Файл: Т. В. Корнилова Экспериментальная психология.doc — Страницы №№56-60
Влияние на результат наблюдения может оказать личное отношение наблюдателя к наблюдаемому субъекту: симпатия, антипатия. Большую роль играют опытность наблюдателя, его предварительные знания о наблюдаемом человеке и контексте ситуации.
Основные пути контроля субъективности наблюдателей – усиление целенаправленности и систематизации наблюдения, поиск адекватных наблюдаемому процессу или явлению «единиц» описания и систем интерпретации данных наблюдения.
Оценка самой
возможности психологического наблюдения
зависит от того, как связываются
результаты и использованные средства
наблюдения, с одной стороны, и понятийная
система знаний о наблюдаемой реальности
– с другой. В психологии существует
множество категориальных по своему
уровню понятий, которые следовало бы
относить не к самой психологической
реальности, а к обобщенным схемам ее
понимания. Так, представим в качестве
исследуемой реальности предметную
деятельность человека, которая
опосредствована механизмами психической
регуляции и психического отражения и
в свою очередь определяет становление
психической реальности.
Адекватным для ее изучения методом наблюдения следовало бы признать такое построение исследования, при котором наблюдатель мог бы и зрительно, и понятийно охватить активность другого субъекта как «деятельность» во всей полноте ее структуры, динамики и форм развития. Однако метода для наблюдения такого предмета изучения, как «деятельность», не существует. Деятельность – это категория такой степени общности, которая представлена в системе психологических знаний в качестве «надэмпирического» конструкта, призванного структурировать понятия меньшей степени общности. Без разработки теорий так называемого среднего уровня перейти к оценке наблюдаемости тех или иных аспектов становления деятельностного опосредствования психической реальности, видимо, не представляется возможным.
Таким образом, поскольку предметом наблюдения в конечном счете оказывается субъективная реальность, а само наблюдение осуществляется наблюдателем-субъектом, психические состояния которого столь же реальны, как у наблюдаемого субъекта, специфика психологического наблюдения может быть кратко охарактеризована как удвоение субъективности.

Теория представлена
также в регулятивных правилах сбора
данных (в обосновании «техник», или
методик, наблюдения). Она определяет
исходный пункт выбора «единиц» или
категориальных систем наблюдения. При
достаточном отличии «атеоретичных»
подходов к выбору единиц, называемых
иногда описательным наблюдением, и
теоретически обоснованных, или
объяснительных, подходов общим остается
то, что в конструкцию описательных
понятий психолог включает умозрительную
модель предметной ситуации. Собственно,
этим и отличается профессиональное
наблюдение от житейского, исследовательский
метод от непосредственного запечатления.
Наблюдение
и цели исследования. В зависимости от содержания целей
исследователя выделяют свободное
наблюдение (иногда его называют нерегулируемым и
даже нецеленаправленным), если минимальны
ограничения относительно того, что и
когда наблюдать, и наблюдение
целенаправленное,
если в схеме или плане четко определены
цели, организация наблюдения и способы
отчета наблюдателя.
Наблюдение в зависимости от уровня «единиц». Кроме описания психологической реальности в репертуарах единиц или в категориях, подразумевается еще один аспект членения целостного процесса наблюдения на отдельные «единицы» – не от использования речи или кодов наблюдателя, а от особенностей самих наблюдаемых событий, например в аспекте их неповторимости, скоротечности.
Подходы к выделению
«единиц» наблюдения учитывают, с одной
стороны, необходимость максимально
интерсубъективного (т.е. не зависящего
от индивидуальных особенностей и позиции
наблюдателя) характера отчета о данных,
с другой – уникальность и лишь
относительную воспроизводимость
психических явлений, имеющих процессуальный
характер. С особенностью объектов
наблюдения в психологии связываются и
особенности фиксации отчетов данных:
1) фиксируется по существу то, что уже
прошло в момент фиксации отчета; 2)
повторений часто не существует, в связи
с этим для изучения множества областей
психической регуляции поведения
определяется путь составления наборов
событий.
Выбор «единиц» или категории в зависимости от исследовательских целей позволяет осуществлять наблюдение с разной степенью его стандартизации и формализации. В психологической науке отсутствует универсальный понятийный язык, поэтому исследователь должен лавировать между Сциллой и Харибдой «уникальное описание – соглашение». Осознание уровней кодирования данных в определенных «единицах» и категориях позволяет учитывать степень вмешательства теории в процесс организации наблюдения и отчета наблюдателя.
Систематическим
обычно называют любое наблюдение
(как в «единицах», так и в категориях),
если оно
осуществляется по определенным правилам
структурирования понятий наблюдателя
для квалификации событий.
Систематичность нельзя смешивать с
принципами хронологической организации
наблюдения. Систематичность наблюдения – очень емкое понятие, оно
включает в себя соответствие программы
наблюдения целям исследования; выделение
сторон объекта, которые необходимо
описывать; язык описания данных
наблюдения, способ их фиксации и порядок
наблюдения. Степень систематичности
является самостоятельным критерием
подразделения видов наблюдения
(систематическое и несистематическое),
однако она определенным образом связана
с выработкой теоретической интерпретации
наблюдаемых явлений. Максимально
систематическим оказывается категориальное
наблюдение, поскольку
Наблюдение
в отношении к проверке гипотез. Наблюдение как метод сбора данных
применимо на предварительных
этапах исследования, когда нет разработанных
гипотез о причинно-следственных связях.
Если наблюдение не связано с проверкой
конкретных гипотез, оно, оставаясь
«целевым», не является эвристическим,
хотя именно на основе такого наблюдения
могут формироваться гипотезы. Сложившаяся
традиция относит к эвристическому
наблюдению те его виды, которые направлены на
проверку гипотез. Эвристическими,
следовательно, не являются наблюдение
на предварительных этапах изучения
«объекта» и наблюдение в случаях
сознательно принятой цели минимальной
селективности и максимального охвата
разных проявлений и аспектов наблюдаемого
объекта (процесса, явления).
Наблюдение
с точки зрения учета позиции наблюдателя. Можно выделить внешнее
наблюдение – наблюдение «со стороны», когда
наблюдатель полностью отделен от
изучаемого «объекта», и включенное
наблюдение.
Наблюдение со стороны может быть открытым
или скрытым. При включенном наблюдении
исследователь сам является членом
наблюдаемой им группы людей, полноправным
участником наблюдаемых событий.
Включенное наблюдение, как и наблюдение
«со стороны», может быть открытым или
скрытым (когда наблюдатель действует
инкогнито, не сообщая о факте наблюдения
другим членам группы). Оно имеет свои
преимущества и недостатки: с одной
стороны, позволяет глубже проникнуть
в исследуемую реальность, с другой –
непосредственная включенность в события
может влиять на объективность отчета
наблюдателя.
Виды
наблюдения в зависимости от его
организации. В зависимости от ситуации выделяют
наблюдение полевое, лабораторное и
спровоцированное в естественных
условиях. Полевое
наблюдение проводится в условиях, естественных
для жизни наблюдаемого «объекта».
Требование такого наблюдения – отсутствие
инициации со стороны наблюдателя
изучаемых явлений. Полевое наблюдение
позволяет исследовать естественные
формы жизнедеятельности и общения людей
(или иных «объектов» наблюдения) при
минимальных искажениях. Его недостаток
состоит в большой трудоемкости, а также
в том, что интересующая исследователя
ситуация мало поддается контролю. Такое
наблюдение часто является выжидательным,
несистематическим.
Лабораторное наблюдение позволяет изучать формы проявления психологической регуляции в поведении человека (или животного) в более удобной для исследователя и контролируемой ситуации, но искусственные условия могут значительно исказить получаемые результаты. В возрастной психологии спровоцированные наблюдения часто приближаются к форме «естественного эксперимента» в понимании этого метода А. Ф. Лазурским.
Хронологическая организация наблюдения. Выделяют лонгитюдное («продолженное»), периодическое и единичное наблюдение. Лонгитюдное наблюдение проводится в течение длительного времени, обычно несколько лет. Оно предполагает постоянный контакт исследователя и «объекта» изучения. Результаты таких исследований фиксируются обычно в виде дневников и широко охватывают поведение, образ жизни, привычки наблюдаемого.
Периодическое
наблюдение – наиболее распространенный вид
хронологической организации наблюдения. В отличие от лонгитюдного оно проводится
в течение определенных, обычно точно
заданных промежутков времени.
Единичное, или однократное, наблюдение обычно представлено в виде описания отдельного случая. Оно может быть как уникальным, так и стандартным, т.е. типичным, являться результатом как систематического, так и случайного наблюдения. Особое место в психологических исследованиях занимают лонгитюдные наблюдения единичного случая. Их ценность с точки зрения формирования исследовательских гипотез часто не менее важна, чем роль многократных, но менее длительных наблюдений.
Наблюдение
и виды отчета наблюдателя. Организация
отчета наблюдателя входит наряду с
целью и созданием ситуации в план, или
схему, наблюдения. В зависимости от
избранного способа описания данных
можно выделить стандартизованное и
нестандартизованное наблюдение. При нестандартизованном
наблюдении наблюдатель регистрирует данные с
определенной целью, но без специальных
ограничений, на что обращать внимание,
какие моменты фиксировать.
Нестандартизованное наблюдение позволяет ознакомиться с теми проявлениями интересующей исследователя реальности, которые ему еще неизвестны и для которых не выработан репертуар «единиц» описания. Кроме того, оно применяется, если требуется скорее целостное описание психологической реальности, чем ее аналитическое представление.
Стандартизованное наблюдение отличается тем, что наблюдателю в более или менее четкой форме предписаны выделяемые категории наблюдения и те «единицы», которые он должен фиксировать, а также порядок наблюдения, его последовательность и т.п. Такое наблюдение применяется обычно там, где от наблюдателя требуется скорее выделять уже известные проявления психологических событий, чем описывать новые.
Перечисленные классификации видов наблюдения не противоречат одна другой, а отражают независимые критерии, дополняющие друг друга.
Методики
наблюдения могут использоваться как способы
регистрации или фиксации данных при
различных по структуре методах
исследования: например, в психологическом
эксперименте и при решении задач
психодиагностики. Так, можно проводить
психологический эксперимент, создавая
для испытуемого отличающиеся условия
выполнения экспериментальных заданий
и квалифицируя определенным образом
тип его действий. Это будет применение
наблюдения как методики сбора эмпирических
данных, но при условии возможности
перехода от качественных описаний к
переменным, предполагающим возможность
оценки наблюдаемых показателей в тех
или иных шкалах.
Информация для студентов и преподавателей
«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»
Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор