Роль адаптивного интеллекта обучающихся в процессе взаимодействия с образовательной средой
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены вопросы структуры адаптивных способностей студентов вуза, особое внимание уделено роли адаптивного интеллекта как составляющей данной структуры. Проанализированы научные взгляды на роль интеллектуальных способностей обучающихся в процессе психологической адаптации к образовательной среде. Представлен общий анализ теории применения понятия адаптивного интеллекта в формировании адаптационной готовности обучающихся к взаимодействию с образовательной средой.
ABSTRACT
The article looks at the structure of adaptive abilities of university students. Special attention is paid to the role of adaptive intelligence as a component of this structure. Analyzed scientific views on the role of intellectual abilities of students in the process of psychological adaptation to the educational environment. Reviewed the theory of application of the concept of adaptive intelligence in the formation of adaptive readiness of students to interact with the educational environment is presented.
Ключевые слова: структура интеллекта, среда, адаптационные способности, адаптационная готовность, студенты, аналитическое мышление, практическое мышление.
Keywords: structure of intelligence, environment, adaptive abilities, adaptive readiness, students, analytical thinking, practical thinking; wisdom
Одним из главных вопросов повестки Всемирного экономического форума о перспективах рынка труда (Jobs Reset Summit 2020), явилась тема возможностей развития и совершенствования интеллектуальных навыков человека, способствующих успешной адаптации к стремительно меняющимся условиям жизни — интенсивным внедрением во все сферы деятельности технологий искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности, робототехники. Исследователи, представившие доклады по данной тематике, в числе личностных способностей, которые будут самыми важными для успешного человека нового поколения к 2025 году, отметили навыки аналитического, критического, инновационного мышления, а также навыки активного самообучения, оригинальности и умения проявлять инициативу в решении сложных, комплексных задач [11].
Информатизация процесса обучения, усложнение учебно-профессиональных задач, представленных в современном образовательном процессе, увеличение объёма необходимого для этого учебного материала, повышение требований к скорости решения теоретико-эмпирических вопросов требует от обучающихся развития интеллектуальных компетенций, способствующих формированию и развитию адаптационной готовности к взаимодействию с образовательной средой того или иного учебного заведения с целью успешного прохождения процесса адаптации к образовательному пространству.
На настоящем этапе развития образовательных систем, одним из приоритетных направлений научных исследований в области педагогической психологии является поиск путей эффективного применения в учебно-профессиональной деятельности различных интеллектуальных навыков с целью успешной адаптации. Новое время ставит новые задачи перед обучающимися, и индивид вынужден «изобретать» новые способы и подключать новые способности для решения периодически усложняющихся образовательных задач.
В психолого-педагогической науке достаточно обширно рассмотрены понятия академический, социальный, эмоциональный интеллект, и их роль в процессе психологической адаптации обучающихся, формировании адаптационных способностей к взаимодействию с образовательной средой. Результаты исследований (В. А. Долгополов, О. Ю. Пискун, Л. А. Ясюкова) показывают, что уровень академического интеллекта, оказывает значительное влияние на процесс адаптации к образовательному пространству того или иного учебного заведения. Осложнение процесса адаптации студентов к обучению в вузе может быть связано как с особенностями их эмоциональной и коммуникативной сферы, так и с различными недостатками в развитии их интеллектуальных способностей [7,8].
Так, в трудах М.В. Григорьевой социальный интеллект обучающихся представляет собой систему интеллектуальных способностей, определяющих адекватность понимания поведения окружающих.
Структуру социального интеллекта как части общей адаптационной способности, составляют следующие переменные: способность к эмпатии, коммуникативно-вербальная, перцептивно-невербальная, перцептивно-интерактивная компетентности, рефлексия [3, С. 171-174].В исследованиях А.Н. Кутейникова, А. Н. Андреевой, Д. В. Люсина эмоциональный интеллект представляет собой способность выявлять, распознавать и дифференцировать эмоции (как собственные, так и возникающие у других людей), а также способность использовать понимание эмоций для управления своим поведением и отношениями с окружающими [5, С. 29–36]. В структуре эмоционального интеллекта выделены следующие переменные: эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей (перцепция и способность воздействовать на эмоциональное состояние других людей) [4, С.5019-5024]. Исследования показывают, что чем выше развиты данные компетенции, тем более развит эмоциональный интеллект и, следовательно, тем осознаннее и результативнее происходит взаимодействие с другими людьми.
Анализ литературы позволяет утверждать, что недостаточный уровень развития компетенций академического, социального, эмоционального интеллекта, приводит к социальной, эмоциональной дезадаптации, трудностям в управлении своим поведением, построении линии поведения в сложных социальных ситуациях и принятии личных решений, направленных на достижение позитивных результатов. Представляется возможным отметить, что помимо высокого уровня развития академического, эмоционального, социального интеллекта, быстрой адаптации способствует также оптимальный уровень развития адаптивного интеллекта. Вопросы формирования и совершенствования данного вида интеллекта недостаточно изучены, требует дальнейшего исследования область взаимосвязей между категориями адаптивный интеллект и адаптация к образовательной среде, адаптационная, психологическая готовность личности.
Формирование адаптивного мышления обучающегося является одним из условий его успешной образовательной деятельности. Адаптивный интеллект – главный навык будущего, представляющий собой способность человека выстраивать линию успешного поведения в сложных жизненных ситуациях и принимать продуктивные решения, позволяющие достичь позитивных результатов. Овладение навыками адаптивного интеллекта позволит будущим специалистам успешно выстроить собственную образовательную траекторию, достичь вершин в построении профессиональной карьеры, быть востребованными на протяжении всей профессиональной деятельности. Планомерное исследование сущности и структуры адаптивного интеллекта обучающихся в контексте их психологической, адаптационной готовности к взаимодействию с образовательной средой учебного заведения, позволит осуществлять разработку практических подходов к конструктивному развитию теории адаптивного мышления. Выделенное направление исследований становится наиболее актуальными для психолого-педагогической службы образовательных учреждений в условиях своевременных реалий [6, С.76-79]. В настоящее время термин «адаптивный интеллект» наиболее часто упоминается бизнес-консультантами.
Согласно трудам одного из создателей и исследователей теории адаптивного интеллекта Р. Стернберга, к интеллектуальным компетенциям в данном случае следует отнести способность гибко реагировать на изменения, умение принимать неопределенность, нестабильность, непредсказуемость и сложность так называемой изменчивой и сложной среды современного мира, как привычные условия новой реальности, способность реагировать на новые ситуации и научиться это делать с помощью новых адаптивных реакций [10, С. 2-17]. Адаптивный интеллект в образовании представляется возможным определить как систему интеллектуальных навыков, определяющих адекватность понимания и успешного реагирования в непредсказуемых и непривычных условиях образовательной среды того или иного учебного заведения. Высокий уровень развития обозначенных умений помогают обучающимся приспосабливаться к образовательному пространству, способствуют успешному усвоению существующих норм и правил образовательного учреждения, установлению взаимодействия с остальными участниками образовательного процесса, построению собственной образовательной траектории.
Общепринятой в психолого-педагогической науке является так называемая таксономия мыслительных навыков, предложенная Б. Блумом и адаптированная Л. Андерсеном, согласно которой когнитивные процессы следует рассматривать с позиции шести основных уровней мышления — знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка [9, C. 27-29]. В соответствии с данным положением в структуре адаптивного интеллекта представляется возможным выделить систему способностей, связанных с познанием, пониманием, анализом, оценкой изменяющихся и кризисных условий окружающей среды, активным поиском новых путей решения задач и идей, а также умением применить их на практике. С данной точки зрения адаптивный интеллект представлен следующими элементами.
1.Познание – способность осознавать свои сильные и слабые стороны, потенциальные возможности, ресурсы в соответствии с поставленной целью.
2. Понимание – это способность формировать свои собственные значения интерпретировать, адаптировать новую неизвестную информацию на основании прошлого опыта.
3.Анализ рисков, моментов, не вписывающихся в стратегию, планы – способность предугадывать скрытый смысл и последствия ситуации, а также планировать необходимые действия для подготовки к возможным последствиям.
3. Оценка ценностей, выгоды — способность к логике и позитивному взгляду на вещи, умение перестроить любую ситуацию в благоприятную для себя и своего развития. Фокусировка не на переживаниях и тревоге, а на поиске благоприятных возможностей.
4. Активный поиск новых знаний, путей решения задач — разработка правильного, оптимального решения, без внешней стимуляции выходя за рамки непосредственно поставленной задачи.
5. Применение новых идей на практике — способность к совершенствованию внешних условий, преобразованию методов и подходов к решению повседневных задач – предполагает способность адаптировать свое поведение адекватно ситуации, формировать оптимальные стратегии реагирования, корректно применять их к анализу проблем и текущей ситуации, умение применять и переносить имеющиеся знания в относительно новые условия, предлагаемые окружающей средой.
Перечисленные интеллектуально-личностные способности характеризуют адаптивный интеллект человека, уровень развития которого можно рассматривать как индивидуально-психологический ресурс адаптационной готовности личности и совладания с жизненными трудностями.
Изучение уровня развития вышеперечисленных навыков позволит педагогом-психологам оказывать помощь обучающимся в анализе, оценке, решении проблемных ситуаций, осуществлении рефлексии собственной учебно-профессиональной деятельности и адаптации своего поведения адекватно ситуации и т.д. Осмысленное обучение предоставит учащимся знание и доступ к когнитивным процессам, которые им понадобятся для успешного решения учебно-профессиональных задач. Совершенствуя способности, навыки мышления, составляющие основу адаптивного интеллекта, обучающиеся всегда будут испытывать успешность в собственной учебно-профессиональной деятельности.
Список литературы:
- Андреева, И.Н. Структура и типология эмоционального интеллекта [Текст] / И. Н. Андреева // диссертация … доктора психологических наук: Минск, 2017. – 359 с.
- Григорьева М.В. Понятийный аппарат психологии адаптации личности // Изв. Сарат.ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2014. – Т.3. –Вып.2(10).
- Григорьева М. В. Роль социального интеллекта в процессе психологической адаптации старшеклассников // Теория и практика общественного развития. 2015. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sotsialnogo-intellekta-v-protsesse-psihologicheskoy-adaptatsii-starsheklassnikov
- Кутейников А.Н. Эмоциональный интеллект как фактор адаптации к учебному процессу // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-22.
- Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте [Текст] / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.
- Макарычева И. Н. Интеллект как адаптивная способность – проблемы и перспективы изучения // Психологические науки. Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). 2015. №7(16).
- Ясюкова Л. А., Долгополов В. А., Пискун О. Е. Исследование интеллектуальной готовности к обучению студентов СПбГПУ // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-intellektualnoy-gotovnosti-k-obucheniyu-studentov-spbgpu
- Ясюкова Л. А., Пискун О. Е. Влияние особенностей интеллекта на адаптацию студентов к обучению в техническом вузе // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-osobennostey-intellekta-na-adaptatsiyu-studentov-k-obucheniyu-v-tehnicheskom-vuze-1
- Anderson, L. W. & Krathwohl, D. R. A taxonomy for learning, teaching, and assessing. New York: Longman. 2001. P. 232.
- Sternberg RJ. A Theory of Adaptive Intelligence and Its Relation to General Intelligence. J Intell. 2019 Oct 1;7(4):23. P. 2-17. doi: 10. 3390/jintelligence7040023. PMID: 31581505; PMCID: PMC6963795.
- Transforming Education, Skills and Lifelong Learning URL: https://www.weforum.org/events/the-jobs-reset-summit-2020/
1.2 Основные факторы успешности учебной деятельности в школе
Успешность обучения определяется как внутренними (психологическими), так и внешними (социальными и педагогическими) факторами. К социальным факторам относят социальное происхождение, место жительства, материальное и семейное положение и т.п. Группа педагогических факторов, обусловливающих успешность обучения, включает уровень и качество дошкольной подготовки, уровень организации учебного процесса, уровень компетенции и мастерства учителей и др. [13].
Среди психологических факторов выделяют две подгруппы: познавательную и личностную. К подгруппе познавательных факторов относят: восприятие, мышление, понимание, воображение, память, речь, внимание, умственное развитие.
В подгруппу личностных факторов входят мотивационные, волевые, эмоциональные факторы и самосознание (самооценка) [17] .
Исследование этой проблемы прежде всего коснулось отрицательного полюса успешности обучения, то есть изучению подверглись неуспевающие учащиеся. Факт, что освоение школьной программы учащимися одного паспортного возраста происходит с разной успешностью, способствовал началу изучения педагогами и психологами причин неуспеваемости детей. Это позволило бы повлиять на этот процесс успешности обучения, управлять им.
В процессе учения можно выделить по крайней мере три структурных взаимосвязанных компонента — учитель, средства и способы обучения и ученик. Успешность обучения зависит от особенностей всех трех. Необходимо отметить, что сама по себе успешность обучения в практике современной школы часто определяется не качественными, а количественными (скоростными) показателями деятельности (например, скорость чтения и письма). В известной мере оценка успеваемости — субъективный показатель усвоения знаний и существенно зависит от особенностей личности учителя (например, часто оценка первоклассника отражает не полноту его знаний, а поведение на уроке), зависит от опыта учителя, особенностей педагогического мышления, педагогической рефлексии и педагогического такта [19]. Кроме того, результативность обучения по различным предметам варьирует и зависит от многих факторов — способностей ученика, интереса к изучаемому предмету, методики преподавания.
Исследованием проблемы неуспеваемости занимаются педагоги и психологи, дополняя друг друга, так как подходили к проблеме неуспеваемости с разных позиций и изучали ее разными методами. Основным объектом изучения педагогов явились педагогические условия, особенности учебно-воспитательного процесса, которые способствуют преодолению неуспеваемости или, наоборот, являются их причиной. Психологи же сосредоточили внимание на изучении особенностей личности неуспевающих учащихся, проявляющихся в процессе учения, на выявление особенностей самого процесса их учебной деятельности [11,с. 36].
Попытку проанализировать неуспевающих школьников, объединив оба подхода можно видеть в исследовании A.M. Гильмонта. В его работе критерии дифференциации неуспеваемости носят не только педагогический, но и психологический характер — степень легкости (трудности) преодоления данного отрицательного явления. На основе анализа наблюдений он выделяет 3 специфические категории неуспеваемости.
Для первой категории характерны случаи «общего и глубокого отставания в учении», когда учащийся не успевает по многим предметам на протяжении длительного периода времени. Это — наименее благоприятный вид неуспеваемости и преодолевается лишь в 29% случаев. В качестве причин неуспеваемости автор выделяет следующие:
неблагоприятные бытовые условия,
плохую подготовленность и значительные пробелы в знаниях,
нерадивость учащихся (отрицательное отношение к учению),
отсутствие привычки к организованному труду,
недостатки уровня общего развития [11].
Вторая категория характеризуется частичной, но относительно стойкой неуспеваемостью по основным предметам. Эта проблема преодолима в 61% случаев и обусловлена недостатками преподавания.
К третьей категории относится неуспеваемость, которая носит эпизодический характер. Такой вид неуспеваемости, по мнению автора, преодолевается в 75% случаев и зависит не только от недостатков преподавания, но и непосредственно от учащегося (нерадивости, безответственного отношения к ученическим обязанностям).
Таким образом, в 71% случаев (первая категория учащихся, описанная A.M. Гильмонтом) был констатирован отрицательный результат предпринятых школой мер по решению вопроса о неуспеваемости.
Анализ, проведенный A.M. Гильмонтом, показывает, как тесно переплетаются причины, зависящие от учителя и от ученика, «… насколько оказывается эффективным тот педагогический подход, который опирается на знание индивидуальных особенностей учеников и как отсутствие такого подхода приводит к формированию в ходе обучения новых отрицательных качеств, еще более затрудняющих в дальнейшем процесс учения. Так, длительная неуспеваемость и многократное оставление на второй год наносит школьнику моральную травму, порождает неверие в свои силы, и тем более осложняют в дальнейшем процесс учения» [11, с. 9].
Наряду с внедрением в практику преподавания различных передовых педагогических технологий, снижающих показатели, психологами были предприняты попытки объяснить проблему неуспеваемости на основе изучения индивидуальности таких детей — особенностей познавательной деятельности, их личности, своеобразия самого процесса их учебной деятельности. То есть, были обозначены три основные сферы возможных источников неуспешного обучения: интеллект, отношение к обучению и особенности учебной деятельности.
Так, исследование структуры интеллекта показало, что в 70% случаев у неуспевающих школьников отмечается низкий уровень словесно-логического мышления, а известно, что система отечественного образования предъявляет большие требования развитию именно этой формы мышления.
Ученикам с низкой успеваемостью свойственна привычка к механическому заучиванию, невнимательному чтению условий задачи и стремление найти «облегченный» способ их решения, приступить к решению задачи до того, как условие задачи будет осмыслено.
Повышение академической успеваемости с помощью эмоционального интеллекта
Академическая успеваемость является неотъемлемой частью успеха учащегося в образовании, которая часто определяет его дальнейший путь. В качестве важных предикторов академического успеха было выделено несколько факторов, позволяющих демонстрировать исключительные способности в учебной среде (Mancini et al., 2017). Такие качества, как мотивация, дисциплина и самооценка, могут положительно повлиять на достижения учащегося.
СКИДКА 15% на ваш первый заказ
Мы предоставим индивидуальную академическую работу, адаптированную к вашим требованиям, с хорошей скидкой
Воспользуйтесь скидкой
322 специалиста онлайн
Однако многочисленные научные исследования, проведенные за последнее десятилетие, подчеркивают эмоциональность интеллект (EI) как существенный атрибут академических достижений, улучшающий такие способности, как социальная компетентность, когнитивные способности и контроль над эмоциями (Sánchez-Alvarez et al. , 2020). Хотя точная взаимосвязь между EI и успеваемостью еще предстоит установить, очевидно, что EI играет жизненно важную роль в академической успеваемости.
Отличительной чертой, связанной с повышенным уровнем эмоционального интеллекта, является эффективное поддержание межличностных отношений, что жизненно важно для создания благоприятной образовательной атмосферы. В нескольких исследованиях сообщается, что учащиеся с более высоким EI могут продуктивно устанавливать и поддерживать различные социальные сети и связи, что повышает вероятность академического успеха (Johnson, 2016). Управление общением с разными сверстниками требует значительной степени эмоциональной компетентности, включая социальную осведомленность и навыки взаимоотношений.
В связи с этим было обнаружено, что учащиеся, демонстрирующие более высокий уровень эмоционального интеллекта, успешно справляются как со взаимодействием со сверстниками, так и с образовательными требованиями, демонстрируя более высокие показатели успеваемости (MacCann et al. , 2020). Понимая эмоции других людей и оценивая характеристики социальных ситуаций, эти учащиеся поддерживают необходимый уровень социальной поддержки, создавая прочную основу для успехов в учебе.
EI также тесно связан с улучшенными когнитивными способностями. Когнитивное развитие и успеваемость являются важными предикторами исключительного академического успеха, предлагая учащимся возможность достичь наиболее благоприятных результатов (MacCann et al., 2020). Недавние исследования утверждают, что учащиеся с развитой эмоциональной компетентностью с большей вероятностью улучшат свои когнитивные способности, что часто приводит к лучшему критическому мышлению, принятию решений и обработке информации (Sánchez-Alvarez et al., 2020). Таким образом, учащиеся с более высоким EI имеют выгодный потенциал для повышения своих когнитивных способностей за счет использования эмоциональной информации, что еще больше облегчит их мыслительные процессы (MacCann et al., 2020). Учитывая эту связь, более высокий эмоциональный интеллект может позволить людям достичь более высоких результатов в обучении.
Еще одна характерная черта повышенного эмоционального интеллекта — существенное самосознание, позволяющее лучше контролировать свои эмоции в различных сценариях. Таким образом, эмоциональная компетентность позволяет учащимся справляться с проявлениями стресса и беспокойства в сложных ситуациях, а именно в тестах, экзаменах и других формах оценивания (Брэкетт и др., 2011). Сохранение критического мышления и сосредоточение внимания на задании, а не на контроле эмоциональной отдачи, является жизненно важной чертой, которая коррелирует с академической успеваемостью и помогает достичь более высоких результатов.
Своевременная доставка!
Получите индивидуальную работу, полностью свободную от плагиата, всего за 3 часа
Приступим
322 специалиста онлайн
студенты быстрее вернуться к учебе (Mancini et al., 2017). Таким образом, усиленный эмоциональный интеллект может в значительной степени способствовать достижению уровня успеваемости, сводя на нет разрушительное воздействие тревоги.
В заключение, в этом эссе был подробно рассмотрен вклад EI в образовательные достижения, поясняется, что эмоциональная компетентность является жизненно важным фактором в образовательной успеваемости. Улучшенные эмоциональные навыки являются важными чертами, которые могут положительно повлиять на уровень успеваемости учащихся за счет социальной компетентности, когнитивных способностей и управления эмоциями, способствуя повышению уровня успеха учащихся. Очевидно, что поддержание связей со сверстниками, развитие когнитивных способностей и преодоление стресса необходимы для процесса обучения. Учитывая, что повышенный эмоциональный интеллект может значительно улучшить успех в этих областях, эмоциональный интеллект является важным атрибутом академической успеваемости учащихся.
Брэкетт, Массачусетс, Риверс, С.Е., и Саловей, П. (2011). Эмоциональный интеллект: последствия для личного, социального, академического и рабочего успеха . Компас социальной психологии и психологии личности , 5 (1), 88–103. Веб.
Джонсон, Б. (2016). Влияние эмоционального интеллекта на успеваемость и лидерство. Медицинский журнал BMH – ISSN 2348–392X , 3 (4), 94–99.
Получите научную работу, написанную на заказ
Всего за 13 долларов США 11 долларов США за страницу вы можете получить научную работу, написанную на заказ в соответствии с вашими инструкциями
Позвольте нам помочь вам
322 специалиста онлайн
Макканн, К., Цзян, Ю., Браун, Л.Э.Р., Дабл, К.С., Бучич, М., и Минбашян, А. (2020). Эмоциональный интеллект предсказывает успеваемость: метаанализ. Психологический бюллетень , 146 (2), 150–186. Веб.
Манчини Г., Андрей Ф., Маццони Э., Биолкати Р., Бальдаро Б. и Тромбини Э. (2017). Краткий отчет: Черта эмоционального интеллекта, номинации сверстников и успеваемость в подростковом возрасте. Журнал подросткового возраста , 59 , 129–133. Веб.
Санчес-Альварес, Н., Берриос Мартос, член парламента, и Экстрима, Н. (2020). Метаанализ взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и успеваемостью в среднем образовании: многопотоковое сравнение. Границы психологии , 11 . Веб.
Важность развития эмоционального интеллекта в школах
Система образования подчеркнута. Учителя, ученики и родители сейчас испытывают трудности. В условиях глобальной пандемии мы все имеем дело с сильными эмоциями и растущим уровнем тревоги и депрессии. Эти чувства на самом деле не так уж и плохи; эмоции могут быть весьма полезными, если мы знаем, как с ними обращаться. Однако, если их не остановить, они могут быть изнурительными и разрушительными для нашей жизни. Активизируйте эмоциональный интеллект (ЭИ). Как педагог-терапевт, я провожу прямые инструкции и поддержку старшеклассникам с трудностями в обучении. Я был академическим деканом, учителем английского языка, учителем ресурсов и специалистом по чтению. Независимо от роли, будь то администратор или учитель, я узнал, что EI имеет решающее значение для установления взаимопонимания со студентами и укрепления позитивных отношений между командами. 1EI — это способность человека распознавать, управлять и выражать эмоции, а также способность воспринимать, понимать, интерпретировать и реагировать на эмоции других. EI позволяет нам противостоять повседневным проблемам с терпением, проницательностью и воображением. EQ, или эмоциональный коэффициент (количество или уровень эмоционального интеллекта человека), помогает нам разумно ориентироваться в наших межличностных отношениях и проявлять эмпатию. Высокий EQ позволяет нам справляться с трудностями, с которыми мы можем столкнуться. Во времена кризиса этот тип интеллекта позволяет нам мыслить рационально и сдерживать свои эмоции терпением и пониманием. Мы думаем, прежде чем действовать, практикуем правильное принятие решений и развиваем позитивные межличностные отношения.
В этом учебном году мы отправились на неизведанную территорию. Будь то полностью дистанционный или гибридный учебный год, 2020–2021 учебный год начался как никогда раньше. Все люди в мире переживают травматический опыт. Мы все так или иначе скорбим. 2 EI напрямую связан с нашей способностью быть чувствительными к травмам. Если мы хотим предоставить нашим ученикам безопасное пространство и опыт обучения, мы должны целенаправленно подходить к нашей педагогике в отношении эмоционального интеллекта.
Давайте рассмотрим ЭИ в образовании: почему он важен в нашей работе со студентами и как его преподавать. В школах принято говорить о том, чтобы помочь учащимся развить эмпатию, устойчивость и упорство. Это материал многих вступительных речей и аффирмационных плакатов в наших классах. Учителя поощряют, мотивируют и вдохновляют учащихся. Мы делимся знаниями, изучая содержание, читая и размышляя, экспериментируя и исследуя; мы выступаем в качестве фасилитаторов и гидов для наших студентов.
В школе мы предоставляем возможность практиковать «коммуникативные навыки» или «скрытый учебный план» 3 (неявные академические, социальные и культурные сообщения или неписаные правила и невысказанные ожидания, которые учащиеся узнают в школе), чтобы помочь учащимся добиться успехов как в учебе, и социально. Сам акт обучения является относительным. Таким образом, обучение учащихся этим ценным навыкам самосознания, активного слушания, терпения (по отношению к себе и другим) и эмоционального контроля делает их более искусными коммуникаторами, но также позволяет лучше учиться, способствует подлинной дружбе, способствует успеху в учебе и, во многих случаях, случаев, создает основу для оплачиваемой работы и будущей независимости.
На протяжении десятилетий исследования напрямую связывали людей с высоким эмоциональным интеллектом и успехом. 4 Все больше исследований показывают, что EQ человека гораздо важнее, чем его IQ. Ученые, психологи и педагоги во всем мире обсуждают эту тему. В то время как мы продолжаем находить способы добавить строгости и почестей, EI гораздо более неуловим для школ. Тем не менее, вот что важно знать: в отличие от IQ, эмоциональный интеллект , а не статичен. Этому можно научиться и укрепиться, и сделать это никогда не поздно!
Термин EI был популяризирован в середине 90-х годов психологом и научным журналистом Дэниелом Гоулманом в его книге «Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ ». По мнению Гоулмана, IQ способствует 20% нашего успеха, а остальные 80% приписываются EQ, включая такие факторы, как самомотивация, устойчивость, импульсивный контроль и эмпатия. 5 Это означает, что, хотя когнитивные навыки, такие как понимание слов, память, рассуждение, решение проблем и скорость обработки, важны, они могут только помочь человеку продвинуться вперед. Исследование за исследованием доказывали, что высокий эмоциональный интеллект коррелирует с успеваемостью и является показателем будущего успеха в отношениях, здоровья, богатства и качества жизни.
В деловом мире ЭИ связывают с прибыльностью и производительностью. Организации во всем мире обращаются к данным EQ, чтобы помочь им нанимать, нанимать, продвигать и повышать квалификацию своих сотрудников. 6 Кроме того, исследования показывают, что дети с высоким EQ не только получают более высокие оценки, но и дольше остаются в школе, практикуют здоровый процесс принятия решений (т. , и лучше себя чувствовать на рабочем месте. Учителя также сообщают, что учащиеся с высоким EQ становятся лучшими лидерами и учениками. 7
Эксперты в области образования также согласны. В «Ярком утре» Елена Агилар пишет:
- Люди с более высоким EQ и устойчивостью с большей вероятностью будут счастливее и физически здоровее, а это значит, что они не пропускают столько дней работы, с ними легче находиться рядом, они более креативны и продуктивны, а также с большей вероятностью рисковать.
- Люди с более высоким EQ и стрессоустойчивостью работают на более высоких уровнях.
- Низкая эмоциональная устойчивость коррелирует с более высоким уровнем невыходов на работу и текучестью учителей и лидеров.
- Среди сотрудников, в которых преобладают люди с низким эмоциональным интеллектом/низкой устойчивостью, усилия по изменению с меньшей вероятностью будут успешными и устойчивыми. 8
Измерение эмоционального интеллекта
Учителя могут найти работу по EI сложной задачей. Специалисты-предметники чувствуют себя наиболее комфортно в когнитивной сфере. Мы довольные эксперты в своей области. Когнитивные способности можно измерить традиционными методами; суммативная оценка может измерять IQ и когнитивные способности. Измерение EQ — гораздо более сложный процесс. Эмоциональную грамотность (способность распознавать и называть различные эмоции, которые мы видим в себе и других), видение перспективы, внутреннюю мотивацию и то, как мы ориентируемся в эмоциях и управляем ими, труднее измерить и точно определить, но если вы знаете, где искать , в Интернете доступно множество тестов EI. Оценки EQ варьируются от коротких и похожих на игру до более формальных и всесторонних тестов.TED Talks, вебинары и тренинги по EI также снова стали популярными. Такие организации, как некоммерческая организация Six Seconds: The Emotional Intelligence Network , , существуют для повышения осведомленности об ЭИ и пропаганды. В рамках продольного исследовательского проекта, известного как «Состояние сердца», Six Seconds отслеживает уровни эмоционального интеллекта среди более чем 200 000 человек в более чем 160 странах мира. Недавно Йельский центр эмоционального интеллекта запустил серию вебинаров под названием «Использование эмоционального интеллекта для борьбы с COVID-19».Беспокойство.» Гарвард предлагает четыре бесплатных инструмента для оценки эмоционального интеллекта. 9 В школах программы социального и эмоционального обучения (SEL) могут быть реализованы уже в дошкольном или детском саду. 10 Школьные консультанты, психологи и учителя поддержки обучения любого уровня могут предложить или провести тест EQ для ребенка, испытывающего социальные трудности. Из этих оценок можно получить ценные данные, чтобы определить, над какими навыками ЭИ следует работать и развивать. Несмотря на то, что проблемы с оценкой EQ остаются, данные EQ заслуживают нашего внимания, особенно в современных школах.
Обучение эмоциональному интеллекту
Мы социальные существа. То, что ученики говорят и делают в классе, влияет на наше восприятие их и оказывает влияние. Вспомните случай, когда у ученика случился взрыв гнева в классе. Возможно, все было настолько плохо, что студента отправили к декану. Но какие бы взрывные вещи ни были сказаны или сделаны, те, кто был свидетелем этого эпизода, могут задаться вопросом: «Почему это произошло? Что происходило внизу? Я должен был что-то сказать? Должен ли я связаться с этим учеником позже?» Сильные чувства, особенно связанные со стрессом и тревогой, могут мешать ясному мышлению. Практика и укрепление EQ может помочь. Учителя могут обеспечить эмоциональную основу, необходимую для того, чтобы помочь учащимся чувствовать себя более уверенно в отношении себя и мира. EI не является факультативным или дополнительным, а скорее неотъемлемым аспектом образования.Размышляя о SEL, рассмотрите следующие три важнейших компонента EI:
- Самосознание и эмоциональная грамотность
- Словарь чувств
- Проверка отношения и предвзятости
- Социальная осведомленность и навыки межличностного общения
- Перспектива
- Активное слушание
- Мотивация и действие
- Решение проблем
- Правильное принятие решений
- Уметь определять эмоции.
- Иметь точное представление о себе.
- Признать сильные стороны.
- Обладать уверенностью в себе.
- Продемонстрируйте самоэффективность. 11
Колесо эмоций , , адаптированное из работы американского психолога Роберта Плутчика, помогает описать более 30 000 различных чувств, которые может испытывать человек. 12 В классе это можно представить, играя в алфавитную игру. На каждую букву алфавита учащиеся придумывают как можно больше слов с разными чувствами. После составления списка проведите «аудит эмоций» и обсудите сходства, различия, нюансы и ситуации, которые могут вызвать эти чувства.
Следующий шаг в развитии эмоциональной проницательности — работа вовне и реагирование на чувства других. Это происходит благодаря активному слушанию и принятию точки зрения. Навыки активного слушания способствуют подлинному двустороннему общению. Это гораздо больше, чем просто пристальное внимание, хотя это важно. Активное слушание включает в себя самосознание и реакцию на других, используя язык тела, чтобы продемонстрировать, что вы приняли и полностью поняли то, что говорит другой человек, в дополнение к вербализации или обобщению ключевых сообщений.
В классах активное слушание может повлиять на совместную работу и то, как дается или принимается обратная связь. Учащиеся могут получать качественную обратную связь от учителей, но не в состоянии действовать в соответствии с ней, добиваться прогресса или совершенствоваться. Обратная связь может быть неправильно истолкована как личное суждение или нападение на то, кем они являются. Подумайте об обсуждении или презентации в классе, которые пошли наперекосяк. Активно ли слушали студенты? Где был разрыв? И, что более важно, что вы можете сделать, чтобы помочь студентам, когда это происходит? Активное слушание способствует осознанному мышлению, побуждает к разговору и строит отношения. В бестселлере 7 навыков высокоэффективных людей , Стивен Р. Кови пишет: «Сначала стремитесь понять, а затем быть понятым». Обучая и моделируя навыки активного слушания, семинар может быть более эффективным, диалог более насыщенным, а студенты более вовлеченными. 13
По мере того, как дети продвигаются по классам, обучение и развитие переходят от практики социальных навыков, соответствующих возрасту, к социальной осведомленности и ответственности (выполнение общественных работ, оказание помощи или волонтерство для маргиналов). В моей школе и во всех школах Sacred Heart в сети у нас есть образовательная философия, известная как «Цели и критерии». Мы используем эту стратегическую основу для обоснования нашего обучения. Теперь моя любимая цель как нельзя более актуальна: социальная осведомленность, побуждающая к действию.
Представьте себе умных учеников, которые делают неверный выбор, которые щедры и добры, но с трудом заводят друзей; чувствительные дети, которые могут обидеть других; или студенты с большим потенциалом, которые изо всех сил пытаются использовать свои способности и направлять их в позитивном ключе. Эти студенты могут извлечь выгоду из SEL. Обучение подростков определять, называть и управлять своими эмоциями дает им основу для решения проблем, здорового общения и принятия правильных решений.
Со временем и терпением мы все можем научиться использовать наши внутренние ресурсы и практиковать саморегуляцию. «Выращивание паузы» — отличный способ практиковать здоровое межличностное общение. При хорошем активном слушании мы можем использовать преднамеренное время ожидания, прежде чем ответить. ЭИ может помочь нам установить здоровые и позитивные цели и внедрить эффективное поведение для достижения этих целей. Мы можем разрешать межличностные конфликты конструктивным путем. Все это может показаться здравым смыслом, но крайне важно отдавать приоритет SEL и быть преднамеренным в реализации.
В идеале, EI следует обучать как можно раньше, подкрепляя идею о том, что он не фиксирован, а может развиваться и укрепляться с течением времени. И хотя классная комната является хорошим трамплином, она не может быть единственным местом, где развивается эмоциональный интеллект. Родители могут служить основными моделями эмоционального интеллекта, формируя культурный сдвиг, необходимый для продвижения эмоционального интеллекта во всех сферах жизни. Настало время положиться друг на друга, поделиться передовым опытом и поднять разговор об эмоциональном интеллекте на общее благо.
Ссылки
- Рим, К. (2020). Брене Браун и Марк Брэкетт об эмоциональном интеллекте во время пандемии», Forbes . https://www.forbes.com/sites/christopherrim/2020/04/24/bren-brown-and-marc-brackett-on-emotional-intelligence-during-a-pandemic/?sh=4dd0aec5c0ae .
- Макдональд, А. Т. (2008). Исследование практики специального образования начального уровня (K-2) в католической начальной школе», докторская диссертация. https://repository.usfca.edu/diss/135 .
Примечания
- 1 Агилар, Э. (2016). Сорок четыре способа развить эмоциональный интеллект команды. Искусство коучинга команд: создание устойчивых сообществ, преобразующих школы. Джосси-Басс. https://brightmorningteam.com/wp-content/uploads/2018/10/Exhibit-6.2-Forty-Four-Ways-to-Build-The-Emotional-Intelligence-of-a-Team.pdf.
- 2 Вестфолл, К. (2020). Эмоциональный интеллект: 3 вещи, которые должен знать каждый лидер для управления удаленными командами. Форбс, 8(1). https://www.forbes.com/sites/chriswestfall/2020/08/24/emotional-intelligence-eq-3-things-every-leader-needs-to-know-for-leading-remote-teams/?sh =2216f2c117e0.
- 3 Зафарганди, М. С. (2018). Исследование взаимосвязи между скрытым учебным планом и эмоциональным интеллектом учащихся», Quarterly Journal of Family and Research, 15(1).
- 4 Чернисс, К. (1999). Экономическое обоснование эмоционального интеллекта (Консорциум исследований эмоционального интеллекта в организациях). http://www.eiconsortium.org/reports/business_case_for_ei.html; Майер, Дж. Д. и Саловей, П. (1997). Что такое эмоциональный интеллект? В P. Salovey, & D. J. Sluyter (Eds.), Эмоциональное развитие и эмоциональный интеллект: значение для образования . Основные книги. 3-31.
- 5 12 мин Команда. (1995). Резюме эмоционального интеллекта (Резюме Гоулмана, Д. Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ . Random House, 12 минут Блог. https://blog.12min.com/emotional-intelligence-summary/.
- 6 Мур, Р. (2019). Эмоциональный интеллект на работе: стать лидером будущего. Форбс. https://www.forbes.com/sites/forbescoachescouncil/2019/10/17/emotional-intelligence-at-work-becoming-the-leader-of-the-future/?sh=19cb9d967991.
- 7 Эдутопия. (2001). Исследование эмоционального интеллекта: показатели указывают на важность SEL. https://www.edutopia.org/emotional-intelligence-research.
- 8 Агилар, Э. (2014). Воспитание эмоциональной устойчивости педагогов. Яркое утро. https://brightmorningteam.com/2014/03/Cultivating-Emotional-Resilience-in-Educators/.
- 9 Гарвардское профессиональное развитие, Гарвардский отдел непрерывного образования. Оценка вашего эмоционального интеллекта: 4 инструмента, которые мы любим. https://blog.dce.harvard.edu/professional-development/assessing-your-emotional-intelligence-4-tools-we-love.
- 10 Шпренгер, М. Б. (2020). Социально-эмоциональное обучение и мозг: стратегии, которые помогут вашим ученикам преуспеть.