10 советов для харизматичного лидера
На протяжении всей истории человечества считалось, что мир делится на тех, кто правит, и тех, кем правят. Сегодня думают иначе. Стать лидером под силу каждому, а лидерство – это лишь навык, который можно выработать. Ошибаются и те и другие. Лидерства, о котором так много говорят, не существует вовсе. Лидерство и власть – это внешний эффект более изощренных и скрытых сил, которые управляют нашей психологией и нашими поступками.
Радислав Гандапас — самый известный в России специалист по лидерству, автор 8 книг и 14 фильмов по лидерству и ораторскому искусству, титулованный бизнес-тренер России, единственный в стране трижды признан лучшим в профессии по результатам года.
Если проанализировать истории и биографии лидеров самого разного калибра, мы увидим, что у лидерства и власти, как правило, три основания. Первое и самое очевидное – формальный статус. Как только человека назначают топ-менеджером, командиром, премьер-министром или архиепископом, он автоматически приобретает власть над другими людьми. На бытовом уровне этого достаточно для власти: мы с детства привыкаем к тому, что властью обладают люди при должности, те, кто наделен формальными атрибутами.
Второе основание власти – компетентность. Еще в имперском Китае, почти две тысячи лет назад, многие претенденты на государственные посты должны были сдавать экзамены. Сегодня – по крайней мере, теоретически – компетентность признана во многих странах принципом госслужбы: ты растешь над собой, учишься решать все более сложные задачи и за это тебя вознаграждают повышением.
Именно поэтому возник миф, что достаточно быть компетентным человеком, получить хорошее образование, попасть в хорошее место на хорошую должность – и тебя ждет успех. На самом деле и статус, и компетентность слишком шаткие основы власти и успеха. Они оставляют власть лидера в руках других людей и внешних обстоятельств, которые могут оказаться сильнее его знаний и навыков. Но есть и третье основание власти, которое в сочетании с достаточным формальным статусом и достаточной компетентностью делает эту власть непоколебимой. Оно позволяет лидеру сохранить свои позиции, даже когда его статус оказывается под ударом, а компетентность – под сомнением. Этот третий ингредиент – харизма.
Это ключевой элемент в конструкции власти и лидерства как в политике, так и в бизнесе. Можно ли стать харизматическим лидером? Ответ очевиден: да. Врожденная харизма, харизма как дар судьбы или крови – это миф. Лидеры не особая раса и не особый подвид людей.
Харизма всегда реализуется в определенном контексте, в конкретной социальной группе. Образ харизматического лидера и модель его коммуникации должны соответствовать культуре группы, ее ценностям и стилю. Но надо помнить, что харизматический лидер – всегда разрушитель устоев, в том числе и моральных. Он предлагает новую мораль, новые ценности, новые корпоративные или общественные правила. И если эти правила удается навязать группе людей, власть лидера становится очень прочной.
1. Любите себя
Харизматики самолюбивы, относятся к себе так же, как к тем, кого очень любят. Они заботятся о себе, не забывают себя похвалить. Иногда ругают себя. Но потом обязательно прощают.
2. Определите свои цели
Цель должна обязательно быть поставлена самим харизматиком. Не секрет, что люди, которые четко выражают и записывают свои цели, намного эффективнее людей, опасающихся взять обязательства перед собой и миром, и зарабатывают они гораздо больше. Харизматический лидер фиксирует и декларирует свои цели с самого начала. Если нет сверхзадачи – не будет и харизмы.Харизматический лидер может, как Александр Македонский, быть уверен, что с рождения обречен на величие. Он может связывать свое будущее с целями своего культа, ордена, корпорации и считать, что величие организации тождественно его величию. А может просто верить в свою интуицию и в то, что поступает правильно. Но он всегда руководствуется подлинной, реальной, прочувствованной, а не вымышленной целью. Это намерение, которое он ощущает в себе.
3. Сформулируйте вашу миссию
Харизматические лидеры уходят в отрыв от большинства остальных членов общества, сотрудников компании, массы верующих уже тогда, когда формируется и формулируется их миссия. Способность иметь миссию – это своего рода фильтр, экзамен на звание харизматика. Большинство людей этот экзамен не проходят. Не хватает ресурсов для того, чтобы сформулировать, развить и сохранить миссию, чтобы жить ею.
4. Стремитесь к внутренней свободе и независимости
Харизматики не только видят мир по-своему, но и освобождают себя от многих ограничений, с которыми другие люди покорно соглашаются. Харизматический лидер позволяет себе изобретать собственные цели, образ мыслей и действий, а не принимать те, что навязывает общество. Довольно часто харизматические лидеры – это генераторы идей. Выдвигать новые идеи людям обычно мешает не недостаток интеллекта или профессионального опыта, а внутренний запрет на оспаривание статус-кво.
Харизматику, благодаря его внутренней свободе, этот запрет преодолеть проще. Поэтому харизматические личности зачастую способны предвидеть будущее. Или, по крайней мере, считают себя провидцами, чей мозг легко справляется с масштабными картинами будущего; они верят, что могут заглянуть вперед не на день-два, а на несколько лет или несколько десятилетий.
5. Игнорируйте общественную мораль
Люди, добившиеся внутренней свободы, чаще преуспевают в жизни, поскольку путь к успеху – это далеко не только преодоление внешних преград. Это часто и преодоление преград внутреннего свойства. Одна из таких преград – общественная мораль. Это не значит, что харизматический лидер лишен морали. Однако мораль харизматиков не столько навязывается обществом и окружающей средой, сколько рождается как внутреннее побуждение лидера, увязывается с его внутренними мотивами. К общепринятым принципам, заповедям харизматик относится скептически.
6. Будьте энергичными
Харизматики – люди с профицитной энергетикой: энергии у них больше, чем нужно им самим для повседневных нужд. И это производит на окружающих сильный эффект, даже побуждает их говорить об особом ореоле, сиянии, энергетических потоках, исходящих от лидера.
7. Займитесь ораторским мастерством
Хороший лидер не может быть плохим оратором. Его харизма непременно проявляется в коммуникации. На время выступления оратор получает власть над аудиторией: заставляет ее испытывать определенные чувства, даже подталкивает к нужным действиям.
Не бойтесь пробуждать негативные эмоции: харизматики могут быть жесткими, бескомпромиссными ораторами, не склонными к особой корректности. Это не вежливые презентации, в которых находится место для благодарности в адрес каждого, кто проходил мимо во время работы над слайдами.
Речь лидера бьет под дых, кружит голову, подрывает сложившиеся представления. Она может быть скандальной и для кого-то обидной. Это выступление, ставящее слушателей в ситуацию конфликта с реальностью. Но это всегда выступление, которое запоминают и повторяют.
8. Найдите особое хобби
В копилку харизмы немало добавляют увлечения лидера. Но добавляют, только если это странные, необычные увлечения, которые мало кому могут прийти в голову. Неслучайно люди с большими амбициями, приходя на новое место работы, считают своим долгом довести до всех окружающих список своих необычных хобби. Они стремятся сразу закрепить в сознании коллег, с какими необычными людьми их сводит судьба.
Среди харизматических хобби может быть увлечение необычным, уникальным видом спорта, особенно если этот спорт связан с риском.
9. Не забывайте о внешней скромности
Влияние харизматика – тонкая игра с чашами воображаемых весов. На одной чаше все то, чем лидер одарил своих поклонников или свой народ. На другой – все, что он взял для себя.
Харизматическому лидеру важно, чтобы на этих весах всегда сохранялся дисбаланс. Чтобы дающая чаша – по крайней мере, в общественном представлении – сильно перевешивала. А значит, чашу эту нужно постоянно нагружать: демонстрировать заботу о людях, предъявлять конкретные дела и поступки, направленные на их благо. А вторая чаша – брать – должна быть почти пустой.
Не стоит демонстрировать богатство и привилегии: последователей вождя смущает любой намек на то, что главное для него не миссия, а решение личных проблем.
Также избегайте повседневности: харизма рушится, когда люди узнают о том, как их лидер ругается с женой из-за грязной посуды или спорит с другим менеджером о том, в чьем распоряжении сегодня будет машина с водителем. Харизматики обычно прячут личную жизнь, дом, семью и отгораживают от последователей все аспекты своего бытия и своей личности.
10. Не стесняйтесь эпатировать публику!
Лидер должен уметь удивить своих адептов и потенциальных сторонников. Харизматическому поведению, как правило, сопутствует театральность. Лидеру не мешает быть мастером эпатажа, если только речь идет о демонстрации не богатства и испорченности, а силы духа, воли, оригинальности мышления, твердости и так далее.
Некоронованный король эпатажа – владелец бренда Virgin Ричард Брэнсон. Представляя напиток Virgin Cola в 1998 году, Брэнсон проехался по улицам Нью-Йорка на танке и подорвал логотип Coca-Cola. Это разрушает шаблоны, приводит окружающих в состояние транса, внушает им, что перед ними сверхъестественная и сверхуспешная фигура, которой дозволено практически все. За то время, что Чичваркин руководил «Евросетью», в интернете не раз оказывались его скандальные письма к сотрудникам («Конкуренты должны стать нам ниже пояса»; «Не надо ЖРАТЬ в подсобках. Салон связи не плацкартный вагон»; «Если у тебя нет продаж – ты говно!»; «Всем гордым и независимым мудакам место в джунглях»).
Кто-то думает, что Чичваркин не знал, что письма попадут в сеть? Естественно, знал. Для того и писал.
Приглашаем топовых инхаус юриств России и СНГ на Legal Executive Summit – первое и единственное в своём роде неформальное юридическое событие, где нет ни слова о законах! На этот раз, встречаемся на Кипре!
Участникам предстоит глубокое погружение и активное включение в образовательную часть саммита в духе лучших школ MBA.
1. Образовательная программа
Тренинги и мастер-классы на тему лидерства, коммуникаций, влияния, развития себя и команд
2. Развлекательная программа
Экскурсия на винодельню “Oenou Yi”, игра в “Квиз, плиз!”, фуршеты, шоу, танцы, караоке, морская прогулка и водные виды спорта
Инновационное лидерство — Стр 4
прос, почему люди ведут себя так, а не иначе. При этом учитывается то, что в большинстве случаев лидер не имеет возможности непосредственно наблюдать за работой подчиненного.
Врамках данного подхода лидер главным образом выполняет роль коммуникатора информационных сообщений. Он ведет поиск информационных подсказок, помогающих ему ответить на вопрос, почему то или иное происходит. Найденное таким образом объяснение причин направляет его лидерское поведение.
Определение лидером причин поведения подчиненного базируется на трех составляющих:
1)личность сотрудника;
2)характер выполняемой работы;
3)организационное окружение или обстоятельства.
Впоиске причин именно такого поведения лидер пытается получитьтриразличныхвида информации оповедении подчиненного:
– в какой мере такое поведение работника можно соотнести
сособенностями выполняемого задания;
–как часто и в каких ситуациях это поведение у него проявля-
ется;
–степень уникальности: насколько часто другие подчиненные ведут себя таким же образом.
На описанный выше процесс определения лидером причин случившегося влияют атрибутивные регуляторы или помехи, искажающие его восприятие и заставляющие лидера быть непоследовательным в своем поведении. Чем больше поведение подчиненного видится лидеру как результат его личностных характеристик, или «внутренних причин», тем больше лидер возлагает на подчиненного ответственности за результаты. В этом случае отдельные черты личности подчиненного становятся атрибутивными помехами. Исследования свидетельствуют, что руководителям свойственно приписывать успех в работе у женщин внешним причинам,
а неудачи внутренним. По-другому рассуждают руководители
вотношении работников мужского пола.
Вданном подходе имеются две важные связки. Первая связка отражает стремление лидера определить причины плохой работы.
31
Стр. 31 | ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru) |
Вторая связка отражает ответное лидерское поведение, являющееся следствием того, что, по мнению лидера, является причиной плохой работы. Исследования показали, что в рамках данной модели скорее всего происходит не воздействие лидера на поведение подчиненного, а взаимодействие между лидером и подчиненным, то есть подчиненный своей реакцией на меры руководителя оказывает влияние на последующее поведение последнего.
При этом в зависимости от эффективности лидерства спираль отношений «лидер-последователь» может раскручиваться вверх: «отношения дают большой эффект» или вниз: «отношения дают меньший эффект». Последнее может в конечном счете привести к разрыву отношений между участниками: увольнению работника или уходу руководителя.
2.3.Концепция харизматического лидерства
Впоследние годы растет число публикаций о харизматическом лидерстве. На уровне подсознания закрепляется убеждение, что современный руководитель непременно должен им быть. При этом многочисленные примеры из бизнеса и политики говорят о том, что харизматическое лидерство в большинстве случаев не гарантирует эффективности руководителя.
Кто такой харизматический лидер? «Харизма», «харизматический лидер», «харизматическое руководство» – эти чрезвычайно популярные понятия обрастают самыми диковинными толкованиями. Известно, что в переводе с древнегреческого, «харизма» – это «милость, божественный дар, благодать». Выражения «харизматическая личность» или «у него есть харизма» означают, что человек наделен особой способностью вести за собой и даже вдохновлять людей на подвиги.
Тем не менее, авторитетные исследователи относятся к термину «харизматический лидер» скептически. Джеймс МакГрегор Бернс, например, избегал его, считая слишком абстрактным. Он предпочитал говорить о «героическом лидерстве», определяя его как веру в личность лидера независимо от его способностей, опыта и позиции.32
Стр. 32 | ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru) |
2.3.1. Компоненты харизматического поведения
Коммуникативный потенциал. Харизматический лидер – это преждевсегообаятельный, общительный иуверенный в себечеловек.
Обаяние. Коммуникативный стиль харизматического лидера включает следующие характеристики: пленительный тембр голоса, богатство интонаций, прямой и открытый взгляд, воодушевленное выражение лица, усиливающие впечатление жесты и позы, приветствие рукопожатием и т.д.
Уверенность в себе. Лидер демонстрирует уверенное поведение, поскольку он убежден в своей правоте и не сомневается в том, во что он верит. Эта уверенность передается его последователям.
Личное влияние. Харизматические лидеры обладают отличными навыками ведения дискуссий и убеждения, техническими знаниями и способны добиваться изменений установок, поведения и эмоций своих последователей.
Харизматический лидер – это человек, способный доминировать, человек, поведение, слова и поступки которого эмоционально заражают окружающих.
Иногда в качестве важных коммуникативных характеристик указываютсячестность ипрямота, его слова не расходятся сделами.
Мотивационный потенциал. Уверенность харизматического лидера не возникает на пустом месте. Его уверенность – это выражение его глубокой потребности изменить окружающий мир и знания того, как это сделать.
Часто харизматическому лидеру приписывают высокое желание быть лидером и высокую потребность во власти. Однако одного желания быть лидером недостаточно. Более того, истинный харизматический лидер не стремится в лидеры. Точнее, лидерство не является для него самоцелью. Лидерство является для него средством достижения других целей. Цель всей деятельности лидера – преобразование окружающего мира.
С одной стороны, лидер действительно испытывает высокую потребность во власти, он стремится влиять на людей и вести их за собой. Но одновременно с этим он готов брать на себя ответствен-
33
Стр. 33 | ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru) |
ность за своих последователей, поскольку его интересует не власть сама по себе, а власть как инструмент для осуществления преобразований.
Поэтому необходимое условие для харизматического поведе-
ния – ощущение своей миссии в этом мире. Если человек осознает эту миссию, чувствует, что он может что-то изменить в этом мире и знает, как это сделать, то лидерство и власть сами приходят к нему, потому что его начинают воспринимать как харизму.
Предвидение. Включает в себя: 1) ясное представление о будущем; 2) уверенность в правильности своего видения будущего; 3) умение ярко и заразительно сформулировать свое видение будущего; 4) умение внушить своим последователям уверенность в реализации данного предвидения.
Лидер всем своим поведением говорит: «Мы справимся с этой сложной задачей!». Это вдохновляет его последователей, будит в них надежду и веру в успех дела. Кроме этого, предвидение оказывает влияние на отношение к деятельности: «Мы не продаем цветы, мы продаем красоту».
Сообщение «ключей». Четкое формулирование задач – того, что и как должно быть сделано для достижения общей цели. Максимальное прояснение и проговаривание информации по выполнению задания. Обращение к рациональному и интеллектуальному потенциалу последователей.
Энергетический потенциал. Для достижения своих целей харизматический лидер должен тратить много времени и усилий. Поэтому еще одним обязательным компонентом харизматического лидерства является сильный тип темперамента. Отсюда – присущая харизматическим лидерам высокая работоспособность и стрессоустойчивость, инициативность и энергичность, смелость и предприимчивость, мужество и настойчивость, надежность и ответственность, независимость исвобода.
Интеллектуальный потенциал, креативность, компетент-
ность.
34
Стр. 34 | ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru) |
должны быть стандартными. Главное, чтобы эти решения были успешными. Лидер обладает большим количеством знаний и навыков, которые необходимы его подчиненным для достижения общих целей. Благодаря этому он может выступить в роли учителя.
Социальное окружение. Кроме этого, существует еще один компонент, без которого не может существовать ни один харизматический лидер. Этот компонент не относится к характеристикам самого лидера, а принадлежит исключительно окружающему миру. Ни один лидер не смог бы стать лидером без соответствующего социального окружения, то есть без людей, которые нуждаются в нем. Последователи харизматического лидера идентифицируют себя с ним и его миссией, выказывают крайнюю лояльность и уверенность в нем, воспринимают его ценности, воспроизводят его поведение и оценивают себя сквозь призму отношений с лидером.
Таким образом, харизматический лидер способен внушить благоговение подчиненным; его точку зрения другие люди находят неоспоримой; оказывая воздействие на своих последователей, харизматический лидер может добиться от них деятельности, превосходящей все ожидания; он способен собрать вокруг себя группу людей, которые разделяют его мировоззрение, преданы ему и его миссии.
2.3.2. Этика харизматических лидеров
Расширенная версия теории лидерства признает и тот факт, что харизматическое лидерство имеет и свои темные стороны. Харизматических лидеров обычно представляют как сказочных героев, однако имнередко свойственныи определенныенегативные качества.
Характеристики харизматического лидера
Использует власть | Использует власть только |
для служения другим | в личных интересах и ради выгоды |
Соотносит свое видение ситуации | Продвигает свое личное |
с потребностями и ожиданиями | видение ситуации |
последователей |
|
| 35 |
Стр. 35 | ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru) |
Учитывает и воспринимает критику | Занимается цензурой |
| критических замечаний |
| и противоположных мнений |
Стимулирует последователей | Требует безусловного |
к независимому мышлению и критиче- | принятия собственных решений |
скому восприятию мнения лидера |
|
Открытая двухсторонняя | Односторонняя коммуникация |
коммуникация |
|
Наставляет, развивает | Нечувствителен |
и поддерживает подчиненных; | к потребностям подчиненных |
делит признание с другими |
|
Опирается на внутренние моральные | Ориентируется на условные внешние |
стандарты для удовлетворения органи- | моральные стандарты для удовлетворе- |
зационных и общественных интересов | ния собственных интересов |
Рассмотрим конкретные примеры харизматического лидерства
вбизнесе и политике.
Вбизнесе. В корпоративной истории есть несколько имен, вызывающих если не благоговейный трепет, то особое почтение. К их числу принадлежит и имя Генри Форда, одного из основателей автомобильной промышленности США. Как считает Борис Шпотов, биограф магната, «Форд был мастером организации общественного мнения в пользу своего бизнеса», он «раньше многих бизнесменов осознал важность хороших отношений с прессой и целенаправленного воздействия на общественное мнение». С этой целью он дружил с журналистами, издавал корпоративную газету, снимал документальные фильмы о компании, организовывал экскурсии по заводу. Генри Форд написал несколько книг, которые по праву входят в золотой фонд литературы по бизнесу. И самое главное – он нравился людям, умел преподнести себя так, что его недостатки выглядели как достоинства.
Однако то, что Генри Форд был неплохим пиарщиком, еще не означает, что он был хорошим руководителем. Судя по всему, он не понимал значения слова «менеджер». Форд принадлежал к числу пионеров крупного бизнеса, которые стремились если не делать все своими руками, то полностью все контролировать. Питер Друкер и Джон Кеннет Гэлбрайт независимо друг от друга исследовали
36
Стр. 36 | ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru) |
причины фактического банкротства корпорации Ford во время Второй мировой войны и пришли к одному выводу: Генри Форд, основатель и владелец корпорации, стремился «нажить миллиарды, управляя компанией единолично, без помощи менеджеров».
Он уволил лучших управленцев, а оставшихся отстранил от принятия решений. В результате дела пошли настолько плохо, что правительство всерьез рассматривало вопрос о национализации этой корпорации. Генри Форд умер в 1947 году, оставив своему внуку и наследнику Генри Форду II почти обанкротившуюся корпорацию, которую нужно было срочно спасать.
Случай этот интересен еще и тем, что помогает понять смысл такого явления как «менеджерская революция». Когда говорят о ней, то обычно имеют в виду: 1) переход власти в крупных корпорациях от собственников к наемным менеджерам и 2) возросшее влияние крупных корпораций на правительственные решения. Рассматриваемая в таком контексте менеджерская революция на Западе началась в первые десятилетия ХХ века, хотя разглядели ее только в 1940-х годах. Именно в начале ХХ века произошла передача власти в корпорации из рук харизматического собственника (Форда, Моргана, Карнеги, Крупа, Сименса, Даймлера) в руки профессионального, но не всегда харизматического менеджера.
Проблеме лидерства в менеджменте посвящена обширная литература. Например, Эдвардс Деминг считал, что лидерство должно быть учреждено «на всех уровнях корпоративной иерархии». Но цель лидерства, в его понимании, заключается в том, чтобы «помочь людям делать работу лучше с меньшими усилиями». Должен ли менеджер, выполняющий эту задачу, быть еще и харизматическим лидером? Скорее всего, это необязательно. Он должен быть рационализатором и хорошим организатором, пользоваться авторитетом у своих подчиненных.
Бывают случаи, когда не выделяющийся из общей массы управленец вынужден стать лидером общественного мнения. Так произошло, например, с Ли Якоккой, завоевавшим известность во время финансового кризиса корпорации Crysler. Благодаря своей харизме и умению вести переговоры ему удалось убедить банкиров
37
Стр. 37 | ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru) |
ичиновников отсрочить выполнение финансовых обязательств корпорации. Правда, неизвестно, что помогло ему больше – харизма или умение договариваться.
Необходимость сочетания лидерства в общественном мнении со способностью к реальному управлению иногда приводит к тандему своеобразному, когда один становится лидером общественного мнения, а другой занимается оперативным управлением. Так было в корпорации Ford. Генри Форд работал с общественным мнением, а его партнер Джеймс Казенс занимался оперативным управлением. Казенс был талантливым менеджером, настоящим профессионалом. Именно он ввел в компании фиксированную оплату труда и избавил ее от текучести кадров. В 1917 году Генри Форд, стремившийся к единоличному управлению компанией, уволил соратника.
Следует признать, что большинство менеджеров, в том числе очень талантливых и даже выдающихся, не обладают и не стремятся к обладанию харизматическими качествами. Джек Уэлч, бывший директор General Electric, определил роль бизнес-лидера следующим образом: «лидеры работают прилежнее других, наслаждаются этим, хотя и не сразу, и в итоге взращивают самоуважение
иуверенность в себе, выполняя больше, чем когда-либо полагали возможным».
Это – определение лидерства в конкурентной борьбе, на спринтерской дистанции, а не харизматического лидерства. Харизма для такого лидера может стать дополняющим, но не определяющим качеством.
Вполитике. Стремление политических лидеров производить благоприятное впечатление вполне объяснимо. Однако самые эффективные из них умеют разграничивать сферы публичной политики и реального управления политическими и социальными процессами. Одним из ярких примеров харизматического лидерства в политике считают 35-го Президента США Джона Фицджеральда Кеннеди. Недавно даже была опубликована книга «Кеннедиэффект», которая, разумеется, посвящена харизме и тому, как ее развивать.
38
Стр. 38 | ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru) |
Джон Кеннеди действительно был харизматическим лидером. Неизвестно, стал бы он президентом США, если бы не феномен телевидения. Между прочим, тогда, во время предвыборной кампании 1960 года, прошли теледебаты между кандидатами в президенты – молодым сенатором Джоном Кеннеди и вице-президентом Ричардом Никсоном. Маршал Маклюен заметил, что Кеннеди выглядел как «застенчивый молодой шериф», а Никсон «с его очень темными глазами, имеющими склонность пристально фиксироваться на чем-то, больше напоминал железнодорожного адвоката, подписывающего договоры об аренде, не соответствующие интересам простых жителей маленького городка». На президентских выборах в 1960 году Джон Кеннеди победил Ричарда Никсона с незначительным перевесом в 119 тыс. голосов, при том, что в выборах приняли участие 69 млн избирателей.
Правление Кеннеди американцы считают одним из самых неудачных в ХХ веке. Ему так и не удалось добиться от Конгресса принятия двух ключевых законопроектов своей программы: о снижении ставок подоходного налога и о защите гражданских прав. Администрация Джона Кеннеди не смогла достичь каких-либо реальных результатов как во внешней, так и во внутренней политике. Только разрешение Карибского кризиса признают единственным реальным достижением этой администрации. Некоторые обозреватели утверждают, что выйти из кризиса удалось не благодаря, а вопреки действиям администрации. Другими словами, президент Кеннеди не стал/не смог стать/ему не позволили стать (в политике это одно и то же) лидером перемен. Как бы там ни было, всенародной любовью 35-й президент США стал пользоваться только после своей трагической гибели.
Многие, вероятно, забыли, что и «отец перестройки» Михаил Горбачев после назначения первым секретарем ЦК КПСС в 1985 году имел невероятную популярность во всех слоях общества. Молодой улыбающийся публичный политик, который запросто (так казалось) общается с людьми на площадях, импонировал широкой общественности. Но нарастающая критика и катастрофическое положение вэкономике сделали свое дело – из харизматического лидера Михаил
39
Стр. 39 | ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru) |
Горбачев довольно быстро превратился в ненавидимого всеми функционера. Бывший председатель КГБ СССР и один из лидеров ГКЧП Владимир Крючков вспоминал: «Мне довелось не раз присутствовать при разговорах в узком кругу Горбачева, в том числе с теми, кто его активно поддерживал в перестройке, что обычно располагало к откровенности. Мною все сильнее овладевала мысль, а со временем я пришел к убеждению, что Горбачев только делал вид, что знает, к чему ведет державу. Создавалось твердое мнение, что Горбачев в лучшем случае действует на авось. И чем больше я убеждался в этом, тем больше мне становилось не по себе». Такое мнение о главе государства сложилось не только у его соратников, но и у противников, у явных друзей и у тайных врагов. Стоит ли удивляться, что от президента
СССРизбавились, как толькопредставиласьтакаявозможность.
2.3.3.Харизматические лидеры в мифологии
ВРиме, в церкви Сан-Пьетро ин Винколи, находится знаменитая скульптура Моисея работы Микеланджело. По своей популярности она уступает разве что флорентийскому Давиду. «В каждом мускуле тела, в каждой складке одежды начертан суровый, первобытной силы характер великого пастыря народов. Двойное сияние лучей вокруг головы – неизгладимый знак, оставленный видением Иеговы на лбу пророка, поражает своим сходством с двойными заостренными рогами козла. Эта эмблема дикой энергии и животной силы придает грозное, разительное выражение лицу колосса», – так описывает эту работу искусствовед С.М. Бриллиант. В этом смысле Моисей – настоящий харизматический лидер. Медиатор между божественным откровением
инародом. Но самое главное – правой рукой Моисей опирается на скрижаль. Как известно, он не только вывел еврейский народ из Египта, но и вручил ему Закон, религиозный кодекс, который, с небольшими вариациями, действует и в наши дни. Другими словами, Моисей оказался не просто харизматическим лидером, он стал, как сказали бы сегодня, лидером перемен. Он смог не только изменить жизнь своего народа, но и предопределить его историю на многие столетия вперед. Это пример, что называется, на все времена. Харизматический лидер достигает цели только в том случае, если может использовать своюхаризму каксредствоперемен.
40
Стр. 40 | ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru) |
- #
15.11.20224.01 Mб1Инновации в экономике и управлении на предприятиях нефтегазовой пром.-1.pdf
- #
15.11.20224.07 Mб3Инновации в экономике и управлении на предприятиях нефтегазовой пром..pdf
- #
15.11.202223.58 Mб1Инновации в экономике и управлении на предприятиях нефтфгазовой пром..pdf
- #
15.11.20228.4 Mб2Инновационная политика предприятий малого бизнеса..pdf
- #
15.11.2022934.81 Кб0Инновационное лидерство.-1.pdf
- #
15. 11.2022943.12 Кб2Инновационное лидерство..pdf
- #
15.11.20225.44 Mб0Инновационное развитие экономики. Тенденции и перспективы.pdf
- #
15.11.20224.56 Mб0Инновационные процессы в исследовательской и образовательной деятел..pdf
- #
15.11.2022813.15 Кб0Инструкция для авторов по работе в системе Science Index..pdf
- #
15.11.20222.27 Mб1Инструкция практика перевода (французский язык)..pdf
- #
15.11.202210.02 Mб3Инструментальное оснащение технологических процессов металлообрабо..pdf
Что такое харизматическое лидерство? Узнайте, как это влияет на людей
блог / Лидерство
7 марта 2023 г. | 7 минут чтенияПоделиться ссылкой
Чувствуете ли вы себя пораженным, когда смотрите на знаменитостей или политических лидеров и на вас влияют их слова, уверенность и то, как они себя ведут? Это все из-за харизмы, которую они излучают. Этот блог поможет вам понять, что такое харизматическое лидерство, его характеристики и преимущества.
Что такое харизматическое лидерство?
Концепция харизматического лидерства была предложена немецким социологом Максом Вебером. Он описал термин харизма как «власть необычайного и личного дара благодати». Таким образом, этот вид лидерства, по его мнению, представляет собой индивидуальный стиль руководства, характеризующийся обаянием, убедительностью, героизмом, уверенностью в лидере. Он также назвал харизматическое лидерство формой власти, отличной от законной и традиционной власти, при которой лидеры требуют подчинения от своих последователей не из-за социального или правового явления, а из-за их связи.
Типы харизматического лидерства
Социализированное харизматическое лидерство
В этом типе лидерства основное внимание уделяется общественному благополучию или благам других людей. Лидеры используют свою харизму и власть, чтобы вдохновлять людей на позитивные изменения в обществе.
Персонализированное харизматическое лидерство
Персонализированное харизматическое лидерство сосредоточено на лидерах. Они используют свою власть и влияние на людей для достижения своих целей.
Божественное харизматическое лидерство
При таком типе лидерства люди верят, что лидер обладает божественными или сверхъестественными способностями и является посланником Бога.
Характеристики харизматического лидерства
Харизматическое лидерство считается революционной формой лидерства, поскольку харизматические лидеры появляются во времена отчаянной потребности в переменах и обещают изменить общество благодаря своим исключительным способностям. Такое лидерство характеризуется:
- Магнетизм: Харизматические лидеры обладают сильным магнетизмом. Они излучают уверенность и энтузиазм, которые привлекают к ним людей
- Ясное видение : Харизматичные лидеры показывают людям ясное и убедительное видение будущего и вдохновляют их работать над достижением этого видения
- Навыки эффективного общения : Харизматическое лидерство требует эффективных навыков общения и умения слушать, чтобы установить прочные связи с людьми и завоевать их доверие
- Смелость: Харизматические лидеры кажутся смелыми, сильными и уверенными в себе людьми, твердо убежденными в своих убеждениях и не боящимися рисковать
Когда харизматическое лидерство эффективно?
Теперь, когда вы понимаете, что такое харизматическое лидерство, давайте посмотрим, когда можно использовать этот тип лидерства:
1.
Во времена неопределенностиЭтот тип лидерства наиболее эффективен в экстремальных ситуациях, особенно в условиях неопределенности. или угроза. В такие времена людям нужен сильный лидер, который дает им надежду и вдохновляет их придерживаться своих убеждений. Например, во время массовых увольнений в компаниях харизматичные лидеры могут сопереживать людям и мотивировать их.
2. В политике
Такой тип лидерства часто считается эффективным в политической сфере, где людям нужны сильные и дальновидные лидеры, способные сделать страну более могущественной.
3. Во времена трансформации
Это также эффективно, когда людям в организации или обществе не хватает видения и уверенности. В таких случаях харизматичные лидеры могут использовать свою власть, чтобы влиять на людей, показывать им свое видение и вдохновлять их на достижение целей. Таким образом, такое лидерство может быть эффективным, когда требуется позитивная и агрессивная трансформация.
Лучшие практики харизматического лидерства
Сочетание силы и сострадания
Чего вы ожидаете от лидера? Быть чуткими и сострадательными и выслушивать проблемы своих последователей. В то же время лидер также должен обладать силой и способностью преодолевать трудности и добиваться результатов. Таким образом, сочетание силы и сострадания является основным инструментом, необходимым для того, чтобы стать харизматическим лидером.
Активно слушай
Харизматическое лидерство — это улица с двусторонним движением: и харизматичные лидеры, и их последователи имеют власть друг над другом. Это интерактивный стиль лидерства, при котором лидер обещает решить проблемы, с которыми сталкиваются его последователи, и осуществить преобразования. Следовательно, активное слушание является одним из ключевых аспектов харизматического лидерства. Это помогает лидерам установить прочную связь со своими последователями и иметь возможность влиять на них.
Работайте над своими коммуникативными навыками
Общепринятое определение харизмы предполагает, что это не черта личности, а то, как люди относятся к вам. Однако современное определение харизмы относится к таким чертам личности, как высокий эмоциональный интеллект, уверенность, сила, убеждение, магнетизм и эффективное общение. Харизматичным лидерам нужны эффективные коммуникативные навыки, чтобы объяснять свои цели и видение своим последователям, вдохновлять их, общаться с ними и укреплять доверие.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Основные стили лидерства и навыки, необходимые для того, чтобы стать перспективным лидером
Преимущества и недостатки харизматического лидерства
Преимущества
Вот как такое лидерство приносит позитивные изменения в организацию:
- Он фокусируется на строгой деловой этике и моральных ценностях и делает сотрудников более преданными организации
- Основное внимание уделяется эффективной коммуникации и связи с сотрудниками, созданию чувства принадлежности и инклюзивности в организации
- Он вдохновляет и мотивирует людей работать лучше и добиваться результатов
Недостатки
Несмотря на то, что это эффективный стиль лидерства, чрезмерное использование харизмы может иметь и следующие недостатки:
- Люди начинают слепо верить лидеру и не хватает критики. Благодаря этому харизматичный лидер может мотивировать своих последователей на совершение актов жестокости или насилия. Например, геноцид, совершенный нацистами в Германии под влиянием руководства Адольфа Гитлера
- Крайнее доверие к людям также может привести к развитию у харизматичного лидера нарциссических качеств, ведущих к корыстному отношению
- Харизматические лидеры могут дать людям ложное представление о том, как стать влиятельными, и не всегда могут дать ожидаемые результаты
Что отличает харизматическое лидерство от других стилей лидерства?
Лидерство по принципу невмешательства против харизматического лидерства
Лидерство по принципу невмешательства основано на концепции доверия к сотрудникам. Эти лидеры используют подход невмешательства и предоставляют свободу или автономию сотрудникам при выполнении задач. В харизматическом лидерстве лидер является образцом для подражания для последователей. Сотрудники следуют советам руководителя для выполнения задач.
Демократическое лидерство против харизматического лидерства
При демократическом лидерстве лидер в равной степени участвует со всеми другими заинтересованными сторонами, а принятие решений осуществляется путем сотрудничества. При харизматическом лидерстве лидер использует свою харизму или влияние, чтобы мотивировать людей.
Автократическое лидерство против харизматического лидерства
Автократическое лидерство фокусируется на полной собственности или контроле. Сотрудники узнают о решениях, принятых руководителем, лишь позже. Харизматическое лидерство предполагает эффективную коммуникацию между лидером и сотрудниками. Лидер также сопереживает последователям, понимает их проблемы и пытается их решить.
Примеры харизматического лидерства
Эти примеры самых популярных мировых лидеров должны помочь вам лучше понять, что такое харизматическое лидерство:
Барак Обама
Барак Обама, 44-й президент США, является ярким примером харизматического лидера . Присутствие 1,8 миллиона человек на его первой церемонии инаугурации красноречиво говорит о его влиянии на массы. Он считается амбициозным, уверенным в себе и напористым лидером, чья история жизни, поведение и личность сыграли решающую роль в его популярности.
Илон Маск
Еще один пример харизматичного бизнес-лидера — Илон Маск. Он фокусируется на преобразованиях и инновациях, анализируя проблемы и предлагая стратегические революционные решения.
Опра Уинфри
Харизматические лидеры часто являются образцом для подражания для масс благодаря своим твердым убеждениям и системе ценностей. Опра Уинфри, ведущая американского ток-шоу, актриса и филантроп, идеально подходит под вышеприведенное описание. Ее уверенность, последовательность и дальновидность позволили ее ток-шоу выиграть несколько наград и помогли ей установить прочную связь со своей аудиторией.
Ли Куан Ю
Риторическое содержание или эффективная и убедительная речь — еще один важный фактор появления харизматичных лидеров. Ярким примером этого является Ли Куан Ю, бывший президент Сингапура. Именно своими речами он смог мотивировать аудиторию, проявив уверенность в себе, рассказав о своем видении и подчеркнув мультикультурное общество в Сингапуре.
Как лидер, наряду со знаниями и опытом, вы должны обладать важными лидерскими качествами, такими как харизма, способность влиять на других, эффективное общение и многое другое. Только тогда у вас будет сила вести или контролировать. Почетный 9Онлайн-курсы по лидерству 0083 помогут вам узнать, что такое харизматическое лидерство, а также другие стили лидерства, и приобрести соответствующие лидерские навыки для продвижения по карьерной лестнице.
Снеха Чу
Пишите нам по адресу [email protected]
Что такое харизматическое лидерство и почему оно важно?
Есть ли в вашем бизнесе харизматичное лидерство? Этот мощный стиль управления может изменить правила игры для вас, вашей команды и всей организации.
Все, что нужно, это правильные навыки и воля к успеху.
В этой статье мы обсудим концепцию харизматического лидерства и то, почему оно может изменить правила игры на самых разных уровнях.
Что такое харизматическое лидерство?
Харизма
Oxford Languages (те же люди, которые составляют Оксфордский словарь английского языка) определяют харизму как:
Неотразимая привлекательность или обаяние, которые могут вызвать преданность в других
Эта привлекательность и обаяние чаще всего проявляются как je ne sais quois , которое большинство людей может распознать, но лишь немногие могут определить. Психологи называют это личной харизмой.
Личная харизма – это проявление сложных социальных и эмоциональных навыков, которые позволяют человеку:
- Эффективно общаться с другими
- Воздействовать на других и влиять на них на глубоком эмоциональном уровне ge крепкие межличностные связи быстро
С точки зрения бизнеса личная харизма — это не то же самое, что харизматическое лидерство, но харизматичные лидеры обладают большинством, если не всеми, чертами, указывающими на личную харизму.
Подумайте об этом так: не все люди, обладающие личной харизмой, являются харизматическими лидерами, но большинство харизматических лидеров обладают личной харизмой (врожденной или развитой).
Это хорошая новость для предприятий, владельцев и менеджеров, потому что это означает, что люди могут изучить компоненты харизмы, чтобы стать этим уникальным лидером.
Прежде чем мы углубимся в концепцию харизматического лидерства, давайте обсудим лидерство отдельно, чтобы мы полностью поняли теорию, лежащую в основе практики.
Лидерство
Лидерство — расплывчатое понятие (и его определение часто оспаривается), но большинство экспертов сходятся во мнении, что оно сводится к одному из следующих: организации влиять или направлять других людей, команды или целые организации
Так что же делает лидера лидером? Чтобы ответить на этот вопрос, иногда проще взглянуть на то, чем лидер или лидерство не являются.
Лидерство не имеет отношения к:
- Старшинству
- Положению в бизнес-иерархии
- Должности
- Личные качества
Как свидетельствует последняя пуля, лидерство не зависит от личных качеств. Следовательно, лидерство не обязательно должно быть харизматическим.
Ваш бизнес может выиграть от другого стиля управления, например:
- Демократический
- Вдохновляющий
- Авторитетный
- Ориентированный на результат
- Laissez-Faire
- Или любой количество других
Все зависит от того, что правильно для вашего бизнеса.
Теперь, когда мы находимся на одной странице в отношении харизмы и лидерства как отдельных понятий, давайте объединим их, чтобы получить более полное представление о том, что делает харизматическое лидерство таким мощным.
Харизматическое лидерство
Харизматическое лидерство — это стиль управления, который сочетает в себе убедительное общение, межличностные связи и обаяние с целью мотивировать и вдохновлять других на успех.
Этот стиль руководства очень эффективно использует эмоции сотрудников, чтобы создать чувство цели, энтузиазма и доверия, что значительно повышает производительность труда.
Однако он отличается от других стилей лидерства, таких как автократический и либеральный, тем, что в нем больше внимания уделяется межличностным отношениям и взаимодействию между лицом, наделенным властью, и его подчиненным(ями).
И поскольку харизматическое лидерство в значительной степени обусловлено созданием прочных отношений между менеджером и подчиненным, оно опирается на ряд основных характеристик, которые облегчают установление связей.
Характеристики харизматического лидерства
1) Смирение
Никто не совершенен. Харизматичный лидер понимает это и всегда проявляет чувство смирения.
Смирение проявляется как готовность принять ошибки и осознание того, что каждый человек является частью команды, даже лидер.
2) Общение
Харизматическое лидерство означает постоянное эффективное общение.
Эти лидеры говорят четко, кратко, открыто и профессионально, чтобы все в их команде поняли сообщение, которое они пытаются донести.
Хорошая коммуникация также побуждает каждого члена команды говорить свободно и не опасаясь последствий.
3) Уверенность
Уверенность во многом является краеугольным камнем харизматического лидерства.
Лидер с твердой уверенностью сообщает своей команде — явно или неявно — что что бы ни случилось, если все будут работать вместе, они смогут найти выгодное решение.
4) Эмпатия
Когда речь идет о харизматическом лидерстве, эмпатия играет важную роль.
Когда лидер открыт для чувств, забот и страстей своей команды, он сможет лучше развивать чувство команды, которое помогает всем добиваться успеха.
5) Зрелость
Харизматическое лидерство также включает в себя здоровую дозу зрелости. Это не значит, что все дело в хронологическом возрасте — молодые люди тоже могут проявлять зрелость.
Скорее, это больше связано с навыками, опытом, стремлением и успешным применением знаний (мудрости).
6) Самосознание
Слишком часто люди, занимающие руководящие должности, не осознают, какой стресс они могут причинить своим сотрудникам и какое влияние их собственные действия оказывают на других.
Харизматичный лидер стремится понять себя и свою роль в команде.
7) Энтузиазм
Энтузиазм заразителен и благотворно влияет на окружающих. Харизматичные лидеры всегда стремятся демонстрировать страсть к работе, команде и бизнесу.
8) Оптимизм
Оптимизм и уверенность тесно связаны. Но в то время как уверенность — это ощущение того, что нет невыполнимых задач, оптимизм — это способ рассматривать даже кажущиеся негативными события как возможность для процветания.
Лидер-оптимист видит стакан наполовину полным, а лидер-пессимист видит его наполовину пустым.
Почему важно харизматическое лидерство?
Новое поколение сотрудников, окончивших среднюю школу и колледж, теперь активно ищет работу.
Поколение Z (родившееся между 1997 и 2010 годами) не похоже ни на что, с чем мир бизнеса сталкивался раньше, потому что они никогда не знали времени, когда не существовало Интернета. Они также привыкли адаптироваться к быстрым изменениям новых и появляющихся технологий.
Таким образом, они ожидают, что институты, к которым они присоединяются — как академические, так и деловые — примут эти парадигмы (связь и технические решения) так же, как и они. Может показаться, что это не относится к харизматическому лидерству, но на самом деле это так.
Основой нового поколения являются технологии. Это всегда было и всегда будет.
Таким образом, в отличие от других поколений (бэби-бумеров, поколения X и в некоторой степени миллениалов), поколение Z не нуждается и не хочет стиля руководства, подчеркивающего важность технологий для достижения успеха.
Они уже знают, что это факт.
Чего они действительно хотят и в чем нуждаются, так это чувствовать себя ценными, страстными и частью организации, которая признает их тяжелую работу и навыки. Харизматическое лидерство может обеспечить это в избытке.
Харизматические лидеры могут не только помочь вашему бизнесу направлять и развивать это новое поколение сотрудников, но также могут помочь вам привлечь и удержать как высокоэффективных, так и перспективных сотрудников других поколений.
Найдите время, чтобы попрактиковаться в харизматическом лидерстве
Если вы хотите найти время, чтобы попрактиковаться и улучшить свои навыки харизматического лидерства, используйте Sling, чтобы составить идеальный график работы для вашей команды.
Форматирование, составление, распространение и редактирование графика работы сотрудников не оставляет много времени для развития ваших навыков управления людьми.
Не говоря уже о времени, которое уходит на то, чтобы следить за приходом и уходом сотрудников, расходами на рабочую силу, платежной ведомостью и сверхурочными.
Приложение Sling упрощает и оптимизирует все эти процессы, чтобы вы могли работать над собой.
Sling — это не только чрезвычайно мощное средство для создания рабочего графика, но и мобильные часы, анализатор затрат на оплату труда, система обмена сообщениями внутри компании, менеджер новостных лент и список задач сотрудников, объединенные в одном простом в использовании пакете.
Вы даже можете использовать одну учетную запись Sling для планирования сотрудников в нескольких местах. Вот это мощь и гибкость!
Добавьте к этому встроенный искусственный интеллект, который уведомляет вас, когда возникает конфликт в расписании или вы пропустили запрос на отгул, и у вас есть идеальная система для управления вашими сотрудниками.
Приложение Sling является бесплатным, простым в использовании и поможет вам более эффективно проводить время, чтобы вы могли еще больше сосредоточиться на оттачивании своих харизматических лидерских навыков.
От розничной торговли и сферы услуг до здравоохранения и некоммерческого сектора Sling поможет вам более эффективно координировать свой собственный график, вашу команду и всю вашу организацию.