Принцип толерантности и его особенности
Ключевые слова: толерантность, конфессиональные отношения, этнокультура, мировоззрение, гуманизм.
В современном глобализационном мире активно обсуждаются проблемы толерантности как терпимости к различным (обусловленным зачастую несовместимыми различиями образа жизни, традицией, мировоззрением, культурой, политическими взглядами, религиозными убеждениями). Толерантность (терпимость) определенная мировоззренческая нравственно-психологическая установка личности на то в какой мере ей принимать или не принимать различные, прежде всего чуждые идеи, обычаи, культуру. В современной научной литературе дается следующее определение терпимости: «Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческих индивидуальностей. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.
Если говорить о проблеме толерантности, то следует заметить, что в философском рассмотрении толерантности вообще и этнокультурной толерантности в частности уходит своими корнями в античность и связано с осмыслением «свое» и «чужое» в контексте диалектики единства человеческой природы и культурно-исторических отличий в ее проявлении. Уже в легенде о Солоне и Анахарсисе противопоставление эллинов и варваров преодолевается в надэтнической ценности дружбы [2]. Геродот в своем описании разнообразных обычаев и нравов, как эллинов, так и варваров оценивает их с позиции общечеловеческой ценности [3]. Толерантность как противопоставление гуманистических ценностей различным формам фанатизма и шовинизма присутствует на протяжении всей истории европейской философии. В частности можно отметить трактат «О веротерпимости» Д.Локка, открывшего либеральный подход к истолкованию толерантности [4], а также работу «К вечному миру» И.
Канта [5], «Патриотизм или мир» Л. Н. Толстого [6].Современное рассмотрение толерантности связано с провозглашением ценности различий, в том числе и этнических в контексте концепции мультикультурализма, в рамках которой была принята декларация принципов толерантности. В ней толерантность определяется как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и индивидуальности [7]. В подобной трактовке толерантность рассматривается как условие существования сложных обществ и позиция зрелой личности, что предполагает активное противодействие интолерантным проявлениям. При этом усиливается рассмотрение толерантности как этической и общекультурной ценности. Вместе с тем данное определение и выраженная в нем идеологическая практика культивирования различий становится объектом критического анализа. Ведь природа толерантности должна быть обращена не только к практикам межкультурного взаимодействия, но и к внутриличностным структурам, к механизмам формирования толерантности как социокультурного феномена.
В настоящее время в исследовании проблемы толерантности, наибольший интерес вызывает функционирование данного принципа в различных сферах человеческой деятельности. Так, реализация толерантности как практического принципа в сфере политики связана с характером вводимых в общество норм. Введение норм неполитического характера сопровождается толерантным отношением к ним со стороны общества. Политические же нормы в принципе не могут быть толерантно приняты всеми субъектами, так как они вводятся в основном с помощью системы принуждения, допускающей насилие в отношении несогласных (индивиды, социальные группы, политические партии). Наличие в обществе несогласных — свидетельство того, что в принятии одной и той же нормы субъекты ведут себя по-разному: гражданское общество и отдельная личность могут быть нетерпимы к норме, в отношении которой власть толерантна [8].
Такое положение объясняется разномасштабностью интересов субъектов и необходимостью их соподчинения друг другу. Отказ от насилия как нормы жизни и части официальной идеологии возможен лишь в условиях демократического режима, который создает условия для полноценного демократического диалога, участником которого является сама власть. С другой стороны, формирование демократии возможно лишь в обществе, разделяющем ценности свободы и терпимости. Следовательно, культивирование толерантности на уровне индивидуального и общественного сознания есть необходимое условие создания демократического режима, который в свою очередь, обеспечивает функционирование в обществе толерантности в качестве этического императива, позволяющего сохранить общественное согласие и социальную стабильность даже в периоды острых социальных кризисов. В мировой политике принцип толерантности проведен в жизнь на уровне равнозначных субъектов, когда социальные противоречия на мировой арене не исключают политических соглашений, компромиссов и сотрудничества для достижения общей цели, или решения проблем глобального характера.Что касается реализации принципа толерантности в области веротерпимости, то следует заметить, что любая религия как форма мировоззрения, изначально содержит данный принцип, но до той пары и той степени, пока не оформляется в социальный институт. Институализация религии есть следствие формирования централизованной государственной власти.
Независимо от специфики связи между институализированной религией и государством в общественном сознании утверждаются различные формы нетерпимости, так как вера подменяется идеологией [9]. С этого времени веротерпимость реализуется в сознании людей чаще всего лишь на уровне личной позиции, или же санкционируется государством в форме юридических законов. В общественном сознании западноевропейского общества религиозная толерантность проведена в интересах государства в форме юридических законов. Но, однако, даже в советских обществах, где существует сильная централизованная власть религии придаётся характер государственной идеологии, таким образом, толерантность в религиозных отношениях проводится непоследовательно, реализовывается в основном на уровне личной позиции как нравственная норма, что приводит к чередованию веротерпимости с конфессиональным фанатизмом и национализмом. Таким образом,Актуальность и трудности обеспечения религиозной толерантности в современном мире обусловлены рядом обстоятельств: негативными историческими традициями, когда вопросы свободы совести решались иногда в угоду политическим интересам государства или определенных партий. Сложным поликонфессиональным полиэтническим составом населения. Необходимостью регулярных усилий по поддержанию взвешенных взаимоотношений между разными религиями, а также между традиционными религиями и новыми эзотерическими. Взаимоотношениями между верующими и неверующими или не определившимися в своих мировоззренческих исканиях, и неизжитой практикой нарушения конституциональных норм проявлениями среди определенных групп населения, в том числе в молодежной среде, экстремизма в различных формах нетерпимости по отношению к тем или иным верованиям и этносам [9].
Воспитание в духе толерантности зависит от объективного и многостороннего учета сегодняшних реалий, от умения опираться на позитивные духовные и социальные традиции и нейтрализовать отрицательные факторы. Имеет значение и характер законодательства по религиозным вопросам, практика его реализации. Эффективность любого закона во многом зависит от заинтересованности общества в его реализации, от осознанной потребности в его применении. Отсутствие подобных объективных предпосылок повышает возможности нарушения толерантности, сказывается в поведении должностных лиц, в деятельности местных властей в межконфессиональных отношениях. Нередко случаи проявления предпочтений одной, как правило самой распространенной религии, что влечет ущемление интересов других и обостряет этноконфессиональные противоречия, порождает противоречивые эксцессы.
Для утверждения идей толерантности, чрезвычайно важно задействовать миротворческий и гуманистический потенциал массовых традиционных религиозных организаций, они оказывают на своих приверженцев с самого молодого возраста значительное умиротворяющее воздействие, влияют на формирование их культуры — бытовой и политической. Активная деятельность массовых религиозных организаций, их лидеров особенно необходима при социальных и национальных противостояниях. Важно подчеркнуть, что особое значение имеет форма сотрудничества самих религиозных деятелей различных конфессий их грамотность и умение демократически противостоять радикалистским и экстремистским идеям.
В формировании идей толерантности в обществе немало зависит и от интеллектуальной элиты. Представители различных групп интеллигенции, особенно занятых в средствах массовой информации. Нет необходимости подробно говорить о том, что в системе культурно-просветительских средств утверждения толерантных установок трудно переоценить значение телевидения, печати, электронных средств информации. Поэтому в сфере этноконфессиональных отношений многое зависит от взвешенного, деликатного тона устных и печатных выступлений публицистов и политиков. От характера освещения истории взаимоотношения общностей. При этом следует избегать выпячивания прошлых и нынешних обид, а необходимо объективно раскрывать то хорошее, что было в их отношениях, чем они обязаны друг другу, какие заимствования были осуществлены в области государственной организации, политической культуры, в навыках хозяйствования, торговли, во всем взаимообогащающем диалоге культур. Наиболее сложно принцип толерантности реализуется в сфере этнонациональных отношениях. Трудность реализации данного принципа сопряжена с различным пониманием терпимости, что объясняется спецификой культурных традиций и спецификой исторически сложившихся типов сознания и форм поведения людей. Большинства исследователей данной проблемы считают, что этнические конфликты связаны, прежде всего, с социальной нестабильностью, низким уровнем жизни населения, административно-насильственным способом соединение этносов [9].
Универсального механизма разрешения национально-этнических конфликтов пока нет. Так как каждый конфликт представляет собой тесное переплетение конфликтов ценностей и конфликтов интересов, каждый из которых обладает своей спецификой, а потому требует собственного основания для разрешения. Но, однако, в современном мире существуют предпосылки реализации принципа толерантности в отношениях между этносами и нациями как осознание людьми общности своего происхождения и формирования человечества как целого с развитыми полиэтническими связями.
Соблюдение принципа толерантности позволяет добиться гармоничного сочетания неизбежных интернациональных процессов с закономерными процессами национальной дифференциации. Толерантность в национально-этнических отношениях подразумевает необходимость признания обществом двойного этнического самосознания, присущего человеку полиэтнического общества. Оно должно быть признано как законное человеческое состояние. В таком случае имеющимся национально-культурным отличиям не будет придаваться самодовлеющего и институционного значения, а люди перестанут быть помехой друг для друга. Терпимость к другому человеку, нации или культуре, различающимся по своим ценностям и стилю жизни, является одной из предпосылок мира и гармонии в современном мире.
Литература:
- Обозов Н. Н. Межэтнические отношения. Л., 2010. с-112
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов М.,1986. с-571.
- Геродот. История М.,1993. с-600.
- Локк Д. Опыт веротерпимости Соч в 3-х т Т-3 М.,1988. с-66.
- Кант И. К вечному миру. М.,1998.
- Толстой Л. Патриотизм или мир Собр соч.М.,1998.
- Декларация принципов толерантности (Париж 16.11.1995) электронный ресурс httр:// www. un. org/ ru/ documehts/ declconv/deciarations/toleranc. shtml
- Магомедова Е. Н. Веротерпимость как форма толерантности. Зерноград.,2000.
- Толерантность. Сб.статей под ред.М.Мчедлова. М.,2004 с-400- 415.
Основные термины (генерируются автоматически): отношение, общественное сознание, принцип толерантности, проблема толерантности, современный мир, толерантность, демократический режим, личная позиция, мировая политика, правильное понимание.
Толерантное отношение к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями
Толерантное отношение к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Антуан де Сент-Экзюпери За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к людям с ограниченными возможностями. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях. ТОЛЕРАНТНОСТЬ (лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям. Согласно Декларации принципов толерантности 1995 года толерантность понимается как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира». Толерантность определяется Декларацией как «гармония в многообразии». Под культурным многообразием понимается многообразие культурных групп, которые равноправно сосуществуют в человеческом сообществе. В связи с этим принцип толерантности требует терпимого отношения к любому человеку иной этнической, расовой, религиозной, языковой, социальной принадлежности, терпимость к инвалидам и людям, исповедующим иные политические взгляды. Толерантность не означает только признание факта существования «Другого». Толерантность означает возможность «Другого» чувствовать себя комфортно в любом принимающем обществе. Толерантность к инвалидам подразумевает уважение и сострадание по отношению к людям с ограниченными возможностями. Однако, не стоит его путать с жалостью. Толерантность к инвалидам в первую очередь проявляется в признании их как личности, обладающей всеми правами здорового человека, а также в оказании им необходимой помощи. Главная проблема заключается в ограничении этих людей связи с миром, бедности контактов с детьми и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения со стороны окружающих, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества жизни. Поэтому формирование толерантного отношения социума к людям с особенностями становится в последние годы все более острой проблемой, требующей серьезного внимания к ней. Всем известно, что уровень развития общества можно определить по его отношению к инвалидам. Готово ли наше общество к принятию других людей: не таких, как все? Готовы ли мы оказать им поддержку, внимание и заботу? Рассматривая одну из важнейших тенденций в современном обществе – формирование толерантного общества, большое внимание уделяется созданию образовательного пространства как «территории толерантности», так как основными источниками формирования толерантности являются СЕМЬЯ и ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. СЕМЬЯ – это живой пример семейных приоритетов: отношений взрослых, их мнений, суждений, поступков. Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции, обычаи, праздники и обряды. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА имеет свои ценности, особую систему отношений, актуальные виды свободной и обязательной деятельности. Каждый ребёнок хочет быть счастливым, в том числе и ребёнок с особенностями. И в первую очередь он счастлив от той психологической среды, в которой живёт и растёт, когда он окружён заботой и вниманием со стороны окружающих его людей. Детей сравнивают с цветами. Ребёнок с особенностями тоже цветок. Цветок полыни. Горький, но такой необходимый для окружающих. Когда семья, детский сад, школа, другими словами «образовательное пространство», станет «территорией толерантности», только тогда можно будет говорить о толерантном обществе, где ко всем будут относиться с пониманием, уважением, добротой. Люди бывают пунктуальные, романтичные, аккуратные, ранимые. Но их нельзя разделить на инвалидов и не инвалидов, потому что люди так не делятся. Важно избежать обвинений в адрес общества или жалости к инвалидам. Очень простые, человеческие, жизненные примеры показывают, что у нас много общего, что мы можем жить вместе, и тому есть множество доказательств. Если мы примем это, фактор инвалидности перестанет быть определяющим в отношениях между людьми. В заключение хотим предложить Вашему вниманию замечательное стихотворение инвалида Сергея Ольгина, которое еще раз покажет, как трудно жить инвалидам, но несмотря на трудности, они не сдаются. С ВАМИ ВЕРА, НАДЕЖДА И ЛЮБОВЬ. Хоть каждый шаг дается нелегко нам, Хоть каждый час — паденье и подъем, Под этим старым синим небосклоном Мы любим жизнь и жить не устаем. Порой бывает — жизнь сдается черной, И не в туманном сне, а наяву, На дно невзгоды тянут, но упорно Мы все же остаемся на плоту. Мы ненавидим, если нас жалеют, И в трудной повседневности своей Становимся сильней и здоровее При помощи единства и друзей. Так не пугай нас, трудная дорога. Лютуй зима. Грозой гроза греми. Друзья, мы вместе можем сделать много, Чтобы остаться на земле людьми. Сломать никак несчастья нас не могут, Не стынет на морозе наша кровь, Приходят вовремя всегда к нам на подмогу Надежда, вера, мудрость и любовь! Сергей Ольгин Эти строки лишний раз говорят о том, что люди с ограниченными возможностями здоровья сильные, умные, независимые, выносливые, а нам просто необходимо понять и принять человека таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.
Проведение информационное мероприятия по демонстрации видеоролика «Толерантное отношение к инвалидам»
Проведение информационное мероприятия по демонстрации видеоролика «Толерантное отношение к инвалидам»
С самого рождения мы с вами окружены людьми — это наши близкие, знакомые и совсем незнакомые нам люди. Мы с вами являемся частью общества, мы в нем рождаемся, растем, учимся, работаем, отдыхаем, в общем живем. Мы подчиняемся законам общества: гласным — это те, которые написаны в различных кодексах, и негласным — это те, по которым «принято» себя вести. И те и другие законы, каким-то образом, в нашем обществе появились, сформировались и закрепились. Мы прислушиваемся к общественному мнению, потому что хотим услышать там голоса единомышленников, слова поддержки и одобрения. Бывает, что наши ожидания оправдываются, а бывает и наоборот. Общество каким-то образом относиться к нам, осуждает, восхищается или не замечает.
Обращаясь к истории, мы видим, что отношение к людям с физическими или психическими недостатками было неоднозначным. Общество испытывало на протяжении всего своего существования очень противоречивые чувства к людям с особенностями — от жалости и сочувствия до злости и ненависти. Как трудно, когда людей терзают, прямо таки разрывают в разные стороны такие противоположные эмоции. Часто это заканчивается тем, что тема вызывающая их просто «закрывается», как будто ее не существует. Проблемы не решаются потому, что спокойнее их просто игнорировать.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ (лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям. Согласно Декларации принципов толерантности 1995 года толерантность понимается как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира». Толерантность определяется Декларацией как «гармония в многообразии». Под культурным многообразием понимается многообразие культурных групп, которые равноправно сосуществуют в человеческом сообществе. В связи с этим принцип толерантности требует терпимого отношения к любому человеку иной этнической, расовой, религиозной, языковой, социальной принадлежности, терпимость к инвалидам и людям, исповедующим иные политические взгляды.
Толерантность не означает только признание факта существования «Другого». Толерантность означает возможность «Другого» чувствовать себя комфортно в любом принимающем обществе. Толерантность к инвалидам подразумевает уважение и сострадание по отношению к людям с ограниченными возможностями. Однако, не стоит его путать с жалостью. Толерантность к инвалидам в первую очередь проявляется в признании их как личности, обладающей всеми правами здорового человека, а также в оказании им необходимой помощи.
За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к людям с ограниченными возможностями. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.
Толерантность не означает только признание факта существования «Другого». Толерантность означает возможность «Другого» чувствовать себя комфортно в любом принимающем обществе. Толерантность к инвалидам подразумевает уважение и сострадание по отношению к людям с ограниченными возможностями. Однако, не стоит его путать с жалостью. Толерантность к инвалидам в первую очередь проявляется в признании их как личности, обладающей всеми правами здорового человека, а также в оказании им необходимой помощи.
Главная проблема заключается в ограничении этих людей связи с миром, бедности контактов со сверстниками, детьми и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения со стороны окружающих, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества жизни. В связи с этим, одной из центральных задач в работе воспитательного сектора нашего техникума по отношению к людям с особыми потребностями является формирование у современной молодежи толерантности, т.е. способности понять и принять человека таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.
С целью формирования толерантности в нашем обществе Межтерриториальное государственное областное бюджетное учреждение центр занятости города Кандалакша провел с 04 декабря 2017 года по 08 декабря 2017 года информационное мероприятие по демонстрации видеоролика «Толерантное отношение к инвалидам.
Цель мероприятия:
— формирование толерантности отношений к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
— воспитания в детях доброты и отзывчивости к людям с ограниченными возможностями.
13. Декларация принципов толерантности (1995 г.)
(Принята и провозглашена государствами-членами Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Париж, Франция, 16 ноября 1995 г. )
Государства-члены Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры , заседание в Париже на двадцать восьмой сессии Генеральной конференции, с 25 октября по 16 ноября 1995 г.
[…]
Напоминая также , что Всеобщая декларация прав человека подтверждает, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии» (статья 18), «мнений и их свободное выражение» (статья 19) и что образование «должно способствовать пониманию, терпимости и дружба между всеми нациями, расовыми или религиозными группами» (Статья 26),
Отмечая соответствующих международных документов, включая:
— Международный пакт о гражданских и политических правах,
– Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах Права,
– Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации,
– Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него,
– Конвенция о правах ребенка,
– Конвенция 1951 года о статусе Беженцы и Протокол к нему 1967 года и региональные документы,
– Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,
– Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания,
— Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости на основе религии или убеждений,
— Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам,
— Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма,
— Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека,
— Копенгагенская декларация и Программа действий, принятые Всемирной встречей на высшем уровне в интересах социального развития,
— Декларация ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках,
– Конвенция и Рекомендация ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования,
Принимая во внимание цели Третьего Десятилетия борьбы против расизма и расовой дискриминации, Всемирного десятилетия образования в области прав человека и Международного десятилетия коренных народов мира ,
[. ..]
Подчеркивая обязанности государств-членов развивать и поощрять соблюдение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка, национального происхождения, религии или инвалидности, и бороться с нетерпимостью,
Принять и торжественно провозгласить настоящую Декларацию принципов терпимости
Постановляя принять все позитивные меры, необходимые для поощрения терпимости в наших обществах, поскольку терпимость является не только лелеемым принципом, но и необходимостью для мира и экономического и социального прогресса всех народов.
Мы заявляем следующее:
[…]
Статья 4 — Образование
4.1 Образование является наиболее эффективным средством предотвращения нетерпимости. Первым шагом в обучении толерантности является обучение людей их общим правам и свободам, с тем чтобы их можно было уважать, а также поощрение желания защищать интересы других.
4.2 Обучение толерантности следует рассматривать как неотложную необходимость; Вот почему необходимо продвигать систематические и рациональные методы обучения толерантности, которые будут направлены на устранение культурных, социальных, экономических, политических и религиозных источников нетерпимости — основных корней насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать развитию взаимопонимания, солидарности и терпимости между людьми, а также между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами и нациями.
4.3 Обучение терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, которое ведет к страху и отчуждению других, и должно помочь молодым людям развить способность к независимому суждению, критическому мышлению и этическим рассуждениям.
4.4 Мы обязуемся поддерживать и реализовывать программы исследований и образования в области социальных наук в интересах толерантности, прав человека и ненасилия. Это означает уделение особого внимания совершенствованию подготовки учителей, учебных программ, содержания учебников и уроков и других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания неравнодушных и ответственных граждан, открытых другим культурам, способных ценить ценность свободы, уважающие человеческое достоинство и различия и способные предотвращать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.
Статья 5 — Приверженность действию
Мы обязуемся продвигать терпимость и ненасилие через программы и институты в области образования, науки, культуры и коммуникации.
Статья 6 – Международный день толерантности
В целях повышения осведомленности общественности, акцентирования внимания на опасностях нетерпимости и принятия новых обязательств и действий в поддержку пропаганды и воспитания толерантности мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодным Международным днем Толерантность.
Теория толерантности: концепция и принципы
U. R. Kushaev Старший исследователь,
Tashkent Исламский университет,
Tashkent, Uzbekistan
9001
Philos. другие отрасли социальных наук во все времена. Каждый исторический период в связи с глубокими и сильными изменениями в жизни общества характеризуется проявлением актуализировавшихся по форме и содержанию вечных философских проблем. Благодаря стараниям отзывчивых и талантливых философов выдвигались конструктивные идеи, разрабатывались новые парадигмы, навязывались эффективные пути и средства решения насущных проблем. Конечно, в силу объективных и субъективных причин далеко не все философские воззрения и не всегда дают ожидаемые результаты. Однако бесспорно, что развитие философской мысли дает мощный толчок, служит прочной предпосылкой для появления новых философских теорий, большинство из которых сегодня выступает как относительно самостоятельная общественная наука.
Анализ показывает, что в рамках современной философской науки интенсивно и системно развиваются исследования по проблеме толерантности. Так, за последние четверть века в постсоветских республиках защищено более 500 диссертаций по самым разным гуманитарным наукам, раскрывающим разные стороны многогранного явления толерантности. В связи с чем, безусловно, постоянно увеличивается количество трактовок термина, расширяется предмет исследования. Конечно, это должно произойти, потому что разнообразие идей и мнений, наличие альтернативных взглядов создает в науке атмосферу плюрализма, что является первостепенным условием развития философской мысли.
В рамках одной статьи практически невозможно проанализировать все существующие на сегодняшний день трактовки толерантности. Однако мы считаем целесообразным обратить внимание на некоторые из них. В одной коллективной монографии толерантность определяется так: «Толерантность есть по своей сути социокультурный феномен, включающий в себя знание и оценку «других» и «чужих» ценностей, а также основанную на них практическую деятельность» [Очилдиев А. 2007, с. 9.]. Это рассуждение носит общий характер и в то же время нуждается в уточнении. «Толерантность — яркое проявление уважения к различным мнениям, верованиям, мировой культуре, основанное на терпимости восприятие человеческих ценностей, а также прав личности, направленное на самовыражение» — так пишет М. Хажиева [Хажиева М. 2008, с. 5]. Это определение, с одной стороны, претендует на полноту, но, с другой стороны, видно, что здесь четко соблюдается логическая последовательность структурирующих положений определения.
К такому подходу склонен специалист по вопросам толерантности И. Г. Арцыбашев, который, по его мнению, характеризуется восприятием критической толерантности. И с этой точки зрения понятие определяется следующим образом: «проявление низкой социально-психологической чувствительности личности к «инаковости», вплоть до безразличия; идеология, претендующая на роль универсального средства регулирования социальных и культурных отношений, духовных потребностей, основанная на двойных стандартах, не приемлющая плюрализма мнений, формирующих в сознании индивидуума безразличие к проявлениям аморальности, не совпадает с этикой человеческой солидарности; формальное отношение к другому субъекту оценивается как неизбежное, но полезное «зло»; терпимость к другим, лишенная любви и сострадания; что-то среднее между полным усыновлением и преследованием; относительная ценность, так как внешнее проявление доброжелательности может быть только при смирении с поведением, убеждениями и ценностями других; концепция не предполагает четкой границы между добром и злом; путь к утрате элементов своей культурной идентичности» [Арцыбашев И. Г. 2008, с. 19]. Заслуживает внимания научная оценка научных проявлений этого феномена с разных сторон, но, на наш взгляд, такая интерпретация не соответствует истинной сути этого творческого феномена толерантности, поскольку при таком подходе она предстает как некое состояние маргинализации при время, когда мы все знаем, что толерантность – это бдительная, активная, целеустремленная позиция.
По мнению Н. Г. Степановой, толерантность – это «позитивное отношение в общественном сознании, определяющее продуктивную активность взаимоотношений между разными культурами» [Степанова Н. Г. 2008, с. 8]. Толерантность – огромное явление, социальное явление, которое имеет место во всех сферах жизни общества и на всех уровнях отношений между субъектами. С этой точки зрения, на наш взгляд, бесперспективная интерпретация толерантности как позитивной установки имеет смысл только между разными культурами.
Вызывает интерес мнение Е. Н. Третьяковой по этому вопросу. «Толерантность мы рассматриваем как духовно-нравственное качество человека, выражающееся в принятии «другого» как личности, принимая его вне зависимости от национальности, языка, отношения к религии, убеждениям, принадлежности к общественным организациям, общественным, имущественным и официальный статус (социально-культурные характеристики), а также возраст, здоровье, пол, раса (антропологические характеристики)» [Третьякова Е. Н. 2011, с. 4–5], – говорит она. Примечательно, что ученый анализирует толерантность как нравственное качество, являющееся результатом длительного и сложного воспитательного процесса, а также как базовую характеристику личности. И этим автор прекрасно раскрывает многие специфические черты толерантности.
Одно из следующих определений формулируется следующим образом: «Толерантность – это естественная социокультурная норма, положительное отношение к личности по отношению к окружающему дифференцированному обществу, состоящее из построения доброжелательной оценки других и отказа от конфронтации» [Пуртова А. С. 2012, с. 16]. В исследованиях К. В. Василюк мы видим достаточно подробный анализ толерантности. В частности, ученый предлагает разделить толерантность на виды: «первый тип можно назвать толерантностью к другим, второй — толерантностью развития, третий — толерантностью принятия, а четвертый — предельной толерантностью». Развивая свою мысль, она утверждает, что «типология толерантности позволяет сформулировать упрощенную схему типов и выдвинуть гипотезу о том, что переход от первого ко второму типу толерантности является универсальной предпосылкой разрешения конфликтов в бытии человека. Для повседневной жизни достаточно» [Василюк К. В. 2014, с. 64].
Помимо вышеперечисленных существуют сотни определений, каждое из которых может быть и, когда это уместно, должно быть подвергнуто критическому осмыслению. Однако вместе они рисуют общую картину современной теории толерантности и каждая из них показывает определенные неотъемлемые истины тотальной толерантности.
Вследствие столь мощного течения в философской науке нам было предложено и определенное видение проблем. В частности, появившемся в 2014 году в «Энциклопедическом словаре толерантности» мы предложили следующее определение понятия. «Толерантность — центральное понятие философии толерантности, отражающее открытые, искренние, бескорыстные, безвозмездные, беспристрастные отношения между людьми, социальными группами, народами, нациями, государствами и другими. Субъекты социальных отношений, основанные на внимании, уважении, дружбе, любви, снисходительности, симпатии, солидарности, взаимной заинтересованности, равноправии, справедливости, терпимости и др. высоких нравственных качествах» [Кушаев Ю. Р., Дорошина И. Г. 2014, с. 403]. Кроме того, были использованы и проанализированы некоторые выражения, которые, на наш взгляд, могут служить методологическими принципами философии толерантности. Рассмотрим некоторые из них.
«Право быть другим» – принцип толерантности, обозначающий необходимость признания и уважения отдельных социальных субъектов, в отличие от других черт людей, социальных групп, общностей, этносов, наций, государств и т. д., и снисходительное отношение к ним. Это правильно созвучно естественному и положительному праву. С этим принципом гармонично сочетается другой принцип толерантности «единство в многообразии», что является настоящим триумфом соблюдения этого права. Принцип «права быть другим» включает в себя следующие основные положения:
– Наличие необходимых условий для реализации своих творческих способностей;
– Создание возможностей для самовыражения, самореализации;
– Право на выражение альтернативных взглядов, мнений и убеждений;
– Способствовать сосуществованию на равноправной и равноправной основе представителей других рас, национальностей и народов-носителей иной культуры;
– Поддерживать и способствовать полноценному общению, диалогу, контактам между разными людьми, группами и культурами;
— Свободное использование материальных и духовных ценностей наравне с другими независимо от пола, расы, религии, языка, культуры и социального происхождения и так далее.
Каждый человек от рождения осознает индивидуальность, неповторимость, обладает особыми генетическими, физиологическими чертами, унаследованными от предков и собственными, непохожими ни на одну душу. И в процессе формирования личности, социализации, наряду с общими для всех знаниями и умениями, доступными и вырабатываемыми новыми дополняются индивидуальные особенности, присущие только ему. Иными словами, социальная жизнь человека в течение жизни принимает весьма пеструю картину, но это своеобразная характеристика человека. Объектом и субъектом принципа «право быть другим» служат все социальные структуры, и это право должно соблюдаться всеми социальными акторами, но в этом случае можно говорить о толерантности и снисходительности [Кушаев Ю. Р., Дорошина И. Г., 2014]. , п. 312–313].
Следующий принцип философии толерантности отстаивает идею «я и другой». Этот принцип обозначает подход к межличностным отношениям в процессе осознания места личности в социальном взаимодействии и значимости характеристик, а также последующее осмысление места, различия между нравственными и культурными свойствами другого, своего рода человек. «Я и другой» — общая формула, позволяющая выявить объект толерантности в действиях, поведении, установках и отношениях на межличностном уровне взаимодействия. В качестве «другого» может выступать любое лицо, отличающееся чертами характера, моделями поведения, полом, возрастом, расой, национальностью, вероисповеданием, социальным происхождением и т. д.
Значение этой схемы в том, что осознание субъектом самого себя, «другого» является начальным, принципиальным шагом в формировании его специфического отношения к окружающим людям. В связи с этим можно сказать, что время этого состояния совпадает с осознанием индивидом своего «я». Однако четкое разграничение его и других, конечно, не означает в полной мере терпимости по отношению к другим. Это детерминированное понятие приобретает уровень значимости нравственной культуры и воспитания, социальной мобильности, активности и коммуникабельности личности. Понятие «я и другой» как синтез необходимых понятий, знаний и опыта предполагает определенный уровень общественного сознания личности. Таким образом, познание других, одних людей совершенствовалось по мере развития нравственных, эстетических, правовых, политических, мировоззренческих, экономических и других форм человеческого сознания.
Среди прочего, зная свое место и место «другого» в определенной социальной среде, культурной среде и обществе в целом, человек начинает рационально понимать свою причастность к происходящим вокруг него событиям. Это, в свою очередь, способствует развитию чувств согласия, солидарности и сотрудничества, являющихся залогом стабильности, терпимости и толерантности отношений между людьми [Кушаев Ю. Р., Дорошина И. Г. 2014, с. 474–475].
Перспективным, на наш взгляд, использование в качестве принципа толерантности теории такой методологической формулы, как «Единство и разнообразие культур».
Этот основной принцип философии толерантности означает, с одной стороны, культурную целостность, единство человечества, с другой стороны, его многообразие в культурном плане. Демократия, обеспечение основных прав и свобод человека и других универсальных принципов природы придают новый импульс процессу этнического, национального самовыражения народов мира. Принимая во внимание, что в настоящее время насчитывается более 3000 этносов, народов и наций, а количество стран достигает более 200, можно сказать, что этот процесс будет длительным и трудным, так как народы мира находятся на разных уровнях развития. и имеют разные возможности для построения собственных независимых государств.
Следует отметить, что национальные культуры являются основой общечеловеческих ценностей. Однако национальная культура не исчезает, а в рамках общечеловеческих ценностей проявляется ярче. Общеизвестно, что если ядерный арсенал будет применяться владеющими им странами мира, его теоретически достаточно мощности, чтобы несколько раз разрушить биосферу Земли. Кроме того, обострение нездоровых с точки зрения толерантности существующих этноконфессиональных различий и конфликтов искусственно делает бесполезными все усилия отдельных народов и сотен международных организаций по обеспечению равноправия, справедливости и прозрачности в отношениях. Это указывает на то, что осознание всех культур как уникального проявления единой человеческой цивилизации определяется объективными и субъективными обстоятельствами.
Открытость, большое внимание к другим культурам, уважительное, толерантное отношение к ним – важные требования толерантной сферы современного мира. Внимательное изучение друг друга, установление взаимных контактов, направленных на партнерство и сотрудничество, способствуют сближению культурных ценностей, расширению взаимодействия, взаимного влияния. Нет иного пути к мирному сосуществованию всех народов человечества, кроме постоянного повышения уровня культуры толерантности. В этом контексте значение культуры толерантности ставится в один ряд со значением понятия культуры мира.
Интеграционные процессы, развитие средств массовой информации, информационных технологий, с одной стороны, являются сильным фактором тесного взаимодействия культур мира, с другой стороны, они как возможности и ресурсы используются в корыстных целях – для провоцирование межэтнических, межконфессиональных конфликтов, использование этнических и религиозных факторов в реализации геополитических интересов и т. д. А современные реалии требуют от человечества поощрения толерантных отношений между разными культурами. Эти разнообразные удобные средства, ресурсы, наука и техника должны использоваться в мирных целях – для укрепления дружественных связей между народами и нациями, для выработки новых эффективных механизмов межкультурного диалога, для открытия новых путей к взаимообогащению культурных ценностей и тем самым , расширить горизонты сферы толерантности в мировом масштабе.
Все должны глубже осознать, что культура той или иной нации, народностей не может добиться прогресса без взаимодействия с общечеловеческими ценностями, с успехом мировой науки и техники. Сегодня социально-экономическое развитие, материальный и духовный прогресс всех народов и наций базируются на общесоциальных закономерностях взаимодополняемости и взаимообогащения. В связи с этим «единство и многообразие культур» выступает в пользу центральной категории философии толерантности, которая представляет собой плодотворное сотрудничество людей, наций, этносов на пути к общему культурному прогрессу [Кушаев У. Р., Дорошина И. Г. 2014, с. . 126–128].
Таким образом, вышеперечисленные принципы позволяют рассматривать и интерпретировать социальное поведение субъекта по отношению друг к другу с точки зрения толерантности, а также наиболее ярко выявить объективную и субъективную оценку поведения различных социальных сил. Дополнительно следует отметить, что принципы толерантности наиболее эффективны при взаимодействии с новыми парадигмами общефилософской теории, формирование которых, безусловно, продиктовано острыми глобальными проблемами современности, в том числе вопросами, относящимися к теории толерантности, которые занимают особое место.
Список литературы
- Арцыбашев И. Г. Ценностная альтернативность религиозности и веротерпимости: российский опыт: автореф. дис.… канд. филос. наук: 09.00. 13. – Екатеринбург, 2008. – 235 с.
- Очилдиев А. Бағрикенглик – барқарорлик ва тараққижот омили. – Ташкент : Тошкент ислам университет, 2007.
- Василюк К. В. Толерантность в символическом потреблении. Диссертация на исследование ученой степени кандидатов философских наук. – Омск, 2014.
- Кушаев Ю. Р., Дорошина И. Г. Толерантность: энциклопедический словарь. – Пенза : Научно-издательский центр «Социосфера», 2014. – 484 с.
- Пуртова А. С. Особенности толерантности в обществе социального транспорта. Автореферат диссертации на исследование ученой степени кандидатов философских наук. – Архангельск, 2012.
- Степанова Н. Г. Межэтническая толерантность в современном российском обществе (социально-философский анализ). Автореферат диссертации на исследование ученой степени кандидатов философских наук. – Барнаул, 2008.
- Третьякова Е. Н. Толерантность как духовно-нравственное качество личности: автореф. дис. … канд. философских наук. – Санкт-Петербург, 2011.
- Хажиева М. Узбекистонда толерантлик жарайони. – Ташкент: АБУ МАТБУОТ-КОНСАЛТ, 2008.
Философия толерантности — Новости философии
Ричард Пиментел
Допуск
1. Справедливое, объективное и снисходительное отношение к тем, чьи мнения, обычаи, раса, религия, национальность и т. д. отличаются от ваших собственных; свобода от фанатизма. Dictionary.com без сокращений (v 1.1)
2. Способность или практика признания и уважения убеждений или практики других. Словарь американского наследия
Предыдущая статья касалась Религиозного права и обвинений в нетерпимости, направленных против этой группы. Большое внимание было уделено мультимедийному художнику Джоэлу Пеллетье и его картине «Американские фундаменталисты (Въезд Христа в Вашингтон в 2008 году)», в которой затрагивались взгляды Пеллетье на правых религий. Среди различных концепций, упомянутых в последней статье, была одна концепция, заслуживающая дальнейшего изучения, — толерантность. Что такое толерантность? Изменилось ли представление о толерантности? Каковы философские последствия толерантности?
В определениях, предложенных в эпиграфе к этой статье, есть два общих знаменателя. Во-первых, это потребность в уважительном и справедливом отношении к другим, а во-вторых, это отношение направлено на тех, чьи убеждения и мнения отличаются от наших. Однако в этих определениях отсутствует один важный компонент — право отвергать чьи-либо утверждения или убеждения, уважая их право высказывать это. Эти три компонента составляют классическое определение толерантности, которое определяет толерантность как уважение права другого человека на выражение своих убеждений при сохранении уважения к человеку, даже если вы не согласны и отвергаете его убеждения. Это классическое значение терпимости является важным компонентом свободного и открытого демократического общества. Конечно, если это общество должно оставаться таковым, то мы должны признавать и уважать права других выражать свои убеждения, а также возможность не соглашаться с их убеждениями. Признание и допущение свободного выражения различных взглядов является морально обязательным. Однако классическое понимание толерантности уже не предполагается. Сторонники современного понимания толерантности пропагандируют искаженное представление о толерантности. Доктор Фрэнсис Беквит, философ и преподаватель Бейлорского университета, назвал это новое понимание либеральной толерантностью. Д-р Беквит пишет: «Сторонники этой точки зрения утверждают, что нетерпимо и несовместимо с принципами свободного и открытого общества христиане (и другие) заявлять, что их моральные и религиозные взгляды правильны и должны быть приняты всеми гражданами. ». Другими словами, либеральная толерантность определяется как одобрение нейтралитета и запрет на суждения о других. Все взгляды одинаково верны. Вы не можете сказать, что ваше мнение правильное, а чье-то ложное.
Это искажение перевернуло истинное значение терпимости с ног на голову, и это семантическое и эмпирическое искажение повлияло на то, как некоторые люди воспринимают других, таких как Религиозное право. Современные сторонники терпимости, такие как Жоэль Пеллетье, забывают, что несогласие необходимо для терпимости. Без разногласий нет необходимости в терпимости. Ни в коем случае не все члены Религиозных правых толерантны, но я считаю необоснованным считать всех Религиозных правых нетерпимыми. Невозможность утверждать, что одни предложения и идеи истинны, а другие — ложны, — это самоопровержение и неприемлемо. Даже Пеллетье утверждает, что религиозные правые ошибочны, а его взгляды верны. Если толерантность действительно означает, что мы должны принимать все взгляды как равноправные и воздерживаться от суждений о других взглядах, тогда даже сторонники этой толерантности придерживаются самоопровергающего понятия. Дело в том, что между людьми существуют реальные различия и разногласия. Без этого не было бы необходимости в терпимости, потому что терпимость предполагает несогласие.
Сказать, что кто-то нетерпим, потому что не согласен с чьими-то идеями и считает, что одни идеи верны, а другие ложны, вызывает недоумение. Но эта концепция имеет большое влияние на нашу политкорректную культуру. В качестве примера можно привести замечания о гомосексуализме, сделанные генералом Питером Пейсом, председателем Объединенного комитета начальников штабов, в интервью газете Chicago Tribune. Генерал дал интервью о политике военных «не спрашивай, не говори» в отношении геев, служащих в армии. Он поделился своим мнением о том, что гомосексуальность аморален и что военные не должны мириться с таким поведением. Его замечания вызвали бурю негодования у некоторых членов Конгресса, средств массовой информации, групп защиты интересов геев и даже у Билла Клинтона. Впоследствии генерал Пейс извинился за то, что не продолжил тему политики. Он не извинился за свой этический взгляд на гомосексуальность. Это вызвало больше гнева и вызвало дальнейшую критику. Его критиковали за нетерпимость и предвзятость. Однако не в том же ли виновны его критики, применяющие этот искаженный взгляд на толерантность? Они выносили моральное суждение генералу Пейсу, потому что он выносил моральное суждение о гомосексуализме. Интересно, как бы эти же критики отнеслись к генералу Пейсу, если бы он открыто одобрял гомосексуальность. Конечно, они будут праздновать его одобрение и мужество за то, что он вынес моральное суждение о том, что гомосексуальность является этически приемлемым поведением.