Как научить ребёнка установке на рост (и зачем вообще это нужно)
Нам постоянно твердят, что мир меняется, а мы должны воспитывать детей максимально адаптивными. Так будет проще всем. Но что сделать, чтобы ребёнок в будущем не опускал руки, не отчаивался? Наш блогер Константин Костюкевич предлагает задуматься о том, какие установки мы даём детям с самого раннего возраста.
Думаю, каждый родитель задумывался, как воспитать ребенка, чтоб он всегда мог быть востребован в жизни. Здесь может быть много ответов, и один из них (и на наш взгляд наиболее точный) — надо научить ребёнка учиться и переучиваться. И первое, что вам нужно сделать для этого: развить у него установку на рост и убрать установку на данность.
Что такое установка на данностьУстановку на данность кратко можно выразить фразой: «или есть, или нет!». Люди с такой установкой верят во врожденные таланты, которые определяют, может ли человек быть успешен в некотором деле. Отсутствие таланта воспринимается как приговор. Причем талант приобрести тоже нельзя, он от природы — данность!
Дети с установкой на данность:
- Часто загораются новым увлечением, но быстро его бросают. Первые же неудачи они воспринимают как приговор — ведь если я талантлив, значит у меня должно хорошо получаться. Всегда! А если вдруг не получается, значит и таланта у меня нет. А тогда зачем этим заниматься?
- Как следствие предыдущего пункта — имеют меньшую настойчивость и склонны сдаваться, с формулировкой «это не мое!».
- Подсознательно ожидают, что новое дело будет идти не очень трудно. Ведь если ты талантлив, то у тебя всё само получается. Соответственно, если идет тяжело — значит, таланта нет и значит… Да, всё верно: «это не мое и надо бросить!».
- «Гений», «умный», «талант», «будущий математик» — это для них не просто слова, а звания, которые ни в коем случае нельзя терять.
- Склонны избегать сложных задач, ведь там высок шанс облажаться. А ошибаться нельзя, так как это будет означать, что я уже не «гений».
- Оправдываются или обижаются на критику, слыша в них угрозу для себя. «Ты бездарность» — и совсем не учитывают, что учеба состоит из ошибок.
- Чужой успех также рассматривают как угрозу, ведь если кто-то успешнее меня, значит он талантливее, а коли так, то мне его никогда не превзойти.
- В первую очередь смотрят на текущий результат. Это для них самый главный критерий.
Установка на рост легко описывается словами: «Развить можно всё!» Дети, имеющие эту установку, верят, что самое главное — это прикладывать усилия, а о талантах они даже не задумываются.
Такие дети:
- Не боятся сложных задач, потому что это возможность стать лучше.
- Более упорны, поскольку верят, что «если долго мучиться, что-нибудь получится».
- На критику реагируют спокойно, потому что они не держатся за статус «умного», для них важна сама деятельность.
- Склонны рассматривать чужой успех как возможность «раз у них это получилось — значит это возможно в принципе! Я попробую повторить, а потом и превзойти».
- Им не важен текущий результат, потому что главный их критерий — «насколько я стал лучше?».
Дети с установкой на рост будут дольше и упорнее учиться, получая удовольствие. Они сосредоточены не на том, какие они сейчас или как они выглядят в глазах окружающих, а на том, что они делают.
Пожалуйста, не думайте, что всё вышеизложенное — это мои фантазии и домыслы. Нет, все сказанное выше научно обосновано и множество раз подтверждено экспериментально — интересующимся советую почитать книгу Кэрол Дуэк «Гибкое сознание». Там много воды, но эксперименты — интереснейшие.
Если вы учитель/родитель:
1. Забудьте о талантах. Не говорите фраз типа «ты умный» или «у тебя есть талант». Вместо этого замечайте и поощряйте усилия.
Если все хорошо: «Задача была сложная, но ты постарался и справился», «мне нравится, как ты работаешь», «Вижу, ты приложил усилия, чтобы разобраться в теме», «Сегодня ты решаешь лучше, чем на прошлой неделе. Классно!» и т. д.
Если не очень: «Хорошая попытка! А что еще тут можно сделать?», «Возможно, здесь стоит попробовать другой подход?», «А вот тут было интересное рассуждение!», «Как ты думаешь, что нужно изменить, чтоб получить другой результат?» и т. д.
2. Выкиньте гороскопы, «гуманитариев» и «технарей», а также все прочие разделения людей на типы. Вы можете сами в это верить (хотя я не советую), но, пожалуйста, не надо говорить ребенку: «Ты водолей, поэтому структурирование информации не твое, так что не лезь в математику» или «Ты у нас — чистый гуманитарий», потому что именно такие слова и сажают в психологическую клетку установки на данность. Позвольте ребенку пробовать всё и не думать: «Ну, у меня по математике два, потому что я гуманитарий» (а не потому, что я всю четверть не делала домашнее задание и рисовала на уроках).
3. Не ругайте за ошибки! Помните, что любое обучение ими сопровождается. Но стоит обратить внимание и, возможно, сделать замечание, если ребенок не пытается научиться на своих ошибках (то есть прилагает мало усилий).
4. Интересуйтесь не оценками, а знаниями, который получает школьник. Оценки тоже способствуют развитию установки на данность, потому что делят учеников на группы троечников, хорошистов и отличников. Плюс вопросы об оценках дают понять школьнику: «Знания не важны, оценки — вот для чего ты учишься».
5. Расскажите ребенку об установки на рост и повесьте эту памятку над столом.
Если вы ученик:
Отслеживайте у себя проявления установки на данность и меняйте ее на установку на рост. Каждый раз сказав что-то вроде «ну не могу я в математику!» или «вот я тупой…», тут же вспоминайте про установки и говорите тот же самое по-другому, правильно. Картинка выше вам поможет.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock (Archv)
Установка на рост
Считается, что людям от природы или дано рисовать, или не дано. Однако художник, педагог и автор книг Бетти Эдвардс опровергает это. Ниже представлены автопортреты, нарисованные учениками в начале курса, и по окончании учебы, пять дней спустя. Авторов первых рисунков никак нельзя заподозрить в наличии способностей к рисованию. Но лишь несколько дней спустя все до единого уже умели рисовать! Это очень важно, так как многие люди думают, что по ранним проявлениям умений человека (или по отсутствию таковых) можно смело судить о его таланте и его будущем.
Рис. 1. Автопортреты участников тренинга по рисованию: слева – в самом начале, справа – пять дней спустя
Предыдущая глава Оглавление Следующая глава
Скачать заметку в формате Word или pdf
Установка на данность и установка на рост
Может ли человек развить свои способности, или они неизменны – вопрос давний. А вот к чему может привести вера в тот или иной ответ на него – это уже вопрос новый. Психолог Кэрол Дуэк считает, что взгляды, которых человек придерживается, могут в корне изменить его образ жизни.
Убежденность в том, что ваши качества высечены из гранита – установка на данность – вызывает в вас потребность самоутверждаться. Если вам даны определенные нравственные качества, индивидуальность, интеллект, тогда остается лишь одно: доказывать, что количество всего этого довольно велико.
Установка на рост основана на убеждении, что ваши качества могут меняться, если приложить к этому усилия. Люди с подобной установкой верят, что невозможно предсказать, чего способен добиться человек за годы увлеченного труда и тренировок.
Принимая ту или иную установку, вы открываете для себя новый мир. В том, где качества неизменны, успех – доказательство вашего ума или таланта. В другом мире – мире меняющихся достоинств – вы тянетесь к тому, чтобы освоить новое. Вы саморазвиваетесь. В первом мире усилия – это нечто плохое. Они, как и неудача, означают, что вы не умны и не талантливы. Во втором мире усилия – это и есть то, что делает вас умным и талантливым. У вас есть выбор. Установка – это всего лишь то, как вы о себе думаете, а ведь вы можете и передумать.
Установки руководителей
Желание править с пьедестала и выглядеть в глазах других непогрешимым очень часто называют болезнью СЕО. Ли Якокка, бывший топ-менеджер Ford и Chrysler, страдал ею в тяжелой форме. Следует ли бороться со своими недостатками или лучше создать мир, где у вас недостатков не будет? Ли Якокка выбрал второй вариант. Он окружил себя поклонниками, изгнал критиков и мигом потерял связь с реальностью и представление о том, куда движется автомобильная отрасль. Ли Якокка превратился в человека, который не учится… человека с установкой на данность.
В своем бестселлере «От хорошего к великому» Джим Коллинз проанализировал десятки компаний, и был удивлен, когда понял, какой тип руководства необходим для осуществления преобразований:
В отличие от известных корпоративных лидеров, обладающих сильным характером, и не сходящих со страниц журналов и газет, руководители, которым удалось осуществить преобразования на своих предприятиях и перейти от хорошего к великому, кажутся прилетевшими с Марса. Спокойные, незаметные, сдержанные и даже застенчивые, эти руководители представляют необычную комбинацию скромности и профессиональной воли. Они, скорее, как Линкольн или Сократ, а не Паттон или Цезарь…
… они ведомы установкой на рост.
Установки в корпоративной среде
Термин «групповое мышление» ввел Ирвинг Джейнис в начале 1970-х годов. Он характеризует ситуации, когда все в группе начинают думать одинаково. Никто не имеет иного мнения. Никто не выражает несогласия. Групповое мышление может приводить к принятию решений с катастрофическими последствиями. Часто это прямое следствие установки на данность.
Установка на данность делает людей сложными. Она заставляет их беспокоиться по поводу наличия у них тех или иных качеств, а также стремиться «задокументировать» это наличие, нередко – за счет окружающих. По этой же причине «сложные» люди склонны к вынесению оценочных суждений.
Люди с установкой на рост процветают, когда саморазвиваются, а с установкой на данность – когда в безопасности, и у них все под контролем. Попав в условия, при которых их ценят за врожденный талант, люди начинают переживать угрозу своему имиджу как смертельную опасность. Они никогда не пойдут на то, чтобы принять меры к исправлению. Ни за что не согласятся выйти и признать свои ошибки перед инвесторами и обществом. Они скорее солгут.
Что такое провал? Люди с установкой на рост видят в неудачах источник мотивации. Неуспех информативен. Это сигнал к пробуждению. Для людей с установкой на данность неудача – это клеймо навсегда.
Ответственность за успех. Люди с установкой на рост сами берут на себя ответственность за процесс, ведущий к успеху. Люди с установкой на данность – вечные жертвы внешних сил. С установкой на данность вы не отвечаете за свои способности и свою мотивацию. Вы рассчитываете «выехать» на своем таланте, и когда это не получается, ну что ж, все равно ничего нельзя было сделать.
Как формируются установки
Каждое слово и каждое действие родителей может нести послание установки на данность, которая сообщает ребенку: «Твои качества неизменны, и я их оцениваю». А может нести послание установки на рост: «Ты развивающаяся личность, и я заинтересован в твоем развитии». Детский психолог Хаим Гинотт рассказал историю о 14-летнем Филиппе. Подросток работал вместе с отцом и нечаянно опрокинул коробку с гвоздями. Те рассыпались по всему полу. Филипп посмотрел на отца виновато и сказал:
Филипп: Ну вот! Какой же я косорукий.
Отец: Это не то, что мы говорим, когда гвозди рассыпаются.
Филипп: А что нужно сказать?
Отец: Нужно сказать: «Гвозди рассыпались – я их соберу!»
Филипп: И все?
Отец: И все.
Филипп: Спасибо, папа.
Не судите! Учите! Научить можно всему.
Смена установки
Установка – важная часть вашей личности, но вы можете изменить ее. Одно лишь знание о существовании двух типов установки может помочь вам начать думать и действовать по-новому. Способен ли любой человек добиться всего, чего захочет? Не думаю, но люди точно способны на большее, чем может показаться на первый взгляд.
Многие люди с установкой на данность считают: это мир должен измениться, а не они сами. Такие люди убеждены, что заслуживают чего-то лучшего – лучшей работы, лучшего дома, лучшего партнера. Мир обязан признать их выдающиеся качества и относиться к ним соответствующе.
Изменение установки означает коренную перемену. Когда люди решают перейти к установке на рост, они оставляют позицию «оценивай и будь оцениваемым» и переходят к платформе «учись и помогай учиться». Они настраиваются на рост, а рост требует много времени и усилий.
Рис. 2. Установка на данность и установка на рост
Литература
Кэрол Дуэк. Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013 – 400 с. Конспект: https://baguzin.ru/wp/?p=11745
Джим Коллинз. От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет… – СПб: Издательство Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге. – 312 с. Конспект: https://baguzin.ru/wp/?p=4113
Мышление роста — Что такое мышление роста
Мышление роста — Что такое мышление роста — Мышление работаетАвторизоваться Зарегистрироваться
Более 30 лет назад Кэрол Двек и ее коллеги заинтересовались отношением студентов к неудачам. Они заметили, что некоторые ученики восстанавливались, в то время как другие казались опустошенными даже малейшими неудачами. Изучив поведение тысяч детей, доктор Двек ввела термины «фиксированное мышление» и «мышление роста», чтобы описать лежащие в основе убеждения людей об обучении и интеллекте. Когда студенты верят, что могут стать умнее, они понимают, что усилия делают их сильнее. Поэтому они тратят дополнительное время и усилия, и это приводит к более высоким достижениям.
Недавние достижения в области неврологии показали, что мозг гораздо более податлив, чем мы когда-либо думали. Исследования пластичности мозга показали, как связи между нейронами могут меняться с опытом. С практикой нейронные сети создают новые связи, укрепляют существующие и создают изоляцию, которая ускоряет передачу импульсов. Эти нейробиологические открытия показали нам, что мы можем увеличить наш нейронный рост с помощью действий, которые мы предпринимаем, например, используя хорошие стратегии, задавая вопросы, практикуясь и следуя привычкам правильного питания и сна.
Ознакомьтесь с нашими программами! Я: — Выберите роль —TeacherParentSchool LeaderDistrict Leader
В то же время, когда эти нейробиологические открытия набирали обороты, исследователи начали понимать связь между мышлением и достижениями. Оказывается, если вы верите, что ваш мозг может расти, вы ведете себя по-другому. Поэтому исследователи задались вопросом: «Можем ли мы изменить мышление? И если да, то как?» Это положило начало серии вмешательств и исследований, которые доказывают, что мы действительно можем изменить мышление человека с фиксированного на рост, и когда мы это делаем, это приводит к повышению мотивации и достижений. Например, семиклассники, которых учили, что интеллект податлив, и показывали, как мозг растет с усилием, показали явное повышение оценок по математике.
В дополнение к обучению детей гибкому интеллекту, исследователи начали замечать, что практика учителя оказывает большое влияние на мышление учащихся, а обратная связь, которую учителя дают своим ученикам, может либо побудить ребенка выбрать вызов и повысить успеваемость, либо искать более легкий путь.
вне. Например, исследования различных видов похвалы показали, что, говоря детям, что они умные, они поощряют установку на данность, тогда как похвала за трудолюбие и усилия культивирует установку на рост. Когда учащиеся настроены на рост, они принимают вызовы и учатся на них, тем самым повышая свои способности и достижения. Узнайте больше о том, как практика учителя влияет на мышление и успеваемость учащихся.
Ознакомьтесь с нашими программами! Я: — Выберите роль —TeacherParentSchool LeaderDistrict Leader
Как в реальном мире выглядит обучение мышлению роста? Когда мы переносим исследования из лаборатории в классную комнату, мы видим удивительные результаты. Одним из таких примеров является начальная школа Фиске. С разнообразным контингентом студентов, изучающих английский язык и учащихся специального образования, администраторы Fiske привнесли мышление роста в школьную культуру, начав с мышления учителей. Учителя приняли участие в книжном исследовании MindsetMaker в первый год внедрения и завершили онлайн-курс повышения квалификации MindsetMaker™ на второй год.
Ознакомьтесь с нашими программами! Я: — Выберите роль —TeacherParentSchool LeaderDistrict Leader
Когда ученики понимают, что могут стать умнее, они прилагают больше усилий в учебе.
Ученики, которых обучали пластичному интеллекту, имели явное улучшение оценок по математике.
Учащиеся, которых хвалили за усилия, превзошли учеников, которым говорили, что они умнее.
После использования MindsetMaker™ оценки Фиске по математике значительно превысили средний показатель по штату.
Мышление роста: понимание того, что способности и интеллект можно развивать.
Как лучше всего начать свою революцию в мышлении роста? Один из способов — определить, где у вас могут быть склонности к фиксированному мышлению, чтобы вы могли работать над тем, чтобы стать более настроенным на рост. Мы все живем в континууме, и последовательная самооценка помогает нам стать теми, кем мы хотим быть. Пройдите тест на образ мышления
Вмешательство с установкой на рост
Требуется имя.
Требуется фамилия.
Требуется адрес электронной почты.
Требуется название/роль.
Требуется школа/организация.
Что такое установка на рост? 8 шагов к развитию.
Возможно, вы слышали о «мышлении роста» в обсуждениях популярной психологии и социальных тенденций. От выступлений TED до книг, викторин и семинаров — эта идея все чаще обсуждается.
Но вам может быть интересно, что такое установка на рост? И может ли это на самом деле помочь вам добиться успеха?
Мышление роста означает, что вы преуспеваете в преодолении трудностей и рассматриваете неудачу не как способ описать себя, а как трамплин для роста и развития своих способностей. Ваш интеллект и таланты подвержены развитию.
Доктор Кэрол Двек из Стэнфордского университета впервые рассказала о силе мышления почти 30 лет назад. Кэрол Двек и ее команда заинтересовались отношением студентов к неудачам.
После изучения поведения школьников и детей возник термин «установка на рост». Проще говоря, такое мышление означает, что вы верите в свою способность стать лучше благодаря тяжелой работе и помощи других.
В WGU наши программы разработаны, чтобы помочь вам осознать свои способности добиться успеха в любой области. Студенты WGU просто не могут потерпеть неудачу. Мы не предлагаем плохие оценки именно по этой причине. Мы знаем, что при большем объеме работы вы сможете усвоить материал, даже если поначалу он будет для вас более сложным. Мы знаем, что со временем и усилиями вы добьетесь успеха.
Двек говорит: «Эта установка на рост основана на вере в то, что ваши основные качества — это то, что вы можете развивать своими усилиями. Хотя люди могут во всех отношениях различаться своими первоначальными талантами и способностями, интересами или темпераментом, каждый может измениться и вырасти благодаря приложению и опыту».
Итак, вы знаете, что можете развить мышление роста, но с чего начать? Вот восемь простых шагов, которые могут вам помочь:
1. Прислушайтесь к внутреннему голосу мышления.
Внутренний диалог типа «Что, если вы потерпите неудачу?» или «Если вы не попытаетесь, никто не увидит, что вы потерпели неудачу», означает, что у вас внутри есть голос фиксированного мышления. Важно прислушиваться к своему внутреннему голосу мышления, чтобы вы могли по-настоящему узнать, какой тип мышления у вас есть. Это первый шаг к успешному изменению вашего мышления.
2. Признайте, что у вас есть выбор.
Вы понимаете, что внутренний голос говорит вам не пытаться, чтобы защитить себя от неудачи. Теперь выбор за вами. Будете ли вы слушать голос?
3. Отвечайте голосом с установкой на рост.
Вместо того, чтобы поддаться голосу фиксированного мышления, ответьте на свой внутренний диалог с новым мышлением. Скажите что-то вроде: «Я не уверен, что смогу это сделать, но стоит попробовать». или «Если я вообще не буду пытаться, это провал. В этом нет достоинства». Этот новый голос поможет вам заглушить голос фиксированного мышления, который подавляет ваши мысли и амбиции.
4. Практика.
Поставьте себя в сложные ситуации, чтобы попрактиковаться в своем новом голосе. Школа — отличное место, где вы можете начать практиковать установку на рост. С новыми проблемами на каждом углу есть много возможностей процветать после неудач и испытаний.
5. Найдите помощь со стороны.
Развитие мышления роста — это не то, что можно сделать в одиночку. Вам понадобится помощь извне, чтобы предложить поддержку и совет. У WGU есть наставники программы и преподаватели, которые будут с вами, когда вы столкнетесь с трудностями, чтобы помочь вам справиться с ними и поддерживать позитивные разговоры. Когда вы будете слушать других с позитивным настроем на вашу ситуацию, вы начнете говорить то же самое и себе.
6. Перестаньте искать одобрения других.
Хотя вам нужна помощь извне, вам также нужно перестать беспокоиться об одобрении других. Сравнение себя с другими, сосредоточение внимания на том, как вы выглядите в глазах других, и сокрытие неудач — все это мешает вам развивать мышление роста и добиваться успеха. Продолжайте сосредотачиваться на себе и на том, как вы можете расти, и перестаньте беспокоиться, если другие увидят ваш прогресс. Скорее всего, никто.
7. Замените слово «неудача» на «обучение».
Когда вы поймете, что неудача — это просто новый способ обучения, вы перестанете ее так бояться. Воспринимая неудачу как возможность продолжать учиться и расти, вы будете на пути к пониманию того, что на самом деле означает установка на рост.
8. Примите меры по установке на рост.
Вы должны выполнить действия, которые ваш новый голос мышления говорит вам предпринять. Иногда у вас может не получиться. Но это нормально. Практикуясь в разговоре с самим собой с установкой на рост и выполняя действия, вы со временем разовьете в себе установку на рост, к которой стремитесь.
Если все имеет свою противоположность, фиксированное мышление противоположно мышлению роста. Установка на данность — это базовое убеждение в том, что вы не можете изменить свои таланты, черты характера и базовые способности; другими словами, у вас есть определенные врожденные способности, с которыми вы рождаетесь, вот и все.
Фиксированное мышление предполагает, что ваш характер, интеллект и креативность неизменны, и никакие ваши действия не смогут на них повлиять. Достижение фиксированного мышления — это вера в то, что оно просто подтверждает вашу склонность к определенной черте или вашему интеллекту.
Никакие усилия или тяжелая работа не повлияют на ваши достижения, если у вас фиксированное мышление. Это означает, что каждая ситуация — это способ проявить себя, доказать, что имеющихся у вас способностей достаточно, чтобы добиться успеха.
Это означает, что теперь есть причина попробовать что-то новое, потому что никакого роста у вас не будет. О новых навыках, которые, как вы думаете, вы не получите легко, не может быть и речи. Неудача в них будет означать, что вы неразумны и неудачник как личность.
Двек говорит, что фиксированное мышление может быть вредным для здоровья и не принесет пользы людям.
«Я видел так много людей с одной всепоглощающей целью проявить себя в [учебной среде], в своей карьере и в своих отношениях. Каждая ситуация требует подтверждения их интеллекта, личности или характера. Каждая ситуация оценивается: добьюсь ли я успеха или потерплю неудачу? Я буду выглядеть умным или глупым? Меня примут или отвергнут? Буду ли я чувствовать себя победителем или проигравшим?»
Новое исследование показывает, что наш мозг податлив, и человек с фиксированным мышлением может измениться на другое. Они обнаружили, что те, кто меняет мышление на рост, более мотивированы и успешны.
Здесь, в WGU, мы работаем, чтобы помочь вам развить мышление роста как лидера.