Глубина мышления: Глубина мышления — определение термина

Глубина мышления — определение термина

это умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия, проявляющиеся в существенности признаков, в степени их обобщѐнности.

Научные статьи на тему «Глубина мышления»

Он акцентировал внимание на комбинаторном мышлении и навыках его развития….
Блок под названием «Глубинно-пространственная композиция»….
Композиции бывают трех видов: фронтальная; объемная; глубинно-пространственная….
Знания, которые получают студенты, формируют творческое мышление, создают идейную основу для произведений…
, развивают образное мышление и фантазию.

Статья от экспертов

Дискуссия о статье: Горбатова Ю. В. (Без)думные твари: что значит «мыслить» и нужен ли для этого язык // Философия. Журнал Высшей школы экономики.

2018. Т. II, No 4. С. 93-106.

Creative Commons

Научный журнал

Мышление позволяет раскрыть то, что недоступно для познания посредством восприятия….
В процессе мышления осуществляется переход от единичного к общему, другими словами, мышлению свойственна…
действительности, мышление носит опосредованный характер….
следующие: широта – способность охватить множество аспектов познаваемых явлений, не упуская частностей; глубина
Виды мышления В современной психологической литературе выделяют несколько видов мышления, включая следующие

Статья от экспертов

В статье представлено эмпирическое исследование глубины мышления как характеристики, отражающей процесс понимания творческой проблемы; объект — решение проблемных заданий художественного содержания, актуализирующих продуктивное мышление; цель — выявление уровней решения проблемного задания в соотнесении с его успешностью.

Теоретическую основу составили идеи гештальтпсихологии и теории проблемных ситуаций о понимании продуктивного мышления и оценке его успешности. В исследовании показано, что глубина мышления отражается как уровни понимания смысла художественных произведений — от непонимания до четкого и ясного понимания смысла в соответствии с авторским замыслом, которые выступают основанием для оценки успешности решения проблемных заданий. Со стороны объекта глубина решения определяется жанром произведения: наибольшей глубины анализа требует драматический жанр. Обнаружена положительная корреляция успешности выполнения двух типов заданий художественного содержания (понимание смысла …

Creative Commons

Научный журнал

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек

Индивидуальные особенности мышления.

Характеристика основных качеств ума

Дифференциальная психология ↓

Широта мышления – это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность, суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления характеризуется умением .человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы – малой ее подвижностью. «Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми» (Айзек).

Критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.

В настоящее время существуют как минимум три трактовки понятия интеллекта:
  1. Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации»
  2. Педагогическая трактовка:»способность к обучению, обучаемость»
  3. Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как «способность адаптации средств к цели». С точки зрения структурного подхода, интеллект-это совокупность тех или иных способностей.

Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. «Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.

Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:

  1. счетную способность, т. е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;
  2. вербальную (словесную) гибкость, т. е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;
  3. вербальное восприятие, т. е. способность понимать устную и письменную речь;
  4. пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;
  5. память;
  6. способность к рассуждению;
  7. быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Позже Гилфорд выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам Приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим).

По мнению Кэттела, у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета.

Похожие материалы в разделе Дифференциальная психология:

  • Флегматоидная группа
  • Понятие о нейронных системах мозга и их роли в поведении
  • Развитие личности
  • Свойства нервной системы и их измерения
  • Сила нервной системы и поведенческие проявления субоптимальной активации
  • Развитие истории изучения темперамента к ХХ веку
  • Способности и задатки
  • Изучение темперамента в отечественной школе психологов
  • Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение
  • Предмет дифференциальной психологии и исследовательские приемы

Таксономия Блума и глубина знаний Уэбба