Хорни теория личности кратко: Теория личности Хорни

Содержание

Теория личности Хорни


Теория личности Хорни внесла не малый вклад в развитие психологии личности, в рамках данной теории было впервые введено понятие образ Я, ставшее одним из краеугольных камней современной науки. Так же как и Адлер и позднее Фромм, Хорни приходит к выводу о доминирующем влиянии общества, социального окружения на развитие личности. Она доказывала, что развитие не предопределено только врожденными инстинктами, но человек может изменяться и продолжать свое формирование в течение жизни. Эта возможность изменения приводит и к тому, что не существует фатальной обреченности к неврозу, о которой говорил Фрейд. Хорни утверждала, что есть четкая грань между нормой и патологией и потому есть надежда на полное выздоровление даже у невротизированных людей. Разработанная ею концепция нашла отражение во многих ее работах и, прежде всего, в книгах «Новые пути в психоанализ» (1939) и «Невроз и развитие человека» (1950).

Теория личности Хорни исходит из того, что доминирующими в структуре личности являются не инстинкты агрессии или либидо, но бессознательное чувство тревоги, беспокойства

, которое Хорни называет чувством коренной тревоги. Давая определение этому чувству, Хорни пишет, что оно связано с «имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире». Таким образом, в ее теории сохраняется не только идея Фрейда о значении бессознательного, но и его мысль об антагонизме между внешним миром и человеком.

Хорни считает, что причинами развития этой тревоги могут быть и отчуждение родителей от ребенка, и чрезмерная их опека, подавляющая личность ребенка, враждебная атмосфера или дискриминация или, наоборот, слишком большое восхищение ребенком. Каким же образом такие противоречивые факторы могут стать основой развития тревоги? Отвечая на этот вопрос, Хорни выделяла два вида тревоги — физиологическую и психологическую.

Физиологическая связана со стремлением ребенка удовлетворить свои насущные потребности в еде, питье, комфорте. Ребенок боится, что его вовремя не перепеленают, не покормят и потому испытывает такую тревогу постоянно в первые недели своего существования.

Однако со временем, в том случае если мать и окружающие о нем заботятся и удовлетворяют его нужды, это беспокойство уходит. Если же его потребности не удовлетворяются, тревога нарастает, являясь фоном для общей невротизации человека.

Однако если избавление от физиологической тревоги достигается простым уходом и удовлетворением основных потребностей детей, то преодоление психологической тревоги является более сложным процессом, так как оно связано с развитием адекватности образа Я. Введение понятия образа Я является одним из важнейших открытий Хорни.

Хорни считала, что существует несколько образов Я: Я-реальное, Я-идеальное и Я в глазах других людей. В идеале эти три образа Я должны совпадать между собой, только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам. В том случае, если Я-идеальное отличается от Я-реального, человек не может к себе хорошо относиться и это мешает нормальному развитию личности, вызывает напряженность, тревогу, неуверенность в себе у человека, т.

е. является основой его невротизации. К неврозу ведет и несовпадение Я-реального и образа Я в глазах других людей, причем в данном случае не важно, думают ли окружающие о человеке лучше или хуже, чем он думает о себе сам. Таким образом, становится ясно, что и пренебрежение, негативное отношение к человеку, так же как и чрезмерное восхищение им, ведут к развитию тревоги, так как и в том и в другом случае мнение других не совпадает с реальным образом Я.

Для того чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к психологической защите

, о которой писал еще Фрейд. Однако Хорни пересматривает и это его положение. Фрейд считал, что психологическая защита помогает разрешать внутренние конфликты, возникающие между двумя структурами личности — Ид и Супер-Эго, а с точки зрения Хорни, психологическая защита направлена на преодоление конфликта между обществом и человеком, так как ее задача привести в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружающих, т.е. привести в соответствие два образа Я. Хорни выделяет три основных вида защиты, в основе которых лежит удовлетворение определенных невротических потребностей. Если в норме все эти потребности и, соответственно, все эти виды защиты гармонически сочетаются между собой, то при отклонениях одна из них начинает доминировать, приводя к развитию у человека того или иного невротического комплекса.

Защиту человек находит либо в стремлении к людям (уступчивый тип), либо в стремлении против людей (агрессивный тип), либо в стремлении от людей (устраненный тип).

При развитии стремления к людям человек надеется преодолеть свою тревогу за счет соглашения с окружающими в надежде на то, что они в ответ на его конформную позицию не заметят (или сделают вид, что не замечают) неадекватность его образа Я. Проблема в том, что при этом у субъекта развиваются такие невротические потребности, как потребность в привязанности и одобрении, потребность в партнере, который принял бы на себя заботу о нем, потребность быть предметом восхищения других людей, потребность в престиже. Как любые невротические потребности, они нереалистичны и ненасыщаемы, т.е. человек, добившись признания или восхищения от других, старается получить все больше и больше похвал и признаний, испытывая страх перед малейшими, часто мнимыми признаками холодности или неодобрения. Такие люди совершенно не переносят одиночества, испытывая ужас от мысли, что их могут покинуть, без общения. Это постоянное напряжение и служит основой развития невроза.

Развитие защиты в виде ухода, стремления «от людей» дает возможность человеку игнорировать мнения окружающих, оставшись наедине со своим образом Я. Однако и в этом случае развиваются невротические потребности, в частности, потребность ограничивать свою жизнь узкими рамками, потребность в самостоятельности и независимости, потребность быть совершенным и неуязвимым. Разочаровавшись в возможности завязать теплые отношения с окружающими, такой человек старается быть незаметным и не зависимым от других. Из боязни критики он старается казаться неприступным, хотя в глубине души остается неуверенным и напряженным.

Такой подход приводит человека к полному одиночеству, изоляции, которая тяжело переживается и также может служить основой развития невроза.

Попытка преодолеть тревогу, навязав свой образ Я силой другим людям, также не оканчивается успехом, так как в этом случае у человека развиваются такие невротические потребности, как потребность в эксплуатации других, стремление к личным достижениям, к власти. Те знаки внимания, уважения и покорности, которые они принимают от окружающих, кажутся им все более недостаточными, и в своей тревоге этим людям надо все больше власти и доминирования, которые бы служили доказательством их адекватности.

Функция психотерапии, в теории личности Хорни, помочь человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе. Надо отметить, что подход Хорни к понятию психологической защиты существенно повлиял на позиции современной психологии, что и признается большинством исследователей так же как и ее роль в развитии социологической школы психоанализа.

Теория личности К. Хорни: ее плюсы и минусы

Теория личности К. Хорни

Карен Хорни – известный американский психолог, которая внесла огромный вклад в развитие психологии. Она занималась изучением влияния культурных и социальных аспектов на развитие личности. Базисом ее работ являлись принципы теории Фрейда. Однако, она отрицала мнение Фрейда об особенностях психологических различий между женщинами и мужчинами, а также теорию инстинктов. Она разработала свою теорию личности, которая известна как социокультурная теория личности.

Опыт работы с европейскими и американскими пациентами позволил Карен Хорни выявить различия в личностном развитии людей разных стран. Это являлось подтверждением, что социокультурные факторы оказывают большое влияние на динамику развития и функционирование личностей. Кроме того, круг общения Карен Хорни состоял из большого количества известных и выдающихся ученых-психологов. Они также подтверждали это влияние, что привело к укреплению позиции Карен Хорни, касаемо социальных и культурных факторов.

Развитие личности по Карен Хорни

Карен Хорни подчеркивала влияние переживаний ребенка на формирование личности человека. Здесь прослеживается общая черта с позицией Фрейда. Главным фактором в развитии личности она ставила социальные отношения ребенка и его родителей, тогда как Фрейд выделял сексуальную анатомию ребенка и психосексуальные стадии.

По мнению Карен Хорни, в детском возрасте человеку необходимо удовлетворить потребности в безопасности и любви. Ребенок стремится быть любимым и желанным, так как он испытывает потребность в безопасности от внешней враждебной среды. Ключевую роль здесь играют родители ребенка. Если они могут проявлять любовь по отношению к своему ребенку, то это увеличивает вероятность формирования здоровой личности ребенка. Если же родители не удовлетворяют данную потребность, то возможно возникновение патологий развития личности ребенка.

Карен Хорни отмечала формирование установки базальной враждебности у ребенка, который испытывает результаты плохого обращения родителей. Она представляет собой противоречивые чувства ребенка по отношению к своим родителям, когда он зависим от них, и в то же время возмущен и обижен. Как правило, здесь включаются защитные механизмы ребенка. Он вынужден подавлять в себе негативные чувства к своим родителям, чтобы выжить. Данное подавление может проявиться в настоящем или будущем во взаимоотношениях ребенка с другими людьми.

Хорни использует в этом случае термин «базальная тревога», которая представляет собой отсутствие чувства безопасности. Таким образом, все действия родителей, которые приводят к уменьшению у ребенка чувства безопасности, являются основой формирования базальной тревоги. Отсюда следует, что предпосылки формирования нервозов у взрослых лежат в детстве и определяются их отношениями с родителями.

Невротические потребности и типы ориентации на людей

Для борьбы с чувством базальной тревоги ребенок использует определенные защитные стратегии. Карен Хорни выделила десять защитных стратегий, которые называются невротическими потребностями или тенденциями. Рассмотрим их подробнее:

  • Избыточная потребность в любви и одобрении. Представляет собой стремление личности быть любимым другими. Такие люди негативно и болезненно воспринимают критику, отвержение и недружелюбие;
  • Избыточная потребность в руководящем партнере. Проявляется как страх одиночества или отказа, зависимость от других, переоценка любви;
  • Избыточная потребность в четких границах. Выражается в особом значении ограничений и порядка, подчиненность и нетребовательность;
  • Избыточная потребность во власти. Представляет собой стремление к доминированию и контролю, презрение слабостей;
  • Избыточная потребность в эксплуатировании других. Проявляется как страх показаться глупым или быть использованным другими;
  • Избыточная потребность в общественном признании. Выражается в желании быть объектом восхищения других, самооценка зависит от общественного статуса;
  • Избыточная потребность в восхищении собой. Представляет собой потребность в лести и комплиментах других, желание создать идеальный образ себя;
  • Избыточная потребность в честолюбии. Проявляется в стремлении быть лучше других, боязнь поражения или неудачи;
  • Избыточная потребность в самодостаточности и независимости. Выражается в соблюдении дистанции от других, страх отношений с обязательствами;
  • Избыточная потребность в безупречности и неопровержимости. Проявляется в создании образа безупречного добродетеля.

Согласно Хорни, эти потребности характерны для всех людей. Однако, она отмечала, что невротики, в отличие от здоровых людей, зацикливаются на одной из вышеперечисленных потребностей и пытаются удовлетворить ее во всех сферах социальной жизни.

Кроме того, Карен Хорни выделила три типа ориентации личности на других людей: уступчивый, обособленный и враждебный тип. Они необходимы для снижения чувства тревоги и достижения чувства безопасности. Для уступчивого типа характерна зависимость, нерешительность и беспомощность. Зачастую данный тип подавляет в себе возникающую ярость и злость. Обособленный тип проявляется в наличии чувства отстраненности, стремление к уединенности и независимости. Враждебный тип характеризуется тем, что он стремится к контролю, доминированию и эксплуатации.

Следует отметить, что здоровый человек может менять данные стратегии в зависимости от возникшей ситуации. Невротики не способны подойти к этому вопросу корректно, они отличаются меньшей степенью гибкости, что способствует возникновению трудностей при решении жизненных задач.

Плюсы и минусы теории Карен Хорни

Плюсом данной теории является то, что Карен Хорни дала детальное объяснение причин возникновения неврозов и их развитие с описанием клинических случаев. Ее исследования пользуются большой популярностью как среди специалистов, так и среди людей, не имеющих специальных знаний.

К минусам теории Карен Хорни следует отнести то, что ее исследования основаны только на клинических наблюдениях больных. Основным направлением ее работы было изучение неврозов. Этот факт значительно снижает область применения ее теории. Также к минусам следует отнести отсутствие подтверждений ее теории другими исследователями. На данный момент не существует ни доказательств, ни опровержений данных исследований.

Социокультурная теория личности (К. Хорни) (Доклад)

Содержание:

  1. Карен Хорни Биография
  2. Личность
  3. Социокультурная теория: основные понятия и принципы
  4. Личное развитие
  5. Невротические потребности: стратегии компенсации основного беспокойства
  6. Три категории межличностных отношений
  7. Ориентация на людей: соответствует
  8. Ориентация от людей: изолированный тип
  9. Ориентация против людей: враждебный тип
  10. Женская психология
  11. Вывод:
Предмет:Психология
Тип работы:Доклад
Язык:Русский
Дата добавления:23.03.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами писать доклады по любым предметам, то на странице «что такое доклад и как его написать» я подробно рассказала.

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского
Основные направления отечественной психологии (В.Н. Мясищев, Б.М.Теплов, В.Д. Небылицин)
Диспозициональная теория личности (Г. Олпорт)
Фрустрация и механизмы психологической защиты

 

Введение:

Среди всех проблем, с которыми люди сталкивались в ходе развития человека, загадка природы самого человека, пожалуй, самая трудная. Основная сложность в том, что между нами много различий. Нас отличает не только их внешний вид, но и их действия, как правило, чрезвычайно сложные и непредсказуемые. Сегодня эта проблема актуальна как никогда, поскольку большинство серьезных болезней человечества — быстрый рост населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, наркомания, бедность — являются результатом человеческого поведения. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, а также само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других и узнаем о теории нашей личности.

Рассмотрим работы американского психолога — Карен Хорни. Она, как и Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала фундаментальным принципам теории Фрейда. Самым важным вопросом, который она обсуждала с Фрейдом, является решающая роль физической анатомии в определении психологических различий между мужчинами и женщинами. Хорни полагал, что замечания Фрейда о психологии женщин, особенно его заявления о том, что женщины движимы «завистью к пенису», нелогичны и связаны с венской культурой 19-го века. Хорни также был против своей теории инстинктов и считал, что психоанализ должен придерживаться более широкой социокультурной ориентации.

В своей работе Хорни подчеркивала важность культурного и социального влияния на человека. Хотя ее теория в основном относится к пациентам с неврозом, чем к здоровым людям, многие из ее идей привели к значительным открытиям в понимании индивидуальных различий и межличностных отношений.

Карен Хорни Биография

Карен Хорни родилась в Германии, недалеко от Гамбурга, в 1885 году. Большую часть своего детства и юности Хорни мучили сомнения по поводу его заслуг, усугубленные ощущением внешней непривлекательности. Она компенсировала свое чувство ценности, став отличником.

В 14 лет Хорни решил стать врачом. Цель была достигнута в 1906 году, когда она поступила во Фрайбургский университет и стала первой женщиной в Германии, получившей разрешение на изучение медицины. Там она познакомилась с Оскаром Хорни, студентом-политологом, и вышла за него замуж в 1910 году. В 1915 году Карен получила медицинскую степень в Берлинском университете. В течение следующих пяти лет она изучала психоанализ в Берлинском психоаналитическом институте.

К 1926 году брак Хорни начал разрушаться по мере роста ее личных проблем. Внезапная смерть его брата, развод его родителей и их смерть в течение одного года, растущие сомнения в ценности психоанализа — все это привело ее в полностью подавленное состояние. Однако после развода с мужем в 1927 году она начала успешную карьеру психиатра. Хорни работал в Берлинском психиатрическом институте и был очень увлечен преподаванием, написанием научных работ и путешествиями.

В 1932 году, во время Великой депрессии, Хорни переехал в Соединенные Штаты. Она была принята на должность помощника директора в Чикагском психоаналитическом институте. Два года спустя она переехала в Нью-Йорк, где читала лекции в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Растущее противоречие ее взглядов с фрейдовской доктриной заставило Институт дисквалифицировать ее как преподавателя психоанализа в 1941 году. Вскоре после этого она стала основателем Американского института психоанализа. Хорни была деканом этого института до самой смерти от рака в 1952 году.

Личность

Личность — это концепция, разработанная, чтобы отражать социальную природу человека, рассматривать его как субъект социокультурной жизни, определять его как носителя индивидуального принципа, проявляющего себя в контексте социальных отношений, общения и объективной деятельности. Под «личностью» понимается: 1) индивид человека как субъект отношений и сознательной деятельности или 2) устойчивая система социально значимых признаков, характеризующих индивида как члена общества или сообщества. Хотя эти два понятия — человек как целостность человека (лат. Persona) и личность как ее социальный и психологический облик (лат. Regsonalitas) — терминологически весьма различимы, их иногда используют как синонимы.

В психологии личность является основной категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это сочетание развитых привычек и предпочтений, психического отношения и тонуса, социокультурного опыта и приобретенных знаний, набора психофизических черт и характеристик человека, его архетипа, определяющего повседневное поведение и связь с обществом и природой. Кроме того, человек наблюдается как проявление «поведенческих масок», разработанных для разных ситуаций и групп социального взаимодействия.

Социокультурная теория: основные понятия и принципы

Формирование социокультурного взгляда на личность началось под влиянием трех основных соображений Хорни. Во-первых, она отвергла замечания Фрейда о женщинах, в частности тот факт, что их биологическая природа предопределяет «зависть к пенису». Это было первым шагом в ее несогласии с позицией православного Фрейда. Во-вторых, во время своего пребывания в Чикаго и Нью-Йорке она общалась и обменивалась мнениями с такими выдающимися учеными, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливан. Благодаря этим людям ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование личности, укрепилась. В-третьих, клинические наблюдения пациентов, которые она проводила в Европе и Соединенных Штатах, показали непредвиденные различия в динамике их личности, что подтвердило влияние культурных факторов. Все это привело ее к выводу, что основанием для нарушений функционирования личности являются уникальные стили межличностных отношений.

Личное развитие

Хорни поделился мнением Фрейда о важности детского опыта для формирования структуры и функционирования личности взрослого (Horney, 1959). Несмотря на общность основных позиций, мнения ученых разошлись, когда встал вопрос об особенностях формирования личности. Хорни отверг утверждения Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что сексуальная анатомия ребенка диктует определенное направление в дальнейшем развитии личности. По ее мнению, основным фактором развития личности являются социальные отношения между ребенком и родителями. Хорни также подчеркнул важность культурного фона. Она была одной из первых, кто осознал важность общих социокультурных условий для развития личности и ее неврозов.

По словам Хорни, для детства характерны две потребности: удовлетворение потребностей и безопасность (Horney, 1939). Удовлетворение потребностей включает в себя все основные биологические потребности. Центральное место в развитии ребенка занимает потребность в безопасности. Фундаментальный фактор — быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни считал, что в удовлетворении этой потребности ребенок полностью зависит от родителей. Если родители удовлетворяют ее, то это способствует формированию здоровой личности. В противном случае, если поведение родителей нарушает удовлетворение потребности в безопасности, наиболее вероятно патологическое развитие личности. Многие аспекты родительского поведения могут не удовлетворить потребности ребенка в безопасности. Однако главным результатом такого плохого обращения со стороны родителей является развитие основной враждебности ребенка. Ребенок зависит от родителей и в то же время испытывает чувство обиды и негодования по отношению к ним. К сожалению, подавленные чувства, вызванные родителями, не существуют сами по себе: они проявляются во всех отношениях ребенка с другими людьми, как в настоящем, так и в будущем. В таком случае говорят, что у ребенка есть базальная тревога, «чувство одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира» (Horney, 1950, p. 18). Базальная тревога — это интенсивное и распространенное чувство незащищенности. Этот фактор является одним из фундаментальных понятий К. Хорни. Таким образом, все, что в отношениях с родителями разрушает чувство безопасности ребенка, приводит к основной тревоге. Соответственно, причину невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребенком и родителем. По словам Хорни, тяжелая базальная тревожность у ребенка приводит к образованию невроза у взрослого.

Невротические потребности: стратегии компенсации основного беспокойства

Чтобы справиться с чувством незащищенности, беспомощности и враждебности, присущим основной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к различным защитным стратегиям. Хорни описал десять таких стратегий, называемых невротическими потребностями или невротическими тенденциями (Horney, 1942). Они представлены в таблице вместе со своими стилями поведения.

Хорни сказал, что у всех людей есть эти потребности. Они способствуют борьбе с чувствами неприятия, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротик, реагируя на различные ситуации, не использует их рационально. Он насильно полагается только на одну из всех возможных потребностей. Хорни объясняет, что невротик, в отличие от здорового человека, выбирает одну конкретную потребность и использует ее без разбора во всех социальных взаимодействиях. Здоровый человек, наоборот, легко заменяет одну потребность другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства.

Три категории межличностных отношений

В своей книге «Наши внутренние конфликты» (1945) Хорни сгруппировала список из десяти потребностей в три основные категории. Каждая из категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающей среде. Другими словами, их действие заключается в уменьшении тревоги и достижении более или менее приемлемой жизни. Кроме того, каждая стратегия имеет определенную базовую направленность в отношениях с другими людьми.

Ориентация на людей: соответствует

Ориентация на людей предполагает стиль взаимодействия, который характеризуется зависимостью, нерешительностью и беспомощностью. Человек, которого Хорни относится к послушному типу, руководствуется иррациональным убеждением: «Если я сдаюсь, я не буду тронут» (Horney, 1937, p. 97).

Соответствующий тип требует, чтобы они были необходимы, любимы, защищены и ведомы. Такие люди начинают отношения с единственной целью — избежать чувства одиночества, беспомощности или бесполезности. Тем не менее, их вежливость может скрывать подавленную необходимость вести себя агрессивно. Хотя кажется, что такой человек смущен в присутствии других, находится в тени, враждебность, гнев и ярость часто скрываются под этим поведением.

Ориентация от людей: изолированный тип

Ориентация на людей как стратегия оптимизации межличностных отношений встречается у тех людей, которые придерживаются защитного отношения: «Мне все равно». Такие люди, которых Хорни называет отдельным типом, руководствуются ошибочной верой: «Если я отступлю, у меня все будет хорошо» (Horney, 1937, p. 99).

Для отдельного типа цель характерна — ни в коем случае не позволяйте себе увлекаться, будь то история любви, работа или отдых. В результате этого они теряют свой истинный интерес к людям, привыкают к поверхностным удовольствиям — они просто проходят по жизни без эмоций. Эта стратегия характеризуется стремлением к одиночеству, независимости и самостоятельности.

Ориентация против людей: враждебный тип

Ориентация на людей — это стиль поведения, характеризуемый доминированием, враждебностью и эксплуатацией. Человек враждебного типа действует на основании иллюзорного убеждения: «У меня есть сила, меня никто не тронет» (Horney, 1973, p. 98).

Враждебный тип считает, что все другие люди агрессивны и что жизнь — это борьба против всех. Из-за этого он рассматривает любую ситуацию или отношения с позиции: «Что я получу от этого?», Независимо от того, о чем идет речь — денег, престижа, контактов или идей. Хорни заявил, что враждебный тип способен действовать тактично и по-дружески, но в конце концов его поведение всегда направлено на получение контроля и власти над другими. Все связано с повышением собственного престижа, статуса или удовлетворения личных амбиций. Основываясь на всем, эта стратегия выражает необходимость эксплуатировать других, чтобы получить общественное признание и восхищение.

Как и все 10 невротических потребностей, каждая из трех межличностных стратегий служит для уменьшения чувства тревоги, вызванного социальным влиянием в детстве. С точки зрения Хорни, каждый из нас применяет эти фундаментальные стратегии в межличностных отношениях. Более того, по словам Хорни, все эти три стратегии противоречат друг другу как у здоровых, так и у невротических личностей. Однако у здоровых людей этот конфликт не несет такого глубокого эмоционального заряда, как у пациентов с неврозом. Здоровый человек обладает большой гибкостью, он способен менять стратегии в зависимости от обстоятельств. И невротик не способен сделать правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда он решает вопросы, которые возникают перед ним, или строит отношения с другими. Он использует только одну из трех стратегий преодоления, независимо от того, подходит ли она в этом случае или нет. Исходя из этого, невротик по сравнению со здоровым человеком ведет себя менее гибко и не столь эффективен в решении жизненных проблем.

Женская психология

Как упоминалось ранее, Хорни не согласился со многими заявлениями Фрейда о женщинах (Horney, 1926). Она не полностью поддержала его точку зрения, согласно которой женщины завидуют мужскому члену и упрекают своих матерей за то, что они лишены этого тела. Более того, она не согласилась с мнением Фрейда, который утверждал, что женщина бессознательно стремится родить сына и тем самым символически найти пенис. Хорни протестовала против такого уничижительного взгляда на женщин в своей речи, что мужчины завидуют матке, что выражает бессознательную зависть мужчин к способности женщин рожать и кормить детей. Как первая крупная феминистка, она сделала больше, чем просто критиковала Фрейда. Она выдвинула свою теорию психологии женщин, содержащую новый взгляд на различия между мужчинами и женщинами в контексте социокультурных влияний.

Хорни упорно утверждал, что женщины часто чувствуют себя хуже мужчин, потому что их жизнь основывается на экономической, политической и психологической зависимости от мужчин. На протяжении веков с женщинами обращались как с людьми второго сорта, они не признавали равенство своих прав и получали образование, чтобы они признавали мужское «превосходство». Социальные системы с мужским доминированием заставляют женщин чувствовать себя зависимыми и несостоятельными. Хорни настаивал на том, что многие женщины стремятся стать более мужественными, но не из-за «зависти к пенису». Она рассматривала «переоценку» мужественных женщин скорее как стремление к власти и привилегиям.

«Желание быть мужчиной может выражать желание обладать всеми теми качествами или привилегиями, которые наша культура считает мужскими, такими как сила, смелость, независимость, успех, сексуальная свобода, право выбирать партнера» (Horney, 1939, p. 108).

Хорни также сосредоточился на ролях, от которых страдают многие женщины в отношениях с мужчинами, особенно подчеркивая контраст между традиционной женской ролью жены и матери и такой более либеральной ролью, как выбор профессии или другие цели. Она считала, что этот ролевый контраст объясняет невротические потребности, которые мы можем видеть в любовных отношениях с мужчинами.

Идеи Хорни, подчеркивающие важность культуры и гендерных ролей, хорошо согласуются с сегодняшним феминистским мировоззрением. Хорни поддерживал быстрые изменения в ролевом поведении и отношениях между полами, которые наблюдаются в современном обществе. Ее многочисленные статьи по психологии женщин часто цитируются современными учеными.

Вывод:

Теория Хорни в значительной степени основана на клинических наблюдениях. Ее объяснение невроза как проявления нарушенных отношений, сопровождаемое описанием клинических случаев, считается наиболее значительным вкладом в современную теорию личности. Тем не менее интерес Хорни почти исключительно к клиническим проявлениям невроза, к патологии значительно сокращает область ее теории. Хорни, она всегда стремилась к точности и ясности в рассуждениях о причинах и развитии невроза. Ее идеи также чувствуют оптимистический взгляд на человечество, основанное на убеждении, что каждый человек обладает способностью к позитивному личностному росту.

К сожалению, в литературе по экспериментальным исследованиям нет ни прямых доказательств его концепций, ни опровержений. Но это не помешало ее теоретическим и клиническим идеям получить огромный спрос. Она много писала специально для людей, не имеющих профессиональной подготовки в этой области, и ее книги сегодня очень популярны. Таким образом, подход Хорни к личности представляет не только исторический интерес.

Теория личности Карен Хорни

  • Автор сообщения: