краткая биография, фото и видео
Жан-Жак Руссо (Jean-Jacques Rousseau, 28 июня 1712 – 2 июля 1778) – французский писатель, философ и музыковед. Его считают ярким представителем эпохи Просвещения и даже называют предтечей Великой французской революции.
Детство
Жан-Жак родился 28 июня в Женеве, в многодетной и достаточно бедной семье. Первая трагедия случилась еще во время рождения ребенка: мать Жан-Жака, перенеся тяжелое заболевание во время беременности, скончалась прямо во время родов.
По заявлению многих библиографов, именно это сформировало у будущего писателя некую отрешенность от мира и ненависть к собственной личности. Отец же Руссо, несмотря на столь печальное стечение обстоятельств, души не чаял в родном сыне и всегда уделял ему намного больше времени, нежели всем остальным.
Благодаря поддержке и огромной любви отца Жан-Жак достаточно рано познакомился с миром искусства. Любящий папа выучил ребенка читать и писать, часто покупал ему детскую и даже подростковую классическую литературу и возился с малышом в каждую свободную секунду своего времени. В сыне он видел не только утешение от недавней потери, но и сильную личность, которая в дальнейшем сослужит своей стране великую службу. Впрочем, отец явно не ошибался на этот счет.
Юность
Спокойное и беспроблемное детство сменилось бурной юностью с многочисленными негативными событиями в жизни Руссо. Сначала семья узнает о том, что друг его отца арестован за пособничество в организации вооруженного нападения на местную администрацию, в результате чего отец Жан-Жака – Исаак ─ обращается в бега в соседний кантон. Понимая, что сын не сможет отправиться за ним и терпеть все лишения и невзгоды, юношу оставляют на попечение дяди по материнской линии, который терпеть не может парня.
Позднее Жан-Жак узнает о том, что отец больше никогда не возвратится в родной город, так как, скрываясь в кантоне, встретил молодую девушку и женился на ней, создав новую семью и напрочь забыв о старой.
Потрясенный предательством, Жан-Жак не находит иного выхода, кроме как идти в пансион Ламберсье, куда отец планировал его отдать через пару месяцев. Но там он понимает, что обучился благодаря отцу намного большему, поэтому уходит из учебного заведения и попадает на обучение к нотариусу. А поскольку на тот момент Руссо всё так же продолжает увлекаться литературой (которую, к слову, он стремится читать всегда и везде), у него быстро возникают проблемы с учителем, из-за чего парень часто сбегает с работы и уходит за пределы города, возвращаясь либо глубокой ночью, либо спустя пару дней.
Новая жизнь вне Женевы
14 марта 1728 года Руссо решает навсегда уехать из Женевы и переселиться в католическую Савойю. В чужом городе он попадает на попечение богатой помещицы – госпоже Франсуазе Луизе де Варан, которая была известной и популярной персоной в мире магнатов и «бизнесменов». Именно благодаря ей Руссо обучается всему, что необходимо знать в светском обществе. Ему дают необходимую литературу для духовного развития и просвещения, учат, как вести себя в обществе и не показывать своего истинного происхождения. Одно время Жан-Жак даже работает у госпожи де Варан лакеем, но нахождение в её загородной резиденции быстро утомляет его и он уходит, даже не поблагодарив женщину.
Последующие два года Жан-Жак самостоятельно путешествует по Швейцарии и одновременно пишет свой трактат «Исповедь». Поскольку денег у молодого человека нет, он претерпевает чудовищные невзгоды и ночует чаще всего на улицах, но не обращает на тяготы абсолютно никакого внимания, любуясь природой и всецело посвящая себя ей.
В 1732 году он вновь возвращается к госпоже де Варан, которая стала для него чуть ли не родной матерью. По возвращении Руссо видит, что его место рядом с женщиной уже занято швейцарцем. Тем не менее это не мешает молодому таланту оставаться желанным гостем де Варан. К 1737 году покровительница уезжает на лечение в Монпелье. Не дождавшись её возвращения, Жан-Жак едет к ней на встречу, но в дороге узнает о том, что его госпожа приобрела небольшую виллу близ города Шамбери и теперь живет там вместе с новым «воспитанником» Винцинридом.
Переезд в Париж
Некоторое время Жан-Жак Руссо проживает вместе с госпожой на вилле, но, к сожалению, уже не чувствует себя так легко и свободно в её обществе. Он прекрасно понимает, что оказывается для пары «третьим лишним», поэтому спустя полгода устраивается работать домашним преподавателем в семье Мабли из Лиона. Но и там он не находит покой: образование младшего поколения проходит сложно, а «учитель» больше времени уделяет хозяйскому вину, которое он ворует по ночам в свою комнату, и хозяйской жене, которой «строит глазки». После серьезного скандала Руссо выгоняют.
Он решает перебраться в Париж и продемонстрировать там свою рукопись под названием «Рассуждение о современной музыке», по которому Жан-Жак предлагал записывать ноты цифрами для большего удобства. Его теория проваливается, а Руссо вновь становится перед фактом бедного и никчемного существования.
Французский откупщик Франкёль сжаливается над Руссо и предлагает ему должность секретаря у себя. Писатель соглашается и с этого момента становится лучшим другом семьи Франкёля. Благодаря умению красиво говорить он очаровывает публику красивыми рассказами о собственных путешествиях, половину из которых нагло придумывает. Кроме того, он даже ставит несколько вульгарных спектаклей, повествующих некоторые периоды его жизни. Но любую бестактность ему прощают за прирожденную харизму и отличные ораторские способности.
Приобретение популярности
Как-то раз, идя по улице, на глаза Руссо бросилась статья-размышление на тему о том, стало ли просвещение, культура и искусство очистительным для общества или же не принесло абсолютно никаких результатов. По словам самого Руссо, которые были позже отражены в его дневниках, после этой статьи его буквально осенило, и через пару дней в редакцию пришел ответ Жан-Жака, заключавшийся в следующем: «Просвещение вредно, и сама культура – ложь и преступление». За столь нестандартный ответ Руссо был награжден премией, а его взгляд сделал его популярным и знаменитым в том же светском обществе, которое теперь делало его своим кумиром.
Вслед за этим последовала невероятная слава и известность господина Руссо. На прием к нему стремились попасть сотни: женщины забрасывали его подарками и признаниями, а мужчины стремились пожать руку даже на улице. Не дремала и Дижонская академия – та самая, для которой была написана первая изобличительная статья. На этот раз тема касалась неравенства людей и корней его происхождения. Руссо, не долго думая, вновь пишет статью, предавая анафеме уже всё искусство и отзываясь об образовании, как о самом плохом и ненужном занятии человечества. Итог – вновь благодарность академии и овации фанатов.
Публикация романов и ссылка
В 1761 году Руссо, опьяненный своей пришедшей невероятно быстро славой, публикует три романа подряд. Первым в свет выходит «Новая Элоиза», затем «Эмиль» и «Общественный договор». Во время написания второго романа Жан-Жак догадывался, что общество не сможет понять его правильно, сочтя за предателя. Так и произошло: после выхода в свет «Эмиля» принц Конти объявляет произведение запретным, приказывая сжечь, а автора – подсудным.
Боясь расправы, писатель бежит из страны. Несмотря на то, что позднее Конти заменил суд обычной ссылкой, Руссо мерещатся костры и невероятные пытки, от которых он бежит всё дальше. Он пересекает границу и оказывается в Швейцарии, где, по собственным убеждениям, его должны понять. Но, к сожалению, правительство Швейцарии поддерживает парижскую администрацию, и романы «Эмиль» и «Общественный договор» сжигают и здесь, пытаясь арестовать их автора.
После долгих месяцев скитаний Руссо оказывается на территории прусского княжества. Здешнему правительству писатель не очень мешает, поэтому Жан-Жак впервые за долгое время может дышать спокойно. Он приспосабливается к деревенской жизни, начинает работать и знакомиться с местными женщинами, исполняя для них романсы и серенады. Там же находит себе жену Терезу и там же умирает в 1778 году.
Жан-Жак Руссо — краткая биография.
Жан-Жак Руссо — французский мыслитель, яркая фигура французского сентиментализма, просветитель, писатель, музыковед, композитор — родился 28 июня 1712 г. в швейцарской Женеве, хотя по происхождению был французом. Мать Жан-Жака скончалась после родов. В 1723-1724 гг. мальчик был воспитанником протестантского пансиона Ламберсье поблизости с французской границей. Какое-то время являлся учеником нотариуса, чуть позднее — гравера. Не приемля манеры обращения с собой, в марте 1728 г., будучи 16-летним подростком, уехал из родного города.
В этот период в его жизни появилась госпожа де Варан, молодая обеспеченная вдова-аристократка, стараниями которой Руссо был отправлен в Туринский монастырь, где стал католиком и из-за этого утратил женевское гражданство. В 1730 г. Руссо продолжил странствие по стране, но в 1732 г. возвратился к покровительнице, на этот раз в роли любовника. Их отношения, длившиеся до 1739 г., стали для него пропуском в другой мир, который ранее был ему не доступен.
В 1740 г. стараниями покровительницы он стал гувернером известного судьи из Лиона, и это знакомство сослужило добрую службу при отъезде в столицу. В 1743-1744 гг. Руссо работал секретарем при французском посольстве в Венеции, но возвратился в Париж, где в 1745 г. состоялось его знакомство с Терезой Левассер, которая стала его спутницей жизни, матерью их пятерых детей. Все они росли в воспитательном доме, т.к. Руссо-отец считал, что не может сам их воспитывать. К этому же периоду его биографии относится и знакомство с Д. Дидро.
В 1749 г. Ж.-Ж. Руссо случайно попалось газетное объявление: Дижонская академия объявила о конкурсе на лучшую работу по теме «Содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов». Именно Руссо стал обладателем премии, и это событие ознаменовало начало самого плодотворного десятилетия в его деятельности. В том же году Руссо был привлечен к совместной работе над «Энциклопедией». Всего он написал для нее 390 статей, в большинстве своем музыковедческих.
В 1750 г. увидел свет трактат под названием «Рассуждение о науках и искусствах». Озвученные в нем идеи противопоставления цивилизованного общества естественному состоянию получили развитие в трактате «Рассуждения о начале и основании неравенства между людьми» (1755). В 50-ых гг. Руссо все больше и больше отдалялся от любезно принимавших его столичных литературных салонов. В 1754 г., съездив в Женеву, он снова обратился в кальвинистскую веру, вернул себе права гражданина.
Возвратившись во Францию, на протяжении 1756-1762 гг. Руссо вел уединенный образ жизни, поселившись в пригороде Парижа. Написанный в 1762 г. роман «Эмиль» и политический трактат «Об общественном договоре» вынудили их автора покинуть Францию во избежание ареста. Его произведения были сожжены не только в Париже, но и в Женеве. Убежище он нашел в принадлежавшем прусскому королю княжестве Невшательском.
В 1770 г. он возвратился во Францию, поселился в столице и занимался переписыванием нот. Его никто не преследовал, однако писатель испытывал постоянное беспокойство, связанное с мерещащимися ему заговорами. Летом 1777 г. друзья Руссо всерьез обеспокоились его здоровьем. Весной следующего года писателя поселили в поместье маркиза Джирардена Эрменовиле, где 2 июля Жан-Жак Руссо скоропостижно скончался. В 1794 г. его останки перенесли в Пантеон.
Система взглядов Руссо, его критическое отношение к цивилизации, городской культуре, возвеличивание естественности и природы, приоритет сердца над разумом во многом повлияли на литературу и философскую мысль разных стран. Он был одним из первых, кто указал на обратную сторону цивилизации. Его радикальные взгляды по отношению к социальному развитию стали питательной средой для Великой Французской революции, послужили ее идеологической основой. Творческое наследие Руссо представлено большим количеством прозаических сочинений, поэм, комедий, стихов. Ему же принадлежит авторство первой национальной комической оперы — «Сельский колдун».
Жан Жак Руссо Биография | Биография онлайн
Жан Жак Руссо (1712-1778) был французским философом швейцарского происхождения. Его наиболее влиятельной политической работой был Общественный договор (1762), который продвигал идеал более эгалитарного республиканизма. Его философия оказала прямое влияние на Французскую и Американскую революцию. Руссо был оригинальным мыслителем и бросил вызов ортодоксальным религиозным и политическим взглядам того времени. За его спорную критику установленной религии его работы часто запрещали, и он искал ссылки в разных европейских странах. Он также был музыкантом и любителем природы — благодаря своей свободе духа и мысли он считается влиятельной фигурой европейского Просвещения и предшественником романтизма.Молодость
Жан Жак Руссо родился 28 июня 1712 года в Женеве. Его мать умерла от лихорадки девять дней спустя.
В то время Женева была кальвинистским городом-государством, управляемым, теоретически, демократическим путем, но на практике управляемым небольшим количеством богатых семей. Выросший в Женеве, Руссо должен был столкнуться с противоречиями между различными идеями относительно модели города-государства. Он часто благосклонно отзывался о Женеве как об образце идеального государства.
Его отец был часовщиком, но когда Руссо было десять лет, его отец был вынужден покинуть город, оставив Руссо и его брата у родственников. Руссо получил элементарное образование, прежде чем стать учеником нотариуса и гравера.
Однако его ученичество было неудачным, и, обнаружив, что ворота Женевы закрыты после комендантского часа, он покинул город и отправился в близлежащую Савойю.
Обращение в католицизм
После отъезда из Женевы Руссо попал под руководство Франсуазы-Луизы де Варанс, 29 лет, католической дворянки протестантского происхождения.
Де Варенс была грозным персонажем — она обманом лишил своего мужа денег, чтобы стать евангелистом за обращение молодых протестантов в католицизм. У нее был общительный характер — большая артистка, любительница музыки, литературы и расточительная транжира. На какое-то время Де Варанс и Руссо также стали любовниками.
При поддержке Де Варенса Руссо стал хорошо разбираться в философии, музыке, математике и других предметах.
В 1739 году Руссо получил наследство и переехал в Лион, а в 1742 году переехал в Париж.
В 1745 году он встретил Терезу Левассер, прачку. Она стала его любовницей, другом, а затем и женой. Руссо сказал, что у них было пятеро детей, но все они были оставлены в приюте, о чем он позже признался, что сожалел.
В Париже
В Париже он тесно сотрудничал с Дени Дидро, и они оба стали ведущими интеллектуалами того времени. Они издавали влиятельный журнал Encyclopaedia . Их сочинения были радикальными и антиклерикальными. Произведения Руссо отличались сильным и увлекательным стилем.
Руссо был также превосходным музыкантом; он попытался продать новую систему нумерованной нотной записи Академии наук. Его система была отвергнута, хотя ему была предложена похвала за его мастерство в предмете. Руссо также был композитором, и его произведения были тепло встречены королем Людовиком XV.
Руссо, вероятно, мог бы устроиться придворным композитором короля, но он все больше ощущал бесплодие мирской жизни. В частности, его привлекало осознание того, как мирские достижения и богатство могут легко испортить лучшую природу человека. Частично это могло быть связано с его кальвинистским воспитанием, а также с видимыми свидетельствами резкого неравенства в современном французском обществе.
Его друг Дидро был заключен в тюрьму за свои антиклерикальные сочинения, и это еще больше побудило его задуматься над философскими вопросами. Когда он шел навестить своего друга в тюрьме, он позже записал внезапную просветляющую мысль:
«что человек по своей природе добр, и что только из-за этих институтов люди становятся злыми»
В 1750 году он опубликовал Рассуждение о науках и искусствах . Это было эссе о том, как цивилизация может иметь разрушительное влияние на людей. Он получил первую премию Дижонской академии и принес ему растущую известность как влиятельному философу.
Идея, что общество свернуло не туда, не нова; возможно, его самая радикальная идея заключалась в том, что человек по своей сути хорош. Эта идея врожденной доброты человека была отвергнута католицизмом и особенно кальвинизмом, который подчеркивал греховную природу человека.
Музыка
В 1750-х годах в Париж приехала итальянская оперная труппа. Уникальный итальянский стиль контрастировал с устоявшейся французской оперой. Французская опера была более классической по форме, подчеркивая важность гармонии и соблюдения традиционных правил. Итальянская опера нарушила эти формальные правила, поставив мелодию и преобладание музыкального духа выше классических ожиданий.
Руссо восхищался итальянской оперой и стал ее величайшим выразителем во время острых споров с французскими музыкальными традиционалистами. Для Руссо его защита итальянской оперы возникла из музыкального вкуса, но также и из философского предпочтения художественного выражения правилам. Это можно рассматривать как основную черту позднего романтического периода, в котором художественный дух ставился выше классических традиций. Руссо написал одну оперу Le Devin du village – был встречен с одобрением. Позже Моцарт основал на нем текст своей оперетты « Bastien und Bastienne ». Но Руссо был больше озабочен своей работой морального философа и больше не писал опер.
На этом этапе он начал поссориться со своими бывшими друзьями в Encyclopedista . В то время как товарищи Encyclopedistas в целом были материалистами и атеистами, Руссо все больше привязывался к своей вере в божественность души человека и вселенной.
В 1754 году он вернулся в Женеву, отрекшись от католицизма и вернувшись к своей первоначальной кальвинистской религии. Его приветствовали обратно из-за его литературной славы. Он взял свою возлюбленную Софи д’Удето (французскую дворянку), притворившись, что она его няня.
Важные произведения
В 1761 году Руссо опубликовал роман Жюли, новая Элоиза . Действие происходит в прекрасных французских Альпах и затрагивает темы греха, искушения и искупления. За романом Руссо хотел исследовать вопросы личной подлинности и важность отказа от ложных социальных норм. Это была издательская сенсация, и она была предложена как самая продаваемая книга восемнадцатого века. К концу века было напечатано более 70 изданий, и Руссо стал знаменитым писателем, получив восторженные отзывы читателей, которые глубоко погрузились в характеры и моральные дилеммы книги.
Общественный договор 1762
«Человек рождается свободным, и везде он в цепях. Те, кто считают себя хозяевами других, на самом деле еще большие рабы, чем они».
Economie Politique (Рассуждения о политической экономии)
Общественный договор был самой важной политической работой Руссо, основанной на его более раннем Рассуждении о неравенстве (1754), он обеспечивает основу для классического республиканизма. Руссо подверг критике общественный договор Гоббса, утверждая, что взгляды Гоббса были предвзяты к потребностям и желаниям богатых. Руссо предложил более эгалитарный общественный договор, в котором все население рассматривалось как свободные и равные члены. Руссо также предположил, что в идеальном общественном договоре люди отказываются от своих естественных прав в обмен на гражданские права, принятые в интересах общества. Для Руссо свобода означала подчинение законам, установленным самим собой в интересах общества.
Эмиль
В 1762 году Руссо опубликовал « Эмиль », или « О воспитании в мае». »
«Все хорошо, как выходит из рук Творца вещей; все вырождается в руках человека».
– Эмиль (1762)
Эмиль – это трактат об идеальном воспитании маленьких детей и о том, как сохранить чистоту и божественность человека от развращающего влияния общества. Четвертая книга содержала множество критических замечаний в адрес формального христианства, предполагая, что идеальная религия была формой «естественной религии». Руссо твердо верил в существование Бога, но его религиозное чувство проистекало из связи с природой, а также с собственной совестью человека — «божественным голосом души в человеке», — он видел в этом большее, чем ментальный рационализм и религиозная догма.
Он также заявил, что все религии одинаково достойны, поскольку они могут способствовать добродетели, если их правильно практиковать. Это вызвало большие споры в религиозном климате того времени, и книга была запрещена в Париже и Женеве. Были выданы ордера на его арест.
В результате Руссо бежал в Швейцарию, но швейцарские власти заявили, что и он здесь нежеланный. Вольтер предложил Руссо приглашение – несмотря на многие разногласия – Вольтер восхищался мужеством Руссо в написании антиклерикальных пассажей Эмиль .
В конце концов, Руссо принял приглашение Фридриха Великого из Пруссии поселиться в Мотьере, Пруссия. Это приглашение произошло, несмотря на прежнюю критику Фридриха Руссо.
Однако через два года местные пасторы начали осуждать Руссо как антихриста за его «богохульство». Местные жители забросали Руссо камнями, и он был вынужден вернуться в Швейцарию на крохотный остров Иль-де-Сен-Пьер, но снова через короткое время власти приказали ему уехать. Нежеланный в Европе, он принял приглашение философа Дэвида Юма переехать в Англию.
После двух лет пребывания в Англии отношения Руссо с Юмом испортились, поскольку в британской прессе начали появляться критические статьи. Столкнувшись с шквалом критики из разных источников, Руссо стал более параноиком и часто опасался, что он подвержен теориям заговора.
В 1767 году он вернулся во Францию под вымышленным именем, несмотря на наличие ордера на его арест. Несмотря на свое вымышленное имя, Руссо был признан и приветствовался многими во французском обществе. Ему предложили поддержку многие дворяне. Он переехал из Лиона в Буржон и на ферму недалеко от Гренобля, прежде чем вернуться в Париж.
В этот период Руссо заинтересовался ботаникой, написав Письма об элементах ботаники . Он также начал писать исповеди — свои автобиографические заметки, которые были опровержением многих критических замечаний, циркулирующих в прессе. Они были закончены в 1770 году и содержат большую часть нашей биографической информации о Руссо. Они не публиковались до 1782 года, после смерти Руссо.
В 1776 году Руссо был сбит немецким догом во время прогулки по парижской улице. Он получил сотрясение мозга, после чего его здоровье ухудшилось.
Через два года он скончался от апоплексического удара; он был похоронен на острове Людей. Через шестнадцать лет после его смерти его останки были перенесены в Пантеон и помещены рядом с останками Вольтера.
Влияние Руссо
Французская революция (1789-1799) произошла чуть более чем через десять лет после смерти Руссо. Его эгалитарный республиканизм был руководящим философским идеалом, лежащим в основе идеалов Французской революции. Его идеи об «общей воле» также использовались Робеспьером в качестве предлога для оправдания правления террора и подавления инакомыслия.
Идеи Руссо о республиканстве оказали косвенное влияние на американскую революцию. Томас Джефферсон находился бы под влиянием французских философов Вольтера и Руссо.
Руссо был влиятельной фигурой в европейском просвещении. Его также можно рассматривать как предшественника романтического периода. Он очень любил природу, а в музыке, религии и философии Руссо искал освобождения от старых форм и идей.
Образец цитирования: Петтингер, Теджван. «Жан Жак Руссо биография», Оксфорд, Великобритания. www.biographyonline.net . Опубликовано 22 декабря 2016
Жан-Жак Руссо – эссе
Жан-Жак Руссо – эссе на Amazon
Связанные страницы
Люди эпохи Просвещения (1650–1780-е годы) Просвещение — это период, когда наблюдался рост интеллектуального разума, индивидуализма и вызов существующим религиозным и политическим структурам.
Известные философы. Некоторые из величайших философов мира, в том числе Сократ, Платон, Декарт, Кант, Спиноза и Дэвид Юм.
Известные французы — список известных французов. Включает политиков, генералов, художников, спортсменов и деятелей культуры, таких как Наполеон, Мария Антионетта, Де Голль, Клод Моне и Коко Шанель.
Руссо, Жан-Жак (1712–1778 гг.) — Философская энциклопедия Рутледж
Доступ к полному содержанию доступен только для членов учреждений, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.
Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Печать
Содержание
- Резюме статьи
содержание заблокировано
1
Жизнь и сочинения
содержание заблокировано
2
Работы, ведущие к Общественному договору
содержимое заблокировано
3
Общественный договор
содержимое заблокировано
4
Émile (или On Education)
контент заблокирован
5
Спорные работы
содержание заблокировано
6
«Новая Элоиза» и другие литературные произведения
содержание заблокировано
7
Автобиография и другие личные произведения
содержимое заблокировано
Библиография
Биографические
- От
- Дент, Николас
DOI
10. 4324/9780415249126-DB060-1
DOI: 10.4324/9780415249126-DB060-1
Версия: V1, опубликован в Интернете: 1998
. com/статьи/биографические/Руссо-Жан-Жак-1712-78/v-1
Руссо родился в Женеве и был вторым сыном часовщика Исаака Руссо. Его мать умерла через несколько дней после его рождения. С этого малоизвестного начала он поднялся, чтобы стать одной из самых известных интеллектуальных фигур французского Просвещения восемнадцатого века, заняв свое место рядом с Дидро, Вольтером и другими как одна из символических фигур этого периода, несмотря на то, что он сильно отличался от других. на виду у них. Он умер в 1778 и в 179 гг.4 его тело было перевезено в Пантеон в Париже.
Руссо всегда утверждал, что сожалеет о том, что начал карьеру литератора. Его первой любовью была музыка, и в 1740-х годах он с некоторым успехом написал ряд опер. Поворотный момент в его жизни произошел в июле 1749 года. Он направлялся к своему тогдашнему другу Дидро, находившемуся в заключении в Венсенне.
Отвечая на вопрос о призовом эссе, Руссо утверждал, что люди и нравственность были развращены и ослаблены достижениями в области высшего образования. Цель престижного отличия заменяется полезной работой на благо всех. Эта тема людей, стремящихся к возмутительному господству, унижая других, — эффект усугубления amour-propre — пронизывает социальные теории Руссо в целом. Его эссе «Рассуждение о науках и искусствах» (1750 г. ) получило премию; связанные с этим вопросы формируют более глубокие «Рассуждения о происхождении неравенства» 1755 года. В своей самой известной работе по политической теории «Общественный договор» (1762) Руссо представляет альтернативный подход к тому, как мы могли бы достичь справедливого и законного гражданского порядка. Все члены общества должны занимать равное место в качестве членов суверенной власти, а общественные законы должны исходить из общей воли, которой народ устанавливает правила для себя. Только при такой системе, утверждает Руссо, человечество будет жить на равных условиях, связанных братскими узами, пользуясь максимальной свободой и правами на самоопределение, насколько это возможно в стабильном сообществе. Выступая таким образом за равное политическое положение всех, независимо от происхождения и богатства, Руссо указывает путь к роспуску
Руссо также много писал об образовании. В своем «Эмиле» (с подзаголовком «Об образовании», 1762 г.) он пытается показать, как можно воспитать ребенка свободным от агрессивного желания доминировать над другими. Вместо этого этого ребенка можно заставить захотеть сотрудничать с другими на основе взаимного уважения. Он надеется этим показать, что его социальные предложения не являются несбыточной мечтой. В этой работе есть также критика религиозных догм и церковных практик, которые навлекли на Руссо суровое осуждение. Ему пришлось бежать из Парижа в 1762 году, чтобы избежать тюремного заключения. Этот и другие связанные с ним переживания погрузили его в затяжной период душевного расстройства, когда он опасался, что стал объектом заговора других. Среди этих других был Дэвид Юм, с которым Руссо надеялся найти убежище в Англии в 1766 г.
Все еще не в себе, Руссо вернулся во Францию в следующем году, и в течение последнего десятилетия своей жизни он написал несколько работ самообъяснения и самооправдания.