Из чего состоит психика: НОУ ИНТУИТ | Лекция | Психика человека как система, ее структура, компоненты и элементы

Структура психики, развитие, функции, формирование, свойства

Содержание:

  • Что такое психика человека
  • Развитие психики
  • Функции
  • Структура
    • Как формируется
  • Психические свойства

Содержание

  • Что такое психика человека
  • Развитие психики
  • Функции
  • Структура
    • Как формируется
  • Психические свойства

Что такое психика человека

Психика человека — это активная форма отражения действительности, которая возникает благодаря деятельности мозга при взаимодействии людей с внешним миром, а также выполняет регуляцию их деятельности и поведения.

Развитие психики

Развитие психики происходило благодаря появлению у животных нервной системы в процессе эволюции. Постепенно накапливалась психическая энергия, вызывающая внутреннее напряжение, которое привело к возникновению мысли и сознания.

Основные этапы развития психики:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Этап элементарной чувствительности — животные проявляют реакцию только на конкретные свойства объектов внешней среды, их поведение определяется исключительно врожденными инстинктами.
  2. Этап предметного восприятия — реальность отражается в виде завершенных образов, животные могут обучаться, формируются приобретенные навыки и формы поведения.
  3. Этап интеллекта — животные могут видеть связь между предметами, избегать опасностей и препятствий, искать новые способы решения разнообразных задач и т.
    д.

Важную роль в развитии психики человека сыграли:

  • возникновение орудий труда, с помощью которых человек научился воздействовать на окружающий мир и познавать его;
  • формирование языка и речи, благодаря которым человек может хранить и воспроизводить различную информацию, а также создавать различные образы объектов окружающей среды;
  • создание объектов культуры, а также передача знаний и навыков следующим поколениям.

Функции

Основные функции психики:

  1. Коммуникативная. Психика обеспечивает возможность формирования взаимоотношений между людьми и их общения, в процессе которого человек может проявлять свое отношение к различным объектам и явлениям действительности.
  2. Регулятивная. Психика способствует регулированию деятельности и поведения человека.
  3. Познавательная. Психика позволяет человеку познавать окружающую среду и участвует в построении «внутренней модели мира».

Данные функции обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека и его поведение в самых разных условиях.

Структура

Строение психики состоит из следующих элементов:

  1. Психические процессы — это подвижные и интенсивные явления психики, которые отражают первичное осознание человеком окружающей среды (воображение, восприятие, мышление, эмоции, ощущения и др.). Быстрота и интенсивность психических процессов зависят от состояния человека и различных внешних факторов.
  2. Психические состояния — определенный уровень деятельности психики человека, характерный для него в текущий момент времени. Это более устойчивые, но менее интенсивные и подвижные явления (чувства, желания, интересы и т. д.).
  3. Психические свойства — характерные для конкретной личности устойчивые и постоянные свойства, имеющие сложную структуру (характер, темперамент, жизненная позиция, способности). Психические свойства формируются постепенно и закрепляются на практике.

Между данными элементами психики существует неразрывная связь.

Как формируется

Формирование психики происходит через предметную деятельность и общение. Человек проходит в течение жизни трудный путь психического развития. В процессе взросления ребенок присваивает социальные роли, а также средства деятельности и общения, на основе которых развивается его психика, формируется сознание и личность в целом.

Психолог А. Н. Леонтьев выделил следующие стадии формирования психики человека:

  1. Стадия новорожденного (до 2 месяцев). В этот период у ребенка присутствуют многие простейшие рефлексы, вкусовые, зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные ощущения, а также ощущение своего тела и его положения в пространстве.
  2. Ранний младенческий возраст (от 2 до 6 месяцев). Ребенок начинает использовать различные предметы, происходит формирование восприятия.
  3. Поздний младенческий возраст (от 6 до 12–14 месяцев). Происходит развитие начального осмысления предметов и речи. Ребенок становится более самостоятельным, его деятельность управляется совокупностью собственного предметного действия и действий взрослого.
  4. Преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет). Ребенок осознает функции и свойства предметов, а также познает мир как при помощи взрослых, так и самостоятельно, во время игры. Происходит интенсивное развитие элементарных навыков, восприятия, способности анализировать и обобщать, а также формирование мыслительных способностей.
  5. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). С помощью игр ребенок учится управлять собой и своим поведением. Происходит развитие творческого воображения, памяти, восприятия, воспроизведения и речи. Формируется личность ребенка, проявляются черты его характера.
  6. Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет). Отношения ребенка с окружающей средой зависят от общения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Появляются первые обязанности, от которых зависит место человека в социуме. Мышление становится еще более последовательным и обоснованным, речь продолжает активно развиваться.
  7. Подростковый возраст и начало юности (от 13–14 до 17–18 лет)
    . У человека появляется стремление к самореализации, он начинает активнее участвовать в жизни общества, проявлять склонность к определенному виду деятельности, думать о будущем. Интересы становятся более выраженными.
  8. Акмеологический период развития (от 18 до 60 лет) — самый продуктивный и творческий период жизни. Человек обладает наиболее высоким качеством интеллектуальных, творческих, профессиональных и других навыков.
  9. Период геронтогенеза. Поздний период жизни человека (пожилой, старческий возраст, долгожители).

Психические свойства

В психологии к числу основных психических свойств личности относятся характер, темперамент, способности и направленность личности.

Характер — это совокупность индивидуальных, устойчивых и связанных между собой черт человека, которые определяют его поведение и отношение к окружающему миру в разных ситуациях.

Темперамент — это особенность человека, от которой зависит то, как стремительно и активно протекают различные процессы психики, насколько они стабильны и устойчивы.

Темперамент зависит от особенностей работы нервной системы и сочетания основных свойств нервных процессов. От темперамента зависят психологические особенности личности, а также быстрота и сила реакций, эмоциональность, впечатлительность и др.

Способности — это индивидуальные особенности человека, характеризующиеся его готовностью и стремлением к получению определенных навыков (способность к усвоению знаний, наблюдательность, организаторские навыки, способность влиять на людей, устанавливать деловые контакты и т. д.). Способности могут быть как физическими, так и ментальными.

Направленность — наиболее социальное психическое свойство человека, в котором выражаются его мировоззрение, интересы, цели, идеалы, убеждения, стремления и потребности.

Направленность включает в себя все особенности личности как единого целого. Это свойство определяет, что для человека является наиболее привлекательным и ценным, к чему он стремится, какие цели ставит, почему поступает именно так, а не иначе и т. д.

Насколько полезной была для вас статья?

У этой статьи пока нет оценок.

Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»

Поиск по содержимому

Коротко о нейропсихологии — Статьи

Нейропсихология — это наука о связи работы мозга и психики (от др.-греч. психе {, ψυχή } «дыхание, душа») человека. Психика состоит из психических явлений — психических процессов, состояний, психических свойств, поведения.

Само слово «психика» используется в обыденной жизни, в бытовом языке. Нередко можно услышать «человек с неустойчивой психикой», «ребенок с возбудимой психикой». Обычно так говорят о людях, поведение которых вызывает неодобрительную реакцию окружающих.

Однако не только поведение является частью психики. В психологии, говоря о понятии «психика», подразумевают сложную структуру, которая состоит из психических явлений — психических процессов, психических состояний, психических свойств и поведения.

  1. Психические процессы: познавательные — ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речь и т.д.; эмоциональные — активные и пассивные переживания; волевые — решение, исполнение, волевое усилие и т. д.
  2. Психические состояния, которые представляют из себя собственную активность личности, повышенную или пониженную. Можно перечислить такие состояния, как апатия, устойчивый интерес, творческий подъем, усталость.
  3. Психические свойства — темперамент, характер, способности.
  4. Поведение.

Человек — это биосоциальное существо, жизнь которого обусловлена биологическими и социальными факторами одновременно. При анализе психических явлений нейропсихология опирается на знания о работе разных мозговых зон, которые активны в любой момент нашей жизни. Каждый отдельный участок мозга играет в обеспечении психических явлений свою роль и отвечает за что-то свое, и это «свое» А.Р.Лурия, основоположник нейропсихологии, определил как «нейропсихологический фактор». В последние десятилетия цель нейропсихологии найти все эти факторы, описать все функции разных участков мозга, понять, как мозг обеспечивает психические функции.

На основе анализа клинических данных еще в 40-е годы XX века в России была разработана общая структурно-функциональная модель работы мозга. Эта модель предлагается для анализа наиболее общих закономерностей работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной деятельности. Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на 3 основных структурно-функциональных блока: I-й — энергетический — блок, или блок регуляции уровня активности мозга; II-й блок — приема, переработки и хранения информации; III-й блок — программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

Психические явления осуществляется при участии всех 3-х блоков мозга, вносящих свой вклад в их реализацию. Блоки мозга характеризуются определенными особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе их работы, и той ролью, которую они играют в осуществлении психических функций.

I ФБМ — энергетический блок (блок регуляции общей и избирательной активации мозга).

Функции: а) общая генерализованая активация — обеспечивает активность всей нервной системы человека и лежит в основе функциональных состояний человека — для разных видов деятельности нужны разные уровни активности. б) локальная активация — обеспечивает избирательные селективные изменения тех или иных структур мозга, которые в данный момент участвуют в деятельности человека (одни системы активированы, другие заторможены).

Функциональное значение первого блока в обеспечении психических функций состоит, прежде всего, в регуляции процессов активации, в обеспечении общего активационного фона, на которых осуществляются все психические функции, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психической Деятельности. Этот аспект работы первого блока имеет непосредственное отношение к процессам внимания — общего, неизбирательного и селективного, а также в сознании в целом.

Первый блок мозга непосредственно связан с процессами памяти, с запечатлением, хранением и переработкой информации. Он является непосредственным мозговым субстратом различных мотивационных и эмоциональных процессов и состояний. Первый блок мозга воспринимает и перерабатывает разную информацию о состояниях внутренней среды организма и регулирует эти состояния с помощью нейрогуморальных, биохимических механизмов.

Таким образом, первый блок мозга участвует в осуществлении любой психической Деятельности и особенно — в процессах внимания, памяти, регуляции эмоциональных состояний и сознания в целом. Роль его очень важна и он отдыхает только во сне. Если сон менее 6 часов, то возникают изменения в когнитивной функции. Но человек не замечает этого.

II ФБМ — блок приёма, переработки и хранения информации. Основной функцией 2 блока мозга является отображение и синтез той информации которая имеется перед человеком каждый момент времени. Он включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Работа этого блока обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки экстероцептивной, поступающей извне, информации, необходимой для осуществления всей психической деятельности человека.

Это операциональный уровень заложенных и приобретенных в течение жизни навыков и автоматизмов в любой сфере человеческого бытия: письма и речи, различных сенсомоторных паттернов (от сосания соски, еды ложкой, завязывания шнурков, пользования носовым платком и мытья посуды до игры на фортепиано и живописи), памяти, алгоритмов мышления.

III ФБМ — блок программирования, контроля и регуляции сложных форм психической деятельности. Этот блок анатомически связан с передними отделами коры больших полушарий, включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Лобные доли характеризуются большой сложностью строения и множеством двухсторонних связей с корковыми и подкорковыми структурами.

Это уровень произвольной саморегуляции, самостоятельного, активного программирования (соответственно — прогнозирования результатов) человеком протекания любого психического процесса и своего поведения в целом (на ближайшие 10 минут или на длительный отрезок времени). Построение им перспективных планов, целей, задач; выбор способов и условий их решения, упорядочивание и ранжирование этапов; контроль за их протеканием и реализацией, оперативное реагирование, определение ошибок и их своевременное исправление.

Очевидно, что способность и возможность качественного быстрого анализа поступающей многочисленной зрительной, акустической, логической, эмоциональной и другой информации (2-й ФБМ), а также возможности произвольной саморегуляции (3-й ФБМ) формируются у человека по мере взросления и зависят как от особенностей нервной системы, соматического статуса, наследственных факторов, так и от социального окружения.

Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А.Р. Лурией, имеет огромную практическую ценность. Это теоретическая модель, которая выросла и продолжает развиваться из данных практической работы с пациентами, взрослыми и детьми. Данные, получаемые клиническими психологами, последние годы значительно обогащаются результатами аппаратных исследовательских методик, таких как ЭЭГ, ПЭТ, МРТ. Нейропсихологическое обследование и последующий факторный анализ данных позволяет тонко и точно определить недостаточную сформированность или дефицитарность мозговых зон, обеспечивающих познавательные процессы и навыки памяти, восприятия, внимания, мышления, речи, письма и чтения, объяснить многие особенности поведения и эмоционального реагирования, мотиваций, установок и личных целей.

Нейропсихологическое обследование как часть диагностического обследования наиболее актуально для людей, находящихся на лечении у невропатолога, страдающих от последствия инсультов, черепно-мозговых травм и опухолей головного, мозга, для людей пожилого возраста и для детей, с целью подбора рекомендаций и методик реабилитации, коррекции и адекватных педагогических приемов.

Автор статьи: нейропсихолог
Петрина Татьяна Анатольевна

Что такое психика? — CecileRozuel.com

Перейти к содержимому

Психика

Психика определяется как совокупность наших сознательных и бессознательных переживаний и процессов. Другими словами, оно включает в себя все, что нас оживляет, все, что делает нас теми, кто мы есть. Психика часто отождествляется с душой человек, его уникальная сущность.

С точки зрения глубинной психологии, особенно юнговского анализа психики, эго является «центром» сознания, тогда как самость является «центром» всей психики. Образ, который мы представляем внешнему миру, называется персона , которая является проекцией того, как мы хотим, чтобы нас видели (обычно подчеркивая наши достоинства и скрывая наши недостатки). Через сознательное эго мы взаимодействуем с внешним миром и развиваем чувство нашей идентичности. Однако психика охватывает гораздо более широкую область бессознательного материала.

Часть бессознательного является личной ( личное бессознательное ), то есть он отражает наш собственный индивидуальный путь и историю — те воспоминания, которые мы хотели бы забыть, те желания, которые мы подавляем, те качества, которыми мы не можем заставить себя поверить в то, что обладаем ими. Когда в личной жизни возникает слишком много напряжения бессознательно, мы развиваем «комплексы».

Однако большая часть бессознательного является коллективной, то есть разделяемой всем человечеством. Юнг назвал «архетипами» содержание коллективное бессознательное и определил их как повторяющиеся мотивы и способы понимания окружающего нас мира. Архетипы являются изначальными носителями смысла и мощными источниками вдохновения и действия.

Слои психики (адаптировано из Rozuel, 2013)

«Я»

В обычном языке «я» обычно относится к тому, чем мы себя считаем, «я», которое думает и действует. Однако в глубинной психологии самость состоит из гораздо большего, чем это сознательное взаимодействие с миром, что является задачей эго. Напротив, «я» представляет собой все, чем мы являемся, а не только то, что мы думаем о себе или кем мы хотим быть.

В терминологии Юнга «я» — это архетип целостности и реальный двигатель нашей потребности расти, развиваться и расширять наше понимание самих себя. Эго — это важнейший сосуд, с помощью которого мы можем сознательно ориентироваться в мире; но самость — это безбрежный океан, который мы должны исследовать, чтобы понять, что такое жизнь и из чего мы на самом деле сделаны.

Когда мы говорим о самопонимании или самоисследовании, мы на самом деле имеем в виду понимание и исследование себя, а не просто эго, которое представляет лишь часть того, кто мы есть.

Внутренняя работа

Все мы обладаем богатой внутренней жизнью, которую юнгианский аналитик и писатель Роберт А. Джонсон описывает как «тайную жизнь, которую мы все ведем днем ​​и ночью в постоянном общении со своим невидимым, бессознательным, внутренним я». (1989, стр.9). К чувствовать себя уравновешенными и здоровыми в уме и теле, нам нужно дать пространство как внутренней жизни, так и внешней, сознательной, мирской жизни.

Когда эти две основные области могут гармонично сосуществовать, Джонсон объясняет, что «существует постоянный поток энергии и информации между двумя уровнями, поскольку они встречаются в измерении сна, видения, ритуала и воображения». Другими словами, мы открываем себя и свою жизнь потенциальным возможностям, о которых, возможно, даже не подозревали, объединяя полученные навыки и врожденные таланты для дальнейшего роста.

Внутренняя работа, таким образом, заключается в интуитивном исследовании скрытых уголков нашей внутренней жизни, ведущем к познанию того, что скрывается в тени, и интеграции этих скрытых драгоценных камней (непрозрачных или блестящих) внутри нашего сознательная жизнь. Хотя работа иногда может быть тяжелой, она также значительно обогащает нашу жизнь. К внутренней работе можно подходить разными способами, такими как психологический анализ, творческие или медитативные упражнения, телесные практики. (например, йога, тай-чи, цигун, работа с телом).

© 2023 CecileRozuel.com

Что такое психика? Карл Юнг

Карл Юнг и Психея

Психика – это совокупность человеческого разума. Это все, что сознательно, а также все, что бессознательно. Карл Юнг определяет психику с помощью следующих трех составляющих, каждая из которых дает свое собственное царство глубины и сложности, превосходящее предыдущее.

  • Сознательное
  • Личное бессознательное
  • Коллективное бессознательное

Что-то, что люди склонны неправильно понимать в анализе психики Юнга, заключается в том, что Юнг считал мир внутри (бессознательного) просто таким же реальным, как и мир без (сознания) . Подобно тому, как наши тела эволюционируют, чтобы существовать в природе, Юнг демонстрирует свою веру в то, что процесс, не столь непохожий, происходит и с нашей психикой. Наша психика тоже развивается.

Другими словами, Юнг считал, что бессознательное является таким же следствием эволюции, как и наша физическая природа. Это фундаментальное наблюдение, к которому нужно вернуться заранее, чтобы контекстуализировать теорию коллективного бессознательного Юнга.

Если тело эволюционировало, то почему не эволюционировала психика? Для Юнга это было очевидно.

«Большинство людей упускают из виду или кажутся неспособными понять тот факт, что я считаю психику реальной»

Карл Юнг

Сознание

Сознание — это поле осознания. Это осознание как себя, так и окружающего мира. Центральное место в этом осознании занимает эго.

Эго действует на сознание как своего рода привратник. Через ваш сознательный опыт постоянно поступает почти бесконечное количество информации. Эго фильтрует то, что можно сознательно вспомнить, и то, что остается в бессознательном.

Персона — это сознательная проекция вашей «личности», которую вы передаете миру.

Личное бессознательное

Личное бессознательное состоит из всех забытых событий и переживаний, которые вы пережили, которые были отфильтрованы в глубины эго.

Эти события, кажущиеся забытыми, на самом деле никогда не теряются. Им также удается оказывать влияние на нашу личность. Настроения и поведение не всегда являются сознательными решениями. Комплексы заполняют личное бессознательное и могут оказывать постоянное влияние на ваши мысли и поведение.

«Когда мы говорим, что у человека есть комплекс, мы имеем в виду, что он сильно занят чем-то, что едва может думать ни о чем другом. «Повесить трубку». Сильный комплекс легко замечается другими, но не всегда самим человеком».

Карл Юнг

Возьмем широко распространенный комплекс, комплекс неполноценности. По мере того, как человек переживает свое воспитание и броски социализации, человек часто чувствует чувство неполноценности, возлагаемое на него в детстве. Будь то сравнение с братом или сестрой, разочарование в отце или непризнание себя особенным, эти переживания могут подпитывать чувство неполноценности в личном подсознании.

Эти комплексы, учитывая силу их опыта, могут воздействовать на ваше поведение. Ваше личное подсознание, отфильтрованное эго от сознания, представляет собой беспорядочное поле влияния, которое в любой момент может помешать вашей благонамеренной персоне. Единственный способ привести в порядок личное подсознание и стать психологически зрелым — через столь же трудные, но тем не менее необходимые процессы индивидуации и интеграции тени.

Подробнее о личном бессознательном

Психологические травмы и состояния, такие как посттравматическое стрессовое расстройство, проявляются на уровне личного бессознательного.

Большая часть травм, которые мы, как люди, испытываем на протяжении всей жизни, редко проходит через фильтр эго и, следовательно, ускользает в неопрятное поле вашего разума.

Настроение, которое было у вашего отца, когда он возвращался домой с работы, едва ли воспринимается как полезная информация, когда это происходит каждый день, но когда это происходит каждый день, и эти воспоминания накапливаются в вашем личном бессознательном, уроки и поведение, которые вы усваиваете, как следствие, накапливаются. бессознательное только для того, чтобы однажды вернуться как невольное проявление вашего сознательного поведения.

Комплексы и широта опыта, существующего в нашем личном бессознательном, делают признание этого чрезвычайно трудным. Требуется уязвимость, чтобы признать, что мы не полностью контролируем свое сознательное поведение.

Коллективное Бессознательное

Это, на мой взгляд, самая интересная, а по мнению «академиков» самая смелая теория Карла Юнга. Теория коллективного бессознательного Юнга — это абсурдно увлекательная, амбициозная и глубокая попытка объяснить взаимосвязь человеческого опыта. Он колеблется между духовностью, судьбой и высшим смыслом.

Как следует из названия, коллективное бессознательное — это наша общая область бессознательного и наследственного человеческого опыта. Эти темы и импульсы так глубоко укоренились в нашей психике, что Юнг смог открыть эту теорию, только наблюдая сверхъестественное сходство снов между своими пациентами, универсальное совпадение определенных мотивов, а также универсальное сходство в сравнительной мифологии.

Юнг предполагает, что вместо всех комплексов, возникающих из-за личной травмы, он полагал, что в дополнение к личному бессознательному существуют комплексы, находящиеся дальше вниз, в психику. Именно здесь архетипы оказывают влияние на идеи Юнга.

Архетипы — психические структуры, общие для всех людей. Это предрасположенности, с которыми люди рождаются, чтобы думать, чувствовать, воспринимать и действовать по-разному. Наиболее известен в культуре миф о герое.

Открытие коллективного бессознательного абсолютно необходимо, если вы хотите стать психологически зрелым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *