Индивидуальные особенности мышления
16.12.2011Индивидуальные особенности мышления связаны с его самостоятельностью, критичностью, гибкостью, глубиной, широтой, последовательностью, быстротой.
Самостоятельность мышления характеризуется умением ставить новые задачи и разрешать их, не прибегая к помощи других. Критичность мышления — способность субъекта познавательной деятельности не попадать под влияние чужих мыслей, объективно оценивать позитивные и негативные аспекты явления.
Гибкость мышления — умение быстро изменять свои действия при изменении ситуации деятельности, готовность быстро переключаться с одного способа решения задач на другой.
Глубина мышления проявляется в умении проникать в сущность сложных вопросов, раскрывать причины явлений, определять проблему, предвидеть возможные последствия действий.
Широта мышления — способность охватывать большое количество вопросов.
Последовательность мышления — умение придерживаться логической последовательности при вынесении суждений, их обоснованность.
Быстрота мышления — способность быстро разбираться в сложной ситуации, быстро обдумывать и принимать правильное решение.
В зависимости от степени новизны продукта мыслительной деятельности выделяют продуктивное(творческое) и репродуктивное мышление.
Индивидуальные особенности мышления обусловлены прежде всего особенностями жизни человека, характером его деятельности, спецификой обучения и воспитания. Определенное влияние на особенности мышления оказывают такие факторы, как тип высшей нервной деятельности, соотношение первой и второй сигнальной системы, возраст человека.
Ключевые слова: Индивидуальность, МышлениеИсточник: Кондрашихина О.А., Дифференциальная психология
Материалы по теме |
---|
Личностные факторы мышления Саенко Ю. В., Общая психология. Часть 3 |
Механизмы мышления. Метод картирования виутрикоркового взаимодействия … |
Сверхценные образования и паранойяльные состояния Справочник по психиатрии / Н.М. Жариков, Д.Ф. Хритинин, М.А. Лебедев. — М.: ООО «… |
Мышление: его виды и связь с языком Занковский А.Н., Психология деловых отношений |
Соотношение понятия личность с понятиями человек, индивид, индивидуальность … |
Мышление при шизофрении Т. П. Пушкина Медицинская психология |
Индивидуальные различия людей Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека |
Классификация типов мышления Творогова Н. Д., Общая и социальная психология |
6. Индивидуальные особенности мышления.
Мышление – очень сложная и многосторонняя психическая деятельность, и характеристика его не может быть простой и однозначной. Так, человек может мыслить с разной степенью обобщенности, в большей или меньшей мере опираясь на восприятие, представления или понятия. В зависимости от этого различают виды мышления, которые характеризуют индивидуальные особенности мышления человека (они были рассмотрены в предыдущем параграфе).
Различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах мышления. Наиболее существенные из них самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота и критичность. Эти качества мышления (или качества ума) становятся своеобразными свойствами личности человека.
Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить нужные решения и ответы, не прибегая к частой помощи других людей. Это не значит, что самостоятельно мыслящий человек не опирается на знания, мысли и опыт других людей. Люди самостоятельного ума сознательно усваивают и творчески применяют опыт и знания других людей. Человек, не обладающий самостоятельным мышлением, ориентируется только на чужие знания и опыт, а при решении различных вопросов и задач опирается исключительно на готовые формулы, шаблонные решения, не стремится находить собственные пути и способы их решения,
Учителю приходится часто сталкиваться с самостоятельным и несамостоятельным мышлением школьников. Одни учащиеся легко справляются с такими заданиями, как, например, кратко изложить содержание рассказа своими словами, найти путь решения математической задачи нового типа. Другие школьники без помощи учителя или готового образца выполнить подобное задание самостоятельно не могут. Воспитание самостоятельного мышления у учащихся — одна из важнейших задач нашей школы.
Широта ума выражается в познавательной деятельности человека, охватывающей различные области деятельности, в широком кругозоре, разносторонней любознательности. Широкая познавательная деятельность как качество мышления основывается на всесторонних и глубоких знаниях. Воспитание широты ума непосредственно связано с задачей всестороннего развития личности.
Глубина ума выражается в умении проникнуть в сущность сложнейших вопросов, умении — увидеть проблему там, где у других людей вопроса не возникает. Глубокому уму свойственна потребность понять причины возникновения явлений и событий, умение предвидеть их дальнейшее развитие. Развитие глубины ума, как и его широты, обусловливается деятельностью человека, его знаниями, наличием устойчивых познавательных интересов.
Гибкость ума выражается в свободе мысли от сковывающего влияния закрепленных в прошлом опыте приемов и способов решения задач, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки. Ученик, отличающийся гибкостью ума,, умеет в случае необходимости быстро переключаться с одного способа решения задачи на другой, разнообразить попытки решения и вследствие этого быстрее находит новые пути решения задачи.
Быстрота ума — это способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять правильное решение. Находчивые и сообразительные люди — это люди с быстрым умом. Быстрота мышления зависит от знаний, от степени развития мыслительных навыков, а также от индивидуального темпа мыслительной деятельности, в основе чего лежит обычно большая подвижность нервных процессов в коре головного мозга.
От быстроты ума следует отличать торопливость ума. Человек с таким качеством ума характеризуется отсутствием привычки к длительной и упорной работе. Торопливость ума — это также поверхностность ума, когда человек выхватывает какую-нибудь одну сторону вопроса и не способен рассмотреть его во всей сложности. В школе нередко наблюдаются учащиеся, которые допускают много ошибок только из-за торопливости и какой-то лихорадочной поспешности. Ребята, не продумав вопроса до конца, стремятся ответить на него как можно быстрее. Таких учащихся надо терпеливо сдерживать, призывать не торопиться, а подумать еще.
Встречаются, в школе и учащиеся «тугодумы», с замедленным мышлением. Их часто незаслуженно принимают за неспособных. Качество это часто есть проявление типа нервной системы, но порой и следствие своеобразной лени ума, отсутствия привычки к длительной и упорной- работе и отсутствия удовлетворения от напряженной умственной деятельности. Для ленивого ума самое приятное состояние — поменьше думать, а если необходимость думать и возникает, то учений стремится особенно не утруждать себя этим занятием. В подобном случае необходимо стараться вызвать у ученика интерес к учебному предмету, поощрять хотя бы небольшие его достижения.
Если причина — общая флегматичность ученика, замедленность его реакций, т. е. особенности типа периной системы, то прибегать к специальным приемам для побуждения его к более быстрой работе нужно только в том случае, если замедленность мышления отрицательно сказывается на учении. Вполне допустимо, если у ученика выработается свой индивидуальный стиль умственной работы — пусть несколько замедленный, но зато основательный, солидный.
Критичность ума — это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания как абсолютно верные, непогрешимые и исчерпывающие. И если окажется, что его суждения не соответствует действительности, то он, не колеблясь, отбросит их и будет искать новые пути решения. Великий естествоиспытатель Ч. Дарвин указывал, что он может отказаться от самой любопытнейшей гипотезы, если ей противоречат факты.
Thinking Class 11 Psychology Notes
Человеческий механизм, который никогда не останавливается. Мышление — это процесс, который генерирует идеи и поддерживает поток наших мыслей. Однако, когда дело доходит до мышления, существует множество способов и сложностей. Это легко понять, и эта интересная глава заметок по психологии мышления для 11 класса расширяет наши горизонты знаний о том, как мы думаем об этом мире. Примечания к заметкам по психологии мышления для 11 класса приведены ниже.
Читайте также: Психология, класс 11, глава 1
Природа мышления
Первая тема в заметках по психологии мышления, класс 11 — природа мышления. Мышление — это высший психический процесс, который включает в себя анализ и извлечение смысла из информации, которую мы получаем из окружающей среды.
- Считается основой всех когнитивных действий, таких как решение проблем, принятие решений и т. д.
- Это внутренний психический процесс, который можно понять из нашего открытого Поведения
- Имеет целенаправленный характер
Строительные блоки мысли
Люди обычно думают с помощью ментальных образов или мыслей, которые обсуждаются ниже-
Ментальные образы
- Определяется как мысленное представление сенсорного опыта
- Обычно мы думаем о местах, событиях и т. д.
- Например, использование карт и нахождение на них различных мест впоследствии требует использования мысленных образов.
Изображения бывают двух типов:
- Образ памяти включает те изображения, которые напоминают представляемый объект или событие.
- Эйдетический образ обычно представляет собой четкое и детальное визуальное представление того, что вы видели.
Понятия
- Всякий раз, когда мы сталкиваемся с новым объектом, мы пытаемся понять, что он собой представляет на самом деле, каковы его особенности и характеристики, и мы пытаемся сопоставить его с особенностями существующей категории, и если это идеальное соответствие, мы включаем тот объект в категории, с которым совпадают его характеристики.
- Понятие определяется как мысленное представление категорий и относится к тем идеям, объектам, которые имеют общие свойства и признаки.
Концепты бывают двух типов-
- Естественные понятия не имеют набора должным образом определенных признаков, основанных на прототипах.
- Логические концепции — это те, которые можно четко определить с помощью набора правил или функций.
Зачем нам Формировать понятия?
Нам необходимо формировать концепции по причинам, указанным ниже:
- Это помогает организовать наши знания и делает их доступными, когда они нам нужны.
- Экономит наше время и усилия.
- Мы формируем концепции, чтобы сделать наш мыслительный процесс быстрым и эффективным.
Решение проблем
В заметках по психологии для 11 класса мышления решение проблем описывается как способ мышления, который обычно направлен на достижение цели и направлен на решение конкретной проблемы.
Препятствия к решению проблем
- Ментальная установка определяется как склонность человека решать проблемы уже опробованным и проверенным способом, что иногда приводит к негибкости, которая мешает нам решать проблемы уникальным способом.
- Отсутствие мотивации также является еще одной причиной, по которой люди не могут решить проблемы, потому что даже если у человека есть острый ум и интеллект, но ему не хватает мотивации, от этого интеллекта очень мало пользы.
Рассуждение
Следующим важным аспектом мышления для Thinking Class 11 Psychology Notes является рассуждение. Это процесс, который включает в себя вывод и используется в логическом мышлении и решении проблем, а выводы делаются в рассуждениях на основе доступной информации и фактов.
Дедуктивное рассуждение | Индуктивное рассуждение |
Дедуктивное мышление начинается с общего предположения о чем-либо и делает выводы на основе этих предположений. Это Рассуждение от общего к частному. Необходимо делать точные предположения, чтобы мы могли сделать правильные выводы. | Индуктивное мышление основано на конкретных фактах и наблюдениях. Он включает в себя общий вывод, основанный на конкретном наблюдении. Цель состоит в том, чтобы определить, какой вывод можно сделать из определенной информации. |
Принятие решений
- Принятие решений — это вид решения проблем, при котором у нас есть несколько альтернатив, и после оценки затрат и выгод, связанных с каждой альтернативой, необходимо выбрать наилучшую альтернативу.
- Суждение и принятие решения — взаимосвязанные процессы. Однако суждение — это процесс, посредством которого мы формируем мнения, делаем выводы и критически оцениваем объекты, события и людей на основе доступной информации .
Природа и процесс творческого мышления
Давайте рассмотрим природу и процесс творческого мышления для заметок по психологии мышления 11 класса. Креативное мышление, как следует из названия, в основном связано с решением проблем новым и уникальным способом и с созданием чего-то уникального или нестандартного.
- Он включает в себя как конвергентное, так и дивергентное мышление, но более конвергентное мышление.
- Творчество можно применять в большинстве областей, и у каждого есть творческий потенциал.
- Конвергентное мышление имеет только один правильный ответ и не приводит к генерации новых идей.
- Дивергентное мышление имеет много правильных ответов и ведет к генерации новых и оригинальных идей.
Этапы творческого мышления обсуждаются ниже:
Подготовка | На этом этапе проблема четко формулируется, и факты и информация о проблеме собираются для всестороннего понимания и анализа проблемы. |
Инкубация | Это вторая стадия творческого мышления, которая характеризуется чувством застревания, поскольку творческие идеи не возникают, когда мы сознательно думаем о проблеме. Обычно они возникают во время расслабления. |
Освещение | Это третья стадия Креативного Мышления, когда происходит внезапное осознание решения проблемы в сознании |
Проверка | На четвертом этапе творческого мышления решение находится на этапе освещения. Проверяется, работает оно или нет, а также учитывается, какие модификации необходимы. |
Редакция | Если на последнем этапе творческого мышления решение не найдено, предварительным условием может быть пересмотр. |
Барьеры для творческого мышления
Барьеры для творческого мышления обсуждаются ниже. идеи
Стратегии преодоления барьеров творческого мышления
Стратегии, которые можно использовать для преодоления барьеров, связанных с творческим мышлением, описаны ниже:
- Поощрение самооценки.
- Будьте позитивны и уверены в жизни.
- Развивать независимое мышление в суждениях.
- Видеть разные точки зрения и точки зрения на конкретную проблему.
- Не поддавайтесь искушению мгновенного удовлетворения.
Способы развития творческого мышления
Давайте рассмотрим способы улучшения мышления в «Заметках по психологии мышления для 11 класса». Некоторые из способов, которые можно использовать для улучшения творческого мышления, разъясняются ниже:
- Техника мозгового штурма Осборна может использоваться для повышения беглости и гибкости идей в открытых ситуациях, что помогает увеличить беглость идей и накапливать альтернативы. .
- Получение отзывов о решениях, которые мы разрабатываем, от тех, кто менее вовлечен в задачу, помогает нам объективно и непредвзято увидеть проблему.
- Развитие независимого мышления при принятии решений и суждений повышает нашу самооценку.
- Использование воображения и визуализации помогает нам увеличить наш творческий потенциал.
- Диаграммное мышление — иногда идеи группируются подобно ветвям дерева, и таким образом мы можем организовать наши идеи систематическим и организованным образом.
Мышление и язык
Следующая тема, обсуждаемая в 11-м классе «Размышление по психологии», — «Мышление и язык».
Язык как детерминант мышления
- Бенджамин Ли Уорф придерживался точки зрения, согласно которой язык, который мы используем, определяет содержание нашей мысли, что называется гипотезой лингвистической относительности.
- Способность человека мыслить в значительной степени определяется языком, который мы используем.
Мысль как определитель языка
- Пиаже считал, что мысль не только определяет язык, но и предшествует ему
- У детей формируется внутреннее представление о мире.
- Благодаря мышлению язык является всего лишь средством для мышления.
- Наблюдение и подражание ребенку поведения другого человека включает в себя мышление, но не речь.
Различное происхождение языка и мышления
- Лев Выготский, уважаемый русский психолог, считал, что язык и мышление развиваются у ребенка раздельно примерно до двухлетнего возраста, когда они сливаются
- До 2-летнего возраста мысль больше воспринимается в действии, чем в словесной форме.
- Около 2 лет ребенок начинает выражать свои мысли вербально и рационально.
Развитие языка и использование языка
Язык предполагает использование символов, а символы представляют кого-то или что-то. Это включает в себя использование правил, и когда мы представляем два или более слов вместе, соблюдается правильная и логическая последовательность. Язык в основном используется для передачи своих мыслей, чувств и идей другим людям. Люди, которые не могут использовать устную речь, общаются с помощью знаков, которые являются формой языка
Развитие языка
Человеческий язык является более сложным, творческим и спонтанным по сравнению с системой общения, которую используют другие животные
Этапы развития языка подробно описаны ниже:
- звуки, которые постепенно изменяются, чтобы напоминать слова. Первым звуком, издаваемым младенцами, является плач, который во многих ситуациях одинаков, а интенсивность звука меняется, чтобы обозначить различные состояния, такие как голод, боль и т. д.
- Примерно в возрасте 6 месяцев дети вступают в фазу лепета, которая включает в себя повторение различных гласных и слов-приправ.
- Примерно к 9-месячному возрасту эти звуки превращаются в струнные в некоторые звуковые комбинации, такие как (дадада), в повторяющиеся паттерны.
- Примерно к первому дню рождения большинство детей вступают в стадию однословия, и первое слово обычно состоит из одного слога (пример ma, pa).
- Примерно в возрасте 18-20 месяцев дети вступают в стадию двух слов, которая иллюстрирует телеграфную речь и содержит в основном насыпь и глаголы
- Ближе к своему 3-летию, то есть 2,5 годам, языковое развитие детей сосредоточено на правилах языка, который они слышат. Это называется синтаксическим развитием.
Как приобретается язык?
- Некоторые предполагают, что овладение языком в первую очередь определяется биологически. Обычно это позиция рождения в споре о природе и воспитании.
- Развитие речи для бихевиористов, таких как Б. Ф. Скиннер, следует принципам обучения, таким как ассоциация, имитация и подкрепление, то есть с точки зрения оперантного обусловливания
- Ноам Хомский предположил, что дети рождаются с устройством для овладения языком, LAD, которое представляет собой знание универсальной грамматики.
Решения NCERT Thinking class 11
Объясните природу мышления.Мышление является основой всей познавательной деятельности, которая включает анализ и извлечение смысла из данной информации.
Определение препятствий, с которыми люди могут столкнуться при решении проблем.Препятствия, с которыми люди могут столкнуться при решении проблем, — это Ментальный Настрой и Отсутствие Мотивации
Какие существуют препятствия на пути Творческого Мышления?Различные барьеры на пути к творческому мышлению: личные, мотивационные и культурные барьеры.
Надеюсь, вы все нашли заметки по психологии мышления 11 класса полезными и проницательными для вашего последнего пересмотра. Беспокоитесь о потере учебы во время блокировки? Не волнуйтесь, мы в Leverage Edu продолжаем делать подробные и точные заметки для школьников. Следите за обновлениями!
Критическое мышление: определение и природа
Опубликовано АвторBalaji NiwlikarОставить комментарий
Содержание
- 1 Критическое мышление.
- 1.1 A. Наблюдение за проблемой: критическое мышление.
- 1.2 B. Описание проблемы
- 1.3 C. Формулировка проблемы.
- 2 Критическая интерпретация в критическом мышлении.
- 3 Справочник,
Критическое мышление — это интеллектуально дисциплинированный процесс активного и умелого осмысления, применения, анализа, синтеза информации, полученной или полученной в результате наблюдения, опыта, размышлений, рассуждений или общения, в качестве руководства к убеждению и действию . Это форма направленного, проблемно-ориентированного мышления. В котором отдельные тесты идеи или возможные решения для ошибок или недостатков.
Критическое мышление по-разному определялось философами и мыслителями разных времен. Будет полезно подумать о трех основных чертах критического мышления.
Во-первых, критическое мышление предполагает обдумывание вопроса «почему» или набора предположений и предубеждений, влияющих на любую мысль или действие. Почему потребитель хочет купить конкретный товар на рынке?
Во-вторых, критическое мышление означает рассмотрение имеющихся данных и их оценку. Невозможно найти ответ на вопрос только на основе мнений друзей и семьи. Это может ввести в заблуждение. Вместо этого важно рассмотреть все возможные доказательства. Например, данные, собранные в ходе первичных исследований, информация, доступная в ходе существующих исследований, точки зрения различных экспертов и заинтересованных сторон.
В-третьих, критическое мышление предполагает интерпретацию и анализ различных проблем и проблем, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни. Эти проблемы варьируются от межличностных конфликтов до политических проблем.
Как лучше наблюдать и идентифицировать? Единой формулы на все случаи жизни, конечно же, нет. Однако, чтобы определить причины любой ситуации или проблемы, вам нужно будет сделать как минимум три вещи: внимательно наблюдать за проблемой, связно описать проблему и сформулировать проблему.
Вы должны с самого начала наблюдать за поведенческими и рабочими моделями вашего коллеги и предлагать им напоминания и поощрять работу.
Во-вторых, вы должны понять, почему они не могут нормально выполнять свою работу. Это из-за семейных проблем или проблем с их трудовой этикой или из-за чего-то еще? Они не могут выполнять работу из-за отсутствия подготовки или уверенности в себе? В зависимости от наблюдения за проблемой им, возможно, придется оказывать различные виды поддержки. С другой стороны, работу, возможно, придется структурировать более плотно, чтобы все три члена регулярно разговаривали и были подотчетны друг другу.
Другими словами, наблюдение помогает вам лучше понять проблему и узнать, какие факторы создают и поддерживают проблему.
Б . Описание проблемыЗа наблюдением обычно следует описание, в котором вы начинаете детализировать различные компоненты проблемы. Благодаря описанию вы можете раскрыть различные слои проблемы, определить и сформулировать более тонкие детали того, что вы наблюдаете и чувствуете.
Чтобы описать проблему, сначала нужно сформулировать то, что вы наблюдаете. Например, что именно студенты делают в классе? Делают ли они заметки, просматривают свои учебники, смотрят ли вам в глаза? Они сидят в конце или в начале класса, регулярно посещают занятия или некоторые из них нерегулярны?
Это поможет вам точно определить поведение и поведение учащихся в классе. Это важно, потому что вы должны быть уверены, что ваши наблюдения не являются иллюзорными или неполными.
После наблюдения и описания проблемы осталось много деталей. Но иногда слишком много деталей для работы, особенно если мы не систематизируем и не классифицируем их.
Как только вы сформулируете и систематизируете причины в определенных категориях, будет легче работать над решениями. Вы должны переосмыслить преподаваемый контент или то, как он представлен; работать над созданием безопасного, комфортного пространства для самовыражения учащихся; удовлетворять языковые потребности учащихся с помощью упражнений на устную речь, письмо и аудирование.
Другими словами, формулирование проблемы на основе вашего наблюдения и описания поможет вам реагировать на проблему более практичным и осмысленным образом.
Критическая интерпретация в критическом мышлении.Простыми словами, интерпретация означает осмысление всего, что вы наблюдаете и испытываете. Когда вы читаете книгу, вы интерпретируете ее смысл или то, что она пытается сказать. Когда вы смотрите фильм, вы интерпретируете различные вещи, такие как представление персонажей. Интерпретация неизбежна. Если вы разговариваете с кем-то или выполняете специализированную задачу в проекте, вам придется интерпретировать происходящее, чтобы реагировать, взаимодействовать и действовать.
Однако для наших целей мы будем различать функциональную и критическую интерпретацию. Интерпретация функций относится к поверхностному пониманию того, что вы наблюдаете. Критическая интерпретация делает шаг (или несколько шагов) дальше, более подробно размышляя о наблюдении или опыте.
Например, представьте, что вы слушаете песню, которая вам очень нравится. Функциональная интерпретация будет следующей: Эта песня забавная, потому что у нее хорошие биты и приятная мелодия.
С другой стороны, критическая интерпретация будет звучать примерно так: Эта песня играется в высоком темпе, а грув создается за счет использования табла вместе с бонго.