Интеллект: что это такое, виды, классификация и уровни в психологии человека
Содержание
- 1 Определение интеллекта
- 2 Типы
- 3 Структура
- 4 Основная функция
- 5 Индивидуальные особенности
- 5.1 От чего зависит интеллектуальный уровень
- 5.2 Возрастные различия
- 5.3 Гендерные различия
- 6 Понятие коэффициента интеллекта в психологии
- 7 Диагностика
- 8 Мышление и интеллект
- 9 Можно ли совершенствовать интеллектуальные навыки
- 10 Рекомендации для повышения коэффициента
- 11 Эмоциональный интеллект
- 12 Социальный интеллект
- 13 Интеллект ребенка
- 14 Заключение
Люди часто задумываются над вопросом, что такое интеллект человека, и как он связан с психологией. Поэтому в этой статье я подробно объясню, что понимается под этим термином.
Это комплекс способностей учиться, понимать, решать сложные вопросы и находить выход из затруднительных ситуаций, а также умение мыслить. Общество очень уважает это качество и признает его ценность, но не всегда дает ему правильную характеристику. Чертами интеллектуала для многих являются энциклопедические знания и отменная память. На самом деле, они связаны с эрудицией.
Определение интеллекта
Он представляет собой нечто вроде вкуса к идеям. Цепочка такова: мышление перерабатывает приобретаемый нами жизненный опыт и накапливает знания, с их помощью рождаются новые идеи, открытия, изобретения, инновации. Это мыслительный процесс, который невозможен без способностей. Кому-то их дано больше, у кого-то их меньше. Это и есть человеческий интеллект. Если его уровень низкий, пользы от знаний будет немного. Начитанность и осведомленность – это лишь инструменты, которые помогают ему проявляться. Иметь большой багаж знаний без умения их использовать то же самое, что играть на скрипке, не имея таланта.
Что характеризуют интеллектуальные навыки:
- объем памяти;
- навыки анализа, структурирования информации и прогноза;
- логику;
- внимательность;
- усердие;
- воспроизведение;
- гибкость, глубину, пытливость ума;
- любопытство.
Типы
До сих пор единой классификации интеллекта не существует. Только один ученый, Говард Гарднер, выдвинул теорию 8 разновидностей:
- Пространственный, наиболее развит у водителей, конструкторов. Характеризует умение ориентироваться на местности. Если вы испытываете сложности с тем, чтобы построить маршрут, именно его нужно развивать. Сделать это можно, решая задачи с поиском выхода, занимаясь живописью и лепкой, отслеживая движение объектов.
- Кинестетический, отвечает за навыки пользоваться собственным телом, ловкость, координацию. Те, у кого он развит, отлично танцуют и работают. Помощниками в его развитии будут спорт, йога, физические нагрузки.
- Музыкальный, дает своим обладателям чувство ритма, слуха и понимания. Чем больше человек окунается в музыку, танцуя, слушая, занимаясь пением, тем больше он будет совершенствовать эту разновидность интеллекта.
- Лингвистический, отвечает за письменную и устную речь, развивается при изучении иностранных языков, чтении, общении с людьми.
- Логический, позволяет чувствовать себя как рыба в воде среди символов, знаков и схем. Будет отличным спутником ученого и изобретателя. Чтобы совершенствовать логику, нужно решать задачи, головоломки и ребусы, строить цепочки.
- Межличностный, он же социальный, близок к эмпатии. Это умение чувствовать и понимать людей, легкость в построение взаимоотношений, общительность и коммуникативность. Он важен для создания семьи, формирования дружеских связей. Его тренируют на семинарах, тренингах, групповых играх.
- Эмоциональный нужен, чтобы понять себя, жить в гармонии со своим внутренним миром. Особенно сложен для развития, поэтому требует применения духовных практик: медитации, очищения, осмысления.
- Натуралистический связан с мировосприятием, явлениями окружающей природы, физическими законами.
Любой из видов интеллекта в психологии основан на развитии свойств личности и определяет ее индивидуальность.
Структура
Процессы в нашей голове настолько сложны и многообразны, что не подвергаются структурированию по нескольким критериям. Сравнивать талантливого математика с гениальным композитором сложно и непродуктивно.
Психолог Дарья Милай
Записаться на прием
Дж. П. Гилфорд представил трехмерную кубическую модель, в которой выделил 120 умственных способностей (память, анализ, оценка, выражение мыслей и пр.) и структурировал их по трем составляющим:
- Содержание (о чем мы думаем).
- Операция (как мы мыслим).
- Результат (к чему приводит процесс).
Некоторые люди умеют быстро делать выводы и принимать решения, другим близки вспышки озарений с моментальным пониманием сути (помните Архимеда с его «эврикой»), третьи зацикливаются на пришедшем первым предположении. Интеллектуально развитый человек может всю жизнь прожить счастливо, при этом мыслить бессистемно и импульсивно, не выходить за рамки стандартов и стереотипов.
Основная функция
Ценность умственных способностей в том, что они помогают продуктивно мыслить. Благодаря им люди:
- самореализуются и самоутверждаются;
- достигают успеха и проявляют таланты;
- осваивают новые умения и получают знания;
- занимают положение в обществе.
Список может быть продолжен тем, что разум и прозорливость с давних времен до сегодняшних дней помогают выжить, устроиться, создать семью и воспитать детей. Поэтому главное из того, за что они отвечают – это умение встроиться в общество, адаптироваться и найти свое место, причем сделать это выгодно и быстро. Разум защищает нас от опасностей. Уровни интеллекта в психологии делят на:
- Низкий. Люди, находящиеся в этой категории слабые и зависимые, пассивные и покорные. Им обязательно нужна опека и поддержка, окружающий мир кажется им сложным и агрессивным, а проявление инициативы и собственных талантов бессмысленным и трудоемким делом.
- Средний. Свойственен тем, кто обладает хорошими умственными способностями, самостоятельностью и активностью. Они легко адаптируются в обществе, не боятся житейских проблем, применяют свои знания и навыки, находят круг общения и возможность самовыражения.
- Высокий. Особенная каста «революционеров и волшебников», которая выше того, чтобы приспосабливаться к миру. Для них проще и понятнее изменить среду обитания под себя, чем поменять собственные ценности. Безусловно, их меньшинство.
Индивидуальные особенности
Традиционная концепция в психологии выделяет классификацию по трем видам интеллекта:
- Врожденный, который нельзя заучить и привить.
- Социально-поведенческий, который прослеживается в поступках и высказываниях
- Оцениваемый, он поддается измерению с помощью психологических тестов.
Люди отличаются не только по наличию способностей, но и по их качественным характеристикам, набору, который свойственен личности. Однозначно сказать, что талантливый художник будет таким же в танцах, нельзя. А вот то, что различия в уровне мыслительной деятельности заметны почти с рождения – можно.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Узнать подробнее
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Узнать подробнее
Если ребенок проявляет любопытство к окружающему миру, доставляет массу хлопот, разматывая туалетную бумагу, опрокидывая еду, таская за хвост домашнюю кошку – будьте уверены, это признак высокого интеллекта.
От чего зависит интеллектуальный уровень
Определенный набор качеств мы получаем с рождения, по наследству. На них невозможно влиять. Но речь идет только о половине навыков. Другая – приобретается в течение взросления и зависит не только от природных данных: подвижность нейронов, быстрота реакции, характер нервной системы, но и от социального окружения, в котором развивается личность.
Особое значение для становления умственных способностей имеет эмоциональная связь ребенка и матери. Дети, которые окружены любовью, лаской и заботой показывают лучшие результаты по оценочным intellectus тестам.
Возрастные различия
Измерение интеллекта у одного и того же человека в разном возрасте даст взаимосвязанные результаты. То есть, если малыш в 5 лет отличался умом и сообразительностью, показатели мозговой активности. скорее всего, останутся высокими и в 20, и в 40 лет. Однако, 100% гарантии дать нельзя.
Например, Паскаль, будучи 13-летним, участвовал в заседаниях ученого совета по математике, а Эйнштейн в 15 лет был исключен из школы за неуспеваемость.
Сравнивая показатели разных возрастных групп, мы увидим определенные закономерности:
- коэффициент растет до 17-18 лет, замедляя движение в переходные периоды, когда мозг «занят» решением других вопросов;
- после 20 лет развитие значительно замедляется;
- логический, аналитический и арифметический потенциал раскрываются к 30 годам;
- медицина проще дается к 40 -45 годам, психология – после 50;
- искусству покорны все годы, ограничения исследователями не установлены.
Интересен тот факт, что обязательного регресса интеллектуальной активности не происходит. Конечно, у пожилых людей нарушаются физиологические процессы, влияющие на кору головного мозга, зато человек приобретает важный жизненный опыт, который помогает ему применять те знания, которые он накопил.
Гендерные различия
Хотя стереотип об огромной разнице умственных способностей сильного и слабого пола постоянно обсуждается в обществе, научно обосновать наличие «интеллектуальной пропасти» никто пока не смог. Действительно, средний уровень интеллекта примерно одинаков у мужчин и женщин. Разница наблюдается в следующих аспектах:
- девочки до 15 лет развиваются намного быстрее мальчиков;
- математическими талантами лучше удается блистать представителям мужского пола, а женщины отличаются развитием речи, эмоциональной активности и творческих навыков;
- приоритетом прекрасной половины является нестандартное мышление.
Понятие коэффициента интеллекта в психологии
Количественный показатель введен в практику в начале 20 века В. Штерном. Чтобы определить свой интеллектуальный уровень, нужно пройти тестирование. Средний результат большинства землян колеблется в диапазоне 80-120, есть представители с IQ около 200. Умственной отсталостью считаются показания менее 70.
Формула для расчета простая:
IQ= Умственный возраст/физический х 100p
Диагностика
Исследования интеллектуальности проводятся на основе разных методик и техник. Все они основаны на двух принципах: тестирование и эксперимент.Например, логическое мышление и навыки определения закономерностей выявляются с помощью прогрессивных матриц Равена. Тесты по Амтхауэру специализируются на ориентации в профессиональной деятельности. И первая, и вторая технологии разработаны для людей разных лет. Чтобы оценить ребенка, подойдет метод Гудинаф-Харриса, который дает оценку по детскому рисунку. Всем этим разработкам исполнился не один десяток лет, они унифицированы и дают усредненные показания.
Задайте вопрос
Мышление и интеллект
Механизм, с помощью которого мы получаем новые знания и делаем выводы, познаем себя и окружающий мир – это мыслительная активность. Она является высшей ступенью развития, потому что дает возможность постичь те явления и объекты, которые невозможно воспринять на уровне других чувств.
Интеллект – это способность пользоваться мышлением в полной мере. Чем лучше он развит, тем больше мы способны понять и постичь.
Можно ли совершенствовать интеллектуальные навыки
Влиять на умение управлять процессами головного мозга и использовать потенциал по максимуму учиться надо с раннего детства. Будучи взрослыми, существенно улучшать свои умственные способности будет непросто, но возможно. Они зависят от пластичности психики, скорости реакций и количества нейронных связей. Тренажерами для их развития являются анализ, обработка и структурирование информации. Другими словами, чем больше вы будете думать, тем умнее станете.
Рекомендации для повышения коэффициента
5 практических советов для тренировки мозговой активности и увеличения IQ, которыми можно пользоваться ежедневно:
- Бросайте мозгу вызов, решайте математические задачи, изучайте иностранные языки, научитесь играть на музыкальном инструменте.
- Общайтесь с образованными людьми. Ведя беседу и понимая ход мыслей умных, вы извлечете пользу для себя.
- Играйте в компьютерные игры, которые требуют разработки стратегии, тренируют реакцию.
- Читайте книги, это развивает словарный запас и эрудицию.
- Занимайтесь спортом, ведите здоровый образ жизни.
Эмоциональный интеллект
Понятие IQ включает умение различать эмоции, понимать, что движет другими людьми, чего они хотят, к чему стремятся и чего добиваются. Именно он помогает управлять своими и чужими чувствами для достижения целей.
Наш ум можно условно разделить на две половины: рациональную, которая отвечает за познание, мысли, умозаключения и импульсивную, лишенную логики, но не менее влиятельную. В идеале мы должны уравновесить и подружить эти части.
Составляющая IQ – это характер. Эмоциональный вид включает в себя навыки:
- верить в себя;
- сочувствовать;
- контролировать эмоции;
- стремиться к цели;
- находить мотивацию.
Социальный интеллект
Он помогает правильно трактовать поведение окружающих, выстраивать отношения между людьми. Чем лучше он развит, тем более вы приспособлены к жизни в обществе. Если эта часть мыслительной деятельности высоко развита, вам не составит труда спрогнозировать реакцию собеседника или молниеносно выдать суждение о ком-либо, не задумываясь ни на минуту. Это скорее дар приспособления, чем глубокого и вдумчивого понимания.
Интеллект ребенка
У малыша в 10-месячном возрасте количество нейронных связей, отвечающих за обработку информации, в разы превышает ресурс взрослого человека. Если к 5 годам интеллектуальные способности целенаправленно развивать, вы добьетесь уникальных результатов.
Детям необходимо тренировать:
- осознанность процесса обучения;
- память;
- внимание.
Заключение
В психологии определение интеллекта – это прежде всего комплексные способности использовать свой потенциал и адаптироваться в нашем мире. Творите, увлекайтесь, рисуйте, делайте свою реальность ярче и не зацикливайтесь на чем-то одном. Записывайтесь на мою личную консультацию, и мы вместе выявим четкую картину ваших сильных и слабых сторон.
В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.
Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.
Записаться на консультацию
Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.
Skype, Viber.
Записаться на консультацию
Интеллект это в психологии что, определение, виды кратко, эмоциональный, общий, социальный
Обновлено: 18.07.2023
Попытки определить понятие интеллекта и измерить его предпринимались с древних времен. Но исследователи и психологи до сих пор не пришли к единому мнению относительно разных теорий и составляющих этой характеристики. Существует даже мнение, что нужно отказаться от всех вариантов трактовки данного термина и заменить его другими более конкретными (но они еще также не введены).
Общее определение
Самой распространенной была трактовка К. Ясперса, утверждавшего, что интеллект — это человек, который рассматривается в совокупности со стороны его уникальных способностей.
Н.Н. Моисеев утверждал, что интеллект — это постановка целей, планирование ресурсных вариантов, стратегическое строение для поставленной цели. Он дает возможность решать конкретные долгосрочные задачи, то есть речь идет об умении построить планы и реализовать их, а также просчитать возможные риски и последствия действий, которые для этого предпринимаются.
Чаще всего психологи используют трактовку, утверждающую, что интеллект характеризуется способностью к абстрактному мышлению, логике, аналитическим операциям, обнаружению взаимосвязей и законов, обучаемости, адекватному восприятию данных и умению решать поставленные задачи. Задачами могут быть абсолютно любые проблемы, встречающимися в жизни и требующими решения.
Современные психологи трактуют интеллект как умение познавать мир и эффективно решать любые проблемы, в том числе овладевать принципиально новыми умениями для устранения препятствий. В связи с этим интеллект вполне можно развивать, увеличить или уменьшить его КПД.
Интеллект иногда характеризуется в психологии исключительно по отношению к целям, которые встречаются в жизни. В частности, это актуально при выживании, которое является главной целью, прочие же — только вытекают из нее, а также к целям и возможностям, реализуемым в какой-то конкретной области деятельности.
Общий интеллект
В 1904 г. психологом Ч. Спирманом была разработана концепция фактора G, известная также как общий интеллект или фактор общего интеллекта. Ученый сделал открытие, обнаружив взаимосвязь между конкретными когнитивными навыками. Концепция подтверждает, что человеческая способность действовать согласно ситуации непосредственно зависит от прочих его умений и уровня умственных способностей.
Данный фактор общего интеллекта обычно представлен в примерно половине вопросов при тестировании, определяющем уровень интеллекта. С помощью таких тестов возможно лишь оценивать определенные отдельные способности, например, логическое мышление или память, но ни один из них не показывает общей картины.
Коэффициент интеллекта
IQ (intelligence quotient) или коэффициент интеллекта используют для определения интеллектуальных способностей. Данное соотношение выражается умственным возрастом, деленным на биологическим и умноженное на 100. Например, если 12-летний ребенок развил ум, который обычно характерен 14-летнему подростку, то его IQ будет равен 117.
Если по результатам тестирования ребенок имеет средние или даже низкие показатели IQ, то это не означает его будущие неудачи. Как правило, нормой считается 90-110, а низкий показатель – менее 70 в большинстве тестов.
Необходимо учитывать, что стандартное тестирование подразумевает соответствующие ответы, но человек может мыслить нестандартно, креативно, выполняя задания неверно. Тогда получается неадекватный низкий результат. Также возможна ситуация, когда человек (чаще всего ребенок) теряется и может справиться даже с элементарными для них заданиям вследствие волнения и желания получить высокий балл.
Результаты тестирования необходимо тщательно изучать и выдавать интерпретацию с учетом индивидуальных особенностей характера и мышления человека. Самый популярный тест в современной психологической науке — это тест Айзенка. Также используются варианты тестирования Д. Векслера (психиатра из США), так как именно их считают самыми объективными. Но единого стандарта для определения IQ не существует.
Социальный интеллект
Интеллект – это в психологии умение верно понимать, что значит поведение того или иного человека. Данное умение нужно для оптимального межличностного взаимодействия и быстрой адаптации в определенном социуме.
Данный термин был впервые в 1920 г. использован в психологических трудах Э. Торндайком для определения «дальновидности в межличностных отношениях». Другие исследователи по-своему интерпретировали данный термин, конкретизировали его и адаптировали.
В частности, в 1937 г. Г. Олпорт увидел взаимосвязь социального интеллекта со умением высказать почти мгновенные суждения об окружающих, предсказать самые вероятные их реакции. По его мнению, это особенный «социальный дар», который может обеспечить легкость взаимоотношений, при этом его результатом будет социализированное приспособление, но без глубокого понимания мотивов и причин.
Как измеряют
Впервые надежный вариант диагностики для определения уровня социального интеллекта разработал и внедрил в свою практику исследователь Дж. Гилфорд. По его концепции, социальный интеллект – это конкретная система интеллектуальных умений, которая при этом не зависит от уровня и влияния общего интеллекта.
Данные умения, аналогично общеинтеллектуальным, представляются в виде 3 изменяемых факторов: содержание, операции, результаты. Исследователь смог выделить 1 конкретную операцию — познание (С), а также сосредоточился в проводимых экспериментах на конкретизации и изучении поведения (СВ).
Данное умение определяется с помощью 6 факторов:
- Определение элементов поведения (CBU) — умение выделить определенную вербальную и невербальную экспрессию (данное умение близко к определению «фигуры из фона», которая была исследована в гештальт-психологии).
- Определение уровней поведения (СВС) — это умение распознать обобщенные свойства в некоторых данных о поведении человека, имеющих экспрессивный или ситуативный окрас.
- Определение отношений поведения (CBR) — это умение понять человеческие взаимоотношения, которые существуют.
- Определение систем поведения (CBS) – это умение понять логику формирования и дальнейшего развития целостных ситуационных взаимодействий, смысловую нагрузку поведения людей в каких-то определенных ситуациях.
- Определение преобразований поведения (СВТ) — это умение понять первоначального значения похожего поведения (вербального и невербального) в различных ситуациях.
- Определение итогов поведения (CBI) — это умение прогнозировать возможные результаты какого-либо поведения, основываясь из полученных данных.
Эмоциональный интеллект
Есть мнение, что самые успешные и наиболее влиятельные люди в мире не всегда обладают гениальными способностями к наукам. Основным фактором, который дает возможность прийти к славе, быстрой карьере, признанию, считается не общий интеллект, который определяется как IQ (intelligence quotient), а эмоциональный, обозначаемый психологами как EQ (emotional quotient).
Интеллект – это в психологии человеческое умение к пониманию и контролю своих чувств и эмоций, интерес к окружающему социальному миру, эмоциям, а также возможность понять эмоциональный фон и управление ими.
Понятие было сформулировано американским исследователем Л. Гарднером в 90-х гг. XX века. Однако необходимо отметить, что его изучение за последние годы так и не позволило сформировать его конкретные границы, в отличие от показателя IQ.
Признаки высокого эмоционального интеллекта
Среди исследований были определены ряд признаков, которые указывают на высокий порог эмоционального интеллекта.
В частности, можно привести следующие из них:
- Сформированный эмоциональный словарь — это умение понять и отличить смежные эмоции и чувства, а также описать их;
- Повышенный интерес к окружению, здоровое любопытство и эмпатия — это способность мысленно поставить себя на место любого человека, наладить контакт;
- Восприимчивость к переменам, возможность приспособиться к житейским обстоятельствам;
- Способность без труда отказать себе и окружению в неуместных желаниях – такое умение является свидетельством самоконтроля и самоуважения;
- Умение и желание делить с окружающими интересные знания, дарить им приятные нежданные подарки, при этом не ожидая что-то взамен;
- Умение ценить то, что есть, не жаловаться, что чего-то недостаточно — крайне полезно в жизни, уменьшает стрессы и ведет к отличному самочувствию.
Виды интеллекта по Говарду Гарднеру
Разработанная концепция, включающая в себя разделение интеллекта на разные типы, долгое время не находила подтверждений и считалась просто вызовом тесту на IQ. Данное тестирование определяет уровень интеллекта в количественных показателях. Концепция о 8 типах интеллекта указывает на то, что все люди так или иначе стремится к развитию каждого из этих типов. Именно это способствует формированию его умения к познаванию не только социума, но и окружающего мира в целом.
Данная концепция разработана Говардом Гарднером. Именно этот исследователь в 1983 г. решил внести изменения в устоявшееся к тому времени понятия об интеллекте, разработанные школой когнитивных наук. На данный момент, несмотря на достоверные резковаты проведенных исследований и аргументацию, эта концепция не является общепринятой.
Пространственный
Данный вид характеризуется превосходным ориентированием в пространстве любого масштаба (неважно маленького или большого).
Лучше всего такой тип интеллекта развивается у водителей разного транспорта, архитекторов, любителей шахмат.
Телесно-кинестетический
Данный тип интеллекта характеризуется способностью использовать свое же тело, управлять им, точностью движений, балансировкой и тому подобное. Развит у танцоров, а также представителей прикладных профессий.
Музыкальный
Такой тип интеллекта характеризуется повышенной чувственностью к звукам, а также ритмам. Певцы, гитаристы, пианисты и другие игроки на различных инструментах обычно хорошо владеют этим видом интеллекта.
Лингвистический
Этот вид интеллекта определяет хорошим восприятием всех факторов, связанных со словами, их дефинициями, сочетанием. Данный тип является доминирующим у писателей, поэтов, журналистов, копирайтеров.
Логико-математический
Выражается в умении понимать символы и факты, отличать их от гипотез и теорий. Лучше всего развивается у ученых.
Межличностный
Характеризуется способностью взаимодействовать с людьми. Оптимальное умение понимать, определять эмоции, чувства и настроение. Развит у успешных продавцов, учителей, психологов.
Внутриличностный
Это умение верно определять и улавливать свои эмоции, решения для покоя.
Натуралистический
Интеллект – это в психологии способность, которая определяется чутким отношением к природе, возможностью разобраться в ней, видеть отличия между растениями, животными и прочее.
Формирование каждого из описанных типов интеллекта и их взаимодействие указывают на умения развивать познание. Эта концепция может объяснить, к примеру, почему успешные музыканты неважно учились в школе.
Теории по структуре интеллекта
На данный момент разработано множество концепция и теорий, которые описывают структуру и состав интеллекта, самые известные из них принадлежат Ч. Спирмену и Р. Кеттеллу. Последний также известен своим 16-факторным тестом.
Исследования Чарльза Спирмена
Ч. Спирмен в начале XX века сформулировал 2 центральных фактора: G (general – общий) и S (special – специфический).
G определяет общий уровень, S – конкретные умения, специфику мышления, восприятия и прочих способностей, задействованных для решения каких-либо определенных жизненных задач.
Теория Реймонда Кеттелла
В 40-х гг. прошлого столетия концепция общего интеллекта дорабатывалась исследователем Кэттелом, сформулировавшим и доказавшим существование понятий «подвижный» и «кристаллический» интеллект, ставшими структурными частями общего интеллекта.
Подвижный вид характеризует способность человека обосновать собственные действия и решения, умение находить выход из разных жизненных ситуаций вне зависимости от имеющегося опыта.
Иными словами, этот тип интеллекта человек использует для аналитической деятельности, выявления классических схем поведения и причинно-следственных связей при задействовании элементарных логических приемов и заключений. Исследователь считал, что данный тип интеллекта непосредственно связан с генетическим наследием, но никак не зависит от образования и способности к обучению.
При этом кристаллический интеллект не может быть врожденным и не имеет никаких связей с формированием и работой нервной системы человека. Иными словами, он развивается исключительно при обучении и развитии персональной культуры. Такой тип интеллекта состоит из обобщенных познаний об обычной деятельности человека, лексическом пласте, словосочетаниях, пользовании оборудованием и инструментами, формировании отчетов и прочее.
Другими словами, в том случае, когда появляется новая задача и человек понимает, что ранее встречал уже что-то похожее, задействуется именно кристаллизовавшийся интеллект. В случае отсутствия предыдущего опыта – применяется подвижный тип.
Качества и свойства
Значительными свойствами интеллекта можно назвать пытливость и глубину ума, а также гибкость и подвижность, способность к логике и доказательствам:
Свойства ума | Характеристика и значение |
любопытство | желание всесторонне узнать о каком-либо явлении или предмете в действительных отношениях, определяется активным познанием |
глубина ума | определяется умением отделить основные моменты от второстепенных, нужное от необязательного |
гибкость и подвижность | это умение обширно использовать свой собственный опыт, быстро и четко оперативно изучать элементы новых взаимосвязей и отношений, абстрагироваться от шаблонов мышления |
логичность | определяется четкой последовательностью измышлений, умением учесть любые значимые элементы в обследуемом объекте, всевозможные взаимосвязи |
доказательность | определяется умением пользоваться в необходимое время фактами, закономерностями, убеждающими в верности измышлений и выводов |
критичность | характеризуется способностью четко оценивать итоги измышлений, умением критически оценивать их, избегать неверного решение, остановить собственные действия, если они не способствуют решению поставленных задач |
широта | это умение видеть всю задачу целиком, при этом не упуская из вида первоначальную информацию, сопутствующую поставленной задаче, охватывать разные варианты в решении вопроса |
Познания возникают во время обучения и практического применения. Значительный запас полезной информации (эрудиция) — это очень важный элемент интеллекта. Полноценно и всесторонне оценить умственное развитие человека, который овладел огромных количеством познаний, нельзя, так как запас знаний не может отразить всего интеллекта.
У человека может быть 3 диплома о высшем образовании, но он при этом может не обладать высоким уровнем интеллекта. А человека, обладающий относительно невеликим запасом знаний, нельзя считать отсталым. Умение рассуждать, применять свой жизненный опыт и познания может быть на значительном уровне, и это при некоторых условиях проявится в достижении успехов.
На показатель интеллектуального развития влияют факторы:
- генетическое наследие;
- жизненный и культурный уровень семьи;
- методы обучения и воспитания в дошкольном возрасте;
- здоровье матери в период беременности.
Однако эти факторы не указывают на то, что интеллектуальное развитие начинается только в раннем возрасте. В это время могут закладываться основы, однако интеллект включает в себя множество разных структурных элементов. Также он изменяется в течение всей жизни человека.
Интеллект — обобщенная умственная способность, включающая умение делать выводы, прогнозировать, решать проблемы и вопросы. Так же он позволяет планировать, абстрагироваться, вникать в сложные концепции.
Нельзя забывать о возможности обучаться на основе своего и чужого опыта. Это не только изучение материала и данных, специфические академические познания или способность грамотно проходить тестирования. Данное понятие в психологии включает в себя широкие и глубокие умения узнавать окружающий мир, определять суть явлений и определять, как поступить в той или иной ситуации.
Видео об интеллекте в психологии
Когнитивная психология. Что такое интеллект:
Значение, определения, природа и типы интеллекта
Значение и определения интеллекта
Интеллект определяется многими способами: способности более высокого уровня, такие как абстрактное мышление, мысленное представление, решение проблем и принятие решений, способность к обучению, эмоциональное знание, креативность и адаптация для эффективного удовлетворения требований окружающей среды. В более общем смысле его можно описать как способность воспринимать или делать выводы и сохранять ее как знание, которое можно применить для адаптивного поведения в среде или контексте.
1. Согласно Вудворту и Маркизу , «Интеллект означает использование интеллекта. Это использование интеллектуальных способностей для управления ситуацией или выполнения какой-либо задачи».
2. Согласно Stren , «Интеллект — это общая способность человека сознательно приспосабливать свое мышление к новым требованиям. Это общая умственная приспособляемость к новым проблемам и условиям жизни».
3. Согласно Terman , «Человек разумен в той мере, в какой он способен нести абстрактное мышление».
4. Согласно Wagnon , «Интеллект — это способность учиться и приспосабливаться к относительно новым и меняющимся условиям».
Классификация тестов интеллекта
I. Что касается административной точки зрения, тесты интеллекта можно разделить на две широкие категории, а именно:
- Индивидуальные тесты: — В которых тестируется только один человек вовремя.
- Групповой тест:- При котором одновременно тестируется группа лиц.
II. Другой способ классификации тестов интеллекта основан на форме теста. Соответственно существует два типа тестов:
Вербальные тесты или языковые тесты:- Эти тесты используют язык. Здесь инструкции даются словами (либо в письменной, либо в устной форме, либо в обеих). Люди должны использовать язык, а также бумагу и карандаш для ответов. Содержание теста нагружено словесным материалом.
Невербальные тесты или неязыковые тесты: — Эти тесты включают в себя такие действия, в которых использование языка не обязательно. Использование языка исключено из содержания теста и ответов, за исключением указаний.
Факторы, влияющие на интеллект
1. Социально-экономические и культурные факторы:- Лица с низким социально-экономическим положением или с отсталой или примитивной культурой не получают высоких баллов или тестов на интеллект. В 1923 г. было сообщено об испытании I.Q. цыганских детей было всего 70 из-за их изоляции от нормальной жизни и плохой социально-экономической и культурной среды.
2. Домашняя среда:- Исследования показывают, что дети, воспитанные в благополучных образованных и культурных семьях, имеют более высокий I.Q. Фриман и его коллеги обнаружили, что приемные дети, воспитанные в семьях высшего класса, приобретали IQ от 4 до 10. баллов через 4 года.
3. Профессия:- Многие исследования показали, что существует тесная связь между профессией и IQ. Армейский альфа-тест показал, что инженеры, юристы, учителя, врачи, руководители предприятий получили самые высокие баллы. Следующими бомбардирами стали бухгалтеры, фотографы и полицейские. К низшей категории относились парикмахеры, разнорабочие, кочегары и т. д. Исследования показали, что лица с высоким I.Q. могут перейти к более высоким профессиям.
4. Urban Verses Rural Environment:- Результаты, полученные при стандартизации пересмотренного теста Standford-Binet , показали, что дети, принадлежащие к городским районам, имеют более высокий I. Q. детям, проживающим в сельской местности.
5. Образовательный уровень:- Тесты управления интеллектом показали, что образование и обучение действительно влияют на показатели интеллекта. Freeman и Holzinger дали убедительные доказательства того, что однояйцевые близнецы с лучшим образованием демонстрируют более высокий интеллект. Некоторые исследования в университетах показывают, что I.Q. увеличивается до 10 баллов, если предоставляется лучшее образование.
Характеристики хороших тестов интеллекта
«Хороший психологический тест, по существу, представляет собой целенаправленный стандартизированный инструмент объективного и всестороннего наблюдения за образцами индивидуального поведения».
Ниже приведены критерии хорошего теста:
(1) Надежность:- Надежность означает, что результат любого теста, проведенного во всех ситуациях и в любое время, если он повторяется, должен быть неизменно почти постоянным. Если это так, то тест надежен.
Согласно Anastare , «надежность теста означает согласованность результатов, полученных одним и тем же человеком в разных случаях или с разными наборами эквивалентных предметов».
(2) Валидность:- Тест должен измерять именно те характеристики, для которых тест построен. Это называется валидностью теста. Валидность теста осуществляется с помощью различных методов, таких как конструктная валидность, содержательная валидность, параллельная валидность, прогностическая валидность и т. д. Следовательно, хороший тест интеллекта всегда должен быть валидным.
(3) Объективность:- Все виды тестов должны быть объективными. Объективность любого теста зависит от двух вещей. Во-первых, тест должен включать те тестовые задания или утверждения, которые соответствуют уровню испытуемого. Тестовые задания, включенные в тест, должны нести определенный отклик. Один вопрос должен иметь возможность только одного ответа. Если это не так, тест не может быть действительным. Недействительный тест не может быть надежным тестом, потому что он не может правильно и осмысленно измерить ту способность, которую мы хотим измерить.
Во-вторых, проведение и оценка теста должны быть объективными. Для этого готовится ключ определенных ответов, по которому и оценивается тест.
(4) Экономичный:- Хороший тест должен быть экономичным с точки зрения денег, времени и рабочей силы. Очень трудно использовать эти неэкономичные тесты.
(5) Оцениваемость:- Тесты интеллекта должны быть простыми, чтобы можно было легко оценить ответы тестов. Методы подсчета очков должны быть такими, чтобы их мог использовать каждый человек. Если метод подсчета очков прост. интерпретация обеспеченных баллов также будет легкой.
(6) Приемлемость:- Хорошие тесты интеллекта легко приемлемы и могут использоваться каждым человеком в любых ситуациях. Например, Шкала интеллекта Бине-Саймона является одним из наиболее приемлемых тестов.
(7) Репрезентативность:- Хорошие тесты интеллекта характеризуются репрезентативностью. Те аспекты, для которых построены тесты интеллекта, измеряются репрезентативно.
(8) Полнота:- Хороший тест интеллекта должен быть всеобъемлющим. Он включает элементы, с помощью которых измеряется большинство аспектов интеллекта для достижения своей цели.
(9) Интересный Практичный:- Одной из характеристик хорошего теста интеллекта является то, что он должен быть интересным и практичным. Практичность теста интеллекта заключается в том, что он включает такие виды деятельности, которые человеку удобно выполнять. Должны быть включены такие виды деятельности, к которым дети проявляют интерес и могут легко выполнять.
Согласно Вулворту, «Интеллект означает использование интеллекта. Это использование интеллектуальных способностей для управления ситуациями или выполнения только задачи».
Важность тестов интеллекта
Психологи с самого начала проявляли большой интерес к изучению конкретных умственных способностей человека. Интеллектуальные тесты предоставляют полезную информацию об этих умственных способностях, например, в академических, профессиональных, личных ситуациях консультирования и во многих других областях. Ныне век взрывов в сфере знаний, амбиций и народонаселения, повлекших за собой острую конкуренцию. В школах эти тесты используются по следующим причинам:
(1) Для классификации:- В школах учащиеся классифицируются на основе интеллекта. Классы учащихся с более высоким интеллектом могут быть организованы отдельно, а с более низким интеллектом — отдельно. Таким образом, обучение может быть эффективным.
(2) Для руководства Цель:- Тесты интеллекта необходимы для образовательной и профессиональной ориентации учащихся. На основе этих тестов можно дать им надлежащее руководство.
(3) Для целей отбора:- Тесты интеллекта необходимы при выборе различных курсов, предметов, стипендий или совместных занятий.
(4) Чтобы узнать людей:- Тесты интеллекта используются, чтобы узнать людей и их возможности. Для ориентированного на ребенка образования важно знать детей.
(5) Установить уровень стремления:- На основе результатов тестов интеллекта можно установить уровни стремления отдельных лиц. Установление высших устремлений лиц с низким интеллектом было бы несправедливостью по отношению к лицам. Точно так же для людей с более высоким интеллектом более низкие уровни устремлений были бы неприемлемы.
(6) Для повышения: — Всегда уместно использовать тест интеллекта для перевода учащихся в следующие классы. В профессиональных областях использование тестов интеллекта всегда выгодно, так как человек может продвигаться по службе в соответствии со своими способностями.
(7) Для исследовательских целей:- Тесты интеллекта также используются во многих важных научных исследованиях.
Изучив вышеперечисленные преимущества, можно сказать, что значение тестов интеллекта в современной системе образования возрастает день ото дня. Невозможно избежать использования этих тестов.
Ограничения тестов интеллекта
Тесты интеллекта не всегда полезны во всех ситуациях. Состав разведки еще предстоит определить. Мы не можем быть уверены в правильности результатов Тестов Интеллекта. Существуют большие различия в отношении природы интеллекта. Различия в интеллекте естественны. При наличии этих вариаций тесты не являются надежными и валидными. Следовательно, дефекты в тестах неизбежны. Описание дефектов или ограничений тестов интеллекта следующее:
(1) Отсутствие надежности:- Тесты интеллекта, как правило, ненадежны. Надежность означает некоторые результаты теста при повторном его проведении. Например, если сегодня учащийся набрал 50 баллов за тест, через несколько дней тот же кандидат должен получить такой же балл за тот же тест. Этот тест называется надежным тестом. В тесте на интеллект отсутствуют эти характеристики. Эти тесты не дают одинаковых результатов.
(2) Неточные и неполные:- Тесты интеллекта не являются ни точными, ни исчерпывающими, поскольку природа интеллекта неопределенна. Вот почему эти тесты не могут быть точными. Кроме того, все тестовые задания, используемые в тестах интеллекта, не измеряют все аспекты интеллекта.
(3) Влияние культуры: Тесты интеллекта зависят от культуры. Таким образом, учащиеся, воспитанные в хорошей и подходящей среде, получают в этих тестах лучшие результаты, чем воспитанники, воспитанные в отсталой среде. Не хватает культурных бесплатных тестов.
(4) Отсутствие стандартизированных тестов:- Всегда не хватает стандартизированных тестов интеллекта. Тесты, надежность, валидность и нормы которых называются стандартизированными тестами, в этих стандартизированных тестах четко даны все направления.
(5) Демонстрация догадок:- В тестах на интеллект иногда учащиеся дают ответы в виде догадок, что приводит к неправильному измерению интеллекта. Поэтому должны быть такие тесты, которые не допускают догадок.
(6) Отсутствие прогноза:- На основе результатов тестов интеллекта невозможно сделать прогноз. Следовательно, в этом контексте тесты интеллекта иногда оказываются бесполезными и недействительными.
(7) Отличия: — Сфера разногласий относительно понятия интеллекта очень широка. Отношение психологов к интеллекту также неверно. В связи с этим никто не пытается с интересом построить тест интеллекта.
(8) Акцент на скорость:- В этих тестах интеллекта больше внимания уделяется скорости. Но иногда ученики, которые умны, проявляют сдержанность в ответах. В этой ситуации умные ученики отстают в интеллектуальных тестах.
(9) Несоответствующий аппарат:- Иногда в лаборатории обнаруживаются дефектные, грубые и неполные аппараты для измерения интеллекта, из-за которых тесты интеллекта не проводятся должным образом.
(10) Отсутствие сотрудничества:- Иногда учащиеся не сотрудничают с учителями или психологами, которые проводят тесты на интеллект. Как правило, дети не сотрудничают и не обращают внимания на действия, которые их просят выполнить.
Типы интеллекта
Проведенное исследование выявило наличие в человеческом мозгу областей, соответствующих определенным пространствам знаний, которые все различны и относительно независимы друг от друга. Вот восемь типов интеллекта, объясненные один за другим.
1. Логико-математический интеллект
Их способность решать проблемы очень поразительна и часто связана с типом невербального интеллекта, т. е. они могут знать ответ на определенную проблему задолго до того, как озвучат ее. Дети с таким типом интеллекта хорошо разгадывают загадки или головоломки, решают головоломки, логические упражнения, считают или выполняют вычисления, решают компьютерные задачи и играют в стратегические игры.
2. Лингвистический интеллект
Дети с таким типом интеллекта обладают навыками и предпочитают такие виды деятельности, как чтение, разговоры, рассказывание историй и шуток, сочинение стихов, изучение языков и словесные игры.
3. Пространственный интеллект
Этот тип интеллекта демонстрирует закономерности, доказывающие способность ребенка мыслить в трех измерениях. Люди с развитым пространственным интеллектом хорошо решают пространственные задачи, такие как рисование и живопись. чтение карт, рассматривание картинок, решение лабиринтов или игра в строительные игры.
4. Музыкальный интеллект
Это типично для детей с врожденной способностью запоминать разные звуки, что выражается в прекрасной способности петь, слушать музыку, играть на инструментах, сочинять песни, получать удовольствие от концертов и следовать различным ритмам. Этот тип интеллекта может замечать фальшивые ноты, которые другие не замечают, и может легко запоминать песни и мелодии.
5. Телесно-кинестетический интеллект
Это способность использовать все тело для выражения идей и чувств, а также легкость использования рук для преобразования элементов. Дети, демонстрирующие кинестетический интеллект, хорошо танцуют, имитируют жесты или мимику, занимаются спортом, бегают, двигаются и прыгают.
6. Внутриличностный интеллект
Отличает тех, кто лучше всех знает себя. Эти дети любят работать самостоятельно, ставить цели и сосредотачиваться на их достижении, понимать свои чувства и знать свои сильные и слабые стороны.
Читайте также
- Эмоциональный интеллект в психологии
- Развитие в подростковом возрасте: значение и характеристики
- Эмоциональное развитие в разные возрастные периоды
Что такое интеллект и его наиболее распространенные определения?
Главная »Основы психологии»Что такое интеллект и его наиболее распространенные определения?
Опубликовано АвторBalaji NiwlikarОставить комментарий
Слово интеллект происходит от латинского 65 word intelligere что означает понимать или воспринимать. Это самый основной смысл.
Это набор различных способностей, таких как: -понимание новых стимулов, обучение, язык и общение, осведомленность об окружающей среде, способность рассуждать, планировать и творчески решать проблемы.
Согласно словарю Britannica, именно умственное качество состоит из способностей,
- Учиться на собственном опыте,
- Адаптироваться к новым ситуациям,
- Понимать и обращаться с абстрактными понятиями и
- Использовать знания для управления своим окружением
Однако Американская психологическая ассоциация (АПА) относит интеллект к интеллектуальным функциям.
Содержание
- 1 Nature Vs. Поддерживайте дебаты
- 2 Определения интеллекта
- 3 Как проверить?
- 4 Как мы можем улучшить наш Интеллект?
Природа– Генетические факторы , которые мы унаследовали от наших родителей, такие как рост или цвет кожи. Принимая во внимание, что N активист считает, что это полностью контролируется нашими наследственными факторами.
Воспитание – Все факторы окружающей среды , которые могут повлиять на нас, такие как процесс воспитания, семья, социально-экономические условия, социальная поддержка, культурные факторы и т. д. Однако Экологи / эмпирики считают, что это зависит от опыта или условий окружающей среды.
Недавние исследования показали, что как генетические факторы, так и факторы окружающей среды играют жизненно важную роль в его формировании.
Определения интеллектаАльберт Бине определил его как Способность хорошо судить, хорошо понимать, хорошо рассуждать.
В целом, это способность формировать понятия и понимать их значение. (Терман 1916)
Согласно Дэвиду Векслеру (1944), «это совокупная или глобальная способность человека действовать целенаправленно, мыслить рационально и эффективно справляться с окружающей средой».
Более того, Штернберг и Кауфман (2011) определили это как способность человека учиться, думать и адаптироваться к окружающей среде.
Принимая во внимание, что , Терман подчеркивает способность мыслить абстрактно и Торндайк подчеркивает обучение и способность давать хорошие ответы на вопросы.