Графолог кто такой: Профессия Исследователь. Описание профессии. Кто такой графолог. Описание профессии

Содержание

профессия избранных / За кадром / Радиостанция «Радио России»

Программу «За кадром» ведёт Николай Мамулашвили.

Представители самых разных профессий, порой редких, порой экстремальных, но чаще самых обычных – гости в нашей студии. Испытатели, врачи, водолазы, пожарные, дипломаты, лётчики, автогонщики, альпинисты, журналисты и спасатели… Этим профессионалам есть, что рассказать об изнанке своей работы, о том, чего мы не знаем, о том, что обычно остаётся за кадром. Их всех объединяет одно: любовь к своему делу. Это люди с характером, они никогда не отступают. Каждый из них обрёл своё настоящее признание и находится на своём месте.

Гость в студии – Ирина Анатольевна Бухарева, эксперт-графолог, руководитель Центра изучения почерка «Современная графология».

Отношение к графологии в наши дни неоднозначное. По крайней мере, многие специалисты считают графологию псевдонаукой. Хотя и оппонентов у них предостаточно.

И.В. Гёте в своём письме И.К. Лафатеру писал: «Почерк непосредственно связан со всем существом человека, с условиями его жизни, работы, с его нервной системой, поэтому наша манера писать носит на себе такую же несомненную материальную печать индивидуальности, как и всё, с чем приходится соприкасаться».

На тему графологии было написано немало книг. Выходили специальные графологические журналы. Было даже основано Графологическое общество. Проблема почерка занимала таких видных психологов, как Вильгельм Прейер и Чезаре Ломброзо. В России наиболее известна работа Д.М. Зуева-Инсарова, которая называется «Почерк и личность». Книга была издана в 1929 году и неоднократно переиздавалась.

Как проходит процесс обучения графолога? Насколько это сложно или вовсе не сложно? Кто может стать графологом?

И. Бухарева: Не всем это дано, потому что надо уметь видеть необходимые мелочи и выстраивать общую картину почерка, чтобы получать результаты.

Обучение я провожу в онлайн-формате. У нас есть специальная комната, из которой я веду трансляции и показываю слайды почерков, потому что почерк словами не имеет смысла описывать. Если разным людям я начну описывать почерк, то каждый из них будет представлять себе свою картину. Всегда, когда я показываю тот или иной почерк, он отличается от того, что люди себе представляли по описанию. Почерки всегда нужно смотреть наглядно. Плюс у нас есть чат, есть обратная связь, есть видеозаписи занятий, есть специальные учебные таблицы со значениями, есть правила адаптации к этим таблицам и правила, как ими правильно пользоваться. Потому что есть как позитивные, так негативные выражения. И в одном почерке они могут быть несопоставимы. Поэтому надо их знать и уметь ими пользоваться.

Я читал, что предположение о связи почерка с индивидуальными особенностями человека высказывались ещё в античные времена. И потом уже позже, в средние века, учёными писались какие-то трактаты? Вот как всё это было в истории?

И. Бухарева: У меня есть сведения, что даже Аристотель прибегал к этой методике. То есть, начинается всё на самом деле с очень древних времён. Официально началом графологии считается XVIII-XIX века: Жан-Ипполит Мишон, Людвиг Клагес, Макс Пульвер и многие другие. На самом деле очень большое количество открытий было ими сделано в сфере графологии. Вначале Жан-Ипполит Мишон предполагал, что каждый признак почерка отвечает за отдельную черту характера, но потом это мнение не подтвердилось, потому что почерк – это совокупность значений.

Если вы видите руку человека, то что можно по ней сказать? Можно сказать, каким трудом человек занимается, но мы не сможем наверняка определить конкретный возраст человека, цвет волос, его внешность и т.п. То же самое с почерком. Если мы возьмём какой-то отдельный признак: букву, слово, подпись, которую так любят отдельно трактовать, подпись имеет своё значение, я позже об этом расскажу, то это будет всего лишь элементом. А нам важно, чтобы сложилась отдельная картинка нашего общего образа.

Поэтому графология – это взаимно дополняемые признаки. Одного наклона, одного размера недостаточно для анализа. Это внешние и наиболее сознательно контролируемые признаки, которые пытаются подделать, если хотят обмануть графолога. Человек, который заинтересован в хорошем результате, будет писать так, как он пишет.

Для графолога показательно то, чем человек предпочитает писать? Ручкой шариковой или чернильной, перьевой? Графолог по этим параметрам может что-то сказать о человеке или нет?

И. Бухарева: Вообще, есть специальное правило подачи почерка на графологический анализ. Это лист бумаги А4. Вот вы сейчас держите лист в руках, поднесите его поближе к глазам, и вы увидите бело-голубые переливы. Я вижу у вас синяя шариковая ручка. Вот у каждого они свои, эти особенности штриха. Если вы возьмёте чей-то ещё почерк, то увидите, что переливы там будут совершенно отличаться. Штрих может быть разным, очень разным. Он может быть царапающим, может быть вибрирующим, может быть тёплым, а может быть размеренным. То есть, здесь очень много разных конфигураций. От этого ваше внутреннее состояние, естественно, тоже зависит.

Вы можете навскидку рассказать слушателям, в чём отличие разных почерков? Скажем, почерка элегантных, изысканных людей или почерка, скажем, жёстких и жестоких людей, или человека который очень открытый и откровенный. Вот эти три категории: жёсткий — жестокий, элегантный — изысканный и откровенный — открытый.

И. Бухарева: Жёсткий и жестокий, а человек мстительный?

Да, скажем так. А мстительный для вас это важно? По каким нюансам почерка можно определить, что данный человек жёсткий — жестокий? Какие особенности почерка характерны для таких людей?

И. Бухарева: Царапающий штрих. И будет вертикальный разброс. Для тех, кто не знает, это, когда верхние и нижние отростки будут намного больше, нежели буковки, которые находятся в середине. Может быть и искажённое движение. При этом, когда штрих вибрирующий, то, как расположен текст на листе, будет напоминать некое поле боя. Всех убил, один остался. Эти люди, как правило, единоличники и мстительные. Здесь, наверное, не имеет значения активность или неактивность этих людей. Искажения в буквах могут быть очень сильные, вплоть до сильной нечитабельности текста.

А вот наклон почерка влево, вправо или прямо имеет значение?

И. Бухарева: Это касается больше социальной принадлежности, но здесь тоже есть много своих нюансов. Нет чёткого деления: если левый наклон, то вы такой-то, а если правый наклон, то вы добрый и открытый. Правый наклон тоже может быть очень разным. Например, может быть правый падающий наклон. Это когда человек ведомый и позволяет другим людям руководить собой, даже манипулировать. Есть правый искусственный наклон, когда у человека совершенно формальное отношение к тому, что он пишет. Но если надо, будет формальная любезность с его стороны. Есть опять-таки правый неустойчивый наклон. Здесь тоже очень много сомнений, колебаний в человеке может быть. То есть, нужно смотреть опять-таки картину почерка.

Поэтому нет такого чёткого разделения.

Именно поэтому очень сложно просчитать математически графологию. До сих пор нет достаточно точных компьютерных программ, потому что в графологии два плюс два не всегда равно четырём. Поэтому, наверное, людям с аналитическим складом ума сложно принять и графологию, и, в частности, психологию.

Наверняка вы изучали почерки сильных мира сего: известных писателей и поэтов, выдающихся исторических деятелей, изучали почерки людей, творивших сотни лет назад. Отличаются их почерки от людей современных? Может быть, вы как специалист обратили внимание на какие-то особенности?

И. Бухарева: Есть небольшие различия в прописях нашего и того времени, а так, в принципе, каких-то отличий значительных нет. Естественно, тогда всё писалось пером. Но для меня особых различий не существует. Графология даёт мне возможность заглянуть немного глубже уже в то время, когда меня ещё самой не было, поэтому здесь каких-то таких особых отличий нет.

Но чтобы добиться многого, люди, которые находятся у власти, как правило, отличаются высоким уровнем развития личности. Есть ещё такое понятие, как почерк власти.

А что это такое?

И. Бухарева: Я – бывшая госслужащая, и, вспоминая почерки людей, которые через меня проходили, могу сказать, что я тоже видела в них много схожих признаков. Есть такой синдром как почерк власти. Это активный, доминирующий почерк, это треугольная искажённая форма. Люди во власти – люди-единоличники. По психологии они не доверяют окружающим. То есть, здесь представлена власть авторитарного плана: если я сказал, то так оно и должно быть. Очень много таких людей в нашей политике на данный момент времени. В прошлом тоже таких людей у нас было достаточно много. И в нашем правительстве, в том числе. Если мы посмотрим на американских политиков, там картина немного другого плана.

А какого плана?

И. Бухарева: Например, у Б. Обамы я нашла ярко выраженный нарциссизм. Было очень интересно за этим наблюдать. Ангела Меркель – действительно очень прагматичная женщина. Она каждый свой шаг просчитывает. Я, если честно, думала, что увижу типичный почерк обыкновенной женщины. Но нет, она намного выше уровнем. Дональд Трамп, которого все мы знаем, – это человек, который очень строго и чётко соблюдает свои рамки. У него есть своя чёткая позиция, от которой он не будет отступать. Было очень интересно увидеть, что у него почерк сосредоточен  в средней зоне, а подпись идёт углами.

И о чём это говорит?

И. Бухарева: Во-первых, он кажется более агрессивным, чем есть на самом деле. Это то, что он транслирует вовне. Потому что подпись – это то, кем мы хотим казаться, и то, что мы транслируем в окружающий мир. А почерк – это то, кто мы есть на самом деле. И очень часто, когда мне на работу индивидуально приходят и говорят: «Я не могу понять, почему мне так хочется, чтобы меня приняли таким, какой я есть». Ты смотришь, а подпись от почерка у такого человека отличается кардинально.

Что получается? Человек транслирует себя в мир одним, а, по сути, является другим. Но он хочет, чтобы окружающие принимали его внутреннюю сторону. Они же не умеют читать мысли, они не видят то, что там у него внутри. И вот здесь происходят нестыковки между внутренним и внешним «я». И этот сначала внутренний конфликт, потом может стать конфликтом, в котором много чего может быть психологического.

А у графолога есть такое понятие, как «интересный почерк»? И если да, то что может вызвать интерес у графолога?

И. Бухарева: Я не знаю, какие у остальных используются критерии, но у меня есть такой критерий. Для меня интересный почерк – это почерк человека высокого уровня развития, который заставит меня задуматься. Вот что для меня интересный почерк.

Интересно, а чем он отличается от других почерков?

И. Бухарева: Высокий уровень развития – это развитость формы. Вообще есть три очень важных пласта в графологии. Это форма, движение и организация. То есть, что-то из этих направлений всегда доминирует в человеческой личности. Форма – это внешние впечатления. Движение – это внутренние посылы, внутренние порывы. Организация – это, как человек планирует время, деньги, устраивает свой распорядок и т.п. То есть, что-то из этого всегда находится на первом плане.

В почерках личностей высокого уровня развития, как правило, все эти три области находятся на очень высоком уровне. То есть, там иногда очень сложно даже выделить, что больше всего там доминирует. Это упрощённая форма букв? Это быстрая скорость, которая не по секундомеру измеряется? Есть ряд признаков, по которым скорость рассчитывается, как это ни странно, математическим способом. Это, возможно, будет чуть сниженная способность читать за счёт скорости. Потому что, чтобы мыслить быстро, нужно сокращать траекторию. Если ходить подобными обходными путями, это долгий путь. А здесь идёт сокращение и упрощение букв. То есть, это не подробное выписывание каждого элемента буквы, а идёт сокращение движения. Вот такие почерки для меня интересны. И они могут быть не вполне, допустим, надёжными, но они мне интересны с точки зрения высокого уровня.

Вёл программу Николай Мамулашвили. Режиссёр выпуска Татьяна Бондаренко.

Что скрывает почерк. Графолог с первых строк разгадает интеллект и характер | ОБЩЕСТВО: События | ОБЩЕСТВО

О бережливости Юлия Цезаря в Риме ходили легенды, это подтверждает и почерк императора: буквы он прописывал очень близко друг к другу и даже между строками умещал слова. Подпись бывшего президента США Дональда Трампа напоминает частокол и говорит о непримиримом характере владельца. А вот почерк Владимира Путина указывает на высокий интеллект и скрытность. О чём может рассказать ваш почерк, зачем нам эти знания и стоит ли отказываться от живого письма мы поговорили с графологом Ириной Романовой.

Протестные настроения отражает почерк

Светлана Ломакина, «АиФ-Ростов»: Ирина, мы вас знаем как руководителя культурно-выставочного центра ДГТУ «Донская казачья гвардия». И вдруг – вы специалист по графологии, расшифровываете старые письма. Как так вышло?

Ирина Романова: Раньше я работала директором по персоналу. И для расширения профессиональных знаний лет пять-шесть назад решила пройти мастер-класс графолога Ларисы Дрыгвать. Была под таким впечатлением, что поступила учиться в израильский институт графологического анализа Инессы Гольдберг. Училась три года онлайн, сдавала экзамены по скайпу. Меня это так увлекло, что были мысли сделать графологию новым видом деятельности, но тут возникла «Донская казачья гвардия», работа в которой занимает почти всё моё время. Основами графологии я сейчас делюсь с учениками одной из гимназий города. Считаю себя начинающим графологом, потому что графолог, как и врач, всё время должен прак­тиковаться.

– Что почерк может рассказать о человеке?

Ирина Романова, графолог Фото: АиФ/ Светлана Ломакина

 

– Очень многое! Но чтобы сделать выводы, надо проанализировать сотни графологических признаков и совместить их определённым образом. У нас с коллегами уже есть такая шутка: они прячут от меня свои рукописные бумаги, потому что по почерку я могу определить их внутреннее состояние, настроение, мотивацию, желание и возможность выполнять рабочие задачи. Всех удивляет, что таким образом можно определить и IQ.

Хорошо видно по почерку отношение к социуму. Если человеку важно общение, то один из признаков – хорошая читабельность, наклон вправо, определённое расстояние между словами и буквами. Если же человек настроен протестно, то у почерка часто появляется левый наклон. К примеру, так писала Ксения Собчак, когда активно занималась политической деятельностью. У подростков почерк нестабильный, но это естественно, личность формируется, человек ищет себя. Когда он обижен на родителей, хочет закрыться в своей комнате, побыть один, почерк наклоняется влево; когда ему нужно внимание мамы или одноклассников, почерк приобретает правый наклон. Интроверта часто можно узнать по маленьким буковкам и прямому наклону. Через почерк видна скорость мыслительных процессов – насколько быстро человек может принимать решения. Если он пишет медленно, выводит каждую буковку, так он и решения принимает. Ещё интересный момент: почерк показывает, каковы мы на самом деле, а подпись – то, какими хотим предстать в глазах других людей. Наша свое­образная визитка, презентация себя.

Ирина Романова родилась 22 апреля 1967 года. Окончила Ростовский государственный университет, получив квалификацию юриста. Длительное время работала директором по персоналу в крупных компаниях. С 2017 года активно развивает культурно- выставочный центр ДГТУ «Донская казачья гвардия», знакомя гостей со всего мира с историей родного края. Разносторонний человек, одно из увлечений которого – графология.

– Можно научиться писать как-то иначе?

– Самый главный постулат, который я стараюсь до всех донести, пишет не рука. Пишет наш головной мозг. Пример – Ник Вуйчич. У него нет ни рук, ни ног, он пишет ртом, зажав маркер в зубах. При этом у него очень живой и хорошо читабельный почерк. Есть масса примеров, когда человек попадает в аварию, теряет правую руку, начинает писать левой, и почерк в ряде своих основных характеристик остаётся таким же. Отвечаю на ваш вопрос – в течение жизни вы и будете писать немного иначе, потому что меняетесь сами, ваше отношение к людям, обстоятельствам.

Почерк – это маска

– Много лет назад к нам в редакцию писал из тюрьмы маньяк Муханкин. У него был очень аккуратный почерк, красивый, с завитушками. Стихи даже присылал.

– Это маска, он старался показать себя лучше, чем есть. Можно украсить буквы завитками, но толстые однообразные штрихи с тупыми окончаниями скажут о примитивности и «толстокожести», а жёсткие, царапающие – о том, что человек не чувствителен к своей боли и боли других людей. Есть и другие показатели – незрелый, медленный почерк с застреваниями, буквы без индивидуальных особенностей, раздутые в средней и нижней зоне и др. Подчёркиваю, все анализируется только в комплексе! Графологи никогда не скажут: этот будет воровать, обманывать, станет убийцей. Графолог сделает вывод, что при стечении определённых жизненных обстоятельств человек с таким почерком может пойти на такое-то преступление. Хотя, в XIX веке в царские суды приглашали экспертов по графологии и те давали заключение, которое учитывали при вынесении приговоров.

– Хорошо, вы всё это знаете и вдруг вам попадается письмо человека. И почерк говорит о нём совершенно не так, как человек себя позиционирует. Бывает такое?

– Конечно. И очень интересно это проследить в письменных отзывах гостей нашего центра. Как-то нас посетил один серьёзный, приятный во всех отношениях мужчина: вёл себя вежливо, не спорил, не перебивал. Но когда я увидела его почерк, поняла, что такое поведение для него – большая работа над собой. То есть, он соблюдал нормы социума, но сам по себе был другим. Почерк спрессованный, буквы разного размера, угловатые, с резкими выбросами штрихов, что говорит о сильном напряжении, неуступчивости, довольно высокой степени агрессии, непримиримости. Могу предположить, что среди близких этот человек именно такой. Оставляют отзывы и известные люди, например, Захар Прилепин, Павел Басинский. Глядя на их почерки, я могу сделать некоторые выводы и об их характерах. Но озвучивать публично можно только с согласия написавших. Это требование профессиональной этики графологов.

– Для графолога имеет значение, на каком языке написан текст?

– Нет. Но есть общие тенденции в почерках стран или почерках поколений. К примеру, в западных странах почерки свободнее, чем в России. Почерки наших родителей зачастую похожи, разборчивы, с большим количеством параллельных линий. И это понятно: люди жили в рамках определённой идеологии, старались придерживаться норм поведения и правил, которые были приняты в обществе. К тому же, на их долю выпало много горя – война, голод. Пережитое напряжение, тревога, страх отражается в почерке изломами, угловатостью, дрожанием линий.

Сейчас почерки другие – часто их сложно прочесть, с разными наклонами, размером букв, с несоблюдением полей на листе бумаги. Как будто из-под ног выбили какую-то основу, необходимую всем. А ведь именно это мы и наблюдаем в современной жизни. Старая идеология ушла, новая, объединяющая всех, не найдена. Мы не уверены в своём будущем, часто испытываем стресс, и это видно в почерках.

Пишите чаще

– Почерковед и графолог – это разные профессии?

– Разные. Почерковед также изучает почерк, но для него главное дать ответ на вопрос, текст написал один и тот же человек или разные? Графолог решает другую задачу: узнать личность человека.

– Где можно применить сегодня в Ростове профессию графолога?

– Графология тесно связана с психологией, она позволяет экологичными способами получить более точное представление о личности человека. Применима она и в профориентации. Ведь по почерку можно определить, в каких профессиях человек будет наиболее успешен. А для специалистов служб персонала это просто «золотое дно»! Деловые качества кандидата на работу определяются очень точно через его почерк.

– Сегодня мы мало пишем рукой: ведём электронные ежедневники и так далее. Писать надо?

– Надо, потому что это влияет на работу мозга и может уберечь нас от его деградации. Когда мы пишем, активизируются многие отделы головного мозга, формируются новые нейронные связи. Когда пишем, тренируется память. Помните шпаргалки? Многие писали их не для того, чтобы воспользоваться на экзамене, а чтобы лучше запомнить. Когда мы набираем текст на клавиатуре, наш мозг решает намного меньше задач.

– То есть, для того, чтобы спасти нашу нацию, нужно как можно больше писать рукой?

– Да. Диджитал-технологии сильно облегчают жизнь. Но если они будут не сопровождать, а заменять функции головного мозга, ни к чему хорошему это не приведёт. Людьми будет легче манипулировать, навязывать им свои идеи, формировать нужное поведение. Не кажется ли вам, что некоторые отголоски этого мы уже видим в реалиях? Снижение интеллектуального потенциала определённо скажется на развитии страны. Так что пишите рукой!

Графология: действительно ли можно определить характер по почерку

Что такое графология и откуда она взялась

Графология — это теория, сторонники которой полагают, будто почерк зависит от характера человека.

Связь между манерой начертания букв и личностью пытались проследить едва ли не с момента появления письменности. Так, считается, что Конфуцию принадлежат слова: «Бойтесь человека, почерк которого напоминает движение тростника, колеблемого ветром». Другой древний автор и философ Гай Светоний Транквилл подробно рассказывал о почерке императора Августа: «Он писал слова, ставя буквы тесно одна к другой, и приписывал ещё под строками», — отмечая при этом бережливость властителя.

В XIX веке сразу несколько исследователей независимо друг от друга собрали и структурировали накопленную графологическую информацию. В этих работах обнаружились общие детали, которые легли в основу современных оценок личности. Например, привычку писать мелкими буквами графологи считают признаком скрупулёзности и педантичности. Крупными — честолюбия. Размашистый почерк, как предполагается, говорит о самоуверенности. Витиеватый — о ярко выраженном творческом начале и некоторой нарциссичности.

Образец почерка из книги «Беседы по графологии, искусству познания персонажей по почерку» (1892 год). По мнению графологов, форма, наклон, завитки букв говорят о том, что автор обладает изысканным вкусом, аристократичен, щедр и в то же время надменен. Фото: Internet Archive Book Images / Wikimedia Commons

Графологи помимо размера и формы букв обращают внимание на угол и постоянство их наклона, кривизну строчек, отступы между словами, силу давления на ручку или карандаш при письме.

Движением рук при письме управляет мозг. Это значит, что каждая буква является отражением того, что происходит в вашей голове. Так что графология очень логична .

Мишель Дресболд (Michelle Dresbold)

графолог, автор книги «Секс, ложь и почерк», в комментарии изданию Good Housekeeping

Пробежавшись по написанному от руки тесту, графологи делают вывод о личностных особенностях и психологическом состоянии его автора. Это может использоваться на практике. Например, в отдельных компаниях Франции (по некоторым данным , таких до 50%) графологический тест проводят на собеседованиях.

Действительно ли графология работает

А вот это уже большой вопрос. Графология вплоть до второй половины ХХ столетия считалась вполне респектабельным направлением в психологии.

Но чем больше учёные углублялись в анализ почерка, тем менее достоверными выглядели результаты. Например, в одном исследовании паре графологов предложили проанализировать идентичные рукописные тексты. Эксперты описали характер их автора совершенно по‑разному. Причём оба не угадали — ровно так же, как ошиблись с личностной оценкой два не связанных с графологией человека, просмотревших тексты в качестве контрольной группы.

Такая же история случилась и в других исследованиях : графологи оказались не более точны, чем люди с улицы, которым показали рукопись и предложили описать её автора.

Британское психологическое общество приравнивает графологию к астрологии — по той причине, что эти псевдонауки имеют нулевую достоверность.

В общем, на сегодня не существует ни одного научного исследования, которое доказало бы связь между характером человека и его почерком. Да и сами графологи признают , что на манеру письма помимо личностных особенностей могут влиять другие вещи. Например, близорукость, дальнозоркость или вызванное какими‑либо причинами (от опьянения до травмы головы) нарушение контроля над моторикой.

Значит ли это, что графология бесполезна

Не совсем. Анализ почерка можно использовать в медицинской диагностике. Например, чтобы отследить ту самую потерю контроля над мелкой моторикой, которая является признаком различных заболеваний мозга и нервной системы. Так, уменьшение размеров букв и промежутков между ними (так называемая микрография) — один из распространённых ранних симптомов болезни Паркинсона.

Графологию применяют и в почерковедении, одном из разделов криминалистики. Почерковедческая экспертиза основана на том, что стиль и особенности письма у каждого человека индивидуальны. Поэтому можно однозначно отличить буквы, начертанные рукой условного Васи, от подписи, например, Пети. Даже если последний очень старался копировать почерк первого.

Впрочем, почерковедение не судит о личностных особенностях человека. Так что связи между почерком и характером с научной точки зрения по‑прежнему нет.

Читайте также ✋🔮❌

Определение личностных характеристик человека с помощью анализа почерка. Графология

Этот материал, несомненно, вызовет профессиональный интерес у тех, кто является работником кадровой службы, или же по обстоятельствам (по необходимости) выполняет функции менеджера по персоналу своей компании.
Для других — это прекрасная возможность обнаружить отражение своих личных качеств в том, что приходится делать ежедневно, а быть может и открыть для себя что-то новое.

Ценность настоящей статьи определяется тем, что все о чем будет сказано далее нашло свое подтверждение (или опровержение) в работе нашего Агентства.
Таким образом, Вашему вниманию предлагаются реальные примеры из нашей практики.


Среди источников психологического анализа личности работника особое место занимают заявления и отчеты, жалобы и предложения, подготовленные в рукописном виде.

По этим и другим документам руководитель, будь то кадровый работник или другой специалист по работе с персоналом, может сделать вывод не только об уровне грамотности работника, но и о его умении излагать свои мысли, передавать собственные чувства и состояние.

Графологи утверждают, что почерк способствует раскрытию индивидуальных особенностей человека.

Для того, чтобы читать человека, словно книгу, необходимо знать систему признаков почерка, каждый из которых соответствует определенному свойству характера испытуемого.

Давно замечено, что почерки так же заметно отличаются друг от друга, как и индивидуальная природа людей, как отпечатки их пальцев. Вспомним, как мы легко узнаем некоторые почерки: когда видим визу начальника на входящем документе или же когда получаем письмо от друга. По одной росписи или нескольким словам мы уже безошибочно определяем автора.

Конечно, возникает соблазн по почерку узнать и всю внутреннюю природу человека…

Cразу необходимо оговориться, что:

  • во-первых, графология позволяет получить вероятностные выводы, а не стопроцентные утверждения;
  • во-вторых, анализ почерка обеспечивает общую оценку психического склада человека, а не точные характеристики его отдельных свойств;
  • в-третьих, считается, что графолог должен иметь хотя бы одну страницу текста и, еще лучше, если есть возможность изучить несколько текстов, написанных в различных ситуациях и в разное время.

Итак, для чего нужен анализ почерка? Наиболее часто кадровому работнику требуется по почерку определить основные черты характера и темперамента, а также способности и особенности психических состояний работника. Это позволяет более точно оценить его соответствие должности или роду деятельности. Иногда знания графологии помогают в профессиональном самоопределении личности, выборе профессии или ее смене. А вот анализ почерка вышестоящего руководителя дает возможность определить его психологические особенности и правильно выстроить взаимоотношения с ним. Наконец, если вы внимательно проанализируете свой стиль письма и конструктивно оцените свой психический склад, это наверняка поможет вам более продуктивно налаживать межличностные отношения с ближайшим окружением.

Важно помнить, что ни один признак в почерке не следует рассматривать как абсолютную догму. Ее необходимо сопоставлять с другими признаками, чтобы обнаружить подтверждение той или иной черты характера или наличие признаков противоречивости личности.

Итак, перейдем к оценке личности по элементам почерка.

Общая характеристика почерка

Ровный почерк говорит о силе воли, хладнокровии и спокойствии.

У эмоционально неустойчивых субъектов или лиц, злоупотребляющих алкоголем, наблюдается дрожащий почерк.

Маниакальные больные пишут размашисто, причем величина букв возрастает по мере письма.

У психически ненормальных больных письменная речь, так же как и устная, отрывочна и бессвязна. У них наблюдаются особые обороты, обилие уменьшительных слов, многословие, отсутствие или своеобразная расстановка знаков препинания.

У интровертов компактный и аккуратный почерк, а экстраверты пишут большими, размашистыми буквами.

Замечено, кто пишет буквы то грубо, то красиво, возможно и в жизни ведет себя неодинаково.

Наклон

Около 20-30 градусов вправо. Это наиболее часто встречающийся наклон почерка. Такого человека можно охарактеризовать как открыто выражающего чувства. В то же время его нельзя назвать импульсивной личностью. Для него все же свойственно умение контролировать свои эмоции в напряженных ситуациях. Такой человек обычно имеет хорошо развитые потребности в общении и одиночество его обычно тяготит.

Около 50-60 градусов вправо. Сильный наклон вправо свидетельствует о любвеобильной натуре и сильном стремлении к общению. Такой человек более вероятно будет стремиться выставить свои чувства напоказ, чем подавлять их внутри себя. Человек с таким почерком более восприимчив к новым идеям и начинаниям и отличается большой жизненной энергией.

В то же время у таких людей более развиты собственнические настроения, они более любят лесть и восхищение их натурой.

Незначительный наклон влево. О таком человеке с большой долей вероятности можно утверждать, что для него характерно преобладание контроля разума над эмоциями. Этот человек более скрытен и старается рационально оценивать свои поступки.

Значительный наклон влево. Такой почерк часто свойственен для левшей. Здесь имеет место больший контроль за своими эмоциями. Скрытность, характерная для этого человека, может сочетаться с большой чувственностью, которая может быть открыта только самым близким людям. В стрессовых ситуациях такой человек может неожиданно для окружающих взорваться бурей эмоциональных проявлений.

Если почерк вертикальный, то это значит, что для личности характерен баланс рациональности и эмоциональности. Для такого человека свойственен анализ ситуации и взвешенное принятие решений.

Если при анализе почерка вы обнаружили периодические или бессистемные изменения наклона почерка, то это может свидетельствовать о низкой психологической устойчивости человека, о резкой смене его настроения. Вероятно непостоянство и придирчивость к мелочам.

Иногда периодическая смена наклона почерка может свидетельствовать о некоторой нерешительности данного человека.

Почерк без наклона букв свидетельствует о том, что у человека имеются принципиальные соображения, которые в корне отличаются от мнения окружающих.
Наклон букв вправо говорит об исполнительности, влево — о негативизме, склонности к сопротивлению.

Нажим письма

В современных условиях, когда появилось огромное разнообразие пишущих средств (авторучки (чернильные, шариковые, капельные, гелевые), карандаши, фломастеры и т.д.), бывает сложно провести диагностику нажима анализируемого письма. В то же время, если такая возможность все же есть, ее нельзя упускать. О чем же может сказать нажим почерка?

Сильный нажим с высокой вероятностью говорит об энергичности, настойчивости и неплохой работоспособности, стремлении всегда занимать чем-то себя, в том числе физическими занятиями.

Это преимущественно общительный человек, он любит работу, связанную с человеческими контактами. Он стремится удовлетворить материальную сторону своей жизни. Неудачи же старается преодолеть, но не «зацикливается» на них.

Легкий, поверхностный нажим. Человек с таким почерком является тонкой и чувствительной натурой.

Это в большей степени интроверт (человек, сконцентрированный на явлениях внутреннего мира). Критический ум и высокий самоконтроль позволяют ему справляться с задачами большой важности. Однако это требует от него удвоенной энергии и напряжения.

Средний нажим. Такой почерк встречается наиболее часто, и его обычно имеют амбиверты (люди, которые направлены на познание внешнего мира, но одновременно придающие большую значимость внутренним, личностным ценностям). Их легче понять и они более предсказуемы.

Сочетание нажима с другими характеристиками почерка

Легкий нажим с ровными буквами свидетельствует также о логическом уме и рациональном мышлении, высоком развитии моральных качеств, обязательности и дисциплинированности человека.

Легкий нажим и большие закругленные буквы свидетельствуют о некотором слабоволии человека, его неагрессивности, альтруизме и склонности к сотрудничеству.

Сильный нажим при написании заглавных букв или аббревиатуры в тексте может говорить об энергичности человека, его творческих или руководящих способностях.

Горизонтальность расположения строк

Строка до конца страницы сохраняет горизонтальное положение. Это уравновешенный человек, который не расстраивается от мелких неприятностей, будь-то на работе или в быту. Он тщательно обдумывает свои поступки и контролирует проявления своих эмоций.

Строка уходит вверх. Считается, что это свидетельство оптимизма. В карьерном отношении такой человек является целеустремленным. Адаптивность выше средней, как к физической, так и социальной среде. Когда строка сильно убегает вверх, то это может свидетельствовать о неоправданном оптимизме и нереальности притязаний.

Строка уходит вниз. Человек скептического плана. Возможно, для него просто характерна реальная оценка происходящих событий.

Строка неровная, уходящая то вверх, то вниз. Это человек с переменчивым настроением, с низкой адаптивностью, который не в полной мере может справиться с работой, требующей тщательного соблюдения установленных правил и устойчивого внимания.

Округлость букв

Ярко выраженная округлость букв может говорить о том, что человек с данным типом почерка расположен к сотрудничеству. Он не склонен проявлять настойчивость в утверждении своих планов и позиций. Он более открыт для понимания.

В то же время такие люди хуже справляются с деятельностью, которая требует агрессивных проявлений и настойчивости.

Угловатые буквы текста являются признаками того, что их автор предрасположен к состязательности и соперничеству. Такие люди более активны, независимы, обладают критичным умом и амбициозными притязаниями.

Расстояние между словами и строками

Чаще всего, плотное расположение слов свидетельствует о бережливости человека.
С увеличением расстояния между словами усиливается тенденция к расточительству.

Величина оставляемых полей

Считается, что размер полей в рукописном тексте является дополнительным показателем, позволяющим определить степень расточительности человека.
Широкие поля со всех сторон листа говорят о хорошем вкусе и инстинктивной тяге к изысканным вещам.

Если поля рационально окружают текст, то это свидетельство в пользу рассудительности.
Ровные узкие поля слева и справа могут говорить о том, что человек склонен к проявлению бережливости и разумной расчетливости.

Если же весь лист занят текстом, а полей нет или почти нет, то это показатель стремления человека выжать максимум из имеющихся возможностей.

Графологи видят скрытый смысл также в топографии текста. Например, хорошие исполнители четко организуют текст и очень редко переносят слова. Такие люди вряд ли проявят творческий подход к работе, зато никогда не отступят от инструкций и предписаний.

Почерк может выдать слабости человека, например пристрастие к алкоголю и психические заболевания.

Люди с отклонениями от нормы, как правило, пишут «скачущими буквами» разных размеров. Их почерк трудно читаем и зачастую изобилует завитками.


 

Величина букв

Мелкие буквы. Такие буквы свидетельствуют о способности человека к концентрации по какому-то одному направлению в делах, мыслях, привязанностях. Это сдержанный, неагрессивный человек.

Если в мелком почерке заглавные буквы непропорционально велики по сравнению с прописными, это говорит о личной гордости и храбрости человека, то есть что у человека появились некоторые черты характера, непохожие на его обычную натуру.
Если же в таком почерке заглавные буквы слишком малы (относительно прописных), то человек не обладает достаточным мужеством, уверенностью, часто можно говорить о чрезмерной скромности, которая превращается в недостаток.

«Тесный» мелкий почерк, трудный для чтения говорит, что перед нами человек исключительно скрытный, любящий проводить время в одиночестве.

Крупные буквы. Для такого человека характерна экспансивность, в некоторых случаях агрессивность. Обычно такой почерк свидетельствует об отвращении к подчиненной роли (как в личной, так и в деловой жизни), показывает, что человек любит настаивать на своем. Этот человек стремится к общительности, поэтому ему подходит работа, которая связана с межличностными контактами.

Если заглавные буквы при крупном почерке изящные, не похожие на другие, это означает, что личность способна повелевать и привлекать к себе других людей. Такие люди склонны к романтике.

Буквы среднего размера. Буквы среднего размера характерны для многих почерков, поэтому средний размер букв не может служить самостоятельным показателем для графолога, и его надо сопоставлять с другими признаками.

Слишком большие заглавные буквы указывают на лидерские задатки личности.

Использование печатных букв вместо письменных

Это означает движение к новым взглядам.

Если человек меняет стиль почерка, начинает писать печатными буквами, он находится в состоянии перехода от традиционных к современным идеям.

Наличие петель

«Петли» имеются в буквах «в», «д», «з», «у», «ц», «щ».

Нижние петли устранены. У такого человека независимое мышление, он предпочитает искать для всего простое объяснение, не терпит фальши, ценит людей за их достижения. Такой человек проявляет изобретательность в новом деле и умеет приспособиться к изменившейся ситуации.

Нижняя узкая петля. Это признак осторожного мышления, устремления к духовным целям. Признак любви к семейному очагу, желания держаться своего узкого круга родных.

Нижняя длинная широкая петля. Устремления, направленные на удовлетворение материальных потребностей и эмоций. Человек любит, чтобы его замечали.
Непропорционально большая нижняя петля. Не любит быть привязанным к делу. Чем длиннее и шире петля, тем общительнее человек, тем больше он стремиться к разнообразию и удовольствию.

Непропорционально маленькая верхняя и нижняя петля. Человек не решается вступить на путь независимости, при необходимости может ограничиться самым малым.

Разрывы между буквами

Между буквами почти в каждом слове есть разрывы. Такой человек склонен полагаться на интуицию; у него хорошо развито «чутье». Этот признак необходимо соотнести с другими.

Буквы соединяются без отрыва ручки в процессе написания слов. Признак логического ума. Такой человек ничего не принимает на веру и старается избегать неожиданностей.

Размер букв на протяжении письма

Слово начинается с больших букв, которые превращаются в маленькие. Такое уменьшение букв встречается у людей, которые занимают положение, требующее особого внимания к соблюдению такта и хранению тайн.

Слово начинается с маленьких букв, которые превращаются в большие (или конец слова превращается в прямую или волнистую линию). Так пишут люди, не умеющие хранить секреты.

«Открытые» (как бы незаконченные) буквы «а», «в», «д», «о», «ф», «я». Чем более открыты буквы, тем более общителен человек. «Закрытые» буквы свидетельствуют о сдержанности человека.

Подпись человека

Подпись — это зеркало души человека или иллюзия для окружающих?
Часто говорят, что в подписи кристаллизуются все сильные или слабые стороны человеческой натуры. Правда ли это?

Конечно, в значительной степени тот образ, который человек создает для окружающих, выражается в его подписи.

Для анализа лучше использовать подпись, проставленную на неразлинованной бумаге.
За годы жизни у человека вырабатывается, как правило, несколько подписей: одна из них — его естественная подпись, которая используется при частной переписке, вторая — для визирования деловых бумаг.

В том случае, когда человек использует только один тип подписи, можно говорить о природной естественности его поведения.

Наклон в подписи, отличающийся от наклона в остальном тексте, свидетельствует о различиях между внутренним миром человека и его внешним обликом.

Подпись, сделанная с наклоном назад, означает, что интеллект контролирует эмоции.
Если человек пишет с наклоном назад, а подпись с наклоном вправо, человеку свойственна рассудительность, голова всецело управляет его сердцем, однако он дружелюбен и чувствителен.

Если в мелком почерке с простыми буквами мы имеем подпись с крупными буквами, то человек пытается изображать наличие широкой натуры, которой он на самом деле не обладает.

При слишком вычурных буквах в подписи можно говорить, что человек стремиться создать обманчивое впечатление о себе как о гордеце.

Наличие точки за подписью — признак упрямства, иногда — повышенной настороженности. Если точка жирная, то она может быть знаком вызова. Также о вызове свидетельствует тяжелая черта под подписью.

Длинная прямая черта под подписью также имеет значение при анализе. Черта, сделанная с легким нажимом свидетельствует о собственническом, напористом характере, о том, что стремления связаны с идеальными целями. Сильный нажим говорит нам о стремлениях к материальным целям и признанию.

Если вам встретились две вертикальные черточки, проведенные на черте под подписью в центре прочерка, они могут быть признаком хорошего делового чутья.

Изящная линия является показателем романтизма, такой человек любит утонченную жизнь, легко поддается лести.

Чем больше угловатости в прочерке, тем больше проявляется решительность, сила характера, амбициозность человека.

Прочерк, который является продолжением последней буквы, часто говорит об упорстве человека, его умении постоять за себя.

«Зажатая», малопонятная подпись говорит о том, что человек не лидер.

Подпись, постепенно поднимающаяся вверх, свидетельствует, что человек оптимист и обладает энергичным характером. У неуверенных в себе людей она опускается вниз. Горизонтальная подпись характерна для людей уравновешенных.

Подпись, которая начинается с буквы имени, ставят люди вдумчивые и ответственные. Завитушки говорят о властолюбии и эгоцентризме человека.

Уважаемые коллеги!

Искренне надеемся, что данный материал поможет Вам в работе. И Вам станет немного проще определять, насколько человек инициативен, аккуратен, амбициозен, исполнителен, организован и т.д., оценив анкету, заполненную им от руки.

Как мы не раз убеждались на собственном опыте, почерк помогает выявить реальные характеристики человека, порой опровергая первое впечатление при знакомстве.

Однажды в агентство пришел представительный мужчина, который претендовал на позицию финансового директора. Он вел себя вполне адекватно. Но вот почерк!..
Во время профессионального тестирования соискатель неожиданно «дал сбой» и предложил рекрутеру вместо ответов на вопросы спеть романс.

Удачи Вам!

Светлана Костромина
Кадровое агентство Казани «Бизнес и Карьера»
В статье использованы материалы книги Дороти Сары «Тайны почерка»

Рекомендуем к просмотру

Профориентация по почерку. Графологический анализ: мифы и реальность

Графологический анализ становится все популярнее в разных сферах деятельности. Его все чаще применяют не только в психологии, но и в бизнесе, бизнес-консульттровании, профориентации.

Подробно о графоанализе рассказала Городскому центру профессионального и карьерного развития Лариса Дрыгваль, психолог, кандидат психологических наук, эксперт-графолог, руководитель аналитического департамента «ЦИП»-центра изучения почерка — московского представительство института графоанализа Инессы Гольдберг (Израиль).

Психологи уже давно признали, что человека лучше всего изучать по его проявлениям: жестам, мимике, оборотам речи, которые он использует в разговоре, продуктам творчества. Почерк — это тоже поведение человека, только письменное. На листе бумаги проецируются все особенности личности и манеры ее поведения. Еще в 1895 году немецкий профессор физиологии Прейер экспериментально показал, что почерк — письмо мозга. Собирая образцы почерков людей перенесших различные травмы, лишившихся рук и, снова научившихся писать ртом или ногой, он доказал, что эти люди писали таким же образом и таким же почерком, что и до инвалидности. В дальнейшем его выводы подтвердил немецкий невролог Пофаль, доказавший аппаратным методом психомоторную связь между импульсами головного мозга и почерком. Кстати, за это он был удостоен звания профессора графологии и стал основателем факультета графологии при Гамбургском университете.

Отличие графоанализа от почерковедческой экспертизы

Стоит отличать эксперта-почерковеда от эксперта-графолога. Несмотря на то, что материал для исследования у них один (почерк), цели и задачи исследования разные. Если графолог анализирует почерк с точки зрения изучения психологического портрета его обладателя, то почерковед изучает, каким пишущим прибором была сделана запись, устанавливает время написания, сравнивает различный образцы для определения подлинности или подделки.
Графолог — это, в первую очередь, психолог, который использует почерк в целях психодиагностики. Без основательной психологической подготовки стать графологом нельзя, как невозможно быть врачом, не зная анатомии.

Как работает графология? Гештальт-подход

Многие до сих пор думают, что по почерку можно делать выводы, основываясь на отдельных графологических признаках. Например, всем известно, когда строчки идут вверх — это оптимизм, а когда падают вниз — пессимизм. Такой подход действительно существовал до 18 века в Европе, пока француз Крепье-Жаменн не открыл и сформулировал основной принцип диагностики почерка: синтезный, гештальт-подход. Анализ почерка строится на анализе графологических синдромов, когда у определенного графического признака не существует строго постоянного характерного значения, и он может получить различные интерпретации, в зависимости от специфики каждого конкретного почерка.

Другими словами, каждый конкретный признак есть проявление некой тенденции в личности, спектр характеристик который достаточно разнообразен, от позитивного до негативного значения. И только общая картина почерка покажет, какую характеристику выбрать для этого признака в каждом конкретном случае.

Мало знать, что строчки идут вниз или вверх. Направление строки — всего лишь характеристика эмоционального фона от истерии до депрессии (спектр состоянии на этой шкале очень разнообразен). Чтобы точно определить, почему строчки ведут себя таким образом, необходимо проанализировать и другие сопутствующие признаки: размер, наклон, ширину, структуру буквы, движение почерка, расположение текста на листе бумаги, степень нажима, особенности линии. И только в этом случае можно получить ответ на вопрос, что спровоцировало такое поведение строки: истерия или просто легкая эмоциональная нестабильность.

Возможности применения

Графоанализ интересен тем, кто занимается исследованием психологических особенностей человека в самом широком применении этих знаний.

В бизнесе: для оценки соискателей или уже имеющихся сотрудников для определения стиля поведения, особенностей мотивации, сильных и слабых сторон, благонадежности, потенциала или психологических рисков.

В бизнес-консультировании: при разработке планов развития, формировании кадрового резерва.

В практике психолога, психотерапевта: для оценки психологического состояния, определении психотипа, акцентуаций, изучения психологического профиля клиента.

При профориентации: оценка направленности личности и ее особенностей в русле профессиональных задач.

Профориентация по почерку. Почерк, как зеркало, отражает мельчайшие проявления деятельности нашей психики от небольшого беспокойства до сильного душевного смятения или расстройства личности. Однако, не только эмоциональный фон или чувства можно оценить по почерку. Палитра психологических особенностей гораздо обширнее — от типа темперамента, мировоззрения и самооценки до направленности личности, особенностей мышления, способностей и талантов.

Ни для кого не секрет, что людей можно разделить на типы. В частности, можно выделить 4 основных направленности в мышлении и поведении человека:

1. Практически ориентированные индивидуумы, для кого практика важнее теории. Они воспринимают мир, непосредственно манипулируя предметами и объектами. Прикладной тип мышления характеризуется конкретностью (детальностью) восприятия и мышления, реалистичностью, материалистичностью мировоззрения. Людям с таким потенциалом лучше выбирать технические, инженерные специальности по типу «человек-техника», подходит для них деятельность, связанная с ручным трудом, прикладными конкретными задачами.

Как выглядит почерк с преобладанием практического типа личности:

2. Теоретический тип мировосприятия во многом определяется абстрактным мышлением. В этом случае, напротив, общему и глобальному уделяется больше внимания, чем конкретному и детальному. Это, как правило, творческие личности, им хорошо удается генерировать новые идеи, подходы, моделировать новые ситуации, заниматься теоретическими умопостроениями.

Как выглядит почерк с преобладанием теоретического типа личности:

3. Чувственный тип личности направлен на окружающих, коммуникации, отношения, общение. Им подходят профессии типа «человек-человек», «человек-природа». Они обращены в социум, им важно быть принятым в коллектив и составлять с ним единой целое.

Как выглядит почерк с преобладанием чувственного типа личности:

4. Мыслительный тип личности обладает аналитическим мышлением, людям с таким складом стоит выбирать профессии типа «человек- знаковые системы». Им легко удается работа с цифрами, подсчетами, анализом большого количества данных, системным анализом и структурированием информации.

Как выглядит почерк с преобладанием мыслительного типа личности:

С какого возраста можно анализировать почерк

Почерк проходит несколько этапов формирования от сознательной стадии (в начальной школе) до постепенного перехода в мало осознаваемый, автоматический навык (к 12-13 годам). Примерно с 14-15 лет почерк начинает полностью отражать индивидуальные черты и особенности пишущего. С этого же возраста (не раньше), можно анализировать почерк с целью профориентации.

Правила подачи почерка на графологический анализ

Не каждый текст, написанный от руки, пригоден для анализа. Письмо должно быть написано на чистом листе формате А4 шариковой ручкой.
Писать нужно текст на свободную тему, ничего не списывая, не цитировать стихи, объем — не меньше страницы.
Желательно под лист бумаги подложить еще 2-3 листа.
Писать в удобном положении, сидя за столом, в нормальном рабочем состоянии.
В конце поставить подпись, написать пол и возраст.

От теории к практике

Проект «Профориентация по почерку для старшеклассников», разработанный Центром изучения почерка – Московское представительство института графоанализа Инессы Гольдберг (Израиль), стартовал в Москве в 2014 году при поддержке Московской торгово-промышленной палаты и Городского Центра профессионального и карьерного развития (ГЦПиКР). Проект вызвал большой интерес со стороны учащихся старших классов, их родителей и школьных психологов.
По итогам работы в конце 2014 года Центр изучения почерка стал победителем конкурса «Социально ответственный работодатель», проводимого ГЦПиКР, в номинации «Снова в школу» за организацию наибольшего количества профориентационных мероприятий на территории общеобразовательных организаций города Москвы.

В рамках профориентационной Программы ГЦПиКР специалисты-графологи Центра изучения почерка проводят мастер-класс «Профориентация по почерку».

Записаться на мастер-класс «Профориентация по почерку» можно через Интеллектуальный кабинет школьника (ИКШ)
Подробнее об ИКШ

Графолог рассказала, как по почерку распознать агрессию

«Ты узнаешь ее из тысячи, по словам, по глазам, по …почерку», — эти перефразированные строчки из популярной песни репертуара группы «Корни» как нельзя лучше характеризуют графологию — науку о связи почерка и личности человека. Эксперт по расшифровке почерка Оксана Поротова в беседе с 5-tv.ru рассказала, по каким признакам письма можно утверждать, что перед вами агрессивный или склонный к обману человек.

Основные характеристики, которые специалисты берут во внимание — это нажим, размер, наклон, очертания и размер строк. Если человек агрессивен и испытывает сильные негативные эмоции, то соответствующие импульсы формируются у него в голове, и уже через руку, с помощью почерка, транслируются на бумагу.

«Это будет почерк корявый, с деформированными формами букв, со сниженной читабельностью. Как правило, с сильным нажимом», — обозначила графолог Оксана Поротова.

Для сравнения: у уравновешенного типа обычно почерк размеренный, гибкий и продуктивный.

При медленной скорости письма об агрессивности свидетельствуют еще ряд признаков:

  • сильный нажим

zen.yandex.ru

  • угловатость и деформация формы букв
  • восходящие строки

zen.yandex.ru

  • прорывающиеся конечные поля

zen.yandex.ru

  • сниженная читабельность

zen.yandex.ru

Кроме этого, графолог указала на отличительные черты обманщика. Один из явных признаков, говорящий о неблагонадежности — открытая снизу у основания форма буквы.

Но даже специалист не берется делать экспертизу только по одному почерку, в ход идут и другие инструменты психодиагностики. Чтобы отличить «вредное», деструктивное для других поведение от просто плохого настроения, нужно учитывать и другие факторы. Например, какая у него сейчас домашняя обстановка, простужен ли он, не нагрубил кто-то ему сегодня в транспорте.

Ранее 5-tv.ru писал, что ученые разработали метод вычисления болезней мозга через почерк.

Инесса Гольдберг. Почерк- характеристика вашего сотрудника

Инесса Гольдберг. Почерк- характеристика вашего сотрудника

Инесса Гольдберг, основатель Института Графоанализа (www.inessa-goldberg.ru), преподаватель, автор книг, эксперт-графолог, любезно согласилась дать интервью СМИ «БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА» (www.ekb-security.ru), сентябрь 2014г. Тель-Авив, Израиль

Добрый день, Инесса. Познакомьте нас, пожалуйста, с ведущим специалистом-графологом Инессой Гольдберг (Израиль).

После окончания Философского факультета в университете Тель-Авива передо мной был открыт только один путь — преподавать в университете. Был период поиска. Знала про себя, что у меня визуальный склад, что есть способность что-то делать руками. В то же время читала книги по психологии. Однажды в магазине увидела книжку по графологии, из анонса которой узнала, что по почерку можно определять характер человека. Это же потрясающе, так интересно! Меня это заворожило. Одной книжки мне не хватило, стала еще покупать. Несколько книжек мне оказалось не достаточно, и решила, надо бы этому поучиться. Взяла справочник и выбрала графолога, который по месту жительства был ко мне ближе всех.

Мне в жизни везет на счастливые случайности, на хороших людей и вот так, случайно пальцем попала в наше светило в области графологии – Нурит Бар-Лев (www.nuritbarlev.co.il). Она израильтянка, по-русски не говорит, но для меня это было не так важно, так как хорошо понимаю и говорю на иврите. Я позвонила ей. На мой вопрос, не обучает ли она, ответила – нет, но мы разговорились и в конце беседы Нурит сказала — впрочем приходите, поговорим, может быть, я возьму вас к себе в ученицы. Потом она вспоминала, ей показалось, что во мне есть потенциал, и она решила меня взять. Я училась у нее 4 года, была хорошей ученицей, и она прочила мне большое будущее. Если про нее сказать, что она замечательный человек – ничего не сказать. Это мудрый человек, который кроме графологии учил меня жизни. Сегодня ей уже более семидесяти, но пожилой не назовешь — видная, активная, быстрая, бодрая остроумная, отлично выглядит. Она всегда говорит, что графология продлевает жизнь — это хорошая профилактика против старческой деградации, потому что заставляет работать мозги. Нет двух похожих почерков, каждый почерк индивидуальный, соответственно проводится уникальный анализ сопоставления признаков почерка.

В Израиле можно отучиться частным образом у известного графолога, который выдаст свой диплом. Графологов в Израиле немного – около 200 человек, при этом много подражателей, шарлатанов, как, наверно, и в любой другой области.

Поэтому для профессиональной деятельности в Израиле графолог должен сдать экзамен в научно-графологическом обществе. Экзамен сдается комиссии на двух языках — иврите и английском.

1 этап экзамена – письменный, для анализа предлагается два почерка. Если проходишь письменную часть, допускают к устной защите. При успешной сдаче экзамена выдают диплом о сертификации специалиста-графолога.

Экзамен очень серьезный и сложный — из 10 подавших документы человек вместе со мной сдали только 2. Так, я стала графологом. С тех пор влюбилась в эту профессию, и просто счастлива, что нашла себя. Пригодился визуальный склад – восприятие букв как картинки, нужна тщательность — выхватывание деталей, и в то же время — общий взгляд, чтобы увидеть целое. Это то, чему я сейчас учу своих учеников.

По закону каждый израильский графолог может быть судебным экспертом, но если ты относишься к своей работе добросовестно, то стоит специально для этого повышать квалификацию. Через 1.5 года дополнительного обучения я официально получила статус Судебного эксперта-графолога. В Израиле мои заключения принимает суд. В России не приняли бы мои экспертизы, потому что я частный эксперт. Как судебный эксперт, кроме сличения подписи я анализирую все что с ней связано – чернила, бумагу, подложный ли документ и др. Более того, пишу заключение, в котором есть фраза – «мое заключение я даю вместо моего свидетельства под присягой в суде и мне известно о законе и даче ложных показаний». И, если через какое-то время будет необходимо, меня могут пригласить в суд, чтобы адвокат противоположной стороны мог устроить мне допрос с пристрастием, почему я сделала такой вывод.

Как правило, адвокат атакующей стороны пытается доказать мой непрофессионализм, либо говорит о том, что я была подкуплена, или я недобросовестно провела экспертизу, т.е. нейтрализовать мои выводы. Это очень неприятная процедура. Я выступаю в суде и даю обоснование моего заключения. За время обучения на курсах судебных экспертов нас научили, как выстраивать защиту экспертизы, давать обоснование ее результатов. Есть специальные условия, которые позволяют делать выводы — пять степеней вероятности. Например, 5 из 5 можно поставить только тогда, когда работаю с оригинальными документами, написанными от руки. Для этого использую микроскопы с инфракрасным, ультрафиолетовым излучением. Если это копии или сканы документов, нельзя изучить все нюансы почерка на микроуровне – картинка плоская, нет нажима. В этом случае самая высокая степень моей надежности 4 или 4.5 из 5. Если мне не хватает материала, если подпись легкая для подделки – все это снижает степень надежности. При этом я должна аргументировать свои выводы, например, почему схожи или не схожи подписи, чтобы не было белых пятен, т.к. судебного эксперта могут вызвать и потребовать обосновать каждое слово заключения.

 

Инесса, часто приходится заниматься судебными делами? Кто чаще всего обращается?

Да, приходится. За последние полторы недели проводила три экспертизы — это много. Бывало, за три месяца не было ни одного судебного дела. Надо сказать, что в Израиле я единственный специалист-графолог, судебный эксперт, который говорит по-русски. Часто ко мне обращаются русскоязычные израильтяне — с русскими подписями, завещаниями, чеками. Как правило, это потерпевшие. Были случаи, когда меня назначал суд, как независимого эксперта.

Недавно обращалась девушка от лица своей матери — якобы курьер доставил вызов в суд, а это очень важный документ, но мать этот документ не подписывала. Девушка просила доказать, что на документе чужая подпись, т.е. кто-то поставил подпись за маму. Женщины называли меня их «последней надеждой». Оказалось после проведения мной экспертизы, что они лгали, и мать сама подписала документ.

С тяжкими уголовными делами мне не приходилось сталкиваться, но мои коллеги из России, бывает, присылают мне образцы почерков людей, фигурирующих в уголовных делах.

В Израиле известные эксперты-графологи работают на очень серьезном уровне – анализируют почерки террористов, например, проводили анализ почерка террориста №1, Усамы Бин Ладена. Его почерк и подпись, а значит, и личность, переполнены страхами и неудовлетворенностью, фанатизмом с элементами аутичной акцентуации, при этом с огромным желанием самоутвердиться и потребностью во внимании к собственной персоне.

Источник иллюстрации — news.nana10.co.il

Думаю, специалистам СБ коммерческих компаний в России интересно, как проводится процедура тестирования в Израиле.

Можно определить направления. Первое – определение общей неблагонадежности. Это не конкретная ложь в почерке — вот сейчас он говорит правду или врет. Это, условно говоря, общее определение степени лживости, ненадежности человека, его нечестности. Понятно, что не бывает абсолютно честных людей.

Графологи в своем арсенале имеют большой список признаков неблагонадежности. Когда мы находим 1, 2, 3, 4 и даже 5 таких признаков почерка, и у себя найдем, – это нормально, например, исправления. Многое зависит от тяжести признака — насколько он часто встречается, насколько значителен, или насколько злоупотребляют этим признаком. С кем не бывает? Мы не роботы – споткнулись, не так написали, зачеркнули букву, пропустили, вписали. Но если исправление отягощает читабельность, а не улучшает, кляксы накручены в клубок – это уже подозрительно.

Бывает, что несколько букв похожи друг на друга – двусмысленные. Но и в этом случае диагноз о неблагонадежности ставить рано. Например, есть люди, которые пишут букву «т», как «ш» и сверху палочку. Это объясняется психологическими аспектами. Рисуют вогнутые гирлянды – человек этического склада. Из безобидных признаков — аркады, т.е. выгнутая дуга, как буква «т». Кто-то букву «д» наверх пишет и получается дуга – он не преступник из-за этого. А вот, если у него все буквы закрываются – это уже складываем в копилочку. Очень подозрительный признак – открытая снизу буква, например, «о» как подковка. Нечестность – это как бы усугубленная аркада. Левый наклон почерка –это не естественно. Некая оппозиция. Естественный психомоторный наклон – правый, он раскрепощает, как бы более спонтанный.

2 направление – проведение графологической проверки в расследовании преступления, лжет в тексте или нет. В этом случае проводится психологическая работа с подозреваемым, он пишет историю преступления в свободной форме (глазами невиновного), ему диктуются значимые и графологически отмеченные слова и фразы.

Замечу, что для лжеца особенно важно сохранять контроль над словами и движениями, т.к. обман – задача сложная и требующая повышенной умственной деятельности. При этом в почерке можно замаскировать взволнованность торможением эмоций или возбуждением, многословностью и лишними телодвижениями.

Инесса, а можно ли по почерку в долговой расписке определить благонадежность, собирается ли отдавать человек в будущем деньги?

Небольшой процент вероятности. Сложно доказать, что человек, который написал расписку, волновался, неровно дышал, дергался, потому что не собирался отдавать деньги. Возможно, он сам по себе такой или у него было соответствующее состояние. Давать заключение только по почерку в одном документе без сравнительного образца нельзя. Всегда нужен почерк нейтрального текста.

Руководителям и специалистам СБ волей-неволей приходится работать с документами, написанными от руки – заявления, объяснительные, анкеты сотрудников и кандидатов при приеме на работу. На что следует обратить внимание, и какие рекомендации можно дать при работе с этими документами?

Например, в анкету кандидата можно включить два пункта с просьбой описать свои сильные и слабые стороны. Они позволят получить во-первых, информацию о том, что человек думает о себе, во-вторых, — образец почерка. В описании по почерку можно распознать особо лживые слова, в том случае, если они не соответствуют действительности – например, «честный», «лидер», «ответственный» и тому подобное.

Очень хорошим материалом для характеристики личности является написанная от руки автобиография. Если рассматривать соблазны, пристрастия человека, то в почерке можно увидеть склонности к ним. Анализ почерка покажет — слабая воля, склонность к соблазнам, податливость влиянию перед сильными и авторитетными людьми, на этого человека можно надавить. Вопрос – попадет он в неблагоприятную среду или не попадет? Мы не можем гарантировать по почерку тот или иной результат. Мы можем видеть склонность и соответственно проводить профилактические мероприятия, чтобы исключить риски — этому человеку, например, не надо доверять деньги. То есть по почерку человека можно выстроить его профиль. И у меня есть методика, по которой можно определить компетенции, личные качества для выполнения функций на той или иной должности.

Если необходимо взять с сотрудника объяснительную или автобиографию, исключите машинописные тексты. Пусть человек изложит свои мысли на чистом нелинованном листе бумаги А4.

Если человек хочет подделать почерк, у него срабатывают сознательные механизмы. Эти механизмы – совсем иное, чем естественность и непосредственность. Мы увидим в почерке, что человек где-то старался, при этом где-то у него дрогнула рука или повысилось напряжение.

Отмечу, что графология не рассматривает предпочтение человека в выборе цвета пасты: синяя, черная, фиолетовая, красная – это ближе к психологии цвета.

В век стремительной автоматизации процессов есть ли какие-то программы, которые проводят графологический анализ или помогают графологу?

(Улыбается — прим.ред.) Да, по адресу. Дело в том, что в моем институте есть компьютерная лаборатория. Ее возглавляет технический директор, талантливый программист и изобретатель, который работает над программой анализа почерка. Программа позволяет исчислять то, что в почерке исчисляемо. Сейчас мы проводим эксперименты, совершенствуем программу. Нам требуется больше статистики. Разумеется, никакая технология не сможет заменить живого эксперта. Тем не менее, кое-что можно определить с помощью компьютера. Например, уже получается определить уровень IQ. Также мы работаем над определением отдельно взятых психических функций по Карлу Густаву Юнгу – логика, этика, сенсорика, интуиция, экстраверсия, интроверсия.

Для работы с программой требуется планшет с сенсором. Поверх экрана кладется чистая бумага, человек пишет на бумаге текст компьютерной ручкой с чернилами. Программа переносит с сенсора компьютерную модель, и таким образом можно измерять, увеличивать, просматривать график нажима и анализировать другие параметры. В базе данных есть библиотека почерков. Будет хорошо, если кто-то захочет поучаствовать в разработке. Ссылка в открытом доступе inessa-goldberg.com. Вопросы и предложения можно направлять на почту Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

И все-таки, еще раз замечу, что живого специалиста не удастся заменить даже потому, что не всё численно измеряется в почерке. Что-то измеряется количественно, а что-то качественно. И в графологии один плюс один будет три. Графологию можно сравнить с медициной – хорошему врачу кроме анализов нужна и другая симптоматика. Доктору надо понять, что еще болит у пациента, на что он жалуется, нужно видеть цельную картину.

И еще один вопрос относительно высоких технологий. Люди больше времени проводят за компьютерами и все меньше пишут. Что происходит с почерком человека в процессе эволюции?

Почерк не меняется. Более того, можно сейчас видеть у некоторых студентов каллиграфический почерк, бисерный, обсессивный, навязчивый, а у других, например, каракули. Почерк связан с психикой, подсознанием, физиологией. Почерк не существует сам по себе – это отражение нашего внутреннего мира. В какое бы время мы не жили, он будет сохранять наши особенности. Другое дело, если человек не пишет, тогда он теряет навык. И единственное, что мы делаем, для того чтобы проанализировать почерк – «расписываем» человека, просим, чтобы он написал не пол-листочка, а больше.

Сотрудники Службы безопасности бизнеса в большинстве своем папы или уже дедушки. На что им следует обратить внимание, глядя на почерк ребенка? Какие признаки должны их насторожить?

Самое главное, чтобы почерк не походил на погнутую проволоку – дрожащий почерк, поломанные линии, штрихи поломанные. Это признаки психологического неблагополучия, страхи тревоги, зажатость, скованность, низкая самооценка, плохое психологическое состояние. Может быть, в школе обижают, дома обстановка неблагополучная.

 

Инесса, сложный и интересный вопрос – в чем заключается миссия графолога с точки зрения безопасности?

Миссия графолога – помощь в определении безопасности, связанная с человеческим фактором, которая заключается в прогнозировании поведения, мотивов, определении личных качеств, склонностей, отклонений, благонадежности и других особенностей личности, влияющих на степень безопасности вообще и бизнеса в частности.

Инесса, большое спасибо за встречу и интересную беседу. До новых встреч!

Беседу вела Ульяна Бурылова

СМИ «БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА», www.ekb-security.ru

21 сентября 2014г. Тель-Авив, Израиль.


 

 

Определение

в кембриджском словаре английского языка

Отрывок был выбран консультантом , графологом , потому что он содержит много эмоциональных слов. Профессиональный графолог оценил каждого близнеца индивидуально по 5-балльной шкале по каждой из исследуемых характеристик.Эти оценки сравнивались с оценками внутрипарных личностных различий на основе изучения образцов почерка консультантом графологом и группой из восьми любителей. В одной из моих местных газет мой почерк недавно проанализировал профессиональный графолог .Недавно мне было интересно узнать, что во многих случаях обученный графолог имеет навык отследить автора письма отравленным пером, и этот факт должен быть известен. В пользу подлинности свидетельствует самая скрупулезная экспертиза графологов.Из

Википедия