Темперамент и характер человека — презентация онлайн
1. Темперамент и характер человека.
2. Темперамент
Темпера́мент — устойчивая совокупностьиндивидуальных психофизиологических
особенностей личности, связанных с динамическими,
а не содержательными аспектами деятельности.
Темперамент составляет основу развития характера.
С физиологической точки зрения он обусловлен
типом высшей нервной деятельности человека, и
проявляется в поведении человека (характера), в
степени его жизненной активности.
3. Для составления психологических характеристик традиционных 4 типов обычно выделяются следующие основные свойства темперамента:
Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий,необходимая для возникновения какой-либо психологической реакции.
Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или
внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон
— даже звук).
Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на
внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость,
целенаправленность, сосредоточение внимания).
Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит
деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения,
случайные события) или от целей, намерений, убеждений.
Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается
человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и костно его
поведение.
Темп реакций характеризует скорость протекания различных психических реакций и
процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума.
Экстраверсия, интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и
деятельность человека — от внешних впечатлении, возникающих в данный момент
(экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим
(интроверт).
Эмоциональная возбудимость характеризуется тем, насколько слабое воздействие
необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.
4. Основные классические типы темперамента
5. Холерик.
Такой человек обычно очень вспыльчив, горяч инесдержан. Вместе с тем холерик быстро остывает и
успокаивается, если ему уступают и идут на встречу.
Его душевные движения порывисты, но
непродолжительны, настроение часто меняется.
Вспомним рыцаря Дон Кихота, быстро сменявшего
гнев на милость, а благородную ярость – на уныние.
6. Сангвиник.
Это человек весьма веселого нрава. Он представляетсяоптимистом, полным надежд, юмористом, шутником,
балагуром. Сангвиник быстро воспламеняется, но столь же
быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем ещё
недавно очень его волновало и притягивало к себе. Он много
обещает, но не всегда сдерживает свои обещания, легко и с
удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми,
является хорошим собеседником. Его отличает доброта,
готовность прийти на помощь. Напряженная умственная и
физическая работа быстро утомляет. Сангвиник очень активен,
энергичен, у него живые движения, богатая мимика. При
неблагоприятных условиях и отсутствии воспитания у
сангвиника могут развиваться поспешность, легкомыслие к
поступкам, невнимательность.
Примером сангвинического темперамента может служить
знаменитый д’ Артаньян – порывистый, увлекающийся герой
Дюма.
7. Меланхолик.
Человек с меланхолическим темпераментом обычноживет сложной и напряженной внутренней жизнью,
придаёт большое значение всему, что касается,
обладает повышенной тревожностью и ранимой
душой. Меланхолик почти всегда человек
сдержанный и слов на ветер не бросает. Когда он не
может выполнить обещанное, то искренне страдает,
даже если знает, что от него ничего не зависело.
Судя по всему, принц Гамлет и Евгений Онегин
были типичными меланхоликами
8. Флегматик.
Обладатель этого темперамента хладнокровен. Онбольше склонен к бездеятельности, чем к
напряженной, активной работе. Такой человек
медленно приходит в состояние возбуждения, но и
успокаивается постепенно. Мимика и движения
флегматика невыразительны и медлительны.
Илья Ильич Обломов, который проводил все время
на диване, в ленивой полудреме – яркий флегматик.
В жизни редко приходится встречать
«стопроцентных» флегматиков или сангвиников, так
как большинство людей соединяют в себе черты
разных темпераментов.
20. Характер.
Хара́ктер — структура стойких, сравнительнопостоянных психических свойств, определяющих
особенности отношений и поведения личности. Когда
говорят о характере, то обычно подразумевают под
этим именно такую совокупность свойств и качеств
личности, которые накладывают определённую
печать на все её проявления и деяния. Черты
характера составляют те существенные свойства
человека, которые определяют тот или иной образ
поведения, образ жизни.
22. Типы характера
23. Гармонически целостный тип.
Отличается устойчивостью отношений и в то же времявысокой приспособленностью к окружающей среде. У
человека с таким типом характера отсутствуют внутренние
конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает. Это
общительный, волевой, принципиальный человек. Люди с
гармонически целостным характером сохраняют систему
своих ценностей во всех трудных обстоятельствах жизни. Это
тип волевого борца за свои идеалы и принципы. Не
приспособленчество, а изменение реальности сообразно
своим идеалам – таков способ адаптации этих людей
24. Тип внутренне конфликтный, но внешне гармонически согласованный со средой.
Отличается противоречивостью между внутренними побуждениями ивнешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды,
осуществляется с большим напряжением. Человек с таким типом
характера склонен к импульсивным действиям, однако они постоянно
сдерживаются волевыми усилиями. Система его отношений устойчива,
но коммуникативные свойства недостаточно развиты.
Люди такого типа имеют сложную систему соотнесения своей
ценностной ориентации с условиями реальной действительности.
Разлад с внешним миром эти люди преодолевают путем внутренних
тактических перестроек, психологической защиты, обесценивая
текущие события, не вписывающиеся в их ценностную систему,
сохраняя базовые ценности личности, но не стремясь активно
изменить внешние обстоятельства. Это тип отрешенного от
повседневной борьбы мудрого созерцателя.
25. Конфликтный тип с пониженной адаптацией.
Отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями исоциальными обязанностями, импульсивностью, преобладанием
отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств,
недостаточной структурированностью самосознания. Отдельные связи с
миром у людей данного типа не включены в какую-либо общую
поведенческую систему. Жизнь таких людей проходит по упрощенной
схеме: их изменчивые потребности должны, по их собственному
мнению, немедленно удовлетворяться без особых усилий.
Психика таких индивидов не обременена большим опытом, их не
заботит и будущее. Они не закалены в борьбе за существование. В
детстве они, как правило, подвергались гиперопеке, были окружены
чрезмерной заботой окружающих людей. Они отличаются
инфантильностью, неприспособленностью к преодолению жизненных
трудностей. Основной механизм их жизнедеятельности – удовольствие
(гедонизм). Все трудные ситуации люди такого типа воспринимают как
остроконфликтные и прибегают к бессознательной психологической
псевдозащите – искаженному отражению действительности (капризы,
упрямство, уход в мир грез и бесплодных мечтаний)
26. Вариативный тип характера .
Бесхарактерность, постоянное приспособленчество – суррогатпластичности поведения; ее не следует смешивать с подлинной
пластичностью поведения, со способностью учитывать
обстоятельства для достижения основных целей, не отступая при
этом от социальных норм и требований.
Люди этого типа отличаются упрощенностью внутреннего мира; их
борьба за существование прямолинейна. Они не проявляют сомнений
и колебаний в достижении утилитарных целей, не имеют особых
внутренних ограничений. Им известен только один вид препятствий –
внешние. Действительность озадачивает их лишь вопросами
«технического» характера – как добиться, как достичь возможно
большего количества сиюминутных благ. Это тип «реалистов»: свои
потребности подобные люди пытаются максимально полно
удовлетворить в пределах реально существующих возможностей.
Приспособление, прилаживание, подгонка внутреннего мира к
внешним обстоятельствам – таков общий способ адаптации этих
людей.
27. В основу типологической характерологии может быть положена и ведущая направленность личности. Так, известный немецкий философ и
психологЭдуард Шпрангер (1882–1963) выделяет следующие типы личности по их
ведущей направленности.
1. Научный человек. В чистом виде знает лишь одну
страсть, страсть к проблеме, к вопросу, которая ведет к
объяснению, установлению связей, теоретизированию.
Его переживания оторваны от реальной жизни: он может
отчаяться от невозможности познать, ликовать из-за
чисто теоретического открытия. Он изнуряет себя как
психологическое существо ради порождения чисто
идеального мира закономерных связей. Для него имеет
ценность лишь чистота методов познания – истина любой
ценой. Мир для него – это бесконечное производство
сущностей и система отношений зависимости… В
наиболее естественном и чистом виде эта форма жизни
воплощается в профессиональных ученых, которые, как
правило, приходят к постановке своих жизненных задач
в результате свободного интереса. Но предварительные
ступени такого рода духовной организации встречаются
и независимо от профессиональной принадлежности, и,
возможно, на них гораздо отчетливее выступают
структурные особенности типа, чем у больших ученых,
которые часто являются очень сложными натурами.
2. Экономический человек. Это необязательно человек,
связанный с производством. Самое главное то, что
основным мотивом, определяющим самые различные
сферы личности и характер ее бытия, является мотив
полезности.
‘В самом общем плане экономическим человеком является
тот, кто во всех жизненных связях на первое место ставит
полезность. Все для него становится средством
поддержания жизни, борьбы за существование и
наилучшего устройства своей жизни. Он экономит
материал, силы, время – только бы извлечь из этого
максимальную пользу. Вернее было бы назвать его
практичным человеком, так как с понятием экономики
связана и вся область техники. Смысл же его действий не в
самой деятельности, а в ее полезном эффекте…
3. Эстетический человек. Чисто эстетическому поведению
несвойственно вожделение. Непосредственное соприкосновение
с миром всегда болезненно, связано с борьбой за существование.
Но есть второй мир, где боль так же сладка, как и веселье,
страдания так же одухотворены, как и радость: это мир
фантазии. Мы знаем, что есть люди, окружающие себя
подобными фантазиями, сквозь которые они и воспринимают
действительность.
При рассмотрении эстетического типа мы имеем в виду не
столько деятелей искусства, создающих материальные
произведения, сколько людей, творящих самих себя,
обладающих внутренней структурой эстетического типа.
4. Социальный человек. Особая жизненная форма, которую назвали
социальной, возникает, когда эта потребность в самоотречении ради
другого становится ведущей жизненной потребностью.
Социальная направленность в своем высшем проявлении – это любовь.
Она может быть основополагающим чувством, обращенным ко всей
жизни. Но она может быть направлена и на отдельный предмет или круг
предметов и при этом не терять характера ведущей потребности,
определяющей все индивидуальное бытие. Отдельный человек
становится предметом любви как средоточие ценностей. Можно любить
другого человека, потому что в нем открываются ценность истины, или
красоты, или святости. Сродни такой любви страстное стремление
обрести ценности жизни, нам уже известные. Но суть самой любви еще
глубже: она остается чем-то в себе, обращенным к другой жизни ради
ценностей, заключенных в этой жизни. Понятийно определяя то, что в
конечном счете не поддается формулировке, можно сказать, что любовь
открывает в другом человеке – в одном, нескольких или многих –
потенциальных носителей определенных ценностей и находит смысл
своей собственной жизни в преданности этим людям.
5. Политический человек. Особый случай, когда главным для
человека становится могущество само по себе.
Здесь мы имеем тотальность мироощущения: самоутверждение,
достижение успеха, жизненная сила, энергия бытия.
Они стремятся к высокому социальному статусу и только тогда, в
качестве вождей, в лучах славы чувствуют себя на своем месте.
6. Религиозный человек. Религиозный человек – это тот, чья
духовная структура постоянно и целиком направлена на
достижение высшего смысла жизни, постулированного
религией.
В поведении религиозных людей доминирует альтруистическая
направленность. Высший смысл своего существования они
видят в благородном безвозмездном служении людям – в
помощи пострадавшим, раненым, покалеченным, немощным,
униженным и одиноким. Поведение таких людей значительно
превышает норму социальной ответственности.
Религиозные догматы прочно внедряются в сферу
сверхсознания религиозного человека, охватываются сложным
интуитивным механизмом человеческой психики – механизмом
веры. Поведение религиозного человека модифицируется – в
его психике начинают доминировать идеи добра, любви к
человеку. Оно характеризуется стремлением к безгреховности,
а возможное его виновное поведение реорганизуется
посредством глубокого раскаяния и искупления вины добрыми
делами.
33. Какой бывает характер у человека при акцентуации?
Гипертимный. Таким людям свойственны общительность, словоохотливость, развитаямимика. Часто легкомысленны и раздражительны, очень инициативны и энергичны.
какой бывает характер у человека
Дистимный. Это замкнутые, пессимистично настроенные люди. Они не любят шумных
Циклоидный. Настроение у этих людей меняется часто, в зависимости от которого они то
Возбудимый. Это конфликтные, тяжелые в общении люди. В семье обычно властны, в
Застревающий. Такие люди несговорчивы, любят всех поучать, часто провоцируют
Педантичный. Это типичные бюрократы, обнаруживающие чрезмерное внимание к мелочам.
Тревожный. Люди с таким характером неуверенны в себе, поэтому не любят конфликтовать, а
Демонстративный. Это контактные личности, умеющие приспособиться к любой ситуации,
компаний, чувствуют себя в них некомфортно. Очень ценят своих друзей, имеют обостренное
чувство несправедливости. Часто неповоротливы и медлительны в принятии решений.
гиперобщительны, то невероятно замкнуты.
коллективе неуживчивы. В спокойном состоянии аккуратны и внимательны, а в дурном
настроении вспыльчивы, раздражительны.
конфликты. Предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
Не любят быть лидерами, очень добросовестны, не упускают возможности поворчать.
в случае споров ищут поддержки у других людей. Они дружелюбны и самокритичны, но этот тип
характера не такой волевой, поэтому такие люди часто являются предметом шуток и насмешек.
обожают интриги. Часто вызывают раздражение в других своей самоуверенностью, из-за чего
случаются конфликты. Артистичны, обходительны, обладают неординарным мышлением, бывают
эгоистичны, хвастливы и лицемерны.
34. Взаимосвязь характера с темпераментом.
Характер и темперамент
Лекция
Психология характера.
У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и тот, который есть в действительности.
В. Гюго
Характер – общее качество личности в целом, совокупность индивидуальных ряда ее черт, в которых наиболее четко выражено ее своеобразие; это каркас личности, ее индивидуальность.
«Характер» — слово греч. происхождения и в переводе означает «чеканка, печать». Действительно, с одной стороны, характер представляет собой отпечаток воспитания и деятельности, которые формируют личность человека. Жизнь чеканит, отливает характер человека. А с определенного момента человек сам начинает чеканить свой характер. В этом заключается сущность самовоспитания.
Характер – это сложившиеся под влиянием жизненных условий и воспитания своеобразие психических свойств человека, проявляющиеся в особенностях социального поведения личности и выражающие ее отношение к людям, к делу, к самой себе.
Характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. По этим проявлениям мы судим о характере той или иной личности. ХарАктерными следует считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Если подросток, например, случайно кому-то нагрубил или вспылил, то это не еще не означает, что грубость и вспыльчивость – черты его характера. Даже смелые люди могут испытывать чувство страха, но их не назовешь трусами. Зная характер человека, т.е. его важные и устойчивые черты, мы можем предвидеть, предсказать, как он себя поведет в той или иной ситуации, что сделает, что и как скажет.
В повседневной жизни человека характеризуют как эгоиста или коллективиста, доброго или скупого, деликатного или грубого, решительного или нерешительного, мужественного или паникера, скромного или хвастливого и т.п. Из этого видно, что характер – интегральное (единое) образование, которое включает самые разнообразные свойства психического склада личности. Но решающее значение в характере имеют морально-волевые свойства. От них зависят особенности социального поведения и деятельности личности.
Характер – явление сложное, подвижное и динамичное. Он формируется постепенно в процессе познания и практической деятельности. От круга впечатлений и разнообразия деятельности зависят полнота и сила характера. Там, где жизнь личности ограничена узкими рамками (не выходит за пределы дома, квартиры), изолируется от основного направления общественного движения, там формируется ограниченный, косный характер. Если же люди получают богатые впечатления, активно решают общественные задачи, живут полнокровной жизнью, их мышление носит такой же характер универсальности.
Характер конкретного человека отражает как те общественно-исторические условия, в которых он живет, так и направленность воспитания. Конкретные проявления характера могут видоизменяться в зависимости от ситуации, в которой находится человек, под влиянием людей, с которыми он общается. Оставаясь самим собой, человек может проявлять то большую, то меньшую откровенность или замкнутость, твердость или мягкость. Заметные изменения в поведении человека обусловливаются также временными состояниями психики. Некоторые сдвиги в характере наблюдаются и при старении организма. В целом, характер человека может изменяться в процессе жизни в зависимости от жизненных условий и окружения личности.
Все черты характера (черты – это индивидуально-своеобразные психические свойства человека) – это свойства личности (=качества). Свойства характера обусловлены свойствами темперамента, качествами отдельных психических процессов. Черт характера очень много. Все они подразделяются на несколько крупных блоков, которые тесно связаны между собой, влияют друг на друга и отражают отношения человека к разным сторона действительности, к разным сторонам жизни.
Положительные черты характера: 1) по отношению к обществу: общительность, отзывчивость, доброта, честность, преданность, правдивость;
Отрицательные черты: эгоизм, лживость, равнодушие, завистливость, необязательность, бессовестность, черствость.
2) Отношение человека к самому себе определяется его самооценкой, которая может быть адекватной, критической, завышенной, заниженной.
3) Отношение человека к делу, труду и его результатам – важная черта характера. Положительные черты здесь: трудолюбие, ответственность, аккуратность, предприимчивость, исполнительность; отрицательные – леность, безответственность, недобросовестность, безынициативность.
4) По отношению к вещам выделяются черты характера: щедрость или скупость, бережливость или расточительность.
5) Волевые качества составляют стержень характера: воля связана с силой характера, его твердостью, настойчивостью, решительностью. Волевые качества личности: решительность, настойчивость, терпение, выдержка, самообладание, верность долгу и данному слову. Человек без воли напоминает машину без мотора: все есть и выглядит внушительно, а пользы нет никакой. Вспомним, что воля – это способность человека совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних или внутренних препятствий.
У каждого человека число отдельных характерологических черт очень велико, а количество оттенков каждой из них необозримо. Так, аккуратность имеет оттенки: пунктуальность, педантичность, опрятность, подтянутость. Но какие-то свойства или черты всегда будут ведущими, т.к. по ним характеризуют человека.
Нужно учитывать, что не у всех молодых людей действия и поступки определяются свойственными им личными особенностями. Поведение некоторых зависит от внешних обстоятельств, от хорошего или плохого влияния товарищей. О таких говорят как о бесхарактерных, т.е. лишенных внутренней определенности. И даже бесхарактерность – тоже свойство характера.
Характер тесно связан с темпераментом. Тип нервной системы влияет на индивидуально-своеобразные способы действия, в которых выражаются свойства характера. От типа темперамента зависит протекание внешних проявлений свойств характера. В зависимости от типа темперамента характерные способы поведения могут возникать и прекращаться быстро или медленно, легко или с трудом. Так, при наличии стремления к общению, сангвиники первые начинают разговор, флегматики более пассивны в общении, хотя и откровенно делятся с товарищами своими переживаниями, но редко делают это по своей инициативе. Сангвиники легко заводят новые знакомства, но и легко прекращают старые. Флегматики с трудом вступают в знакомства и прекращают их. Такого рода различия в протекании внешних проявлений свойств характера могут быть названы динамическими особенностями. От свойств темперамента зависят динамические особенности свойств характера. Некоторые черты характера усиливают определенные свойства темперамента (экстраверсия – общительность).
Сравнительная таблица
Темперамент | Характер |
1. врожденная обусловленность | 1. прижизненная (социальная) сформированность |
2. не может иметь социальной оценки | 2. может быть социально желательным или нежелательным |
3. обусловлен свойствами нервной системы | 3. черты характера обусловлены темпераментом и отношениями |
4. свойства проявляются непроизвольно, бессознательно, трудно контролировать | 4. черты характера произвольны, сознательны, можем контролировать в большей степени |
5. связан с эмоциональностью и активностью | 5. соотносится с волевой сферой личности. Наличие воли – показатель развитости характера |
Между темпераментом и характером существует тесная связь, поэтому образуется сплав характера и темперамента.
В поведении взрослого человека их сложно разделить.Гармоничное формирование характера предполагает активное развитие положительных черт. Путь развития гармоничной личности – это путь ее самоактуализации, направленной на:
1) активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;
2) способность к глубокому пониманию жизни;
3) установление с окружающими людьми доброжелательных отношений;
4) принятие себя и других людей такими, какие они есть.
У некоторых людей характер может быть дисгармоничным (нарушенным) за счет неравномерного развития составляющих его черт. Это может обусловливать избирательную уязвимость и чувствительность человека в одних жизненных обстоятельствах и устойчивость – в других. В людях с дисгармоничным характером заложена возможность как больших достижений, так и глубокого срыва (дезадаптации). Дисгармоничные характеры формируются под воздействием жизненных коллизий.
Темперамент, характер и работа по формированию
Наш темперамент формирует то, как мы смотрим на реальность
Человеческая личность — это загадка. Мало-помалу антропология и психология раскрывают аспекты, которые ранее были неразвиты. Знание темперамента и характера важно в работе по формированию.
В комплекте с онлайн-тестом на темперамент
Скачать в формате pdf
С античных времен о темпераменте и характере как о двух ключевых элементах человеческой личности говорили такие мыслители, как Гиппократ, Эсхил, Пиндар, Платон и Аристотель. Наука о характере — добродетель — много изучалась в христианской философии; однако наука о темпераменте возникла совсем недавно, и в прошлом веке ее отстаивали католические и светские мыслители.
Наука о темпераменте, как и о характере, дает важные координаты для самопознания и личностного роста и никогда не исчерпывает богатство, ценность и тайну образа Божия в каждом человеке. В задаче духовного руководства важно видеть эти черты, как темперамента, так и характера, как часть талантов, которыми обладает каждый человек, и направлять человека на наилучший путь, чтобы заставить их приносить плоды.
В данной презентации кратко представлены типы темпераментов, основанные на классическом различении холериков, меланхоликов, сангвиников и флегматиков. Кроме того, некоторые идеи представлены в схематическом виде, чтобы помочь в формировании добродетелей в соответствии с типом темперамента.
Темперамент и характер для роста и улучшения вашего образованияТемперамент – это естественная и врожденная предрасположенность реагировать определенным образом. Это дар природы и, в конечном счете, дар Бога. Наш холерический, меланхолический, сангвинический или флегматичный темперамент изменить невозможно. Желание изменить его может означать определенный беспорядок. Мы умрем с врожденными качествами и недостатками нашего темперамента; однако мы можем интегрировать и подчинить их, чтобы воспользоваться ими в наших поисках добродетели.
Четыре темперамента определяются следующим образом:
- Холерик отличается своей непосредственной, энергичной, и длительной реактивностью.
- Меланхолика отличает отсроченная, глубокая и длительная реактивность.
- Сангвиника отличает немедленная, спонтанная и эфемерная реактивность.
- Флегматик отличается запоздалой, размеренной и эфемерной реактивностью.
- Холерик энергичен: он ориентирован на действие.
- Меланхолик глубок: его жизнь вращается вокруг идей.
- Сангвиник спонтанен: он живет отношениями с людьми и ради них.
- Флегматик сдержан: прежде всего он ищет покоя.
Наш темперамент склоняет нас в ту или иную сторону : холерик склонен ко многим вещам, но ему трудно заботиться о людях; меланхолик склонен к созерцанию красивых идей, но с трудом воплощает их в жизнь; сангвиник склонен делиться своими переживаниями с окружающими, но с трудом доводит до конца свои проекты; флегматик склонен анализировать процессы, но ему трудно мечтать о великом.
Добродетели, темперамент, характер и формирование
Добродетель компенсирует недостатки нашего темперамента : холерик, практикующий смирение, заботится о людях; меланхолик, практикующий дерзость/отвагу, сопровождает ее действием; сангвиник, практикующий выносливость, завершает свои проекты; флегматик, ставший великодушным, мечтает о великом. Каждый темперамент поднимается на вершину совершенства по пути и склону, которые ему свойственны, указывая его маршрут.
Важно различать физиологические и духовные факторы при определении путей продвижения вперед. Например, физиологическая энергия не есть сила, но способствует ей; точно так же физиологическая апатия не есть лень, но благоприятствует ей. Таким образом, следует избегать двух крайностей: одна состоит в отрицании реальности характера, другая — в отрицании реальности темперамента. Первая ошибка — «детерминизм», вторая — «волюнтаризм».
Детерминисты отрицают дух, характер, добродетель и действие благодати Божией, интерпретируя поступки человека исключительно с точки зрения биологии и генетики. Оправдывая свои низменные поступки особенностью своего темперамента, детерминисты фактически отрицают свою свободу, свою ответственность, свое достоинство и достоинство других.
Волюнтаристский характер
С другой стороны, волюнтаристы отрицают темперамент. Они истолковывают человеческие поступки исключительно с точки зрения воли и свободы . Они воспринимают физиологические склонности как духовные дефекты. В неутомимом действии холерика они не видят ничего, кроме гордыни; в творческой эгоцентричности меланхолика, эгоизме; в j oie de vivre сангвиника они видят недостаток самообладания, а флегматик, по их мнению, не что иное, как ленивый и праздный.
Волюнтаристы любят духовное единообразие и плохо переносят разнообразие поведения . Они имеют в виду только одну модель совершенства: модель, выкованную их собственным темпераментом. Они часто обвиняют тех, кто говорит о различных темпераментах, в том, что они классифицируют или классифицируют людей, тогда как на самом деле они сами виновны в том, что помещают все человечество в одну категорию: категорию своего собственного темперамента. Поступая так, они невольно помещают людей с другим темпераментом в духовную тюрьму.
Само собой разумеется, что хороший духовник должен преодолеть препятствие волюнтаризма. Человек, практикующий духовное руководство, должен будет иметь минимальные знания о темпераменте человека, с которым он разговаривает, что позволит ему учитывать физиологические склонности другого. Без этого он легко может прийти к ошибочным выводам: видя в холерике гордыню, в меланхолике эгоизм, в сангвинике невоздержанность, в флегматике — лень. Следовательно, он не сможет сильно помочь своему брату. На самом деле, он вполне мог причинить ему вред.
Трудности каждого темперамента для формирования хорошего характераВ этом разделе мы в общих чертах рассмотрим сильные и слабые стороны различных типов темпераментов в их отношении к фундаментальным добродетелям, тем самым определяя способы поощрять их развитие.
Холерик
Холерик энергичен: он ориентирован на ДЕЙСТВИЕ.
⇰
Сильные стороны :- Энергия, энтузиазм, решительность.
- Уверенность в себе: он знает о своих талантах.
- Прирожденный предприниматель: запускает многочисленные проекты.
- Управленец по натуре: способен быстро двигаться вперед.
- Ему нравится власть: он преуспевает в конкуренции.
- Склонен к гордыне и гневу.
- Не нужно думать, прежде чем принять решение.
- Склонен к слепому активизму.
- Склонен к конфронтации и диктатуре.
- Он не сразу признает свои ошибки.
- Управляя людьми, ему трудно уважать чувства других, заставлять их расти и брать на себя ответственность, а также служить им.
Холерик не испытывает затруднений в принятии решений. В процессе размышлений он должен практиковать самообладание, умеряя свое естественное нетерпение и смирение, научившись регулярно спрашивать совета. Однако уделение большего внимания обдумыванию не должно препятствовать его естественной способности принимать решения: цель благоразумия — не обдумывать, а решать. Не обдумывать — плохо, но не решать — еще хуже: это в корне неблагоразумный поступок.
СтойкостьУ холерика нет особых трудностей в тренировке силы духа, ибо смелость и стойкость ему даются от природы.
СамоконтрольДля холерика самоконтроль должен состоять в основном в практике смирения и мягкости:
- смирение: он должен понимать, что его физиологическая сила является не результатом личных усилий, а даром .
- мягкость: он должен научиться контролировать свой язык и не интерпретировать мнение других, если оно противоречит его собственному, как объявление войны.
Поскольку холерик ориентирован на действие, он легко участвует в развитии общего блага; однако при одном условии: он должен знать, что это такое, и быть полон решимости способствовать этому.
Межличностное общение, с другой стороны, представляет собой настоящий вызов для холерика. Он имеет склонность к конфронтации и диктаторству, презирает тех, кто менее энергичен, чем он. Ему нужно смирение, чтобы слушать людей и понимать их, не унижать их, не задевать их чувств, не посягать на их достоинство и их свободу во имя святого дела или цели, которую нужно достичь во что бы то ни стало.
ВеликодушиеХолерик склонен ставить высокие цели и достигать их. Однако у него есть и склонность к определенной слепой активности. Ему необходимо усилить созерцательную сторону своей личности: его действие должно составлять продолжение его существа, результат созерцания его достоинства и его величия. Есть много холериков, которые действуют ради удовольствия от действия, для достижения каких-то целей или для заполнения пустоты своей внутренней жизни. Для великодушных действие есть плод самопознания; он никогда не вырождается в «активизм».
СмирениеХолерик осознает свои таланты. Это важный аспект смирения, которое является добродетелью тех, кто живет в истине о себе. Но холерику трудно жить остальными аспектами смирения, особенно служением другим. Он подталкивает, а не тянет, командует, а не вдохновляет, контролирует, а не учит. Применяет силу вместо того, чтобы дать тем, кого он возглавляет, возможность взять на себя ответственность и выполнить ее. Не друг делегированию, потому что он убежден, что делает все лучше и быстрее, чем другие, и потому что ему нравится действие. Холерику прежде всего нужно воспитывать в себе братское смирение. Братское смирение — его личный вызов.
Меланхолик
Меланхолик глубок: он вращается вокруг ИДЕИ.
⇰ Сильные стороны :- Склонен к созерцанию.
- Ищет совершенства во всем.
- Независимый.
- Терпеливый и настойчивый.
- Он склонен быть поглощен своими мыслями и чувствами.
- Он боится действия, в котором непоправимо проявляется несовершенство человеческой ограниченности.
- Он боится неопределенности; он не любит рисковать.
- Склонен к пессимизму.
- Он беспокоится о пустяках.
- Плохо работает в команде, предпочитает делать все по-своему.
- Он легко обижается и склонен критиковать других.
Меланхолик глубок, но склонен к пессимизму: преувеличивает трудности. В процессе обдумывания ему нужен реализм и оптимизм. В процессе принятия решений ему нужна смелость. Он любит «идею», которая всегда совершенна в его сердце и на бумаге, но боится действия, в котором непоправимо проявляются человеческие несовершенства. Меланхолик должен преодолеть свой страх перед неизвестным. Он должен привыкнуть к риску.
СтойкостьМеланхолик легко проявляет настойчивость, потому что он глубок и умеет открывать смысл страдания. Однако ему нужна смелость. Предпочитая анализ действию, он очень осторожен и пугается неизвестного. Меланхолику прежде всего нужна дерзость. Смелость — его личный вызов.
СамообладаниеМеланхолик легко возбуждается благородными страстями. Однако он должен научиться совладать с некоторыми внутренними тенденциями, такими как пессимизм (сосредоточение внимания только на негативной стороне действительности), грусть (он подвержен переменам настроения), тревога (он беспокоится о неважных вещах), критический настрой (он охотно критикует другие и их проекты), восприимчивость (ему трудно забыть перенесенные обиды). Пессимизм и тревогу можно преодолеть с помощью реализма, говоря себе: «На самом деле все не так уж плохо! 90% проблем, которые заставляют меня чувствовать себя плохо, существуют только в моем воображении!». Его критический дух и восприимчивость можно преодолеть только любовью. Некая грусть меланхолического темперамента, вероятно, будет сопровождать его всю жизнь. Однако его можно преодолеть, отказавшись от отчаяния и сохранив чувство юмора.
СправедливостьМеланхолик хочет способствовать общему благу, он идеалист. Однако он не сможет осуществить свою мечту, если не разовьет смелость. Межличностные отношения являются проблемой для меланхолика, потому что его поглощенность мыслями, чувствами и эмоциями позволяет легко забыть или не заметить других. Он также имеет тенденцию со временем затаивать обиды и критиковать других, даже если только внутренне. Он должен научиться работать в команде, чтобы преодолеть свою любовь делать все по-своему.
ВеликодушиеМеланхолик легко великодушен с точки зрения созерцания: он умеет мечтать и обладает способностью ставить благородные и возвышенные цели. Однако с точки зрения действия он имеет склонность к малодушию. Он должен научиться быть смелым, чтобы преодолеть свой пессимизм и страх перед будущим.
СмирениеМеланхолик обычно обладает хорошим уровнем самопознания. Он осознает свои таланты и радуется мысли, что это не его собственные, а дар от Бога. Однако ему трудно служить из-за его склонности к эгоцентризму. Стремление жить добродетелями межличностных отношений — сопереживанием, дружбой, радостью — поможет ему преодолеть эгоцентризм. Только тогда он максимально раскроет свои таланты.
Сангвиник
Сангвиник спонтанен: он живет отношениями с ЛЮДЬМИ.
⇰ Сильные стороны :- Он любит людей и хочет сделать их счастливыми.
- Он дружелюбный, сострадательный, общительный.
- Он предприимчив и любит приключения.
- Его внешние чувства всегда бодрствуют: он обращает внимание на каждую деталь.
- Плохо владеет внешними чувствами: слухом, зрением, обонянием, вкусом, осязанием.
- Развлечение может стать основным или почти исключительным аспектом его мотивации.
- Склонен к поверхностности и нестабильности.
- Его привлекает все новое.
- Он хочет всем нравиться и быть любимым.
Сангвиник любит принимать решения, потому что любит приключения. Однако в процессе размышления он должен стремиться преодолеть постоянно угрожающую ему поверхностность. «Поверьте мне, это сработает!», — утверждает он, не задумываясь серьезно о том, что говорит. Сангвиник должен принимать реальность такой, какая она есть.
СтойкостьСангвиник часто дерзок: ему скучно, если нет новинок, интриг, приключений и развлечений. В то же время он может быть и непостоянным в своих чувствах, в мыслях, в работе. Его энтузиазм заставляет его каждый раз искать что-то новое. Сангвиник должен тренироваться в выносливости, стабильности, верности и терпении. Он должен стремиться нанести последний штрих каждому своему проекту. Сангвинику прежде всего нужна выносливость. Выносливость — его личный вызов.
СамоконтрольЕсли холерики и меланхолики должны умерщвлять свои внутренние чувства, то сангвиники, напротив, должны научиться контролировать свои внешние чувства. Они любят жить ощущениями. Сангвиник должен особенно стремиться к умерщвлению своего зрения: его, как сороку, тянет ко всему, что блестит. Он наслаждается роскошной жизнью, элегантной одеждой и спортивными автомобилями. Если можно сказать, что холерик живет будущим, а меланхолик — прошлым, то сангвиник чувствует себя комфортно в настоящем.
СправедливостьСангвиник от природы общителен и открыт. Он легко живет достоинствами, связанными с межличностными отношениями. Однако, чтобы построить общее благо, он должен преодолеть свою нестабильность. Он должен практиковать добродетели настойчивости и верности.
ВеликодушиеЧтобы быть великодушным, сангвиник должен преодолеть свою поверхностность и нестабильность.
СмирениеСангвиник готов к подаче. Однако, чтобы служить верно и эффективно, он должен стремиться практиковать выносливость, стабильность и верность.
ФлегматикФлегматик сдержан: прежде всего он ищет МИРА.
⇰ Сильные стороны :- Его подход к реальности беспристрастен и научен.
- Он умеет слушать и сопереживать.
- У него глубокое чувство долга и хороший дух сотрудничества.
- У него железная воля, почти всегда скрытая; он постоянен и настойчив.
- Его трудно вывести из себя.
- Ему нравится статус-кво , , и он не любит ничего необычного.
- Он избегает конфликта любой ценой.
- Он боится ошибиться.
- Его легко одолеть.
Флегматик обладает здравым смыслом, что позволяет ему эффективно мыслить. Однако ему трудно принять решение. Мысль о том, что он может совершить ошибку, давит на него. Он должен практиковать смелость, потому что сущность добродетели благоразумия не в обдумывании, а в решении. Благоразумие — это не осторожное бездействие, а разумное действие.
СтойкостьСопротивление не вызов для флегматика: у него есть железная воля, хотя и не проявленная вовне. Он терпелив в трудных ситуациях. Он постоянен и настойчив. Однако сила духа — это не просто сопротивление. Это еще и наглость. Смелость для него трудна, потому что ему комфортно с рутиной и статус-кво, и он дрожит при мысли об ошибке.
СамоконтрольФлегматик легко контролирует свои страсти, потому что их интенсивность ограничена. Однако он должен стимулировать свои благородные страсти и преодолевать страх перед конфликтными ситуациями. Любя мир (у него это не составляет труда), он также должен быть готов пожертвовать им ради более высокой ценности.
СправедливостьФлегматику легко быть просто из-за его глубокого чувства долга. Однако, чтобы построить общее благо, он должен научиться преодолевать свою апатию.
ВеликодушиеВеликодушие — настоящий вызов для флегматика: он должен научиться мечтать, развить чувство собственного достоинства, раскрыть и утвердить свои таланты. Он должен развивать свою способность к действию, а также к созерцанию. Флегматик прежде всего нуждается в великодушии: в этом его вызов.
СмирениеФлегматик любит служить. Однако он должен научиться раскрывать свои таланты и заставить их приносить плоды, чтобы эффективно служить другим.
Смеси темпераментов и тесты темпераментовТемпераменты обычно не бывают «чистыми». У человека обычно бывает смесь двух, в которой одна доминирует, а другая второстепенна. Таким образом, вторичный темперамент может помочь компенсировать определенные дефекты первичного темперамента. Например, человек с холерическим первичным темпераментом, обладающий меланхолическим вторичным темпераментом, с большей вероятностью будет практиковать осмотрительность (благоразумие), чем человек, стопроцентный холерик. Точно так же человек, который преимущественно меланхолик, но имеет вторичную черту холерика, будет более склонен к принятию решений (благоразумию), чем если бы он был 100% меланхоликом.
Вторичный темперамент
Вторичный темперамент может помочь справиться с проблемой личной добродетели. Например, сангвиникам/флегматикам или сангвиникам/холерикам будет легче тренировать выносливость, чем если бы они были 100% сангвиниками. Если вы флегматик/сангвиник или флегматик/меланхолик, вам будет легче практиковать великодушие, чем если вы стопроцентный флегматик. Меланхолику/холерику будет легче практиковать смелость, чем просто меланхолику. Холерику/сангвинику будет легче практиковать смирение, чем стопроцентному холерику.
Эксперты часто указывают, что холерик/флегматик и меланхолик/сангвиник являются невозможными сочетаниями. Кроме того, иногда кажется, что человек обладает смесью четырех основных темпераментов; это, однако, ошибочное впечатление, хотя оно, вероятно, и отражает что-то положительное: это значит, что человек развил свой характер, строя добродетели на своем темпераменте.
В книгах и на сайтах есть множество тестов на темперамент. Мы предлагаем следующий: Тест Алекса Хаварда, узнай, как ты.
Отвечая на вопросы теста темперамента, не бойтесь результата. Помните, что дело не в характере, а в темпераменте. Речь идет о нашей первичной реакции, физиологической реакции на внешний раздражитель. Чем лучше мы выявим этот тип реакции, тем точнее будут результаты анализов.
Возможные вопросы для диалога о темпераментах- Как мы могли бы помочь людям в работе по формированию узнать свой темперамент и с благодарностью увидеть свои возможности? Разве знание своего темперамента и разговоры о нем не помогут людям быть проще, позволить быть известными такими, какие они есть?
- Чем объяснить, что это не предполагает детерминистского видения человека и что главное — выковать свой характер? Как мы можем помочь противостоять некоторым негативным тенденциям темперамента, ободряющим образом, устанавливая достижимые цели?
- В прошлом слово «характер» часто использовалось для обозначения темперамента. Например, многие говорят «у него сильный характер», когда говорят о физиологических чертах (но не о моральных достоинствах). Стоит ли лучше различать их при разговоре или письме?
- Можем ли мы попытаться обнаружить темпераменты некоторых библейских персонажей, таких как Моисей, Давид или новозаветные святые, такие как св. Павел, св. Петр или св. Иоанн? Возможно, мы могли бы также изучить святых, более близких нам по времени, таких как святой Хосемария или блаженный Альваро? Каким образом их темперамент формировал их характер?
См. статью на испанском языке
См. статью на французском языке
Библиографию о формировании темперамента и характераHavard, A. От темперамента к характеру, Скипетр. Доступны переводы на десять языков; на испанском языке: Del Tempamento al Caráacter (2018 г.).
Беннет, А. и Л. (2005 г.). Темперамент, который дал тебе Бог . Sophia Institute Press, Манчестер, Нью-Хэмпшир.
Alexandre Havard
Узнайте больше о темпераменте для работы по формированию:
Artículo
Управление согласием
Общие мании, которые лишают свободыF семья и общество, личность, зрелость личности
Развитие человечестваСозревание личности, духовность
Что такое характер? Развенчание мифа о фиксированной личности – маргинал
Об эмоциональных опорах личности, или о том, как динамика темперамента колеблется в зависимости от социального контекста.
Мария Попова
Ранее мы исследовали, что значит быть человеком и что определяет «человека». Большая часть нашего понимания личности зависит от того, что мы называем «характером», но что это такое? Вот сборник определений и идей известных междисциплинарных мыслителей, от философии до нейробиологии и литературы, в основе которых лежит общее мнение о том, что «характер» подвижен и реагирует на контекст, а не является статичным и непоколебимым набором черт.
Филип К. Дик, из Избранные письма Филипа К. Дика, 1972–1973 :
Подлинная природа человека представляет собой ряд меняющихся, разнообразных планов, которые устанавливаются по мере того, как он относится к разным людям; оно создается и проявляется в рамках его межличностных отношений.
(через Feltron )
Биологический антрополог Хелен Фишер в Это сделает вас умнее: новые научные концепции для улучшения вашего мышления :
Личность состоит из двух принципиально разных типов черт: черты «характера» и черты «темперамента». Черты вашего характера проистекают из вашего опыта. Ваши детские игры; интересы и ценности вашей семьи; как люди в вашем сообществе выражают любовь и ненависть; что родственники и друзья считают учтивым или опасным; как поклоняются окружающие; что они поют; когда они смеются; как они зарабатывают на жизнь и отдыхают: бесчисленные культурные силы формируют ваш уникальный набор черт характера. Баланс вашей личности — это ваш темперамент, все биологически обоснованные склонности, которые способствуют вашим постоянным моделям чувств, мышления и поведения. Как сказал испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет, «я есть плюс мои обстоятельства». Темперамент — это «я есть», основа того, кто вы есть.
Психологи Томас Льюис , Фари Амини и Ричард Ланнон в Общая теория любви :
Эмоциональный каркас младенца определяет темперамент и для врожденных способностей, таких как чтение выражений лица. Лимбический контакт с родителями превращает эту полипотенциальную структуру в шаблон эмоциональной жизни — нейронное ядро эмоциональной идентичности. Как только эта квинтэссенция становится твердой, мы говорим, что человек существует, и мы можем знать индивидуальные атрибуты его эмоционального «я». Постоянный опыт постепенно трансформирует его нейронную конфигурацию, превращая его из того, кем он был , в того, кем он стал , по одному синапсу за раз. Эмоциональная идентичность дрейфует на протяжении всей жизни — если быстро и достаточно далеко, можно встретить сердце незнакомца там, где когда-то обитало сердце друга или возлюбленного».
Джулиан Баггини в Уловка эго: В поисках себя:
Строго говоря, темы личной идентичности не существует. Важно признать, что мы не из тех вещей, которые просто появляются при рождении, продолжают существовать, то же самое, а затем умирают на краю обрыва или переходят в другое царство. Мы и есть эти очень замечательно упорядоченные наборы вещей. Именно потому, что мы так упорядочены, мы можем думать о себе как об отдельных личностях. Но там нет единственного человека, значит, мы навсегда меняемся».
Ральф Уолдо Эмерсон, цитируется в Общая теория любви :
Сон переносит нас в сон, и иллюзиям нет конца. Жизнь — это череда настроений, как нить бус, и, проходя сквозь них, они оказываются разноцветными линзами, окрашивающими мир в свой цвет… Темперамент — это железная проволока, на которую нанизаны бусы.
Уильям Джеймс , написав в «Принципы психологии » в 1890 году, резюмирует это, возможно, лучше всего:
У человека столько же социальных самостей, сколько индивидуумов, которые его узнают.
—
Опубликовано 2 марта 2012 г.
—
https://www.themarginalian.org/2012/03/02/character-personality/
—
ПЕЧАТЬ СТАТЬИ
ОТПРАВИТЬ СТАТЬЮ ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ
Filed Under
cultureomnibuspsychology
Marginalian участвует в партнерской программе Amazon Services LLC, партнерской рекламной программе, предназначенной для предоставления сайтам средств для получения комиссионных путем связи с Amazon. Говоря более человеческим языком, это означает, что всякий раз, когда вы покупаете книгу на Amazon по любой ссылке здесь, я получаю небольшой процент от ее цены, который идет прямо на мои собственные колоссальные библиорасходы. Политика конфиденциальности.