Человек. Индивид. Личность — 4ЕГЭ
17 сентября 2022
В закладки
Обсудить
Жалоба
TG 4ЕГЭ
ОГЭ по обществознанию
Конспект по обществознанию.
Человек — биопсихосоциальное существо.
Протагор — «Человек есть мера всех вещей».
Платон — « Человек — это двуногое животное без перьев»
Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества.
— всякий, любой
— один из нас
Индивидуальность — специфические черты человека, которые отличают его от других людей.
В понятие индивидуальность включается: интеллект, характер, темперамент, социальные отличия.
Интеллект.
Задатки — природные предпосылки способностей (свойства нервной системы — повышенная чувствительность, предрасположенность к восприятию пространственных форм и др.).Задатки необходимо развивать, чтобы они превратились в способности.
Способности — индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности бывают общие и специальные.
Талант — выдающиеся способности, высшая степень развития одарённости.
Гениальность — высшая степень развития таланта.
Эмоциональный интеллект включает:
→ самосознание
→ самоконтроль
→ эмпатию
→ мотивацию
→ навыки отношений.
Характер — совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования.
Характер не врождённый, он меняется в течение всей жизни.
На него оказывают влияние:
→ наследственность
→ социальная среда
→ самовоспитание
Темперамент — врождённое и неизменное свойство психики, определяющее реакции на других людей и обстоятельства.
Темперамент не меняется в течение жизни.
Виды темперамента: (Гиппократ)
1. холерик (желтая желчь)
2. флегматик (лимфа)
3. сангвиник (кровь)
4. меланхолик (черная желчь)
Личность — субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, которые он реализует в общественной жизни.
Аномальная (патологическая) личность — душевнобольной человек.
Асоциальная личность — преступник.
Три подхода к трактовке личности:
1. антропологический (Фейербах) -личность как носитель общечеловеческих свойств, приравнивается к индивиду.
2. Социологический (Дюркгейм, Леви-Брюль, Пиаже) — личность как объект и продукт социальных отношений.
3. Персоналистический (Хайдеггер, Сартр, Ясперс)- личность абсолютно самостоятельна и уникальна.
Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.
Факторы, влияющие на формирование личности:
1. генетический
3. социальное окружение
4. культурная среда
Личность
→ имеет активную жизненную позицию
→ имеет систему ценностей
→ воздействует на развитие других людей.
Этапы становления личности:
1. адаптация- усвоение действующих в обществе норм, приспособление
2. индивидуализация
3. интеграция
Типы личности:
1. социабельная — легко идущая на контакты
2. эскейпик — избегает общества.
1. нигилист
2. реакционер
3. реформатор
4. революционер
Черты личности:
1. устойчивые
а) направленность
— общественная
-эгоистическая
-деловая (художник рисует картину, так как ему нравится сам процесс)
б) жизненные установки
-когнитивные (знания)
-эмоциональные
-поведенческие (готовность к осуществлению деятельности)
2. изменчивые
а) поведение
б) настроение
в) эмоции
г) жизненный опыт
Смысл жизни — наиболее ценное, высшая цель жизни, которой должны быть подчинены частные цели.
→ здоровье
→ самореализация
→ материальная обеспеченность
→ социальный статус
→ личностные отношения
Концепции смысла жизни:
1. Аскетизм — жизнь — это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов.
2. Гедонизм — жизнь — наслаждение
3. Прагматизм — цель жизни оправдывает любые средства для её достижения.
4. Утилитаризм — жизнь — это извлечение из всего пользы.
5. Эвдемонизм — жизнь — стремление к счастью как к подлинному назначению человека.
6. Альтруизм — жизнь — пожертвование собой во имя других.
Фрустация — безразличие, подавленность, связанные с препятствиями к достижению цели.
Индивид — что это такое (определение в обществознании)
Обновлено 24 июля 2021 Просмотров: 137 577 Автор: Дмитрий ПетровЗдравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Несмотря на то что данным понятием пользуются многие научные направления, его родоначальницей по праву считается биология.
Она трактует этот термин как отдельную особь, живой организм, наделенный характеристиками и качествами, отличающими его от других видов живого. То есть индивидом можно назвать отдельного верблюда, человека, инфузорию туфельку и так далее.
Индивида человеческого рода изучают психологи, социологи, обществоведы. О нем и пойдет речь в данной статье.
Определение — что такое индивид
Индивид в обществознании – это абсолютно любой человек со свойственным ему набором характеристик, определяющих его принадлежность к Homo sapiens (в переводе с латинского слова individuum буквально означает неделимый).
Некоторые качества даны ему при рождении, другие приобретаются в процессе взаимодействия с социумом. Например, я, как человек, отличаюсь от собаки тем, что хожу прямо на двух на ногах, у меня есть руки – инструменты, которые я использую в деятельности.
Помимо инстинктов, я обладаю мышлением, памятью, восприятием, сознанием (что это такое?) и другими психическими процессами. Я умею создавать что-то новое, совершенствовать старое и много других вещей, которые собаке несвойственны. Поэтому я никогда не стану ею, а она мной (хотя, кто знает). Она и я – индивиды, но принадлежащие к различным живым группам.
Индивид – это обезличенное понятие: в нем не учитывается ни пол, ни возраст, ни заслуги перед Отечеством. Им рождается каждый и продолжает быть таковым всю жизнь. Человек? Значит, индивид.
Свойства индивида (человека)
В психологии определение индивида не ограничивается только лишь его принадлежностью к человеческому роду. Индивид – это тот, кто также входит в определенную социальную группу. На основе этих фактов выделяют три признака, которые констатируют, что перед нами индивид:
- целостность и общность психофизиологических черт;
- способность адаптироваться в социуме и окружающей реальности;
- собственная позиция и соответствующая ей активность.
Если коротко отвечать на вопрос «кто такой индивид», то это данный конкретный человек.
Индивид, индивидуальность, личность — в чем различие
Рядом с термином индивид близко стоят еще два: личность и индивидуальность. Некоторые даже думают, что они означают одно и то же, но это не совсем так. Вернее, совсем не так. Приведу цитату из высказывания А.Г. Асмолова – современного психолога и политика:
«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».
Чтобы понять суть этой фразы, давайте подробно рассмотрим содержащиеся в ней термины.
Индивид
Действительно, все люди рождаются индивидами, как представители рода человеческого. Первую часть жизни мы стараемся «влиться» в общество, а для этого нам нужно соответствовать нормам и правилам, в этом обществе установленным. Последний факт заставляет нас учиться быть как все посредством подражания взрослым.
Сначала мы понимаем, что за собой нужно убирать игрушки, затем, что нельзя бить слабых, да и вообще драться нехорошо. Понимаем, что старших надо уважать, уступать место пожилым, помогать нуждающимся. Нехорошо громко разговаривать, лезть без очереди и так далее.
Теперь вы знаете, что такое индивид, но что происходит дальше? Ведь люди отличаются не только от других представителей живого мира, но и от друг друга, в том числе.
Индивидуальность
Индивид, индивидуальность, личность — именно в таком порядке идет развитие (что это такое?), нельзя сразу перескочить через ступень. Индивидуальность предполагает уникальный набор качеств, которые отличают человека от его «собратьев».
Это ваши способности (что это такое?) и таланты, навыки и умения, которые являются врожденными, но становятся полноценно развитыми только в процессе социализации (что это?).
То есть свою индивидуальность мы приобретаем, когда растем и учимся жить среди других. Наличие индивидуальности у человека не всегда говорит о том, что он является личностью.
Личность
В процессе этого обучения индивид приобретает множество своих, конкретных характеристик, становится личностью. Она является результатом обучающего взаимодействия с социумом.
Здесь важно добавить, что если индивидами рождаются все поголовно, то личностью становится не каждый.
Если хотите, это следующая ступень психического развития человека. До этого вы смотрели на других и делали, как они. Но в тот момент, когда вы решаете сделать что-то, но по-своему, а также принимаете ответственность за это решение, рождается личность.
Она умеет ставить цели и достигать их своими уникальными способами, является активной и потому эффективной единицей в обществе.
Личность самоорганизованна, высокоразвита и занимает в своей группе или социуме значимое место.
Кракое резюме
Отличие индивида от личности прояснилось. Но есть еще понятие «человек». Что можно сказать по этому поводу? Человек – это всегда индивид, но далеко не всегда личность.
Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo. ru
белых людей до сих пор воспитывают расово неграмотными. Если мы не признаем систему, наше бездействие поддержит ее.
Будучи белым человеком, я был воспитан расово неграмотным. В тех редких случаях, когда раса упоминалась в школе или при профессиональном развитии, мы обычно изучали «их», а не «нас». Я узнал об их историях, борьбе и победах. Но неизменно оставался вне обсуждения вопрос: «Истории, борьба и триумфы по отношению к кому?»
Возьмем историю Джеки Робинсон. Робинсон известен как первый афроамериканец, нарушивший так называемую цветную линию и сыгравший в Высшей лиге бейсбола. Хотя Робинсон, безусловно, был выдающимся бейсболистом, такая постановка истории изображает его особенным в расовом отношении. Подтекст в том, что Робинсон был первым чернокожим спортсменом, достаточно сильным, чтобы преодолеть барьеры, мешающие черным соревноваться с белыми; ни один черный спортсмен до него не был достаточно опытным, чтобы сделать это. Хотя этот слоган возвышает Робинсона как личность, он неявно позиционирует афроамериканцев в целом как низших. Это также ложно пропагандирует убеждение, что расизм в спорте закончился с Робинсоном, подразумевая, что нынешняя борьба против расизма в спорте не нужна.
Рассказы о расовой исключительности затемняют реальность продолжающегося институционального контроля над белыми, усиливая при этом индивидуализм и иллюзию меритократии.
Такие нарративы о расовой исключительности затемняют реальность продолжающегося институционального контроля над белыми, усиливая при этом индивидуализм и иллюзию меритократии. Важно отметить, что эти нарративы оказывают белым медвежью услугу, пропагандируя расовую неграмотность, оставляя нам упрощенные объяснения расового неравенства. Не называя, что это были за барьеры, кто их поставил и как они были сняты, мы также лишаем себя столь необходимых антирасистских образцов для подражания. В случае Робинсона эти образцы для подражания — белые люди, которые фактически изменили правила и открыли профессиональные спортивные лиги для афроамериканских игроков.
Исторические нарративы о расовой исключительности также делают нас неподготовленными к текущим условиям. Например, они скрывают роль расы в реакции на опиоидный кризис против эпидемии крэка, стрельбу в Паркленде против движения Black Lives Matter, джентрификацию против Флинта, штат Мичиган, противостояние Банди против Стэндинг-Рок. Мы остались без анализа, необходимого для изучения этой глубоко сложной социальной динамики.
Представьте себе, если бы история Джеки Робинсона выглядела примерно так: «Джеки Робинсон был первым чернокожим белым, которому разрешили играть в высшей бейсбольной лиге». Это сообщение признает роль контроля белых. Это просто не зависело от Робинзона. Если бы он вышел на поле до того, как получил разрешение от белых владельцев и политиков, полиция убрала бы его. Критически важно то, что настоящая история Джеки Робинсона — это история отношений между черными и белыми в этой стране, между этим отдельным чернокожим и белой организацией. Переосмысление расы в истории Джеки Робинсон раскрывает белые структуры власти и стратегии, используемые теми, кто оспаривал эту власть, стратегии, на которые мы можем опираться сегодня, работая во имя расовой справедливости.
На этой фотографии из архива, сделанной 22 августа 1948 года, видно, как Джеки Робинсон из «Бруклин Доджерс» (справа) крадет домашнюю тарелку во время пятого иннинга игры «Доджерс-Брэйвс» на стадионе «Эббетс Филд» в Нью-Йорке. AP fileКак продукт моей культуры, моя расовая неграмотность основывалась на упрощенном определении расиста: человек, который сознательно не любит людей по признаку расы и намеренно причиняет им вред. Исходя из этого определения, расисты преднамеренно подлые. Отсюда следует, что хорошие люди с добрыми намерениями, дружелюбные к людям другой расы, не могут быть расистами. Это определение не только скрывает структурную природу расизма, но и позволяет самообман: если я хороший человек с добрыми намерениями, я свободен от всех расовых предубеждений и не могу участвовать в расизме. В рамках этой ограниченной парадигмы простое предположение, что моя раса как белого человека имеет значение и дает незаслуженное преимущество, не говоря уже о том, чтобы предположить, что я впитал в себя расистские идеи, которые могут заставить меня вести себя расистским образом — сознательно или нет — будет глубоко сбивающий с толку. Общепринятое определение расиста прекрасно настроило меня не только на то, чтобы отрицать любое влияние расовой социализации, но и на то, чтобы воспринимать любые намеки на расово проблематичное поведение как личный удар — вопрос о моем моральном характере. Конечно, я бы обиделся, почувствовал бы себя обиженным, атакованным и непонятым; это то, что я называю белой хрупкостью.
Тем не менее, независимо от моих намерений, эти защитные реакции только защищают расистский статус-кво. Те из нас, кто заявляют, что верят в расовое равенство, должны бросить вызов нашему пониманию расизма способами, которые его не поддерживают. Нам также необходимо развивать свои навыки и выносливость, чтобы справиться с расовым дискомфортом, порожденным новой парадигмой.
Общепринятое определение расиста прекрасно настроило меня не только на то, чтобы отрицать любое влияние расовой социализации, но и на то, чтобы воспринимать любое предположение о проблематичном в расовом отношении поведении как личный удар. .. это то, что я называю хрупкостью белых.
Несмотря на то, что я был воспитан так, чтобы считать себя в какой-то мере «невиновным» в отношении расы, социализация в течение всей жизни в качестве белого человека действительно дает мне представление о том, как моя раса формирует мои представления, предположения и ответы, которые, в свою очередь, формируют мою идентичность, сообщество и политика. Я могу говорить как «инсайдер» о моей социализации в белизну: сообщения о превосходстве, которые я получил, шаблоны, которые я разработал, преимущества, которыми я наслаждаюсь, и личные и институциональные проблемы, с которыми я сталкиваюсь, пытаясь противостоять расизму. На самом деле я не невиновен в расе.
Кроме того, цветные люди веками давали нам обратную связь, в которой мы нуждались, но наши предубеждения не позволяли нам придать легитимность их голосам. Те же самые предубеждения делают нас более восприимчивыми к информации, когда мы слышим ее от других белых людей. Это делает еще более важным то, что белые люди используют наше положение, чтобы порвать с белой солидарностью и привлечь друг друга к ответственности.
Конечно, когда белые люди вступают в борьбу с расизмом, возникают неотъемлемые дилеммы. Основное общество не подготовило большинство из нас к информированному и вдумчивому взаимодействию с представителями разных рас. Учитывая это, даже те из нас, кто долго и упорно работал над развитием расовой грамотности, слишком часто бывают неуклюжими и вредными. Мы склонны сосредотачиваться, а не отступать, больше слушать и действовать со смирением. Тем не менее, мы не приобретаем грамотность, учась в одиночку, мы приобретаем беглость через практику.
Каждый из нас должен сыграть свою роль, но основная ответственность за борьбу с расизмом лежит на тех, кто контролирует институты — на белых людях. Джеки Робинсон не смог бы самостоятельно преодолеть цветовой барьер. Если я не понимаю расизм как глубоко укоренившуюся систему, в которой я сформировался и в которой участвую, мое бездействие поддержит ее. Другими словами, пока белизна остается безымянной, она будет продолжать воспроизводить расовое неравенство. Чтобы децентрировать белизну, ее нужно центрировать по-другому — таким образом, чтобы раскрыть ее стратегии, чтобы мы могли бросить им вызов. Потому что вопрос о том, был ли я сформирован силами расизма и участвую ли в них, — это вопрос не «если», а «как».
Робин ДиАнджело
Робин ДиАнджело — ученый, лектор и автор, а также более 20 лет работает консультантом и тренером по вопросам расовой и социальной справедливости. Ранее она работала штатным профессором поликультурного образования в Вестфилдском государственном университете. Она является автором книги «Хрупкость белых: почему белым людям так трудно говорить о расизме».
Равная защита | Векс | Закон США
Основные вкладки
Обзор
Равная защита относится к идее о том, что государственный орган не может отказывать людям в равной защите своих действующих законов. Государство-руководитель должно относиться к человеку так же, как и к другим в аналогичных условиях и обстоятельствах.
Допустимая дискриминация
Прежде чем продолжить, важно помнить, что правительству разрешено дискриминировать отдельных лиц, если дискриминация удовлетворяет анализу равной защиты, изложенному ниже и подробно описанному в этой статье Santa Clara Law Review.
Конституция США
Пункт о надлежащей правовой процедуре Пятой поправки требует от правительства Соединенных Штатов обеспечивать равную защиту. Пункт о равной защите Четырнадцатой поправки требует, чтобы государства практиковали равную защиту.
Равная защита заставляет государство управлять беспристрастно — не проводить различия между людьми исключительно на основании различий, не имеющих отношения к законной цели правительства. Таким образом, положение о равной защите имеет решающее значение для защиты гражданских прав.
Анализ равной защиты
Если человек считает, что либо федеральное правительство, либо правительство штата нарушили гарантированные равные права этого человека, это лицо может подать иск против этого государственного органа для защиты.
В зависимости от типа предполагаемой дискриминации, человек сначала должен будет доказать, что руководящий орган действительно дискриминировал человека. Физическое лицо должно будет доказать, что действия руководящего органа привели к реальному ущербу физическому лицу. Доказав это, суд обычно тщательно изучает действия правительства одним из нескольких трех способов, чтобы определить, допустимы ли действия государственного органа: эти три метода называются строгой проверкой, промежуточной проверкой и проверкой на рациональной основе. Суд определит, какой проверке будет подвергнуто лицо, опираясь на юридический прецедент, чтобы определить, какой уровень проверки использовать. Важно отметить, что суды объединили элементы двух из трех тестов для создания специальной проверки.
Дополнительная литература
Для получения дополнительной информации о равной защите см. эту статью Harvard Law Review, эту статью University of Pennsylvania Law Review и эту статью Columbia University Law Review.