1. Эмоции и чувства, их природа, особенности и основные функции
Тема 5. Эмоциональные и волевые процессы, психические состояния и образования
Вопросы:
1.Эмоции и чувства, их природа, особенности и основные функции.
2.Виды эмоций.
3.Управление эмоциями.
4.Воля.
5.Психические состояния и образования.
Литература:
основная – 8,с.239-259;13,с.123-141;18,с.424-461
дополнительная – 1,2,5,9,10,19,27,30,31.
Взаимодействуя с окружающим миром, познавая и изменяя его, человек не является бесстрастным автоматом и созерцателем. Действуя, он переживает то, что с ним происходит и им совершается, он относится определенным образом к тому, что его окружает. В познании проявляет себя отношение, которое в свою очередь есть результат познания. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций. Процессы познания и эмоциональные процессы связаны и дополняют друг друга.
Эмоции и чувства – взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности.
По мнению некоторых авторов эмоции сохранились и развились у человека в ходе эволюции психики именно потому, что они помогают ему успешно ориентироваться в информационно неопределенной среде. Когда человек не располагает достаточной информацией для рациональной оценки ситуации, возникающее переживание помогает оценить её по принципу: «Да» – «Нет», т.е., возникающие положительные эмоции как будто говорят ему «Да» или «Ситуация не опасна», а отрицательные «Нет» или «Здесь что-то не так».
Чувство – это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей.
Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью, они могут продолжаться месяцы и даже годы. Чувство определяет динамику и содержание эмоций, имеющих ситуативный характер (например, испытываемое человеком95
чувство любви может стать причиной появления многих ситуативных эмоций: гордости любимым человеком, огорчения из-за его неудач, страха и т.п.).
Эмоции можно охарактеризовать следующими признаками. Во-первых, в отличие от других познавательных процессов, например, восприятия, которые отражают содержание объекта, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Во-вторых, эмоции обычно отличаются полярностью, т.е. имеют положительный или отрицательный знак, например: радость – печаль.
Следовательно, можно сказать, что эмоции – это психологические про-
цессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
При этом эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое человек производит, или воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам.
Эмоциональная жизнь человека наполнена разнообразным содержанием: эмоции выражают оценочное отношение к отдельным условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности (страх, гнев), к конкретным достижениям в ней (радость, огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям (надежда, разочарование). Характер и динамика ситуативных эмоций определяется как объективными событиями, так и чувствами, из которых они развиваются.
Эмоции и чувства выполняют две основные функции: сигнальную и регулятивную. Во-первых, они есть сигналы о том, что из происходящего в мире имеет значение для конкретного человека, что имеет отношение к его потребностям. И действительно, все, что не значимо для человека, не вызывает у него никаких чувств и эмоций. Во-вторых, эмоции и чувства выполняют еще и регулятивную функцию, т.е., они определяют в известной мере поведение человека, становясь длительными или кратковременными мотивами человеческой деятельности, порождая влечения, стремления к представляемой и мыслимой цели.
Эмоциональный процесс включает три основных компонента:
•эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги
ворганизме. Во всех случаях, когда происходит событие, имеющее значение для человека, и такое событие констатируется в форме эмоционального процесса, происходит нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и восстановительных процессов. В отдельных случаях под влиянием таких событий возбудимость может, напротив, уменьшаться;
•знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная – когда оценивается как негативное. Положительные эмоции побуждают действия поддержки позитивного события, отрицательные – побуждают действия, направленные на устранение контакта с негативным событием;
96
• степень контроля эмоции. Различают два состояния: сильного эмоционального возбуждения (страх, гнев, радость), при котором еще сохраняется ориентация и контроль, и крайнего возбуждения (паника, ужас, бешенство, экстаз, полное отчаяние), когда ориентация и контроль практически невозможны.
Эмоциональные процессы-переживания всегда сопровождаются у человека рядом непроизвольных и сознательных движений и отражаются в его мимике, жестикуляции, изменениях голоса, ряде физиологических реакций: сердцебиении, изменении дыхания, сужении или расширении кровеносных сосудов и т.п.
Эмоции человека различаются степенью осознанности, достаточно часто причины возникающих переживаний осознаются недостаточно отчетливо, либо совсем не осознаются. Конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями чаще всего лежит в основе неврозов.
Обобщая выше сказанное, можно сказать, что эмоции являются инте-
гральными реакциями организма на воздействия факторов внешней и внутренней среды, а также на результаты собственной деятельности, проявляющиеся в субъективных переживаниях той или иной модальности и интенсивности (например, страха, гнева, радости и др.), и сопровождающиеся неспецифическими сдвигами в деятельности внутренних органов (работе сердца, дыхании, сужении или расширении кровеносных сосудов, выбросе определенных гормонов и т.
Эмоции и чувства субъективны, они не могут возникнуть и существовать вне определенного субъекта.
Эмоции бывают стеническими и астеническими. Стенические отличаются действенностью, они побуждают человека к поступкам, увеличивают напряжение сил, активизируют организм, поднимают настроение. Астенические эмоции характеризуются пассивностью или созерцательностью, они расслабляют человека, подавляют его активность.
Особенности эмоций и чувств человека обобщены и приведены в виде схемы на рис. 5.1, а основные характеристики эмоций – на рис. 5.2
Эмоции и чувства человека имеют общественно-историческую природу. Это означает, что у человека они связаны с его многочисленными потребностями, которые развиваются и изменяются в ходе общественно-исторического развития.
Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены и представляют собой высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Эмоции испытывают и животные, но у них они непосредственно обусловлены естественными потребностями и связаны с инстинктами. У человека различные направления общественно-трудовой деятельности продолжают или развивают различные направления и стороны эмоциональности. В ходе исторического развития они не только проявляются, но и формируются. Развитие общественных межчеловеческих отношений порождает моральные чувства. Выделение из практической деятельности теоретической порождает интеллекту-
97
альные чувства (любознательность, любовь к истине), в процессе создания произведений искусства и восприятия их формируются эстетические чувства.
Особенности эмоций и чувств
Чувства и эмоции взаимосвязаны, взаимообусловлены, но не равнозначны.
Одно и тоже чувство человек может переживать по-разному.
Чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию.
Например, чувство ответственности может переживаться в виде:
•радости за успех порученного дела,
•беспокойства в случае затруднений,
•стыда в случае его провала и т. д.
Чувства и эмоции относительно независимы от воли человека.
Особенностью эмоций и чувств является их «иррадиация».
Для эмоций и чувств характерна амбивалентность(двойственность) переживаний.
Возникновение и исчезновение эмоций и чувств не зависит от желания и воли человека.
Иррадиация эмоций и чувств проявляется в их распространении на все, что связано с объектом наших чувств.
Амбивалентность состоит в том, что один и тот же объект в одно и тоже время вызывает противоречивые переживания, обычно это связано с тем, что отдельные особенности сложного объекта поразному влияют на потребности и ценности человека.
| Очень | часто высшие |
|
| чувства | вступают в |
|
6 | конфликт с теми чувст- |
| |
вами, которые счита- |
| ||
|
| ||
| ются более низкими. |
|
Например, чувство чести и чувство долга
– с чувством страха.
Рис. 5.1 Особенности эмоций и чувств человека.
98
Основные характеристики эмоций
Качественные характеристики
Динамика протекания
Динамика внешнего выражения (эмоцио- нальной экспрессии)
Положительные
Знак Отрицательные
Удивление
Радость
Модальность Гнев
Отвращение
Разочарование и др.
Длительность
Интенсивность и др.
Мимика
Речь
Пантомимика
Влияние на пове- | Стенические | |
дение и деятель- | ||
| ||
ность | Астенические | |
|
Рис. 5.2 Характеристики эмоций.
Следует иметь в виду, что то или иное отношение к окружающему миру не обязательно будет принимать форму эмоции. Оно может быть выражено и в абстрактных положениях мышления, в мировоззрении, в принципах и правилах поведения, которые человек теоретически принимает и которым он практически следует, эмоционально их не переживая. В эмоциях же отношение к окру-
99
Как эмоции связаны с культурой
Способность говорить членораздельно появилась у предков современного человека примерно 1,7−2 миллиона лет назад. И с тех пор мы не замолкаем, выражая свои мысли, идеи, чувства и, конечно же, эмоции.
Люди могут похвастаться действительно богатым набором слов, выражающих то, что мы чувствуем, и они крайне разнообразны. Вспомните, например, виральные подборки слов, которые «есть в каком-то другом, но нет в русском языке».
Скажем, шведское риэсфебер (resfeber), которое обозначает беспокойство перед поездкой. Или финское меотохапия (myötähäpeä) — то самое чувство, когда глупый поступок совершает другой, а стыдно именно вам. А еще есть, например, аумбук (awumbuk) — слово, которое говорят коренные жители гор Байнинг из Папуа — Новой Гвинеи, чтобы описать социальное «похмелье». Да, то самое чувство насыщенности обществом, которое оставляет людей немотивированными и вялыми в течение нескольких дней после отъезда утомительных гостей.
Всех этих слов, действительно, в русском языке не существует — однако кто поспорит, что есть аналогичные состояния? А еще практически во всех языках мира есть свои слова для выражения базовых эмоций: страха, гнева, любви.
Так как же соотносится с культурными границами то, как мы испытываем эмоции?
Имеют ли человеческие эмоции универсальные корни, или они различаются в разных культурах? Вопросы эти далеко не новы. Даже больше: на заре научных исследований предполагалось, что точно так же, как основные цвета дают начало всем остальным оттенкам, существует и основной набор первичных эмоций, из которых возникли все другие чувства.
А затем оказалось, что в английском языке радуга состоит из 6 цветов вместо 7 в русском, да и с эмоциями дела обстоят не так уж и просто…
Я вас не понимаю
Но вернемся к Папуа — Новой Гвинее. В уже довольно далеких 1970-х годах исследователи сообщили, что люди из изолированной культурной группы на этой территории смогли правильно определить эмоциональные выражения на сфотографированных лицах людей с Запада со скоростью, превышающей вероятность. Заявление произвело фурор в научных кругах, и столь феноменальное «распознавание лиц» было воспринято как доказательство того, что люди во всем мире понимают эмоции одинаково.
Однако совместная работа ученых в различных областях — психологии, нейробиологии и антропологии — со временем показала, что наше культурное воспитание может в значительной степени повлиять на то, как люди выражают и испытывают эмоции.
Так, исследованием вопроса общих человеческих эмоций занимались, например, представители университета Chapel Hill в Северной Каролине (США). Объединив усилия с коллегами из Института естествознания Макса Планка в Йене (Германия), они выявили значительную изменчивость в способе выражения эмоций в устной форме. ❓Учтем, что нельзя считать эти исследования абсолютным доказательством того или иного утверждения. Большинство из них производились с ограничениями, которые не позволяют говорить о 100% чистоте эксперимента. Так, сравнение происходило либо в рамках двух культур (чего недостаточно), либо фокусировалась на исследовании культур представителей крупных и развитых стран. Другое ограничение исследования заключается в несовершенном характере переводов, и это особенно актуально, когда речь идет о словах для эмоций, которые трудно выразить словами. В этом случае ученые-лингвисты могут получить только приблизительные переводы таких терминов. — Прим. редактора
Их работа, одно из крупнейших исследований межкультурного эмоционального выражения на сегодняшний день, была основана на данных из словарного запаса 2474 мировых языков.
Чтобы исследовать изменчивость в выражении эмоций, исследователи использовали вычислительные инструменты для создания обширной базы данных лингвистических случаев, когда одно слово имеет несколько значений. Как, например, слово «рука» в русском языке, которое может обозначать как непосредственно ладонь, так и всю конечность от плеча до кончиков пальцев. Или слово «funny» в английском, что может означать и «смешной», и «странный» одновременно.
Затем команда использовала эту базу данных для создания сетей слов, объединенных воедино, среди 20 языковых семей, чтобы таким образом сравнить эмоциональный словарь человечества. Исследование выявило значительные различия в концептуализации эмоций в разных культурах: вариаций в них оказалось в три раза больше, чем в терминах, используемых для описания цвета.
Например, в некоторых языках слово «неожиданность» обычно объединяется со словами, связанными со страхом, в то время как в других языках та же концепция сочетается с более приятными состояниями, такими как счастье.
Интересным и немного неожиданным стало и то, что некоторые австронезийские языки сочетали в себе концепцию любви, типично положительную эмоцию, с жалостью — типично отрицательным чувством.
На лице написано
А что с мимикой? Несмотря на различия в лингвистическом выражении эмоций, эмоциональные выражения лица изначально универсальны, однако со временем становятся культурно дифференцированными.
Чтобы подтвердить эту догадку, команда исследователя Дэвида Мацумото изучила тысячи фотографий, сделанных на Олимпийских играх в Афинах в 2004 году сразу после окончания матчей. Исследователей особенно интересовало, как быстро менялись (и изменялись ли вообще) изначальные эмоции на лицах людей после победы или поражения их любимчиков.
Результаты показали, что культурные различия, действительно, есть. Так, спортсмены из коллективистских культур, таких как Китай, склонны маскировать свое эмоциональное выражение лица в большей степени, чем спортсмены из индивидуалистических культур, таких как Великобритания. Исследование также показало, что люди из более богатых и густонаселенных стран, как правило, были менее озабочены маскировкой своего эмоционального выражения, чем люди из менее населенных и развивающихся стран.
Вывод? Эмоциональные выражения индивидуума могут быть одновременно и универсальными, и культурно-специфическими. Вот так вот непросто.
Пять главных вопросов про культуру, эмоции и культуру эмоций
Насколько одинаково люди воспринимают эмоции?
Очень по-разному, и, чтобы понять это, не нужно быть ученым. Если бы все мы чувствовали одинаково, даже в рамках одной культуры, только представьте, сколько серьезных межличностных конфликтов попросту никогда бы и не возникло. А теперь вспомните последний раз, когда вы ругались с кем-то из-за того, что человек не понимает ваших чувств. Таких простых и очевидных. Для вас. Но совершенно непонятных вашему оппоненту.
Еще один интересный момент: далеко не все культуры воспринимают эмоции как нечто, что находится внутри нас. Многие считают, что эмоции — это собственно взаимодействие между людьми, то, что люди делают друг с другом. Соответственно, в понимании таких народов, когда вы любите или злитесь на ближнего, вы не переживаете это чувство тет-а-тет, но проживаете его вместе.
Почему эмоции — это явление культуры?
Несмотря на то что механизм чувств и эмоций биологический, переживать их мы учимся через призму нашей культуры, когда взрослеем. Нам говорят, что хорошо сдерживать эмоции — или, наоборот, широко улыбаться людям, показывая свою расположенность. Детьми мы можем ощущать лишь полярные состояния (нам либо хорошо, либо плохо), и мы совершенно не думаем о том, каким образом можно или нельзя транслировать эти чувства вовне. Но начинаем задумываться об этом каждый раз, когда кто-то из взрослых поправляет и сдерживает наши порывы.
Например, во многих западных культурах чувство стыда воспринимается как негативное. Тогда как в восточных культурах стыд стоит на одной ступени со смущением и скромностью — это безусловно хорошие эмоции, которые показывают, что человек не лишен чувства такта и приличий.
Как культура влияет на эмоции?
Как уже было упомянуто выше, эмоции — это во многом чисто физиологические реакции мозга и тела, однако не только. Да, наш организм химически реагирует на нечто происходящее вокруг, но сама по себе эта реакция — не эмоция. У любой эмоции есть социальный контекст, потому что человек живет в обществе. И обычно эмоции возникают не сами по себе, а именно в контексте взаимодействия с миром и другими людьми.
Даже если мы чувствуем злость относительно каких-то собственных поступков и эмоция вроде бы направлена на себя, в реальности она все равно направлена вовне. Мы злимся, что что-то сделали не так и, возможно, это повлияло на наши отношения с кем-то, на нашу работу, на то впечатление, которое мы хотели бы оставить у других людей. То есть наша личная эмоция все равно вписана в социальный контекст.
Меняется ли восприятие или выражение эмоций у человека, который переходит в другую культуру?
Конечно, иначе не существовало бы понятия «культурный шок». Безусловно, он связан не только с эмоциями, однако каждый человек, который долгое время жил в иной культуре, на первых порах испытывал состояние непонимания и, возможно, неприятия. Человек думает, что его чувства — это всего лишь естественные реакции на окружение, а затем оказывается в другой культуре и осознает, что они совершенно неадекватны нормам этой другой культуры.
Со временем, когда человек общается с достаточным количеством людей из другой культуры и получает от них «обратную связь», он накапливает новый опыт их выражения. Это медленный процесс: иммигрантским меньшинствам требуется больше одного поколения, чтобы приспособиться к нормам новой культуры.
При взаимодействии с людьми из разных культур осознание того, что эмоции каждого человека так или иначе связаны с его собственным социумом, его нормами и ценностями, помогает лучше понять друг друга.
Чем еще нам может помочь понимание эмоциональной жизни других людей?
Знание альтернативных способов получения и выражения эмоций дает нам лучшее понимание своих собственных чувств. А еще оно дарит альтернативный взгляд и перспективу.
Например, чувство стыда само по себе не настолько невыносимо, чтобы мы обязательно должны были превратить его в чувство гнева. Стыд невыносим только в том случае, если вы стремитесь быть человеком, который должен не испытывать стыда и постоянно чувствовать себя хорошо — это требование и норма западной культуры.
Если вы сумеете отделить себя от этого культурного правила, вы сможете жить даже с чувством стыда. А еще ваша реакция на людей, испытывающих глубокое чувство стыда или депрессию, основана исключительно на ваших личных ценностях и представлении о том, каким человеком должны быть вы сами (а значит, какими должны быть и все остальные: что чувствовать и что думать, чтобы попадать в «норму»).
характеристик эмоций | Эмоциональные переживания
Вы когда-нибудь задавались вопросом, как и почему мы становимся эмоциональными? Во-первых, важно отметить схожие характеристики эмоций, независимо от того, какую эмоцию они испытывают.
Вот краткая разбивка некоторых общих характеристик эмоций:
- Существует чувство, набор ощущений, которые мы испытываем и осознаем. Однако наша способность испытывать любые эмоции не обязательно означает, что мы осознаем какая эмоция ощущается).
- Эмоциональный эпизод может быть кратким, иногда всего несколько секунд, но иногда он может длиться намного дольше. Важно помнить, что если это длится часами, то это настроение, а не эмоция.
- Речь идет о том, что важно лично для вас.
- Мы воспринимаем эмоции как происходящие с нами, а не выбранные нами.
- Процесс оценки, в ходе которого мы постоянно сканируем окружающую среду в поисках важных для нас вещей, обычно происходит автоматически. Другими словами, мы не осознаем нашу оценку, за исключением случаев, когда она растянута во времени.
- Существует рефрактерный период, который первоначально фильтрует информацию и знания, хранящиеся в памяти, предоставляя нам доступ только к тому, что поддерживает эмоции, которые мы испытываем. Продолжительность рефрактерного периода варьируется в зависимости от человека и обстоятельств и может длиться от нескольких секунд до намного, намного дольше.
- Мы начинаем осознавать, что мы эмоциональны, как только начинается эмоциональное переживание, когда первоначальная оценка завершена. Как только мы осознаем, что находимся во власти эмоции, мы можем переоценить ситуацию.
- Существуют универсальные эмоциональные темы, отражающие нашу эволюционную историю, в дополнение ко многим культурным вариациям, отражающим наш индивидуальный опыт. По сути, мы эмоционально относимся к вещам, которые имели отношение к нашим предкам, а также к тем, которые, как мы обнаружили, имеют значение в нашей собственной жизни.
- Желание испытать или не испытать эмоцию во многом мотивирует наше поведение.
- Эффективный сигнал — четкий, быстрый и универсальный, часто в форме выражения лица, информирует других о том, что чувствует эмоциональный человек.
- Сфабрикованные эмоциональные выражения могут быть обнаружены с трудом по большей асимметрии, отсутствию специфических мышечных движений, типичных для настоящих выражений, но трудновыполнимых произвольно, и расхождению во времени выражения с тем, что соответствует произносимым словам.
- Эмоции, замаскированные улыбкой, они все еще просачиваются в верхние веки, брови и лоб.
Научитесь читать эмоции самостоятельно
Мы знаем, что может быть трудно понять все концепции и процессы наших собственных эмоций, не говоря уже об интерпретации эмоциональных переживаний других. С онлайн-программой Micro Expressions Training Tools вы можете научиться определять микровыражения и другие невербальные эмоциональные сигналы, которые раскрывают истинные чувства людей. Получите доступ к новаторским исследованиям, которые государственные учреждения, образовательные учреждения и компании из списка Fortune 500 по всему миру применяют в своей деятельности.
Пол Экман — известный психолог и один из первооткрывателей микровыражений. В 2009 году журнал TIME назвал его одним из 100 самых влиятельных людей мира. Он работал со многими государственными учреждениями в стране и за рубежом. Доктор Экман собрал более 50 лет своих исследований, чтобы создать комплексные обучающие инструменты для чтения скрытых эмоций окружающих.
Начать обучение Просмотреть все сообщения
оценкаэмоциональныйэмоциимимикачувстванастроениеощущенияОпределяющие черты расстройств личности: проблемные модели эмоциональной реакции
Люди с расстройствами личности демонстрируют характерные модели эмоциональной реакции, которые могут стать проблематичными. Как правило, каждое из расстройств личности имеет паттерн эмоциональной реакции, связанный с этим конкретным расстройством. Эта негибкая модель эмоциональной реакции часто создает трудности. Некоторые расстройства личности характеризуются эмоциональной чувствительностью и тенденцией к переживанию чувств с большой интенсивностью. Другие расстройства личности характеризуются слабой эмоциональной реакцией или ее отсутствием независимо от обстоятельств или ситуации. Еще один набор расстройств характеризуется колебанием между этими двумя крайностями: от переполнения сильными эмоциями в один момент до чувства оцепенения и оторванности в следующий.
Некоторые теоретики понимают этот аспект расстройств личности как проблему эмоциональной регуляции; некоторые расстройства характеризуются тенденцией к недостаточной регуляции эмоций, в то время как другие склонны к чрезмерной регуляции эмоций. Это отличается от здоровой личности, где мы ожидаем полного диапазона эмоциональной интенсивности от контролируемой до полной экспрессии. Этот диапазон диктуется ситуацией и обстоятельствами. Конечно, люди со здоровым характером иногда переполняются эмоциями или временами могут чувствовать себя эмоционально отстраненными. Как и в случае с искаженными моделями мышления, которые мы обсуждали ранее, проблема людей с расстройствами личности заключается в крайней степени и стойкости их нерегулируемого аффекта.
Кроме того, люди со здоровым характером склонны понимать, когда полезно выражать ту или иную эмоцию, а когда лучше ограничить ее выражение. Другими словами, люди со здоровым характером усвоили, что бывают моменты, когда разумно и уместно полностью выразить определенную эмоцию. В других случаях лучше всего регулировать или ограничивать его выражение или снижать его интенсивность. Решив, сколько эмоций уместно отображать, они затем отображают только соответствующее количество, зная, как это сделать. Как мы подчеркивали ранее, ключевой чертой здоровых личностей является гибкость. Здоровые личности обладают гибким диапазоном аффективных реакций, которые должным образом учитывают время, место и обстоятельства.
К сожалению, люди с расстройствами личности далеко не так гибки. В зависимости от типа расстройства личности аффективные (эмоциональные) черты могут варьироваться от очень стесненных, безразличных, холодных и малорадостных в жизни; к быстро меняющимся и дико колеблющимся эмоциям, часто выражаемым с большой интенсивностью и драматическим талантом. При некоторых расстройствах личности это отсутствие гибкости в отношении выражения эмоций приводит к проблемам с хроническим гневом и раздражительностью, проблемам с крайней тревогой или полному отсутствию эмпатии.
Ознакомьтесь с вариантами сегодня
Объявление
Примеры расстройств личности с проблемными моделями эмоциональной реакции модели реагирования и типы межличностных проблем, которые возникают в результате.
Люди с шизоидным расстройством личности находятся на чрезмерно регулируемом конце аффективного спектра и кажутся эмоционально зажатыми и безразличными. Они, как правило, не испытывают никакого удовольствия от вещей, кажутся равнодушными к похвале или критике, кажутся отстраненными, холодными и невыразительными. Другим людям они кажутся бесчувственными, невосприимчивыми и бесчувственными и поэтому маловероятными кандидатами на дружбу любого рода. На другой стороне аффективного спектра находится истерическое расстройство личности, которое представляет собой эмоциональную недостаточность. Это расстройство характеризуется чрезвычайно реактивным эмоциональным паттерном, который очень быстро меняется. Эти люди, как правило, довольно драматичны в своих эмоциональных выражениях до такой степени, что кажутся неискренними, поверхностными и неискренними. Другие люди часто реагируют на их интенсивное эмоциональное выражение с дискомфортом и относятся к быстро меняющимся эмоциям с недоверием или недоверием.
У лиц с избегающим расстройством личности тревога, которую они испытывают в социальных ситуациях, и их страх быть неадекватными, отвергнутыми и высмеянными доминируют в их эмоциональной жизни и мешают их способности функционировать. Их высокий уровень тревожности заставляет их избегать социальных ситуаций, таких как вечеринки и другие общественные собрания. Как правило, люди с избегающим расстройством личности имеют лишь небольшое количество близких друзей. Точно так же у людей с зависимым расстройством личности тревога доминирует в их аффективном опыте. Однако, в отличие от людей с избегающим расстройством личности, которые предпочитают избегать отношений, люди с зависимым расстройством личности озабочены страхами одиночества, страхами разлуки и покинутости, а также боязнью того, что о них не позаботятся другие. Их тревога по поводу возможности потерять важных опекунов и их страх быть неспособными позаботиться о себе могут сделать их очень трудными для того, чтобы постоять за себя. Следовательно, они могут терпеть плохое обращение и избегать конфликтов в ущерб своему достоинству и самоуважению.
Пограничное расстройство личности представляет собой пример аффективного паттерна переживания обеих эмоциональных крайностей; от очень интенсивных и неконтролируемых эмоций до крайней противоположности — чувства оцепенения и отстраненности. Люди с пограничным расстройством личности, как правило, очень чувствительны и реагируют с большой эмоциональной интенсивностью. У них сильные чувства в контексте межличностных отношений, особенно когда трудности и конфликты заставляют их чувствовать сильную тревогу, гнев или подавленность. Во время межличностных конфликтов они легко переполняются силой своих эмоций, и им может быть трудно успокоиться, когда они расстроены. В других случаях люди с пограничным расстройством личности могут быстро переключиться на полную противоположность и внезапно почувствовать себя полностью оторванными, оцепеневшими, опустошенными и отстраненными. Многие люди с пограничным расстройством личности в конечном итоге причиняют себе вред в ответ на эту пустоту и сопровождающее чувство оцепенения. Другие люди склонны реагировать со страхом или гневом на свои быстро меняющиеся эмоциональные состояния и самоповреждающее поведение. Это только способствует эскалации межличностного конфликта. Таким образом, трудности и конфликты в межличностных отношениях являются обычным следствием интенсивных, быстро меняющихся эмоций, связанных с этим расстройством.
Для большинства из нас эмоция связана с желанием «сделать что-нибудь». Например, когда мы злимся, у нас может возникнуть желание словесно или даже физически напасть на другого человека, на которого мы злимся. Когда мы чувствуем тревогу, у нас может возникнуть импульс убежать или избежать ситуации, которая нас пугает. Здоровые люди обычно не действуют в соответствии с этими импульсами, если действие, связанное с импульсом, не соответствует ситуации. Однако у людей с пограничным расстройством личности эмоции могут стать настолько интенсивными, что им будет трудно избежать действия в соответствии с этими импульсивными побуждениями; независимо от того, разумно или здорово это делать. Например, диагностическим критерием пограничного расстройства личности являются вспышки сильного гнева, которые часто приводят к крику, бросанию вещей или даже ударам других людей. Эти опасные вспышки вызваны не только интенсивностью эмоций. Большинство из нас в тот или иной момент испытывали ту или иную форму сильного гнева или даже ярости.