У казахов была добрая традиция — «ерулік». С чем ее можно сравнить?
Друзья!
Продолжаем знакомство с традициями и обычаями наших предков.Сегодня завершим главу моей книги «Қарашаңырақ» о том,
Как казахи гостей принимали и учились жить в мире
Часть III
Впрочем, и до ислама жадность у нас считалась непростительным пороком. У кочевников принято было делиться. Делиться всем. Кочевник вообще не особо держался за вещи и не особо занимался накопительством. Понравился кому-то из друзей или знакомых твой халат – тут же снимали и отдавали. На, носи! Поэтому делились всем, но в первую очередь радостью и горем. А что касается богатства…
Чем оно вообще мерилось — богатство степняка?
Понятное дело, дворцов и особняков тогда не строили. Зачем? Банковских счетов не держали. В офшорах ничего не прятали, тендеры не разводили, акции не покупали, ценные бумаги игнорировали, в биржах не участвовали, по бутикам не слонялись, драгоценности не копили. ..
Можно было бы привести здесь и разновидности внутри разновидностей. Это я к тому, что «сортов», пород и предназначений тех же лошадей и верблюдов у нас было великое множество. В этом смысле параллель можно провести с представлениями о снеге у северных народов. Это для нас он всегда одинаковый – белый и холодный. А у них он имеет множество оттенков и состояний. Так и здесь: все, что касается лошадей, у нас, у казахов, можно выделить в отдельную «лошадиную энциклопедию». И не удивительно поэтому, что некоторые породы, масти, возраст и даже характеры лошадиные не имеют до сих пор адекватного перевода на другие языки. Получается, фактически они существуют лишь в казахском обиходе.
Впрочем, как и верблюды с баранами.При таком положении дел вполне логично, что скот являлся и главной валютой. Весьма подвижной, надежной и конвертировался в любую сторону. Помимо того, что его, скот этот, пасли, стригли, дарили, меняли, доили и ели, он еще и выполнял роль главного инструмента в торговом обороте. Так, лошади, условно говоря, были долларами, а бараны – «теньгой». Быки, верблюды, коровы и козлы… – рублями, юанями и тугриками.
Скот приносил дивиденды. Ими тоже принято было делиться. Я имею в виду приплод. Но не самый первый, а тот, что появится позже. Первую партию новорожденных не принято было отдавать. Считалось, что вместе с новоявленными ягнятами и жеребятами может уйти из дома благодать – құт. За это богачей благодарили, воздавали им почести и благословляли. Считалось, что создатель особо предрасположен к словам благодарности, если их произносят сирые и убогие. И тогда якобы он удвоит состояние. А то и утроит. Для этого не обязательно было торчать на бирже или копаться в земле в поисках месторождений.
А вообще, в старину кочевники верили не столько в бога, сколько в фатум. Они считали, что все в руках случая, и присваивали этому случаю разные имена: «Тенгри, Синее небо, Создатель, Всевышний, Высшая воля, Судьба, Рок…» и т. д. Короче, как Он решит, так оно и будет. Я имею в виду Создателя. Изначально кого-то Он приводит на этот свет богатым, а кого-то бедным, кого-то бродягой, а кого-то президентом. Но и это всего лишь воля случая. В любой момент Он может переиграть. Не зря говорили: «Бай – бір жұттық». Что означало: «Ты крут, пока не грянул джут».
Если задуматься, то так оно и есть. По сути, любая реформа может превратить богача в банкрота за один день. Помните сюрпризы с девальвациями? Инфляциями? Обвалы на биржах? Или те же скачки с ценами на нефть? Вечером вроде все нормально, лег спать, проснулся – а в стране уже другой курс. И у тебя изжога. Уж лучше б не просыпался.
Но не будем о грустном. Пойдем дальше. Как там оно раньше было.
Как казахи гостей принимали и учились жить в мире
Часть I
Существовала еще такая добрая традиция, которая называлась «жылу». Переводится как «тепло», но по смыслу означает «грев». Кто в теме, тот понимает, о чем речь.
Этот обычай вспоминали, когда у кого-то случалось несчастье: волки скот задрали или же дом сгорел. Словом, когда форс-мажорные обстоятельства внезапно полностью банкротили семью. Тогда все аульчане пускали шапку по кругу и собирали «общак». Помогали кто чем мог.
Что-то похожее было и в обычае «асар» (не путать эту замечательную традицию с программой одноименной политической партии!).
Допустим, кто-то собрался построить большой загон. Или кошару. Или склад. Крепость. Завод. Выкопать колодец… Словом, нечто такое, что непосильно сделать одному. Тогда в ауле раздавался клич – асар. Согласно ему каждый трудоспособный, по сути все от мала до велика, обязаны были прийти на помощь. Просто так. Из чувства родства. И пахать. «Без-возд-мезд-но. То есть даром», – как объясняла воспитанная сова Винни-Пуху. Хозяева отвечали только за стол. То есть обеспечивали народ едой и питьем. Ну и чтобы никто не отвлекался и не убегал домой на обед. Как правило, с концами.
Зачем это делалось? Вернее, что стояло за такими традициями? Думаю, не только сердобольность и участливость. Не только сострадание и отзывчивость. Просто люди, работая бок о бок со своими земляками или же отламывая кусок от общего пирога, больше проникались чувством родства и неразрывных уз со своим окружением. В суровой степи не выжить одному. В любой момент с каждым может приключиться несчастье. Так что будь готов разделить с ближним его судьбу. Или же как минимум принять участие, подставить плечо, подсобить.
Между тем не нужно думать, что наши предки были все сплошь скотоводами. Были среди нас и земледельцы. И рыбаки. И профессиональные охотники. И у каждой общины были свои традиции взаимопомощи.
Например, у тех же земледельцев существовал обычай «кеусен». Согласно ему часть урожая раздавалась всем ближним и дальним.
Как казахи гостей принимали и учились жить в мире
Часть II
И тут обязательно нужно сказать, что всякий уважающий себя степняк считал своим долгом отплатить добром за добро. Другими словами, не принято было «не отвечать». Каждый старался что-то хорошее и полезное сделать в ответку. Должников не уважали. Про таких говорили «бет жоқ». Буквально – «потерял лицо». В значении – бессовестный. Бесчестный. Неправильный.
Это не относилось к нищим. К голытьбе. Таким не принято было давать в долг. Все равно им нечем было вернуть. Поэтому помогали просто так. По широте душевной. А у степняка она была широкой. Душа, имеется в виду.
Существовала еще добрая традиция – «ерулік».
С чем ее можно сравнить?
Ну вот, к примеру. Кто застал времена Союза, тот помнит, как сосед по лестничной площадке мог запросто зайти за половинкой батона. Или же за щепоткой соли. И в этом не было ничего зазорного. Или унизительного.
Соседу отрезали кусок хлеба или же насыпали в обрывок газеты соль. Нынче так уже за солью не зайдешь.Так вот. «Ерулік» как раз об этом. Вновь прибывших – обычно ими были новобрачные – соседи по очереди звали к себе в гости. Поговорить о том, о сем. Узнать поближе невестку, познакомиться. Хотя, конечно, чего там знакомиться? И без того молва (ұзын құлақ) уже доносила, кто такая и откуда явилась. Но все равно обычай есть обычай. Звали домой, накрывали дастархан, общались, сближались. Все-таки теперь жить вместе. Поэтому лучше сразу наладить хорошие отношения. Не зря ведь умные люди говорят: «Не дом надо выбирать, а соседа». И действительно, многое ведь зависит от того, кто живет рядом.
В моем детстве, помнится, я воспринимал соседские дворы как продолжение собственной территории. То есть я мог спокойно и без предупреждения завалиться в любой ближайший дом: благо почти никто не запирал двери на замок. А если даже и запирал, то ключ висел тут же, на гвоздике. Или был «спрятан» под ковриком.
Допустим, нужна была лопата – идешь в соседский сарай и берешь лопату. Нужен топор – то же самое. Надо только крикнуть в окно: «Исабек-ага, я взял лопату!»
Также и соседи.
Помню, тот же Исабек-ага мог зайти к нам во двор, оседлать отцовскую лошадь и отправиться по своим делам. Проезжая мимо наших окон, он лениво бросал: «Поехал к Ибраю по одному делу. Приеду через час».
Естественно, ни через час, ни через два Исабек не появлялся. Он приезжал ближе к ночи, к самому ужину. Как настоящий казах, он воспринимал время как категорию весьма относительную. И, кстати говоря, ужинать он не обязательно отправлялся к себе домой.
Он мог оказаться и за нашим столом, и, надо сказать, так происходило довольно часто.По какому-то странному стечению обстоятельств Исабек появлялся именно в тот момент, когда моя мама накрывала на стол и мы все садились ужинать. И тут к нам во двор заезжал на отцовской лошади Исабек. Мама улыбалась ему:
– Эй, Исеке, сразу видно, что ты везде про нас говоришь только хорошее! Хвалишь за спиной. Иди к нам, мы только сели.
И Исеке, как всегда неторопливый, размеренный, не заставляя себя уговаривать, шел к нам, степенно садился на свое привычное место и начинал рассказывать о прожитом дне: что видел, кого встретил, с кем говорил, о чем говорил…
Мы, мальчишки, называли его еще между собой «Информбюро». Потому что он знал все про всех: кто на ком женился, кто с кем подрался, чей сынок поступил в институт, а чья дочка провалилась, куда в прошлый вторник ездил директор совхоза и что теперь будет с премией к Новому году…
Между прочим, зря говорят, что нельзя приходить в гости ровно к назначенному часу. Не знаю, с каких пор появилась и действует такая установка, но в старину не принято было опаздывать в гости. Если ты сильно опоздал, то это расценивалось как оскорбление. А если ты появлялся к концу застолья, то это вообще считалось вызовом. Таким образом человек как бы проявлял «неуважение к дастархану пригласившего». Потому что «Дастарханнан биік ештеңе жоқ» – «Нет ничего выше дастархана». Пища считалась даром богов, следовательно, нельзя относиться к ней с пренебрежением.
Да, славные были времена. И традиции многие я наблюдал вживую и помню. Но лишь потом я стал понимать, что начало им было положено в далекой древности. Когда наши предки учились жить в мире и согласии. И не только между собой, но и с окружающим их миром. И надо сказать, что у них это здорово получалось. И не было в этом никакой искусственности. Не было натяжки. Не было игры. Жили и жили. И вроде всегда так было. По-доброму. По-соседски. По-людски.
Алашевцы – отцы-основатели Казахской республики
Появление видных казахских деятелей Алаша было обусловлено объективными обстоятельствами конца XIX – начала XX века. Российскую империю лихорадило, революции одна за другой создали ситуацию безвластия, и в таких условиях должны были появиться личности, которые, проявив недюжинные силы воли и характера, стали бы во главе социально-экономических преобразований….
На всей территории Российской империи активизировались национально-освободительные движения, возглавляемые национальными лидерами. Первым государством, образованным на развалинах Российской империи, была Украинская народная республика (7 ноября 1917 года), затем Демократическая Республика Башкортостан (15 ноября 1917 года). Объявили о создании независимых республик Грузия, Азербайджан, Горская республика и другие.
В этом ряду казахи занимают особое место. Практически у всех оседлых народов Российской империи к тому времени уже была своя буржуазия (пусть и немногочисленная), и именно она возглавляла национально-освободительные движения. Все вновь созданные республики были буржуазно-демократическими, возглавляемые влиятельными буржуа, которые стремились к сохранению и приумножению своих богатств, а колониальная политика России не позволяла им в полной мере развивать свой бизнес. Хотя, Азербайджан до революции производил до 5% промышленной продукции всей Российской империи и обладал 8% всех ее рабочих мест.
В это время на огромных степных просторах практически не было казахской буржуазии, все еще господствовали феодальные и полуфеодальные отношения, большая часть казахов продолжала вести кочевой образ жизни. Существовавшие артели и заводы принадлежали преимущественно русским и иностранным предпринимателям.
В условиях надвигающегося социально-политического и экономического кризиса роль казахских национальных лидеров взяли на себя не феодалы и буржуа, а ученые, писатели, просветители, другими словами казахская творческая интеллигенция. Они представляли интересы не какого-то определенного класса, как происходило во всех революциях во все времена, а интересы народа в целом: баев и шаруа, кочевников и городских жителей. Это поразительный и уникальный факт. Во всех революционных событиях интеллигенция выполняет, как правило, роль духовных вдохновителей или пассивных наблюдателей, но никак не активных участников политических баталий.
Согласно древним казахским преданиям Алаша-хан, родоначальник тюрков, был основателем первого государства древних кочевников Евразии. Культ Алаша-хана, первого степного хана, был национальной идеей кочевых племен, что особенно проявилось в период образования Казахского ханства (XV-XVI вв.). Спустя сотни лет в начале XX века алашевцы, потомки мужественных предков, не имея меча в руках, но обладая необходимой силой духа и самопожертвования, объединились и реализовали национальную идею — создали Казахскую республику.
Это была эпоха Возрождения и Просвещения в казахской истории. Практически все деятели Алаша были творческими людьми: писателями, поэтами, учеными и просветителями. Никто из них не преследовал корыстные цели сохранения и приумножения собственного богатства или обладания безграничной властью хотя бы просто потому, что никто из них не был ни монархистом, ни капиталистом, ни пролетарием. Все они были, прежде всего, патриотами своей земли и народа, личностями с высокой гражданской позицией, самоотверженно жертвовавшими собой во имя казахской идентичности.
Их убежденность в том, что на них возложена великая миссия создания Казахской республики, вдохновляла и народные массы. Поэтому авторитет алашевцев среди простого населения был огромен, а влияние на молодые умы очень сильным. Это пугало сначала Временное правительство, а потом и большевиков, и благодаря этому представители и последователи Алаша смогли отстоять границы Казахской АССР, а потом и Казахской ССР именно в тех пределах, которые мы имеем сейчас. Огромная территория с разведанными запасами природных ресурсов, уже тогда заселенная русскими и украинскими переселенцами, была раздираема на части, и изучение исторических документов показывает, с каким трудом казахская алашевская интеллигенция собирала разрозненные в результате административно-территориальной практики царского колониализма казахские земли.
В составе Российской империи Казахстан как административно-экономическая и политическая единица не существовал. В азиатской части Российской империи располагались девять областей: Уральская, Тургайская, Акмолинская, Семипалатинская, Семиреченская, Сыр-Дарьинская, Закаспийская, Самаркандская, Ферганская. Было два генерал-губернаторства: Степное и Туркестанское. Собрать из всех этих областей и губерний Казахскую республику как целостную этническую территорию было практически невозможно, учитывая, что уже тогда во всех землях Казахстана половину населения составляли русские, а Сибирское бюро партии большевиков активно сопротивлялось воссоединению исконно казахских земель. Большие споры возникали вокруг Акмолинской и Семипалатинской областей, Павлодарского, Кустанайского, Кокчетавского уездов.
Все эти серьезные территориальные противоречия требовали большого мужества и самоотверженности у представителей казахской интеллигенции, чтобы упорно отстаивать свои интересы. Имея разногласия по многим вопросам национально-государственного строительства, в вопросе территорий все они были единодушны, и это единство стало главным катализатором формирования самостоятельной республики. Как известно, Ленин изначально был против создания самостоятельных республик. Однако, именно он созвал специальное заседание Совета народных депутатов в 1920 году для разрешения казахского территориального вопроса. Выслушав обе стороны, он дал распоряжение не разделять спорные степные районы на западе и востоке и целиком передать эти земли образуемой Казахской автономной республике. И в том же году Лениным был подписан Декрет об образовании Казахской АССР, и согласно этому декрету все спорные территории вошли в состав Казахской автономии. Но территориальные споры этим не закончились, неоднократно Сибирский комитет предпринимал серьезные усилия по отторжению спорных земель. Казахская интеллигенция отстаивала каждую пядь казахской территории, вступая в открытое противоборство с большевистскими органами власти. Их упорная борьба закончилась подписанием Постановления 26 января 1922 года о границах Казахской республики, а в ноябре 1924 года, в результате национально-территориального размежевания к Казахской АССР были также присоединены территории Семиреченской и Сырдарьинской областей.
Представителям казахской интеллигенции — А. Букейханову, А. Байтурсынову, М. Дулатову, А. Беремжанову, М. Шокаю, Ж. Акпаеву, М. Тынышпаеву, А. Ермекову, С. Ходжанову, Т. Рыскулову, С. Мендешеву, С. Сейфуллину, С. Асфендиярову, С. Садвокасову, Н. Нурмакову и другим мы обязаны своей огромной территорией, девятой по размеру в мире, которая на сегодняшний день является нашим главным конкурентным преимуществом.
Как такая большая, уже тогда очень богатая ресурсами и возможностями территория была отвоевана казахской интеллигенцией без оружия, армии и финансов? Каким образом, не имея серьезных рычагов давления и достаточного представительства в Центральных органах власти в Москве, казахам удалось отстоять практически все территориальные интересы? Почему Ленин полностью принял сторону представителей казахской интеллигенции и не согласился на компромиссное решение территориального спора?
Наверняка, был целый комплекс причин, из-за которых он принял такое решение. Во-первых, казахская делегация аргументированно и обоснованно доказала то, что это были исконно казахские земли. Во-вторых, Советское правительство находилось еще в сложном политическом положении и не могло допустить усиления межнациональной вражды. Однако, учитывая тот факт, что со многими другими народами большевики особо не церемонились и достаточно вольно определяли границы автономных республик, это были не главные причины.
Как известно, Ленин неуважительно относился к интеллигенции, называл ее «вшивой», добавив, что она — не мозг нации, а дерьмо. И каково должно было быть его удивление, когда именно интеллигенция казахского народа отчаянно и бесстрашно, не имея за своей спиной ни армии, ни организованного пролетариата, а лишь неграмотное, разрозненное и подавленное после восстания 1916 года кочевое население, боролась за создание целостности этнической территории в стремлении сформировать базу для этнополитического, культурного и экономического сплочения нации.
Казахская интеллигенция была не только мозгом нации, но ее сердцем и духом. Они практически жертвовали собой, учитывая насколько сложной была политическая обстановка в тот период. И Ленин не мог не оценить этого. Отчаянное упорство в отстаивании всех исконно казахских земель не могло не стать тем самым субъективным фактором, который вызывает уважение и опасение одновременно.
В 1917 году все народы Российской империи имели равные возможности для самоопределения. Но не всем удалось их реализовать. Многие народы так и остались автономными субъектами России, хотя предпринимали серьезные попытки создать самостоятельную республику.
Несмотря на то, что долгие десятилетия самостоятельность Казахской республики, как и других республик Советского Союза, была формальной, сам факт наличия юридической самостоятельности в значительной степени сыграл свою важную роль в 1991 году, когда Казахстан стал независимым. Создание Казахской ССР является несомненно достижением именно казахской интеллигенции, последователей Алаша, которые, не испытывая симпатий к советской власти, тем не менее признали ее и служили ей ради своего народа. Они использовали предоставленную возможность революционного периода, не преследуя прагматических, краткосрочных интересов, но реализуя далеко идущую стратегию.
В этом смысле их можно назвать отцами-основателями Казахской республики. Не ханства и не государства, но единой целостной нации, которая во многом благодаря их самопожертвованию сохранила самоуважение и национальное достоинство в самых тяжелейших испытаниях.
Но, несмотря на серьезные успехи в территориально-государственном строительстве, в экономической политике им не удалось в полной мере отстоять интересы Казахской республики. Алашевцы несомненно придерживались правых взглядов, и это проявлялось во многих экономических вопросах. Суть их взглядов сводилась к необходимости объективного анализа социально-экономических условий и последовательного, поэтапного решения имеющихся экономических проблем. В первую очередь это касалось перевода кочевых казахов на оседлость. Неоднократно алашевцы поднимали вопрос о губительных последствиях для казахского населения тех мер, которые были приняты в тридцатые годы советским руководством. Обоснование их позиции основывалось на учете специфических природно-климатических условий, сложившихся экономических отношений, традиционного уклада жизни и культуры казахов. Однако, обвинив алашевцев в национал-уклонизме, сторонники сталинской коллективизации установили нормы содержания скота в 6-7 голов в личной собственности, и это привело к массовому вымиранию казахского населения.
Активно противостояли алашевцы и проводившейся индустриализации в том виде, в каком она осуществлялась в Казахстане, то есть созданию сырьевой базы для промышленного развития российского центра. Их доводы основывались на экономических расчетах и обоснованных фактах наличия всех условий для развития перерабатывающей промышленности и производства товаров в республике. Алашевцы пророчески поднимали вопросы сырьевого проклятия, которые сейчас возможно более актуальны, чем сто лет назад. И сейчас, как и тогда, этот вопрос остается не решенным.
Алашевцы в своих взглядах во главу угла ставили исключительно национальные интересы. Поэтому, учитывая такой значительный фактор как инерция социально-экономического развития, они настаивали на постепенном переходе от кочевого к оседлому образу жизни. Для перестройки сознания людей нужно время и соответствующие условия. Необходимо предлагать людям альтернативные виды деятельности, в том числе через создание новых рабочих мест на заводах и фабриках. Для этого нужно было сначала построить заводы и фабрики, фермы и артели, и тогда люди сами, увидев преимущества оседлой жизни, изменят традиционный уклад. При этом важную роль должны играть пропаганда и идеологическая работа.
Этот вопрос инерционного развития народа актуален и сегодня, когда осуществлен переход от социалистического способа производства к капиталистическому. Основная масса современных людей даже спустя двадцать лет капиталистического развития остается патерналистски настроенной, особенно в провинциях. Они целиком и полностью полагаются на государство и искренне полагают, что оно позаботится о них. Лишь небольшой процент активных людей может быстро перестроиться и кардинально измениться. Поэтому государство не может снять с себя ответственность за социальное благополучие населения и одновременно должно создавать максимальные условия для развития предпринимательства в стране. И тем более нельзя упрекать людей в том, что они не хотят или не умеют работать.
Подобные упреки были направлены в адрес алашевцев, когда они защищали казахское население от принудительного стремительного перехода к оседлости и коллективизации. Игнорирование объективных факторов привело к массовым человеческим потерям. Эта огромная трагедия в истории казахов стала предтечей еще одной трагедии, не меньшей по своей значимости и последствиям: физическое уничтожение ярких представителей казахской интеллигенции, алашевцев. Но уничтожить человека физически — не значит истребить его дух. Тем более человека творческого. А алашевцы были исключительно творческими, духовно возвышенными людьми. И энергетика их духа неистребима. Время не властно над таким мощным пассионарным всплеском казахской творческой, научной и политической мысли, который всегда будет оставаться примером самоотверженного служения Родине.
Фонд Карнеги за Международный Мир как организация не выступает с общей позицией по общественно-политическим вопросам. В публикации отражены личные взгляды автора, которые не должны рассматриваться как точка зрения Фонда Карнеги за Международный Мир.
В самой богатой стране Центральной Азии, Казахстане, многие едва могут позволить себе еду и аренду жилья
АЛМАТЫ, Казахстан — Малика Жангельдиева, кассир алматинского спортивного центра, недавно устроилась на вторую работу помощницей на кухне в кафе, где она работает два дня в неделю.
Муж Жангельдиевой, строитель, Кайыркен, часто устраивается на подработку, а их 17-летняя дочь подрабатывает официанткой после школы, чтобы помочь семье сводить концы с концами.
Несмотря на работу по совместительству, семья из семи человек сталкивается с финансовыми трудностями, так как в последние месяцы в Казахстане резко выросли цены на жилье и продукты питания, а инфляция официально достигла 19процент.
«Большая часть нашего дохода уходит на еду, — говорит Жангледиева. «Мы чиним нашу старую одежду и обувь. Дети не хотят постоянно носить старые вещи, но они понимают, что у нас нет выбора».
Семья живет в скромном одноэтажном доме в преимущественно рабочем районе Алматы Жетысу, платя за аренду около 170 долларов в месяц. В доме нет водопровода, и семья пользуется уличным туалетом и общественным душем.
Семья Жангледиевых живет в скромном одноэтажном доме в преимущественно рабочем районе Алматы Жетысу, платя за аренду около 170 долларов в месяц.По данным Всемирного банка, более 15,5% 19,7-миллионного населения Казахстана живут за чертой бедности.
Правительство Астаны дает более радужные цифры, говоря, что около 5 процентов населения живет за чертой бедности. Но многие эксперты считают, что реальная цифра намного выше государственной статистики Казахстана.
Обладая огромными природными ресурсами и обширными сельскохозяйственными угодьями, Казахстан является самой богатой страной в Центральной Азии. Но доходы от его нефти и газа в основном сосредоточены в руках узкого круга элиты и не доходят до простых казахстанцев.
Правительство ежемесячно поддерживает доходы беднейших семей страны. Но многие обедневшие казахи, такие как Жангельдиевы, на это не претендуют.
В Казахстане черта бедности установлена на уровне 70 процентов прожиточного минимума – около 80 долларов в месяц в 2022 году .
Малика Жангельдиева«Три года назад мое заявление на пособие было отклонено, потому что наш общий доход превышал порог всего на 0,35 доллара, и эта крошечная сумма лишила мою семью права на получение помощи», — говорит Жангельдиева.
Пятеро детей Жангельдиевой в возрасте от двух до 17 лет. Старшие дети помогают присматривать за младшими, поскольку родители, которые работают посменно и имеют всего несколько выходных, практически не могут проводить время со своими детьми.
«Мне пришлось сократить декретный отпуск и вернуться на работу, когда моему младшему сыну Асылжану было всего 3 месяца, — говорит Жангельдиева. «Большую часть времени за ним присматривает моя вторая дочь Альбина. Кажется, Асылжан считает Альбину своей матерью, а не меня».
Жангельдиевы надеются когда-нибудь приобрести дом через социальное жилье. Но часто на это уходит несколько лет.
Починка старой одежды, покупка самой дешевой еды
В другом районе Алматы 57-летняя портниха Кайныш Галиева арендует угол подъезда многоэтажного жилого дома, который она использует как мастерскую для починки и перешить одежду.
Крошечное рабочее пространство площадью всего 4 квадратных метра не имеет дверей и имеет занавеску для уединения. Места как раз хватает для стола со швейной машинкой, стула и узкой полки. Одежда, которую клиенты принесли для починки, висит на оконной решетке.
Калиева ежемесячно платит около 32 долларов за аренду.
Она говорит, что все больше и больше клиентов приносят старую одежду для починки, поскольку «у людей не так много денег, и они пытаются сэкономить на всем».
«Были случаи, когда клиенты приносили в ремонт старые носки или полностью изношенную одежду», — говорит Галиева. «Я не люблю штопать, но как я могу отказать людям? Они в такой же ситуации, как и я».
Кайныш Галиева арендует угол подъезда многоэтажного дома, который она использует как мастерскую по починке и перешивке одежды.Галиева переехала в Алматы из своего маленького родного города Зайсан на востоке Казахстана 13 лет назад. Она живет на съемной квартире с младшим сыном, и до выхода на пенсию у нее еще четыре года.
Галиева не имеет права на помощь от государства, так как ее доход превышает установленный государством порог.
Она говорит, что у нее достаточно работы, чтобы зарабатывать на жизнь, поскольку в наши дни люди «стараются ничего не выбрасывать, а вместо этого ремонтируют». Но она добавляет, что клиенты все чаще просят снизить комиссию.
Галиева говорит, что иногда у нее бывают и относительно «богатые» клиенты, которые в основном приходят перешить новую одежду.
«Например, некоторые из них приносят штаны для укорачивания, и я беру за это 2 доллара, а они платят 4 доллара. Я, конечно, благодарна», — говорит Галиева.
Когда Радио Свобода посетило Галиеву в ее мастерской, она заменяла покупателю воротник и подкладку старого пальто.
«Сначала она пошла к другому портному, который попросил за работу около 30 долларов. Для нее это было слишком дорого, поэтому она пришла ко мне. Я делаю ту же работу за половину этой суммы», — говорит она.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Брифинг «Китай в Евразии»: новая сделка Пекина в Центральной Азии
В соседнем продуктовом магазине продавщица Гульзария знает большинство своих покупателей по именам.
«Самые популярные продукты — это хлеб, майонез, китайская лапша и энергетические напитки», — говорит она. «Люди ищут дешевую еду, которая дольше сохраняет чувство сытости. Им также нужно дольше бодрствовать, потому что они работают допоздна».
Гульзария, не пожелавшая назвать свое полное имя, рассказала, что некоторые клиенты — местные жители — просят купить продукты в кредит.
Продажа товаров в кредит не редкость в сплоченных сообществах, где люди знают друг друга. Продавец просто записывает их имена, отдает товар, а покупатель платит через несколько дней или когда у него появляются деньги.
Но Гульзария больше не принимает просроченные платежи. Недавно магазин чуть не обанкротился, когда большинство клиентов не смогли оплатить товары, купленные в кредит.
Предупреждение правительству
Около двух десятков протестующих женщин собрались возле здания правительства в Астане 12 декабря, чтобы потребовать встречи с президентом Касым-Жомартом Токаевым по поводу резкого роста цен на продукты, низкой заработной платы и жилищного кризиса. .
Женщины обвинили министров и законодателей в том, что они не в курсе бедственного положения простых людей.
Недовольство населения экономическими трудностями, ростом цен и коррупцией вызвало общенациональные волнения, которые в январе привели к гибели более 200 человек.
Казахстанский аналитик Магбат Спанов, работающий в Институте мировой экономики и политики в Астане, предупреждает, что правительство столкнется с новыми протестами и общественным гневом, если оно не примет адекватных мер по борьбе с бедностью.
Спанов говорит, что борьба с бедностью в конечном счете связана с созданием конкурентного рынка, отстаиванием принципов демократии, прозрачности и завоеванием доверия людей к правительству, которого, по его словам, у правительства в Астане в настоящее время нет.
Написано Фарангис Наджибулла в Праге на основе сообщения алматинского корреспондента РСЕ/РС Жаннат Нугмановой в Алматы
Бауржан Мухамеджанов: Главное богатство Грузии – ее народ
из Дипломат ноябрь/декабрь 2019
by Observer Media Group
Бауржан Мухамеджанов является Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Казахстан в Грузии с 30 мая 2018 года. Эта должность позволила Мухамеджанову более года работать в Грузии с как политиками, так и грузинскими бизнесменами, что позволило ему установить активные связи в грузинских кругах. В этом интервью журнал Diplomat спросил Мухамеджанова о его впечатлениях о Грузии и о том, что он может посоветовать грузинскому народу.
Уже больше года Вы являетесь послом Казахстана в Грузии. Каковы ваши личные впечатления об этой стране и как развиваются двусторонние отношения между правительствами обеих стран?
Реклама
Самые сильные и эмоциональные впечатления я получил от общения с людьми. Профессия дипломата позволяет встречаться с большим количеством людей, от государственных чиновников до представителей творческой интеллигенции и деловых людей. В конце таких встреч все больше убеждаешься в том, что главное богатство Грузии – это люди твоей страны, ее удивительный потенциал, позволивший провести значительные демократические реформы, способствовал и продолжает способствовать дальнейшему политическому и экономическому развитию.
Что касается наших двусторонних отношений, то Казахстан придает большое значение дальнейшему развитию конструктивного политического диалога на всех уровнях, поступательному развитию нашего торгово-экономического сотрудничества с Грузией, нашим традиционно дружественным партнером. Казахстанско-грузинские отношения имеют многовековые исторические корни, и даже сегодня они динамично развиваются и приносят огромные плоды. Наши страны поддерживают высокий уровень политического диалога, и в течение прошлого года было проведено несколько встреч и визитов на всех уровнях. В этих встречах приняли участие президенты и представители общественности и деловых кругов.
В мае этого года глава правительства Грузии посетил с официальным визитом Казахстан, где встретился с руководством нашей страны. Были обсуждены все существующие вопросы и намечены новые планы развития взаимовыгодного сотрудничества, выявлены «точки соприкосновения».
Совсем недавно состоялись политические консультации между министерствами иностранных дел. Ежегодно проходят встречи на уровне министров и заместителей министров иностранных дел, и это также подтверждает, что Казахстан и Грузия имеют схожие позиции по многим вопросам международной и региональной повестки дня.
Как уже отмечалось, отсутствие политических разногласий создает хорошую основу для развития двустороннего сотрудничества в торгово-экономической, транзитно-транспортной, инвестиционной, сельскохозяйственной и других отраслях нашей экономики. Товарооборот между Казахстаном и Грузией в 2017 году составил 68 миллионов долларов США, а затем в 2018 году он составил почти 90 миллионов долларов США со значительным ростом. Однако этот прирост — лишь малая толика того, что может быть достигнуто благодаря сотрудничеству между нашими экономиками.
Большой пласт сотрудничества находится в культурно-гуманитарной сфере. Наши общие человеческие отношения показывают, насколько мы заинтересованы друг в друге. Несколько известных казахстанских политологов начали посещать Грузию, и в рамках этих визитов были проведены встречи и конференции с политологическими кругами Грузии, что привело к формированию диалоговой площадки.
В ходе визита в Тбилиси заместитель министра образования Казахстана провел встречи со своими грузинскими коллегами и установил совместные планы взаимного обучения и обмена студентами.
В Казахстане большое значение придается обучению молодежи в лучших университетах мира. С этой целью была создана государственная программа «Болашак» («Будущее»), которая уже более 25 лет функционирует в ведущих университетах мира. «Болашак» выпустил более 10 тысяч молодых специалистов, которые сегодня трудятся на благо Родины.
Недавно представители Назарбаев Университета посетили Тбилиси, провели консультации в Министерстве образования и ряде университетов Тбилиси.
У нас также была очень теплая встреча с Союзом писателей Грузии. Ряд произведений грузинских писателей переводится на казахский язык, и грузинские писатели также выразили готовность участвовать в переводе книг казахских писателей и поэтов. В следующем году мы планируем издать сборник стихов великого казахского поэта и философа-гуманиста Абая Кунанбайулы на грузинском языке.
Казахстан открыл свое посольство в Грузии в 1996 году, но дипломатические отношения между двумя странами были установлены в 1992. Не могли бы вы рассказать нам, как развивались двусторонние отношения между Республикой Казахстан и Грузией на протяжении многих лет?
После обретения нашими странами независимости фундамент двусторонних отношений заложили Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе. Основным документом, регулирующим казахстанско-грузинское сотрудничество, является Договор об основах отношений между Казахстаном и Грузией, подписанный 1 июня 1993 года в ходе визита Президента Грузии в Алматы.
В последующие годы роль Грузии как транзитного государства стала приобретать все большее значение во внешней политике нашего государства. Большой транзитный потенциал двух стран способствовал успешному участию наших государств в международных транзитно-транспортных проектах.
Во время официальных визитов Первого Президента Республики Казахстан Назарбаева в Грузию в сентябре 1996 года и Президента Грузии Шеварднадзе в Казахстан в 19 ноября97 года достигнута договоренность об увеличении объемов транзита казахстанской нефти через территории Азербайджана и Грузии и приобретении Казахстаном грузинских терминальных активов на Черном море. По поручению президентов двух стран правительственные делегации обсудили вопросы активизации сотрудничества в транспортной, энергетической, агропромышленной и других отраслях экономики.
Значительный импульс развитию двусторонних отношений был придан во время официального визита Президента Республики Казахстан Назарбаева в Грузию в октябре 2006 года, когда состоялись переговоры с Президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Центральной темой переговоров стало обсуждение вопросов увеличения экспорта казахстанской нефти через черноморские порты Грузии на мировые рынки, увеличения казахстанских инвестиций в экономику Грузии, поставок казахстанского газа и зерна в Грузию, сотрудничества в банковской сфере, перевозки казахстанских сыпучих грузов по транспортному коридору ТРАСЕКА и др.
По итогам визита достигнута договоренность о привлечении в Грузию большой волны казахстанских инвестиций. В результате Республика Казахстан стала единственной страной СНГ, инвестировавшей в экономику Грузии, и некоторое время занимала первое место среди иностранных инвесторов в Грузии. Ряд крупных казахстанских компаний начал свою работу в Грузии. В их числе: «Казтрансгаз», Батумский нефтяной терминал и Батумский морской порт, Rompetrol, Народный банк, представительства авиакомпаний «Эйр Астана» и «СКАТ». В результате объем двусторонней торговли значительно увеличился. В 2009, объем двусторонней торговли составил 27,9 млн долларов США, то в 2010 году он достиг 90 млн долларов США, а в 2011 году он составил 227 млн долларов США.
По приглашению Главы Казахстана Назарбаева 13 июня 2017 года Президент Грузии Георгий Маргвелашвили посетил с официальным визитом столицу Казахстана и открыл павильон Грузии на Международной специализированной выставке ЭКСПО-2017. Встреча лидеров двух стран накануне 25-летия установления дипломатических отношений позволила подтвердить традиционно дружественный характер казахстанско-грузинского сотрудничества и сверить часы в международных делах.
После избрания нового Президента Казахстана внешнеполитический курс Казахстана обычно сохраняется, о чем свидетельствует встреча Президентов Касым-Жомарта Токаева и Саломе Зурабишвили, состоявшаяся в сентябре этого года на полях Генеральной Ассамблеи ООН. Переговоры на высшем уровне подтвердили высокий уровень политического диалога, отсутствие нерешенных политических проблем между нашими странами, что, безусловно, открывает хорошие перспективы для экономического сотрудничества.
Этот год и особенно последний месяц были очень активными в плане двусторонних отношений. Вы провели несколько очень важных встреч с грузинскими официальными лицами и представителями бизнеса. Как вы оцениваете эти встречи? Оправдали ли они ваши ожидания?
У меня очень тесные плодотворные контакты с членами правительства вашей страны, и за первый год работы здесь я встречался с Премьер-министром, министрами иностранных дел, экономики, регионального развития, внутренних дел, а также провел встречи в Министерстве юстиции, Агентстве по госзакупкам и т. д. Мы сейчас обсуждаем все рабочие процессы двустороннего сотрудничества, которое затрагивает не только экономику, но и вопросы безопасности, образования, регионального развития.
Выражаю благодарность за активную работу и оказанную нам поддержку со стороны министра экономики Грузии Натии Турнава, которая является сопредседателем совместной межправительственной комиссии по двустороннему сотрудничеству. Мы часто с ней встречаемся и обсуждаем все спорные вопросы. Без сомнения, казахстанский бизнес, работающий в Грузии, не ограничивается только крупным бизнесом, у нас также есть около 120 средних и малых компаний с казахстанским капиталом в различных сферах.
Какие последние тенденции вы заметили в торговле между двумя странами, и где вы видите новые возможности для сотрудничества в Грузии?
Мы должны использовать все возможности для развития нашего двустороннего сотрудничества.
В первую очередь перспективным направлением сотрудничества является транзитно-логистическая сфера. Необходимо использовать значительный транзитно-транспортный потенциал двух стран, так как они являются мостом между Востоком и Западом. Наши страны занимают важное место в проекте «Шелковый путь».
Развитие транспортно-логистической системы Казахстана является одним из наших важнейших приоритетов. Сегодня наша страна стала ключевым звеном евроазиатской международной транспортной системы. За годы независимости в стране построены и реконструированы десятки тысяч километров автомобильных дорог, завершено строительство казахстанского участка Трансконтинентальной железной дороги Западная Европа — Западный Китай. В Казахстане проложено более 3000 км новых железных дорог, реконструированы аэропорты и вокзалы. Мы также построили два современных морских порта на Каспии.
Еще одним приоритетным направлением является экономическое и инвестиционное сотрудничество. В ходе визита Главы Правительства Грузии в Казахстан была подписана «Дорожная карта» по расширению ассортимента продукции, которая предусматривает ряд новых экономических инициатив, в том числе изучение экспортного потенциала и усиление продвижения несырьевых продукция на экспорт. Особое место в дорожной карте заняли также применение финансовых и страховых мер государственной поддержки экспортеров, активизация сотрудничества между НИИ агропромышленного комплекса, открытие торговых домов и т.д. Недавно при содействии нашего посольства мы учредили Казахстанско-Грузинскую Бизнес Ассоциацию, которая будет способствовать деятельности наших компаний в Грузии, консультировать и защищать их права.
Казахстан имеет динамично развивающуюся экономику. В последние годы ваша страна демонстрирует высокие темпы экономического роста. Какие успешные реформы были проведены в стране, чтобы Грузия тоже подавала пример, особенно в экономической сфере?
Каждая страна по-своему уникальна. Существуют различия в политических системах, экономике, культуре и менталитете нашего населения. Убежден, что у каждой страны свой путь развития. Я не сторонник слепого копирования чужого опыта. Экономики наших стран очень разные. Казахстан ежегодно добывает 82 млн тонн нефти, огромное количество газа, занимает лидирующие позиции по добыче меди, цинка, редкоземельных металлов. Мы также производим огромное количество зерна. В Казахстане реализуются программы по диверсификации экономики и массовой индустриализации. В стране созданы новые высокотехнологичные производства в нефтехимической и автомобильной промышленности, железнодорожном машиностроении, IT-технологиях, производстве космических спутников. В Казахстане начато производство автомобилей, локомотивов, вагонов и многого другого.
Если посмотреть на вещи наоборот, рейтинги мировых агентств по легкости ведения бизнеса, по бюрократическим процедурам, по уровню коррупции показывают, что Грузия впереди. В этих областях всегда интересен взаимный опыт. Можно подумать и о привлечении прямых инвестиций, казахстанского капитала в экономику Грузии, а грузинского капитала в Казахстан.
Грузинские официальные лица часто говорят, что для них приоритетом является привлечение большего количества иностранных инвесторов в Грузию, что бы вы посоветовали и как они могут привлечь инвесторов из Казахстана? Что делает Грузию привлекательной для казахстанских инвесторов?
Безусловно, важно использовать зарубежный опыт привлечения инвестиций в экономику, которых к настоящему времени накопилось достаточно. При этом хочу еще раз отметить бесперспективность прямого копирования казахстанского или любого другого зарубежного опыта. Любой опыт в этой области должен быть подвергнут критическому анализу и адаптации к грузинским условиям. Мы сделали это в Республике Казахстан, и это позволило нам привлечь в нашу экономику около 300 миллиардов долларов США, что составляет более 70% всех иностранных инвестиций в Центральной Азии.
Именно критический анализ имеющегося зарубежного опыта и адаптация к нашим условиям позволили Казахстану изменить основные направления своей экономической политики на возрождение производства и привлечение иностранных инвестиций, прежде всего в сферу материального производства. Это отвечает за рост занятости и производства, расширение спроса и предложения, а также активизирует предприятия, которые внесли свой вклад в решение накопившихся проблем.
Недавно мы обсуждали с рядом экономистов текущую ситуацию в Грузии и, среди прочего, говорили о необходимости повышения эффективности сельского хозяйства и развития сферы услуг и туризма. Если принять 8 миллионов туристов, безусловно, необходимо развивать инфраструктуру этого сектора, чтобы привлечь больше туристов и улучшить их досуг.
Отдельно хотелось бы выделить туристические отношения, есть ли статистика, сколько граждан вашей страны ежегодно посещают Грузию? И как, по-вашему, можно улучшить эту тенденцию?
Грузия как туристическое направление становится одним из наиболее значимых направлений двустороннего сотрудничества с большим потенциалом для дальнейшего развития. В последние годы Грузия становится все более популярной среди казахстанских туристов. Казахстан входит в первую десятку стран по количеству ежегодно приезжающих в Грузию туристов. В этом году количество казахстанских отдыхающих в Грузии увеличилось на 25%.
На постсоветском пространстве не так много стран, чья национальная авиакомпания летает в Грузию 20 раз в неделю и из четырех городов. Две казахстанские авиакомпании выполняют прямые рейсы из нашей столицы, Алматы, Актау и Атырау.
Казахстан признает Грузию очень привлекательной страной с огромным туристическим потенциалом. Между туристическими компаниями налажены хорошие контакты, и ожидается, что приезд казахстанских турагентств еще больше углубит обсуждения с грузинскими коллегами перспектив сотрудничества и путей сохранения этой тенденции.
Каким Вы видите будущее грузино-казахстанских отношений и запланированы ли официальные визиты?
Казахстанско-грузинские отношения носят характер стратегического партнерства, которое рассчитано на долгосрочную перспективу. Создана площадка для конструктивного политического диалога, поддерживаются контакты на высоком уровне. Надеемся на рост товарооборота между двумя странами, для чего созданы все необходимые условия.
В следующем году мы также планируем взаимные визиты глав наших правительств и министерств, участие наших делегаций в международных форумах и конференциях, проводимых в наших странах. Также будут организованы заседание межправкомиссии, торговые миссии, политические консультации между внешнеполитическими ведомствами двух стран, что, безусловно, будет способствовать укреплению традиционно дружественных казахстанско-грузинских отношений.