Иллюзия восприятия: ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ • Большая российская энциклопедия

Как возникают иллюзии восприятия? | PSYCHOLOGIES

Познать себяЧеловек среди людей

Давным-давно философов интересовало, насколько то, что мы воспринимаем, соответствует тому, каков мир на самом деле. Например, древнегреческий философ Демокрит считал, что от вещей, которые нас окружают, отделяются тоненькие оболочки. Они летят и попадают на сетчатку глаза, и там получается точный отпечаток.

Примерно так же считал много веков спустя Рене Декарт. Но даже простейшие опыты показывают, что этот отпечаток неполон и может соответствовать чему угодно. На самом деле то, что мы видим, определяется не только глазами, но и мозгом.

От ошибок — к механизмам

Еще в XVII–XVIII веках стали появляться картинки, которые показывали, что одно и то же может восприниматься по-разному. Этим активно занимались фокусники и иллюзионисты, которые первыми обнаружили, что нашим вниманием можно управлять.

В начале XXI века было заявлено целое направление — нейромагия. Она предлагала двигаться от неоднозначностей, ошибок, иллюзий нашего восприятия к тем механизмам, которые за ними стоят.

Ученые создали целую классификацию того, что может порождать ошибки в нашем восприятии. Они могут быть связаны с вниманием, памятью, работой мышления — по сути, со всеми познавательными процессами. И оказывается, что повлиять на них можно очень сильно.

Восприятие или построение образов — процесс очень эффективный. Он работает за доли секунды и позволяет очень точно схватить смысл любой, даже очень сложной ситуации. В силу того что наше восприятие заточено под очень широкий круг задач (опознания предметов, людей и их действий, в том числе в непривычных ситуациях), такое быстрое схватывание может выдавать ошибки.

Эти ошибки восприятия — иллюзии — оказались хорошим ключом к пониманию того, как восприятие работает

Определяют иллюзию очень просто: как искажение в восприятии любого признака объекта — формы, названия, положения в пространстве. Все эти признаки очень зависят от контекста.

К примеру, яркость объекта или его цвет не воспринимаются сами по себе, а задаются контекстом, в котором мы видим этот объект. Ставшая знаменитой иллюзия с платьем, которое одни пользователи видели черно-синим, а другие бело-золотым, связана именно с тем, как мозг интерпретирует источник света и силу освещения.

А если объект движется, мы видим не его текущее положение в пространстве, а ту позицию, в которой он окажется через долю секунды. Эволюция наделила нашу зрительную систему способностью предугадывать будущее. Вероятно, это было нужно для выживания.

А есть иллюзии, которые абсолютно и полностью определяются накопленным нами опытом и знаниями о мире.

Под диктовку мозга

Если мы посмотрим на то, как устроен процесс восприятия, мы увидим, что это всегда два встречных потока — восходящий и нисходящий.

  • Восходящий включает внешнее воздействие — информацию о цвете, свете и форме, попадающую на сетчатку и передаваемую на следующие уровни анализа информации.
  • Нисходящий определяется тем, что от нас хотят, что мы знаем, в каком контексте эта информация предъявлена. И только как результат взаимодействия этих потоков мы получаем то, что мы в конечном счете увидим.

Идея о том, что восходящая линия важнее, появилась очень давно, в XIX веке, в работах физика и физиолога Германа Гельмгольца, который придумал теорию бессознательных умозаключений.

Он считал, что восприятие устроено по аналогии с мышлением, то есть представляет собой скорее умозаключение

У нас есть некоторая малая посылка: то, что на нас сейчас воздействует. Мы сопоставляем это воздействие с большой посылкой — всем нашим прошлым опытом. Поэтому, если мы что-то воспринимаем не так, как оно есть, на самом деле это ошибка умозаключения.

Главный источник иллюзий — наши знания о мире. Поэтому нашему восприятию свойственна так называемая предметность. Это значит, что мы воспринимаем не цвета, не форму или угол наклона. Мы воспринимаем объекты. Если мы смотрим на лицо, мы видим не набор линий и участков разной яркости, а именно лицо.

Когда внешнее воздействие и наши знания вступают в конфликт, наш опыт в большинстве случае оказывается подавляющим, и конфликтов не возникает. Например, возьмем то же лицо. Оно не бывает вогнутым. Поэтому если нам показывают вращающуюся маску, мы видим ее выпуклой с одной и с другой стороны.

Вижу, потому что хочу

Восприятие определяется не только нашим опытом, но и нашей готовностью определять ситуацию так, а не иначе, то есть нашими установками. Эти установки, в свою очередь, могут задаваться контекстом (нам показали знакомую форму, и мы готовы увидеть то, что ожидаем увидеть), нашими желаниями и переживаниями.

Например, пословица «У страха глаза велики» говорит именно об этом: нечто пугающее будет казаться большим, чем есть на самом деле. То же самое относится к объектам, которые для нас привлекательны.

Один из основателей когнитивной психологии Джером Брунер в 1940-е годы проводил опыты с восприятием. Он сравнивал, как дети оценивают размер картонных кружочков и размер монеток. Любому ребенку монетка важнее, чем картонка.

Мы увидим, что по сравнению с оценками кружочков монетки существенно переоцениваются

Более того, все зависит и от того, из какой среды ребенок. Брунер специально брал детей из богатых семей, которые имеют карманные деньги, и детей из бедных семей, которые их не имеют.

Бедные дети переоценивают монетки больше, чем богатые. И вот что интересно: десятицентовую монету они переоценивают больше, чем двадцатицентовую. Возможно, потому, что таких денег они просто не видели.

Об эксперте

Мария Фаликман — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Центра когнитивных исследований филологического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник психологического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ.

Текст:Антон СолдатовИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

Нет плохому настроению: 5 способов добавить в жизнь ярких красок

Остановите это немедленно! Психотерапевт о том, как порнозависимость разрушает нашу жизнь и как ее побороть

«Страх смерти выливается в отрицание покоя»: о чем книга «Водомерка» — прочитайте отрывок

3 основные причины расстройств пищевого поведения

«Молодой человек больше прислушивается к блогеру по отношениям, чем ко мне»

Разговор со стулом: эффективная техника для выражения чувств и принятия решения

Не до сна? Названы 4 смертельные опасности работы по ночам

От любви до ненависти: 7 шагов, чтобы сохранить отношения — научные факты

Иллюзия восприятия — PSYchology

Психология — это просто и увлекательно. ‎ > ‎Познавательные процессы‎ > ‎Восприятие: понятие,виды,свойства‎ > ‎

Иллюзии восприятия – это искаженные восприятия реальных объектов. Они могут происходить в разных модальностях, но наибольшее их число наблюдается в области зрения. Зрительные иллюзии (обман зрения) чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Известен ряд иллюзий, обусловленных несовершенством органа чувств. Чаще всего выделяют следующие виды иллюзий.

1. Связанные, так или иначе, с особенностями строения глаза. Из житейского опыта мы знаем, что светлые предметы кажутся больше в сравнении с равными им темными (черными) предметами. Эта иллюзия – результат эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке глаза.

2. Обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны. Кружки одинакового размера кажутся разными в зависимости от окружения: кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших. Каждый из нас был в подобной ситуации, когда среди маленьких детей мы казались себе великанами, а попав в группу людей значительно выше себя по росту, испытывали чувство, что мы уменьшились в росте.

3. Переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными линиями при их действительном равенстве. Всякое заполненное отдельными объектами расстояние кажется больше незаполненного. Причем расстояние, заполненное поперечными линиями, удаляется больше, чем расстояние, заполненное продольными.

4. Связанные с перенесением свойств целой фигуры на отдельные части, которые ведут к ошибочным зрительным образам. Это самый большой класс иллюзий.

5. Обусловленные отношениями «фигуры» и «фона». Рассматривая рисунок, мы видим то одну фигуру, то другую. Это могут быть лестницы, идущие вверх или вниз, два профиля, сменяющиеся на рисунок вазы и др.

6. Портретные. Многим приходилось видеть «загадочные» портреты, которые всегда смотрят на нас, следят за нами, обращая глаза туда, куда мы переходим. Это объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Отходя, мы видим все лицо в том же положении и нам кажется, что портрет повернул голову и следит за нами.

Однако подавляющее большинство иллюзий возникает не из-за несовершенства органа чувств, а из-за ложного суждения о воспринимаемом объекте, поэтому можно сказать, что обман возникает при осмысливании образа. Такие иллюзии исчезают при изменении условий наблюдения, выполнении сравнительных измерений, исключении некоторых факторов, мешающих правильному восприятию. Есть иллюзии, возникающие из-за особых условий наблюдения (например, наблюдение одним глазом или при неподвижных осях глаз). Они также исчезают при устранении необычных условий наблюдения.

точность восприятия может определяться:

— прошлым опытом воспринимающего. Влияние сложившегося практического опыта проверял австрийский психолог И. Колер с помощью призматических очков. Их длительное ношение перестало влиять на испытуемых, они откорректировали свое восприятие с помощью практики;

— значимостью отдельных признаков воспринимаемых объектов;

— профессиональной тренированностью воспринимающего;

— особенностями отношения личности к процессу восприятия. Так, большое число ошибок восприятия встречается у субъектов с повышенной готовностью принять мнение других и пониженной критичностью;

— предпочитаемым стилем анализа получаемой информации. В этом случае выделять разные типы восприятия. Чаще всего говорят об аналитическом или синтетическом типе восприятия;

— умственным уровнем субъект;

— эмоциональными или физиологическими состояниями субъекта в момент восприятия (вспомним стрессовую ситуацию или состояние аффекта).

Восприятие дает человечеству первый объективный способ научного познания мира – наблюдение. Такому восприятию присущи наличие цели, волевого усилия при его осуществлении и самостоятельный выбор объекта восприятия.  Оно носит систематичный характер. Наблюдение возникает благодаря внутренней активности личности. Ему предшествует предварительная подготовка: постановка задач наблюдения, планирование процесса наблюдения. Обычно наблюдение сопровождается ведением записей о его результатах и процессе.

На результативность наблюдения влияют знания и умения, которыми обладает человек, устойчивость его произвольного внимания, а также синхронность в совместной работе речи, восприятия и мышления. Наблюдению необходимо обучаться. Человек, владеющий методикой наблюдения, обретает особое свойство личности, называемое наблюдательностьюпод которой подразумевается свойство индивида, проявляющееся в умении подмечать существенные, в том числе и малозаметные, особенности предметов и явлений. Наблюдательность приобретается в жизненном опыте, предполагает наличие у человека таких свойств личности, как любознательность и пытливость.

Зрительные иллюзии:

Фигура и фон:

Дело в том, что мы всегда выделяем какой-то один объект на картинке, остальные предметы делая фоном. Иногда эти объекты могут меняться местами, когда фон становится фигурой и наоборот.

Что Вы видите на этой картинке?

Если смотреть на белую ее часть, то мы определенно увидим кубок на фоне черного бархата. Но давайте теперь изменим свою точку зрения и выведем на первый план черный цвет. Думаю, Вы с легкостью заметите два профиля людей, глядящих друг на друга.

Вы можете поиграть, меняя фигуру и фон местами.

Данная балюстрада также представляет собой пример того, как меняя акцент, перемещая свое внимание с колонн, на образующийся за ними фон, мы сможем с легкостью увидеть человеческие фигуры, образованные контурами этих колонн. Увидеть это более явно нам помогает световое пятно, сфокусированное на глянцевой поверхности черного фона.

Восприятие размера:

Какой из квадратиков, расположенных в центре кажется Вам большего размера? Белый или черный?

Не ошибусь, если предположу, что белый.

Все дело в том, что белый предмет на черном фоне как бы захватывает окружающее пространство, увеличиваясь в размерах. И напротив, черный предмет на светлом фоне зрительно уменьшается. Именно поэтому многие женщины, желая выглядеть более изящно, одеваются в черное. Хотя, очень крупной фигуре это навряд ли поможет, т.к. черное подчеркивает контур, т.е. четко выделяет силуэт, что не всегда выигрышно.

Иллюзия Эббингауза

Если посмотреть на центральный круг, то в окружении более крупных фигур он кажется значительно меньше, чем в окружении мелких. На самом же деле центральные фигуры абсолютно одинаковы по размеру.

Какая из этих линий длиннее?

Думаю, что Вы скажете, что вертикальная.  Все дело в том, сто наше бинарное зрение имеет тенденцию удлинять вертикальные предметы и сплющивать горизонтальные.

Иллюзия Поггендорфа

Продолжением какой из двух линий, находящихся слева, является расположенная справа линия С? Вам наверняка покажется, что это линия А. Но, если Вы возьмете листочек бумаги или любой другой прямой предмет и приложите его к монитору, то с удивлением обнаружите, что на самом деле это линия В.

А теперь посмотрим на фото пизанской башни. Не кажется ли Вам, что башня на правом фото заваливается несколько больше? На самом же деле эти фотографии абсолютно одинаковые. И все Ваши ощущения -это всего лишь обман зрения, иллюзия, как и все предыдущие.

Что написано на картинке? Coca-Cola?

А если посмотреть еще раз?

Да, здесь закралась явная ошибка. Но 9 людей из 10 не заметили бы ее сразу, пока кто-нибудь не обратил бы на нее их внимание.

Все дело в том, что наш мозг привык экономить ресурсы. Зачем рассматривать детали, тратя на них силы и время, если можно воспринять привычную картинку в целом? Именно на этой особенности нашего восприятия и построен обман с подделками известных торговых марок. Воспринимая логотип в целом, видя необходимые символы, мы уже не будем разбирать, что написано на кроссовках adidas или abibas. Для нашего восприятия это, в общем то, одно и то же, а вот в качестве товара будет большая разница…

Оптические иллюзии и как странная наука о восприятии заставляет нас сомневаться в реальности поверьте, что это

В феврале 2015 года фотография, размещенная на Tumblr, стала вирусной в глобальном масштабе и ненароком затронула тему субъективности восприятия — и заговорила громко. Вопросы, которые он поднял о том, что мы видим, породили еще тысячи вопросов в социальных сетях и на телевидении, а также в умах людей, которые держали свое удивление в тайне. Вы могли сталкиваться с фотографией, а могли и не сталкиваться с ней, но если встречали, то помните, что само изображение дало название феномену — Платье.

Все началось со свадьбы в Шотландии. Мать невесты прислала дочери фото платья, которое она собиралась надеть: прямое синее платье с полосками черного кружева. Однако сама фотография была совсем не простой для восприятия. Жених и невеста не могли сойтись во мнении, был ли он белым с золотыми полосами или синим с черными полосами. Озадаченные своим несогласием, они отправили изображение своим знакомым, в том числе своей подруге Кейтлин Макнил, музыканту, выступавшему на свадьбе. Она чуть не пропустила свой сценический вызов, потому что она и ее коллеги по группе спорили из-за изображения. После свадьбы Макнил выложила немного размытое фото на своей странице в Tumblr с подписью: «Ребята, помогите, это платье бело-золотое или сине-черное? на х**».

Вскоре после того, как она опубликовала это, пост набрал вирусную критическую массу, а фотография «взорвала интернет».

Подробнее: Мы все живем в «концептуальной тюрьме»: наш мозг воспринимает часть реальности, чтобы поддерживать нам жизнь Виральность из ниоткуда становится такой же историей, как и предмет, который ее спровоцировал. Знаменитости писали об этом в Твиттере и враждовали, потоки Reddit множились, и новостные организации освещали это. Те из нас, кто занимается исследованием цвета, были внезапно завалены просьбами об интервью, поскольку казалось, что все хотят знать, почему они видят цвета по-разному. Даже обычно трезвые

Washington Post опубликовано история, озаглавленная: «Внутренняя история драмы« белое платье, синее платье », которая разделила планету». Тем не менее, несмотря на перегретое волнение и дебаты, люди вели важный разговор о науке — точнее, о перцептивной нейронауке.

Это намекает на то, что смысл является пластичной сущностью, очень похожей на физическую сеть мозга, которую мы формируем и переформируем посредством перцептивного опыта. Что, казалось, захватывало людей, так это то, что они видели это по-разному друг от друга. Как написала в Твиттере актриса и писательница Минди Калинг в феврале 25 октября 2015 г.: «Думаю, я так злюсь из-за платья, потому что оно посягает на то, что я считаю объективной правдой».

Самое популярное

Вот ключ к восприятию и себе, который Платье открыло для многих: есть объективная «истина» или реальность, но не наш мозг. дайте нам доступ к нему. Этот краткий шаг в самую фундаментальную из неопределенностей также был захватывающим для людей. #TheDress показал не только то, как работает восприятие, но и то, почему оно так важно для нас. Это иллюстрирует контринтуитивную природу нашего мозга. Если бы мы видели мир таким, какой он есть на самом деле, то одинаковые вещи должны выглядеть одинаково. Точно так же вещи, которые отличаются, должны выглядеть по-разному… всегда, для всех.

Однако воспринимать свет не так просто, как может показаться, несмотря на то, что мы делаем это каждую миллисекунду бодрствования. Миллиарды клеток и их взаимосвязей, посвященных ему, свидетельствуют о его сложности. Мы полагаемся на этот навык восприятия, чтобы принимать инстинктивные решения, которые служат нам, когда мы движемся по миру. Платье, однако, показало, что только потому, что мы чувствуем свет, мы не обязательно видим его реальность.

Мы думаем, что наше восприятие цвета универсально, но этот серый тест доказывает обратное. В нижнем ряду то, что кажется двумя разными оттенками, одно и то же.

I На верхнем изображении каждый из двух кругов имеет свой оттенок серого. Легко воспринимать различные градации. Вещи, которые отличаются, должны выглядеть по-разному, и они это делают.

Самые популярные

Теперь посмотрите на нижнее изображение. Серый кружок справа внутри темного кольца выглядит светлее, чем серый кружок слева внутри белого кольца. Они кажутся двумя разными оттенками серого. Но это не так.

Они точно такие же серые.

Это объективная реальность, которая в корне отличается от реальности нашего восприятия. То, что верно для зрения, действительно верно для всех наших чувств. Очень известный пример тактильного «промежутка» между восприятием и реальностью называется иллюзией резиновой руки. В этом так называемом трюке человек сидит за столом, одна рука лежит перед ним, а другая находится вне поля зрения за перегородкой. Фальшивая рука кладется перед человеком вместо невидимой руки, так что у него есть то, что более или менее похоже на две руки, лежащие на столе, за исключением того, что одна из них не принадлежит ему (какая из них конечно в курсе). Затем «экспериментатор» начинает одновременно слегка касаться пальцев скрытой настоящей руки и фальшивой видимой руки. Конечно, человек сразу же начинает отождествлять себя с фальшивой рукой, как если бы она была его собственной, чувствуя, что ощущение чистки происходит не за скрытой перегородкой, а на фальшивой руке, с которой он внезапно чувствует связь.

Для целей восприятия рука становится реальной.

Иллюзия резиновой руки — это то, что называется переносом тела, но способ обработки реальности нашим мозгом, а не передача ее нам напрямую, также открывает нам доступ к другим слегка причудливым «путаницам» чувств. Исследователи показали, например, что мы способны слышать фантомные слова. При прослушивании бессмысленных звуков наш мозг выделяет кажущиеся ясными слова, которых на самом деле нет в аудиозаписи. Есть также «Иллюзия парикмахерской», в которой запись ножниц создает впечатление, что звук становится ближе или дальше в зависимости от увеличения или уменьшения громкости, когда звук вообще не меняет положение.

Большинство людей полагают, что мы видим мир точно таким, какой он есть на самом деле, даже многие нейробиологи, психологи и ученые-когнитивисты, потому что почему бы и нет? На первый взгляд кажется совершенно плохой идеей видеть это как-то по-другому. Однако кажущаяся логичной предпосылка о том, что мы видим реальность, не принимает во внимание фундаментальный факт об экологии и о том, как на самом деле действует наш разум, и, таким образом, упускает важную истину о том, что наш мозг не развивался таким образом.

Но тогда для чего эволюционировал наш мозг? Они эволюционировали, чтобы выжить — и все.

Самые популярные

Адаптация — это то, чем наш вид (и все другие виды) занимается с самого первого дня. Наш мозг просто ищет способы помочь нам выжить, некоторые банальные (найти еду, съесть ее), другие дико инновационные (используйте свои уши, чтобы видеть). Вот почему активное участие так важно: оно подключается к неврологическому ресурсу, являющемуся ядром вашей биологии, и может привести к инновациям в восприятии, имеющим физическую основу в мозгу, если вы знаете, как его использовать. Такие эксперименты — передний край нейронной инженерии.

В течение почти десяти лет группа Magnetic Perception Group, исследовательская инициатива Университета Оснабрюка, Германия, изучала «интеграцию новых сенсорных модальностей с помощью нового устройства сенсорной аугментации, которое проецирует направление магнитного севера на талию владельца». мир по-новому и создали новую историю интерпретации информации

Это описание пояса feelSpace, экспериментального устройства, расширяющего границы человеческого восприятия и поведения. Пояс оснащен компасом, настроенным на вибрацию в направлении магнитного севера Земли, что дает владельцу улучшенное чувство рода и возможность адаптации. В своем последнем исследовании, опубликованном в 2014 году, группа попросила участников носить пояс feelSpace каждый день в течение семи недель. Цель состояла в том, чтобы изучить сенсомоторные непредвиденные обстоятельства, теоретический набор законов, управляющих действиями и связанными с ними сенсорными входами. «Я участвовал в одном из первых исследований, — говорит Петер Кениг, глава группы Magnetic Perception, — и для меня это было очень веселое время».

У людей, носивших пояс, резко изменилось пространственное восприятие. У них развилось обостренное чувство сторон света и улучшенная «глобальная эгоцентрическая ориентация» (знание того, где они находятся). Но для более яркого представления о том, на что было похоже ношение пояса, лучше просто прочитать отчеты участников, которые одновременно конкретны и поэтичны: «Теперь, когда все мои карты были заново выровнены, диапазон карт был намного увеличился. Отсюда я могу указать домой — 300 километров — и я могу представить — не только в 2D-перспективе с высоты птичьего полета — как автомагистрали извиваются через ландшафт».

Работа Кенига и его команды показывает, что мы можем увеличить наше восприятие и, таким образом, наше поведение играя с непредвиденными обстоятельствами нейронной модели нашего мозга.

Если это произошло, значит, физиологически мозг участников изменился — за два месяца. Они взаимодействовали с миром по-новому и создали новую историю интерпретации информации. Как говорит Кениг: «Ваш мозг достаточно велик, чтобы вы могли выучить что угодно. Единственное ограничение пора тренировать чувства».

Все, что они делали, было тем, чем всегда занимались люди: осмысливать свои чувства. Но для этого вам не нужен лабораторный пояс или другое приспособление. У нас в голове процесс эволюции.

Самые популярные

Вы видите хищника? Девяносто процентов информации существует для того, чтобы ее увидеть. Прокрутите вниз для помощи.

C Вы нашли хищника на картинке выше? Девяносто процентов информации доступно для просмотра. Это там. Если вы не нашли его через несколько секунд, то вы мертвы. (Прокрутите страницу вниз, чтобы узнать об этом.)

Полезная интерпретация означает, что мы выжили и, таким образом, заархивируем себя как часть истории, которая будет информировать наше будущее восприятие. Объективная реальность — это в лучшем случае совпадение.

Трудности изучения иностранного языка также показывают, как нескончаемый поиск полезности мозгом проявляется в наших собственных ушах и ртах. Многие англоязычные люди испытывают трудности с скрученным испанским r. Почти каждый, кто когда-либо пытался выучить иностранный язык, встречал звуки, которые, ну, иностранные. Известный пример: говоря по-английски, японцы часто говорят «Herro» вместо «Hello». Это происходит потому, что они буквально не слышат разницы между звуками р и л. Дело не в том, что их язык не содержит этих звуков, потому что они есть. Скорее, это потому, что их язык не делает различий между ними. У них нет перцептивного прошлого в котором было полезно провести различие, поэтому точность не имеет значения.

Самое популярное

Наше восприятие цвета также воплощает зависимость мозга от полезности, а не точности. Хотя свет физически существует в линейном спектре, наша зрительная кора организует его, разбивая свет на четыре категории, образующие круг: красный, зеленый, синий и желтый.

Трудности изучения иностранного языка также показывают, как нескончаемый поиск полезности мозгом проявляется в наших собственных ушах и ртах

Поскольку человеческий мозг разделяет свет на красный, зеленый, синий и желтый, это означает, что мы можем видеть другие цвета только как ограниченные комбинации из этих четырех (мы не можем видеть красно-зеленый или сине-желтый). Наше восприятие берет две крайности световой линии — короткие волны на одном конце и длинные волны на другом — и изгибает их обратно, пока они не соприкоснутся и не образуют круг. Следствием этого является то, что два конца континуума воспринимаются одинаково, в то время как на самом деле они противоположны. Наш мозг эволюционировал, чтобы воспринимать свет категорически — с пользой, но не совсем точно — потому что это чрезвычайно эффективный способ восприятия визуальных стимулов, который позволяет нам экономить клетки мозга, чтобы посвятить их нейрообработке других наших чувств.

Точно так же и боль является физиологическим восприятием. Он придает практическое значение информации, которая по своей сути бессмысленна, заставляя наш мозг интерпретировать ее как событие, от которого мы должны защищаться. Наша история реагирования таким образом на наши кричащие ноцицепторы — вот почему наш вид все еще существует. Это приводит нас к глубокой истине, раскрывающей истину каждого вашего поведения. Все восприятие — это построение вашего мозга прошлой полезности (или «эмпирической значимости информации»).

Когда наше восприятие цвета, такого как эти круги, совпадает с реальным физическим цветом, это всего лишь совпадение.

Самые популярные

Ваш мозг по своей сути представляет собой статистическое распределение. Таким образом, ваша история опыта создает базу данных полезных прошлых восприятий. Постоянно поступает новая информация, и ваш мозг постоянно интегрирует ее в это статистическое распределение, которое создает ваше следующее восприятие. Таким образом, ваше восприятие подвержено статистическому явлению, известному в теории вероятностей как эксцесс. Эксцесс, по сути, означает, что вещи имеют тенденцию становиться все более крутыми в своем распределении… то есть скошенными в одном направлении. Вещи, которые очень эксцентричны или искажены, трудно отодвинуть.

Подробнее: Теория предлагает первое «доказательство» того, что наша Вселенная является голограммой

Хорошая новость: эксцесс может работать на вас. Воображаемое восприятие самоподкрепляется, поэтому, взяв его под контроль, вы можете изменить субъективную реальность, создаваемую интерпретациями вашего мозга. Думайте позитивно сегодня, и статистически более вероятно, что вы будете делать то же самое завтра. Этот, казалось бы, мягкий трюизм на самом деле был подтвержден твердой наукой. Психолог Ричард Уайзман первым начал систематическое изучение случайности и удачи. Он обнаружил, что люди, которым постоянно везет в жизни, разделяют стереотипы веры в то, что в конце концов все будет хорошо; быть открытым опыту; не размышлять о неутешительных результатах; и смотреть на ошибки как на возможности для обучения. Вероятно, никого не удивит, что тот же самоусиливающийся перцептивный и поведенческий импульс применим и к негативности.

Концепция, решающим образом связанная с этим аспектом восприятия, — предвзятость подтверждения. Это описывает склонность воспринимать так, чтобы подтверждать уже устоявшуюся точку зрения. Он присутствует во всем: от того, как вы спорите, до того, как вы ведете себя в отношениях и на работе. Он даже структурирует то, что вы помните, формируя ваши воспоминания в соответствии с вашими представлениями о себя (что часто неверно).

Казалось бы логичная предпосылка, что мы видим реальность, однако, не принимает во внимание фундаментальный факт об экологии и о том, как на самом деле действует наш разум в ней, тем самым упуская из виду важную истину о том, что наш мозг не развивался таким образом

Политические партии, ура-патриотизм, спортивные фанаты и религия — все они страдают от когнитивной предвзятости. Такие предубеждения также формируют историю целых народов, как и в случае с полами. Исторически известность женщин (в образовательном, профессиональном и гражданском плане) в западном обществе задерживалась по нескольким причинам, не только из-за ложной/дезинформации, распространяемой мужчинами о своих способностях, но и из-за того, что сами женщины интернализовали это.

Предвзятость подтверждения — это напоминание о том, что у нас нет доступа к реальности. Мы воспринимаем (или, в данном случае, находим) ту версию реальности, с которой мы знакомы… и часто это заставляет нас хорошо выглядеть. Например, если вы спросите большое количество людей (особенно мужчин), представляющих собой случайную выборку населения в целом: «Сколько здесь водителей лучше среднего?» подавляющее большинство обычно поднимают руки. Извините, но это невозможно. Не все могут быть выше среднего. Тем не менее, наша слепота к нашим предубеждениям делает чрезвычайно трудным их замечание.

Самый популярный

У вас есть глубокие предположения — результат вашего эмпирического опыта проб и ошибок, независимо от того, внутренний он или внешний. Они обязательно ограничивают то, что вы думаете, делаете и чувствуете. Но при этом они могут разрушить отношения и карьеру. Отклонение от самосаботажа или даже просто привычного поведения начинается (но не заканчивается) с обезоруживающе простого первого шага: осознания. Осознание того, что вы есть предположения, и что вы определяется ими. Видеть по-другому — отклоняться — начинается со знания некоторых из тех часто невидимых допущений, которые поддерживали ваше выживание в прошлое может оказаться бесполезным.

Так как же мы по-разному видим вещи? Мы меняем свое прошлое.

Q сомнение в наших предположениях провоцирует революций, крошечных или огромных, технологических или социальных. Изучение мозга показало мне, что креативность на самом деле вовсе не «творческая», и что в глубине души «гениальность» возникает из простого сомнения в правильном предположении мощным, новым способом. IPhone закрыл разрыв между нашей давней физической жизнью и нашей теперь параллельной цифровой жизнью, однако шаги, предпринятые для создания iPhone, были небольшими, и каждый из них был вызван вопросом… в частности вопросом «Почему?» Apple не телепортировалась на iPhone волшебным образом. У Стива Джобса, Джони Айва и всей компании были прошлые паттерны восприятия «почему?», которые делали идеи, которые другому человеку казались буквально немыслимыми, казались им интуитивно логичными.

Посмотрите на это изображение, а затем вернитесь к исходному изображению выше — вы сразу же сможете обнаружить хищника.

Самые популярные

С вопроса начинается «квест» и путешествие в неизвестность. Самый проницательный квест начинается с вопроса «Почему?», особенно когда он нацелен на то, что вы уже считаете правдой. Поскольку ваши истины — это тесно связанные предположения, измените их, и вы можете изменить всю систему. Это будет означать, что следующий шаг, который вы сделаете в этом новом пространстве возможностей, будет «творческим». Здесь начинается выбор, и, делая этот выбор, вы начинаете процесс изменения своего будущего.

Творчество на самом деле очень простой и доступный процесс. Все дело в том, чтобы изменить ваше пространство возможностей, поставив под сомнение допущения, определяющие его размеры. Поэтому деление (или самоидентификация) мира на «творческих» и «нетворческих» людей вводит в заблуждение. В динамичном мире мы все голодные рыбы, которым нужно процветать… это означает, что нам всем нужно отклоняться и, следовательно, начинать с вопросов, а не ответов, в частности с вопроса «Почему?». Этот процесс проверки предположений находится в пределах досягаемости.

A В конце тускло освещенного коридора на пятом этаже здания Valley Life Sciences Калифорнийского университета в Беркли стоит неприметная дверь. За дверью находится странное и революционное пространство в четырех больших смежных комнатах. С потолка свисает решетка из распорок и опор, соединенных с электрическими шнурами, проводкой и прожекторами. Компьютеров и видеокамер предостаточно, наряду с инженерными инструментами и печатными платами. Самое поразительное, что почти на каждой поверхности растянулись маленькие роботы, похожие на насекомых или рептилий… не просто немного похожие на них, а удивительно похожие. Когда я захожу в узкую комнату и спрашиваю ученицу, что привело ее сюда, она отвечает: «Тараканы».

Это полипедальная лаборатория биолога Роберта Фулла. ПЕДАЛЬ расшифровывается как Performance, Energetics, Dynamics, Animals and Locomotion. Фулл и его разные сотрудники, от студентов старших курсов колледжей до известных экспертов в самых разных областях, взволновали своими открытиями как ученых, так и не ученых. Лаборатория Poly-PEDAL раскрыла тысячелетнюю загадку того, почему гекконы могут прилипать к стенам: с помощью сил Ван-дер-Ваальса, невероятно сложного закона межмолекулярного притяжения и отталкивания.

Они ответили на вопрос, почему тараканы могут переворачиваться на максимальной скорости и продолжать двигаться вверх ногами: задние лапы с липкими волосками, которые цепляются за поверхность и позволяют им совершать «быструю инверсию». И они обнаружили, как пауки-ткачи эффективно передвигаются по сетчатым поверхностям, площадь которых составляет всего 90% площади поверхности по сравнению с твердыми поверхностями: благодаря складному позвоночнику, который позволяет им распространять контакт на разные части своих ног. Лаборатория задавала одни из самых важных и (оглядываясь назад) самых проницательных вопросов о самых необъяснимых явлениях природной биомеханики… и также давала на них ответы. Их ответы интересны не только сами по себе; они также раскрывают могущественный принцип в действии.

Самый популярный

Лаборатория Роберта Фулла Poly-PEDAL изучает террадинамику тараканов и гекконов, в результате чего появился робот Rhex.

Цель Фулла не просто раскрыть эти тайны. В кредо Лаборатории говорится о тварях, чьи тела они моделируют: «Мы изучаем их не потому, что они нам нравятся. Многие из них на самом деле отвратительны, но они рассказывают нам тайны природы, которые мы не можем узнать, изучая один вид, как люди. .» Цель Фулла состоит в том, чтобы применить эти «архитектурные секреты» к человеческим усилиям с помощью достижений в области робототехники, таким образом реконструируя (до определенного момента) грани существ, движения которых он и его товарищи изучают.

Он добился почти беспрецедентного успеха в этом, по существу создав новую область и философию дизайна биологического вдохновения, а также другие подполя, такие как террадинамика (как вещи движутся по поверхности, в отличие от аэродинамики) и надежность (как структуры достигают своей цели). наиболее устойчивая форма). Одним из нововведений, появившихся в его лаборатории, является Rhex, вдохновленный тараканами робот, который может перемещаться по местности лучше, чем любой предыдущий эксперимент в области бионики. Вооруженные силы США развернули его в Афганистане, сократив количество ожесточенных столкновений, отправив Рекса для зачистки территории до того, как солдаты уйдут сами.

Самый популярный

. С копной шелковистых белых волос и харизматичными усами, как у моржа, он не движим обычными амбициями.

Он как блестящий, заботливый дядя, такой же нежный, как и мудрый и опытный. Поскольку он был одним из моих руководителей, когда я учился в Беркли много лет назад, я знаю это не понаслышке. «Все дело в любопытстве», — говорит Фулл.

Работа Фулла не в том, чтобы, как когда-то было для руководства, знать ответы на все вопросы. Скорее, это чтобы иметь хорошие вопросы. Однако задавать хорошие вопросы, которые разрушают, недостаточно. Великий лидер должен также создать пространство для других, чтобы они могли вступить в неуверенность и процветать. Вот почему он предпочитает работать с людьми, которые приветствуют то, как он разрушает привычное мышление, чтобы создать новые возможности. Таким образом, он создал лабораторию, основанную на самой эволюции решения, которая привела нас к неопределенности. Что это за решение?

Это образ жизни, который может коренным образом изменить то, как мы живем… образ жизни, который применим к большинству инновационных и новаторских вещей, образ жизни, определяемый пятью принципами:

**I.** Празднование неопределенности: подходить к «остановке» и ко всем вопросам, которые эта остановка порождает, с точки зрения выгоды, а не потери. **II.** Открытость возможности: поощрять разнообразие опыта, являющегося двигателем изменений, от социальных изменений до самой эволюции. **III.** Сотрудничество: найти ценность и сочувствие в разнообразии группы или системы, которые расширяют пространство своих возможностей — в идеале, сочетая наивность с опытом. **IV.** Внутренняя мотивация: позволить процессу творчества стать наградой, которая позволит проявить настойчивость перед лицом огромных невзгод. V. Преднамеренное действие: в конечном счете, действовать осознанно… действовать сознательно, с точки зрения «почему».

Извлечено из Deviate: the Science of Seeing Different by Beau Lotto (Orion, £20), выйдет 27 апреля

TopicsScienceCultureNeuroscienceMagazine May 2017 Issue

More from WIRED UK Композитор и художник Гарри Йефф, также известный как Reeps One, делится с аудиторией WIRED Impact мотивами своего новаторского проекта Voice Gems.

музыка

65daysofstatic’s Wreckage Systems Продвигает алгоритмическую музыку

После создания процедурно сгенерированной музыки с саундтреком к No Man’s Sky группа пошла еще дальше и создала бесконечный звуковой цикл.

бизнес

Язык на рабочем месте развивается — по эмодзи за раз

Асинхронная удаленная работа приучила сотрудников общаться более неформально и чутко. Но эти «дружеские напоминания»? Жив здоров.

безопасность

Apple отслеживает вас больше, чем вы думаете

Плюс: веб-сайт WikiLeaks разваливается, веб-сайты налоговых органов отправляют ваши данные в Facebook, а полицейские пресекают крупную операцию по подделке телефонных номеров.

Иллюзии (восприятие) | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Клинический: Подходы · Групповая терапия · Методы · Типы проблем · Области специализации · Таксономии · Терапевтические проблемы · Способы доставки · Проект перевода модели · Личный опыт ·


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по предмету .
Пожалуйста, помогите нанять одного из них или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

Иллюзия — это искажение чувственного восприятия. Каждое из человеческих чувств может быть обмануто иллюзиями, но наиболее известны зрительные иллюзии. Некоторые иллюзии субъективны; разные люди могут испытывать иллюзию по-разному или не испытывать ее вовсе.

  • Оптические иллюзии, такие как использование иллюзии Мюллера-Лайера, основаны на предположениях, сделанных зрительной системой человека.
  • Слуховые иллюзии, такие как Тон Шепарда, эксплуатируют наш слух.
  • Иллюзии осязания используют человеческое осязание.
  • Автокинетическая иллюзия

Другое использование

  • В психиатрии термин иллюзия относится к особой форме сенсорного искажения. В отличие от галлюцинации, которая представляет собой сенсорный опыт в отсутствие стимула, иллюзия описывает искажение восприятия, поэтому оно понимается и интерпретируется по-разному. Например, слышать голоса независимо от окружающей среды было бы галлюцинацией, тогда как слышать голоса, возникающие только из-за звука бегущей воды (или другого источника звука), было бы иллюзией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *