Типы мышления (модель Джерома Брунера)
Главная \ Центр знаний \ Программа курсов «Мышление PraktiK» \ Библиотека программы «Мышление PraktiK» \ Типы мышления (модель Джерома Брунера)
Мышление - это индивидуальный способ переработки поступающей информации, форма психического отражения человеком действительности. Выделяют 4 базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: - предметное - образное - знаковое - символическое Джером Брунер, американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов. рассматривал мышление как перевод с одного языка на другой. Таким образом, при четырех базовых языках возникает шесть вариантов перевода: - предметно-образный (практический), - предметно-знаковый (гуманитарный), - предметно-символический (операторный), - образно-знаковый (художественный), - образно-символический (технический), - знаково-символический (теоретический). Выделяются следующие факторы мышления: - практичность - теоретичность; - гуманитарность - техничность; - художественность - операторность; - конкретность - абстрактность. Предметное мышление. Люди с практическим складом ума предпочитают предметное мышление, для которого характерны неразрывная связь с предметом в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью предметных действий, последовательное выполнение операций. Существуют физические ограничения на преобразование. Результатом такого типа мышления становится мысль, воплощенная в новой конструкции. Символическое мышление. Люди с математическим складом ума отдают предпочтение символическому мышлению, когда происходит преобразование информации с помощью правил вывода (в частности, алгебраических правил или арифметических знаков и операций). Результатом является мысль, выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения между символами. Знаковое мышление. Личности с гуманитарным складом ума предпочитают знаковое мышление. Оно характеризуется преобразованием информации с помощью умозаключений. Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой грамматики. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами. Образное мышление. Люди с художественным складом ума предпочитают образный тип мышления. Это отделение от предмета в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью действий с образами. Нет физических ограничений на преобразование. Операции могут осуществляться как последовательно, так и одновременно. Результатом служит мысль, воплощенная в новом образе.
Зависит ли успеваемость студентов на кафедре патологической физиологии от преобладающего типа мышления?
Шилин К.А., Лигецкая И.В., Ковзова Е.И., Беляева Л.Е.
УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», г. Витебск, Республика Беларусь
Современный этап развития высшего образования невозможен без учета и анализа индивидуальных особенностей мышления студентов.
Выделяют пять базовых типов мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное, креативное мышление. Предметно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление представляет собой наиболее «простой» вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.
Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении субъект, оперируя логическими понятиями, может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Абстрактно-логическое мышление — вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, мало значимых свойств. Креативное мышление – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи [3, 4].Наглядно-образное мышление играет значительную роль в интеллектуальном развитии студента. Опираясь на него, обучающийся получает возможность овладеть представлениями, отображающими сущность явлений, что, в свою очередь, является ключевым этапом получения научных знаний. Следует отметить, что приведенные типы мышления в чистом виде встречаются редко, в большинстве случаев имеет место быть комбинация нескольких типов мышления у одного человека.
Коллективом кафедры патологической физиологии УО «ВГМУ» была поставлена цель определения ведущих типов мышления у обучающихся и поиска корреляции между преобладающим типом мышления и успеваемостью студентов, изучающих дисциплину «Патологическая физиология». Нами было проведено анкетирование студентов с использованием методики «Тип мышления» (в модификации Г.В. Резапкиной) [4]. В опросе принимали участие студенты 3 курса лечебного факультета обоих полов, которые были разделены на группы с низкой успеваемостью (рейтинговая оценка 4-5 баллов за пятый семестр) (n=30) и высокой успеваемости (рейтинг: 6-9 баллов за пятый семестр) (n=31). Критерием, по которому выявляли преобладание определенного типа мышления, служило развитие его в средней или высокой степени (наличие 3 и более положительно отмеченных суждений в бланке ответов).
Результаты анкетирования показали, что предметно-действенное мышление в группе студентов с низкой успеваемостью развито в средней и высокой степени у 93,3% респондентов, в группе с высокой успеваемостью — у 87,3%. Абстрактно-символическое мышление оказалось развито у 30,0% обучающихся с низкой успеваемостью и 35,5% студентов, имеющих высокий рейтинг. Выраженное словесно-логическое мышление присутствует у 66,7% и 64,5% студентов со слабой и сильной успеваемостью, соответственно. Наглядно-образное мышление развито у 93,3% респондентов с низкой текущей успеваемостью и 96,8% обучаемых с высоким рейтингом. Креативное мышление, в свою очередь, развито у 76,7% студентов с низким рейтингом и 64,5% с высоким рейтингом.
Анализ результатов анкетирования позволил сделать следующие выводы: (1) у студентов обеих исследуемых групп словесно-логическое и наглядно-образное мышление развито в приблизительно равной степени; предметно-действенное и креативное мышление в незначительной степени более развито у студентов с низким рейтингом; студенты с высоким рейтингом имеют в незначительной степени более развитое абстрактно-символическое мышление; (2) самым распространенным типом мышления у анкетируемых студентов является наглядно-образный тип мышления, что сочетается с проведенным нами изучением ведущего типа перцепции — для большинства студентов наиболее характерны зрительный и смешанный типы модальности восприятия (35,6% и 32,3% соответственно) [2]. Учитывая эти данные, для улучшения качества учебного процесса мы можем предложить увеличить наглядную составляющую лабораторных занятий путем использования мультимедийных технологий, расширения имеющейся на кафедре библиотеки блок-схем.
Резюмируя полученные данные, мы можем предположить, что успешное обучение зависит не только от наличия одного или нескольких развитых типов мышления, а и от массы других факторов: мотивации, работоспособности, особенностей темперамента, усидчивости, трудолюбия, систематичности и регулярности занятий и т.д.
Использованные источники:
- Коломинский Я. Л. Человек: психология / Я. Л. Коломинский // Москва, 1986. – С. 35
- Лигецкая, И.В. Использование современных психологических методов оценки восприятия и поиск новых подходов к улучшению усвоения учебного материала студентами во время лабораторных занятий на кафедре патофизиологии / И.В. Лигецкая [и др.] // Витебск: ВГМУ, 2014 – С. 31.
- Прохорова, О.
- Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы / Г.В Резапкина // Москва: Генезис, 2005.
Thinker (T) или Feeler (F)? Основные отличия
Автор: доктор А.Дж. Дрент
Карл Юнг классифицировал мышление и чувство как способы суждения. Они отвечают за оценку информации, принятие решений и выводы. Основное различие между мыслящими суждениями и чувственными суждениями заключается в характере их оценочных критериев. Как мы увидим, мыслители склонны использовать безличные, основанные на логике критерии, в то время как чувствующие учитывают вкусы и чувства — как свои собственные, так и чужие — при принятии решений.
Мыслители и чувствующие также различаются сферами своих интересов и знаний. Как правило, они напрямую связаны с их предпочтительными критериями оценки. А именно, мыслители склонны проявлять интерес к деятельности, требующей применения безличной логики, в то время как чувствующие занимаются занятиями, основанными на их вкусах, чувствах и заботах, связанных с людьми.
Как и в случае с другими предпочтениями, дело не в том, что мыслители никогда не испытывают чувств или что чувствующие никогда не используют логику. Скорее, они различаются по степени, в которой они руководствуются логикой, а не вкусами и чувствами; вот почему мы описываем T и F как предпочтения .
Пристальный взгляд на мыслителей (T)
Мыслительные суждения основаны на логике. Вот почему мыслители, как правило, преуспевают и проявляют интерес к областям, требующим логического или стратегического мышления, таким как естественные науки, математика, философия, информатика, бизнес или инженерия. Даже те, кто занимается связанными с F областями, такими как здравоохранение, склонны продвигаться к нишам T, таким как исследования, информатика, управление операциями и тому подобное.
Мышление имеет количественный уклон; это «вычисляющая» функция. Даже если подсознательно, он постоянно взвешивает шансы и придумывает способы двигаться в лучшем направлении. Такие расчеты играют важную роль в стратегическом и логистическом мышлении, вычислении способов снижения затрат или повышения эффективности и производительности.
Систематизация и классификация также входят в арсенал мыслителя, особенно интуитивных (N) мыслителей (T). Ученые и философы одинаково проявляют склонность к упорядочению и систематизации информации. В частности, INTJ обычно называют «системными мыслителями». Это предполагает видение мира как гигантской системы, состоящей из множества подсистем, каждую из которых можно проанализировать и рационально объяснить.
Поскольку их чувства, как правило, ограничены кулисами их сознания, мыслители иногда воспринимаются как эмоционально отстраненные или отстраненные. Хотя это не всегда полезно для их отношений, эмоциональная отстраненность может быть полезной для эффективной логической обработки. Это не означает, что мыслители должны избегать вопросов, связанных с чувствами, но бывают случаи, когда беспримесная логическая обработка оказывается полезной. Поскольку мыслители тратят меньше времени на настройку и удовлетворение потребностей других, у них часто остается больше времени и энергии, которые они могут посвятить своей работе. В самом деле, для многих мыслителей, особенно для тех, у кого преобладает мышление (например, INTP, ENTJ), работа является центром их жизни.
Кроме того, Юнг предположил, что на самом деле существует два различных типа мышления: интровертное мышление (Ti) и экстравертное мышление (Te). Типы «TP» являются основными пользователями Ti, а типы «TJ» используют Te.
Пристальный взгляд на органы чувств (F)
Функция чувств взвешивает и оценивает наши аффективные реакции на мир. Те, кто чувствуют, не только осознают свои эмоции, но также настроены на эмоциональные нюансы и тонкости (точно так же, как мыслители настроены на логические тонкости). Действительно, для каждой эмоции в арсенале мыслителя чувствующий может различить ряд чувств или тонов чувств.
Из-за того, что чувствующие различают большую широту эмоциональных вариаций и нюансов, они могут чувствовать, что слов недостаточно, чтобы зафиксировать и передать их переживания. Многие обращаются к поэзии, музыке, моде или искусству как к средствам пробуждения, исследования, уточнения или выражения своих сложных и нюансированных эмоций. Чувство также относится к развитию и утончению вкусов, что является еще одной причиной, по которой чувствующие тянутся к искусству.
Если мы связываем мышление с черно-белыми, логическими критериями, то чувство можно рассматривать как связанное с более красочным, качественным подходом. В то время как мышление сосредоточено на таких вещах, как технологии и функциональность, чувства стремятся улучшить нашу жизнь менее «функциональными» или «практичными» способами. Он украшает, оживляет и обогащает цветом, чувством и стилем.
Щупальцы также могут быть воспитателями и опекунами. Их часто можно найти заботящимися о детях, растениях, животных, членах семьи, сотрудниках и малообеспеченных. Они служат своего рода социальным клеем , который поддерживает здоровье людей, связь и настроенность на потребности и чувства друг друга.
Как мы видели при обсуждении мышления, Юнг различал два типа чувств: интровертное чувство (Fi) и экстравертное чувство (Fe). Типы «FP» являются основными пользователями Fi, а типы «FJ» используют Fe. Чтобы узнать больше о мышлении и чувствах или уточнить свой тип, обязательно изучите наши книги:
Мой истинный тип: определение вашего типа личности, предпочтений и функций
16 типов личности: профили, теория и развитие типов
Related Posts:
Как мыслящие (T) и чувствующие (F) справляются с эмоциями
INTP и INFP: сходства, различия и пути роста
Интровертное чувство (Fi) и интровертное мышление (Ti)
560 Акции
Как расширение кругозора ведет к процветанию
Многие не знают, что существует множество различных типов мышления. Различные типы мышления требуют очень разных навыков и могут помочь вам достичь очень разных результатов. Не признавая все типы мышления, мы можем ограничивать или ограничивать наше восприятие. Недавно я прочитал книгу «Today Matters» учителя мотивации и автора бестселлеров по версии New York Times Джона Максвелла. Максвелл подробно описывает 12 «ежедневных дисциплин», которые, по его мнению, практикуют все успешные люди, и «мышление» — одна из самых важных из этих ежедневных дисциплин. В главе «Мышление» описаны 11 различных типов мышления, которые практикуют успешные люди. Я хотел бы поделиться тем, что я прочитал о важности каждого типа мышления и о том, как эти методы можно практиковать в повседневной жизни.
Участие в различных типах преднамеренного мышления напрямую связано с успехом, особенно для предпринимателей и владельцев бизнеса. Многие люди считают мышление само собой разумеющимся и считают, что не могут позволить себе выделять время исключительно для своих мыслей. Тем не менее, как немедленные, так и долгосрочные выгоды от этого очевидны. Максвелл считает, что ежедневные глубокие размышления обеспечивают конкурентное преимущество и закладывают основу для всех ваших будущих взаимодействий.
Каковы 11 типов мышления Максвелла?
1. Мышление в целом
« Способность думать не только о себе и своем мире, чтобы обрабатывать идеи с более целостной точки зрения» — Максвелл.
Максвелл утверждает, что мышление в целом предполагает взгляд за горизонт таким образом, что это приводит к более всеобъемлющим и сознательным решениям. Во вселенной есть вещи, которые намного больше, чем мы сами и наши заботы. Легко увязнуть в собственном пузыре. Однако вы должны осознавать, как вы вписываетесь в макрокосм. Важно понимать свою нишу и роль, которую вы играете, как на местном, так и на глобальном уровне.
2. Сосредоточенное мышление
«Способность ясно мыслить о проблемах, удаляя отвлекающие факторы и умственный беспорядок» — Максвелл.
Максвелл утверждает, что когда ваш разум рассеян, может быть трудно определить приоритеты и придать им необходимую концентрацию. Сфокусированное мышление позволяет вам посвятить все свое время, внимание и энергию одной конкретной проблеме.
3. Креативное мышление
«Способность вырваться из «коробки» ограничений с целью совершить прорыв» – Максвелл.
Креативное мышление предполагает изучение инновационных, неочевидных возможностей и идей. Как метко заметил Максвелл, «творческие люди не боятся неудач». Далее он объясняет, что они могут черпать вдохновение и поддержку у других креативных мыслителей. Они предлагают и предлагают нестандартные идеи и решения проблем, которые могли поставить в тупик других. Креативное мышление предназначено не только для художников; любой может быть творческим, если он откроет себя для мышления. Максвелл советует, что посещение нового места или занятие новым видом деятельности может способствовать творчеству.
4. Реалистическое мышление
« Способность построить прочный фундамент на фактах, чтобы мыслить уверенно» — Максвелл.
Хотя быть оптимистом от природы — это прекрасное качество, Максвелл объясняет, как оптимистам иногда бывает трудно быть реалистом. Далее он заявляет, что важно заземлиться, установить то, что вы знаете, и даже подготовиться к наихудшему сценарию. Не игнорируйте неизбежное и не тратьте слишком много времени на «что, если». Признайте карты, которые вам сдали, и то, насколько вероятно, что вы сможете двигаться вперед.
5. Стратегическое мышление
«Способность реализовывать планы, которые дают вам направление на сегодня и увеличивают ваш потенциал на завтра» – Максвелл.
Стратегические мыслители — это те, кто добивается успеха. Они обеспечивают путь от зарождения идеи до ее окончательного воплощения. Максвелл уточняет, что это люди, которые способны взвесить все за и против, составить план или график и выбрать наиболее эффективные шаги для достижения целей.
6. Мышление о возможностях
«Способность дать волю своему энтузиазму, чтобы найти решения даже в, казалось бы, безвыходных ситуациях» – Максвелл.
Люди часто ограничивают себя, когда списывают определенные идеи на «слишком безумные», чтобы воплотить их в жизнь. Максвелл считает, что многие из самых успешных людей в мире никогда бы не добились успеха, если бы не позволяли себе мечтать о большем.
7. Рефлексивное мышление
«Способность вернуться к прошлому, чтобы обрести истинную перспективу и мыслить с пониманием» – Максвелл.
Размышляя о своем опыте, вы обретаете знания и мудрость. Максвелл напоминает нам, что вы должны задуматься над ошибкой, чтобы извлечь из нее урок. Поймите, почему произошла ошибка, и как вы можете предотвратить повторение этой ошибки в будущем. Кроме того, вы должны подумать обо всех положительных моментах в своей жизни, за которые вы благодарны. Рефлексивное мышление позволяет вам замедлиться и перегруппироваться, прежде чем перейти к следующему приоритету.
8. Опрос популярного мышления
«Способность отвергать ограничения обычного мышления для достижения необычных результатов» — Максвелл.
Максвелл утверждает, что то, что концепция широко принята, не означает, что это единственная доступная идея, и уж точно не делает ее лучшей. Многие идеи существуют так давно и настолько распространены, что никто даже не удосужился рассмотреть их актуальность или ценность. Максвелл советует нам не придерживаться каких-либо предположений и не бояться оспаривать или предлагать альтернативы любому образу мышления.
9. Совместное мышление
«Способность включать головы других, чтобы помочь вам думать «не по своей голове» и достигать сложных результатов» – Максвелл.
Максвелл подчеркивает, что вклад других людей имеет решающее значение для работы в любой команде. Большинство проблем слишком масштабны и сложны, чтобы решать их самостоятельно. Уникальный опыт и взгляды других могут внести большой вклад в процесс обсуждения и решения проблем.
10. Бескорыстное мышление
« Способность рассматривать других и их путь, чтобы мыслить совместно» — Максвелл.
Максвелл считает, что из духа доброты и щедрости мы всегда должны знать, как ваши решения влияют на других. Не спрашивайте себя, что другие вам должны, а спрашивайте, как вы могли бы лучше служить другим.
11. Итоговое мышление
« Способность сосредоточиться на результатах, чтобы получить максимальную отдачу и использовать весь потенциал своего мышления» — Максвелл.
Максвелл объясняет, что мыслители практических результатов способны оказать наибольшее влияние. Их решения часто имеют самые большие, наиболее ощутимые последствия.
Окружите себя людьми, которые сильны в различных областях мышления, особенно в тех, с которыми у вас могут возникнуть трудности.
В этом списке вы узнаете некоторые области мышления, которые вы можете использовать довольно часто, и другие области мышления, в которых вы можете столкнуться с трудностями. Все области мышления необходимы в тот или иной момент и одинаково важны. Максвелл отмечает, что лишь немногие мыслители обладают навыками во всех 11 областях. Не рекомендуется и почти невозможно овладеть всеми 11 типами мышления. Говорят, что «умные люди окружают себя другими умными людьми». Там, где ваши собственные способности могут оказаться недостаточными, доверенный советник может дать столь необходимую информацию. Кроме того, Максвелл подчеркивает, что время, проведенное с другими великими мыслителями, может отточить и отточить ваши собственные мыслительные навыки.
Будьте активным участником своего собственного мышления.
Мышление — это дисциплина, которую необходимо активно контролировать и контролировать. Как часто вы соглашались с кем-то еще, потому что это было легко или их идея просто звучала хорошо? Как заметил Максвелл, «бедные мыслители — рабы своего окружения». Часто мы позволяем ситуации или другим людям влиять на наше мышление. Хотя это ни хорошо, ни плохо, мы должны постоянно осознавать, как наши обстоятельства могут влиять на наше мышление и решения. В конечном счете, важно брать на себя ответственность за собственное мышление и избегать слепого следования предложениям других, не размышляя над собственной логикой.
Регулярно практикуйте намеренное мышление.
Каждый день выделять время на размышления — важная дисциплина. Найдите обычные методы мышления, которые лучше всего подходят для вас. Лично для меня лучше всего сидеть наедине с собаками по утрам. Чтобы найти место, которое вы считаете лучшим, Максвелл советует вам «попробовать разные места, чтобы подумать». Место может варьироваться от тихого отдаленного пляжа до изысканного кафе и даже шумной городской площади. Еще один совет Максвелла: «Найдите время дня, когда ваши мысли наиболее ясны». Некоторые люди наиболее бдительны по утрам; другие — ночные совы. Максвелл также предлагает вам «попробовать различные процессы и практики, которые стимулируют ваше мышление», например, «играть музыку или собирать пазлы». Активность также является отличным способом стимулировать мышление; Я люблю подолгу гулять у озера возле нашего офиса.