Гуманистическая психология | это… Что такое Гуманистическая психология?
Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку[1]. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром и другие. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм.
Содержание
|
Основные черты
Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.
В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии[2]:
- Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).
- Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).
- Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).
- Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).
- Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).
На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьёзной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов.
Литература
- Мэй Р., и др. Экзистенциальная психология /Перевод с английского Л. Я. Дворко. — Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005. — 160 с. — (Серия «Psychologia Vera») ISBN 966-7172-10-4 ISBN 5-88230-164-5
- Шеховцова Л. Ф. Мировоззренческие основания гуманистической и трансперсональной психологий // Шеховцова Л. Ф. Христианское мировоззрение как основа психологического консультирования и психотерапии. — СПб.: Общество православных психологов Санкт-Петербурга, 2009. — С. 24-32[3]. — 168 с. — 250 экз. — ISBN 5-85991-021-5 (4)
Примечания
- ↑ Ярошевский М. Г. Гуманистическая психология
- ↑ Ирвин Д. Ялом. Экзистенциальная психотерапия. М., 1999
- ↑ Критический анализ основных положений гуманистической психологии.
См. также
- Психология
- Отрасли психологии
Ссылки
- Экзистенциальная и гуманистическая психология
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. |
Гуманистическая психология — определение термина
Термин и определение
направление в западной, преимущественно американской, психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в т. ч. развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживание мира, психическое здоровье, глубинное межличностное общение, трансценденция и т.п.
Еще термины по предмету «Психология»
Направление «Новая биология интеллекта»
научное направление в области психологии интеллекта, которое иногда также называют «жесткий путь» его изучения; обозначенное выше название указывает на то, что в соответствующем направлении изучаются в основном нейрофизиологические и биохимические факторы, определяющие умственные способности людей и соответствующие индивидуальные различия
Алгометр
прибор для измерения болевой чувствительности
Защитные механизмы
понятие, обозначающее совокупность приемов, с помощью которых человек как личность оберегает себя от психологических травм; примерами защитных механизмов являются вытеснение, сублимация, подавление, отрицание, проекция, идентификация, регрессия, изоляция, рационализация, конверсия и др.
Похожие
- Психология гуманистическая
- Гуманистический
- Этика гуманистическая
- Гуманистическая педагогика
- Гуманистическое воспитание
- Психология
- Психолог
- Гуманистический подход к управлению
- Гуманистическая функция культуры
- Гуманистическая парадигма бмэ
- Гуманистический характер образования
- Психолог педагогический (педагог-психолог)
- Динамическая психология
- Промышленная психология
- Психология персонала
- Возрастная психология
- Психолог клинический
- Психолог-эргономист
- Исправительная психология
- Пенитанциарная психология
Смотреть больше терминов
Научные статьи на тему «Гуманистическая психология»
Определение 1
В центре внимания гуманистической психологии – целостный человек во всех его проявлениях. ..
Сущность гуманистической психологии Главным положением нового направления стало понимание целостности…
Гуманистическая психология полностью отвергает представление о человеке как о существе, поведение которой…
Основные принципы гуманистической психологии Основными принципами направления выступают следующие:
актуализация…
Гуманистическая психология выступает одним из важнейших направлений психологической науки, исследуя личность
Статья от экспертов
Научный журнал
Creative Commons
Гуманистический подход к пониманию личности сформировался в рамках психологической науки в середине…
В центре внимания гуманистического подхода – личность человека как изначально хорошего, обладающего врожденными. ..
из наиболее распространенных иерархий потребностей личности была разработана выдающимся американским психологом…
Самоактуализирующася личность в рамках гуманистического подхода
Определение 1
Личность, для которой…
Таким образом, гуманистический подход в психологии исходит из понимания личности как постоянно изменяющейся
Статья от экспертов
Представлен анализ существующих подходов в решении вопроса методологии и методов исследования в гуманистической психологии
Научный журнал
Creative Commons
Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!
- 📝 Напиши термин
- ✍️ Выбери определение из предложенных или загрузи свое
- 🤝 Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины, с помощью удобных и приятных карточек
Возможность создать свои термины в разработке
Еще чуть-чуть и ты сможешь писать определения на платформе Автор24. Укажи почту и мы пришлем уведомление с обновлением ☺️
SAGE Reference — Справочник по гуманистической психологии: теория, исследования и практика
Справочник Добавить в список Добавлено в список
Больше информацииМеньше информации
Второе издание передовой работы «Справочник по гуманистической психологии» Кирка Дж. Шнайдера, Дж. Фрейзера Пирсона и Джеймса Ф. Т. Бьюгенталя представляет собой новейшее исследование в области гуманистической психологии и психотерапии. В противовес тенденциям, склонным к психологической стандартизации и медикализации, справочник предлагает богатую картину размышлений ведущих личностно-ориентированных ученых нашего времени. Диапазон их тем очень широк — от исторических, теоретических и методологических до духовных, психотерапевтических и мультикультурных.
Передняя часть
- Преданность
- Авторские права
- Предисловие ко второму изданию
- Предисловие к первому изданию
- Предисловие
- Введение
- Благодарности
- О редакторах
Главы
Часть I: Исторический обзор
- Истоки и генеалогия гуманистической психологии
- Гуманистическая психология на перепутье
- Гуманистическая психология и женщины: критическая историческая перспектива
- Гуманистическая психология и мультикультурализм: история, современное состояние и достижения
Часть II: гуманистическая теория
- Метатемы
- Человек: поиск психики Научная перспектива
- Новое открытие благоговения: новый фронт в гуманистической психологии, психотерапии и обществе
- Человек как моральный агент
- Самость и гуманистическая психология
- К устойчивому мифу о себе: экзистенциальный ответ на условия постмодерна
- Современные темы
- Гуманистическая психология и экология
- Гуманистическая психология и мир
- Два благородных восстания: творчество и гуманистическая психология Секция:
- Гуманистическая психология и гуманистическая психология Искусство
- Становление аутентичным: экзистенциально-гуманистический подход к чтению литературы
- Феллини, Фред и Джинджер: Имагология и мир постмодерна
- Emergent Trends
- Гуманистическая нейропсихология: значение нейрофеноменологии для психологии
- Гуманистическая забота о пожилых людях: на пути к новой концептуальной основе старения
- На пути к гуманистически-мультикультурной модели развития
Часть III: Гуманистическая методология
- Гуманистическая психология и традиция качественных исследований
- Современные темы
- Введение в феноменологические исследования в психологии: исторические, концептуальные и методологические основы
- Метод обоснованной теории и гуманистическая психология
- Эвристические исследования: дизайн и методология
- Нарративные исследования и гуманизм 70 Трендант 9022
- Emerer Методология исследований в гуманистической психологии в свете постмодерна
- Герменевтический дизайн эффективности в одном случае: обзор
Часть IV: Применение гуманизма в практике
- Современные темы
- Специальная секция: Обновление гуманизма в психотерапии
- Введение: Обновление гуманизма в психотерапии — обсуждение за круглым столом
- Обновление гуманизма в европейской психотерапии Разработки и приложения
- Гуманизм и мультикультурализм: эволюционный союз
- Обновление гуманизма в психоаналитической терапии
- Гуманизм как общий фактор в психотерапии
- На пути к общему фокусу в психотерапевтических исследованиях
- Гуманистическая психология и контекстуально-поведенческие перспективы Психотерапевт
- Специальный раздел: Ответственность терапевта
- Терапия как встреча Я-Ты
- Личность терапевта: путь терапевта к отношениям
- Экзистенциальное межкультурное консультирование: мужество быть экзистенциальным консультантом
- Лечение безумия без больниц: Soteria и ее преемники
- Специальный раздел: Трепет и ужас в гуманистической терапии
- Трепет исходит из костей
- Готовы пережить эти волнующие моменты, а затем провести эмпирический сеанс
- Конструктивистские подходы к терапии
- Гуманистический взгляд на утрату
- Экзистенциальный анализ и гуманистическая психотерапия
- Ответ Джону Роуэну
- Возникающие тенденции
- Преобразующая роль гуманистической психологии в мире, которому угрожают Применение в более широких условиях
- Современные темы
- Совместное исследование как подход к оценке личности
- Повышение мастерства психотерапевта: модели экзистенциально-гуманистических программ обучения
- Гуманистическая психология, медицина разума и тела и забота о здоровье человека в целом
- Романтическая любовь как путь: напряженность между эротическим желанием и потребностью в безопасности
- За пределами религии: к гуманистической духовности и трансперсональные перспективы
- Ответ Роджеру Уолшу
- Возникающие тенденции
- Гуманистическая психология и социальная деятельность
- Гуманистическая психология на рабочем месте
Часть VI: Эпилог: взгляд назад и взгляд вперед
- Заключительные заявления
Материал спинки
- Приложение: Регионально аккредитованные школы с программами последипломного образования в области гуманистической и трансперсональной психологии
- Авторский указатель
- Об участниках
167302
- Загрузка. ..
значок блокировки
Войдите, чтобы получить доступ к этому содержимому
Получите БЕСПЛАТНУЮ ПРОБНУЮ ВЕРСИЮ на 30 дней
Смотрите видео из разных источников, оживляя школьные темы
Читать современные, разнообразные бизнес-кейсы
Исследуйте сотни книг и справочников
зарегистрируйтесь сегодня!
SAGE рекомендует
Мы нашли для вас другой подходящий контент на других платформах SAGE.
Гуманистическая и социальная психология
В поисках синтеза: можно ли быть психологом-гуманистом и социальным психологом одновременно
Кристофер Д. Генри, доктор философии
После ознакомления с различными теоретическими взглядами и подобластями студенты моего вводного курса психологии часто спрашивают меня, какой я психолог. Удивительно, но я считаю, что на этот вопрос трудно ответить. С точки зрения теоретической направленности я считаю себя прежде всего психологом-гуманистом. Моя степень магистра получена в рамках гуманистически ориентированной программы магистратуры Университета Западной Джорджии, и, как только я могу, я преподаю специальный курс, посвященный истории гуманистической мысли, возникновению «Третьей силы» и месту гуманистический подход в современной психологии. Однако с точки зрения предметных областей психологии я считаю себя в первую очередь социальным психологом. Моя докторская степень связана с этой областью, и я часто преподаю курсы повышения квалификации в этой области, которые включают в себя смесь классических исследований социального влияния и новых взглядов на социальное познание.
Но, несмотря на высокий уровень комфорта в каждой области (и, хотелось бы надеяться, компетентность также), я часто боролся с большими и, возможно, непреодолимыми различиями, которые существуют между ними. Как психолог-гуманист, я склонен подчеркивать центральную роль личности, предполагать внутренний локус контроля над поведением и выделять наиболее вдохновляющие аспекты человеческой натуры. Но как социальный психолог я склонен подчеркивать социальный контекст, предполагать внешний локус контроля над поведением и подчеркивать некоторые из самых темных сторон человеческой натуры. Независимо от того, предпочитает ли кто-то рассматривать такие, казалось бы, противоречивые позиции с точки зрения «несоответствия» или «когнитивного диссонанса», как гуманистическая, так и социально-психологическая точки зрения указывают на вероятность определенной степени неприятности для обладателя таких позиций!
В течение многих лет моим «решением» этого неприятного положения дел было своего рода отделение, основанное на курсе, который я преподаю, или конференции, которую я посещаю в то время. Но совсем недавно я попытался прямо решить эту дилемму и двигаться в направлении примирения и, возможно, даже интеграции двух подходов. Это потребовало более внимательного изучения основных областей кажущейся несоизмеримости между ними, к которым я сейчас и перехожу.
Первая область кажущегося разногласия связана с вопросом о том, должен ли я, как психолог, сосредоточиться в первую очередь на индивидууме или на более широком социальном контексте и обстановке. Хотя на первый взгляд гуманистический подход кажется совершенно индивидуалистическим по своей природе, я счел полезным напомнить себе о феноменологическом изречении, что сознание всегда есть сознание чего-то , что оно всегда направлено к чему-то вне себя 9.0269 . Виктор Франкл, например, считал, что один из основных путей к смыслу жизни — это переживание чего-то или встреча с кем-то вне себя. И хотя редко обсуждаются в учебниках репрезентации его модели «иерархии потребностей», важно отметить, что на момент своей смерти Маслоу находился в процессе переработки модели, чтобы поставить самопреодоление выше самоактуализации как вершина человеческого развития. Хотя индивидуальное «я», безусловно, является важной концепцией гуманистической психологии, оно не существует в вакууме и на самом деле достигает реализации только через связь с чем-то за пределами себя.
И хотя социальная психология, казалось бы, преуменьшает роль индивида в пользу анализа социальных и ситуационных факторов, более полные объяснения социального поведения неизменно включают ссылку на индивидуальные мотивационные и когнитивные процессы. Таким образом, даже при рассмотрении более внешних, поведенческих феноменов, таких как конформизм и убеждение, социальная психология опирается на такие объяснения, как желание быть принятым другими (как в случае нормативного соответствия) и роль воспринимаемой значимости информации для самого себя. (как и в случае модели вероятности убеждения). Несмотря на «высокую оценку» того, что она соответствует социальному контексту, при ближайшем рассмотрении выясняется, что внутренние процессы личности являются неотъемлемыми и нередуцируемыми компонентами социально-психологического анализа.
Вторая область кажущейся несоизмеримости связана с вопросом о локусе контроля. Является ли наше поведение результатом внутреннего выбора или внешних определяющих факторов? Как психолог-гуманист, я склонен придерживаться мнения, что люди обладают по крайней мере некоторой степенью свободы воли. Но я также обнаружил, что полезно напоминать себе, что свобода никогда не бывает полной. За крайними ограничениями чьей-либо свободы, отраженными в экзистенциальных концепциях, таких как фактичность Сартра и хайдеггеровской брошенности , классические психологи «третьей силы» также признают более тонкие способы, которыми другие влияют (если не строго определяют) на наш выбор и действия. Например, Маслоу обсуждает роль других в саморазвитии через степень, в которой они поощряют или препятствуют выбору безопасности или роста, а Роджерс обсуждает мощную роль безусловного и условного положительного отношения в том, в какой степени мы принимаем наши истинные ценности. себя против развития ложного чувства себя. Хотя эти примеры не демонстрируют причинно-следственной связи per se , они подчеркивают то огромное значение, которое мы придаем другим при рассмотрении нашего выбора и поведения.
С другой стороны, как социальный психолог, я обычно сосредотачиваюсь на факторах, которые оказывают внешнее давление на человека, заставляя его вести себя определенным образом. Но в то время как социальная психология претендует на то, чтобы просто описать 90 269 видов человеческого социального поведения и их основных причин, ее риторическая тенденция предписывать 90 269 оптимальных видов социального поведения предполагает нежелание рассматривать поведение строго детерминированным образом. Фактически, большая часть социальной психологии, по-видимому, призывает нас быть более внимательными к социальным и ситуационным факторам и использовать свою базу знаний, чтобы сделать лучший выбор в отношении того, как мы реагируем на них. В 1973, Кен Герген ввел термин 90 268 эффектов просветления 90 269, чтобы предположить, что знание социально-психологических процессов может помочь «освободить» человека от их контроля, а совсем недавно Филип Зимбардо (2007) наметил программу из десяти шагов для сопротивления нежелательным социальным воздействиям. влияние. Такие позиции предполагают твердую веру в возможность того, что расширение прав и возможностей человека перед лицом внешних воздействий не только возможно, но и действительно является стоящей и достижимой целью.
Третья и, возможно, наиболее сложная с философской точки зрения область кажущейся несоизмеримости относится к вопросу о человеческой природе. Гуманистическая психология явно предлагает воодушевляющий романтический взгляд на врожденную человеческую доброту, предполагая, что человеческая природа исторически была обесценена и неуместно очернена. Тем не менее гуманисты не отрицают существования негативного и деструктивного поведения, утверждая, что такое поведение коренится в фрустрации в основном «хороших» и здоровых желаний. Однако, если такое объяснение звучит несколько наивно, более сложный экзистенциальный взгляд на человеческую природу может показаться более способным охватить более темные аспекты человеческого поведения, часто демонстрируемые социально-психологическими исследованиями. Тем не менее, признавая человеческий потенциал зла, экзистенциалисты не утверждают, что это основная природа человечества. Как писал Крис Анстус, характеризуя экзистенциальную точку зрения, «нет пределов человеческой жестокости или к человеческой любви » (1993, с. 999, курсив добавлен для выделения).
Как социальный психолог, я предлагаю учащимся подумать о экстремальном социальном поведении, на которое мы все можем быть способны при правильных (или, возможно, неправильных ) обстоятельствах. Но, несмотря на выделение поведения, которое часто является глупым, жестоким и, возможно, даже злым, я также напоминаю своим студентам, что социальная психология не приписывает такое поведение ни индивидуальной личности, ни предполагаемой сущностной человеческой природе, а скорее ситуационных факторов, способствующих такому поведению. Используя аналогию Зимбардо, социальная психология показывает нам гнилые бочки, а не гнилые яблоки. На самом деле, критики классических социальных психологических исследований (например, Miale & Selzer, 1975) утверждали, что социальные психологи приписывают плохое поведение ситуационным факторам из-за ошибочного и неподтвержденного убеждения, что человеческая природа хороша по своей природе и что только испорченные внешние влияния вызывают поведение. которые расходятся с этой предполагаемой добродетелью. Таким образом, социальная психология иногда оказывается в маловероятной роли защитника человеческой доброты!
Несмотря на некоторый прогресс в достижении моей цели синтеза гуманистической и социальной психологии, временами мне было трудно полностью отбросить назойливую возможность того, что я просто прибегал к тщательно продуманной серии рационализаций, чтобы смягчить дискомфорт, возникающий из-за защиты две внутренне противоречащие друг другу установки! Поэтому я счел полезным использовать тайцзиту (или символ «инь-ян», как его обычно называют) в качестве модели того, как понять взаимосвязь между, казалось бы, противоположными позициями.
На самом базовом уровне тайдзиту предполагает, что если мы посмотрим достаточно внимательно, то сможем найти внутри каждой из двух, казалось бы, противоречащих друг другу сил элемент противоположности. И я действительно считаю, что нужно только заглянуть за пределы поверхностных различий, чтобы обнаружить более широкий социальный ландшафт в пределах гуманистической психологии, а также гуманистическое сердцебиение в социальной психологии.
Но на самом глубоком уровне тайдзиту также предполагает фундаментальную взаимосвязь и взаимозависимость между предполагаемыми противоположностями, которые не очевидны, если рассматривать их как несоизмеримые по своей сути силы. И хотя я не чувствую, что еще установил такую фундаментальную взаимосвязь между гуманистическим и социальным подходами, я надеюсь продолжить свои поиски и в конце концов достичь такого уровня понимания. Возможно, тогда я смогу уверенно ответить на вопрос своих учеников: «Да ведь я, конечно, гуманистический социальный психолог».
Анстоос, К. (1993). Экзистенциальный анализ и терапия. В J. Wilson (Ed.), обзор социальных наук Мэджилла: психология (стр. 999-1005). Пасадена, Калифорния: Салем Пресс.
Герген, К. Дж. (1973). Социальная психология как история. Журнал личности и социальной психологии, 26 , 309-320.
Миале, Ф. Р., и Зельцер, М. (1975). Нюрнбергский разум . Нью-Йорк: Quadrangle / New York Times Book Co.