Что такое харизма?
- Информация о материале
- Социальная психология
- Просмотров: 4226
- Предыдущая статья Способность убеждать
- Следующая статья Два уровня убеждения
Настроить шрифт
- Размер
- Стиль
- Режим чтения
Очень часто, когда говорят про убеждение на уровне личности, подразумевают «харизму». Что же такое харизма? Если человек харизматичный, значит, ему приписывают уникальный набор черт, свойств, качеств и характеристик, благодаря которым ему удается влиять на людей, а его многочисленные последователи испытывают к нему безоговорочное доверие. Для них он — настоящий лидер.
С точки зрения психологии харизма — это набор психо-эмоциональных особенностей человека, благодаря которым его оценивают как способного оказывать значительное влияние на людей.
Некоторые ученые выделяют сексуальный аспект харизмы, и говорят, что дело именно в нем (харитами в древнегреческой мифологии назывались богини красоты, грации и изящества).
Издревле считалось, что харизму нельзя приобрести или развить, она дается при рождении избранным, это своеобразный подарок природы. Именно поэтому в переводе с греческого харизма — это «дар божий».
Если говорить о харизме, то возникает два вопроса. Во-первых, что такое харизма? А во-вторых, каков характер ее происхождения: врожденный или приобретенный?
Как вы понимаете, харизма — категория довольно абстрактная и определений у этого понятия множество. Ученые и исследователи в этих вопросах придерживаются прямо противоположных взглядов. В частности, не утихают споры о том, откуда у людей берется харизма. Дается ли она от рождения или ее можно как-то развить?
Если вам интересно мое мнение, то я считаю, что харизма — это набор и врожденных, и приобретенных навыков, черт, свойств, компетенций. Чего в ней больше — сказать сложно. Так или иначе, если мы говорим про убеждение на уровне личности, то интересно выяснить, что способно убеждать кроме самих аргументов? Что должно быть в человеке такого, чтобы вера в истинность его слов была беспрекословной и не подвергалась сомнению?
Аргументируй это! Как убедить кого угодно в чем угодно / Никита Непряхин. — М.: Альпина Паблишер, 2014. Опубликовано с разрешения издательства.
- Предыдущая статья Способность убеждать
- Следующая статья Два уровня убеждения
Харизма: что это и как ее развить
О харизматичных людях говорят, что от них исходит особая энергия, которая делает их центром внимания и побуждает других следовать за ними. Разбираемся, что такое харизма — врожденный дар или навык, который можно развить
Что такое харизма
Харизма — это наделенность авторитетом, основанным на исключительных качествах личности: интеллектуальных, духовных или каких-либо иных.
Невидимую силу, позволяющую отдельным личностям увлекать за собой других, первыми начали исследовать древние греки. Они назвали ее харизмой (на др.-греч. χάρισμα), в буквальном переводе — «дар свыше» или «милость богов». Другим значением этого слова была «способность привлекать внимание». Этим умением в полной мере обладали хариты — три богини в древнегреческой мифологии, олицетворяющие красоту, изящество и привлекательность. Своим шармом и добротой они вызывали восхищение людей и любовь богов.
Первым известным мыслителем, который использовал понятие «харизма» для характеристики природы лидерства, был Платон. Он считал, что харизма имеет божественное происхождение, является одним из столпов могущества и признаком истинного правителя.
Древнегреческая трактовка харизмы не утратила популярности и в наши дни. Заимствовав из античности сам термин, современная культура не оставила в прошлом и идею того, что харизма связана со сверхъестественным и божественным началом. В наши дни многие все еще полагают, что харизма — это качество, которое одним достается в подарок при рождении, а другим не суждено заполучить никогда.
При этом опыт современных исследователей в области психологии показывает, что древние греки ошибались, считая харизму врожденным даром. Так, психолог и научный руководитель исследовательского центра в Стэнфордском университете Эмма Сеппала отмечает, что это харизма «в гораздо большей степени навык, которому можно научиться, чем дар».
Харизма как опора для лидерства
Из религиозно-мифологического поля в секулярное харизму вывел немецкий социолог Макс Вебер в начале XX века. Он исследовал формы лидерства и выделял харизму как основу одного из его типов — харизматического. Вебер описывал харизму как «качество личности, признаваемое необычайным другими людьми, благодаря которому эта личность оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, особенными силами и качествами, недоступными остальным». Точка зрения Вебера строится на анализе социальных отношений между харизматическим лидером и теми, кто следует за ним, веря в его исключительные качества.
Идеи мыслителей о том, что харизма может стать основой для лидерства, получили развитие в современной концепции о харизматическом стиле управления. Считается, что именно обладающие харизмой люди преуспевают в ролях менеджеров в широком понимании, где одна фигура стоит во главе команды или даже целого народа. Что связывает, например, Барака Обаму, Далай Ламу и популярного школьного учителя? Все они благодаря своим личным качествам стали ядром определенного социума, будь то населения страны, сообщества верующих или группы учеников.
Политик, преподаватель, бизнесмен — профессии, которые в первую очередь ассоциируются с проявлениями харизмы. Говоря шире, часто именно люди, обладающие харизмой, становятся руководителями, им охотнее поручают проекты и команды. Окружающим кажется, что у них все получается, люди в них верят и готовы работать «на них». Харизматичный лидер команды может стать важным нематериальным фактором повышения мотивации у сотрудников, которые будут ориентироваться на него как на ролевую модель.
Из чего складывается харизма
Харизма не имеет точной формулы. Она складывается из личных качеств человека, сочетание которых кажется другим привлекательным и даже магнетическим. Специалисты отмечают, что харизма представляет собой субъективную характеристику. Как и красота, харизма — в глазах смотрящего. Так, мы часто соглашаемся в оценке конвенциональной красоты, наблюдая, например, правильные черты лица, но степень нашего восхищения ею варьируется в случае каждого человека. То же самое и с харизмой.
Оливия Фокс Кабейн, автор книги «Харизма. Как влиять, убеждать и вдохновлять», выступавшая с лекциями по развитию лидерства в ООН, Стэнфордском и Йельском университетах, выделяет следующие элементы харизмы:
- Присутствие в настоящем моменте. Харизматичный человек не просто физически находится, а именно «проживает» социальные ситуации, концентрируясь на собеседниках, проявляя искреннее участие и не избегая ответного внимания.
- Сила, которую излучает уверенный в себе человек. Это его способность воздействовать на окружающий мир. Он точно знает и демонстрирует, что находится на своем месте, а его мнения и навыки представляют интерес для других.
- Теплота, исходящая от харизматичного человека, делает пребывание рядом с ним приятным и заставляет людей задерживаться рядом, чтобы погреться в этих «лучах».
Другие специалисты также подчеркивают роль эмоционального интеллекта (EQ — emotional intelligence) как важной составляющей харизмы у современных людей. Эмоциональный интеллект — это способность человека распознавать, оценивать и контролировать собственные эмоции, а также эмоции других людей и групп. Термин был популяризирован американским психологом Дэниелом Гоулманом, автором бестселлера «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ». Гоулман утверждает, что для лидера способность управлять эмоциями играет не менее важную роль, чем «обычный» интеллект или образование: «Без него человек может иметь лучшую в мире подготовку, острый аналитический ум и бесконечный запас идей, но у него все равно не получится стать великим лидером».
Эмоциональный интеллект проявляют, например, политики в сложных или трагических ситуациях. Так, известными стали слова Билла Клинтона, который ответил активисту против СПИДа, прервавшему его выступление, что он «чувствует его боль». Он продемонстрировал человечность, чем заработал поддержку избирателей. Обратный случай произошел в Германии в 2021 году. Кандидат в канцлеры Армин Лашет, посещая регион, пострадавший от наводнения, был сфотографирован смеющимся во время речи президента страны о жертвах природной катастрофы. Его рейтинги резко упали, и он был вынужден выйти из гонки.
Как проверить, харизматичны ли вы
Чтобы помочь людям составить представление о своем уровне харизматичности, исследователи из Университета Торонто в 2017 году создали простой тест. Они назвали его The General Charisma Inventory или «Общая инвентаризация харизмы».
Ученые определили, что харизма сводится к двум основным факторам: влиянию на других, то есть лидерским способностям, и приветливости или способности расположить к себе окружающих. Они сформулировали шесть пунктов, из которых первые три отвечают за влияние на других, а последние три оценивают степень приветливости.
Чтобы проверить свой уровень харизмы, оцените по пятибалльной шкале, насколько каждый пункт описывает вас (1 — совершенно не согласен, а 5 — полностью согласен):
- Я выделяюсь в компании.
- Я умею оказывать влияние на людей.
- Я умею вести за собой группу людей.
- Я располагаю к себе окружающих, людям хорошо со мной.
- Я часто улыбаюсь другим людям.
- Я могу найти общий язык с любым человеком.
Теперь разделите свой общий балл на 6, чтобы получить средний балл харизмы. По словам исследователей, если оно выше 3,7 — вы более харизматичны, чем среднестатистический человек.
Эффективность теста ученые проверили на сотрудниках Amazon Web Services. Результаты показали, что в большинстве случаев человек оценивает уровень своей харизмы так же, как его оценивают другие люди.
Возможно ли развить харизму
Современные психологи отмечают, что харизму можно развивать, и для этого существует множество способов. Они отмечают, что харизма, хотя и зависит от изначальной экстравертности человека, может стать усвоенным навыком, который вполне реально усилить, как, например, словарный запас при изучении иностранного языка.
Более того, Рональд Риджио, профессор в Claremont McKenna College, который много лет посвятил изучению харизмы, утверждает, что множество людей просто «не реализует потенциал для развития своей харизмы» в течение жизни и даже не пытаются стать более харизматичными и благодаря этому улучшить свою жизнь.
Некоторые исследователи высказывают мнение, что харизму и, в частности, эмоциональный интеллект, следует сделать школьной дисциплиной. По словам голландского нейропсихолога Эрика Мэтсера, «обучение эмпатии и навыкам межличностного общения в школах поможет людям полностью раскрыть свой потенциал во взрослой жизни».
Примером человека, который дал себе шанс и сумел стать безусловно харизматическим лидером, часто называют Стива Джобса. Видео его выступлений на YouTube до сих пор пересматривают миллионы человек. Но начинал он совсем иначе. В записях его первых появлений на публике Джобс производит впечатление довольно застенчивого человека, иногда даже занудного. С годами он развил свой фирменный магнетизм и то, что его коллеги впоследствии описывали как «поле искажения реальности». Первым эту фразу для характеристики Джобса использовал Бад Триббл, один из первых дизайнеров Apple Macintosh, процитировав научно-фантастический сериал «Звездный путь». Если в сериале герои силой мысли создавали собственную реальность, то Джобс искажал у коллег представление о масштабах трудностей, заставляя их поверить практически во что угодно. Тем самым он убеждал команду в том, что любая задача выполнима.
Зачем развивать харизму
Прокаченная харизма:
- Служит топливом для достижения целей. Она работает как социальный ускоритель, позволяя быстрее и легче добиваться желаемого. Харизма создает вокруг человека ауру успеха, в которую верят окружающие, восхищаясь им и желая помочь ему в достижении целей.
- Компенсирует пробелы в подготовке или квалификации. Для примера представим двух студентов, которые успели прочитать только половину билетов перед экзаменом. Обоим не повезло: им достались билеты из непрочитанной половины. Но в итоге один вышел с пятеркой, потому что сумел обаять экзаменатора и незаметно перевести разговор на те области, в которых был уверен. Второго отправили на пересдачу: понимая, что не готов, студент отвечал неуверенно, отчаянно пытаясь вспомнить хоть что-то из лекций.
- Умножает результаты в работе. По словам Оливии Фокс Кабейн, харизма позволяет одному успешному продавцу продать в пять раз больше своих коллег, работающих в той же сфере. Дело в том, что покупать у него приятнее. Он не только отдает продукт за деньги, но и умеет дать клиенту хороший совет, непринужденно шутит, с улыбкой благодарит за покупку.
- Для руководителей — выводит управление на качественно новый уровень. Все больше компаний сейчас нанимают тренеров для своих топ-менеджеров, чтобы привнести в их личный стиль управления элементы харизматического. Британский психотерапевт и консультант Ричард Рейд, создавший авторский курс по развитию харизмы и тренировавший сотрудников Google, отмечает: «Лидерство приходит с эмоциональным интеллектом, по сути, в нем и заключается харизма. Лидеры, не обладающие EQ, опираются в основном на правила и инструкции. EQ помогает управлять с помощью влияния на других людей, что более эффективно». Другими словами, в атмосфере, созданной харизматическим лидером, сотрудники разделяют идеалы и цели руководителя.
Как развивать харизму
Работать над самопрезентацией
Именно внешний образ оценивают окружающие еще до того, как вы начинаете говорить. Эксперты предлагают следующее:
- Проявляйте эмоции более явно. Рональд Риджио советует выражать эмоции яснее и точнее и контролировать их, когда того требует ситуация. Риджио предлагает потренироваться перед зеркалом: всего несколько минут практики в день позволят лучше познакомиться с собой и подготовиться к общению с другими людьми.
- Улыбайтесь. Улыбка символизирует оптимизм и добро, благодаря ей вы расположите к себе собеседника.
- Принимайте уверенную позу. Оливия Фокс Кабейн в своей книге пишет о том, как сильно поза человека влияет на то, как его воспринимают окружающие. По ее словам, для проявления невербальной силы могут пригодиться позы, которые она называет «большой гориллой» или королевской позой. Первая вдохновлена боксерским поединком: нужно стараться занять все доступное пространство. Вторая отражает самообладание и уравновешенность, которые не терпят лишних жестов, поддакивания или волнения. Уверенная поза влияет и на внутренний настрой за счет контакта мозга и тела.
Перечисленные приемы могут показаться искусственными, но важно помнить про существенный изъян человеческого мозга, который делает их рабочими: разум часто не отличает факты от вымысла. Кабейн приводит пример с фильмом ужасов: «Вы когда-нибудь чувствовали, как учащается сердцебиение во время просмотра фильма ужасов? Но это всего лишь фильм, и вам ничего не угрожает. Однако вы вовлекаетесь в процесс, начинаете в него верить, а организм в ответ вырабатывает адреналин». Этот эффект можно эксплуатировать, изображая те или иные проявления харизмы и заставляя окружающих в них верить. Как гласит английский афоризм, «притворяйся, пока не сделаешь это правдой». Именно с этого начинал Стив Джобс.
Налаживать контакт с окружающими
- Будьте внимательным слушателем. По словам Риджио, фокусироваться на словах других и задавать дополнительные вопросы даже важнее того, что говорите вы сами. Билл Клинтон успешно использовал этот прием в политической карьере: встречавшие его люди говорили, что он заставляет их почувствовать себя самым важным человеком, а за этот опыт многие готовы «платить» искренним восхищением.
- «Отражайте» собеседника. Эта стратегия называется зеркальным отражением: легкое подражание поведению и жестам другого человека автоматически располагает его к вам. В 1999 году исследователи Нью-Йоркского университета задокументировали «эффект хамелеона», который возникает, когда люди неосознанно имитируют поведение друг друга. Это копирование способствует возникновению симпатии.
- Работайте над ораторскими навыками. Харизматичные люди говорят спокойно, но увлеченно, с паузами, но достаточным темпом, чтобы удерживать внимание слушателей. Ораторское мастерство можно развить, записывая себя на диктофон и практикуясь у зеркала, представляя перед собой аудиторию. Профессор Джон Антонакис из Университета Лозанны, исследовавший способы развития харизмы, отмечает, что личные истории, метафоры и сравнения делают речь более живой, а рассказчика — более обаятельным и «своим» в глазах слушателей.
Использовать внутренние или ментальные техники
- Визуализируйте. Оливия Фокс Кабейн советует перед презентациями и важными встречами заранее представлять, как вы будете себя вести. Стоит вообразить себе всё — вплоть до улыбки и рукопожатия. В ходе реальной встречи это создаст эффект знакомой ситуации и придаст уверенности.
Кабейн отмечает, что научные исследования показали: чем больше мы используем мозг, тем больше нейронных связей активируем и тем прочнее они становятся. Таким образом визуализация желаемого как бы заставляет мозг работать над его достижением.
- Работайте над мотивацией и настроением. Человек может заряжать других энергией и вдохновлять идти за собой, только если он сам «горит» каким-то делом или идеей.
Книги по развитию харизмы
- «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ», Дэниел Гоулман. Впервые изданная в 1995 году, книга стала мировым бестселлером и была переведена на 40 языков. Автор рассуждает, чем отличается «обычный» интеллект от «эмоционального» и почему обладатели первого зачастую уступают обладателям второго в достижении успеха на работе и в личных отношениях. Книга будет полезна тем, кто хочет научиться контролировать эмоциональные порывы, налаживать контакты и даже угадывать чувства других людей, располагая окружающих к себе.
- «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», Дейл Карнеги. Книга стала классикой бизнес-литературы и уже несколько десятилетий не теряет актуальности. Карнеги советует улыбаться собеседнику, проявлять внимание к его интересам, внимательно слушать, быть искренним и избегать критики.
- «Харизма: Как влиять, убеждать и вдохновлять», Оливия Фокс Кабейн. Книга развенчивает миф о том, что харизма — дар богов. Кабейн доказывает, что харизма — это навык, который по силам освоить каждому, и дает практические советы, как его тренировать.
Харизма | Психология сегодня
Обаяние, Магнетизм
Отзыв от Psychology Today Staff
Харизма — это способность человека привлекать и влиять на других людей. Хотя это часто описывается как загадочное качество, которое либо есть, либо нет, некоторые эксперты утверждают, что навыки харизматичных людей можно изучать и развивать.
Содержимое
- Искусство и наука харизмы
- Как развить харизму
Искусство и наука харизмы
Харизма напоминает влиятельных бизнес-лидеров, рок-звезд на сцене, политиков на подиуме. Тем не менее, самая фундаментальная сила харизмы может заключаться в том влиянии, которое она оказывает на всех остальных. Способность подтолкнуть других является преимуществом, позволяющим вести людей к достижению общих целей. У харизмы также может быть темная сторона, поскольку нарциссы и хищники используют свои силы для манипулирования другими.
Что такое харизма?
Харизма — это личное качество, проявляющееся в том, как человек общается с другими, которое делает кого-то более влиятельным. Эта способность привлекать внимание и влиять на людей может быть воплощена в том, как кто-то говорит, что кто-то говорит и как кто-то выглядит при общении.
Как выглядит харизматичный человек?
Множество факторов могут сделать человека харизматичным. Они включают, но не ограничиваются: уверенностью, изобилием, оптимизмом, выразительным языком тела и страстным голосом. Люди с харизмой часто полны энтузиазма и говорят уверенно.
Какие есть примеры харизматичных людей?
Мартин Лютер Кинг-младший, Рональд Рейган и Барак Обама являются примерами известных лидеров, широко считающихся харизматичными, умело доносящими сообщения, которые объединяли и вдохновляли тех, кто следовал за ними. Лидеров бизнеса, исполнителей и других, от Опры Уинфри до Боно, также можно назвать харизматичными. И то же самое могли сделать люди вроде Адольфа Гитлера, которые использовали харизму, чтобы вести последователей к разрушительным целям.
Как используется харизма?
Харизма может помочь последователям или членам команды объединиться для достижения целей. Это может наполнить групповые усилия смыслом и целью, напоминая всем об их общих ценностях — часто с помощью символов и рассказывания историй. Конкретные цели и ценности могут различаться в зависимости от места и социальной группы.
Нужна ли харизма лидеру?
Не каждый лидер очень харизматичен, и некоторые исследования даже показали, что бизнес-лидеры с самыми высокими рейтингами харизмы не обязательно являются самыми эффективными. Однако в различных контекстах лидерства харизма может быть ценной и может помочь вселить уверенность в лидера и чувство связи с ним.
Почему нарциссы харизматичны?
Как развить харизму
Как и многие характеристики, харизма — это не то, что у вас просто есть или чего нет. Существуют разные способы определения того, что считается харизмой, и некоторые люди обладают определенными — а иногда и многими — харизматическими качествами в пропорциях выше среднего, от таланта к эмоциональному рассказыванию историй до сияющей уверенности.
Хотя харизму иногда называют «даром», некоторые эксперты пытаются разбить ее на конкретные характеристики и утверждают, что ей можно научиться. Многие люди, не только знаменитости и президенты, используют свою харизму, чтобы выделиться из толпы.
Как стать более харизматичным?
Исследователи харизмы описали ряд специфических характеристик и техник как коммуникативные элементы, которые могут усилить харизму. Они включают в себя такие приемы, как использование метафор и списков при обсуждении проблем, рассказывание историй, привлекающих внимание, выражение общих эмоций и моральных убеждений, а также использование жестов, мимики и других невербальных средств для выражения эмоций и создания впечатления.
Люди рождаются харизматичными?
Харизма может быть более естественной для некоторых людей — некоторые черты характера, такие как экстраверсия, могут помочь. Но даже очень харизматичные люди могли учиться на примерах для подражания, и некоторые эксперты считают, что харизматичное поведение можно натренировать.
Можно ли подделать харизму?
Зависит ли харизма от аудитории?
В некотором смысле харизма может быть в глазах смотрящего. В то время как некоторые люди бесспорно эффективны в том, чтобы вдохновлять людей слушать их и следовать за ними, харизма заключается в передаче общих ценностей, и сообщение харизматичного оратора не будет резонировать или вызывать эмоции у всех людей в одинаковой степени.
Основные материалы для чтения
Последние сообщения
Харизма | Психология Вики | Фэндом
в: Страницы с ошибками в ссылках, Статьи с утверждениями без источников, Черты характера,
и еще 13
Посмотреть источник Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Социальная психология: Альтруизм · Атрибуция · Отношения · Соответствие · Дискриминация · Группы · Межличностные отношения · Послушание · Предрассудки · Нормы · Восприятие · Индекс · Контур
Политика в стороне, Билл Клинтон обычно считается довольно обаятельным и харизматичным его политическими коллегами, а также широкой публикой
Слово харизма (от греческого слова черта» или «божественное благоволение» от kharisthai , «благосклонность» от kharis , «благосклонность»: см. также харизма , Charis относится к редким некоторые человеческие личности обычно включают чрезвычайное обаяние и «магнетическое» качество личности и / или внешности наряду с врожденной и очень сложной личной коммуникабельностью и убедительностью.
Содержание
- 1 Харизматические черты
- 2 Психология харизмы
- 3 теории харизмы
- 4 См. также
- 4.1 Как «божественная милость»
- 4.2 Как «личное обращение»
- 5 Дополнительная литература
- 6 Каталожные номера
- 7 Внешние ссылки
Харизматические черты
Хотя очень трудно или даже невозможно точно определить (из-за отсутствия общепринятых критериев в отношении черты), харизма часто используется для описания неуловимой, даже не поддающейся определению черты личности, которая часто включает в себя кажущиеся сверхъестественная или сверхъестественная способность вести за собой, очаровывать, убеждать, вдохновлять и/или влиять на людей. Это особенно относится к качеству некоторых людей, которые легко привлекают внимание и восхищение (или даже ненависть, если применение такой харизмы воспринимается как негативное) других из-за «магнетического» качества личности и / или внешности. Связанные термины и фразы включают в себя: изящество, изобилие, невозмутимость, загадочность, положительную энергию, радость жизни, чрезвычайное обаяние, личный магнетизм, личную привлекательность, «электричество» и очарование, среди многих других.0136 [1] . Обычно многие из этих специфических качеств должны присутствовать в одном человеке, чтобы его считали очень харизматичным общественность и их сверстники.
Несмотря на сильные эмоции, которые они так часто вызывают у других, харизматичные личности обычно демонстрируют необычайное спокойствие, уверенность, настойчивость, доминирование, подлинность и сосредоточенность и почти всегда обладают превосходными коммуникативными и/или ораторскими способностями. Хотя этимология слова («божественный дар») может предполагать, что харизму нельзя приобрести, и несмотря на постоянную неспособность точно определить или даже полностью понять концепцию, считается, что харизме можно научить и/или научиться. Другие Шаблон:Кто? не согласны с этим утверждением и утверждают, что это врожденная черта или приобретенная в процессе взросления, и что ей нельзя научиться, научить или «приобрести» по желанию.
Психология харизмы
Термин харизма, происходящий из древнегреческого языка, был введен в научный обиход немецким социологом Максом Вебером. [1] Он определил харизматическую власть как одну из трех форм власти, две другие — это традиционная (феодальная) власть и юридическая или рациональная власть. Согласно Веберу, харизма определяется так:
определенное качество индивидуальной личности, в силу которого она «отделяется» от обычных людей и рассматривается как наделенная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по крайней мере, специфически исключительными способностями. или качества. Они как таковые недоступны обычному человеку, но считаются божественными по происхождению или образцовыми, и на их основе заинтересованное лицо рассматривается как лидер. [2]
Изучение, признание и развитие харизмы в личности представляет особый интерес для социологов/психологов, популярных (как правило, национальных) политиков, ораторов, актеров, кинозвезд/кинопродюсеров, кастинг-директоров , звезды поп-музыки, инструкторы/тренеры, ориентированные на высшие эшелоны делового сообщества (СЕО), а также ученые или другие лица, занимающиеся изучением лидерства или развитием лидерства, среди прочих. [3]
В некоторых случаях очень экстравертированные и жестоко контролирующие харизматические лидеры использовали свою личную харизму чрезвычайно разрушительными и разрушительными способами на протяжении всей истории человечества, например, Адольф Гитлер и Джим Джонс.
Позиция Пьера Бурдье не сильно отличалась от позиции Вебера, но он подчеркивал, что лидер обладает харизмой только в том случае, если другие люди признают, что она есть у него. Бурдье утверждал, что харизма обычно зависит от «инаугурационного акта», такого как решающая битва или трогательная речь, после которой харизматичный человек будет считаться таковым [Как сослаться и дать ссылку на резюме или текст] .
Теории харизмы
Харизма также изучалась как набор поведений/признаков ; например, современный психологический подход постулирует, что харизма в основном представляет собой совокупность [Как сослаться на краткое изложение или текст] , конгломерат различных личностных черт, которые хорошо сочетаются в определенных людях, чтобы сформировать широкое качество, известное как харизма или «личное качество». магнетизм.»
Ниже приведены общие советы профессора Уайзмана о том, как стать более харизматичным:
- Общие сведения: Открытое положение тела, руки от лица во время разговора, встать прямо, расслабиться, руки врозь, ладони вперед или вверх
- Индивидуальному: Дайте людям знать, что они важны и вам нравится быть рядом с ними, искренне улыбайтесь, кивайте, когда они говорят, кратко прикасайтесь к их плечу и поддерживайте зрительный контакт
- Группе: устройтесь поудобнее в качестве лидера, двигайтесь с энтузиазмом, слегка наклоняйтесь вперед и смотрите на все части группы
- Сообщение: выйти за рамки статус-кво и изменить ситуацию, быть противоречивым, новым, простым для понимания, нелогичным
- Речь: быть ясной, беглой, энергичной и четкой, вызывать образы, использовать приподнятый темп, иногда замедлять для напряжения или выделения. [4]
См. также
Как «божественное благоволение»
- Аура (аналогично «присутствию»)
- Барака (примерно арабский исламский/суфийский термин для обозначения харизмы)
- Барух (примерно приблизительный еврейский термин для обозначения харизмы; это означает «благословенный»)
- Категория:Харизматические религиозные лидеры
- Цессационизм
- Харизма
- Харизматическое движение (евангельское христианство)
- Хариты, греческие богини « charis » (грация/харизма)
- Даршан (приблизительно индуистский термин для обозначения харизмы)
- Божественная благодать
- Просветление (концепция)
- Гений
- Глоссолалия
- Гуру
- Сатгуру
- Верховный жрец
- Неохаризматические церкви
- Пятидесятничество
- Пророк
- Религиозный экстаз
- Освящение
- Шаман
- Духовный дар
- Цадик
Как «личное обращение»
- Харизматический авторитет
- Харизматическое ораторское искусство
- Коди Дилиберто
- Круто (эстетично)
- Психология толпы
- Культ личности
- Демагог
- Экстази (эмоция)
- Красноречие
- Эмпатия
- Фюрерпринзип
- Лидерство
- Власть
- Лидерские качества
- Стиль руководства
- Список харизматических лидеров (за основу взято определение Макса Вебера)
- Эксперимент Милгрэма
- Монарх
- Власть (социология)
- Раппорт
- Сексуальная привлекательность
- Секс-символ
- Три типа легитимного правления
Дополнительная литература
- Список книг о харизме
Список литературы
- ↑ Тезаурус — альтернативные термины для «харизмы»
- ↑ * Д-р Дэвид Бойе, Конспекты лекций по харизме, курс «Лидерство и общество» в Колледже делового администрирования и экономики Университета штата Нью-Мексико, дата обращения 28 июля 2005 г.