Чему старик Фрейд может научить современных маркетологов
Когда в разговоре кто-то упоминает теорию психоанализа Зигмунда Фрейда, мы обычно отвечаем: «Нет, я не собираюсь убивать одного из своих родителей и спать с другим».
Некоторые из воззрений Фрейда действительно устарели — он, например, считал женщин всего лишь «неполноценными мужчинами». Но в одном австрийский психоаналитик был прав — мы не являемся повелителями собственного разума.
Именно исследование того, что происходит в нашем сознании, когда мы принимаем решение о покупке, и какие мотивы нами движут, — и является приоритетом для маркетологов. А теории мотивации и личности, разработанные Фрейдом, могут пролить свет на поведение потенциальных клиентов, приоткрыв такие факты, о которых вы даже не догадывались.
Как применять психоанализ Фрейда в маркетинге — читайте в статье.
Что мотивирует нас покупать, согласно Фрейду
Представьте, что вы отправились на шопинг за оранжевым худи от Uniqlo. Вам давно нравится этот бренд, а оранжевый цвет — ваш любимый. Вы твердо решили совершить именно эту покупку, и ваш бюджет рассчитан до копейки. Но в результате внезапно покупаете черное худи от Gucci, потратив гораздо больше денег.
Что же с вами произошло? Внезапное озарение?
Психоаналитики пытаются ответить на этот вопрос. А именно: какие факторы влияют на поведение человека и как оно соотносится с желанием купить тот или иной продукт. Свет на эту проблему проливает теория мотивации, которую разработал австрийский психолог и психоаналитик Зигмунд Фрейд в 1890-х гг.
Говоря о свободе воли, Фрейд верил, что человек не может контролировать свое поведение — и мотивация совершать определенные действия рождается вне нашего сознания. Согласно теории психоаналитика, на принятие решения о покупке влияют силы бессознательного — например, скрытые желания и мотивы человека.
В случае с худи Фрейд бы предположил, что в момент, когда вы увидели кенгурушку от Gucci, мотивы вашего бессознательного (Ид), пересилили рациональный голос (Суперэго). Он настаивал на том, что вы выделили специальный бюджет на покупку и что члены вашей семьи будут недовольны растратой денег, ведь эти средства должны были пойти на что-то другое.
Но представив себя в худи от Gucci, вы сразу почувствовали статусность и привлекательность. У вас проявился бессознательный мотив — получить немедленное вознаграждение. Так вы купили черное худи вместо оранжевого. Столкнулись ваши Ид и Суперэго, и первое одержало победу.
Как маркетологи применяют теорию мотивации
Теория мотивации может быть удобным инструментом для маркетологов, ведь она помогает выявить тонкую взаимосвязь между продуктом и конечным потребителем. Например, какие качества товара мотивируют приобрести его?
Это могут быть вкус, запах, осязание. Продукт также способен неожиданно вызвать трепетные воспоминания. При запуске маркетинговой кампании важно проанализировать именно такой эмоциональный отклик, который возникнет у человека при первом контакте с товаром.
Скрытые мотивы дополняют функциональную потребность покупателя в товаре. Возьмем для примера жалюзи. С одной стороны, предмет внутреннего дизайна спальни, а также простой способ защититься от солнечного света в жаркую погоду. Это функциональная сторона.
Но жалюзи таят в себе и скрытый смысл. Согласно Фрейду, у человека есть бессознательный страх быть увиденным кем-то, когда он обнажен, то есть опасение, что его личное пространство будет нарушено вторжением «чужого».
Итак, продавец, убеждая клиента купить жалюзи, может спросить, видны ли окна соседнего дома из его спальни. Если ответ будет «да», менеджер может упомянуть о том, что жалюзи прекрасно закрываются и не оставляют щелей. Так покупатель уже в магазине сможет пережить чувство безопасности, и, вероятнее всего, совершит покупку.
Интересно, что многие компании — например, Apple и Durex — имеют собственные отделы по исследованию и аналитике поведения потребителей. Перед заходом на рынок с новым продуктом сотрудники таких подразделений пытаются выявить скрытые мотивы выбранной группы потенциальных клиентов, чтобы определить, что способно мотивировать их купить.
Курсы по теме:
Маркетинг и PR
Исследователи могут использовать целый ряд методов для идентификации потребительского поведения — ролевые игры, интерпретацию символических картинок, словесные ассоциации, или попросить опрашиваемых завершить разные предложения.
Наиболее полный анализ поведения потребителя маркетологи и исследователи смогут получить, углубившись в теорию личности Фрейда. Какие компоненты психики воздействуют на человека и что же такое Эго, Суперэго и Ид? Давайте узнаем.
Эго, Суперэго и Ид: теория личности Фрейда
Согласно Зигмунду Фрейду, эти три составляющие влияют на поведение человека:
- Сознание — складывается из мыслей, воспоминаний, чувств и желаний.
- Предсознание — состоит из всего, что потенциально может перейти в сознание.
- Бессознательное — это резервуар для чувств, мыслей, устремлений и воспоминаний, находящихся за пределами сознания. Например, переживания душевной боли, тревоги и конфликтов, которые на нас давят.
Анализируя личность, Фрейд нарисовал знаменитый айсберг. Мы видим, что сознание находится над водой, но составляет лишь малую часть айсберга, предсознание — лежит неглубоко под поверхностью, а в глубинах океана находится бессознательное.
А эти три структуры нашей психики распределяются по всему объему айсберга:
- Ид — наши самые примитивные импульсы, которые рождаются в подсознании. Они приводят в действие мотивацию, либидо, агрессию или деструктивный способ мышления. Ид запускают принципы удовольствия и желание немедленного вознаграждения.
- Суперэго — напротив, представляет наше переживание моральных принципов, оно говорит нам обо всех вещах, которые не стоит делать, или напоминает
о прямых обязанностях по отношению к обществу. После совершения плохого поступка мы чувствуем вину — из-за Суперэго. - Эго — основано на принципах реальности. Это своеобразный осознанный контроль или активная часть нашей личности, которая в конечном счете принимает решения. Эго находится в постоянной борьбе с нашими нелогичными и поспешными желаниями, за которые отвечает Ид, и переживаниями, связанными с чувством ответственности перед обществом, порожденными Суперэго.
А теперь давайте рассмотрим кейсы того, как теория личности применяется в маркетинге.
#1. Ид: угадывайте самые тайные желания потребителей
Бренды, которые обращаются в своей рекламе к Ид: Apple, Toyota, Tesla, Versace, L’Oreal, Prada, Gucci.
Продукты, которые люди покупают под влиянием Ид:
дизайнерская одежда, дорогая косметика, статусные гаджеты, премиальный алкоголь и духи.Фрейд описывал Ид так:
«Его переполняет энергия, которая движется из глубины — от инстинктов, но при этом Ид не имеет организации, не порождает коллективную волю. Оно представляет исключительно стремление получить немедленное удовлетворение инстинктивных потребностей, которое будет сопровождаться удовольствием».
Ниже рассмотрим рекламу престижного автомобиля от французской автомобильной компании Peugeot:
Этот ролик говорит непосредственно с нашим Ид, стараясь пробудить именно то желание немедленного вознаграждения, о котором упоминал Фрейд. Реклама на самом деле примитивна, но тем и сильна. Она апеллирует к инстинктивному стремлению человека получить удовольствие.
Ролик побуждает зрителя почувствовать себя владельцами этой современной, красивой машины и пережить удовлетворение от того, что он входит в мир престижа, премиальных покупок и одновременно получает признание от окружающих.
Глядя на эту рекламу, человек ощущает себя более сексуальным, умным, богатым, успешным. Покупка полностью удовлетворит базовые потребности потенциального клиента.
#2. Суперэго: продукт должен приносить пользу обществу
Бренды и организации, которые обращаются в своей рекламе к Суперэго: Strava, Amazfit, благотворительные фонды, экоинициатива Греты Тунберг.
Продукты, которые люди покупают под влиянием Суперэго:
вегетарианская, веганская еда и косметика, экоодежда, смарт-браслеты, курсы по йоге и фитнесу.Суперэго — своеобразный внутренний цензор, который находится в постоянном конфликте с Ид. Суть этого конфликта отлично отображена на рекламном постере от компании United Airlines:
Но маркетологи и рекламщики умело манипулируют потребителями: бывали случаи, когда в рекламной кампании Суперэго и Ид соприкасались, как в примере с сигаретами ниже.
Фрейд считал, что люди в своем большинстве — иррациональные существа. Самые мощные движущие силы человека, по мнению психолога, — секс, власть и безопасность, а вовсе не разум.
Примерно в то же время, когда Фрейд сформулировал эти идеи (1920-e гг.), американские бизнесмены столкнулись с серьезной проблемой: покупатели еще не выработали мышление сверхпотребления, одобрение в обществе играло чрезвычайно важную роль в те времена, а реклама продуктов говорила о рациональных вещах — долговечности и качестве. Она не затрагивала эмоциональный аспект поведения покупателя.
Выход нашел Эдвард Барнейс, один из крупнейших американских специалистов в сфере PR, его еще называют «отцом связей с общественностью». Барнейс взял теорию личности Фрейда, в особенности ее компоненты — Суперэго и Ид, и применил ее к потребителям, когда американский бренд сигарет Lucky Strike нанял его, чтобы расширить свою потребительскую базу на женскую аудиторию.
Как мотивировать женщин купить сигареты? Барнейс решил скрыть бессознательное желание «курить, как мужчины» за рациональным стремлением бороться за свои права и равенство. Так Суперэго и Ид объединились, чтобы создать мощный инструмент манипуляции в руках пиарщика — и родилась кампания Torches of Freedom («Факелы Свободы»).
Фактически Барнейс взял продукт, который не давал женщинам никакой реальной свободы, и связал его с чувством расширения возможностей. Количество курящих женщин в США возросло.
#3. Эго: фокус на утверждении личности потребителя
Бренды, которые обращаются в своей рекламе к Эго: Nike, Adidas, Puma, Red Bull, Dr Martens.
Продукты, которые люди покупают под влиянием Эго: спортивные товары — одежда и напитки, энергетики, энергетические батончики, скейтборды, сертификаты на прыжок с парашютом и пр.
Эго — структура, которая является посредником Ид и Суперэго, своеобразный судья между искушением и добродетелью. Чтобы воздействовать на Эго аудитории, нужно дать потребителю понять, что бренд или продукт помогает ему позитивно определять себя в мире и в своем окружении. Это отлично получается у компании Nike и бренда спортивных напитков со сбалансированным содержанием воды, соли и сахара — Gatorade.
«Просто сделай это» — слоган Nike, который побуждает человека к действию. Вся реклама бренда сосредоточена на Эго клиента. Nike транслирует образ компании, которая добивается больших успехов, а ее конечный потребитель видит свое отражение в таком позиционировании. Он в постоянном движении, готов преодолевать трудности, чтобы покорять вершины (спортивные или профессиональные). Клиенты Nike выбирают не кроссовки, а сам бренд как образ жизни.
Кампания Nike — Nothing beats a Londoner, 2018 год, ориентированная на поколение Z
Рекламная кампания Forget Me от Gatorade, при участии легендарной футболистки и двукратной олимпийской чемпионки Эбби Уомбак
youtube.com/embed/Iwfa6s20OBM» title=»YouTube video player»>Стратегия, которую использует Gatorade, отличается от Nike. Вместо того чтобы воодушевить клиентов, бренд сеет в потребителях зерно сомнения. Это видно в рекламном ролике.
Видео вызывает тревогу и грусть: здесь показана история спортивной легенды, которая просит, чтобы ее забыли. На самом деле суть кампании — донести до зрителя мысль о том, что даже олимпийским чемпионам нужно отойти в сторону, чтобы дать дорогу новым талантам.
Gatorade обращается к Эго своих покупателей, провоцируя их ставить под сомнение собственную личность, чтобы переломить ее, но одновременно воспитать, — и таким образом добиться еще большего успеха.
#Маркетинг #Саморазвитие #Психология #Что это такое #Исследование
Последние материалы
Статья
Как получить job offer, который вас устроит
6 правил переговоров с будущим работодателем.
Читать
Статья
Как заканчивать встречи с командой вовремя и эффективно
Созвоны, которые затягиваются, не нравятся никому.
Читать
Статья
4 вида инвестиций с высокими рисками
Как не потерять все деньги на крипте, недвижимости и депозитах.
Читать
Психоаналитическая теория психического развития Фрейда
Основы психоаналитической теории психического развития заложены 3. Фрейдом (1856—1939). Психическое развитие в психоанализе отождествляется с процессом усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур и функций. Фрейд выделял три уровня психики человека (по критерию принципиальной возможности осознания психических процессов) — сознание, предсознание и бессознательное. В центре его научных интересов был бессознательный уровень психики — вместилище инстинктивных потребностей организма, влечений, в первую очередь сексуальных и агрессивных. Именно бессознательное изначально противостоит обществу. Фрейд рассматривал развитие личности как адаптацию (приспособление) индивида к внешнему социальному миру, чуждому ему, но совершенно необходимому. Личность человека, по Фрейду, включает в себя три структурных компонента — Оно, Я и Сверх-Я, которые возникают неодновременно.
Оно (Ид) — примитивное ядро личности; оно имеет врожденный характер, находится в бессознательном и подчиняется принципу удовольствия. Ид содержит врожденные импульсивные влечения (инстинкт жизни Эрос и инстинкт смерти Танатос) и составляет энергетическую основу психического развития.
Я (Эго) — рациональная и в принципе осознаваемая часть личности. Она возникает по мере биологического созревания между 12 и 36 месяцами жизни и руководствуется принципом реальности. Задача Эго — объяснить происходящее и построить поведение человека так, чтобы его инстинктивные требования были удовлетворены, а ограничения общества и сознания не были бы нарушены. При содействии Эго конфликт между индивидом и социумом в течение жизни должен ослабевать. Сверх-Я (Супер-Эго) как структурная составляющая личности формируется последней, между 3 и 6 годами жизни.
Супер-Эго представляет собой совесть, эго-идеал и строго контролирует соблюдение норм, принятых в данном обществе. Тенденции со стороны Ид и Супер-Эго, как правило, имеют конфликтный характер, что порождает тревогу, нервозность, напряженность индивида. В ответ Эго создает и использует ряд защитных механизмов, таких, как вытеснение, рационализация, сублимация, проекция, регрессия и др. Однако пока Эго ребенка еще слабо, не все конфликты могут быть разрешены. Переживания становятся длительными, «фиксируются», образуя определенный тип характера, т.е. фундамент личности закладывается переживаниями раннего детства. Необходимо отметить, однако, что Фрейд не изучал детскую психику специально, а пришел к формулированию основных положений своей теории развития личности, анализируя невротические нарушения взрослых пациентов. Подходы к пониманию детской сексуальности изложены Фрейдом еще в начале XX в. в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905). Он исходил из идеи, что человек рождается с неким количеством сексуальной энергии (либидо), которая в строго определенной последовательности перемещается по разным областям тела (рот, анус, гениталии). Фрейд наметил порядок развертывания психосексуальных стадий по мере созревания организма (биологический фактор развития) и считал, что стадии универсальны и присущи всем людям, независимо от их культурного уровня. Периодизацию возрастного развития 3. Фрейда называют психосексуальной теорией личности, поскольку центральная линия его теории связана с сексуальным инстинктом, понимаемым широко как получение удовольствия. Названия стадий личностного развития (оральная, анальная, фаллическая, генитальная) указывают на основную телесную (эрогенную) зону, с которой связано ощущение удовольствия в этом возрасте.
Стадии развития по Фрейду
Стадии — это своего рода ступени на пути развития, и существует опасность «застрять» на той или иной стадии, и тогда компоненты детской сексуальности могут стать предпосылками невротических симптомов последующей жизни.
1. Оральная стадия продолжается от рождения до 18 месяцев. Главный источник удовольствия на начальной стадии психосексуального развития соединяется с удовлетворением основной органической потребности и включает действия, связанные с кормлением грудью: сосание, кусание и глотание. На оральной стадии складываются установки в отношении других людей — установки зависимости, опоры или независимости, доверия. Мать пробуждает в ребенке сексуальное влечение, учит его любить. Именно оптимальная степень удовлетворения (стимуляции) в оральной зоне (грудного вскармливания, сосания) закладывает основы здоровой самостоятельной взрослой личности. Крайности материнского отношения в первые шесть месяцев жизни (чрезмерная или, напротив, недостаточная стимуляция) искажают личностное развитие, происходит фиксация оральной пассивности. Это означает, что взрослый человек будет использовать в качестве способов адаптации к окружающему миру демонстрации беспомощности, доверчивости, будет нуждаться в постоянном одобрении своих действий со стороны. Слишком много родительской нежности ускоряет половую зрелость и делает ребенка «избалованным», зависимым. Во второй половине первого года жизни, с прорезыванием зубов, когда акцент смещается на действия кусания и жевания, наступает орально-садистическая фаза оральной стадии. Фиксация на орально — садистической фазе приводит к таким чертам взрослой личности, как любовь к спорам, цинично-потребительское отношение к другим, пессимизм. Область рта, по мнению Фрейда, остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Привязанность либидо к оральной зоне иногда сохраняется и у взрослого и дает о себе знать остаточным оральным поведением — обжорством, курением, грызением ногтей, жеванием резинки и т.п.
2. Анальная стадия развития личности, связанная с возникновением Эго, приходится на возраст от 1 —1,5 до 3 лет. Анальная эротика связана, по Фрейду, с приятными ощущениями от работы кишечника, от выделительных функций, с интересом к собственным фекалиям. На этой стадии родители начинают приучать ребенка пользоваться туалетом, впервые предъявляя ему требование отказаться от инстинктивного удовольствия. Способ приучения к туалету, практикуемый родителями, определяет будущие формы самоконтроля и саморегуляции ребенка.
Правильный воспитательный подход опирается на внимание к состоянию ребенка, на поощрение детей к регулярному опорожнению кишечника. Эмоциональная поддержка опрятности как проявления самоконтроля имеет, по Фрейду, долговременный позитивный эффект в становлении аккуратности, личностного здоровья и даже гибкости мышления.
При неблагоприятном варианте развития родители ведут себя чрезмерно строго и требовательно, добиваются опрятности как можно раньше, ориентируясь в основном на формальные режимные моменты. В ответ на эти неадекватные требования у детей возникают своего рода протестные тенденции в виде «удерживания» (запоров) или, напротив, «выталкивания». Эти фиксированные реакции, распространившись позже на другие виды поведения, приводят к складыванию своеобразного типа личности: анально-удерживающего (упрямого, скупого, методичного) или анально-выталкивающего (беспокойного, импульсивного, склонного к разрушению).
3. Фаллическая стадия (3—6 лет) — стадия психосексуального развития с участием уже собственно генитальной зоны. На фаллической стадии психосексуального развития ребенок часто рассматривает и исследует свои половые органы, проявляет интерес к вопросам, связанным с появлением детей и половыми отношениями. Именно в этот возрастной период в индивидуальном развитии каждого человека возрождается некий исторический конфликт — комплекс Эдипа. У мальчика обнаруживается желание «обладать» матерью и устранить отца. Вступая в бессознательное соперничество с отцом, мальчик испытывает страх предполагаемого жестокого наказания с его стороны, страх кастрации, в трактовке Фрейда. Амбивалентные чувства ребенка (любовь/ненависть к отцу), которые сопровождают Эдипов комплекс, преодолеваются между пятью и семью годами. Мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные желания в отношении матери. Идентификация себя с отцом (подражание интонациям, высказываниям, поступкам, заимствование норм, правил, установок) способствует возникновению Супер-Эго, или совести, последнего компонента структуры личности.
У девочек Фрейд подразумевает аналогичный доминирующий комплекс — комплекс Электры. Разрешение комплекса Электры также происходит путем идентификации себя с родителем своего пола — матерью и подавления тяготения к отцу. Девочка, увеличивая сходство с матерью, получает символический «доступ» к своему отцу.
4. Латентная стадия — сексуальное затишье, от 6—7 лет до 12 лет, до начала подросткового возраста. Запас энергии направляется на несексуальные цели и занятия — учебу, спорт, познание, дружбу со сверстниками, в основном своего пола. Фрейд особо подчеркивал значение этого перерыва в сексуальном становлении человека как условия для развития высшей человеческой культуры.
5. Генитальная стадия (12 — 18 лет) — стадия, обусловленная биологическим созреванием в пубертатный период и завершающая психосексуальное развитие. Происходит прилив сексуальных и агрессивных побуждений, комплекс Эдипа возрождается на новом уровне. Аутоэротизм исчезает, ему на смену приходит интерес к другому сексуальному объекту, партнеру противоположного пола. В норме в юности происходит поиск места в обществе, выбор брачного партнера, создание семьи. Одна из самых значительных задач этой стадии — освобождение от авторитета родителей, от привязанности к ним, что обеспечивает нужную для культурного процесса противоположность старого и нового поколений.
Генитальный характер — это идеальный тип личности с психоаналитической позиции, уровень зрелости личности. Необходимое качество генитального характера — способность к гетеросексуальной любви без чувства вины или конфликтных переживаний. Зрелая личность характеризуется Фрейдом гораздо более широко: она многогранна, и ей присущи активность в решении жизненных проблем и способность прикладывать усилия, умение трудиться, умение откладывать удовлетворение, ответственность в социальных и сексуальных отношениях и забота о других людях. Таким образом, детство интересовало 3. Фрейда как период, который преформирует взрослую личность. Фрейд был убежден, что все самое существенное в развитии личности происходит до пятилетнего возраста, а позже человек уже только «функционирует», пытается изжить ранние конфликты, поэтому каких-либо особых стадий взрослости он не выделял. При этом само детство отдельного индивида преформировано событиями из истории развития человеческого рода (эта линия представлена возрождением Эдипова комплекса, аналогией оральной стадии в развитии личности и каннибальской стадии в истории человеческого сообщества и т.п.). Самые значимые факторы становления личности в классическом психоанализе — это биологическое созревание и способы общения с родителями. Неудачи приспособления к требованиям среды в раннем детстве, травматические переживания в детские годы и фиксация либидо предопределяют глубокие конфликты и болезни в будущем.
Основные понятия
Уровни психики (сознание, предсознание, бессознательное), структура личности (Ид, Эго, Супер-Эго), психологическая защита, сексуальная энергия (либидо), сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт смерти, стадии психосексуального развития, эрогенные зоны, принцип удовольствия, принцип реальности, Эдипов комплекс, комплекс Электры, идентификация, конфликт, остаточное поведение, фиксация, генитальный характер.
Основные идеи
Изначальный антагонизм ребенка и внешнего мира, развитие личности как адаптация индивида к социальному миру. Развитие личности = психосексуальное развитие. Развитие личности наиболее интенсивно в первые 5 лет жизни, завершается с окончанием полового созревания. Стадии развития личности в неизменной, заданной биологическим созреванием последовательности: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.
Факторы развития
Внутренний (биологическое созревание, преобразования количества и направленности сексуальной энергии) и внешний (социальный, влияние общения с родителями).
Ценное
Динамическая концепция развития, показано единство душевной жизни человека, значимость детства, важность и долговременность родительского влияния. Идея чуткого внимания по отношению к внутреннему миру ребенка
Направления Критики
- Мифологичность
- Отсутствие строгих формализованных методов исследования, статистических данных
- Трудность проверки
- Пессимистический взгляд на возможности развития за пределами подросткового возраста.
Ценность психоаналитической концепции в том, что это динамическая концепция развития, в ней показана сложная гамма переживаний, единство душевной жизни человека, ее несводимость к отдельным функциям и элементам. Хотя эти представления в большой степени мифологичны, тем не менее, они обнаруживают значимость детства, важность и долговременностъ родительского влияния. Общение с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и срывы адаптации сказываются впоследствии, проявляются характерными проблемами уже у взрослого человека. Психоаналитики настаивали на том, что негативный детский опыт приводит к инфантилизму, эгоцентричности, повышенной агрессивности личности и такой взрослый будет испытывать значительные трудности с собственным ребенком, в реализации родительской роли. Важнейшей стороной психоаналитического подхода можно считать идею чуткого внимания к ребенку, стремление разглядеть за внешне обычными словами и поступками вопросы, по-настоящему беспокоящие или смущающие его. Так, К.Г. Юнг, анализируя «конфликты детской души», критически замечает: «Ведь обычно к детям совсем не прислушиваются, обычно их (в любом возрасте) опекают, точно невменяемых, чуть только дело коснется чего-нибудь существенного, все же остальное сводится к дрессировке, ведущей к автоматоподобному совершенству». Такой подход, по мнению Юнга, неприемлем: «Надо брать детей такими, каковы они в действительности, надо перестать видеть в них только то, что мы хотели бы в них видеть, а воспитывая их, надо сообразоваться не с мертвыми правилами, а с естественным направлением развития».
Дальнейшее развитие психоаналитического направления в психологии связано с именами К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, А. Фрейд, М. Кляйн, Э. Эриксона, Б. Беттельгейма, М. Малер и др.
Франц Александр | Венгерский врач и психоаналитик
- Дата рождения:
- 22 января 1891 г. Будапешт Венгрия
- Умер:
- 8 марта 1964 г. (73 года) Палм-Спрингс Калифорния
- Известные работы:
- «Психосоматическая медицина: ее принципы и приложения»
- Предметы изучения:
- Зигмунд Фрейд психосоматическое расстройство суперэго преступление правонарушение
См. весь связанный контент →
Франц Александр , полностью Франц Габриэль Александр , (родился 22 января 1891 года, Будапешт, Венгрия — умер 8 марта 1964 года, Палм-Спрингс, Калифорния, США), врач и психоаналитик, которого иногда называют отцом психосоматической медицины из-за его ведущей роли в определении эмоционального напряжения как серьезной причины физического заболевания.
Уже будучи врачом, когда он поступил в качестве первого студента в Берлинский психоаналитический институт (1919 г.), Александр стал там ассистентом и прочитал серию лекций (1924–25), которая превратилась в его первую книгу « Psychoanalyse der Gesamtpersönlichkeit » (1927 г.). The Psychoanalysis of the Total Personality , 1930), работа, развивающая психоаналитическую теорию суперэго и получившая высокую оценку Зигмунда Фрейда. Его успех в применении психоаналитических принципов к изучению и диагностике преступников принес ему приглашение в Соединенные Штаты (1930), где для него была создана первая в своем роде должность профессора психоанализа в Чикагском университете. Однако год спустя он отправился в Бостон, чтобы сотрудничать с Уильямом Хили в психоаналитическом исследовании правонарушений, результатом которого стала их книга Roots of Crime (1935).
Александр вернулся в Чикаго в 1932 году, чтобы основать Чикагский институт психоанализа, которым он руководил до 1956 года. Под его руководством институт привлек многих аналитиков и студентов, которые проводили обширные исследования эмоциональных расстройств и психосоматических заболеваний, выявляя различные расстройства с особыми бессознательными состояниями. конфликты. Эта работа представлена в его книге Психосоматическая медицина: ее принципы и приложения (1950).
С 1938 по 1956 год Александр также работал на кафедре психиатрии в Медицинской школе Университета Иллинойса в Чикаго. В 1956 году он приступил к новой исследовательской программе в области психотерапии и психосоматической медицины в больнице Маунт-Синай в Лос-Анджелесе. Его работа там, проведенная в сотрудничестве с Университетом Южной Калифорнии и Психоаналитическим институтом Южной Калифорнии, исследовала влияние личности терапевта на процесс лечения.
Известный знаток Фрейда, Александер считал необходимым разработать взгляды Фрейда. Тем не менее он сохранил определенную независимость от Фрейда, рассматривая нарушение человеческих отношений, а не нарушение сексуальности, как основную причину невротических расстройств. Одна из его важных работ о Фрейде — « Основы психоанализа » (1948). Его книга «Западный разум в переходный период: история очевидца » (1960) частично является автобиографической работой в сочетании с анализом современной цивилизации.
Личность | Определение, типы, природа и факты
Маргарет Мид
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Зигмунд Фрейд Карен Хорни Вильгельм Райх Гарольд Лассуэлл Уильям Шелдон
- Похожие темы:
- психологическое развитие эго пятифакторная модель личности расстройство личности высокомерие
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
личность , характерный способ мышления, чувств и поведения. Личность охватывает настроения, отношения и мнения и наиболее ярко проявляется во взаимодействии с другими людьми. Он включает в себя черты поведения, как врожденные, так и приобретенные, которые отличают одного человека от другого и которые можно наблюдать в отношениях людей к окружающей среде и к социальной группе.
Термин «личность» определялся по-разному, но как психологическое понятие развилось два основных значения. Первый относится к устойчивым различиям, существующим между людьми: в этом смысле изучение личности сосредоточено на классификации и объяснении относительно устойчивых психологических характеристик человека. Второе значение подчеркивает те качества, которые делают всех людей одинаковыми и отличают психологического человека от других видов; оно направляет теоретика личности на поиск тех закономерностей среди всех людей, которые определяют природу человека, а также факторы, влияющие на течение жизни. Эта двойственность может помочь объяснить два направления, по которым пошли исследования личности: с одной стороны, изучение все более специфических качеств людей, а с другой — поиск организованной совокупности психологических функций, подчеркивающей взаимодействие между органическими и психологические события внутри людей и те социальные и биологические события, которые их окружают. Двойственное определение личности переплетается с большинством тем, обсуждаемых ниже. Однако следует подчеркнуть, что ни одно из определений личности не нашло всеобщего признания в данной области.
Можно сказать, что изучение личности берет свое начало в фундаментальной идее о том, что люди отличаются своими характерными индивидуальными образцами поведения — особыми способами, которыми они ходят, разговаривают, обставляют свои жилища или выражают свои побуждения. Каким бы ни было поведение, персонологи — так называются те, кто систематически изучает личность, — изучают, чем люди отличаются в способах самовыражения, и пытаются определить причины этих различий. Хотя другие области психологии изучают многие из тех же функций и процессов, таких как внимание, мышление или мотивация, персонолог уделяет особое внимание тому, как эти различные процессы сочетаются друг с другом и становятся интегрированными, чтобы придать каждому человеку отличительную идентичность или личность. Систематическое психологическое изучение личности возникло из ряда различных источников, включая тематические исследования в психиатрии, посвященные жизни в бедственном положении, из философии, изучающей природу человека, а также из физиологии, антропологии и социальной психологии.
Можно сказать, что систематическое изучение личности как узнаваемой и отдельной дисциплины в рамках психологии началось в 1930-х годах с публикации в Соединенных Штатах двух учебников: «Психология личности», (1937) Росса Стагнера и «Личность»: Психологическая интерпретация (1937) Гордона У. Олпорта, за которой последовала книга Генри А. Мюррея «Исследования личности » (1938), которая содержала ряд экспериментальных и клинических исследований, а также комплексный и всеобъемлющий текст Гарднера Мерфи, Личность: биосоциальный подход к происхождению и структуре (1947). Тем не менее, персонология может проследить свое происхождение от древних греков, которые предложили своего рода биохимическую теорию личности.
Теории физиологических типов
Идея о том, что люди попадают в определенные категории типов личности в зависимости от телесных характеристик, заинтриговала многих современных психологов, а также их коллег в древности. Однако идея о том, что люди должны относиться к тому или иному жесткому классу личности, в значительной степени отвергалась. Здесь рассматриваются два основных набора теорий: гуморальная и морфологическая.
Гуморальные теории
Возможно, самая старая из известных теорий личности содержится в космологических трудах греческого философа и физиолога Эмпедокла, а также в родственных рассуждениях врача Гиппократа. Космические элементы Эмпедокла — воздух (со связанными с ним качествами, теплый и влажный), земля (холодная и сухая), огонь (теплый и сухой) и вода (холодная и влажная) — были связаны со здоровьем и соответствовали (в вышеуказанном порядке ) к физическим юморам Гиппократа, которые были связаны с вариациями темперамента: кровь (сангвинический темперамент), черная желчь (меланхолик), желтая желчь (холерик) и флегма (флегматик). Эта теория, согласно которой химия тела определяет темперамент, существует в той или иной форме уже более 2500 лет. Согласно этим ранним теоретикам, эмоциональная стабильность, а также общее состояние здоровья зависят от надлежащего баланса между четырьмя телесными соками; избыток одного может вызвать особое телесное заболевание или преувеличенную черту личности. Таким образом, человек с избытком крови должен иметь сангвинический темперамент, то есть быть оптимистом, восторженным и возбудимым. Считалось, что слишком много черной желчи (темная кровь, возможно, смешанная с другими выделениями) вызывает меланхолический темперамент. Избыток желтой желчи (выделяемой печенью) приводит к гневу, раздражительности и «желтушному» взгляду на жизнь. Считалось, что обилие мокроты (выделяемой в дыхательных путях) делает людей флегматичными, апатичными и сдержанными. По мере развития биологической науки эти примитивные представления о химии тела были заменены более сложными идеями и современными исследованиями гормонов, нейротрансмиттеров и веществ, вырабатываемых в центральной нервной системе, таких как эндорфины.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Морфологические (тип телосложения) теории
К биохимическим теориям относятся те, которые различают типы личности на основе телосложения (соматотипа). Такую морфологическую теорию разработал немецкий психиатр Эрнст Кречмер. В своей книге Телосложение и характер , впервые опубликованной в 1921 г., он писал, что среди его пациентов больным шизофренией часто были свойственны хилое, довольно слабое (астеническое) телосложение, а также мускулистое (атлетическое) телосложение, в то время как невысокий, округлое (пикническое) телосложение часто встречалось у больных маниакально-депрессивным психозом. Кречмер расширил свои выводы и утверждения в теории, которая связывает телосложение и личность у всех людей, и написал, что худощавое и тонкое телосложение связано с интроверсией, в то время как люди с округлыми, более тяжелыми и короткими телами, как правило, циклотимичны, то есть капризны, но часто экстравертны. и веселый.
Несмотря на ранние надежды на то, что типы телосложения могут быть полезны для классификации характеристик личности или выявления психических синдромов, отношения, наблюдаемые Кречмером, не нашли убедительного подтверждения эмпирическими исследованиями. В 1930-х годах более сложные исследования, проведенные Уильямом Х. Шелдоном в Соединенных Штатах, разработали систему для присвоения людям трехзначного номера соматотипа, где каждая цифра находится в диапазоне от 1 до 7. Каждая из трех цифр относится к одному из трех Шелдона. компоненты телосложения: первый к мягкому, круглому эндоморфу, второй к квадратному, мускулистому мезоморфу; а третий — линейному, тонкокостному эктоморфу. Таким образом, у крайнего эндоморфа будет 711, у крайнего эктоморфа — 117, а у среднего человека — 444. Затем Шелдон разработал список черт из 20 пунктов, в котором различались три отдельные категории поведения или темперамента. Трехзначная шкала темперамента, по-видимому, была в значительной степени связана с профилем соматотипа, связь, которая не впечатлила персонологов.
Также в 1930-х годах исследования личности начали рассматривать более широкий социальный контекст, в котором жил человек. Американский антрополог Маргарет Мид изучила модели сотрудничества и конкуренции в 13 примитивных обществах и смогла задокументировать большие различия в таком поведении в разных обществах.