Иллюзии зрительного восприятия Идеальные и пропорциональные фигуры встречаются в жизни не так уж часто, и, проанализировав свою фигуру, каждый из нас нашел в ней хотя бы одно отклонение от стандартной. Конечно, серьезный недостаток фигуры исправить почти невозможно, а вот скрыть его, сделать мене заметным при помощи одежды, «приблизиться» к идеальному типу человека своего времени средствами костюма вполне реально. Если в прошлом это достигалось с помощью внутренних конструкций (корсет, кринолин, толщина ткани и пр.), то в наше время это делается средствами, «лежащими» на поверхности – конфигурация силуэта, линии, объемы, пропорциональное членение форм, цвет. И именно эти средства и создают то или иное впечатление или, иначе говоря, иллюзии. Иллюзиями зрительного восприятия называют закономерно возникающие у разных людей впечатления искажения размера, формы и цвета предметов в определенных условиях их восприятия. Достаточно сильно иллюзии проявляются при восприятии цветовых сочетаний, но сегодня мы будем рассматривать иллюзии, связанные с восприятием формы: это восприятие линий, углов, площадей, объемов. Причем, необходимо отметить, что восприятие одних только линий уже создает определенное впечатление. Линии имеет любой предмет одежды и они бывают разные – вертикальные, горизонтальные, диагональные, прерывистые, скрещивающиеся и т.д., но в одежде все линии модно разделить на две группы: внешние и внутренние. Поэтому вначале речь пойдет о внешних линиях. Основное, что определяют внешние линии в костюме – это его силуэт. В переводе с французского силуэт – это «внешние очертания фигуры», или, иначе говоря, плоскостное восприятие формы. Силуэт в костюме играет очень важную роль. Объясняется это тем, что мы воспринимаем предмет, в первую очередь, скользя взглядом по его краям, и лишь потом всматриваемся в его середину. Способность эта врожденная, она выработалась для мгновенного узнавания объекта. Именно силуэт, в конечном счете, определяет эстетическую выразительность костюма. Никакие украшения не смогут спасти проигранную в силуэте модель. Поэтому при работе над костюмом первым делом стараются найти его силуэт. Как ни разнообразны варианты силуэтов костюмов, их можно свести к нескольким основным видам: Полуприлегающий силуэт характерен для одежды классического стиля. Этот силуэт повторяет контуры фигуры. Линия талии достаточно выражена и располагается на естественном месте. Одежда такого силуэта свободно скользит вдоль фигуры, не затягивая ее. Полуприлегающий силуэт хорошо подходит для всех типов фигур, и наиболее часто применим в верхней одежде. Приталенный силуэт лучше всего подчеркивает достоинства стройной фигуры. Здесь подразумеваются два вида формы, один из них – «Х-силуэт». Его можно сравнить с двумя трапециями – верхней трапецией (лифа) и нижней трапецией (юбки), которые соединены малыми основаниями, т.е. по линии талии. Здесь очевиден контраст между расширенными линией плеча и линией низа юбки и тонкой талией. Контраст может усиливаться, если изделие имеет длинную юбку с сильным расклешением. Одежда такого силуэта лучше всего подходит высоким и стройным. Второй вид приталенного силуэта – «песочные часы». Он имеет юбку маленького объема – прямую или зауженную книзу. При этом длина юбки может значительно варьироваться. В результате получается силуэтная форма, имеющая маленький лиф и малообъемную юбку с подчеркнутой округлостью бедер. Верхнюю и нижнюю часть костюма разделяет тонкая талия. В одежде такого силуэта лучше всего смотрятся стройные, но невысокие женщины. Оба варианта приталенного силуэта делают четкий акцент на тонкую талию. Внешние линии в одежде проявляются, и в длине предметов одежды. В настоящее время длина наших юбок и платьев не является какой-то определенной постоянной величиной для всех, каждая женщина сама определяет длину своей одежды. И к этому вопросу нужно относиться очень серьезно, т.к. линия низа (равно как и линия талии) – горизонтальные линии, и их месторасположение и длина могут менять визуально размеры верхней и нижней частей тела. Можно создавать иллюзии более длинного туловища или более длинных ног, изменяя длину верхних частей или талии. Для каждой женщины одной из основных задач в выборе одежды является определение привлекательной длины юбки или платья. При выборе длины необходимо учитывать, что горизонтальные линии привлекают внимание, т.к. считается, что человеческий глаз по вертикальной линии скользит быстро, а на горизонтальной любит лениво отдыхать. Поэтому, если ножки полные, то будет лучше, если линия подола пройдет по самому узкому участку ноги – это относится и к области колена, и к области икры. То же самое можно сказать и о длине жакетов: при широких бедрах жакет ни в коем случае не должен заканчиваться на самой широкой части бедер. Рассмотрим внутренние линии в одежде. Внутренние линии – это линии, которые располагаются внутри силуэта. Внутренние линии в одежде сосредотачивают внимание на направлениях вверх, вниз или горизонтально, чем тоже создают, как и внешние линии, эффект оптических иллюзий. Внутренние линии бывают вертикальными, горизонтальными, диагональными и изогнутыми. Лацканах и воротниках Кокетках Складках Сборках Застежках Детальных швах и рельефах Различного вида отделке Различного вида карманах и т.д. Какие же иллюзии создают в одежде внутренние линии? Давайте рассмотрим. И начнем наше рассмотрение с вертикальных и горизонтальных линий. Понятия вертикали и горизонтали очень взаимосвязаны в зрительных иллюзиях, применяемых в одежде, поэтому эти линии мы будем рассматривать вместе. Первая иллюзия. Иллюзия недооценки разделенных промежутков. Фигура разделенная вертикальной полосой, смотрится уже, чем разделенная горизонтальной, которая смотрится шире. Объяснить эту иллюзию можно следующим образом: как я уже сказала, по горизонталям глаз пробирается очень медленно, тем самым горизонтальные линии привлекают внимание и расширяют нашу фигуру, и фигура кажется короче и шире. Вертикальные же линии идут сверху вниз, создавая оптическую иллюзию, основное положение которой заключается в следующем: чем быстрее глаз скользит по линии, тем длиннее и уже кажется ему область, ею занимаемая, т.е. чем выше линия, тем уже будет казаться прямоугольник. В одежде данная иллюзия будет играть следующую роль: например, отрезная линия по бедру еще больше расширит широкие бедра, а вертикальная линия зрительно придаст фигуре стройность, причем это могут быть и швы, а не обязательно полоски на ткани. Эффекта стройности можно добиться и при помощи узких, равномерно расположенных горизонтальных линий (например, группы мелких складок). Серия таких линий визуально поднимает фигуру. Глаз скользит не поперек фигуры, а вверх, как бы пытаясь сосчитать эти линии, т.е. создается определенная вертикаль. Но, опять ж, оставшаяся свободная от линий площадь должна быть при этом достаточно большой. Следующая иллюзия основана на расположении нескольких горизонтальных полос – это Иллюзия Стори. При делении фигуры на плавно увеличивающиеся или плавно уменьшающиеся интервалы (А и Б) возникает впечатление большей высоты фигуры, чем в случае ее членения сложным соотношением промежутков (В). Данная иллюзия может использоваться в применении полосатых тканей с различным ритмом полоски. Следующая иллюзия – Иллюзия переоценки вертикали. Вертикальная линия кажется длиннее, чем равная ей по длине горизонтальная. Если в костюме вам все-таки захотелось выделить низ изделия, то можно разбить эту горизонталь вертикалью, и тогда горизонталь не будет расширять вашу фигуру. Но в некоторых случаях вертикали могут оказать на фигуру прямо противоположное воздействие. На обтягивающей одежде вертикальные полосы могут изогнуться, подчеркивая округлости тела. Таким образом, можно сделать вывод: вертикальные линии создают большую стройность, если строго вертикальны и не наклонены. На рисунке вертикальные линии, расположенные ниже линии талии, создают иллюзию более изящной фигуры, чем вертикальные линии, расположенные на талии. Иллюзия увеличения фигуры. Пространство, заполненное поперечными линиями, смотрится уже и выше, а при заполнении вертикальными линиями – шире. Вообще, применять полосатые ткани в одежде нужно с большой осторожностью. Чем шире вертикальная полоса, тем больше она будет расширять фигуру, и наоборот, узкая вертикальная полоса будет стройнить. Иллюзия уподобления Шумана. Ширина темных полос влияет на восприятие размера светлого расстояния между ними. Во всех случаях они смотрятся как разные, хотя объективно равны. Наибольшим расстояние выглядит в варианте с широкими полосами, наименьшим – при самых тонких полосах. Эта иллюзия так же применяется в использовании полосатых тканей. Иллюзия подравнивания. Иллюзия подравнивания заключается в том, что линия, на концах которой есть обращенные внутрь углы, кажется намного короче, чем равная ей линия, у которой углы на концах обращены наружу. На рисунке показан яркий пример применения этой иллюзии в одежде. Так же она проявляется в том, что погоны, направленные на рукав расширяют линию плеч, а погоны, направленные от линии рукава к горловине – укорачивают. Сборка по окату рукава тоже расширит линию плеч. Диагональные линии. Функция диагональных линий – отвлекать внимание. Это удивительные и волшебные линии. Рассмотрим два прямоугольника на рисунке. Первый прямоугольник кажется выше и уже, чем второй. Диагональные линии выигрышны, они могут отвлечь внимание от бюста, талии, бедер. И, чем ближе диагональ к вертикали, тем сильнее эффект стройности. Диагональные линии пересекают тело под углом и также удлиняют фигуру и создают иллюзию стройности. Нужно только, чтобы угол диагонали был максимально близок к вертикальной линии, а не горизонтали. Чем более вертикально расположена диагональ, тем она сильнее удлиняет и стройнит. Изогнутые линии – задерживают на себе взгляд, они нежные, женственные и делают привлекательными большинство фигур. Но скругленные, плавные линии иногда делают фигуру крупнее, чем на самом деле. Эти линии могут способствовать большей округлости фигуры и создавать иллюзию большей массы у слишком худых девушек и женщин. Кривая линия, ведущая вверх, делает фигуру визуально выше, а ведущая вниз — укорачивает ее. Изогнутые линии можно увидеть в жакетах, в местах стачивания деталей изделия, манере ношения поясов, а схождение и расхождение линий даже меняет внешние линии. Там где они сходятся, создается иллюзия уменьшения, а там где расходятся – увеличения. Например, широко расставленные пуговицы на двубортном пиджаке визуально расширяют фигуру. Устранив нефункциональный верхний комплект пуговиц, можно добиться большей стройности. Если снять левый комплект пуговиц, создав асимметричную застежку, то эффект стройности усилится. Итак, мы рассмотрели восприятие различных линий в одежде. Рассмотрим восприятие объемов и площадей. Иллюзия контраста. Круг в окружении меньших по размеру кругов смотрится крупнее, чем равный ему круг, окруженный кругами большего размера. В моделировании контраст используется весьма широко и действие его достаточно очевидно. Если Вы хотите зрительно что-то уменьшить, то необходимо увеличить остальное. Но, при неправильном применении, иллюзия контраста может сыграть с вами плохую шутку: например, в большом головном уборе маленькая голова будет казаться еще меньше; если вырез горловины широк, то тонкая шея будет казаться еще тоньше, та же шея при небольшом вырезе горловины будет казаться нормальной. Худая рука в просторном рукаве будет еще худее; широкие бедра при сильно стянутой талии – еще шире. Иллюзия подобия. Применение иллюзии подобия в одежде приводит к подчеркиванию какого-либо элемента внешности (как достоинства, так и недостатка). Так, шапочка, повторяя овал, может подчеркнуть широкое лицо. Следовательно, нельзя применять принцип подобия относительно тех особенностей внешности, которые Вам не нравятся. В данном случае может помочь иллюзия контраста. Например, при широком лице лучше сделать удлиненный вырез, а прямоугольный вырез подойдет для женщины с удлиненным овалом лица. Иллюзия заполненного пространства. Иногда заполненное декором или деталями костюма пространство кажется больше, чем равное ему незаполненное. Причем, чем крупнее рисунок или детали, тем больше кажется заполненное пространство. Поэтому нужно избегать нагромождения деталей на той части фигуры, видимые размеры которой опасно увеличивать. Иллюзия незамкнутого контура Фигуры с незамкнутым контуром любой конфигурации и площади смотрятся больше аналогичных им фигур с замкнутым контуром. Иллюзия незамкнутого контура применяется тогда, когда нужно изменить размеры чего-либо. Если шея короткая, то нельзя делать воротник «под горло», если плечи широкие – не нужно подчеркивать их ширину такой же широкой формой выреза горловины или воротника. Иллюзия контраста фигуры на фоне. Фигура на темном фоне кажется крупнее, чем аналогичная на светлом фоне. Данная иллюзия применяется при комбинировании контрастных по цвету тканей. Иллюзия переоценки круга. Круг, вписанный в угол, смотрится больше, чем такой же круг, заключенный между двумя параллельными прямыми. Здесь показан вариант применения данной иллюзии при выборе головных уборов: круглое лицо лучше будет смотреться в прямоугольной шапочке, чем в шапочке в виде треугольника. И последняя иллюзия, которую мы рассмотрим — Иллюзия психологического отвлечения. Чтобы скрыть определенный недостаток фигуры, внимание направляют на другое место в одежде. Например, при широких бедрах композиционным отвлекающим акцентом может быть оформление шеи, плечевого пояса с помощью декора или различных дополнений. СЛАЙДЫ ЗАКОНЧИЛИСЬ Вообще, при моделировании одежды или при выборе одежды можно использовать один из двух совершенно разных методов: «русский» — скрывание недостатков фигуры, «французский» — подчеркивание достоинств фигуры человека. Например, если у женщины с полной фигурой тонкая талия, то французы подчеркивают ее кроем одежды или красивым поясом, привлекающим внимание. Сочетание тонкой талии и полных бедер является достаточно волнующим, как считают французы. Русская же полная женщина с тонкой талией наденет прямое платье, стараясь скрыть полноту своих бедер. Неизвестно, что лучше! Каталог: articles Скачать 113. 23 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Открытое образование — Зрительное восприятие и обман зрения
Select the required university:
———
Закрыть
Log in and enroll
Данный курс предназначен для тех, кто интересуется психологией восприятия и психологией зрительного восприятия в частности.
- About
- Format
- Requirements
- Course program
- Education results
- Formed competencies
- Education directions
About
В рамках курса изучаются теоретические подходы к исследованию зрения, излагаются основные понятия и экспериментальные факты на том уровне технических подробностей, чтобы в них мог разобраться не только специалист, но и заинтересованный слушатель, не имеющий специальных знаний.
Курс содержит лекционную часть, контрольные вопросы и задания, каждому слушателю необходимо будет создать собственный исследовательский проект и представить его к окончанию курса.
Поскольку зрение – один из способов познания окружающего мира и самого себя, то исследование зрения естественным образом приводит к возникновению гипотез о том, как вообще возможно познание. Таким образом, курс, посвященный зрительному восприятию, позволяет получить данные о работе мозговых механизмов, сенсорных систем, о работе психики и сознания в целом.
Format
Форма обучения заочная (дистанционная). Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видеолекций, изучение дополнительных материалов и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов, тестирование по пройденному материалу. Для получения сертификата необходимо выполнить все задания, тесты и написать финальный экзамен.
Requirements
Требуется начальная подготовка и знакомство с терминами физиологии и психологии.
Course program
1. Что такое восприятие?
2. Физиология зрительного восприятия
3. Яркость и контраст
4. Восприятие цвета.
5. Восприятие движения
6. Иллюзии восприятия
7. 3D восприятие
8. Восприятие и искусство
Education results
По завершении этого курса учащиеся будут:
Знать: основы психологии зрительного восприятия и различных его аспектов (восприятие цвета, яркости, движения, пространства и т.д.), физиологические процессы, сопровождающие формирование зрительных образов на разных уровнях от сетчатки до различных зон коры головного мозга, феноменологию зрительного восприятия и различные попытки теоретического объяснения феноменов зрительного восприятия и их экспериментальных проверок.
Уметь: сопоставлять различные теоретические подходы и делать выбор в пользу одного из представленных, определять величину иллюзий, ошибок зрительного восприятия и пользоваться методами психофизических измерений, совершать взвешенный выбор в пользу одного из представленных подходов, сопоставляя преимущества и недостатки различных теоретических моделей.
Владеть: методами психофизических измерений и средствами их анализа и интерпретации
Formed competencies
ОК -6, ОК – 7,
ОПК – 1
Education directions
02.00.00 Компьютерные и информационные науки
06.00.00 Биологические науки
37.00.00 Психологические науки
54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств
Подходит для всех направлений подготовки.
Курсом могут заинтересоваться студенты, магистры факультетов психологии, физиологии, биологии, медицинских специальностей, искусствоведы, создатели визуальных интерфейсов
Санкт-Петербургский государственный университет
Карпинская Валерия Юльевна
Кандидат психологических наук
Position: доцент кафедры общей психологии
Роджерс Брайан
PhD, почетный профессор департамента экспериментальной психологии Оксфордского университета
Position: профессор кафедры общей психологии
Шошина Ирина Ивановна
Доктор биологических наук, Профессор кафедры проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук
Position: Профессор
Кулиева Алмара Кудрат кызы
Аспирант кафедры общей психологии факультета психологии СПбГУ
Position: Инженер-исследователь, Факультет психологии
Зверев Илья Владимирович
Магистрант кафедры проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук факультета свободных искусств и наук СПбГУ
Position: магистрант
Certificate
It is possible to get a certificate for this course.
The cost of passing the procedures for assessing learning outcomes with personal identification — 1800 Р.
Similar courses
25 September 2020 — 31 December 2023 г.
Основы работы в цифровой среде
СПбГУ
15 February 2021 — 31 December 2023 г.
Нейролингвистика
СПбГУ
15 February 2021 — 31 December 2023 г.
Введение в биоинформатику: метагеномика
СПбГУ
К сожалению, мы не гарантируем корректную работу сайта в вашем браузере. Рекомендуем заменить его на один из предложенных.
Также советуем ознакомиться с полным списком рекомендаций.
Google Chrome
Mozilla Firefox
Apple Safari
Лучше Оптические иллюзии
Адельсона шахматная доска |
Зрительная система человека анализирует взаимодействие между видимыми электромагнитными волнами и объектами в нашей среде, извлекает из них информацию об окружающем мире и делает возможно зрительное восприятие. Зрительное восприятие считается динамическим процессом выходит далеко за рамки простого воспроизведения визуальной информации, предоставляемой сетчатка. Воспринимать — значит создавать фигуру или форму, которые не обязательно казаться таковыми в реальном мире, но которые мы можем представить мысленно, чтобы мы может распознать его в различных условиях (например, когда он частично скрыт). Следовательно, изучая то, как мозг заполняет отсутствующие или неоднозначные визуальные информации, мы можем многое узнать о том, как мы воспринимаем мир. оптический иллюзии дают благодатную почву для такого изучения, потому что они связаны с двусмысленными изображения, которые заставляют мозг принимать решения, которые говорят нам о том, как мы воспринимаем вещи.
|