📖 6. Гуманистическое направление в психологии. Общая психология: Ответы на экзаменационные билеты. Маклаков А. Г. Страница 7. Читать онлайн
Гуманистическая психология направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение» и т. д.
Гуманистическая психология сформировалась как психологическое течение в начале 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми влечениями и комплексами. Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.
Основные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:
♦ человек целостен и должен изучаться в его целостности;
♦ каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
♦ человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире главная психологическая реальность;
♦ человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
♦ человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
♦ человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
♦ человек есть активное, интенциональное, творческое существо.
Основными представителями данного направления являются А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, Ф. Бэррон и др.
А. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:
1) физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т. д.;
2) потребности в безопасности потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;
3) потребности в принадлежности и любви потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;
4) потребности уважения (почитания) – потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;
5) познавательные потребности потребность знать, уметь, понимать, исследовать;
6) эстетические потребности потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;
7) потребности самоактуализации потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.
Психология bookap
По мнению А. Маслоу, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину. Также он считал, что потребности вышележащих уровней могут быть удовлетворены только при условии предварительного удовлетворения потребностей нижележащих уровней. Поэтому самоактуализации достигает только небольшое количество людей (около 1 %). Эти люди обладают личностными особенностями качественно отличными от свойств личности невротиков и людей не достигающих такой степени зрелости: независимостью, креативностью, философским мировосприятием, демократичностью в отношениях, продуктивностью во всех сферах деятельности и т. п. Позже А. Маслоу отказывается от жесткой иерархичности данной модели, выделяя два класса потребностей: потребности нужды и потребности развития.
В. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.
Гуманистическое направление в истории психологии
2. «Реальность личности учителя», который должен быть конгруэнтным, то есть вести себя адекватно переживаемым чувствам и состояниям, проявлять свои человеческие качества во взаимодействии с учениками.
3. Принятие учителем учащегося таким, какой он есть, и понимание его чувств. К. Роджерс подчеркивает необходимость теплого принятия, безусловного позитивного отношения учителя к ученику.
4. Учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся узнали о его знаниях и опыте и о том, что им разрешено обращаться к этим знаниям, но он не должен навязывать их учащимся. Обучение не должно быть директивным, ученик должен чувствовать себя свободно в мире источников знаний и информации и всегда иметь возможность вступить в диалог с учителем, выбрать альтернативное решение проблемы.
5. Необходимость учителя опираться на самоактуализирующуюся тенденцию своих учащихся. «Его обучение должно строиться на том, что ученики взаимодействуют с жизненными проблемами, которые хотели бы решить, что они стремятся к росту, не всегда способны найти выход из сложной ситуации, полагаются на учителя и имеют непреодолимое желание творить.
Результаты человеко-центрированного образования не должны быть, оценены школьными оценками, так как его критериями является не количество и даже не качество усвоенных знаний, а те изменения, которые происходят в личности, в ее развитии и росте. К ним относятся изменения следующего рода:
— иное восприятие себя человеком;
— более полное принятие себя и своих чувств;
— большая
уверенность в себе и
— становление перед собой реальных целей и более зрелое поведение;
— близость к желаемым идеалам;
— понимание других людей и т.д.
Сравнение результатов учащихся обыкновенных классов и классов, где были реализованы выделенные К. Роджерсом условия значимого учения, существенных различий в усвоении учебной программы не выявило. Однако было выявлено, что ученики, по отношению к которым осуществлялся человеко-центрированный подход, обладают более высокой личностной адаптацией, выражают большее стремление к освоению знаний сверх учебной программы, более творчески развиты и более ответственны. Представление о личности, как о высшей ценности жизни, является основой как теоретических, так и прикладных построений западной психолого-педагогической науки ХХ века. Несмотря на то, что данные представления органично вытекали из культурно-исторического контекста традиции европейской цивилизации, они составили главную альтернативу традиционным же (в первую очередь — европейским) подходам к воспитанию. Ценность «очеловечивания» нарастающих тенденций технократизации общества обнаруживается в невозможности для гуманистического образования следовать в русле унифицированных подходов. При этом, именно европейская (немецкая) философия ХIХ века создает научную базу для поворота образования в культуросообразное европейской традиции гуманистическое русло.
Гуманистическая парадигма
Исследование собственно
- Задачи и методологические позиции гуманистической психол
огии.
Задачи, стоящие перед гуманистической психологией нашего времени
Научная психология
претерпела значительные изменения
с момента основания
Во-первых, гуманистическая психология берет на себя особое обязательство — всегда быть «обращенной окнами» на актуальный человеческий опыт. По мере того как психотерапевт становится все более технологичной, а новая когнитивная психология занимается построением блок-схем обработки информации, сохраняется потребность в более пристальном внимании к человеческому опыту при проведении психологических исследований.
Во-вторых, попытка понять рефлексивные аспекты личности конкретного человека представляет собой серьезный вызов. Если рефлексивность личности действительно предполагает, что личность, по существу конституируется под влиянием символически-культурального содержания истолкований человеком самого себя, то нашим теориям личности придется уделять более серьезное внимание историческому и культурному контексту, при условии, что они будут претендовать на статус подлинно научных теорий.
Два развивающихся направления в психологии исследования могут с наибольшей вероятностью унаследовать мантию гуманистической психологии в духе гуманистической науки, который характеризовал поколение ее основателей. Одно связано с возрождением холистического подхода в исследовании личности. Другое, междисциплинарное (в котором психология занимает центральное место) — известно под названием «развитие человека на протяжении всей жизни» (life-span human development). Развивая это направление, сторонники «перспективы времени жизни» целенаправленно изучали диалектическое взаимодействие между человеческими жизнями в их социальном контексте и историческими изменении.
Изучение развития человека в перспективе жизненного пути также поставило под вопрос ранние допущения о постоянстве психологических особенностей и детерминирующем влиянии раннего детского опыта.- Основной областью практического приложения гуманистической психологии выступает психотерапевтическая практика: Не директивная психотерапия К.Роджерса (Человеко-центрированный подход в психотерапии) и логотерапия В.Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем.
- Другая важная область практического приложения гуманистической психологии -гуманистическая педагогика, которая основана на принципах не директивного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности.
- Третья область практического приложения гуманистической психологии — социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого был К.Роджерс.
Сегодня гуманистическая психология занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в том числе с психоанализом и необихевиоризмом.
Методологические
позиции гуманистической
1. Человек целостен и должен изучаться в его целостности.
2. Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения.
3. Человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире — главная психологическая реальность.
4. Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека.
5. Человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы.
6. Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.
7. Человек есть активное, интенциональное, творческое существо.
3. Личность как предмет
Экзистенциальная психология тесным образом связана с философией экзистенциализма и является ответвлением гуманистической психологии. Экзистенциальный взгляд на человека берет свое начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия каждого человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. В основе данного течения лежало то, что каждый человек осознанно и болезненно постигает существование и смерть. Отвергая представление, что человек является продуктом генетических, а также факторов влияния окружающей среды, экзистенциалисты подчеркивают идею ответственности каждого из нас за то, чем мы становимся. Следовательно, экзистенциалисты убеждены в том, что любому человеку брошен вызов — наполнить свою жизнь осознанным смыслом, противопоставляя его окружающему абсурду.
Развитие
и возникновение
В 1960 годах гуманистическое направление в психологии оформилось благодаря, главным образом, работам американских и европейских психологов: Э. Фромма, Г. Олпорта, К. Роджерса, Р. Мэя, А. Маслоу и др.
Следует отметить, что эти выдающиеся
ученые не придерживались
Теоретики — гуманисты подчеркивают,
что каждый человек является
архитектором своего поведения
и жизненного опыта. Люди — мыслящие
существа, свободно решающие и
выбирающие свои действия. Таким
образом, гуманистическая
Концепция становления —
наиболее важная концепция, которую почерпнули
гуманистические психологи у философов-экзистенциалистов,
что человек никогда не бывает статичен,
он всегда в движении и динамике. Как свободное
существо человек ответственен за реализацию
наибольшего числа жизненных возможностей.
С гуманистической точки зрения поиск
подлинного существования требует чего-то
большего, чем удовлетворение биологических
потребностей, и, даже большего, чем удовлетворение
социальных потребностей. Часто люди отказываются
от собственного становления и отрицают
заложенную в них возможность полноценного
человеческого существования. Такой человек,
который отказался от поиска смысла, для
гуманистического психолога является
предателем самого себя. Такие люди не
в состоянии ответить на основные вопросы
своей жизни: кто я, имеет ли моя жизнь
смысл, как я могу реализовать себя. И вместо
этого он может подчиниться требованиям
общества и не выходить за его пределы.
Гуманистические психологи отмечают,
что это дело трудное — поиск смысла жизни,
ведь многие становятся отчужденными
по отношению к себе и другим, кому-то не
хватает мужества настоять на своем, другие
предпочитают принять то, что говорят
друзья и родители и окружающее общество.
И только преодоление этой проблемы может
побудить человека сделать что-нибудь
стоящее. Человек должен принять на себя
ответственность за выбор и направление
своей судьбы, так как он сам и только сам
ответственен за свою собственную жизнь.
Экзистенциальная философия дала также
возможность развиться феноменологическому
направлению в психологии. В центре этого
направления — понимание того, что человеку
открыта скорее субъективная реальность,
чем объективная. Субъективный опыт — это
основной феномен в изучении и понимании
человека и человечества. Внешнее поведение
является вторичным по отношению к непосредственному
опыту и его переживанию. Ничто не заменит
опыт и его переживание.
Таким образом, «гуманистическая
психология по своей сути — это направление
в мировой психологии, признающее
своим главным предметом
Гуманистическая перспектива | SpringerLink
Эти ключевые слова были добавлены машиной, а не авторами. Этот процесс является экспериментальным, и ключевые слова могут обновляться по мере улучшения алгоритма обучения.
Ангус Л., Уотсон Дж. К., Эллиотт Р., Шнайдер К. и Тимулак Л. (2014). Гуманистические психотерапевтические исследования 1990–2015 гг.: от методологических инноваций до результатов лечения, подтвержденных фактическими данными, и далее. Психотерапевтические исследования, 25 , 330–347. дои: 10.1080/10503307.2014.989290.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Аронс, М. М. (1999). «Я», множественные «я» и иллюзия отдельной самости. Психолог-гуманист, 27 , 187–211. дои: 10.1080/08873267.1999.9986904.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Бюлер, К. (1971). Основные теоретические положения гуманистической психологии. Американский психолог, 26 , 378–386. дои: 10.1037/h0032049.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Клонингер, Ч.Р., Свракич, Д.М., и Пжибек, Т.Р. (1993). Психобиологическая модель темперамента и характера. Архив общей психиатрии, 50 , 975–990. doi: 10.1001/archpsyc.1993.01820240059008.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Крисвелл, Э. (2003). Вызов гуманистической психологии в 21 веке. Журнал гуманистической психологии, 43 , 42–52. дои: 10.1177/0022167803043003004.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Элкинс, Д. Н. (2009). Почему гуманистическая психология утратила свою силу и влияние в американской психологии: последствия для развития гуманистической психологии. Журнал гуманистической психологии, 49 , 267–291. дои: 10.1177/0022167808323575.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Хоффман Л., Стюарт С., Уоррен Д. М. и Мик Л. (2015). К устойчивому мифу о себе: экзистенциальный ответ постмодернистскому состоянию. В KJ Schneider, JF Pierson и JFT Bugental (Eds.), Справочник по гуманистической психологии (2-е изд., стр. 105–133). Лос-Анджелес: Сейдж.
Google Scholar
Журар, С. (1974). Здоровая личность: подход с точки зрения гуманистической психологии . Нью-Йорк: Макмиллан.
Google Scholar
Мадди С.Р., Хошаба Д.М., Харви Р.Х., Фазель М. и Ресуррексьон Н. (2011). Личностный конструкт жизнестойкости, V: Отношения с построением экзистенциального смысла жизни. Журнал гуманистической психологии, 51 , 369–388. дои: 10.1177/0022167810388941.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Малтби, Дж., Вуд, А.М., Дэй, Л., и Пинто, Д. (2012). Позиция аутентичности в существующих моделях личности. Личность и индивидуальные различия, 52 , 269–273. doi:10.1016/j.paid.2011.10.014.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Паттерсон Т.Г. и Джозеф С. (2007). Теория личности, ориентированная на человека: поддержка теории самоопределения и позитивной психологии. Журнал гуманистической психологии, 47 , 117–139. дои: 10.1177/0022167806293008.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Полкингхорн, Д.Э. (2015). Я и гуманистическая психология. В KJ Schneider, JF Pierson и JFT Bugental (Eds.), Справочник по гуманистической психологии (2-е изд., стр. 87–104). Лос-Анджелес: Сейдж.
Google Scholar
Резник С., Уормот А. и Серлин И. А. (2001). Связь гуманистической психологии и позитивной психологии: значение для психотерапии. Журнал гуманистической психологии, 41 , 73–101. дои: 10.1177/0022167801411006.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Шнайдер, К. Дж. (2015). Новое открытие благоговения: новый фронт в гуманистической психологии, психотерапии и обществе. В KJ Schneider, JF Pierson и JFT Bugental (Eds.), Справочник по гуманистической психологии (2-е изд., стр. 73–81). Лос-Анджелес: Сейдж.
Google Scholar
Тейлор, Э. (1991). Уильям Джеймс и гуманистическая традиция. Журнал гуманистической психологии, 31 , 56–74. дои: 10.1177/0022167891311006.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Верц, Ф. Дж. (1998). Роль гуманистического движения в истории психологии. Журнал гуманистической психологии, 38 , 42–70. дои: 10.1177/00221678980381006.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Рекомендуемое чтение
Allport, GW (1955). Становление: Основные положения психологии личности . Нью-Хейвен: Йель.
Google Scholar
Баррелл, Дж. Х., Анстус, А., Ричардс, А. К., и Аронс, М. (1987). Методы исследования науки о человеке. Журнал гуманистической психологии, 27 , 424–457. дои: 10.1177/0022167887274004.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Комбс, А. В. (1999). Бытие и становление: полевой подход к психологии . Нью-Йорк: Спрингер.
Google Scholar
ДеКарвальо, Р. Дж. (1991). Основоположники гуманистической психологии . Нью-Йорк: Прегер.
Google Scholar
Франкл, В. Е. (1978). Неслышимый крик о смысле: Психотерапия и гуманизм . Нью-Йорк: Вашингтон-сквер.
Google Scholar
Фрик, В. (1971). Гуманистическая психология: интервью с Маслоу, Мерфи и Роджерсом . Колумбус: Мерилл.
Google Scholar
Гиорги, А. (1970). Психология как наука о человеке: феноменологический подход . Нью-Йорк: Харпер и Роу.
Google Scholar
Маслоу А. Х. (1987). Мотивация и личность (3-е изд.). Нью-Йорк: HarperCollins.
Google Scholar
Маслоу А. Х. (1999). К психологии бытия (3-е изд.). Нью-Йорк: Уайли.
Google Scholar
Май, Р. (1983). Открытие бытия . Нью-Йорк: Нортон.
Google Scholar
Роджерс, Ч. Р. (1995). О становлении личностью: взгляд терапевта на психотерапию . Бостон: Хоутон Миффлин. (Оригинальная работа опубликована в 1961 г.).
Google Scholar
Шнайдер, К. Дж., и Круг, О. Т. (2010). Экзистенциально-гуманистическая терапия . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Google Scholar
Шнайдер, К. Дж., Пирсон, Дж. Ф., и Бугенталь, Дж. Ф. Т. (ред.). (2015). Справочник по гуманистической психологии (2-е изд.). Лос-Анджелес: Сейдж.
Google Scholar
Уилбер, К. (2000). Интегральная психология: Сознание, дух, психология, терапия . Бостон: Шамбала.
Google Scholar
Верц, Ф. Дж., Шармаз, К., Макмаллен, Л.М., Джоссельсон, Р., Андерсон, Р., и МакСпадден, Э. (2011). Пять способов проведения качественного анализа . Нью-Йорк: Гилфорд.
Google Scholar
Ялом, И. Д. (1980). Экзистенциальная психотерапия . Нью-Йорк: базовый.
Google Scholar
Ссылки для скачивания
UW: Test Bed Stuff
Это теплое и пушистое чувство повсюду.Значение для образования |
Пять Основные принципы | Импликация для обучения | Студенты Роль | Учителя Роль
Базовый принципы гуманистического образования:
- Учащиеся должны уметь
выбирать то, чему они хотят научиться. Учителя-гуманисты считают, что
студенты будут мотивированы изучать предмет, если это то, что они
нужно и хочется знать.
- Цель образования должна воспитывать у учащихся желание учиться и учить их тому, как учиться. Студенты должны быть мотивированы в учебе и желать учиться самостоятельно.
- Гуманистические педагоги считают что оценки не имеют значения и что имеет значение только самооценка. Выставление оценок побуждает учащихся работать ради оценки, а не ради личных целей. удовлетворение. Кроме того, педагоги-гуманисты выступают против объективного тесты, потому что они проверяют способность учащегося запоминать, а не обеспечить достаточную образовательную обратную связь с учителем и учеником.
- Гуманистические педагоги считают что и чувства, и знания важны для процесса обучения. В отличие от традиционных педагогов, гуманистические педагоги не отделяют когнитивная и аффективная сферы.
- Гуманистические педагоги настаивают на том, что школы должны предоставить учащимся безопасное окружающей среды, чтобы они чувствовали себя в безопасности, чтобы учиться. Однажды студенты чувствовать себя в безопасности, обучение становится проще и содержательнее.
РЕЗЮМЕ
Пять основных принципов гуманистического образования можно резюмировать следующим образом:
- Студенческая обучение должно быть самостоятельным.
- Школы должны производить студенты, которые хотят и умеют учиться.
- Единственная форма осмысленной оценки — самооценка.
- Чувства, а также знания, важны в процессе обучения.
- Студенты учатся лучше всего в неопасную среду.
Значение для инструкции
- Инструкция должны быть внутренними, а не внешними; учебный дизайн должен быть ориентирован на студента.
- Студенты должны учиться о своем культурном наследии как часть самопознания и самоуважения.
- Учебная программа должны способствовать экспериментам и открытиям; открытая деятельность. .
- Учебная программа должна быть предназначен для получения личных знаний и опыта учащихся. Этот показывает, что они вносят ценный вклад в неугрожающий и основанный на участии образовательная среда.
- Полученные знания должны быть применимым и соответствовать непосредственным потребностям, целям, и ценности.
- Студенты должны быть частью процесса оценки при определении ценности обучения для их самореализация.
- Учебный проект должен облегчить обучение путем открытия.
- целей должны быть разработаны таким образом, чтобы учащиеся придавали значение усвоенным идеалам, нравы и понятия.
- Учитывать индивидуальные стили обучения, потребности и интересы, разработав множество дополнительных опыт.
- Студенты должны иметь свобода выбора подходящего обучения из множества доступных вариантов в учебной программе.
- Разрешить учащимся вводить учебные цели.
- Инструкция должна облегчить личностный рост.
СТУДЕНЧЕСКАЯ РОЛЬ
- Студент должен пройти ответственность в начале обучения; ученик должен ценить обучение.
- Учащиеся активно выбирают опыт для обучения.
- Благодаря критической саморефлексии, обнаружить разрыв между своим реальным и идеальным «я».
- Быть правдивым в своих собственные ценности, взгляды и эмоции, и принять их ценность и ценность.
- Улучшить межличностные отношения Общительность.
- Стать чуткое отношение к ценностям, заботам и потребностям других.
- Ценить мнение других членов группы, даже если они оппозиционны.
- Узнайте, как соответствовать ценности и убеждения в общественную роль.
- Будьте открыты для разных точек зрения.
УЧИТЕЛЯ РОЛЬ
- Быть фасилитатором и участник группы.
- Принять и ценить студентов как жизнеспособных членов общества.
- Принять их значения и убеждения.
- Сделать обучающимся студентом по центру.
- Помогите ученику открыть для себя разрыв между реальным и идеальным я, облегчить студента в преодолении этого разрыва.