Интервью: понятие, цель, задачи, функции
Библиографическое описание:Долгина, Е. С. Интервью: понятие, цель, задачи, функции / Е. С. Долгина, М. А. Веснина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 1109-1111. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16897/ (дата обращения: 16.02.2023).
В современной науке слово «интервью» имеет широкое толкование. В широком смысле, интервью является формой сбора определенной информации журналистов в ходе беседы при помощи формы «вопрос-ответ». Исследователь С. Н. Ильченко в учебном пособии «Интервью в журналистском творчестве» дает определение интервью как акту коммуникации, основанном на диалоге журналиста и респондента при последовательном чередовании вопросов и ответов с целью получения необходимой информации, мнений и суждений, представляющих общественный интерес [9, с. 3]. Таким образом, в данном случае метод сбора информации и структура жанра совпадают [1, с. 142].
В. В. Ворошилов определяет жанр интервью как ответы конкретного лица на вопросы журналиста, представляющие общественный интерес; как беседу, не ограниченную лаконичными вопросами, а комментирующую ответы собеседника [5, с. 176].
В переводе с английского языка («interview») интервью означает метод сбора данных социологического исследования, который основан на непосредственном контакте интервьюера и интервьюированного и устной беседой в рамках определенного исследования. Как метод сбора информации интервью применяется во многих науках: социологии, журналистике, медицине, психологии, криминологии и пр. [4, с. 215]
Интервью как метод сбора информации наряду с анкетированием становится популярным с развитием эмпирических социологических исследований. Но в отличие от анкетирования интервью проводится при наличии интервьюера, подготовленного для диалога. Основу любого интервью составляет беседа, где роли собеседников нормированы, а целью является получение ответов на определенные вопросы, заданные социологическим исследованием.
Таким образом, исследовательское общение направлено на возникновение межличностной мотивации. Успех исследования зависит от манеры построения беседы, взаимопонимания собеседников и качества получаемой информации. Многие исследователи считают метод интервью «королевским путем» в познании социальных явлений [2, с. 162]. Таким образом, метод интервью является уникальным методом исследования в социальном познании личности [8, с. 241]. Метод интервью, в отличие от анкетирования, предъявляет к исследователю определенные требования в проведении, обработке результатов и анализе. Это объясняется тем, что информация, полученная в ходе беседы, может быть сформирована и уточнена в рамках проведения интервью. Преимуществом данного метода является то, что он сочетает в себе методы опроса и наблюдения.Еще одним определением интервью как метода можно считать вид опроса, который основан на целенаправленном использовании социально-психологического взаимодействия между исследователем и респондентом.
Следует различать интервью как метод сбора информации и жанр журналистского творчества. Как метод сбора информации интервью является целенаправленной беседа, направленной на получение ответов на вопросы, предусмотренных программой исследований.
Интервью как жанр журналистики является особым видом информационных жанров, основанном на диалоге журналиста и героя публикации.
С английского языка «интервью» переводится как «беседа». Это диалоговая форма передачи актуальной социально-значимой информации. Журналист ведет беседу с интересными, общественно-активными лицами и передает ее по каналам СМИ.
Главным в этом диалоге становится человек, с которым беседует журналист. Все факты, комментарии передаются от лица, которого интервьюируют. Для читателя главными становятся слова авторитетного человека, этим интервью и ценно для аудитории [13, с. 47].
Но не следует сводить роль журналиста всего лишь к передаче слов собеседника. Обычно, успех интервью зависит от умения наладить контакт, разговорить человека, создать условия для плодотворного сотрудничества. Очень сложно составить вопросы, так как журналист должен поставить себя на место своих читателей и понять, что им будет интересно прочитать, какие темы станут для аудитории актуальными. Кроме того, журналист должен и предугадать интерес и желания своего собеседника.
Отличительными чертами интервью являются актуальность для современной общественной, культурной, политической и экономической сфер; целеустремленность и деловитость.
«Интервью может играть даже роль официального политического документа, если его дает журналисту крупный политический деятель, глава правительства, президент. Особенность таких официальных интервью в том, что они отражают не индивидуальное мнение, а точку зрения официальной власти, политической партии, движения» [12, с. 113].
Данный вид информационных жанров выделился из метода сбора журналистского материал, который также назывался интервью. В определенный момент понадобилось передать информацию, собранную с помощью данного метода в режиме реального времени в вопросно-ответной форме.
Информационным интервью становится только в том случае, если основными вопросами будут что? где? когда? Если же собеседники будут акцентироваться на причинно-следственным связях и отвечать на вопросы почему? зачем? каким образом?, то интервью может превратиться в аналитический материал [14, с. 32].
Выбор интервьюируемого определяется журналистом в соответствии с заказом тематики интервью редакцией [3, с. 325]. Это является трудоемкой процедурой, которая требует умения общаться и поддерживать контакты с людьми. При определении места и времени проведения интервью учитываются пожеланиями интервьюируемого или определяется конкретной ситуацией. Запись ответов собеседника ведется либо вручную самим журналистом, либо при помощи технических записывающих средств, либо с привлечением помощника-ассистента [7, с. 102].
Можно выделить следующие достоинства интервью по сравнению с другими журналистскими жанрами. Во-первых, это получение исчерпывающей информации о мотивно-ценностных ориентирах респондента. Во-вторых, получение максимально достоверной информации в ходе непринужденной беседы. В-третьих, возможность наблюдать за реакцией собеседника и корректировать получаемую информацию.
Немаловажным достоинством интервью является построение доверительных отношений между интервьюером и интервьюируемым. В ходе ведения интервью существует возможность корректировать план беседы. Интервью способствует установлению комфортной обстановки общения, что способствует искренности ответов интервьюируемого.
К недостаткам интервью можно отнести: материальные и временные затраты; трудоемкость в подготовке интервью; привлечение специалистов для беседы на узкопрофильные темы.
Так же при проведении интервью возникает проблема анонимности респондента, поскольку данный жанр предполагает открытую беседу и открытую публикацию данных. Таким образом, процедура интервьюирования зависит от согласия респондента на открытость результатов беседы.
Все вышеуказанные недостатки не являются непреодолимыми и в большей степени ориентируют журналистов на оптимизацию и совершенствование процедуры интервью и настраивают на более серьезное отношение к его организации для использования его преимуществ [11, с. 74].
Таким образом, при использовании жанра интервью в журналистской практике следует ориентироваться на приемы и методику его проведения. Процедура использования интервью осуществляется в двух направлениях:
— выбор объекта интервью, подготовка опросного листа;
— определение места, времени проведения интервью;
— собственно проведение интервью;
— обработка данных и оформление интервью [6, с. 63].
Определяя профессиональные качества интервьюера, следует выделить такие, как: инициативность, мобильность, деятельность, деликатность, терпимость и профессионализм. Данный вопрос заслуживает особого внимания. От личности журналиста-интервьюера зависит качество проведения интервью и полнота и достоверность ответов [10, с.
Интервьюер не должен торопить собеседника и ограничивать время проведения интервью. Темп интервью зависит от ряда позиций: специфика темы, социальный статус интервьюируемого, уровень образования, возраст. Интервьюер при проведении беседы должен свободно ориентироваться в опросном листе, чтобы иметь возможность делать переходы в ходе интервью [1, с. 124].
Как и любой жанр, интервью в журналистском творчестве выполняет свои функции: получение информации посредством взаимодействия с респондентом; воздействие на респондента по отдельным вопросам в ходе ведения интервью.
Можно выделить три основные функции: информативная, идеологическая, воздействующая.
Информативная функция интервью заключается в том, что интервью должно содержать интересные читателям факты, интересующие общественность вопросы и, соответственно, информативные ответы респондента.
Идеологическая функция нацелена на пропаганду ценностных ориентиров, принятых в конкретную культурно-историческую эпоху.
Основой воздействующей функции является вовлечение целевой аудитории в процесс выработки отношения к тому или иному явлению, рассматриваемому в интервью.
Таким образом, интервью направлено на получение ответов на вопросы, интересующие целевую аудиторию. Главная особенность интервью — актуальность поводов для дискуссий в ходе ведения беседы.
Литература:
1. Ахмадулин Е. В. Краткий курс теории журналистики: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: ИКЦ «МарТ», 2006.
2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества: учеб. Пособие для студентов вузов. — М., 1979.
3. Богданов Н. Г., Вяземский Б. А. Справочник журналиста. — Л., 1971.
4. Ворошилов В. В. Журналистика: учеб. пособие. — СПб: Изд-во В. А. Михайлова, 2000.
5. Ворошилов В. В. Журналистика: учебник. — М.: КНОРУС, 2010.
6. Грабельников А. А. Работа журналиста в прессе. — М., 2001.
7. Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. — М.: Аспект Пресс, 2004.
8. Еремина Л. И. Диалогизация как способ построения публицистического текста. Стилистика русского языка. Жанро-коммуникативный аспект стилистики текста. — М., 1987.
9. Ильченко С. Н. Интервью в журналистском творчестве: Учебное пособие. — СПб.: СПбГУ, 2003.
10. История русской журналистики XVIII-XIX вв. / Под ред. А. В. Западова. — М: Высшая школа, 1973.
11. Ким М. Н. Жанры современной журналистики. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004.
12. Свитич Л. Г. Феномен журнализма. — М.: Аспект-Пресс, 2000.
13. Тепляшина А. Н. Методологические основы жанрообразования в масс-медиа. — СПб: Логос, 1997.
14. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: Учеб.пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект-Пресс, 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): интервью, время проведения интервью, журналист, журналистское творчество, метод интервью, получение ответов, диалог журналиста, общественный интерес, опросный лист, целевая аудитория.
Что такое интервью? Определение и правила написания интервью
Следует отличать интервью как метод получения информации и интервью как жанр журналистики. Поэтому у термина два определения:
- Интервью – это метод сбора информации, предполагающий живой разговор интервьюера с собеседником или с группой лиц.
- Интервью – это жанр журналистики, предполагающий беседу журналиста с социально значимой личностью.
Статью в жанре интервью можно сразу узнать по внешнему виду: она оформлена в формате «вопрос – ответ». А интервью как метод можно использовать при подготовке материала (для получения дополнительных данных, комментариев и пр.), но при этом сам текст будет выглядеть классической статьей без диалога.
Слова респондента при этом будут оформлены с помощью прямой или косвенной речи. Также можно проводить классические и удаленные интервью.
Преимущества интервью:- Получение полной информации от респондента по интересующему вопросу. С помощью логически выстроенной цепочки вопросов можно узнать не просто мнение человека, но и его картину мира и ценности.
- Достоверность. Свою точку зрения респондент озвучивает сам лично, таким образом беря на себя ответственность за предоставляемые данные.
- Возможность корректировать, направлять и «углублять» беседу в процессе. Опытный интервьюер способен получить не только исчерпывающую информацию по теме разговора, но иногда и новые неожиданные данные, которые могут стать поводом для нового материала.
- Привлечение внимание аудитории. Интервью как жанр благодаря особому оформлению сразу видно на газетной полосе. На веб-странице формат интервью также смотрится выигрышно из-за деления текста на логические блоки.
- Информационное – сжатое, ограниченное по объему (или времени, если речь идет о радио или телевидении) интервью о каком-либо событии или факте, отвечает на вопросы «что? где? когда?». Чаще всего – это часть новостной статьи или репортажа.
- Аналитическое – интервью, содержащее не просто сообщение о событии, но и его анализ (появляются дополнительные вопросы «зачем?» и «почему?»).
- Оперативное – сбор мнений случайных людей на улице по одному конкретному вопросу.
- Расследование – большое, хорошо подготовленное интервью по актуальной и злободневной теме. Как правило, используется в сочетании с другими жанрами.
- Портрет – «классика жанра», интервью, в центре которого социально значимая личность.
- Беседа или креативное интервью – разговор на равных журналиста с творческим человеком с целью создания общего материала. В этом случае собеседник – не просто «поставщик» информации, а полноценный соавтор.
Видов интервью как метода выделяется огромное количество: в зависимости от типа и числа респондентов, места проведения, цели, способа общения и пр. Все эти виды изучаются социологией.
Интервью в копирайтингеОсновным респондентом для копирайтера безусловно является его заказчик. Поэтому копирайтеру необходимо владеть методом интервьюирования, чтобы получить исчерпывающую информацию для будущего материала.
Также в копирайтинге часто используется внешний формат интервью «вопрос – ответ». От имени читателя задаются вопросы, а эксперт (заказчик) отвечает на них. Самый яркий пример – страницы часто задаваемых вопросов. Этот формат набирает популярность в интернет-СМИ и блогах, т. к. он значительно облегчает чтение и тем самым привлекает внимание читателя.
Все термины копирайтинга
Опечатка? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Определение и функции структуры интервью в психиатрических и психотерапевтических интервью
. 2008 Весна; 71(1):1-12.
doi: 10.1521/psyc.2008.71.1.1.
Стивен М Бек 1 , Дж. Кристофер Перри
принадлежность
- 1 Клиника исследования депрессии, Институт общественной и семейной психиатрии, Монреаль, Квебек, Канада. [email protected]
- PMID: 18377202
- DOI: 10.1521/psyc.2008.71.1.1
Стивен М. Бек и соавт. Психиатрия. 2008 Весна.
. 2008 Весна; 71(1):1-12.
doi: 10.1521/psyc.2008.71.1.1.
Авторы
Стивен М Бек 1 , Дж. Кристофер Перри
принадлежность
- 1 Клиника исследования депрессии, Институт общественной и семейной психиатрии, Монреаль, Квебек, Канада. [email protected]
- PMID: 18377202
- DOI: 10.1521/psyc.2008.71.1.1
Абстрактный
Концепция структуры интервью обсуждалась в литературе по психодинамическому, психиатрическому и психодиагностическому тестированию как фактор, влияющий на форму и глубину ответов информанта. Однако специфические характеристики и клинические последствия структуры не изучались и не измерялись систематически. Мы определяем структуру интервью как функцию степени, в которой интервьюер контролирует, направляет и формирует словесный обмен между двумя главными героями. Это включает в себя регулирование длины, направленности и глубины рассуждений интервьюируемого, а также наложение ограничений и направления с помощью вопросов и вмешательств интервьюера. Основываясь на обзоре литературы по интервьюированию в психиатрии, психологии и других социальных науках, мы предлагаем семь количественных показателей, которые операционализируют аспекты концепции структуры интервью. Меры с 1 по 5 относятся к количеству речи и выходу в процентах и средним значениям, что позволяет сравнивать производство речи между испытуемым и интервьюером. Мера 6 отражает то, как интервьюер оформляет свои вмешательства, которые формулируются как декларативные требования или вопросы, как открытые, полуоткрытые или закрытые. Мера 7 — это процент нелексических или кратких высказываний интервьюера, которые служат мягкими подкрепляющими подтверждениями, такими как «мм-хм» или «понимаю». В сопутствующей статье мы исследуем, как эти меры сходятся с другой конструкцией структуры, и различаем пять различных типов психиатрических и психотерапевтических интервью, которые обычно используются.
Похожие статьи
Измерение структуры интервью в пяти типах психиатрических и психотерапевтических интервью.
Бек С.М., Перри Дж.К. Бек С.М. и соавт. Психиатрия. Осень 2008 г .; 71 (3): 219–33. doi: 10.1521/psyc.2008.71.3.219. Психиатрия. 2008. PMID: 18834273
Путеводитель по психиатрическому собеседованию для второй части устных экзаменов в Израиле.
Левин Т., Агид О., Абрамовиц М. Левин Т. и др. Isr J Psychiatry Relat Sci. 2003;40(2):103-17. Isr J Psychiatry Relat Sci. 2003. PMID: 14509201
«Представление интервьюером проблем» на первом собеседовании.
Биллоу Р. М., Мендельсон Р. Биллоу Р.М. и др. Булл Меннингер Клин. 1990 Лето; 54 (3): 391-7. Булл Меннингер Клин. 1990. PMID: 2207471
Психодинамическая клиническая оценка психотической симптоматики: актуальна или устарела?
Хуммелен Дж.В. Хаммелен Дж. В. Tijdschr Psychiatr. 2009;51(6):379-86. Tijdschr Psychiatr. 2009. PMID: 19517367 Обзор. Голландский.
[Развитие концепции шизофрении и диагностических инструментов для ее оценки].
Фридецка Д., Кейна А. Фридецка Д. и соавт. Психиатр Пол. 2008 г., июль-август;42(4):477-89. Психиатр Пол. 2008. PMID: 19189593 Обзор. польский.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Несуицидальные членовредительства и попытки самоубийства в новозеландской когорте.
Coppersmith DDL, Nada-Raja S, Beautrais AL. Копперсмит ДДЛ и др. J Аффективное расстройство. 2017 15 октября; 221:89-96. doi: 10.1016/j.jad.2017.06.029. Epub 2017 15 июня. J Аффективное расстройство. 2017. PMID: 28641148 Бесплатная статья ЧВК.
Психопатология у кандидатов на бариатрическую хирургию: обзор исследований с использованием структурированных диагностических интервью.
Малик С., Митчелл Дж. Э., Энгель С., Кросби Р., Вандерлич С. Малик С. и др. Компр Психиатрия. 2014 г., февраль; 55 (2): 248–59. doi: 10.1016/j.comppsych.2013.08.021. Epub 2013 24 октября. Компр Психиатрия. 2014. PMID: 242
Бесплатная статья ЧВК. Обзор.Оценка диагностической валидности структурированного психиатрического интервью в выборке больницы при первом поступлении.
Нордгаард Дж., Ревсбех Р., Себи Д., Парнас Дж. Нордгаард Дж. и соавт. Мировая психиатрия. 2012 Октябрь; 11 (3): 181-5. doi: 10.1002/j.2051-5545.2012.tb00128.x. Мировая психиатрия. 2012. PMID: 23024678 Бесплатная статья ЧВК.
Типы публикаций
термины MeSH
Концепция навыков проведения интервью в психологии
Беседа один на один между интервьюером и интервьюируемым называется интервью. Интервьюер — это тот, кто задает вопросы. Интервьюируемый — это тот, кто отвечает, давая ответы. Эти ответы представлены в виде информации и данных. Разговор ведется в структурированном формате. Интервью может передавать данные обоими способами. Интервью также могут быть бесплатными и неорганизованными. Визиты к врачу и психологические беседы — два примера. Эти неструктурированные интервью можно использовать для постановки личных вопросов и их решения. Навыки интервьюирования — это действия, которые позволяют человеку быть более продуктивным на собеседовании.
Определение навыков прохождения собеседования
Навыки прохождения собеседования — это действия, которые позволяют человеку быть более продуктивным на собеседовании. Эти навыки заставляют людей практиковать имитационные интервью и делают их уверенными в себе. Фиктивные собеседования при приеме на работу дадут вам представление о том, как проходят собеседования. Это позволит вам чувствовать себя комфортно в отношении ваших навыков, опыта и квалификации.
Открытые интервью
Используются для решения личных проблем. Открытые интервью не являются строгими, потому что они хотят, чтобы люди давали свободный и честный ответ. Психологи используют этот метод для лечения своих пациентов.
Интервью психологов
Интервью психологов называются психиатрическими интервью. Психологи используют различные методы для понимания своих пациентов. Эти методы используются для лечения своих пациентов. У них есть конкретные вопросы, которые решаются заранее. Этот метод называется психиатрической оценкой.
Методы психологического опроса
Важное значение имеют методы, используемые для лечения пациентов. Вот несколько распространенных методов проведения интервью:
- Использование общего языка
Общий язык является распространенным профессиональным методом, используемым психологами. Эти методы позволяют пациентам чувствовать себя более комфортно и делиться своими чувствами или проблемами. Психологи не используют технические, медицинские термины с пациентами. Они используют простые и дружелюбные вопросы, чтобы пациенты выразили свои опасения или проблемы.
- Активное слушание
Активное слушание играет важную роль в психологическом понимании пациентов. Этот процесс включает в себя терпеливое слушание, поддержание зрительного контакта, непредвзятость и т. д.
- Рефлексивные высказывания
Поговорите со своим пациентом. Всякий раз, когда они хотят рассказать историю, соглашайтесь с ней. Задайте соответствующие вопросы об их истории. Это сделает их удобными.
Навыки прохождения собеседования, которые помогут вам выделиться
- Подготовка
Не ходите на собеседование без подготовки. Менеджеры по найму могут обнаружить неподготовленных кандидатов. Просмотрите описание своей работы и получите свежую информацию о соответствующей должности.
- Исследования
Важно уделить некоторое время изучению компании и должности, на которую вы претендуете. Вы должны сделать это до того, как пойдете на собеседование. Просмотрите веб-сайт компании и сделайте контрольные точки о них. Раздел «о нас» важен для любой компании. Этот раздел даст вам информацию о видении компании. Вы также можете ознакомиться с социальными сетями компании. Это будет информировать вас о последних обновлениях. Поговорив с нынешними и предыдущими сотрудниками, вы получите представление о компании.
- Пунктуальность
Убедитесь, что вы прибываете заранее, до назначенного времени интервью. Пунктуальность — одна из самых важных вещей, которые интервьюер смотрит на интервьюируемого. Это гарантирует им, что вы дисциплинированы.
- Уверенность
Уверенность — важный аспект вашего собеседования. Низкая уверенность может разрушить ваши шансы быть выбранным. Ваша энергия важнее всего. Если вы ведете себя скучно, вы не попадаете в шорт-лист. Наличие энтузиазма поможет вам пройти собеседование. Будьте ясны в своих ответах и действиях. Это будет доказательством ваших способностей. Хороший язык тела — основа хорошего присутствия. Не действуй до сих пор. Ваши действия будут говорить громче, чем ваши слова.
- Проявите интерес
Проявите неподдельный интерес к интервью. Вы должны быть внимательны во всем. Не сбивайтесь с пути. Если вы потерялись в какой-то момент, задавайте вопросы.
- Профессионализм
Вы должны быть вежливы и профессиональны со всеми на месте.
Убедитесь, что вы хорошо одеты. Не одевайтесь слишком небрежно. Имейте хорошую осанку во время сидения или ходьбы. Ваш наряд не должен отвлекать интервьюера. Используйте профессиональный язык, приветствуя интервьюера.
Заключение
Интервью – это организованная беседа, в ходе которой один задает вопросы, а другой дает ответы. Слово «интервью» означает беседу один на один между интервьюером и интервьюируемым. Интервьюер — это тот, кто задает вопросы. Интервьюируемый — это тот, кто отвечает, давая ответы. Навыки интервьюирования — это действия, которые позволяют человеку быть более продуктивным на собеседовании. Открытые интервью используются для решения личных проблем. Они не строгие, потому что хотят, чтобы люди давали свободный и честный ответ. Интервью психологов называют психиатрическими интервью. Использование общего языка, активное слушание и рефлексивные утверждения — вот методы, используемые психологами для интервью.