Идеологическое воспитание – ,

Идеологическое воспитание. ГУО «Средняя школа №1 г. Осиповичи им. Б. М. Дмитриева»

План работы творческой группы учителей «Идеологическое воспитание»

Тема: «Направления идеологической работы в современной школе».

Цель:

-привитие педагогам, учащимся основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающие сущность белорусской государственности.

Задачи:

1. Скоординированное взаимодействие участников педагогического процесса, государственных и общественных организаций, семьи по обеспечению условий для эффективности идеологического обеспечения воспитания.

2. Проведение информационных часов, работа информационно – пропагандистских групп в учреждениях образования.

3. Осознание учащимися сущности гражданственности, патриотизма, привитие уважения к историко — культурному наследию белорусского народа.

4. Воспитание уважительного отношения к государственным символам (Гербу, Флагу, Гимну РБ), органам государственной власти страны.

5. Пропаганда социально – экономических достижений белорусского государства.

6. Педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления.

Заседание 1 (сентябрь)

Тема: Направления идеологической работы в школе.

Цель: сплочение трудового коллектива для решения поставленных задач.

Задачи:

•     Развивать высокопрофессиональную образовательную среду, повышать качество образования;

•    Повышать статус педагогического работника, престиж педагогической профессии;

•    Вовлекать работников школы в культурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия.

Форма проведения: круглый стол

Вопросы для обсуждения:

1.  Основные направления идеологической работы.

2.  Принципы организации идеологической работы.

3.  Обязанности членов трудового коллектива.                                   

Заседание 2 (ноябрь)

Тема: Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности

Цель: создание условий для формирования у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности

Задачи: формирования у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности

Форма проведения: круглый стол

Вопросы для обсуждения:

                  1.  Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности.

                  2. Азбука безопасности жизнедеятельности.

Литература:

1. Абрамов, В. В. Безопасность жизнедеятельности / В.В. Абрамов. — М.: СПбГУП, 2018. — 456 c.
2. Безопасность жизнедеятельности / Под редакцией Л.А. Михайлова. — М.: Питер, 2015

. — 461 c.
3. Безопасность жизнедеятельности. Практикум. Учебное пособие. — М.: Юрайт, 2016. — 250 c.

Заседание 3 (январь)

Тема: Семейное воспитание

Цель: формирование культуры семейного воспитания

Форма проведения: круглый стол

Вопросы для обсуждения:

1. Цели и задачи семейного воспитания.

2. Основные принципы семейного воспитания.

3. Формы и методы работы по семейному воспитанию.

Литература:

1. Амонашвили, Ш. Искусство семейного воспитания / Ш. Амонашвили. — М.: Амрита, 2010. — 296 c.
2. Варга Дела семейные / Варга, Домокош. — М.: ИЛ, 2012. — 160 c.
3. Духовно-нравственное воспитание молодежи. Семейные национальные традиции. — М.: РГСУ, 2010. — 288 c.
4. Ле, Шан Э. Верните здравый смысл в воспитание ребенка / Ле Шан Э.. — М.: СПб: Прайм-Еврознак, 2012. — 349 c.

 Заседание 4 (апрель)

Тема: Формирование информационной культуры
Цель: содействовать социализации личности ребенка; формирование информационной культуры
Задачи: -создание условий для формирования информационной культуры учащихся.
              — вовлечение учащихся в программы БРСМ и пионерской организации.

Форма проведения: семинар — практикум

Вопросы для обсуждения:

                         1. Задачи информационной культуры личности.

                         2. Современные методы их реализации.

Литература:

1.  Бединская Е. Основы информационной культуры школьника: программа для учащихся 5-6 классов //Школьная библиотека. – 2002. — № 3. – С.9.

2.  Бирюкова «Библиотечно-библиографические и информационные знания младших школьников 1-4 классов» //Школьная библиотека№ 1. — С.55-57.

3.  Книга как источник информации в современном образовательном процессе (размышления библиотекаря-практика о медиаобразовании и роли книги в развитии личности)/ Л. Владимирова //Школьная библиотека№ 4. — С. 17-19.

Творческие разработки.

os1.schools.by

4. Идеология воспитания

1. Воспитание и образование предполагают наличие идеологии, которая определяет: чему учить и что воспитывать? Как учить и как воспитывать? У кого учиться и кто воспитывает? Речь не о политической идеологии типа «марксистско-ленинской или «буржуазной». Россия не может вновь позволить себе одностороннего взгляда на мир лишь через призму законов классовой борьбы и т.п. Ориентация не на «коммунистическую» и не «буржуазную», а на российскую идеологию воспитания как систему социальных ценностей, официально имеющих национальный статус, которых придерживаются члены всего общества и которые интерпретируются через систему идей в ходе общественного развития, охраняются законом как исходное начало интеграции и сохранения целостности общества и государства, как главные ориентиры движения в будущее.

2. Идеология воспитания новых поколений развивается как совокупность идей и принципов, составляющих основы общественного развития России.

Исходными являются положения о том, что российское общество есть содружество людей, построенное на утверждении:

личности как основы общества, свободной от насилия и эксплуатации;

общества как организованного объединения людей, основанного на согласии и солидарности как принципах преодоления внутренних противоречий развития;

— взаимоотношений личности и общества, основанных на согласовании интересов личных и общественных;

государства как суверенной организации нации, организующей и обеспечивающей ее независимость, благополучие, развитие и реализацию творческого потенциала.

В основу развития российского общества должны быть положены принципы свободы, гуманизма, справедливости, демократии, права, труда и неотчуждаемой собственности.

Даже в катастрофической ситуации российское общество не должно терять человеческое лицо, а, наоборот, обретать его в процессе сознательной гуманизации всех основ жизни — особенно в сфере образования, духовного и нравственного воспитания. Необходима смена воспитательной парадигмы, суть которой состоит в выдвижении на первый план гуманистических идей и ориентиров взамен тоталитаристских установок.

Гуманизация воспитательного процесса предполагает целый ряд условий, среди которых прежде всего отметим следующие:

а) признание личности молодого человека самоценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого индивида;

б) создание обществом условий для развития личности и новых поколений молодежи как субъектов культуры и собственного жизнетворчества — самоопределения, самоутверждения, самореализации;

в) оказание помощи детям и молодежи в развитии их склонностей и способностей;

г) социальная защита и охрана здоровья, достоинства и прав, социальной и природной среды обитания новых поколений;

д) приобщение субъектов воспитательного процесса к ценностям общечеловеческой и национальной культуры, создание в обществе атмосферы духовности;

е) гуманизация межличностных отношений воспитателей и воспитанников, родителей и детей, учителей и учеников, преподавателей и студентов и т.п. на принципах уважения, сострадания, терпимости, милосердия, внимания и доброты.

Гуманизация позволяет и требует осуществлять вариативное воспитание молодежи, учитывая интересы и особенности различных классов, социальных слоев и групп страны. Она включает также идеи, на основе которых будут формироваться общие психологические и гражданские качества личности, жизнеспособной в условиях переходного периода и построения новой России.

3. Важным элементом новой идеологии воспитания выступает идея единства и возвышения России, своего российского пути развития, сочетающего черты культуры западных и восточных народов, но имеющего свои неповторимые особенности и формы развития евразийского типа культуры. Эта идея составляет основу формирования национального самосознания молодого поколения.

Россия — это своеобразный мир, идущий по самостоятельному историческому пути, исторически сложившееся объединение, тесная семья многих народностей и народов, национальностей и наций, на протяжении многих столетий сознающих свое единство, творящих общую культуру, спаянных воедино общностью этой культуры, общностью духовных устремлений, государственных и экономических интересов, общим историческим прошлым и единым устремлением в будущее.

Россия — это сложная уникальная единая нация. Такова истина, которая сегодня должна жить и торжествовать.

Национальное чувство россиянина — это любовь к историческому облику и творчеству российской нации, вера в ее духовное призвание, воля к ее творческому расцвету; это система поступков, вытекающих из этой любви, веры и воли, страстное желание ей служить, утверждая ее равноправное место и роль среди других наций мира. Национальное не исключает общечеловеческого. Но служение человечеству осуществляется через нацию. По крайней мере, на данном этапе развития России идеи, западные ценности и варианты демократии в «чистом» виде, навязываемые в качестве основы для воспитания российской молодежи, не могут быть приняты, поскольку они возникли и культивировались, опираясь на другой, европейский и американский типы личности, культуры и традиции этих стран. Сегодня ситуация в обществе доведена до такого состояния, когда абсолютно ясно, что дальнейшее его рассыпание и атомизация недопустимы. Честь, долг, дисциплина, самоотверженность и самопожертвование — вот качества, спрос на которые столь же велик, как и их дефицит. На данном этапе, когда речь идет о выживании и спасении России, высшим элементом национального сознания молодежи должна стать идея

добровольного служения Отечеству. Нынешняя молодежь в большинстве не готова к этому. В этом духе ее надо образовывать и воспитывать. Новая идеология воспитания должна возродить национальный патриотизм россиян. Это фундаментальная проблема развития России, решению которой должны быть подчинены содержание и деятельность всей системы воспитания.

4. На наш взгляд, уже названная совокупность идей и принципов при условии дальнейшего раскрытия их содержания может составить весьма сильную и привлекательную для молодежи российскую идеологию воспитания новых поколений. В то же время эти идеи, положения и принципы представляют для всех политических сил чрезвычайно широкий и общий выбор, и в этом смысле более всего подходят для всех социальных слоев и групп России в качестве возможного идеала демократического общества и единой идеологии воспитания всего молодого поколения России. Единая идеология необходима не в качестве средства идеологического давления на личность, воспитания всей молодежи в интересах какого-либо одного социального строя или одной группы общества, а как средство, позволяющее объединить, интегрировать общество, особенно такое разнородное в этническом и социальном плане, как российское, придать нации свойства и качества, позволяющие ей занять в мировом сообществе достойное, передовое место.

Российская идеология воспитания — это система идей, которая одновременно отвечает коренным, актуальным интересам общества и личности, и таких взаимоотношений между ними, когда общество задает парадигму воспитания новых поколений, создает условия для ее реализации, а молодые поколения и личность самоопределяются, самоутверждаются, самореализуются и воспитывают себя в предложенных условиях, изменяя их посредством активной деятельности. Идеология воспитания призвана способствовать изменениям в сознании индивида, соответствующим общему направлению социального развития России.

studfiles.net

ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

 

Под идеологическим воспитанием понимается целенаправлен­ный, научно обоснованный социально-педагогический процесс созда­ния оптимальных условий для освоения основополагающих национальных ценностей, идей, убеждений, формирования национального са­мосознания и становления активной гражданской позиции учащегося.

Целью идеологического воспитания является формирование со­циально зрелой личности, субъекта своей жизнедеятельности, имею­щего качества патриота, гражданина, семьянина, труженика, способ­ной к реализации базовых компетенций: социально-политических, ком­муникационных, допрофессиональных, профессиональных, личностных.

Освоению социальных ролей способствует формирование личностных качеств:

гражданина, патриота: чувство долга, национальной гордости, патриотизма, общественная активность, уважение прав и свобод других людей, правосознание и гражданская ответственность, интернационализм.

труженика: дисциплинированность, ответственность, работоспособность, организованность, профессиональная гордость, опыт трудовой деятельности, коллективизм, эстетическое отношение к труду, ответственность за результаты труда.

семьянина: трудолюбие, ответственность, тактичность, умение воспитывать детей, готовность вступить в брак и выполнять семейные обязанности, уважение к своим родителям.

К базовым компетенциям растущей личности, выступающим в качестве приоритетной цели идеологического воспитания относят:

— социально-политические компетенции, предусматрива­ющие осознание личностью самоценности государства, нации, языка, культуры; мотивацию целей развития общества и идентификацию себя в нем. В связи с этим актуальными и социально востребованными выступают такие компетенции, как готовность личности к принятию ответственности как способности к автономному, нонконформистскому существованию. Характер обозначенных компетенций определяется интегративным умением личности устанавливать коммуникации в полилоговой среде, формировать пространство единомышленников;

— коммуникационные компетенции, связанные с овладением навыками продуктивного устного и письменного общения, основами информационных технологий в контексте полилингвистической и межэтнической культуры, способность понимать расовые, этнические, национальные различия: умение жить с людьми других культур, языков, религий;

— допрофессиональные и профессиональные компетенции, включающие потребность в профессиональном самосовершенствовании как жизненной стратегии;

— личностные компетенции, предусматривающие сформированность таких качеств, как толерантность, достоинство, нравственная чистота, успешность, жизнеспособность как умение реализовать личностный потенциал в социально изменяющихся условиях, в богатстве собственной культуры и способностей.

Задачи идеологического воспитания включают реализацию следующих направлений:

1. формирование у подрастающего поколения системы идей о целях развития белорусского общества, человека и путях их достижения через осмысление этнической самобытности и самоидентификации;

2. развитие основ национального самосознания, ответственного отношения к самому себе, близким, обществу, природе и духовности; социально значимого поведения в изменяющихся условиях;

3. формирование жизнеспособности как умения реализовать личностный потенциал в социально изменяющихся условиях;

4. развитие мотивации к созидательной деятельности по преобразованию и совершенствованию внутреннего мира, отношений с людьми, окружающей реальности.

Идеологическое воспитание как многогранный и всеобъемлющий процесс социального становления личности тесно взаимосвязан с идейно-политическим, гражданско-патриотическим, идейно-нравственным, а также национальным и интернациональным воспитанием. Идеологическое воспитание интегрирует все обозначенные виды воспитательной деятельности как целостную систему образовательного учреждения.

Идеологическое воспитание подрастающего поколения, должно быть ориентировано на познание и принятие личностью основ государственной идеологии, осознание основных идей и принципов, на которых строится идеология суверен­ной Беларуси, принятие национальной идеи, формирование мировоз­зрения на основе достижений науки, техники, производства, инфор­мационных технологий, стремление к качественным преобразовани­ям в обществе, осознание стратегии и идеологии государства в сфе­ре экономики, права, социальной защиты, образования, здравоохра­нения, культуры, спорта.

В качестве идейного фундамента данного процесса выступает система национальных ценностей белорусского государства:

Патрио­тизм характеризуется любовью и уважением к сво­ему народу, ближним, са­мому себе, историческо­му прошлому, языку, культуре. Гордостью за принадлеж­ность к белорусскому эт­носу. Идентификация — соот­несение себя с обще­ством, его целями разви­тия и своего места в нем. Признание и осмысление суверенности, самоценности государства и его национальных интересов

Гражданственность. Содержательный компонент: долг, достоинство, ответ­ственность, социальные практика и активность, формирование основ на­ционального самосозна­ния через систему идей о целях белорусского обще­ства и гражданина, сред­ствах их достижения; овла­дение способами реализа­ции прав и ответственно­сти по отношению к себе как личности, семье, окру­жающим, Отечеству, пла­нете, признание и соблю­дение Конституции РБ, овладение основами пра­вовой культуры, социаль­ного жизнетворчества, осознание приоритетов белорусской модели раз­вития (социально ориен­тированная направлен­ность, многоукладный ха­рактер экономики — го­сударственная и частная формы собственности) осмысление роли государственных социальных минимальных стандартов

Толеран­тность. Содержательный компонент: толерантность как сочув­ствие ближнему, способ­ность принять человека с различными социальны­ми, этническими, религи­озными взглядами, спо­соб духовного преобра­зования личности; уваже­ние прав и свобод чело­века; навык сотрудничать и позитивно разрешать конфликты; навык под­держивать всеобщую бе­зопасность

Трудо­любие. Содержательный компонент: труд как ценность, роль и место труда в преобразо­вании общества, труд на благо других, социальный смысл трудовой деятель­ности, основы экономи­ческих знаний и мышле­ния, осмысление потреб­ности в трудовой деятель­ности, познание как часть трудовой мыследеятельности, уважение к людям труда, овладение навыка­ми самообслуживания

Коллек­тивизм. Содержательный компонент: единство интересов лич­ности и коллектива; само­ценность межличностных отношений; справедли­вость как ценность; кол­лективизм как взаимоподдержка, взаимопони­мание, сотрудничество, готовность к взаимодей­ствию для достижения общих целей, способ­ность формировать среду единомышленников.

Содержание идеологического воспитания направлено на осмысление воспитанником ценностного отношения к социальным реалиям, а именно:

— к правилам природопользования, охране обитания человека, к воссстановлению экологического равновесия; к труду как условию развития и самореализации личности; к учению как непрерывной познавательной потребности человека;

— к людям на принципах толерантности, уважения и диалога; к женщине как продолжательнице человеческого рода и хранительнице духовных ценностей, к семье;

— к гражданским обязанностям как условию формирования цивилизованного правового общества; к самому себе на принципах самоуважения и самодостоинства;

— к прекрасному как способности личности к эстетическому пере­живанию красоты, умению ее создавать, готовности к преобразова­нию окружающего мира по законам гармонии; определение способов действия, оценку возможностей в их со­отношении с реальностью и необходимостью совершения социально значимого поступка.

Важным элементом системы идеологического воспитания является формирование национального самосознания. Национальное самосознание личности – это осознание человеком своей принадлежности к определенной этносоциальной общности, осознание общих национальных интересов, ценностей и идеалов людей как своих личных.Национальное самосознание характеризуется также любовью к родному языку, национальной культуре, приверженностью к национальным ценностям, осознанным чувством национальной гордости и осознанием общности интересов. Эти структурные компоненты национального самосознания находятся в постоянном диалектическом развитии. У человека, живущего в определенной национальной среде, по­требности, интересы и чувства имеют ту или иную национально-спе­цифическую окраску.

Для эффективной реализации целей формирования национального самосознания существует необходимость участия учащихся в деятельности, национальной по содержанию и направленности. К основным видам национально значимой деятельностиотносятся следующие: познание объективных законов развития нации и национальных отношений, национальных потребностей, интересов, идей, ценностей; поддержание и укрепление общественного строя национального государства, являющегося гарантом развития нации; сохранение территориальной целостности национального государства как материальной основы развития экономических, политических и культурных связей народа; развитие национальной экономики, развитие национальной культуры и языка, сохранение и приумножение наиболее прогрессивных элементов социального и культурного наследия. В качестве мотивов, побуждающих к деятельности, выступают национальные потребности, интересы, идеалы, ценности.

В качестве критериев качества идеологического воспитания выступают следующие личностные параметры учащегося:

· Чувство самоуважения;

· Уважение и терпимость по отношению к другим;

· Чувство сопричастности и социальной ответственности;

· Любовь к Отечеству, гордость за принадлежность к белорусскому народу; уважение его культуры, языка, духовных ценностей;

· Понимание этнических истоков, исторического прошлого, целей и путей развития государства, общества, человека;

· Понимание важности социальных знаний как способа приобретения новых мировоззренческих представлений о современной реальности

 

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

«Идеологическое воспитание школьников на этапе введения ФГОС ООО»

«Идеологическое воспитание школьников на этапе введения ФГОС ООО»

1. Актуальность проблемы

Любое государство сильно определенной идеологией.

Без идеологии государственное развитие представляет собой спонтанный, а иногда и хаотичный процесс.

Определение содержания идеологии и направлении идейно-воспита­тельной работы в школе должно, прежде всего, учитывать прошлый позитивный опыт идеологического воспитания масс, который включал в себя мощную систему социальной защиты человека, систему его морального стимулирования, систему деятельности средств массовой информации, отражающих и популяризующих интересы страны, общества, человека-труженика.

Сегодня необходимо критически переосмыслить негативные проявления идеологического воспитания, которые во многом спровоцировали столь бурное крушение фундамента казалось бы мощной советской государственности. Следует иметь в виду, что формирование и принятие новой идеологии молодежью будет затруднено тем, что за последнее десятилетие идеологический вакуум мгновенно был заполнен идеями разобщенности и национализма, псевдосвободы и независимости, моральной распущенностью и подменой ценностей.

Сегодня есть возможность сравнить и дать оценку происходящему. Пришло время, когда молодое поколение, вкусив «свободу», высказывается за приоритет законности и порядка в государстве, за экономическое развитие страны, за получение качественного и фундаментального образования, за соответствие материального благосостояния вложенному человеком труду, за независимость и авторитет государства на международном уровне.

Идеологическое воспитание подрастающего поколения – это возможность создания базиса личности, формирования направленности, определяющей отношение человека к происходящим событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям, понимание человеком себя, своего места в обществе.

3. Цель и задачи идеологической и идейно — воспитательной работы в школе:

Целью идеологической и идейно-воспитательной работы со школь­никами в современных условиях является привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность государственности и формирование активной гражданской и личностной позиции молодежи в становлении сильного и авторитетного государства.

Основные задачи:

1. Скоординированное взаимодействие участников педагогического процесса, государственных и общественных организаций, семьи самих учащихся и студентов по обеспечению условий для эффективной идеологической и идейно-воспитательной работы в условиях учреждений образования.

2. Формирование взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, мотивации поведения через увлекательные для учащихся формы активности, социально одобряемую и результативную деятельность на благо страны, своей семьи; 5. Развитие национального самосознания и гражданской позиции в условиях учебного процесса, внеклассной и досуговой деятельности учащихся.

3. Развитие навыков межличностного общения, лидерских качеств, активной личностной и социальной позиции.

4. Толерантность поведения

8. Формирование любви к Родине и гордости за свою страну.

 

4. Направления идейно — воспитательной работы в учебном заведении

— идеологическое воспитание

— идейно-политическое воспитание;

— гражданско-патриотическое воспитание;

— идейно-нравственное воспитание;

— национальное и интернациональное воспитание.

Идеологическое воспитание подрастающего поколения должно быть ориентировано на познание и принятие личностью основ государственной идеологии, осознание основных идей и принципов, на которых строится идеология России, принятие национальной идеи, Идейно-политическое воспитание должно ориентироваться на осмысление молодежью политики экономического и социально-политического развития, позволяющего занять достойное место в сообществе других государств; гражданского согласия; формирование политических взглядов и убеждений, основанных на принципах демократии, социальной справедливости и защиты, заботы государства о каждом человеке.

Гражданско-патриотическое воспитание ориентировано на формирование чувства любви и уважения к своей Родине, чувства гордости за достижения Родины, приумножение авторитета страны через собственные достижения в обучении, труде, спорте, общественной жизни.

Идейно-нравственное воспитание призвано сформировать у подрастающего поколения моральные качества, нравственность, коллективизм, трудолюбие, уважение к традициям и общественным нормам. Оно направлено на освоение личностью базовых компонентов культуры, творческого и инициативного отношения к труду и общественной жизни, на развитие навыков межличностного общения и приоритет общечеловеческих ценностей. Нравственность усваивается через уважение прав и свобод другого человека, его ценности и уникальности. Важную роль играет развитие у молодежи навыков здорового образа жизни, способности противостоять алкоголю, курению, наркотикам, насилию, негативному влиянию средств массовой информации и рекламы. Цель идейно-нравственного воспитания – духовное оздоровление формирование физически здорового, образованного, профессионально подготовленного и социально активного человека.

Национальное и интернациональное воспитание учащихся способствует осознанию ими российской государственности, ознакомлению с традициями, идеями и культурой России, приобщению к ее национальному наследию. У россиян ярко проявляются качества толерантности, терпения, дисциплинированности, коллективизма, взаимопомощь и сердечность. Национальными чертами, вызывающими уважение и признание других народов, являются трудолюбие, дисциплинированность, стремление к порядку, справедливость, солидарность. Проблемой данного направления идейно-воспитательной работы является формирование национального самосознания, чувства языка и культуры, территориальной целостности и отвержение идеи национализма, приоритета над другими нациями и народами. Интернациональность сегодня – это уважение интересов других наций, терпимое отношение к другой позиции и другому мнению, умение вести диалог и отстаивать собственные интересы, вера в общечеловеческий разум и возможность мирного урегулирования конфликтов.

 

infourok.ru

есть ли они, нужны ли они сегодня?

Никандров Н. Д. (Москва)

Идеология и идеологическое воспитание: есть ли они, нужны ли они сегодня?

Статья опубликована в 2010 году

Еще совсем недавно говорить об идеологии было не принято, почти неприлично. Это можно сказать о всем периоде «лихих девяностых», да и сейчас эти слова упоминаются не очень часто. Однако движение к пониманию важности идеологии и идеологического воспитания налицо. Весьма показательно в этой связи выступление Президента страны Д. А. Медведева на заседании Госсовета, посвященного, казалось бы, совсем другому вопросу — созданию условий для развития творческих способностей молодежи. Госсовет заседал в одной из подмосковных школ, и Президент РФ среди прочего сказал: «Необходимо также заняться и идеологическим воспитанием, которого после распада Советского Союза фактически не было. Вот статистика, приведенная на сегодняшнем заседании: подавляющее большинство учеников 5–9-х классов — 97 %, называют своим идеалом героев иностранных фильмов-боевиков. И лишь 2 % в качестве идеала называют ученых или деятелей искусства… Но почему? А потому что как раз если в 50–60-е годы эти самые деятели искусства и науки и были основными персонажами литературы и кино».

 Это выступление показательно по двум причинам. Во-первых, само обращение к проблеме идеологического воспитания сейчас на самом деле совсем не тривиально, особенно на таком высоком уровне. Второе обстоятельство не менее интересно. Это выступление слышали многие в зале школы, во много раз больше людей слышали его по телевидению, эти слова были и в первых отчетах о событии в Интернете. Но… странным образом какой-то цензор (интересно, кто?) исключил именно этот пассаж из стенографического отчета, вывешенного в Интернете.

Гадать не будем. Но уже сам этот факт говорит о том, что поставленный в заглавии вопрос весьма чувствителен, что вокруг него ведется полемика на весьма высоких уровнях обсуждения. По сути, речь идет о том, не нарушает ли идеологическое воспитание, в основе которого, понятно, всегда лежит определенная идеология, некоторые статьи Конституции РФ? Так, в статье 13 признается идеологическое многообразие, подчеркивается, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. А статья 29 существенным образом дополняет эти запреты, поскольку в ней гарантируется свобода массовой информации и запрещается цензура.

Вместе с тем вопрос не так прост. С одной стороны, думается, нельзя не поддержать слова почти афористического высказывания нашего Президента при вступлении его в должность: «Свобода лучше, чем несвобода». С другой стороны, всем понятно, что свободой можно злоупотреблять, если она не связана с ответственностью. Третий важный момент — согласно еще одной, 55-й статьи Конституции РФ права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом, если речь идет о защите конституционного строя, нравственности (!! — Н. Н.), здоровья, прав и законных интересов других лиц. Такая практика есть в ряде стран, признающихся как-то по умолчанию демократическими. И, наконец, ведь можно — я полагаю, и нужно — понимать идеологию широко, как разделяемую группой людей, организацией, фирмой, регионом, страной систему ценностей. И тогда уже воспитание просто невозможно без идеологии как системы ценностей, в его, воспитании, основе всегда лежит такая система. И тогда мы пока на уровне довольно простого рассуждения приходим к выводу, что идеология и идеологическое воспитание всегда были, есть и будут.

Разумеется, споры на эту тему начались не сегодня, и некоторые уроки в этом плане нам дает история второй половины ХХ века. Речь идет о понятиях конвергенции и деидеологизации. Обе идеи возникли в середине ХХ века. Прежде всего стоит вспомнить работы Д. Белла, родившегося в 1919 году и здравствующего поныне. В некотором смысле слова его судьба и идейная трансформация хорошо иллюстрирует мысль мудрого премьер-министра Франции Ж. Клемансо «кто в молодости не был радикалом, тот не имеет сердца. Но кто в старости не стал консерватором, тот не имеет головы». В самом начале 60-х годов Д. Белл обосновал концепцию деидеологизации, согласно которой социальные конфликты затухают, классовая борьба уходит в прошлое, общества идут к согласию. Но очень скоро в знаменитой книге «Конец идеологии. Об истощении политических идей в пятидесятых» он уже — несмотря на название книги — по сути отказывается от идей деидеологизации, напротив, говорит о важности идеологий, особенно религии (Bell, 1965). Позднее ученый обосновывает более мягкие идеи постиндустриального общества, еще позднее приходит к либеральному консерватизму.

Но дело, конечно, не только в формуле Клемансо о естественном возрастном развитии человека и его идей. На самом деле многие и по многим показателям уже вскоре после возникновения идей деидеологизации, с которыми связывались радужные ожидания вселенского согласия, с сожалением — или просто сообразуясь с реальностью — отказывались от этих идей. То же произошло и с конвергенцией, идеей сближения стран, экономик и идеологий, известным сторонником которой в 70-х годах в СССР был А. Д. Сахаров. Надежды здесь явно опережали реальность. Примерно так же развивались и идеи глобализации, возникшие в те же времена середины ХХ века, хотя и приобретшие популярность много позднее.

В относительно краткой статье предаваться воспоминаниям личного порядка не очень принято. Но сделаю исключение, причина которого будет ясна из последующего изложения. Как раз к тем временам относится увлечение автора изучением иностранных языков. Соответственно, я очень внимательно и часто слушал чужие («чуждые»? «вражеские»?) радиоголоса. Нередко на русском, что было не просто из-за глушения, чаще — на нескольких иностранных, которые с усердием изучал. При этом идеолого-политическая сторона передач меня первоначально мало интересовала — я был вполне нормальным и обыкновенным советским человеком, патриотически настроенным. Тем не менее время, проведенное за радиоприемником, как-то само по себе подвело меня к рассуждениям идеологического свойства. Я с удивлением (тогда, теперь уже давно не удивляюсь) обнаружил, что при всем разнообразии радиостанций, характера передач, их тематики и языков по всем основным вопросам политико-идеологического свойства совершенно прозрачной была близость, нередко идентичность оценок, аргументов и даже приводимых примеров. Это касалось положения дел внутри и вокруг СССР, советского строя, политики СССР в самом широком плане. Разумеется, в других вопросах, мало или менее влиявших на политический менталитет (слово это, впрочем, тогда почти не употреблялось) были и разнообразие, и полемика.

Привыкнув к некоторым передачам и именам, я научился заранее предсказывать, что, кто и где скажет по тому или иному вопросу. Первоначально мне это было просто забавно как своего рода интеллектуальное упражнение. Потом понял, что это и есть самое реальное отражение идеологической борьбы: оценка определялась не реальным положением вещей, не здравым смыслом и логикой, а тем, как эта формируемая оценка вписывается в общий идеологический конструкт человека — организации — радиостанции — общества — государства.

Разумеется, я и тогда знал пословицу, согласно которой тот, кто платит, заказывает музыку. Понимал и то, что плата отнюдь не обязательно должна быть в рублях, долларах или иной валюте. Это может быть плата разного рода услугами, устройством на работу или сохранением на рабочем месте, безопасностью собственной или близких и т. д. Соответственно, невозможна и подлинная — абсолютная — независимость. Кроме грубых или мягких рычагов давления (скажем мягче — влияния) есть еще и самоцензура — часто самое надежное средство, позволяющее «и невинность соблюсти, и капитал приобрести».

Конечно, нам всем известны примеры, когда люди в разных ситуациях действительно выражают свою точку зрения, несмотря на возможные или несомненные риски разного рода; рискуют при этом благополучием, свободой и даже жизнью. Но речь идет не о примерах, пусть многих, а о типичном поведении работников «гуманитарного фронта» (не только СМИ, но и культуры вообще) тех времен, и, самое главное, времен наших. Поскольку в своей основе ситуация изменилась крайне мало. И сказано это не с осуждением, а с пониманием — такова жизнь. В 1930 году К. Скотт, редактор газеты «Манчестер гардиан», написал историческую фразу, изящный и остроумный афоризм: факты священны, их толкование свободно. Но все последующие годы только подтвердили, что разделить факты и аргументы, факты и их толкование можно во времени и пространстве (например, в разных передачах или их разных частях), можно их и объединить в названии одной газеты, но общая идеологическая картинка, общий посыл всегда однозначен. То, что это так, хорошо показано во многих работах (см., например, Запесоцкий, 2008; Кара-Мурза, 2002; Никандров, 2007; Ольшанский, 2003). В некоторых случаях какие-то вопросы пиара (даже черного) поддаются правовому регулированию (Дорский, 2005), чаще речь идет о регулировании нормами морали и законами рынка, которые плохо гармонизируются и нередко контрастируют.

С учетом сказанного легко понять, что гуманитарная сфера, т. е. все, созданное для влияния на культуру, нравственность, менталитет, лояльность, поведение человека «нагружено» идеологией, использует — не может не использовать — идеологические формулировки, мифы и штампы. Долгое время после разрушения СССР слово и понятие «идеология», как уже отмечалось выше, вообще не употреблялось, говорилось и о том, что идеология нам не нужна. Это была иллюзия, которой много раньше предавался Д. Белл. На самом деле идеология во многом определяет общий посыл статьи, книги, фильма, телепередачи, телеканала, в конечном счете — любого произведения культуры, а, значит, направление и результаты социализации человека. Именно поэтому специалисты говорят о «дисфункции», «деформации» институтов социализации (Гатальский, 2009). Полагаю, вполне можно говорить о большем, о том, что воспитание (т. е. процесс, специально организованный в школе, вузе и так далее) и социализация (воспитание жизнью) работают не только не в сотрудничестве, но в противофазе и противостоянии. Это приводит к потере человеком собственной идентичности, делая его более зависимым от внешних факторов и влияний (Лекторский и др., 2008). В частности и в особенности — от влияния СМИ (Запесоцкий, 2008).

Иногда говорится, что средства массовой информации лишь отражают ситуацию в обществе, но не определяют ее. Однако они формируют восприятие ситуации и тем самым часто и во многом творят ее. Еще в 1928 году была сформулирована так называемая «теорема Томасов»: если люди считают ситуацию кризисной, то ее последствия будут представлять собой реальный кризис (Thomas & Thomas, 1928). Много позднее Д. Макквейл вывел интересное следствие общего порядка из этой, казалось бы, относящейся только к психологии теоремы. Это следствие — о «провокационной» роли СМИ: если CNN называет ситуацию кризисной, то она действительно станет кризисом со всеми его последствиями (McQuail, 1993). И если даже не воспринимать ни теорему, ни следствие на уровне определенности математической теоремы, тенденция, полагаю, схвачена верно.

Несколько нарушая хронологию, еще немного воспоминаний из своих дошкольных и школьных дней. Это были времена ленинградской блокады и все дни Великой Отечественной войны. Мама была медсестрой, поэтому нас не эвакуировали, как многих, по ладожской Дороге жизни. И в те дни, еще, понятно, не зная слова идеология, даже, наверное, в самые ранние годы слова патриотизм, я интуитивно понял, а много позднее уже вполне оценил значимость идеологического и патриотического воспитания. В нашей очень простой и большой семье — мама и ее четверо сестер — никогда не было разговоров о поражении, о возможной сдаче города. Напротив, часто говорилось о подвигах красноармейцев, о которых узнавали по радио (черную «воронку» радиорепродуктора помню хорошо). Радио, понятно, было однопрограммным, и помню, как внимательно его слушали — и о победах, и о поражениях, и о потерях. Как всегда и везде во время войны, трудно предположить, что в этих сообщениях была вся и полная правда. Но важен был основной посыл — патриотический, победный, вдохновляющий. И, естественно, такой же идеологический посыл был в школе, в кино, т. е. вся система социализации была хорошо скоординирована.

Есть смысл сейчас вспомнить и то, что я тогда, конечно, не знал. Идеологическое и патриотическое воспитание было у нашего врага — фашистской Германии, хотя, понятно, идеология была другой. И там было полное понимание того, что необходимо скоординированное воздействие на человека всех институтов социализации, прежде всего образования и пропаганды. Интересная деталь. Совсем недавно, отмечая великий праздник 65-летия Победы, мы вновь слышали имена, слышали о делах главарей фашистского рейха. И еще раз услышали неправильное название недоброй памяти министра пропаганды Геббельса. Но название министерства было совсем другим и весьма показательным: Reichsvinisterium fuer Volksaufrlaerung und Propaganda т. е. Министерство народного просвещения и пропаганды. Понятно, в каком духе просвещал народ г-н Геббельс. Не менее интересно и то, что было еще и другой министерство — Reichsministerium fuer Wissenschaft, Erziehung und Volksbildung, т. е. Министерство по науке, воспитанию и народному образованию. Оба министерства работали в четкой координации и обеспечивали единое информационно-идеологическое воздействие на население. В каком духе — понятно, но техника вопроса была разработана хорошо, и успешно воспитать миллионы немцев в этом духе гитлеровская машина смогла.

Но вернемся к России. В Советском Союзе гражданское, патриотическое, идеологическое воспитание было приоритетным в системе образования, система социализации его дополняла, идеологический посыл был общим. Во времена «лихих девяностых» все изменилось, конституционно провозглашенное и, по сути, правильное и разумное идеологическое многообразие (еще раньше — плюрализм времен перестройки) были возведены в абсолют. Дети и взрослые, школьники и студенты стали получать информацию подчас противоположной направленности о значимых для истории страны периодах, проблемах и исторических персонажах. В результате гражданское воспитание фактически было поставлено под вопрос, и лишь сейчас, медленно и неуверенно, мы начинаем вновь осваивать его проблематику и технологию.

Каким же образом, какими механизмами осуществляется идеологическое воспитание? Даже в отсутствие специального планирования все каналы социализации, включая и образование, транслируют на человека ряд типичных посылов («контент»), оказывающих на него влияние. Для подтверждения сказанного необходим анализ того потока информации, который циркулирует внутри страны и направлен на нее извне. Что касается внутреннего потока, мне бы хотелось положиться на опыт читателя, который читает книги, газеты и журналы, смотрит телевидение, слушает радио, со всех сторон окружен рекламой и даже иногда ходит в кино. По упомянутой выше причине за более чем пятьдесят лет у автора накопился достаточно представительный опыт анализа этого потока из разных стран и на разных языках. Рамки статьи слишком узки для сколько-нибудь значимого набора примеров из «доказательной базы». Поэтому лишь перечислю те посылы, которыми нагружен глобальный поток информации, закончив это перечисление тем, что специально идет на Россию извне. Последнее желающие могут проверить, посмотрев зарубежные телеканалы и послушав зарубежные телепередачи на иностранных или на русском языках, что сейчас вполне доступно, а через Интернет возможно в высочайшем качестве. Самым представительным и простым примером были бы передачи радио «Свобода», которая с 1 марта 1953 года финансировалась ЦРУ, а с 1971 года финансируется Конгрессом США.

Итак, каковы же посылы («контент») и те средства, которыми они доносятся до нас (своего рода «несущие частоты»)?

1. Негатив и зло в мире преобладают над добром. Средства — преобладание негатива в информационном потоке, особенно в кратких новостях. Особые примеры здесь даже не нужны — каждый легко вспомнит, как часто и много говорится в новостных блоках о террористах, взрывах, пожарах, драках, природных катаклизмах и т. п. Вспоминая времена СССР эпохи так называемого застоя, нельзя не вспомнить и другую крайность. В то время некоторые реальные, но неприятные события или вообще «забывались», или упоминались вскользь. Зато нередко сообщались новости о трудовых победах, о том, какого высокого надоя добилась доярка Иванова, насколько опередил пятилетний план передовой завод. А в печати были и письма этой доярки или директора завода, в которых «дорогому Леониду Ильичу» сообщалось об этих трудовых победах.

Конечно, в те времена эти важные сообщения доярки или директора могли восприниматься — и воспринимались — с юмором. Но — именно с юмором, никакого вреда психическому здоровью они принести не могли. Напротив, насыщенные негативом новости приводят к повышенной тревожности, а постоянная повышенная тревожность может привести и к еще более серьезным изменениям здоровья, в том числе не только психического, но и соматического.

2. Наш мир есть мир насилия (физического, военного, сексуального, психологического), противостояния и соперничества, что естественно. Средства — натуралистический показ насилия с использованием всех текстов, аудио- и видеосредств. Отметим, что, по данным исследований, такая демонстрация насилия даже «в борьбе за правое дело», например, в борьбе с преступностью у всех вызывает также повышенную тревожность, у детей и людей с неустойчивой психикой возможно подражание в средствах и «методике» применения насилия.

3. Основной (сексуальный) инстинкт — действительно основа всего. Здесь трудно определиться с «нормой доступности», но, по многим данным, мы сейчас в этом отношении практически «впереди планеты всей». Средства те же — натуралистический показ, а также реклама сексуальных услуг и реклама различных товаров на фоне сексуальных элементов видеоряда. Дополнительные «благоприятные возможности» здесь дает Интернет.

4. Культ «красивой жизни», богатства вообще и денег в частности естествен и необходим, «воспитание разумных потребностей» — пережиток коммунистических времен, высшие (духовные) потребности — либо от скудости, либо от глупости. Средства — демонстрация в связных сюжетах и без сюжета.

5. Рынок правит миром, причем не только в экономике, но во всех взаимоотношениях людей. Средства — вербальное и образное (аудиовидео) убеждение, что все продается и покупается, включая рыночный словарь применительно к человеку (например, покупка, аренда, обмен спортсменов).

6. Конкуренция и соревнование за выгоды и ресурсы естественны, взаимопомощь и тем более альтруизм — исключение, удел оригиналов и святых («бери от жизни все»). Средства — подбор и частое повторение соответствующих сюжетов, а также как в п. 5.

К этим посылам и средствам глобального плана добавим то, что идет на Россию извне.

7. Российские власти всех уровней не заботятся о народе и в высокой степени коррумпированы. Они были лучше в 90-е годы (т.е. когда соглашались на все, что требовали США — Н. Н.). Средства — подчеркивание соответствующей новостной информации, более частое повторение таких новостей в программах, специальные передачи для «концентрации» негатива подобного рода, особенно с привлечением радиослушателей. Особенно «полезен» для этого жанр ток-шоу (в народе — треп-шоу). Причем расчет (вполне правильный) делается на то, что особенно активно звонить будут люди, имеющие реальные проблемы на житейском, бытовом уровне, в то время как в целом удовлетворенные обычно относятся к «молчаливому большинству».

8. Российская армия, милиция, вообще все органы правопорядка антинародны, жестоки и коррумпированы. Средства — активный подбор соответствующих сюжетов, частый их повтор в общеновостных и специальных программах.

9. Гражданский патриотизм в России если и был возможен (например, во время Великой Отечественной войны), то сейчас характер отношения народа и власти делают его реально не возможным. Средства — соответствующее толкование реальных событий, выступлений правозащитников, дегероизация (развенчивание героев прошлого), чужой патриотизм (сюжеты о маскулинности, героизме и мужестве высших представителей власти и правоохранительных органов избранных зарубежных стран).

10. Права и свободы человека в России не защищены и сознательно нарушаются властью и людьми по отношению друг к другу; это происходит чаще, чем в «цивилизованных» странах. Средства — как в п. п. 8, 9.

11. Высшие иерархи Православной Церкви в России запятнали себя в давнем прошлом сотрудничеством с КГБ, в последние годы — бессовестным использованием рыночных механизмов для получения прибыли, при этом государство односторонне поддерживает именно Православную Церковь, нарушая тем самым Конституцию. Средства — как в п. п. 7–9.

12. Уровень развития России крайне низок. Средства — подчеркивание реального (достаточно часто) или мнимого технического превосходства «цивилизованных», «развитых» стран, частое, вызываемое или не вызываемое сюжетной необходимостью, использование этих терминов для характеристики стран при их сравнении с Россией, одностороннее, часто искаженное толкование разного рода международных сравнений в образовании, науке, культуре. Так, часто подчеркивается «молодость» демократии в России, причем «забывается» о том, что в России крепостное право было отменено в 1861 году, а рабство в США — в 1867, что до середины 1950-х годов расовое неравенство было реальным и жестким фактом в США, что вполне преодоленным его на бытовом уровне нельзя считать и сейчас.

13. Между странами СНГ имеются непреодолимые противоречия, обусловленные историей российской и советской империй, имперскими «замашками» современной России. Средства — односторонняя интерпретация исторических событий, «забывающая» об огромной помощи России в развитии многих бывших губерний и республик СССР и делающая акцент на других фактах (например, «оккупация» прибалтийских стран Советским Союзом).

14. Российская власть неэффективна еще и потому, что расколота. Имеются непреодолимые противоречия между Центром и регионами, между ветвями власти, а также в тандеме «Медведев — Путин». Средства — подбор сюжетов, допускающих интерпретацию в этом духе реальных событий, бесконечное повторение соответствующих сюжетов в ток-шоу.

Разумеется, в подтверждение каждого тезиса опытный пропагандист, агитатор или пиарщик (они часто совпадают в одном лице) что-нибудь найдет, а далее действует закон, открытый еще в Древнем Риме — calumniare audacter, semper aliquid haeret, т. е. «клевещи дерзко, что-нибудь всегда прилепится». А при частом повторении «прилепится» всегда немало.

Приведенные выше идеологические посылы каждый человек легко подтвердит, анализируя собственный опыт чтения, просмотра телепередач и рекламы, слушания радио. Причем даже не надо обращаться к зарубежным и иноязычным источникам — некоторые российские радиостанции и каналы телевидения демонстрируют то же самое. Причем хочется еще раз подчеркнуть, что у меня нет никакого намерения «хулить» и «чернить» авторов, комментаторов, телеведущих, актеров, задействованных в этой работе. Это именно работа, которую люди делают, всегда так или иначе отвечая себе на давно поставленный вопрос: «С кем вы, мастера культуры?». При этом не имеет значения, оплачивается ли эта работа (чаще всего, конечно, оплачивается) или же выполняется, как говорится, «на общественных началах».

Рассматривая с приведенных выше позиций вопрос, поставленный в заглавии статьи, попробуем сделать предположительные выводы.

Конечно, можно и нужно ожидать относительно мирного сосуществования в культурной сфере и сфере человеческих взаимоотношений. Частично в результате глобализации, интенсификации обменов и общений, частично в результате понимания огромной мощи потенциала разрушений, накопленного человечеством, который сметет все, сметет весь мир, если идеологическое противостояние превратится в холодную войну с перспективой превращения в горячую. Но и над этим нужно работать, и все, что связано с терпимостью к другому человеку, другой нации, другому государству, другому мировоззрению (толерантность), способствует успеху. Как — описано в сотнях работ. С другой стороны, фундаментализм любого толка успеху мешает. И, конечно, при всех разговорах о глобализации, диалоге цивилизаций и культур, дружбе народов, при всех полезных шагах в этом направлении важно помнить то, что просто и понятно выразил еще Александр III Миротворец (миротворец! — Н. Н.): у России только два союзника — ее армия и ее военно-морской флот. Ведь идеологические расхождения России с другими странами были до 1917 года, были после, есть и будут. Современная военная доктрина нашей страны при ее несомненной мирной, оборонительной направленности также фактически признает военные риски, есть риски и в социальной сфере (Стратегические.., 2005). Ряд серьезных исследований предупреждает о том, что не прекращается и борьба против российской государственности, причем в невоенных формах (Якунин и др., 2009).

Разумеется, нам нет необходимости возвращаться к всеобщей подозрительности, нам нужно работать над тем, чтобы конкуренция между людьми, группами людей, народами и странами шла в мирном направлении. Но мы весьма далеки от того времени, когда, как писал еще Ф. Шиллер в «Оде к радости», и эти слова обессмертил в своей симфонии Л. Бетховен, «Alle Menschen werden Brueder» (все люди будут братья). Именно поэтому и сейчас необходимо патриотическое, гражданское воспитание, необходимо и идеологическое воспитание, чтобы те разрушительные посылы, которые кратко перечислены выше, не стали основой соответствующего разрушительного поведения людей, особенно молодежи. Соответственно, необходима гармонизация воздействий системы образования и системы социализации. Но это уже — темы особого разговора.

 

Литература

Гатальский В. Д. Педагогика профилактики и коррекции девиантного поведения учащейся молодежи. СПб., 2009.

Дорский А. Ю. Правовое обеспечение PR. СПб., 2005.

Диалог цивилизаций: базовые концепты, идеи, технологии / Руководитель проекта С. Фарах, общая редакция О. А. Колобова. Бейрут-Нижний Новгород, 2006.

Запесоцкий А. С. Образование и средства массовой информации как факторы социализации современной молодежи. СПб., 2008.

Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2002.

Лекторский В. А. и др. Проблемы идентичности в трансформирующемся российском обществе и школа. М., 2008. 

Мясников В. А., Найденова Н. Н., Тагунова И. А. Образование в глобальном измерении. М., 2009. 

Черный пиар: пособие для журналистов, читателей и слушателей. М., 2007.

Ольшанский Д. В. Политический PR. СПб., 2003.

Стратегические риски России /Под ред. Ю. Л. Воробьева. М., 2005. 

Якунин В. И., Багдасарян В. Э., Сулакшин С. С. Новые технологии борьбы против российской государственности. М., 2009.

Bell D. The End of Ideology: On the Exhaustion of Political Ideas in the Fifties. N.Y., 1965.

Bell D. The coming of post-industrial society: A venture of social forecasting. N.Y., 1973.

Bell D. The cultural contradictions of capitalism. N.Y., 1998.

McQuail D. Media performance: mass communication and the public interest. London, 1993.

Mondialisation, developpement et pauvrete. Washington. 2002. 

Stiglitz J.E. La grande disillusion. Paris, 2002. 

Thomas W., Thomas D. The child in America. Behavior problems and programs. New York, 1928.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

rodnayaladoga.ru

Идеологическое воспитание. Ясли-сад № 63 г. Гродно

Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из  самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом  основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

 Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. 

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: 

* особенности дошкольного возраста, 

* многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, 

* отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы). 

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста  — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются  в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. 

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в  игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку. 

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство –  это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов Беларуси, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без  знания традиций своей Родины, своего края. 

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине  является накопление ими  социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение  к миру его культуры. 

Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

 Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?1.Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.

2.Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям.

3.Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему построить дом. Когда дом построен, поиграйте с ребенком в «новоселье», помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.

4.Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено вмести с ребенком посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.

5.Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.

6.Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметить интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.

7.Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.

Как воспитать маленького патриота?

Содержание патриотического воспитания дошкольников: 

* приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм. 

* знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями; 

* проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое; 

* организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимы следующиепедагогические условия:

— эвристическая среда в детском саду и в семье, 

— тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, 

— подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.  

Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности. 

Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды. 

Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к само регуляции, само настрою на решение поставленных задач. 

Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.

Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него — родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

* Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

* Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

* Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

* Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

* Расширяйте собственный кругозор

* Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

* Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

* Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

ddu63grodno.schools.by

Предложения со словосочетанием ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Так вот на шхуне комиссара не было, а идеологическое воспитание членов экипажа осуществлялось капитаном и секретарями партийной и комсомольской организаций, которые особо не мучили команду всякими мероприятиями морально-политического характера. Добавьте к этому мощный идеологический аппарат и беспрецедентную в истории человечества систему идеологического воспитания и образования, от которой просто невозможно ускользнуть. Церковь занималась также распространением специальной религиозной литературы среди заключённых, таким образом беря на себя функцию идеологического воспитания и перевоспитания заключённых. Его выступление посвящалось идеологическому воспитанию коммунистов, особенно молодых. Может быть, идеологическое воспитание сдерживало?

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: подмораживать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

Широко отражается влияние опыта предшествующих поколений их идеологическое воспитание и восприятие жизненных процессов и происходящих событий на нас их потомство, представляющее следующее поколение их родословной. Устойчивость жизнедеятельности социальных организованных систем территориального типа обеспечивается прежде всего политическим устройством и идеологическим воспитанием населения страны. Наверное, ещё коммунистическая партия дала здесь квартиру за заслуги перед советскими пионерами в деле правильного идеологического воспитания. Надо отметить, что тогда система идеологического воспитания нас, подростков (тогда это называлось — «подрастающего поколения»), отлаженная годами, была по-настоящему плотной и стройной. Идеологическое воспитание в армии поставлено хорошо. Таким образом, сочинение было инструментом не столько развития речи, сколько идеологического воспитания, и для того, чтоб своротить его с этой наезженной колеи, нужно приложить ещё массу усилий. Я по профсоюзной линии займусь вашим идеологическим воспитанием. Нельзя забывать, что в нашей стране за 70 с лишним лет вследствие целенаправленного идеологического воспитания социалистические элементы сознания у людей преобладают. Наша партия большое внимание уделяет использованию музеев в идеологическом воспитании. Идеологическое воспитание у нас было до войны на высоте. Когда речь идёт о многомиллионных массах людей, бессмысленно рассчитывать на то, что идеологическое воспитание сделает людей именно такими, как хочется воспитателям, и сделает такими всех. Так хорошо было поставлено идеологическое воспитание. Идеологическое воспитание было на первом месте. Развитое сознание людей 50-60-х годов, которое подвергалось в течение десятилетий массированной обработке огромной машиной партийного аппарата по идеологическому воспитанию советских людей, вскормилось, тем не менее, прежде всего, освоением гуманитарного искусства, литературы и философии прошлых веков, несущих в себе фундаментальные общечеловеческие ценности. Наряду с прессой, радио и кино песня в государстве рабочих и крестьян служила значимым средством идеологического воспитания. Одним из таких поручений оказался я: она должна была заняться моим идеологическим воспитанием, чтобы к тому времени, когда я стану работать в лаборатории, у меня были «правильные», эсеровские убеждения. Целями обучения и преподавания в университете могут быть не только получение и распространение знаний, но и зарабатывание денег, идеологическое воспитание, победы в университетских спортивных состязаниях и так далее. Больше ничего делать в жизни он не умел да и не хотел уметь, считая приоритетным вопросом абсолютно во всём вопрос идеологического воспитания. Советская идеология не выдерживала ни анализа, ни сличения с реальностью, но идеологическому воспитанию дети подвергались с самого раннего возраста, поэтому последствия были тяжкими. Помимо этого, имея концептуальную и идеологическую основу, ювенальная юриспруденция призвана осуществлять общую научную просветительскую деятельность в рамках правового и идеологического воспитания граждан. За четыре года нацисты намеревались создать самую мощную в мире военную промышленность и грозную по обученности, оснащённости, идеологическому воспитанию армию. Конечно, но и система советского идеологического воспитания тоже подсуропила. Я занимался вопросами идеологического воспитания и политико-воспитательной работой среди личного состава внутренних войск. Основу идеологического воспитания студенчества и специалистов в советских вузах для всех сфер народного хозяйства, народного образования, науки, культуры и искусства составлял комплекс общественных наук — основы марксизма-ленинизма, политэкономия, диалектический и исторический материализм. Конечно, тогда я так не думал, но необходимость прикасаться к источнику знаний и идеологического воспитания — книгам, как к пище, ощущал и чем-то там осознавал. Боевая подготовка и идеологическое воспитание военнослужащих как бы сами собой постепенно сходят на нет, становятся чем-то совершенно второстепенным. Это явно отвечало представлениям вождя о роли литературы (и авторитета писателей) в идеологическом воспитании масс.

Неточные совпадения

— При помощи этой грязной клеветы наши идеологические противники хотели очернить историческое прошлое советского народа и преуменьшить его значение в воспитании будущих поколений. При этом, что характерно для манипулятивного подхода, провозглашаются иные обоснования права на воспитание: больший опыт (как будто опыт — это количественная категория), идеологическая правота («так надо»), обладание неким высшим знанием («жизнь так устроена») и проч. Культуру пытались, и не безуспешно, использовать в целях идеологического воздействия, воспитания советских людей, патриотов, строителей коммунизма. Это было идеологической основой нашего воспитания. Разумеется, комсомол, который и в официальных документах того времени, именовался «помощником и резервом коммунистической партии», занимался и политическим, и идеологическим просвещением и воспитанием юношей и девушек. Здесь серьёзные недостатки в экономическом и социальном развитии, обострившиеся экологические вопросы, крупные упущения в кадровой политике, запущенность идеологической сферы, ослабление интернационального воспитания, серьёзные нарушения принципов социалистической морали. Зато мы можем быть абсолютно уверены в том, что любовь к своему народу и стране — не просто результат воспитания и идеологической индоктринации, это биологическая норма. Мощнейшая система воспитания, образования и идеологического оболванивания создала вымышленный мир кажимостей, занявший в жизни людей более важное место, чем мир сущностей. Преодоление декларативности в этом направлении невозможно без соответствующей мотивации, которая возможна только через валеологическое образование и валеологическое воспитание личности, подкреплённые социальным поощрением и соответствием идеологическим нормам общества. Сталинизм как определённая совокупность принципов организации деловой жизни страны, масс населения, управления, поддержания порядка, идеологической обработки, воспитания и образования населения страны и т. Это был носитель верховной власти, как и крайслейтер, ответственный за воспитание, политическое и идеологическое образование политических руководителей, членов партии и всего населения. Автономия в отношении к социально-политическим и правовым структурам, с чем связано политическое, идеологическое и правовое воспитание. Важным моментом в истории педагогики является выделение на этапе родоплеменной этнической общности воспитания как особой формы общественной деятельности с определённым мировоззренческим, идеологическим содержанием и этнической культурологической направленностью. Последнее утверждение базируется на одной из идеологических основ манипулятивного подхода — так называемом «праве на воспитание», под которым понимается реальное право одних на воспитание других и, соответственно, существование априори воспитателей и воспитуемых. Но одна из них, мне кажется, состоит в том, что в некоторых вузах качество преподавания общественных наук бывает невысоким, а весь процесс обучения и воспитания слабо увязывается с организаторской, идеологической, хозяйственной деятельностью партии, с решением конкретных практических задач. По контрасту с этим, вера представляет собой мнение о природе реальности, основанное на том или ином воспитании, идеологической обработке или на чтении религиозной литературы; она лишена непосредственного эмпирического подтверждения.

kartaslov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *