Понятие социального стереотипа
5.03.2015
В основе всех типовых схем формирования первого впечатления о человеке лежит социальный стереотип. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Разные социальные группы, реальные (нация) или воображаемые (профессиональная группа) вырабатывают стереотипы, устойчивые объяснения определенных фактов, привычные интерпретации вещей.
Наиболее известны этнические стереотипы — образы типичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев, характерные для отечественной культуры).
Для отдельного человека, воспринявшего, стереотипы своей группы, они выполняют важную функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека.
Один из важнейших результатов педагогической стереотипизации — формирование в сознании учителя модели идеального ученика. Это такой ученик, который подтверждает учителя в его роли успешного педагога и делает его работу приятной: готовый к сотрудничеству, стремящийся к знаниям, дисциплинированный. Детей, похожих на этот идеал, учитель воспринимает не только как хороших учеников, но и в целом как хороших людей, приятных в общении, порядочных и развитых.
Дети, подходящие под противоположный образ «плохих учеников», воспринимаются в целом как без-различные, агрессивные, плохие люди, являются источником отрицательных эмоций педагога.Очень важным является тот факт, что ожидания, формирующиеся у учителей по отношению к ребенку и в самом деле определяют его реальные достижения. Связано это не только с необъективностью учителей, ставших жертвой собственных стереотипов, но и с тем, что под влиянием таких ожиданий формируется самовосприятие ребенка. Как отмечает западный психолог Рист, многие дети обречены влачить в школе жалкое существование и испытывать неприязнь к себе только потому, что за ними с самого начала закрепился ярлык «недоразвитых», «неуравновешенных», «неспособных». То есть, обратная связь от учителей к ученику, имеющая форму ожиданий, часто срабатывает, по словам Р. Бернса как «самоактуализирующееся пророчество». Это легко показать на примерах.
Так, в одном из экспериментов выявляли мнения учителей первых классов о темпах усвоения навыков чтения у мальчиков и девочек. Была выделена группа учителей, считавших, что здесь нет половых различий, и группа учителей, считающих, что мальчики хуже усваивают такие навыки. Замеры, проведенные через год показали, что в классах учителей I группы различий в качестве чтения между мальчиками и девочками не было, а в классах учителей второй группы мальчики в целом существенно отстали от представительниц женского пола. Описываемый факт получил название «стереотипа ожидания» или «эффекта Пигмалиона». Он может формироваться не только на основе идеального образа ученика или теоретических педагогических концепций учителя, но даже на основе имени ребенка. Исследования показали, что дети, носящие имя, которое нравится учителю, обладают более позитивным внутренним отношением к себе по сравнению с детьми, носящими имена, не принимаемые педагогом. Имя может влиять и на ожидания учителя, связанные с успехами в учебе данного ребенка.
«Стереотип ожидания» является реально действующим фактором педагогического процесса. Связано это с тем, что он проявляется не только в установках и ожиданиях учителя, но и весьма активно — в его поведении.
Рассмотрим реальные проявления стереотипа ожидания в педагогической практике.
- Стереотип проявляется в отношении к ответам учеников. Хороших учеников вызывают чаще и активнее поддерживают. «Плохому» ученику учитель через свои жесты и фразы с самого начала дает понять, что ничего хорошего он от него не ждет. Возникает удивительный парадокс: объективно на опрос «плохих» учеников педагог затрачивает меньше времени, чем на опрос «хороших», однако в сознании учителя, подверженного «стереотипу ожидания» ситуация субъективно переворачивается, и он искренне считает, что тратит львиную долю учебного времени на отстающих.
- Стереотип оказывается и на характере помощи при ответах. Незаметно для себя учитель подсказывает и помогает «хорошим», чтобы подтвердить свои ожидания. Однако он убежден, что вытягивает именно плохого ученика.
- Стереотип порождает характерные высказывания в адрес успешных и неуспешных учащихся. Плохих критикуют больше и резче с использованием обобщений типа «Опять не выучил», «Как всегда ты…» и т. д.
В целом, стереотип ожидания может иметь и позитивные последствия, если в отношении слабого ребенка у учителя удалось выработать положительные ожидания. Однако исследования показывают, что на отрицательном полюсе данный стереотип работает эффективнее и последовательнее.
Таким образом, мы рассмотрели важнейшие аспекты процесса социальной перцепции — то есть познания и понимания людьми друг друга в ходе общения. Как уже отмечалось, одной из функций социального познания является создание психологической основы (в виде взаимопонимания) для ор-ганизации совместной деятельности). Ниже мы остановимся на способах организации взаимодействия в процессе межличностного общения.
Ключевые слова: Установка, Стереотип
Источник: Битянова М.Р., Социальная психология
Материалы по теме |
---|
Установки и стереотипы Кравченко А. И. — Психология и педагогика (Высшее образование) — 2008 |
Использование стереотипов и установок в рекламе Психология рекламы [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / Л.В. Лебедева. — М.:… |
Установки и вытеснение Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание… |
Рационализация и установки личности Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание… |
Установка в поведении … |
Установки как психологические позиции в общении Психология: учебное пособие: в 2 т. Т. 2 / автор-составитель А. Р. Трощий. — Ульяновск :… |
Психологические установки и их виды И. Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В…. |
Этнические стереотипы и процесс стереотипизации Белинская Е.П., Этническая социализация подростка |
Психология общения — Социальный стереотип: классификация и функции
« Предыдущий вопрос
Роль социальной установки в социальной перцепции
Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если меж
Загрузка
СкачатьПолучить на телефон
например +79131234567
txt fb2 ePub html
на телефон придет ссылка на файл выбранного формата
Что это
Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т. д.
Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать
на телефон шпаргалки по психологии общения.
Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html,
а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату.
Достаточно скачать шпаргалки по психологии общения — и никакой экзамен вам не страшен!
Сообщество
Не нашли что искали?
Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.
Следующий вопрос »
16. Социальный стереотип, предубеждения и дискриминация
В простом понимании «социальный стереотип» — это устойчивое, категоричное и крайне упрощенное
Термин “социальный стереотип” введен Липпманом для обозначения образного эмпирического представления о социальном объекте (“картинки в голове”). В американской социальной психологии стал использоваться в более узком смысле — как образ, “картинка” члена той или иной (в основном этнической) группы. При этом речь шла преимущественно о негативном образе представителей инаковыглядящих, — мыслящих, — действующих и других подобных групп. Стереотип обладает свойствами фиксированной установки, причем эффекты ассимиляции контраста выражены в нем даже сильнее. Стереотип акцентирует, усиливает определенные свойства объекта в соответствии с его валентностью, а прочность стереотипа связана с прочностью фиксации именно валентности, т.е. закрепления объекта в системе Ц.О. индивида. В механизм формирования стереотипов вовлечены не только схематизация, категоризация, но и другие конструктивные процессы, прежде всего каузальная атрибуция, или объяснение человеком причин своего и чужого поведения.
Социальные стереотипы поддаются классификации. Так, например, можно выделить этнические и религиозные, профессиональные, идеологические, возрастные.
Функции социальных стереотипов (Тажфел)
Индивидуальный уровень
1) когнитивная (схематизация, упрощение)
2) ценностно-защитная (создание и сохранение положительного “Я-образа”).
Социальный уровень
3) идеологизирующая (формирование и сохранение групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы)
4) идентифицирующая (создание и сохранение “+” гр. “Мы-образа”).
4 уровня стереотипов, Дуаз
1) индивидуальные психологические особенности формирования представлений человека о своей социальной среде.
2) представления, социальное образование, складывающиеся в ситуации МЛ взаимодействия.
3) коллективные представления — социальные образования, формирующиеся в МГ отношении. Социальные стереотип зарождается и функционирует именно на этом уровне.
4) высший уровень — идеология, который складывается под влиянием определенных исторических условий данного общества. Верхний уровень детерминирует нижележащие.
Социальный стереотип — упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или особенности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. Искажает видение “ошибочный компонент”.
Думать как социальный психолог о стереотипах, предубеждениях и дискриминации
В этой главе основное внимание уделяется тому, как люди из разных социальных групп чувствуют, думают и ведут себя по отношению друг к другу. В большинстве случаев у нас позитивные мысли и чувства по отношению к другим, и наше взаимодействие с ними носит дружественный и позитивный характер. И все же в других случаях существует потенциал для негативных взаимодействий, а в редких случаях даже враждебности и насилия.
Посмотрите еще раз на картинки на рис. 11.2 и внимательно обдумайте свои мысли и чувства по отношению к каждому человеку. Наводит ли изображение на какие-то стереотипы? А предрассудки? Как, по вашему мнению, ваши впечатления об этих людях могут повлиять на ваше поведение по отношению к ним? Вы сами придерживаетесь этих убеждений или знаете людей, которые их придерживаются? Видите ли вы, как быстро вы или другие люди можете судить об этих людях, основываясь на культурно значимых стереотипах, и как эти суждения могут привести к дискриминации? Каковы могут быть негативные последствия стереотипов для человека?
Мы надеемся, что теперь вы видите, возможно, более ясно, чем раньше, что социальная категоризация окружает нас повсюду. Мы думаем о других людях с точки зрения их принадлежности к группе, и это совершенно естественно. Но, возможно, теперь вы сможете увидеть процессы более полно. Мы надеемся, что вы видите, что категоризация имеет некоторые преимущества — например, она позволяет нам думать о себе как о членах ценимых групп, — но она также имеет некоторые потенциальные негативные последствия, включая чрезмерно обобщенные стереотипы и внутригрупповой фаворитизм. Мы надеемся, что теперь вы лучше понимаете, как легко мы классифицируем других, как быстро мы усваиваем стереотипы и как быстро развивается внутригрупповой фаворитизм, и что вы можете лучше видеть влияние этих процессов на наши суждения о других.
Теперь вы сможете увидеть, что предрассудки, дискриминация и стереотипы отражают соответственно азы аффекта, поведения и познания. И поскольку вы мыслите как социальный психолог, вы поймете, что в предрассудках нет ничего необычного — что они в значительной степени возникают из-за беспокойства о себе. Нам нравятся наши собственные группы, потому что мы хорошо относимся к ним и считаем их похожими. Но мы можем улучшить свое отношение к чужим группам, сосредоточившись на заботе о других, становясь более инклюзивными и включая больше разных людей в наши внутренние группы. Возможно, лучшее, что мы можем сделать, — это изменить категорию так, чтобы мы видели всех людей как людей; мы все в одной группе, и мы должны относиться ко всем так, как мы хотели бы, чтобы они относились к нам — с уважением.
Мы надеемся, что ваши новые знания помогут вам в ваших отношениях с другими. Возможно ли, что у вас есть внутригрупповой фаворитизм, о котором вы не знали? Или, возможно, у вас есть стереотипы о других группах, которых вы хотели бы избежать? Теперь вы должны понять, как лучше избегать предубеждений. И теперь вы, возможно, лучше осознаете важность социальных норм — мы должны работать над тем, чтобы эти нормы не допускали предрассудков. Чтобы избавиться от предубеждений, вы должны быть готовы взаимодействовать с людьми из других групп и противостоять предрассудкам, когда видите, что они возникают. Такое поведение может быть трудным, но, в конце концов, оно поможет вам стать лучшим гражданином.
Социальная психология стереотипов и групповой жизни
Выбранный тип: Твердый переплет
Количество:
Печать по требованию
$191,95
Рассел Спирс (редактор), Пенелопа Дж. Оукс (редактор), Наоми Эллемерс (редактор), С. Александр Хаслам (редактор)
ISBN: 978-0-631-19772-0 январь 1997 г. Уайли-Блэквелл 436 страниц
Распечатать
Всего от 84,95 долл. США
Мягкая обложка
84,95 $
Твердый переплет
191,95 $
Загрузить рекламный проспект
Загрузить рекламный проспект
Загрузить флаер продукта для загрузки PDF в новой вкладке. Это фиктивное описание. Загрузить флаер продукта — загрузить PDF в новой вкладке. Это фиктивное описание. Загрузить флаер продукта — загрузить PDF в новой вкладке. Это фиктивное описание. Загрузить флаер продукта — загрузить PDF в новой вкладке. Это фиктивное описание.
Описание
Стереотипирование — процесс восприятия людей и реагирования на них с точки зрения их групповой принадлежности — широко распространенное явление и одна из наиболее широко изучаемых тем в социальной психологии. Эта новая книга о причинах и последствиях стереотипов. Он исходит из того, что для понимания природы и функции стереотипов необходимо понять их роль и отношение к деятельности социальных групп. При этом он обеспечивает альтернативу более когнитивным подходам, которые рассматривают стереотипы в первую очередь как предубеждение, вызванное ограничениями индивидуальной обработки информации.
Авторы обсуждают и оспаривают ряд традиционных представлений о стереотипах, исследуя их социальные функции в межгрупповых контекстах. Они также затрагивают ряд сложных проблем, связанных со стереотипами и связанной с ними литературой: в том числе вопрос точности стереотипов, почему стереотипы развиваются и широко распространены, а также как стереотипы и стереотипы влияют на самооценку и самоопределение людей. Короче говоря, эта книга исследует, как стереотипы структурируются социальной идентичностью и отношениями между группами.
Об авторе
Рассел Спирс — профессор психологии Амстердамского университета. Пенелопа Дж. Оукс — старший преподаватель психологии в Австралийском национальном университете. Наоми Эллемерс — преподаватель Свободного университета Амстердама. С. Александр Хаслам — преподаватель Австралийского национального университета.
Содержание
Благодарности.
Список участников.
1. Введение: Социальная психология стереотипов и групповой жизни. Рассел Спирс, Пенелопа Дж. Оукс, Наоми Эллемерс и С. Александр Хаслам.
2. Стереотипы как объяснения: субъективный эссенциалистский взгляд на групповое восприятие. Винсент Изербит, Стив Роше и Жорж Шадрон.
3. Вопрос о точности: является ли измерение ответом?. Пенелопа Дж. Оукс и Кэтрин Дж. Рейнольдс.
4. Изменение стереотипа стереотипа. Стивен Ворсел и Хэнк Ротгербер.
5. Конструирование стереотипов как стратегия влияния. Стивен Райхер, Ник Хопкинс и Сьюзен Кондор.
6. Стереотипы и социальное влияние: основы стереотипного консенсуса. С. Алемксандер Хаслам.
7. Формирование стереотипов: за пределами иллюзорной корреляции. Крейг МакГарти и Анн-Мари де ла Хэй.
8. Стереотипы и бремя когнитивной нагрузки. Рассел Спирс и С. Александр Хаслам.
9. Стереотипы в социальном контексте. Наоми Эллемерс и Ад ван Книппенберг.
10. Категоризация, рекатегоризация и общая внутригрупповая идентичность. Филлис Анатасио, Бетти Бахман, Сэмюэл Гертнер и Джон Довидио.
11. Стереотипы под угрозой: роль групповой идентификации. Бертьян Доосе и Наоми Эллемерс.
12. Взаимозависимость, социальная идентичность и дискриминация. Рихрад Ю. Бурхис, Джон К. Тернер и Андре Ганьон. 13. Новый взгляд на гипотезу самооценки: дифференциация и разочарование. Карен Лонг и Рассел Спирс.
14. Я и группа в современном обществе: Десять тезисов об индивидуальном Я и коллективном Я. Бернд Саймон.
15. Комментарий: Индивидуальный, групповой и системный уровни анализа и их значение для стереотипизации и межгрупповых отношений. Чарльз Стангор и Джон Т. Йост.
Ссылки.
Индекс авторов.
Предметный указатель.
Отзывы
«… это« обязательно к прочтению »всем, кто ищет актуальный и глубокий анализ социальных стереотипов и стереотипов».