Групповая динамика курт левин: Глава 1.2. Групповая динамика

Что такое «групповая динамика» и как с ней бороться?

Ирина Владимировна Еремина, педагог, психолог, заместитель директора компании КИД.travel, директор лагеря «Контакт«, делится многолетним опытом работы с детьми и дает вожатым советы, как не стать жертвой групповой динамики в процессе работы и постоянно быть в курсе эмоционального состояния подопечных. 

Групповая динамика. Модель «Времена Года»

Групповая динамика – это, по единодушному мнению социологов, процессы взаимодействия членов группы. Термин этот ввел психолог Курт Левин, хотя для нашей лагерной организации это неважно. Важно одно: лагерный отряд – это та самая социальная группа. И она не статична, не замкнута, она не застыла в своем развитии. Процессы групповой динамики будут зарождаться, формироваться и протекать внутри отряда независимо от того, знаете вы о них или нет. Совершенно не важно, верите ли вы в то, что такие процессы существуют и влияют как на настроение коллектива, так и на его работоспособность, или выберете для себя позицию атеиста: «не верю в то, что не могу потрогать руками». В любом случае групповая динамика неизбежна.

А на протяжении лагерной смены вас, дорогие читатели, будут ожидать взлеты и падения, вы можете вознестись к горным вершинам и упасть в пропасти, можете оказаться в бушующем море страстей или в тихом застывшем болоте. Как вы будете двигаться – выбирайте… Главное, будьте готовы к необъяснимым, на первый взгляд, сменам настроения и работоспособност

и отряда. Не пугайтесь, не теряйтесь, а учитесь с ними справляться.

Когда вожатый только приступает к работе, ему видится дружный и послушный коллектив единомышленников, сплоченный одной целью, творческий, спортивный, музыкальный, трудолюбивый. Но так, поверьте, бывает редко. В этом со мной согласятся все теоретики лагерной педагогики: недаром такую большую популярность приобрела теория А.Н. Лутошкина, которую озвучивают во многих «школах вожатых». В ней очень образно перечислены стадии развития коллектива, даже по названиям которых можно понять уровень сплоченности его на разных этапах формирования:

  • номинальная группа – «песчаная россыпь»,
  • группа-ассоциация – «мягкая глина»,
  • группа-кооперация – «мерцающий маяк»,
  • группа-автономия – «алый парус»,
  • группа-коллектив – «горящий факел».

И, бесспорно, коллектив надо организовывать, направлять, вести за собой. И постижение групповой динамики на разных этапах лагерной смены станет для вас не знакомством с отвлеченным термином, а насущной необходимостью. Но обо всем по порядку.

Дорога в лагерь. Как вожатому принять детей?

Есть классическая периодизация лагерной смены: организационный этап (от 1 до 3 первых дней), основной (много, почти вся смена) и заключительный (2-3 последних дня). Очень просто, но ничего не дает, кроме вопросов. Неужели «основной этап» так уж однороден по своим задачам? Неужели он требует от вожатого неких шаблонных действий? Неужели не нуждается больше ни в каком делении?

Мне бы хотелось познакомить вас с другой теорией, практически не встречающейся в специальной литературе, но, на мой взгляд, очень разумной и действенной. Это так называемая теория «времен года». Сразу оговорюсь, теория не моя, разработанная в общей психологии задолго до того, как я взяла ее на вооружение.

Но для лагеря она идеально подходит, так как помогает понять, как и почему в течение смены меняется общее настроение детского коллектива, зачастую абсолютно внезапно (по крайней мере, для не подготовленного к таким переменам вожатого), куда и по каким законам этот коллектив в действительности движется. Итак, в чем же суть данной теории?

Суть теории «Времен Года»

«Времена года»… С какого же времени начать? На первый взгляд, ответ очевиден – с самого первого, с начала года! И вот тут, обычно я задаю собеседнику вопрос: с какого времени У ВАС начинается год? 90% людей отвечают: конечно, с 1 января. 9 % — с 1 сентября. 1 % молчит, ничего не говорит, чувствуя подвох… Действительно, определиться трудно. 1 сентября имело в жизни наших предков известную логику: заканчивался сбор урожая, и начинался новый этап жизни. 1 января, на мой взгляд, логики вообще не имеет никакой…

Если же мы обратимся к более древним языческим временам, то увидим, что у наших предков-славян начало года ассоциировалось с рождением как таковым, с пробуждением природы. Именно поэтому год для них начинался весной, рос, зрел и к зиме умирал. Такое вот эмоциональное восприятие было свойственно человеку в те времена.

Предлагаю так же «эмоционально» подойти к описанию внутреннего состояния ребенка в процессе «проживания» лагерной смены. Вернее, рассмотреть это самое «проживание» с точки зрения протекающих в ребенке эмоциональных процессов, то есть, говоря примитивно, изменений его настроения и внутреннего состояния. И как мы в дальнейшем убедимся, многое становится понятным. Начнем!

Какие эмоциональные ассоциации содержит слово «весна» для вас, дорогие читатели? Слышу-слышу… «Приятные ожидания». Так, а у Вас? «Надежда на новое»? Хорошо. «Радость». Замечательно! Просто по Макаренко: «ожидание завтрашней радости», не правда ли? Действительно, многие из нас (исключая, пожалуй, лишь Александра Сергеевича Пушкина) живут весной в состоянии приятной, зачастую необъяснимой радости, в приподнятом настроении и в беспричинной эйфории.

Так вот, именно эти эмоции, которые у нас вызывает весна, испытывает среднестатистический ребенок, когда его вручают вожатому. Смесь беспричинного восторга, надежды на перемены, небольшой, но приятной, тревоги, или, если точнее, волнения, и «ожидание завтрашней радости»… Если ребенка не «засунули» в лагерь насильно, если ребенок едет с желанием, то он приезжает на встречу с вожатым именно с таким эмоциональным настроем. Но даже если он попал в лагерь под нажимом родителей, его эмоциональный фон неспокоен, ребенок тревожится.

Поверьте, эмоциональный фон ребенка повышен в любом случае, ребенок далек от спокойствия, его настроения нестабильны. Эти эмоции, со знаком «+» они или со знаком «–», так или иначе иррациональны, необъяснимы с точки зрения логики. Приехав в лагерь, восторженный ребенок звонит родителям и радостно кричит в трубку: «Мама, всё замечательно! У нас такие вожатые – самые лучшие! Я уже со всеми подружился – ребята очень хорошие! Сегодня концерт! И так вкусно кормят!». Негативно настроенный ребенок из соседней комнаты будет бурчать свое: «Ужасный корпус! Жуткая скука! Злые вожатые! Ребята в комнате все придурки!». И тот, и другой – под воздействием эмоций, а не разума, и это надо учитывать.

«Весна»

И все же чаще ребенок попадает к вам, дорогие мои читатели, в состоянии «весны». Он восторжен, нерационален и скор на выводы.

Он оценивает вожатого не столько по его внешней привлекательности (хотя именно это утверждают психологи) или профессионализму, сколько просто потому, что это вожатый «его». «Вот, у пятого отряда вожатые какие-то скучные, а наши – самые крутые!». «Крутые» – потому что «наши», твои личные, принадлежащие только тебе на эти 20 дней.

И друзья у него – сразу и навек. Тот, кто оказался рядом в автобусе – тот и самый лучший. Ребенок хочет с этим «лучшим другом» в одну комнату, за один стол в столовой, в один кружок. Почему? Он не может объяснить. Но он точно знает, что дружба эта навек. И когда чуть позже окажется, что не совсем «навек», у ребенка может наступить большое разочарование…

Вожатый должен это понимать заранее. И не обижаться, что на этом восторженном эмоциональном фоне у ребенка не просто смещены границы общения – их нет, этих границ. Абсолютно. Ребенок общается с вожатым очень свободно, не на уровне «взрослый – ребенок», а на уровне «друг – друг». Он готов играть, шуметь, кричать, веселиться – и с удовольствием поддерживает в этом вожатого.

В таком состоянии ребенок будет пребывать примерно два-три дня. Это как раз тот период, который в традиционной педагогике называется «организационным». И это действительно так: детей надо организовать. Их надо заставить подчиняться режиму, не забывать о гигиене, увлечь занятиями в кружках и отрядными мероприятиями, то есть, ввести в ритм жизни лагеря, с ее особыми правилами и установками. Как это сделать, учитывая бьющие в ребенке через край эмоции? Об этом – чуть ниже…

«Лето»

Следующий этап – «лето». Жаркое, спокойное, благодушное. Вспомним себя, дорогие читатели! Мы уже не веселимся просто так, потому что понимаем причину своей радости. Ведь лето мы уже спланировали: знаем, когда и куда поедем в отпуск, что посадим на дачных грядках и в какой комнате будем делать ремонт. К нашей радости летом примешивается умиротворение и уверенность, что все будет хорошо, потому что мы все хорошо спланировали и организовали.

И в лагере «лето» – это этап, когда ребенок уже все знает и готов существовать по писаным и неписаным законам. Все уже налажено и идет своим чередом, и ребенку это нравится. Он усвоил правила, пока не устал и не успел соскучиться. Он понял режимные моменты, с ними не спорит и готов выполнять. Он понял правила общения с вожатым. Он понял свою социальную роль в коллективе. Кто он? Лидер, с которым стремятся общаться все? Авторитет, к мнению которого готовы прислушаться? А может, он еще не «оброс» друзьями? В любом случае пока он с этой ролью смирился.

Такое четкое планирование лагерной жизни и своего социального поведения для него очень комфортно, и ребенок готов в этих условиях существовать. Рамки, в которые он заключен «летом», для него необходимы, в них безопасно, и он в них действует.

Этот этап в педагогической литературе называется «основным». И это так: спокойные дни отдыха, насыщенные интересными делами, общением, познавательными и спортивными играми, – это основное, ради чего ребенок едет в лагерь.

И все же мы с вами, дорогие читатели, пойдем вразрез с общепринятой теорией и разобьем основной этап на две части. Сразу за «летом», как и положено, наступает «осень»…

«Осень»

Об «осени» в педагогической литературе практически нигде не пишут. А жаль, потому что это очень важный этап и для лагерной смены, и для ребенка в лагере.

Осень – противоречивое время года. Это время, когда до обеда лето, а после обеда зима. Когда с утра совсем по-летнему светит солнце, к обеду набегают тучи, а вечером может выпасть первый снежок. Когда ты выходишь из дома, и не знаешь, понадобится тебе сегодня зонт или солнечные очки. В природе конфликт, и на душе тоже как-то неспокойно, муторно и тревожно…

В детском коллективе «осень» – это самое конфликтное время. Ребенку становится тесно в рамках своей социальной роли. Он не хочет больше с ней мириться, а может быть, она ему уже приелась. Его стала раздражать спокойная налаженная лагерная жизнь, в которой он уже все знает. Он сам не понимает почему, но ему становится некомфортно, хочется чего-то другого. В этот момент вдруг «вылезают» конфликты между ребятами, которые дружили всю смену. В этот момент вдруг начинаются стихийные противоречия правилам лагерной жизни со стороны самых активных и послушных ребят. В этот момент вдруг спокойные и тихие дети, проиграв в каком-то конкурсе, поднимают бучу и кричат: «Нас засудили! Мы вообще больше ни в чем участвовать не будем!». Любая искра, даже самая маленькая, может в этот период вызвать большой пожар. Дети агрессивны, «заведены», взвинчены и срываются по пустякам.

Больше всех поражаются вожатые. Они не понимают, почему в их «примерном» отряде конфликт. Ведь все было так хорошо, все шло по накатанным рельсам – и вдруг такое!

А предугадать это никак нельзя. Вожатому надо просто быть готовым этим «осенним» конфликтам, а значит, знать, как действовать при их возникновении. И понимать, что, переругавшись, его замечательные подопечные вступают в «зиму»…

«Зима»

В природе все засыпает, и в отряде наступает затишье. Но не то, которого мы ждем. Это не успокоение после перенесенных страданий, а скорее апатия, сон или дрема. До окончания смены 3-4 дня, и ребенку уже ничего не хочется. Он не ждет ничего нового, не хочет ни в чем участвовать («А зачем? Все равно не успеем подготовиться?»), не хочет ни с кем общаться («А зачем? Я через два дня уеду!») и просит родителей забрать его пораньше. Он все уже испытал, ему ничего не интересно, хочется в «зимнюю спячку» и ждать весны. А весна – это отъезд. Поэтому надо просто дотянуть до конца смены…

Дорогие читатели, а вы хотели бы прийти к такому финалу? Хотели бы, чтобы на прощальной отрядной «свечке» ваши подопечные вежливо мямлили: «Да нет, нормально было…»? Думаю, что ни один из вас не жаждет такого финала своей так блестяще начатой смены!..

Однако, отряд ОБЯЗАТЕЛЬНО пройдет все эти четыре этапа, это неизбежно. Он «родится», «повзрослеет» и «состарится»… Надо только постараться не дать ему «умереть»… Вопрос в том, как это сделать?

Если мы попытаемся представить лагерную смену как годовой круг, то, пожалуй, она может выглядеть так:

  • «весна» — 2-3 дня,
  • «лето» — 7 дней,
  • «осень» — 7 дней,
  • «зима» — 2-3 дня.

Да, отряд обязательно пройдет все четыре этапа. Обязательно будет бурно радоваться предстоящей смене, жить спокойно и правильно по законам лагеря, конфликтовать и скучать, ссориться и печалиться… Но нам бы хотелось, чтобы он печалился оттого, что смена закончилась и надо расставаться. Нам бы хотелось, чтобы каждый ребенок с нетерпением ждал новой встречи. А вам бы хотелось этого, дорогие читатели? Конечно, хотелось, понимаю вас. Но это произойдет только в том случае, если вожатый пройдет со своими подопечными все положенные этапы смены. Их непременно нужно пройти. Но как? Не рядом, держа ребенка за руку, а чуть впереди. А иначе – проблемы неизбежны…

Правильное прохождение этапов смены

Представим себе такую картину. Вожатый в состоянии «весны» встречает ребят, которые с яркими, бьющими через край эмоциями полностью совпадают со своим взрослым другом. «А мы будем ходить на костры по ночам?!» – «Да! Конечно! Много и часто!». Такой вожатый очень привлекателен, очень. Он заводной, энергичный, он душа детского коллектива, он фонтанирует идеями. Но потом наступает время «тихого часа», или ужина в столовой, или уборки комнаты. И в этот момент от вожатого требуются совершенно конкретные установки, жесткие правила, выполнение режима. Однако он, будучи в том же эмоциональном состоянии, что и дети, легко заряжается от них «вирусом» анархии: «А у нас никогда не было «тихого часа»! Мы никогда не спали днем!» – «И правильно, ребята! Какой смысл? Только тихо, ладно? Я вам доверяю!»… И начинаются какие-то «договоры», которые в результате приводят к полному бедламу. А вожатый, незаметно для себя, становится 31-м ребенком в отряде… Он готов играть, веселиться, шутить, а от него-то нужно иное – организовать и направить.

А ему это скучно, и делать этого не хочется. Или, к примеру, такому вожатому для сохранения его позитивных эмоций совсем не хочется с первой же минуты выглядеть в глазах ребят скучным и педагогически нудным. Ему очень нравится позиция «своего в доску» парня, которая, с его точки зрения, зарабатывает ему определенный авторитет. А еще он где-то читал, что для детей надо постараться стать другом… Вот он и старается.

Такому вожатому раздолье «летом»! Все всё знают, все всё умеют, смена катится будто сама собой. Вожатый гордо заявляет: «Да они у меня сами строятся и идут в столовую, никто не отстает! И в «тихий час» я могу в комнату не заходить, они все законы знают, без проблем!». Да, этап «лета» очень комфортен для такого вожатого.

Но к «осени» у него, как и у ребят, накапливается усталость и раздражительность, и он начинает остро реагировать на все внештатные ситуации. Например, ребенок ночью куда-то побежал, устроил кавардак, а утром, вместо спокойного разговора, вожатый срывается на крик.

То есть вожатый не гасит конфликт, а сам влезает в него. И в межличностных отношениях ребят он не может разобраться, не успокаивает, не снижает градус напряженности, а сам с головой уходит в подростковые споры. Рационально, по-взрослому он мыслить не в состоянии, он просто включается в конфликт на эмоциональном уровне.

Как старшему вожатому работать с эмоциональным выгоранием команды?

Точно так же, как и дети, вожатый подходит к последнему этапу, который называется «зима», морально опустошенным. Надо работать – а не хочется. И ничего не хочется. Он считает дни до конца смены. И если ребенка, приехавшего из лагеря в «зимнем» настроении, спросить, понравился ли ему отдых, он скорее всего скажет: «Нормально. Бывало и получше». Вожатый же после такой смены больше работать просто не захочет.

И вы неизбежно придете к такому результату, если не будете педагогически воздействовать на ребят на каждом этапе, если не будете рационально выстраивать свои с ними взаимоотношения, если не просчитаете каждый период смены, а просто эмоционально «сольётесь» с отрядом и будете плыть по течению.

Вы не хотите такого? Вы хотите получить удовлетворение от своей работы? Хотите, чтобы ваши подопечные снова и снова рвались в лагерь? И именно в ваш отряд? Тогда, дорогие читатели, давайте выведем некую формулу. Граф Калиостро в одноименном фильме выводил «формулу любви», а мы выведем «формулу успеха».

Она, в сущности, очень проста.

НА КАЖДОМ ЭТАПЕ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ – «ВЕСНА», «ЛЕТО», «ОСЕНЬ», «ЗИМА» – ВОЖАТЫЙ ДОЛЖЕН ДЕМОНСТРИРОВАТЬ ПОВЕДЕНИЕ СЛЕДУЮЩЕГО ЭТАПА.

Вожатый должен «работать на опережение», двигаясь чуть впереди своего воспитанника. Его место – на следующем этапе.

Если ребенок полон «весенних» эмоций – у вожатого спокойное «лето», и он доброжелательно, исподволь показывает ребятам рамки лагерной жизни. Эти ограничения могут вводиться и серьезно, и в игровой форме, но настойчиво и целенаправленно. К примеру, войдя в автобус с детьми, вожатый в микрофон обращается к радостно галдящим ребятам: «Уважаемые пассажиры! Наш комфортабельный лайнер отправляется по маршруту «Москва – «Детский лагерь «Звездочка»! Полет пройдет на высоте двух с половиной метров над землей. Пристегните ремни и будьте внимательны к правилам безопасного полета!». После этого следует перечисление того, что можно делать в автобусе, а чего делать нельзя. На сообщение ребят о том, что тихого часа в этом лагере или конкретно в их отряде никогда не было, вожатый, весело улыбаясь, посочувствует детям: « Ух… Не повезло… С этого года у нас приняты иные правила». Мягко, шутливо, но вместе с тем не допуская возражений вожатый направляет эмоционально нестабильных, с бьющей через край энергией детей в правильное дисциплинарное русло.

Если все «задремали» в «летнем» зное, то вожатый должен придумать что-то новое, чтобы не было скучно и предсказуемо. Он не сможет предвидеть зреющие проблемы, потому что детский коллектив – такое живое образование, что, сколько бы ты ни работал, невозможно просчитать все возможные «пиковые ситуации». Но надо понять одно: из-за чего дальше будут возникать конфликты? Надоело… Прискучила предсказуемая жизнь, в которой уже все заранее известно. И то, что вчера казалось интересным, перестает радовать и увлекать. Это с одной стороны. А с другой, детям становится тесно в рамках их социальных ролей. И на этапе «осени» тихий и незаметный ребенок может сотворить какую-нибудь пакость, рассуждая так: «Что же меня не замечают, в расчет не берут, не ценят? Попробую-ка я иначе!» – и, добиваясь к себе внимания, становится отрицательным лидером. Поэтому на этапе «лета» прежде всего необходимо менять место детей в отряде, чередовать их социальные функции. Например, командир отряда может стать не постоянной «должностью», а сменной, и тогда почти каждый сможет попробовать себя в руководстве другими. И хорошо, если будут четко продуманы мероприятия «летнего» и «осеннего» циклов, с тем чтобы проявить себя не очень активным, не очень эмоциональным детям. Интеллектуальные игры должны чередоваться со спортивными, а музыкальные конкурсы с мастер-классами по рукоделию. Тогда каждый ребенок в отряде сможет блеснуть своими, одному ему присущими талантами.

Сюрпризы для подопечных

На этом основном этапе смены пройдут главные мероприятия по сплочению коллектива, и вожатому надо понять две вещи:

  1. какие игры этому сплочению будут способствовать?
  2. какие игры помогут «разукрасить» эту немного поскучневшую жизнь?

Вожатый может, например, таинственно понизив голос до шепота, после ужина сказать всем «по секрету»: «Сегодня мы ляжем спать в час ночи. Пойдем в лес на костер, будем печь картошку, слушать сову и любоваться звездами». Этот слом режима внесет разнообразие в привычный лагерный распорядок и отличит ребят от всех остальных. «Сюрпризная» ситуация не даст ребенку заскучать и расцветит «лето» новыми красками. А предупрежденное заранее руководство лагеря, как правило, не станет возражать против однократного изменения привычного распорядка дня. Главное, убедите начальство, что все держите под контролем.

На рубеж «лета» и «осени» приходится родительский день. Он – такая «лакмусовая бумажка»: если много детей уезжает домой, значит, что-то в отряде идет не так, значит, этапы жизни сменяют друг друга без участия вожатого. Конечно, тоска по дому охватывает в это время многих детей, но это должно быть не настолько сильно, чтобы они захотели уехать.

Если в отряде начались «осенние» конфликты – вожатый должен гасить их «зимним» спокойствием, пользуясь «теорией выеденного яйца». Например, если две девочки поссорились из-за мальчика, мудро вздохнуть: «Зачем нам мальчик, который, ведет себя так непорядочно, что, не закончив одни отношения, гуляет с другой?» Если в отряде бунт из-за несправедливого, на взгляд ребят, проигрыша, наверное, уместно дать им возможность «выпустить пар» на отрядной «свечке», выслушать всех, но заключить вполне рационально: «А вам что, совсем не понравилось выступление тех, кто победил в конкурсе? Оно было такое плохое? А мне понравилось то-то и то-то. А мы? Недорепетировали, бывает. Завтра сделаем лучше. Конечно, если будем не кричать, а работать». Вожатому надо успокоить ребят, шуткой или ласковым словом снять напряжение, уложить спать… А уж потом идти к администрации ругаться, что отряд «засудили». Один на один…

И когда после всех этих бурных страстей наступит «зима», вожатый должен по своей воле впасть в «весеннюю» эйфорию. «Ах, что нас ждет вечером!.. Ах, что у нас будет! Нет-нет, не скажу, потерпите!» – тайна и ожидание сюрприза прекрасно повышают эмоции и пробуждают детей от «зимней спячки». Здесь тоже важно продумать последние мероприятия – трогательные, берущие за душу – и тогда смена закончится слезами. Но не от того, как все надоело и хочется домой, а от горечи расставания с друзьями и желания продлить радость общения хотя бы на несколько дней.

И будет главное – желание вернуться. Что нам и надо от лагерной смены.

Автор текста: Еремина И.В. — педагог, психолог, заместитель директора компании КИД. travel, директор лагеря «Контакт».

Данный текст является собственностью компании КИД.travel и публикуется с разрешения директора компании Татьяны Николаевны Моисеевой и автора Ирины Владимировны Ереминой.

Вы можете бесплатно забронировать путевку в лагерь «Контакт», которым руководит Ирина Владимировна:

0

0

0

0

0

Опубликовано Автор Елена РыженковаРубрики В помощь вожатым

Групповая динамика — презентация онлайн

Похожие презентации:

Групповая динамика: определение, характеристика, стадии развития

Динамика групповых процессов

Групповая динамика в группах разного вида, в терапевтических сообществах, производственных, учебных и дружеских коллективах

Социальные группы. Виды социальных групп. Групповая динамика. Организационный конфликт. (Лекция 7)

Групповая динамика и руководство

Социально-психологические особенности малых групп

Групповая динамика

Социальная психология. Психология групповой динамики

Малая группа как предмет социально-психологического исследования

Группа как социально-психологический феномен

1. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА

КУДРЯВЦЕВ Д.А., АРТИКУЛЕНКО В.И., ДУБОВ А.И.

2. Определение социальной группы:

Социальная группа – любая совокупность людей,
рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся
жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется
через разнообразные социальные группы, в той или иной
степени различающиеся между собой.

3. Основные признаки социальной группы:

1) Наличие интегральных психологических характеристик.
2) Существование основных параметров группы как
единого целого.
3) Способность индивида к согласованным действиям.
4) Действие группового давления, побуждающего человека
вести себя определенным образом и в соответствии с
требованиями окружающих.

4. Определение групповой динамики:

Групповая динамика – это
совокупность внутригрупповых
социально-психологических
процессов и явлений.
Основателем научного
направления «групповая
динамика» считается Курт Левин
— немецкий, а затем
американский психолог,
занимающийся вопросами,
многие из которых стали
основополагающими для
психологов.

5. Характеристики групповой динамики:

К характеристикам групповой динамики относятся 5
основных элементов:
Цели и задачи группы;
Нормы группы;
Структура группы, групповые роли и проблема
лидерства;
Сплоченность группы;
Фазы развития группы: напряжение в группе,
актуализация прежнего эмоционального опыта
(проекция), формирование подгрупп и пр.

6. Стадии развития:

Начало проекта (Ориентация и зависимость).
Знакомство друг с другом.
Начало работы.
Период конфронтации (Конфликты и протест).
Развитие синергии (Сплоченность и сотрудничество, достижения и
свершения).
Завершение работы группы.

7. Рекомендации по формированию группы (по Большакову В.Ю.)

1. Однородность по возрастному составу.
2. Соотношение мужчин и женщин в группе должно соответствовать
количественному соотношению полов в этом виде деятельности.
3. Одинаковый интеллектуальный уровень.
4. Нельзя включать в группу психически неадекватных людей.
5. Вы не обязаны брать в группу всех подряд!
6. Принадлежность к одному социальному слою.
7. Брать столько лидеров, сколько Вам необходимо подгрупп.
Надо стремиться к тому, чтобы все участники группы прошли перед
началом тренинга психологическое обследование.

8. Заключительные итоги:

Совокупность феноменов характеризует ситуацию в группе в каждый
конкретный момент ее существования.
Каждая группа в определенном смысле проживают собственную жизнь.
Задача тренера отслеживать, каков характер изменений, которые
происходят в группе на разных стадиях ее существования.
Знание механизмов групповой динамики, фаз развития группы полезно для
тренера при более или менее постоянной работе с группой, уже
существовавшей или вновь созданной. Все эти фазы в группе могут быть
пройдены безболезненно, конфликты разобраны и поняты в самой группе,
урегулированы, а цель тренинга достигнута. Отсутствие же внимания к
групповой динамике чревато потерей власти, внутригрупповыми
конфликтами, что может привести к распаду группы, к неудаче в работе.
В кратковременных группах (8—18 часов) трудно в полной мере отследить
эволюцию фаз групповой работы. В более продолжительных группах,
особенно ориентированных на личностное развитие участников, эти фазы
наблюдаются достаточно четко.
И главное: никогда не забывайте, участник ли вы или ведущий — законы
групповой динамики действуют всегда и при любых обстоятельствах. На них
не влияют ни погода, ни изменение политической ситуации. С одной стороны,
это дает ощущение стабильности, а с другой — сообщает о том, что есть
такие силы, которые неподвластны нам как участникам и от которых
насколько сильно мы зависим от кого-то!

9. Спасибо за внимание!

English     Русский Правила

SCIRP Открытый доступ

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по темам

  • Биомедицинские и биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по тематике  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Публикация у нас

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat

Бесплатные информационные бюллетени SCIRP

Copyright © 2006-2023 Scientific Research Publishing Inc. Все права защищены.

Вершина

Kurt Lewin — New World Encyclopedia

Kurt Zadek Lewin (9 сентября 1890 — 12 февраля 1947), психолог немецкого происхождения, один из пионеров современной социальной психологии. Он выступал за гештальт-психологию и хорошо известен разработкой концепции психологического «поля» или «жизненного пространства», в котором живет и действует каждый человек. Левин считал, что для того, чтобы понять или предсказать поведение людей, необходимо рассмотреть всю совокупность их жизненного пространства. Таким образом, Левин предложил, чтобы люди развивали понимание своего мира, физического, ментального и социального, посредством постоянного взаимодействия между их существующими воспоминаниями, желаниями и целями и их окружающей средой. Льюис также ввел понятие «исследование действия», которое включает в себя цикл размышлений о результатах запланированного действия, ведущего к улучшению планирования и более эффективному поведению. Его работа над групповой динамикой привела к лучшему пониманию взаимосвязи между установками (и предубеждениями) и поведением, дав надежду на то, что благодаря динамическому процессу изменения окружающей среды и поведения людей человечество сможет разрушить барьеры, разделяющие различные группы людей. людей и научиться жить в гармонии.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Работа
    • 2. 1 Теория поля
    • 2.2 Анализ силового поля
    • 2.3 Исследование действия
    • 2.4 Групповая динамика
  • 3 Наследие
  • 4 Основные работы
  • 5 Каталожные номера
  • 6 внешних ссылок
  • 7 кредитов

Биография

Курт Задек Левин родился 9 сентября 1890 года в еврейской семье в Могильно, Польша (затем в Позене, Германия). Левин присоединился к немецким вооруженным силам, когда началась Первая мировая война. Но из-за военного ранения он вернулся в Берлин, чтобы получить докторскую степень, где изучал математику, физику и психологию. Он получил докторскую степень в 1914, с Карлом Штумпфом в качестве руководителя его докторской диссертации.

В последующие годы Левин присоединился к гештальт-группе под руководством Вольфганга Кёлера. Он также стал ассоциироваться с ранней Франкфуртской школой, созданной влиятельной группой преимущественно еврейских марксистов в Институте социальных исследований в Германии. Когда в 1933 году к власти в Германии пришел Гитлер, членам института пришлось распуститься, переехав в Англию и Америку. В Англии Левин оказал влияние на создание тренинга чувствительности через Тавистокскую клинику в Лондоне.

Курт Левин добился международной известности и провел несколько лет в качестве приглашенного профессора в Стэнфорде и Корнелле. Он иммигрировал в Соединенные Штаты в августе 1933 года и стал натурализованным гражданином в 1940 году. С 1935 по 1944 год Левин работал в Университете Айовы, где провел новаторские исследования социализации детей. В 1944 году он отправился в Массачусетский технологический институт, чтобы возглавить исследовательский центр, посвященный групповой динамике, который продолжил эту работу после его смерти.

Левин умер в Ньютонвилле, штат Массачусетс, от сердечного приступа в 1947. Он был похоронен в своем родном городе.

Работа

Взгляды Курта Левина были продуктом активной модели разума, распространенной в немецкой философии. Определенные параллели можно увидеть между Зигмундом Фрейдом и Левиным в их формулировках в рамках немецкой традиции. Левин находился под самым непосредственным влиянием конкретных принципов гештальт-движения, и, хотя большая часть его работы была сделана независимо, он внес большой вклад в применение гештальт-принципов, которые преобладают и по сей день.

Левин учил, что ограничение психологических описаний групповыми средними или статистическими сводками упускает из виду индивида. По словам Левина, даже если бы все общие законы человеческого поведения были известны, психологу все равно нужно было бы оценивать взаимодействие человека с окружающей средой, чтобы делать какие-либо значимые прогнозы.

Теория поля

«Теория поля», производное от гештальт-теории приложение, включающее взгляд на социальную деятельность и динамику личности, получила наиболее четкое выражение в работах Курта Левина. Левин утверждал, что в гештальт-традиции личность следует рассматривать в контексте динамического поля взаимодействий человека и окружающей среды.

Левин считал, что это «поле» представляет собой гештальт-психологическую среду, существующую в сознании человека или коллективной группы в определенный момент времени, которую можно математически описать в топологическом созвездии конструкций. Модель Левина «интерактивного поля» человека основана на его понятии «ходологического пространства», которое определяется как геометрическая система, подчеркивающая а) движение по психологически направленным путям, б) динамику взаимодействия человека и среды и в ) поведение человека на препятствиях или преградах окружающей среды. Человек рассматривается с точки зрения индивидуального жизненного пространства, содержащего не только преобладание настоящего ходологического пространства с психологически направленными путями движения, но и репрезентации прошлых переживаний и будущих ожиданий.

Это «поле» очень динамично и меняется со временем и опытом. Когда полностью построено, индивидуальное «поле» (Левин использовал термин «жизненное пространство») описывает мотивы, ценности, потребности, настроения, цели, тревоги и идеалы этого человека. Левин считал, что изменения «жизненного пространства» человека зависят от интериоризации этим человеком внешних стимулов (из физического и социального мира) в «жизненное пространство».

Хотя Левин не употреблял слова «опытный» (см. эмпирическое обучение), он тем не менее считал важным взаимодействие (опыт) «жизненного пространства» с «внешними стимулами» (в том, что он называл «пограничной зоной»). для развития (или регресса). Для Левина развитие (включая регрессию) человека происходит, когда его «жизненное пространство» имеет «пограничную зону» опыта с внешними раздражителями. Изменение «жизненного пространства» вызывает не только опыт, но и принятие (интернализация) внешних раздражителей.

Анализ силового поля

Курт Левин разработал анализ силового поля как основу для рассмотрения факторов («сил»), влияющих на ситуацию, изначально социальную ситуацию. Он рассматривает силы, которые либо направляют движение к цели (помогающие силы), либо препятствуют движению к цели (препятствующие силы). Этот принцип является значительным вкладом в области социальных наук, психологии, социальной психологии, организационного развития, управления процессами и управления изменениями.

Курт Левин применил эти принципы к анализу группового конфликта, обучения, подросткового возраста, ненависти, морали, немецкого общества и так далее. Такой подход позволил ему разрушить распространенные заблуждения о многих социальных явлениях и определить их основные элементарные конструкции.

Исследование действием

Курт Левин был первым, кто ввел термин «исследование действием» в своей статье 1946 года «Исследование действием и проблемы меньшинств». В этой статье он описал исследование действия как «сравнительное исследование условий и последствий различных форм социального действия и исследование, ведущее к социальному действию», в котором используется «спираль шагов, каждый из которых состоит из круга планирования, действие и установление фактов о результате действия».

Исследование действием — это исследование, которое каждый человек может провести в отношении своей собственной практики, которое «мы» (любая команда, семья или неформальное сообщество практикующих специалистов) можем провести для улучшения своей практики, или которое более крупные организации или учреждения могут провести на себе , которым помогают или направляют профессиональные исследователи, с целью улучшения их стратегий, методов и знаний о среде, в которой они практикуют.

Групповая динамика

«Создание эмпирически проверяемой теории, как знал Левин, составляет суть науки; следовательно, исследование должно было руководствоваться необходимостью разработать целостную концепцию процессов групповой жизни» (Marrow 1969, с.183). Исходя из этого, Левин основал Исследовательский центр групповой динамики в Массачусетском технологическом институте для решения следующих вопросов:

  1. Групповая продуктивность: почему группы так неэффективны в выполнении задач?
  2. Коммуникация: Как влияние распространяется в группе.
  3. Социальное восприятие: как группа человека влияет на то, как он воспринимает социальные события.
  4. Межгрупповые отношения.
  5. Членство в группе: как люди приспосабливаются к этим условиям.
  6. Тренинг лидеров: Улучшение работы групп (Т-групп).

«Основным методологическим подходом будет разработка реальных групповых экспериментов по изменению, которые будут проводиться в лаборатории или в полевых условиях» (Marrow 1969, p. 179). Групповые динамические исследования проводились в реальных жизненных ситуациях с упором на борьбу с предрассудками. Левин был полон решимости, что эта исследовательская программа не только найдет рабочие методы, но и поможет применить эти методы на практике.

Наследие

Теория поля Курта Левина отражает интересное применение теории гештальта к личности и социальному поведению. Взгляды Левина очаровали многих психологов из-за сложного поведения, которое можно рассматривать в контексте жизненного пространства. Когда бихевиористская модель психологии расширилась, включив в нее когнитивные переменные, учения Левина были легко приняты для разработки всеобъемлющей теории бихевиоризма. Среди выдающихся психологов, наставником которых был Курт Левин, был Леон Фестингер, прославившийся своей теорией когнитивного диссонанса (19).56) и психолог-эколог Роджер Баркер.

Льюис был пионером в изучении групповой динамики и организационного развития. Его исследовательская программа была сосредоточена, в частности, на изучении предубеждений и связанного с ними поведения. Исследования включали поведение банд и влияние негритянского торгового персонала на продажи. Левин считал, что предубеждение вызывает дискриминацию, а не является ее результатом, и изменение этого поведения может изменить отношение. «Он хотел выйти за рамки простого описания групповой жизни и исследовать условия и силы, которые вызывают изменения или препятствуют им» (Marrow 19).69, с.178).

Понятие Левина об «исследовании в действии» может изменить весь смысл социальной науки, превратив ее из рефлексивного знания о прошлых социальных практиках, сформулированных жрецами-экспертами (научными докторами наук), в активное теоретизирование от момента к моменту, данные собирание и исследование, происходящее посреди текущих жизней. «Знание всегда приобретается через действие и для действия. Исходя из этой отправной точки, ставить под сомнение достоверность социального знания — значит ставить вопрос не о том, как развивать рефлективную науку о действии, а о том, как развивать действительно хорошо информированное действие — как вести науку о действии» (Торберт 19). 91).

Исследование действия — это не только исследование, которое описывает, как люди и организации ведут себя во внешнем мире, но и механизм изменений, который помогает людям и организациям анализировать и изменять свои собственные системы (Reason & Bradbury, 2001). Теории, разработанные с использованием подхода Левина к исследованию действий, включают:

  • «Наука действия» Криса Аргириса (Argyris 1970, 1980)
  • «Совместное расследование» Джона Херона (1996) и Питера Ризона (1995)
  • Пауло Фрейре (1970) «Исследование совместных действий»
  • Уильям Торберт (2004 г.) «Исследование действия в целях развития»

Поскольку исследование действия направлено на создание лучшей жизни в более эффективных и справедливых социальных контекстах, а также на открытие истинных фактов и теорий, неудивительно, что оно процветал в Латинской Америке, Северной Европе, Индии и Австралии так же или даже больше, чем в рамках университетской стипендии в США.

Основные работы

  • 1936. Левин, К. Принципы топологической психологии . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
  • 1939. Левин К., Р. Липпитт и Р. Уайт. «Модели агрессивного поведения в экспериментально созданном социальном климате», Journal of Social Psychology (10): 271-299.
  • 1943. Левин К. «Определение поля в заданное время», Psychological Review (50): 292-310.
  • 1946. Левин, К. «Исследование действий и проблемы меньшинств», Journal of Social Issues (3).
  • [1951] 1997. Левин, К. Теория поля в социальных науках . (Д. Картрайт, изд.) Нью-Йорк: Harper & Row. Перепечатано в Разрешение социальных конфликтов и теория поля в социальных науках . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация. ISBN 1557984158.
  • 1959. Левин, К. Динамическая теория личности . Макгроу-Хилл.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Argyris, C. 1970. Теория и метод вмешательства . Чтение, Массачусетс: Аддисон-Уэсли.
  • Аргирис, К. 1980. Внутренние противоречия тщательного исследования . Сан-Диего, Калифорния: Academic Press.
  • Бен-Дэвид, Дж. и Р. Коллинз. 1966. «Социальные факторы в происхождении новой науки: пример психологии», American Psychological Review (31): 451-465.
  • Блюменталь, А.Л. 1970. Язык и психология: исторические аспекты психологии . Нью-Йорк: Джон Уайли.
  • Скучно, Э.Г. 1950. История экспериментальной психологии Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.
  • Бреннан, Дж. Ф. 1982. История и системы психологии . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Prentice-Hall, Inc.
  • Картрайт, Д. [1951] 1997. Теория поля в социальных науках и избранные теоретические статьи — Курт Левин . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
  • Фрейре, П. 1970. Педагогика угнетенных . Нью-Йорк: Гердер и Гердер.
  • Херон, Дж. 1996. Совместное расследование: исследование состояния человека . Лондон: Сейдж.
  • Лихи, Th. H. 1991. История современной психологии . Энглвуд Клифф, Нью-Джерси: Прентис Холл.
  • Мозг, Альфред Дж. [1969] 1984. Теоретик-практик: жизнь и работа Курта Левина . ISBN 0934698228
  • Мэрроу, Альфред Дж. 2002. Курт Левин . Бельц. ISBN 340722754X
  • Reason, P. 1995. Участие в исследовании человека . Лондон: Сейдж.
  • Ризон и Брэдбери. 2001. Справочник по практическим исследованиям. Лондон: Мудрец.
  • Torbert, W. 1991. Сила равновесия: трансформация себя, общества и научных исследований .
  • Торберт, В. и партнеры. 2004. Исследование действий: секрет своевременного и трансформирующегося лидерства .
  • Уайт, Ральф К. и Рональд О. Липпитт. [1960] 1972. Самодержавие и демократия . ISBN 0837157102

Внешние ссылки

Все ссылки получены 16 июня 2018 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *