Инсайт в психологии: Что такое инсайт и как его достичь — Look At Me

Содержание

Инсайт, что это такое в психологии, психоанализе

Инсайт – это полисемантичный термин, который дословно может означать прозорливость, проникновение в суть, осознание, озарение, прозрение. Широко используется в психологии, психоаналитической терапии и психиатрии, а также в области зоопсихологии. Это понятие описывает сложносоставной интеллектуальный феномен, суть которого заключается во внезапном прорыве, частично интуитивном, к пониманию поставленной задачи и «неожиданном» нахождении ее решения.

Явление инсайт открыто в исследовании поведенческого реагирования шимпанзе в разнообразных проблемных ситуациях В. Келером. Результаты его экспериментов поставили под сомнение концепцию сторонников бихевиоризма и теории «слепого» научения, которое происходит путем беспорядочных проб и промахов.

Понятие инсайт является одним из стержневых в гештальтпсихологии. Основатели гештальтпсихологии использовали описываемое понятие для описания того типа мыслительной деятельности человека, при котором решение является не следствием восприятия отдельных частей (анализа), а посредством мысленного познания целого.

Что это такое

В стандартном обиходе явление инсайт представляет собой всякое самопознание, а также предчувствие либо интуитивное понимание внутреннего устройства или природы чего-либо. Кроме перечисленных имеется ряд более специализированных определений.

В психотерапевтической практике инсайт подразумевает способность пациента отчётливо осознавать, что нарушения собственного интеллекта и чувств, существующие у него, не только субъективны, но и объективны, а значит, свидетельствуют о факте болезни. Инсайт это один из диагностических признаков, свидетельствующих о сохранности личности. Так, утрата инсайта присуща для психоза, а его наличие свидетельствует скорее о неврозе.

Интеллектуальный инсайт рассматривается в качестве разновидности теоретического осознания чьего-то состояния или базисом психодинамики чьих-то действий, которые все еще остаются отчужденными от индивида, а эмоциональный инсайт – в качестве истинного глубокого понимания. Так, например, классический психоанализ, расценивает интеллектуальное озарение в качестве защитного механизма, а эмоциональное осознание – в качестве основного элемента эффективной терапии.

Также инсайтом именуют новое, навязчивое осознание верности чего-то, которое возникло без открытого обращения к прошлому опыту.

Гештальтпсихология рассматривает описываемое понятие в качестве процесса, при помощи которого разрешаются проблемы.

Инсайт, в этом смысле, характеризует неожиданное преобразование модели или значения ситуации, позволяющее индивиду осознать связи, сопоставляемые с решением. Он представляет собой разновидность научения и обуславливается принципом все либо ничего.

Творческий инсайт является одной из ключевых стадий индивидуальной творческой мыслительной деятельности. Сам процесс творчества состоит из стадии подготовки, инкубации, инсайта или озарения и проверки полученного решения. Наличие в структуре процесса творчества стадии инсайта расценивается как одно из основных доказательств тесной связи бессознательной мыслительной деятельности с творчеством.

Творческий инсайт и интуиция считаются иррациональными понятиями, так как являются сверхчувственным способом познания истины. При этом рациональные рассуждения не могут создать новое знание. Другими словами, инсайт наступает тогда, когда индивид находит решение, не осознавая процесса, приведшего к этому решению.

Таким образом инсайт являет собой попадание ответа, найденного в процессе бессознательного мыслительного функционирования, в фокус сознания, которое обычно в этот момент отвлечено от решаемой задачи, его направленность, в основном, с ориентацией бессознательного ответа не совпадает, вследствие чего найденное ответное решение выплывает в сознании неожиданно, сопровождаясь интуитивной убежденностью в его истинности и эмоциональной активацией.

Наиболее яркими примерами описываемого феномена можно считать открытия Архимеда и Ньютона.

Инсайт проходит четыре стадии на пути возникновения. Вначале индивид, пытаясь отыскать решение, производить интенсивную умственную работу. Так для сочинителя это может быть поиск поэтического образа, для композитора нахождение мелодии, для математика установление верного решения, для любого индивида поиск выхода из сложной житейской ситуации.

Затем человеку становится очевидным невозможность получения результата при помощи логического анализа, интеллектуального напряжения или посредством ранее известных приемов. Такую ситуацию можно рассматривать как тупиковую, имеющую взаимоисключающие предпосылки либо характеризующуюся бесконечным числом стратегий. В сложившихся обстоятельствах ум справляется с поставленными задачами до определенного предела, после чего пасует.

На третьем этапе наступает неожиданное озарение. Человек получает готовые ответ, а непосредственно процесс решения проследить невозможно. Довольно часто ответ приходит, когда индивид пребывает в стадии измененного сознания, на которой происходит снижение умственной работоспособности. Например, во время сна, полудремы, отдыха и релаксации. Большинство великих личностей полагали, что вдохновение их озаряло во время прогулок, различных спортивных игр, езды за рулем, просмотра кинофильма. Другими словами, прозрение наступает в моменты, когда человек полностью забывает о проблеме и отвлекается от насущного. Поэтому, людям, которых интересует, как достичь инсайт, можно посоветовать не зацикливаться на незамедлительном нахождении решения, отложить поиск ответов и пойти гулять или заняться уборкой в доме.

Внезапному озарению сопутствует бессознательная убежденность в верности, истинности и бесспорности результата, невероятная простота решения, выраженное чувство удовлетворения и облегчение.

Инсайт в психологии

Описываемое понятие берет свое начало из гештальтпсихологии. Означает оно внезапное озарение, понимание сущности проблемной ситуации, нахождение совершенно нового подхода или решения.

Инсайт в психиатрии является неотделимой частью гештальтпсихологии. Впервые его ввел В. Келер в 1925 году. Проводя эксперименты с человекообразными обезьянами, он отметил, что животные после нескольких безуспешных попыток решить поставленную задачу прекращали всякие активные действия и принимались разглядывать окружающие предметы, после чего довольно быстро находили правильное решение.

В дальнейшем понятие инсайт в психологии стали использовать К. Дункер и М. Вертгеймер – видные представители гештальт-терапии. Они применяли описываемое понятие в качестве характеристики мышления человека. Ученые утверждали, что решение достигается посредством умозрительного освоения целого, а не при помощи досконального анализа.

Кроме того, рассматриваемое понятие употребляется психологами с целью описания такого феномена, при котором личность испытывает озарение, которое больше относится к разновидности воспоминаний, при этом отличается от них тем, что образуется не только мысленный образ, но и разнообразные ощущения всевозможных модальностей, свойственных конкретному воспоминанию. Также под описываемым термином может подразумеваться вне логическое прозрение.

Как достичь инсайт? Многих интересует, как найти верное и наиболее оптимальное решение, увидеть суть проблемы. Для достижения озарения нужно научиться отвлекаться и отпускать мысли, крутящиеся вокруг проблемного вопроса. Если постоянно размышлять о задаче, требующей решения, то озарение вряд ли наступит. Поэтому необходимо переключить внимание, например, заняться чтением либо просмотром интересного фильма.

Инсайт сегодня широко применяется в практической психологии. Большинство психологов используют прием, основанный на достижении озарения. Они накапливают информацию о клиенте при помощи получения ответов на поставленные вопросы, каждый из которых вытекает из предыдущего, постепенно подводя человека к самостоятельному обнаружению проблемы. Данный процесс обычно занимает продолжительный период времени и много сил, требует огромного терпения и последовательности, как от психолога, так и от самого клиента. Зато данный метод считается довольно действенным. Поскольку только при самостоятельном обнаружении проблемы клиентом, понимании ее сути, можно продолжать дальнейшую работу по ее разрешению.

Также данный феномен успешно используется в психологических тренингах. Только тут он применяется при работе с целой группой.

Например, может задаваться общая задача, ответ на которую необходимо найти коллективу. В процессе обсуждения обычно кто-то озвучивает.

Термин инсайт в психоанализе рассматривается в качестве способности индивида прочувствовать и полностью постигнуть суть бессознательного и его проявлений при помощи символов. Кроме того, некоторыми психоаналитиками расценивается также как цель терапии.

В более правильном и широком смысле описываемого понятия, психоанализ под озарением подразумевает способность индивида менять мотивацию своего поведения, оперативно осмысливать собственную психодинамику и постигать смыслы символического поведения.

Традиционно последователи психоаналитического ученья различают две разновидности озарения, а именно интеллектуальный инсайт и эмоциональное прозрение. Первый – рассматривается в качестве способности личности в целом правильно оценивать свое поведенческое реагирование и осознавать собственную психопатологию с позиции происхождения и динамики развития.

Чаще психоаналитики относят данную разновидность озарения к области обсессивного защитного механизма личности, так как он позволяет индивиду постигать и успешно контролировать те, тревожащие его стороны собственной индивидуальности, в отношении к которым он ощущает отчуждение.

Эмоциональный инсайт расценивается психоаналитиками в качестве способности прочувствовать и адекватно осмыслить суть бессознательного и его проявлений. Эмоциональное озарение, в отличие от интеллектуальной прозорливости, является скорее доказательством свободы от отчуждения и пребывания индивида в простом контакте со своим бессознательным.

Инсайт является довольно существенным средством для практики психоанализа. Нередко аналитики даже саму по себе задачу психоаналитической терапии определяют как «получение нужного инсайта». При этом сам основатель психоаналитического ученья в точности не использовал подобную формулировку, предпочитая ей иную. Фрейд считал задачей психоаналитической терапии преобразование бессознательного в сознательное.

Инсайт выступает также мощнейшим напряжением психических сил личности. Это напряжение способно привести к видоизменениям в душевном мире субъекта и к началу позитивной трансформации в целом личности. Теории, ориентированные на инсайт, помогают индивиду заниматься исследованием собственных чувств с целью успешного и умелого управления ими в будущем. Преобразовывая собственную поведенческую модель, убеждения, установки, отношение к окружающей действительности, личность постепенно приобретает способность к нестандартному реагированию на различные жизненные события и умение быть гибким в принятии решений проблемных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности.

Инсайт не следует рассматривать в качестве выведенного понимания, исходящего из прошлого опыта. Это внезапно возникающее необъяснимое понимание ситуации или проблемы в целом, вследствие чего достигается осознанное верное решение проблемы. На данный момент описываемый феномен является одним из стержневых понятий в современной психологической науке.

С этим понятием довольно плотно работал Г.Уоллес. Именно он вывел четыре этапа процесса озарения, а именно: подготовку, инкубацию, непосредственно инсайт и проверку. Современные научные сообщества признают феноменальность инсайта. Однако объяснить со стопроцентной достоверностью причины возникновения озарения в сознании они не в состоянии. Сегодня лишь существует множество предположений.

Феномен инсайта является фактом объективно существующей действительности, но данные о его истинном происхождении, являются загадкой по сей день.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

что это простыми словами, примеры, причины возникновения

Что такое инсайт?

Инсайт (от англ. «insight» означает «озарение») — это спонтанное и не имеющее ничего общего с прошлым опытом человека решение, помогающее ему осмыслить и разрешить конкретную проблему. Данный термин активно используется в психоаналитике, психологии и психиатрии, описывая сложный по составу интеллектуальный феномен, помогающий человеку внезапно и абсолютно неожиданно, часто с помощью интуиции, решить даже очень трудную задачу.

В психологии первым указанный термин стал применять в середине 20-ых гг. 20 века психолог Вольфганг Келер. В те годы он ставил опыты с участием человекообразных обезьян, предлагая им разрешить несколько достаточно сложных (для животных) задач. Во время проведения опытов Келер обратил внимание на одну интересную закономерность — после нескольких неудач при решении поставленной задачи обезьяны прекращали активность, начиная просто рассматривать предметы вокруг, а вскоре достаточно быстро находили правильный выход из сложившейся ситуации.

Затем термин «инсайт» использовали К. Дункер и М. Вертгеймер, подразумевая под ним свойство человеческого разума, помогающее индивидууму умозрительно постигать целое и таким образом находить правильные решения даже в тяжелых ситуациях. Помимо этого, данное определение применяется психологами, описывающими обстоятельства, при которых людям удается достичь озарения, формирующего не только определенный образ в их сознании, но и различные ощущения, связанные с определенными воспоминаниями.

Примеры инсайтов

В качестве примера инсайта так же можно привести ситуацию, в которой побывали многие из нас. Во время учебы в университете часто приходилось искать решения непростых задач, на что уходило большое количество времени. И бывало так, что ключ к разгадке задачи приходил вовсе не в процессе решения, а уже позднее, когда мозг переключался на иной вид деятельности. Такое озарение, приходящее позднее, когда уже отвлекаешься от задачи и занимаешься чем-то другим — это и есть настоящий инсайт.

Так же инсайты часто встречаются в сфере бизнеса. Иногда руководителям приходится придумывать способы решения проблем, мешающих продвижению бизнеса. Однако далеко не всегда решение проблемы приходит тогда, когда ломаешь голову над его поиском. Это может произойти и позднее — во время вечерней прогулки или утренней пробежки, когда креативное мышление находится на пике.

Кроме того, история знает немало фактов, когда к известным ученым, например, к Ньютону и Менделееву, озарения приходили спонтанно, а то и вовсе во сне, и данные озарения вполне можно отнести к инсайтам. Все дело в особенностях нашего мозга, который, задавшись решением определенного вопроса, уже не может успокоиться, продолжая бессознательно искать ответы даже тогда, когда сам человек об этом не подозревает. По этой причине некоторые психологи связывают инсайт с интуицией и способами неосознанного поиска решений, ведь часто ясное и верное решение наболевшего вопроса приходит к человеку тогда, когда он о нем совсем не думает.

История появления термина

Французский математик А. Пуанкаре стал первым ученым, использовавшим в научной сфере термин «инсайт» — этим понятием в 1910 г. он обозначил внезапное озарение после долгой работы. А в психологии слово «инсайт» впервые употребил в 1920-ых гг. уже упомянутый нами выше Вольфганг Келер, один из отцов гештальтпсихологии. Постепенно инсайт стал краеугольным камнем всей гештальтпсихологии, его важнейшим и основополагающим понятием.

В основу теории об инсайте легли выводы, сделанные Келером при проведении им опытов с человекообразными приматами, которым требовалось догадаться применить палку для того, чтобы достать высоко подвешенную еду. Момент выхода из сложной ситуации, когда обезьяне приходила в голову идея сбить еду находящейся рядом с ней палкой, Келер назвал эффектом «ага-реакции». Поначалу его научные изыскания подверглись резкой критике, но со временем сделанные Келером выводы получили дальнейшее развитие в работах других ученых.

Причины возникновения инсайта

Советский психолог Я. Пономарев считал человеческое мышление своеобразным сплавом интуиции и логики, которые, по его мнению, поочередно играют ведущую роль в мыслительной деятельности людей. Процесс запуска интуиции тесно связан с постановкой перед человеком определенной задачи, при этом интуитивный поиск решения этой задачи происходит уже за гранью сознания. А вот неожиданное (только на первый взгляд) решение находится уже в плоскости сознания, являясь инсайтом. В дальнейшем найденное решение логически обосновывается и становится алгоритмом, позволяющим человеку успешно разрешать подобные проблемы в дальнейшем.

Запуск интуитивных процессов при решении новых сложных задач связан с отсутствием у конкретных индивидуумов необходимых логических знаний, которые позволили бы им быстро разрешить возникшую проблему. В результате поиск решения постепенно переходит в недостаточно пока исследованную сферу бессознательного, выпадая из сознания человека, которому полезно будет на некоторое время отвлечься от решения наболевшей задачи. А затем, в момент отдыха или сна, уже готовая информация в виде инсайта придет к нему из глубин бессознательного, после чего полученный на уровне интуиции и обоснованный логически ответ получит право на жизнь.

Следовательно, поиск инсайта потребует от человека временного отвлечения от стоящего перед ним вопроса. Кроме того, достижению озарения способствуют медитации и любые монотонные действия, к примеру, чтение любимой книги, прогулка по парку или поезда на автомобиле.

Применение инсайтов на практике

В наши дни инсайты широко применяются в практической психологии, многие специалисты активно используют прием, призванный вызвать озарение, в своей повседневной деятельности. Для этого психолог накапливает необходимые сведения о клиенте, задавая ему ряд взаимосвязанных вопросов, и тем самым подталкивая клиента к выходу из сложившейся в его жизни сложной ситуации. Эта методика очень действенна, хоть и требует немалых временных и эмоциональных затрат, как со стороны психолога, так и со стороны клиента. Также описываемый феномен часто используют при проведении психологических тренингов, включая и групповые занятия, связанные с получением группой коллективного задания.

Еще одной сферой применения инсайта является психоанализ. Традиционно в психоанализе выделяют две разновидности озарения — интеллектуальное озарение и эмоциональное прозрение.

Под интеллектуальным озарением понимается способность человека верно оценить собственное поведение в конкретной обстановке, сделать нужные выводы и правильно отреагировать на происходящие вокруг него события. Обычно специалисты относят данный психологический феномен к одному из защитных механизмов личности, поскольку благодаря нему индивидуум получает возможность взять под свой контроль любые вызывающие у него опасения стороны собственной индивидуальности.

А эмоциональным прозрением психологи называют способность личности чувствовать и осмыслять не только различные проявления, но и саму суть бессознательного. В отличие от интеллектуального озарения, прозрение эмоционального характера может рассматриваться как вполне логичное доказательство способности людей проникать в сферу собственного бессознательного.

Несмотря на то, что основатель психоанализа З. Фрейд не использовал данный термин в своих трудах, в современном психоанализе инсайт применяется в качестве терапевтического средства, призванного, чаще всего, решить определенную проблему клиента. С этой целью многие психоаналитики работают над получением конкретным клиентом конкретного, необходимого именно ему, инсайта.

Практическое использование инсайта основано на предоставляемом им мощном психологическом напряжении, способном видоизменить внутренний мир человека, тем самым спровоцировав позитивную трансформацию его личности в целом. Благодаря инсайту индивидуум сможет не только лучше понять свои чувства и устремления, но и научится управлять ими, параллельно преобразовывая собственное поведение и приобретая способности нестандартно реагировать в различных сложных жизненных ситуациях.

Вывод

Таким образом, важнейшим условием достижения инсайта является уровень развития человека, а потому его стоит постоянно повышать — получать новые знания, делать выводы из собственного опыта, развиваться и самосовершенствоваться. И тогда ваше бессознательное сможет предоставить вам нужные ответы на самые сложные вопросы.

У вас есть психологическая интуиция?

В психологии уровень «понимания» человека относится к степени, в которой он осознает, что его проблема на самом деле является проблемой. Например, человек с тревожным расстройством, не позволяющим ему выходить из дома и общаться с друзьями, может иметь очень хорошее понимание, то есть он признает, что его страх иррационален и непозволителен, даже если он изо всех сил пытается с ним справиться. Другой человек, чье чрезмерно контролирующее поведение негативно влияет на все его отношения, может полагать, что его строгие стандарты являются положительным качеством и что реальная проблема заключается в том, что другие люди не соответствуют этим стандартам. Это было бы примером плохой интуиции.

Причина, по которой нас интересует уровень проницательности человека, заключается в том, что те, у кого хорошая проницательность, с гораздо большей вероятностью внесут изменения, необходимые для того, чтобы стать лучше. То же самое можно сказать о любом из нас, кто испытывает эмоциональную и психологическую борьбу. Чем больше мы осознаем себя, тем больше возможностей для нашего роста. Так как же узнать, есть ли у вас хорошее понимание? И более того, как вы его развиваете? Ниже я перечислил несколько идей о том, как вы можете повысить самосознание и выявить свои слепые зоны:  

1.      Имейте людей, которым вы доверяете

У каждого из нас должно быть несколько близких людей, чьему мнению мы можем доверять. Эти люди в идеале будут вас знать, ценить и поддерживать — но они не всегда будут говорить вам то, что вы хотите услышать. Случайный друг может быстро заверить вас, что то, как вы думаете и/или ведете себя, совершенно нормально, когда это не так, в то время как кто-то, кто не обязательно заботится о ваших интересах, может заставить вас сомневаться в себе без необходимости. Вот почему так важно иметь в своем уголке несколько доверенных лиц, которые скажут вам правду; и что еще более важно, что вы готовы их слушать.

2.     Ищите закономерности

Сократ говорил, что жизнь без исследований не стоит того, чтобы жить, но обычно мы так заняты повседневными делами, что у нас мало времени, чтобы остановиться и изучить свои закономерности. Но эти паттерны часто содержат ключи к вашим проблемным слепым зонам. Например, если вам пришлось уйти с четырех последних мест работы из-за ссоры с начальником, и вы говорите себе, что вам просто не везет с плохим начальником, возможно, вы избегаете возможности возникновения проблем. с авторитетом. Если вам кажется, что вы всегда расстраиваетесь на друзей из-за того, что люди такие легкомысленные и невнимательные (и, тем не менее, кажется, что у них процветающая дружба с другими людьми), возможно, есть что-то, на что следует обратить внимание в отношении ваших ожиданий от людей или той роли, которую вы, возможно, играете. эти недоразумения. Шаблоны могут содержать подсказки, если вы открыты для их поиска.

3.     Научитесь любить себя (и все недостатки)

Большая часть нашей защиты и отрицания своих недостатков проистекает из нашего нежелания принять свои недостатки и несовершенства. Когда вы являетесь самым суровым критиком самого себя, единственный способ защитить себя от своего вопиющего неодобрения — это оправдывать и защищать свое поведение, но при этом вы упускаете все важные возможности для саморефлексии, обучения и роста. Прекрасные вещи происходят, когда вы отпускаете мысль о том, что ваше достоинство зависит от того, всегда ли вы правы, совершенны или имеете все это вместе, и вместо этого готовы признать, что вы несовершенный человек.0029 и это нормально . Внезапно нет страха быть разоблаченным. Это немного иронично, но принятие себя на самом деле является первым необходимым шагом к самосовершенствованию.

Нет никаких сомнений в том, что признать свои недостатки и пролить свет на свои слепые зоны может быть непросто, но только выход из зоны комфорта, повышение самосознания и готовность получать обратную связь и действовать в соответствии с ней у вас есть шанс действительно стать лучшей версией себя.

Читать следующую статью: Искусство осознанного общения

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К МОЙ СПИСКУ РАССЫЛКИ

Получайте от меня регулярные обновления,

доставляются на ваш почтовый ящик. Без спама!

Имя

Пожалуйста, введите ваше имя.

Адрес электронной почты

Пожалуйста, введите действительный адрес электронной почты.

ПРИСОЕДИНЯЙСЯ СЕЙЧАС!

Спасибо за подписку! Пожалуйста, проверьте свою электронную почту для получения дальнейших инструкций.

Что-то пошло не так. Пожалуйста, проверьте свои записи и повторите попытку.

ВАМ ТАКЖЕ ПОНРАВИТСЯ

Insight Learning (Определение + примеры)

Вы когда-нибудь были настолько сосредоточены на проблеме, что вам нужно было отступить, чтобы понять ее? Вы не можете найти решение, когда смотрите на все движущиеся части, но стоит вам отвлечься на что-то другое — «А-ха!» у тебя есть это.

Когда проблема не может быть решена путем применения очевидной пошаговой последовательности решения,   Инсайтное обучение происходит, когда разум перестраивает элементы проблемы и находит связи, которые не были очевидны при первоначальном представлении проблемы. Люди переживают это как внезапный момент А-ха.

Люди — не единственный вид, у которого есть эти моменты «А-ха». Работа с другими видами помогла психологам понять определение и этапы Insight Learning. Это видео расскажет об этих этапах и о том, как вы можете помочь продвинуть эти «ага»-моменты.

Что такое проницательное обучение?

Наблюдается ли проницательное обучение только у людей?

Четыре этапа проницательного обучения

Примеры проницательного обучения

Где лучше всего встретить Богоявление?

Проницательность против. Другие виды обучения.

Историческое развитие теории проницательного обучения

Применение проницательного обучения в классе

Заключение

Что такое проницательное обучение?

Инсайтное обучение — это процесс, который приводит к внезапному пониманию проблемы. Часто учащийся пытается понять проблему, но отступает до того, как происходит изменение восприятия. Инсайтное обучение часто сравнивают с обучением методом проб и ошибок, но оно немного отличается.

Вместо того, чтобы просто пробовать разные случайные решения, инсайтное обучение требует большего понимания. Учащиеся стремятся понять отношения между частями головоломки. Они используют шаблоны, организацию и прошлые знания, чтобы решить насущную проблему.

Наблюдается ли проницательное обучение только у людей?

Люди — не единственные существа, которые учатся проницательно. Не все виды используют этот процесс — только те, которые ближе всего к нам интеллектуально. Инсайтное обучение было впервые обнаружено не при наблюдении за людьми, а при наблюдении за шимпанзе.

В начале 1900-х годов Вольфганг Кёлер наблюдал за шимпанзе, когда они решали задачи. Самым известным объектом Келера был шимпанзе по имени Султан. Психолог дал Султану две палочки разного размера и поместил банан вне клетки Султана. Он наблюдал, как Султан смотрел на палочки и безуспешно пытался дотянуться до банана. В конце концов, Султан сдался и отвлекся. Но именно в это время Келер заметил у Султана «прозрение». Шимпанзе вернулся к палочкам, вложил одну в другую и использовал их, чтобы принести ему банан.

С тех пор как были проведены первоначальные наблюдения Келера, психологи глубже изучили процесс озарения и то, когда вы, скорее всего, испытаете этот момент «ага». Не существует точной науки об обучении прозрению, но некоторые теории предполагают, что некоторые места лучше подходят для прозрения, чем другие.

Четыре этапа интуитивного обучения 

Но как происходит интуитивное обучение? Было разработано несколько моделей, но наиболее популярной является четырехступенчатая модель. Четыре стадии инсайтного обучения: подготовка, инкубация, инсайт и проверка.

Подготовка

Процесс начинается, когда вы пытаетесь решить проблему. Перед вами лежат материалы и информация, и вы начинаете устанавливать связи. Хотя вы видите отношения между материалами, все еще не «щелкнуло». Это этап, когда вы начинаете разочаровываться.

Инкубация

Во время инкубационного периода вы «сдаетесь» на короткое время. Хотя вы отказались от проекта, ваш мозг все еще устанавливает связи на бессознательном уровне.

Прозрение

Когда в вашем уме установлены правильные связи, наступает момент «ага». Эврика! У вас есть озарение!

Проверка

Теперь вам просто нужно убедиться, что ваше прозрение верно. Вы тестируете свое решение и, надеюсь, оно работает! Это отличный момент в вашем учебном путешествии. Связи, которые вы устанавливаете, решая эту проблему, скорее всего, помогут вам в будущем.

Примеры проницательного обучения

Возможно, у вас уже есть примеры проницательного обучения из вашей повседневной жизни! Инсайтное обучение довольно распространено, хотя исследование, проведенное в Австралии, показывает, что только четверо из пяти человек сталкивались с этим типом обучения. Возможно, вы не осознавали, что участвуете в этом процессе, пока он не закончился. Примеры аналитического обучения включают: 

  • В любое время, когда к вам пришло озарение в душе или на прогулке по кварталу
  • Обнаружение решения проблемы только после того, как вы вышли из офиса и поехали домой
  • Мечтаете о правильном решении, чтобы принять или решение для подачи заявления  

Где лучше всего встретить прозрение?

Но что, если вы хотите испытать прозрение? Вы застряли на проблеме и больше не можете ее терпеть. Вы хотите отказаться от него, но не знаете, что вам нужно сделать, чтобы это прозрение произошло. Хотя момент «ага» не гарантирован, исследования показывают, что следующие действия или места могут помочь вам решить сложную проблему.

Три В творчества 

Креативность и нестандартное мышление являются ключом к решению проблем. И некоторые места поощряют творчество больше, чем другие. Исследователи считают, что дивергентное мышление можно запустить с помощью трех «Б»: кровати, ванны и автобуса.

Сон

«Кровать» может быть вашим лучшим выбором из трех. Исследования показывают, что если вы выспитесь всю ночь, у вас в два раза больше шансов решить проблему, чем если бы вы не спали всю ночь. Это может быть связано с быстрым сном, который вы получаете в течение всей ночи. Во время быстрого сна ваш мозг усердно работает, обрабатывая дневную информацию и сохраняя связи. Кто знает, может быть, сегодня ночью вы придумаете решение своих проблем!

Медитация 

Випассана на языке пали означает «прозрение». Если вы когда-либо интересовались медитацией, возможно, вы встречали это слово раньше. Вы можете заниматься медитацией випассаны дома или отправиться на 10-дневный ретрит. Эти ретриты часто проходят безмолвно и устроены так, чтобы культивировать осознанность разума и тела.

Вам совершенно не обязательно записываться на 10-дневный тихий ритрит, чтобы решить беспокоящую вас проблему. (Хотя у вас может быть серия прорывов!) Попробуйте медитировать по 20 минут за раз. Исследования показывают, что это может повысить вероятность решения проблемы.

Смейся!

Что вы чувствуете, когда у вас прозрение? Хорошо право? В следующий раз, когда вы попытаетесь решить проблему, проверьте свои эмоции. У вас больше шансов получить озарение, когда вы находитесь в позитивном настроении. Позитив открывает ваш разум и дает ему больше свободы для исследования. Это исследование может просто привести вас к вашему решению.

Будьте терпеливы, когда пытаетесь решить проблемы. Делайте перерывы, когда вам нужно, и убедитесь, что вы заботитесь о себе. Такой подход поможет вам решать проблемы быстрее и эффективнее!

Проницательность против. Другие виды обучения.

Обучение через озарение — это  а не  обучение посредством проб и ошибок, ни наблюдения  и подражания. Обучение через озарение — это теория обучения, принятая -й гештальт--школой психологии, которая не согласуется с -бихевиористской -школой, утверждающей, что все обучение происходит посредством -обусловливания из -внешней среды.

Гештальт — это немецкое слово, которое примерно переводится как « организованное целое , имеющее свойств и элементов в дополнение к сумме своих частей ». учащийся не просто реагирует на то, что он наблюдает в данный момент. Она также воображает элементы, которые могли бы присутствовать, но не присутствуют, и использует свое воображение, чтобы комбинировать части проблемы, которые в настоящее время на самом деле не так уж объединены.

Проницательность против. Обучение методом проб и ошибок

Представьте, что вы участвуете в соревновании по бегу по лабиринту. У вас и ваших соперников есть по 10 попыток. Первый, кто успешно пройдет лабиринт, получит 500 долларов. Вы можете использовать стратегию проб и ошибок, принимая случайные решения по поворотам и запоминая, были ли эти конкретные повороты успешными или нет, для вашей следующей попытки. Если у вас хорошая память и немного удачи, вы доберетесь до выхода и выиграете приз.

Прохождение лабиринта методом проб и ошибок не требует понимания. Если бы вам пришлось проходить другой лабиринт, у вас не было бы никаких преимуществ по сравнению с предыдущими лабиринтами с другим дизайном. Теперь вы научились проходить этот конкретный лабиринт, как предсказывали психологи-бихевиористы. Внешние факторы определяют ваше поведение при беге по лабиринту. Денежный приз мотивирует  в первую очередь пройти лабиринт. Все тупики лабиринта действуют как наказаний , которые вы не должны повторять. Все правильные ходы действуют как наград , которые вы не забудете повторить.

Если вы рассматривали соревнование по бегу по лабиринту как гештальт, вы могли заметить, что в правилах соревнования прямо не указано, что вы должны бежать по обозначенным путям, чтобы добраться до выхода.

Предположим, вы заметили, что стены лабиринта сделаны из картона. В этом случае вы можете объединить эти два наблюдения в своем воображении и понять, что вы можете просто пробить большие дыры в стенах или полностью снести их, чтобы заглянуть за углы и бежать прямо к теперь видимому выходу.

Проницательность Против. Обучение через наблюдение, подражание и повторение

Наблюдение, подражание и повторение лежат в основе обучения. Учитель игры на скрипке показывает, как правильно держать смычок; вы практикуете свои гаммы бесчисленное количество раз, прежде чем научитесь безупречно играть сонату Бетховена. Овладение спортом или игрой на музыкальном инструменте редко происходит от внезапного озарения, а от большого количества повторений и исправлений ошибок со стороны вашего учителя.

Герберт Лоуфорд, шотландский теннисист и чемпион Уимблдона 1887 года, считается первым игроком, сыгравшим верхнее вращение. Кто мог его этому научить? Кому он мог подражать? Можно только догадываться, поскольку ни один игрок в то время не обучался тому, как делать топспины.

Он мог бы научиться играть верхнее вращение, только имея новое понимание. Одна из возможностей состоит в том, что он сыграл один случайно во время тренировки, по ошибке ударив по мячу под более плоским углом, чем обычно. Тогда он мог бы заметить, что его противник был дезориентирован из-за более плоского и быстрого отскока мяча, и осознать выгоду от своей «ошибки» .

Бихевиористские теории обучения, вероятно, могут объяснить, как воспитываются самые успешные и хорошие теннисисты, но вам нужна гештальт-теория обучения, чтобы объяснить Герберта Лоуфорда.

Другой интересный известный анекдот, иллюстрирующий инсайтное обучение, связан с Карлом Фридрихом Гауссом, когда он был 7-летним школьником. Его учитель математики, похоже, придерживался строгого бихевиоризма в своем обучении, поскольку в оригинальной истории подразумевается, что он бил учеников выключателем.

Однажды учитель задал задание, требующее от учеников сложить все числа от 1 до 100. Он ожидал, что его ученики выполнят это вычисление так, как они были обучены. Он ожидал, что это будет кропотливой и трудоемкой задачей, что даст ему длительный перерыв. Всего за несколько мгновений юный Гаусс выдал правильный ответ после того, как ему пришлось сделать не более двух вычислений, которые легко проделать в уме. Как он это сделал? Гаусс рассматривал арифметическую последовательность как гештальт вместо сложения всех чисел по одному: 1+2+3+4…. +99+100, как он и ожидал.

Он понял это, разбив эту последовательность пополам на 50, затем сложив последнее число (100) под первым числом (1), а затем добавив две половины арифметической последовательности следующим образом: +       4      +       5         +    …………. +        48        +        49             +       50

100        +       99       +      98      +     97      +      96       +    ……………    +        53        +         52           +       51

101        +      101      +    101     +    101      +     101     +   ………………. +     101        +       101           +     101    

При таком расположении каждый числовой столбец дает в сумме 101, поэтому все, что нужно было сделать Гауссу, это вычислить 50 x 101 = 5050.

Can Major Scientific Прорывы могут быть сделаны только благодаря наблюдению и эксперименту?

Наука безоговорочно основана на фактах. Наблюдения, повторяемые эксперименты и достоверные измеримые данные должны поддерживать теории и объяснения.

Так как можно наблюдать бесчисленное количество вещей и сравнивать их, их нельзя делать случайным образом для наблюдений и экспериментов, направленных на расширение знаний. Они должны руководствоваться хорошим вопросом и проверяемой гипотезой. Прежде чем проводить настоящие эксперименты и наблюдения, ученые часто сначала проводят мысленных экспериментов . Они думают об идеальных ситуациях, воображая, как все могло бы быть, или воображая то, что есть.

Об атомах говорили задолго до того, как их стали изучать электронные микроскопы. Как можно было серьезно обсуждать атомы в Древней Греции задолго до открытий современной химии? Философы-досократы были озадачены чисто философской проблемой, которую они назвали проблема одного и многих .

Люди давно заметили, что мир состоит из множества разных вещей, которые не остаются статичными, а постоянно превращаются в разные вещи. Например, семя, отличное от дерева, со временем превратилось в дерево. Маленькие младенцы превращаются во взрослых, но остаются тем же человеком. Кипящая вода превратилась в пар, а замерзшая вода превратилась в лед.

Наблюдая за всем этим в мире, философы не просто принимали это как должное, а стремились извлекать из этого практическую пользу через стимул-реакцию и обучение методом проб и ошибок. Их было озадачен тем, как мир складывается в единое целое.

Чтобы понять смысл всей этой наблюдаемой изменяющейся множественности, нужно было представить себе ненаблюдаемое тождество, стоящее за всем этим. Тем не менее, нет очевидного или немедленного наказания или вознаграждения. Следовательно, кажется, что за философскими спекуляциями нет удовлетворительной бихевиористской причины.

Такие мыслители, как Эмпедокл и Аристотель, связывали общие свойства мира, влажность, сухость, температуру и фазы материи, следующим образом:

  • Земля : сухая, холодная     
  • Огонь: сухая, горячая
  • Вода: влажная, холодная
  • 90 007 Воздух: горячий или влажный, в зависимости от того, преобладает ли в атмосфере влага или тепло.

Эти 4 примитивных элемента, преобразованные и объединенные, порождают разнообразие, которое мы видим в мире. Однако этот взгляд был еще слишком чувственно обоснован  , чтобы обеспечить миру искомую связность и единство. Как может взаимодействовать множество действительно простых вещей? Разве такое взаимодействие не предполагает чего-то более фундаментального общего?

Считалось, что соотношение этих 4 элементов влияет на свойства вещей. В камне было больше земли, а в кролике больше воды и огня, что делало его мягким и давало ему жизнь. Хотя эта теория правильно предсказывала, что, казалось бы, простые вещи, такие как камни, представляют собой сложные соединения, у нее были серьезные недостатки.

Например, если разбить камень пополам много раз, его осколки никогда не будут похожи на огонь, воздух, воду или землю.

Чтобы объяснить, как разные вещи могут быть одинаковыми на одном уровне и разными на другом уровне, Левкипп и его ученик Демокрит пришли к выводу, что все вещи одинаковы в том, что они сделаны из некоторого общего примитивного неделимого материала, но различны из-за различных способы или модели, по которым может быть организована эта неделимая материя или атомы.

То, что атомы могут перестраиваться и рекомбинироваться в разные структуры, привело мыслителей к пониманию того, что если идея атома верна, то логически между атомами должно быть свободное пространство, в которое они могли бы перемещаться. Им пришлось представить себе вакуум — еще одно явление, не наблюдаемое напрямую, поскольку кажется, что каждый уголок и щель в мире заполнены какой-то жидкостью, твердым телом или газом.

Это древнее представление о вакууме оказалось не просто выдуманной историей, поскольку оно привело к современным практическим применениям в виде пылесосов и вакуумной упаковки пищевых продуктов.

Это понимание того, что атомы и пустота существуют, не имеет смысла с точки зрения бихевиористского обучения. Его нельзя объяснить с точки зрения реакции на стимул или условий окружающей среды, и он не имел практического значения в жизни древних греков.

То, что философы чувствовали себя обязанными придерживаться понятий, которые в то время не были непосредственно полезными, предполагает, что они, должно быть, чувствовали некоторую потребность понять вселенную как умопостигаемый «гештальт». Можно даже утверждать, что слово Космос, от греческого слова Космос, которое примерно переводится как «гармоничное устройство», является, по крайней мере, частичным синонимом.

Историческое развитие теории обучения с прозрением

Вольфгангу Колеру , немецкому гештальт-психологу, приписывают формулировку теории обучения с прозрением, одной из первых теорий когнитивного обучения. Он придумал эту теорию, впервые проводя экспериментов  в 1913 году на 7 шимпанзе  на острове Тенерифе, чтобы наблюдать, как они научились решать задачи.

В одном эксперименте он подвесил банан на верхушку высокой клетки. Коробки и шесты остались в клетке с шимпанзе. Сначала шимпанзе методом проб и ошибок добрались до банана. Они безуспешно пытались подпрыгнуть к банану. После многих неудачных попыток Колер заметил, что они сделал паузу, чтобы подумать  некоторое время.

Через некоторое время они стали вести себя более методично, ставя коробки друг на друга, создавая приподнятую платформу, с которой они могли ударить по банану, используя доступные шесты. Колер считал, что шимпанзе, как и люди, способны испытывать вспышки озарения, как и люди.

В другом эксперименте он поместил арахис в длинную узкую трубку, прикрепленную к внешней стороне клетки. Шимпанзе пытался вычерпать арахис рукой и пальцами, но безуспешно, так как трубка была слишком длинной и узкой. Сев, чтобы подумать, шимпанзе набрал в рот воду из ближайшей емкости с водой в клетке и выплюнул ее в трубку.

Арахис поплыл по трубе в пределах досягаемости шимпанзе. Важно то, что шимпанзе понял, что он может использовать воду в качестве инструмента в мгновение ока, то, что он никогда не делал до или никогда не показывал, как  делать .  Выводы Колера противоречат выводам американского психолога Эдварда Торндайка , который много лет назад проводил обучающие эксперименты на кошках, собаках и обезьянах.

Благодаря своим экспериментам и исследованиям Торндайк пришел к выводу, что, несмотря на огромную разницу в скорости обучения и потенциале между собаками-обезьянами и кошками, он пришел к выводу, что все животные, в отличие от людей, не способны к подлинному логическому мышлению. По его словам, животные могут учиться только с помощью условного рефлекса, проб и ошибок и решить проблемы случайно.

Четырехэтапная модель интуитивного обучения Колера

Из своих наблюдений за тем, как шимпанзе решают сложные задачи, он пришел к выводу, что процесс обучения проходит через следующие 4 этапа: всю необходимую информацию и материалы. Они обрабатывают стимулы и начинают устанавливать связи.

  • Инкубация: Учащиеся разочаровываются, и наблюдателям может даже показаться, что они сдаются. Однако их мозг продолжает обрабатывать информацию бессознательно.
  • Прозрение: Учащийся, наконец, достигает прорыва, иначе называемого прозрением или моментом «Ага». Это озарение приходит мгновенно и часто приводит к радикальной реорганизации проблемы. Это прерывистый скачок в понимании, а не продолжение рассуждений, предпринятых на этапе подготовки.
  • Проверка: Теперь учащийся формально проверяет новое понимание и видит, работает ли оно в различных ситуациях. Математические идеи формально доказаны.
  • 2 nd  и 3 rd  этапы инсайтного обучения хорошо описаны в анекдотах об известных научных открытиях. В 1861 году Август Кекуле исследовал структуру молекулы бензола. Он знал, что это цепочка из 6 атомов углерода, присоединенных к 6 атомам водорода. Тем не менее, He застрял   (фаза инкубации)  при разработке того, как они могут сочетаться друг с другом, чтобы оставаться химически стабильными.

    Он отвернулся от стола и, глядя на камин, заснул. Ему приснилась змея, пожирающая свой хвост, а затем кружащаяся. Он проснулся и понял (этап понимания)  , что эти углеродно-водородные цепи могут замыкаться друг на друга, образуя гексагональные кольца. Затем он проработал последствия своего нового понимания бензольных колец. (Фаза проверки)

    Подготовленные соответствующим образом умы могут получать озарения, наблюдая за обычными повседневными событиями. Многие люди, должно быть, видели, как яблоки падают с деревьев, и ничего об этом не думали. Когда Ньютон увидел падение яблока, он связал его падение с действием луны. Если невидимая сила срывает яблоко с верхушки дерева, не может ли та же сила распространяться и на луну? Эта же сила должна удерживать Луну на орбите вокруг Земли, не давая ей улететь в космос. Конечно, это кажется нелогичным, потому что, если Луна подобна яблоку, не должна ли она рухнуть на землю?

    Подготовленный разум Ньютона понял, что луна постоянно падает на землю по изгибу горизонта. Гравитационное притяжение Земли к Луне уравновешивало ее горизонтальную скорость по касательной к ее орбите. Если бы яблоко выстрелили достаточно быстро из-за горизонта из пушки, оно, как и луна, осталось бы на орбите.

    Таким образом, хотя до Ньютона все знали о гравитации как реакции на стимул и даже использовали ее на практике для взвешивания вещей, никто не понимал ее универсальных последствий.

    Применение проницательного обучения в классе

    Цикл подготовки-инкубации-прозрения-проверки может быть реализован учителями в классе. Теория гештальта предсказывает, что учащиеся лучше усваивают материал, когда они усваивают материал; они мысленно подготовлены  к возрасту и зрелости, имеют опыт, позволяющий им относиться к материалу, и базовые знания, позволяющие им контекстуализировать материал. При первом представлении контента, которому они хотят научить учащихся, учителя должны убедиться, что учащиеся должным образом подготовлены к получению материала, чтобы успешно пройти этап подготовки к обучению.

    Учителя должны представлять материал целостно и контекстуально. Например, рассказывая о человеческом сердце, они должны также учить, где оно находится в человеческом теле, его функциональном значении и взаимосвязи с другими органами и частями тела. Учителя также могли бы связать другие области, например, сравнение сердец с механическими насосами.

    После того, как учитель сообщил учащимся достаточно исходной информации, они должны поставить перед учениками задачу для решения самостоятельно или в группах. Задача должна потребовать от учеников применить то, что они узнали, по-новому и установить новые связи, которые учитель явно не установил во время урока.

    Однако они уже должны знать и быть знакомы со всем материалом, необходимым им для решения задачи. учащимся должно быть разрешено искать решение  и делать много ошибок , так как это жизненно важно на этапе инкубации. Учитель должен сопротивляться искушению кормить их с ложечки. Вместо этого учителя должны использовать Метод Сократа , чтобы уговорить студентов прийти к решениям и ответам самостоятельно.

    Предоставление учащимся возможности пройти достаточно сложную инкубационную фазу задействует все их высшие когнитивные функции, такие как логическое и абстрактное мышление, визуализация и воображение. Это также приучает их к небольшому разочарованию, чтобы развить психологическую устойчивость, чтобы оставаться сосредоточенными.

    Это также заставляет их мозг усердно работать, обрабатывая информацию, чтобы в достаточной степени овладеть полученными знаниями, что повышает вероятность того, что они будут сохранят полученные знания и смогут применять их в различных контекстах.

    После того, как учащиеся записали свои идеи и решения, учитель должен провести их через этап проверки. Учитель и ученики должны проверить и проверить правильность ответов. Решения должны быть проверены на наличие ошибок и несоответствий и сверены с нормами и стандартами в данной области.

    Однако следует помнить, что массовое образование ориентировано на учащихся средних способностей и что не все учащиеся всегда одинаково способны к обучению через инсайт. Кроме того, учащиеся должны быть готовы приобрести способность и потенциал для плодотворного понимания.

    Заключение

    Обучение только на основе стимул-реакции недостаточно для прогресса и крупных прорывов в науке. Чтобы совершить прорыв, люди должны быть все более и более способными к все более и более высоким уровням абстрактного мышления.

    Однако не все мы в равной степени способны к прозрениям на переднем крае научных исследований. Большая часть образования направлена ​​на повышение среднего уровня мышления, знаний и приобретения навыков.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *