Гнев в психологии: Природа переживания гнева в научно-психологической и свято-отеческой литературе — Консультативная психология и психотерапия

Подсказки психики: о чем говорит ваш гнев

11 401

АнтистрессПознать себя

Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

У каждого случаются вспышки гнева. Нахамили в транспорте, подрезали на дороге, официант перепутал блюда, коллега не выполнил поручение, близкий человек не положил вещи на места. Иногда достаточно незначительного повода, чтобы вывести нас из себя. В порыве эмоций мы способны нахамить в ответ, разбить посуду, громко хлопнуть дверью или даже ударить обидчика. После часто жалеем, что перешли границы, наговорили лишнего, причинили вред себе или окружающим. Стало ли нам после этого легче? Возможно, но не всегда. Разъяренные, в состоянии аффекта, мы слабо контролируем себя и не отвечаем за свои действия.

Что прячет гнев?

Маршалл Розенберг, автор книги «Язык жизни. Ненасильственное общение», предлагает различать повод и причину гнева: «Например, коллега опаздывает на встречу. Скорее всего, мы нервничаем, испытываем недовольство, поскольку собирались провести это время с пользой, обсудив детали дела. Но возможен и другой сценарий. Например, у нас выдалось тяжелое утро, и нам нужно немного времени перед встречей, чтобы прийти в себя. Во втором случае мы не то что не злимся, а благодарны непунктуальному коллеге за свободные полчаса, позволившие отдохнуть и собраться с мыслями».

Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Поведение другого не может быть причиной негодования. Как видно, опоздание только повод для появления как положительных, так и отрицательных эмоций. Гнев, спровоцированный внешними обстоятельствами, — всего лишь сильное чувство, сигнал тревоги, который посылает психика. Она предупреждает: мы в чем-то сильно нуждаемся, но никак не можем это получить. Чем острее потребность или чем дольше мы ее игнорируем, тем сложнее будет «держать себя в руках».

Например, если мы сильно ограничены во времени и не сможем перенести встречу, мы будем злиться сильнее. Допустим, это первое опоздание коллеги, тогда нам легче простить непунктуальность. А возможно, мы уже не первый раз меняем свое расписание из-за его повторяющихся опозданий. В этом случае сдержать негодование будет непросто.

Важно научиться разговаривать на языке потребностей

После долгого ожидания коллега появляется в дверях. Скорее всего, мы заготовили гневную речь и спешим обрушить ее на опоздавшего. Услышав обвинения, любой человек склонен защищаться. К сожалению, в этой ситуации собеседник не готов услышать то, что мы пытались ему сказать. Он уязвлен и обижен, даже если понимает, что виноват.

Как приручить гнев с пользой для себя?

Маршалл Розенберг предлагает четыре шага, которые позволят выразить гнев и одновременно заявить собеседнику о неудовлетворенной потребности.

  1. Остановитесь, сделайте глубокий вдох. Небольшая пауза поможет лучше понять собственные чувства.

  2. Отследите оценочные мысли. Скорее всего, на ум приходят гневные и обидные высказывания.

  3. Попробуйте понять, какая потребность скрывается за сильными чувствами.

  4. Поделитесь с оппонентом эмоциями, не обвиняя и не требуя. Расскажите, в чем нуждаетесь в данный момент.

Важно научиться разговаривать не на языке обвинений, а на языке потребностей. Розенберг указывает на типичную ошибку: мы привыкли мыслить «Я зол, потому что они…» вместо «Я зол, потому что мне необходимо». Мы действительно сильно злы, но потому, что не можем оперативно решить все деловые вопросы с опаздывающим коллегой и продолжить работу.

Если мы хотим, чтобы вторая сторона услышала нашу потребность — а только так появится шанс изменить ситуацию в наших интересах, — автор книги советует проявить эмпатию к собеседнику. Важно понять, что чувствует оппонент, что вынуждает его так себя вести. Только проявив внимания к чувствам другого, мы можем надеяться быть услышанными сами.

Помогут ли советы Розенберга обернуть ситуацию в нашу пользу?

Возможно, читая рекомендации, вы почувствовали сомнения: поможет ли эта модель заставить человека действовать в наших интересах? Мы не можем изменить поведение человека, пока он сам не захочет меняться.

Некоторым известны приемы манипуляций, когда, вызывая в собеседнике чувство страха или вины, мы вынуждаем его поступать в наших интересах. Возможно, этот прием поможет решить сиюминутную проблему, но конфликт все равно возникнет в будущем, причем в самый непредсказуемый момент. Спустя время человек осознает, что им манипулируют, и постарается выйти из манипуляции. Он будет долго копить обиду и, выбрав удачный момент, «вернет долги».

Управление гневом требует внимания и терпения

Мы можем выбрать другой путь. Если удастся рассказать о нашей потребности, о том, как огорчает невозможность ее удовлетворения, собеседник может решить изменить поведение. Заметив, что мы не пытаемся его обвинить, а вместе готовы искать решение, он скорее пойдет навстречу, чем в случае угроз и претензий.

Научиться управлять гневом непросто, это требует внимания и терпения. Но, разобравшись в его истинных причинах, мы станем лучше понимать собственные потребности, а значит, сможем наладить продуктивный диалог с окружающими.

Источник фотографий:Shutterstock

Новое на сайте

«Как научиться общаться с людьми, чтобы меня начали замечать?»

«Всю жизнь у меня проблемы с девушками, мне за 40, но я так и не создал семью»

Доброжелательные лица: украшают ли шрамы — необычные выводы ученых

5 позитивных утверждений, которые помогут не падать духом

«Если делать то, что делаете, — будете иметь то, что имеете»: 4 шага к переменам в жизни

Я всем должен: почему нас пугает слово «долг»?

Анастасия Сапожникова: «Когда живешь в комфорте, легко быть гуманным»

Стресс, экзистенциальный кризис и эмоциональное выгорание: как почувствовать себя лучше — 3 совета психологов

Психология гнева: когда гнев разрушает, а когда помогает

Иероним Босх «Гнев»; фрагмент столешницы, 1475-1480 гг.
Фото с сайта www.ancoraonline.it

Человек может осознавать, что он гордится, унывает, гневается, и страдать от этого, но не уметь с этим справиться. Верующий человек может постоянно и искренне каяться в этих грехах, но не видеть в себе особых перемен. Почему?

Книга журналиста Леонида Виноградова «О страстях и искушениях. Ответы православных психологов», только что вышедшая в издательстве Никея, предлагает рассмотреть проблему в необычном ракурсе – с точки зрения христианской психологии. По мнению ведущих христианских психологов, оказывается, греховные состояния часто паразитируют на наших комплексах и душевных травмах, а нерешенные психологические проблемы могут стать серьезным препятствием на духовном пути.

Обложка книги
Фото с сайта nikeabooks.ru

Предлагаем одну из глав книги, посвященной гневу.

Гнев: страсть, отнимающая разум

Психолог Татьяна Гаврилова, кандидат психологических наук, профессор Московского городского психолого-педагогического университета.

– Какова природа гнева?

– Природа гнева многообразна. Гнев подчиняет себе человека, раскрывает агрессивные побуждения, готовность нападать, разжигать дурные эмоции и переживания в другом. Человек, обуянный гневом, бросает вызов Богу. Предупреждая верующих, как опасен гнев, апостол Павел говорит и об истинной цели нашей жизни: «Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5: 9).

По моим наблюдениям, в России в устной речи слово «гнев» употребляют очень редко. Почти никто не говорит «я гневаюсь». Говорят: «я разозлился», «он меня раздражает», «этот человек в ярости». Гнев — это протестное переживание. Чаще всего он выражается в агрессивной форме — вербальной (оскорбительных словах) или физической (вплоть до нападения на других).

Татьяна Гаврилова
Фото с сайта www.strf.ru

– Но бывает, что ребенок «протестует», когда еще говорить не научился?

– Человек рождается со способностью гневаться. Психологи и педиатры наблюдают возникновение эмоциональных реакций у новорожденных. В первые три недели у детей проявляются реакции страха, гнева, удовлетворения. Я согласна с теми психологами, которые эти детские реакции определяют как первичные эмоции. В процессе развития ребенка расширяется мир, который он воспринимает, круг взрослых и сверстников, с которыми он общается. В общении с ними обогащается его эмоциональная жизнь, происходит становление его «Я». Первичные эмоции становятся переживаниями, в которых отражается отношение ребенка к себе и другим.

В течение жизни в любом возрасте человек способен испытывать и первичные эмоции, и переживания. Если новорожденный возражает против того, что не удовлетворяется его потребность в пище, комфорте, тепле, то подросток гневается, когда ущемляются его права, задето его самолюбие или кто-то намеренно провоцирует его на гнев.

Каждый по своему опыту знает, как многообразны формы эмоционального поведения. У одних эмоциональные реакции медленные, у других быстрые, одни переживают случившееся с ними остро, бурно, другие — затаенно, скрыто. Люди различаются по темпераменту, чувствительности и реактивности. Устаревшая, но привычная классификация по темпераменту (холерики, флегматики, сангвиники, меланхолики) позволяет описать различное поведение людей, переживающих гнев. Холерика задевают малейшие раздражители, если он относит их к себе, он, что называется, заводится, не может остановиться, доходит до конфликта с обидчиком. Раздражаясь, гневаясь, холерики способны разрушить отношения даже с самыми дорогими для них людьми. Флегматика не так легко вывести из себя, его реакции и переживания можно описать как умеренные — и по тону, и по длительности. Флегматики иной раз сами характеризуют себя как спокойных, и хочется спросить (я их и спрашиваю): а как вы отличаете спокойствие от равнодушия? Этот темперамент, конечно, очень удобен в обычной жизни, но мне как человеку эмоциональному таких людей немного жаль: флегматизм помогает избежать боли, но и радость переживается флегматиками довольно тускло.

Несовпадение темпераментов детей и родителей — частая причина конфликтов между ними. Можно наблюдать, как в семье возникает круг: обида — гнев — обида — гнев и так далее. Мать-холерик раздражается на флегматичного ребенка за его медлительность, он обижается, плачет, мать это раздражает еще больше, ребенок видит и слышит ее раздражение, ему кажется, что она его не любит, он выражает обиду или делает еще что-то, что только сильнее раздражает мать.

– Всегда ли гнев – вредное, разрушительное переживание?

– До сих пор мы говорили только об отвергающей природе переживания гнева, и Церковь постоянно напоминает нам об этом. Но еще святитель Иоанн Златоуст писал, что гнев неоднозначен. Он знал, что способность человека гневаться естественна, она может светить другому, а может спалить его собственную душу. Каждый по своему опыту знает, что, гневаясь, мы не всегда отвергаем другого, обижаем, причиняем или готовы причинить ему если не физический, то эмоциональный ущерб. Мы возмущаемся, негодуем, если кто- то небезразличный нам совершает плохой поступок.

Возьмем для примера семейную ситуацию. Если подросток грубит бабушке, обижает ее, мать возмущается. Она может накричать на сына, гневно его укорить, но подросток не будет оскорблен, потому что понимает: мать борется за него, не хочет, чтобы он вырос жестоким, бессердечным. Возмущение матери не оттолкнет от нее сына, потому что он чувствует в этом возмущении заботу о себе, желание матери удержать его от зла. Человек эмоциональный, горячий чаще всего переживает оба вида гнева: и протестный отвергающий, и протестный принимающий. Вспомним Некрасова: «Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей». Любя Родину, горячий и эмоциональный чело- век не может оставаться равнодушным к тому, что про- исходит в его стране — ни в XIX веке, ни в XXI.

– Значит, надо научиться направлять эту эмоцию в мирное русло? А как?

– Многие родители обеспокоены вопросом, как научить детей выражать гнев, и надо ли его выражать, – может быть, лучше, чтобы ребенок его вовсе не испытывал? Скажу со всей определенностью: ребенок имеет право на гнев. Запретить ему испытывать гнев нельзя, а направить внимание ребенка на других людей, их потребности — можно и необходимо.

Все мы помним: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Уже в три года ребенок это понимает. Воспи- тание у ребенка совести, достоинства, самоуважения, умения постоять за себя обезопасит его от отвергающего гнева, желания нанести ущерб другому словом или действием. Нельзя понять природу гнева, если не раскрыть его защитный характер. Гневом можно защитить и свой внутренний конфликт. Даже взрослый знает только свою проблемную зону: я раздражаю людей, меня ни- кто не понимает. Внутренний же конфликт человек не осознает, потому что защищается от него разными способами.

Митрополит Антоний Сурожский говорил, что иногда человек бывает закрыт панцирем, как морское животное. Очень точный образ! Защиты человека наслаиваются одна на другую, и даже специалисту проникнуть за них к сущности внутреннего конфликта непросто. Такими защитами становятся и обида, и гнев. Если раскрыть содержание внутреннего конфликта у ребенка-невротика, он будет выглядеть примерно так: «я хочу, чтобы мама любила меня, но любить меня нельзя, потому что я плохой». Я убеждена: если защита совпадает с грехом, как в случае с обидой и гневом, человек не может справиться с грехом, потому что он в нем не волен, не выбирает грех свободно. Это случилось с ним помимо его воли.

– Психолог поможет ему с этим справиться?

– Митрополит Антоний говорил: на Страшном суде тебя не спросят, был ли ты святым Петром, тебя спросят, был ли ты Петей. Эти слова я понимаю так: задача человека в земной жизни — стать самим собой, то есть быть тождественным себе, идентичным, понимать, чем ты отличаешься от других, чего хочешь на самом деле, а не только что хотят от тебя другие (родители, учителя, начальники). Человек с внутренними конфликтами расщеплен, в нем живет несколько «Я»: ребенка, подростка, юноши или девушки, которые защищались от своих травм разными способами. Одно из этих «Я» может быть уже взрослое, сильное, на него и опирается психотерапевт, когда работает с клиентом, помогая ему обрести целостность.

Верующий человек понимает, что его проблемы неизбежно отражаются на его духовной жизни. Помните, в фильме «Берегись автомобиля» Максим Подберезовиков выступает на суде, защищая Деточкина, и говорит прочувствованно: «Деточкин виноват, но он не виноват». Так и невротик: по всему своему опыту он знает, что виноват в своих грехах, нестроениях, но «знает» и то, что виноваты другие. Психотерапевту надо вывести такого человека из подполья, только тогда он сможет найти Бога в своей глубине.

– Вы считаете, что священники решить эти проблемы не могут?

У них другие задачи – помогать людям идти к Богу, подниматься по духовной лестнице. Откуда и зачем священнику знать, почему прихожанин горд, самолюбив, гневлив? Когда речь идет о духовнике и его чадах — другое дело, а в широкой церковной практике, особенно в больших городах, в многолюдных храмах это, конечно, невозможно.

Специфика нашей профессии заключается в том, что человека, которому мы помогаем, надо видеть как уникальную личность, учитывать его индивидуальные особенности (характер, темперамент) и особенности культуры, в которой он сформировался. Когда речь идет о преодолении гнева, это особенно важно.

Позволю себе охарактеризовать этнос, к которому принадлежу и, как гневливая особь, его с этой точки зрения наблюдаю и изучаю. Русские горячи, эмоциональны, готовы к защите и нападению. Они легко ведутся на возбуждение в них враждебности, гнева, ненависти. Кто-то из святых отцов сказал, что если в тебе есть Гнев хоть тень ненависти, не рассчитывай на любовь Бога. Особенно страшно, когда человек разжигает ненависть в себе и в других. Христианство не выделяет ненависть как отдельный грех, но очевидно, что это переживание разрушительное и для самого человека, и для жизни вокруг. Апостол Павел предупреждал: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал. 5: 15). Если японскому ребенку показать фото разгневанного человека, он не сможет сказать, что этот человек переживает. Русский ребенок уже в 4 года наверняка скажет, что дядя сердится.

– Как же справляться со страстью гнева? Покаяние предполагает изменение личности, а мы словно и не меняемся.

– Именно поэтому я так настоятельно говорю о важности профессии психотерапевта для помощи тем, кто готов преодолеть свой прошлый опыт, принять его, простить тех, кто причинял боль. Если чело- век не боится с помощью психотерапевта перестрадать прошлое, он постепенно станет самим собой, обретет самоуважение, почувствует себя свободным и ответственным за свою жизнь, будет зрелым сознательным христианином.

Определение гнева – психология человеческих эмоций

Глава 9: Гнев

Определения гнева различаются. Берковиц и Хармон-Джонс (2004) определяют гнев как «синдром относительно специфических чувств, познаний и физиологических реакций, ассоциативно связанных с желанием причинить вред какой-либо цели» (стр. 108). Шиота и Калат (2012) определяют гнев как «эмоциональное состояние, связанное с чувством обиды или обиды, с желанием пригрозить обидевшему вас человеку или причинить ему боль» (с. 176). Оба эти определения подчеркивают, что гнев вызывает поведение приближения — приближение либо к человеку, который причинил нам боль, либо к любой ближайшей цели. Шиота ан Калат (2012) также подчеркивает, что одной из когнитивных оценок является восприятие того, что кто-то нас оскорбляет. Гнев представляет собой эмоцию, а агрессия — это термин, используемый для обсуждения изменения поведения, которое происходит из-за гнева. В эмпирических исследованиях иногда измеряется агрессия вместо эмоции гнева.

Гнев можно разделить на виды гнева. Первая классификация гнева основана на цели или назначении гнева. Целью враждебной агрессии является причинение физической или психологической боли другому человеку. Враждебная агрессия вызвана нашим восприятием того, что кто-то или что-то блокирует наши цели, угрожает нам или проявляет к нам враждебность. Иногда враждебную агрессию называют реактивным гневом или горячим гневом, потому что мы агрессируем в ответ на какую-то угрозу. При инструментальной агрессии целью агрессора является получение некоторого вознаграждения или ресурса, а не причинение кому-либо вреда или вреда. Наградой может быть победа в игре, повышение социального статуса или получение денег. Инструментальную агрессию иногда называют проактивным или холодным гневом, потому что эта агрессия является ответом на хорошо продуманный план, который позволит достичь цели. Кроме того, инструментальная агрессия не сопровождается физиологическим возбуждением, как это наблюдается при враждебной агрессии. Важно отметить, что во время инструментальной агрессии могло произойти причинение вреда другому человеку, даже если целью не было причинение вреда другому человеку. Например, во время футбольного матча цель состоит в том, чтобы победить. Таким образом, большинство футболистов прибегают к инструментальной агрессии, даже несмотря на то, что во время игры другая команда все равно может получить травму.

Как правило, в исследованиях эмоций гнева враждебная агрессия рассматривается как изменение поведения, возникающее в результате эмоции гнева.

Другой способ классификации агрессии основан на типе вреда, причиняемого мишени. Физическая агрессия — это когда физический вред или дискомфорт возникают в результате гнева, тогда как реляционная агрессия — это когда наносится ущерб социальному положению человека или отношениям. Примеры реляционной агрессии включают остракизм, сплетни, манипулирование и вербальное (оскорбление, обзывание) или невербальное поведение (закатывание глаз, вздохи). И физическую, и реляционную агрессию можно рассматривать как изменения поведения, возникающие в результате эмоции гнева. Физическую агрессию также называют открытой или прямой агрессией, тогда как реляционную агрессию иногда называют социальной, скрытой или косвенной агрессией.

Объединение этих двух категорий вместе означает, что каждое агрессивное поведение может быть классифицировано как инструментальное или враждебное И как физическое или реляционное. Например, кто-то может сплетничать (форма агрессии в отношениях) по упреждающим (получение более высокого социального статуса) или реактивным причинам (чтобы задеть самооценку другого человека).

В следующих разделах мы разберем эмоциональные компоненты гнева.

Гнев — IResearchNet

Гнев Определение

Термин «гнев» в повседневном языке имеет несколько значений. Люди называют гнев переживанием или чувством, набором физиологических реакций, отношением к другим, стремлением, ведущим к агрессии, или открытым нападением на какую-либо цель. В социальной психологии гнев относится к определенному набору чувств. Чувства, обычно обозначаемые как «гнев», варьируются по интенсивности от раздражения или раздражения до ярости или ярости. Эти чувства проистекают в значительной степени из внутренних физиологических реакций и непроизвольных эмоциональных выражений, вызванных оскорблением или жестоким обращением.

Зрительные признаки включают изменения лица, такие как нахмуренные брови и расширенные ноздри, а также двигательные реакции, такие как сжатие кулаков. На эти чувства одновременно влияют возникающие мысли и воспоминания (т. е. оценки). Все эти сенсорные входы объединяются в уме человека, чтобы сформировать переживание гнева. Этот опыт не направлен на достижение цели; и при этом он не служит какой-либо полезной цели для человека в этой конкретной ситуации.

Гнев Отличие от других понятий

Термины гнев, враждебность и агрессивность часто используются как синонимы в повседневной жизни. Социальные психологи определяют враждебность как негативное отношение к одному или нескольким людям, которое выражается в явно неблагоприятном суждении о мишени. Чтобы дифференцировать, агрессивность — это любая форма поведения, направленная на причинение вреда цели. Другими словами, агрессивность также можно рассматривать как склонность к агрессии. Таким образом, гнев как переживание напрямую не активирует агрессивность.

Физиологические реакции в гневе

Большое количество ранних исследований изучало психические репрезентации телесных реакций в гневе. В различных исследованиях у людей наблюдалось увеличение сердечно-сосудистой (например, более высокое кровяное давление) и мышечной (например, повышенное телесное напряжение) активности, что сопровождалось ощущением жара на лице. Это последнее наблюдение согласуется с широко распространенной характеристикой гнева как «горячей» эмоции.

Оценочные концепции гнева

Некоторые современные исследователи начали смещать акцент с внутренних физиологических аспектов на интерпретацию внешних особенностей, влияющих на аффективные состояния. Этот так называемый взгляд на гнев, основанный на оценке, утверждает, что гнев существует только тогда, когда внешние события интерпретируются определенным образом, то есть когда люди придают значение (т. Е. Оценивают) конкретной ситуации, в которой они находятся. Более конкретно, исследователи оценок утверждают, что провоцирующий инцидент должен быть истолкован как правонарушение или жестокое обращение. Более того, считают ли люди себя или другое лицо ответственными, обвиняют ли они себя или другое лицо (т. т. е. гнев, направленный на других).

Существует несколько теоретических утверждений о формулировках оценки, которые подчеркивают другую структуру оценки и процесс оценки. Много исследований было посвящено тестированию этих различных составов друг против друга. Несмотря на эти разные формулировки, из этого исследования можно сделать вывод, что оценочные формулировки действительно могут объяснить переживание гнева.

Гнев и поведение

Если человек злится на кого-то другого, желание действовать подпитывается тенденцией «движения против». Фраза «движение против» характеризует поведенческие импульсы, активизирующиеся в состоянии гнева. Исследования показали, что гнев может спровоцировать такие действия, как нанесение удара или нападение на обидчика, ответственного за проявление гнева. Они выражаются, например, в словесной или даже физической атаке цели.

Гнев и здоровье

Помимо того, что в краткосрочной перспективе вызывает склонность к действию, в долгосрочной перспективе гнев приводит к проблемам со здоровьем. Это направление исследований предполагает, что переживание гнева, которое сопровождается сердечно-сосудистой (например, повышенным кровяным давлением) и мышечной (например, повышенным телесным напряжением) активностью, является фактором риска ишемической болезни сердца.

Распознавание гнева

Так как же мы начинаем ассоциировать определенные движения и жесты другого человека с определенным эмоциональным состоянием? Несколько исследователей предложили различные процессы эмоционального заражения и/или симуляции, с помощью которых мы узнаем, что чувствуют другие. Идея эмоционального заражения подразумевает, что визуальное представление выражения лица другого человека приводит нас к переживанию того, что чувствует другой человек, что, в свою очередь, позволяет нам делать выводы об эмоциональном состоянии этого человека. Кроме того, исследования показали, что у участников, смотрящих на злые лица, наблюдается повышенная активность определенных лицевых мышц (например, они хмурят брови). Таким образом, эти данные свидетельствуют о том, что эмоциональные лица обычно вызывают у наблюдателей их зеркальные отражения.

Измерение гнева

Гнев часто измеряется как зависимая переменная. В этом большом массиве исследований людей просили указать уровень своего гнева. Этот показатель самоотчета имеет одну основную проблему: на показатель влияет восприятие респондента. С годами акцент на исследовании эмоций изменился, и было разработано несколько тестов для изучения различных аспектов эмоций. Существует три основных способа оценки основных процессов гнева. Во-первых, физиологическое возбуждение (другими словами, возбуждение гнева) часто измеряется частотой сердечных сокращений, напряжением мышц или проводимостью кожи. Во-вторых, аффективное состояние, которое представляет чувства и признаки гнева, оценивается с помощью мимического кодирования выражения. Наконец, внешнее соображение относительно причины аффективного состояния, выдвигаемое теоретиками оценки, измеряется путем непосредственного опроса людей об их интерпретациях текущей ситуации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *