Идентификация в психологии это определение: Понятие идентификации личности в психологии

Содержание

Понятие идентификации личности в психологии

Определение слова идентификация в психологии связано с психическим процессом, при котором человек прибегает к отождествлению себя с другими людьми. Идентифицировать себя личность может для психологической защиты или для того, чтобы быстро адаптироваться в обществе. Процесс идентификации активно используют в психотерапии при борьбе с комплексами.


Определение идентификации

Идентификационный процесс является вполне нормальным явлением, при котором индивид всячески пытается приобрести новый опыт, чтобы в дальнейшем двигаться по самостоятельному пути развития. Человек всегда будет следовать идеалам и преодолевать сложности. Социальной идентификацией являются способы социализации человека в обществе с помощью принятия общественных норм и ценностей.

Идентификация личности происходит в бессознательном, при просмотре художественного фильма или же при прочтении романа. При просмотре кинокартины или прочтении какой-либо истории индивид испытывает сильные ощущения, переживая за героя, поэтому на подсознательном уровне он старается перевоплотиться в самого героя. В связи с этим поведение личности может иметь характеристику поведения героев книги. Так, к примеру, некоторые дети перенимают доброту и храбрость персонажей из детских книг, а девочки-подростки являются очень женственными и начинают вести себя, будто они леди из подросткового романа.

Уподобление персонажу книги может произойти лишь в случае, когда литература, как и сам персонаж запали в душу читателю. Если же при прочтении книги подросток не испытывает никакой радости, а иногда чтение происходит по принуждению, то ожидать, что он переймет какие-то качества, глупо.

В повседневном общении идентификация происходит также на бессознательном уровне. Человек хочет быть похожим на своего знакомого, близкого или же более успешного коллегу по работе. Идентификация происходит, когда человек отнес себя к определенному обществу.

Структура и виды идентификации

Согласно теории Зигмунда Фрейда, идентификация происходит в том случае, когда человек, ощущая свою слабость, хочет перенести качества сильных людей на себя. Тем не менее, объектом подражания могут стать только люди, близкие по духу. Например, врач для врача. Очень важным является и наличие сильной стороны, которую бы хотел иметь в своем арсенале индивид. Структура идентификации выглядит следующим образом:

  1. Сразу появляется эмоциональная связь с человеком, качества которого хотелось бы перенять.
  2. Восприятие другого человека как самого себя и перенос себя в мир этой личности.
  3. Постановка себя на место другого с определенными желаниями и чувствами.

Первая личная идентификация происходит еще в младенчестве, когда, глядя в зеркало в 8 месяцев, малыш начинает как-то сопоставлять отражение с собой. Вид в зеркале вызывает у малыша неподдельный интерес, и он старается повторить все за отражением, изучая свое тело. Начиная с двух лет, все дети ведут себя возле зеркала как взрослые люди.

В раннем детском возрасте происходит повторная идентификация, и малыш начинает повторять поведение близких людей. У ребенка происходит осознание, что он с мамой или папой — два разных объекта, которые существуют отдельно. В попытке идентифицировать поведение взрослых ребенок действует неосознанно. Если мама отмечает у ребенка плохое настроение, то, скорее всего, ей необходимо начать с самой себя. Если мама не будет корректировать свое эмоциональное состояние, это может привести к тому, что подобные эмоции так и закрепятся у малыша на долгое время.

Идентификация, связанная с ситуациями, часто проявляется в детских играх. Например, когда девочка играет в куклы, она копирует поведение близкого человека, с которым у них присутствует тесная эмоциональная связь.

Коллективная идентификация происходит, когда ребенок или взрослый оказывается в групповой среде. Правила и цели группы индивид воспринимает как свои собственные. При этом ценности, принятые личностью ранее, могут существенно видоизмениться.

Положительные и негативные стороны идентификации

Когда человек предпринимает попытки быть на кого-то похожим, усваивая общепринятые правила, данное явление считается абсолютно нормальным. Этот процесс берет свое начало с раннего детства и сопровождает человека на протяжении всей жизни. Идентификация дарит личности ощущение единения с другим человеком и эмпатии. Личность может перевоплотиться и перенести на себя его обстоятельства.

Идентификация может способствовать или препятствовать реализации личности, в зависимости от определенного периода. Самым простым примером может стать компания достаточно агрессивных парней. Если в подростковом возрасте принадлежность к такой компании делает индивида более популярным и бесстрашным, то в возрасте подобные компании могут принести массу неприятностей.

К негативным свойствам идентификации можно отнести представление о каком-то человеке, как о продолжении собственной личности. Подобное проявление часто встречается у влюбленных пар и мам с новорожденными детьми, когда они не могут понять факт, что они не являются единым целым. Так, например, если матери не удалось в свое время достичь хороших результатов в спорте, то на подсознательном уровне она будет делать что угодно, лишь бы дочь посвятила этому свою жизнь. В данном случае стоит помнить, что каждая личность является неповторимой и особенной.

Огромную роль в жизни человека играет его идентификация. Именно поэтому неправильно говорить о том, что общество и родительское воспитание являются основополагающими в формировании личности.

Саморазвитие способствует идентификации личности. Попробуйте пройти курсы Викиум, которые способствуют познанию себя и улучшению собственных способностей. Начать можно с курса «Развитие мышления».

Идентификация (психология) | это… Что такое Идентификация (психология)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Идентификация.

Идентифика́ция (лат. identificāre — отождествлять) — частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. В ряде случаев может относиться к механизмам психологической защиты.

[1]

Содержание

  • 1 Описание
    • 1.1 Как защитный механизм
    • 1.2 Как адаптивный процесс
  • 2 Литература
  • 3 Примечания

Описание

Идентификацию разграничивают от её более примитивного аналога интроекции по тому признаку, что идентификация в той или иной степени всегда осознаётся: хотя сам процесс идентификации остаётся бессознательным, выбор объектов идентификации вполне осознаваем и поддаётся субъективному контролю.

Как защитный механизм

Защитная форма идентификации — это представление о ком-то, как о продолжении себя. Наиболее часто это встречается у родителей, воспринимающих таким образом своих детей. С одной стороны идентифицируясь с ними, родитель как бы приписывает себе молодость и достижения ребёнка, а с другой стороны к этому обычно добавляется проекция на ребёнка собственных желаний, целей и потребностей. Подобное отношение к другим особенно характерно при выраженном нарциссизме.

Кроме того, такой процесс как «идентификация с агрессором» хотя и является по сути скорее интроекцией агрессора[2], может быть частично осознан и тогда его правильнее относить к защитной форме идентификации.

Как адаптивный процесс

Идентификация лежит в основе нормальных попыток стать похожим на другого человека или группу людей, перенять значимые черты. В таком виде она присутствует с раннего детства и постепенно развивается от примитивного желания «вобрать в себя», до более сложных, эффективных и субъективно контролируемых форм. Идентификация способствует установлению глубокой эмоциональной связи с другим человеком или группой людей, ощущению причастности, единения с ними. Таким образом, могут быть переняты не только черты и особенности характера, но и нормы, ценности, образцы, что проявляется в форме конформизма.[1]

Адаптивная (приспособительная) сила идентификации может значительно варьироваться, в зависимости от того, кто и когда выбран в качестве объекта идентификации. Идентификация, повышающая социализацию на одном жизненном этапе, может снижать её на другом: если в школьном возрасте идентификация с соседским драчуном может способствовать повышению социального статуса, то во взрослом возрасте вероятнее обратный эффект.[3]

Сознательная и бессознательная идентификация может давать возможность «вставать на чужое место» — погружаться, переноситься в поле, пространство, обстоятельства другого человека, что способствует глубокому его пониманию.[1]

Идентификация также лежит в основе формирования идентичности (концепция Эрика Эриксона).

Литература

  • Фрейд, Анна. Психология Я и защитные механизмы = Das Ich und die Abwehrmechanismen. — Москва: Педагогика-Пресс, 1993. — 68 с. — ISBN 3-596-42001-6
  • Мак-Вильямс, Нэнси. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе = Psychoanalytic diagnosis: Understanding personality structure in the clinical process. — Москва: Класс, 1998. — 480 с. — ISBN 5-86375-098-7
  • Фрейд, Зигмунд. «Я» и «Оно» = Das Ich und das Es (1923). — Азбука, 2008. — 288 с. — 7000 экз. — ISBN 978-5-91181-292-8

Примечания

  1. 1 2 3 Яндекс-словарь
  2. Зигмунд Фрейд, «„Я“ и „Оно“», 1923
  3. Ненси Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе», изд. «Класс», 1998.

Идентификация — Без предмета — Энциклопедия психоанализа

Французский: идентификация
Зигмунд Фрейд
Человеческая субъективность

В работе Фрейда термин «идентификация» обозначает процесс, посредством которого один субъект принимает как свои собственные один или несколько атрибутов другого субъекта.

В своих более поздних работах, когда Фрейд развил идею о том, что эго и суперэго конструируются на основе ряда идентификаций, понятие идентификации в конечном итоге стало обозначать «саму операцию, посредством которой конституируется человеческий субъект». [1]

Психоаналитическая теория

Таким образом, это понятие имеет центральное значение в психоаналитической теории.

Однако это также концепция, которая поднимает важные теоретические проблемы.

Одной из наиболее важных из этих проблем, над которой боролся сам Фрейд, является трудность установления точного соотношения между идентификацией и объектной любовью.

Жак Лакан

Концепция идентификации занимает столь же важное место в творчестве Лакана.

Образ

Лакан уделяет особое внимание роли образа, определяя идентификацию как «трансформацию, происходящую в субъекте, когда он принимает образ». [2]

«Принять» образ — значит узнать себя в образе и присвоить образ себе.

Воображаемое и символическое

С самого начала своей работы Лакан проводит различие между воображаемой и символической идентификацией.

Воображаемая идентификация

Воображаемая идентификация — это механизм, с помощью которого эго создается на стадии зеркала; оно принадлежит абсолютно воображаемому порядку.

Когда человеческий младенец видит свое отражение в зеркале, он отождествляет себя с этим изображением.

Агрессивность и отчуждение

Конституирование эго посредством идентификации с чем-то, что находится вне (и даже против) субъекта, — это то, что «структурирует субъекта как соперника самому себе» [3] и, таким образом, включает в себя агрессивность и отчуждение.

Идеальное Эго

Стадия зеркала составляет «первичную идентификацию» и порождает идеальное Эго.

Символическая идентификация

Символическая идентификация – это идентификация с отцом на последней стадии Эдипова комплекса, дающая начало формированию Я-идеала.

Эго-идеал

Именно посредством этой вторичной идентификации субъект выходит за пределы агрессивности, присущей первичной идентификации, [4] и, таким образом, можно сказать, что он представляет собой определенную «либидинальную нормализацию».

[5]

Хотя эта идентификация называется «символической», она все же является «вторичной идентификацией» [6] , смоделированной по образцу первичной идентификации и, таким образом, как всякая идентификация, является частью воображаемого; он называется «символическим» только потому, что представляет собой завершение перехода субъекта в символический порядок.

Развитие термина

Идеи Лакана о природе символической идентификации претерпевают сложные изменения в ходе его творчества.

В 1948 году он видит это в терминах «интроекции имаго родителя того же пола», [7] , тогда как к 1958 году он перешел к рассмотрению этого в терминах идентификации с настоящим отцом в третий период Эдипова комплекса.

Типы идентификации

В 1961 году Лакан продолжает описывать символическую идентификацию как идентификацию с означающим.

Поддержку этой идее он находит в перечне трех типов идентификации, который Фрейд представляет в седьмой главе «Групповой психологии и анализа Эго». [8]

В первых двух типах идентификации (с объектом любви или с соперником) субъект часто может выражать идентификацию чисто и просто, развивая симптом, идентичный симптому, который испытывает человек, с которым он идентифицирует.

В таких случаях «идентификация является частичной и крайне ограниченной и заимствует только одну черту [nur einen einzigen Zug] у человека, который является ее объектом». [9]

«Единый признак»

Эта «[[идентификация|единственная черта» (по-французски черта unaire — которую в английских переводах Лакана переводят как «непрерывная линия», «единая черта» или «единая черта») Лакан использует для быть изначальным символическим термином, интроецируемым для создания эго-идеала.

Хотя эта черта может возникнуть как знак, она становится означающим при включении в систему означающих (S8, 413-14).

В 1964 году Лакан связывает единственную черту с первым означающим (S1) и сравнивает его с зарубкой, которую первобытный человек делал на палке, чтобы обозначить, что он убил одно животное. [10]

Конец анализа

Лакан решительно выступает против тех авторов, которые утверждают, что идентификация с аналитиком является концом анализа; напротив, Лакан настаивает не только на том, что «пересечение плана идентификации возможно», [11] , но также и на том, что это является необходимым условием истинного психоанализа.

Таким образом, конец анализа понимается Лаканом как лишение субъекта, момент, когда идентификации субъекта ставятся под сомнение таким образом, что эти идентификации больше не могут поддерживаться так же, как раньше.

Идентификация с Симптомом

Однако, хотя окончание анализа точно не является вопросом идентификации с аналитиком, Лакан утверждает, что можно говорить об идентификации в конце анализа в другом смысле: идентификации с симптомом .

См. также
  • Агрессивность
  • Отчуждение
  • Каптирование
  • Воображаемый
  • Эго
  • Эго-идеал
  • Конец анализа
  • Отец
  • Любовь
  • Зеркальный столик
  • Знак
  • Зеркальное изображение
  • Тема
  • Суперэго
  • Симптом
  1. ↑ Лапланш, Жан и Понтали, Жан-Бертран. Язык психоанализа , пер. Дональд Николсон-Смит, Лондон: Hogarth Press и Институт психоанализа, 1973 [1967]. п. 206
  2. ↑ Лакан, Жак. Сочинения: Подборка . Транс. Алан Шеридан. Лондон: Тавистокские публикации, 1977. с. 2
  3. ↑ Лакан, Жак. Сочинения: Подборка . Транс. Алан Шеридан. Лондон: Тавистокские публикации, 1977. с. 22
  4. ↑ Лакан, Жак. Сочинения: Подборка . Транс. Алан Шеридан. Лондон: Тавистокские публикации, 1977. с. 23
  5. ↑ Лакан, Жак. Сочинения: Подборка . Транс. Алан Шеридан. Лондон: Tavistock Publications, 19.77. с. 2
  6. ↑ Лакан, Жак. Сочинения: Подборка . Транс. Алан Шеридан. Лондон: Тавистокские публикации, 1977. с. 22
  7. ↑ Лакан, Жак. Сочинения: Подборка . Транс. Алан Шеридан. Лондон: Тавистокские публикации, 1977. с. 22
  8. ↑ Фрейд, Зигмунд. Групповая психология и анализ Эго , 1921c: SE XVIII, 107
  9. ↑ Фрейд, Зигмунд. Групповая психология и анализ Эго , 1921c: SE XVIII, 107
  10. ↑ Лакан, Жак. Семинар. Книга XI. Четыре фундаментальные концепции психоанализа, 1964 . Транс. Алан Шеридан. Лондон: Хогарт Пресс и Институт психоанализа, 1977. с. 141, 256
  11. ↑ Лакан, Жак. Семинар. Книга XI. Четыре фундаментальные концепции психоанализа, 1964 . Транс. Алан Шеридан. Лондон: Хогарт Пресс и Институт психоанализа, 1977. с. 273

Теория идентификации действий в социальной психологии

Определение Теории Идентификации Действия

Люди обычно знают, что они делают, намереваются сделать или сделали в прошлом. То, как люди достигают однозначного понимания своего поведения, весьма примечательно, если учесть разнообразие способов, которыми можно идентифицировать любое действие. «Прохождение теста», например, может быть определено как «демонстрация своих знаний», «получение оценки» или «ответы на вопросы». Теория идентификации действий, разработанная Робином Валлахером и Даниэлем Вегнером, определяет принципы, согласно которым люди принимают идентичность одного действия для своего поведения, и описывает условия, при которых люди сохраняют эту идентичность действия или принимают новую. Взаимодействие этих принципов имеет значение для центральных вопросов социальной психологии, включая саморегуляцию, уязвимость перед социальным влиянием и самооценку.

Идентификация действия и поведение

Потенциальные идентичности для действия, хотя и различаются по многим критериям, иерархически связаны в структуре идентичности. Идентичности более низкого уровня в этой структуре передают детали действия и, таким образом, указывают, как выполняется действие. Идентичности более высокого уровня передают более общее понимание действия, указывая, почему действие выполняется или каковы его последствия и последствия. Уровень идентификации относительен, поэтому то, считается ли конкретная идентичность средством или целью, деталью или следствием, зависит от идентичности, с которой ее сравнивают. Иерархический уровень двух тождеств указывается, когда человек осуществляет одно действие тождества, совершая другое. «Демонстрация своих знаний» — это идентичность более высокого уровня, чем, например, «сдача теста», потому что человек делает первое, выполняя второе, а не наоборот. «Прохождение теста», однако, является высокоуровневой идентичностью по отношению к «ответам на вопросы», поскольку человек проходит тест, отвечая на вопросы.

Идентификация действия важна для личного контроля поведения. Принцип 1 теории утверждает, что действие предпринимается в отношении идентичности действия, которая выделяется в сознании. Это означает, что люди имеют представление о том, что они делают или хотят сделать, и используют эту идентичность действия в качестве точки отсчета для реализации действия и наблюдения за его выполнением. Поскольку идентичности действия существуют на разных уровнях структуры идентичности, этот принцип указывает, что люди могут выполнять действие на разных уровнях. Например, человек может намереваться «выступить с речью» и следить за своим поведением, чтобы увидеть, было ли выполнено это намерение, или человек может намереваться «говорить обдуманным тоном» (идентичность более низкого уровня) или «убеждать других» (личность более высокого уровня) и следить за достижением той идентичности, которая важнее всего в его или ее сознании.

Изменение в Идентификации Действия

Идентификация Действия — это динамический процесс, претерпевающий периоды стабильности и изменения в соответствии с двумя принципами. Принцип 2 утверждает, что, когда доступны как актовая идентичность более низкого, так и более высокого уровня, существует тенденция к тому, чтобы идентичность более высокого уровня стала доминирующей. Это означает, что люди предпочитают думать о своем поведении с точки зрения его целей, результатов и последствий, а не с точки зрения его более механистических компонентов. Таким образом, когда человек имеет только низкоуровневое понимание своего поведения, он или она предрасположены принять более высокоуровневую идентичность, предлагаемую другими людьми или ставшую доступной благодаря контексту действия. Если человека побуждают подумать о деталях своего поведения, например, во время недавнего взаимодействия, он или она чувствителен к тому, как это поведение идентифицируется другими людьми, потому что такая обратная связь может обеспечить более всестороннее (на более высоком уровне) ) понимание поведения. В результате человек может прийти к выводу, что его или ее поведение отражает любую межличностную тенденцию (например, сотрудничество или соревнование), выраженную в обратной связи. Если отзыв носит оценочный характер (т. е. лестный или критический), он может повлиять на самооценку человека. Тенденция принимать новые идентичности высокого уровня в пользу текущих идентичностей более низкого уровня называется процессом эмерджентности.

Поскольку люди действуют на основе своей доминирующей идентичности, процесс эмерджентности может стимулировать новые направления действий. Если человек принимает обратную связь, предполагающую, например, что его или ее поведение отражает соперничество, он или она может искать конкурентные (а не совместные) действия в будущем. Исследования установили актуальность процесса возникновения для изменения поведения, включая разработку новых целей (например, деятельность в колледже) и изменение привычного поведения (например, потребление алкоголя).

Процесс появления может наполнить смыслом даже самое простое действие. Если бы это было единственным средством изменения идентификации действия, умы людей были бы населены все более широкими, абстрактными и оценочными представлениями о том, что они делают и на что они похожи. Однако эта возможность ограничена принципом 3: когда действие не может поддерживаться в своей доминирующей идентичности, существует тенденция к тому, чтобы идентичность более низкого уровня стала доминирующей. Например, человек может намереваться «убедить других», но если действие не будет легко выполнено, ему или ей, возможно, придется думать о действии в терминах более низкого уровня, таких как «продемонстрировать владение фактами», «продемонстрировать искренность». », или «выбери правильные слова». Даже если действие легкое, его детали могут выделиться в сознании, если оно каким-либо образом нарушено. Звуковая система низкого качества, например, может разрушить обычно убедительную привлекательность человека, заставив его или ее думать о ясности своей речи или выборе слов за счет более высокого уровня «убеждения» идентичности. Идентичности более низкого уровня действия также имеют тенденцию становиться сознательными, когда выполнение неизбежно, а не в далеком будущем или далеком прошлом, особенно если действие сложное или сложное.

Оптимальность в действии Идентификация

Принципы теории работают вместе, чтобы обеспечить уровень идентификации, наиболее подходящий или оптимальный для выполнения действия. Существует давление на понимание и контроль действий более высокого уровня, но эмерджентная идентичность уступает место идентичностям более низкого уровня, если оказывается неэффективным руководством для выполнения действия. Но когда контроль над действием восстанавливается на более низком уровне, процесс возникновения снова включается, делая человека чувствительным к идентичностям более высокого уровня (включая те, которые отличаются от первоначальных идентичностей высокого уровня). Со временем и при повторяющихся действиях человек сходится к идентичности на уровне, который позволяет этому человеку выполнять действие в соответствии со своими способностями. Чем сложнее или подвержено сбоям действие, тем ниже оптимальный уровень идентификации. И наоборот, о мастерстве действия свидетельствует оптимальность на высоких уровнях идентификации, когда детали действия объединяются в более крупные единицы действия, которые затем становятся основой для сознательного контроля над действием.

Несмотря на тенденцию к оптимальности, люди иногда определяют то, что они делают, на уровне, не отражающем сложности действия. Возможность неоптимальной идентификации проявляется двояко. Во-первых, контекст действия может сделать доминирующими идентичности более высокого уровня, даже если сложность или незнакомость действия требует идентификации более низкого уровня. Обещание внешнего вознаграждения, угроза наказания, оценка другими людьми и конкуренция, например, привлекают внимание к результатам, последствиям и другим значениям более высокого уровня действия и, таким образом, могут ухудшить выполнение сложных задач, требующих внимания. к деталям более низкого уровня. Во-вторых, легкое действие может быть нарушено, если каким-либо образом (например, прерывание, словесная инструкция) привлечь внимание к его более низкоуровневым аспектам. Низкоуровневые тождества не только не нужны для простого в сопровождении действия, они также могут разобрать действие, обычно интегрированное с пониманием более высокого уровня. В обоих случаях неоптимальная идентификация не только снижает производительность, но также способствует возникновению беспокойства и застенчивости.

Индивидуальные различия

Валлахер и Вегнер разработали шкалу, форму поведенческой идентификации, для оценки характерного уровня идентификации людей. Исследования с использованием этой шкалы выявили теоретически значимые различия между людьми, которые склонны определять свои действия в терминах относительно высокого уровня (агенты высокого уровня), и теми, кто обычно определяет свои действия в терминах более низкого уровня (агенты низкого уровня). В частности, агенты низшего уровня демонстрируют меньший опыт в различных сферах деятельности, имеют более слабое чувство личного контроля, более импульсивны, более уязвимы для социального влияния, менее уверены в своих личностных качествах и имеют менее устойчивая самооценка.

Идентификация действия как динамическая система

Подчеркивая связь между ментальными представлениями и поведением, теория идентификации действия имеет явное отношение к моделям саморегуляции. Но теория также изображает процессы, подобные работе самоорганизующихся динамических систем во многих областях науки. Таким образом, действие можно рассматривать как набор взаимозависимых элементов (идентичностей более низкого уровня), которые влияют друг на друга для достижения согласованного состояния макроуровня (идентичности более высокого уровня). Взаимодействие между принципами 2 и 3, тем временем, фиксирует повторяющиеся эпизоды возникновения и разборки, лежащие в основе эволюции сложных систем. Этот динамический сценарий был использован социальными психологами в последние годы для установления сходства между очень разными темами, от формирования самооценки до развития социальных норм и ценностей в обществе.

Ссылки:

  1. Валлахер, Р. Р., и Кауфман, Дж. (1996). Динамика идентификации действия: изменчивость и структура в ментальном представлении поведения. В П. М. Голлвитцер и Дж. А. Барг (ред.), Психология действия (стр. 260–282). Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
  2. Валлахер, Р. Р., и Новак, А. (2007). Динамическая социальная психология: поиск порядка в потоке человеческого опыта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *