Инфантильность у детей – Что такое детский инфантилизм?

Что такое детский инфантилизм?

Детская инфантильность – это эмоциональная незрелость, а не задержка умственного развития: дети осваивают речь в обычные сроки, задают вопросы, нормально рисуют, читают, считают, психически активны и даже бойки.

Психологический инфантилизм первого типа (по В.В. Ковалеву) базируется на задержке развития лобных долей головного мозга, обусловленной описанными объективными факторами и неправильным воспитанием. В результате у ребенка задерживается формирование понимания норм поведения и общения, выработка понятий «нельзя» и «надо», чувства дистанции в отношениях со взрослыми. Он не способен верно оценивать ситуацию, менять поведение в соответствии с ее требованиями, а также предвидеть развитие событий и, стало быть, возможные опасности и угрозы.

Такие дети отличаются от других своей наивностью, неприспособленностью, их поведение не соответствует возрасту. Часто они действуют неосмотрительно, неосторожно, не представляя, что кто-то может их обидеть. Вместе с тем инфантильные дети способны к оригинальному мышлению, чувствуют художественную красоту, музыку.

Дети с простой формой психического инфантилизма по поведению оцениваются младше своего истинного возраста на 1-2 года. Психически инфантильный ребенок очень жизнерадостен, эмоционален, но «не по возрасту» — ребенок 4-5 – ти лет напоминает 2-3 –летнего. Он готов играть и веселиться бесконечно и призывает домашних играть и веселиться с ним.

Инфантильный ребенок будет теребить бабушку, упрашивая почитать ему или поиграть в игрушки, даже если бабушка расстроена или нездорова, и это заметно. Их детскость подкупает взрослых. Вся семья любуется «малышкой» или «нашим мальчиком» до тех пор, пока необходимость их адаптации в детском саду или в первом классе школы не отрезвляет родителей, побуждая проконсультировать ребенка у психиатра. Их младенчество слишком затянулось. И инфантильные дети не хотят взрослеть, для них будущее как бы не существует, они «задержались» в настоящем.

Такие дети крайне не состоятельны и ничего не умеют, потому что все, что требует навыков, усилий, делалось и делается за них. Они не желают самостоятельно одеваться и есть, просятся «на ручки»… Видимо, семья в свое время поощряла такое поведение!

И вот результат: инфантильному ребенку пора идти в школу, а он не готов к ней. Но ребенку исполняется шесть, а потом семь лет, и в школу все-таки приходится идти. Инфантильный ребенок сталкивается с самостоятельными детьми своего возраста и вначале удивляется, а потом огорчается – тяжко, до истерического невроза. Инфантильный ребенок уже готов стать трудным.
На языке медиков это звучит примерно так: «Детская инфантильность может сменяться личностной дисгармонией и завершаться психопатией истероидного типа».

Незрелость во втором варианте психического инфантилизма (гармонический инфантилизм, по Г.Е. Сухаревой) касается не только психического, но и физического развития.

Ребенок не только ведет себя несоответственно возрасту, но и выглядит в 5 лет, как 3-летний. Он мал ростом, мало весит, грациозен, миниатюрен, однако слаб и хруп. Он вызывает умиление, желание его защитить. Не отставая в развитии речи и моторики, он своевременно осваивает все навыки и умения, рисование, счет и чтение; часто он музыкальный, эмоционально живой, но у него, как и в первом варианте, задерживается дозревание высших ориентационных функций.

Время идет, а ребенок не готов к общению со сверстниками и крайне несамостоятелен. Его хрупкость, миниатюрность вызывают у родителей тревогу. У ребенка плохой аппетит, и он часто болеет в отличие от детей с первым вариантом психического инфантилизма. Он может слегка пошалить, но чаще ведет себя тихо. Он не требователен и не капризен, ласков и послушен. Такой ребенок не изматывает родителей, а вызывает щемящую жалость. Родители тревожатся, боятся за него, но в этом-то как раз и таится опасность.

Ребенок приходит в садик, и воспитатели инстинктивно начинают оберегать его. То же самое и в школе – учительница водит такого ребенка за руку, не отпускает от себя, невольно снижает требования к нему. Все принимают его детскость, и даже в играх ему отводится роль маленького; сверстники защищают его, утешают, и ребенок принимает отводимую ему роль. Она удобна и приятна. Он не хочет взрослеть и в школьные годы. Во взрослом возрасте на этой базе формируются типы мужчины-сына, женщины-дочери, опеку над которыми берут на себя супруги.

У таких детей при поступлении в школу в ответ на обычные учебные задания могут возникать невротические реакции и нарушения поведения: психологически они не готовы воспринимать и выполнять школьные требования. В классе они, как дошкольники, обращают в игру любую школьную ситуацию. Во время урока могут подойти к учительнице и приласкаться, использовать учебные принадлежности как игрушки. На замечания учителя либо не обращают внимания, либо обижаются.

У психически инфантильного по второму варианту нет чувства несостоятельности. Он принимает себя таким, каков он есть. Соответственно у него редко развивается невроз. Тревожное воспитание закрепляет его инфантильность, и, защищенный особым к себе отношением, он не тревожен. Между тем правильное воспитание может увести от инфантильности. В таком случае чуть позже, к 6-8 годам, у ребенка дозревают высшие психические функции, он приобретает качества мужественности и после завершения полового созревания отличается от сверстников только малым ростом и миниатюрностью при физической крепости и нормальном здоровье.

Психически инфантильного по второму варианту ребенка не торопят с развитием. Он будет следовать за сверстниками, отставая от них примерно на год, и к началу учебы в школе догонит их. Физическую же слабость и малый рост компенсирует развитием ловкости. И вновь мы видим – воспитание решает все!

К 10-12 годам дети, как правило, выправляются. Но иногда темп созревания бывает настолько медленным, что, уже, будучи подростками, они рвутся в путешествия, воображают себя известными персонажами, грезят подвигами и открытиями. Стремясь к новым впечатлениям, они нередко убегают из дома, ночуют у случайных знакомых, попадают в авантюрные истории, иногда с трагическим исходом (это еще одна опасность, связанная с инфантильностью!)

Родителям следует опасаться развития третьего варианта психического инфантилизма. Ребенок рождается психически и физически здоровым, но, защищая его от жизни, искусственно задерживают его социализацию эгоцентрическим или тревожно-мнительным характером воспитания.

Подобное часто бывает у родителей, долго ожидавших своего первенца. Вся семья не может нарадоваться на младенца! Самый интересный детский возраст – от 2-х до 3-х лет. И родители неосознанно хотят задержать ребенка в нем и преуспевают в этом. Неправильное воспитание делает из здорового ребенка незрелого, развитие лобных функций мозга искусственно задерживается.

Ребенку все прощают, стараются облегчить ему жизненный путь. Но ведь за пределами родного дома судьба не будет так бережно к нему относиться! Родители, склонные к гиперопеке, задумайтесь: после пяти с половиной лет ваш ребенок уже может пребывать в таком состоянии, как если бы ему повредили мозг!

Каковы признаки инфантилизма, развивающегося по третьему варианту? Физически малыш развит абсолютно нормально, но ведет себя, как ребенок: может перебивать учителя, бесконечно проситься в туалет или домой; дома он стремится только играть, не выполняет домашние обязанности. Он не признает отказа ни в чем, игнорирует состояние родителей. Он капризен, требователен и истеричен, его детскость уже никого не радует.
При третьем варианте психического инфантилизма возможен путь в истерический невроз.

Один из самых ярких типов отношения к ребенку со стороны близких и одна из грубейших педагогических ошибок – это вознесение его на пьедестал.
С малых лет ребенок со среднестатистическими данными привыкает к тому, что он обожаем в любом случае; каждый его успех воспринимается как доказательство его одаренности, превосходства над другими; каждый его проигрыш переживается всей семьей; каждый его соперник считается злейшим врагом – так формируется завышенная самооценка.

Встретившись лицом к лицу с реальностью, ребенок может испытать настоящий шок. И, сохранив привычку жить в теплице, ограждающей его от вселенских невзгод, скорее всего, он и будет стремиться жить в этой теплице или ее имитации.

Советы для родителей инфантильных детей. (Автор — психолог А. Томилова).

1.Ребенок должен знать свои систематические обязанности, а также меры порицания за их невыполнение. Но при этом ему нужно давать наиграться. С дошкольниками и младшими школьниками нужно играть во все, что встречается в их жизни: в «детский сад», в «больницу», в «школу», где они должны выступать в сильной, положительной роли.

2.Инфантильный ребенок стремится к детям младше себя, так побуждайте его к общению со сверстниками, учите сотрудничать с ними, прощать обиды, улаживать конфликты.

3.Даже по отношению к навязчивым инфантильным детям следует избегать «отрицательного внимания» — окриков, высмеивания, угроз наказаний, так как ребенок может довольствоваться этими формами внимания (за неимением других) и в дальнейшем стремиться провоцировать их.

4.Для любых детей вредно расхождение в требованиях, предъявляемых школой и семьей или разными членами семьи. Обязанности и запреты, признаваемые всеми членами семьи, дадут возможность ребенку ощутить свою ответственность сначала за малые, а потом и за серьезные решения.

5.Если вы с детства советуетесь с ребенком, обсуждаете с ним важные семейные дела (он может предложить какую-либо деталь, и члены семьи ее примут), то он почувствует свою значимость.

6.Если ребенок окажется не готов к школе к 7-ми годам, лучше задержать его на год и в 8 лет отправить в школу со сформировавшейся позицией школьника. Желание учиться, стремление к умственному труду, ответственность необходимо формировать сначала на легком, доступном материале. Успех пробуждает веру в свои силы, снимает напряженность и создает эмоциональный комфорт.

7.Поощряйте стремление детей к самостоятельности, принятию собственных решений. Ребенку надо давать пробовать свои силы. Если он бредит футболом или танцами – дайте ему возможность проявить себя в том, что его так привлекает. Вероятно, он сам позже решит, что его все-таки больше привлекает.

8.Необходимо помнить, что до определенного возраста мнение родителей и авторитетных взрослых является также мнением ребенка. Если мама трагически вскрикивает каждый раз, когда малыш выводит в тетради по письму закорючку чуть длиннее или короче, чем надо, то ребенок будет нервничать гораздо сильнее! Дети склонны многое преувеличивать. Относитесь к неприятным ситуациям проще, и ваш ребенок не получит от вас по наследству повышенную тревожность, ощущение нарушенной безопасности, невезучести, неблагополучия.

Не программируйте судьбу вашего ребенка, предоставьте ему возможность самостоятельно ее создать!

По материалам книги Т.Б. Анисимовой » Ваш ребенок идет в школу».

doshkolyata.ru

Инфантилизм у ребенка: особенности воспитания

Некоторые специалисты считают, что в современном мире инфантилизм является серьезной распространенной проблемой. Кроме того, что его проявления присущи детям — когда их эмоциональное и психическое состояние не соответствуют возрасту — особенности инфантильного поведения также свойственны многим взрослым. Кто такой «вечный ребенок»? В чем заключаются причины инфантилизма? Что делать родителям, когда они понимают, что в ребенке не развиваются навыки, помогающие ему взрослеть? Ответы на эти вопросы, а также — особенности воспитания инфантильных детей в этой статье.

Как проявляется инфантилизм у ребенка?


Особенности эмоциональной незрелости — когда дети ведут себя как маленькие, несмотря на то, что уже ходят в школу или являются подростками — проявляются в мышлении, поведении, чувствах, реакциях. Некоторые родители, занимаясь воспитанием, даже не подозревают того, что дети «застряли» на предыдущем этапе развития. Они наблюдают за детской активностью, любознательностью, весельем и непосредственностью, считая, что это нормальное поведение любого ребенка — радоваться жизни, играть, ни за что не отвечать. Обычно инфантильность становится проблемой, когда ребенок становится все старше, однако, его поведение не меняется и, в случае необходимость взятия ответственности, он не понимает, что от него хотят и как это делать. Тогда родители задаются вопросами: «Что происходит с моим ребенком? Почему он такой беспечный? Как научить его задумываться о последствиях своих действий?».

Чем отличаются инфантильные дети?

  • Они любят играть и стараются любым путем избежать деятельности, подразумевающей ответственность;
  • Легко пасуют перед трудностями;
  • Долго время — вплоть до подросткового возраста — верят в сказки и то, что живут в волшебном мире, где подарки приносит Дед Мороз, а по ночам приходит Зубная Фея. Такие убеждения «держатся» благодаря родительским стараниям;
  • Спят с игрушками, в речи используют фразы и выражения свойственные малышам, коверкают слова, сюсюкают, разговаривают так, словно испытывают трудности с построением предложений;
  • Слезами и криком добиваются своего;
  • Не умеют заботиться о себе самостоятельно — все, что касается бытовых вопросов, связанных с одеждой, постелью, едой, прогулками — за них решают родители;
  • Часто или постоянно повторяют «Не хочу», «Не могу»;
  • Не испытывают интереса к учебе, как правило, плохо учатся;
  • Будучи школьниками, выбирают детские виды деятельности — игрушки, пластилин, шарики, вертушки. Однако, когда родители уступают и покупают им это — теряют интерес, забрасывают;
  • Проявляют настойчивость и требовательность в поведении: «Дай» и «Хочу» звучат очень часто, не смотря на границы и запреты, которые пытаются выставлять взрослые;
  • Имеют необоснованные, «глупые» страхи: войти в класс первым, посетить зоопарк, ответить у доски. Если в их основе не лежит психологическая травма, связанная с ситуацией (например, ребенок был напуган животным), то имеет место инфантильное поведение;
  • Ребенка привлекают только игры, все, что находится за их пределами — включая бытовые вопросы — ему чуждо, неинтересно;
  • Тотальное непослушание — все, что говорят родители или педагоги, словно, «пролетает мимо ушей». Часто, инфантильные дети реагируют лишь на громкий крик, агрессию;
  • Задает наивные, «смешные» вопросы, ответы на которые являются очевидными, однако, ребенок упорно делает вид, что не знает этого.

Такое поведение сильно затрудняет общение с детьми в семье, со временем вызывает гнев и раздражение со стороны родителей. Они все чаще стараются подавить детский инфантилизм, отпуская фразы «Что ты как маленький!», «Мне за тебя стыдно!», «Перестань дурачиться» и так далее. Однако, это не приводит к тому, что в ребенке вдруг просыпается самостоятельность и он ведет себя в соответствии со своим возрастом.

Инфантилизм касается развития эмоциональной и волевой сфер, может быть следствием задержки психического развития ребенка. Тогда, ему необходимо лечение у психиатра, невролога. Инфантильное поведение, которое проявляется у детей как результат ошибок в воспитании, развивается само по себе, не затрагивая все остальные психические процессы. Так, инфантильный ребенок, часто, интеллектуально одарен, владеет речью, уровень его познавательных процессов является высоким.

medaboutme.ru

Инфантильный ребенок в школе | Про Мужика

Инфантильный ребенок в школе

Пути коррекции

Что такое «синдром психического инфантилизма»?

— личностная незрелость преимущественно эмоционально-волевых свойств, сохраняющих черты более младшего детского возраста.

Как проявляется этот синдром у первоклассников и младших школьников?

— в слабой способности ребенка подчинять свое поведение требованиям ситуации,
— неумении сдерживать свои желания и эмоции,
— детской непосредственности,
— преобладании игровых интересов в школьном возрасте,
— беспечности,
— повышенном фоне настроения,
— недоразвитии чувства долга,
— неспособности к волевому напряжению и преодолению трудностей,
— повышенной подражаемости и внушаемости,
— относительной слабости абстрактно-логического мышления, словесно-смысловой памяти,
— дефицита познавательной активности при обучении,
— отсутствии школьных интересов, несформированности «роли ученика»
— быстрой пресыщаемости в любой деятельности, требующей активного внимания и интеллектуального напряжения,
— стремлении быть в обществе детей младшего возраста или тех, кто им покровительствует,
— недостаточной дифференциации межличностных отношений,
— более медленным усвоением воспитываемых навыков и знаний об окружающем мире.

Психический инфантилизм — это заболевание?

— синдром психического инфантилизма может быть отнесен к группе поведенческих расстройств, однако, в связи с отсутствием чётко выраженной асоциальности в их проявлениях, они выделены в отдельную группу. По своей сути это не заболевание, а состояние нервно-психической сферы ребенка, своеобразный фон, на котором в зависимости от разнообразных внешних и внутренних факторов могут формироваться поведенческие и эмоциональные расстройства.

Проявления психического инфантилизма у всех детей одинаковы?

— синдром психического инфантилизма неоднороден как по причинам своего возникновения, так и по клиническим особенностям, а также по степени выраженности различных компонентов его структуры и по динамике последующего развития, которая зависит как от внешних, так и внутренних факторов. Существуют несколько «вариантов» психического инфантилизма.
В зависимости от варианта выбирается тот или иной путь индивидуальной медико-психолого-педагогической коррекции (с учетом возможной динамики и социального прогноза).

При «общем» или «гармоническом» психическом инфантилизме встречается относительно пропорциональное сочетание психической и физической незрелости (ещё его называют «психофизический инфантилизм», т. к. детей с этой разновидностью психического инфантилизма отличает не только не соответствующие паспортному возрасту поведенческие и эмоциональные реакции, но и задержка в росте; тип телосложения, свойственный более младшему возрасту; детская пластичность мимики и двигательной сферы). Ребёнок по своему поведению, эмоциональным реакциям и физическому развитию вызывает у окружающих предположение, что ему лет, скажем, 5 (а не 7 или 8, 9 как есть «по паспорту»).

Бывает, что инфантилизм формируется в связи с длительными, нередко хроническими, заболеваниями дыхательной, сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной и других систем организма развивающегося ребенка («соматогенный» инфантилизм). Постоянная физическая утомляемость и психическая истощаемость, как правило, затрудняют активные формы деятельности, способствуют формированию робости, тормозимости, повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, опасения за своё здоровье и жизнь близких людей. Вносит свою летпу и «надомное обучение» (отрыв от коллектива, в результате чего — неумение выстраивать отношения со сверстниками). Вместе с тем, такие качества личности развиваются и под влиянием гиперопки (повышенной заботы), режима запретов и ограничений, в условиях которых находится больной ребенок.

Встречается вариант осложненного психического инфантилизма (сочетание признаков психического инфантилизма с другими, несвойственными ему, психопатологическими синдромами и симптомами — «дисгармонический инфантилизм», «органический инфантилизм»). При дисгармоническом варианте психического инфантилизма признаки эмоционально-волевой незрелости, свойственные любому виду инфантильности, сочетаются с неустойчивым настроением, эгоцентризмом, неумеренными потребностями, повышенной аффективной возбудимостью, конфликтностью, грубостью, лживостью, склонностью к вымыслам, хвастливости, повышенному интересу к негативным событиям (скандалам, дракам, несчастным случаям, авариям, пожарам и пр.). Наряду с этим нередко обнаруживаются признаки расстройств сферы влечений: ранняя сексуальность, жестокость по отношению к слабым и беззащитным, повышенный аппетит и другие поведенческие нарушения.

Органический инфантилизм — это одно из проявлений отдаленных последствий органического поражения головного мозга, имевших место на ранних этапах развития ребенка. Наряду с общими для инфантилизма проявлениями у таких детей наблюдаются симптомы церебрастений: приступообразный характер головных болей; колебания уровня работоспособности не только в течение недели, но и одного дня; неустойчивость эмоционального фона настроения, плохая переносимость изменения погоды, а также недостатки в развитии моторной координации, особенно тонких движений, отражающихся на почерке, рисунке и задержке навыков зашнуривания обуви, застегивании пуговиц. Одновременно «общие» проявления инфантилизма тоже видоизменяются — менее яркая эмоциональная живость и уплощенность эмоций, бедность воображения и творчества в их игровой деятельности, некоторое её однообразие, повышенный (эйфорический) оттенок настроения, лёгкость вступления в разговор и непродуктивная общительность, импульсивность, недостаточная критичность к своему поведению, низкий уровень притязаний и малой заинтересованность в оценке своих действий, легкая внушаемость, большая двигательная расторможенность, иногда – с аффективно-возбудимыми реакциями.

«Психогенный» («социогенный») инфантилизм формируется в условиях гипоопеки и безнадзорности (в семьях, где дети «заброшены» или у социальных сирот). Проявляется незрелостью эмоционально-волевой сферы ребёнка, ипульсивностью и повышенной внушаемостью, сочетающейся с ограниченным уровнем знаний и представлений, необходимых для успешного обучения в школе и адаптации в социуме.

Другая крайность, при которой формируется психогенный инфантилизм — «оранжерейное» воспитание (психический инфантилизм сочетается с эгоцентризмом, крайней несамостоятельностью, психической истощаемостью и неспособностью к волевому напряжению, неумением считаться с интересами окружающих, тщеславием, жаждой признания и похвалы).
При деспотическом воспитании детей, с использованием угроз, физических наказаний и постоянных запретов, эмоционально-волевая незрелость проявляется в крайней нерешительности, отсутствии собственной инициативы и слабой активности. Часто это сопровождается отставанием познавательной деятельности, недоразвитием нравственных установок, четких интересов и нравственных идеалов, слабо развитыми потребностями в труде, чувства долга и ответственности, стремлением к достижению своих элементарных потребностей, а в дальнейшем — развиваются различные формы девиантного поведения, включая отказ от посещения школы, бродяжничество, мелкое хулиганство, воровство, алкоголизацию и проч.

Что будет, если на все эти проявления не обращать внимания? Каким будет будущее у ребенка с психическим инфантилизмом?

Многое будет зависеть от той социальной среды, в которой живет ребенок. От поддержки родителей, от их адекватной возможностям ребенка воспитательской позиции, от понимания педагогов, от своевременной медицинской помощи (медикаментозной и психотерапевтической), от психологической поддержки со стороны всех взрослых, окружающих ребенка.
Строить прогнозы — занятие не очень благодарное, но по наблюдениям, если ничего не предпринимать, то может быть вот что.

Динамика и прогноз детей с «гармоническим» инфантилизмом неоднозначны. В одних случаях, когда несоответствующее паспортному возрасту психофизическое развитие (созревание) определено генетически (носит семейный характер) и состояние ребенка встречает понимание родителей и педагогов, школьные трудности имеют временный характер с последующим выравниванием (ребенок «дозревает»). В других, — с ростом школьных пробелов, пубертатными (гормональными) сдвигами и неблагоприятными внешними обстоятельствами (неадекватное отношение родителей, учителей, отсутствие психологической помощи — тренингов), отмечается нарушение «гармоничности» и появление патохарактерологических черт личности по неустойчивому или истероидному типу.

В отношении осложнённых форм психического инфантилизма справедливо следующее. С наступлением подросткового возраста описанные черты характера и связанные с ними нарушения социального поведения нередко усиливаются, тогда как черты детскости, напротив, отступают на задний план. Начинают проявляться особенности характера, свойственные неустойчивому типу личности: беспечность, поверхностность в общении, непостоянство интересов и привязанностей, стремление к частой смене впечатлений, бесцельное блуждание по городу, подражание асоциальному поведению, прогулы и отказы учиться, употребление алкоголя и психозависимых средств, сексуальная распущенность, страсть к азартным играм, воровству, иногда участие в грабежах. Несмотря на частые предупреждения о возможных наказаниях и бесконечные обещания исправиться, описанные явления, как правило, повторяются.

Чаще неблагоприятный вариант динамики психического инфантилизма обусловлен сочетанием неблагоприятных «внутренних» факторов («инфантильная конституция» формируется на почве обменно-трофических расстройств, связанных с недоношенностью, малым весом при рождении, а также с частыми либо длительными, но относительно легко протекающими, заболеваниями в раннем возрасте на фоне сниженного иммунитета) и «внешних» (неблагоприятная социальная среда, нарушение отношений со сверстниками, родителями, педагогами, отсутствие медико-психолого-педагогической коррекции).

Иногда процесс взросления затягивается настолько, что и по прошествии подросткового периода субъект остается «ребёнком», опрометчиво и бездумно принимает решения, безответственно выполняет поручения, его суждения поражают наивностью и поверхностностью. Последствия несамостоятельности в подростковом возрасте гораздо серьезнее, чем у младших школьников. Из-за постоянного стремления к новым впечатлениям незрелые ребята нередко убегают из дома, ночуют у случайных знакомых, попадают в разные авантюрные истории. Тяга к легким, недорогим, доступным удовольствиям часто заканчиваются весьма трагически.

Какие существуют возможности коррекции поведения и эмоционального реагирования ребенка с психическим инфантилизмом?

Работа с инфантильными детьми должна строиться, учитывая следующие рекомендации:

Педагогам или родителям желательно проконсультироваться с ребенком у психоневролога, возможно, ему требуется медикаментозное лечение. Лечение может упорядочить поведение, сделать ребенка более продуктивным в учебной деятельности, улучшить память, внимание, работоспособность. Однако только таблетками помощь ребенку не исчерпывается. Ему необходим индивидуальный подход, учитывающий особенности его психической организации.

Воздействие педагогов на психически инфантильного ребенка реализуется через игру. С ним нужно играть во все, что встречается в его жизни: в «детский сад», в «больницу», «транспорт», где он должен выступать в сильной, положительной роли. В такой игре высмеивается безответственность, эгоизм, непродуманность поступков и т. д.

Учитывая, что инфантильный ребенок стремится к детям младше себя, следует побуждать его к общению со сверстниками, учить сотрудничать с ними, прощать обиды, улаживать конфликты. Нужно разъяснять последствия его ошибок, побуждать преодолевать трудности, помогая и радуясь вместе с ним его победам. Рекомендуется вменять ему систематические обязанности, которые он будет четко знать, а также хорошо помнить, что ему будет за их невыполнение.

Несмотря на то, что такие дети могут быть очень обременительны своей навязчивостью, следует избегать по отношению к ним так называемого «отрицательного внимания» — окриков, высмеивания, угроз наказаний и т. п., так как ребенок может довольствоваться этими формами внимания и в дальнейшем стремиться вызвать их.

Всячески поощрять стремление детей к самостоятельности, принятию собственных решений, ответственному отношению к порученному делу. Совершенно необходимо участие в этих делах отца, особенно при воспитании мальчиков. Для таких детей особенно вредны безразличие и недостаток внимания со стороны взрослых, расхождение в требованиях, предъявляемых школой и семьей или разными членами семьи.

Если ребенок окажется не готов к школе к 7 годам, лучше задержать его на год и в 8 лет отправить в школу со сформировавшейся позицией школьника. Желание учиться, стремление к умственному труду, ответственность необходимо формировать сначала на легком, доступном материале. Успех пробуждает веру в свои силы, снимает напряженность и создает эмоциональный комфорт.

Вообще, таких детей рекомендуется обучать в условиях коррекционно-развивающего класса, который предполагает индивидуальные занятия и способствует полноценному усвоению учебной программы. Существует и вариант интегрированного обучения с индивидуальным подходом со стороны педагога, при дополнительных мероприятиях по коррекции эмоционально-поведенческого реагирования.

Инфантильные ребята — личности слабовольные и внушаемые, поэтому родители и воспитатели должны быть начеку: надо следить, чтобы дети не попали под влияние плохой компании, а имели достойные занятия — спорт, туризм, чтение.

promuzhika.ru

почему они не хотят взрослеть?

Дети взрослеют, но все еще продолжают играть в игрушки, мечтать о принцах и не желают брать на себя ответственность за собственные поступки. Может быть, это признаки инфантильности?

Роль родителей в развитии инфантильности у детей

Так уж повелось, что старшее поколение всегда ругает младшее — и одеваются они не так, и ведут себя неправильно и вообще раньше молодежь была совсем другая. Большинство подобных претензий несколько преувеличены, но есть в них и доля правды. Имеется у молодежи нашего времени один недостаток — это нежелание взрослеть, то есть инфантильность. И этот факт признают не только преподаватели, специалисты по психологии и родители. Подобная проблема существует и в отношениях молодых супругов, когда один партнер недоволен инфантильностью другого. Причем это не физическая форма инфантилизма, представляющая собой задержку умственного развития, которая может возникнуть по причине кислородной недостаточности во время родовой деятельности, вследствие нарушения обменных процессов и других физиологических проблем. Речь идет об инфантилизме психологическом. И хотя это никоим образом не связано с наследственностью или родовым процессом, виновниками его развития в большинстве случаев являются родители.

Формирование ребенка: как распознать симптомы инфантильности?


Детская инфантильность — не проблема умственного развития, а форма эмоциональной незрелости. Симптомами ее являются: отсутствие самостоятельности, желания работать, а также отвечать за собственные поступки. К этому списку можно еще добавить: беспечность, наивность, перепады в настроении, а также поверхностные интересы — качества, присущие детям. Но если в семилетнем возрасте подобные особенности ребенка считаются нормой, то после семнадцати это уже может быть проблемой.

Обнаружить признаки инфантилизма в возрасте 10—12 лет практически невозможно. Проявления его становятся заметными примерно к четырнадцати годам, когда в процессе формирования ребенка наблюдаются признаки взросления и он пробует заниматься не лишь тем, чем хочется. Например, делать уборку в своей комнате или помогать маме в домашних делах. По мере взросления список обязанностей подростка растет, а вместе с этим увеличивается и ответственность за собственные действия.

Но в некоторых случаях формирование ребенка происходит по иному сценарию и он в подростковом возрасте продолжает вести себя, будто маленький ребенок. На уроках такие дети объяснениям преподавателя предпочитают другие занятие — беседу с соседом по парте, разрисовывание тетрадей и много чего другого, не относящегося к учебному процессу. А дома вместо выполнения домашнего задания часами «зависают» в Интернете или же просто спят.

Инфантильные дети не только не желают помогать родителям, а наоборот, обижаются, что взрослые не удовлетворяют их желания, например — не покупают все, что деткам хочется. А если приходится объяснять причину опоздания или невыполнения задания, придумывают детские отговорки типа: «Я упал, порвал брюки и пришлось возвращаться».

В первое время взрослые находят такое непосредственное поведение милым и даже трогательным, а через некоторое время жалуются: «Сыну третий десяток, а он все еще живет за счет родителей». А он и будет продолжать сидеть на обеспечении у родителей, потому как такое положение вещей его вполне устраивает. У него нет привычки работать и отвечать за собственные поступки. Кстати, это и является основной опасностью инфантилизма. Людям, оставшимся в детстве, сложно устроиться на хорошую должность, потому что там требуется высокий уровень ответственности.

Кроме того, инфантильные люди очень боятся узаконивать свои отношения, поэтому законному браку больше предпочитают гражданский. Кроме того, они не хотят иметь детей — это ведь так хлопотно! Лучше уж завести собаку, да и то — было бы неплохо, если бы гулял с ней кто-нибудь другой.

Причины инфантильности ребенка

Каковы же причины появления психологической инфантильности? Есть мнение, что виновником ее является… излишнее благополучие. Молодые люди, имея все — от дорогих телефонов до престижных автомобилей — не ставят перед собой целей, которые нужно достигать. И все-таки решающее значение здесь имеет позиция родителей. Если они с самого детства будут поощрять такие особенности ребенка, как самостоятельность, а также независимость, вряд ли он надолго останется в детстве. И напротив, если малыша «душить» родительской любовью, он не станет слишком напрягаться и во взрослой жизни. Зачем, если все вместо него сделают взрослые?

В случае, если родители в определенный момент не остановятся и не перестанут излишне опекать свое чадо, психологическая инфантильность ему гарантирована. В особенности, если малыш является:

  • единственным и долгожданным, для которого родители готовы «разбиться в лепешку»;
  • самым маленьким в семье, где много детей — в этой ситуации о нем заботятся не только родители, но и старшие дети;
  • болезненным, которого взрослым хочется уберечь не лишь от опасности болезней, а и от разного рода нагрузок.

Риск развития инфантильности крайне велик у отпрысков состоятельных личностей. Родители устанавливают слишком высокую планку, дотянуться до которой малыш иногда не в силах. Поэтому он отступает перед любыми трудностями, робко оглядываясь на взрослых.

Другая крайность в воспитании малышей состоятельными родителями — это когда они сознательно приучают детей к роскоши, собственноручно воспитывая в них нетерпимость к физическому труду.

Как справиться с инфантильными особенностями ребенка: советы психолога


Есть опасения, что ребенок может стать инфантильным? Тогда нужно принимать срочные меры. Тем более, на ранних стадиях инфантилизма психологи прогнозируют хороший результат, добиться которого помогут трудотерапия и важные, а главное — ответственные поручения. В особо запущенных случаях может понадобиться помощь психолога, но если до этого дело еще не дошло, то можно попробовать воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Поощрять главные особенности ребенка — трудолюбие, а также самостоятельность. Если подросток решился приготовить суп, а вместо него получилось пюре — не стоит над ним смеяться, напротив — нужно обязательно похвалить! И кстати, не только за желание помочь маме, а и за приготовление ужина. А между делом можно сказать, что суп будет еще более вкусным, если положить в него меньше овощей.
  • По возможности больше общаться с ребенком — разговаривать, стараться завоевывать его доверие. Инфантильные дети слишком впечатлительны, поэтому могут легко попасть под влияние плохих компаний, что приведет к нежелательным последствиям.
  • Составить список поручений, которые может выполнить ребенок. Это вернет его в действительность и не даст возможности «витать в облаках». Необходимость выполнять поручения заставит его планировать свой день и нести ответственность за свои действия.
  • Если социальное формирование ребенка к семи годам еще не произошло и он оказался не готов к школе, лучше подождать еще год, после чего отправить его в учебное заведение с уже сформировавшейся психикой школьника.
  • Родители должны знать, что инфантильные дети отличаются своей романтичностью. И желательно направить детский интерес к поиску приключений в правильное русло. Малыш мечтает о походах? Можно записать его в туристическую секцию. И абсолютно не важно, что маленькие «Колумбы» отправятся в соседний сквер вместо далеких стран. Главное, что этот поход поможет мечтателю спуститься с небес на землю. Ведь там ребенка будут учить разводить костер, добывать пищу и ориентироваться в лесу. Это и станет самой лучшей подготовкой к будущим путешествиям.

Задачей взрослых является максимальная подготовка ребенка к взрослой жизни — он должен научиться самостоятельно обеспечивать себя, принимать решения и жить во взаимодействии с остальными людьми.

medaboutme.ru

ТОП-7 советов родителям: что делать, если ребенок инфантильный | Первый семейный портал Казахстана

Не секрет, что сегодня многие дети взрослеют несколько позже, чем, к примеру, их бабушки и дедушки в том же возрасте. Ученые даже предлагают указать, что подростковый возраст должен длиться до 25 лет. Это связано и с тем, что наши дети растут в более мягкой и комфортной среде, им не нужно так сильно беспокоиться о хлебе насущном, как ровесникам из прошлого столетия, что приводит к такой черте, как инфантильность. Увы, все чаще слышны жалобы родителей, что у них растет инфантильный ребенок. Давайте разбираться, как нейтрализовать это качество, так как оно серьезно мешает в будущем стать успешным человеком, самостоятельно принимающим решения.

  • Гиперопека в настоящее время сильно мешает детям, заставляя становиться инфантильными и несамостоятельными. Так как сегодня все чаще происходят различные опасные случаи: детей крадут, они могут пропасть без вести или просто потеряться, то сейчас крайне редко встречаются маленькие детки, свободно разгуливающие в одиночестве во дворе. Родители всегда находятся рядом: встречают детей из школы, секций и кружков, да и многие учебные заведения даже ставят это условие в ряд обязательных. В таком случае старайтесь давать ребенку дома больше поручений, за которые он должен полностью отвечать. То, что он может сделать сам – пусть делает! Должен помыть посуду – пусть моет, не ругайте его за разводы или некачественное исполнение обязанностей – ему нужно учиться, совершая ошибки. Давайте чаду задания, за которые он должен нести ответственность. Ответственность – это антоним инфантилизма.
  • Один из самых действенных способов в борьбе с инфантилизмом – это спорт. Учеными неоднократно доказано, что те дети, которые занимались спортом, впоследствии вырастали более ответственными, настойчивыми, они твердо знали, чего хотят и легче достигали поставленных целей. Спорт помогает точнее планировать время, соблюдать дисциплину и закаляет характер.
  • Приучайте ребенка участвовать в общественной деятельности, которая помогает проявлять заботу и помощь окружающим. Воспитывайте его настоящим «тимуровцем»: поощряйте участие в волонтерских организациях, пусть он помогает пожилым, неимущим семьям, узнает, как лучше сохранить экологичную обстановку в городе. Правда, родителям стоит проверять, на законных ли основаниях работает та или иная благотворительная организация.

  • Учите чадо вести бюджет. Этот навык развивает ответственность и разумную экономию. Обсуждения трат, накоплений показывают, что вы уважаете его мнение, и принимаете во внимание его рассуждения, как взрослого человека. К тому же, вы всегда можете мотивировать свой отказ в покупке той или иной вещи тем, что такие траты в вашем семейном бюджете не предусмотрены, и он знает об этом.
  • Отличный вариант избавить ребенка от инфантилизма – выход из «зоны комфорта». Если вы видите, что вашего сына или дочь что-то пугает, например, общение с новыми людьми или выступления перед публикой, старайтесь устраивать для него такие ситуации, где бы он мог преодолеть эти страхи. Пусть выполнение этих упражнений будет обязательным, ведь единожды просто-напросто убежав от проблемы, он так и будет все время бегать от сложностей, вместо того, чтобы брать на себя ответственность за их решение.
  • Если вы заметили за своим ребенком желание «подколоть» других, пошутить и съязвить, то задумайтесь: возможно, это не просто хорошее чувство юмора и веселость характера. Вероятно, чадо таким способом пытается убежать от трудностей, цепляя на себя личину детской непосредственности.
  • С малых лет старайтесь учить ребенка «поведению преодоления». Когда возникает сложная ситуация, задавайте ребенку вопросы: «Что ты будешь делать дальше? Как лучше решить эту проблему?». Не позволяйте ему жаловаться в стиле: «Я не виноват, это учительница такая (одноклассница, школа, сосед). Помогайте ему самостоятельно думать, принимать решения. Спустя некоторое время, после того, как он выберет несколько вариантов развития событий, помогите ему определиться с одним наиболее верным. Вскоре вы разовьете в нем очень полезный «рефлекс»: он научится искать решения любых задач, нужно просто немного потрудиться, что их найти.

Сегодня многие мамы воспитывают ребенка в одиночестве, что увеличивает риски вырастить его инфантильным, особенно если в неполной семье растет мальчик. Хорошо было бы, если перед ребенком постоянно находился пример правильного мужского поведения. Это может быть дядя, дедушка, муж сестры или подруги, важно, чтобы этот человек контактировал с ребенком как можно чаще. Такое общение поможет снизить уровень инфантильности в малыше, в том случае, если это будет не простым наблюдением, а непосредственным участием в жизни мальчика: походы в горы, спортивные игры, ремонтные работы и т.д.

pandaland.kz

Как не вырастить инфантильного ребенка

Равнодушный и невнимательный родитель – это плохо, но идеальный родитель – едва ли не хуже. Многие мне сейчас возразят или возмутятся, но мой психологический опыт и практика подтверждают эту мысль. А задолго до меня Дональд Винникот ввел в обиход термин «достаточно хорошая мать» как пример золотой середины в воспитании. Так почему же идеальные родители на самом деле не идеальны? И как стать не идеальным, а достаточно хорошим родителем? Попробую объяснить.

В подростковом возрасте человеку природой предназначено отделиться от родителей, встать на ноги и начать строить собственную жизнь. Для этого перспектива отдельной жизни должна быть более привлекательна, чем жизнь с родителями. То есть подросток должен захотеть отделиться , но для этого ему надо создать условия. Ему должно быть неидеально хорошо с вами. Желательно, даже сильно нехорошо. А если вы мама, у которой каждое утро на столе горячие булочки, у ребенка наглаженные вами рубашки, в его кармане всегда есть достаточно денег на поход в кафе с девушкой, то зачем ему другая жизнь? У него все прекрасно уже сейчас. Мама всегда рядом, она позаботится и поддержит, подкинет денег, обеспечит бытовой комфорт, она безусловно любит, зачем что-то еще? Будущее страшит неизвестностью, трудностями, с девушками как-то надо строить отношения, семью надо содержать… От абсолютного комфорта не уходят в пугающую неизвестность.

Что делать? Не бояться быть недостаточно заботливой, позволять себе быть ленивой, эгоистичной и безответственной мамой. Болеть и просить приготовить вам ужин или убраться в квартире. «Хочешь есть? Еда в холодильнике, приготовь себе сам, а я сегодня очень устала». Не давать денег 20-летнему оболтусу на кино – иди и сам заработай. И уж точно не содержать детинушек до 30 лет, отказываясь от собственного финансового комфорта. Помните, что комфортная среда останавливает развитие.

Если же у вас не подросток, а ребенок помладше, то гиперопекающий и тревожный родитель внутри вас и здесь найдет, где развернуться. Повальное увлечение ранним развитием и стремление по максимуму заполнить жизнь ребенка кружками и интересами как раз про это. Мы хотим сделать жизнь детей максимально яркой и полной, дать все то, чего не хватало в детстве нам самим. И еще мы боимся не выдержать конкуренции в игре за звание самого заботливого и осознанного родителя. Если ребенок в 7 лет не читает, то это почти что личное родительское фиаско! Наш внутренний ребенок из советского прошлого сгорает от стыда и вины, а вина подгоняет нас в педагогической гонке за успехи детей. В результате сегодняшние дети в 7 лет знают и имеют то, о чем мы в их возрасте не могли и мечтать или не имели понятия. Они пресыщены и перестимулированы , потому что мы спешим удовлетворить их потребности раньше, чем они успевают сформироваться и созреть. Им не о чем мечтать, у них все есть. Они устают учиться и бегать по кружкам и развивалкам в младенчестве и к 15 годам ложатся на диван в апатии. Им становится неинтересно жить, а родители бьют тревогу – мой ребенок ничего не хочет! Да он просто переел в свое время.

letidor.ru

Инфантильные дети

Ребенок защищает свою самобытность. Он хочет сохранить свое естество, дарованное ему природой. Он хочет быть только собой и никем другим.

Примерно 150 лет назад медики впервые описали особое расстройство, которое назвали психический инфантилизм. Инфантилизм (от лат.infantilis— детский) — задержка в развитии организма, при которой у людей надолго сохраняются черты «детскости» в поведении. Обычно инфантилизм не заметен, пока ребенок не пошел в школу; нередко взрослые умиляются непосредственностью и «детскостью» своего чада. Школа сразу высвечивает этот недостаток в развитии и с каждым днем его безжалостно обостряет. Инфантильные дети беспечны, беззаботны, поверхностны в суждениях, не чувствуют никакой ответственности за свои поступки, не способны сдерживать своих желаний. Они очень подвижны и беспокойны на уроках. Застенчивы, обидчивы, легко внушаемы, плаксивы. Инициативные и наблюдательные в играх, они пассивны и безразличны в учебной деятельности. На уроках быстро схватывают объяснения, но мало обдумывают их, обычно не доводят до конца начатое и очень быстро утомляются. Требования школьной дисциплины для них часто непосильные: они ходят по классу, разговаривают во время урока, не проявляют никакого интереса к учению. Все это чрезвычайно снижает их успеваемость и вскоре выталкивает в разряд требующих коррекции.

Какие причины возникновения инфантилизма? Патологические роды матери, частые болезни после рождения, ушибы головы и т. д. — наиболее распространенные. Они действовали всегда, но еще никогда не было так много инфантильных детей, как в наши дни. Дело, стало быть, не только в биологических дисгармониях, но и в социальных воздействиях, недостатках воспитания. Повышение напряженности толкает наших детей на раннее взросление. Чтобы скрасить жестокое для многих детство, родители стараются возместить недостатки родительской любви разовыми и нечастыми, а поэтому очень опасными заласкиваниями, подачками, удовольствиями, в результате чего развитие идет рывками, в нем совершается много нелогичных переходов, остается много пробелов, ведущих к инфантилизму. Инфантилизм возникает также при плохих бытовых условиях, отверженности детей взрослыми. Несогласованность, противоречия воспитательных воздействий приводят к тому, что дети становятся как бы более зрелыми, но в то же время остаются какими-то наивными, беспомощными. Среди социальных причин на первое место следует поставить феминизацию воспитания. Женщины с их мягким характером, своеобразной логикой, повышенной эмоциональностью легко портят неокрепший характер. Поэтому инфантилизмом чаще страдают мальчики, чем девочки. Со временем у инфантильных мальчиков, подростков чаще развиваются неврозы, алкоголизм, наркомания.

Инфантилизм бывает гармоничный и дисгармоничный; границ определенных между ними нет. Наиболее часто встречается гармоничный инфантилизм, при котором ребенок ведет себя соответственно более младшему возрасту. Отставание в созревании эмоционально-волевой сферы обычно заметно до 15-летнего возраста, потом различия или сглаживаются, или остаются навсегда. Гармоничный инфантилизм нельзя рассматривать как патологию. Это всего лишь задержка развития.

Дисгармоничный инфантилизм сочетается с эмоциональной незрелостью. Отставанием в созревании эмоций (выпячивание, преувеличение) является односторонняя гипертрофия тех или иных свойств характера. У одних на первый план выходит чрезмерная вспыльчивость, у других — неустойчивость и слабоволие, у третьих — склонность к фантазированию, вранью, выдумкам. В любом случае это резко нарушает школьную адаптацию. Дети, страдающие этой формой инфантилизма, своими безудержными фантазиями хотят привлечь к себе внимание, возвыситься в собственных глазах.

Что еще свойственно инфантильным детям? Преобладание игровых интересов, быстрая пресыщаемость, легкомыслие, безответственность, недостаточно развитое чувство раскаяния, эгоизм, беззаботность, необязательность и т. д. По этим признакам учитель безошибочно определит инфантильного ребенка. Они совершают поступки по первому побуждению, мало задумываются над их последствиями. Им трудно отсрочить получение удовольствия, они нетерпеливы, раздражительны, обидчивы. Для них вся жизнь игра, а самым тяжелым является необходимость вести себя соответственно возрасту. Если у детей имеется биологическая предрасположенность к подобному поведению, то она выявляется, усиливается, обостряется, становится карикатурно выраженной из-за чрезмерной или недостаточной родительской любви, из-за неправильного воспитания.

Как корректировать инфантилизм? Коррекционные влияния должны идти в направлении формирования внимания, возбуждения интереса. В основе специально организованный и посильный труд, который сочетается со специальными физическими упражнениями. Детей систематически приучают подчинять свое поведение определенным требованиям. Им крайне необходим твердо установленный распорядок дня, требование полного его выполнения.

Необходимо создать для инфантильных детей специальную коррекционную подгруппу. Таким образом, может образоваться несколько подгрупп — для первоклассников, второклассников и т. д. Для каждого возраста на один год необходимо разработать специальную программу, в которую должен быть включен комплекс действий, развивающих и укрепляющих эмоции, волю, сознательную регуляцию своего поведения. Необходимо, чтобы ученик понял, что нужно строго выполнять, а потом и самому сознательно регулировать распорядок собственной деятельности. Распорядок дня в этих подгруппах должен быть напряженным и выполняться неукоснительно.

Обнаружив инфантильных детей, учитель будет оказывать им посильную помощь. Установит твердый индивидуальный план взросления, будет вместе с ребенком преодолевать его нелегкие ступени.

Профессиональные советы

•    Дети любят видеть, как растут их успехи. Сделайте результаты в учебе наглядными. Это может быть, например, график, на котором вы вместе со своим питомцем будете обозначать его ежедневные достижения. Обязательно должен быть установлен конечный результат, которого следует достичь, и время его достижения — неделя, месяц, четверть. Здесь сразу решаются многие задачи: ребенок знает, к чему идет, видит, как улучшаются его успехи.

•    Составьте различные по трудности варианты заданий. Обозначьте их: легкие, средние, трудные. Пусть варианты выбирают сами ученики. Предупредите их, что оценка за работу выставляться не будет.

•    Составьте различные по видам деятельности варианты заданий: примеры, задачи, загадки, головоломки, ребусы и т. д. Предоставьте возможность каждому выбрать, что ему больше нравится. Оценки не выставляются. Выбор варианта должен сигнализировать учителю о том, какую именно работу на уроках предпочитают выполнять дети.

Бывает так, что мы оказываемся вовлеченными в какое-то дело намного сильнее, чем нам хотелось. Как же это случается? Эксперименты показывают, что если мы желаем получить от кого-то существенную помощь, сначала надо побудить их к маленькой любезности. Например, когда школьников просто попросили прийти в школу в 7 час. утра, пришло только 24%. Когда же школьников попросили поливать цветы и они согласились, а потом им сказали, что для этого нужно быть в школе в 7 час. утра, пришли 53%. Безобидная вначале любезность ведет потом к крупной уступке. Учителям нужно хорошо усвоить эту зависимость и постоянно пользоваться ею в коррекционных целях.

Проверим себя

1.                Каковы причины возникновения неуспеваемости?

2.                Какие причины могут вызвать задержку развития?

3.                Охарактеризуйте нестандартного ребенка.

4.                Каковы причины школьного невроза?

5.                Как вы относитесь к обучению без оценок в начальной школе?

6.                Перечислите типы неуспевающих учеников.

7.                Охарактеризуйте интеллектуально неразвитого ученика.

8.                Каких детей относят к функционально несозревшим?

9.                Как работать с ослабленными детьми?

10.           Какие ученики относятся к системно отстающим?

11.           Какими факторами определяется школьная зрелость и как она диагностируется?

12.           Как скорректировать обучение медленно думающих детей?

13.           Какие существуют способы коррекции неуспевающих?

14.           Какие преимущества и недостатки имеют классы выравнивания?

15.           Какие новые варианты решения проблемы предлагают специалисты?

16.           Как обнаружить отставание ребенка в учебе?

17.           Какие способы коррекции отставания применяются учителями?

18.           Как развивать самостоятельность детей?

19.           Как развивать активность детей?

20.           Как улучшать отношения с отстающими учениками?

21.           Как помочь инфантильным детям?

Прочитаем дополнительно

1.                Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980.

2.                Гиппенрейтер Ю.Б. Общение с ребенком. Как? М., 1995.

3.                Добсон Д. Непослушный ребенок. СПб., 1995.

4.                Волков ИЛ. Цель одна — дорог много. — М., 1990.

5.                Воспитание трудного ребенка. / Под ред. М.И. Рожнова. М., 2000.

6.                Игры, обучение, треннинг, досуг… / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1994.

7.                Иванов ИЛ. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

8.                Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М., 1981.

9.                Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. М., 1984. Т. 4.

10.           Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.

11.           Подласый ИЛ. Педагогика начальной школы. М., 2000.

12.           Сартан Г.Н. Треннинг самостоятельности у детей. М., 1998.

13.           Соловейчик С.П. Педагогика для всех. М., 1987.

14.           Шаталов В.Ф. Точка опоры. М., 1987.

15.           Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? М., 1998.

16.           Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 2000.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *