Готовность к школьному обучению означает: Понятие готовности к школьному обучению

Содержание

Психологическая готовность ребенка к школе, диагностика и компоненты психологической готовности к обучению в школе

Многие родители задумываются: как определить психологическую зрелость малыша и быть уверенными, что в свои 6, 7 или 8 лет он действительно готов учиться? Какие показатели говорят о психологической готовности ребёнка к школе и прогнозируют его успешную адаптацию?

Что такое психологическая готовность к школе

Психологическая готовность ребёнка к школе, или школьная зрелость, – это комплексный показатель, который позволяет прогнозировать, насколько успешно будет учиться первоклассник. Ключевое слово в определении – «успешно», поскольку ценность начальной школы заключается не только в приобретении ребёнком новых знаний и навыков, но и в том, чтобы спустя несколько лет он не потерял интерес к учёбе и приобрёл уверенность в себе. Именно поэтому, говоря о критериях готовности, главным можно считать способность ребёнка успешно учиться в выбранной школе. И вот что интересно: успешную учёбу не гарантируют умения малыша писать, считать, читать. Интеллектуальное развитие важно, но это лишь один из компонентов школьной зрелости.

Компоненты психологической готовности к школе

Рассматривая школьную зрелость как комплексное понятие, психологи выделяют три составляющие: личностную готовность ребёнка к школе, волевую и интеллектуальную. «Первоклассники сталкиваются с разными проблемами, – поясняет школьный психолог Александра Николаевна Растопчина. – Например, одни дети могут отставать в социальном плане: им трудно подчиняться правилам урока, у них беспокойное поведение. Другие – в интеллектуальном: не могут удержать внимание, не понимают основных понятий».

В этом случае многое зависит от педагога: если учитель находит подход к ребёнку, то постепенно ситуация выравнивается. А ещё не менее важно, по какой программе ведётся преподавание в начальной школе. Если программа, как образовательная система «Начальная школа XXI века», учитывает индивидуальные особенности каждого ученика, делает процесс обучения не только познавательным, но и интересным, то уже с первых школьных дней будет заложена прочная основа будущих образовательных успехов ребёнка.

Расскажем подробнее о каждом из компонентов школьной зрелости.

  • Личностная готовность ребёнка к школе подразумевает прежде всего самостоятельность, способность к самоорганизации, тягу к знаниям. Статус школьника – новый для ребёнка, он означает новые правила и обязанности. Первокласснику приходится учиться соблюдать школьный распорядок, без опозданий приходить на занятия, адекватно вести себя на уроках. Он совершенствует навык общения со сверстниками, учится относиться к ним как к партнёрам и выстраивать отношения. Личностная готовность включает и эмоциональную: важно, чтобы первоклассник позитивно относился к самому себе, одноклассникам и учителям, проявлял эмпатию.
  • Волевая готовность к школе выражается в способности ребёнка управлять собой, делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что требуется. Для ребёнка, собирающегося в первый класс, важен уровень так называемого произвольного поведения – сознательно контролируемого поведения с определённой целью. То есть ребёнок должен соблюдать дисциплину, внимать учителю, выполнять задания, уметь работать по правилам и по образцу.
  • Интеллектуальную готовность к школе ещё называют интеллектуальной зрелостью. Развитые внимание, память, мышление важны для будущего первоклассника. Должен быть развит и фонематический слух, то есть способность слышать и различать все звуки речи. Именно благодаря развитому фонематическому слуху ребёнок может отличать «мишку» от «мышки», «дом» и «том», верно строить фразы и предложения, согласовывать падежные окончания, число и род разных частей речи, а также грамотно писать. Развитый фонематический слух необходим для успешного освоения школьной программы.

Какую роль играет самооценка?

Об одном из показателей личностной готовности – отношении к самому себе – стоит поговорить отдельно. Будущему первокласснику крайне важно иметь адекватную самооценку во избежание проблем со школьным обучением.

«От самооценки ребёнка зависит многое: успешность в учёбе, общении со сверстниками, его отношение к миру и себе. Самооценка ребёнка в первом классе часто завышена. Это нормально, когда ребёнок начинает учиться в школе и в своих глазах вырастает до невиданных ранее высот. Однако встречаются и такие дети, которые ставят себя на последние ступеньки «Лестницы

« (есть такая методика диагностики самооценки младших школьников). Обычно к таким детям предъявляют слишком высокие требования в семье или же часто сравнивают с более успешными детьми, – комментирует школьный психолог Александра Растопчина. – Если у ребёнка низкая самооценка, полезно положительно его оценивать, хвалить даже за малые успехи: ведь у каждого можно найти то, что действительно получается отлично».

Что умеет ребёнок перед школой?

За успешную учёбу первоклассника во многом отвечают внимание, память и мышление. Именно благодаря развитой произвольности психических функций школьник осознаёт необходимость подчинения правилам, старается выполнить предъявленные ему требования, внимательно слушает и делает задания. Вот пятнадцать умений, свидетельствующих о должном уровне развития внимания, памяти и мышления у будущего первоклассника:

  1. Ребёнок способен выполнить задание от начала до конца, не отвлекаясь.
  2. Находит 10 отличий между картинками.
  3. Выделяет одинаковые предметы из ряда похожих.
  4. Находит подходящий фрагмент картинки.
  5. Проходит лабиринты из линий, не следуя пальцем, а в уме.
  6. За 30 секунд запоминает до 9 предметов (разложенных на столе или нарисованных).
  7. Из 10 названных ему слов запоминает и повторяет как минимум пять.
  8. Повторяет по памяти фразы, произнесённые дважды.
  9. Запоминает ряд из 6 цифр.
  10. Может запомнить картинку и по памяти ответить на вопросы по ней.
  11. Без труда подбирает логические пары предметов.
  12. Находит закономерности в логических цепочках.
  13. Определяет последовательность событий.
  14. Складывает картинку из 15 частей.
  15. Умеет обобщать.

Оценить готовность своего ребёнка родители могут, пройдя тест на нашем сайте.

Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе

Он разработан для дошкольников разного возраста, пройдя его вместе с ребёнком (но не вместо него!), вы сможете самостоятельно проверить уровень готовности малыша к школе и отметить у него формирование необходимых навыков.

Готов или не готов?

Что делать, если по ряду показателей школьной зрелости ребёнок не дотягивает?

«Если ребёнок не готов к школе, лучше подождать год, – уверена школьный психолог Александра Растопчина. – Да, можно научить ребёнка читать и писать, но вот отсидеть четыре урока неподвижно, внимательно слушая учителя, ему всё равно будет довольно сложно».

Если вы решили отдать ребёнка в школу даже в том случае, когда его психологическая готовность оставляет желать лучшего, психологи советуют придерживаться двух важных правил.

Первое – давайте ребёнку время на отдых. После уроков – обязательно! И второе правило – проводите дополнительные занятия на развитие познавательной сферы. Старайтесь представить их как игру и занимайтесь только тогда, когда ребёнок в хорошем настроении.

Мария Березовская


Психологическая готовность ребёнка к школе: показатели, нюансы обучения и советы родителям

Все без исключения родители заинтересованы в успешности обучения ребёнка. Поэтому начинают заранее готовить его к школе: записывают на подготовительные курсы будущих первоклассников, обучают чтению, письму и быстрому счёту.

Безусловно, эти навыки пригодятся ребёнку в процессе учёбы, но мамы и папы забывают про психологическую готовность детей к школе. Именно она свидетельствует о достаточной зрелости детской психики для перехода на новый этап развития – учебную деятельность.

Подробнее о том, что такое психологическая готовность к школьному обучению и почему она так важна, вы узнаете из данной статьи.

Prostock-studio/Shutterstock.com

Содержание:

  • Что такое психологическая готовность к школе?
    • Компоненты готовности
    • Методы диагностики
    • Признаки неготовности ребёнка к школьному обучению
  • Как правильно подготовить ребёнка к школе?

Что такое психологическая готовность к школе?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Многие родители считают, что, если ребёнок к семилетнему возрасту научился читать, писать и решать примеры, то он полностью готов к школьному обучению.

Эта позиция ошибочна. Поскольку дошкольнику недостаточно владеть определённым уровнем знаний, умений и навыков, чтобы освоить школьную программу.

У ребёнка к семи годам должна быть сформирована психологическая готовность к обучению в школе. Это тот необходимый уровень развития, который позволит ему быть успешным не только в процессе учёбы, но и в общении со взрослыми и сверстниками, а также в осознании внутренней позиции школьника.

Готовность ребёнка к обучению подразумевает, что все сферы психического развития готовы к усвоению норм и правил школьной жизни.

Почему дошкольник должен быть готов к школе именно психологически? Об этом – случай из практики.

Паша в 6 с половиной лет умел читать, писать печатными буквами и знал названия почти всех динозавров. Но у мальчика были трудности с поведением: капризничал по любому поводу, отказывался выполнять требования взрослых и постоянно нарушал дисциплину. С другими ребятами в группе Паша практически не общался, ему было трудно первым заговорить или пригласить поиграть. Психолог, исследуя готовность детей к школе, сообщила Пашиной маме, что ребёнок психологически не готов к обучению и рекомендовала оставить мальчика ещё на один год в детском саду. Мама была возмущена: почему у её сына низкий уровень готовности, ведь он столько всего знает и умеет! Не послушав совета специалиста, мама отдала Пашу в первый класс. Почти сразу у мальчика начались серьёзные проблемы. Уроки были ему неинтересны, учителя он не слушал, смотрел в окно или рисовал на парте. Домашние задания Паша делал только с маминой помощью и под её строгим контролем. Через месяц маму пригласил директор и рекомендовал перевести Пашу в коррекционную школу, поскольку тот не справляется с учебной программой.

Этот случай иллюстрирует, насколько важной для дальнейшей жизни является грамотная психолого-педагогическая подготовка к школе, в которой уделяется внимание всем сторонам психического развития ребёнка. Из-за неправильных действий мамы ребёнок попал в коррекционную школу, обучение в которой не соответствовало его реальным возможностям.

Подведем итог. Ребёнок, психологически готовый к школе, быстрее адаптируется к процессу обучения и школьной жизни. Ему легче наладить взаимоотношения с учителями и одноклассниками, завести друзей и проявить свои лучшие качества.

Чтобы меньше беспокоится за юного школьника и проверить, как проходит сложный (и часто проблемный) процесс адаптации к новым условиям, воспользуйтесь приложением родительского контроля «Где мои дети». С ним вы сможете слушать звук вокруг, связываться с ребёнком в любой ситуации и смотреть его передвижения по карте.

Компоненты готовности

Теперь давайте посмотрим, что же всё-таки нужно ребёнку для успешного обучения в школе:

Мотивационная готовность

Только то дело будет успешным, которое выполняешь с желанием и интересом. Поэтому к концу дошкольного возраста у ребёнка должно быть:

  •  желание учиться, стремление получать новые знания;
  •  интерес к познанию мира;
  •  положительное отношение к школе, учителю, одноклассникам.

Психологи утверждают, что при поступлении в школу у детей преобладают социальные мотивы и мотивы достижения. Им нравится красивая форма, школьные принадлежности, новые друзья, нравится получать хорошие оценки и когда хвалит учитель.

Учебная мотивация появляется гораздо позднее, ко второму, а то и третьему классу. Сначала ребёнок должен привыкнуть к роли ученика, а затем прийти к пониманию, что эта роль может ему дать.

Интеллектуальная готовность

Чем больше знает и умеет ребёнок, тем проще ему будет проявить себя в начале школьного обучения. Важными показателями готовности будут:

  •  умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями;
  •  способность анализировать, обобщать, делать выводы;
  •  определённый запас знаний об окружающем мире в пределах возраста.
Социально-личностная готовность

Prostock-studio/Shutterstock.com

Школьное обучение предполагает общение с большим количеством людей: учителями, одноклассниками, ребятами из других классов. Поэтому у ребёнка должны быть хорошо развиты следующие качества:

  •  умение общаться со взрослыми и сверстниками, как знакомыми, так и незнакомыми;
  •  способность выполнять требования взрослого;
  •  отзывчивость, умение сочувствовать, сопереживать;
  •  развитые моральные принципы;
  •  адекватная самооценка.
Эмоционально-волевая готовность

Требования школьной жизни нелегки для вчерашнего дошкольника. Необходимо рано вставать, приходить в школу до звонка, сидеть на уроках долгое время. Дома тоже не получится расслабиться, поскольку нужно делать домашние задания. Поэтому ребёнку необходимо быть собранным, ответственным и организованным. От него потребуются:

  •  способность сосредотачиваться на задаче, концентрировать внимание;
  •  умение доводить начатое до конца;
  •  произвольность поведения – умение управлять своими поступками и эмоциями, сдерживать негативные проявления;
  •  умение преодолевать трудности при достижении цели;
  •  умение действовать по правилам.

У Паши из нашей истории не была сформирована эмоционально-волевая и социально-личностная готовность. Он не мог контролировать своё поведение, подчиняться требованиям взрослым и взаимодействовать со сверстниками. Если бы мама уделяла должное внимание не только развитию познавательных навыков, возможно, всё сложилось бы совсем по-другому.

Методы диагностики

Prostock-studio/Shutterstock. com

Для определения уровня готовности ребёнка к школе психологи используют различные методики, такие как тест Керна-Йирасека, «Графический диктант», «Беседа о школе» и многие другие.

Но и сами родители могут определить, насколько их ребёнок готов к школьному обучению.

Во-первых, можно задать сыну или дочери ряд вопросов об окружающем мире: «Каких птиц ты знаешь?», «Расскажи о признаках весны в природе?», «Почему вода превращается в лёд?».

Во-вторых, существуют достаточно простые методики, с помощью которых мамы и папы могут узнать уровень развития памяти, внимания и мышления у своего ребёнка.

«10 слов»

Одна из них – методика «10 слов». Её суть состоит в том, что мама зачитывает 10 слов, не связанных между собой по смыслу. Задача ребёнка – назвать все слова, которые он смог запомнить после каждого повторения. Слова зачитываются 4 раза. В норме ребенок должен запомнить 8-10 слов после четвертого повторения. О низком уровне развития слуховой памяти говорит показатель – 3 и менее запомненных слова.

«Повтори узор»

Prostock-studio/Shutterstock.com

Ещё одна методика, достаточно простая для родителей, это «Повтори узор». Мама или папа рисует по клеточкам несложный узор и просит ребёнка повторить такой же. Здесь можно оценить сразу несколько показателей: может ли ребёнок проводить линии точно по клеткам или рисует криво, получается ли у него такой же узор или есть различия, делает ли задание старательно или небрежно. Если узор срисован верно и ровными линиями, соблюдено расстояние между клетками – это свидетельствует о высоком уровне развития графических навыков и зрительно-пространственной координации. В противном случае стоит уделить внимание этим навыкам.

«Четвёртый лишний»

Определить уровень логического мышления ребёнка можно по методике «Четвёртый лишний». Ребёнку показывают 4 картинки, одна из которых – лишняя. Например, кошка-собака-корова-лиса. Родитель просит ребёнка назвать лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Из 10 попыток должно быть набрано хотя бы 7. Результат – 6 картинок и менее – говорит о недоразвитии у ребёнка операций анализа и обобщения. Также это может свидетельствовать о низком кругозоре.

Родителям полезно понаблюдать за ребёнком: как он общается с окружающими людьми, есть ли у него друзья, умеет ли он сосредотачиваться на одном деле, есть ли у него стремление научиться чему-то новому. Важный показатель – как ребёнок справляется с трудностями: пасует перед ними, просит помощи у родителей или решает проблему сам.

Признаки неготовности ребёнка к школьному обучению

Prostock-studio/Shutterstock.com

Эти проявления можно заметить как до поступления ребёнка в первый класс, так и во время учёбы в школе. Ребёнок не готов к школьному обучению, если он:

  • рассеян, «витает в облаках», не способен к длительному сосредоточению;
  • неусидчив, часто отвлекается, постоянно нарушает дисциплину;
  • быстро утомляется, раздражителен;
  • не может подружиться со сверстниками, замкнут или наоборот, постоянно конфликтует с ними;
  • не хочет ходить в школу, жалуется на «плохую учительницу» и «скучные уроки»;
  • испытывает трудности в усвоении учебного материала;
  • часто болеет, жалуется на плохое самочувствие;
  • тревожен, боится первым заговорить со взрослыми.

Родителям важно помнить, что, отдавая психологически неготового ребёнка в школу, они наносят непоправимый вред детской психике.

Как правильно подготовить ребёнка к школе?

Чтобы ребёнок был успешен в учёбе, при подготовке к школе мы должны уделить внимание развитию всех компонентов психологической готовности:

Формируем учебную мотивацию и положительное отношение к школе
  1. Расскажите ребёнку о своих школьных годах – любимых учителях, интересных предметах, забавных случаях с одноклассниками.
  2. Смотрите вместе фильмы о школе, читайте книги, а потом обсуждайте.
  3. Чаще играйте в школу. Пусть ребёнок пробует себя в разных ролях: как учителя, так и ученика.
  4. Вместе с ребёнком оборудуйте в комнате учебное место, выберете необходимую мебель, одежду, канцелярские принадлежности.

О том, как правильно организовать рабочее место, чтобы повысить мотивацию и не навредить здоровью, читайте в материале Рабочее место школьника: выбираем стул и стол.

Активизируем познавательные способности
  1. Старайтесь не давать ребёнку готовых ответов. На любое «А почему….?» отвечайте: «А что ты сам думаешь по этому поводу?». Дошкольникам нравится, когда интересуются их мнением и спрашивают, как взрослых. Плюс – накапливается опыт наблюдения и анализа явлений окружающего мира.
  2. Головоломки, ребусы, проблемные ситуации – это всё должно быть в вашем арсенале для развития логического мышления ребёнка. Даже по дороге домой можно загадывать загадки о предметах, находящихся в поле вашего зрения.
  3. Не подавляйте исследовательский интерес ребёнка. Пусть посмотрит, потрогает, залезет туда, куда ему надо.
  4. Развивайте мелкую моторику: рисуйте, лепите, конструируйте.

 Обучаем взаимодействию

Prostock-studio/Shutterstock.com

  1. Чаще ходите с сыном или дочерью в гости, совершайте поездки в новые места, знакомьтесь с новыми людьми. Предоставьте ребёнку возможность самому проявить инициативу в общении.
  2. Спрашивайте ребёнка о других детях в классе или группе, интересуйтесь, кто ему нравится, а кто вызывает антипатию и почему.
  3. Научите ребёнка справляться с неудачами, объясните, что плохие моменты в жизни бывают у всех людей. Их нужно пережить и двигаться дальше.

Развиваем волю и контролируем поведение
  1. Играйте в игры с правилами: настольные, словесные, подвижные.
  2. Приучайте ребёнка к домашнему труду, уходу за животными.
  3. Научите сына или дочь планировать свою деятельность. Допустим, ему нужно нарисовать рисунок. Значит, для этого потребуется чистый лист бумаги, краски, карандаши или фломастеры и место для работы. Чаще задавайте ребёнку вопросы: «А как ты будешь это делать?», «Что тебе для этого нужно?».
  4. Напоминайте, что любое дело нужно доводить до конца, а не бросать на полпути.

Вот и всё, что нужно знать мамам и папам про психологическую готовность к школьному обучению и её составляющие. Не забывайте: от того, как подготовлен ребёнок к школе, зависит не только успешность его обучения, но и психологическое благополучие как самого ребёнка, так и его родителей.

Готовимся к школе:

  • Как определить, что ребёнок стал жертвой или инициатором травли
  • Лучшие смартфоны для школьников на любой кошелёк
  • Подготовка к 1 сентября: чек-лист для родителей. Что нужно сделать?
  • Что подарить ребенку на 1 сентября?
  • Полный набор первоклассника: что входит в список покупок и сколько всё это стоит

Подтягиваем знания:

  • Сколько ребёнок должен читать слов в минуту?
  • Как быстро выучить таблицу умножения: проверенные способы
  • Как быстро и легко выучить алфавит с ребёнком

1 сентября 2020 года:

  • Как вам правила проведения школьных линеек 2020?
  • В РФ могут оставить дистанционное образование после пандемии
  • Учебный год в школах не начнётся 1 сентября? Мнение Роспотребнадзора
  • В школах отменят общие перемены, а занятия будут начинаться в разное время

Оцените, пожалуйста, статью

Нам это очень важно!

Средняя оценка: 5 / 5. Голосов: 1

Оценок пока нет. Оцените первым!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Подготовка к школе — Kid Sense Развитие ребенка

Что такое подготовка к школе?

Готовность к школе показывает, готов ли ребенок к легкому и успешному переходу в школу. Термин «дошкольная готовность» может использоваться таким же образом в отношении начального дошкольного образования (детский сад). Подготовку к школе можно активно способствовать с помощью небольшого заблаговременного планирования, чтобы дети регулярно участвовали в мероприятиях, которые развивают соответствующие навыки, необходимые для оптимального обучения, когда они пойдут в школу. В то время как многие люди считают академические знания (например, написание своего имени, счет до 10, знание цветов) важными навыками подготовки к школе, на самом деле готовность к школе относится к гораздо более широкому кругу навыков. В дополнение к некоторым академическим навыкам, навыки подготовки к школе также включают в себя уход за собой (самостоятельное пользование туалетом и открывание коробок для завтрака), внимание и концентрацию, физические навыки (например, умение сидеть прямо в течение всего учебного дня), эмоциональную регуляцию, языковые навыки и игровые и социальные навыки.

 

Почему важны навыки подготовки к школе?

Развитие навыков подготовки к школе позволяет школьным учителям расширять и развивать навыки ребенка в конкретных областях социального взаимодействия, игры, речи, эмоционального развития, физических навыков, грамотности и мелкой моторики. Без этих базовых навыков, уже сформированных при поступлении в школу, дети могут очень быстро начать играть в «догонялки» по сравнению со своими сверстниками, которые продвигаются вперед быстрее. Учащиеся, которые начинают учебу с базовыми (или базовыми) навыками, быстро продвигаются вперед, в отличие от тех, кто начинает учебу только до , затем начинают медленный процесс подготовки к школе.

 

Какие строительные блоки необходимы для подготовки к школе?
  • Саморегуляция: Способность получать, поддерживать и изменять уровень эмоций, поведения, внимания и активности, соответствующий задаче или ситуации.
  • Сенсорная обработка: Точная обработка сенсорной стимуляции в окружающей среде, а также в собственном теле, которая влияет на внимание и обучение, влияет на то, как вы сидите, держите карандаш и слушаете учителя.
  • Рецептивная речь (понимание): Понимание устной речи (например, инструкций учителя).
  • Выразительная речь (с использованием языка): Воспроизведение речи или языка, понятных другим (например, разговор с друзьями).
  • Артикуляция : Способность четко произносить отдельные звуки в словах.
  • Исполнительные функции: Навыки рассуждения и мышления высшего порядка (например, что мне нужно упаковать, чтобы взять с собой в школу?).
  • Эмоциональное развитие/регуляция: Способность воспринимать эмоции, интегрировать эмоции для облегчения мышления, понимать эмоции и регулировать эмоции (для собственных реакций ребенка на проблемы).
  • Социальные навыки: Определяется способностью вступать во взаимное взаимодействие с другими (вербально или невербально), идти на компромисс с другими и быть способным распознавать социальные нормы и следовать им.
  • Планирование и установление последовательности: Последовательное выполнение многоэтапной задачи/действия для достижения четко определенного результата (например, задача вырезания и вставки или простая математическая таблица).

 

Как узнать, есть ли у моего ребенка проблемы с подготовкой к школе?

Если у ребенка есть трудности с подготовкой к школе, он может:

  • Легко разочароваться, когда на него возлагают какие-то ожидания.
  • Пытаться следовать инструкциям в повседневной деятельности.
  • Полагайтесь на родителей в выполнении задач по уходу за собой, таких как одевание.
  • Не приучать к туалету (в дневное время).
  • Пытаются выполнять задачи так же долго, как их сверстники (продолжительность зависит от задач)
  • Быть социально незрелым (например, неспособным делиться, быть неспособным измениться при изменении правил игры).
  • Иметь плохие рецептивные и/или выразительные языковые навыки.
  • С трудом понимают последствия своего поведения.
  • Не проявляйте интереса к просмотру книг и/или сидячим занятиям.
  • Плохо взаимодействуют со своими сверстниками (как в классе, так и вне его).
  • Имеют ограниченные игровые навыки (и не могут изменить свою игру, чтобы добавить новые игровые предметы или людей).
  • Не поддавайтесь новым видам деятельности и/или руководствуйтесь рекомендациями по развитию новых навыков.
  • Не поддавайтесь влиянию других, чтобы учиться.

 

Какие еще проблемы могут возникнуть, когда у ребенка возникают трудности с подготовкой к школе?

Если у ребенка есть трудности с подготовкой к школе, у него также могут возникнуть трудности с:

  • Саморегуляция: Способность получать, поддерживать и изменять свои эмоции, поведение, внимание и уровень активности, соответствующие задаче или ситуации в социально приемлемым образом.
  • Рецептивная речь (понимание): Понимание языка.
  • Выразительный язык (с использованием языка): Использование языка посредством речи, жестов или альтернативных форм общения для сообщения желаний, потребностей, мыслей и идей.
  • Исполнительные функции: Навыки рассуждения и мышления высшего порядка.
  • Эмоциональное развитие/регуляция: Способность воспринимать эмоции, интегрировать эмоции для облегчения мышления, понимать эмоции и регулировать эмоции.
  • Социальные навыки: Определяется способностью вступать во взаимное взаимодействие с другими (вербально или невербально), идти на компромисс с другими, а также быть способным распознавать социальные нормы и следовать им.
  • Планирование и определение последовательности: Последовательное многоэтапное выполнение задачи/действия для достижения четко определенного результата.
  • Навыки самообслуживания: , такие как самостоятельное одевание и пользование туалетом.
  • Общая моторика: Физические навыки всего тела с использованием основных силовых мышц туловища, рук, ног, таких как бег, прыжки и мяч.
  • Мелкая моторика: Навыки пальцев и рук, такие как письмо, вырезание, открывание коробок с обедом, завязывание шнурков.

 

Что можно сделать, чтобы улучшить навыки подготовки к школе?

В преддверии начала школы могут быть полезны следующие занятия:

  • Ожидания родителей: Увеличьте ожидания ребенка в отношении таких задач по уходу за собой, как одевание, посещение туалета, прием пищи и подготовка к выходу из дома. Предоставляйте только словесную, а не физическую «помощь» для выполнения задач, где это возможно.
  • Социальные навыки: Поощряйте ребенка развивать отношения с другими (незнакомыми) детьми того же возраста и организуйте подходящие «игровые свидания» для практики социального взаимодействия, когда взрослые активно способствуют этой игровой практике.
  • Книги: Познакомьте ребенка с книгами, чтобы подготовить его к обучению грамоте, чтобы он научился сидеть и читать всю книгу целиком.
  • Ранняя подготовка: Начните готовить ребенка к школе в возрасте 4 лет, рассказывая об ожиданиях в школе, соответствующем поведении и регулярно участвуя в «сидячих» занятиях.
  • Сотрудничество: Работайте с воспитателем дошкольного учреждения ребенка, чтобы определить любые признаки дефицита или медленного развития, чтобы можно было целенаправленно работать с этими областями до ребенок идет в школу.
  • Визуальные стратегии: Используйте наглядные материалы (например, расписания в картинках), чтобы помочь ребенку понять распорядок дня как дома, так и в дошкольном учреждении (детском саду). Вы даже можете заранее сделать наглядное пособие для школы (примечание: во многих коммерческих книгах в качестве отправной точки используется примерное наглядное расписание). Визиты в переходный период — это хорошее время, чтобы узнать у учителя, какой у него будет примерный график, и, в идеале, одновременно сделать несколько соответствующих фотографий.
  • Экскурсии: Подготовьте ребенка к школьным экскурсиям, посетив такие места, как библиотека, зоопарк, торговый центр, и помогите ребенку понять правильное поведение в этих условиях. Посещение школьной игровой площадки, туалетного блока и двери класса по выходным или во время школьных каникул перед началом занятий также может помочь познакомить ребенка с новой обстановкой.
  • Развитие мелкой моторики: Это область, которая будет занимать большую часть занятий в школе, поэтому развитие этих навыков позволит ребенку гораздо легче и охотнее участвовать в деятельности. На самом деле это означает практиковаться в вырезании, раскрашивании, рисовании и написании их имени.

 

Какие занятия могут помочь улучшить навыки подготовки к школе?

Есть много простых действий, которые родители и учителя могут выполнить, чтобы помочь ребенку подготовиться к школе.

Предлагаемые задачи и мероприятия по подготовке к школе приведены в этой полезной таблице.

 

Зачем мне обращаться за помощью, если я замечаю у своего ребенка трудности с подготовкой к школе?

Терапевтическое вмешательство, помогающее ребенку с трудностями в подготовке к школе, важно, поскольку:

  • У вас есть только один шанс легко и успешно поступить в школу — бросьте на это все, что у вас есть, чтобы создать позитивное отношение «любви к школе» в первые дни, которое поможет вам пережить любые трудные времена. Если вы сомневаетесь, действуйте заранее, чтобы сохранить чувство собственного достоинства!
  • Выполнение как рутинных, так и незнакомых задач (которых будет регулярно требовать школа) может показаться очень сложным, что снижает самооценку и ограничивает участие. Практика этого в первую очередь в комфорте дома поможет развить комфорт, когда в школьной обстановке возникают трудности.
  • Чтобы определить конкретные области разбивки навыков, чтобы на них можно было специально нацелиться, в идеале до поступления в школу, чтобы устранить любые препятствия на пути к легкому и успешному поступлению в школу.
  • Открыть для себя увлекательные инновационные способы помочь ребенку развить понимание областей навыков, необходимых для успешной учебы в школе.
  • Переход в школу может быть затруднен, если ребенок не хочет следовать инструкциям (например, инструкциям в классе, требованиям к академическим заданиям), поэтому повторная предварительная практика может помочь сгладить переход.
  • Социальная изоляция может повлиять не только на ребенка, но и на родителей, если ребенок не заводит новых друзей в школе. Таким образом, развитие социальных навыков имеет первостепенное значение, поскольку, по крайней мере, большинство родителей хотят, чтобы их ребенок был счастлив, что во многом зависит от социальных связей в школе.

 

Если не лечить, к чему могут привести трудности с подготовкой к школе?

Если у детей возникают трудности с подготовкой к школе, у них также могут возникнуть трудности с:

  • Нелюбовь к школе, учебе, а иногда и к учителю, который является носителем школьных требований.
  • Доступ к обучаемому учебному плану из-за того, что базовые навыки еще недостаточно развиты для выполнения задания.
  • Отвержение сверстников и социальная изоляция, когда дети чувствуют себя подавленными или социально некомфортными.
  • Следование инструкциям других лиц, занимающих руководящие должности в школе (например, учителей).
  • Плохая успеваемость, поскольку ребенок может находиться в негативном состоянии, что не способствует обучению.
  • Стресс и тревога могут возникнуть не только у ребенка, когда он осознает свои ограничения, но и у его родителей и учителей.

 

Какой вид терапии рекомендуется при трудностях с подготовкой к школе?

Если у вашего ребенка есть трудности с подготовкой к школе, рекомендуется проконсультироваться с эрготерапевтом и/или логопедом для решения проблемных функциональных областей. В этом преимущество выбора Kid Sense, который обеспечивает как трудотерапию, так и логопедию.

Подготовка к школе — Better Kid Care — Penn State Extension

Подготовка к школе включает в себя множество навыков, которые развиваются с течением времени от рождения ребенка до возраста поступления в школу. Школа готовность включает области социально-эмоционального, когнитивного, языкового и грамотного, физического развития. Другой Важной частью подготовки к школе является способность ребенка сохранять концентрацию на задаче и проявлять интерес и любопытство к ней. обучение. Взаимодействия детей с заботливыми взрослыми внутри и вне их семей, развитие каждого ребенка история и уникальный характер каждого ребенка — все это влияет на развитие навыков подготовки к школе.

Социальное и эмоциональное развитие включает в себя: 

Развитие самоконтроля, формирование навыков решения проблем, формирование отношений с другими людьми и выявление чувств у себя и других.

Почему это важно: 

Когда у детей развиваются сильные социально-эмоциональные навыки, они лучше способны завязывать и поддерживать дружеские отношения и лучше сосредотачивать внимание на учебе.

Как поддержать развитие: 

  • Обратите внимание и поговорите с детьми, чтобы помочь им построить позитивные отношения.
  • Помогите детям наладить связи друг с другом, чтобы поддерживать дружеские отношения.
  • Говорите о чувствах и определяйте чувства в течение дня.
  • Моделируйте и поддерживайте способы помочь детям успокоиться, обозначить проблему и поговорить о том, как решить проблему спокойно.

Когнитивное развитие включает: 

Развитие навыков мышления, рассуждений, навыков решения проблем и памяти.

Почему это важно: 

Развитие когнитивных навыков является основой любого обучения.

Как поддержать развитие: 

  • Играйте с детьми в игры, которые поддерживают память: сопоставьте картинки, буквы или карточки с числами.
  • Предоставьте детям игры и материалы, которые требуют от детей решения задач: подсчета, чтобы выяснить, сколько кубиков помещается в игрушечном грузовике, расстановки предметов по образцу во время игры или группировки предметов по цвету, размеру или форме.
  • Когда дети играют, строят и творят, задавайте детям вопросы о том, почему, по их мнению, что-то произошло или что, по их мнению, может произойти.
  • Оставьте время для исследовательской деятельности (научные эксперименты, кулинария). Поговорите с детьми об их предсказаниях. Например, прежде чем смешивать кукурузный крахмал и воду, спросите детей, что, по их мнению, произойдет при смешивании ингредиентов.

Развитие языка и грамотности включает: 

Развитие языковых навыков, словарный запас, понимание и знание букв.

Почему это важно: 

Развитие сильных языковых навыков и навыков грамотности способствует росту когнитивного и социально-эмоционального развития и связано с более поздними успехами в школе.

Как поддержать развитие: 

  • Читайте детям каждый день и беседуйте с детьми о книгах, задавайте вопросы о том, что может произойти дальше в истории, что чувствуют персонажи и как что-то может быть связано с собственным опытом ребенка. .
  • Разговаривайте с детьми в течение дня, например, во время еды, во время игр и в обычное время. Любое время суток — прекрасное время для общения с детьми!
  • Играйте в игры, которые поддерживают знание букв, например, «Я вижу письмо» или игры на сопоставление букв. Укажите буквы в повседневной жизни в течение дня.
  • Читайте стихи и рассказы с рифмами, пойте песни с рифмами и играйте в игры с рифмами.

Физическое развитие включает: 

Развитие крупной и мелкой моторики.

Почему это важно: 

Развитие навыков крупной моторики важно для физического роста и развития. Развитие мелкой моторики важно для успешного выполнения мелкой моторики.

Как поддержать развитие: 

  • Дайте детям время для крупной двигательной активности. Обеспечьте ребенка игрушками и оборудованием, способствующим развитию крупной моторики, например, велосипедами, мячами и качелями.
  • Предоставляет возможности для индивидуальных и групповых игр.
  • Играйте с детьми в игры, которые развивают бег, прыжки и ползание.
  • Предоставление возможностей и материалов для развития мелкой моторики, таких как вырезание ножницами, рисование, склеивание, письмо, нанизывание бисера, обводка и сборка головоломок.

Ссылки:

  • Национальный научный совет по развитию ребенка. 2004. «Эмоциональное развитие детей встроено в архитектуру их мозга: рабочий документ № 2». Проверено 4 августа 2014 г. www. developmentchild.harvard.edu
  • Максвелл, Келли, Тамара Халле и Николь Форри. 2013. «Пять вещей, которые нужно знать о подготовке к школе». Детские тренды 5. Публикация № 2013-35 .
  • Никс, Р. Л., К. Л. Бирман, К. Э. Домитрович и С. Гилл. 2013. «Развитие социально-эмоциональных навыков детей в дошкольных учреждениях может улучшить академические и поведенческие функции в детском саду: выводы из Head Start REDI». Специальный выпуск: Социальное и эмоциональное обучение в образовании. Раннее обучение и развитие 24(7)
  • Маккардл, Пегги, Холлис С. Скарборо и Хью В. Кэттс. 2001. «Прогнозирование, объяснение и предотвращение проблем с чтением у детей». Исследование проблем с обучаемостью и практика 16(4): 230–239.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *