Узнадзе Дмитрий Николаевич — Психологическая газета
В 1909 г. окончил Лейпцигский университет, в 1913 г. — экстерном — Харьковский университет.
В 1909 г. Д.Н. Узнадзе была присвоена степень доктора философии в университете города Галле.
В 1909-1910 гг. работал учителем истории в Кутаисской мужской гимназии.
В 1914-1916 гг. преподавал психологию и педагогическую историю в Кутаисской правительственной женской гимназии.
В 1914-1917 гг. — преподаватель психологии и логики Кутаисского епархиального училища.
В 1915-1918 гг. — директор грузинской школы «Синатле».
В 1917 г. переехал в Тбилиси.
С 1918 г. и до конца жизни работал в созданном при его участии Тбилисском государственном университете: с 1918 г. возглавлял созданную под его руководством кафедру общей психологии; в 1918-1923 гг. — директор Тбилисского педагогического института (в составле Тбилисского университета), преподаватель психологии и педагогики; в 1920 г.
В 1927-1929 гг. — заведующий психологической лабораторией Тбилисского городского совета.
В 1927-1950 гг. — руководил созданным им Обществом психологов Грузии.
В 1930-1932 гг. — консультант Тбилисского института охраны здоровья детей и юношей.
В 1932-1936 гг. — консультант Тбилисского научно-исследовательского педагогического института и НИИ функционально-нервных заболеваний.
В 1932-1940 гг. — профессор, заведующий кафедрой психологии Кутаисского педагогического института.
В 1938-1939 гг. — профессор и заведующий кафедрой Сухумского педагогического института.
В 1939 и 1948 гг. был избран депутатом Тбилисского городского совета депутатов трудящихся.
В 1941 г. избран в первый состав действительных членов Академии наук Грузинской ССР, член президиума Отделения общественных наук; в 1941-1942 гг. — заведующий сектором психологии, заместитель председателя Отделения общественных наук.
С 1943 г. и до конца жизни — директор Института психологии АН Грузинской ССР.
В 1944 г. — заведующий отделом психологии Тбилисского научно-исследовательского педагогического института.
Автор трудов по теоретической и экспериментальной психологии установки, а также исследований по теории познания, общей и возрастной психологии, университетских учебников по психологии и др.
Автор общепсихологической теории установки как особого вида отражения дйствительности — неосознаваемой готовности личности к восприятию будущих событий и действию в определенном направлении. Возникновение установки обусловлено как объектом, так и субъектом: с одной стороны, установка возникает как реакция на определенную ситуацию, а с другой — в результате удовлетворения определенной потребности.
Д.Н. Узнадзе создал эффективный и простой метод исследования возникновения, действия и смены установки.
В лаборатории при Тбилисском университете он провел эксперименты, в ходе которых было определено, что установка, созданная в какой-либо одной сфере, проявляется не только в ней, но и в других сферах жизни. Кроме того, Узнадзе выяснил, что установка также свойственна и животным. Это открытие послужило основой для создания в дальнейшем двухуровневой модели психики.
Основываясь на результатах опытов, ученый сделал вывод о том, что установка является первичным свойством организма, т.е. это самая примитивная реакция на внешние раздражения, и в этом случае должен существовать еще один, более высокий уровень организации психики.
На основании этого Д.Н. Узнадзе впервые ввел в психологию принцип иерархии, рассмотрев два уровня психической активности: уровень установки и уровень объективации. На первом уровне поведение определяется воздействием ситуации, происходит удовлетворение непосредственных и актуальных потребностей. Что касается уровня объективации, то здесь деятельность приобретает уже более обобщенный, не зависящий от ситуации характер. Человек же в своих действиях учитывает потребности других людей, а также социальные требования.
Также Узнадзе писал, что объективация возникает тогда, когда прошлая установка не обеспечивает адекватного действия, в этом случае возникает план осознания, в результате чего вырабатывается новая установка.
В 1940-х гг. Узнадзе исследовал эффекты и иллюзии, сопровождающим возникновение установки: зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные. Явление иллюзии, выявленное в зрительной сфере с помощью установки, известным французским психологом Жаном Пиаже было названо эффектом Узнадзе.
Обобщив экспериментальные данные, Узнадзе охарактеризовал психические особенности человека в зависимости от скорости возникновения установки, ее сохранности во времени, силы воздействия и скорости смены и выделил три основных типа личности:
- динамический, к которому относятся уравновешенные, гармоничные люди, легко приспосабливающиеся к окружающим;
- статичный, к нему можно отнести тех людей, чье поведение не импульсивно, а опирается на объективацию, для них характерно проявление неуверенности;
- вариабельный, к которому относятся люди дела, люди сильных стремлений, но с конфликтной структурой характера.
На основе теории установки впервые стало возможным изучение психологической природы тех связей, которые существуют между средой, человеческим поведением и его сознанием. Одновременно ею преодолевалась теория непосредственной и механистической связи между средой и сознанием. Наряду с фундаментальными вопросами психологии стало возможным изучение проблем психологической типологии, поскольку они оказались в существенной связи с типологией установки человека.
В экспериментальных исследованиях было установлено, что у больных шизофренией, истерией и эпилепсией процесс выработки и затухания установки характеризуется своими специфическими по сравнению со здоровыми испытуемыми особенностями. Таким образом, теория установки и в области патопсихологии стала основополагающей.
Д.Н. Узнадзе является пионером исследования психологического акта наименования. В 1920-х гг. он путем экспериментального исследования показал, что наименование предметов и явлений не происходит совершенно случайно, без какой-либо мотивации, напротив, эта активность имеет под собой специфическую психологическую основу — испытуемые видят некоторое сходство между предъявленными им бессмысленными рисунками и комплексом звуков: для определенных рисунков они подбирают в качестве наиболее подходящих строго определенные названия.
Занимался вопросами формирования понятия, изучал этапы овладения ребенком в раннем возрасте понятиями, которые представляют собой «функциональные эквиваленты» понятий взрослых и позволяют постичь единый и естественный путь развития мышления человека.
Во время Великой Отечественной войны Д.Н. Узнадзе основал при эвакогоспитале в Тбилиси патопсихологический кабинет, где руководил работой по восстановлению нарушенных психических функций воинов.
Основные публикации: более 180 работ, в том числе
- Психологические исследования. М. 1966
- Общая психология. 1940
- Экспериментальные основы психологии установки. 1949
- «Petites Perceptions» Лейбница и их место в психологии // Известия Тифл. ун-та. 1919. Т. 20. № 1. С. 68—86.
- Impersonalia // Чвени мецниереба. 1923. № 1. С. 1—27.
- Психологические основы наименования // Чвени мецниереба. 1923. № 2— 3. С. 27—55.
- Мотивы интересов к учебным предметам // Чвени мецниереба. 1924. № 9 — 10. С. 1 — 13.
- Основы экспериментальной психологии // Известия Тифл. ун-та 1925. Т. XVI. С. 468.
- К проблеме постижения значения // Известия Тифл. ун-та. 1927. Т. VIII. С. 254—274.
- Образование понятия в дошкольном возрасте, Arch. f. d. ges. Psychologie. Т. 73. 1929.
- К вопросу об основном законе смены установки // Психология. М., 1930. Т. III, вып. 3. С. 116—135.
- Иллюзия скорости движения // Сообщения Груз. филиала АН ГССР. Т. 1. 1940. № 3. С. 225—231.
- Формы поведения человека // Труды Тбил. Гос. ун-та. 1941. Т. 17. С 1—39.
- Развитие технического мышления в школьном возрасте // Труды Ин-та психологии АН ГССР. Т. 1. 1942. С. 61—82.
- Внутренняя форма языка // Психология. 1947. Т. 4. С. 165—190.
- К проблеме сущности внимания // Психология. 1947. Т. 4. С. 139—163.
- Проблема объективации // Труды Тбил. Гос. ун-та. 1947. Т. XXXIV. С. 329—353.
- Untersuchungen zur Psychologie der Einstellung // Acta Psychologica, 1930, B. 4. № 3. S. 323—360
- The Psychology of Set // Consultants Bureau, New York, 1966. XVII. 251 p.
Награды:
- премия ученого совета Лейпцигского университета за труд, посвященный, философии Лейбница (1907)
- Почетная грамота ЦИК Грузинской СССР за научные заслуги (1938)
- орден Трудового Красного Знамени (1945)
- медаль «За оборону Кавказа» (1945)
- медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945)
УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ — что такое в Большом психологическом словаре
УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1886-1950) — сов. психолог и философ, автор общепсихологической теории установки, создатель грузинской психологической школы, один из основателей Тбилисского ун-та, где создал отделение и кафедру психологии АН Грузии. Образование получил в Лейпциге (1909) и Харькове (1913).
У. был согласен с З. Фрейдом в том, что сознательные процессы не исчерпывают всего содержания психики, однако теория и понятие установки задумывались им как антиподы и конкуренты теории психоанализа и понятия бессознательного в учении Фрейда. У. понимал установку как «границу» между психическим (субъективным) и физическим (объективным), которая не только разъединяет, но и объединяет эти ряды явлений (а также связывает психическое с психическим). Такой подход, по мысли У., позволяет преодолеть свойственный всей традиционной психологии «постулат непосредственности», т. е. признание прямого и непосредственного действия объективных условий (стимулов) на сознание. Опосредствующим звеном выступает именно установка — целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее актуально развертывающейся деятельности. Установка возникает при «встрече» имеющейся у субъекта потребности, с одной стороны, и объективной ситуации ее удовлетворения — с др. В многочисленных теоретических и экспериментальных исследованиях грузинской школы были изучены виды установок, их свойства, условия возникновения (см. Иллюзии восприятия).
Идеи У. в настоящее время разрабатываются в основном грузинскими психологами и находят свое практическое применение в педагогической психологии, психотерапии и т. п. Дискуссионными проблемами теории установки являются ее соотношение с др. общепсихологическими теориями современной психологии, в частности с теорией деятельности (в вариантах А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна). У. также автор трудов по теории познания, общей, экспериментальной, возрастной психологии и университетских учебников по психологии. Программные работы У. на рус. языке: «Основные положения теории установки» (1961), «Экспериментальные основы психологии установки» (1966). (Е. Е. Соколова.)
Смотреть больше слов в «Большом психологическом словаре»
УЗУАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ →← УЗНАВАНИЕ
Смотреть что такое УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ в других словарях:
УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
Узнадзе Дмитрий Николаевич [20. 12.1886(1.1.1887), село Сакар, ныне Зестафонского района Грузинской ССР, ‒ 12.10.1950, Тбилиси], советский психолог и фи… смотреть
УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
Дмитрий Николаевич Узнадзе родился в 1888 г. в селе Сакара Кутаисской губернии в крестьянской семье. В 1896 он поступил в Кутаисскую гимназию, где проявил себя как способный и прилежный ученик. Но несмотря на это, он был исключен из последнего класса за активное участие в революционном движении. Для продолжения учебы Узнадзе уехал в Швейцарию, а затем в Германию, где поступил на философский факультет Лейпцигского университета. В то время там работал один из основоположников экспериментальной психологии Вильгельм Вундт, который не только читал лекции по философии и психологии, но и работал в собственной лаборатории. И в этом учебном заведении Узнадзе был одним из лучших. Подтверждением этому служит премия, полученная им за работу, посвященную философии Лейбница, которую он написал, учась на третьем курсе. В 1909 г. он окончил университет и в том же году получил звание доктора философии в университете города Галль. Его диссертация была посвящена исследованию творчества Владимира Соловьева, его теории познания и метафизике. После окончания учебы Дмитрий Николаевич вернулся в Кутаиси, где работал одновременно в различных гимназиях, преподавал историю, психологию, историю педагогики и логику. Европейский диплом не считался действительным в Грузии, а потому ему пришлось экстерном сдавать экзамены на факультете истории философии Харьковского университета, в 1913 г. он получил диплом первой степени. В это время Узнадзе много печатался, его статьи были посвящены в основном проблемам педагогики, философии, эстетики. В 1917 г. Д.Н. Узнадзе переехал в Тбилиси, где сразу же активно включился в работу по организации тбилисского университета. По его инициативе в 1918 г. в созданном университете открылась кафедра психологии и педагогики, а в 1920 г. психологическая лаборатория. Кроме этого, Узнадзе еще руководил педагогическим институтом. Для обучения психологов нужны были учебники, которых в то время в Грузии не существовало. Решение этой проблемы он тоже берет на себя и выпускает несколько учебных пособий. В 1919 г. выходит в свет первая книга Д.Н. Узнадзе, посвященная исследованию творчества Лейбница, а в 1920-м его первая монография «Анри Бергсон», в которой он критически рассматривает интуитивизм Бергсона. Мистические и интуитивные представления, по мнению Узнадзе, не подходят для понимания сущности познавательной и психической активности человека. Должна быть создана система научных понятий, с помощью которой могут быть поняты и объяснены даже мистические и интуитивные представления человека. Д.Н. Узнадзе пытается решить эту проблему, создав такую систему, чтобы не объяснять психические процессы через психическое или физическое, а установить иную детерминацию психики. В его работах, издаваемых в это время, появляются такие понятия, как «биосфера», «ситуация» и «подпсихическое». Они имеют у него сходное значение, описывают особую реальность, которая является детерминантой целесообразности поведения. Биосфера это особый вид отражения действительности, а ситуация положение, вызываемое в биосфере, т. е., по сути, ее частный случай. Биосферу можно назвать и подпсихическим, поскольку речь идет об исследовании сознания. Таким образом, подпсихическое это особая сфера действительности, и если процессы человеческого сознания определяются законами объекта, то к подпсихическому неприменимы понятия как субъекта, так и объекта. Именно оно определяет содержание сознания, психики, и отсюда Узнадзе делает вывод, что «бессознательное» Фрейда по своей природе является подпсихическим, не принадлежащим к психике. В 1923 г. издаются такие работы Д.Н. Узнадзе, как «Имперсоналия» и «Психологические основы наименования». Основанием для создания последней послужили исследования, проведенные в его психологической лаборатории. Они показали, что наименование предмета или явления происходит не случайно и имеет под собой психологическую основу. Испытуемые видели сходство между предлагаемым им бессмысленным рисунком и набором звуков, причем для каждого рисунка разные люди подбирали строго определенные звуковые комплексы. В 1924 г. вышла еще одна книга Д.Н. Узнадзе «Мотивы интереса к учебным предметам», посвященная проблемам педагогики. В это время, в 1920-е гг., происходит формирование одного из фундаментальных понятий теории Узнадзе понятия установки. Это понятие подразумевает реальное психическое состояние человека, выражающее его готовность к определенному поведению. Установка не только определяет отношение человека к какому-либо событию, мнению, лицу, но и показывает, в каком виде эти последние реализуются в мире его восприятий. Помимо разработки самого понятия, Узнадзе работает над созданием метода исследования указанного состояния. В результате возникает теория установки, предполагающая возможность познания психической активности человека с помощью системы научных понятий. Тот смысл, который Д.Н. Узнадзе вкладывал в понятие установки, несколько отличается от обычного, принятого в психологии того времени. Установка у него это не психический процесс и не поведенческий акт, а особый вид отражения действительности. Ее возникновение обусловлено как объектом, так и субъектом: с одной стороны, установка возникает как реакция на определенную ситуацию, а с другой в результате удовлетворения определенной потребности. В этой концепции психология переживания соотносится с психологией поведения. Перед осуществлением любой деятельности, считает Д.Н. Узнадзе, человек психологически готовится к ее осуществлению, причем этот процесс может им даже не осознаваться. Этот факт подготовки Узнадзе и назвал установкой. В лаборатории при Тбилисском университете он провел эксперименты, в ходе которых было определено, что установка, созданная в какой-либо одной сфере, проявляется не только в ней, но и в других сферах жизни. Кроме того, Узнадзе выяснил, что установка также свойственна и животным. Это открытие стало для него очень важным, поскольку послужило основой для создания в дальнейшем двухуровневой модели психики. Основываясь на результатах опытов, ученый сделал вывод о том, что установка является первичным свойством организма, т. е. это самая примитивная реакция на внешние раздражения. Естественно, что в этом случае должен существовать еще один, более высокий уровень организации психики. На основании этого Д.Н. Узнадзе впервые ввел в психологию принцип иерархиии, рассмотрев два уровня психической активности: уровень установки и уровень объективации. На первом уровне поведение определяется воздействием ситуации, происходит удовлетворение непосредственных и актуальных потребностей. Что касается уровня объективации, то здесь деятельность приобретает уже более обобщенный, не зависящий от ситуации характер. Человек же в своих действиях учитывает потребности других людей, а также социальные требования. В 1940 г. вышла «Общая психология» Узнадзе, которая стала, по сути, обобщением его взглядов и теорий. Эта книга стала значимой для создания грузинской психологической школы, т.к. послужила основой для обучения нового поколения психологов. Во время Второй мировой войны он несколько приостановил педагогическую деятельность и, подобно многим психологам в Европе и России, открыл кабинет патопсихологии, где руководил работой по восстановлению нарушенных психических функций воинов. В 1941 г. в Грузинской ССР создается Академия наук, и Д.Н. Узнадзе становится ее действительным членом, возглавляет сектор психологии. Это время можно считать началом второго этапа развития теории установки, поскольку теперь ученый уделял много внимания не самому явлению установки, уже тщательно разработанному, а эффектам и иллюзиям, сопровождающим ее возникновение. В 1947 г. были изданы сразу несколько работ, посвященных этой теме («К проблеме сущности внимания», «Внутренняя форма языка», «Проблемы объективации») В лаборатории Д.Н. Узнадзе проводил исследования, связанные со сравнениями количественных характеристик предметов. Вот пример одного из таких опытов. Человеку несколько раз показывали два шара, совершенно одинаковых по цвету и материалу, из которого они были изготовлены, и отличавшихся только размерами. Каждый раз испытуемому предлагалось выбрать тот шар, который, по его мнению, больше. Когда, наконец, ему показывали два совершенно одинаковых шара, он тем не менее выбирал один из них. Установка, возникшая у него во время опыта, создала зрительную иллюзию различия. Таким же образом были исследованы и многие другие иллюзии: слуховые, вкусовые, тактильные. Исследования Д.Н. Узнадзе вызвали огромный интерес в европейском научном мире. Жан Пиаже даже назвал явление иллюзии, выявленное им в зрительной сфере с помощью установки, эффектом Узнадзе. В 1949 г. вышла в свет книга «Экспериментальные основы психологии установки», в которой были собраны и обобщены экспериментальные данные. Узнадзе охарактеризовал психические особенности человека в зависимости от скорости возникновения установки, ее сохранности во времени, силы воздействия и скорости смены. На основании этого он выделил три основных типа личности: динамический, к которому относятся уравновешенные, гармоничные люди, легко приспосабливающиеся к окружающим; статичный, к нему можно отнести тех людей, чье поведение не импульсивно, а опирается на объективацию, для них характерно проявление неуверенности; вариабельный, к которому относятся люди дела, люди сильных стремлений, но с конфликтной структурой характера. Дмитрий Николаевич Узнадзе стал основателем грузинской школы психологии, многие его ученики впоследствии развивали и критиковали его идеи, создавая на этой основе собственные теории. В Европе его взгляды также привлекали к себе внимание многих психологов и психоаналитиков. Сейчас теория установки используется в социальной, медицинской психологии, психологии труда и в психоанализе. Дмитрий Николаевич Узнадзе скончался 12 октября 1950 г…. смотреть
УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
(1886— 1950) — грузинский психолог и философ, один из основоположников психологической науки в Грузии, создатель психологической школы установки. Д-р философии (1909), профессор. Д. чл. АН ГССР со дня ее основания (1941), чл. Президиума общественных наук Академии. Организатор и директор Института психологии АН ГССР (1941 — 1950), названный в 1950 г. его именем. Засл. деятель науки Грузии (1946). За участие в революционном движении был исключен из последнего класса гимназии. Образование по философии получил в Лейпцигском унте (1909), где занимался у В. Вундта, И. Фолькельта, П. Барта. Здесь в 1907 г. за труд, посвященный философии Г. Лейбница, получил пермию, в 1909 г. защитил докт. дис. на тему Метафизическое мировоззрение В. Соловьева. В 1913 г. экстерном окончил историко-филологический фак-т Харьковского ун-та. Профессиональную научную и преподавательскую деятельность начал в 1910 г. Создал первую в Грузии женскую школу с преподаванием на грузинском языке (1915). Был одним из организаторов Тбилисского Государственного ун-та (1918), где заведовал созданной им кафедрой психологии и психологической лабораторией (1918— 1950). В 1927 г. по его инициативе было организовано Общество психологов Грузии. Создал кафедры психологии и руководил ими в педагогических институтах г. Кутаиси (1932-1940) и г. Сухуми (1938-1940). В годы ВОВ работал при госпитале в реабилитационном патопсихологическом кабинете. В 1943 г. — возглавил организованный им ин-т психологии АН ГССР, которым руководил до последних дней своей жизни. У. — автор широко известной общепсихологической теории установки, объясняющей особенности бессознательных процессов, целесообразной деятельности, а также закономерности социального поведения человека. Предпосылкой его теории был философско-пси-хологический анализ трудов В. Соловьева, А. Бергсона, Г. Лейбница. При этом психологию трактовал как науку о целостной духовной личности, мотивы и поступки которой могут носить неосознаваемый характер. В 1920-е гг. разработал основы общепсихологического учения об установке (явление установки было открыто немецким психологом Л. Ланге в 1888 г. при изучении ошибок восприятия), которое отчасти противопоставлялось психоаналитической концепции бессознательного психического. Установка понималась им как целостное психическое состояние готовности субъекта к осуществлению определенного поведения. Она возникает на основе мотивационных и ситуативных факторов, благодаря чему приобретает способность регулировать осуществление целесообразного поведения. Разработав простую и эффективную экспериментальную модель изучения установки (метод фиксированной установки), У. вместе с сотрудниками выявил целый ряд существенных общепсихологических и дифференциально-психологических свойств установки (целостность, возбудимость, прочность, динамичность, пластичность, иррадиированность и др. ). На этой основе им была построена установочная типология личности. В работах У. раскрыта и обоснована целостно-личностная природа установки, ее бессознательный характер, законы ее формирования и протекания. У.-автор многочисленных исследований в различных областях психологии. Им выполнены теоретико-экспериментальные исследования, посвященные вопросам мышления, речи, внимания, воли. Особое внимание он уделял исследованиям языка, образования понятий, наименования, постижения значений. В сфере его интересов находились также проблемы методологии и истории психологии. Он разрабатывал вопросы психотехники, педологии, возрастной и педагогической психологии, зоопсихологии. Внес существенный вклад в развитие философской и педагогической мысли Грузии. У. автор трудов: Анри Бергсон, 1920; Основы экспериментальной психологии, 1934; К психологии установки, 1938; Общая психология, 1940; Психология ребенка, 1947; Экспериментальные основы психологии установки, 1949; Психологические исследования, М., 1966; Труды, т 1-6, Тб. , 1966—67 (на груз. яз). И. В. Имедадзе, И.М. Кондаков … смотреть
УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
[20 дек. 1886 (1 янв. 1887) – 12 окт. 1950] – груз. сов. философ и психолог. После окончания филос. фак-та Лейпцигского ун-та в 1909 защитил докторскую диссертацию «Метафизич. мировоззрение В. Соловьева…» («Die metaphysische Weltanschauung W. Ssolowiows mit orientierendem ?berblick seiner Erkenntnistheorie», Halle/Saale, 1909). В 1913 экстерном окончил историко-филологич. фак-т Харьковского ун-та. С 1917 жил в Тбилиси, активно участвовал в создании Тбилисского ун-та. Зав. кафедрами психологии Тбилисского ун-та (1918–50) и Кутаисского пед. ин-та (1933–42). Директор Ин-та психологии АН Груз. ССР (1941–50). Действит. член АН Груз. ССР (с 1941). В ранних филос. работах У. (1909–18) выступал с позиций психологически истолкованного кантианства. В процессе работы над монографией «А. Бергсон» У. пересматривает свои взгляды: признается возможность познания объективной действительности, мир трактуется как органическое целое, объединяющее общее и индивидуальное. Полагая, что дух и материя отличаются друг от друга лишь относительно, и приписывая материи творч. способность, У. вместе с тем указывает на существ. различие внутр. качеств субъекта и объекта, что, по его мнению, делает невозможной непосредств. связь между ними. Чтобы объяснить факты целесообразного действия организма и объективного познания транссубъективного предмета, нужно, по У., допустить существование такой реальности, к-рая, не являясь ни физическим, ни психическим, устанавливает между ними связь и обеспечивает биологич. приспособление и психич. деятельность. Создание учения о такой реальности, именуемой установкой (20-е гг.), составило гл. вклад У. в психологию. Согласно У., решающим моментом в познании объекта является внешнее восприятие с присущей ему интенциональностью, к-рая есть продукт установки. Предметный характер восприятия – не чисто субъективное обстоятельство, а следствие реального участия объекта в отражении среды, в действиях субъекта. С выдвижением идеи установки главными для У. становятся психологич. проблемы. С 1927 он начинает обширные экспериментальные исследования в области установки, принесшие ему мировую известность и приведшие к возникновению в сов. психологии оригинального науч. направления – школы У. Работы этого направления особенно широко ведутся в Тбилисском гос. ун-те и Ин-те психологии АН Груз. ССР. Соч.: на груз. яз. – Труды, т. 1–5, Тб., 1956–67; Что такое теория познания, «Народная газета», 1910, No 164; Индивидуальность и ее генезис, там же, No 101, 102; Философские беседы, «Колхида», 1911, No 4; Органическое мировоззрение, «Прометей», 1918, No 3; Анри Бергсон, Тб., 1920; Impersonalia, «Наша наука», 1923, No 1; на рус. яз. – Экспериментальные основы психологии установки, Тб., 1961; Психологич. исследования, М., 1966. Ein experimenteller Beitrag zum Problem der psychologischen Grundlagen der Namengebung, «Psychologische Forschung», 1924, Bd 5, H. 1/2; Bergsons Monismus, «Archiv f?r Geschichte der Philosophie und Soziologie», 1926, Bd 30; Untersuchungen zur Psychologie der Einstellung, «Acta Psychologica», 1939, v. 4, No 3. А. Бочоришвили. Тбилиси. … смотреть
УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
(20.12.1886, Сакара — 12.10.1950) — грузинский психолог и философ, автор общепсихологической теории установки. Биография. За участие в революционном движении был исключен из последнего класса гимназии. Образование по философии получил в Лейпцигском университете (1909), где занимался у В.Вундта, И.Фолькельта, П.Барта. Здесь в 1907 г. за труд, посвященный философии Лейбница, получил пермию, в 1909 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Метафизическое мировоззрение В.Соловьева». В 1913 г. экстерном окончил историко-филологический факультет Харьковского университета. С 1917 г. активно участвовал в создании Тбилисского университета, где сформировал в 1918 г. отделение психологии. В 1927 г. по его инициативе было создано Общество психологов Грузии. Директор Института психологии АН Грузии (1941-50). С 1941 — действительный член АН Грузинской ССР. Исследования. Дал методологического плана трактовку понятию установки как «границы» между субъективным и объективным, которая связывает психическое не только с психическим же, но и с физическим.
УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
[20 12 1886 (1 1 1887), с Сакар, ныне Зестафонского р-на Грузии, 12 10 1950, Тбилиси], психолог и философ, д ч АН Груз ССР. (1941). Окончил Лейпцигский (1909). и Харьковский (1913). ун-ты Пед. деятельность начал в 1910 В 1915 создал первую в Грузии жен ср. школу с преподаванием на груз яз Один из основателей Тбилисского ун-та (1918), где создал кафедру психологии и лабораторию эксперим. психологии В 1917 под руководством У основано Об-во психологов Грузии Со дня организации (1941). Ин-та психологии (с 1950 им Д Н Узнадзе). АН Груз ССР. был его директором Автор трудов по психологии мыш-вения, речи, восприятия и др, первых учебников по психологии на груз яз В области возрастной психологии изучал вопросы усвоения ребенком понятий, формирования системности мышления Подчеркивал, что при обучении разл предметам детям следует помочь осознать те виды связей, к-рые объединяют входящие в них понятия Создатель оригинальной теории установки, рассматривающей установку как фактор целесо-образно-приспособит поведения Выполненные в русле этой теории многочисленные эксперим. исследования У и его учеников привели к образованию науч. школы… смотреть
УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
(1886–1950) — грузинский советский психолог. Основатель теории установки (см. установки теория) как общепсихологической концепции, раскрывающей закономерности развития и функционирования психики в процессе целенаправленной активности субъекта. Предпосылкой его теории был философско-психологический анализ трудов В. Соловьева, А. Бергсона, Г. Лейбница. Трактовал психологию как науку о целостной духовной личности, мотивы и поступки которой могут носить неосознаваемый характер (см. бессознательное, установка). Экспериментально изучал закономерности смены установок, разрабатывал вопросы психотехники, педологии, возрастной и педагогической психологии, зоопсихологии. Особое внимание он уделял исследованиям языка, образования понятий, наименования, постижения значений («Общая психология», 1940; «Экспериментальные основы психологии установки», 1949)…. смотреть
УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
УЗНАДЗЕ Дмитрий Николаевич (1886/87-1950) — психолог и философ, академик АН Грузии (1941). Труды по психологии мышления, речи, восприятия и др. Созданная Узнадзе концепция установки и экспериментальные исследования в этой области положили начало школе в советской психологии. <br>… смотреть
УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886 — 1950) — грузинский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки, один из основателей Тбилисского университета, где сформировал отделение психологии, директор Института психологии АН… смотреть
УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1886/871950)
УЗНАДЗЕ Дмитрий Николаевич (1886/87-1950), психолог и философ, академик АН Грузии (1941). Труды по психологии мышления, речи, восприятия и др. Созданная Узнадзе концепция установки и экспериментальные исследования в этой области положили начало школе в советской психологии…. смотреть
УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1886/871950)
УЗНАДЗЕ Дмитрий Николаевич (1886/87-1950) , психолог и философ, академик АН Грузии (1941). Труды по психологии мышления, речи, восприятия и др. Созданная Узнадзе концепция установки и экспериментальные исследования в этой области положили начало школе в советской психологии…. смотреть
УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ / UZNADZE, DMITRII NIKOLAYEVICH
(1886—1950). Узнадзе получил известность благодаря его теории «установки» как объективного подхода к бессознательному.
Дмитрий Узнадзе Биография
Дмитрий Узнадзе был психологом, философом и педагогом начала 20-го века, который основал грузинскую школу психологии и повлиял на реформу образования в Грузии.
Профессиональная деятельность
Дмитрий (Дмитрий Николаевич) Узнадзе родился 2 декабря 1886 года в Кутаиси, губернии Западной Грузии. После исключения из средней школы за участие в революции 1905 года Узнадзе бежал в Швейцарию, а затем в Германию, где учился у Вильгельма Вундта в Лейпцигском университете. Узнадзе был удостоен степени доктора философии в 1909 за диссертацию, Владимир Соловьев: его эпистемология и метафизика .
Узнадзе вернулся в родной город, чтобы преподавать в школе историю, психологию и логику. Он установил образовательные принципы для обучения мальчиков и девочек и инициировал развитие женской школы «Синатле» (светлая), где в 1915 году был директором.
Когда Узнадзе переехал в Тбилиси в 1917 году, он работал с Грузинские ученые и философы основали Тбилисский государственный университет (ТГУ). ТГУ остается старейшим вузом Кавказского региона. Более четырех десятков лет до своей смерти Узнадзе возглавлял кафедру психологии ТГУ. Узнадзе также был одним из основателей Академии наук Грузии и почти девять лет был директором Института психологии. В 1919 году ему было присвоено звание «Заслуженный деятель науки Грузии».46 за достижения в области науки.
При жизни Узнадзе был академической знаменитостью, часто выступал с докладами и речами. Умер в 1950 году и похоронен в саду ТГУ.
Вклад в психологию
Узнадзе был философом и психологом-экспериментатором, оказавшим влияние не только на грузинскую и русскую философию и психологию, но и на европейскую и американскую философию и психологию. Узнадзе оказал влияние на развитие теории установок, поведенческой теории, характерной для восточноевропейской психологии, которая определяет набор условий, фундаментальных для психологических процессов. Этот набор или система психологически подготавливает человека к действию в ответ на данную ситуацию и включает в себя поведение, личность, сознательное и бессознательное. Узнадзе опубликовал Теория отношения и установки и Психология установки на тему теории установки; эти произведения не переводились с грузинского до 1960-х годов.
Изучение Узнадзе поведения и психологического бессознательного ведет к исследованиям и инновациям в обработке мыслительных процессов. Поскольку бессознательное играет центральную роль в теории множеств, взгляды Узнадзе часто сравнивают со взглядами Зигмунда Фрейда, который также подчеркивал роль бессознательного, хотя многим сложно сравнивать экспериментальную психологию Узнадзе со стандартным психоанализом Фрейда.
Помимо исследования психических процессов, Узнадзе оказал влияние на сферу образования через свои психологические исследования. Преподавая в Тбилиси, он разработал теории педагогической философии, основанные на вере в то, что мудрость вытекает из высочайшего уровня интеллектуального и духовного сознания с помощью минимальных данных. Он изучал, как возраст влияет на механизмы мышления и как эти механизмы напрямую влияют на различные психологические характеристики. Узнадзе твердо верил в создание творческого и открытого форума, на котором дети могли бы приблизиться к искусству обучения.
Его гуманистический подход углублялся в вопрос цели и смысла, и он подчеркивал важность того, чтобы все люди могли достичь смысла в своей жизни. Большинство его опубликованных работ посвящены социальной философии и высшему смыслу жизни по отношению к обществу. Узнадзе считал, что для достижения счастья и удовлетворения жизнью человек должен стремиться к культурному существованию и посвятить жизнь более высокой цели, чтобы жить значимой жизнью. Он также проводил различие между смыслом жизни человека для общества и смыслом жизни для человека, подчеркивая, что по-настоящему значимая жизнь должна иметь ценность как для человека, живущего в ней, так и для общества, в котором живет человек. Узнадзе выступал против любых попыток какой-либо группы ассимилировать других в свою группу. Вместо этого он считал, что каждый человек должен иметь право выбирать свои собственные культурные склонности и судьбу. Узнадзе также был страстным любителем поэзии и считал, что многие философские концепции лучше всего воплощаются в поэзии.
Ссылки:
- Анджелини, А. (2008). История бессознательного в советской России: от истоков до распада Советского Союза1. Международный журнал психоанализа , 89(2), 369-88. Получено с http://search.proquest.com/docview/203932029?accountid=1229 .
- ЮНЕСКО, Международное бюро образования. (2002). Дмитрий Узнадзе . Получено с http://www.ibe.unesco.org/publications/ThinkersPdf/uznadzee.pdf .