Психологическая готовность ребенка к школе, диагностика и компоненты психологической готовности к обучению в школе
Многие родители задумываются: как определить психологическую зрелость малыша и быть уверенными, что в свои 6, 7 или 8 лет он действительно готов учиться? Какие показатели говорят о психологической готовности ребёнка к школе и прогнозируют его успешную адаптацию?
Что такое психологическая готовность к школе
Психологическая готовность ребёнка к школе, или школьная зрелость, – это комплексный показатель, который позволяет прогнозировать, насколько успешно будет учиться первоклассник. Ключевое слово в определении – «успешно», поскольку ценность начальной школы заключается не только в приобретении ребёнком новых знаний и навыков, но и в том, чтобы спустя несколько лет он не потерял интерес к учёбе и приобрёл уверенность в себе. Именно поэтому, говоря о критериях готовности, главным можно считать способность ребёнка успешно учиться в выбранной школе. И вот что интересно: успешную учёбу не гарантируют умения малыша писать, считать, читать. Интеллектуальное развитие важно, но это лишь один из компонентов школьной зрелости.
Компоненты психологической готовности к школе
Рассматривая школьную зрелость как комплексное понятие, психологи выделяют три составляющие: личностную готовность ребёнка к школе, волевую и интеллектуальную. «Первоклассники сталкиваются с разными проблемами, – поясняет школьный психолог Александра Николаевна Растопчина. – Например, одни дети могут отставать в социальном плане: им трудно подчиняться правилам урока, у них беспокойное поведение. Другие – в интеллектуальном: не могут удержать внимание, не понимают основных понятий».
В этом случае многое зависит от педагога: если учитель находит подход к ребёнку, то постепенно ситуация выравнивается. А ещё не менее важно, по какой программе ведётся преподавание в начальной школе. Если программа, как образовательная система «Начальная школа XXI века», учитывает индивидуальные особенности каждого ученика, делает процесс обучения не только познавательным, но и интересным, то уже с первых школьных дней будет заложена прочная основа будущих образовательных успехов ребёнка.
Расскажем подробнее о каждом из компонентов школьной зрелости.
- Личностная готовность ребёнка к школе подразумевает прежде всего самостоятельность, способность к самоорганизации, тягу к знаниям. Статус школьника – новый для ребёнка, он означает новые правила и обязанности. Первокласснику приходится учиться соблюдать школьный распорядок, без опозданий приходить на занятия, адекватно вести себя на уроках. Он совершенствует навык общения со сверстниками, учится относиться к ним как к партнёрам и выстраивать отношения. Личностная готовность включает и эмоциональную: важно, чтобы первоклассник позитивно относился к самому себе, одноклассникам и учителям, проявлял эмпатию.
- Волевая готовность к школе выражается в способности ребёнка управлять собой, делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что требуется. Для ребёнка, собирающегося в первый класс, важен уровень так называемого произвольного поведения – сознательно контролируемого поведения с определённой целью. То есть ребёнок должен соблюдать дисциплину, внимать учителю, выполнять задания, уметь работать по правилам и по образцу.
- Интеллектуальную готовность к школе ещё называют интеллектуальной зрелостью. Развитые внимание, память, мышление важны для будущего первоклассника. Должен быть развит и фонематический слух, то есть способность слышать и различать все звуки речи. Именно благодаря развитому фонематическому слуху ребёнок может отличать «мишку» от «мышки», «дом» и «том», верно строить фразы и предложения, согласовывать падежные окончания, число и род разных частей речи, а также грамотно писать. Развитый фонематический слух необходим для успешного освоения школьной программы.
Какую роль играет самооценка?
Об одном из показателей личностной готовности – отношении к самому себе – стоит поговорить отдельно. Будущему первокласснику крайне важно иметь адекватную самооценку во избежание проблем со школьным обучением.
«От самооценки ребёнка зависит многое: успешность в учёбе, общении со сверстниками, его отношение к миру и себе. Самооценка ребёнка в первом классе часто завышена. Это нормально, когда ребёнок начинает учиться в школе и в своих глазах вырастает до невиданных ранее высот. Однако встречаются и такие дети, которые ставят себя на последние ступеньки «Лестницы
Что умеет ребёнок перед школой?
За успешную учёбу первоклассника во многом отвечают внимание, память и мышление. Именно благодаря развитой произвольности психических функций школьник осознаёт необходимость подчинения правилам, старается выполнить предъявленные ему требования, внимательно слушает и делает задания. Вот пятнадцать умений, свидетельствующих о должном уровне развития внимания, памяти и мышления у будущего первоклассника:
- Ребёнок способен выполнить задание от начала до конца, не отвлекаясь.
- Находит 10 отличий между картинками.
- Выделяет одинаковые предметы из ряда похожих.
- Находит подходящий фрагмент картинки.
- Проходит лабиринты из линий, не следуя пальцем, а в уме.
- За 30 секунд запоминает до 9 предметов (разложенных на столе или нарисованных).
- Из 10 названных ему слов запоминает и повторяет как минимум пять.
- Повторяет по памяти фразы, произнесённые дважды.
- Запоминает ряд из 6 цифр.
- Может запомнить картинку и по памяти ответить на вопросы по ней.
- Без труда подбирает логические пары предметов.
- Находит закономерности в логических цепочках.
- Определяет последовательность событий.
- Складывает картинку из 15 частей.
- Умеет обобщать.
Оценить готовность своего ребёнка родители могут, пройдя тест на нашем сайте.
Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе
Он разработан для дошкольников разного возраста, пройдя его вместе с ребёнком (но не вместо него!), вы сможете самостоятельно проверить уровень готовности малыша к школе и отметить у него формирование необходимых навыков.
Готов или не готов?
Что делать, если по ряду показателей школьной зрелости ребёнок не дотягивает?
«Если ребёнок не готов к школе, лучше подождать год, – уверена школьный психолог Александра Растопчина. – Да, можно научить ребёнка читать и писать, но вот отсидеть четыре урока неподвижно, внимательно слушая учителя, ему всё равно будет довольно сложно».
Если вы решили отдать ребёнка в школу даже в том случае, когда его психологическая готовность оставляет желать лучшего, психологи советуют придерживаться двух важных правил.
Первое – давайте ребёнку время на отдых. После уроков – обязательно! И второе правило – проводите дополнительные занятия на развитие познавательной сферы. Старайтесь представить их как игру и занимайтесь только тогда, когда ребёнок в хорошем настроении.Мария Березовская
Психологическая готовность ребёнка к школе: показатели, нюансы обучения и советы родителям
Все без исключения родители заинтересованы в успешности обучения ребёнка. Поэтому начинают заранее готовить его к школе: записывают на подготовительные курсы будущих первоклассников, обучают чтению, письму и быстрому счёту.
Безусловно, эти навыки пригодятся ребёнку в процессе учёбы, но мамы и папы забывают про психологическую готовность детей к школе. Именно она свидетельствует о достаточной зрелости детской психики для перехода на новый этап развития – учебную деятельность.
Подробнее о том, что такое психологическая готовность к школьному обучению и почему она так важна, вы узнаете из данной статьи.
Prostock-studio/Shutterstock.com
Содержание:
- Что такое психологическая готовность к школе?
- Компоненты готовности
- Методы диагностики
- Признаки неготовности ребёнка к школьному обучению
- Как правильно подготовить ребёнка к школе?
Что такое психологическая готовность к школе?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Многие родители считают, что, если ребёнок к семилетнему возрасту научился читать, писать и решать примеры, то он полностью готов к школьному обучению.
Эта позиция ошибочна. Поскольку дошкольнику недостаточно владеть определённым уровнем знаний, умений и навыков, чтобы освоить школьную программу.
У ребёнка к семи годам должна быть сформирована психологическая готовность к обучению в школе. Это тот необходимый уровень развития, который позволит ему быть успешным не только в процессе учёбы, но и в общении со взрослыми и сверстниками, а также в осознании внутренней позиции школьника.
Готовность ребёнка к обучению подразумевает, что все сферы психического развития готовы к усвоению норм и правил школьной жизни.
Почему дошкольник должен быть готов к школе именно психологически? Об этом – случай из практики.
Паша в 6 с половиной лет умел читать, писать печатными буквами и знал названия почти всех динозавров. Но у мальчика были трудности с поведением: капризничал по любому поводу, отказывался выполнять требования взрослых и постоянно нарушал дисциплину. С другими ребятами в группе Паша практически не общался, ему было трудно первым заговорить или пригласить поиграть. Психолог, исследуя готовность детей к школе, сообщила Пашиной маме, что ребёнок психологически не готов к обучению и рекомендовала оставить мальчика ещё на один год в детском саду. Мама была возмущена: почему у её сына низкий уровень готовности, ведь он столько всего знает и умеет! Не послушав совета специалиста, мама отдала Пашу в первый класс. Почти сразу у мальчика начались серьёзные проблемы. Уроки были ему неинтересны, учителя он не слушал, смотрел в окно или рисовал на парте. Домашние задания Паша делал только с маминой помощью и под её строгим контролем. Через месяц маму пригласил директор и рекомендовал перевести Пашу в коррекционную школу, поскольку тот не справляется с учебной программой.
⠀
Этот случай иллюстрирует, насколько важной для дальнейшей жизни является грамотная психолого-педагогическая подготовка к школе, в которой уделяется внимание всем сторонам психического развития ребёнка. Из-за неправильных действий мамы ребёнок попал в коррекционную школу, обучение в которой не соответствовало его реальным возможностям.
Подведем итог. Ребёнок, психологически готовый к школе, быстрее адаптируется к процессу обучения и школьной жизни. Ему легче наладить взаимоотношения с учителями и одноклассниками, завести друзей и проявить свои лучшие качества.
Чтобы меньше беспокоится за юного школьника и проверить, как проходит сложный (и часто проблемный) процесс адаптации к новым условиям, воспользуйтесь приложением родительского контроля «Где мои дети». С ним вы сможете слушать звук вокруг, связываться с ребёнком в любой ситуации и смотреть его передвижения по карте.
Компоненты готовности
Теперь давайте посмотрим, что же всё-таки нужно ребёнку для успешного обучения в школе:
Мотивационная готовностьТолько то дело будет успешным, которое выполняешь с желанием и интересом. Поэтому к концу дошкольного возраста у ребёнка должно быть:
- желание учиться, стремление получать новые знания;
- интерес к познанию мира;
- положительное отношение к школе, учителю, одноклассникам.
Психологи утверждают, что при поступлении в школу у детей преобладают социальные мотивы и мотивы достижения. Им нравится красивая форма, школьные принадлежности, новые друзья, нравится получать хорошие оценки и когда хвалит учитель.
Учебная мотивация появляется гораздо позднее, ко второму, а то и третьему классу. Сначала ребёнок должен привыкнуть к роли ученика, а затем прийти к пониманию, что эта роль может ему дать.
Интеллектуальная готовностьЧем больше знает и умеет ребёнок, тем проще ему будет проявить себя в начале школьного обучения. Важными показателями готовности будут:
- умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями;
- способность анализировать, обобщать, делать выводы;
- определённый запас знаний об окружающем мире в пределах возраста.
Prostock-studio/Shutterstock.com
Школьное обучение предполагает общение с большим количеством людей: учителями, одноклассниками, ребятами из других классов. Поэтому у ребёнка должны быть хорошо развиты следующие качества:
- умение общаться со взрослыми и сверстниками, как знакомыми, так и незнакомыми;
- способность выполнять требования взрослого;
- отзывчивость, умение сочувствовать, сопереживать;
- развитые моральные принципы;
- адекватная самооценка.
Требования школьной жизни нелегки для вчерашнего дошкольника. Необходимо рано вставать, приходить в школу до звонка, сидеть на уроках долгое время. Дома тоже не получится расслабиться, поскольку нужно делать домашние задания. Поэтому ребёнку необходимо быть собранным, ответственным и организованным. От него потребуются:
- способность сосредотачиваться на задаче, концентрировать внимание;
- умение доводить начатое до конца;
- произвольность поведения – умение управлять своими поступками и эмоциями, сдерживать негативные проявления;
- умение преодолевать трудности при достижении цели;
- умение действовать по правилам.
У Паши из нашей истории не была сформирована эмоционально-волевая и социально-личностная готовность. Он не мог контролировать своё поведение, подчиняться требованиям взрослым и взаимодействовать со сверстниками. Если бы мама уделяла должное внимание не только развитию познавательных навыков, возможно, всё сложилось бы совсем по-другому.
Методы диагностики
Prostock-studio/Shutterstock. com
Для определения уровня готовности ребёнка к школе психологи используют различные методики, такие как тест Керна-Йирасека, «Графический диктант», «Беседа о школе» и многие другие.
Но и сами родители могут определить, насколько их ребёнок готов к школьному обучению.
Во-первых, можно задать сыну или дочери ряд вопросов об окружающем мире: «Каких птиц ты знаешь?», «Расскажи о признаках весны в природе?», «Почему вода превращается в лёд?».
Во-вторых, существуют достаточно простые методики, с помощью которых мамы и папы могут узнать уровень развития памяти, внимания и мышления у своего ребёнка.
«10 слов»Одна из них – методика «10 слов». Её суть состоит в том, что мама зачитывает 10 слов, не связанных между собой по смыслу. Задача ребёнка – назвать все слова, которые он смог запомнить после каждого повторения. Слова зачитываются 4 раза. В норме ребенок должен запомнить 8-10 слов после четвертого повторения. О низком уровне развития слуховой памяти говорит показатель – 3 и менее запомненных слова.
«Повтори узор»Prostock-studio/Shutterstock.com
Ещё одна методика, достаточно простая для родителей, это «Повтори узор». Мама или папа рисует по клеточкам несложный узор и просит ребёнка повторить такой же. Здесь можно оценить сразу несколько показателей: может ли ребёнок проводить линии точно по клеткам или рисует криво, получается ли у него такой же узор или есть различия, делает ли задание старательно или небрежно. Если узор срисован верно и ровными линиями, соблюдено расстояние между клетками – это свидетельствует о высоком уровне развития графических навыков и зрительно-пространственной координации. В противном случае стоит уделить внимание этим навыкам.
«Четвёртый лишний»Определить уровень логического мышления ребёнка можно по методике «Четвёртый лишний». Ребёнку показывают 4 картинки, одна из которых – лишняя. Например, кошка-собака-корова-лиса. Родитель просит ребёнка назвать лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Из 10 попыток должно быть набрано хотя бы 7. Результат – 6 картинок и менее – говорит о недоразвитии у ребёнка операций анализа и обобщения. Также это может свидетельствовать о низком кругозоре.
Родителям полезно понаблюдать за ребёнком: как он общается с окружающими людьми, есть ли у него друзья, умеет ли он сосредотачиваться на одном деле, есть ли у него стремление научиться чему-то новому. Важный показатель – как ребёнок справляется с трудностями: пасует перед ними, просит помощи у родителей или решает проблему сам.
Признаки неготовности ребёнка к школьному обучению
Prostock-studio/Shutterstock.com
Эти проявления можно заметить как до поступления ребёнка в первый класс, так и во время учёбы в школе. Ребёнок не готов к школьному обучению, если он:
- рассеян, «витает в облаках», не способен к длительному сосредоточению;
- неусидчив, часто отвлекается, постоянно нарушает дисциплину;
- быстро утомляется, раздражителен;
- не может подружиться со сверстниками, замкнут или наоборот, постоянно конфликтует с ними;
- не хочет ходить в школу, жалуется на «плохую учительницу» и «скучные уроки»;
- испытывает трудности в усвоении учебного материала;
- часто болеет, жалуется на плохое самочувствие;
- тревожен, боится первым заговорить со взрослыми.
Родителям важно помнить, что, отдавая психологически неготового ребёнка в школу, они наносят непоправимый вред детской психике.
Как правильно подготовить ребёнка к школе?
Чтобы ребёнок был успешен в учёбе, при подготовке к школе мы должны уделить внимание развитию всех компонентов психологической готовности:
Формируем учебную мотивацию и положительное отношение к школе- Расскажите ребёнку о своих школьных годах – любимых учителях, интересных предметах, забавных случаях с одноклассниками.
- Смотрите вместе фильмы о школе, читайте книги, а потом обсуждайте.
- Чаще играйте в школу. Пусть ребёнок пробует себя в разных ролях: как учителя, так и ученика.
- Вместе с ребёнком оборудуйте в комнате учебное место, выберете необходимую мебель, одежду, канцелярские принадлежности.
О том, как правильно организовать рабочее место, чтобы повысить мотивацию и не навредить здоровью, читайте в материале Рабочее место школьника: выбираем стул и стол.
Активизируем познавательные способности- Старайтесь не давать ребёнку готовых ответов. На любое «А почему….?» отвечайте: «А что ты сам думаешь по этому поводу?». Дошкольникам нравится, когда интересуются их мнением и спрашивают, как взрослых. Плюс – накапливается опыт наблюдения и анализа явлений окружающего мира.
- Головоломки, ребусы, проблемные ситуации – это всё должно быть в вашем арсенале для развития логического мышления ребёнка. Даже по дороге домой можно загадывать загадки о предметах, находящихся в поле вашего зрения.
- Не подавляйте исследовательский интерес ребёнка. Пусть посмотрит, потрогает, залезет туда, куда ему надо.
- Развивайте мелкую моторику: рисуйте, лепите, конструируйте.
Prostock-studio/Shutterstock.com
- Чаще ходите с сыном или дочерью в гости, совершайте поездки в новые места, знакомьтесь с новыми людьми. Предоставьте ребёнку возможность самому проявить инициативу в общении.
- Спрашивайте ребёнка о других детях в классе или группе, интересуйтесь, кто ему нравится, а кто вызывает антипатию и почему.
- Научите ребёнка справляться с неудачами, объясните, что плохие моменты в жизни бывают у всех людей. Их нужно пережить и двигаться дальше.
- Играйте в игры с правилами: настольные, словесные, подвижные.
- Приучайте ребёнка к домашнему труду, уходу за животными.
- Научите сына или дочь планировать свою деятельность. Допустим, ему нужно нарисовать рисунок. Значит, для этого потребуется чистый лист бумаги, краски, карандаши или фломастеры и место для работы. Чаще задавайте ребёнку вопросы: «А как ты будешь это делать?», «Что тебе для этого нужно?».
- Напоминайте, что любое дело нужно доводить до конца, а не бросать на полпути.
Вот и всё, что нужно знать мамам и папам про психологическую готовность к школьному обучению и её составляющие. Не забывайте: от того, как подготовлен ребёнок к школе, зависит не только успешность его обучения, но и психологическое благополучие как самого ребёнка, так и его родителей.
Готовимся к школе:
- Как определить, что ребёнок стал жертвой или инициатором травли
- Лучшие смартфоны для школьников на любой кошелёк
- Подготовка к 1 сентября: чек-лист для родителей. Что нужно сделать?
- Что подарить ребенку на 1 сентября?
- Полный набор первоклассника: что входит в список покупок и сколько всё это стоит
Подтягиваем знания:
- Сколько ребёнок должен читать слов в минуту?
- Как быстро выучить таблицу умножения: проверенные способы
- Как быстро и легко выучить алфавит с ребёнком
1 сентября 2020 года:
- Как вам правила проведения школьных линеек 2020?
- В РФ могут оставить дистанционное образование после пандемии
- Учебный год в школах не начнётся 1 сентября? Мнение Роспотребнадзора
- В школах отменят общие перемены, а занятия будут начинаться в разное время
Оцените, пожалуйста, статью
Нам это очень важно!
Средняя оценка: 5 / 5. Голосов: 1
Оценок пока нет. Оцените первым!
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик
Подготовка к школе — Kid Sense Развитие ребенка
Что такое подготовка к школе?
Готовность к школе показывает, готов ли ребенок к легкому и успешному переходу в школу. Термин «дошкольная готовность» может использоваться таким же образом в отношении начального дошкольного образования (детский сад). Подготовку к школе можно активно способствовать с помощью небольшого заблаговременного планирования, чтобы дети регулярно участвовали в мероприятиях, которые развивают соответствующие навыки, необходимые для оптимального обучения, когда они пойдут в школу. В то время как многие люди считают академические знания (например, написание своего имени, счет до 10, знание цветов) важными навыками подготовки к школе, на самом деле готовность к школе относится к гораздо более широкому кругу навыков. В дополнение к некоторым академическим навыкам, навыки подготовки к школе также включают в себя уход за собой (самостоятельное пользование туалетом и открывание коробок для завтрака), внимание и концентрацию, физические навыки (например, умение сидеть прямо в течение всего учебного дня), эмоциональную регуляцию, языковые навыки и игровые и социальные навыки.
Почему важны навыки подготовки к школе?
Развитие навыков подготовки к школе позволяет школьным учителям расширять и развивать навыки ребенка в конкретных областях социального взаимодействия, игры, речи, эмоционального развития, физических навыков, грамотности и мелкой моторики. Без этих базовых навыков, уже сформированных при поступлении в школу, дети могут очень быстро начать играть в «догонялки» по сравнению со своими сверстниками, которые продвигаются вперед быстрее. Учащиеся, которые начинают учебу с базовыми (или базовыми) навыками, быстро продвигаются вперед, в отличие от тех, кто начинает учебу только до , затем начинают медленный процесс подготовки к школе.
Какие строительные блоки необходимы для подготовки к школе?
- Саморегуляция: Способность получать, поддерживать и изменять уровень эмоций, поведения, внимания и активности, соответствующий задаче или ситуации.
- Сенсорная обработка: Точная обработка сенсорной стимуляции в окружающей среде, а также в собственном теле, которая влияет на внимание и обучение, влияет на то, как вы сидите, держите карандаш и слушаете учителя.
- Рецептивная речь (понимание): Понимание устной речи (например, инструкций учителя).
- Выразительная речь (с использованием языка): Воспроизведение речи или языка, понятных другим (например, разговор с друзьями).
- Артикуляция : Способность четко произносить отдельные звуки в словах.
- Исполнительные функции: Навыки рассуждения и мышления высшего порядка (например, что мне нужно упаковать, чтобы взять с собой в школу?).
- Эмоциональное развитие/регуляция: Способность воспринимать эмоции, интегрировать эмоции для облегчения мышления, понимать эмоции и регулировать эмоции (для собственных реакций ребенка на проблемы).
- Социальные навыки: Определяется способностью вступать во взаимное взаимодействие с другими (вербально или невербально), идти на компромисс с другими и быть способным распознавать социальные нормы и следовать им.
- Планирование и установление последовательности: Последовательное выполнение многоэтапной задачи/действия для достижения четко определенного результата (например, задача вырезания и вставки или простая математическая таблица).
Как узнать, есть ли у моего ребенка проблемы с подготовкой к школе?
Если у ребенка есть трудности с подготовкой к школе, он может:
- Легко разочароваться, когда на него возлагают какие-то ожидания.
- Пытаться следовать инструкциям в повседневной деятельности.
- Полагайтесь на родителей в выполнении задач по уходу за собой, таких как одевание.
- Не приучать к туалету (в дневное время).
- Пытаются выполнять задачи так же долго, как их сверстники (продолжительность зависит от задач)
- Быть социально незрелым (например, неспособным делиться, быть неспособным измениться при изменении правил игры).
- Иметь плохие рецептивные и/или выразительные языковые навыки.
- С трудом понимают последствия своего поведения.
- Не проявляйте интереса к просмотру книг и/или сидячим занятиям.
- Плохо взаимодействуют со своими сверстниками (как в классе, так и вне его).
- Имеют ограниченные игровые навыки (и не могут изменить свою игру, чтобы добавить новые игровые предметы или людей).
- Не поддавайтесь новым видам деятельности и/или руководствуйтесь рекомендациями по развитию новых навыков.
- Не поддавайтесь влиянию других, чтобы учиться.
Какие еще проблемы могут возникнуть, когда у ребенка возникают трудности с подготовкой к школе?
Если у ребенка есть трудности с подготовкой к школе, у него также могут возникнуть трудности с:
- Саморегуляция: Способность получать, поддерживать и изменять свои эмоции, поведение, внимание и уровень активности, соответствующие задаче или ситуации в социально приемлемым образом.
- Рецептивная речь (понимание): Понимание языка.
- Выразительный язык (с использованием языка): Использование языка посредством речи, жестов или альтернативных форм общения для сообщения желаний, потребностей, мыслей и идей.
- Исполнительные функции: Навыки рассуждения и мышления высшего порядка.
- Эмоциональное развитие/регуляция: Способность воспринимать эмоции, интегрировать эмоции для облегчения мышления, понимать эмоции и регулировать эмоции.
- Социальные навыки: Определяется способностью вступать во взаимное взаимодействие с другими (вербально или невербально), идти на компромисс с другими, а также быть способным распознавать социальные нормы и следовать им.
- Планирование и определение последовательности: Последовательное многоэтапное выполнение задачи/действия для достижения четко определенного результата.
- Навыки самообслуживания: , такие как самостоятельное одевание и пользование туалетом.
- Общая моторика: Физические навыки всего тела с использованием основных силовых мышц туловища, рук, ног, таких как бег, прыжки и мяч.
- Мелкая моторика: Навыки пальцев и рук, такие как письмо, вырезание, открывание коробок с обедом, завязывание шнурков.
Что можно сделать, чтобы улучшить навыки подготовки к школе?
В преддверии начала школы могут быть полезны следующие занятия:
- Ожидания родителей: Увеличьте ожидания ребенка в отношении таких задач по уходу за собой, как одевание, посещение туалета, прием пищи и подготовка к выходу из дома. Предоставляйте только словесную, а не физическую «помощь» для выполнения задач, где это возможно.
- Социальные навыки: Поощряйте ребенка развивать отношения с другими (незнакомыми) детьми того же возраста и организуйте подходящие «игровые свидания» для практики социального взаимодействия, когда взрослые активно способствуют этой игровой практике.
- Книги: Познакомьте ребенка с книгами, чтобы подготовить его к обучению грамоте, чтобы он научился сидеть и читать всю книгу целиком.
- Ранняя подготовка: Начните готовить ребенка к школе в возрасте 4 лет, рассказывая об ожиданиях в школе, соответствующем поведении и регулярно участвуя в «сидячих» занятиях.
- Сотрудничество: Работайте с воспитателем дошкольного учреждения ребенка, чтобы определить любые признаки дефицита или медленного развития, чтобы можно было целенаправленно работать с этими областями до ребенок идет в школу.
- Визуальные стратегии: Используйте наглядные материалы (например, расписания в картинках), чтобы помочь ребенку понять распорядок дня как дома, так и в дошкольном учреждении (детском саду). Вы даже можете заранее сделать наглядное пособие для школы (примечание: во многих коммерческих книгах в качестве отправной точки используется примерное наглядное расписание). Визиты в переходный период — это хорошее время, чтобы узнать у учителя, какой у него будет примерный график, и, в идеале, одновременно сделать несколько соответствующих фотографий.
- Экскурсии: Подготовьте ребенка к школьным экскурсиям, посетив такие места, как библиотека, зоопарк, торговый центр, и помогите ребенку понять правильное поведение в этих условиях. Посещение школьной игровой площадки, туалетного блока и двери класса по выходным или во время школьных каникул перед началом занятий также может помочь познакомить ребенка с новой обстановкой.
- Развитие мелкой моторики: Это область, которая будет занимать большую часть занятий в школе, поэтому развитие этих навыков позволит ребенку гораздо легче и охотнее участвовать в деятельности. На самом деле это означает практиковаться в вырезании, раскрашивании, рисовании и написании их имени.
Какие занятия могут помочь улучшить навыки подготовки к школе?
Есть много простых действий, которые родители и учителя могут выполнить, чтобы помочь ребенку подготовиться к школе.
Предлагаемые задачи и мероприятия по подготовке к школе приведены в этой полезной таблице.
Зачем мне обращаться за помощью, если я замечаю у своего ребенка трудности с подготовкой к школе?
Терапевтическое вмешательство, помогающее ребенку с трудностями в подготовке к школе, важно, поскольку:
- У вас есть только один шанс легко и успешно поступить в школу — бросьте на это все, что у вас есть, чтобы создать позитивное отношение «любви к школе» в первые дни, которое поможет вам пережить любые трудные времена. Если вы сомневаетесь, действуйте заранее, чтобы сохранить чувство собственного достоинства!
- Выполнение как рутинных, так и незнакомых задач (которых будет регулярно требовать школа) может показаться очень сложным, что снижает самооценку и ограничивает участие. Практика этого в первую очередь в комфорте дома поможет развить комфорт, когда в школьной обстановке возникают трудности.
- Чтобы определить конкретные области разбивки навыков, чтобы на них можно было специально нацелиться, в идеале до поступления в школу, чтобы устранить любые препятствия на пути к легкому и успешному поступлению в школу.
- Открыть для себя увлекательные инновационные способы помочь ребенку развить понимание областей навыков, необходимых для успешной учебы в школе.
- Переход в школу может быть затруднен, если ребенок не хочет следовать инструкциям (например, инструкциям в классе, требованиям к академическим заданиям), поэтому повторная предварительная практика может помочь сгладить переход.
- Социальная изоляция может повлиять не только на ребенка, но и на родителей, если ребенок не заводит новых друзей в школе. Таким образом, развитие социальных навыков имеет первостепенное значение, поскольку, по крайней мере, большинство родителей хотят, чтобы их ребенок был счастлив, что во многом зависит от социальных связей в школе.
Если не лечить, к чему могут привести трудности с подготовкой к школе?
Если у детей возникают трудности с подготовкой к школе, у них также могут возникнуть трудности с:
- Нелюбовь к школе, учебе, а иногда и к учителю, который является носителем школьных требований.
- Доступ к обучаемому учебному плану из-за того, что базовые навыки еще недостаточно развиты для выполнения задания.
- Отвержение сверстников и социальная изоляция, когда дети чувствуют себя подавленными или социально некомфортными.
- Следование инструкциям других лиц, занимающих руководящие должности в школе (например, учителей).
- Плохая успеваемость, поскольку ребенок может находиться в негативном состоянии, что не способствует обучению.
- Стресс и тревога могут возникнуть не только у ребенка, когда он осознает свои ограничения, но и у его родителей и учителей.
Какой вид терапии рекомендуется при трудностях с подготовкой к школе?
Если у вашего ребенка есть трудности с подготовкой к школе, рекомендуется проконсультироваться с эрготерапевтом и/или логопедом для решения проблемных функциональных областей. В этом преимущество выбора Kid Sense, который обеспечивает как трудотерапию, так и логопедию.
Подготовка к школе — Better Kid Care — Penn State Extension
Подготовка к школе включает в себя множество навыков, которые развиваются с течением времени от рождения ребенка до возраста поступления в школу. Школа готовность включает области социально-эмоционального, когнитивного, языкового и грамотного, физического развития. Другой Важной частью подготовки к школе является способность ребенка сохранять концентрацию на задаче и проявлять интерес и любопытство к ней. обучение. Взаимодействия детей с заботливыми взрослыми внутри и вне их семей, развитие каждого ребенка история и уникальный характер каждого ребенка — все это влияет на развитие навыков подготовки к школе.
Социальное и эмоциональное развитие включает в себя:
Развитие самоконтроля, формирование навыков решения проблем, формирование отношений с другими людьми и выявление чувств у себя и других.
Почему это важно:
Когда у детей развиваются сильные социально-эмоциональные навыки, они лучше способны завязывать и поддерживать дружеские отношения и лучше сосредотачивать внимание на учебе.
Как поддержать развитие:
- Обратите внимание и поговорите с детьми, чтобы помочь им построить позитивные отношения.
- Помогите детям наладить связи друг с другом, чтобы поддерживать дружеские отношения.
- Говорите о чувствах и определяйте чувства в течение дня.
- Моделируйте и поддерживайте способы помочь детям успокоиться, обозначить проблему и поговорить о том, как решить проблему спокойно.
Когнитивное развитие включает:
Развитие навыков мышления, рассуждений, навыков решения проблем и памяти.
Почему это важно:
Развитие когнитивных навыков является основой любого обучения.
Как поддержать развитие:
- Играйте с детьми в игры, которые поддерживают память: сопоставьте картинки, буквы или карточки с числами.
- Предоставьте детям игры и материалы, которые требуют от детей решения задач: подсчета, чтобы выяснить, сколько кубиков помещается в игрушечном грузовике, расстановки предметов по образцу во время игры или группировки предметов по цвету, размеру или форме.
- Когда дети играют, строят и творят, задавайте детям вопросы о том, почему, по их мнению, что-то произошло или что, по их мнению, может произойти.
- Оставьте время для исследовательской деятельности (научные эксперименты, кулинария). Поговорите с детьми об их предсказаниях. Например, прежде чем смешивать кукурузный крахмал и воду, спросите детей, что, по их мнению, произойдет при смешивании ингредиентов.
Развитие языка и грамотности включает:
Развитие языковых навыков, словарный запас, понимание и знание букв.
Почему это важно:
Развитие сильных языковых навыков и навыков грамотности способствует росту когнитивного и социально-эмоционального развития и связано с более поздними успехами в школе.
Как поддержать развитие:
- Читайте детям каждый день и беседуйте с детьми о книгах, задавайте вопросы о том, что может произойти дальше в истории, что чувствуют персонажи и как что-то может быть связано с собственным опытом ребенка. .
- Разговаривайте с детьми в течение дня, например, во время еды, во время игр и в обычное время. Любое время суток — прекрасное время для общения с детьми!
- Играйте в игры, которые поддерживают знание букв, например, «Я вижу письмо» или игры на сопоставление букв. Укажите буквы в повседневной жизни в течение дня.
- Читайте стихи и рассказы с рифмами, пойте песни с рифмами и играйте в игры с рифмами.
Физическое развитие включает:
Развитие крупной и мелкой моторики.
Почему это важно:
Развитие навыков крупной моторики важно для физического роста и развития. Развитие мелкой моторики важно для успешного выполнения мелкой моторики.
Как поддержать развитие:
- Дайте детям время для крупной двигательной активности. Обеспечьте ребенка игрушками и оборудованием, способствующим развитию крупной моторики, например, велосипедами, мячами и качелями.
- Предоставляет возможности для индивидуальных и групповых игр.
- Играйте с детьми в игры, которые развивают бег, прыжки и ползание.
- Предоставление возможностей и материалов для развития мелкой моторики, таких как вырезание ножницами, рисование, склеивание, письмо, нанизывание бисера, обводка и сборка головоломок.
Ссылки:
- Национальный научный совет по развитию ребенка. 2004. «Эмоциональное развитие детей встроено в архитектуру их мозга: рабочий документ № 2». Проверено 4 августа 2014 г. www. developmentchild.harvard.edu
- Максвелл, Келли, Тамара Халле и Николь Форри. 2013. «Пять вещей, которые нужно знать о подготовке к школе». Детские тренды 5. Публикация № 2013-35 .
- Никс, Р. Л., К. Л. Бирман, К. Э. Домитрович и С. Гилл. 2013. «Развитие социально-эмоциональных навыков детей в дошкольных учреждениях может улучшить академические и поведенческие функции в детском саду: выводы из Head Start REDI». Специальный выпуск: Социальное и эмоциональное обучение в образовании. Раннее обучение и развитие 24(7)
- Маккардл, Пегги, Холлис С. Скарборо и Хью В. Кэттс. 2001. «Прогнозирование, объяснение и предотвращение проблем с чтением у детей». Исследование проблем с обучаемостью и практика 16(4): 230–239.