Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста
Определение 1
Художественно-эстетическое развитие – это целенаправленная работа по формированию и развитию у детей способностей эмоционального и визуального восприятия прекрасного из области искусства, внешнего мира, а также становление навыков самостоятельной творческой активности.
Значимость художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста является одним из основных направлений воспитательной работы ДОУ. Это ежедневная работа, осуществляемая воспитателями, которая пронизывает все виды деятельности ребенка-дошкольника. В дошкольном возрасте у детей на разных этапах их развития происходят значительные изменения по восприятию окружающей действительности. В связи с чем, чем процесс эстетико-художественное воспитания дошкольников является длительным и достаточно сложным процессом.
Замечание 1
Основной целью коллектива воспитателей ДОУ является развитие у детей дошкольного возраста творческого потенциала, создание для этого всех необходимых условий.
Процесс художественно-эстетического развития включает в себя следующие этапы:
- Получение первых художественных впечатлений.
- Приобщение к миру искусства.
- Овладение различными видами художественной деятельности (рисование, конструирование, аппликация, лепка).
Эстетико-художественное воспитание детей дошкольного возраста оказывает влияние на все стороны развития ребенка, способствует формированию нравственных качеств личности, расширяет кругозор и познания об окружающем мире, природе и обществе.
Значимость организованного художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста заключается в том, что у человека эстетические, моральные и художественные качества не являются врожденными, они требуют специального развития, посредством целенаправленного обучения и воспитания.
Занятия художественно-эстетической деятельностью развивают у детей мышление и память, а также являются основной интеллектуального развития ребенка и его готовности к школьному обучению.
Замечание 2
Таким образом, главной задачей педагогов ДОУ является организовать целенаправленное художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Компоненты художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
В соответствие с практикой воспитательной работы ДОУ, выделяют следующие структурные компоненты художественно-эстетического воспитания:
- Эстетическое воспитание, являющееся основной теоретических и ценностных основ эстетической культуры личности.
- Художественное воспитание, которое выражается в художественно-практическом и образно-теоретическом формировании личностных качеств ребенка, а также в единстве знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций и вкусов.
- Эстетическое самовоспитание и самообразование, которые ориентированы на процесс самосовершенствования личности, формирования у нее необходимых способностей и потребностей.
Для того, чтобы реализуемая программа эстетико-художественного воспитания была эффективна, следует грамотно организовать весь воспитательно-образовательный процесс, состоящий из четырех взаимосвязанных между собой компонентов: развивающий, воспитательный, образовательный и практический.
Результат, который воспитатели ожидают от художественно-эстетического воспитания – это расширение степени свободы развивающегося ребенка, его способностей, перспектив и прав.
Для того, чтобы получить ожидаемый результат, воспитателю ДОУ необходимо организовать художественно-эстетическую систему воспитания, которая состоит из следующих элементов:
- Актуальное содержание (программа, технология, методика и т.д.).
- Оптимальные условия для эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
- Организованный воспитательно-образовательный процесс (включение в процесс воспитателей, детей, родителей и т.д.).
- Организованное взаимодействие ДОУ с иными воспитательными и образовательными институтами.
- Создание эффективных условий для самостоятельной деятельности дошкольников.
Методы и формы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
Отбор наиболее оптимальных и эффективных методов и форм художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимо осуществлять на основании учета ряда критериев:
- Психологически комфортная и радостная атмосфера в группе.
- Организация процесса своевременного и целостного развития дошкольников, с учетом возрастных особенностей.
- Разнообразие используемых методов и средств, в соответствии с потребностями детей.
- Основное средство воспитания и обучения детей – игра.
- Вовлеченность детей во все виды деятельности.
Замечание 3
Вся работа воспитателей ДОУ должна строиться с учетом требований ФГОС ДО, который предусматривает опору на принципы личностно-ориентированной модели воспитания и обучения, обеспечение эмоциональной и психологической защищенности детей.
Тактика взаимодействия воспитателя и детей, в рамках художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста осуществляется в трех основных направлениях:
- Специально организованное художественно-эстетическое воспитание.
- Художественно-эстетическое развитие в рамках совместной деятельности воспитателей и детей.
- Художественно-эстетическое развитие в рамках самостоятельной деятельности детей.
Основные методы и формы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста:
- ознакомление с произведениями искусства и природными явлениями посредством просмотра иллюстраций, картин, видеофильмов, слайдов и т.д.;
- организация занятий по художественному и эстетическому воспитанию: музыкальные занятия, рисование, пение, аппликация и т.д.;
- организация экскурсий, походов, посещения театров и музеев.
И если формы организации работы в данной сфере разнообразны, то и результаты ее проявляются в различных видах деятельности. Так знания, усвоенные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют на разных инструментах, ставят мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС
Авторы: Кайсаканова Татьяна Андреевна, Зуйкова Галина Владимировна, Бернацкая Александра Александровна
Рубрика: Педагогика
Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.
Дата публикации: 23.11.2018 2018-11-23
Статья просмотрена: 7650 раз
Скачать электронную версию
Скачать Часть 4 (pdf)
Библиографическое описание:Кайсаканова, Т. А. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС / Т. А. Кайсаканова, Г. В. Зуйкова, А. А. Бернацкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 357-358. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54026/ (дата обращения: 20.11.2022).
Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности маленького человека. В процессе художественно-эстетического воспитания формируются творческие, культурные ценности.
В дошкольном возрасте у ребенка насыщенный эмоциональный фон, он особенно чувствителен к различным культурным проявлениям. Воспитание эстетически-художественных компетенций является важным условием приобщения ребенка к культуре.
Цель эстетического развития дошкольника направлена на общее развитие, духовное, нравственное, интеллектуальное. Для достижения цели, необходимым условием является реализация задач, через которые ребенок овладеет знаниями художественно-эстетической культуры, получит условия для развития способностей к художественно-эстетическому творчеству и эстетическому воспитанию.
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования были выявлены проблемы художественно-эстетического развития дошкольников, которые могут быть успешно разрешены при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса.
В основе ФГОС ДО заложены следующие основные принципы:
– поддержка специфики и разнообразия детства;
– сохранения уникальности и самооценки детства, как важного этапа в общем развитии человека;
– личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
– уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности;
– осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Содержание Образовательной Программы ДОУ обеспечивает развитие личности ребенка, их мотивации и способностей в различных видах деятельности по следующим направлениям:
– социально-коммуникативное развитие;
– познавательное развитие;
– речевое развитие;
– физическое развитие;
– художественно-эстетическое развитие.
Перед педагогом стоит задача в том, чтобы научить ребенка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, эмоциональную сферу, способность к коммуникации через художественные образы. В целом назначение любого вида искусства — это отражение сегодняшней действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять об идее художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя ДОУ.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие смыслового восприятия и понимания произведений искусства и окружающего мира; становление собственного эстетического отношения к нему; формирование начальных представлений о различных видах искусства — музыки, художественной литературы, фольклора.
У педагогов есть немало возможностей для реализации программы художественно-эстетического направления. Необходимо обращать внимание детей на разнообразие форм, цветов, звуков, запахов в окружающем мире во время прогулок, экскурсий, а игре, в быту, в специально организованных видах деятельности. Для развития у детей эмоциональной отзывчивости необходимо побуждать их к совместному переживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения через проявление различных внешних признаков.
В реализации художественно-эстетического направления, создано вовлечение детей в разные виды деятельности: в сюжетно-ролевые и режиссерские игры. В изобразительной деятельности — рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании — экспериментирование с цветом, составление композиций; знакомство с техниками оригами, папье-маше, аппликация из рваной бумаги; работа с различными материалами: пластилином, глиной, бумагой, тканью, природным материалом и разными видами конструкторов: деревянный, бумажный, Лего, мягкий. Используются такие средства, как кисточки, карандаши, ножницы. В музыкальной деятельности — танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах — создаются художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука. В театральной деятельности, сюжетно — ролевой и режиссерской игре — способность языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации учатся передавать характер, переживания и настроения персонажей.
Важным для художественно-эстетического развития является и приобщение детей к истокам народного творчества. Дошкольников знакомят с традиционными национальными и региональными промыслами, обрядами, песнями, хороводами; побуждают воспроизводить образцы народного творчества в самостоятельной изобразительной музыкальной, театрализованной деятельности.
Таким образом, новые воспитательные цели в развитии личностных компетенций дошкольников предполагают качественные изменения в сфере художественно-эстетического развития.
Литература:
- Баранова, Е. В., Савельева, А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2–7 лет технике рисования. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 288 с.]
- Бутенко, Н. В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико-методологический аспект: монография. — М.: ВЛАДОС, [2012. — 410 с.]
- Веракса, Н. Е., Комарова, Т. С., Васильева, М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант). — М.: Мзаика-Синтез, [2014. — 368 с.]
- Голоменникова, О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 205 с.]
- Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 315 с.]
- Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 264 с.]
- Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 296 с.]
Основные термины (генерируются автоматически): художественно-эстетическое развитие, народное творчество, образовательная деятельность, окружающий мир, ребенок, художественно-эстетическое направление, эстетическое воспитание.
Похожие статьи
Художественно—эстетическое развитие детей дошкольного…Эстетическое развитие ребёнка в детском саду — это ежедневный кропотливый труд во всех видах творческой деятельности как самого
Художественно—эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Авторы: Кондрашева Юлия Викторовна, Прудских Эльвира Викторовна.
Художественно—эстетическое развитие дошкольников. ..Оно предполагает: эстетическое развитие; ребенок в мире художественной литературы
Эстетическое воспитание детей осуществляется во взаимосвязи со всей
Художественно—эстетическая деятельность — деятельность, возникающая у ребенка в…
Эстетическое воспитание дошкольников | Статья в сборнике…Эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса
При аттестации детских садов это направление выделяется как приоритетное наряду с
Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей. ..
Художественно—эстетическое воспитание детей дошкольного…Кондрашева Ю. В., Прудских Э. В. Художественно—эстетическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]
Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него…
Роль
художественно—эстетической деятельности дошкольников…Одна из главных задачвоспитания детей в художественно—эстетической деятельности является развитие у них элементов творчества. Детское творчество — первое звено развития творческой деятельности, в которой ребенок проявляет свое понимание. ..
Проблема
художественно—эстетического воспитания детей…Ольховая А. А. Проблема художественно—эстетического воспитания детей дошкольного возраста в практике дошкольной педагогики [Текст]
ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир, дошкольный возраст, детское рисование…
Художественно—эстетическое воспитание детей дошкольного…Эстетическое воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на личность, имеющее поступательное движение по возрастанию сложности, требующее многократного повторения и закрепления, в различных формах и вариациях.
Народное декоративно-прикладное искусство как средство…Ключевые слова: эстетическое воспитание, художественное воспитание, народное декоративно-прикладное искусство, хакасская традиционная вышивка. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования дошкольного…
Приобщение
детей старшего дошкольного возраста…Актуальность проблемы определяется тем, что художественно—эстетическое развитие — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности…
Похожие статьи
Художественно—эстетическое развитие детей дошкольного. ..Эстетическое развитие ребёнка в детском саду — это ежедневный кропотливый труд во всех видах творческой деятельности как самого
Художественно—эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Авторы: Кондрашева Юлия Викторовна, Прудских Эльвира Викторовна.
Художественно—эстетическое развитие дошкольников…Оно предполагает: эстетическое развитие; ребенок в мире художественной литературы
Эстетическое воспитание детей осуществляется во взаимосвязи со всей
Художественно—эстетическая деятельность — деятельность, возникающая у ребенка в. ..
Эстетическое воспитание дошкольников | Статья в сборнике…Эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса
При аттестации детских садов это направление выделяется как приоритетное наряду с
Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей…
Художественно—эстетическое воспитание детей дошкольного…Кондрашева Ю. В., Прудских Э. В. Художественно—эстетическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]
Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него. ..
Роль
художественно—эстетической деятельности дошкольников…Одна из главных задачвоспитания детей в художественно—эстетической деятельности является развитие у них элементов творчества. Детское творчество — первое звено развития творческой деятельности, в которой ребенок проявляет свое понимание…
Проблема
художественно—эстетического воспитания детей…Ольховая А. А. Проблема художественно—эстетического воспитания детей дошкольного возраста в практике дошкольной педагогики [Текст]
ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир, дошкольный возраст, детское рисование. ..
Художественно—эстетическое воспитание детей дошкольного…Эстетическое воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на личность, имеющее поступательное движение по возрастанию сложности, требующее многократного повторения и закрепления, в различных формах и вариациях.
Народное декоративно-прикладное искусство как средство…Ключевые слова: эстетическое воспитание, художественное воспитание, народное декоративно-прикладное искусство, хакасская традиционная вышивка. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования дошкольного…
Приобщение
детей старшего дошкольного возраста. ..Актуальность проблемы определяется тем, что художественно—эстетическое развитие — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности…
Этапы художественного развития
Перейти к содержимому
Мэтт Фасселл
Понимание этапов художественного развития может помочь вам стать лучше в создании искусства. Это также может помочь вам стать более эффективным учителем рисования. Развиваемся творчески. Подобно тому, как мы поэтапно развиваем другие навыки, такие как речь и ходьба, мы точно так же развиваем художественные навыки.
В 1947 году д-р Виктор Ловенфельд опубликовал книгу «Творческий и умственный рост», которая быстро стала учебником для преподавателей искусств. Ловенфельд утверждает, что шесть четко определенных стадии художественного развития и что эти стадии можно наблюдать в творчестве детей. Согласно Ловенфельду, шесть стадий художественного развития таковы:
Стадия 1 – Стадия рисования (1–3 года)
Дети в этом возрасте занимаются физической активностью рисования. Между отметками и представлением нет никакой связи на протяжении большей части этапа каракулей. Однако к концу этого этапа дети могут начать давать имена меткам. Этот этап в основном связан с получением удовольствия от простого создания отметок.
Стадия 2 – Досхематическая стадия (3–4 года)
Дети на этой стадии художественного развития начинают видеть связи между формами, которые они рисуют, и физическим миром вокруг них. Круги и линии можно описать как людей или предметы, которые физически присутствуют в жизни ребенка. Именно на этом этапе ребенок впервые подключается к общению через свои рисунки.
Этап 3 – Схематический этап (5–6 лет)
Дети на этом этапе четко определяют формы объектов, которые они пытаются передать. Они часто разработали схему для создания рисунков. В разработке рисунка существует определенный порядок.
Рисунки на этом этапе имеют четкое разделение между небом и землей. Часто небо представляет собой голубую полоску в верхней части бумаги, а земля — зеленую полоску внизу.
Предметы часто размещаются на земле, а не парят в космосе. Важные объекты часто рисуются крупнее, чем объекты меньшей важности.
Этап 4 – Реализм рассвета (7–9 лет)
На этом этапе художественного развития дети начинают более критично относиться к своей работе. Стало очевидным, что структурированного порядка рисования объектов уже недостаточно. Хотя схема по-прежнему используется для создания чертежей, она является более сложной, чем схема, использовавшаяся на более ранних этапах. Можно увидеть перекрытие, и ощущение пространственных отношений становится более очевидным.
Стадия 5 – Псевдо-натуралистическая стадия (10–13 лет)
Использование ценности и света теперь очевидно в рисунках. Дети на этой стадии творческого развития очень критично относятся к собственному успеху. Успех определяется уровнем реалистичности, достигнутым в рисунке. Разочарование — обычное явление. На этом этапе исключительно важно поощрять учащихся.
Этап 6 – Этап принятия решения (13–16 лет)
Дети на этом этапе решают продолжать рисовать или рассматривать это как занятие, не имеющее смысла. Из-за уровня самокритики, присущего этому этапу, многие дети (теперь молодые люди) рассматривают рисование как навык, которым они не обладают.
Другие, однако, решают продолжить работу над своими навыками рисования и продолжают развиваться. Я думаю, что важно поощрять учеников продолжать рисовать, несмотря на их уровень мастерства. Любой уровень мастерства достигается практикой. Этот этап художественного развития , возможно, является наиболее важным для развития художника.
ОБНОВЛЕНИЕ: Недавно я добавил новый видеоподкаст на эту тему. Вот ссылка на видео – Этапы художественного развития
Еще уроки, которые вам понравятся…
Posted in ОбразованиеTagged Образование, преподаваниеЛЕВЕНФЕЛЬД
ЛЕВЕНФЕЛЬД 1. НАПИСЬ(от 2 до 4 лет)
Этап Scribble состоит из четырех подэтапов. (а) Неупорядоченный — неконтролируемые маркировки, которые могут быть жирными или свет в зависимости от личности ребенка. В этом возрасте ребенок практически не контролирует двигательную активность. (б) Продольный — контролируемые повторения движений. Визуально демонстрирует осознание и удовольствие от кинестетического движения. Циркуляр — дальнейшее изучение контролируемых движения, демонстрирующие способность выполнять более сложные формы. Называние — ребенок рассказывает истории о каракулях. Происходит изменение кинестетического мышления с точки зрения движения к образному мышлению с точки зрения картинок. Это один из великие события в жизни человека. Это развитие умения представлять в картинках.
2. ПРЕДСХЕМАТИЧЕСКИЙ
(от 4 до 6 лет)
Досхематическая стадия объявляется появлением круглые изображения с линиями, которые, кажется, предполагают человека или фигурка животного. На этом этапе схема (визуальная идея) развитый. На рисунках показано, что ребенок воспринимает как наиболее важно по теме. Существует мало понимания пространство — объекты размещены беспорядочно по всей картина. Использование цвета более эмоционально, чем логично.
3. СХЕМА
(от 7 до 9лет)
Эта стадия легко узнаваема по продемонстрированному осознанию концепции пространства. Объекты на чертеже имеют отношения к тому, что вверх и что вниз. Определенная база и линия неба очевидна. Все элементы на чертеже пространственно связаны. Цвета отражаются так, как они появляются в природа. Формы и объекты легко определяются. Преувеличение между фигурами (люди выше дома, цветы больше людей, членов семьи, больших и малых) часто используется для выражения сильные чувства к предмету. Другая техника иногда используется называется «складыванием», это демонстрируется, когда объекты проводят перпендикулярно базовой линии. Иногда объекты кажутся нарисованными вверх ногами. Другое явление называется «Рентгеновский снимок». На рентгеновском снимке объект изображается видимым в виде внутри, так и снаружи.
4. РАССВЕТ РЕАЛИЗМ
(от 9 до 11 лет)
Рассвет Реализм также известен как эпоха банд. Группа дружба представителей одного пола наиболее распространена. Это период самосознания до предела самокритичности. На попытки реализма нужно смотреть со стороны ребенка. точка зрения. Реализм не должен быть реальным в фотографическое чувство, а не опыт с конкретным объект. В связи с этим данный этап впервые ребенок осознает отсутствие способности показывать предметы они появляются в окружающей среде. Показан человек как девочка, мальчик, женщина, мужчина четко определялись с чувством детали часто приводят к «жесткости» представления. Еще одной характеристикой этого этапа является перспектива. Есть осознание пространства между базовой линией и линией неба. Перекрытие объектов, виды точечной перспективы и использование На этой стадии видны мелкие и крупные объекты. Объектов нет дольше стоять на базовой линии. Трехмерные эффекты достигается вместе с затенением и использованием тонкого цвета комбинации. Из-за осознания отсутствия способностей рисунки часто кажутся менее спонтанными, чем в предыдущих этапы.
ПСЕВДОРЕАЛИСТИКА ЭТАП
(ll до 13 лет)
На предыдущих этапах процесс создания изобразительного искусства имел большое значение. На этом этапе продукт становится наиболее важно для ребенка. Этот этап отмечен двумя психологические различия. В первом, называемом Visual, художественная работа человека выглядит так, как будто она смотрит на сцену презентация. Работа вдохновлена визуальными стимулами. второй основан на субъективном опыте. Этот тип Художественное произведение невизуального человека основано на субъективных интерпретации, подчеркивающие эмоциональное отношение к внешний мир по отношению к ним.