Интеллектуальные способности: 9 основных интеллектуальных способностей, которые нужно развивать у детей

Содержание

9 основных интеллектуальных способностей, которые нужно развивать у детей

Что такое «умный человек»? Это очень широкое понятие. Это и люди, которые могут сходу вспомнить множество фактов — они выигрывают кучу денег в викторинах. Умен ученый вроде Мари Кюри, который возится в своей лаборатории, совершает блестящее открытие и получает даже не одну, а целых две Нобелевских премии. Вот еще стереотип интеллектуала — гроссмейстер, задумавшийся над доской, прежде чем сделать неожиданный ход и победить. Причем он может выиграть у нескольких соперников сразу, и сделать это очень быстро.

Все эти образы иллюстрируют один или более аспектов того, что мы называем умом. Попросту говоря, ум — это знания и хорошая память, способность применять знания в уникальных ситуациях и для решения задач и делать это быстро и точно, а также творчество.

Психиатр Стивен Камарата в своей книге «Воспитание без шаблонов: Научитесь слышать своего ребенка» выделяет 9 основных интеллектуальных способностей ребёнка и даёт советы, как эти способности развивать.

  1. Решение задач требует: 1) рассуждений, 2) визуального пространственного мышления и 3) обработки звуковой информации.
  2. Запасы приобретенных знаний подразумевают способность обращаться к информации, хранящейся в памяти. Для этого требуется: 4) извлечение информации из долгосрочной памяти, 5) понимание слов (распознавание языка, в том числе его словарного состава), 6) чтение и письмо и 7) математические навыки.
  3. Когнитивная эффективность включает: 8) краткосрочную память и 9) скорость обработки информации.

1. Решение задач (мыслительные способности)

Подвижные рассуждения

Если коротко, то подвижные рассуждения — это способность решать задачи. Это обдумывание последовательности чисел, составление прогнозов, игра в шахматы, анализ результатов экспериментов. Когда Эйнштейн работал над теорией относительности, он пользовался подвижными рассуждениями, чтобы понять отношения между массой и энергией. Затем он объяснил эти отношения в компактной формуле E = mc2.

Дети должны учиться методом проб и ошибок и получать соответствующую обратную связь. Важно, чтобы родители поощряли инновационный подход к решению задач. Чаще говорите ребенку: «Попробуй по-другому», «Как думаешь, почему так получилось?» и «Что будешь делать дальше?». Играйте в игры, где от ребенка требуется подумать и решить, каким будет следующий шаг. Детям младшего возраста можно выставлять в ряд кубики, чередуя большие, средние и маленькие или красные, синие и желтые, и давать им возможность поставить следующий. С детьми постарше можно играть в числа (четные/нечетные, кратные и т.д.). А если читаете им историю — спрашивать: что, по их мнению, случится дальше, на следующей странице. Если ответ неудачный, не исправляйте ребенка. Сначала спросите: «А что еще может произойти?».

Визуальное пространственное мышление

Подвижные рассуждения и решение задач в зрительной сфере называются визуальным пространственным мышлением. Способность держать в голове геометрическую фигуру и мысленно вращать ее — это форма визуального пространственного мышления.

К нему относится и способность определить предмет по неполному рисунку или провести на схеме лабиринта дорожку к выходу.

Самое простое, что могут сделать родители для развития визуального пространственного мышления с первых дней жизни ребёнка — это водить каким-то предметом в поле зрения грудничка, останавливать и встряхивать его в одном и том же месте, а затем продолжать движение. Подобные манипуляции научат малыша предвидеть, когда предмет остановится и встряхнется.

Пазлы, конструкторы, игрушечная железная дорога, лабиринты, книжки-находилки, товары для творчества вроде глины, пластилина и гипса — все это материалы, способные облегчить развитие визуального пространственного мышления. Важно, чтобы родители взаимодействовали со своими детьми во время игр и спрашивали, что те думают.

Обработка слуховой информации

В языках с фонетическим алфавитом, где буквы обозначают звуки языка (например, в испанском, итальянском, русском и т.д) чтение вслух требует зрительной идентификации букв, но для произнесения написанного нужна слуховая обработка информации.

Самый важный источник слуховой информации для вашего ребенка — ваш голос. Держите своего малыша на расстоянии тридцати сантиметров от своего лица и разговаривайте с ним или пойте, меняя интонацию. Ребенок может и не понимать слов, но они очень важны для развития у него способности обрабатывать речевую информацию.

Детям старшего возраста для развития обработки звуковой информации подойдет музыка, пение, детские стихи. А еще — игры, в которых необходимо задать хлопками в ладоши нужный ритм, или игры типа «Снежный ком», где родители и ребенок по очереди произносят все более длинные предложения (как в стихотворении «Дом, который построил Джек»), или игры с рифмой. Слушать и пересказывать истории тоже очень полезно.

2. Запасы приобретенных знаний

Извлечение информации из долгосрочной памяти

Мозг работает не как записывающее устройство, в котором информация хранится дословно. Она хранится фрагментами, а потом собирается в единое целое, чтобы восстановить события. Извлечением информации из долгосрочной памяти называют способность сохранять знания, а затем вспоминать их по мере надобности.

Родители, которые понимают, что развитие долгосрочной памяти — это больше, чем запоминание сухих подробностей и скучных фактов, могут облегчить ее развитие, связывая информацию с увлекательными историями. Информация вряд ли попадет в долгосрочную память ребенка, если он будет получать знания во время просмотра обучающего DVD. Память развивается гораздо лучше, если маленький ребенок становится активным участником процесса обучения — актером на сцене, а не зрителем в зале. Заведите обычай гулять, рассказывая истории, просите ребенка вспоминать произошедшее — это также поможет развитию его памяти.

Понимание слов

Высокая степень понимания — это когда человек определяет отношения между словами. Например, называет обобщающие слова («животное» — обобщающее слово для «свиньи», «коровы», «собаки» и т.д.) или слова со схожими (синонимы) и противоположными (антонимы) значениями.

Как и в случае с долгосрочной памятью, дети запоминают слова во время получения некоего жизненного опыта. Надо, чтобы ребенок играл с предметами, двигал их, а родители в это время рассказывали об этих предметах и действиях с ними. Поэтому во время похода в зоопарк ребенок усвоит больше новых слов, чем когда будет рассматривать изображения животных на экране компьютера.

Маленькие дети усваивают новые слова, когда читают вместе с родителями книжки. Если в книге есть интересные иллюстрации, это очень хороший способ расширения словарного запаса. Когда ребенок начинает читать самостоятельно, это занятие станет прекрасным способом изучения новых слов, ведь если поставить слово в контекст, оно запоминается лучше.

Когда ребенку исполняется три года, а иногда даже два, родители могут расширить его словарный запас, рассказав о классах слов. Например, фигурки животных можно поделить на зверей из зоопарка, обитателей фермы и домашних питомцев.

Родителям нужно помнить о разнице между словарным запасом и грамматикой. Словарный запас и грамматика развиваются и усваиваются совершенно по-разному. Грамматика — это правила составления фраз и предложений из слов (синтаксис) и изменения форм слов (морфология). Это различие важно с точки зрения обучения: Ноам Хомский, Стивен Пинкер, Джеймс Морган, Джин Берко-Глизон и другие ученые-когнитивисты доказали, что изучение правил построения предложений и форм слова — это не запоминание, а индуктивный процесс.

Чтение и письмо

В последние десять лет родители стремятся обучать детей чтению все раньше и раньше. Таким родителям активно рекламируют обучающие программы. На полном серьезе обсуждается вопрос, какие аспекты чтения может усвоить младенец, если он еще не знает слов, на которые можно наложить визуальные символы.

Явление, когда ребенок умеет читать, не понимая смысла слов, называется гиперлексией. Стивен Камарат приводит пример из своей практики: четырехлетний мальчик мог прочитать практически любое слово, но не мог выбрать предметы, которые обозначали только что прочитанные слова.

Обучение детей чтению — это не просто обучение звукам, обозначаемым буквами. Нужно следить, чтобы дети понимали смысл слов, которые читают. Следует также отметить, что в странах, где детей обычно не учат читать раньше семи или даже восьми лет, более высокий уровень грамотности. Например, в Финляндии, которая занимает ведущее место по уровню достижений учащихся. А ведь в этой стране дети учатся читать поздно. Наверняка причина в том, что уровень владения языком у семи-восьмилетних детей гораздо выше, чем у трех-четырехлетних. Чем старше ребенок — тем больше слов может храниться в его долгосрочной памяти.

Это не означает, что следует избегать чтения, пока ребенок не пойдет в школу. Любовь к чтению закладывается в раннем детстве во время совместного чтения с родителями. Читать детям вслух нужно как можно чаще. Выбирайте увлекательные истории и книги, где много больших красивых картинок и мало текста. Не просто читайте слова, но и просите ребенка придумать историю с ними.

Математика

Для того чтобы решать задачки, не обязательно обладать математическими знаниями. Скорее нужно знание чисел и умение производить простые математические действия — например, сложение и вычитание. Но главная цель — развить у детей интуитивное чувство количества, чтобы числа для них «имели смысл», как и в случае с чтением. Важно убедиться, что ребёнок понимает количества, которые обозначают числа.

Самым маленьким можно давать по одному предмету и считать. Например, ваш ребёнок обожает зеленый горошек. Вы даёте ему по одной горошине и говорите: «Одна горошина. У тебя одна» — «Вот еще одна. Теперь у тебя две горошины» — «Вот еще одна — всего три» — и т.д. И обратно: «Пять горошин, одной нет, ты ее съел. Осталось четыре» — «Теперь осталось три» — «Ты все съел — пять, четыре, три, два, один, ноль. Больше нет».

Когда ребенок взрослеет, такие концепции, как дроби, можно объяснить ему на примере печенья: «Было целое, мы его разломили на две части, и ты съел половину». «А вот еще одно целое, разломим его на четыре части — теперь ты съел четверть» и т.д.

3.

Когнитивная эффективность

Краткосрочная память

Краткосрочная память — это способность держать в уме небольшое количество недавно полученной информации и пользоваться ею. В тесте на краткосрочную память предложение «Я ходил в магазин» просят повторить с изменениями, например: «В магазин я ходил». Чтобы сказать такое, в голове нужно держать отдельные слова и менять их порядок в предложении. Для этого требуется краткосрочная память.

Когда дети начинают говорить, становится заметно, как работает их краткосрочная память. Многие из них повторяют слоги, но меняют их последовательность или добавляют новые элементы: то есть, эти элементы хранятся в краткосрочной памяти и извлекаются из нее. Когда ребенок не повторяет фразы автоматически, а немного меняет их, это хороший знак — признак того, что он «разбивает» фразы на цепочку слов и обрабатывает их.

Скорость обработки

Скорость обработки — это способность быстро и точно выполнять умственные задачи умеренной сложности. За две минуты трехлетний ребенок может просмотреть в среднем на пять предметов и принять в связи с ними простое решение (например, разделить треугольники и квадраты), а четырехлетний справляется в среднем с пятнадцатью. Но если ребёнок будет тренироваться с картинками, как описано выше, и достигнет впечатляющих результатов, то это не увеличит скорость при выполнении других заданий.

Родителям не стоит вникать во все подробности дебатов о том, можно ли ускорить когнитивные часы (и если да, то что в этом хорошего). Главное — с помощью игры развивать у ребенка способность размышлять.

Например, найти на картинке, где изображено множество предметов, один конкретный, или назвать пять слов, начинающихся на «б». Можно поиграть в игру, где вы с ребенком будете по очереди называть различные группы слов: «Назови всех домашних животных, которых ты знаешь!», «А теперь — рыб», «А теперь перечисли своих друзей» и т.д. Перечисляя слова, делайте паузы, чтобы ребенок просил вас продолжать. Иногда делайте ошибки, чтобы ребенок мог вас исправить.

Рассуждения важнее зубрежки

Ясно, что интеллект — это больше, чем способность вспоминать факты или быстро соображать при занятиях с обучающими карточками. Это не только извлечение нужной информации из долгосрочной памяти. Настоящий интеллект и гениальность основываются на способности решать задачи быстро, эффективно и новаторски. Поэтому интеллектуальное развитие детей не должно ограничиваться зубрежкой или пассивным просмотром обучающих DVD и компьютерных приложений.

Попытки «подготовить к тесту» с помощью письменных упражнений не повысят интеллект ребенка. Если заставите двухлетнего малыша выучить таблицу умножения, то наверняка произведете впечатление на окружающих, но вы не получите гарантию, что он станет математическим гением. Наоборот, это может задержать развитие его способности решать математические задачи путем рассуждений.

Интеллектуально благоприятная среда для детей — та, которая позволяет овладевать всеми девятью широкими способностями в функциональном, повседневном контексте.

Рекомендуем книгу:

Самое интересное — у вас в почте.
Отправляем дайджест лучших статей раз в две недели.

Заполняя эту форму, я подтверждаю, что ознакомился с Правилами сайта, и даю согласие на обработку персональных данных.

reCAPTCHA используется в соответствии с Политиками и Правилами использования Google.

Спасибо за подписку!

Читайте также

10 книг, которые стоит купить детям и родителям на ММКВЯ

Сказки, истории Конни и уроки жизни Стива Джобса

Читайте также

Что читать прямо сейчас: новинки февраля

Иногда чтение — лучшее средство против тлена и хандры.

Читайте также

11 советов родителям о питании детей

Читайте также

Чем занять ребенка, пока мама готовит

Как правильно и быстро улучшить интеллектуальные способности человека?

Хорошая память и острый ум – это не только природные данные, но и ежедневная изнурительная работа над собой.

Внимание! Правильное развитие умственных способностей позволит сохранить здравый смысл и психическое здоровье на долгие годы.

Рассмотрим более подробно простые советы и способы улучшить умственные способности, а заодно и поправить здоровье.

Правильное питание

Повышать собственный интеллект необходимо с пересмотра рациона. Уровень IQ напрямую зависит от пищи, которую мы ежедневно употребляем. Она должна быть богата витаминами, микроэлементами и другими полезными веществами. Ее задача – вовремя насытить организм правильной энергией, положительно влияя на метаболизм.


К таким продуктам относят:

  • яблоки;
  • куркуму;
  • орехи;
  • яйца;
  • анчоусы;
  • авокадо;
  • кайенский перец;
  • тыквенные семечки;
  • брюссельскую капусту.

Физическая активность

Ежедневная физическая нагрузка позволяет развивать память и способность к запоминанию. Частые тренировки насыщают организм человека кислородом, улучшают кровообращение, запускают мозговую активность.


Внимание! Главное– выбрать силовую нагрузку, которая будет соответствовать возрасту, способностям и физической подготовке человека.

Рациональный режим сна

Хороший интеллект и крепкая память не могут существовать без полноценного отдыха. Здоровый сон позволяет развивать умственные способности. Недостаток сна серьезно влияет на концентрацию и долгосрочную память.

Сон, который длится менее 7-8 часов в сутки, приводит к замедленным реакциям и снижению остроты зрения и слуха.Хороший уровень интеллекта – это результат глубокого и качественного сна в ночное время.

Вредные привычки

Токсические вещества не помогают умственным задаткам человека развиваться и улучшаться. Алкогольные напитки, курение, наркотические вещества способны разрушать клетки мозга и приводить к когнитивным реакциям. Они ухудшают психологическое и физиологическое состояние человека.

Внимание! Отсутствие вредных привычек – первый этап к умному мышлению и повышенному интеллекту.

Поиск нового

Регулярное изучение простых и новых вещей – прямой путь к саморазвитию. Обучение может проходить самостоятельно или на специализированных курсах.

Гибкость и пластичность мозга улучшается при изучении иностранных языков или игре на музыкальных инструментах. Это также могут быть компьютерные программы, кулинарные рецепты, методики рукоделия или технические разработки.


Внимание! Любые задачи и трудности становятся гарантом развития интеллектуальных способностей человека.

Чтение книг

Развитие мозга невозможно без постоянного чтения, изучения стихов, пересказа нового материала. Это позволит:

  • расширить кругозор;
  • почерпнуть новые знания;
  • обогатить свой словарный запас;
  • улучшить процесс запоминания.

    Внимание! С помощью книг можно научиться грамотно строить свою речь и выражать мысли. Важно приучить себя к ежедневному чтению определенного количества страниц. Через некоторое время это станет обыденной и полезной привычкой.

    Заключение

    Развитие и повышение собственных интеллектуальных способностей – правильное решение. Общение с умными людьми, сбалансированный режим дня, самоконтроль и постоянное обучение новому помогут сделать ум каждого человека острым.

    Тренировка IQ позволяет оставаться квалифицированным и развитым человеком в любой жизненной сфере.

    Отказ от ответсвенности

    Обращаем ваше внимание, что вся информация, размещённая на сайте Prowellness предоставлена исключительно в ознакомительных целях и не является персональной программой, прямой рекомендацией к действию или врачебными советами. Не используйте данные материалы для диагностики, лечения или проведения любых медицинских манипуляций. Перед применением любой методики или употреблением любого продукта проконсультируйтесь с врачом. Данный сайт не является специализированным медицинским порталом и не заменяет профессиональной консультации специалиста. Владелец Сайта не несет никакой ответственности ни перед какой стороной, понесший косвенный или прямой ущерб в результате неправильного использования материалов, размещенных на данном ресурсе.

    Эксперт: Екатерина Воробьева Адепт здорового и активного образа жизни

    Рецензент: Екатерина Воробьева Адепт здорового и активного образа жизни

    Интеллектуальные способности


    Археология
    Архитектура
    Астрономия
    Аудит
    Биология
    Ботаника
    Бухгалтерский учёт
    Войное дело
    Генетика
    География
    Геология
    Дизайн
    Искусство
    История
    Кино
    Кулинария
    Культура
    Литература
    Математика
    Медицина
    Металлургия
    Мифология
    Музыка
    Психология
    Религия
    Спорт
    Строительство
    Техника
    Транспорт
    Туризм
    Усадьба
    Физика
    Фотография
    Химия
    Экология
    Электричество
    Электроника
    Энергетика

    Нельзя не согласится с мнением выдающегося психолога Х. Айзенка, который считает, что простой обыватель говорит об «интеллекте» также часто, как и профессиональный психолог, но «значения, вкладываемые в это понятие, не всегда совпадают, а в действительности могут подчас вступать в противоречие» [1, с. 9]. Нам хотелось бы говорить с посетителями нашего сайта «на одном языке», поэтому мы считаем, необходимым объяснить нашим гостям, что мы понимаем под интеллектом и интеллектуальными способностями.
    В «Кратком словаре синонимов русского языка» К.С. Горбачевича [5, с. 511] понятия «интеллектуальные способности», «умственные способности», «качества ума» обозначены как синонимичные и именно как синонимы употребляются на страницах нашего сайта.
    Множество теорий и разнообразие подходов в исследовании интеллекта показывают, что интеллект – это многогранная сложная система.
    Интеллект, по определению психолога М.А. Холодной, – это форма организации индивидуального опыта умственной деятельности человека [12]. Она называет его ментальный опыт. Накопленный умственный опыт даёт возможность человеку выполнять определённые интеллектуальные функции (выделять главную мысль, сравнивать объекты, контролировать потребности и т.д.).Интеллектуальные способности – это индивидуально-психологические свойства человека, являющиеся условием успешности выполнения различных видов интеллектуальной деятельности. От того, насколько богат умственный опыт человека, насколько разнообразны интеллектуальные функции, которые человек может выполнять, зависит уровень развития его интеллектуальных способностей.
    Умственные способности – это возможность использовать весь ранее накопленный опыт своей интеллектуальной деятельности. Развитие интеллектуальных способностей осуществляется по мере обогащения умственного опыта, при увеличении количества и качества интеллектуальных функций, которые человек может выполнить. Увеличение качества интеллектуальных функций свидетельствует о развитии имеющихся интеллектуальных способностей, а увеличение количества интеллектуальных функций – о появлении новых. Отсюда следует, что целью обучения школьников должна стать не только передача опыта, накопленного поколениями, но и формирование у учащихся собственного опыта умственной деятельности. Причем необходимо стремиться к тому, чтобы личный опыт учащихся был как можно богаче [11].
    Умственные способности включают два компонента: продуктивный (способность выявлять связи и соотношения, приходить к выводам, непосредственно не представленным в заданной ситуации) и репродуктивный (способность использовать прошлый опыт и усвоенную информацию) [11].
    М.А. Холодная все интеллектуальные способности разделяет на три группы: конвергентные и дивергентные способности, обучаемость [11,12].
    Через конвергентные способности человека реализуются все основные познавательные психические процессы. Совокупное участие в работе интеллекта всех психических познавательных процессов доказывается в следующих работах психологов, проанализированных М.А. Холодной [11]:

     Э. Хант, Р. Стернберг считают, что природа общего фактора человеческого интеллекта тождественна небольшому числу базовых когнитивных (познавательных) процессов.

     Р. Глазер, М. Чи, Дж. Кэмпион считают, что особенности индивидуальной базы знаний предопределяют эффективность отдельных познавательных процессов (запоминания, решения задач).

     Б.Г. Ананьев, М.Д. Дворяшина, Е.И. Степанова рассматривают интеллект как единство познавательных функций разного уровня (психомоторики, внимания, памяти и мышления).

     Б.М. Величковский описывает интеллект как иерархию познавательных процессов.

    Рассмотрим компоненты конвергентных способностей. М.А. Холодная конвергентные способности определяет как успешность умственной деятельности в конкретных ситуациях с точки зрения эффективности переработки информации, в первую очередь, в показателях правильности и скорости нахождения единственно возможного (нормативного) ответа в регламентированных условиях деятельности [11]. М.А. Холодная связывает эти способности с психическими познавательными процессами, главным образом с восприятием, памятью, вниманием, конвергентным мышлением. Через способности человека реализуются его психические процессы. Внимание реализуется через аттенционные способности, восприятие – через перцептивные способности, память – через мнемические.
    В.Д. Шадриков формулирует следующее определение мнемических способностей. «Мнемические способности – это свойства функциональных систем мозга, регулирующих функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации, имеющие индивидуальную меру выраженности, которая проявляется в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности» [9, с. 72]. Сравним это определение с общепринятым в психологии определением понятия «память». Память – это познавательный процесс, включающий в себя запоминание, сохранение, припоминание (воспоминание, воспроизведение), узнавание и забывание информации [8, с. 96]. В определение мнимических способностей В.Д. Шадриковым включены практически все функции памяти. Исходя из этого, мы считаем, что при определении аттенционных и перцептивных способностей можно опираться на определения внимания и восприятия соответственно. Сформулируем их.
    Мнемические способности – это свойства функциональных систем мозга, регулирующих такие функции памяти, как запоминание, сохранение и воспроизведение информации, имеющие индивидуальную меру выраженности, которая проявляется в успешности выполнения деятельности.
    Аттенционные способности – это свойства функциональных систем мозга, регулирующих такую функцию внимания, как концентрация (сосредоточенность) на каком-либо объекте, имеющие индивидуальную меру выраженности, которая проявляется в успешности выполнения деятельности.
    Перцептивные способности – это свойства функциональных систем мозга, регулирующих такие функции восприятия, как приём и переработка информации, поступающей в мозг через органы чувств, формирование в сознании образов объектов и явлений, имеющие индивидуальную меру выраженности, которая проявляется в успешности выполнения деятельности.
    Теперь рассмотрим способности, через которые реализуется конвергентное мышление. Дж. Гилфорд [4] разделил мышление на две составляющие: дивергентное и конвергентное мышление. О дивергентном мышлении речь пойдет ниже. Под конвергентным мышлением Дж. Гилфорд понимал такое мышление, которое направлено на поиск единственно верного результата и диагностируется традиционными тестами интеллекта. Под традиционными тестами интеллекта понимаются тесты IQ. Тесты IQ служат для диагностики вербального, пространственного и формально-логического (знаково-символического) факторов интеллекта. Анализ заданий данного теста позволяет сделать вывод о том, что в основе их выполнения лежат логические операции с понятиями или терминами (вербальный интеллект), с образами (пространственный интеллект), с числами (формально-логический интеллект). Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что основными функциями конвергентного мышления можно считать выполнение логических операций с терминами, образами и символами.
    Способность к поиску единственно верного результата – это свойства функциональных систем мозга, регулирующих такие функции конвергентного мышления, как выполнение логических операций с терминами, образами и символами, имеющие индивидуальную меру выраженности, которая проявляется в успешности выполнения деятельности.
    По определению М.А. Холодной, дивергентные способности – это интеллектуальные способности, проявляющиеся в готовности выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта [11, с. 357]. М.А. Холодная к дивергентным способностям относит креативность, определяемую в узком смысле слова, как способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности.
    В широком смысле слова, креативность определяется как способность к творчеству (лат. creativity – созидательность, способность к творчеству) или как способность к преобразованию знаний. Следует различать интеллектуальные и творческие способности. Творческая активность связана с такими факторами, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (а не критически относиться к ним). Многие психологи относят творчество к области «бессознательного», считая, что творческие акты не контролируются сознанием. Одно из основных различий между творческой активностью и интеллектуальной деятельностью заключается в том, что «творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент, когда внимание сознательно концентрируется на решении проблем» [6, с. 164]
    Творчество в своей основе связано с интеллектом. Дж. Гилфорд предположил, что основой творчества является дивергентное мышление, которое он определил как «тип мышления, идущего в различных направлениях» [Дж. Гилфорд цит. по Дружинину 6,с. 164] Дивергентное мышление связано с порождением множества решений на основе однозначных данных. Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Схемы процессов дивергентного и конвергентного мышления приводит в своей работе В.Н. Дружинин, анализируя концепцию творческих способностей С. Медника [6, с. 191-192]. (см. схемы 1,2 ) На этих схемах наглядно отражены рассмотренные отличия конвергентного и дивергентного мышления.

    Дж. Гилфордом, были выделены основные функции дивергентного мышления:

     обнаружение и постановка проблем;

     генерирование большого числа разнообразных идей;

     нестандартная реакция на раздражители;

    На их основе можно сформулировать следующее определение.
    Способность к поиску множества в равной мере правильных решений – это свойства функциональных систем мозга, регулирующих такие функции дивергентного мышления как обнаружение и постановка проблем; генерирование большого числа разнообразных идей; нестандартная реакция на раздражители; усовершенствование объекта, имеющие индивидуальную меру выраженности, которая проявляется в успешности выполнения деятельности.
    Из психических процессов, связанных с творческими способностями, психологи особенно выделяют воображение [6, 91]. Способность, через которую реализуются воображение – это способность продуцировать новые образы. Сформулируем определение этой способности.
    Способность продуцировать новые образы – это свойства функциональных систем мозга, регулирующих такие функции воображения как представление отсутствующего или реально не существующего объекта, мысленное манипулирование им, имеющие индивидуальную меру выраженности, которая проявляется в успешности выполнения деятельности.
    Мы рассмотрели такие виды интеллектуальных способностей, как конвергентные и дивергентные способности. Осталось рассмотреть обучаемость. По определению М.А. Холодной, обучаемость – это общая способность к усвоению новых знаний и способов деятельности [11]. Обучаемость как возможность человека к обучению связана с такими параметрами личности человека, как познавательные процессы, мотивация, воля, общительность и др. При развитии и формировании данных качеств личности повышается уровень обучаемости.
    Это мнение разделяют и другие психологи. В психологическом словаре Зинченко приводится следующее определение обучаемости: «Обучаемость в широком смысле слова выступает как проявление общих способностей человека, отражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности. Выражая общие способности, обучаемость, выступает как общая возможность психического развития, достижения более обобщённых систем знаний, общих способов действий» [10, с. 229)].
    Некоторые психологи различают общую обучаемость (способность усвоения любого материала) и специальную обучаемость (способность усвоения отдельных видов материала: различных наук, искусств, видов практической деятельности), обращая внимание на то, что первая есть показатель общей, а вторая – специальной одаренности индивида [7, с. 298].
    Существует ещё одна точка зрения, которой придерживается, в частности, психолог В.Н. Дружинин. «Вероятно, – предполагает В.Н. Дружинин, – общей обучаемости как способности не существует, а есть обучаемость как система специальных способностей, аналогичная системе специальных факторов интеллекта, с той лишь разницей, что за последними стоит общий интеллект» [6, с. 140]. Этот вывод сделан В.Н. Дружининым на основе результатов экспериментов, проведенных Кеттеллом, которые свидетельствуют о том, что «обучаемость различным навыкам определяется в основном их спецификой» [6, с. 140]. На успешность обучения, по-мнению В.Н. Дружинина, влияют как общий интеллект, так и установки, интересы, мотивация и многие другие психические свойства личности. Интеллектуальные способности служат предпосылкой обучаемости. В этой характеристике обучаемости, точка зрения В.Н. Дружинина совпадает со взглядами других психологов.
    В психологии не существует единого мнения о принадлежности обучаемости к интеллектуальным способностям. Однако психологи связывают обучаемость с работой интеллекта. Для процесса обучения учащихся обучаемость является важным личностным качеством ученика. Поэтому мы рассматриваем обучаемость как интеллектуальную способность.
    Обучаемость – это общая способность к усвоению новых знаний и способов деятельности, связанная с такими параметрами личности человека как познавательные процессы, мотивация, воля, общительность и др. [11]
    Психологи различают два типа обучаемости:

     эксплицитная обучаемость – обучение осуществляется очень быстро, при этом включается произвольный, сознательный контроль процессов переработки информации;

     эмплицитная обучаемость – обучение осуществляется медленно, в условиях постепенного накопления информации и постепенного, не осознаваемого человеком роста успешности его деятельности [6].

    Таким образом, общую структуру интеллектуальных способностей можно представить в виде схемы 3.

    Схема 3. Структура интеллектуальных способностей

    Провести чёткую границу между отдельными психическими процессами невозможно. Это деление весьма условно и психика человека представляет собой целостность. Однако каждый психический процесс имеет свои особенности, которые позволяют вычленить его в процессе познания [9, с. 101]. Из этого следует необходимость применения таких методов обучения, которые позволят развивать одновременно весь комплекс интеллектуальных способностей и следить за процессом развития его отдельных компонентов.

     

     

    Поиск по сайту:

    Интеллектуальные способности / академические способности — Пятизвездочные школы Адамс 12

    Телефон: 720-972-4321 Связаться с Gifted & Advanced Academics

    Общие интеллектуальные способности — это исключительные способности или потенциал, распознаваемые посредством когнитивных процессов (например, память, рассуждение, скорость обучения, пространственное мышление, способность находить и решать проблемы, а также способность манипулировать абстрактными идеями и устанавливать связи). Интеллектуальные способности демонстрируются высокой производительностью, 95-й процентиль и выше по стандартизированным когнитивным тестам. Одаренные студенты обычно составляют 5% населения.

    Специфические академические способности  – это способность работать на исключительно высоком уровне в одной или нескольких конкретных академических областях. Конкретные академические способности демонстрируются тенденцией достижения продвинутого уровня с течением времени, выше 95-го процентиля, по стандартизированным тестам успеваемости.

    Дважды исключительные (2e) учащихся являются одаренными учащимися с ограниченными возможностями. Дважды исключительные случаи иногда трудно выявить и поддержать, потому что учащиеся обладают характеристиками одаренных учащихся и характеристиками учащихся с ограниченными возможностями. Одаренные характеристики могут маскировать инвалидность, а инвалидность может маскировать одаренный потенциал; либо сильные стороны учащихся, либо недостатки, либо и то, и другое могут быть не определены. Отдел Advanced Academic & Gifted Services (AAGS) сотрудничает с отделом Службы поддержки студентов (SSS), чтобы приложить все усилия для удовлетворения потребностей студентов, независимо от официальной идентификации. Для получения дополнительной информации и ресурсов посетите родительскую страницу CDE.

    Talent Pool учащихся были определены как высокопотенциальные ученики. Учащимся с высоким потенциалом часто требуются специальные возможности расширения и / или обогащения, чтобы оставаться сложными в учебе. Они часто проявляют одну или несколько характеристик одаренных учеников; однако в соответствии с законодательством штата учащиеся официально не считаются одаренными до тех пор, пока они не заполнят квалификационный набор доказательств, который включает тенденции достижений, когнитивные оценки и шкалы поведения. Целью резерва талантов является предоставление учащимся соответствующих возможностей в рамках общего образования. В Adams 12 мы рассматриваем Talent Pool как метод включения одаренных услуг, предоставляя академические и социально-эмоциональные программы. Учащиеся, включенные в Talent Pool, включаются в услуги программирования для одаренных, но не имеют плана Advanced Learning Plan (ALP). Одаренные учащиеся обычно составляют около 5% от общего числа учащихся, тогда как учащиеся из резерва талантов составляют около 15%.

    Подтверждение общих интеллектуальных способностей и/или конкретных академических способностей (испанский)

    Учащиеся с сильной интеллектуальной/академической сферой обычно идентифицируются в:

    • Чтение и/или письмо : Учащиеся, признанные способными к чтению и/или письму , обладают большими способностями к слову и языку. Эти студенты, как правило, хорошо умеют читать, писать и/или выступать. Они склонны видеть отношения между элементами языка и идеями, выраженными в словах, так, как другие не могут.

    • Математика : Учащиеся, признанные одаренными в математике, являются мастерами чисел, расчетов и числовых отношений. Математически одаренные учащиеся обычно умеют решать задачи с использованием чисел, часто могут быстро считать и могут легко увидеть, как математические понятия применимы к миру.

    • Адамс 12 находится в процессе поэтапного внедрения путей идентификации одаренных в академических областях науки , социальные науки и мировой язык , которые соответствуют критериям, установленным CDE, которые включают продвинутый уровень успеваемости и тенденцию достижений выше 95-го процентиля. Из соображений мирового языка учащийся должен свободно (чтение, письмо, разговорная речь и аудирование) владеть двумя или более языками. Пожалуйста, свяжитесь с вашим координатором GT для получения дополнительной информации.

    Процесс идентификации

    Интеллектуальные способности / академические способности :
    • Школа вашего ребенка, скорее всего, предложит одну дату тестирования в течение учебного учебного года. Пожалуйста, свяжитесь с координатором GT вашей школы для получения этой информации.

    • Процесс идентификации одаренных начинается с рекомендации родителя, учителя или ученика. Родитель загрузит, распечатает и заполнит форму GT Identification: Parent Form (на испанском языке). Затем заполненные формы будут переданы координатору GT школы. Чтобы пройти тестирование в день тестирования в школе, учащийся должен иметь заполненную родительскую форму, которая служит разрешением на тестирование. Родители и учащиеся могут внести свой вклад в партнерство между родителями и школой (на испанском языке) и в ходе интервью (на испанском языке).

    • Координатор GT соберет полную совокупность доказательств (BOE) для каждого учащегося, рекомендованного для идентификации одаренных. BOE может включать данные о достижениях, баллы когнитивной оценки, шкалы поведения, образцы работы или другие свидетельства высокой производительности в академической/интеллектуальной области.

    • После завершения тестирования Отдел перспективных академических услуг и услуг для одаренных (AAGS) рассмотрит полный BOE и примет решение о идентификации одаренных. На основании BOE учащийся может быть признан одаренным в одной или нескольких конкретных академических областях или общих интеллектуальных способностях (GIA). Учащийся также может быть помещен в кадровый резерв, что означает необходимость сбора дополнительных данных с течением времени. Департамент AAGS может определить, что в настоящее время учащийся не одаренный.

    • После установления личности семьям отправляется письмо. Если учащийся идентифицирован как одаренный, в Infinite Campus (IC) будет создан расширенный план обучения (ALP). Для получения дополнительной информации о ALP нажмите здесь.

    Как развивать интеллектуальные способности

    Одно из самых разочаровывающих чувств в жизни — это желание быть лучше в чем-то, но не знать, с чего начать. Даже если у вас есть четкое представление о работе вашей мечты или вашей идеальной жизни, вам все равно нужно развивать навыки, необходимые для ее достижения, привнести в свою жизнь необходимую дисциплину и ставить краткосрочные и долгосрочные цели, чтобы воплотить свое видение в реальность. реальность.

    Многие люди либо понятия не имеют, как начать путь самореализации, либо не думают, что способны достичь того, чего больше всего хотят. Тем не менее, мы все способны укреплять свою способность действовать дисциплинированно и постепенно продвигаться к нашим целям.

    Вам нравится чувство, когда вы ложитесь спать, чувствуя себя наполненным и зная, что вы максимально использовали наше время в тот день? Конечно, вы делаете. Если вы хотите чувствовать себя так чаще, ключ в том, чтобы развивать свои интеллектуальные способности.

    Гибридная работа никуда не денется.
    Получите ресурсы для преодоления трудностей, где бы ни находилась ваша команда.

    VIEW TOOLKIT

    Что такое интеллектуальные способности?

    Интеллектуальные способности — это ваша способность мыслить, учиться, планировать и действовать дисциплинированно. Полезная аналогия — думать об этом как о вашем процессоре или операционной системе — наращивание этой мощности позволяет вам делать больше за меньшее время и с меньшими затратами энергии.

    Звучит очевидно, но это правда — огромная часть развития вашего интеллектуального потенциала — это вера в то, что вы можете это сделать. Успешные люди всегда ищут возможности узнать больше и улучшить себя. Они признают, что ошибки — это не просто часть жизни, а возможность учиться. Они понимают, что неудача в чем-то сегодня является необходимым шагом на пути к совершенству в будущем.

    Чтобы стать лучше, нам нужно понять, в чем наши слабости. Отчасти это можно сделать, честно взглянув на себя, но часто нам нужно обратиться к другим. Подумайте о людях в вашей жизни, которые хорошо вас знают и которым вы можете доверять, чтобы они честно рассказали вам о ваших недостатках. В некоторых случаях вы получите обратную связь, которую будет трудно услышать, но часть наращивания потенциала означает, что вы должны быть открыты для обратной связи и использовать ее для роста.

    Как развивать интеллектуальные способности?

    Как только вы поймете, что хотите улучшить, найдите ресурсы, которые вам помогут. Отличная стратегия — выбрать тему, о которой вы хотите узнать больше, изучить самые уважаемые книги по этой теме, купить две или три — или взять их в библиотеке — и выделить время для их чтения. Или, для более быстрой загрузки, изучите подкасты, в которых принимали участие эти авторы, послушайте их и узнайте их лучшие стороны.

    Это простая идея, но это отличный способ улучшить свои знания. Вскоре вы обнаружите, что справляетесь с этими темами быстрее и умнее и принимаете более взвешенные решения.

    Ставьте перед собой четкие цели.

    Но интеллектуальные способности выходят за рамки ваших знаний и способности обрабатывать информацию — они также включают в себя постановку четких целей, которые ведут к вашей цели и основным ценностям, и движение к ним каждый день.

    У вас есть цели для себя? Если вы этого не сделаете, вам нужно. Точно так же, как GPS не может направить вас к месту назначения, если вы не знаете, куда направляетесь, вы не сможете достичь своих целей, если у вас нет четкого представления о них.

    Постановка целей — это область, в которой я полностью изменил свой подход. В прошлом я обычно ставил цели на год и достигал их — только для того, чтобы разочароваться, когда эти победы не приблизили меня к тому, чего я хотел достичь в своей жизни.

    Проблема в том, что, хотя достижение целей всегда кажется достижением, они изменят траекторию вашей жизни только в том случае, если ваши ежеквартальные и годовые цели будут соответствовать вашим пяти- и десятилетним целям.

    Мой лучший совет по постановке целей? Не выбирайте цели, которые кажутся впечатляющими для внешнего мира. Убедитесь, что они соответствуют тому, что вы хотите.

    Вы можете сказать, что хотите стать генеральным директором компании как цель всей жизни, но если управление бизнесом на самом деле не является вашей мечтой, вы не будете удовлетворены, когда доберетесь до нее. Может быть, вы действительно хотите рисовать на ферме в сельской местности. Это ваша жизнь — не позволяйте другим определять успех за вас.

    Ставьте качество выше количества.

    Когда дело доходит до постановки целей, качество гораздо важнее количества. Если вы поставите 100 целей на всю жизнь, вы, вероятно, достигнете многих из них. Но вас также будет тянуть в слишком многих направлениях, и вы можете упустить самые важные из них. Я обнаружил, что полезно ставить небольшое количество целей, которые наиболее важны для меня, и отодвигать все остальное, когда это возможно.

    Я знаю, что буду чувствовать себя наиболее удовлетворенным теми немногими целями, которые соответствуют моим основным ценностям, поэтому я уделяю им большую часть своего времени и энергии. Если я достигну всех своих самых важных целей, я уверен, что не буду беспокоиться о менее важных.

    Приведите свою жизнь в соответствие со своими целями.

    Когда у вас есть цели, важно настроить свою повседневную жизнь на достижение этих целей. Для меня было ценным иметь постоянное напоминание о том, чем я занимаюсь в долгосрочной перспективе, поэтому я создал инструмент под названием «Панель управления всей жизнью». Этот инструмент представляет собой комбинацию упражнения для самореализации и трекера ответственности — вы можете ввести свои главные долгосрочные цели и читать их каждый день, чтобы не сбиться с пути.

    Наращивание интеллектуальных способностей — процесс не быстрый и не легкий, но если вы каждый день стремитесь к постепенному прогрессу, вы увидите значительные результаты раньше, чем думаете.

    Вполне естественно хотеть чего-то достичь, но чувствовать, что у тебя нет на это способностей. Важно понимать, что каждый человек способен развить свой интеллектуальный потенциал. Если вы потратите время на обучение, поставите перед собой четкие цели и будете действовать дисциплинированно, вы окажетесь на пути к тому, чего действительно хотите.


    Боб Глейзер — основатель и генеральный директор глобального агентства Performance Marketing Acceleration Partners. Он также является автором популярного сериала Friday Forward и автором книги Elevate: раздвинь свои границы и раскрой успех.

    интеллектуальные способности в предложении

    Эти слова часто используются вместе. Можно перейти к определению интеллектуального или определение способности. Или посмотрите другие комбинации со способностями.

    Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

    Далее следовали воспринимаемые интеллектуальные способности , что объясняло 12,96%.

    Из Кембриджского корпуса английского языка