Гиперактивность это в психологии: Гиперактивность. Что такое «Гиперактивность»? Понятие и определение термина «Гиперактивность» – Глоссарий

Что такое гиперактивный ребенок? Определение в психологии, симптомы, причины и методы борьбы с синдромом

Вся правда о том, как выбрать ранец для первоклассника.

  1. Статьи
  2. Что такое гиперактивный ребенок? Определение в психологии, симптомы, причины и методы борьбы с синдромом

Современная детская психология часто оперирует термином гиперактивность, при описании определенных поведенческих расстройств у детей разного возраста. Многих родителей пугает это определение, которое несет в себе негативный окрас. В нашем материале мы постарались собрать воедино всю информацию о детской гиперактивности, чтобы родителям было понятно, что из себя представляет это расстройство, какие признаки можно увидеть у детей разных возрастов и что нужно делать, чтобы помочь гиперактивному ребенку правильно развиваться в семье и детском коллективе.

Определение гиперактивности в психологии

В психологии синдром гиперактивности определяется как сложное расстройство поведения, которое характеризуется чрезмерной физической и психической активностью.

Синдром часто не требует профессионального медицинского вмешательства, однако при наличии всех признаков требует консультации у психолога, для разработки правильного подхода в воспитании со стороны родителей.

Гиперактивность связана с синдромом  дефицита внимания и нередко при постановке диагноза врачи употребляют аббревиатуру СДВГ (синдром дефицита внимания / гиперактивности). Не стоит путать данное состояние с обычным активным поведением у ребенка. Поэтому родителям очень важно проанализировать поведение ребенка в динамике и если у него присутствуют описанные ниже признаки, обратиться за помощью к специалисту.

Признаки гиперактивности

Среди общих симптомов гиперактивности у ребенка в психологии выделяют следующие признаки:

  • Беспокойная повышенная моторика конечностей. Ребенок может постоянно дергать ногами или руками, трогать одежду или лежащие рядом предметы, делать одинаковые повторяющиеся движения. Ему сложно сидеть продолжительное время без движений.
  • Повышенная активность. Гиперактивный ребенок находится в постоянном движении. Он бегает, прыгает, ползает и т.д. без причины и не смотря на просьбы родителей успокоиться и остановиться.
  • Невозможность сосредоточиться. Ребенок с гиперактивностью не может долго выполнять монотонные движения и ему сложно углубляться в любой процесс. Будь то игра или учеба, ребенку сложно уловить суть, он быстро теряет интерес к происходящему и не может довести начатое дело до конца (дорисовать рисунок, дописать предложение до конца, собрать полностью паззл и т.д.).
  • Несдержанность. Психология ребенка с симптомами гиперактивности не дает сдерживать себя. На уроке он может выкрикивать ответы, даже если учитель спросил другого ученика, в ситуации, где нужно дождаться своей очереди гиперактивный ребенок начинает капризничать, он с напором вклинивается в чужие разговоры или игру.
  • Неспокойный сон. В спящем состоянии гиперактивный ребенок часто меняет позу для сна, сбрасывает одеяло и подушки, ерзает ногами по кровати.
  • Поверхностный интерес. Ребенок с симптомами гиперактивности часто проявляет повышенный интерес ко всему, что его окружает, но не стоит путать это с обычной любознательностью детей. Гиперактивный ребенок проявляет кратковременный интерес к вещам, не вдумываясь в суть и, не слушая родителей или учителей, которые начинают ему объяснять что-то.
  • Забывчивость. Ребенок склонен забывать то, что ему говорят из-за невнимательности. Ему сложно учить стихи и запоминать новый материал. Иногда гиперактивные дети даже не могут повторить то, что родители говорят им прямо в глаза.

Предрасположенность ребенка к гиперактивности можно распознать практически с рождения. Ниже мы рассмотрим специфические симптомы, описанные в психологии, характерные для разных возрастных групп и что они значат.

  • От рождения до 1 года. Если развитие гиперактивности связано с наследственностью или родовыми травмами, то первые симптомы можно заметить уже в первые месяцы жизни ребенка. Малыш отличается повышенной чувствительностью к свету, звукам и другим раздражителям. Также отмечаются проблемы со сном (частые просыпания, тяжелый процесс засыпания).
  • От 2 до 3 лет. Хаотичность движений, плохо развитая мелкая моторика рук, задержка речи, повышенная эмоциональность.
  • От 4 до 6 лет. Если ребенок ходит в садик, то симптомы гиперактивности могут распознать воспитатели дошкольного учреждения, поэтому родителям стоит внимательно прислушиваться к ним. На этом этапе у ребенка уже могут быть заметны проблемы с памятью, внимательностью и социальным поведением среди других детей.
  • У школьников младшего возраста. В школе нагрузка на психику и организм увеличивается, поэтому часто детская гиперактивность проявляет себя особенно остро с началом школьного обучения. К стандартным признакам в лице неусидчивости, беспричинной активности, невнимательности и т.д. могут присоединиться такие симптомы, как частые головные боли, нервный тик, развитие страхов.
  • У подростков. У детей старшего школьного возраста гиперактивность проявляется главным образом в конфликтности, агрессивности и импульсивности поступков.

Важно отметить, что все перечисленные выше симптомы можно расценивать, как признаки гиперактивности только в случае последовательного и постоянного их проявления без видимых на то причин. Если какие-либо признаки проявляются эпизодически и связаны с определенными внешними факторами (болезнь ребенка, стресс и т.д.), то говорить о синдроме гиперактивности не стоит.

Причины гиперактивности

Как правило, развитие гиперактивности у ребенка напрямую зависит от родителей, поскольку одной из главных причин является совокупность социально-психологических факторов. Нестабильный микроклимат в семье (частые ссоры родителей, агрессия и вспыльчивость мамы или папы), неправильная тактика воспитания (вседозволенность, отсутствие режима, сравнивание гиперактивного ребенка со старшими братьями и сестрами или другими детьми).

К биологическим причинам можно отнести генетическую наследственность, родовые травмы, нарушения развития плода во время беременности, например, если мама ребенка употребляла алкоголь или курила. Также на состояние ребенка влияет диета. Экспертами доказано, что негативно на возбудимость детской нервной системы влияет сахар, а также некоторые химические красители, ароматизаторы и т.д.

Прежде чем приступать к коррекции детского гиперактивного поведения, родителям стоит тщательно проанализировать свой подход к воспитанию ребенка и его окружению.  

Методы лечения гиперактивных детей

Чем раньше вы начнете бороться с проблемой, тем быстрее ребенок сможет справиться с негативными последствиями гиперактивности в жизни . Как правило, лечение включает в себя психологическую коррекцию с помощью врачей психологов, а также следование их рекомендациям родителями.

Первое, что важно понимать родителям, гиперактивность – это комплексная проблема, которая требует комплексного подхода.

Первое, что нужно усвоить – подобные поведенческие расстройства не проходят быстро. Для положительной динамики должна быть проделана комплексная работа с подключением психологов и воспитателей/учителей.

Психология ребенка очень хрупкая и тонкая, но при этом динамичная субстанция, поэтому при правильном подходе родителям можно рассчитывать на улучшение ситуации и избавление от негативных симптомов.

Медикаментозное лечение показано крайне редко и в самых запущенных случаях, когда синдром гиперактивности мешает ребенку вести полноценный образ жизни и влияет на его физическое самочувствие (появляются приступы тошноты, головные боли, проблемы со сном, нервный тик и т.д.). Медикаментозное лечение назначается только квалифицированными специалистами (психологи, психиатры, неврологи).

Что делать родителям гиперактивных детей? Советы психологов

Несмотря на то, что лечение гиперактивности проходит под контролем врачей, основные рекомендации мамам и папам касаются домашнего воспитания и ухода.

Спокойная обстановка

Создайте дома благоприятную среду для стабилизации психики гиперактивного ребенка. Откажитесь от чрезмерно эмоциональных игр, особенно в вечернее время, отдавая предпочтение спокойным занятиям (чтению, настольным играм, рисованию, прогулкам на свежем воздухе). Избегайте моментов, которые могут вызвать неконтролируемый всплеск эмоций, неважно негативных или позитивных. Все должно быть предсказуемо и по плану. Это значит, что малыша нужно оградить от неоправданных сюрпризов и внештатных ситуаций. Конечно, нельзя кричать на ребенка или вести себя слишком эмоционально при нем.

Режим

Одна из важнейших рекомендаций – планирование режима дня. Ребенок должен в одно и то же время вставать, ложиться спать, делать уроки, потреблять пищу и т.д. Это способствует выработке особых рефлексов, благодаря которым малыш будет лучше понимать и принимать предлагаемые условия.

В ежедневный режим также важно включить занятия спортом, которые должны проходить в первой половине дня. У чада должны быть свои обязанности, учите его делать полезные для семьи вещи, например, заправлять постель, мыть за собой чашку, кормить кота и т.д.

Свобода

Несмотря на то, что главной целью лечения гиперактивности является снижение степени неконтролируемой активности, нельзя лишать ребенка возможности подурачиться и выплеснуть лишнюю энергию, когда это уместно. Пускай малыш бегает, прыгает, танцует, если окружающая обстановка способствует этому.

Диета

Правильный рацион может помочь контролировать эмоциональность ребенка. Питание должно быть сбалансированным и насыщенным полезными витаминами и микроэлементами для гармоничного развития. Отдавайте предпочтение легко перевариваемой пище (супы, каши, овощи, фрукты, птица, рыба). Уменьшите потребление сахара, а также исключите из рациона химические продукты с искусственными красителями, усилителями вкуса и ароматизаторами.  

Психология детской гиперактивности – сложная структура, которая зависит от многих факторов. Но слаженная работа родителей с психологами обязательно принесет свои плоды и ваше чадо научится жить в гармонии с собой и окружающими.

Возврат к списку

Мнение практика. Гиперактивность детей как миф нашего времени //Психологическая газета

Сегодня гиперактивный ребенок воспринимается чуть ли не как бич времени. Неужели таких детей стало больше, чем, скажем, 100 или 50 лет назад? За двадцать с лишним лет практического опыта могу сказать, что количество родителей, которые обращаются с такой «проблемой» значительно увеличилось, а вот количество гиперактивных детей остается в нормальных пределах, если соотносить их количество в категории «нейротизма» по Айзенку. Анализ проведенных консультаций по данной проблеме позволяет мне сделать определенные выводы.

Итак, по порядку. Во-первых, хочу сказать, что среди самих родителей наблюдается некая тенденция определять своих детей как гиперактивных: «Он у нас гиперактивный!» — говорит мать приятельнице, когда ее ребенок, постоянно перебивая беседу взрослых, пытается показать что-то, привлекая их внимание к себе.

Что же такое гиперактивность? Гиперактивность — состояние, при котором двигательная активность и возбудимость человека превышает норму, является неадекватной и непродуктивной. Гиперактивность является признаком неуравновешенной нервной системы.

Почему же тогда родители причисляют своих детей к данной категории? Потому что ребенок непоседлив? Не слушается родителей? Перебивает их? Заставляет обратить на себя внимание всех вокруг, когда находится в каком-либо общественном месте? По сути, здесь мы сталкиваемся, с одной стороны, с желанием родителей, чтобы ребенок просто помолчал, посидел/постоял спокойно, а с другой стороны – с элементарной невоспитанностью ребенка. Вот и получается, что родителю «легче» причислить дитя к категории гиперактивных, чем позаниматься с ним чем-то интересным для ребенка.

Параллельно с данной «модной» тенденцией говорить о гиперактивности ребенка, на поверхность всплывает проблема самих родителей как уход от ответственности за воспитание ребенка. Всякий раз, когда мать приводит своего ребенка на консультацию (и с этим, пожалуй, сталкивались многие психологи-практики), первое, о чем она заявляет – «сделайте с ним что-нибудь», потому что…. на него жалуются учителя в школе (воспитатели в детском саду), он дерется со всеми в классе (группе), и т.д. При этом она лично как бы непричастна к этой проблеме.

Родитель не понимает, что ребенок всего лишь отражает то, что видит в семье, что негласно провозглашают его мама и папа.

Говоря о первичной консультации, мы вскользь затронули реакцию педагога или воспитателя, когда в классе или группе детского сада появляется «такой» ребенок. Конечно, педагог должен информировать родителей о том, как ведет себя ребенок с другими окружающими. Вопрос в том, в какой форме такое информирование осуществляется. Если педагог не знает, что делать с ребёнком, есть вероятность, что педагог недостаточно компетентен и действительно не знает, как поступить в данном случае, однако, может быть, ему недостает профессиональной мотивации в индивидуальном подходе к такому ребенку, ведь  в коллективе он не единственный. Грамотный педагог корректно порекомендует обратить внимание на нервную систему ребенка и обратиться к специалисту – психологу или психиатру. Но педагог не имеет никакого права называть ребенка гиперактивным по той простой причине, что гиперактивность встречается у детей при разных психических расстройствах, то есть, ставить такой диагноз имеет право лишь врач, но даже не психолог. Если же родитель обратился не просто к психологу, а к клиническому психологу или нейропсихологу, тот должен первоначально провести диагностику особенностей личностного развития ребенка, исследовать адекватность развития его психических процессов, и лишь при выявлении отклонений от нормы, направит к психиатру, который может констатировать наличие психического расстройства, если таковое имеет место быть. Если же специалист не выявил отклонений от нормы, скорее всего имеет место дисгармония детско-родительских отношений (гипер- или гипоопека, когда ребенку не хватает искренней любви, просто достаточного внимания со стороны родителей) или педагогическая запущенность, которая подлежит психокоррекции. Причем, хочется отметить, что желательно в данном случае работать со всей семьей.

Во-вторых, гиперактивность как особенность нервной системы, говорит о высоком нейротизме. С точки зрения биологической составляющей, причинами такого поведения у ребенка могут быть особенности темперамента, в частности – холерический тип, при котором процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, и генетическая предрасположенность к высокой возбудимости — особенно часто данный феномен можно наблюдать, когда есть члены семьи, которые имеют психические заболевания (эпилепсия, шизофрения, алкоголизм, ряд других).

За последние несколько лет мой практический опыт консультирования, психодиагностики и коррекции, в частности, молодых матерей, которые обращаются по поводу гиперактивности своих детей в возрасте от 4 лет (старший дошкольный) и примерно до 8-10 лет (младший школьный), позволяет выявить взаимосвязь повышенной возбудимости нервной системы и употребления родителем, чаще отцом, наркотиков. Всякий раз, когда начинаю выявлять анамнестические данные, по ходу диалога с мамой выявляется, что папа или оба родителя по молодости употребляли наркотики. И проблема в том, что наркотические средства, способные изменять структуру ДНК на генетическом уровне, как следствие таких изменений влияют на психику ребенка даже если перед его зачатием наркоман находится в стадии ремиссии уже несколько лет.

Кроме того, на сверхвозбудимость нервной системы могут оказывать влияние асфиксия при рождении ребенка, и энцефалопатия. Так, перинатальная энцефалопатия характерна при повреждении головного мозга ребенка на этапе внутриутробного формирования, во время родов, а также в первую неделю жизни. Этиологические причины поражения мозговой ткани могут быть различные, от гипоксии (дефицит кислорода) внутриутробно или в родах (тонус матки, длительные роды), высокого уровня билирубина, алкоголя, циркулирующего в крови матери вовремя вынашивания плода, никотина, бактериальных, вирусных агентов. Необходимо отметить, что при выявлении психиатром причин данной этиологии, повышенную возбудимость нервной системы и гиперактивность, как следствие, снижают медикаментозными препаратами.

Особо хочу отметить, затрагивая вопрос этиологии, что при отсутствии медицинских показаний к принудительному угнетению процессов возбуждения нервной системы, как например, в случае, если гиперактивность является всего лишь следствием особенностей темперамента, необходимости применять лекарственные препараты нет. Более того, искусственное угнетение будет способствовать формированию зависимости от этих лекарств, и впоследствии регулировать процессы нервной системы без фармакологического вмешательства будет практически невозможно. Значительно эффективнее научиться управлять эмоционально-чувственной сферой ребенка, направлять его физическую энергию, формировать навыки саморегуляции. Однако, если без дисциплинарного воздействия с целью регулирования эмоциональной сферы ребенка, использовать седативные препараты, чтобы ребенок стал спокойным и послушным, то при первоначально нормальной психике, очень скоро можно будет наблюдать искажение в психическом развитии, и эффект привыкания к медикаментам, так как психика еще не сформирована. Необходимо помнить, что психическое и психологическое, равно как и физиологическое, нейрофизиологическое в человеке едино, связано, и коль скоро одна часть будет подвергаться принудительному изменению, соответственно, все другие составляющие в организме ребенка будут вынуждены реагировать, адаптируя организм к воздействию.

В-третьих, истинная гиперактивность часто связана с синдромом дефицита внимания — СДВГ. Это неврологическо-поведенческое расстройство психики, начинающееся в детском возрасте. Расстройство проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. Согласно МКБ-10 и 11, при наличии данного синдрома должны наблюдаться не менее 6 симптомов из группы «невнимательности» и не менее 6 симптомов из группы «гиперактивности и импульсивности».

К симптомам «невнимательность» относят: неспособность удерживать и сохранять внимание на деталях при выполнении заданий или во время игр, складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь, не следует инструкциям, быстро теряет фокус внимания и легко отвлекается, испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения задач, избегает выполнения заданий, требующих умственного напряжения, часто теряет вещи, легко отвлекается на посторонние стимулы, проявляет забывчивость.

Следует отметить, что невнимательность еще не указывает на наличие синдрома дефицита внимания. Невнимательность может быть связана с отсутствием интереса к какой-либо деятельности. Если же наблюдается тотальная невнимательность ко всему – вот тут уместно обратиться к специалисту для исследования устойчивости внимания, и смежно — выявления связи с уровнем развития других психических процессов. Если же при повышенной физической активности ребенок способен сохранять внимание к определенным видам деятельности, то диагноз «СДВГ», равно как и «гиперактивность», ставятся под сомнения, и вопрос относится к мотивационной сфере.

К симптомам «гиперактивность и импульсивность» относят: беспокойные движения в кистях и стопах, сидя на стуле, извивается на месте, часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в ситуациях, когда нужно оставаться на месте, проявляет бесцельную двигательную активность, не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге, находится в постоянном хаотичном движении, бесконечно разговаривает, перебивает других, неадекватная шумность.

Таким образом, для постановки диагноза СДВГ должны выявляться общие критерии гиперкинетического расстройства, но не критерии расстройства поведения.

Необходимо сказать, что зачастую при гиперактивности ребенка характерным является и его гиперчувствительность. Ребенок, особенно дошкольного возраста, еще не умеет осознавать и осмысливать происходящее, но он тонко чувствует, в том числе и в первую очередь — отношение окружающих к себе. На поведенческом уровне это проявляется в виде привлечения внимания к тому, что он делает, говорит, для него важно быть центром в семье, в коллективе, в группе. Если же сравнить нервную систему с электрическими проводами, то у гиперчувствительного ребенка нервы как оголенные провода. Именно поэтому, гиперактивный ребенок склонен проявлять агрессию и раздражительность всякий раз, когда его игнорируют, не проявляют должного, с его точки зрения, внимания.

В-четвертых, гиперактивность имеет смысл рассматривать сегодня как социальную проблему. Взгляните на улицу! Посмотрите во двор своего дома! Вы видите там детей? НЕТ!!! Они сидят дома, у компьютеров, у телевизоров, либо те же родители возят их по разным развивающим детским клубам. Это, конечно, здорово, но сегодня ребенок недополучает элементарной физической активности. Вспоминаю мальчика 9 лет, который рассказывая о том, какие занятия он посещает (а это: английский и китайский языки, ментальная арифметика и робототехника, шахматы и эмоциональный интеллект), на мой вопрос, от чего бы ты отказался, он ответил «от шахмат», «почему» спрашиваю, — «потому что там надо долго сидеть».

Вспоминаю свое детство: мы каждый день и на коньках, и на лыжах, и с горки катались, когда родители из форточек окон звали домой — мы выматывались физически! И никакой гиперактивности не было! А если и был типичный вопрос у педагога, то это вопрос дисциплины.

Безусловно, все дети разные, кому-то комфортнее посидеть одному, почитать книгу, порисовать, кому-то просто необходимо, чтобы обязательно кто-то был рядом с ним, но если в детстве естественно бегать, прыгать и играть, а ребенок этого не делает, то он как бы недо-бегал, недо-прыгал, недо- играл… проходят годы, и если это «НЕДО…» осталось, то ОНО будет требовать реализации, потому как ведущая психическая деятельность в каждом возрасте —  потребность.

СДВГ | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

Синдром дефицита внимания/гиперактивности (ранее известный как синдром дефицита внимания или СДВ) представляет собой нейроповеденческое расстройство, характеризующееся основными симптомами невнимательности, отвлекаемости, гиперактивности и импульсивности. СДВГ считается наиболее распространенным детским психическим расстройством, и оценки его распространенности среди детей колеблются от 5 до 11 процентов. Считается, что СДВГ во взрослом возрасте встречается реже, примерно у 2-5 процентов взрослых.

Симптомы СДВГ могут мешать работе, учебе, домашним делам и отношениям, а управление этим расстройством может быть проблемой как для детей, так и для взрослых. К счастью, существуют методы лечения, доказавшие свою эффективность, и любой человек, страдающий СДВГ, может научиться преодолевать трудности и использовать свои таланты, как это уже сделали многие успешные люди с СДВГ.

На этой странице
  • Как выглядит СДВГ?
  • СДВГ реален?
  • Что вызывает СДВГ?
  • Как лечится СДВГ?
  • Является ли СДВГ наследственным?
  • Является ли СДВГ болезнью современности?
  • Является ли СДВГ инвалидностью?
  • Является ли СДВГ нарушением обучаемости?
  • Я все время чувствую себя суетливым. У меня СДВГ?
  • Как я могу лучше всего помочь своему ребенку справиться с СДВГ?
  • СДВГ хорош или плох для романтических отношений?

Как выглядит СДВГ?

Некоторым детям и взрослым с СДВГ трудно сосредоточиться на школьных или рабочих задачах, и они могут часто мечтать. Дети с СДВГ могут вести себя агрессивно, непокорно или иметь проблемы в общении с родителями, сверстниками или учителями. В частности, дети, которые борются с гиперактивностью и импульсивностью, часто имеют поведенческие проблемы, с которыми взрослым может быть трудно справиться.

Взрослые, с другой стороны, могут чаще сообщать о чувстве беспокойства или суетливости; если они борются с импульсивностью, они могут принимать опрометчивые решения, которые отрицательно сказываются на их жизни. Как у детей, так и у взрослых часто страдают исполнительные функции (планирование, эмоциональная регуляция и принятие решений). У многих детей и взрослых проявляются либо гиперактивные, либо невнимательные симптомы СДВГ, но оба набора симптомов также могут существовать вместе, что обычно называют комбинированным типом СДВГ.

Дополнительные сведения о симптомах см. в разделе Симптомы и диагностика СДВГ.

СДВГ реален?

Большинство психиатров и психологов сходятся во мнении, что СДВГ реален. Он передается в семьях (предполагая генетические корни), и неврологические данные показали, что он связан с изменениями в росте и развитии мозга. СДВГ также явно связан с академическими, рабочими проблемами и проблемами в отношениях — и поддается лечению — что свидетельствует о его клинической значимости. Но вопрос о том, является ли это расстройство гипердиагностикой и лечением, или же оно отражает набор эволюционировавших черт, которые стали менее адаптивными в современном мире, широко обсуждается.

Дополнительные сведения о биологии СДВГ см. в разделе «Причины и факторы риска при СДВГ».

Что вызывает СДВГ?

Как и многие другие психические расстройства, причины СДВГ до сих пор не изучены. Предполагается, что гены играют ключевую роль, как и влияние окружающей среды, такое как воздействие токсинов в утробе матери и ранние травматические переживания. Поскольку СДВГ является поведенческим расстройством, ожидания соответствующего поведения, особенно у детей, вероятно, в некоторых случаях влияют на диагноз.

Дополнительные сведения о причинах СДВГ см. в разделе «Причины и факторы риска при СДВГ».

Как лечить СДВГ?

Эксперты спорят о том, должно ли лечение СДВГ быть в первую очередь поведенческим (терапия, тренировка внимания, активная игра, большая структура) или фармакологическим. Несколько крупных исследований пришли к выводу, что комбинация обоих может быть наиболее эффективной.

Дополнительные сведения о вариантах лечения см. в разделе Лечение СДВГ.

Является ли СДВГ наследственным?

Многочисленные данные свидетельствуют о том, что СДВГ имеет как генетическую, так и экологическую подоплеку. Исследования близнецов, например, показали, что однояйцевые близнецы значительно чаще, чем разнояйцевые близнецы, оба имеют диагноз СДВГ или демонстрируют поведение, подобное СДВГ. Не существует единого гена, который считается «ответственным» за СДВГ; скорее, как и многие психические заболевания, считается, что это связано со многими генетическими вариантами, только некоторые из которых были обнаружены.

Для получения дополнительной информации о генах и других факторах, которые могут привести к СДВГ, см. раздел «Причины и факторы риска при СДВГ».

Является ли СДВГ болезнью современности?

Некоторые эксперты утверждают, что то, что мы называем СДВГ, на самом деле является «болезнью цивилизации», то есть расстройством, которое возникает из-за несоответствия между эволюционными корнями человека и нашей современной средой. Высокий уровень энергии, например, мог быть адаптивным для охотника-собирателя, но проблематичен в современном классе. Некоторые видные эксперты по детскому развитию отмечают, что недавний рост числа диагнозов СДВГ совпал с повышенным вниманием (особенно в американских школах) к строгому стандартизированному тестированию и сокращению игрового времени, предполагая, что по крайней мере некоторые дети с диагнозом СДВГ были помещены в среду, которая ухудшает их. эволюционное несоответствие.

Чтобы узнать больше о том, как жить с СДВГ в современном мире, см. Ежедневное лечение СДВГ.

Является ли СДВГ инвалидностью?

Это зависит. В соответствии с Законом об американцах-инвалидах (ADA) и Законом об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA) СДВГ в некоторых случаях может по закону считаться инвалидностью. Но одного диагноза недостаточно, чтобы претендовать на защиту по закону. В дополнение к официальному диагнозу человек (и/или его родитель, если он находится в академической среде) также должен установить, что симптомы существенно ограничивают функционирование. Если такие ограничения могут быть надлежащим образом задокументированы, разумные приспособления должны быть предоставлены работодателем или школой (если она является государственной).

Для получения дополнительной информации об условиях проживания см. СДВГ в школе или СДВГ на рабочем месте.

Является ли СДВГ нарушением обучаемости?

Хотя СДВГ может и часто вызывает трудности в учебе, он не считается особым нарушением обучаемости (таким как дислексия или дисграфия). Однако многие дети с СДВГ — по некоторым оценкам, от 30 до 50 процентов — имеют сопутствующую неспособность к обучению. Условия могут также иметь сходные внешние симптомы, особенно у детей.

Дополнительные сведения о том, как отличить СДВГ от нарушений обучаемости и других расстройств, см. в разделе СДВГ и связанные с ним состояния.

Я все время нервничаю. У меня СДВГ?

Хотя суетливость, безусловно, является аспектом СДВГ, это состояние более сложное, чем физическое беспокойство. Если, помимо постоянной суетливости, вы испытываете сильное чувство отвлекаемости, которое сохраняется в различных условиях, часто ведете себя импульсивно, много говорите, с трудом выполняете задачи или управляете своим временем и/или допускаете ошибки по невнимательности в важных проектах, вы можете показать симптомы СДВГ. Запрос оценки у поставщика медицинских услуг — это первый шаг к постановке диагноза и началу лечения.

Дополнительные сведения о симптомах и диагностике см. в разделе Симптомы и диагностика СДВГ.

Как лучше всего помочь моему ребенку справиться с СДВГ?

Все дети получают пользу от любви, структуры и последовательности; детям с СДВГ нужны все три сразу. Поскольку симптомы СДВГ и связанные с ними академические и социальные проблемы могут нанести ущерб самооценке ребенка, родители должны предпринять шаги, чтобы найти эффективное лечение, помочь ребенку определить свои сильные стороны и отстаивать его потребности, когда он учится ориентироваться в мире. самостоятельно. Родители также должны помочь ребенку установить распорядок дня, определить академические стратегии, отвечающие его конкретным потребностям, и освоить социальные навыки, необходимые для формирования прочных дружеских отношений.

Дополнительную информацию о воспитании счастливого и здорового ребенка с СДВГ см. в разделе Воспитание ребенка с СДВГ.

СДВГ хорошо или плохо для романтических отношений?

Не существует единого способа воздействия СДВГ на романтические отношения, и это состояние часто имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Многие пары, например, обнаруживают, что СДВГ одного из партнеров (или обоих, в некоторых случаях) улучшает отношения, делая их более спонтанными или сексуально удовлетворяющими. Другие, однако, считают, что симптомы рассеянности, неорганизованности или импульсивности могут привести к разочаровывающим недопониманию между партнерами или спровоцировать споры.

Оба партнера, независимо от их собственного статуса СДВГ, должны честно говорить о любых проблемах, которые СДВГ приносит в отношения, а также стараться по возможности ценить его положительные стороны. Сострадание к своему партнеру имеет решающее значение для того, чтобы любые отношения с СДВГ работали.

Подробнее о любви и СДВГ см. СДВГ и отношения.

Далее: Причины и факторы риска СДВГ

Основные материалы для чтения

Последние сообщения

Что такое СДВГ? Значение, признаки, причины и как справляться

Важно понимать, что наличие некоторых симптомов СДВГ не означает автоматически, что у кого-то есть расстройство. Многие симптомы СДВГ могут быть обычными и понятными, но они не обязательно указывают на СДВГ.

Кроме того, у людей с СДВГ могут не проявляться все симптомы или черты, а уровни каждой черты могут различаться в зависимости от ситуации. Этот список симптомов не является исчерпывающим.

Ниже приведены некоторые общие переживания и черты, о которых могут сообщать люди с СДВГ.

У детей симптомы СДВГ, такие как трудности с концентрацией внимания, могут способствовать возникновению проблем в школе, таких как низкие оценки или проблемы из-за деструктивного поведения.

Детям с СДВГ иногда может потребоваться дополнительная поддержка для развития самостоятельных навыков, и они могут демонстрировать поведение, типичное для детей младшего возраста. Некоторые дети с СДВГ могут испытывать небольшие задержки в развитии речи, двигательных навыков или социального развития.

Точно так же дети с СДВГ могут иметь более низкую толерантность к фрустрации, трудности с контролем своих эмоций и могут часто испытывать перепады настроения.

Во взрослом возрасте СДВГ может до некоторой степени измениться. Гиперактивные симптомы могут стать менее заметными, обнаружив, что они могут относительно спокойно сидеть, несмотря на любое внутреннее беспокойство.

Это не означает, что некоторые взрослые с СДВГ менее заметно беспокойны. Как и каждый признак СДВГ, у каждого они могут проявляться по-разному.

Симптомы невнимательности при СДВГ обычно остаются постоянными, хотя взрослые обычно могут лучше контролировать свое окружение, чем дети.

В то время как дети, как правило, большую часть дня должны оставаться за столом, некоторые взрослые могут планировать свою жизнь или выбирать работу, соответствующую их симптомам СДВГ.

Таким образом, вместо того, чтобы выбирать профессию, связанную с сидением за столом, они могут выбрать профессию, связанную с перемещением, физическим трудом или поездками в разные места для работы.

Однако по многим причинам люди могут не иметь возможности работать в той сфере, которая соответствует их СДВГ.

Взрослые с СДВГ могут иметь трудности со своими сверстниками и социальными ситуациями, иметь непостоянную производительность на работе и вести себя рискованно.

Взрослые с СДВГ могут испытывать хроническое чувство разочарования, вины или стыда за то, что они не могут ориентироваться в жизни и работать так же легко, как другие. Это особенно может иметь место, если взрослый пропускает диагноз СДВГ и не может ответить на вопрос, почему у него возникают трудности.

Некоторые из негативных последствий, с которыми могут столкнуться люди с СДВГ, включают невозможность сохранить работу, банкротство из-за проблем с управлением финансами, проблем в отношениях и зависимостей.

Критерии DSM-5 для СДВГ перечисляют три проявления состояния, при которых люди с этим состоянием попадают в преимущественно невнимательное представление, преимущественно гиперактивно-импульсивное представление и комбинированное гиперактивно-импульсивное и невнимательное представление.

Ниже приведены типы проявлений и некоторые характеристики, связанные с каждым из них:

Не существует единого теста на СДВГ; поэтому необходима всесторонняя оценка для установления диагноза, исключения других причин и определения наличия сопутствующих заболеваний.

Оценка может занять много времени и должна включать в себя тщательный сбор анамнеза и клиническую оценку академического, социального и эмоционального функционирования и уровня развития человека.

Некоторые из специалистов, которые могут диагностировать СДВГ, включают:

Диагностика СДВГ у детей может оказаться сложной, поскольку многие состояния могут вызывать схожие симптомы, такие как тревога, депрессия и определенные нарушения обучения.

Тщательный анамнез ребенка должен быть получен от родителей и учителей и, при необходимости, от ребенка.

Хотя некоторые симптомы СДВГ проявляются в раннем детстве, у некоторых могут не возникать серьезных проблем до более позднего возраста.

Для взрослых диагностика также включает сбор информации из нескольких источников, включая контрольные списки симптомов СДВГ, стандартизированные шкалы оценки поведения, подробную историю прошлого и настоящего функционирования, а также информацию, полученную от людей, которые хорошо знают человека.

Взрослые могут обращаться за диагнозом только в том случае, если они столкнулись со значительными проблемами в одной или нескольких сферах жизни, например, на работе или карьере, неуспеваемости или отношениях.

Комплексная оценка СДВГ должна включать тщательное диагностическое интервью с использованием структурированных или полуструктурированных интервью. Многие специалисты могут также попросить людей заполнить анкеты перед их оценкой.

Интервьюер должен задать заранее определенный стандартизированный набор вопросов, чтобы повысить надежность и снизить вероятность того, что другой интервьюер придет к другому выводу.

Для подтверждения диагноза в соответствии с критериями DSM-5 должна существовать стойкая модель невнимательности и/или гиперактивности-импульсивности, которая мешает функционированию или развитию.

Характеризуется наличием шести или более симптомов, преимущественно проявляющихся невнимательностью, или преимущественно симптомами гиперактивности и импульсивности, или теми и другими.

Эти симптомы должны сохраняться в течение как минимум шести месяцев до такой степени, что они не соответствуют уровню развития и отрицательно влияют на социальную и академическую/профессиональную деятельность.

Некоторые из симптомов невнимательности или гиперактивности-импульсивности должны присутствовать в возрасте до 12 лет и должны присутствовать в двух или более условиях (например, дома, в школе или на работе; с друзьями или родственниками; в других видах деятельности) .

При постановке диагноза симптомы СДВГ явно мешают или снижают качество социальной, академической или профессиональной деятельности.

Кроме того, симптомы нельзя лучше объяснить другими психическими расстройствами, такими как настроение, тревога или расстройства личности. Кроме того, специалисты должны будут указать тяжесть симптомов, будь то легкая, умеренная или тяжелая.

Что вызывает СДВГ?

Генетика

Существует неопределенность в отношении причин СДВГ, хотя обычно считается, что он имеет неврологическое и генетическое происхождение. Более 20 генетических исследований продемонстрировали доказательства того, что СДВГ передается по наследству.

Это означает, что если у кого-то есть СДВГ, есть большая вероятность, что у него есть член семьи, который также страдает этим заболеванием.

Различия в мозге

Исследования показывают, что существуют структурные различия в мозге людей с СДВГ по сравнению с теми, у кого этого состояния нет (Bonath et al., 2016).

Было обнаружено, что у людей с СДВГ снижены объемы серого вещества в передней поясной коре, затылочной коре, областях мозжечка и двустороннем гиппокампе/амигдале.

Это уменьшение объема серого вещества может объяснить, почему люди с СДВГ имеют проблемы с вниманием, поскольку серое вещество участвует в обучении, памяти, когнитивных процессах и внимании.

Однако вопрос о том, является ли СДВГ причиной или следствием этих различий мозга, остается спорным.

Факторы окружающей среды

Считается, что существуют некоторые факторы окружающей среды, которые могут повысить вероятность развития у кого-либо СДВГ:

В прошлом считалось, что определенные факторы окружающей среды могут вызывать СДВГ, хотя не было обнаружено, быть дело.

Некоторые из факторов, которые НЕ вызывают СДВГ, включают чрезмерное количество просмотров телевизора, употребление сахара, семейный стресс, стиль воспитания и травматический опыт.

Несмотря на то, что факторы окружающей среды, такие как стресс в семье, не вызывают СДВГ, они могут изменить способ проявления СДВГ и привести к дополнительным проблемам, таким как антиобщественное поведение (Langley et al., 2010).

Исследователи продолжают изучать точную взаимосвязь между СДВГ и факторами окружающей среды, но отмечают, что не существует единой причины, которая могла бы объяснить все случаи СДВГ.

Уровни дофамина

Основные различия в мозге, вероятно, являются основной причиной СДВГ, при этом некоторые исследователи рассматривают дофамин как возможный фактор.

Дофамин — это химическое вещество мозга, которое регулирует эмоциональные реакции и участвует в мотивации, чувстве удовольствия и вознаграждении.

Люди с СДВГ могут иметь разные уровни дофамина по сравнению с людьми без СДВГ (Volkow et al., 2009).).

Исследования показывают, что одна из причин этой разницы заключается в том, что у людей с СДВГ в головном мозге больше белка, называемого переносчиками дофамина (Dougherty et al., 1999). Эти белки могут снижать уровень дофамина в головном мозге, что может способствовать возникновению симптомов СДВГ.

Исследования также предполагают, что дофаминовый путь, участвующий в вознаграждении и мотивации, может играть роль в СДВГ (Johansen et al., 2009). Хотя необходимы дополнительные исследования, некоторые исследования показали, что определенный тип переносчика дофамина может влиять на определенные черты СДВГ, такие как нестабильность настроения (Jeong 9).0224 и др., 2015).

СДВГ у девочек и женщин

СДВГ — это состояние, которое чаще диагностируется у мужчин, чем у женщин, обычно в три раза чаще диагностируется у мужчин.

Возможно, это привело к возникновению некоторых стереотипов о том, что СДВГ — это состояние, связанное с мальчиками, которые не могут сохранять спокойствие и ведут себя разрушительно. Однако, вероятно, есть много (цисгендерных) девочек и женщин, которым не поставлен диагноз, потому что их симптомы СДВГ не учитываются.

Несоответствие, заключающееся в том, что мужчины диагностируются чаще, чем девочки в соотношении 3:1, подчеркивает, что многие девочки с СДВГ, скорее всего, останутся невыявленными и не пролеченными.

Это приводит к тому, что без диагноза девочки, скорее всего, будут страдать от более долгосрочных социальных, образовательных и психических последствий для здоровья.

Большая часть имеющихся данных о СДВГ часто основывается на выборках преимущественно мужчин из-за предположительно более высокой распространенности СДВГ среди мужчин.

Большее количество девочек с СДВГ могут чаще попадать в невнимательные проявления СДВГ.

Симптомы невнимательности могут проявляться в виде легкой отвлекаемости, перегруженности, недостатка усилий и мотивации.

Менее явные симптомы СДВГ у девочек означают, что они менее очевидны для окружающих, а это означает, что они с меньшей вероятностью получат направление на обследование.

Симптомы СДВГ могут стать более очевидными у женщин в более позднем возрасте, часто в периоды социального или образовательного перехода или при попытке ориентироваться в мире работы.

Консенсус 2020 г. обобщил ключевые моменты для выявления СДВГ у женщин:

  • Женщины с симптомами невнимательности и гиперактивности-импульсивности

  • Тяжесть симптомов может быть ниже у женщин, чем у мужчин, особенно при гиперактивно-импульсивных симптомах

  • Плохое настроение, эмоциональная лабильность или беспокойство могут быть особенно распространены у женщин с СДВГ

  • Проблемы эмоциональной регуляции могут быть более серьезными/частыми у девочек с СДВГ

  • Девочки с СДВГ уязвимы для издевательств

  • Наблюдается повышенный отсев из школы и неуспеваемость

  • У них, как правило, снижена самооценка и самооценка

  • У них может быть не так много поведенческих проблем, обычно связанных с мужчинами

  • Компенсаторное поведение может маскировать поведение и нарушения

  • Дисфункциональные стратегии, такие как употребление алкоголя или наркотиков, могут использоваться для преодоления эмоциональных проблем, социальной изоляции и отторжения (Young et al. , 2020).

Некоторые девочки и женщины с СДВГ умеют маскировать свою борьбу, используя компенсаторные стратегии, что может привести к недооценке основных проблем.

Нередко женщин с СДВГ лечат в первую очередь от беспокойства или депрессии.

До постановки диагноза на девочек могли навешивать такие ярлыки, как «болтунья», «королева драмы» или «сорванец». Диагноз СДВГ может помочь им освободиться от этих ярлыков, которые им могли быть приписаны.

В заключение важно не сбрасывать со счетов СДВГ у женщин только потому, что они могут не проявлять поведенческих проблем, обычно присущих мужчинам.

Можно ли лечить СДВГ?

Управление СДВГ часто требует медицинского, образовательного и психологического вмешательства.

Этот комплексный подход иногда называют «мультимодальным» и, в зависимости от возраста человека, может включать следующее:

Лекарства

Лекарства от СДВГ бывают двух типов: стимулирующие и не стимулирующие. Стимуляторы могут помочь людям с СДВГ лучше сосредоточиться, повышая уровень дофамина в мозгу.

Обычные стимуляторы включают риталин, аддерол и вивансе. Однако эти лекарства могут иметь побочные эффекты, такие как зависимость, проблемы со сном или проблемы с сердцем.

Лекарства, не являющиеся стимуляторами, назначаются не так часто, как стимуляторы, и чаще используются при сильном беспокойстве. Они действуют иначе, чем стимуляторы, блокируя обратный захват нейротрансмиттеров, таких как норадреналин и дофамин, что приводит к повышению их уровня в головном мозге. Популярные нестимулирующие препараты включают Wellbutrin (бупропион) и Strattera (атомоксетин).

Поведенческая терапия

Для некоторых поведенческая терапия может помочь людям с СДВГ научиться навыкам, необходимым для контроля над некоторыми из их симптомов.

Целью поведенческой терапии является замена бесполезного поведения более полезным. Эта терапия может научить людей стратегиям улучшения проблемных областей, таких как организация, сосредоточенность, контроль импульсов или что-то еще, что является проблемой для людей с СДВГ.

Многие считают, что поведенческая терапия может помочь им эффективно справиться с симптомами СДВГ без использования лекарств. Хотя поведенческая терапия не влияет на химию мозга, она может научить людей навыкам, облегчающим ориентирование в школе, на работе, дома и в отношениях.

Для детей поведенческая терапия обычно использует подход всей семьи для изменения поведения. Эта терапия может также исследовать, как реагируют на негативные действия в доме ребенка.

Иногда родители могут непреднамеренно подкреплять негативное поведение. Таким образом, подход всей семьи может гарантировать, что основные люди в жизни ребенка знают, как справляться с негативным поведением и укреплять позитивное.

Когнитивно-поведенческая терапия

По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC), поведенческая терапия, а также когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) могут помочь уменьшить симптомы у детей с СДВГ.

КПТ может помочь людям понять, как их мысли влияют на их поведение, чтобы они могли переформулировать эти мысли, сделать их более полезными или реалистичными и, таким образом, лучше контролировать свои симптомы.

КПТ включает в себя работу с терапевтом, чтобы замечать любые мысли и поведенческие модели, бороться с негативными мыслями, справляться со стрессом, справляться со стрессовыми обязательствами и изучать новые способы управления повседневной жизнью.

Помимо помощи при СДВГ, когнитивно-поведенческая терапия может помочь людям справляться с другими состояниями, которые могут сосуществовать с СДВГ, такими как расстройства настроения и тревожные расстройства.

Помимо медикаментозного и терапевтического лечения, есть несколько способов, которыми люди с СДВГ могут воспользоваться в своей жизни, чтобы помочь справиться со своими симптомами или справиться с ними, а также ориентироваться в повседневной жизни:

  • Наличие последовательного расписания со структурой и регулярными ожиданиями.

  • Составлять списки дел, которые нужно делать ежедневно, и дополнять их, когда появляются новые идеи.

  • Ведение календаря и установка напоминаний, чтобы свести к минимуму вероятность того, что важные события или встречи будут забыты.

  • Для детей — они могут записывать домашние задания и хранить предметы повседневного обихода, такие как игрушки и рюкзаки, в отведенных для этого местах, чтобы они не потерялись. Родитель ребенка также может установить порядок в отношении еды, домашних заданий и игр.

  • Разбивка задач на выполнимые части и обеспечение регулярных перерывов может помочь справиться с чувством перегруженности. Перерывы во время учебы или работы, а также выход из комнаты, прогулка или выполнение другой задачи могут помочь высвободить энергию и помочь справиться с чувством скуки и отсутствия внимания.

  • Упростите и организуйте жизнь — например, назначьте определенные тихие места для чтения или займитесь хобби, чтобы отдохнуть от повседневного хаоса.

  • Уменьшите количество ненужных отвлекающих факторов — такие отвлекающие факторы, как просмотр телевизора и видеоигры, могут способствовать импульсивному поведению и могут лучше регулироваться.

  • Регулярные физические упражнения помогают сжигать энергию и стимулировать мозг здоровым образом. Это может помочь сосредоточить внимание на конкретных движениях и уменьшить импульсивность, помочь сосредоточиться и снизить риск тревоги или депрессии.

  • Регулируйте режим сна — максимальное сокращение потребления сахара, кофеина и времени перед экраном может помочь установить режим сна, поскольку недостаток сна может усугубить невнимательность, гиперактивность и безрассудство.

  • Рекламирование времени ожидания — пауза для обдумывания действий может стимулировать вдумчивые ответы.

  • Дыхательные упражнения, когда вы чувствуете себя подавленным или когда в мозгу одновременно возникают несколько мыслей, могут помочь успокоиться.

  • Другие расслабляющие упражнения, такие как йога, тай-чи, осознанность, медитация и времяпрепровождение на свежем воздухе, могут помочь успокоить гиперактивный ум и облегчить симптомы.

В Седжвике и др. (2019), были проведены интервью с людьми с СДВГ, и некоторые участники рассказали, как релаксация, такая как осознанность, помогает им:

«потому что мозг с СДВГ хочет продолжать, а осознанность на самом деле хочет делать прямо противоположное… так что в то время как практика осознанности — не самая простая вещь для человека с СДВГ… даже в ограниченном виде… я нахожу ее весьма полезной…. Практика осознанности, я думаю, потенциально является одной из самых полезных вещей, которым может научиться человек с СДВГ…»

Дополнительная литература

Фараоне, С.В., Сержант, Дж., Гиллберг, К., и Бидерман, Дж. (2003). Всемирная распространенность СДВГ: это американское заболевание? World psychiatry, 2(2), 104.

Kooij, JJS, Bijlenga, D., Salerno, L., Jaeschke, R., Bitter, I., Balazs, J., … & Asherson, P. (2019) . Обновленное европейское консенсусное заявление по диагностике и лечению СДВГ у взрослых. Европейская психиатрия, 56(1), 14-34.

Дэниелсон М.Л., Битско Р.Х., Гандур Р.М., Холбрук Дж.Р., Коган М.Д. и Блумберг С.Дж. (2018). Распространенность диагноза СДВГ, о котором сообщают родители, и связанного с ним лечения среди детей и подростков в США, 2016 г. J Clin Child Adolesc Psychol, 47 (2), 199-212.

Бауэрмейстер, Дж. Дж., Шраут, П. Е., Чавес, Л., Рубио-Стипек, М., Рамирес, Р., Падилья, Л., … и Канино, Г. (2007). СДВГ и пол: одинаковы ли риски и последствия СДВГ для мальчиков и девочек? Журнал детской психологии и психиатрии, 48(8), 831-839.

Скогли, Э. В., Тайчер, М. Х., Андерсен, П. Н., Ховик, К. Т., и Ойе, М. (2013). СДВГ у девочек и мальчиков — гендерные различия в сопутствующих симптомах и показателях исполнительной функции. BMC психиатрия, 13(1), 1-12.

Ганизаде, А. (2012). Психометрический анализ новых симптомов СДВГ, полученных из DSM-V. BMC психиатрия, 12(1), 1-6.

Гершон, Дж., и Гершон, Дж. (2002). Метааналитический обзор гендерных различий в СДВГ. Журнал расстройств внимания, 5(3), 143-154.

Бонат, Б., Тегельбекерс, Дж., Уилке, М., Флехтнер, Х. Х., и Крауэль, К. (2018). Региональные различия в объеме серого вещества между подростками с СДВГ и контрольной группой с типичным развитием: дополнительные доказательства вовлечения передней части поясной извилины. Журнал расстройств внимания, 22 ( 7), 627–638.

Центры по контролю и профилактике заболеваний. (2021, 23 сентября). Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ). https://www.cdc.gov/ncbddd/adhd/diagnosis.html.

Догерти, Д. Д., Бонаб, А. А., Спенсер, Т. Дж., Раух, С. Л., Мадрас, Б. К., и Фишман, А. Дж. (1999). Плотность транспортеров дофамина у пациентов с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. The Lancet, 354 (9196), 2132-2133.

Чон, С. Х., Чой, К. С., Ли, К. Ю., Ким, Э. Дж., Ким, Ю. С., и Джу, Э. Дж. (2015). Связь между геном переносчика дофамина (DAT1) и чертами, связанными с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, у здоровых взрослых. Психиатрическая генетика, 25 (3), 119–126.

Йохансен, Э.Б., Киллин, П.Р., Рассел, В.А., Трипп, Г., Викенс, Дж.Р., Таннок, Р., Уильямс, Дж. и Сагволден, Т. (2009). Происхождение измененных эффектов подкрепления при СДВГ. Поведенческие и мозговые функции, 5 (1), 1-15.

Кацман, М. А., Билки, Т. С., Чокка, П. Р., Фаллу, А., и Классен, Л. Дж. (2017). Взрослый СДВГ и сопутствующие расстройства: клинические последствия многомерного подхода. BMC психиатрия, 17 (1), 1–15.

Лэнгли, К. , Фаулер, Т., Форд, Т., Тапар, А.К., Ван Ден Бри, М., Гарольд, Г., … и Тапар, А. (2010). Подростковые клинические исходы для молодых людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Британский журнал психиатрии, 196 (3), 235-240.

Национальный ресурсный центр по СДВГ. (2017). О СДВГ. ЧАДД. https://chadd.org/wp-content/uploads/2018/03/aboutADHD.pdf

Седжвик, Дж. А., Мервуд, А., и Ашерсон, П. (2019). Положительные аспекты синдрома дефицита внимания и гиперактивности: качественное исследование успешных взрослых с СДВГ. СДВГ, синдром дефицита внимания и гиперактивность , 11 , 241-253.

Волков, Н. Д., Ван, Г. Дж., Коллинз, С. Х., Вигал, Т. Л., Ньюкорн, Дж. Х., Теланг, Ф., Фаулер, Дж. С., Чжу, В., Логан, Дж., Ма, Ю., Прадхан, К. , Вонг, К. и Суонсон, Дж. М. (2009 г.). Оценка пути вознаграждения допамина при СДВГ: клинические последствия. Jama, 302 (10), 1084-1091.e

Янг, С., Адамо, Н., Асгейрсдоттир, Б. Б., Брэнни, П.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *