Психолого-педагогическая характеристика детей с синдромом Дауна
На свете есть множество синдром разной этиологии и с различной симптоматикой, в стороне не остались хромосомные болезни, которых частота появления среди новорожденных увеличилась.
Хромосомные болезни – это комплекс множественных врожденных пороков развития, вызываемых изменением структуры и числа хромосом, часто сопровождающихся тяжелыми нарушениями психического и соматического развития хромосом – это участок ДНК, который содержит в себе гены и несет определенную наследственную информацию о признаках и свойствах организма. Основным дефектом является различные степени интеллектуальной недостаточности, что может осложняться нарушениями зрения, слуха, опорно- двигательного аппарата, более выраженными нарушениями чем интеллектуальный дефект могут быть расстройства речи, эмоционально- волевой сферы и поведения [1, с. 108].
Синдром Дауна – это самая часто встречающаяся хромосомная болезнь, ее появление зависит от количественного изменения 21 первой хромосомы, т. е. в связи с неправильным делением клетки хромосом добавляется еще одна лишняя хромосома – этот процесс называется трисомия по 21 хромосоме. Встречается с частотой 1:760. Данный синдром назван в честь английского врача, впервые открывшего и изучившего его в медицинском аспекте в 1866 г [3, с. 98].
Появление дополнительной хромосомы может быть обусловлено генетической случайностью (нерасхождение парных хромосом в овогенезе или сперматогенезе), нарушением клеточного деления уже после оплодотворения либо наследованием генетической мутации от матери или отца, а так же большую роль играет возраст матери, чем старше женщина тем больше увеличивается процент появления такого ребенка.
При синдроме Дауна изменяются не только мыслительные, когнитивные способности, но и появляются специфические особенности в физической внешности ребенка, с помощью этих особенностей можно уже во время внутриутробного развития заметить данное хромосомное заболевание.
Характерными признаками синдрома Дауна является плоское лицо с выступающими скуловыми дугами, уменьшенные размер головы – микроцефалия, уплощенный затылок, узкие глазные щели, маленькие пятна по краю радужки глаза – пятна Брушфилда. Наблюдаются маленькие ушные раковины расположенные ниже обычного, что касается речевого аппарата рот находится всегда в полуоткрытом положении, это еще может говорить о том, что обычное физиологическое дыхание у данного ребенка или подростка может быть нарушено. Твердое небо высокое – готическое, часто отмечается большой бороздчатый язык – макроглосия, плоский короткий нос и большие губы, так же аномалии зуба-челюстной системы.
Наблюдаются изменения не только в лицевой области, но и всего скелета и тела, что приводит к нарушению выполнения каких-либо движений – апраксия и их координации [2, с. 125].
Психолого-педагогическая характеристика ребенка с синдромом Дауна заключается в следующем: психомоторное развитие с рождения запаздывает, это в дальнейшем влияет на появление речевой деятельности. Присутствует относительная сохранность эмоциональной сферы, дети с синдромом Дауна неплохо могут воспроизводить некоторые эмоции. Умственная отсталость у данной категории детей проявляется в различной степени и хорошо становится заметна после 2-3 лет. Дети отличаются конкретикой мышления, нарушенными вниманием и памятью. Механическая память остается более сохранной.
По отношению к другим людям в социуме они безобидны, приветливы, общительны, доверчивы. Обычно проявляют чрезмерную привязанность к своим близким и родным людям, они стараются как можно больше ухаживать за ними. Агрессивные эмоции у ребенка с синдромом Дауна моно встретить очень редко, чаще это будет зависеть от второстепенных дефектов, например такие как умственные нарушения. Для таких детей характерно позднее половое созревание и раннее появление признаков строения [3, с. 101].
В последние годы все большее внимание привлекается к вопросам ранней реабилитации детей различных нозологических категорий. Реабилитация – это комплекс медико- психолого- педагогических мероприятий, направленных на восстановление и развитие утраченных или нарушенных функций. Дети с синдромом Дауна тоже не остались без внимания в этой области. Зная, что дети эмоционально привязываются к своим родным и близким, большая роль отводится взаимодействию ребенка с матерью.
Разрабатываются семейно-центрированные модели обучения и воспитания, в которых разрабатываются направления коррекционной, реабилитационной и консультативной помощи. Эти мероприятия в значительной степени помогают преодолевать резкое снижение интеллекта, наблюдающееся у детей данной категории в определенные возрастные периоды, являются методом профилактики инвалидности и сиротства, увеличения продолжительности и качества жизни. Дети с синдромом Дауна получают раннюю помощь, посещают интегративные (инклюзивные) детские сады и школы. Их права защищает Международное и Российское законодательство [2, с. 134].
Таким образом, наличие этой дополнительной хромосомы обусловливает появление ряда физиологических особенностей, вследствие которых ребенок будет медленнее, чем его ровесники развиваться и проходить общие для всех этапы развития. По современным данным эти дети не остаются в стороне и для них создаются множество групп при детских садах и школах, также различные реабилитационные и абилитационные центры, которые оказывают не только медицинскую педагогическую помощь ребенку, но и психологическую поддержку его родителям.
Характеристика на ребенка с синдромом Дауна. | Материал по коррекционной педагогике на тему:
Характеристика на ребенка с синдромом Дауна.
Девочка посещает структурное подразделение ГБОУ СОШ № ххх с ххх, где получает психолого-педагогическую поддержку следующих специалистов: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, инструктора по физическому воспитанию (плавание). Основанием для зачисления в структурное подразделение ГБОУ СОШ №ххх является направление ОПМПК. Заключение ОПМПК: синдром Дауна, сенсорно-моторная алалия, ОНР I уровня речевого развития (в рамках системного недоразвития речи).
Ребенок воспитывается в полной многодетной семье, опрятен во внешнем виде, ухожен.
Уровень психоэмоционального развития ребенка на момент поступления.
Адаптация протекала длительно, в тяжелой форме. Отмечались трудности расставания с матерью, избирательность контакта со специалистами, высокий уровень тревожности, нежелание находиться в большом помещении (музыкально-спортивный зал), негативная реакция на звучание музыкальных инструментов, резкий аффективный отказ от участия в праздничных мероприятиях, присутствовал аттитюд защиты.
Уровень актуального развития ребенка.
Коммуникации со взрослыми и сверстниками устанавливает. Визуальный контакт стойкий, тактильного контакта не избегает. При общении со взрослыми и сверстниками активно использует жесты, мимику, пантомимику, взгляд выразительный.
В игровую деятельность со сверстниками вступает на короткий период. Игра представлена серией действий, объединенных общим сюжетом. Игра сопровождается эмоционально окрашенным вокализом.
Познавательная деятельность. Предложенные задания выполняет с интересом. Использует метод зрительного соотнесения. Заинтересована в конечном результате. Стремится завершить начатое. Радуется полученному результату. Навыки самоконтроля в стадии формирования. Нуждается в обучающей и эмоционально-регулирующей помощи, которую принимает в полном объеме.
Продуктивная деятельность. Испытывает интерес к данным видам деятельности. Орудийные действия формируются в медленном темпе. Зрительно-двигательная координация сформирована недостаточно.
Речевое развитие со значительной задержкой. Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Доступно понимание одно-двухступенчатой инструкции при неоднократном предъявлении. Инструкцию удерживает. Экспрессивная речь представлена отдельными звуками, звукокомплексами, звукоподражаниями. Произносительная сторона речи: речь невнятная, малопонятная для окружающих. Носовое дыхание затруднено, ритмично. Голос недостаточной силы и звонкости, тихий, сиплый. В строении артикуляционного аппарата отмечается ложная макроглоссия(толстый, вялый, малоподвижный язык),значительное снижение амплитуды движения языка; гиперсаливация. Функции жевания и глотания не нарушены. Слух не нарушен (со слов матери).
Моторно неловка, дискоординирована.
Элементарные трудовые поручения выполняет охотно, с интересом. Навыки опрятности и навыки самообслуживания сформированы в соответствии с возрастной нормой.
Что такое врожденные пороки сердца?
Врожденные пороки сердца (ВПС) являются наиболее распространенным типом врожденных пороков. По мере совершенствования медицинской помощи и лечения дети с ВПС живут дольше и здоровее. Узнайте больше фактов о ИБС ниже.
Что такое врожденные пороки сердца (ВПС)?
ВПС присутствуют при рождении и могут повлиять на структуру сердца ребенка и его работу. Они могут повлиять на то, как кровь течет через сердце и к остальным частям тела. ВПС могут варьироваться от легких (например, небольшое отверстие в сердце) до тяжелых (например, отсутствие или плохо сформированные части сердца).
Примерно у 1 из 4 детей, рожденных с пороком сердца, имеется критическая ИБС (также известная как критический врожденный порок сердца). 1 Младенцы с критической ИБС нуждаются в хирургическом вмешательстве или других процедурах в течение первого года жизни.
Пайпер родилась с врожденным пороком сердца (ВПС). Прочтите ее историю, а также истории других семей с врожденным пороком сердца »
Типы
Ниже перечислены примеры различных типов ИБС. Типы, отмеченные звездочкой (*), считаются критическими ИБС.
- Дефект межпредсердной перегородки
- Дефект атриовентрикулярной перегородки
- Коарктация аорты*
- Правый желудочек с двойным выходом*
- d-Транспозиция магистральных артерий*
- Аномалия Эбштейна*
- Синдром гипоплазии левых отделов сердца*
- Прерванная дуга аорты*
- Легочная атрезия*
- Одиночный желудочек*
- Тетрада Фалло*
- Тотальный аномальный легочный венозный возврат*
- Атрезия трехстворчатого клапана*
- Артериальный ствол*
- Дефект межжелудочковой перегородки
Признаки и симптомы
Признаки и симптомы ИБС зависят от типа и тяжести конкретного дефекта. Некоторые дефекты могут иметь мало или вообще не иметь признаков или симптомов. Другие могут вызывать у ребенка следующие симптомы:
- Посинение ногтей или губ
- Учащенное или затрудненное дыхание
- Усталость при кормлении
- Сонливость
Диагностика
Некоторые ИБС могут быть диагностированы во время беременности с помощью специального типа УЗИ, называемого эхокардиограммой плода, который создает ультразвуковые изображения сердца развивающегося ребенка. Однако некоторые ИБС не обнаруживаются до рождения или в более позднем возрасте, в детстве или во взрослом возрасте. Если медицинский работник подозревает наличие ИБС, ребенок может пройти несколько тестов (например, эхокардиограмму) для подтверждения диагноза.
Лечение
Лечение ИБС зависит от типа и тяжести имеющегося дефекта. Некоторым пораженным младенцам и детям может потребоваться одна или несколько операций для восстановления сердца или кровеносных сосудов. Некоторые из них можно лечить без хирургического вмешательства с помощью процедуры, называемой катетеризацией сердца. Длинная трубка, называемая катетером, вводится через кровеносные сосуды в сердце, где врач может провести измерения и снимки, провести анализы или устранить проблему. Иногда порок сердца не может быть полностью устранен, но эти процедуры могут улучшить кровоток и работу сердца. Важно отметить, что даже если их порок сердца был устранен, многие люди с ИБС не излечиваются. См. дополнительную информацию о жизни с ИБС ниже.
Причины
Причины ИБС у большинства детей неизвестны. У некоторых детей пороки сердца возникают из-за изменений в их индивидуальных генах или хромосомах . Также считается, что ИБС вызываются комбинацией генов и других факторов, таких как факторы окружающей среды, диета матери, состояние здоровья матери или прием матерью лекарств во время беременности. Например, определенные состояния матери, такие как ранее существовавший диабет или ожирение, были связаны с пороками сердца у ребенка. 2,3 Курение во время беременности, а также прием некоторых лекарств также связаны с пороками сердца. 2,3
Узнайте больше об исследованиях ИБС »
Жизнь с ИБС
По мере развития медицинской помощи и лечения дети с ИБС живут дольше и здоровее. Многие дети с ИБС в настоящее время доживают до зрелого возраста. По оценкам, более двух миллионов человек в Соединенных Штатах живут с ИБС. Многие люди с ИБС ведут независимую жизнь практически без трудностей. У других со временем может развиться инвалидность. Некоторые люди с ИБС имеют генетические проблемы или другие состояния здоровья, которые повышают риск инвалидности.
Даже при улучшенном лечении многие люди с ИБС не излечиваются, даже если их порок сердца был устранен. У людей с ИБС со временем могут развиться другие проблемы со здоровьем, в зависимости от конкретного порока сердца, количества имеющихся пороков сердца и тяжести порока сердца. Например, некоторые другие проблемы со здоровьем, которые могут развиться, включают нерегулярное сердцебиение (аритмии), повышенный риск инфекции в сердечной мышце (инфекционный эндокардит) или слабость в сердце (кардиомиопатия). Люди с ИБС нуждаются в плановых осмотрах у кардиолога (кардиолога), чтобы оставаться максимально здоровыми. Им также могут потребоваться дальнейшие операции после первоначальных операций в детстве. Людям с ИБС важно регулярно посещать своего врача и обсуждать с ним свое здоровье, в том числе конкретное состояние сердца.
Узнайте больше о жизни с ИБС »
Ссылки
- Остер М., Ли К., Хонейн М., Коларуссо Т., Шин М., Корреа А. Временные тенденции выживаемости новорожденных с критическими врожденными пороками сердца. Педиатрия . 2013;131(5):e1502-8.
- Дженкинс К.Дж., Корреа А., Файнштейн Дж.А., Ботто Л., Бритт А.Е., Дэниэлс С.Р., Эликсон М., Уорнес К.А., Уэбб К.Л. Ненаследственные факторы риска и врожденные сердечно-сосудистые дефекты: современные знания: научное заявление Совета Американской кардиологической ассоциации по сердечно-сосудистым заболеваниям у молодых: одобрено Американской академией педиатрии. Тираж . 2007;115(23):2995-3014.
- Патель СС, Бернс ТЛ. Негенетические факторы риска и врожденные пороки сердца. Педиатр Кардиол. 2013;34(7):1535-55.
Графики роста детей с синдромом Дауна
Графики роста детей с синдромом Дауна в США доступны для загрузки ниже. Эти диаграммы могут помочь медицинским работникам отслеживать рост детей с синдромом Дауна и оценивать, насколько хорошо растет ребенок с синдромом Дауна по сравнению со сверстниками с синдромом Дауна.
Клинические карты роста
Клинические карты представлены в метрических единицах (килограммы и сантиметры). Каждая диаграмма доступна для мальчиков и девочек. На каждой диаграмме показаны 5 , 10 , 25 , 50 , 75 , 90 и 95 проценты. Доступны следующие таблицы:
Для детей от рождения до 3 лет:
- Вес в килограммах*
- Длина/рост в сантиметрах (длина измеряется, если ребенок не может стоять без поддержки, в этом случае измеряется рост)
- Окружность головы (измерение вокруг головы ребенка в наибольшей области)
- Вес к длине
*Кривые весовых процентилей начинаются с возраста 0 месяцев; другие кривые роста «от рождения до 3 лет» начинаются в возрасте 1 месяца.
Для лиц в возрасте от 2 до 20 лет:
- Вес
- Высота
- Окружность головы
0-36 месяцев
МальчикиВес в килограммах pdf icon[PDF – 718K]
Длина/рост в сантиметрах pdf icon[PDF – 620K]
Окружность головы pdf icon[PDF – 905003] 905003 Вес в килограммах к длине тела в сантиметрах pdf icon[PDF – 742K]
ДевушкиВес в килограммах pdf icon[PDF – 133K]
Длина/рост в сантиметрах pdf icon[PDF – 140K]
Голова окружность значок pdf[PDF – 136K]
Вес в килограммах на длину тела в сантиметрах pdf icon[PDF – 134K]
2-20 лет
1,2 МальчикиВес в килограммах pdf icon[PDF – 691K3 9000 сантиметры pdf icon[PDF – 715K]
Окружность головы pdf icon[PDF – 623K]
ДевушкиВес в килограммах pdf icon[PDF – 124K]
Рост в сантиметрах pdf icon[PDF – 134K]
3
3
Значок pdf окружности головы[PDF – 169K] 1 Графики роста индекса массы тела (ИМТ) доступны по адресу https://www. cdc.gov/growthcharts/clinical_charts.htm
2 См. публикацию Zemel по адресу al.external icon for body диаграммы роста индекса массы (ИМТ) для выборки детей с синдромом Дауна
Методы и разработка
Для получения дополнительной информации о методах и разработке диаграмм роста для детей с синдромом Дауна см. http://pediatrics.aappublications. org/content/early/2015/10/21/peds.2015-1652.abstractвнешний значок.
Исходная информация
Приведенная ниже информация поможет вам прочитать и интерпретировать графики роста детей с синдромом Дауна.
Что такое процентиль?
Процентили являются наиболее часто используемым показателем для оценки размеров и моделей роста отдельных детей в Соединенных Штатах. Процентили ранжируют положение человека, указывая, какой процент от контрольной совокупности будет равен или превышает этот человек. Референтная популяция — это группа лиц, модели роста которых использовались для построения диаграмм роста.
Что такое z-оценка?
Z-показатель — это мера того, как индивид относится к среднему значению для эталонной совокупности. Z-оценка имеет прямое отношение к процентилям. Для получения дополнительной технической информации об этих показателях и о том, как они рассчитываются, посетите https://www.cdc.gov/growthcharts/growthchart_faq.htm.
Мой ребенок находится на уровне или ниже 5-го процентиля на графике, что мне делать?
Если вас беспокоит рост вашего ребенка, поговорите с лечащим врачом вашего ребенка.
Какие соображения следует учитывать при использовании этих диаграмм?
Специализированные диаграммы роста, такие как эти новые диаграммы роста для детей с синдромом Дауна, содержат полезные справочные данные о росте детей с синдромом Дауна, но могут иметь некоторые ограничения. Например, для этого исследования исследователи измерили рост группы из 637 человек с синдромом Дауна, набранных из медицинских и общественных учреждений, в основном из Филадельфии.