Густав юнг: писатели и не только о том, что читают почему

Содержание

«Чем больше толпа, тем ничтожнее индивид» — Моноклер

Рубрики : Общество, Последние статьи, Психология


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча.


Как личность превращается в безымянную единицу, почему абстрактная идея государства становится реальнее жизни человека и что может изменить столь незавидное положение индивида в современном мире: публикуем фрагмент из книги «Нераскрытая самость» швейцарского психиатра Карла Юнга.

Как то, что происходит в мире, связано с заблуждениями человека относительно понимания себя и того, что им действительно движет? Публикуем фрагмент книги «Нераскрытая самость» (1957 г.) Карла Густава Юнга (гл. «Незавидное положение индивида в современном мире»), в которой швейцарский психиатр размышляет, почему в современном мире индивид по-прежнему остается рабом бессознательного, как таким абстрактным понятиям, как государство и общество, удаётся подчинить своей политике смысл и цель жизни отдельного человека и почему к критическим ситуациям лучше адаптируются люди с «латентными психозами», получая дополнительную власть и заражая других своим состоянием.

Хорошая почва для размышлений.

Незавидное положение индивида в современном мире

Что принесет с собой будущее? С незапамятных времен этот вопрос занимал человека, хотя и не всегда в одинаковой степени. История свидетельствует, что человек с тревогой и надеждой обращает свой взгляд в будущее во времена физических, политических, экономических и духовных потрясений, когда рождается множество надежд, утопических идей и апокалиптических видений. Вспоминаются, например, хилиастические ожидания современников императора Августа на заре христианской эры или духовные перемены на Западе, сопровождавшие конец первого тысячелетия от Рождества Христова. В наше время, когда близится к концу второе тысячелетие, мы снова живем в мире, переполненном апокалиптическими образами всеобщего уничтожения. Какое значение имеет деление человечества на два лагеря, символом которого является «Железный Занавес»? Что станет с нашей цивилизацией и с самим человечеством, если начнут взрываться водородные бомбы или если духовная и нравственная тьма государственного абсолютизма поглотит всю Европу?

У нас нет никаких оснований считать возможность такого исхода маловероятной. В любой стране Запада существуют небольшие группы подрывных элементов, которые, используя нашу гуманность и стремление к правосудию, держат наготове спичку у бикфордова шнура, и остановить распространение их идей может только критический разум отдельного, в высшей степени развитого и умственно стабильного слоя населения. Не следует переоценивать «толщину» этого слоя. В каждой стране она разная, в зависимости от национального темперамента населения. Кроме того, «толщина» этого слоя зависит от уровня образования в данной конкретной стране и от чрезвычайно сильных факторов экономического и политического характера. Если в качестве критерия использовать плебисцит, то по самым оптимистическим оценкам «толщина» этого слоя составит сорок процентов от общего числа избирателей. Но и более пессимистическая оценка будет вполне оправданной, поскольку дар здравого смысла и критического мышления не принадлежит к наиболее характерным отличительным особенностям человека, и даже там, где он действительно имеет место, он не является постоянным и непоколебимым, и, как правило, слабеет по мере разрастания политических групп.

Масса подавляет проницательность и вдумчивость, на которые еще способна отдельно взятая личность, и неизбежно приводит к доктринерской и авторитарной тирании, стоит только конституционному государству дать слабину.


Читайте также Карл Густав Юнг: «Демонов привлекают массы»

Использование рациональных аргументов может иметь шансы на успех только в том случае, если эмоциональность данной конкретной ситуации не превышает определенного критического уровня. Если накал страстей поднимается выше критического уровня, то исчезает всякая возможность того, что слово разума возымеет действие, и на смену ему приходят лозунги и иллюзорные желания-фантазии. То есть наступает своеобразное коллективное безумие, которое быстро превращается в психическую эпидемию. В таких условиях на самый верх поднимаются те элементы, которые в эпоху правления разума считаются асоциальными и существование которых общество лишь терпит. Такие индивиды ни в коей мере не являются редкими необычными экземплярами, которых можно встретить лишь в тюрьме или психиатрической больнице.

По моим оценкам, на каждого явного сумасшедшего приходится, как минимум, десять скрытых, безумие которых редко проявляется в открытой форме, а взгляды и поведение, при всей внешней нормальности, незаметно для их сознания подвергаются воздействию патологических и извращенных факторов. По вполне понятным причинам, не существует такой медицинской статистики скрытых психозов. Но даже если их число будет чуть менее, чем в десять раз, превышать число явных психопатов и преступников, их небольшое относительно общей массы населения количество с лихвой компенсируется крайней опасностью этих людей. Их умственное состояние сродни состоянию группы, пребывающей в коллективном возбуждении, и подчиняется пристрастным оценкам и желаниям-фантазиям. Когда такие люди находятся в своей среде, они приспосабливаются друг к другу и, соответственно, чувствуют себя, как дома. На своем личном опыте они познали «язык» ситуаций такого рода и знают, как ими управлять. Их идеи-химеры, подпитываемые фанатичным возмущением, взывают к коллективной иррациональности и находят в ней плодородную почву; они выражают все те мотивы и все то недовольство, которые у более нормальных людей скрыты под покровом благоразумия и проницательности.
А потому, несмотря на их малое в процентном отношении количество, они представляют собой как источники заразы большую опасность, именно потому, что так называемый нормальный человек обладает только ограниченным уровнем самопознания.

Большинство людей путает «самопознание» со знанием своей осознаваемой эго-личности. Любой человек, у которого имеется хоть какое-то эго-сознание, не сомневается в том, что он знает самого себя. Но эго знает только свое содержимое, и не знает бессознательного и его содержимого. Люди определяют свое самопознание мерой знания о себе среднего человека из их социального окружения, но не реальными психическими фактами, которые, по большей части, скрыты от них. В этом смысле психе подобна телу, о физиологии и анатомии которого средний человек тоже мало что знает. Хотя рядовой человек и живет в теле и с телом, но большая его часть ему совершенно неизвестна, и для ознакомления сознания с тем, что известно о теле, требуется специальное научное знание. Я уже не говорю о том, что «не известно» о теле, но что, тем не менее, существует.

Значит то, что принято называть «самопознанием», на деле является очень ограниченным знанием, большая часть которого зависит от социальных факторов, от того, что происходит в человеческой психе. Поэтому-то у человека всегда возникает предубеждение, что определенные вещи происходят не «с нами», не «в нашей семье» или не с нашими друзьями и знакомыми. С другой стороны, у человека возникает не менее иллюзорное убеждение насчет наличия у него определенных качеств, и эта убежденность лишь скрывает истинное положение вещей.

В этой широкой зоне бессознательного, которая надежно защищена от критики и контроля сознания, мы совершенно беззащитны, открыты всем видам психического воздействия и психических инфекций. Как и при опасности любого другого типа, мы можем предотвратить риск психической инфекции только в том случае, если будем знать, что именно будет атаковать нас, а также, где, когда и каким образом произойдет нападение. Поскольку самопознание это вопрос знания конкретных фактов, то теория здесь вряд ли может помочь.

Ибо, чем больше теория претендует на свою универсальную истинность, тем меньше она способна послужить основанием для правильной оценки отдельных конкретных фактов. Любая основанная на житейском опыте теория неизбежно является статистической; она выводит идеальную среднюю величину и отвергает все исключения по обоим краям шкалы, заменяя их абстрактным смыслом. Эта теория вполне истинна, только в жизни дела идут не всегда в соответствии с ней. Несмотря на это, абстрактный смысл теории фигурирует в качестве незыблемого фундаментального факта. Любые исключения крайности, хоть и являются не менее реальными, в теорию вообще не включаются, потому что опровергают друг друга. Например, если я вычислю вес каждого камушка на покрытом галькой пляже и получу средний вес в пять унций, то эта цифра мало что сможет мне сказать о реальной природе гальки. Любого, кто на основании моих изысканий решит, что сможет с первой попытки подобрать камешек весом в пять унций, ждет серьезное разочарование. И в самом деле, может статься так, что и после долгих часов поисков он так и не найдет камушка весом точно в пять унций.

Статистический метод показывает нам факты в свете идеальной средней величины, но не дает нам представления об их эмпирической реальности. Несмотря на то, что средняя величина, вне всякого сомнения, отражает определенный аспект реальности, она может самым коварным образом фальсифицировать истину. Это прежде всего относится к теориям, основанным на статистике. Между тем, отличительной чертой факта является его индивидуальность. Грубо говоря, реальная картина состоит только из исключений из правила и, соответственно, в абсолютной реальности полностью господствует неправильность.

Об этом следует вспоминать каждый раз, когда речь заходит о том, что теория может быть проводником на пути самопознания. Не существует и не может существовать никакого самопознания, основанного на теоретических предположениях, поскольку объектом этого познания является индивид – относительное исключение и феномен «неправильности». А потому, характерные черты индивида являются не универсальными и правильными, а, скорее, уникальными. Его следует воспринимать не как стандартную единицу, а как нечто уникальное и единственное в своем роде, что, в принципе, нельзя познать до конца и нельзя сравнить с чем-нибудь еще. В то же самое время, человек, как представитель рода человеческого, может и должен быть описан, как статистическая единица; в противном случае о нем нельзя будет сказать ничего общего. Для решения этой задачи его следует рассматривать как единицу сравнения. Результатом этого являются универсально правильные антропология и психология с абстрактной фигурой человека.

Под воздействием научных предположений не только психе, но и индивидуальный человек и даже индивидуальные события становятся жертвами «уравниловки» и «стирания различий», которые искажают картину реальности, превращая ее в концептуальную среднюю величину. Мы не должны недооценивать психологическое воздействие статистической картины мира: она отвергает индивида, заменяя его безликими единицами, которые собирает в массовые формации. Вместо конкретного индивида мы имеем названия организаций и как кульминацию абстрактную идею Государства в качестве принципа политической реальности. При этом нравственная ответственность индивида неизбежно заменяется государственными интересами raison d’etat (Государственная необходимость, благо государства (фр.) — прим. ред.). Вместо нравственной и умственной дифференциации индивидов мы имеем благосостояние общества и повышение жизненного уровня. Цель и смысл индивидуальной жизни (которая является единственной реальной жизнью) заключается уже не в индивидуальном развитии, а в политике Государства, которая навязывается индивиду извне и состоит в претворении в жизнь абстрактной идеи, которая имеет тенденцию притягивать к себе всю жизнь. Индивида все больше лишают права на принятие нравственного решения о том, как ему следует прожить его же собственную жизнь. Его кормят, одевают, обучают и дисциплинируют, как единицу общества, его селят в соответствующую единицу жилья и доставляют ему удовольствие и удовлетворение в той форме, в какой их воспринимает толпа. Правители, в свою очередь, являются такими же единицами общества, как и подданные, и отличаются от последних только тем, что представляют собой рупор государственной доктрины. Им совсем не обязательно обладать здравым смыслом, они могут просто быть хорошими специалистами, совершенно бесполезными вне области их специализации. Государственная политика определяет, что следует преподавать и что следует учить.


Подробнее Зарождение биополитики Мишеля Фуко

Сама всемогущая доктрина Государства отчасти становится жертвой манипулирующих в интересах государства людей, занимающих в правительстве самые высокие посты и сосредоточивших в своих руках всю власть. Любой человек, попавший, то ли путем честных выборов, то ли по прихоти судьбы, на один из таких постов, больше уже никому не подчиняется; он сам является «политикой государства» и может следовать в определенном им самим направлении. Вслед за Людовиком XIV он может сказать: «Государство это я». Стало быть, он является единственным или, по крайней мере, одним из тех очень немногих индивидов, которые могли бы использовать свою индивидуальность, если бы только знали, как отделить себя от доктрины Государства. Однако, они, как правило, являются рабами своих собственных измышлений. Подобная однобокость всегда психологически компенсируется бессознательными подрывными тенденциями. Рабство и бунт неотделимы друг от друга. В результате борьба за власть и крайняя подозрительность пронизывают весь организм от верхушки до самого низа. Более того, стремясь компенсировать свою хаотическую бесформенность, масса всегда порождает «вождя», который, как учит нас история, неизбежно становится жертвой своего же непомерно раздутого эго-сознания.

Такое развитие событий становится логически неизбежным в тот момент, когда индивид соединяется с массой и перестает быть индивидом. Помимо агломерации огромных масс, в которых индивид растворяется в любом случае, одной из главных причин психологического массового сознания является научный рационализм, который лишает личность основ ее индивидуальности и ее достоинства. Как социальная единица, личность утрачивает свою индивидуальность и становится простой абстрактной статистической величиной. Она может играть только роль легко заменяемой и совершенно незначительной «детали». Если на нее смотреть со стороны и рационально, то именно этим она и является, и с этой точки зрения совершенно абсурдными будут рассуждения о ценности или значении индивида. И в самом деле, вряд ли можно себе представить, как у человека может быть индивидуальная достойная жизнь, если истинность прямо противоположного утверждения ясна, как божий день.


Углубляемся Карл Роджерс: что значит «становиться человеком»?

Если смотреть на индивида с этой точки зрения, то его значение действительно уменьшается, и любой, кто захочет оспорить это положение, быстро обнаружит нехватку аргументов. Тот факт, что индивид ощущает себя самого или членов своей семьи, или близких друзей значительными личностями, только подчеркивает несколько комичную субъективность его ощущений. Ибо, что значат несколько людей по сравнению с десятью тысячами или сотней тысяч, не говоря уже о миллионе? Мне вспоминается глубокомысленное высказывание одного моего приятеля, с которым мы застряли в огромной толпе. Он тогда неожиданно воскликнул: «Вот тебе самое надежное основание для неверия в бессмертие: вся эта куча народу хочет быть бессмертной!»

Чем больше толпа, тем ничтожнее индивид. И если индивида переполнит ощущение собственной незначительности и бессилия, и он почувствует, что его жизнь утратила смысл, который, в конце концов, не тождественен благосостоянию общества и высокому уровню жизни, значит, он уже близок к тому, чтобы стать рабом Государства и, сам того не желая и не подозревая, его горячим приверженцем. Человеку, взгляд которого обращен только во внешний мир, и который съеживается при виде «больших батальонов», нечего противопоставить той информации, которую ему сообщают его органы чувств и его разум. Именно это сейчас и происходит: мы все заворожено преклоняемся перед статистическими истинами и большими числами; нам ежедневно сообщают о ничтожности и тщетности индивидуальной личности, если она не представлена и не персонифицирована какой-либо массовой организацией. И наоборот, те персонажи, которые с важным видом расхаживают по мировой сцене и голоса которых доносятся до всех и каждого, некритически мыслящей публике представляются вознесенными наверх на волне какого-нибудь массового движения или общественного мнения. Поэтому толпа либо аплодирует им, либо проклинает. Поскольку здесь доминирующую роль играет массовое мышление, то нет уверенности в том, выражают ли эти люди свое мнение, за которое они несут персональную ответственность, или же они являются всего лишь рупором, выражающим мнение коллектива.

В таких условиях вряд ли можно удивляться тому, что индивиду все труднее сформировать мнение о самом себе, и что ответственность стала максимально коллективной, то есть индивид снял её с себя и делегировал коллективу. Таким образом, индивид всё больше и больше становится функцией общества, которое, в свою очередь, узурпирует функции носителя реальной жизни, хотя, на самом деле, общество есть ни что иное, как абстрактная идея, вроде идеи Государства. Обе эти идеи овеществлены, то есть стали автономными. Государство, в особенности, стало полуодушевленным существом, от которого все всего ждут. На самом же деле, оно — это всего лишь камуфляж для тех индивидов, которые знают, как им манипулировать. Так что конституционное Государство сползает в примитивную форму общества, форму коммунизма первобытного племени, где каждый является субъектом автократического правления вождя или олигархии.

1957 г.
Обложка: William Hall Raine; Election crowd, Wellington, New Zealand, 1931.

 


«Моноклер» – это независимый проект. У нас нет инвесторов, рекламы, пейволов – только идеи и знания, которыми мы хотим делиться с вами. Но без вашей поддержки нам не справиться. Сделав пожертвование, вы поможете нам остаться свободными, бесплатными и открытыми для всех.

Donate


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

бессознательноеКарл Юнгпсихология

Похожие статьи

Правила жизни психолога: Карл Густав Юнг

ПСИХОЛОГИЯ

О призвании

Я не то, что со мной случилось, я — то, чем я решил стать.

Внезапно мое сердце сильно забилось. Меня будто озарило на мгновение, и я понял: вот она, моя единственная цель — психиатрия. Именно в психиатрии я увидел поле для исследований как в области биологии, так и в области человеческого сознания — такое сочетание я искал повсюду и не находил нигде.

О психоанализе

Жизнь ничего не означает, пока нет мыслящего человека, который мог бы истолковать ее явления.

Рассматривай жизнь как сон среди тысячи снов, а каждый сон — как некий подступ к действительности. Проникнуть в нее ты сможешь, обладая магическим ключом.

«Магический» — просто другое слово для обозначения психического.

О самосознании
и познании

Все, что раздражает в других, может вести к пониманию себя.

Встреча двух личностей подобна контакту двух химических веществ: если есть хоть малейшая реакция, изменяются оба элемента.

Символы открывают человеку священное и одновременно предохраняют его от непосредственного соприкосновения с колоссальной психической энергией архетипов.

Знать тьму внутри себя — лучший способ справиться с тьмой в других.

Все отделены друг от друга тайнами, а через пропасти между людьми ведут обманчивые мосты мнений и иллюзий вместо прочного моста признания.

Люди сделают все возможное, неважно, насколько абсурдное, чтобы избежать встречи лицом к лицу со своей душой.

Огромным достижением личности является акт высочайшего мужества — обращение лицом к жизни.

О проблемах

Депрессия подобна даме в черном. Если она пришла, не гони ее прочь, а пригласи к столу как гостью и послушай то, о чем она намерена сказать.

Нельзя оставлять без внимания то, что ложные невротические пути становятся закоренелыми привычками и что, несмотря на все понимание, они не исчезают до тех пор, пока не заменятся другими привычками, приобрести которые можно только благодаря обучению. Эта работа может осуществляться исключительно через собственное воспитание. Пациент должен быть в полном смысле этого слова «переведен» на другие пути, что может быть осуществлено лишь при наличии у него соответствующего собственного желания.

Вопрос коллективной вины, который так затрудняет и будет затруднять политиков, для психолога — факт, не вызывающий сомнений, и одна из наиболее важных задач лечения заключается в том, чтобы заставить немцев признать свою вину. Уже сейчас многие из них обращаются ко мне с просьбой лечиться у меня. Если просьбы исходят от тех «порядочных немцев», которые не прочь свалить вину на пару людей из гестапо, я считаю случай безнадежным.

Напутствие психоаналитикам

Бывает, руки справляются с загадкой, против которой интеллект бессилен.

У здорового человека могут быть отклонения, которые посредственности могут показаться психическим заболеванием или же просто означать уровень развития, превышающий ее собственный уровень.

Если вы одаренный человек, это не значит, что вы что-то получили. Это значит, что вы можете что-то отдать.

ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ ЭТО ИНТЕРВЬЮ?

Live-курсы

от 1 месяца
Онлайн-курсы в самых актуальных сферах психологии от ведущих психологов-практиков.

Подробнее

Курсы в записи

от 1 месяца
Отдельные интенсивные курсы в записи по ключевым дисциплинам или наборы краткосрочных курсов на выбор по всем направлениям.

Подробнее

К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ

Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

Из Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

Гераклит Эфесский [1] — древнегреческий философ-сократ. Он был уроженцем Эфеса, Ионии, на побережье Малой Азии.

Его учение в том виде, в каком мы его знаем сейчас, представляет собой серию эпиграмм. Это означает, что его учения представляют собой высказывания и замечания, а не систематические эссе. Гераклит известен своим учением о том, что изменение занимает центральное место во Вселенной. Его знаменитые высказывания «Все течет» и «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» до сих пор помнят. [2] Другое его высказывание нравится некоторым психологам:

  • «Вы не можете открыть глубины души, даже если вы прошли все дороги, чтобы сделать это, такова глубина его смысла». [3]

Часто трудно понять, что он пытался сказать. Он верил в единство противоположностей, утверждая, что «путь вверх и вниз — один и тот же».

  • «Хорошо и плохо одно и то же». [4] Во многих из этих пар «противоположных концов», если одно никогда не случалось, то другое было бы бессмысленным.

Его высказывание о том, что «все происходит в соответствии с этим logos » (буквально «слово», «причина» или «счет») было предметом многих толкований. Логос стал техническим термином в философии, начиная с Гераклита, который использовал этот термин для обозначения принципа порядка и знания. [5]

Диоген Лаэртиус утверждает, что работа Гераклита была «непрерывным трактатом О природе , но была разделена на три рассуждения: одно о вселенной, другое о политике и третье о теологии». Теофраст говорит (в « Диогене» ) «… некоторые части его работы наполовину закончены, а другие части составляют странную смесь». [6]

Диоген также сообщает нам, что Гераклит поместил свою книгу как посвящение в великий храм Артемиды, Артемизиум, один из крупнейших храмов 6-го века до нашей эры и одно из семи чудес древнего мира. . Древние храмы регулярно использовались для хранения сокровищ и были открыты для частных лиц в исключительных случаях. Многие более поздние философы ссылаются на произведение.

  1. ↑ Древнегреческий: Ἡράκλειτος ὁ Ἐφέσιος — Hērákleitos ho Ephésios , Английский Гераклит Эфесский
  2. ↑ Гатри В.К.С. 1962. История греческой философии, том 1, ранние досократики и пифагорейцы . Издательство Кембриджского университета. Глава VII Гераклит, стр. 403.
  3. ↑ Цитируется по Hilgard ER 1986. Разделенное сознание: множественный контроль в человеческом мышлении и действии . Расширенное издание, Нью-Йорк: Джон Вили, стр. 167. ISBN 0-471-80572-6
  4. ↑ Fairbanks, Arthur 1898. Первые философы Греции . Кеган Пол, Тренч, Трюбнер, Лондон. № 57, стр. 39.
  5. Кембриджский философский словарь . 2-е изд., 1999. Гераклит.
  6. ↑ Лаэртий, Диоген. 1925. Жизнеописания выдающихся философов. . Жизнь Гераклита в переводе Роберта Дрю Хикса. икс, 6
  • Робинсон Т.М. 1987. Гераклит: Фрагменты: текст и перевод с комментариями . Торонто: Университет Торонто Press. ISBN 0-8020-6913-4.

Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

A [ постоянная мертвая ссылка ] каменная скульптура Лао-цзы, расположенная к северу от Цюаньчжоу у подножия горы Цинъюань.

Лао-цзы (Лао-цзы, Лао-Цзы) был китайским философом, наиболее известным благодаря даосизму, [1] Дао Дэ Цзин, [2] и ставшему божеством даосизма и китайских народных религий. Легендарная фигура китайской культуры, Лао-цзы, возможно, жил в период Сражающихся царств. [3] Работа Лао-цзы оказала влияние на антиавторитарных [4] и философов-законников. [5]

Личное имя Лао-цзы предположительно Ли Эр (李尔). Его псевдоним Боян (伯阳). [6] Популярное посмертное имя — Ли Дан (李聃, Ло Дан ). [7] [8] [9] Во времена династии Тан его называли «В высшей степени Таинственным и Первобытным Императором» (太上玄元皇帝, Tàishàng Xuānyuán Huángdì ). [10]

Многие представители семьи Ли говорят, что они произошли от Лао-цзы. [11] Например, об этом заявляли императоры династии Тан. [11] [12] [13] Эта семья была известна как линия передачи Лунси Ли (隴西李氏). Хотя это сомнительно, они показывают влияние Лао-цзы на китайскую культуру. [14]

Был ли он вообще настоящим?[change | изменить источник]

Лао-цзы [ постоянная мертвая ссылка ] , Бессмертный и Великий Мастер Неба

Некоторые философы не считают его реальным. Некоторые думают, что Даодэцзин был «сборником даосских изречений, составленным многими руками». [15]

Первое упоминание о Лао-цзы содержится в «Записях великого историка» Сыма Цяня. По одной из версий, он был чиновником, жившим во времена Конфуция. Его звали «Эр Ли» или «Дан Ли», и он написал книгу из двух частей, прежде чем уехать на запад. В другом у него имя «Лао Лайцзы», а в книге 15 частей. В третьем он появляется как королевский астролог по имени «Лао Дан», живший во времена герцога Сианя во времена династии Цинь. [16] [17] Самая старая письменность Даодэцзин датируется примерно 375 г. до н.э. [18]

Согласно традиционным источникам, Лао-цзы работал хранителем архивов (библиотекарем) во времена правления Чжоу. [19] Он смог изучить произведения Желтого Императора и других классиков. Лао-цзы так и не открыл школу, но у него было много учеников. Есть история его встречи с Конфуцием (наиболее известная в Zhuangzi ). [20] [21]

Рождение[изменить | изменить источник]

Возможно, он приехал из деревни Чу Джен в Чу. [22]

Даосские мифы гласят, что Лао-цзы родился, когда его мать смотрела на падающую звезду. Он оставался в ее чреве 62 года, пока его мать прислонилась к сливовому дереву. Китайское имя Ли 李 — это китайский иероглиф, означающий «слива». Говорят, что Лао-цзы родился взрослым мужчиной с окладистой седой бородой и длинными ушами, символизирующими мудрость и долгую жизнь. [23] [24] Другие мифы гласят, что он перерождался 13 раз после своей первой жизни во времена Фуси. В своем последнем рождении как Лао-цзы он прожил 999 лет и провел свою жизнь в путешествиях, чтобы раскрыть Дао . [25]

Его сын Цзун[изменить | изменить источник]

В рассказах, где Лао-цзы женился, говорилось, что у него был сын по имени Цзун. Они разлучены, когда Цзун еще ребенок. Цзун стал известным солдатом и победил многих врагов. Лао-цзы преподавал Дао, и Цзун узнает, что Лао-цзы — его отец. Лао-цзы говорит, что к побежденному врагу лучше относиться с уважением, а неуважение к мертвым заставит его врагов мстить. Итак, Цзун приказывает своим солдатам похоронить мертвых врагов и провести погребальный траур. Затем устанавливается прочный мир. [ источник? ]

Будда и происхождение даосизма[изменить | изменить источник]

Сыма Цянь говорит, что Лао-цзы устал от морального упадка в Чэнчжоу. Царство пришло в упадок. Он путешествовал на запад и жил на границе до 80 лет. Его узнал охранник Иньси у западных ворот. Иньси попросил Лао-цзы написать свою мудрость. Это стало Даодэцзин. Но настоящая версия текста включает дополнения из более поздних периодов. В некоторых версиях сказки Иньси настолько понравилась работа, что он стал студентом и ушел с Лао-цзы, и его больше никогда не видели. [26] В других случаях «Старый Мастер» путешествовал до самой Индии и был учителем Сиддхартхи Гаутамы, Будды. Другие говорят, что Лао-цзы был самим Буддой. [20] [27]

Работа седьмого века, Sandong Zhunang («Жемчужный мешок трех пещер»), говорит, что Лао-цзы притворился фермером, когда достиг западных ворот, но был распознан Иньси, который попросил, чтобы его обучал великий мастер. Иньси хотел найти Дао и сказал, что его длительное изучение астрологии позволило ему распознать Лао-цзы. Иньси был принят Лао-цзы в ученики. Это показывает, какое испытание должен пройти искатель, прежде чем его примут в ученики мастера. [28]

Затем Иньси тренируется. После завершения обучения двое отправляются в западные земли варваров. Они достигли высшего религиозного ранга в средневековом даосизме под названием «Наставник Трех Пещер». Лао-цзы — совершенный даосский мастер, а Иньси — идеальный даосский ученик. Лао-цзы — живое воплощение Дао , обучающее других спасению. [29]

История Лао-цзы стала религиозной со времен династии Хань. Когда даосизм стал более популярным, Лао-цзы стали почитать как бога. Путь Небесных Мастеров стал первой даосской сектой. Более поздние даосы рассматривают Лао-цзы как число 9.0031 Дао в человеческом обличии. Религиозный даосизм говорит, что Лао-цзы не исчез после написания Даодэцзин, а всю свою жизнь путешествовал и открывал Дао другим. [25]

См. основную статью: Даосизм

Лао-цзы традиционно считается основателем даосизма. Популярный даосизм обычно представляет Нефритового императора в качестве главного божества. Интеллектуальные даосы, такие как секта Небесных Мастеров, обычно представляют Лао-цзы ( Лаоцзюнь , 老君, «Господь Лао») и Трех Чистых в качестве главных богов. [30] [31]

Даодэцзин [изменить | изменить источник]

Основные статьи: Тао Дэ Цзин, Тао и Ву Вэй

[ постоянная мертвая ссылка ] «символ тайцзи» (太极图).

Лао-цзы традиционно считается автором Daodejing , но это оспаривается. [32] [33] Это одна из самых значительных книг по китайской космогонии. Как и другие древнекитайские философы, Лао-цзы часто объясняет свои идеи, используя парадокс, аналогию, древние изречения, повторение, рифму и ритм. На самом деле всю книгу можно читать как аналогию: правитель — это я, а другие и империя — это тело, чувства и желания.

Даодэцзин говорит, что Дао является источником и идеалом всего сущего: он невидимый, очень могущественный, но в то же время очень скромный, являющийся корнем всего сущего. У людей есть желания и свобода воли. Многие действуют «противоестественно», нарушая естественный баланс Дао. Даодэцзин намеревается привести учеников к «возвращению» в их естественное состояние в гармонии с Дао. [34] Даосизм рассматривает их язык как предвзятый и искусственный и показывает это через парадоксы. [35]

Другой пример: технология может дать ложное ощущение прогресса. Лао-цзы говорит не отказываться от технологий, а вместо этого искать спокойное состояние у вэй (無爲) без желаний. Лао-цзы говорит, что правители должны держать своих людей невежественными или простодушными. Это может быть политический совет, но он также может быть религиозным. В тексте используются такие термины, как «дух долины» ( гушен ) и «душа» ( по ). [35]

У вэй буквально «бездействие» или «бездействие», является важным понятием. Это понятие многогранно, и это видно по тому, как оно может означать много разных вещей и переводиться разными способами; это может означать «ничего не делать», «не принуждать», «не действовать» (как в фильмах или драмах), «создавать ничто», «действовать спонтанно» и «следовать моменту». [36]

Используется для объяснения зиран (自然), или гармонии с Дао . Он говорит, что все амбиции происходят из одного и того же источника. Лао-цзы использовал этот термин для обозначения простоты и смирения как ключевых добродетелей, в отличие от эгоизма. Политически это означает избегать войны, суровых законов и высоких налогов. Некоторые даосы видят связь между wu wei и эзотерическими практиками, такими как zuowang (坐忘, «сидение в забвении», опустошение ума от мыслей), найденное в Чжуанцзы. [35]

Влияние: анархия, либертарианство и ограниченное правительство[изменить | изменить источник]

Лао-цзы и Чжуан-цзы оказали влияние на многих людей на протяжении всей истории Китая. Чжуанцзы был самым известным последователем Лао-цзы. Чжуан-цзы имел большое влияние на китайских ученых, чиновников и культуру. Политики использовали философию Лао-цзы, чтобы отрицать служение своему правителю. Они ценили смирение в руководстве и ограниченное правительство. Это было сделано либо из соображений морали, либо из собственных политических соображений. Некоторые антиавторитарные движения использовали учение Лао-цзы для обозначения силы слабых. [37]

Лао-цзы поддерживал ограниченное правительство. [38] Левые либертарианцы находились под влиянием Лао-цзы. В своей книге 1937 года « Национализм и культура » писатель-анархо-синдикалист Рудольф Рокер восхвалял «мягкую мудрость» Лао-цзы и понимание того, что иногда политическая власть противостоит культуре и обществу. [39] В своей статье 1910 года для Британской энциклопедии Петр Кропоткин сказал, что Лао-цзы был одним из первых сторонников анархизма. [40] Многие анархисты, такие как Урсула К. Ле Гуин, использовали Лао-цзы для оправдания своих убеждений. [41] Ле Гуин пишет, что Лао-цзы «не рассматривает политическую власть как магию. Он рассматривает законную власть как заработанную, а неправомерную власть как узурпированную… Он рассматривает жертвование собой или другими как искажение власти, а власть — как доступную всем, кто следует Пути. Неудивительно, что анархисты и даосы становятся хорошими друзьями». [42]

Экономист Мюррей Ротбард предположил, что Лао-цзы был первым либертарианцем, [43] сравнение идей Лао-цзы с теорией спонтанного порядка Фридриха Хайека. [44] Джеймс А. Дорн согласился, утверждая, что Лао-цзы, как и многие либералы, «утверждал, что минимизация роли правительства и предоставление людям возможности развиваться спонтанно лучше всего приведет к социальной и экономической гармонии». [45] Дэвид Боаз цитирует Daodejing в своей книге 1997 года The Libertarian Reader . [46] Философ Родерик Лонг утверждает, что либертарианство в даосизме на самом деле заимствовано у более ранних конфуцианских писателей. [47]

  1. «Лао-цзы — основатель даосизма». www.en.hubei.gov.cn . Правительство провинции Хубэй, Китай. Архивировано из оригинала 20 июля 2019 года. Проверено 15 ноября 2018 года.
  2. «Лао-цзы». Стэнфордская философская энциклопедия . Стэндфордский Университет. 2018.
  3. ↑ Kohn (2000, стр. 4) ошибка harvtxt: цель отсутствует: CITEREFKohn2000 (справка)
  4. «Лао-цзы». ztopics. com .
  5. ↑ Хань Фей-цзы, законник парадигмы, написал один из самых ранних комментариев к Лао-цзы (см. страницу Университета Гонконга).
  6. Бакстер, Уильям; Сагар, Лоран (20 сентября 2014 г.). «Древнекитайская реконструкция Бакстера-Сагарта» (PDF) . Проверено 1 мая 2018 г. .
  7. ↑ Luo (2004, стр. 118) ошибка harvtxt: нет цели: CITEREFLuo2004 (справка)
  8. ↑ Kramer (1986, стр. 118) ошибка harvtxt: нет цели: CITEREFKramer1986 (справка)
  9. ↑ Kohn (2000, стр. 2) ошибка harvtxt: цель отсутствует: CITEREFKohn2000 (справка)
  10. 傅勤家 (1996). 道教史概論 (на китайском языке). Тайбэй: 臺灣商務印書館. п. 82. ISBN 978-957-05-1324-0 .
  11. 11,0 11,1 Вульф, Грег (2007). Древние цивилизации: иллюстрированный справочник по верованиям, мифологии и искусству . Барнс и Ноубл. стр. 218–19. ISBN 978-1-4351-0121-0 .
  12. Латуретт, Кеннет Скотт (1934). Китайцы: их история и культура . Макмиллан. п. 191.
  13. Харгетт, Джеймс М. (2006). Лестница в небеса: путешествие на вершину горы Эмэй . СУНИ Пресс. стр. 54–. ISBN 978-0-7914-6682-7 .
  14. ↑ Simpkins & Simpkins (1999, стр. 12) ошибка harvtxt: нет цели: CITEREFSimpkinsSimpkins1999 (справка)
  15. ↑ Watson (1968, стр. 8) ошибка harvtxt: нет цели: CITEREFWatson1968 (справка)
  16. ↑ Фаулер (2005, стр. 96) ошибка harvtxt: цель отсутствует: CITEREFFowler2005 (справка)
  17. ↑ Robinet (1997, стр. 26) ошибка harvtxt: цель отсутствует: CITEREFRobinet1997 (справка)
  18. «Лао-цзы». Стэнфордская философская энциклопедия . Стэндфордский Университет. 2018. Обнаружение двух шелковых рукописей Laozi в Мавандуе, недалеко от Чанши, провинция Хунань, в 1973 году знаменует собой важную веху в современных исследованиях Laozi . Рукописи, обозначенные просто буквами «А» (цзя) и «Б» (и), были найдены в гробнице, запечатанной в 168 году до н.  э. Сами тексты могут быть датированы более ранним периодом, причем рукопись «А» является более старой из двух и, по всей вероятности, скопирована до 195 г. до н.э.

    «До недавнего времени манускрипты Мавандуи занимали почетное место как старейшие из сохранившихся манускриптов Лао-цзы . В конце 1993 г. при раскопках гробницы (обозначенной как М1) в Годянь, город Цзинмэнь, провинция Хубэй, было обнаружено, среди прочего, около 800 бамбуковых пластинок, из которых 730 исписаны и содержат более 13 000 китайских иероглифов. Некоторые из них, насчитывающие около 2000 символов, соответствуют Laozi . Гробница… датируется примерно 300 г. до н. э.

  19. «Лао-цзы (Лао-цзы) свитки и плакаты». Эдепот.com. Проверено 15 февраля 2013 г. .
  20. 20.0 20.1 Simpkins & Simpkins (1999, стр. 12–13) ошибка harvtxt: цель отсутствует: CITEREFSimpkinsSimpkins1999 (справка)
  21. ↑ Morgan (2001, стр. 223–224) ошибка harvtxt: цель отсутствует: CITEREFMorgan2001 (справка)
  22. ↑ Morgan (2001) ошибка harvtxt: нет цели: CITEREFMorgan2001 (помощь)
  23. ↑ Simpkins & Simpkins (1999, стр.  11–12) ошибка harvtxt: нет цели: CITEREFSimpkinsSimpkins1999 (справка)
  24. ↑ Morgan (2001, стр. 303) ошибка harvtxt: цель отсутствует: CITEREFMorgan2001 (справка)
  25. 25,0 25,1 Kohn (2000, стр. 3–4) ошибка harvtxt: цель отсутствует: CITEREFKohn2000 (справка)
  26. ↑ Kohn & Lafargue (1998, стр. 14, 17, 54–55) ошибка harvtxt: цель отсутствует: CITEREFKohnLafargue1998 (справка)
  27. ↑ Morgan (2001, стр. 224–225) ошибка harvtxt: нет цели: CITEREFMorgan2001 (справка)
  28. ↑ Kohn & Lafargue (1998, стр. 55) ошибка harvtxt: цель отсутствует: CITEREFKohnLafargue1998 (справка)
  29. ↑ Kohn & Lafargue (1998, стр. 55–56) ошибка harvtxt: нет цели: CITEREFKohnLafargue1998 (помощь)
  30. ↑ Maspero (1981, стр. 41) ошибка harvtxt: нет цели: CITEREFMaspero1981 (справка)
  31. ↑ Robinet (1997, стр. 63) ошибка harvtxt: цель отсутствует: CITEREFRobinet1997 (справка)
  32. ↑ Simpkins & Simpkins (1999, стр. 11–13) ошибка harvtxt: цель отсутствует: CITEREFSimpkinsSimpkins1999 (справка)
  33. ↑ Morgan (2001, стр.  223) ошибка harvtxt: нет цели: CITEREFMorgan2001 (справка)
  34. ↑ Van Norden & Ivanhoe (2005, стр. 162) ошибка harvtxt: нет цели: CITEREFVan_NordenIvanhoe2005 (справка)
  35. 35,0 35,1 35,2 Кон (2000, стр. 22) Ошибка harvtxt: цель отсутствует: CITEREFKohn2000 (справка)
  36. ↑ Watts (1975, стр. 78–86) ошибка harvtxt: цель отсутствует: CITEREFWatts1975 (справка)
  37. ↑ Roberts (2004, стр. 1–2) ошибка harvtxt: нет цели: CITEREFRoberts2004 (справка)
  38. ↑ Dorn (2008, стр. 282–283) ошибка harvtxt: нет цели: CITEREFDorn2008 (справка)
  39. ↑ Rocker (1997, стр. 256, 82) ошибка harvtxt: нет цели: CITEREFRocker1997 (справка)
  40. «Британника: Анархизм». Dwardmac.pitzer.edu. Проверено 14 ноября 2011 г. .
  41. Кларк, Джон П. «Мастер Лао и принц-анархист». Архивировано из оригинала 20 октября 2017 г. Проверено 1 ноября 2011 г. .
  42. ↑ Le Guin (2009, стр. 20) ошибка harvtxt: цель отсутствует: CITEREFLe_Guin2009 (справка)
  43. ↑ Ротбард, Мюррей (2005). Выдержка из «Концепции роли интеллектуалов в социальных изменениях в направлении Laissez Faire», The Journal of Libertarian Studies , Том. IX, № 2 (осень 1990 г.) на mises.org
  44. ↑ Ротбард, Мюррей (2005). «Древняя китайская либертарианская традиция», Mises Daily , (5 декабря 2005 г.) (первоисточник неизвестен) на mises.org
  45. ↑ Dorn (2008) ошибка harvtxt: нет цели: CITEREFDorn2008 (помощь)
  46. ↑ Boaz (1997) ошибка harvtxt: цель отсутствует: CITEREFBoaz1997 (помощь)
  47. ↑ Long (2003) Ошибка harvtxt: нет цели: CITEREFLong2003 (помощь)
  • Статья Бинга Е Ёна «Шаманское происхождение Лао-цзы и Конфуция». Архивировано 26 июня 2013 г. в Wayback Machine 9.0020
  • Вдохновляющие мысли Лао-Цзы
  • Домашняя страница Истинного Дао: статьи, рассказы, посвященные практическому применению учений Дао.
  • Реконструированный портрет Лао-цзы, основанный на исторических источниках, в современном стиле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *