Кафедра гигиены детей и подростков
Институт общественного здоровья Кафедра гигиены детей и подростков |
||
Телефоны для справок: |
||
Зав. кафедрой |
Член-корр. РАН, профессор, д.м.н. Кучма Владислав Ремирович |
|
Зав. учебной частью |
доцент, к.м.н. Ямщикова Наталия Львовна |
8(499)248-71-07 |
Обучение проводится по специальности |
Педиатрия, медико-профилактическое дело |
|
обучение проводится по адресу: |
||
Москва 119435, ул. Большая Пироговская дом 2, стр.2 к.130-135 |
||
Телефоны для справок: 8(499)248-71-07 E-mail: [email protected] |
Поезд до м. «Фрунзенская», «Киевская».
Кафедра гигиены детей и подростков Первого МГМУ имени И.М. Сеченова, старейшая в России, основана в 1926 году на медицинском факультете Московского государственного университета. Имеет богатый исторический опыт по организации учебно-профессиональной деятельности, как студентов, так и дипломированных специалистов в области гигиены и охраны здоровья детей и подростков.
Задачами кафедры являются:
-
подготовка квалифицированных специалистов с высшим медицинским образованием на основе тесной связи учебного процесса с практикой, научными исследованиями по вопросам гигиены и охраны здоровья детей и подростков;
-
совершенствование системы вузовского и дополнительного профессионального образования врачей и специалистов, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, электронных ресурсов;
-
совершенствование системы управления качеством подготовки студентов и врачей;
-
активизация научных исследований по приоритетным направлениям гигиены и охраны здоровья детей и подростков, развития и совершенствования подготовки медицинских кадров, укрепления здоровья детей и подростков, профилактики наиболее распространённых заболеваний детей и подростков, повышения уровня санитарно-эпидемиологического благополучия подрастающего поколения и улучшение качества жизни детей и подростков;
-
популяризация учебно-методических и научных достижений кафедры и Первого МГМУ им.
И.М. Сеченова; -
развитие и приумножение педагогического потенциала Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, его научных школ.
На кафедре обучаются студенты педиатрического факультета по двум дисциплинам «Гигиена» и «Основы формирования здоровья детей».
Цель обучения состоит в формировании у будущих педиатров знаний, умений, ценностных ориентаций необходимых для осуществления профилактической работы, являющейся неотъемлемой частью деятельности врача педиатра. Квалифицированная оценка влияния внешней среды и образа жизни на здоровье и развитие детского населения, оказывающие положительное и отрицательное воздействие на организм, позволяет объективно оценить степень взаимодействия и обосновать осуществление конкретных профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и подростков.
Программы дополнительного профессионального образования кафедры рассчитаны в первую очередь на специалистов-практиков, стремящихся повысить свой профессиональный уровень; получить оперативные и четкие разъяснения по всем вопросам, связанным с изменениями в законодательстве; установить новые деловые контакты и связи с партнерами и коллегами.
Кафедра работает на базе НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, что дает возможность использовать в учебной и научной работе кафедры потенциал института (библиотека научной литературы, и информационно-методических документов, научные лаборатории, испытательные центры предметов детского обихода, издательской продукции. Базовым учреждением кафедры является образовательный центр «Самсон”.
Формы обучения: очные и дистанционные. Включены целевые, а также платные формы послевузовского образования.
Перейти в раздел:
- Кафедра гигиены детей и подростков
- Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии имени академика А.А. Воробьева
- Кафедра общественного здоровья и здравоохранения имени Н.А. Семашко
- Кафедра экологии человека и гигиены окружающей среды
- Кафедра эпидемиологии и доказательной медицины
- Кафедра общей гигиены
- Кафедра медицины труда, авиационной, космической и водолазной медицины
Научная работа
Кафедра гигиены детей и подростков педиатрического факультета проводит подготовку научно-педагогических кадров
Аспирантура
Докторантура
Тема НИР: Динамика физического развития и состояния здоровья детей как показатель санитарного благополучия населения в современных социально-экономических условиях» (номер госрегистрации 01970007183)
Темы выполняемых диссертационных исследований:
«Гигиеническая оценка условий и технологий обучения в медицинском предуниверсарии» (аспирант Тикашкина О. В.)
«Разработка гигиенических требований к электронным учебным изданиям для детей» (аспирант Саньков С.В.)
Ответственный за аспирантов – доцент Макарова Анна Юрьевна.
Основная научная проблема, над которой кафедра работает с момента основания и продолжает ее разработку в настоящее время, – «Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков».
Исследования по данной проблеме были начаты ещё в 1929 году под руководством А.В. Молькова: изучалось физическое развитие детей Москвы и Тулы, поселка Глухово, детского населения Дагестана и Марийской АССР (Д.А. Арон, М.Д. Большакова, Г.П. Сальникова, Л.А. Сыркин и др.). Исследования проведены в этих районах страны в 1935-1946 гг. и 1938-1939 гг. было показано, что улучшение условий воспитания и быта положительно сказались на уровне физического развития детей. В послевоенные года при изучении физического развития дошкольников была выявлена зависимость развития речи от уровня физического развития ребенка (Теленчи В.
Научная деятельность кафедры гигиены детей и подростков направлена на изучение физического развития и состояния здоровья детей – как показателя санитарного благополучия населения в современных условиях жизнедеятельности, выявление тенденций (особенностей) физического развития детей на современном этапе, выявление влияния факторов среды на состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков, изучение особенностей физического развития детей в организованных коллективах в разных социально-экономических условиях жизнедеятельности.
Сегодня гигиена детей и подростков от факторной оценки и регламентации условий и режимов обучения и воспитания, предметов детского обихода перешла к системной оценки и регламентации жизнедеятельности детей во всем её многообразии с использованием всех последних достижений цивилизации и передовых технологий профилактики наиболее распространённых болезней детей и подростков, охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Вторая проблема, успешно разрабатываемая кафедрой, – проблема гигиены обучения и воспитания. П.М. Ивановский обосновал и впервые применил в научных исследованиях метод естественного гигиенического эксперимента. Под его руководством были начаты, а затем и продолжены исследования по гигиеническому обоснованию физического воспитания в школе, организации закаливания в детском саду, применению УФ облучения (П.М. Ивановский, М.В. Антропова, Л.П. Варламова), обоснованию режима дня в лесных школах для детей с туберкулёзной интоксикацией, невротическими расстройствами, больных ревматизмом (Е.Н. Очкин, Н.Г. Дьячкова, М. В. Прохорова, Н.А. Матвеева, А.Р. Разиков, Л.В. Ерикова). Эти исследования также успешно продолжаются применительно к детям с девиантными формами поведения. Сотрудниками кафедры впервые в стране получены объективные и достоверные данные о распространённости среди детей 6-7 лет одной из девиантных форм поведения – синдрома дефицита внимания с гиперреактивностью и обоснованы принципы организации учебно-воспитательного процесса для них как в условиях обычных школ, так и коррекционных учебных и учебно-лечебных детских учреждений (В. Р. Кучма, А.Г. Платонова, Л.В. Баль).
Значительное место занимают исследования по гигиене обучения учащихся профессионально-технических училищ и техникумов. Еще в 20-е годы прошлого столетия молодой ученый-гигиенист, ученик А.В. Молькова, доцент кафедры школьной гигиены Лев Абрамович Сыркин освоив передовую методику инструментальной антропометрии, используя унифицированный металлический трубчатый антропометр (Martin), осуществил первые антропометрические исследования студентов – учащихся Московского рабфака им. Покровского за 1923-1924 гг., тем самым, заложив первые штрихи в основу развития университетской гигиены. Антропометрические исследования сопровождались изучением анкетным методом некоторых аспектов условий и образа жизни студентов того времени.
С широким привлечением клиницистов и физиологов были проведены исследования, позволившие показать влияния условий обучения и режима работы в условиях химического, печатного производства на состояние здоровья подростков и молодых рабочих, составить гигиенические рекомендации к режиму и условиям обучения, разработать вопросы профессиональной пригодности (А. З. Белоусов, Э.Э. Саркисянц, Н.С. Подгорнова, Т.Ш. Миннибаев, В.А. Доскин, Е.Н. Ковальчук, Ю.Д. Калашников, А.И. Кузнецова, Г.В. Алимов, Н.Д. Бобрищева-Пушкина, Н.Л. Ямщикова).
Впервые в нашей стране на кафедре была начата разработка проблемы «Университетской гигиены». Под руководством А.З. Белоусова были развернуты, а затем продолжены под руководством Э.Э. Саркисянц исследования состояния здоровья, заболеваемости и работоспособности студентов в ВУЗах различного профиля, Изучено влияние различных режимов и характера обучения на функциональные состояния и работоспособность студентов и разработаны гигиенические рекомендации. Разработаны основные пути и средства совершенствования режима дня и повышения работоспособности студентов медицинских ВУЗов, обоснованы оптимальные размеры аудиторной мебели для студентов (Э.Э. Саркисянц, Т.Ш. Миннибаев, Н.А. Должанская, О.П. Сараджева). В 1995 году лаборатория гигиены подростка и студента (зав. – проф. Т.Ш. Миннибаев) была реорганизована в лабораторию проблем университетской гигиены (при кафедре гигиены труда).
Сотрудники кафедры оценили влияние эколого-гигиенической ситуации ряда территорий на состояние здоровья детей и подростков (В.Р. Кучма, Е.В. Нарышкина, Н.Н. Суханова, Н.А. Катечкина), социально-гигиенических факторов риска развития патологий у детей в современных экономических условиях. Результаты исследований позволили представить в Совет при Президенте Российской Федерации по экологической политике, Госкомитет санитарно-эпидемиологического надзора России материалы для аналитических докладов по оценке состояния окружающей среды и изменениям здоровья населения в промышленных центрах России, созданию в стране системы социально-гигиенического мониторинга. Для целей мониторинга состояния здоровья детей и подростков разработаны и успешно апробированы анкеты изучения социально-гигиенических условий жизни ребенка. Для изучения вопросов питания, употребления алкоголя, курения, других вредных привычек, физической деятельности детей вне школы, самооценки состояния здоровья во многих странах мира используется, в рамках программы профилактики, наиболее распространённых неинфекционных заболеваний (Программа «Cindi» – Common integrated non communicable Diintervention Programme), специальный опросник для детей (CINDI CHILDREN SCREENING EXAMINATION FORM). Сотрудники кафедры подготовили и по результатам специальных исследований рекомендовали к использованию русский адаптированный вариант анкеты.
В результате научных исследований, выполненных под руководством проф. В.Р. Кучмы раскрыты закономерности формирования заболеваемости детей и подростков, выявлены современные особенности роста и развития детей. Разработаны подходы и обоснованы критерии социально-гигиенического мониторинга детского населения на местном, региональном и федеральном уровнях. Научно обоснованы физиолого-гигиенические и психофизиологические основы обучения и воспитания детей с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (персональные и планшетные компьютеры, ридеры), основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся в образовательных организациях.
Впервые подробно описаны параметры образа жизни детей и подростков в современных условиях, в том числе социальных сирот, дан анализ поведения детей, опасного в отношении здоровья. Научно обоснована система донозологической гигиенической диагностики в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Исследования, выполненные под руководством профессора В.Р. Кучмы, обеспечили научные основы химической и биологической безопасности современных предметов детского обихода на основе новых материалов и технологий их изготовления.
В 2014 г. кафедра гигиены детей и подростков осуществляла научно-исследовательские работы по субсидии из бюджета г. Москвы Первому МГМУ им. И.М. Сеченова на «Медико-аналитическое сопровождение реализации проекта «Эффективный учебный план»» и «Аналитическое сопровождение интерактивных образовательных технологий».
Образовательная технология «Эффективный учебный план» характеризовалась максимальной учебной нагрузкой в 34 часа при 5-ти дневной учебной неделе по 6-7 уроков ежедневно. Физиолого-гигиеническая оценка новой технологии показала ее менее выраженный утомительный эффект, по сравнению с традиционным учебным планом, Это выражалось в более устойчивых показателях умственной работоспособности учащихся 10-х классов в процессе учебной деятельности и в достоверно меньшей распространенности неблагоприятных реакций со стороны сердечно-сосудистой системы в ответ на учебную нагрузку, в более благоприятных показателях жизнедеятельности старшеклассников (продолжительность сна, время пребывания на воздухе и подготовки домашних заданий).
В результате гигиенической оценки влияния интерактивных образовательных технологий на организм учащихся 7-8 классов выявлены предпочтения использования подростками электронных устройств в учебной и досуговой деятельности (мобильные телефоны и планшеты). Выявлено развитие менее выраженного утомления обучающихся на уроках с использованием электронных учебников по сравнению с традиционными уроками на фоне некоторых отклонений в функциональном состоянии центральной нервной системы, психоэмоциональном состоянии учащихся, связанных с высокой интенсивностью учебной работы, с частой сменой видов учебной деятельности, особенностями адаптации учащихся к работе с новыми техническими средствами обучения. Результаты исследований позволили обосновать и рекомендовать к использованию новые подходы к снижению риска нарушений здоровья детей в связи с использованием детьми гаджетов.
В 2015 году была разработка концепция и создан учебный ресурсный центр по подготовке обучающихся московских школ в области естественных наук на базе медико-биологического эксплораториума Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России. Разработаны и успешны применены оригинальные сценарии обучающих семинаров для учащихся 10-11 классов и педагогов средних образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, по вопросам безопасного использования гаджетов. Подготовлены и изданы учебно-методические пособия для учащихся старших классов общеобразовательных школ и учителей «Правильное использование гаджетов школьниками».
В 2015 году по заказу Департамента образования гор. Москвы проведены исследования вкусовых предпочтений обучающихся 1-11 классов в 220 школах в различных округах города Москвы (ЦАО, САО, СВАО, ВАО, ЮВАО, ЗАО, СЗАО, ТиНАО, ЗелАО). Установлено, что 22% блюд в школе обучающиеся практически не едят, 23% блюд дети едят охотно и 55% блюд школьники едят с удовольствием. При разработке нового меню были полностью исключены блюда, потребление которых составляет менее 50%, например «икра из уваренных кабачков», «щи из шпината», «рыба припущенная», «кисель» и т. д. На основании полученных данных осуществлена разработка двух цикличных суточных меню (с учетом домашнего питания) с целью предоставления возможности выбора для образовательной организации вариантов. Каждый вариант имеет распределение по возрастам питающихся (7-11 и 12-18 лет). Один – с классическим (привычным для школы) набором блюд, другой – включает блюда знакомые детям, но ранее не использованные в школьном меню (салаты «Столичный» и «Цезарь» с соусом салатным для школьного питания, котлета мясная с овощами в булке, котлета мясная с овощами и сыром в булке, макаронные изделия спагетти со сливочно-мясной соусом, кексы (маффин) белый и шоколадный и др.). Сформированные варианты меню были рассмотрены и одобрены Роспотребнадзором г. Москвы – как соответствующие санитарным требованиям по пищевой и биологической ценности, калорийности, по повторяемости блюд и дифференциации по формам организации питания в столовых-доготовочных и буфетах-раздаточных и т. д.
В юбилейном 2016 году кафедра гигиены детей и подростков осуществляет научно-исследовательские работы по субсидии из бюджета г. Москвы Первому МГМУ им. И.М. Сеченова:
– медицинское сопровождение интерактивных технологий в образовательной деятельности учащихся начальных и средних классов;
– медико-гигиеническое сопровождение обучения в профильных классах;
– разработка и апробация модели учебного ресурсного центра в области питания, отвечающего физиологическим потребностям и современным особенностям обучающихся образовательных организаций города Москвы.
В настоящее время под руководством члена-корреспондента РАН, профессора В.Р. Кучмы выполняются чрезвычайно востребованные системой образования исследования в сфере гигиенической безопасности использования информационно-коммуникационных средств обучения и способов обеспечения их работы (персональные компьютеры новых поколений, ридеры, iPad, интерактивные доски, электронные учебники, Интернет, мобильная связь,Wi-Fi).
Результаты исследований, выполненные под руководством В.Р. Кучмы, активно внедряются в практическую деятельность отечественного здравоохранения, Роспотребнадзора и Минобрнауки России. Только за последние 5 лет подготовлены и утверждены Технический регламент о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков, 2 технических регламента Таможенного Союза, 3 Федеральных государственных образовательных стандарта общего образования, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 4 СанПиНа, 20 Федеральных рекомендаций по оказанию медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях, Национальная Стратегия действий в интересах детей (2012 г.), Концепция развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации (2014 г.), Концепция оценки качества медицинской помощи обучающимся (2016 г.), 5 Стандартов проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний, гигиенических и иных видов оценок в образовательных организациях г. Москвы.
На протяжении всего существования кафедры её сотрудники активно разрабатывали и продолжают исследования по следующим основным направлениям:
1. Методологические и методические основы преподавания гигиены детей и подростков в системе высшего медицинского образования страны.
2. Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков.
3. Гигиеническое обоснование физического воспитания в школе, организация закаливания в детских дошкольных учреждениях.
4. Гигиена обучения и воспитания, в том числе детей с отклонениями в состоянии здоровья и поведении.
5. Профессиональная пригодность подростков, вопросы их профессиональной консультации.
6. Университетская гигиена.
Гигиена | ЮНИСЕФ
Программа
Лучшая гигиена ведет к улучшению здоровья, уверенности в себе и общему росту.
ЮНИСЕФ/UNI236383/Нурани
Прыгать на
Надлежащая гигиена имеет решающее значение для предотвращения распространения инфекционных заболеваний и помогает детям прожить долгую и здоровую жизнь. Это также не позволяет им пропускать школу, что приводит к лучшим результатам обучения.
Для семей хорошая гигиена означает предотвращение болезней и меньшие расходы на здравоохранение. В некоторых случаях это также может обеспечить социальный статус семьи и помочь людям сохранить уверенность в себе.
Тем не менее, важные правила гигиены трудно практиковать без необходимых знаний и навыков, адекватной общественной поддержки и веры в то, что собственное поведение действительно может изменить ситуацию.
Многие дети во всем мире живут в условиях, которые затрудняют соблюдение правил гигиены. В домах, школах и медицинских центрах земляные полы; где нет воды для мытья рук; и даже там, где семьи делят места с домашними животными; поддержание гигиены может быть проблемой. Более того, соблюдение правил гигиены часто воспринимается как обязанность женщины, что усугубляет ее бремя забот.
Изучение тем по гигиене
Мытье рук
Надлежащая гигиена рук является экономически эффективным способом поддержания здоровья населения. Он защищает от целого ряда заболеваний, включая пневмонию и диарею. Но оценки показывают, что около трех миллиардов человек не имеют приспособлений для мытья рук с водой и мылом дома.
Узнать больше
Менструальное здоровье и гигиена
Во многих частях мира менструация является табу. Женщины и девочки испытывают смущение или стыд, когда у них менструация, и многие из них не имеют доступа к продуктам, которые им необходимы для поддержания менструального цикла. Воздействие на здоровье и развитие девочек является значительным.
Узнать больше
ответ ЮНИСЕФ
Поведенческие и социальные изменения лежат в основе программ гигиены ЮНИСЕФ. Мы фокусируемся на четырех ключевых принципах поведения, которые помогают детям и их семьям поддерживать надлежащую гигиену: мытье рук с мылом, безопасное удаление детских фекалий, безопасное обращение с питьевой водой и ее хранение, а также менструальная гигиена.
ЮНИСЕФ поддерживает правительственные программы реагирования на чрезвычайные ситуации и программы развития для улучшения гигиены посредством:
- Пропаганда правил гигиены : Мы мобилизуем сообщества посредством кампаний по мытью рук, включения вопросов гигиены в школьные программы и пропаганды санитарии.
- Предоставление гигиенических товаров и услуг : Предоставляя гигиенические наборы во время чрезвычайных ситуаций и помогая школам строить приспособления для мытья рук, мы помогаем гарантировать, что у каждого есть необходимые гигиенические товары и услуги в пределах досягаемости.
- Поддержка девочек и женщин в вопросах гигиены во время менструации : Мы работаем над укреплением уверенности, знаний и навыков среди девочек и женщин, чтобы они могли безопасно управлять своей менструацией, знать, что просить, когда у них начинается менструация, и использовать чистые материалы и оборудование.
- Взаимодействие с партнерами и частным сектором: Мы помогаем улучшить гигиенические условия в сообществах, на рабочих местах и в других местах, работая с частным сектором над инновациями в области гигиенических технологий и разделяя расходы для расширения доступа к гигиене.
- Укрепление сектора гигиены : Мы работаем с правительствами над укреплением политики, институциональных механизмов, планирования, финансирования, мониторинга и развития потенциала — фундаментальных строительных блоков для устойчивого улучшения гигиены.
ЮНИСЕФ также выступает за увеличение финансирования деятельности в области гигиены во всем мире. Это включает в себя поощрение политического лидерства в области гигиены на всех уровнях и привлечение известных защитников и политических лидеров в качестве защитников.
Опираясь на местные знания и продвигая позитивные традиционные практики, мы продолжаем разрабатывать новые стратегии и инструменты для улучшения основных гигиенических привычек, одновременно помогая сообществам взять свое здоровье и благополучие в свои руки.
Еще от ЮНИСЕФ
Ресурсы
Модуль мониторинга и оценки пропаганды мытья рук
Руководство по менструальному здоровью и гигиене
Руководство по материалам для гигиены во время менструации
Вода, санитария и гигиена (WASH)
Программа
Безопасная вода, туалеты и хорошая гигиена поддерживают жизнь и здоровье детей.
ЮНИСЕФ/UN0225353/Браун
Прыгать на
Право каждого ребенка расти в чистой и безопасной среде. Доступ к чистой воде, элементарным туалетам и надлежащей гигиене не только способствует развитию детей, но и дает им более здоровое начало жизни.
Несмотря на то, что COVID-19 привлек внимание к важности гигиены рук для предотвращения распространения болезней, три миллиарда человек во всем мире, в том числе сотни миллионов школьников, не имеют доступа к приспособлениям для мытья рук с мылом. Люди, живущие в сельской местности, городских трущобах, районах, подверженных стихийным бедствиям, и в странах с низким уровнем доходов, являются наиболее уязвимыми и наиболее пострадавшими.
Ключевые факты
- Во всем мире 2,2 миллиарда человек по-прежнему не имеют доступа к безопасной питьевой воде.
- Более половины населения мира не имеет доступа к безопасной санитарии.
- Три миллиарда человек не имеют доступа к приспособлениям для мытья рук с мылом.
- Тем не менее, 673 миллиона человек практикуют открытую дефекацию.
Последствия небезопасной воды, санитарии и гигиены (WASH) для детей могут быть смертельными. Более 700 детей в возрасте до 5 лет ежедневно умирают от диарейных заболеваний из-за отсутствия надлежащих услуг WASH. В зонах конфликтов дети почти в 20 раз чаще умирают от диарейных заболеваний, чем от самого конфликта.
Изучите темы WASH
Вода
Когда дети не имеют доступа к чистой воде, это влияет на их здоровье, питание, образование и способности к обучению, тем самым затрагивая многие аспекты их жизни.
Узнать больше
Санитария
Адекватные санитарные условия необходимы для выживания и развития детей, улучшения образования детей, повышения производительности труда и формирования устойчивости перед лицом болезней и стихийных бедствий.
Узнать больше
Гигиена
Надлежащая гигиена позволяет детям не только оставаться здоровыми и предотвращать распространение инфекционных заболеваний, но и меньше пропускать школьные дни.
Узнать больше
WASH и изменение климата
Последствия изменения климата и, как следствие, нехватки воды могут ограничить способность детей расти здоровыми и сильными.
Узнать больше
WASH в чрезвычайных ситуациях
Чтобы предотвратить чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения, службы WASH должны быть готовы оказать поддержку детям и их сообществам во время кризиса.
Узнать больше
Укрепление систем WASH
Эффективная национальная политика, финансовые системы и мониторинг делают системы WASH устойчивыми, гибкими и подотчетными.
Узнать больше
ВСГ в городах
Глубокое и глубокое неравенство в городских районах часто приводит к тому, что самые бедные дети практически не имеют доступа к услугам WASH.
По прогнозам, к 2050 году к городскому населению присоединится еще 2,5 миллиарда человек. Доступ к качественным услугам WASH не поспевает за таким ростом: в 2017 году людей, не имеющих доступа к основным услугам водоснабжения и санитарии, было больше, чем в 2000 году.
Многие дети, живущие в бедных городских поселениях, таких как трущобы, лишены своих права на питьевую воду и санитарию. Это имеет серьезные последствия для их выживания, роста и развития.
Расширение доступа к услугам WASH для маргинализованной городской бедноты является важным направлением работы ЮНИСЕФ. Наша Глобальная концепция городского водоснабжения, санитарии и гигиены определяет наше стратегическое видение программ ВСГ в городах на глобальном, региональном и страновом уровнях.
ВСГ в школах
Миллионы детей ходят в школы без питьевой воды, туалетов и мыла для мытья рук, что затрудняет обучение и имеет разрушительные последствия для их будущего.
Почти половина всех школ не имеет элементарных гигиенических услуг, при этом в 2 из 3 начальных школ отсутствуют базовые санитарно-гигиенические услуги и вода. Дети, которые не могут мыть руки, подвергаются большему риску заражения и диарейных заболеваний , чем те, кто может, что подвергает их риску пропуска большего количества школьных дней.
ЮНИСЕФ поддерживает более 100 стран в создании и восстановлении объектов WASH в школах. Мы помогаем правительствам разрабатывать стратегии и стандарты, создавать или улучшать системы мониторинга для отслеживания прогресса и отчетности, а также пересматривать бюджеты и усилия по координации для повышения эффективности.
Вместе с нашими партнерами мы призываем правительства, доноров и частный сектор улучшать услуги WASH в школах, а также способствовать обмену знаниями и обучению.
WASH в медицинских учреждениях
WASH в медицинских учреждениях помогает снизить риск заражения и улучшить профилактику и контроль, что имеет решающее значение во время таких вспышек, как холера, Эбола, COVID-19 и других инфекционных заболеваний.
Без водоснабжения, санитарии и гигиены матери и новорожденные могут не получить качественного ухода, необходимого им для выживания и развития. Когда медицинские учреждения оснащены безопасными услугами ВСГ, члены сообщества с большей вероятностью будут их посещать, а медицинские работники смогут моделировать надлежащие методы санитарии и гигиены.
Примерно каждое четвертое медицинское учреждение не имеет основных услуг водоснабжения. Около 1 из 5 не имеют санитарии, а 1 из 6 не имеет приспособлений для гигиены рук, а также мыла и воды в туалетах.
По состоянию на 2019 год ЮНИСЕФ работал более чем в 80 странах над улучшением доступа к WASH в медицинских учреждениях. Наша работа сосредоточена на оказании технической помощи правительствам в строительстве и восстановлении инфраструктуры WASH, а также на разработке национальных стандартов, политик и гигиенических протоколов для WASH в медицинских учреждениях.
В партнерстве со Всемирной организацией здравоохранения ЮНИСЕФ работает с правительствами над реализацией и мониторингом Восьми практических шагов по обеспечению всеобщего доступа к WASH, а также обязательств, взятых правительствами по выполнению Резолюции о WASH в медицинских учреждениях.
ответ ЮНИСЕФ
ЮНИСЕФ работает в более чем 100 странах, помогая обеспечить доступ к чистой воде и надежной санитарии, а также продвигать основные правила гигиены в сельских и городских районах, в том числе в чрезвычайных ситуациях. Мы добиваемся лучших результатов WASH для детей за счет:
Расширение прав и возможностей сообществ
ЮНИСЕФ пропагандирует мытье рук на уровне сообществ с помощью различных средств массовой информации и таких кампаний, как Всемирный день мытья рук, который ежегодно охватывает сотни миллионов человек. Наш подход, ориентированный на интересы людей, помог целым сообществам искоренить опасную практику открытой дефекации, многие из которых в 2019 году получили статус свободной от открытой дефекации.
Поддержка школ
основные средства водоснабжения, санитарии и мытья рук, а также разработать протоколы по профилактике инфекций и борьбе с ними. Мы поддерживаем менструальное здоровье и гигиену в школах, строя частные безопасные санитарно-гигиенические помещения, а также помещения для утилизации менструальных прокладок. Мы также предоставляем услуги по обучению и поддержке, которые помогают большему количеству девочек лучше управлять своим менструальным циклом.
Гуманитарная деятельность
Значительная часть нашей работы приходится на нестабильные и чрезвычайные ситуации, чтобы помочь подготовиться к гуманитарным чрезвычайным ситуациям и реагировать на них. Это включает в себя транспортировку воды, обеспечение ее очистки и строительство туалетов в лагерях беженцев и транзитных центрах. Мы работаем над строительством объектов водоснабжения и санитарии, которые переживут чрезвычайную ситуацию, обеспечивая при этом четкое руководство и подотчетность в гуманитарном реагировании.
Реагирование на COVID-19
В соответствии с нашими Основными обязательствами в отношении детей ЮНИСЕФ мобилизовал команды и ресурсы для глобального реагирования на пандемию COVID-19. Мы закупаем материалы для профилактики инфекций и борьбы с ними, а также тесно сотрудничаем с правительствами, чтобы давать рекомендации сообществам, поставщикам медицинских услуг и специалистам в области образования.
Повышение внимания к устойчивости
Мы стремимся сделать все программы WASH устойчивыми и адаптивными к изменению климата к концу 2021 года. Помимо поддержки программ, ориентированных на детей, в 2019 году, ЮНИСЕФ построил и отремонтировал более 1000 систем водоснабжения, работающих на солнечной энергии, для решения проблемы растущего дефицита воды.
Партнерство
Мы работаем в тесном сотрудничестве с правительствами, частным сектором, академическими кругами, организациями гражданского общества и сообществами, чтобы улучшить системы и практики, обеспечивающие право ребенка на воду и санитарию.
Еще от ЮНИСЕФ
Гаити: дети составляют 2 из 5 случаев холеры — ЮНИСЕФ
Посетите страницу
Климатические потрясения вызывают беспрецедентные гуманитарные потребности
Изменение климата влияет на частоту, интенсивность и продолжительность чрезвычайных ситуаций, с которыми сталкиваются дети и их семьи.