Измененное состояние сознания — Психологос
01 января 2006 г., 06:30
Фильм «Наука о душе»
Изменённое состояние сознания (ИСС) — особое, непривычное для человека состояние его сознания, замечаемое им и окружающими.
Алкогольное опьянение — типичное ИСС.
Нормальными состояниями сознания считают бодрствование, сновидения и глубокий сон. А вот гипноз и транс иногда относят к естественным, нормальным состояниям сознания, но чаще — к ИСС.
По В.А. Петровскому, ИСС отличается от ясного сознания тем, что в ней невозможна четкая саморефлексии, «след в след» сопровождающей действия человека и динамику его психических состояний. В ясном сознании человек может «вернуться назад» в своей саморефлексии, и вновь пройти пройденное, а в ИСС это невозможно. В ИСС рефлексия и саморефлексия необратимы, то есть человек не может «вернуться в прошлое», с тем, чтобы пройти путь заново.
В ИСС человек ощущает себя «совсем другим»: иногда это радует, как возможность самообновления, иногда ужасает (страх потерять себя), некоторым это просто по-приколу.
Кратковременные переживания ИСС являются характерным свойством сознания и психики здоровых людей. Изменённые состояния могут вызываться совершенно различными триггерами и могут иметь, а могут и не иметь отношение к патологии.
Чаще всего для достижения ИСС использую химию: этиловый спирт, марихуану и другие наркотики. Частые и повторяющиеся ИСС без употребления наркотиков обычно относят уже к области психиатрии, однако многочасовые коллективные танцы дикарей под руководством шамана, групповые сексуальные оргии, потеря ощущения боли во время яростного боя — примеры ИСС, где нет наркотиков и люди в принципе психически здоровы.
Нужны ли людям измененные состояния сознания?
Когда это форма транса, с помощью которой лечат психосоматику — использование ИСС понятно и оправдано. Когда это форма развлечения для мистически ориентированных людей1, это кажется опасной глупостью. Любители ИСС чаще используют сильное влияние на тело: лишение себя сна, экстрим, холотропное дыхание, во время которого происходит кислородное отравление мозга…
Нужно ли вам это и зачем — подумайте сами, пока находитесь в нормальном, а не измененном состоянии сознания.
1 Мистики об измененном состоянии сознания
«В состоянии изменённого сознания человек погружается в миры, неподвластные обычному состоянию сознания. Многие писатели и исследователи отмечали, что вся существующая реальность не ограничивается лишь тем, что мы можем увидеть, услышать и почувствовать в нашем обычном состоянии сознания.
Обычное бодpствующее сознание — очень полезное и в большинстве случаев не допускающее исключений состояние pазума; но это никоим обpазом не единственная фоpма сознания, и не во всех обстоятельствах она является наилучшей. Поскольку мистик пpевосходит свое обычное «Я» и свой обычный pежим осознавания, он способен pасшиpять свое видение, глубже вглядываться в непостижимое чудо существования.
Мистический опыт ценен вдвойне; он ценен, поскольку дает пеpеживающему его лучшее понимание самого себя и миpа, и поскольку может помочь ему вести менее замкнутую на себя и более твоpческую жизнь.
… наше обычное бодрствующее сознание… — это всего лишь одна частная разновидность сознания, тогда как везде вокруг нас за тончайшей завесой находятся потенциальные возможности сознания всецело иного… достаточно лишь приложить усилия, и мы почувствуем, что они рядом… Ни одно описание Вселенной в её целостности не может быть окончательным, если оно не принимает во внимание эти другие формы сознания. Всё зависит от того, как их рассматривать, — ибо они не являются продолжением обычного сознания. Они расширяют спектр восприятия, хотя и не дают готовых описаний; они открывают новые пространства, но не предлагают их карты.» (взято с true-lie.nm.ru)
- Автор Н.И. Козлов
- Измененные состояния сознания
Димитрий, 18 марта 2015 г., 11:44
А почему именно это состояние называют нормальным?!
1
ответ
Гость, 18 апреля 2017 г. , 20:45
Потому что в этом состоянии человек наиболее управляем.
Н.И. Козлов, 18 марта 2015 г., 14:11
В силу того, что в нормальном состоянии сознания возможна продуктивная деятельность и взаимопонимание между людьми, а в измененном состоянии это невозможно. Проверить это легко: если вы руководитель, введите своих сотрудников в ИСС и попробуйте провести хотя бы одно совещание, где обсуждаются сложные вопросы.
Александр, 16 июля 2015 г., 01:33
Есть совершенно безобидные и зачастую полезные для здорового человека способы ощутить ИСС. Например, эксперименты с инвертоскопом (изменение динамики образующих сознания) погружают человека с совершенно новое пространство ощущений, а при адаптации к этому пространству получаются ярко выраженные тренировочные эффекты.
Гость, 13 ноября 2017 г., 07:44
У меня исчезло чувство слитности с миром, я ощущаю себя в какой-то пустоте, оторванно от всего… Я нахожусь как в оболочке, отделилась от людей, вижу их как в телевизоре, меня не касается то, что они делают.
1
ответ
Гость, 17 мая 2018 г., 08:07
Как полет? Связи с миром наросли?
1
ответ
Гость, 29 февраля 2020 г., 11:10
Инопришеленцы похитили.
1
ответ
Гость, 29 февраля 2020 г., 20:05
Как правило, это первый признак шизофрении. Рекомендую провериться у врача.
Зона когнитивной уязвимости. «В мире науки» №6, 2020
Современный западный человек приходит к необходимости
овладения различными навыками и техниками для управления не
только своими эмоциями, но и мыслями или — даже еще
шире — сознанием. Особенно это стало актуально во время
пандемии, когда многие люди оказались в условиях длительной
изоляции.
— Юрий Аркадьевич, вы специалист в области изучения так называемых измененных состояний сознания (ИСС). Как их можно определить? Испытывает ли такие состояния каждый человек в своей жизни?
— На второй вопрос сразу отвечу: да. Более того, каждый из нас
пребывает в измененных состояниях сознания чаще, чем
это можно предположить. Единого устоявшегося определения
для ИСС нет, существуют десятки различных формулировок.
Но мне ближе классическое определение конца 1960-х гг.,
когда на Западе велись интенсивные исследования медитации,
трансовых психотехник, психоактивных препаратов и был
отмечен максимальный всплеск интереса к этой теме.
— Какие это критерии?
— Главные признаки ИСС — изменения мышления, субъективного
течения времени, эмоционального состояния, схемы
или осознания себя в этой реальности.
Например, человек, находящийся в измененном состоянии сознания, может совершенно по-другому ощущать течение времени — ему будет казаться, что прошел час или более, а на самом деле состояние длилось пять минут.

ИСС, повторюсь, переживает в своей жизни каждый, это нормальное свойство сознания и психики здоровых людей и может быть вызвано совершенно различными триггерами. Например, сон — одна из главных потребностей человека — это ни что иное, как измененное состояние сознания. Кратковременные «мягкие» ИСС могут возникать во время прослушивания
музыки, увлекательного чтения, игры, при экстремальных физиологических состояниях, например во время марафонского
бега, нормальных родов, в экстремальных психологических ситуациях. Но бывают и искусственно вызванные ИСС, индуцированные различными обрядами, ритуалами, психоактивными препаратами, гипнозом и другими психотерапевтическими техниками.
Кстати, один из характерных критериев ИСС — легкая гипервентиляция: человек сам непроизвольно переходит на ритм
дыхания в виде синусоиды.

представляет собой непрерывную синусоиду. В отличие от нашего обычного прерывистого дыхания (вдох-выдох с небольшими интервалами), у испытуемых, находившихся в состоянии «мягких» ИСС, оно упорядочивается, ритм становится более правильным, возникает легкая гипервентиляция и регистрируются потери углекислого газа. В физиологии это называется «алкалоз».
— Испытывали ли люди, находясь в изоляции во время карантина, измененные состояния сознания? Не меняется ли восприятие времени у человека в замкнутом пространстве? Вообще, какие ограничения на восприятие мира или психику накладывает это замкнутое пространство, если человек находится, например, в квартире?
— Безусловно, эти факторы влияют. Здесь есть, наверное,
элементы монотонии, которые мы можем наблюдать в наших
экспериментах с длительной изоляцией. Состояние монотонии
возникает у людей, которые длительное время ведут машину, у
операторов, управляющих сложными техническими системами. Монотония по проявлениям чем-то похожа на утомление, но с
тем отличием, что она тут же переходит в обычное
оптимальное функциональное состояние, если, предположим,
появляется значимый сенсорный стимул. Безусловно,
изменяется восприятие течения времени. Когда человек меняет
обстановку каждый день — то он дома, то в транспорте, то на
работе, — время течет по-иному. А здесь все протекает в одном и
том же месте, сенсорная стимуляция в значительной степени
ограничена. Само это слово «монотония», то есть
монотонность, означает то, что ничего вроде бы не
происходит, все однообразно, течение времени замедляется. А
потом, когда человек пытается вспомнить, как же он
провел неделю или месяц, все сливается в один «серый»
день, потому что нет «узелков» для памяти, чтобы
восстановить ход событий.
— Получается, что субъективно время течет для него быстрее?
— В ежеминутном, ежедневном режиме время течет медленнее, а
ретроспективно — быстрее. Вот такой парадокс.
— Какие опасности подстерегают в подобной ситуации психику неподготовленного человека, который не занимается какими-либо медитативными техниками, интроспективными компенсирующими упражнениями, не пишет книг?
— Здесь можно перефразировать слова, с которых начинается
роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина»: все счастливы
одинаково и несчастны по-разному. У тех людей,
чьи условия для изоляции были более или менее комфортными,
не появилось никаких особых опасностей или отклонений.
Если же человек находился в очень стесненных условиях:
с «ненавистными» родственниками, в слишком ограниченном
пространстве, испытывал серьезные материальные проблемы, в этом
случае он оказывается в зоне повышенного
психологического риска, который определяет как
тяжесть восприятия самой самоизоляции, так и
ее последствия. Подобные люди склонны к несоблюдению режима,
они стараются любым путем нарушить самоизоляцию, несмотря на то
что осознают ее необходимость. Некоторые даже приходят к
мысли, что лучше ужасный конец, чем «ужас без конца». И
именно среди этой группы наиболее вероятны отрицательные
последствия, которые потребуют коррекции с помощью психолога или
психотерапевта после окончания карантина.
— А какие могут быть последствия?
— Есть люди, у которых в течение долгого времени, даже когда
уровень опасности заразиться станет допустимо минимальным,
останутся фобии, которые будут препятствовать их нормальному
возвращению в социум. Обычно после длительного отпуска у любого
психически здорового человека работоспособность
восстанавливается в течение одной недели. Сложные навыки,
конечно, требуют несколько большего времени, но в основном
примерно через неделю все должно восстановиться: и социальные
контакты, и обычный уровень работоспособности. В случае если
самоизоляция протекала в стесненных, некомфортных условиях, этот
период может затянуться, возникнут невротические проявления,
которые потребуют коррекции. Сейчас по интернету бродит шутка о
том, что после самоизоляции в норму придут те, кто был нормальным
до этого. То есть если у психики человека имелся значительный
запас прочности до этой ситуации, то она пройдет с минимальными
последствиями. А если у него уже были какие-то проблемы и этого
запаса прочности нет, то ему, скорее всего, потребуется
психокоррекция.
— Вы сказали о фобиях. Они связаны с тем, что люди будут бояться заразиться вирусом и после окончания острой ситуации, или фобии могут находить какие-то другие проявления?
— Основная фобия, видимо, будет связана с опасностью заражения. Даже если к осени-зиме появится надежная вакцина, у определенного процента людей этот страх, который, в общем-то, был оправданным и служил для защиты во время пандемии, останется. Но, безусловно, какието другие фобии тоже будут встречаться в большем количестве, так как была продолжительная психотравмирующая ситуация, связанная с реальной опасностью для жизни, которая подточила резервы психики. Но, повторяю, у каждого — своя зона уязвимости.
— Некоторые психиатры считают, что нынешняя ситуация в США тоже
связана с предшествующим карантином. Возможна ли такая
психическая реакция, когда люди выходят на улицы, появляется
агрессия?
— Здесь два момента. Первый: когда люди находятся в изоляции, у
них меньше непосредственных социальных контактов, во время
которых они проверяют свои точки зрения, взгляды, и из-за этого у
них повышается уровень внушаемости. Объем информации ограничен,
остаются социальные сети и СМИ, а непосредственно контакты с
людьми, обмен мнениями и возможность верификации своих взглядов
уменьшаются. В такой ситуации при поступлении фейковой информации
реакция будет несколько другая, с меньшей критичностью, чем в
обычное время. Плюс ситуация непосредственной угрозы для жизни
тоже дает импульсы к агрессии. Добавлю, что результаты,
полученные сотрудниками нашего института во время экспериментов с
длительной изоляцией, говорят о том, что у человека снижается
уровень критичности восприятия информации, которую он получает
уже после восстановления социальных контактов, значительно
повышается внушаемость, и такой человек может стать гораздо более
привлекательным объектом для манипулирования.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее об экспериментах, которые проводятся в вашем институте. Что вы наблюдали у космонавтов или у добровольцев во время и после длительной изоляции? С помощью каких тестов изучаются подобные состояния?
— Если взять эксперимент «Марс-500», который длился 520 дней и
был самым длительным экспериментом с изоляцией, получившим диплом
от Книги рекордов Гиннесса, то мы использовали более 100
различных тестов — физиологических, психофизиологических,
психологических, биохимических, с применением десятков различных
опросников по ходу самого эксперимента, проведением детальных
энцефалографических исследований. И большая часть этих тестов,
методов отслеживали состояние не только во время, но и после
окончания эксперимента. Для меня наиболее интересными были методы
исследования подсознания, того, что скрыто от внешнего
наблюдателя, но что реально управляет поступками человека. У
каждого есть такая зона когнитивной уязвимости, и у каждого она
разная и определяется ранним детством, психическими травмами,
другими событиями жизни. Знание этих зон позволяет оценить
стрессоустойчивость, прогнозировать, как человек поведет
себя в ситуации значимого воздействия. Исследования во время
изоляции и после ее окончания позволили определить именно
изменения внушаемости, готовности к манипуляциям, усиление
интереса к приему психоактивных веществ, алкоголя. Было показано,
что после длительной изоляции можно ожидать появления у человека
каких-то зависимостей. Естественно, наши добровольцы — участники
экспериментов проходили строгий отбор, в том числе
психологический, но у обычных людей риски возникновения
алкогольных либо наркотических аддикций будут возрастать. И к
этому тоже надо быть готовым.
— Какие методы вы применяете для изучения подсознания человека?
— Это целый комплекс психофизиологических методик. Например, во
время регистрации ЭЭГ (записи электроэнцефалограммы) можно
синхронно предъявлять на экране компьютера в подпороговом режиме
изображения либо слова. «Подпорогово» означает, что это
скрывается под некой маской: во время обследования сам человек
(его сознание) не видит тестирующую информацию. Если спросить,
что он видел на экране после теста, он скажет, что видел именно
«маску». Но под ней, в перерывах между сменой кадров, скрывается
тестирующая информация, которая относится к проявлениям
субъективного опыта, к таким наиболее значимым моментам, как
страх смерти, отношение к деньгам, сексу — основным реперным
точкам, вызывающим наибольшее количество проблем в жизни. При
анализе записи ЭЭГ мы видим, какая зона мозга и каким образом
отреагировала на ту или иную информацию, и это либо логическая,
либо эмоционально окрашенная оценка, акцентуация или вытеснение.
Меняя различные стимулы в зависимости от целей исследования,
можно определить основные зоны когнитивной уязвимости у каждого
человека, увидеть истинную картину без той фильтровки, которую
проводит сознание: ведь все мы хотим казаться лучше, чем есть на
самом деле. Метафорически это метод можно обозначить как
«детектор истины», то есть можно показать обследуемому то, чего
он сам о себе может не знать, но что управляет им в ряде
ситуаций.
— Были ли среди этих испытуемых либо среди участников длительных космических полетов люди с «чистой картиной», которые, скажем так, подсознательно чисты?
— Мы как раз и старались отбирать людей с минимальным количеством
таких зон когнитивной уязвимости. У каждого есть свои слабые
места психики, но уже не в значимых и не опасных для
профессиональной деятельности и целей эксперимента областях. Как
известно из психоанализа, годы психоаналитической работы ведут к
исцелению травм, которые человек получает в детстве и на которые
родители часто не обращают внимания: это страхи и фобии, а для
кого-то даже детская песенка про «серенького волчка» может стать
психотравмирующим стимулом на всю взрослую жизнь. В реальности
таких примеров очень много, и по мере взросления компенсаторные
свойства психики их блокируют, но в подсознании они
остаются. Можно использовать сравнение с заглушенным ядерным
реактором: в глубине бессознательного «варятся» проблемы, и когда
накапливается критическая масса зон когнитивной уязвимости, это
проявляется в поведении, возникновении неоправданных страхов,
снижении стрессоустойчивости или в чем-то еще.
— А какие долгосрочные проблемы обнаруживались у участников длительных экспериментов по изоляции?
— Основное, чего мы старались избежать, — это конфликтная
напряженность. Понятно, что в условиях автономного существования,
скученности, вынужденных контактов в ходе экспериментов (и это
бывает, наверное, во всех подобных ситуациях, например на
полярных станциях, на борту МКС) зреют конфликты, которые, если
получают выход, могут угрожать успешности миссии. В принципе,
такого никогда в истории космонавтики не возникало, но
предпосылки были. И задача Центра управления полетами — тех
специалистов, которые оказывают психологическую поддержку, —
канализировать и выводить эти конфликты наружу, за пределы
станции. Например, космонавты на борту МКС довольно часто
срываются на специалистов ЦУП: какие-то эксперименты не
подготовлены, связь проходит не так. И специалисты понимают, что
это направлено не на них, что это вывод внутренней конфликтной
напряженности, и принимают удар на себя. Наверное, здесь можно
провести аналогию с нашей изоляцией: проблемы, которые есть
внутри семьи, канализируются наружу, на «центр управления
самоизоляцией».
— Какие техники применяются для участников космических экспериментов по длительной изоляции — «Марс-500», «Сириус»?
— В первую очередь, повторю, все проходят предварительный
психологический отбор. После этого отобранная группа участвует в
различных тренингах. Например, тренинг командообразования: наши
испытатели, как и настоящие космонавты, должны организовать свое
выживание в зимнем лесу, где была имитация аварийной посадки с
помощью парашюта, с несколькими банками консервов, небольшим
количеством спичек и минимумом теплой одежды. В подобной ситуации
сразу спадают социальные маски и обнажается истинная сущность
человека, возникает совместная работа по притирке друг к другу,
происходит некая групповая динамика. Люди легче расшифровывают
невербальные сигналы коллег и более четко прогнозируют, чего
ждать от своего товарища в острой ситуации. Это всегда делается
перед реальными полетами. Особенно в начале освоения космоса,
когда была реальная угроза, что корабль приземлится в нерасчетной
точке. Сейчас такая ситуация маловероятна: при спуске по
баллистической орбите гораздо проще найти спускаемый аппарат, чем
это было в те годы. Тем не менее это очень эффективно для
проверки слаженности будущего экипажа. Поэтому мы используем
подобную психологическую подготовку. Во время полета —
моделируемого или реального — работает группа психологической
поддержки, которая поставляет новости, организует связь с
семьями, предоставляет контент по индивидуальному выбору. Перед
экспериментом или полетом участники выбирают книги или фильмы, но
через какое-то время оказывается, что почти все отобранное им в
космосе уже не интересно, и возникают другие запросы, на которые
нужно оперативно реагировать.
— А вы сами проводите сеансы психологической поддержки?
— Группа сотрудников нашего отдела работает в ЦУП и каждый день
находится на связи с экипажем. Раз в неделю проводятся приватные
психологические сеансы, когда по закрытому каналу космонавты
могут выйти на психолога и обсудить какие-то вопросы, связаться с
близкими. Всего в нашем отделе четыре лаборатории, которые решают
разные задачи. Одна занимается психологией малых групп,
изоляционными экспериментами, в частности экспериментами
«Марс-500», «Сириус» и пр. Другая направлена как раз на
психологическую поддержку, отбор космонавтов и испытателей,
участвующих в изоляционных экспериментах. В ЦУП работают
психоневрологи — специалисты по информации с борта, которые
прогнозируют возможность дальнейшего продолжения полета,
выясняют, нет ли там каких-либо психоневрологических проблем.
Работает также группа биоритмологов, которая контролирует
нагрузку на экипаж. Допустим, среди ночи нужно разгружать
транспортный корабль, и в этом случае необходимо заранее лечь
спать, а после этого дать космонавту отдых, снизить нагрузку,
следить, чтобы она не была чрезмерной.
Именно биоритмологи
выносят заключение о режиме труда и отдыха.
— Вы упомянули службу психологической поддержки, но наши граждане в большинстве своем в повседневной жизни этого лишены. Как же выйти из карантина с наименьшими психологическими потерями? Что сделать, чтобы эти последствия минимизировать?
— Здесь я хотел бы еще раз вернуться к цитате из романа Л.Н.
Толстого. Если у человека все хорошо, то, наверное, никакие
особые рекомендации ему не нужны. Через несколько дней, возможно,
неделю-другую после возвращения к нормальной, привычной жизни он
восстановит и социальные контакты, и свое психическое
состояние. Только, может быть, стоит делать это постепенно,
а не резко всем выбежать на улицы и начать радоваться свободе. В
то же время если были какие-то проблемы, связанные с выраженным
семейным дискомфортом, обострившиеся во время карантина,
возможно, стоит взять тайм-аут и подождать, когда горячая фаза
закончится, и уже с холодным рассудком либо подтвердить это
решение, либо отыграть назад отрицательные эмоции, которые кипели
во время самоизоляции. Конечно, лучше всего прийти на сеанс к
психологу, но это не всем доступно по разным причинам, в том
числе финансовым. Но кол-центры оказывают реальную помощь. Если
же возникают фобии, когда человек боится выйти на улицу, считая,
что опасность ждет его уже за дверью квартиры, то рекомендуется
использовать метод постепенных шагов: выходить вначале в
ближайший магазин, потом — чуть дальше, потом — на прогулку в
парк и т.д. К сожалению, довольно трудно будет тем, у кого
родственники или близкие тяжело перенесли заболевание вирусом или
погибли. Без помощи психолога, психотерапевта не обойтись, и
здесь, наверное, будет тяжелая ситуация выхода. В каких-то
случаях понадобятся различные техники борьбы со страхами,
релаксации, возможно, легкие седативные препараты, которые можно
купить в свободном доступе в аптеке, чтобы погасить излишний
эмоциональный фон.
— Как здесь могут помочь исследования измененных состояний сознания? Можно ли использовать эти состояния во благо?
— Безусловно, но опять-таки под контролем специалистов. Сейчас
очень много подходов, которые используют, например, биообратную
связь. И здесь как раз, наверное, точка приложения с наиболее
интересным практическим выходом. Был в начале 1990-х гг. такой
известный фильм «Газонокосильщик». Там из героя —
газонокосильщика с ограниченными умственными возможностями —
некий исследователь создал супермена с помощью биообратной связи.
Визуализируя ЭЭГ и объясняя человеку, каким образом он должен
менять ритмы мозга, в каком отделе, предъявляя ему конкретную
задачу на экране компьютера, можно добиться заданного результата,
причем гораздо быстрее, нежели используя психотерапевтические
техники. В целом методы, которые индуцируют ИСС, могут быть двух
видов. Первый — максимально изолировать человека от всех
сенсорных воздействий, например поместить в темную комнату, где
тихо и нет никаких визуальных и слуховых раздражителей, или
применить флоатинг (погружение в солевой раствор, где происходит
максимальное расслабление всех мышц, нет никаких звуков и т.
д).
Второй — наоборот, максимальная загрузка всех сенсорных каналов.
Это трансовые танцы, громкая музыка, экстатические техники.
Например, у суфиев это танец с вращением. Здесь тоже возникает
ИСС, но уже от перегрузки сенсорных каналов. Какие-то техники
можно комбинировать, чтобы с помощью относительно легких
воздействий вызывать довольно глубокие ИСС. Например, если к
состоянию глубокого расслабления добавить аудиовизуальные
стимулы.
— Играют ли какую-то роль в этом спектре реабилитационных методов медитативные техники?
— Безусловно. Но желательно, чтобы этот очень эффективный прием
уже был освоен человеком до карантина или другой стрессовой
ситуации. Если подобные методы отработаны, с их помощью можно
легко корректировать негативные состояния, которые возникают при
самоизоляции, выходе из нее. Те, у кого этого методического
запаса нет, безусловно, могли освоить их по ходу, если возникла
потребность. Техники медитации, направленные на релаксацию,
снятие стрессорного напряжения, безусловно, будут полезны и
помогут быстрее вернуться к обычному рабочему состоянию. Медитация — не что иное, как мягкое измененное состояние
сознания. Здесь присутствуют все критерии: изменение чувства
течения времени, схемы тела, восприятия себя, порога внушаемости.
Сравним, например, три варианта измененного состояния
сознания: медитацию, воздействие таких психоактивных препаратов,
как инертные газы, и холотропное (учащенное) дыхание. В первом
случае будут характерны плавный вход, относительно неглубокое
состояние и быстрый выход: как только человек отвлекается или
решает выйти из медитации, он возвращается в нормальное, обычное
состояние сознания. С психоактивными препаратами обычно уже
довольно глубокое ИСС, длительность которого определяется
фармакодинамикой: пока препарат в крови, пока он не разрушается
ферментными системами, это состояние продолжается. Если
рассматривать холотропное дыхание, то здесь мы тоже наблюдаем
довольно быстрый вход и глубокое погружение; сеанс холотропного
дыхания может вызвать интенсивные трансперсональные переживания.
Этот процесс, согласно результатам наших исследований, не может
поддерживаться более полутора-двух часов. Если человек продолжает
интенсивно дышать дольше, он автоматически выходит в нормальное
состояние сознания, так как начинают работать системы организма,
компенсирующие алкалоз. Итак, график по глубине и скорости входа
у всех техник будет разный, но наиболее плавным он будет как раз
при медитации.
— Сейчас много пишут и говорят о важности и пользе медитативных техник. Далай-лама призывает включать уроки медитации в программы обучения школьников (это уже делается в Индии и некоторых западных странах). Он считает, что современные люди не уделяют внимания «психической гигиене», «гигиене ума» и в результате не могут совладать с негативными мыслями и разрушающими эмоциями в повседневной жизни. Вы согласны с этим?
— Полностью согласен. Приведу следующую аналогию из близкой мне
области — космической медицины. Когда стали готовиться к первым
длительным космическим полетам, возникла проблема гиподинамии: в
невесомости происходит быстрая потеря мышечной, костной ткани,
возникает множество других проблем. После возвращения из
длительного полета на Землю космонавт уже не мог стоять, то есть
он дезадаптировался к гравитации. Наши сотрудники разработали
специальный комплекс упражнений, космонавты каждый день их
выполняют в полете и при возвращении на Землю чувствуют себя
относительно нормально. У современного западного человека
развилась своеобразная «психическая гиподинамия»: он живет в
комфортных условиях, у подавляющего большинства все есть для
безопасной жизни, и в результате возникает масса невротических
потребностей, на которых человек зацикливается, особенно если у
него есть доступ к каким-то гламурным безделушкам, развлечениям,
чему-то еще. И эта психическая гиподинамия привела к тому, что, с
одной стороны, люди не могут справляться со стрессами,
отрицательными эмоциями, а с другой — стремятся к острым
ощущениям, и хорошо еще, если это экстремальные виды спорта,
путешествия, но часто это саморазрушающее поведение: наркотики,
игромания и другие вредные привычки.
Медитативные практики —
прекрасное средство от «психической гиподинамии». Они не только
могут компенсировать, деформировать реакции гнева, но и в ряде
случаев, особенно если используется так называемая аналитическая
медитация, помогают разобраться в конфликте, жизненных
отношениях, выбрать правильную стратегию поведения, найти
решение, выход из казавшейся безвыходной ситуации на каком-то
другом, не видимом из обычного состояния сознания уровне. Такой
ментальный фитнес с помощью медитативных техник подобен обычному
физическому фитнесу для человека с неразвитой мускулатурой и ему
просто необходим.
Беседовала Елена Кокурина
какие опасности таит в себе мировая цифровизация
Источник: sb.by
За последний год Беларусь пережила серьезные потрясения: общество пытались расколоть, экономику — либерализировать и подстроить под западные лекала, а социальную сферу ликвидировать, навесив на нее ярлык осколка коммунизма. Конечно, страна не во всем была готова к такому массированному деструктивному наступлению. Но выстояла.
Вместе с тем нельзя надеяться, что худшее в прошлом и оно уже никогда не вернется. В мире появились новейшие технологии, которые могут быть задействованы в самый неподходящий момент для поворота конструктивных тенденций в разрушительное русло. Эти технологии надо знать, часто они невидимы или скрыты под личиной благожелательности. Попытаемся посмотреть на генезис этих технологий изнутри.
Радикальный виток
Мир вступил в эпоху радикальных изменений технологий. То, что еще недавно казалось фантастикой, быстро превращается в инновации и становится реальным и распространенным явлением. Достаточно вспомнить появление компьютеров, интернета, смартфонов, которое произошло в течение одного поколения. И то же самое, надо надеяться, будет происходить в будущем с появлением новых технологий, которые в сумме сформируют четвертую промышленную революцию, именуемую «Индустрия 4.0».
Все это призвано вывести человечество на новый виток развития, с которым связывается огромный прогресс. Например, находясь на месте, человек одновременно может созерцать весь мир и являться соучастником как глобальных, так и локальных явлений. Не выходя из дома можно обеспечить присутствие в трудовом коллективе, заказать необходимые материальные блага, оплатить счета… Это, бесспорно, преимущество новой промышленной революции, без которого уже невозможно представить полноценную жизнь современного человека.
Но это только видимая часть «Индустрии 4.0», которая становится весьма желанной. Однако есть и другая сторона этого «вселенского чуда», которая является или невидимой, или ей пока не придается должного значения. И эта сторона далека от позитива.
Глубина всеобъемлющей трансформации человеческого общества в связи со сквозной информатизацией и цифровизацией беспрецедентна. Сменилась сама суть развития: вместо изменения окружающего мира и освоения природных богатств стала наблюдаться трансформация самого сознания человека и его восприятия реального мира.
Эта революция не имеет аналогов за всю историю существования человечества, поскольку происходит не эволюционно, а одномоментно. Информационные технологии принуждают человека делать то, к чему он не приспособлен ни физиологически, ни технологически и социально.
Личина новой личности
Надо подчеркнуть, что прежде всего меняется личность самого человека. Находясь под давлением бесконечного информационного пространства, личность становится доверчивой, пластичной, внушаемой, неспособной на самостоятельное долгосрочное целеполагание и сконцентрированное собственное поведение.
Системное знание и сознание переходят в «кликовое», что выражается в необходимости немедленной реакции на разрозненные и часто совершенно не связанные виртуальные раздражители ради получения сиюминутных эмоций, а не мыслительного или трудового результата. Кстати, суть новейшего информационного воздействия — приковать внимание личности к различного рода случайной информации. Вместе с тем эта информация только кажется случайной, а на самом деле подается с глубоким знанием воздействия на психологию и эмоции.
Чтобы удержать внимание, соцсети помещают человека в своеобразный кокон комфорта и удовольствия, лишая его самостоятельности принятия решения и мотивации для развития. Индивид перестает совершенствоваться, а общество приобретает алгоритмизированное поведение, что уже характеризуется как переход на новый уровень коллективного сознания.
Трансформация личности и переструктуризация общества, схожая с его атомизацией (в физике это совокупность атомов и их определенная структуризация для образования какой-то конкретной субстанции), сопровождается формированием «глобальных трансграничных сообществ», создающихся поверх государственных образований на основе специфических моделей поведения. Информационный бизнес позиционирует эти модели как новые рынки, размывая традиционные общества и государства, настраивая против них своих потребителей.
Наряду с атомизацией общества наблюдается падение его образовательного и научного уровней. Зависимому от социальных сетей человеку уже не требуются широкие общеобразовательные и научные знания, ему вполне достаточно того, что преподносят гаджеты. Происходит наглядная примитивизация мышления и поведения, укладывающаяся в алгоритмы захвата умов социальными сетями. Знания, научные упражнения остаются достоянием избранных, что грозит их изоляционизмом. То есть новая промышленная революция и индустриализация, к которой человечество шло долгие столетия, может стать причиной его же краха.
Уже целое поколение не демонстрирует адаптации к используемым им новым информационным технологиям. Информационные системы, наряду с созданием максимальных условий индивидуализации и комфортности, подавляют человека как личность, обедняют его сознание и кругозор, ставят в подчиненное состояние.
Нарастает всеобщий кризис, вызванный самопрограммированием и лавинообразным развитием информационных систем, их уходом от реальности и, что наиболее опасно, интенсивной трансформацией сознания интернет-зависимых людей по сравнению с сознанием образованного общества. И цена этой опасности может качественно возрасти до необратимых масштабов и особенно, например, при переходе от BIGDATA к SMARTDATA (структурированным базам данных). Так, структурирование на основе ошибочного алгоритма или призрачной гипотезы неизбежно приведет к ложному результату.
Интеллект и валюта
Можно спросить: а какова же в этой системе роль искусственного интеллекта? Искусственный интеллект — это симбиоз способного к творчеству человека и созданного им программного обеспечения для выработки различных матриц и алгоритмов, которыми насыщены компьютеры. Но рост мощности компьютеров способен распространить формальную логику с алгоритмизацией и на сферу творческого мышления, что сильно сужает пространство человеческой творческой деятельности. А биологизация искусственного интеллекта сделает нас практически равными с машинами в конкуренции за возможности творчества в различных сферах.
В результате создатели и регуляторы соцсетей из вспомогательных и подчиненных становятся равнозначными «хозяевами» поведения пользователей. Они начинают напрямую, а не косвенно владеть людьми, их мнениями и эмоциями. Это создает своеобразный конфликт между государством и обществом, а также атомарным обществом (обществом, состоящим, как атомы, из отдельных индивидов).
Данный конфликт в каждой стране станет дополняться главным конфликтом современности: между глобальными и региональными (местными) структурами, иными словами — между глобальным информационным бизнесом и национальными государствами. Вероятным является обострение движения, ставящего цель вернуть национальные государства из-под влияния глобального бизнеса своим народам. Этот процесс сейчас активно наблюдается в Китае, который выстраивает свою национальную систему интернета. Она, кстати, уже превосходит по мощности, скорости и функциям американскую, уходит из-под влияния глобальной (читай — разрушительной) системы.
А каково значение в глобальном информационном бизнесе криптовалют? Криптовалюты нужны тем, кто сильнее национальных государств. Они генерируются глобальным информационным бизнесом, который уже не зависит от политики и стратегии национальных правительств.
Криптовалюты как финансовое обеспечение глобального бизнеса появились на противоречии глобальных функций доллара, не способного в последние годы стабилизировать мировую экономику. Доллар стал нетерпимым для глобального информационного бизнеса и прекращает выполнять функции мировой валюты. В этой связи потребность в финансовом обеспечении бизнеса начинает удовлетворяться иным путем — глобальной по своей природе криптовалютой.
Симптоматично, что в отличие от обычных валют, построенных на доверии к эмитирующим их государствам, криптовалюты, напротив, держатся на недоверии к ведущим государствам, проявляющим свою несостоятельность в решении глобальных проблем стабилизации общества и экономики. Поэтому, надо полагать, что биткоин, как и доллар, сохранит в ближайшее время ключевую позицию в мировом информационном бизнесе, вплоть до формирования какой-то универсальной информационной платформы, содержащей широкий функционал и представляющей пользователям различные удобства для расчетов.
Лишние люди
Нельзя скрывать, что в глобальной информатизации есть еще одна очевидная опасность.
Тотальное распространение, сверхпроизводительность информационных технологий и их прямое выражение — цифровизация всех видов сфер жизни общества и, главное, экономики — вызывают резкое сокращение числа людей, необходимых для производства потребляемых человеком материальных и нематериальных благ. Лишними оказываются уже сотни миллионов людей.
Ранее государства в целях социальной стабильности и справедливости регулировали рост производительности труда и распределение благ, но глобальный информационный бизнес игнорирует всякие социально-нравственные категории, становится сильнее государств, форсирует коммерциализацию новейших технологических достижений, созданных человечеством в последние десятилетия.
Претерпевает трансформацию вся современная цивилизация. Прежде всего исчезает экономический фундамент социализации и гуманизма: раньше каждый человек приносил прибыль, теперь — издержки. Увеличение населения планеты вызывает рост прямых затрат.
Причем в бедных и развивающихся странах прирост населения идет быстрее, чем в развитых и богатых. Расширенное воспроизводство населения прекращается лишь в богатых обществах. Чем состоятельнее люди, тем меньше они хотят заниматься детьми. Но формирование богатства, опять же, требует колоссальных затрат, а не их экономии. Отсюда в современном мире огромная проблема «лишних людей» как предмета убытка.
Эта проблема способна снести любую демократию, которая в мире перерождается на глазах. Нельзя не замечать, как рыночная демократия приобретает форму информационной диктатуры, перераспределяющей блага в пользу генераторов информатизации и цифровизации. А глобальная информатизация требует все новых и новых инвестиций в полную неопределенность.
Ведь совершенно непонятно, что ждет человечество в связи с тотальным переходом на информационные технологии, где вершить судьбы человечества станет искусственный интеллект. Очевидно, что отход развитого западного мира от демократии вызван не столько невозможностью преодолеть ограниченность западной модели устройства общества, служащей многие годы эталоном, сколько стремлением сохранить свои лидирующие позиции, и прежде всего, в области ускоренной информатизации, контроля всех сторон жизни каждого человека.
Защита от хаоса
Конкуренция за спрос, усиленная протекционизмом, уже разрывает глобальные рынки на макрорегионы, обрушивая мир в новую нестабильность. Промежуточный этап уже налицо: три валютные зоны в экономике — доллара, юаня и евро; две информационные территории — мировой интернет и китайская. Вместе с тем распад мировой экономической и финансовой системы на макрорегионы делает неустойчивой емкость отдельных товарных рынков. Требуются новые инвестиции в их поддержание, но они ограничены как у товаропроизводителей, так и государства. Это война всех против всех.
Надо признать, что Запад живет, пока мир оплачивает его потребление покупкой их денег и технологий с несоразмерной доходностью (это условие устойчивости финансовых пирамид). Такая покупка подогревается страхом отставания у других. Поэтому стратегия Запада — нагнетание страхов, рисков и угроз на подконтрольной ему части мира, расширение зоны хаоса. Хаотизация мира — проверенное реальное условие сохранения Запада как единственного надежного пристанища для капиталов. Это хорошо понимает правящая элита, которая делает все для стабилизации максимального благополучия Запада за счет дестабилизации внешнего мира, а порой и своего внутреннего порядка для удержания общества в своих рамках.
А какова же перспектива Беларуси в этом хаосе? Отказавшись от жестких условий Запада, выстояв в гибридной войне за свержение действующей власти и существующего социально-экономического устройства, Беларусь доказала свою способность на саморазвитие в интересах народа и вскрыла несовместимость с западными ценностями. Таким образом, она обесценила усилия коллективного Запада по хаотизации страны и дистанцировалась от агрессивных наскоков деструктивных сил. Пришлось еще больше усилить восточный вектор и, прежде всего, стратегическое партнерство с Россией и Китаем. Это дает все шансы на долгосрочное устойчивое развитие.
Вместе с тем, наряду с открытостью белорусского рынка, необходима защита национальной экономики от колебаний финансовой и технологической конъюнктуры глобальных рынков. Ведь наблюдается не просто экономический кризис, а смена экономической модели развития мира, переход на иные фундаментальные основы. Важно, чтобы экономику Беларуси не затянуло в воронку мирового кризиса. Поэтому в стране строжайше должен поддерживаться баланс развития сфер, отраслей, регионов и территорий, а также определенное равновесие между реальным сектором и информационной надстройкой. Диктовать условия должна реальная экономика, а не новомодные виртуальные системы. Тогда страна приобретет устойчивый иммунитет долгосрочной стабильности.
Владимир ГУСАКОВ, председатель президиума НАН Беларуси, академик
Сознание человека и глобальный мозг » Мир мозга
Вы когда-нибудь чувствовали, что жизнь движется немного быстрее с каждым днем? Что происходит больше и меньше времени, чтобы все это успеть? Вы, вероятно, не одиноки. Темп общения, транспорта и даже изменений в нашей физической среде, кажется, ускоряется таким образом, что многие из нас ошеломлены. Но есть все основания полагать, что влияние вашего выбора — ваших мыслей, чувств и действий — больше, чем когда-либо прежде.
Где бы вы сейчас ни находились, энергетические сигналы, создаваемые вашим мозгом, загружаются в систему хранения информации размером с планету, известную как геомагнитное поле. Как пишет Дэвид Р. Хокинс в книге «Сила против силы»: «Каждая мысль, действие, решение или чувство создают водоворот во взаимосвязанных, уравновешивающих друг друга, постоянно движущихся энергетических полях жизни, оставляя неизгладимую запись на все времена».
Геомагнитное поле Земли связано и взаимодействует со всей жизнью на этой планете, и его функции только начинают понимать. Одной из функций является защита Земли от солнечных ветров — ионизированных частиц, летящих от Солнца в космос. Эти солнечные ветры могут лишить Землю атмосферы. Геомагнитное поле действует как изолирующий буфер, нейтрализуя или отклоняя потенциально разрушительные частицы. Ученые считают, что разрушение этого защитного поля на Марсе могло давным-давно оставить нашего соседа в значительной степени лишенным атмосферы, в результате чего планета превратилась в безжизненную пустыню. Так что поле важно.
Но как то, что мы чувствуем и думаем, наше сознание, может влиять на это геомагнитное поле? Ну, из-за того, как работает мозг.
Известный писатель Нил Дональд Уолш сказал в интервью, опубликованном в «The Change», что человеческий мозг подобен трансформатору — он преобразует сознание в пригодные для использования формы энергии (электрическую, магнитную). И эти пригодные для использования формы энергии влияют на поле Земли.
В наши дни на работе гораздо больше мозгов. В настоящее время количество людей на Земле составляет более 7 миллиардов. Подсчитано, что мы пересекли отметку в 7 миллиардов примерно в 2010 году. Всего 200 лет назад население Земли оценивалось всего в 1 миллиард. Земля претерпела огромные изменения чуть более чем за два столетия (геологически, в мгновение ока). Если мы вернемся немного назад, к 1 году нашей эры, мы получим оценку мирового населения в 100 миллионов человек. Это означает, что человеческое население увеличилось примерно в 70 раз с 1 года нашей эры, причем более 85 процентов этого прироста приходится на последнюю одну десятую этого времени.
Но дело не только в том, что работает больше мозгов. Потенциал этих мозгов синхронизировать свою деятельность также увеличился. И в результате получается экспоненциально более мощный эффект.
Вы когда-нибудь использовали увеличительное стекло, чтобы сфокусировать солнечный свет на сухом листе? Проявив немного терпения, вы можете поджечь этот сухой лист, используя только сфокусированный солнечный свет. Но ключ в том, что фокус удерживается неподвижно, сконцентрирован в одном месте.
В последние годы энергия человеческого сознания была сфокусирована под увеличительным стеклом мгновенного общения. Телевидение и телефоны расширили наши возможности общения, но на самом деле именно Интернет делает возможным коллективное сознание. И это произошло совсем недавно.
В 1993 году Интернет представлял лишь 1 процент всей информации, проходящей через двусторонние телекоммуникационные сети. К 2000 году он достиг 51 процента, а к 2007 году более 97 процентов телекоммуникационной информации доставлялось через Интернет. По оценкам, 1 миллиард человек в настоящее время имеют ежедневный доступ к Интернету.
Но как увеличивается сила индивидуального выбора? Позитивный выбор, который некоторые люди называют высшим сознанием (например, чувства принятия, любви, радости и покоя), в основе своей сильнее негативного выбора или выбора более низкого сознания. Когда вы делаете положительный выбор, ваша сила усиливается. Возьмем, к примеру, «Скрытые послания в воде» японского ученого Масару Эмото. Когда Эмото и его команда сфотографировали замороженные кристаллы воды, они обнаружили сложные и красивые кристаллические структуры в образцах, которые были засыпаны положительными сообщениями (словами, мыслями, чувствами). Однако вода, получившая негативную информацию, развила случайные и искаженные кристаллические структуры. Учитывая, что человеческое тело и сама Земля в основном состоят из воды, вполне вероятно, что сознание играет важную роль в определении силы и организации физических структур жизни.
Дело не только в том, чтобы получать больше положительных сообщений, чем отрицательных. Организующая сила позитивного сознания экспоненциально больше разрушительной силы негативного. В «Сила против силы» Хокинс предполагает, что один человек «с уровнем сознания 1000 [очень высоким — просветленным — сознанием] может фактически полностью уравновесить коллективный негатив всего человечества». Ваш позитивный выбор может компенсировать многочисленные негативные решения.
Что возвращает нас к власти выбора. Портал открыт. Данные загружаются с огромной скоростью. Если вы во что-то верите, сейчас самое время поделиться. Позитивные решения обладают огромной силой, способной возвышать других. Один положительный выбор может стать вирусным и повлиять на всю планету. Самое популярное видео на YouTube всех времен, «Gangam Style» Psy, набрало почти 2 миллиарда просмотров чуть более чем за два года. Facebook только что объявил, что его текущее общее количество пользователей составляет более 1,1 миллиарда человек. Наш позитивный выбор и вся сила, заключенная в нем, могут достичь людей, как никогда раньше.
Как будет выглядеть геомагнитное поле Земли, если его постоянно бомбардируют волны беспокойства, разочарования и одиночества? Будет ли нарушена структура природных систем? Станут ли погодные условия, биологические циклы и химические реакции менее устойчивыми? Нарушится ли геомагнитное поле, защищающее Землю от вредных солнечных ветров?
И, наоборот, какой эффект произведет сила человеческого сознания, когда оно резонирует с любовью и гармонией? Может ли быть на Земле яркое состояние жизни, которого мы еще не видели? Тот, который возможен только с этой силой коллективного человеческого сознания? Как бы это выглядело? Как это будет работать?
Участие каждого человека важно для создания этой реальности. Чем больше вы думаете об этом, чем больше вы это чувствуете, представляете и предпринимаете для этого действия, тем больше вы трансформируете сознание в положительную энергию. Мы можем только начать представлять себе красивые сложные структуры, которые могут привести к возникновению геомагнитного поля, подобно тому, как это происходит в кристаллах воды, бомбардируемых положительными сообщениями. Поэтому улыбнитесь и сделайте глубокий вдох. План, в конце концов, загружается из того, что создается вашим мозгом.
Новые уровни сознания в раннем развитии человека | Недостающее звено в познании: истоки саморефлексивного сознания
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНедостающее звено в познании: истоки саморефлексивного сознанияКогнитивная психологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНедостающее звено в познании: истоки саморефлексивного сознанияКогнитивная психологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Процитируйте
Нельсон, Кэтрин,
«Новые уровни сознания в раннем развитии человека»
,
Герберт С. Террас и Джанет Меткалф (ред.) саморефлексивного сознания
(
Нью-Йорк,
2005;
онлайн изд,
Oxford Academic
, 22 марта 2012 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195161564.003.0004,
, по состоянию на 7 октября 2022 г.
3
3
Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks) Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicНедостающее звено в познании: истоки саморефлексивного сознанияКогнитивная психологияКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicНедостающее звено в познании: истоки саморефлексивного сознанияКогнитивная психологияКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В этой главе проводится различие между двумя типами интеллекта человека и нечеловеческих приматов.
Психология — единственная наука о жизни, которая еще не усвоила теорию эволюции. За последние тридцать лет накопилось много свидетельств того, что животные могут выполнять сложные задачи, которые не могут быть объяснены принципами обусловливания и которые не поднимаются до уровня языка. В главе делается вывод о том, что разрыв между интеллектом животных и человека становится менее загадочным, если рассматривать значение самопознания сознания как критический шаг в эволюции человеческого интеллекта. Он показывает, как естественный отбор может дать правдоподобное объяснение необходимых условий для происхождения языка. Со времен Декарта язык был основным основанием для различения людей и нечеловеческих животных. Однако до того, как язык развился, нашим предкам пришлось развить невербальные навыки для чтения мыслей другого человека.
Ключевые слова:
психология, принципы обусловленности, животные, человеческий интеллект, естественный отбор, происхождение языка, Декарт, язык
Предмет
Когнитивная психология
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic.
Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр личной учетной записи, в которой выполнен вход, и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.
д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Трансформация сознания. Выдержка из измерения мировоззрения… | Даниэль Кристиан Вал
Источник «Материалистическое сознание нашей культуры… является первопричиной глобального кризиса; это не наша деловая этика, не наша политика и даже не наш личный образ жизни. Это симптомы более глубокой основной проблемы. Вся наша цивилизация неустойчива. И причина его неустойчивости заключается в том, что наша система ценностей, сознание, с которым мы подходим к миру, является неустойчивым типом сознания».
— Питер Рассел (Лазло, Гроф и Рассел, 1999, стр. 5)
Многие люди, прожившие относительно обычную и успешную жизнь в западном обществе индустриального роста, которое распространилось по планете вслед за экономическая глобализация и неолиберальная повестка дня «свободного» рынка недавно проснулись с ощущением, что они мчались на всех парах, стремясь к успеху и продвижению вперед, только чтобы обнаружить, что цели, которые они рассматривали, однажды достигнутые, кажутся поверхностными, бессмысленными.
, и заставляли их вести образ жизни или поддерживать личность, которой они действительно были недовольны.
Последняя из волн экономического шока, прокатившихся по глобальной системе в 2008 году в результате так называемого субстандартного ипотечного кредитования, поставила под вопрос, является ли этот опыт на самом деле изолированным опытом некоторых людей, или, скорее, осознание того, что все наше общество и его руководящие цели направляют все двигатели вперед в совершенно нежелательном направлении. Как отдельные люди, так и западное «движимое финансовым успехом» общество в целом, похоже, оказались в ситуации, описанной Джозефом Кэмпбеллом как «поднявшись на вершину лестницы и обнаружив, что она стоит не у той стены».
«Доминирующее мировоззрение западной индустриальной цивилизации не служит ни коллективу, ни личности. Его главное кредо — заблуждение. Он продвигает образ жизни и стратегию жизни, которые в конечном итоге являются неэффективными, разрушительными и неудовлетворительными.
Он хочет, чтобы мы поверили, что победы в соревновании за деньги, имущество, социальное положение, власть и славу достаточно, чтобы сделать нас счастливыми. … это неправда».
— Станислав Гроф (Лазло, Гроф и Рассел, 19 лет)99, стр. 65)
Михай Чиксентмихайи, профессор психологии Чикагского университета, в своей книге « Эволюционирующее Я » (Csikszentmihalyi, 1993) предлагает: «Познать себя — величайшее достижение нашего вида». Он утверждает, что для того, чтобы понять самих себя, «из чего мы сделаны, что мотивирует и движет нами и о каких целях мы мечтаем, — требуется, прежде всего, понимание нашего эволюционного прошлого»; нам нужно задуматься «о сети отношений, которые связывают нас друг с другом и с окружающей средой» (Чиксентмихайи, 1993, с.xvii). Он признает важность возникновения саморефлексивного сознания и его роль в освобождении нас от генетического и культурного детерминизма.
The Evolving Self by Mihaly Csikszentmihalyi предполагают, что приверженность сознательной эволюции дает людям глубокий смысл и личное удовлетворение.
Он известен своей работой по изучению счастья и творчества, а также своим представлением о потоке за годы исследований и написания статей по этой теме. (изображение слева; изображение справа) Чиксентмихайи считает, что следующее большое эволюционное изменение в человеческом сознании может одновременно признать самость отдельной от той сложности, из которой она возникает, и фундаментально взаимосвязанной с ней. Индивид, его культура и природная среда одновременно дифференцируются друг от друга и объединяются в большую сложность.
«Если правда, что на данном этапе истории появление сложности — это лучшая «история», которую мы можем рассказать о прошлом и будущем, и если правда, что без нее наше полусформировавшееся «я» управляет рискуя уничтожить планету и наше зарождающееся сознание вместе с ней, то как мы можем помочь реализовать потенциал, заложенный в космосе? Когда самость сознательно принимает свою роль в процессе эволюции, жизнь приобретает трансцендентный смысл.
Что бы ни случилось с нашим индивидуальным существованием, мы станем едиными с силой, которая есть вселенная».
— Mihaly Csikszentmihalyi, 1993
Джереми Рифкин предполагает в The Empathic Civilization : The Race to Global Consciousness in a World in Crisis , что человеческая природа скорее фундаментальна, чем эгоистична. Он рассматривает недавние данные исследований мозга и развития детей, которые показывают, что эгоизм, соперничество и агрессия являются не врожденными элементами человеческого поведения, а приобретенными и культурно обусловленными реакциями.
Сама наша природа гораздо более заботливая, любящая и чуткая, чем нас приучили думать. В то время как эмпатия, возможно, изначально распространялась в первую очередь на нашу семью и племя, наша способность к эмпатии продолжала расширяться, включая все человечество, другие виды и жизнь в целом. Рифкин предполагает, что мы являемся свидетелями эволюционного появления Homo empathicus :
«Я считаю, что мы находимся на пороге эпического сдвига к кульминационному моменту глобальной экономики и фундаментальному изменению положения человеческой жизни на планете.
«Эпоха разума» затмевается «эпохой сопереживания». Самый важный вопрос, стоящий перед человечеством, заключается в следующем: сможем ли мы вовремя достичь глобальной эмпатии, чтобы избежать краха цивилизации и спасти Землю? »
— Джереми Рифкин (2010, стр. 3)
Изменение, о котором говорит Рифкин, перекликается с убеждением Альберта Эйнштейна в том, что наша задача должна состоять в том, чтобы «расширить круг нашего сострадания, чтобы охватить все живые существа и весь мир». природа.» Хотя это изменение необходимо в глобальном масштабе для человечества, первый шаг заключается в пробуждении и трансформации сознания каждого из нас. В этом разделе мы рассмотрим как личное, так и коллективное измерение этой трансформации. …
«Эмпатическая цивилизация» , Джереми Рифкин. В этой амбициозной книге социальный критик Джереми Рифкин, ставший бестселлером, показывает, что несоответствие между нашим видением мира и нашей способностью реализовать это видение заключается в нынешнем состоянии человеческого сознания.
Сама структура нашего мозга предрасполагает нас к способу чувствовать, думать и действовать в мире, который больше не полностью соответствует новой среде, которую мы создали для себя. Не забудьте посмотреть красивое видео при посещении его веб-страницы и эту анимацию RSA RSA (изображение слева; изображение в центре; изображение справа) Примечание: Это отрывок из онлайн-курса Worldview Dimension of Gaia Education по дизайну для устойчивого развития. В 2012 году меня попросили переписать это измерение в рамках сотрудничества между Gaia Education и Открытым университетом Каталонии (UOC), и в 2016 году я снова переработал его в текущей версии.
—
Если вам понравился пост, хлопните И помните, что вы можете хлопнуть до 50 раз , если он вам очень нравится ;-)!
Даниэль Кристиан Валь — Катализация трансформационных инноваций перед лицом сходящихся кризисов, консультирование по регенеративному проектированию целых систем, регенеративному лидерству и обучению регенеративному развитию и биорегиональной регенерации.






«Материалистическое сознание нашей культуры… является первопричиной глобального кризиса; это не наша деловая этика, не наша политика и даже не наш личный образ жизни. Это симптомы более глубокой основной проблемы. Вся наша цивилизация неустойчива. И причина его неустойчивости заключается в том, что наша система ценностей, сознание, с которым мы подходим к миру, является неустойчивым типом сознания».
— Питер Рассел (Лазло, Гроф и Рассел, 1999, стр. 5)

«Доминирующее мировоззрение западной индустриальной цивилизации не служит ни коллективу, ни личности. Его главное кредо — заблуждение. Он продвигает образ жизни и стратегию жизни, которые в конечном итоге являются неэффективными, разрушительными и неудовлетворительными. Он хочет, чтобы мы поверили, что победы в соревновании за деньги, имущество, социальное положение, власть и славу достаточно, чтобы сделать нас счастливыми. … это неправда».
— Станислав Гроф (Лазло, Гроф и Рассел, 19 лет)99, стр. 65)
«Если правда, что на данном этапе истории появление сложности — это лучшая «история», которую мы можем рассказать о прошлом и будущем, и если правда, что без нее наше полусформировавшееся «я» управляет рискуя уничтожить планету и наше зарождающееся сознание вместе с ней, то как мы можем помочь реализовать потенциал, заложенный в космосе? Когда самость сознательно принимает свою роль в процессе эволюции, жизнь приобретает трансцендентный смысл. Что бы ни случилось с нашим индивидуальным существованием, мы станем едиными с силой, которая есть вселенная».
— Mihaly Csikszentmihalyi, 1993
«Я считаю, что мы находимся на пороге эпического сдвига к кульминационному моменту глобальной экономики и фундаментальному изменению положения человеческой жизни на планете. «Эпоха разума» затмевается «эпохой сопереживания». Самый важный вопрос, стоящий перед человечеством, заключается в следующем: сможем ли мы вовремя достичь глобальной эмпатии, чтобы избежать краха цивилизации и спасти Землю? »
— Джереми Рифкин (2010, стр. 3)
