Какое может быть поведение: Определения слов, поиск определений слов

Содержание

прогнозируем поведение пользователя / Хабр

Привет, Хабр! Сегодня речь пойдет о предсказании будущего, поведении людей, математике и котиках.  

Зачем предсказывать поведение?

В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы всегда смотрим на поведение собеседника. Поведение человека может много о нем сказать: о его воспитании, привычках, увлечениях, принципах и о личности в целом. Для нас, как для социальных существ, это очень важная информация, так как мы делаем выводы о человеке: можно ли ему доверять, на что обратить внимание, стоит ли с ним вообще иметь дело.  Для нас, как для работников сферы информационной безопасности, это очень важная информация, так как мы можем делать выводы: можно ли ему доверять, на что обратить внимание, стоит ли с ним вообще иметь дело.

😊

Причем здесь информационная безопасность? Согласитесь, гораздо лучше знать о потенциальной угрозе и контролировать ее, чем постфактум узнать об утечке секретных данных. И как раз в моменте «знать о потенциальной угрозе» мы возвращаемся к тому, что мы можем делать выводы о поведении человека. Давайте введем формальное определение: поведением называется определенный сложившийся набор качеств во взаимодействии с окружающей средой.

А можем ли мы сопоставить набор качеств с набором поступков и действий, которые могли бы быть важны для ИБ? Конечно, ведь в повседневной жизни мы делаем вывод о человеке на основе того, что он делает и говорит. Таким образом, мы приходим к выводу:  поведенческие качества персоны определяются поступками и действиями, и наоборот, поступки и действия персоны определяются её поведением.

Что такое поведение?

После того, как мы узаконили отношения «Поведение — Действия», встает вопрос: «А что с этим делать, и как нам это поможет поймать негодяя?». Ответ находится в состоянии суперпозиции: он и прост, и сложен одновременно. Но мы не ищем простых путей, поэтому вводим в игру математику и определяем поведение как случайный процесс. Как мы знаем, случайный процесс — это некоторая функция, значениями которой являются случайные величины. Держим в голове, что «поведение — это действия» и углубляемся в специфику решения задачи в условиях модуля UBA (User Behavior Analytics).

Наши случайные величины на самом деле — параметры, которые рассчитываются на основе действий и коммуникаций сотрудника на рабочей станции. Собирается и обрабатывается информация о переписке в корпоративной почте, а также в мессенджерах. Интересует нас в переписке сотрудника почти всё: направление переписки — входящая или исходящая, количество отправленных файлов, является ли собеседник внутренним пользователем или же это кто-то вне компании, и так далее. Вся эта информация (и даже больше) используется в расчете показателей поведения. Сколько человек отправляет файлов, сколько получает, его активность внутри компании, активность, направленная за пределы компании, суточная активность, его деловой диапазон. Каждый день эти показатели пересчитываются на основе окна предыдущих 7 дней. 

Посмотрим на примере, как же выглядит поведение человека глазами бездушной машины и беспристрастной математики. Возьмем значения показателя внешней активности. Очень интересный показатель для офицера службы безопасности: а вдруг всплеск внешней активности связан с тем, что сотрудник пытается слить секретные данные компании конкурентам? Итак, мы берем значения показателя внешней активности за 80 дней и визуализируем, банально соединяя точки значений.  

Рисунок 1 — Исходная функция показателя внешней активности

Первые шаги Фурье

Как же мы собираемся предсказывать? В момент проработки постановки задачи возникла гипотеза: поведение сотрудника циклично. Значит, если мы докажем периодичность поведения, то сможем его предсказывать. Периодичность может быть за совершенно разные периоды времени: день, неделя, месяц. В решении задач выявления периодичности используются совершенно разные методики: скользящие средние, статистический анализ временных рядов (выявление тренда и сезонности) и т.д. Но одним из главных инструментов является гармонический анализ, в частности, анализ Фурье, который и будет применяться в дальнейшей разработке задачи.

Анализом Фурье называют разложение сложных периодических сигналов на элементарные гармонические составляющие, а также оценку или измерение их характеристик. Основывается анализ на преобразовании Фурье. Формальное определение: преобразование Фурье — это математическая операция, которая преобразует функцию от времени в частотные компоненты. В основе этого преобразования лежит простая идея: почти любую периодическую функцию можно представить суммой отдельных гармонических составляющих (ряда Фурье) — синусоид и косинусоид с различными амплитудами A, периодами Т и, следовательно, частотами ω. Гармонические составляющие, они же гармоники, — это некоторые функции вида

— частота k-ой гармоники.

Рисунок 2 — комикс xkcd (с)

Продолжим с математикой: ряд Фурье записывается следующим образом:

Преобразование Фурье в обыкновенном своем виде содержит экспоненту, в степени которой мнимая единица

,  (прим. — множитель (так называемый нормировочный множитель, который становится необходимым в момент перехода к дискретному спектру) перед интегралом может разниться от источника к источнику, что связано, во-первых, с разными подходами к нормировке, а во-вторых, с возможностью корректного выведения формулы обратного преобразования),

поэтому, чтобы избавиться от комплексных чисел, используют косинус-преобразование Фурье. Прямое:

и обратное:

Дискретное преобразование Фурье в общем виде имеет следующий вид. Прямое преобразование:

обратное преобразование:

После разложения сигнала (то есть нашей «функции поведения») каждому периоду будет соответствовать гармоника. Из формул выше Xn и будет соответствовать значению вклада гармоники. Эти гармонические составляющие будут иметь различный вклад в общий вес функции, поэтому, выделяя гармоники с максимальным весом вклада, мы выделяем периоды, которые наиболее явно проявляются в поведении. Это в общих словах и в теории. А вот на практике мы столкнулись с множеством нюансов, о которых мы дальше поговорим.

~~~Так как задача решается в R — среде вычислений с открытым исходным кодом, то существует множество библиотек для решения самого разного рода задач. А популярная тема гармонического анализа и вовсе породила с пару десятков пакетов, которые мы и испытывали в разных комбинациях в нашем коде предсказания поведения.~~~

Быстрое преобразование Фурье

На практике чистое преобразование Фурье мало кто использует, потому что это достаточно долгий процесс, требующий много вычислительной мощности, так как сложность простого преобразования Фурье составляет  O(N^2), так называемая квадратичная сложность. Это значит, что количество операций будет зависеть от размера входной выборки n как n*n. Поэтому зачастую используют Быстрое Преобразование Фурье (БПФ), сложность которого O(NlogN), что куда лучше квадратичной. Предложенный в 1965 году Дж. В. Кули и Джоном Тьюки алгоритм достигает таких показателей за счет использования симметрии задачи. Вообще говоря, БПФ — это набор алгоритмов, позволяющих упростить вычисление ДПФ.

Рисунок 3 — мем с просторов

Спектр

Раньше уже упоминался момент расчета вклада гармоник в общий вес функции, и у этого есть свое название — спектр. Спектральный анализ — один из методов обработки сигналов, который позволяет выявить частотный состав сигнала. Напомним, что каждая гармоника соответствует некоему периоду. Соответственно, выдвигая гипотезу о существовании закономерностей поведения, мы бы хотели увидеть на этих спектрах превалирующие составляющие, которые наиболее полно описывают весь сигнал. Что это значит?

Возвращаемся к идее, что периодический сигнал может быть разложен на простые составляющие, где каждая гармоника отвечает за свою частоту. И каждая гармоника имеет свой вклад, то есть описывает определенный процент сигнала. Мораль такова: если несколько гармоник достаточно полно описывают сигнал, то справедлив вывод, что мы можем с некоторой вероятностью судить о закономерности поведения. Человеческим языком — человек ведет себя закономерно, наша гипотеза верна, и мы всё можем спрогнозировать!

Но вернемся к теории: вообще говоря, спектр периодического сигнала — дискретный и для наших данных за 85 дней будет иметь следующий вид. 

Исследования > Прогнозирование поведения пользователя > спектр.png

                       Рисунок 4 — спектр исходного сигнала 

На рисунке зачеркнута половина гармоник. Это очень важно обозначить в явном виде, потому что согласно теореме Котельникова, максимальная частота гармоники должна быть такой, чтобы на нее приходилось как минимум два отсчета, поэтому число гармоник равно половине числа отсчетов дискретного сигнала. Для выборки размера N отсчетов количество гармоник равно N/2. Уже тут мы видим выделяющиеся гармоники, но для хоть сколько-то точного анализа и последующего прогнозирования это, конечно, не годится. Стоит отметить, что первая гармоника на графике — не должна учитываться в последующих исследованиях, поскольку это период самого сигнала, то есть отражает цикл всего сигнала в 85 дней, а это особой информации не несет. Поэтому правильный спектр будет выглядеть следующим образом:

 Рисунок 5 — правильный спектр исходного сигнала

Чтобы перейти от частоты к периоду, следует воспользоваться формулой, известной со школьных времен:

Так получается, например, что графически первая гармоника (фактически — вторая) соответствует 1/2 всего сигнала: 40 дням.

Оконное преобразование Фурье

Но даже если построить простой спектр за меньшее количество времени, например за месяц, это все равно не будет нести в себе сакральное знание периодичности. Поэтому работаем дальше. Ведь искать месячную периодичность в сигнале «длительностью» месяц — бессмысленно. Но есть выход — оконное преобразование Фурье. Суть оконного преобразования Фурье заключается в разбиении исходного сигнала на короткие временные промежутки, к которым к каждому по отдельности применяется преобразование Фурье. Формально это выглядит так:

Существуют разные виды оконных функций: прямоугольное, треугольное, преобразование Гаусса, Хеннинга, Хэмминга, Чебышёва и еще много-много разных оконных функций, носящих имена известных (и не очень) ученых. Отличаются они способами реализации улучшения частотного спектра на границе разрыва.

Рисунок 6 — пример некоторых оконных функций

В нашем случае мы используем самое обычное прямоугольное окно, так как вопрос контролирования боковых лепестков (частей сигнала на границах разрыва) актуален скорее для обработки аудио для исключения дефектов сигнала. В нашей задаче разрыв не влияет на данные. На практике это реализовывается применением преобразования Фурье к окну в n дней с шагом в i дней.  Мы брали n = 30 и i = 15 (в дальнейшем i = 7). Такие числа берутся из бизнес-контекста. В рабочем процессе есть основные периоды — месяц, две недели и неделя. В бизнес-контексте есть предположение, что будут доминировать именно гармоники, соответствующие таким периодам, поскольку они соответствуют периодам рабочих процессов. Например, обычная неделя → спринты → бухгалтерия за месяц. Ожидалось, что такая периодичность проявится и на тестовых данных (которые, напомним, представляют собой показатель внешней активности персоны).

В итоге мы получаем 8 спектров, в каждом из которых свои доминирующие гармоники. Но радоваться всё еще рано. А вообще корректна ли такая игра со спектрами и частотами? Давайте это докажем. Формально нам нужно доказать следующее: вклад максимальных гармоник определяет норму (объем) исходной функции (показателя поведения). Под — катом математическое доказательство этого факта.

Доказательство

У нас есть функция на дискретном множестве. Мы ее продолжаем на всю числовую прямую, ступеньками или отрезками соединяя значения в точках. Получаем интегрируемую с квадратом на всей прямой хорошую функцию f.

Такие функции образуют гильбертово пространство функций, интегрируемых с квадратом функций. На этом пространстве можно корректно задать линейный оператор — преобразование Фурье. В нашем случае функция начинается в нуле. Чтобы избавиться от комплексно-значности ее преобразования Фурье, мы допустим, что она принимает значения и при отрицательных значениях аргумента. Сделаем ее четной. В этом случае, мнимая часть преобразования Фурье равна нулю и остается только косинус преобразование.

Мы знаем, что по теореме Планшереля преобразование Фурье сохраняет норму функции. Сопряженное пространство образов преобразования Фурье (проще говоря, спектров) тоже представляет из себя пространство интегрируемых с квадратом функций, поскольку преобразование Фурье является унитарным оператором.

Представим спектр в виде двух слагаемых (три макс. гармоники + остальные).
Их скалярное произведение равно 0, т.е. они ортогональны.

Также для L_2 справедливо равенство Парсеваля (аналог теоремы Пифагора для функций), т.о.:  

прямо определяет вклад в исходную функцию. ЧТД.

Применение теории на практике

Разобравшись с математикой, давайте посмотрим, как на самом деле эти гармоники описывают сигнал:

1) Выбираем в каждом окне по 3 гармоники с максимальным вкладом.

Для нашего примера они будут такие:

Номер окна

Номер гармоники 

Период

1

1 5 10

2 недели, 6 дней, 3 дня

2

1 5 6

2 недели, 6 дней, 5 дней

3

1 3 5

2 недели, 10 дней, 6 дней

4

1 3 5

2 недели, 10 дней, 6 дней

5

1 2 3

2 недели, 15 дней, 10 дней

6

1 3 4

2 недели, 10 дней,  6 дней

7

1 3 4

2 недели, 10 дней, 6 дней

8

1 3 4

2 недели, 10 дней, 6 дней

2) Считаем процентный вклад трех максимальных гармоник от 100%.

3) Строим график динамики изменения процента вклада «по ходу скольжения» окна.

Рисунок 7 — график динамики изменения процентного вклада 3 максимальных гармоник в сигнал

Мы видим, что в среднем процент вклада держится больше 50%. Наиболее выделяется окно с 64% под номером 6.  Попробуем восстановить разложенный сигнал в данном окне по 1-ой, 3-ей и 4-ой гармонике.

Рисунок 8 — построение графика поведения по максимальным гармоникам окна сигнала

Итак, на Рис. 8 мы видим сигнал, построенный по трем максимальным гармоникам, в наложении на реальный сигнал. Где-то они совпадают достаточно точно, и пик активности «трех-максимально-гармонического» сигнала совпадает с фактическими данными, где-то он пророчит пики, которых де-факто не случилось. Всё же наша функция описывает сигнал лишь на 64%. 

И наконец… Прогнозирование!

На основе полученной информации попробуем спрогнозировать поведение персоны. Прогнозировать можно было бы разными способами: брать 3 самые популярные гармоники по всем окнам сигнала, брать максимальные гармоники за период, вводимый вручную в зависимости от решаемой задачи (взгляд в будущее использование фичи), прогнозировать на две недели/месяц вперед. .. и так далее, очень много комбинаций временных промежутков, на которых брать гармоники и на которые прогнозировать. В итоге, мы остановились на гипотезе, которая заключается в следующем алгоритме:

  • выбираем окно с максимальным процентным вкладом 3 максимальных гармоник,

  • определяем по процентному вкладу, на какой период мы будем прогнозировать: 

где K — количество дней, на которые будет строиться прогноз; V — наибольший процентный вклад трех максимальных по спектру гармоник; W — размер окна;

В нашем случае входные данные таковы:

  • «рабочее» окно — номер 6 (35-65 дни);

  • максимальные гармоники — 1, 3 и 4  (2 недели, 10 дней, 6 дней);

  • процентный вклад — 64%;

  • период предсказания — 20 дней.

Рисунок 9 — фактические значения, аппроксимация и прогнозная модель

Для того чтобы оценить степень достоверности прогноза, посчитаем точность прогнозной модели. Точность рассчитываем по формуле

В нашем примере точность составила 80%. Таким образом поведение, предсказанное моделью на 20 дней вперед, совпадает с реальными значениями на 80%.

Выводы

Мы разработали методику предсказания будущего поведения персоны с использованием методик спектрального анализа, в частности, с использованием преобразования Фурье. Конечно, есть куда расти, где усовершенствовать и что уточнить.

Авторы

Исследовательская группа центра продуктов Dozor «РТК-Солар»:

Рябова Татьяна, аналитик,

Максим Бузинов, руководитель

Литературные источники

1) Зельдович, Я. Б. Элементы прикладной математики : учебное пособие / Я. Б. Зельдович, А. Д. Мышкис. — 5-е изд. — Москва : ФИЗМАТЛИТ, 2008. — 592 с. — ISBN 978-5-9221-0775-4,

2) Кандидов В.П., Чесноков С.С., Шленов С.А.. Дискретное преобразование Фурье : учебно-методическое пособие. — Москва : МГУ имени М.В. Ломоносова, 2019. — 89 с. — ISBN 978-5-8279-0179-2,

3) Марпл С. Л. (мл).Цифровой спектральный анализ и его приложения: Пер. с англ. — Москва : Мир, 1990. — 584 с., —  ISBN 5-03-001191-9.,

4) Отнес, Р.К. Прикладной анализ временных рядов : Основные методы / Р. Отнес, Л. Эноксон; Пер. с англ. В. И. Хохлова. — Москва : Мир, 1982. — 428 с. : ил.; 22 см.; ISBN B Пep. : 2 р.

МОУ Детский сад № 250. Асоциальное поведение детей

«Асоциальное поведение детей.
Как уберечь ребёнка от попадания в асоциальные группы»

То, что дети — наше будущее, истина банальная. Только вот каким станет это будущее? В современной молодежной среде давно уже угрожающая обстановка, напоминающая тлеющий костер, который, не дай бог, вспыхнет.
Слабое здоровье, множество нерешенных социальных проблем превращают самую незабываемую и яркую страницу в жизни любого человека — детство — в мрачную полосу безрадостного существования, в бесконечную борьбу за выживание. Усyгyбляют положение окружающие сегодня ребенка жестокость, насилие, криминальные разборки, социальная нестабильность в обществе, сумасшедшая индустрия развлечений. Бесконечным потоком обрушивается на него с рекламных щитов и экранов телевизоров пропаганда сомнительных ценностей и удовольствий, отстранённость от воспитания семьи. После таких процедур зомбирования, пожалуй, уже трудно рассчитывать на любовь и благодарность со стороны молодого поколения, на его высокую культуру. Зато четко наблюдается обратное – необузданная жестокость, охватившая наше общество.
Западная психиатрия красиво называет таких людей «социопатами», у нас же этот термин почти не применяется, и говорят о «расстройствах поведения».
Эти люди являются «проблемными» с самого раннего детства.
В той или иной степени для них характерно:
— равнодушие к чувствам других людей,
— пренебрежение социальными правилами и обязанностями,
— крайне низкий порог разряда агрессии, включая насилие,
— неспособность испытывать чувство вины и извлекать пользу из жизненного опыта, особенно из наказания,
— выраженная склонность обвинять окружающих или выдвигать благовидные объяснения своему социально неприемлемому поведению.

Такие дети воруют деньги из своего дома или дома друзей, объясняя это тем, что им очень нужно было купить мороженое или новую кассету. Они равнодушны к слезам и увещеваниям матери, легко переносят гнев отца, дают обещания исправиться только для того, чтобы тут же нарушить их. Очень характерна для таких детей бесконечная, накручивающаяся одна на другую ложь.
Рассмотрим примеры поведения, на которых основывается диагноз «расстройство поведения», включают в себя:
— чрезмерную драчливость или хулиганство,
— жестокость к другим людям или животным,
— тяжелые разрушения собственности,
— поджоги, воровство,
— прогулы в школе и уходы из дома,
— необычно частые и тяжелые вспышки гнева,
— вызывающее провокационное поведение,
— постоянное, откровенное непослушание.

Среди расстройств поведения специалисты выделяют 3 группы асоциального поведения.

1. Двойное поведение (дома хороший, в обществе плохой и наоборот)
Эта группа содержит расстройства поведения, включающие агрессивное, оппозиционное, вызывающее или брутальное поведение, при которых ненормальное поведение целиком или почти целиком ограничивается домом и взаимоотношениями с самыми близкими родственниками или домочадцами. Может иметь место воровство из дома, часто специфически сфокусированное на деньгах и имуществе одного или двух лиц. Поведение ребенка может носить намеренно разрушительный характер, также сфокусированный на определенных членах семьи, например, разламывание игрушек или украшений, порча одежды или обуви, резанье мебели или разрушение ценного имущества.

2. Асоциальное поведение в коллективе.
Этот тип расстройства характеризуется сочетанием упорного асоциального или агрессивного поведения, со значительным общим нарушением взаимоотношений ребенка с другими детьми. У такого ребенка нет группы сверстников, в которой он был бы «своим», он изолирован, отвержен или непопулярен в детской среде. У него нет и близких друзей. Взаимоотношения со взрослыми могут складываться по-разному. Обычно есть тенденция к проявлению жестокости, упрямства и негативизма во взаимоотношениях, но иногда случаются и хорошие отношения с отдельными взрослыми. Типичное поведение таких детей включает в себя хулиганство, чрезмерную драчливость и (у старших детей) вымогательство или нападение с насилием. Характерны также грубость, индивидуализм, сопротивление авторитетам, тяжелые вспышки неконтролируемой ярости, жестокость к людям и животным.

3. Агрессивное поведение.
Эта категория применяется к расстройствам поведения, включающим стойкое асоциальное или агрессивное поведение, и возникающим у детей, обычно хорошо интегрированных в группу сверстников. В этом случае ребенок имеет обычно группу сверстников, которой он предан и в которой социально неприемлемое поведение , безусловно, одобряется. В пределах этой группы у ребенка могут быть продолжительные и тесные дружеские отношения. Но если асоциальное поведение группы включает в себя, к примеру, хулиганство, то этот же ребенок может проявлять крайнюю жестокость по отношению к жертвам.
Почему дети уходят «налево»?
Что же является причинами поведенческих расстройств у детей?
Достаточно часто корень проблемы лежит в семье ребенка.

1. Жестокость по отношению к ребёнку:
В семье могут быть необоснованно жестоки к ребенку, и это вызывает ответную жестокость. Ребенка могут бить или иным образом наказывать за малейшую провинность, лишать удовольствий. Такой ребенок никогда не получает похвалы или поощрения. Единственное поощрение для него — это отсутствие наказания. Как правило, эмоциональные отношения в такой семье холодны и безжизненны. Ребенок растет без тепла и ласки, и сам не может никого согреть или приласкать. Он часто жесток к животным или более слабым детям, вымещая на них собственные унижения. Подрастая, такой ребенок, как правило, начинает мстить родителям.

2.Равнодушие в семье:
Иногда жестокость отсутствует, и все члены семьи являются как бы равнодушными друг к другу сожителями. Никому в такой семье ни до кого нет дела, никто не интересуется делами и чувствами других. Каждый давно живет сам по себе. Дедушка смотрит футбол, бабушка копается в огороде, папа пропадает на работе, а мама
читает любовные романы и часами болтает с подругами по телефону. Никто ни во что не вмешивается, никто не сопереживает, никто не задает вопросов. Все берегут собственные нервы. Не удивительно, что в такой семье растет черствый и равнодушный к чувствам других людей ребенок.

3.Вседозволенность в семье:
Иногда дети с асоциальным поведением вырастают и в детоцентрической семье. Такого ребенка все балуют, все ему прощают, все позволяют. Все блага, доступные семье, к его услугам. Он не привык делиться ни с кем: ни шоколадкой, ни властью, ни вниманием. Подрастая, ребенок, естественно, ждет от мира такого же отношения, какое он встречал в семье. Но мир не торопится быть «к его услугам». В зависимости от темперамента и характера ребенка развивается протест. Как правило, это выливается в истерический невроз. Но иногда, если ребенок силен или умен и находчив, он находит возможность реализовать свое желание властвовать в группе сверстников с асоциальным поведением, становясь там лидером либо за счет личных качеств, либо за счет влияния и обеспеченности «предков». Если родители продолжают «покрывать» ребенка, «спускают на тормозах» все его, вначале мелкие, хулиганские проступки, то асоциальное поведение закрепляется, усугубляется патологией характера и часто становится необратимым.
Естественно, что наиболее часто дети с асоциальным поведением происходят из так называемых социально-неблагополучных семей.

Что характерно для ребенка с высоким риском по диагнозу «нарушения поведения»?
Во-первых, достаточно часто у детей с нарушениями поведения встречаются те или иные неврологические расстройства (особое внимание в этом отношении родителям нужно обратить на детей с диагнозом СДВГ или гипердинамический синдром).
Во-вторых, провоцирующим фактором может стать общий невысокий уровень развития интеллекта ребенка. Такой ребенок отстает в школе, его ругают за неуспеваемость дома. В поисках поддержки и понимания он уходит на улицу, а там вполне может быть «подобран» членами асоциальной группировки.
В-третьих, свою роль играет и наследственность. Что бы там ни говорили про устарелость «яблочных» поговорок, но личность — это все же совокупность наследственных задатков и влияния среды. Безусловно, неблагоприятными наследственными факторами являются психиатрические заболевания близких родственников, алкоголизм или наркомания одного или обоих родителей, самоубийство одного из родителей или члена семьи, стойкое асоциальное поведение кого-либо из родных.
В-четвёртых, все виды асоциального поведения гораздо чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Увеличивают риск развития нарушений поведения такие черты характера ребенка, как жестокость, неумение сочувствовать, невнимание и равнодушие к интересам других людей, чрезмерный эгоизм, склонность обвинять во всем других и неумение признать свои ошибки, низкая или чрезмерно высокая самооценка, лживость, грубость, неумение сдерживать свои негативные чувства.
Что делать, чтобы этого не случилось? И как себя вести, если это уже произошло?
Есть ряд особенностей, присущих благополучным семьям. Самые разные дети в этих семьях нормально социализируются, и никогда или почти никогда не проявляют значимых асоциальных расстройств.

1. Уважать и принимать личность ребенка.
Хочется подчеркнуть, принимают именно личность в целом. И речь здесь вовсе не идет о том, что этой самой личности все позволено. Поступки ребенка и его отдельные качества не приветствуются и при необходимости жестко осуждаются. Причем дифференциация иногда идет очень тонкая.

2. В семье ребенок всегда может рассчитывать на поддержку и справедливую защиту взрослых.
Это не баловство и не всепрощение — это именно поддержка в трудную минуту, одобрение в минуту слабости и раздумий, толчок в момент сомнений, и солидарность со здоровой частью личности, когда теневая часть (а она есть у каждого из нас) готова взбунтоваться и выйти из повиновения.
Время молодости – особенно сложное время, время поиска своего пути. Человек в этом возрасте творчески активен, у него еще не сформировались стереотипы мышления, он подвижен, но эту подвижность можно назвать и неуравновешенностью: молодой человек легко подпадает под чужое влияние, его можно увлечь и в добро, и в зло. Тем более что часто он еще не может отличить добро от зла, он не имеет опыта, чтобы глубоко разобраться и оценить какое-то явление. Кроме того, в этом возрасте в связи с перестройкой всего телесного состава в человеке возникают мощные телесные чувства и движения, которым он зачастую слепо следует.
В этом возрасте человек остро осознает свою свободу и старается эту свободу реализовать. Причем, свободу молодые понимают как отказ от того, чем живут родители и вообще люди старшего поколения, они видят в этом утверждение своего «я». С другой стороны, молодой человек хочет и быть как все – как все, как сейчас говорят, «продвинутые» молодые люди.
И современная молодежная культура предлагает ему такой образец «продвинутости»: наркотики, алкоголь, распущенность, соответствующий стиль одежды и поведения, соответствующая музыка и т.д. И все эти атрибуты «нормального молодого человека» – как раз и являются или вызывают асоциальные явления, о которых мы с вами сегодня говорим. Именно они становятся не только причиной гибели самих молодых, но и источником многих бед и страданий для окружающих. И все это процветает по все России – мы объездили самые отдаленные регионы, и увидели, что везде только увеличивается потребление наркотиков, алкоголя (никто не говорит сейчас, что потребление пива столь же опасно, как и потребление крепких напитков). Везде разрушается семья, потому что «не модно» создавать семью, воспитывать детей. Модно – жить гражданским браком, постоянно меняя партнеров, модной стала однополая любовь и т.д
Что же делать в первую очередь родителям?

ЛЮБИТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ!
БЫТЬ ИМ ПРИМЕРОМ И ПОМОЩНИКОМ!

Основные компоненты поведения — проект IDEAL

Что такое поведение?

  1. Поведение служит двум целям: (1) получить что-то или (2) избежать чего-то.
  2. Все действия изучены.
  3. Поведение — это действие, которое можно наблюдать и измерить.
    • Поведение можно наблюдать. Это то, что мы видим или слышим, например, когда студент сидит, встает, говорит, шепчет, кричит или пишет. Поведение – это не то, что ученик чувствует, а то, как ученик выражает это чувство. Например, ученик может показать гнев, корча рожу, крича, скрещивая руки и отворачиваясь от учителя. Эти наблюдаемые действия носят более описательный характер, чем просто констатация того, что учащийся выглядит встревоженным.
    • Поведение поддается измерению. Это означает, что учитель может определить и описать поведение. Учитель может легко определить поведение, когда оно происходит, в том числе, когда поведение начинается, заканчивается и как часто оно происходит. Например, «постоянно перебивать учителя» не поддается измерению, поскольку не является конкретным. Однако «крик «Эй, учитель!» 2–3 раза за урок по математике» является конкретным и измеримым. Учитывая определение, даже сторонний наблюдатель точно знает, какое поведение учитель хочет изменить.
  4. Поведение состоит из трех компонентов:
    A (Предпосылки) ⇒ B (Поведение) ⇒ C (Последствия).

Вместо того, чтобы происходить изолированно, поведению предшествует антецедент (спусковой крючок), который запускает поведение, и за ним следует последствие или реакция на поведение. Этот процесс легко запомнить по аббревиатуре ABC.

Антецеденты (A):

Антецеденты — это события или условия, которые запускают поведение. Они могут происходить непосредственно перед поведением или быть совокупностью предыдущих событий. Примерами непосредственного антецедента могут быть: Ученица входит в класс в слезах, потому что кто-то окликнул ее, когда она шла по коридору. Предшественником было обзывательство в коридоре.

Антецедент также может быть набором событий, которые произошли в прошлом, которые в конечном итоге перерастают в отыгрывание поведения. Например: над учеником постоянно издеваются и дразнят другие ученики в автобусе, и через две недели после этого ученик встает в автобусе и начинает драться с другими учениками, сидящими вокруг него. Продолжающиеся издевательства и поддразнивания, наконец, накопились и привели к взрывному и агрессивному поведению молодого человека, над которым насмехаются.

На поведение также можно повлиять или улучшить его поведение, настроив такие события, как недостаток сна, прием лекарств, голод/жажда и т. д. Например, учащийся, принимающий лекарства, может испытывать сонливость или сонливость в классе и не может выполнять задачи, требуемые учитель.

Поведение (B):

Поведение, как отмечалось выше, является действием, которое можно наблюдать и измерять. Оно должно быть описано таким образом, чтобы сторонний наблюдатель мог легко идентифицировать рассматриваемое действие (поведение).

Примеры

Неопределенное поведение: Сэнди ведет себя несносно во время занятий в научной лаборатории.

  • Как выглядит неприятный?
  • Опишите пример более конкретного способа выявления неприятного поведения (например, удары других учеников, разговоры в классе, текстовые сообщения на ее мобильный телефон).
  • Все действия должны быть наблюдаемыми (например, удары, разговоры, текстовые сообщения).
  • Все виды поведения должны поддаваться измерению (сколько раз, как часто, продолжительность).

Наблюдаемое и измеримое поведение: Сэнди бьет своего партнера по лаборатории всякий раз, когда он пытается работать над своим отчетом в научной лаборатории.

  • Поведение поражает, когда партнер по лаборатории работает над своими научными документами. Увидеть разницу?

Последствия (C):

Последствие – это реакция на поведение учащегося. Последствия — это то, как люди в окружающей среде реагируют на поведение. Когда ученик демонстрирует определенное поведение, учитель может «предупредить» или «проигнорировать» ученика. Предупреждение, игнорирование и подкрепление — вот некоторые примеры последствий.

Вот несколько примеров поведенческой цепочки (A⇒B⇒C):

Пример 1

  • Предпосылка: Учитель задает вопрос.
  • Поведение: Студент выкрикивает ответ, не поднимая руки.
  • Последствие: Учитель делает ученику устный выговор.

Пример 2

  • Предыдущая ситуация: Водитель видит знак остановки.
  • Поведение: Водитель останавливает машину на перекрестке.
  • Последствие: Водитель избегает возможной аварии и штрафа.

Пример 3

  • Предыстория: Мать просит ребенка взять игрушки и положить их в ящик для игрушек.
  • Поведение: Ребенок берет игрушки и кладет их в ящик для игрушек.
  • Последствие: Мать словесно хвалит ребенка и дает ему печенье.

Дальнейшее понимание последствий: поощрение и наказание

Последствия поведения могут повлиять на поведение в будущем (т. е. усилить или ослабить поведение). Приятные последствия, увеличивающие вероятность будущего поведения, называются подкреплением. Нежелательные последствия, которые уменьшают возникновение поведения в будущем, называются наказаниями.

Поощрение

Поощрение — это любой тип обратной связи или последствия, которые увеличивают количество повторений поведения в будущем. Усиление поведения учащегося является результатом подкрепления, даже если учитель не считает последствия или обратную связь подкрепляющими. Другими словами, последствие — это подкрепление, основанное на индивидуальной реакции учащегося. То, что подкрепляет одного учащегося, может не подкреплять другого; поэтому планирование изменения поведения должно быть индивидуальным.

Положительное подкрепление — это когда что-то приобретается, и это увеличивает возникновение поведения. Например, если учащийся наберет 100 баллов на пробном орфографическом тесте в четверг, он получит свободное время. Учащийся хорошо справляется и с будущими тестами. Учебное поведение учащегося во время проверки орфографии увеличилось из-за того, что по пятницам он заработал свободное время, что является положительным подкреплением .

Отрицательное подкрепление — это когда что-то отнимают, и это увеличивает вероятность поведения. Например, если ученик не заканчивает домашнюю работу, его родители говорят ему, что он не сможет смотреть телевизор в тот вечер дома. В следующий раз, когда у ученика будет домашнее задание, он закончит его как можно скорее, чтобы не пропустить время, проведенное дома перед телевизором. Его выполнение домашнего задания — это поведение, которое было подкреплено потерей телевизионных привилегий в качестве 9-го.0103 отрицательное подкрепление .

Пример подкрепления 1

  • Предыстория: Учитель говорит: «Пройди и тихо поговори по библиотеке».
  • Поведение: Студенты ходят тихо, но громко разговаривают со своими друзьями по библиотеке.
  • Последствие: Учитель говорит: «Поскольку класс не следовал указаниям о том, как ходить и тихо разговаривать по библиотеке, сегодня мы пропустим перемену».
  • Поведение в будущем: учащиеся не забывают ходить и тихо разговаривать по библиотеке, чтобы иметь перерыв. (Удаление углубления является негативным подкреплением.)

Пример подкрепления 2

  • Предыдущая ситуация: учащемуся нужно в туалет
  • Поведение: Студент вежливо просит пропуск в туалет
  • Последствие: Ученик получает пропуск в туалет от учителя
  • Поведение в будущем: Студент не забывает вежливо попросить пропуск в будущем. (Получение разрешения пройти через холл и воспользоваться туалетом является положительным подкреплением за вежливую просьбу воспользоваться туалетом.)

Пример подкрепления 3

  • Предыдущий пример: Учитель инструктирует класс во время урока математики.
  • Поведение: Ученик кричит без разрешения.
  • Последствие: Ученик получает выговор от учителя, класс смеется (привлекает внимание).
  • Поведение в будущем: ученики кричат ​​больше. (Привлечение внимания других учеников в классе является положительным подкреплением крика в классе.)

Наказание:

Наказание — это вид последствий, которые уменьшают количество повторений поведения в будущем. Если учащийся находит последствие неприятным или нежелательным и уменьшает возникновение поведения в будущем, то это наказание, даже если учитель или другие учащиеся не воспринимают последствия как неприятные.

Пример наказания 1

  • Предыстория: Учитель говорит: «Пройди по коридору».
  • Поведение: Студент бежит по коридору.
  • Последствие: Ученик получает выговор от учителя.
  • Поведение в будущем: Ученик не бегает по коридору. (Наказание представляет собой выговор и уменьшает беготню в коридоре.)

Пример наказания 2

  • Предпосылка: Домашнее задание нужно выполнить с началом урока.
  • Поведение: Студент забывает сдать домашнее задание.
  • Последствие: ученик теряет баллы за домашнее задание.
  • Поведение в будущем: учащийся выполняет домашнюю работу вовремя. (Наказанием является потеря баллов, и это снижает вероятность того, что учащийся забудет вовремя сдать домашнюю работу.)

Пример наказания 3

  • Предыстория: Учителя говорят, что пришло время для чтения про себя.
  • Поведение: Студенты продолжают говорить.
  • Последствие: Класс теряет свободное время для рисования во второй половине дня.
  • Поведение в будущем: Класс читает молча при запросе в будущем. (Наказанием является потеря свободного времени для рисования, и класс перестает разговаривать во время молчаливого чтения.)

Сбор данных с изменением поведения:

Возможно непреднамеренное поощрение или наказание за поведение при попытке сделать противоположное. Поэтому сбор данных является важным компонентом всякий раз, когда вы пытаетесь изменить поведение. Данные позволяют объективно анализировать происходящее и при необходимости модифицировать вмешательство.

Вот пример непреднамеренного подкрепления неуместного поведения.

  • Предшественник: Учитель просит ученика выполнить задание
  • Поведение: ученик кричит «НЕТ!»
  • Последствие: Студент отправляется на тайм-аут и избегает задания
  • Непреднамеренное подкрепление: учащийся предпочитает сидеть тихо, а не работать, поэтому учащийся кричит больше, чтобы избежать заданий.

Вот пример непреднамеренного наказания за желаемое поведение.

  • Предшественник: Учитель просит ученика выполнить задание
  • Поведение: Студент добровольно выполняет задание
  • Последствие: Учитель вызывает ученика в переднюю часть класса, чтобы похвалить ученика.
  • Непреднамеренное наказание: Ученик смущен и больше не вызывается добровольцем.

Ресурсы

Деятельность

Азбука поведения Поведение можно наблюдать и измерять Подкрепление и наказание Сбор данных с изменением поведения

Презентации

Основные компоненты поведения Стенограмма основных компонентов поведения

Тематические исследования

Ольга Джеффри

Тесты

Тест основных компонентов поведения Ключ теста основных компонентов поведения

Беседы

Чтобы получить доступ к этому разделу, войдите в свою учетную запись. Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь сейчас. Это бесплатно!

Какова функция поведения?

Переместив ученика в начало класса, чтобы лучше следить за ним, вы продолжаете наблюдать за тем, как он опускает голову на парту. Даже если вы позволите учащемуся сесть рядом со своим другом, он все равно будет пинать и пинать ближайших сверстников. Вы предлагаете выбор непослушному ученику, но он продолжает сбрасывать бумаги и книги со своих парт. Что общего у всех этих учеников и поведения? Функция поведения.

Это первый пост из шести в этой серии «Учитель поведения». Возвращайтесь, чтобы продолжить получать знания и ресурсы, чтобы улучшить свои навыки управления поведением. Будущие сообщения будут содержать конкретные стратегии и ресурсы, которые необходимо выполнить до возникновения поведения, во время поведения и о том, что делать после того, как поведение произошло.

Почему дети демонстрируют поведение?

Любое поведение является формой общения. Большинство, если не все, дети время от времени проявляют вызывающее поведение. Тем не менее, большинство находит подходящие способы удовлетворения своих потребностей более позитивным образом. Это те случаи, когда дети продолжают демонстрировать неприемлемое поведение, потому что они считают, что это поведение работает на них либо положительно, либо отрицательно.

Они обнаружили, что если я сделаю (A), то (B) произойдет. Ключ в том, чтобы выяснить, ПОЧЕМУ они ведут себя так, а не иначе. Как только мы это сделаем, мы сможем разработать соответствующие стратегии и вмешательства, которые будут иметь смысл для этого ребенка.

Какова функция поведения?

Повторяющиеся действия имеют какую-то функцию. Выявление функции поведения означает исследование того, почему это поведение происходит. Когда мы пытаемся идентифицировать функцию, мы наблюдаем и документируем данные в различных областях: установка событий, антецеденты (до возникновения поведения), во время поведения и последствия (после того, как поведение происходит).

Существуют четыре основные функции поведения: социальное внимание, бегство или избегание требований и действий, доступ к материальным предметам или предпочтительным действиям и сенсорная функция (это может быть поиск или избегание сенсорной информации).

1 ~ Внимание

Первая функция — это социальное внимание или привлечение внимания. Целью поведения, направленного на поиск внимания, является привлечение внимания взрослого или другого ребенка, находящегося поблизости. Эта цель может заключаться в поиске положительного или отрицательного внимания.

Примеры внимания могут включать: 

  • Когда ребенок может ныть, чтобы привлечь внимание родителей.
  • Выкрикивать или делать неуместные комментарии, чтобы рассмешить других.
  • Занимайтесь определенным поведением, чтобы заставить других играть с ним.
  • Плачьте или хнычьте, чтобы почувствовать утешение или привязанность близких.
  • Ребенок может вести себя так, чтобы вызвать гнев или брань у своего родителя или учителя.

2 ~ Побег

На противоположном конце поиска внимания находится наша следующая функция: бегство. Когда ребенок занимается бегством, цель состоит в том, чтобы попытаться уйти от чего-то или вообще избежать этого. Имейте в виду, что предмет, который ребенок пытается убежать или избежать, может быть задачей, материальным предметом или даже человеком.

Примеры побега могут включать:

  • Побег. Ребенок может убежать, если он не хочет принимать ванну или выполнять какое-либо действие.
  • Опустить голову на стол, когда им предлагают задание или работу.
  • Намеренно кричит, противодействует или демонстрирует ненадлежащее поведение, чтобы пойти в офис и сбежать из класса.
  • Разрыв или уничтожение материалов.
  • Учащийся относится к прогулам с опозданием или прогулом.

3 ~ Доступ к материальным ценностям

Третья функция поведения — поиск доступа к материальным ценностям или действиям. Подобно функции внимания, когда ребенок пытается что-то получить; однако на этот раз они пытаются получить предмет или действие. Поведение в этой категории может быть уместным или неуместным.

Примеры приобретения материальных ценностей могут включать: 

  • Ребенок кричит и плачет в магазине, поэтому взрослый купит ему игрушку, которую он хотел.
  • Ребенок толкнет или ударит другого, если он играет с игрушкой, которую хочет.
  • Ребенок быстро выполняет все домашние дела, чтобы пойти поиграть.
  • Вызывает истерику, если не получает предмет, который изначально хотел.

4 ~ Сенсорный

Поведение также может проявляться, когда оно стимулирует органы чувств человека – посредством предоставления или устранения сенсорной информации. Это поведение предназначено для того, чтобы дать ребенку какое-то внутреннее ощущение, которое ему нравится, или устранить внутреннее ощущение, которое ему не нравится.

Примеры сенсорного поведения могут включать:

  • Самоповреждение или царапание себя из-за укуса насекомого или предмета одежды, который их беспокоит.
  • Побег или побег, потому что они могут получать удовольствие и чувствовать сенсорную стимуляцию от быстрых видов спорта.
  • Раскачивание взад и вперед, чтобы дестимулировать их чувства.
  • Кричать или кричать, чтобы блокировать чувствительные шумы или звуки.

С чего начать?

Расставить приоритеты!

Как мы только что обсудили в общих чертах, а также из собственного опыта, вы должны знать, что проблемное поведение может быть разным. Вы когда-нибудь слышали это знакомое выражение «Вы должны выбирать свои битвы»? У вашего ученика или ребенка может быть много моделей поведения, которые вы можете считать очень сложными, но если вы подумаете о них с точки зрения их серьезности, вам будет легче понять, в чем должны заключаться ваши сражения. Janney & Snell, 2000, обсуждают три приоритета, которые легко укладываются в треугольник.

Третий приоритет: отвлекающее поведение

Некоторые виды поведения могут быть очень незначительными. Например, ребенок импульсивно постукивает ногой по столу во время обеда. Много говорит или постукивает карандашом по столу во время работы. Это раздражающее и отвлекающее поведение, но не очень серьезное. Такое поведение часто препятствует общественному признанию, негативно влияет на их имидж или повреждает (но не уничтожает) материалы.

Второй приоритет: деструктивное поведение

Некоторые другие виды поведения могут стать разрушительными, например, разрывать бумаги в классе, когда учитель пытается провести урок. Отвлекает и может выделить ребенка среди сверстников. Это более чем просто раздражает, но еще не опасно. Такое поведение часто мешает обучению учащихся, препятствует социальным отношениям и уничтожает материалы.

Первый приоритет: деструктивное поведение

Затем есть деструктивное поведение или поведение с очень высоким приоритетом. Бить других или себя, кусать себя или других, бросать предметы в других. Эти модели поведения должны быть в верхней части вашего списка того, что важно для вмешательства. Такое поведение включает в себя вопросы безопасности и может быть вредным или даже опасным для жизни для себя и других.

Установив приоритет поведения учащегося или ребенка, вы можете сосредоточиться на том, на что в первую очередь следует направить свои усилия. Это сделает его более управляемым, и вы не бросаете все, а кухонную раковину в план поведения. Важно отметить, что каждый ученик и даже взрослый может оценивать поведение по-разному. Например, давайте обсудим несоответствие. Несоответствие может быть отнесено либо ко второму, либо к первому приоритету в зависимости от «общей картины». Если это несоблюдение, когда ребенок отказывается брать свои игрушки, то это скорее 2-й приоритет. Однако если ребенок отказывается держать вас за руку при переходе улицы, это несоблюдение правил, и тогда это становится проблемой безопасности, переходящей в высший уровень или 1-й приоритет.

Помните об учащемся, когда вы относите его поведение к каждой категории. Поскольку мы в Education to the Core делаем всю работу за вас, я создал отличный органайзер ресурсов/графики, который поможет вам упорядочить свои мысли! Нажмите здесь, чтобы получить бесплатную пирамиду расстановки приоритетов!

В следующем посте блога мы углубимся в то, как правильно определить функцию поведения.
Мы сосредоточимся и будем опираться на выявленные вами основные приоритеты поведения. В блоге рассказывается, почему данные важны, и содержатся ресурсы о том, как легко и точно собирать и интерпретировать ваши результаты.

У каждого из нас есть привычные системы управления поведением или вмешательства, которые нам удобны и могут быть эффективными. Каковы некоторые из ваших ресурсов управления поведением? Вписываются ли они в наш «функциональный» диалог или вы уже думали о функции поведения ребенка? Мы хотели бы услышать их в комментариях ниже. Мы продолжим этот разговор об управлении поведением и подробно обсудим, что вы могли бы сделать до возникновения поведения, во время поведения, а также что делать после возникновения поведения.

Автор: Кристофер Олсон

Большое спасибо, что заглянули! Если вам понравился этот пост, мы будем рады, если вы поделитесь Education to the Core с другом, и вы ОБА сможете получить скидку 5 долларов США при покупке на 10 долларов США или более с кодом: FRIEND5.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *