послевоенные годы. Практика групповой терапии распространилась на клинических и консультирующих психологов, а также социальных работников.
Групповые терапевтические техники так же разнообразны, как и индивидуальная терапия, и, как правило, делают упор либо на облегчение страданий участников с помощью непосредственных мер, либо на создание групповой атмосферы, способствующей лучшему самопониманию и личностному созреванию. Группы первого типа могут иметь любое количество членов, иногда до 50 и более. Некоторые в первую очередь вдохновляют тем, что их главная цель — поднять боевой дух участников и бороться с чувством изоляции, культивируя чувство принадлежности к группе с помощью лозунгов, ритуалов, свидетельств и публичного признания прогресса членов. Некоторые из этих групп превратились в автономные движения, управляемые исключительно их членами. Ярким примером являются Анонимные Алкоголики, организованные хроническими алкоголиками, чтобы помочь себе.
Еще из Britannica
психическое расстройство: групповая психотерапия
Другой класс групповых методов, особенно тех, которые используют недирективные (клиент-центрированные) или психоаналитические методы, стремится способствовать свободному обсуждению и свободному самораскрытию. Большинство из них используют небольшие очные группы, обычно состоящие из пяти-восьми участников с похожими проблемами. Членам помогает самопонимание и более успешное поведение путем взаимного изучения их реакций на людей в их повседневной жизни, друг на друга и на лидера группы в эмоционально поддерживающей атмосфере.
Тренировка чувствительности — это метод улучшения взаимодействия между людьми в нетерапевтических условиях, который вошел в моду (особенно в Соединенных Штатах) в 1960-х и 1970-х годах. Основанный на методах групповой терапии, он использует интенсивные групповые обсуждения и взаимодействие для повышения индивидуального осознания себя и других. Он был известен под разными названиями, включая Т-группу, группу встреч и обучение человеческим отношениям или групповой динамике. Методы такого обучения применялись к широкому кругу социальных проблем (9).0027, например, в бизнесе и промышленности) для укрепления доверия и общения между отдельными лицами и группами в организации.
Идея лечения семьи как группы (семейная терапия или консультирование) основана на представлении о том, что деструктивные взаимоотношения членов семьи можно сделать более позитивными, исследуя их модели поведения по отношению друг к другу. Многие семейные терапевты придерживаются принципа, вытекающего из теории групповых процессов, согласно которому члены семьи берут на себя различные роли; семьи часто назначают одного члена на роль мученика, и поведение этого человека со временем соответствующим образом формируется, иногда вплоть до эмоционального расстройства. Таким образом, большая часть дистресса психиатрического пациента считается вызванной самовоспроизводящимися и саморазрушительными способами отношений с близкими людьми. Таким образом, семейная терапия — это попытка проанализировать семейные роли и скорректировать их, чтобы создать больший баланс.
Вопросы, угрожающие стабильности семейной ячейки, такие как инцест, развод, жестокое обращение с детьми, злоупотребление наркотиками или алкоголем, вопросы, касающиеся разногласий в воспитании детей, финансов, социальных и этических ценностей, раскрываются в присутствии опытного терапевтом и открыто обсуждается. Благодаря пониманию проблем, угрожающих семье, и оценке индивидуальных активов каждого члена семьи терапия часто приводит к эффективному решению семейных проблем.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Концепция семейной терапии была разработана в начале 20 века, в основном благодаря усилиям австрийского психиатра Альфреда Адлера (1870–1937). Ответвление супружеской (иногда называемой парной или семейной) терапии, основанной на методах психотерапии швейцарского психиатра Карла Юнга (1875–1961). Уильям Х. Мастерс и Вирджиния Э. Джонсон основывали методы своей сексотерапии на обширных исследованиях сексуальной реакции человека.
Социальная терапия, или терапия в среде, для пациентов, находящихся в специализированных учреждениях, представляет собой расширение принципов групповой терапии, чтобы превратить психиатрическую больницу в терапевтическое сообщество, все аспекты которого помогут восстановить психическое здоровье пациентов. Это включает в себя создание позитивной, поддерживающей атмосферы и полную программу профессиональных, развлекательных и образовательных мероприятий. Это также включает в себя развитие гибкой демократической социальной структуры, в которой все члены лечебного персонала работают как скоординированная команда, а пациенты ответственно участвуют, в пределах, налагаемых их инвалидностью, во всех фазах больничной жизни. См. также психодрама.
Когнитивно-поведенческая терапия | Определение, история, методы и факты
- Связанные темы:
- психотерапия диалектическая поведенческая терапия
См. весь связанный контент →
когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) , также называемая когнитивно-поведенческой терапией , распространенная форма психотерапии, используемая для того, чтобы помочь людям осознать и изменить свои неточные или негативные модели мышления. В отличие от многих традиционных психотерапевтических методов, когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) не направлена на выявление истоков конкретной проблемы человека. Вместо этого когнитивно-поведенческая терапия фокусируется на том, как модели мышления людей влияют на их эмоции и поведение. Изменив эти паттерны, люди смогут лучше управлять своими эмоциями и изменить свое поведение, а также научиться более реалистично и эффективно справляться с проблемами и стрессами в своей жизни. Для многих людей когнитивно-поведенческая психотерапия более эффективна, чем другие виды психотерапии, поскольку для достижения положительных результатов требуется меньше сеансов.
КПТ можно использовать отдельно или в сочетании с другими видами терапии и психиатрическими препаратами для лечения широкого спектра психических расстройств. К ним относятся посттравматическое стрессовое расстройство, фобии (иррациональные страхи), синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ), тревожные расстройства, чрезмерный гнев, обсессивно-компульсивное расстройство, злоупотребление психоактивными веществами и расстройства пищевого поведения. Кроме того, методы КПТ помогли тем, у кого нет проблем с психическим здоровьем, научиться справляться с периодами сильного стресса, например, в результате смерти члена семьи.
Историческое развитие
Современная когнитивно-поведенческая терапия берет свое начало в 1950-х и 60-х годах, когда психологи и психиатры, работавшие в Южной Африке, Англии и США, начали изучать использование психотерапевтических вмешательств, основанных на принципах теории обучения. Вскоре поведенческая терапия стала признанной формой лечения, которая включала стратегии, основанные на воздействии, методы, основанные на классическом и оперантном обусловливании, и другие стратегии, направленные на непосредственное изменение проблемного поведения.
К началу 1960-х термин поведенческая терапия появился в нескольких важных публикациях. Связанные термины, такие как модификация поведения , стали чаще использоваться в течение десятилетия. В 1963 г. начал выходить первый научный журнал, посвященный поведенческой терапии ( Behavior Research and Therapy ), а в 1966 г. была создана Ассоциация развития поведенческой терапии (AABT).
В 1960-х и 1970-х годах несколько психологов начали сочетать поведенческую терапию с когнитивными методами лечения, направленными на изменение негативных моделей мышления и обработки информации клиентов. Хотя ряд людей сыграли важную роль в раннем продвижении когнитивных методов лечения, Аарону Беку и Альберту Эллису чаще всего приписывают разработку этих методов лечения. Оба изначально обучались как психоаналитики, и оба описали свою неудовлетворенность традиционным психоанализом как причину, по которой они стремились разработать новые подходы к лечению депрессии, тревоги и связанных с ними проблем. Эллис назвал свою форму лечения рационально-эмоциональная терапия и, позднее, рационально-эмоционально-поведенческая терапия , а Бек использовал термин когнитивная терапия . Оба метода были направлены на то, чтобы помочь клиентам изменить свои убеждения, предположения и прогнозы с негативных, депрессивных, тревожных и дисфункциональных на более реалистичные, позитивные и адаптивные. По мере того, как эффективные поведенческие и когнитивные методы лечения становились все более популярными, исследователи в 1970-х и 80-х годах начали разрабатывать протоколы, включающие стратегии обеих форм лечения.
Формы лечения
Продолжительность, частота и формат сеансов когнитивно-поведенческой терапии сильно различаются в зависимости от типа решаемой проблемы, доступности терапевта и предпочтений клиента. Как правило, курс лечения состоит из 10–20 сеансов, обычно проводимых еженедельно. Однако для лечения пациентов со сложными проявлениями (например, со значительными сопутствующими заболеваниями и расстройствами личности) может потребоваться более 20 сеансов, а для лечения лиц с узконаправленными проблемами (например, специфическими фобиями) часто требуется гораздо меньше сеансов. Лечение может происходить индивидуально или в группах. Хотя КПТ часто проводится амбулаторно, существуют также программы стационарного и дневного лечения, основанные на подходе КПТ. Сеансы когнитивно-поведенческой терапии обычно начинаются с того, что терапевт и клиент совместно определяют повестку дня встречи. Основная часть каждого сеанса посвящена обучению, повторению или применению конкретных стратегий КПТ к проблемам клиента. Ранние сеансы часто более дидактичны, когда терапевт описывает, как использовать определенные техники, в то время как на более поздних сеансах больше времени тратится на использование новых стратегий. Домашнее задание часто назначается, чтобы побудить клиентов ежедневно просматривать и практиковать стратегии когнитивно-поведенческой терапии.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Оценка клиента
Различные процедуры оценки используются для понимания терапевтических потребностей клиента, определения методов когнитивно-поведенческой терапии для использования в лечении и измерения прогресса. Как почти во всех формах психотерапии, клиническое интервью является важным инструментом для терапевтов, использующих КПТ. В дополнение к обычным темам, затрагиваемым во время интервью (например, история существующей проблемы, личная и семейная история и т. д.), КПТ-терапевты выясняют типы поведенческих эксцессов и дефицитов, которые связаны с трудностями клиента, триггеры и причины. последствия проблемного поведения и типы познания, связанные с негативными состояниями настроения, такими как тревога, депрессия и гнев. Часто полуструктурированные интервью используются для обеспечения стандартизированного подхода к оценке, который вряд ли случайно упустит важные особенности проблемы.
Прямое наблюдение за поведением включает в себя наблюдение за клиентом в соответствующей ситуации и отслеживание поведения и реакций, представляющих интерес. Например, при лечении социального тревожного расстройства с помощью когнитивно-поведенческой терапии терапевты могут сначала провести тест поведенческого подхода (BAT), в котором клиент сталкивается с пугающей ситуацией (например, случайный разговор с незнакомцем или краткая презентация). Во время BAT у терапевта есть возможность наблюдать за клиентом, чтобы отметить любые дефициты навыков и наблюдать за любым поведением избегания или безопасности, которое используется во время теста. После BAT клиенты обычно сообщают о серьезности своего беспокойства и о любых тревожных мыслях, возникших во время упражнения. Преимущество наблюдения за поведением перед другими формами оценки заключается в том, что оно позволяет определить поведение или другие особенности проблемы, о которых клиент может не знать.
Дневники мониторинга — это формы, которые клиенты заполняют на регулярной основе для измерения соответствующих симптомов или контроля использования ими определенных стратегий когнитивно-поведенческой терапии. Например, при лечении депрессии клиентам обычно предлагается отслеживать свои депрессивные мысли и использовать когнитивные дневники, чтобы бросить вызов своим моделям негативного мышления. Преимущество дневников мониторинга состоит в том, что они позволяют избежать проблем, связанных с предвзятостью ретроспективных воспоминаний. Попросив клиентов сообщать о своих симптомах по мере их появления, они с большей вероятностью предоставят точный отчет о частоте и серьезности своих симптомов, чем если бы они просто пытались воссоздать в памяти симптомы, сидя в комнате. кабинет терапевта через несколько дней или недель.