Историческая психология: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия

Авторы: В. А. Шкуратов

ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, на­прав­ле­ние ис­сле­до­ва­ний на сты­ке пси­хо­ло­гии с ис­то­рич. нау­ка­ми, изу­чаю­щее пси­хо­ло­гию лю­дей разл. ис­то­рич. эпох, а так­же из­ме­не­ния пси­хи­ки и лич­но­сти че­ло­ве­ка в про­цес­се ис­то­рии. И. п. поль­зу­ет­ся ме­то­да­ми ис­то­рич. на­ук, что по­зво­ли­ло ря­ду ав­то­ров (В. Диль­тей, Р. Кол­линг­вуд, Э. Шпран­гер и др.) счи­тать И. п. гу­ма­ни­тар­ной аль­тер­на­ти­вой всей экс­пе­рим. пси­хо­ло­гии.

Тер­мин «И. п.» поя­вил­ся в нем. лит-ре в сер. 19 в. у В. Вунд­та, ко­то­рый вклю­чил ла­бо­ра­тор­ное изу­че­ние эле­мен­тар­ных пси­хич. про­цес­сов и ин­тер­пре­та­цию про­дук­тов куль­ту­ры («пси­холо­гия на­ро­дов») в со­став дву­еди­ной нау­ки о че­ло­ве­че­ском опы­те. И. п. он на­зы­вал вен­чаю­щее пси­хо­ло­гию на­ро­дов рас­смот­ре­ние сту­пе­ней все­мир­но-ис­то­рич. про­цес­са. На­про­тив, В. Диль­тей по­сту­ли­ро­вал су­ще­ст­во­ва­ние двух отд. пси­хо­ло­гич. на­ук: объ­яс­ни­тель­ной (ес­те­ст­вен­но-на­уч­ной) и опи­са­тель­ной (гу­ма­ни­тар­ной), опи­раю­щей­ся на ме­то­ды гер­ме­нев­ти­ки в ис­тол­ко­ва­нии во­пло­ще­ний ду­шев­ных пе­ре­жи­ва­ний в про­из­ве­де­ни­ях ду­хов­ной куль­ту­ры. Диль­те­ев­ская кон­цеп­ция пси­хо­ло­гии как ис­то­рич. нау­ки бы­ла про­дол­же­на пони­маю­щей пси­хо­ло­ги­ей­ Э. Шпран­ге­ра.

По­сле 1-й ми­ро­вой вой­ны раз­ви­тие И. п. осу­ще­ст­в­ля­лось в рус­ле ис­то­рич. на­ук, пси­хо­ана­ли­за и куль­тур­но-ис­то­ри­че­ской пси­хо­ло­гии. Ис­то­рия мен­таль­но­стей, воз­ник­шая в 1920–30-х гг. во Фран­ции, соз­да­ла но­вую об­ласть ис­сле­до­ва­ний про­шло­го (ис­то­рия по­все­днев­но­сти, бы­та, се­мей­ных и груп­по­вых от­но­ше­ний, обы­ден­но­го ми­ро­вос­прия­тия, от­но­ше­ния к смер­ти и др.). По­ни­ма­ние ис­то­рии как по­зна­ния че­ло­ве­ка про­шло­го при­ве­ло ос­но­во­по­лож­ни­ков ис­то­рии мен­таль­но­стей (М. Блок, Л. Февр) к тео­ре­тич. за­им­ст­во­ва­ни­ям у пси­хо­ло­гии, позд­нее – у эт­но­ло­гии, се­мио­ти­ки, со­цио­ло­гии и др. , что обу­сло­ви­ло дви­же­ние от И. п. к про­ек­ту ис­то­рич. ан­тро­по­ло­гии.

Л. С. Вы­гот­ский и его уче­ни­ки, ру­ко­во­дство­вав­шие­ся прин­ци­пом ис­то­риз­ма при рас­смот­ре­нии ин­ди­ви­ду­аль­ной пси­хи­ки че­ло­ве­ка, при­вле­ка­ли ис­то­рич. ма­те­ри­ал (от­час­ти опи­ра­ясь и на эт­ноп­си­хо­ло­гию) для фор­му­ли­ро­ва­ния ги­по­тез о со­цио­куль­тур­ном фор­ми­ро­ва­нии пси­хи­ки, ко­то­рые про­ве­ря­лись в экс­пе­рим. ис­сле­до­ва­ни­ях раз­ви­тия дет­ской пси­хи­ки.

Пси­хо­ана­ли­тич. ра­бо­ты по ис­то­рии (в ча­ст­но­сти, воз­ник­шая в 1960-х гг. в США пси­хои­сто­рия), рас­смат­ри­ваю­щие про­ис­хо­ж­де­ние и про­яв­ле­ние глу­бин­ных бес­соз­нат. струк­тур пси­хи­ки в ис­то­рии, по­строе­ны на ана­ло­ги­ях с пси­хо­те­ра­пев­тич. прак­ти­кой и ис­тол­ко­ва­нии сим­во­лов у З. Фрей­да и К. Г. Юн­га.

В кон. 20 – нач. 21 вв. тер­мин «И. п.» на­чи­на­ет вы­хо­дить из упот­реб­ле­ния под влия­ни­ем по­стмо­дер­низ­ма (Ж. Дер­ри­да и др.), кри­ти­кую­ще­го воз­мож­ность объ­ек­тив­но­го по­зна­ния че­ло­ве­ка про­шло­го «как он есть», и пост­струк­ту­ра­лиз­ма М.  Фу­ко, тру­ды ко­то­ро­го ста­новят­ся фун­да­мен­том но­во­го пси­хо­ло­го-ис­то­рич. син­те­за, в ко­то­ром са­ма И. п. рас­смат­ри­ва­ет­ся как часть со­цио­по­ли­тич. ком­плек­са (Н. Ро­уз).

Историческая психология

Историческая психология представляет собой отдельное научное направление, которое изучает мотивацию, эмоции, ценности, фобии и чувства человека, привлекая различные психологические методики в исторической ретроспективе.

Определение 1

Специалисты сходятся во мнении, что историческую психологию вполне можно определить, как изучение психологического склада отдельных исторических эпох, как изменение личности и психики человека в специальном культурном макро времени, которое называют историей. В широком значении слова — это подход, который помещает психику и личность в определенную связь времен.

Следовательно, историческая психология одновременно принадлежит к психологической и исторической наукам. В последнем случае ее рассматривают, как раздел истории культуры и общества. То есть, как культурную и социальную историю человека, его личности, психики. В психологической науке ее понимают, как психологию развития. Она занимается фактами, причем не только культурного или исторического масштаба. Психологические явления различают по продолжительности существования.

Время кратковременных факторов исчисляется секундами, минутами, часами. Последовательность их развития получила название микрогенез. Это более длительное развитие в пределах жизнедеятельности определенного организма, начиная с появления на свет и до самой смерти. Это и есть онтогенез психики. Так в годах, столетиях, а также тысячелетиях проходит жизнь человеческих сообществ — классов, сословий, народов, цивилизаций. Все это — историогенез психики.

Самым крупный масштаб на сотни тысяч и даже миллионы лет у филогенеза. Это происхождение человеческого рода, которое берет начало еще от ископаемых приматов. В составе психологии развития изучается историогенез. Его выводы распространяются на генетические последовательности другого масштаба в определенной степени, при которой ритмы исторического времени проникают непосредственно в индивидуальное бытие человека, а также в эволюцию высших приматов.

Возникновение исторической психологии

Историческая психология, как отдельное направление, возникла в начале двадцатого века. Впрочем, сам термин был предложен гораздо позже французским психологом по имени Иньяс Мейерсон в 1948 году. Он упомянул такое словосочетание в своей книге, получившей название «Психологические функции и творения».

Также к направлению исторической психологии относят исследования психологии народов немецким психологом Вундтом в его десятитомном грандиозном труде «Психология народов. Исследование закона развития языка, мифов и обычаев» в 1900-1920-х годах. Леви-Брюль тоже опубликовал на этот счет серию своих трудов. Они получили названия «Умственные функции в низших обществах», «Первобытное мышление», «Первобытная душа».

В 1920-х Выготский Л.С., советский психолог, обосновал теорию культурно-исторической психологии, согласно которой развитие личности в психологическом плане невозможно без развития культуры, а также усвоения личностью определенных результатов этого самого развития.

Усвоение должно проходить через трансляцию знаковых систем (мнемотехники, религиозных и бытовых символов, языка) от поколения к поколению.

В 1960-х в США начала развиваться психоистория, к которой приложили свои усилия таки выдающиеся эксперты, как Джон Плэтт, Джоэл Ковел, Ллойд де Моз. Методологической основой такого течения стал неофрейдизм — развитие учений Зигмунда Фрейда, связанных с психоанализом.

Замечание 1

Все перечисленные варианты исторической психологии сошлись в одном — они рассматривали деятельность человека в истории, как отдельное проявление его психологической личности.

Исторический анализ незаменим для психологии. Он позволяет установить генезис психологических феноменов. Для психологического объяснения истории ученые преимущественно применяли бихевиористские концепции. Попросту говоря, они рассматривали социальные процессы по стандартной схеме, как в биологии — «стимул-реакция».

Направления исторической психологии

В настоящее время в исторической психологии выделяют три направления. Первое, герменевтическое-феноменологическое, основано на прочтении, истолковании, а также интерпретации посредством психологии источников индивидуальной истории (писем и дневников). Второе направление предусматривает выведение причин поведения человека непосредственно из социальных, а также культурных феноменов, которые с ним связаны. Его называют психолого-генетическим. Третье — неофрейдистское. Оно базируется на выявлении сознательного и бессознательного в истории человека.

От истории ментальностей, от исторической антропологии, от истории частной жизни и прочих направлений исторической науки, изучающих примерно те же процессы и явления, историческую психологию отличает так называемая междисциплинарность. То есть обращение к методам медицины, биологии, психологии. Именно в этом и заключается ее преимущество. Использование методов биологических и медицинских наук о человеке позволяет эффективно интерпретировать сведения источников.

Психология ставит своей первоначальной целью получение научного знания о личности человека. В этой комплексности и есть главное отличие исторической психологии от истории ментальностей, от истории частной жизни. Ведь последние рассматривают некий отдельный, особый аспект человеческого существования в историческом контексте. Но вот психология пытается его целиком охватить.

Объяснение событий прошлого, а также тенденций исторического развития посредством исторической психологии позволяет выявить культурные традиции, историко-психологические, национальные и социальные типы. Результаты подобных исследований не только полезны для последующей реконструкции исторических смыслов, но и для целенаправленной выработки рекомендаций современным политикам и политтехнологам, а также социальным службам.

Недостатки направления

К недостаткам направления специалисты относят сложность в использовании источников. Ведь даже подробное описание — не «история болезней». По сути, психологические и психиатрические исследования создают по другим шаблонам, которые отличаются от летописей, мемуаров и дневников.

Психология имеет дело с различными наблюдениями и опросами, текстами и описаниями. Информация в исторических источниках структурирована на других принципах. Они более субъективны. Историческая психология не оперирует традиционными психологическими методиками по сбору информации, то есть тестированием, опросом или непосредственным наблюдением.

В исторической психологии теряют непосредственно испытуемого, выходят на просторы истории. Там нельзя протестировать поколения, лежащие в земле, чтобы в дальнейшей перспективе возместить потерю углубленным знанием о человеке для преобразования науки о психологии одной из эпох непосредственно в психологию всех других эпох. Конечно же, дело здесь не в названии, а в том, как трактуют человеческую психику. Одни ее снимают замерами hic et nunc (то есть «здесь и сейчас»), другие — как составляющую широкого оборота опосредованного или непосредственного.

Человек может быть рассмотрен, как сложное, искусственное, природное существо, которое выводится за пределы воспринимаемого и наличного. В этом случае закономерно возникает вопрос о диапазоне допустимых уходов в продукты культуры и психологические возможности проследить все движения. Основная проблема антропологий низводится на исследовательско-методический уровень.

Из вышесказанного следует слабость метода исторической психологии, ее неубедительность для психологов и для историков. Специалисты сходятся во мнении, что в историко-психологических исследованиях всегда велик элемент гипотетичности. Ведь ученый вынужден интерпретировать сведения различных исторических источников с помощью психологических методов. Но материалы в основном не репрезентативны и их, по сути, недостаточно. Отсюда и слабая степень верифицируемости соответствующих работ по исторической психологии. Они часто бывают интересными для читателя, яркими, содержат красивые гипотезы, но вот доказательная база, как правило, выглядит слабой.

Жанр патографии

В 19-20-м веках в исторической психологии стал популярен жанр патографии. Он предусматривал раскрытие причин, а также истоков творчества выдающихся культурных и исторических деятелей через их психологические переживания аномального толка: сексуальные проблемы, отклонения, половые извращения, проявления заболеваний.

Первая книга, посвященная данной теме, вышла в 1836-м. В ней исследовалась жизнь Сократа. Автор термина «патография», описывающего патологии, утверждал, что никого невозможно понять без медицинской оценки. Невыносимо видеть, как различные лингвисты и прочие кабинетные ученые попросту судят о людях, об их поступках. Ведь у них, по сути, нет представления о том, что для этого нужно нечто гораздо большее, чем попросту морализирование и среднее человеческое знание.

Многочисленные критики патографии отмечают, что большинств диагнозов ставят «за глаза». Ведь авторы лишены возможности исследовать психическое состояние Достоевского или Сократа. Следовательно, все их диагнозы носят сугубо гипотетический характер. Склонность же авторов к спекуляции на не самых высоких инстинктах массовых читателей позволяет усомниться в научности большинства построений.

Особенности психобиографии

Особым жанром считается психобиография. Она представляет собой биографию отдельного исторического деятеля, которую пишут посредством психологического анализа. Психобиографию от патографии отличает учет всех факторов, касающихся психологического развития определенной личности. Здесь нет чрезмерного внимания болезненным патологиям. Впрочем, стремление к объективности вовсе не значит ее достижения. Психобиография тоже не свободна от субъективных интерпретаций.

Историческая реконструкция

Один из бурно развивающихся экспериментальных методов современной исторической психологии, достойный внимания — историческая реконструкция. Она решает задачи воссоздания материальной, а также духовной культуры исторической эпохи. То есть рассматривает ремесленные технологии, особенности доспехов и костюмов. Но движение реконструкторов, по сути — ролевая игра. Ее рассматривают в качество своеобразного научного эксперимента.

Ученый может попробовать досконально воспроизвести материальный быт, а также жизненный цикл обычного средневекового крестьянина. То есть поселиться в избе, добыть себе на пропитание, ходить в одежде, характерной средневековым людям.

Участники подобных экспериментов утверждают, что такой подход позволяет лучше понимать психологию средневековых людей, их особенности мышления, мировосприятия. Данное направление официально получило название живой истории. Его воплощают в многочисленных экспериментах, например, создавая музеи под открытым небом, имитирующих с различной степенью достоверности соответствующие объекты исторической реальности.

Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р.

Реферат от 1 дня / от 700 р.

Историческая психология | Оксфордская исследовательская энциклопедия психологии

Сводная информация о выставлении. истории, то есть, что наши способы мышления, рассуждения, восприятия, чувства и действия не обязательно универсальны или неизменны, но вместо этого подвержены изменениям во времени и пространстве. Теоретические и методологические основы этого движения были заложены во Франции психологом Игнасом Мейерсоном в его книге 9.0013 Les fonctionsPsychologiques et les œuvres , опубликованная в 1948 году. Его программа подчеркивала активный, экспериментальный, конструктивный характер человеческого поведения, охватывая такие разнообразные поведенческие регистры, как лингвистические, религиозные, юридические, научно-технические и художественные. . Все эти виды поведения включают в себя аспекты различных психических функций, которые мы можем вывести посредством надлежащего анализа «произведений», рассматриваемых как консолидированные свидетельства человеческой деятельности. Как последовательные достижения человечества, построенные на протяжении всех путей человеческого опыта, они являются материалом, с которым приходится иметь дело психологии.

Мейерсон отказался предложить перечень функций для изучения. Как неустойчивые и несовершенные продукты сложного и неопределенного предприятия их можно анализировать, только избегая контрпродуктивных предубеждений метафизического фиксизма. Мейерсон говорил в этих терминах как о глубоких преобразованиях чувств, личности или воли, так и о так называемых «базовых функциях», таких как восприятие и функция воображения, включая память, время, пространство и объект.

До Мейерсона термин «историческая психология» уже использовался такими историками, как Анри Берр и Люсьен Февр, один из основателей Annales , которые твердо представляли своего рода коллективную психологию прошлых времен. Мейерсон и его ученики со временем соперничали со своими коллегами-историками из школы Annales за ярлык «исторической психологии» и критиковали их представления о менталитете и outillage mental . Историки Annales постепенно отказались от этого ярлыка, хотя и продолжали культивировать идею о том, что психические операции и эмоции имеют историю, используя новые ярлыки «история ментальностей», а совсем недавно, на рубеже веков, — «история ментальностей». эмоций». В то время как Мейерсон и несколько других психологов продолжали использовать ярлык «историческая психология», основная психология совершенно не обращала внимания на эту историческую направленность. Наибольшие усилия, предпринятые сегодня среди психологов, чтобы думать о нашей ментальной архитектуре с точки зрения трансформации во времени и пространстве, вероятно, можно найти в работах Курта Данцигера и Роджера Смита.

Keywords

  • Ignace Meyerson
  • Lucien Febvre
  • Jean-Pierre Vernant
  • psychological functions
  • works
  • history of mentalities
  • subjectivity
  • outillage mental

Subjects

  • Cognitive Psychology/Neuroscience
  • Психология развития
  • История и системы психологии
  • Методы и подходы в психологии
  • Психология и другие дисциплины
  • Социальная психология

В настоящее время у вас нет доступа к этой статье

Логин

Пожалуйста, войдите, чтобы получить доступ к полному содержанию.

Подписка

Для доступа к полному контенту требуется подписка

Историческая психология | Общество личности и социальной психологии

23 февраля 2023 г. — Лично (в отеле в Атланте)

Зарегистрироваться сейчас

Обзор

Наша психология формируется нашими обществами, а наши общества формируются их историями. История служит своего рода психологической летописью окаменелостей, которая открывает захватывающий источник данных из «мертвых умов». Предварительная конференция по исторической психологии объединяет исследователей для обсуждения межвременных изменений в психологии человека, начиная от соответствия и ценностей и заканчивая стереотипами и эмоциями. Сессии будут построены таким образом, чтобы обеспечить введение новых методов, а также обсуждение презентаций и новых идей в новой области исторической психологии.

Если у вас есть вопросы, обращайтесь к Мохаммаду Атари ([email protected]).

Динамики

Наши основные динамики:

  • Джеймс Пеннебейкер (Юта, Остин)
  • Ашвини Ашоккумар (Стэнфорд)
  • Эдвард Слингерленд (UBC)
  • Тесса Чарльзуорт (Гарвард)
  • Майкл Варнум (Университет штата Аризона)
  • Энн Софи Бек Кнудсен (Копенгагенский университет)
  • Джошуа Конрад Джексон (Северо-Западный университет)
  • Кишиа Хендерсон (Университет Вирджинии)
  • Джо Хенрих (Гарвард)

Более короткие устные презентации будут проводиться по телефону:

  • Патрик Бернс (NYU)
  • Дженнифер Деверо (Гарвард)
  • Сету Картикеян (Университет Пейс)
  • Джейхун Сансай (Кутцтаунский университет)
  • Макс Пош (Эксетерский университет)
  • Эрик Шнелл (Лондонская школа экономики и политических наук)
  • Бенедек Курди (Йель)
  • Сюэчунзи Бай (Принстон)
  • Джиин Юнг (Нью-Йоркский университет)

Организаторы предварительной конференции

Мохаммад Атари , matari@fas.

harvard.edu, Гарвардский университет
Джозеф Хенрих , Гарвардский университет

Материалы

Этот прекон принимает материалы для всех форматов презентаций.

Мы приветствуем презентации, в которых используется широкий набор методов, таких как анализ исторического текста, моделирование культурной эволюции, оценка на основе опросов, моделирование на основе агентов и т. д. Начинающие ученые (например, аспиранты, постдоки и те, кто в течение 5 лет получают докторскую степень) предлагается представить тезисы для рассмотрения в качестве блиц-доклада. При подаче постеров действуют те же правила, но они также могут быть поданы студентами бакалавриата.

Все материалы должны быть представлены до 23:59 по тихоокеанскому времени 15 ноября.

Если у вас есть вопросы, вы можете написать по адресу [email protected] или указанному выше организатору предварительной конференции.

Наше Руководство по подаче документов

содержит всю информацию, необходимую для подачи на предварительную конференцию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *