Художественные способности: Недопустимое название — ART

Содержание

Сущность понятия «Творческие способности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

ISSN 2304-120X

Кондратьева Н. В. Сущность понятия «творческие способности» // Концепт. — 2015. — № 09 (сентябрь). — ART 15320. — 0,5 п. л. — URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15320.htm. — ISSN 2304-120X.

ниепт

научно-методический электронный журнал

ART 15320

УДК 159.924.24

Кондратьева Ника Валерьевна,

аспирант ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары [email protected]

Сущность понятия «творческие способности»

Аннотация.

В статье описаны определения понятий «творчество», «способности», «творческие способности», дан анализ трактовки этих понятий в современной научной литературе, рассмотрены факторы, влияющие на развитие творческих способностей. Автор дает своё собственное определение понятиям «творческие способности», «креативность».

Ключевые слова: способности, творческие способности, творчество, креативность, способность к творчеству.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Изменение образовательной парадигмы, заключающейся в переходе от знание-вой к личностно ориентированной, появление новых образовательных стандартов наметили путь к кардинальной перестройке всего образовательного процесса. Нацеленность на гармоничное личностное развитие каждого и подготовку к быстро меняющейся жизни в условиях быстрого развития техники, науки и других сфер жизни общества ставит проблему развития творческих способностей детей на первое место.

А вопрос воспитания способностей остается одним из важнейших в педагогической и психологической науках.

Для определения сущности творческих способностей обратимся сначала к рассмотрению необходимых для этого основных понятий. Для нашего исследования таковыми являются «творчество» и «способности».

В научной литературе существуют различные подходы к определению творчества. В Новой философской энциклопедии Института философии РАН творчество определяется следующим образом: «Творчество — присущее индивиду иерархически структурированное единство способностей, которые определяют уровень и качество мыслительных процессов, направленных на приспособление к изменяющимся и неизвестным условиям в сенсомоторных, наглядных, оперативно-деятельностных и логико-теоретических формах. Творчество представляет собой также некоторый аспект развития личности, относящийся к переходу на высокий интеллектуальный уровень» [1].

Психологический словарь трактует творчество как «практическую или теоретическую деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты)» [2].

В педагогической энциклопедии творчество — «высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне)» [3].

Целостная концепция творчества появилась в конце XVIII в. Ее создателем был И. Кант. Согласно его точке зрения, творческий процесс представляет собой общность сознания, субъективности представлений и воображения. Творческая способность -связь чувственных впечатлений и рассудка. Под воображением И. Кант понимал единство сознательной и бессознательной деятельности [4].

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кондратьева Н. В. Сущность понятия «творческие способности» // Концепт. — 2015. — № 09 (сентябрь). — ART 15320. — 0,5 п. л. — URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15320.htm. — ISSN 2304-120X.

В экзистенциализме (А. Камю, Ж.-П. Сартр и др.) субъектом и объектом творчества является свободная личность, которая познает мир интуитивно. Выход за пределы индивидуального, природного, социального и есть творчество [5].

Н. А. Бердяев определяет творчество как свободу личности. Творчество очищает, возвышает человека. Творчество есть всегда положительный опыт, раскрытие самости, глубокое переживание, преодоление себя [6].

М. Хайдеггер рассматривал творчество как «выход на “перекресток” множества равновероятных вариантов сущего» [7].

З. Фрейд интерпретировал творчество как активность личности, возникающую в процессе снятия внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей. Этот переход энергии исследователь назвал сублимацией [8].

Марксистское понимание творчества исходит из определения его как социально полезной деятельности, характеризующейся оригинальностью и общественно-исторической уникальностью [9].

Взгляды на понимание творчества представителей гуманистической психологии оказались наиболее близкими к взглядам большинства отечественных психологов, исследующих творчество. А. Маслоу, К. Роджерс считают, что творчество — это способность к глубокому осознанию собственного опыта, это самоактуализация, самовыражение [10].

Е. Л. Яковлева определяет творчество как реализацию человеком собственной индивидуальности [11].

Я. А. Пономарев рассматривает творчество как взаимодействие, ведущее к развитию, как условие развития [12].

Д. Б. Богоявленская, В. А. Петровский, С. В. Максимова понимают творчество как проявление неадаптивной активности (стремление выйти за рамки, потребность в выдвижении оригинальных познавательных задач, развертывание внутренних потенциалов) [13-15].

Творчество есть необходимое условие развития личности, это деятельность созидающая, ведущая к появлению новых идей, продуктов и открывающая новое в самом субъекте и уже существующих формах культуры. Творческий процесс невозможен без участия познавательных способностей индивида, его мотивационной и ценностной сфер.

Обратимся к понятию «способности».

Существуют различные определения понятия «способности». С. Л. Рубинштейн, основоположник философско-психологической теории деятельности, определял способность как сложное образование, содержащее ряд психологических особенностей личности, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые в процессе этой деятельности и вырабатываются.

«Способности — это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. В отличие от навыков, способности — результаты закрепления не способов действия, а психических процессов (“деятельностей”), посредством которых действия и деятельности регулируются» [16].

К. К. Платонов, В. Э. Чудновский, Б. М. Теплов рассматривают способности как качество, как индивидуально-психологические особенности личности, приводящие к успеху в какой-либо деятельности [17-19].

Согласно Б. М. Теплову, способности возникают на основе задатков, врожденных особенностей индивидуума. Они не могут возникнуть вне деятельности. На развитие способностей влияют темперамент, мотивация и самооценка.

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кондратьева Н. В. Сущность понятия «творческие способности» // Концепт. — 2015. — № 09 (сентябрь). — ART 15320. — 0,5 п. л. — URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15320.htm. — ISSN 2304-120X.

В. Д. Шадриков определяет способности с трёх позиций: индивида, субъекта деятельности и личности. «Способности индивида отражают его природную сущность и проявляются как свойства функциональных систем, реализующих познавательные и психомоторные функции психики. На основе способностей индивида формируются способности субъекта деятельности за счет развития интеллектуальных операций (операционных механизмов). А постановка способностей под контроль личностных ценностей и смыслов переводит их в качество способностей личности, обеспечивающих успешность социального познания» [20].

В. А. Крутецкий считает, что наряду с индивидуальными особенностями психических процессов способностями являются и особенности эмоционально-волевой составляющей личности, ее отношение к деятельности. Любая деятельность требует от человека целого ряда взаимосвязанных способностей. Исследователь указал на существование общих способностей, которые необходимы для выполнения любой деятельности, и специальных, без которых невозможно успешное выполнение какой-либо конкретной деятельности. Также В. А. Крутецкий разделил способности на теоретические и практические. Первые связаны со склонностью человека к абстрактно-теоретическим умозаключениям, а вторые — к конкретным практическим действиям [21].

Т. И. Артемьева подчеркивает индивидуализированность способностей. На это влияют особенности индивидуального пути развития индивида, характер его взаимодействия с действительностью, выработка типичного для индивида способа выполнения деятельности. Развитие способностей происходит не только в деятельности, оно связано со всей системой воспитания, обучения, процесса общения и зависит от активности самого индивида. Процесс развития способностей личности — качественные изменения имеющихся способностей. Именно поэтому Т. И. Артемьева делит способности не по видам деятельности, а на потенциальные и актуальные. Потенциальные способности определяются как возможные новообразования, возникающие на основе появления новых проблем и задач, требующих решения индивидом. Актуальные способности — способности, развивающиеся в конкретных условиях какого-либо вида деятельности. Актуальные способности составляют лишь часть способностей потенциальных. Развитие потенциальных способностей возможно лишь в социальной среде с учетом психологической природы индивида. Способность, согласно Т. И. Артемьевой, это высший уровень развития психических процессов; психическая деятельность особого качества, обнаруживающая в себе психическую активность, высокую мотивационную составляющую личности, что ведет к успешному выполнению той или иной деятельности [22].

Определим сущность и механизм возникновения творческих способностей. У многих исследователей креативность отождествляется с творческими способностями, а творчество — со способностью к творчеству.

В начале XX в. возникла психоаналитическая теория творчества, основоположником которой был З. Фрейд. Согласно ей творчество — это перенос сексуальной энергии в творческую созидательную деятельность. В творчестве находят воплощение вытесненные стремления и переживания, так называемая сублимация. Способности, творческие способности, рассматриваются как индивидуальные врожденные характеристики, включенные в структуру Эго. Подсознание является важнейшим источником творчества [23].

К. Юнг объясняет творчество как процесс самоактуализации, работу по преобразованию своей личности [24].

М. Вертгеймер, один из основателей гештальтпсихологии, описывает творчество как разрушение существующего гештальта для построения наиболее подходящего к

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кондратьева Н. В. Сущность понятия «творческие способности» // Концепт. — 2015. — № 09 (сентябрь). — ART 15320. — 0,5 п. л. — URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15320.htm. — ISSN 2304-120X.

ситуации. Творческие способности понимаются им как психологические особенности личности, направленные на достижение равновесия [25].

Дж. Келли, автор теории личностных конструктов, видит в каждом индивиде исследователя и рассматривает творчество как альтернативу банальному [26].

А. Адлер, создатель системы индивидуальной психологии, полагал, что каждый человек изначально обладает творческой силой, благодаря которой управляет своей жизнью. Вся человеческая культура — способ компенсации человеком своих несовершенств [27].

Э. Фромм рассматривает творческие способности как врожденные потенциальные способности, дремлющие в каждом человеке [28].

Л. Терстоун отмечает, что развитию творческих способностей способствуют особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи. Творческие решения приходят в момент релаксации, рассредоточения [29].

С. Герберт, сторонник когнитивной психологии, считает, что творческие способности не несут какой-либо уникальности и не отличаются от других познавательных процессов [30].

Дж. Гилфорд считает креативность универсальной познавательной творческой способностью. Основой креативности является дивергентное мышление, которое направлено на поиск нескольких вариантов решения проблемы и выходит за пределы существующих стандартов [31].

По мнению А. Ребера, креативность — психический процесс, который приводит к уникальным результатам [32].

Г. Айзенк определил креативность как «способность, которая помогает человеку выдвигать идеи». По его мнению, креативность — составляющая общей умственной одаренности [33].

Е. Торренс подчеркивает, что творческие способности — это высший мыслительный процесс, связанный с инсайтом — яркой догадкой, соединяющей в себе новые ассоциации с решаемой проблемой [34].

Представители гуманистической психологии считают, что творческие способности присущи каждому из нас. Творческие способности созвучны понятию «самоактуализирующейся личности». Они проявляются в деятельности. По мнению А. Маслоу, источником творчества является потребность в самоактуализации и самореализации [35].

По мнению К. Роджерса, творческие способности направлены на достижение «идеального Я» [36].

Ф. Баррон рассматривает творчество как общее необходимое условие развития человека. Творчество — это способность адаптивно реагировать на меняющиеся условия жизни, способность к созданию чего-то нового. Это «новое» может носить и субъективный характер [37].

На рубеже XIX-XX вв. сложилось отдельное направление — психология творчества. Б. Г. Ананьев называет творчество «высшей интеграцией субъектных свойств» человека [38]. Развитие общих способностей приведет к развитию способности к какой-либо конкретной деятельности.

С точки зрения А. Н. Леонтьева, творческие способности — это результат овладения человеком знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того или иного вида творчества (художественного, музыкального, технического и т. д.) [39].

С точки зрения А. Г. Маклакова, творческие способности — это специальные способности, определяющие успех творчества [40].

4

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кондратьева Н. В. Сущность понятия «творческие способности» // Концепт. — 2015. — № 09 (сентябрь). — ART 15320. — 0,5 п. л. — URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15320.htm. — ISSN 2304-120X.

А. Н. Лук в определении творческих способностей уделил большое внимание приемам мышления, особенностям восприятия, памяти и мотивации. Творческие способности присущи каждому, однако уровень их развития зависит от индивидуальных особенностей, среды, в которую заключен индивид, воспитательных воздействий и личности воспитывающего [41].

A. М. Матюшкин подчеркивает обязательное наличие высокой познавательной мотивации и исследовательской активности у детей с развитыми творческими способностями [42].

B. И. Андреев указывает на мотивационно-творческую активность и общую направленность личности (творческий интерес, любознательность, стремление к лидерству, самообразованию), без которых не может быть развитых творческих способностей [43].

C. Медник способность к творчеству интерпретирует как способность преодолевать стереотипы и способность к продуцированию большого количества ассоциаций. Исследователь рассматривает творческий процесс как синтез конвергентной и дивергентной составляющих [44].

Н. С. Лейтес определил креативность как особый склад ума, особое качество умственных процессов [45].

Согласно М. А. Холодной, дивергентные способности и есть креативность [46].

Е. Л. Яковлева дает определение творческости как реализации человеком собственной индивидуальности [47].

A. В. Хуторской не говорит о творческих способностях как таковых, он рассматривает их как креативные качества (образность, ассоциативность, созерцательность, воображение, фантазия, инициативность, способность к генерации идей, независимость, склонность к риску и т. д.) личности, входящие в интегративное понятие креативности, которая составляет наряду с когнитивными качествами и оргдеятельностными сущность выделенных исследователем эвристических способностей [48].

B. А. Петровский вычленил и обосновал понятие «неадаптивная активность» («надситуативная»), которая является составляющей механизма творческого процесса. Это способность подниматься над проблемой, ставить избыточные согласно положению проблем цели, преодолевать внешние и внутренние ограничения деятельности. В понятие «неадаптивная активность» входят и личностные особенности, такие как тяга к риску, альтруизм, «сверхнормативность» в деятельности, глубокая саморефлексия [49].

B. Н. Дружинин понимает творчество как активность личности. А способность человека к такому роду активности есть креативность. Индивидуальные особенности приводят к доминированию либо надситуативной (творческой), либо адаптивной (нетворческой) активности, что позволяет делить людей на более и менее творческих [50].

Согласно Д. Б. Богоявленской, источником творчества является неадаптивная активность, а показателем творческости считается интеллектуальная активность (одно из проявлений неадаптивной активности), сочетающая в себе общие умственные способности и высокий уровень мотивации к исследовательской работе [51].

C. В. Максимовой была разработана концепция «дуальности неадаптивных и адаптивных проявлений в творчестве». Согласно концепции в творческом процессе различают два вида активности: неадаптивную активность, необходимую для генерации новых идей, целей и т. д., и адаптивную активность, важную для их претворения в жизнь. На этапе неадаптивной активности происходит постановка цели, порождение гипотезы, идеи, образа; задействованы дивергентное и образное мышление, интуиция, активизировано правое полушарие. На этапе адаптивной активности происходит

5

о

Huem

научно-методический электронный >курнал

ISSN 2304-12QX

Кондратьева Н. В. Сущность понятия «творческие способности» // Концепт. — 2015. — № 09 (сентябрь). — ART 15320. — 0,5 п. л. — URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15320.htm. — ISSN 2304-120X.

воплощение образа, идеи, решение проблемы, появление творческого продукта; преобладают конвергентное мышление, логика, вербальный интеллект, активизировано левое полушарие [52].

Теоретический анализ понятий «творчество», «способности» и «творческие способности» позволяет нам дать собственное определение. Творческие способности -синтез индивидуально-психофизиологических особенностей личности и новых качественных состояний (изменений в мышлении, восприятии, опыте жизнедеятельности, мотивационной сфере), возникающих в процессе новой для индивида деятельности (в процессе решения новых проблем, задач), что ведет к её успешному выполнению или появлению субъективно/объективно нового продукта (идеи, предмета, художественного произведения и т. д.). Креативность мы рассматриваем как качественное изменение психики индивида, влияющее на весь опыт его жизнедеятельности, характеризующийся принятием нетипичных решений, интересом к исследовательской деятельности, саморазвитию, и позволяющее создавать принципиально новые идеи, продукты. Процесс развития творческих способностей ведет к возникновению креативности, устойчивого свойства личности с высокой мотивацией к творческой деятельности. Творческие способности присущи каждому индивиду, они возникают и развиваются в процессе деятельности. Большое значение для развития творческих способностей имеет социальная, воспитательно-образовательная среда.

Ссылки на источники

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; председатель научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000-2001.

2. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. — М.: Олма-Пресс, 2004.

3. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / председатель научно-ред. совета А. М. Прохоров. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999.

4. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. — СПб.: Питер, 2009.

5. Там же.

6. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. Опыт оправдания. — М.: Изд-во «Академический проект», 2015. — 522 с.

7. Хайдеггер М. Исток художественного творения. — М.: Изд-во «Академический проект», 2008.

8. Ильин Е. П. Указ. соч.

9. Там же.

10. Там же.

11. Яковлева Е. Л., Фельдштейн Д. И. Психология развития творческого потенциала личности. — М.: Московский психолого-социальный институт, 1997.

12. Психология интеллекта и творчества: традиции и инновации: материалы Всерос. конф., посвящ. памяти Я. А. Пономарева и В. Н. Дружинина, 7-8 октября 2010 г. / отв. ред. А. Л. Журавлев, М. А. Холодная, Д. В. Ушаков, Т. В. Галкина. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.

13. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. — М.: Академия, 2002.

14. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. — М.: ТОО Горбунок, 1992.

15. Максимова С. В. Творчество как феномен неадаптивной активности // Развитие творческого потенциала учащихся в системе детского дополнительного образования. Серия «Экология творчества». Выпуск 2 / под ред. Н. В. Маркиной,О. В. Верещинской. — Челябинск: Паритет-Профит, 2002. — С. 42-58.

16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 2. — М.: Изд-во «Педагогика», 1989.

17. Платонов К. К. Проблемы способностей. — М.: Наука, 1972.

18. Чудновский В. Э. Актуальные проблемы психологии способностей // Вопросы психологии. — 1986. -№ 3. — С. 78-91.

19. Теплов Б. M. Проблемы индивидуальных различий. — М.: Изд-во АПИ РСФСР, 1961.

20. Шадриков В. Д. Теоретические взгляды на природу способностей // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы II Всерос. науч.-практ. конф., 18-19 октября 2005 г. -Ярославль: Изд-во «Канцлер», 2005. — С. 12-19.

21. Крутецкий В. А. Материалы конференции по проблеме способностей. — М.: Изд-во АПН СССР, 1970.

22. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. — М.: Наука, 1977.

23. Ильин Е. П. Указ. соч.

24. Там же.

25. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 1987.

6

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кондратьева Н. В. Сущность понятия «творческие способности» // Концепт. — 2015. — № 09 (сентябрь). — ART 15320. — 0,5 п. л. — URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15320.htm. — ISSN 2304-120X.

26. Келли Дж. Теория личности (теория личных конструктов). — СПб.: Изд-во «Речь», 2000.

27. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. — СПб.: Изд-во «Питер Пресс», 1997.

28. Там же.

29. Там же.

30. Там же.

31. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 2008.

32. Хьелл Л., Зиглер Д. Указ. соч.

33. Дружинин В. Н. Указ. соч.

34. Там же.

35. Хьелл Л., Зиглер Д. Указ. соч.

36. Там же.

37. Там же.

38. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания психологии. — СПб.: Питер, 2001.

39. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977.

40. Маклаков А. Г. Общая психология: учеб. для вузов. — СПб.: Питер, 2008.

41. Лук А. Н. Мышление и творчество. — М.: Политиздат, 1976.

42. Матюшкин А. М. Развитие творческой активности школьников. — М.: Педагогика, 1991.

43. Ильин Е. П. Указ. соч.

44. Дружинин В. Н. Указ. соч.

45. Хьелл Л., Зиглер Д. Указ. соч.

46. Холодная М. А., Гельфман Э. Г. Ценностные аспекты психологии интеллекта и их реализация в образовательной практике // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. — С. 236-261.

47. Яковлева Е. Л., Фельдштейн Д. И. Указ. соч.

48. Хуторской А. В. Структура эвристических способностей учащихся // Интернет-журнал «Эйдос». -2005. — 21 апреля. — URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0421 .htm.

49. Петровский В. А. Указ. соч.

50. Дружинин В. Н. Указ. соч.

51. Богоявленская Д. Б. Указ. соч.

52. Максимова С. В. Указ. соч.

Nika Kondratyeva,

Postgraduate Student, Chuvash State Pedagogical University named after I. Y. Yakovlev, Cheboksary [email protected]

The essence of the concept “creative abilities”

Abstract. The paper describes the definitions of such concepts as “creativity”, “abilities”, “creative abilities”. The author analyzes interpretations of these concepts in modern scientific literature. The author views the factors affecting the development of creative abilities and gives own definition of “creative abilities” and “creativity”.

Key words: abilities, creative abilities, creation, creativity.

References

1. (2000-2001) Novaja filosofskaja jenciklopedija: v 4 t. / In-t filosofii RAN; Nac. obshhestv.-nauch. fond; predsedatel’ nauchno-red. soveta V. S. Stepin, Mysl’, Moscow (in Russian).

2. Meshherjakov, B. & Zinchenko, V. (2004) Bol’shojpsihologicheskij slovar1, Olma-Press, Moscow (in Russian).

3. (1999) Rossijskaja pedagogicheskaja jenciklopedija: v 2 t. / predsedatel’ nauchno-red. soveta A. M. Proho-rov, Bol’shaja Rossijskaja Jenciklopedija, Moscow (in Russian).

4. Il’in, E. P. (2009) Psihologija tvorchestva, kreativnosti, odarennosti, Piter, St. Petersburg (in Russian).

5. Ibid.

6. Berdjaev, N. A. (2015) Filosofija svobody. Smysl tvorchestva. Opyt opravdanija Izd-vo “Akademicheskij proekt”, Moscow (in Russian).

7. Hajdeqqer, M. (2008) Istok hudozhestvennogo tvorenija, “Akademicheskij proekt”, Moscow (in Russian).

8. Il’in, E. P. (2009) Op. cit.

9. Ibid.

10. Ibid.

11. Jakovleva, E. L. & Fel’dshtejn, D. I. (1997) Psihologija razvitija tvorcheskogo potenciala lichnosti, Mos-kovskij psiholoqo-social’nyj institut, Moscow (in Russian).

12. Zhuravlev, A. L., Holodnaja, M. A., Ushakov, D. V. & Galkina, T. V. (eds.) (2010) Psihologija intellekta i tvorchestva: tradicii i innovacii: materialy Vseros. konf., posvjashh. pamjati Ja. A. Ponomareva i V. N. Druzhinina, 7-8 oktjabrja 2010 g., Izd-vo “Institut psihologii RAN”, Moscow (in Russian).

13. Boqojavlenskaja, D. B. (2002) Psihologija tvorcheskih sposobnostej, Akademija, Moscow (in Russian).

7

ISSN 2304-12QX

Кондратьева Н. В. Сущность понятия «творческие способности» // Концепт. — 2015. — № 09 (сентябрь). — ART 15320. — 0,5 п. л. — URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15320.htm. — ISSN 2304-120X.

концепт

научно-методический ~ электронный журнал

14. Petrovskij, V. A. (1992) Psihologija neadaptivnoj aktivnosti, TOO Gorbunok, Moscow (in Russian).

15. Maksimova, S. V. (2002) “Tvorchestvo kak fenomen neadaptivnoj aktivnosti”, in Markina, N. V. & Veresh-hinska, O. V. (eds.) Razvitie tvorcheskogo potenciala uchashhihsja v sisteme detskogo dopolnitel’nogo obrazovanija. Serija “Jekologija tvorchestva”. Vypusk 2, Paritet-Profit, Cheljabinsk, pp. 42-58 (in Russian).

16. Rubinshtejn, S. L. (1989) Osnovy obshhejpsihologii. T. 2, Pedagogika, Moscow (in Russian).

17. Platonov, K. K. (1972) Problemy sposobnostej, Nauka, Moscow (in Russian).

18. Chudnovskij, V. Je. (1986) “Aktual’nye problemy psihologii sposobnostej”, Voprosy psihologii, № 3, pp. 78-91 (in Russian).

19. Teplov, B. M. (1961) Problemy individual’nyh razlichij, Izd-vo API RSFSR, Moscow (in Russian).

20. Shadrikov, V. D. (2005) “Teoreticheskie vzgljady na prirodu sposobnostej”, Sistemogenez uchebnoj iprofessional»noj dejatel’nosti: materialy II Vseros. nauch.-prakt. konf., 18-19 oktjabrja 2005 g, Izd-vo “Kan-cler”, Jaroslavl’, pp. 12-19 (in Russian).

21. Kruteckij, V. A. (1970) Materialy konferencii po probleme sposobnostej, Izd-vo APN SSSR, Moscow (in Russian).

22. Artem’eva, T. I. (1977) Metodologicheskij aspekt problemy sposobnostej, Nauka, Moscow (in Russian).

23. Il’in, E. P. (2009) Op. cit.

24. Ibid.

25. Vertgejmer, M. (1987) Produktivnoe myshlenie, Progress, Moscow (in Russian).

26. Kelli, Dzh. (2000) Teorija lichnosti (teorija lichnyh konstruktov), Izd-vo “Rech’”, St. Petersburg (in Russian).

27. H’ell, L. & Zigler, D. (1997) Teoriilichnosti. Osnovnye polozhenija, issledovanija iprimenenie, Izd-vo “Piter Press”, St. Petersburg (in Russian).

28. Ibid.

29. Ibid.

30. Ibid.

31. Druzhinin, V. N. (2008) Psihologija obshhih sposobnostej, Piter, St. Petersburg (in Russian).

32. H’ell, L. & Zigler, D. (1997) Op. cit.

33. Druzhinin, V. N. (2008) Op. cit.

34. Ibid.

35. H’ell, L. & Zigler, D. (1997) Op. cit.

36. Ibid.

37. Ibid.

38. Anan’ev, B. G. (2001) Chelovek kak predmet poznanija psihologii, Piter, St. Petersburg (in Russian).

39. Leont’ev, A. N. (1977) Dejatel’nost’. Soznanie. Lichnost’, Politizdat, Moscow (in Russian).

40. Maklakov, A. G. (2008) Obshhaja psihologija: ucheb. dlja vuzov, Piter, St. Petersburg (in Russian).

41. Luk, A. N. (1976) Myshlenie i tvorchestvo, Politizdat, Moscow (in Russian).

42. Matjushkin, A. M. (1991) Razvitie tvorcheskoj aktivnosti shkol’nikov, Pedagogika, Moscow (in Russian).

43. Il’in, E. P. (2009) Op. cit.

44. Druzhinin, V. N. (2008) Op. cit.

45. H’ell, L. & Zigler, D. (1997) Op. cit.

46. Holodnaja, M. A. & Gel’fman, Je. G. (2008) “Cennostnye aspekty psihologii intellekta i ih realizacija v obrazovatel’noj praktike”, Cennostnye osnovanija psihologicheskoj nauki i psihologija cennostej, Izd-vo “Institut psihologii RAN”, Moscow, pp. 236-261 (in Russian).

47. Jakovleva, E. L. & Fel’dshtejn, D. I. (1997) Op. cit.

48. Hutorskoj, A. V. (2005) “Struktura jevristicheskih sposobnostej uchashhihsja”, Internet-zhurnal “Jejdos”, 21 aprelja. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2005/0421.htm (in Russian).

49. Petrovskij, V. A. (1992) Op. cit.

50. Druzhinin, V. N. (2008) Op. cit.

51. Bogojavlenskaja, D. B. (2002) Op. cit.

52. Maksimova, S. V. (2002) Op. cit.

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В. кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 03. 09.15 Получена положительная рецензия 06.09.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 06.09.15 Опубликована 07.09.15

Accepted for publication Published

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Кондратьева Н. В., 2015

8

Творческие способности | Советы по воспитанию и развитию детей

 

Советы родителям по развитию творческих способностей детей

 

Немного теории

 

       Кому нужны творческие способности?

       И перед нашим государством, школой и родителями стоит задача: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в школу, вырастить не только     сознательным членом нового общества, не только здоровым и крепким человеком, но и — обязательно! — инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за какое он бы ни взялся. 

     Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования.

   Творчество – это способность взглянуть на проблему со стороны. Оно проявляется в необычном способе решения задачи, в остроумном выходе из затруднительного положения

   Под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

Для определения творческих способностей выделяют следующие параметры:

·  беглость мысли (количество идей),

·  гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую),

·  оригинальность (способность производить идеи),

·  любознательность, фантастичность.

     У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать.

 

Каковы же способы стимулирования творческих способностей?

 

Способы стимулирования творческих способностей:

 

  • обеспечение благоприятной атмосферы;
  • доброжелательность со стороны взрослого, его отказ от критики в адрес ребёнка;
  • поощрение высказывания оригинальных идей;
  • обеспечение возможностей для практики;
  • использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

 

       Не секрет и то, что черты характера, свидетельствующие о творческом потенциале, можно (и нужно!) обнаружить достаточно рано. Однако в какой степени творческие импульсы ребенка укоренятся в его характере, зависит от родителей. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка

 

Советы родителям

 

     Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».

     Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. избегайте критиковать первые опыты, как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

     Используйте личный пример творческого подхода к решению проблем.

     Широко используйте вопросы проблемного типа применительно к самым разнообразным областям (например, что будет, если все люди станут совсем маленькими, не больше пальца?).

     Удовлетворяйте базовые человеческие потребности в безопасности, любви, уважении к себе и окружающим. Без этих «банальностей» человек, не способен   достичь высот самовыражения.

             Знаете ли вы что?

   Исследования показали, что у детей, воспитанием которых больше всего занимаются бабушки, творческий потенциал на 40 процентов выше! То есть мыслят они оригинальнее, чем их сверстники. А ведь именно эта черта — умение находить нестандартные решения, отыскивать новые пути — свойственна гениям. Дело в том, что бабушки чаще, чем родители, хвалят ребенка, предоставляют ему возможность выбора и самовыражения

 

«Инструкция»
Детям предлагается составить подробную инструкцию для выполнении нелёгкого задания, например:
— как вынуть изюм из кекса
— сделать маникюр кошке
— выиграть в лотерею

 

 

 

     «Неоконченный рисунок»

       Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т.п.). Его задача — из каждого кружочка изобразить, используя различные элементы, какие-либо образы. Повторяться нельзя.

 

     «Ассоциации»
       Ребенок придумывает и пишет на листке два столбика из четырех слов каждый. Это могут быть названия любых предметов, имена людей, животных. Затем для каждой из четырех пар слов (по одному из каждого столбика) нужно придумать связывающие их ассоциации, чем больше, тем лучше.

       Это, конечно, не все полезные для развития творческих способностей детей игры и упражнения. Родители сами могут подобрать аналогичные, или даже придумать сами.

 

 

Желаем успеха и надеемся на дальнейшее сотрудничество!

от чего на самом деле зависят творческие способности человека — РТ на русском

Международная группа учёных доказала, что творческие способности человека зависят не от развитости одного из двух полушарий мозга, а от количества связей между ними. Результаты работы, помимо того что позволяют лучше понять устройство головного мозга, могут в будущем помочь в исследовании психических расстройств и в разработке методов их лечения. О том, что представляет собой и как изучается креативность, — в материале RT.

Креативность в баллах

Обычно под креативностью подразумевается умение человека быстро генерировать принципиально новые идеи для решения конкретных проблем. Один из самых известных исследователей этого явления, американский психолог Элис Пол Торренс, сформулировал своё определение несколько иначе.

  • Психолог Элис Пол Торренс
  • © coe.uga.edu

По его мнению, креативного человека отличают особенная чувствительность к проблемам и подавленность из-за недостатка знаний или умений.

Торренс создал тест, который определяет степень креативности человека. Он состоит из 12 вопросов, разбитых на три блока: словесный, изобразительный и звуковой. В первом блоке, самом большом, испытуемый должен с помощью наводящих вопросов выяснить, что происходит на непонятной картинке, придумать обычным вещам необычное применение и полностью расписать ход некоей неправдоподобной ситуации. В заданиях изобразительного блока предлагается нарисовать картину, используя определённую фигуру, и дорисовать к изображению несколько линий, чтобы оно получилось осмысленным. Звуковой блок проверяет умение человека быстро и правильно определять источник звука.

Тест Торренса признаётся одним из лучших инструментов для измерения творческих способностей человека. С его помощью можно эффективно оценить сразу несколько определяющих критериев креативности. Это беглость, или количество оригинальных идей на единицу времени, гибкость, или умение подстраивать различные стратегии для решения определённых проблем, оригинальность и понимание сути проблемы. Очень часто результаты теста Торренса и IQ-тестов близки — чем выше интеллект, тем выше и уровень креативности, хотя отметки выше среднего друг от друга не зависят.

  • Тест креативности Торренса
  • © coe.uga.edu
Полезная мутация

Сначала учёные считали, что творческие способности развивались у человека постепенно, вместе с изменением его культурной жизни. В начале XXI века эта теория начала подвергаться сомнениям. Антропологи выдвинули гипотезу, что креативность человека — последствие генетической мутации, произошедшей примерно 50 тыс. лет назад.

Одним из доказательств этой теории стало открытие гена FOXP2, отвечающего за коммуникацию. Как выяснилось, его повреждение вызывает у человека тяжёлые расстройства речи: неспособность воспроизводить звуки, проблемы с грамматикой при построении предложений. Кроме того, учёные отметили, что археологические объекты возрастом более 50 тыс. лет однообразны, в то время как находки более поздних времён в тех же регионах выглядят совершенно иначе.

На основании этого и появилась теория, что около 50 тыс. лет назад в человеческом геноме произошёл ряд мутаций, вызвавший появление «творческих» генов.

Развенчание право- и левополушарного мифа

Но вопрос, какими процессами в человеческом мозге сопровождаются проявления креативности, до последнего времени оставался открыт. Миф о дифференциации полушарий человеческого мозга, активно продвигаемый всевозможными тренингами и популярной литературой, был опровергнут ещё несколько лет назад.

Учёные следили за активностью мозговых зон людей, занятых разными видами деятельности. Выявить случаи, когда одно из двух полушарий было бы активнее второго, не удалось.

Международная группа под руководством нейробиолога Рекса Джанга решила изучить мозговую активность человека непосредственно во время творчества. С помощью диффузной томографии исследователи смогли проследить путь нервных импульсов по аксонам (отросткам, несущим сигналы от тела нейрона), пока испытуемые проходили тест Торренса и заполняли анкеты. Как и в предыдущих работах, разницы в деятельности полушарий обнаружено не было, зато у людей, показавших лучшие и худшие результаты теста, различалось количество связей между полушариями. В основном это касалось лобной доли головного мозга.

Учёные говорят, что изучение связей между полушариями поможет «предсказывать» творческие способности человека. Но их интересует не только креативность. Они выясняют, как связи между полушариями влияют на психические заболевания, например болезнь Альцгеймера или шизофрению, что в дальнейшем может помочь в лечении.

Как развить творческие способности? Творческое развитие

Творческое мышление – это не обязательно врожденное качество, его можно развить самостоятельно и употребить на пользу себе.

 

Развитие творческих способностей оказывает неоценимое благотворное влияние на личность человека. Во-первых, оно помогает познать себя и свою истинную природу. Во-вторых, по-новому взглянуть на мир вокруг себя и изменить свое мышление. Наличие творческих способностей не обязательно сделает вас художником и писателем, но поможет в саморазвитии, окажется полезным в работе, учебе и общении с людьми.

 

5 шагов к новому мышлению

Психологи утверждают, что каждый человек может открыть в себе творческий потенциал и изменить свое восприятие жизни – достаточно только захотеть!

 

Для того чтобы сделать свое мышление более креативным, а ум – более гибким, следуйте нескольким простым советам…

 

1. Станьте независимым

Зависимый человек не чувствует себя свободно, а значит – не может свободно мыслить. Он ощущает себя скованным и закрытым для окружающего мира и людей.

 

Научитесь независимости и самостоятельности. Таким образом, вместе с долей ответственности придет и чувство свободы, которое поможет вам «расправить крылья».

 

2. Мыслите

Каждый день тратьте хотя бы какое-то время на размышления. Мыслительный процесс развивает человека, его способности к анализу различных ситуаций и самоанализу, помогает познать себя.

 

Кстати, мыслительный процесс вполне можно совмещать с пробежками или велопрогулками.

 

3. Занимайтесь творчеством

Найдите творческое занятие по душе. Это может быть что угодно – рисование, танцы, вышивание, написание прозы или стихов, игра на музыкальном инструменте или пение, скульптура и др.

Творчество – это путь к новому восприятию мира и себя в нем.

 

4. Учите языки

Начните учить иностранный язык, который вам всегда нравился. Выберите метод изучения языка, который идеально вам подойдет, и приступайте к получению новых знаний.

 

Изучение языка, особенно самостоятельное, повысит уровень ваших креативных способностей, разовьет самодисциплину и кругозор.

 

Учим английский и готовим

Как изучать английский язык по фильмам

 

5. Следуйте за мечтой

Станьте хотя бы немного романтиком и мечтателем! Ставьте перед собой цели, может и не очень реальные, и делайте все, чтобы их добиться.

 

Мечтайте о дальних странах, приключениях, новых знакомствах и новом интересном опыте. Выбирайте неизведанные пути, ведь именно они обычно ведут нас к самим себе.

 

Путешествие  как способ обрести себя

Где дешево отдохнуть за границей

 

Полезные упражнения

Специалисты разработали немало простых и действенных упражнений, которые помогают развивать творческое и независимое мышление. На их выполнение вы будете тратить совсем не много времени, зато уже скоро вы почувствуете их благотворное влияние на свое сознание.

 

1. Считайте в уме

2. Тренируйте память. Пытайтесь держать важную информацию в голове – меньше записывайте и больше запоминайте

3. Тренируйте воображение. Домысливайте сюжеты фильмов и книг

4. Избегайте карт и навигаторов в поездках. Ориентируйтесь по дорожным знакам и указателям

5. Ведите дневник, записывайте свои мысли и впечатления

6. Привнесите разнообразие в быт. Украшайте свой дом, придумывайте новые блюда, красиво сервируйте стол, придумывайте интересные авторские декорации

7. Читайте. Удовлетворяйте свое любопытство, читайте книги, словари и энциклопедии

8. Играйте в развивающие игры. Например, в шахматы, стратегии, бридж и покер, а еще разгадывайте кроссворды, сканворды, анаграммы, головоломки и судоку

9. Самовыражайтесь во всем. Станьте тем, кем всегда хотели быть, не бойтесь критики в адрес своей индивидуальности

10. Учите по одному новому слову в день. Это могут быть интересные слова на вашем родном или иностранном языке

 

Модные тренды для студентов

Книги на английском на лето

Общение по переписке на английском

От чего зависит способность к творчеству

Существует устоявшееся мнение, что способность к творчеству определяется работой правого полушария головного мозга. На основе этой гипотезы появилось множество книг, тренингов и семинаров, которые учат тому, как активизировать работу правого полушария, чтобы стать креативнее. Однако, результаты последних исследований ставят это под сомнение. Возможно, взаимосвязь творчества и правополушарного мышления не более чем миф.

Учёные Дэвид Дансон (David Dunson) из Университета Дьюка и Даниэл Дюрант (Daniele Durante) из Падуанского университета взялись целью проанализировать и сопоставить творческие способности людей и проводящие особенности белого вещество мозга, состоящего из большого числа нервных волокон (пучков аксонов), передающих электрические импульсы миллиардам нейронов. В качестве испытуемых выступили студенты университетов и колледжей.

В рамках проводимого исследования другая команда учёных во главе с нейробиологом Рэксом Юнгом (Rex Jung) из Университет Нью-Мексико в Альбукерке создала трёхмерную карту электрических схем мозга. Сбор данных осуществлялся с использование методики МРТ, называемой Визуализация диффузионного тензора, которая позволяет учёным изучать головной мозг человека и прослеживать пути всех аксонов, следуя за движением электрохимического сигнала в них. Компьютер создаёт множество единичных снимков разрешением свыше 1Gpx, поочерёдно накладывая их слоями друг на друга и получая таким образом трёхмерное изображение.

Трёхмерная визуализация методом МРТ

На изображении трёхмерная визуализация, полученная методом МРТ под названием Визуализация диффузионного тензора

Следующим этапом стало изучение творческих способностей студентов, для которых была создана трёхмерная карта электрической схемы мозга. Команда Юнга использовала комбинацию тестов для оценки креативности. В частности способность к Дивергентному мышлению (от лат. divergere — расходиться) — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач, и заключающийся в поиске множества решений одной и той же проблемы. Например, испытуемым было предложено нарисовать за пять минут как можно больше не повторяющихся геометрических фигур/рисунков. Или придумать и перечислить новые способы использования для повседневных предметов, таких как кирпич или скрепка для бумаг. Студенты также заполнили ряд анкет об их достижениях в области изобразительного искусства, музыки, творчества, танцев, кулинарии.
Результаты были использованы для расчёта свободного показателя креативности для каждого испытуемого.

Дансон и Дюрант разработали компьютерные программы для анализа данных, полученных командой Юнга, и выявления различий в структуре мозга.

По результатам исследования учёные не обнаружили различий во внутренних связях между полушариями мозга и в его строении у мужчин и женщин. Таким образом, отсутствие наблюдаемых различий не позволяет соотнести их с творческими способностями у разных людей и связать их с правым или левым полушарием.

Связи между долями в лобной части мозга

На изображении графическое изображение связей между полушариями. Согласно исследованию, у творческих людей подобных связей в белом веществе мозга значительно больше.

Однако, при дальнейшем изучении обнаружились, что у студентов, набравших максимальные показатели креативности, в головном мозге насчитывается значительно больше связей между полушариями, особенно в лобной части, в сравнении с теми, у кого творческие способности на низком уровне.

Источник: Medical Xpress

10 дел, идей и упражнений

1. Ищем источник вдохновения

Малыш сел рисовать или играть с конструктором и забросил остальные дела — поддержите его увлеченность. Среди всех творческих занятий важно найти то, которое будет зажигать огонек в глазах ребенка. Не удалось словить вдохновение сразу — продолжайте поиски. Вероятно, ребенку больше понравится собирать картинки из мозаики, делать аппликации, лепить из пластилина или космического песка, складывать оригами и т.д.

2. Оформляем творческий уголок

Источник нашли — создаем условия. Проблему испачканного пластилином ковра и разрисованных обоев решит специально оборудованный творческий уголок. Пусть ребенок отвлечется от внешнего мира и погрузится в любимое хобби, не боясь быть наказанным за беспорядок или испорченные вещи.

Место детского творчества может напоминать последствия урагана, но на это стоит уметь закрыть глаза. «Нет хаоса — нет вдохновения. Это как кухня во время обеда» — говорил американский филолог и литератор Мейсон Кули.

Воспринимайте беспорядок как часть творчества.

Создать условия, атмосферу — важно. Еще важнее — развивать стремление творить, находить источники вдохновения.

3. Фантазируем каждый день

Хотите раскрыть и развивать творческий потенциал? Хорошо бы внести творческие занятия в расписание, как приемы пищи, прогулки, спорт и другие дела. Важно при этом не переусердствовать, не превратить творчество в скучную обязаловку. Ведь для ребенка это в первую очередь игра.

Добавляем творчество в бытовые дела

Даже уборка в комнате или приготовление еды могут быть интересными, если добавить в них творчество и фантазию. Соревнуйтесь, кто из вас лучше наведет уборку в комнате и получит приз как главный чистюля. Приготовьте вкусный ужин по секретному рецепту известного шеф-повара из Франции, а посуду помойте по поручению духа чистоты. Нужно показать ребенку, что даже скучное на первый взгляд занятие может быть увлекательным и веселым. С таким подходом вы и сами будете быстрее справляться с рутиной.

Какие-то вещи затерялись? Почему бы не превратить их поиски в квест!

Упражнение «Найди применение»

Подумайте вместе, как нестандартным образом применить бытовые вещи. Например, зубной щеткой можно расчесывать кошку, щекотать друзей, рисовать красками и т.д.

4. Учимся развивать воображение, наблюдая за окружающим миром

Гуляйте в парке, выбирайтесь за город, научите ребенка любоваться красотой окружающего мира. Интересно придумывать образы, разглядывая облака, или угадывать предметы по их очертаниям поздним вечером. Если взять с собой увеличительное стекло или бинокль, наблюдать за птицами и насекомыми будет еще интереснее.

Художник Роб Саядж-младший с помощью планшета создает вот такие рисунки из облаков.

Вооружитесь маркером для белой доски (он легко смывается) и пробуйте вместе с ребенком нарисовать свои фигуры на стекле.

5. Творчество доступно каждому

Чтобы научиться мыслить творчески, нужно тренироваться. Не все получается сразу, но ведь это не беда: нет тех, кто стал мастером в своем деле без всяких усилий.

Плюс творчества в том, что оно может быть недорогим или вообще бесплатным. Пакет из-под молока с помощью камешков можно превратить в музыкальный инструмент, из салфетки смастерить цветок, а из палочек от мороженого — шкатулку. Была бы фантазия!

Простые материалы дают ребенку большой простор для творчества.

6. Сохраняем результаты и желание творить

Дети огорчаются, когда узнают, что их поделки и рисунки выбрасывают. Поэтому собирайте и храните детское творчество. Это и для вас памятные вещицы, и для ребенка источник вдохновения. А через 15-20 лет вчерашние каракули тоже могут повзрослеть и вырасти в профессиональное искусство.

Детские рисунки художников в новом исполнении. Работа Katherine Brannock

Критиковать (,) нельзя (,) хвалить

Ребенок хотел нарисовать лошадь, а вышла собака? Карандашный рисунок после акварели превратился в мазню? Мнение мамы и папы для ребенка самое авторитетное. Словом можно вдохновить или отбить желание заниматься творчеством. Постарайтесь аккуратно реагировать на первые творческие шаги.

За мужеством критики должно следовать мужество похвалы.
Оноре де Бальзак

7. Погружаемся в искусство

Знакомьте ребенка с литературной и музыкальной классикой, прививайте любовь к чтению книг. Вместо игрушек или вкусностей можно купить билеты в театр, кино или на художественную выставку. Смена обстановки, поход в незнакомое место принесет новые эмоции, радость и вдохновение. Искусство в чистом виде — хороший учитель, способный пробудить у ребенка желание создавать собственные шедевры.

Упражнение «А что, если бы…»

Возьмите за основу сказку и измените в сюжете одну деталь (например, Красная Шапочка не сказала волку, где находится дом ее бабушки). Пофантазируйте, как бы дальше развивался сюжет сказки.

Хорошая книга составит детям компанию и научит мечтать.

8. Моделируем ситуации, которые требуют творческого решения

Во взрослой жизни бывают сложные ситуации, из которых проблематично найти выход. Вот здесь и требуется умение мыслить нестандартно. Научите ребенка рассуждать и искать оригинальные способы решения проблемы.

Упражнение «Найди выход»

Предложите ребенку придумать решение для проблемной ситуации. Что делать, если перепутал билет и сел не в ту электричку? Заблудился в чужом городе и нет при себе телефона?

9. Решаем нестандартные задачи

Решение логических задач и головоломок — хороший способ развить нестандартное мышление.

На платформе «ЛогикЛайк» более 2500 заданий на логику, воображение и пространственные представления. Чтобы открыть ребенку доступ к занятиям, нужно зарегистрироваться.

10. Процесс важнее результата

Не обязательно стремиться вырастить гения искусства. Куда важнее видеть пользу творческого, неординарного мышления, которое помогает решать даже самые сложные жизненные ситуации.

Задача родителя — пробудить в ребенке тягу к творчеству, помочь ему найти свои таланты и реализовать их.

Научить видеть новые возможности и находить нестандартные решения.

Творческие способности хорошо послужат ребенку в школе, в работе и в жизни. Придумывайте и создавайте новое. Получайте радость от творчества и развития вместе с ребенком!

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Каждый ребенок по своей природе — творец и экспериментатор. Формирование многогранной и целостной личности невозможно без развития творческих способностей. У детей они находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются самостоятельно. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, можно разбудить их.

Что такое творческие способности и зачем их развивать?

Творчеством называется процесс создания человеком чего-то принципиально нового, оригинального, уникального. Творческие способности выражаются в умении человека находить особый взгляд на привычное и повседневное. Они в какой-то степени зависят от психофизиологических особенностей человека, однако не являются врожденными. Их развитие обусловлено активной интеллектуальной деятельностью человека.

Одной из важных задач педагогики является формирование творческой личности.  Современное общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях, людях, способных к творческой деятельности.

К творческим способностям относят:

  • воображение,
  • образное мышление,
  • интуицию,
  • фантазию,
  • восприятие,
  • инициативность,
  • любопытство,
  • возможность применить теоретические знания на практике.

Творческие способности важны, поэтому формировать их необходимо с раннего детства. Часто родители отдают предпочтение развитию интеллекта ребенка, логики и памяти, но забывают про творческий потенциал. Это большая ошибка. Творческое и логическое мышление не противопоставляются, а дополняют друг друга.

Такие занятия комплексно воздействуют на ребенка. Они способствуют развитию наблюдательности, воображения, мышления, памяти, эмоционального интеллекта. Процесс дальнейшего школьного обучения будет намного эффективнее, если применить к нему креативность. Поэтому творческое развитие не менее важно, чем интеллектуальное и физическое.

Условия для развития творческих способностей

Чтобы развивать творческие способности ребенка, необходимо соблюдать определенные условия:

  1. Правильное и своевременное физическое развитие ребенка.
  2. Включение ребенка в творческую деятельность как можно с более раннего возраста.
  3. Создание обстановки, которая будет стимулировать творческую активность — эмоциональный комфорт в семье или коллективе, атмосфера творческого поиска. Поддерживание любых начинаний ребенка.
  4. Развитие детей дошкольного возраста должно происходить только в игровой форме. Занятия не должны превращаться в скучные уроки.
  5. Разнообразная деятельность для получения результата — создания нового продукта.
  6. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, способах и материалах, продолжительности занятий, их чередовании.
  7. Регулярный и системный характер занятий.
  8. Своевременная, но дозированная помощь со стороны взрослых при возникающих трудностях и тупиковых ситуациях.
  9. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, поддерживать при возможных неудачах, проявлять сочувствие и терпение.

Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста активно вовлекается в творческую деятельность. В ней он и ведомый взрослым, и пробует свои силы самостоятельно. Это требует творческого воображения, координации своих действий, самостоятельности, умения применять опыт в новых условиях, ответственности.

Дети этого возраста очень любознательны, у них есть огромное желание познавать мир, их мышление не связано стереотипами. Родители, поощряя это, давая детям знания, привлекая их к разным занятиям, способствуют обогащению опыта. А это является предпосылкой для будущей творческой деятельности.

Развитие творческих способностей с возрастом

Каждый возрастной период характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала детей.

Младший дошкольный возраст

1-2 года. Малыши этого возраста часто проявляют интерес к музыке — двигаются под музыку, улавливают ее ритм. Художественное творчество также их увлекает. Они учатся держать в руке карандаш, пробуют разные материалы и приемы, много экспериментируют.

3-4 года. В этот период проявляется пик творческой активности у детей. Они уже много знают и умеют. В их рисунках появляются узнаваемые предметы. По-прежнему следуют за взрослым, но могут проявлять инициативу, придумывать и фантазировать.

Старший дошкольный возраст

5-6 лет. Занятия для детей этого возраста можно уже усложнять самыми разнообразными новыми заданиями. Старшие дошкольники уже могут достаточно долго работать над задачей, действовать самостоятельно, адекватно справляться с неудачами, добиваться нужно результата.

Младший школьный возраст

7-8 лет. В этом возрасте начинается уже более серьёзная творческая деятельность — рисование, музыка, театр. И в каждой области ребёнок сможет себя проявлять. Хотя возможно, что лидировать будет одна, к которой у него имеются природные задатки. Также в младшем школьном возрасте проявляется детское техническое творчество. Дети уже накопили определенный опыт, позволяющий им экспериментировать и создавать новое.

Лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Стоит начинать развивать творческие способности детей как можно раньше.

Как развивать творческие способности дошкольников?

Существует много методов развития творческих способностей детей. Беседы об окружающем мире, обо всем, что происходит вокруг, ответы на интересующие вопросы — все это могут использовать родители ежедневно. Развивающие игры, мозаики и конструкторы должны быть у каждого ребенка. Стоит заниматься с малышом рисованием, лепкой, читать книги и слушать музыкальные произведения. Перечисленные занятия не только развлекут, но и принесут большую пользу.

Игры и упражнения для развития творческих способностей

На что похожа фигура?

Игра для детей 5-6 лет. Развивает творческое воображение, умение создавать образы, отбирать наиболее креативные из них, умение замечать признаки предметов. Взрослый предлагает несколько картинок, на которых изображены абстрактные фигуры. Дети думают, что они напоминают.

Поощряются все варианты, но отмечаются особенно оригинальные. Если у ребенка нет вариантов, можно подсказать ему посмотреть на картинку под иным ракурсом, закрыть часть ее и т. д. Способность увидеть предметы в абстрактных изображениях говорит о высоком уровне развития воображения у ребенка.

Сочиняем историю

Игра для детей от 5 лет. Ведущий начинает рассказывать историю с фразы «Жили-были…», а дальше в игру включаются остальные. По очереди они добавляют по одному осмысленному предложению и продолжают историю. Ведущий направляет развитие рассказа. Перед началом игры следует побудить детей фантазировать, подсказать идею использования героев сказок, книг, мультфильмов. В итоге ведущий пересказывает полностью всю историю.

Мозаика из зерен, семян

Игра подходит для детей с 3 лет и до младшего школьного возраста. Развивает творческое и образное мышление, мелкую моторику, умение моделировать целостный образ из деталей, частей. Необходимо подготовить набор из различных зерен и семян в достаточном количестве. Детям предлагается выложить любое изображение — домик, цветок, животное и т. д.

Важно не давать подсказки, а позволить им, проявив фантазию, сделать это самостоятельно. Если играет несколько детей, то можно сделать большую совместную картину.

Волшебные кляксы

Игра для детей от 3-4 лет. Развивает воображение и фантазию, умение видеть образы. Взрослый изготавливает несколько клякс: в центр листа выливает немного чернил или туши и складывает лист пополам. На развернутом листе получится симметричная клякса. Дети озвучивают, что они видят в кляксе (целой либо отдельных ее частях).

Три предмета

Игра для детей от 5-6 лет. Развивает воображение, мышление. Взрослый подготавливает карточки с записанной на них парой признаков предметов. Можно обойтись без карточек и просто их называть вслух. Например: теплый и пушистый, сладкий и мягкий, твердый и тяжелый и т. д. Дети должны подумать и назвать по три предмета, соответствующие указанным признакам. Теплый и пушистый может быть плед, кот, мягкая игрушка.

У кого какой характер?

Игра для детей от 4 лет. Развивает воображение, умение различать эмоции. Взрослый раздает детям картинки с изображением различных неодушевленных предметов. Например: молоток, подушка, карандаш. С детьми обсуждается, какой характер могут иметь эти предметы? Может ли меняться их характер, в зависимости от того, в чьих руках они находятся? Детям предлагают описать, как работает печальный и веселый молоток, ленивый и трудолюбивый карандаш.

Идеи развития творческих способностей

Изобразительная деятельность

С самого маленького возраста можно давать детям мелки, карандаши, краски. Предмет, оставляющий след на поверхности, завораживает их и побуждает к экспериментам. С 3-4 лет рисование приобретает осмысленные черты. Ребенок стремится изобразить мир вокруг. С возрастом и приобретением опыта, его навыки совершенствуются.

Лепка

Занятия лепкой способствуют развитию образного мышления, зрительного восприятия, памяти, навыков ручного труда, формирует чувство прекрасного, умение видеть красивое в обычном. Еще лепка связана с игрой — ведущей деятельностью дошкольников. Выполненная фигурка объемная и стимулирует детей к игровой деятельности с ней. Хорошо использовать для лепки разные материалы — пластилин, глину, тесто, бумажную массу. Каждый из них имеет разную текстуру и свойства.

Аппликация

В основе аппликации лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Закрепляться детали также могут различными способами — клеем, нитками и т. д. Своеобразие аппликации — в характере изображения и в технике исполнения. Изображение тут более условное, чем в рисунке, обобщенной формы, практически без деталей. Занятия аппликацией развивают чувства цвета, ритма, симметрии. Так формируется художественный вкус. Параллельно дети приучаются к плановой организации работы.

Нетрадиционное рисование

Дошкольники вначале приобретают простейшие умения и навыки рисования традиционными красками, карандашами и т. д. А взрослея, они начинают искать новые приемы отражения окружающего мира. В этот момент взрослый может познакомить их с интересными нетрадиционными техниками рисования.

В ход идут парафиновые свечи, ватные палочки, зубные щетки, расчески, нитки и прочие бытовые предметы. Такие занятия помогают в снятии детских страхов, обретению веры в себя, внутренней гармонии. Владея разными техниками и способами изображения, ребенок получает возможность выбора.

Музыка

Способствует всестороннему развитию ребёнка и помогает формированию навыков для будущего обучения в школе. Прослушивание музыки в раннем возрасте помогает детям выражать свои эмоции и делиться чувствами. Слушая музыку, ребенок учится ее интерпретировать и понимать, в процесс активно включается воображение.

Малышам с самого раннего возраста полезно слушать музыку — детские песенки, танцевальные мелодии, классику. Дети постарше учатся двигаться под музыку. Большой интерес у малышей вызывают музыкальные сказки. Это могут быть аудиозаписи и музыкальные мультфильмы. Дети быстро запоминают песенки, что способствует развитию памяти, речи.

Театрализованная деятельность

Перевоплощаясь в тех или иных персонажей, ребенок знакомится с разными сторонами жизни и подготавливается к новым ситуациям, которые могут встретиться в жизни. В театральном действии он может перевоплотиться в кого угодно, стать деревом, доктором, слоном, великаном, космонавтом и т. д. Это развивает интеллект, умение сопереживать и понимать другого, раскрывает новые таланты и способности.

Чтение и литературное творчество

Книги дарят полет фантазии, развивают воображение, речь. Детских произведений очень много. Они должны быть подобраны по возрасту и интересам ребенка. Важно знакомить ребенка с разными жанрами —сказками, стихами, рассказами. Можно разыгрывать по ролям сценки из книг, находить рифмы, сочинять простые стишки и песенки. Это развивает творческий потенциал ребенка.

Дошкольное детство — наиболее благоприятный период для развития творческих способностей. Регулярно занимаясь с ребенком, предоставляя ему комфортную психологическую обстановку, достаточно свободы, материалов для творчества, подавая идеи и ненавязчиво направляя, заботливые родители делают большой вклад в его будущее, открывают для него много возможностей реализации.

Тренажер для развития мышления

Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов

узнать подробнее

 

художественных способностей в предложении

Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Cambridge Dictionary, Cambridge University Press или его лицензиаров.

Каждая эпоха присваивала эти первичные мотивы и адаптировала их к своим технологическим и художественным способностям .

Это также исключило бы всех людей с артистическими способностями — художника, музыканта и чувствительного человека, а также людей жизненных сил.

Как можно судить о артистических способностях компании, не видя ни одного из ее выступлений?

Я рекомендую его артистические способности , но это однозначно, в то время как моя сердечная и широко распространенная, как он знает.

Мы не испытываем социальной зависти к тем, кто приобретает богатство, играя в азартные игры, занимаясь спортом или даже иногда обладая художественными способностями .

Уверенность в себе может быть восстановлена ​​у людей, переживающих плохой период, когда они обнаруживают, что обладают артистической способностью .

Он включает творческих художников и других артистов способностей .

Как группа может оценить художественных способностей любой компании, если она не поступила в школы?

Двести лет научных исследований не смогли доказать, что интеллектуальные или художественные способности передаются или наследуются среди детей в семье.

Мы позволили иностранным туристам забронировать поездку, гостиницу и театр с помощью одного телефонного звонка, не полагаясь на артистических способностей портье отеля.

Хорошая школа старается обеспечить ученикам эстетическое восприятие, социальные навыки и понимание, спортивные и художественные способности и ценности цивилизованного и заботливого общества.

Сегодня разговоры с мелом по-прежнему регулярно используются как метод визуальной проповеди Священных Писаний евангелистами, обладающими художественными способностями .

Из

Википедия