С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии >> Самонаблюдение Самонаблюдение, или интроспекция, т.
Самонаблюдение Самонаблюдение, или интроспекция, т. е. наблюдение за собственными внутренними психическими процессами, неотрывно от наблюдения за их внешними проявлениями. Познание собственной психики самонаблюдением, или интроспекцией, всегда осуществляется в той или иной мере опосредованно через наблюдение внешней деятельности. Таким образом, совершенно отпадает возможность превращать самонаблюдение — как того хочет радикальный идеализм — в самодовлеющий, в единственный или основной метод психологического познания. Вместе с тем, так как реальный процесс самонаблюдения в действительности является лишь одной стороной наблюдения также и внешнего, а не только внутреннего, интроспективного, так что показания самонаблюдения могут быть проверены данными внешнего наблюдения, — отпадают и все основания для того, чтобы пытаться, как хотела поведенческая психология, вовсе отрицать самонаблюдение. В ряде случаев, например при изучении ощущений, восприятия, мышления, так называемое самонаблюдение (посредством которого мы раскрываем содержание наших психических процессов) и так называемое объективное наблюдение (посредством которого мы познаем явления объективной действительности, в них отражающиеся) представляют собственно два различных направления в анализе или истолковании одних и тех же исходных данных. В одном случае мы от показаний нашего сознания, отражающих объективную действительность, идем к раскрытию тех психических процессов, которые привели к такому, а не к иному ее отражению; в другом — от этих показаний сознания, отражающих объективную действительность, мы переходим к раскрытию свойств этой действительности.
В единстве внешнего и внутреннего, объективного и субъективного основным, определяющим для нас является объективное. Поэтому, исходя из нашего понимания сознания, мы не сможем признать самонаблюдение ни единственным, ни основным методом психологии. Основными методами психологического изучения являются методы объективного исследования.
Признание самонаблюдения основным методом психологии заложено в том понимании психологии, которое установилось со времени Р. Декарта и Дж. Локка. Имея длинную историю и множество приверженцев, признающих его единственным и специфически психологическим методом, самонаблюдение имело и много непримиримых противников. Возражения, которые выдвигались против самонаблюдения, были двоякого порядка: одни утверждали невозможность самонаблюдения; другие отмечали трудности, с которыми оно сопряжено, и его ненадежность. Первую точку зрения особенно резко сформулировал родоначальник философского позитивизма О. Кант. Он говорил, что попытка превратить самонаблюдение в метод психологического познания — это «попытка глаза увидеть самого себя» или глупая попытка человека выглянуть в окно, чтобы посмотреть, как сам он проходит мимо по улице. Человек либо действительно что — либо переживает, либо он наблюдает; в первом случае нечего наблюдать, поскольку субъект поглощен переживанием; во втором случае нечего наблюдать, поскольку субъект, установившись на наблюдение, ничего не переживает.Мыслители, которые отмечали трудность и ненадежность самонаблюдения, выдвигали главным образом два соображения: 1) самонаблюдение не столько интроспекция, сколько ретроспекция, не столько непосредственное восприятие, сколько восстановление ранее воспринятого, потому что невозможно одновременное сосуществование процесса наблюдаемого с процессом его наблюдения; 2) в самонаблюдении объект наблюдения независим от самого наблюдения: наблюдая явление сознания, мы его изменяем, и поэтому не исключена возможность того, что мы делаем мнимое открытие того, что сами внесли туда. Эти трудности реальны, но не непреодолимы. Вопрос о возможности их преодоления при самонаблюдении требует уяснения природы самонаблюдения, или интроспекции.
Задача интроспекции в понимании интроспективной психологии заключается в том, чтобы посредством специального анализа вычленить из всех связей предметного внешнего мира явления сознания как непосредственные переживания. Очень распространенная в современной психологии точка зрения, согласно которой так понятая интроспекция принимается как один из методов психологии, с тем что к ней присоединяется объективное наблюдение, простое или экспериментальное, которое должно ее дополнить и проверить, — никуда не годный компромисс. Если бы интроспекция относилась к миру внутреннему вне связи его с внешним миром, а объективное наблюдение — к данным внешнего мира, если бы у них, таким образом, были разнородные и внутренне не связанные объекты, данные объективного наблюдения не могли бы служить для проверки показаний самонаблюдения. Внешнее объединение двух принципиально разнородных методов так же неудовлетворительно разрешает проблему метода, как неудовлетворительно разрешает проблему предмета психологии механическое объединение субъективно — идеалистического понимания сознания с механистическим «объективным» пониманием поведения.
Но отрицание самонаблюдения в понимании идеалистической психологии не означает, что данные самонаблюдения вовсе не могут быть использованы в психологии и что самое понимание самонаблюдения не может быть перестроено на основе не тожества, а подлинного единства субъективного и объективного.Очевидно, что некоторые данные сознания фактически всегда используются в физических науках в каждом исследовании внешнего мира.
Показания чувств о звуке, цвете, теплоте или тяжести предметов служат отправным пунктом для исследования физических свойств вещей. Эти же данные могут послужить и исходной точкой для заключений о психическом процессе восприятия. Никто не оспаривает использования этих данных в физических и социальных науках. Без этого отправного пункта чувственного опыта никакое знание и никакая наука не были бы возможны. Равным образом должно быть возможно и использование показаний сознания о переживаниях субъекта, в которых отражаются свойства внешнего мира (т.
Подлинное осознание собственного переживания совершается посредством акта, направленного не прямо на него, а на ту или иную задачу, которая осуществляется исходящим от него действием. Разрешая ее, субъект в соответствующем действии — внешнем или внутреннем — раскрывает себя. В ходе психологического исследования, желая из показаний испытуемого извлечь данные для решения той или иной психологической проблемы, экспериментатору надо поэтому направлять своими вопросами испытуемого не на то, чтобы, он сообщал, каким ему представляется то, что он делает и переживает, а на то, чтобы он по заданию экспериментатора совершал соответствующее действие и таким образом обнаруживал сплошь и рядом им самим не осознанные закономерности, согласно которым в действительности объективно протекают соответствующие процессы.
Короче говоря, если под интроспекцией, или самонаблюдением, разуметь такое погружение во внутреннее, которое вовсе изолировало бы и оторвало внутреннее, психическое от внешнего, объективного, материального, то самонаблюдение, или интроспекция, в этом смысле не может дать никакого психологического познания. Она уничтожит самое себя и свой объект. Если же под самонаблюдением разуметь наблюдение самого себя, собственной психики, то оно само включает единство и взаимосвязь внутреннего и внешнего наблюдения, внутренних и внешних данных. Самонаблюдение может быть лишь фазой, моментом, стороной исследования, которое при попытке проверить его данные само неизбежно переходит в объективное наблюдение. Наблюдение, исследование и в психологии должно вестись в основном объективными методами.
С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998.
Интроспекция | Понятия и категории
П. Пикассо. Артисты.
ИНТРОСПЕКЦИЯ (от лат. intro — внутри + skoreo — смотрю). Метод исследования психологических процессов, основанный на наблюдении собственных психических процессов, без использования каких-либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р. Декарта, который указывал на непосредственный характер познания собственной душевной жизни, и Дж. Локка, разделившего человеческий опыт на внутренний, касающийся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на окружающий мир.
Tags:
Психология
ИНТРОСПЕКЦИЯ — метод самонаблюдения, изучения психики и её процессов путём субъективного наблюдения за деятельностью собственной психики. Идейным отцом метода интроспекции является Дж. Локк, хотя его основания содержатся и в декартовском тезисе о непосредственном постижении мыслей. С его лёгкой руки метод интроспекции некогда был признан не только главным, но и единственным методом психологии. В основе этого убеждения лежали два обстоятельства: 1) фундаментальное свойство процессов сознания непосредственно открывать, репрезентироваться субъекту; 2) закрытость тех же процессов для внешнего наблюдателя. Тогда сознание людей сравнивалось с замкнутыми сферами, разделёнными непреодолимой пропастью…
Tags:
Психология
ИНТРОСПЕКЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ — «самонаблюдение экспериментальное», при котором испытуемый тщательно наблюдает за динамикой переживаемых им состояний на каждой из стадий выполнения инструкции. Испытуемый, прошедший специальную подготовку, описывает то, что он чувствует, оказавшись в той или иной ситуации. Имеет два больших недостатка: 1) крайняя субъективность — поскольку каждый испытуемый описывает собственные впечатления или переживания, которые очень редко совпадают с впечатлениями другого испытуемого; 2) что еще хуже, ощущения одного и того же испытуемого меняются день ото дня.
Tags:
Психология
ИНТРОСПЕКЦИЯ (лат. introspecto — смотрю внутрь) — метод самонаблюдения, изучения психики Я, ее процессов путем субъективного наблюдения за деятельностью собственной психики (см. также Самонаблюдение). Идейным отцом метода И. считается Дж. Локк, хотя основания его содержатся и в тезисе Декарта о непосредственном движении мыслей. Согласно Локку, есть два источника знаний: объекты внешнего мира и деятельность собственного ума. На первые направляются внешние чувства, и в результате получаются впечатления (идеи) о внешних вещах. Вторые, к которым относятся мышление, сомнение, вера, рассуждения, познание и желания, познаются особым внутренним чувством — рефлексией. Итак, даны два важных утверждения: существует возможность раздвоения, «удвоения» психики; душевная деятельность может протекать как бы на двух уровнях: а) восприятия, мысли, желания; б) наблюдения, созерцания этих восприятий, мыслей и желаний. Деятельность души первого уровня есть у каждого, деятельность второго уровня требует специальной организации; это специальная чувствительность, без нее знание о душевной жизни невозможно…
Tags:
Психология
ИНТРОСПЕКЦИЯ (лат. intro — внутрь, spectare — смотреть) — наблюдение за собственными внутренними психическими явлениями, самонаблюдение. Интроспекция связана с развитием высшей формы психической деятельности — с осознаванием человеком окружающей действительности, выделением у него мира внутренних переживаний, формированием внутреннего плана действий. Интроспекции доступно лишь осознанное. Результаты ее могут быть выражены в форме высказываний людей о своих мыслях, чувствах.
Tags:
Методология
ИНТРОСПЕКЦИЯ (INTROSPECTION). Самонаблюдение, направленное внутрь себя, своего рода самосозерцание души. Строго говоря, полная интроспекция невозможна (это, как говорил Огюст Конт, все равно что, стоя на балконе, наблюдать за самим собой, шагающим по улице), но вместе с тем она необходима, ибо помогает нам учиться познавать и узнавать себя. Наше «я», как в зеркало, смотрится в сознание — и становится Я. Но оно всегда — лишь отражение, образ, лишенный плоти и подлинной глубины. Гораздо большему способны научить другие учителя — память, диалог и деятельность.
Tags:
Методология
Сила самоанализа для психического здоровья и принятия решений
«Познание себя — начало всякой мудрости», — сказал однажды Аристотель. Самоанализ — это акт обращения внутрь себя для изучения собственных сознательных мыслей и чувств. Наша занятая жизнь часто не позволяет нам находить время для самоанализа, а это означает, что мы упускаем многие личные и профессиональные преимущества, которые предлагает эта форма самоанализа. Однако есть много простых способов внедрить здоровый самоанализ в нашу повседневную жизнь.
История самонаблюдения
Практика самонаблюдения столь же древняя, как и человеческое мышление. В восточном христианстве nepsis , что по-гречески означает «трезвый самоанализ», побуждает людей наблюдать конфликты между сердцем и разумом. Pratikraman , санскрит, означающий самоанализ, практикуется джайнами, чтобы учиться на своих ошибках, а индусам рекомендуется размышлять о своей истинной природе как часть sāvdhyāya («созерцание себя»).
Около 700 г. до н.э. Храм Аполлона был построен в одном из старейших религиозных мест Древней Греции. На входе был высечен афоризм «Познай самого себя». Эта практическая мудрость была получена от верховной жрицы Дельфы, которая была самым авторитетным оракулом в классической Греции.
Совсем недавно, в эпоху Просвещения, философ Иммануил Кант возродил наш интерес к самоанализу, процессу, который он описал как освобождение и появление у людей способности «думать самостоятельно». Кант также утверждал, что именно из-за нашего самосознания и способности к рациональному мышлению люди отличаются от животных.
В современной психологии самоанализ известен как «экспериментальное самонаблюдение». Исследователи обнаружили, что люди, которые размышляют, чтобы понять прошлые события, могут улучшить и добавить смысл своей жизни. Кроме того, было показано, что этот процесс имеет множество преимуществ для решения проблем, психического здоровья и планирования будущего.
Многочисленные преимущества интроспекции
Ранние исследования интроспекции показали, что эта практика может способствовать ошибкам или неправильному восприятию. Однако исследование 1990-е годы позже оспорили это, когда было обнаружено, что размышления о себе могут способствовать самоанализу, который действительно соответствует взглядам других.
Исследование, проведенное Китом Моррисоном в 1996 году, показало, что учащиеся, которые занимались рефлексивной деятельностью, лучше осознавали себя, были более уверены в себе и чувствовали себя способными «воссоздать свою собственную самооценку».
Исследование, проведенное Синтией Робертс в 2008 году, также показало, что рефлексия может расширить кругозор, приводя к «более целостному пониманию сложных или неоднозначных ситуаций». Понимая все аспекты себя, включая личную, общественную и профессиональную личность, можно составить четкую картину своей личности в целом.
Практикуя самоанализ, вы можете получить следующие преимущества:
- Улучшение решения проблем. Исследователи обнаружили, что «самоанализ улучшает эффективность решения проблем, иногда значительно. Несколько исследований показывают, что самонаблюдение, самоконтроль и саморефлексия играют ключевую роль в разработке стратегий решения проблем». Самоанализ можно использовать, чтобы разрушить проблемы, с которыми мы сталкиваемся, чтобы мы могли лучше понять их. Размышления о прошлом опыте могут помочь нам вспомнить похожие ситуации, в которых мы либо решили проблему, либо обнаружили, что наши попытки не увенчались успехом.
- Улучшение психического здоровья. Потратив время на размышления об источниках стресса или распространенных причинах беспокойства, вы сможете лучше распознать, когда ваше психическое здоровье может оказаться под угрозой. Когда возникает стресс, чувство уверенности в практике самоанализа позволит вам оставаться сосредоточенным и не поддаваться негативному мыслительному циклу. Используя подход, основанный на решении, саморефлексия может помочь избежать размышлений о сложной ситуации и вместо этого использовать рефлексивную практику, чтобы попытаться понять, как преодолеть проблему или достичь цели.
- Больше сострадания к себе. Улучшение знакомства и познания себя даст вам лучшее понимание своих мыслей, чувств и ценностей. Задавайте вопросы «что», например «что находится под моим контролем?», а не вопросы «почему», в том числе «почему я чувствую себя таким напряженным?». Подход «что» способствует саморазвитию и поиску информации, а не увеличивает чувство ограниченности, которое у вас может быть.
- Большая способность противостоять страхам . Если вы боитесь принимать решение или браться за решение, ваш личностный и профессиональный рост может остановиться. Размышление и понимание того, откуда берутся ваши страхи, может помочь вам развеять их или противостоять им. Некоторые страхи могут быть даже родом из детства, и распознание источника и противостояние ему могут помочь вам оставить глубоко укоренившийся страх позади.
- Расширенное планирование будущего. Практикуя самоанализ, вы можете анализировать свои личные и профессиональные достижения, чтобы планировать будущее развитие. Если что-то прошло хорошо, стремитесь сделать больше. И наоборот, в областях, которые не увенчались успехом, подумайте о корректировках, которые гарантируют, что вы не повторите одну и ту же ошибку дважды.
Говоря о лидерских ролях на рабочем месте, человек, практикующий самоанализ, продемонстрирует улучшенные профессиональные навыки. Включение такой саморефлексии в обучение лидерству может помочь специалистам более эффективно слушать, управлять изменениями и лучше разъяснять аргументы. Но вам не нужно никакого формального обучения, чтобы начать получать пользу от самоанализа.
Как практиковать продуктивный самоанализ
Изучение ваших умственных или эмоциональных процессов может привести либо к размышлениям, что отрицательно скажется на вашем психическом здоровье, либо к продуктивному самоанализу, который поможет вам принимать решения, сострадать себе и планировать будущее.
Как и в случае с большинством форм самоанализа, ваши усилия будут наиболее плодотворными, если вы найдете тихое место, где сможете исследовать свои чувства наедине и не отвлекаясь. Для тех, у кого есть семья, это может означать вставать до того, как все остальные проснутся, чтобы у вас было свободное время для себя, или найти творческие способы получить пространство, например, прогуляться в одиночестве.
Ведя дневник, вы можете лучше осознавать свои чувства, выражать в частном порядке свои чувства или потребности и чувствовать себя более уверенно, выражая то, кто вы есть или о чем мечтаете. Документирование потока сознания может принести освобождение. Поначалу ваши мысли могут казаться жестко контролируемыми, но по мере того, как вы будете писать больше, вы можете удивиться тому, какие подсознательные мысли всплывают на поверхность.
Также полезно документировать и обновлять свои цели, записывая свои намерения в дневник. Ответы на вопросы о том, кто вы есть, кем вы хотите быть, чего вы хотите от жизни и на какие ценности вы ориентируетесь, могут расширить ваше представление о себе.
Наконец, ведение дневника — отличный способ поразмышлять не только о своем настоящем, но и о прошлом. Оглядываясь назад на записи годичной давности, вы можете повысить свою уверенность в себе и самооценку, а также помочь вам заметить закономерности, которые вы хотите исследовать дальше.
Если вам не нравится долго писать, выделение времени для медитации дает прекрасную возможность провести время наедине с собой, углубившись в свои мысли. Медитируя, вы можете лучше осознать свои ценности и то, кем вы являетесь, сможете размышлять о прошлых успехах и распознавать плохие привычки, от которых вы могли бы попытаться избавиться.
Доказано, что прогулка на природе полезна тем, кто испытывает стресс или тревогу. Хотя вы можете практиковать самоанализ во время прогулки по городу, выезд на природу или хотя бы в парк — отличный способ очистить свой разум от внутреннего шума. Переключите телефон на беззвучный режим и сосредоточьтесь на естественных звуках, запахах и видах вокруг вас, занимаясь самоанализом.
Какой бы метод вы ни выбрали, чтобы максимально использовать преимущества самоанализа, важно размышлять не только о своих эмоциях, но и о своем поведении. Подумайте, какое поведение является бременем, и примите меры, чтобы отказаться от него. И наоборот, примите меры, чтобы инициировать новое, полезное поведение.
Как мы уже видели, самоанализ — древняя практика, которая может принести пользу в современной жизни. Познавая себя, можно лучше понять свои чувства, поведение и то, как нам лучше всего справляться с жизненными трудностями. Регулярно практикуя эту форму саморефлексии, можно повысить сострадание к себе, более эффективно справляться со стрессом и подумать о том, как мы можем изменить свою жизнь, чтобы стать лучшей версией себя.
— Лексикон Айн Рэнд
Домашняя страница
Поиск ПоискЭкстроспекция — это процесс познания, направленный вовне — процесс постижение некоторых сущностей внешнего мира. Самоанализ – это процесс познания, направленного внутрь, — процесс постижения собственного психологического действия по отношению к некоторым сущим(ям) внешнего мира, такие действия, как мышление, чувство, воспоминание и т. д. Только по отношению к внешнему мира, что различные действия сознания могут быть пережиты, схвачены, определены или сообщены.
«Концепции сознания»,
Введение в объективистскую эпистемологию , 29
Главный источник заслуженной вины мужчин в отношении философии, а также в отношение к собственному уму и жизни — это провал самоанализа. Конкретно, это неспособность определить природу и причины своих эмоций.
Эмоция как таковая ничего не говорит вам о реальности, кроме того факта, что что-то заставляет вас чувствовать что-то. Без безжалостно честной приверженности интроспекции — к концептуальной идентификации своих внутренних состояний — вы не узнать, что вы чувствуете, что вызывает это чувство и действительно ли ваше чувство является адекватной реакцией на факты действительности, или ошибочной реакцией, или порочная иллюзия, порожденная годами самообмана. Мужчины, которые презирают или страшный самоанализ принимают свои внутренние состояния как нечто само собой разумеющееся, как непреодолимое и неотразимы первичны, и пусть их эмоции определяют их действия. Этот означает, что они выбирают действовать, не зная контекста (реальности), причин (мотивы) и последствия (цели) своих действий.
Поле экстраспекции основано на двух кардинальных вопросах: «Что я делаю? знать?» и «Откуда я это знаю?» В сфере самоанализа два ведущих Вопросы: «Что я чувствую?» и «Почему я это чувствую?»
«Философское обнаружение»,
Философия: кому это нужно , 17
По отношению к своим чувствам только строго добросовестная привычка самоанализ может позволить человеку быть уверенным в природе и причинах своего эмоциональные реакции.
«Эпоха зависти»,
Возвращение первобытного: антииндустриальная революция , 132
Формирование интроспективных понятий следует тем же принципам, что и формирование экстраспективных понятий. Понятие, относящееся к сознанию, психическая интеграция двух или более случаев психологического процесса обладающие одинаковыми отличительными характеристиками, с особым содержание и замеры интенсивности действия опущены – на принцип, что эти пропущенные измерения должны существовать в какое-то количество , но в может существовать любая величина (т. е. данный психологический процесс должен обладать некоторое содержание и некоторую степень интенсивности , но может обладать любым содержанием или степень соответствующей категории).
«Концепции сознания»,
Введение в объективистскую эпистемологию , 31–32
Copyright © 1986, Гарри Бинсвангер. Авторские права на введение © 1986 Леонарда Пейкоффа. Все права защищены. За информацией обращайтесь в New American Library.
Отрывки из книги «Зловещие параллели » Леонарда Пейкоффа. Copyright © 1982 Леонард Пейкофф. Перепечатано с разрешения Издательство Штейн и Дэй. Выдержки из Романтический манифест , Айн Рэнд. Copyright © 1971, The Objectivist . Перепечатано с разрешения Harper & Row, Publishers, Inc. Выдержки из Атлас расправил плечи , авторские права © 1957, Айн Рэнд, Источник , авторские права принадлежат Айн Рэнд, 1943, и . New Intellectual , авторское право © 1961 Айн Рэнд. Перепечатано разрешение поместья Айн Рэнд. Выдержки из Философия: Кто Needs It Айн Рэнд. Авторское право © 1982 г. Леонард Пейкофф, исполнитель, поместье Айн Рэнд. Перепечатано разрешение поместья Айн Рэнд. Выдержки из книги «Философия. цикла лекций «Объективизм».