ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия
Авторы: В. А. Шкуратов
ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, направление исследований на стыке психологии с историч. науками, изучающее психологию людей разл. историч. эпох, а также изменения психики и личности человека в процессе истории. И. п. пользуется методами историч. наук, что позволило ряду авторов (В. Дильтей, Р. Коллингвуд, Э. Шпрангер и др.) считать И. п. гуманитарной альтернативой всей эксперим. психологии.
Термин «И. п.» появился в нем. лит-ре в сер. 19 в. у В. Вундта, который включил лабораторное изучение элементарных психич. процессов и интерпретацию продуктов культуры («психология народов») в состав двуединой науки о человеческом опыте. И. п. он называл венчающее психологию народов рассмотрение ступеней всемирно-историч. процесса. Напротив, В. Дильтей постулировал существование двух отд. психологич. наук: объяснительной (естественно-научной) и описательной (гуманитарной), опирающейся на методы герменевтики в истолковании воплощений душевных переживаний в произведениях духовной культуры. Дильтеевская концепция психологии как историч. науки была продолжена понимающей психологией Э. Шпрангера.
После 1-й мировой войны развитие И. п. осуществлялось в русле историч. наук, психоанализа и культурно-исторической психологии. История ментальностей, возникшая в 1920–30-х гг. во Франции, создала новую область исследований прошлого (история повседневности, быта, семейных и групповых отношений, обыденного мировосприятия, отношения к смерти и др.). Понимание истории как познания человека прошлого привело основоположников истории ментальностей (М. Блок, Л. Февр) к теоретич. заимствованиям у психологии, позднее – у этнологии, семиотики, социологии и др. , что обусловило движение от И. п. к проекту историч. антропологии.
Л. С. Выготский и его ученики, руководствовавшиеся принципом историзма при рассмотрении индивидуальной психики человека, привлекали историч. материал (отчасти опираясь и на этнопсихологию) для формулирования гипотез о социокультурном формировании психики, которые проверялись в эксперим. исследованиях развития детской психики.
Психоаналитич. работы по истории (в частности, возникшая в 1960-х гг. в США психоистория), рассматривающие происхождение и проявление глубинных бессознат. структур психики в истории, построены на аналогиях с психотерапевтич. практикой и истолковании символов у З. Фрейда и К. Г. Юнга.
В кон. 20 – нач. 21 вв. термин «И. п.» начинает выходить из употребления под влиянием постмодернизма (Ж. Деррида и др.), критикующего возможность объективного познания человека прошлого «как он есть», и постструктурализма М. Фуко, труды которого становятся фундаментом нового психолого-историч. синтеза, в котором сама И. п. рассматривается как часть социополитич. комплекса (Н. Роуз).
Историческая психология
Историческая психология представляет собой отдельное научное направление, которое изучает мотивацию, эмоции, ценности, фобии и чувства человека, привлекая различные психологические методики в исторической ретроспективе.
Определение 1Специалисты сходятся во мнении, что историческую психологию вполне можно определить, как изучение психологического склада отдельных исторических эпох, как изменение личности и психики человека в специальном культурном макро времени, которое называют историей. В широком значении слова — это подход, который помещает психику и личность в определенную связь времен.
Следовательно, историческая психология одновременно принадлежит к психологической и исторической наукам. В последнем случае ее рассматривают, как раздел истории культуры и общества. То есть, как культурную и социальную историю человека, его личности, психики. В психологической науке ее понимают, как психологию развития. Она занимается фактами, причем не только культурного или исторического масштаба. Психологические явления различают по продолжительности существования.
Время кратковременных факторов исчисляется секундами, минутами, часами. Последовательность их развития получила название микрогенез. Это более длительное развитие в пределах жизнедеятельности определенного организма, начиная с появления на свет и до самой смерти. Это и есть онтогенез психики. Так в годах, столетиях, а также тысячелетиях проходит жизнь человеческих сообществ — классов, сословий, народов, цивилизаций. Все это — историогенез психики.
Самым крупный масштаб на сотни тысяч и даже миллионы лет у филогенеза. Это происхождение человеческого рода, которое берет начало еще от ископаемых приматов. В составе психологии развития изучается историогенез. Его выводы распространяются на генетические последовательности другого масштаба в определенной степени, при которой ритмы исторического времени проникают непосредственно в индивидуальное бытие человека, а также в эволюцию высших приматов.
Возникновение исторической психологии
Историческая психология, как отдельное направление, возникла в начале двадцатого века. Впрочем, сам термин был предложен гораздо позже французским психологом по имени Иньяс Мейерсон в 1948 году. Он упомянул такое словосочетание в своей книге, получившей название «Психологические функции и творения».
Также к направлению исторической психологии относят исследования психологии народов немецким психологом Вундтом в его десятитомном грандиозном труде «Психология народов. Исследование закона развития языка, мифов и обычаев» в 1900-1920-х годах. Леви-Брюль тоже опубликовал на этот счет серию своих трудов. Они получили названия «Умственные функции в низших обществах», «Первобытное мышление», «Первобытная душа».
В 1920-х Выготский Л.С., советский психолог, обосновал теорию культурно-исторической психологии, согласно которой развитие личности в психологическом плане невозможно без развития культуры, а также усвоения личностью определенных результатов этого самого развития.
В 1960-х в США начала развиваться психоистория, к которой приложили свои усилия таки выдающиеся эксперты, как Джон Плэтт, Джоэл Ковел, Ллойд де Моз. Методологической основой такого течения стал неофрейдизм — развитие учений Зигмунда Фрейда, связанных с психоанализом.
Замечание 1Все перечисленные варианты исторической психологии сошлись в одном — они рассматривали деятельность человека в истории, как отдельное проявление его психологической личности.
Исторический анализ незаменим для психологии. Он позволяет установить генезис психологических феноменов. Для психологического объяснения истории ученые преимущественно применяли бихевиористские концепции. Попросту говоря, они рассматривали социальные процессы по стандартной схеме, как в биологии — «стимул-реакция».
Направления исторической психологии
В настоящее время в исторической психологии выделяют три направления. Первое, герменевтическое-феноменологическое, основано на прочтении, истолковании, а также интерпретации посредством психологии источников индивидуальной истории (писем и дневников). Второе направление предусматривает выведение причин поведения человека непосредственно из социальных, а также культурных феноменов, которые с ним связаны. Его называют психолого-генетическим. Третье — неофрейдистское. Оно базируется на выявлении сознательного и бессознательного в истории человека.
От истории ментальностей, от исторической антропологии, от истории частной жизни и прочих направлений исторической науки, изучающих примерно те же процессы и явления, историческую психологию отличает так называемая междисциплинарность. То есть обращение к методам медицины, биологии, психологии. Именно в этом и заключается ее преимущество. Использование методов биологических и медицинских наук о человеке позволяет эффективно интерпретировать сведения источников.
Психология ставит своей первоначальной целью получение научного знания о личности человека. В этой комплексности и есть главное отличие исторической психологии от истории ментальностей, от истории частной жизни. Ведь последние рассматривают некий отдельный, особый аспект человеческого существования в историческом контексте. Но вот психология пытается его целиком охватить.
Объяснение событий прошлого, а также тенденций исторического развития посредством исторической психологии позволяет выявить культурные традиции, историко-психологические, национальные и социальные типы. Результаты подобных исследований не только полезны для последующей реконструкции исторических смыслов, но и для целенаправленной выработки рекомендаций современным политикам и политтехнологам, а также социальным службам.
Недостатки направления
К недостаткам направления специалисты относят сложность в использовании источников. Ведь даже подробное описание — не «история болезней». По сути, психологические и психиатрические исследования создают по другим шаблонам, которые отличаются от летописей, мемуаров и дневников.
Психология имеет дело с различными наблюдениями и опросами, текстами и описаниями. Информация в исторических источниках структурирована на других принципах. Они более субъективны. Историческая психология не оперирует традиционными психологическими методиками по сбору информации, то есть тестированием, опросом или непосредственным наблюдением.
В исторической психологии теряют непосредственно испытуемого, выходят на просторы истории. Там нельзя протестировать поколения, лежащие в земле, чтобы в дальнейшей перспективе возместить потерю углубленным знанием о человеке для преобразования науки о психологии одной из эпох непосредственно в психологию всех других эпох. Конечно же, дело здесь не в названии, а в том, как трактуют человеческую психику. Одни ее снимают замерами hic et nunc (то есть «здесь и сейчас»), другие — как составляющую широкого оборота опосредованного или непосредственного.
Человек может быть рассмотрен, как сложное, искусственное, природное существо, которое выводится за пределы воспринимаемого и наличного. В этом случае закономерно возникает вопрос о диапазоне допустимых уходов в продукты культуры и психологические возможности проследить все движения. Основная проблема антропологий низводится на исследовательско-методический уровень.
Из вышесказанного следует слабость метода исторической психологии, ее неубедительность для психологов и для историков. Специалисты сходятся во мнении, что в историко-психологических исследованиях всегда велик элемент гипотетичности. Ведь ученый вынужден интерпретировать сведения различных исторических источников с помощью психологических методов. Но материалы в основном не репрезентативны и их, по сути, недостаточно. Отсюда и слабая степень верифицируемости соответствующих работ по исторической психологии. Они часто бывают интересными для читателя, яркими, содержат красивые гипотезы, но вот доказательная база, как правило, выглядит слабой.
Жанр патографии
В 19-20-м веках в исторической психологии стал популярен жанр патографии. Он предусматривал раскрытие причин, а также истоков творчества выдающихся культурных и исторических деятелей через их психологические переживания аномального толка: сексуальные проблемы, отклонения, половые извращения, проявления заболеваний.
Первая книга, посвященная данной теме, вышла в 1836-м. В ней исследовалась жизнь Сократа. Автор термина «патография», описывающего патологии, утверждал, что никого невозможно понять без медицинской оценки. Невыносимо видеть, как различные лингвисты и прочие кабинетные ученые попросту судят о людях, об их поступках. Ведь у них, по сути, нет представления о том, что для этого нужно нечто гораздо большее, чем попросту морализирование и среднее человеческое знание.
Многочисленные критики патографии отмечают, что большинств диагнозов ставят «за глаза». Ведь авторы лишены возможности исследовать психическое состояние Достоевского или Сократа. Следовательно, все их диагнозы носят сугубо гипотетический характер. Склонность же авторов к спекуляции на не самых высоких инстинктах массовых читателей позволяет усомниться в научности большинства построений.
Особенности психобиографии
Особым жанром считается психобиография. Она представляет собой биографию отдельного исторического деятеля, которую пишут посредством психологического анализа. Психобиографию от патографии отличает учет всех факторов, касающихся психологического развития определенной личности. Здесь нет чрезмерного внимания болезненным патологиям. Впрочем, стремление к объективности вовсе не значит ее достижения. Психобиография тоже не свободна от субъективных интерпретаций.
Историческая реконструкция
Один из бурно развивающихся экспериментальных методов современной исторической психологии, достойный внимания — историческая реконструкция. Она решает задачи воссоздания материальной, а также духовной культуры исторической эпохи. То есть рассматривает ремесленные технологии, особенности доспехов и костюмов. Но движение реконструкторов, по сути — ролевая игра. Ее рассматривают в качество своеобразного научного эксперимента.
Ученый может попробовать досконально воспроизвести материальный быт, а также жизненный цикл обычного средневекового крестьянина. То есть поселиться в избе, добыть себе на пропитание, ходить в одежде, характерной средневековым людям.
Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р.
Реферат от 1 дня / от 700 р.Историческая психология | Оксфордская исследовательская энциклопедия психологии
Сводная информация о выставлении. истории, то есть, что наши способы мышления, рассуждения, восприятия, чувства и действия не обязательно универсальны или неизменны, но вместо этого подвержены изменениям во времени и пространстве. Теоретические и методологические основы этого движения были заложены во Франции психологом Игнасом Мейерсоном в его книге 9.0013 Les fonctionsPsychologiques et les œuvres , опубликованная в 1948 году. Его программа подчеркивала активный, экспериментальный, конструктивный характер человеческого поведения, охватывая такие разнообразные поведенческие регистры, как лингвистические, религиозные, юридические, научно-технические и художественные. . Все эти виды поведения включают в себя аспекты различных психических функций, которые мы можем вывести посредством надлежащего анализа «произведений», рассматриваемых как консолидированные свидетельства человеческой деятельности. Как последовательные достижения человечества, построенные на протяжении всех путей человеческого опыта, они являются материалом, с которым приходится иметь дело психологии.
Мейерсон отказался предложить перечень функций для изучения. Как неустойчивые и несовершенные продукты сложного и неопределенного предприятия их можно анализировать, только избегая контрпродуктивных предубеждений метафизического фиксизма. Мейерсон говорил в этих терминах как о глубоких преобразованиях чувств, личности или воли, так и о так называемых «базовых функциях», таких как восприятие и функция воображения, включая память, время, пространство и объект.
До Мейерсона термин «историческая психология» уже использовался такими историками, как Анри Берр и Люсьен Февр, один из основателей Annales , которые твердо представляли своего рода коллективную психологию прошлых времен. Мейерсон и его ученики со временем соперничали со своими коллегами-историками из школы Annales за ярлык «исторической психологии» и критиковали их представления о менталитете и outillage mental . Историки Annales постепенно отказались от этого ярлыка, хотя и продолжали культивировать идею о том, что психические операции и эмоции имеют историю, используя новые ярлыки «история ментальностей», а совсем недавно, на рубеже веков, — «история ментальностей». эмоций». В то время как Мейерсон и несколько других психологов продолжали использовать ярлык «историческая психология», основная психология совершенно не обращала внимания на эту историческую направленность. Наибольшие усилия, предпринятые сегодня среди психологов, чтобы думать о нашей ментальной архитектуре с точки зрения трансформации во времени и пространстве, вероятно, можно найти в работах Курта Данцигера и Роджера Смита.
Keywords
- Ignace Meyerson
- Lucien Febvre
- Jean-Pierre Vernant
- psychological functions
- works
- history of mentalities
- subjectivity
- outillage mental
Subjects
- Cognitive Psychology/Neuroscience
- Психология развития
- История и системы психологии
- Методы и подходы в психологии
- Психология и другие дисциплины
- Социальная психология
В настоящее время у вас нет доступа к этой статье
Логин
Пожалуйста, войдите, чтобы получить доступ к полному содержанию.
Подписка
Для доступа к полному контенту требуется подписка
Историческая психология | Общество личности и социальной психологии
23 февраля 2023 г. — Лично (в отеле в Атланте)
Зарегистрироваться сейчас
Обзор
Наша психология формируется нашими обществами, а наши общества формируются их историями. История служит своего рода психологической летописью окаменелостей, которая открывает захватывающий источник данных из «мертвых умов». Предварительная конференция по исторической психологии объединяет исследователей для обсуждения межвременных изменений в психологии человека, начиная от соответствия и ценностей и заканчивая стереотипами и эмоциями. Сессии будут построены таким образом, чтобы обеспечить введение новых методов, а также обсуждение презентаций и новых идей в новой области исторической психологии.
Если у вас есть вопросы, обращайтесь к Мохаммаду Атари ([email protected]).
Динамики
Наши основные динамики:
- Джеймс Пеннебейкер (Юта, Остин)
- Ашвини Ашоккумар (Стэнфорд)
- Эдвард Слингерленд (UBC)
- Тесса Чарльзуорт (Гарвард)
- Майкл Варнум (Университет штата Аризона)
- Энн Софи Бек Кнудсен (Копенгагенский университет)
- Джошуа Конрад Джексон (Северо-Западный университет)
- Кишиа Хендерсон (Университет Вирджинии)
- Джо Хенрих (Гарвард)
Более короткие устные презентации будут проводиться по телефону:
- Патрик Бернс (NYU)
- Дженнифер Деверо (Гарвард)
- Сету Картикеян (Университет Пейс)
- Джейхун Сансай (Кутцтаунский университет)
- Макс Пош (Эксетерский университет)
- Эрик Шнелл (Лондонская школа экономики и политических наук)
- Бенедек Курди (Йель)
- Сюэчунзи Бай (Принстон)
- Джиин Юнг (Нью-Йоркский университет)
Организаторы предварительной конференции
Мохаммад Атари , matari@fas.
Джозеф Хенрих , Гарвардский университет
Материалы
Этот прекон принимает материалы для всех форматов презентаций.
Мы приветствуем презентации, в которых используется широкий набор методов, таких как анализ исторического текста, моделирование культурной эволюции, оценка на основе опросов, моделирование на основе агентов и т. д. Начинающие ученые (например, аспиранты, постдоки и те, кто в течение 5 лет получают докторскую степень) предлагается представить тезисы для рассмотрения в качестве блиц-доклада. При подаче постеров действуют те же правила, но они также могут быть поданы студентами бакалавриата.
Все материалы должны быть представлены до 23:59 по тихоокеанскому времени 15 ноября.
Если у вас есть вопросы, вы можете написать по адресу [email protected] или указанному выше организатору предварительной конференции.
Наше Руководство по подаче документов содержит всю информацию, необходимую для подачи на предварительную конференцию.