Изменение сознания людей: Ответ на вопрос ЕГЭ 2018 Обществознание Задание 1Запишите слово, пропущенное в таблице.ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…Преобразование реальных объектов природы и обществаДуховнаяИзменение сознания людей, становление

ИЗМЕНЁННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ • Большая российская энциклопедия

Авторы: А. В. Константинов

ИЗМЕНЁННЫЕ СОСТОЯ́НИЯ СОЗНА́НИЯ (англ. altered states of conciousness), лю­бые субъ­ек­тив­ные со­стоя­ния, зна­чи­тель­но от­ли­чаю­щие­ся от при­выч­но­го бодр­ст­во­ва­ния. Тер­мин вве­дён в кон. 1960-х гг. амер. пси­хо­ло­гом Ч. Тар­том для ха­рак­те­ри­сти­ки вре­мен­ных ка­че­ст­вен­ных пе­ре­стро­ек в функ­цио­ни­ро­ва­нии пси­хи­ки че­ло­ве­ка.

Фе­но­ме­но­ло­гия И. с. с. ох­ва­ты­ва­ет чрез­вы­чай­но ши­ро­кий спектр со­стоя­ний от обыч­но­го сна и дре­мо­ты до «вне­те­лес­но­го» око­ло­смерт­но­го опы­та (б. ч. этих со­стоя­ний не име­ет на­зва­ния). В ка­че­ст­ве И. с. с. в нау­ках о че­ло­ве­ке изу­ча­ют­ся мис­тич. опыт (со­стоя­ния по­гру­же­ния в мо­лит­ву, ре­лиг. экс­та­за, ша­ман­ско­го, про­роч., ме­диу­мич. тран­са, де­мо­нич. одер­жи­мо­сти), глу­бо­кие эмо­цио­наль­ные и эс­те­тич. пе­ре­жи­ва­ния (влюб­лён­ность, гнев, ужас, творч. оза­ре­ния, ка­тар­сис), со­стоя­ния дли­тель­ной кон­цен­тра­ции и де­кон­цен­тра­ции вни­ма­ния (ин­тен­сив­ная по­гло­щён­ность дея­тель­но­стью, сен­сор­ная де­при­ва­ция или сен­сор­ная пе­ре­груз­ка, ме­ди­та­тив­ное со­зер­ца­ние, со­стоя­ние бди­тель­но­сти) и др. И. с. с. мо­гут воз­ник­нуть под влия­ни­ем др. лю­дей (вы­сту­п­ле­ние ха­риз­ма­тич. ора­то­ра, гип­ноз, «про­мы­ва­ние моз­гов», эмо­цио­наль­ное «за­ра­же­ние» в тол­пе, празд­ни­ки, об­ря­ды и ри­ту­аль­ные це­ре­мо­нии, тан­цы), со­ма­тич. фак­то­ров (го­ло­да­ние, не­до­сы­па­ние, эпи­леп­тич. при­па­док, ги­пер­вен­ти­ля­ция или за­держ­ки ды­ха­ния, сек­су­аль­ный ор­газм, фи­зич. и ум­ст­вен­ное пе­ре­на­пря­же­ние, воз­дей­ст­вие пси­хо­ак­тив­ных ве­ществ, бо­лез­ни, пси­хо­тич. со­стоя­ния), в экс­тре­маль­ных си­туа­ци­ях (уг­ро­за для жиз­ни, силь­ный стресс, ро­ды), при раз­ру­ше­нии при­выч­ных шаб­ло­нов и др.

У. Джеймс в ра­бо­те «Мно­го­об­ра­зие ре­ли­ги­оз­но­го опы­та» (1902, рус. пер. 1910) пер­вым сре­ди пси­хо­ло­гов об­ра­тил вни­ма­ние на то, что «ра­цио­наль­ное соз­на­ние» пред­став­ля­ет со­бой лишь од­ну из воз­мож­ных форм соз­на­ния че­ло­ве­ка и опи­сал ши­ро­кий спектр И. с. с. (свя­зан­ных с ре­лиг. опы­том), вы­де­лив в ка­че­ст­ве осн. при­зна­ков та­ких со­стоя­ний не­из­ре­чён­ность, ин­туи­тив­ность, крат­ко­вре­мен­ность, без­дея­тель­ность во­ли. Мно­го­числ. ис­сле­до­ва­ния И. с. с., ве­ду­щие­ся с кон. 1960-х гг. пре­ж­де все­го в рус­ле транс­пер­со­наль­ной пси­хо­ло­гии и куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии, по­зво­ли­ли вы­явить спе­ци­фич. для ка­ж­до­го та­ко­го со­стоя­ния из­ме­не­ния пси­хи­ки, за­тра­ги­ваю­щие вос­при­ятие, вни­ма­ние, па­мять, мыш­ле­ние, эмо­цио­наль­ную и мо­ти­ва­ци­он­ную сфе­ры, от­но­ше­ние к ок­ру­жаю­ще­му ми­ру и лю­дям, са­мо­соз­на­ние и ощу­ще­ние собств. те­ла. Для И. с. с. ха­рак­тер­ны: пе­ре­ход от нор­ми­ро­ван­ных куль­ту­рой форм ка­те­го­ри­за­ции к не­стан­дарт­ным спо­со­бам ин­тер­пре­та­ции опы­та, ощу­ще­ние за­мед­ле­ния или ос­та­нов­ки вре­ме­ни, пе­ре­нос вни­ма­ния на собств. пе­ре­жи­ва­ния, до­ми­ни­ро­ва­ние об­раз­но­го и «ма­ги­че­ско­го» мыш­ле­ния над ра­цио­наль­ным, из­ме­не­ния или «рас­тво­ре­ние» гра­ниц «я», по­вы­шен­ная вос­при­им­чи­вость к вну­ше­нию, час­тич­ная ам­не­зия пе­ре­жи­ва­ний. И. с. с. мо­гут вос­при­ни­мать­ся как со­стоя­ния «оза­ре­ния» или ин­сай­та. С фи­зио­ло­гич. точ­ки зре­ния И. с. с. обыч­но ха­рак­те­ри­зу­ют­ся ак­ти­ви­за­ци­ей пра­во­го по­лу­ша­рия го­лов­но­го моз­га и др. из­ме­не­ния­ми моз­го­вой ак­тив­но­сти.

На ос­но­ва­нии изу­че­ния И. с. с. пси­хо­ло­ги стро­ят разл. «кар­то­гра­фии пси­хи­ки». Со­глас­но ря­ду тео­рий, име­ет­ся кон­ти­ну­ум И. с. с., пе­ре­хо­дя­щих из од­но­го в дру­гое вдоль не­ко­то­рой оси, за­да­вае­мой уров­нем ак­ти­ва­ции (сла­бость ак­ти­ва­ции при­во­дит к сно­по­доб­ным и ме­ди­та­тив­ным со­стоя­ни­ям, а из­бы­ток – к экс­та­тич. со­стоя­ни­ям), сте­пе­нью рег­рес­сии (верх­няя точ­ка на оси рег­рес­сии за­да­ётся со­стоя­ни­ем «ра­цио­наль­но­го соз­на­ния», а ниж­няя – со­стоя­ни­ем пси­хо­за), струк­ту­рой че­ло­ве­че­ско­го бес­соз­на­тель­но­го (С. Гроф), уров­нем раз­ви­тия соз­на­ния («спектр соз­на­ния» К. Уил­бе­ра на­ря­ду с «лич­но­ст­ным» соз­на­ни­ем вклю­ча­ет «до­лич­но­ст­ный» уро­вень пси­хи­ки и над­лич­но­ст­ное «рас­ши­рен­ное соз­на­ние»). В ка­че­ст­ве осн. функ­ций И. с. с. вы­де­ля­ют: ре­лак­са­цию, ос­лаб­ле­ние внутр. на­пря­же­ния, про­яв­ле­ние бес­соз­на­тель­ных им­пуль­сов, в обыч­ном со­стоя­нии под­вер­гаю­щих­ся вы­тес­не­нию, воз­мож­но­сти для пе­ре­ос­мыс­ле­ния жиз­нен­но­го опы­та и лич­но­ст­ной транс­фор­ма­ции, творч. вдох­но­ве­ния, удов­ле­тво­ре­ние по­треб­но­сти в транс­цен­ден­ции (А. Мас­лоу) и т. п.

В тра­диц. куль­ту­рах И. с. с. вы­зы­ва­лись спе­ци­аль­но в свя­зи с ре­лиг. и ма­гич. прак­ти­ка­ми, ри­туа­ла­ми ини­циа­ции, празд­ни­ка­ми, кар­на­ва­ла­ми и т. п., пу­ти к их дос­ти­же­нию фик­си­ро­ва­лись в сис­те­мах разл. пси­хоп­рак­тик (йо­га и др.). Но­во­ев­ро­пей­ская куль­ту­ра стре­ми­лась от­тес­нить И. с. с. на пе­ри­фе­рию че­ло­ве­че­ско­го опы­та пу­тём их са­кра­ли­за­ции или мар­ги­на­ли­за­ции, од­на­ко и в совр. об­ще­ст­ве по-преж­не­му рас­про­стра­не­ны та­кие, напр., прак­ти­ки вхо­ж­де­ния в И. с. с., как ме­ди­та­ция или празд­нич­ное за­сто­лье, а так­же ос­но­ван­ные на них разл. суб­куль­ту­ры. В кон. 20 в. по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние по­пыт­ки ин­сти­ту­цио­на­ли­за­ции И. с. с. в рам­ках тре­нин­гов пси­хо­ло­ги­че­ских и пси­хо­те­ра­пии (хо­ло­троп­ная те­ра­пия С. Гро­фа, те­лес­но-ори­ен­ти­ро­ван­ная пси­хо­те­ра­пия и др.).

Изменение сознания под влиянием наркотиков

Шамина Е.М.1, Домнина А.И.1, Иванова Д.С.1, Торопова А.И.1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация
В данной статье можно познакомиться с определениями сознания и наркомании. Рассмотрено такое понятие, как неизменное сознание и его отрицание. Приведен факт о первом распространении наркотиков и их влиянии на людей. Проанализировано изменение сознания, как самое опасное последствие употребления наркотиков, и одна из стадий такого изменения – раздвоение личности.

Ключевые слова: изменение сознания, наркомания, неизменность, психотропные вещества, раздвоение личности, сознание

Shamina E. M.1, Domnina A.I.1, Ivanova D.S.1

, Toropova A.I.1
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University)

Abstract
In this article you can get acquainted with the definitions of consciousness and drug addiction. Considered such a concept as an unchanging consciousness and its negation. The fact about the first distribution of drugs and their influence on people is cited. The change in consciousness is analyzed as the most dangerous consequence of drug use, and one of the stages of this change is a split personality.

Библиографическая ссылка на статью:
Шамина Е.М., Домнина А.И., Иванова Д.С., Торопова А.И. Изменение сознания под влиянием наркотиков // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/04/80913 (дата обращения: 24.01.2023).

Существует множество определений сознания и очень часто из-за этого происходят споры и разногласия между специалистами.

С позиции разных наук, данное понятие трактуется по-разному, например Д.И.Дубровский, относящийся к советской психологии, на основе философской теории отражения, выдвинул своё определение сознания.

Автор трактует психические процессы как информационные, осуществляемые головным мозгом [1.с.68].

С точки зрения научной логики, было сформировано иное определение сознания А.В.Петровским. В этом определении сознание трактуется как целостный образ действительности… реализующий мотивы и отношения субъектов и включающий в себя его самопереживание, наряду с переживанием внеположности мира, в котором существует субъект.

Сознание уникально, ведь никто, кроме самого человека, не может знать о его содержании и мыслях. Даже самые современные научные изобретения позволяют лишь анализировать электрическую активность мозга, но по этим данным можно судить лишь о эмоциональном состоянии человека, но не о мыслях и сознании.

Многие специалисты утверждают, что в мире нет ничего неизменного и это понятие применяется к настолько медленным феноменам, что мы просто не можем заметить эти изменения. Сознание тоже относят к неизменчивым понятиям. Сознание здорового нормального человека просыпается в младенчестве и неизменно служит человеку на протяжении всей его жизни [2.с.121].

Однако не все согласны с данным утверждением и считают, что сознание человека изменяется в течение жизни, и оно может, как развиваться, так и деградировать. Под влиянием гипноза сознание может абсолютно меняться на время и даже давать искаженную картину реальности. То же самое может происходить под влиянием болезни или употребления психотропных веществ, таких как наркотики, что тоже можно назвать заболеванием.

Первая наркотическая эпидемия в России началась в 1970 годах. В это время психотропными веществами увлекались в основном дети из любопытства. В дальнейшем они просто не смогли отказаться от данных веществ и приобрели зависимость. Позже наркотики стали употреблять остальные слои общества.

Наркомания – это болезнь, имеющая как психологическую, так и физиологическую формы зависимости. При этом под психической зависимостью понимается неодолимое влечение к наркотику без серьезных нарушений в работе организма, а физиологической – состояние, когда привычка к наркотику настолько велика, что наркотик влияет на обменные (химические) процессы человеческого организма [3. с.13].

Самое опасное последствие наркомании – изменение психики и сознания, ведь это труднее всего излечить даже при помощи специалистов. С точки зрения, современных нейрофизиологов под влиянием наркотиков в первую очередь страдают  лобные отделы головного мозга, отвечающие человеку контролировать свое поведение и выделять себя в окружающей среде. Впоследствии этого у наркомана теряется самооценка и самоконтроль. Лишение самооценки начинается с завышенной уверенности в, себе и в данной стадии человек при любых обстоятельствах будет считать себя правым. Психическое состояние человека употребляющего психотропные вещества рано или поздно усугубится до слабоумия, то есть нервная система не сможет работать без наркотика. До такого состояния редко кто доживает, большинство наркоманов умирают гораздо раньше из-за отказа других систем организма.

Стоит заметить, что изменения в сознании у наркомана происходят не только во время действия психотропных веществ,  но и в трезвом состоянии. Некоторые доходят до раздвоения личности. Тогда сознание человека делится на «новое», приобретенное под влиянием наркотиков, и «старое», с которым он жил прежде. Два этих состояния могут протекать как отдельно, так и вместе, что приводит к разногласию двух впечатлений приобретенных  в результате одного события. При состоянии раздвоения личности наркоману хорошо, необычно либо нейтрально, только при включении «нового» сознания, а когда  человек пытается здраво мыслить «старым» сознанием, он переживает неприятное время.

Таким образом, сознание человека очень сложное и управлять им может только он сам и никто другой, даже современные специалисты не научились этого делать. К сожалению, под влиянием наркотиков сознание меняется с приобретением зависимости, в результате чего сам человек перестает управлять собой, изменяя свое сознание, а вместе с ним и общее восприятие окружающего мира. Это приводит к серьезным последствиям, ведь человек с измененным таким способом сознания может подвергнуть опасности не только себя, но и окружающих.

Такие люди не различают добра и зла, света и тьмы, для них нет ничего невозможного, нет никаких границ. Наркомана не получится чем-то удивить или напугать, они склонны к агрессии и насилию. Самое страшное, что в результате такого изменения сознания человек, уже практически погубив себя, может погубить других людей.

Библиографический список

  1. Акопов Г.В. Психология сознания: Вопросы методологии, теории и прикладных исследований. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,2010. – 272с.
  2. Пивоев В.М. Душа и сознание: монография / В.М. Пивоев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. – 161с.
  3. Бутовский А.Ю., Бутовская Ю.А. Наркомания: от мифов к реальности. – М.: Директ-Медиа,2013. – 103с.


Количество просмотров публикации:

Please wait

Все статьи автора «Торопова Анастасия Игоревна»

Включатель-выключатель сознания обнаружен глубоко в мозгу

Хелен Томсон

Включение и выключение сознания . Исследователи впервые отключили сознание, электрически стимулируя одну область мозга.

Ученые исследовали отдельные участки мозга более века, исследуя их функции, отключая их электричеством и временно выводя из строя. Несмотря на это, им так и не удалось отключить сознание — до сих пор.

Несмотря на то, что исследование было протестировано только на одном человеке, открытие предполагает, что одна область — клауструм — может быть неотъемлемой частью объединения разрозненной активности мозга в цельный пакет мыслей, ощущений и эмоций. Это приближает нас к ответу на проблему, которая на протяжении тысячелетий ставила в тупик ученых и философов, а именно, как возникает наше сознательное осознание.

Реклама

Существует множество теорий, но большинство согласны с тем, что сознание должно включать интеграцию активности нескольких мозговых сетей, что позволяет нам воспринимать наше окружение как единый объединяющий опыт, а не как отдельные сенсорные восприятия.

Одним из сторонников этой идеи был Фрэнсис Крик, нейробиолог-новатор, который ранее в своей карьере определил структуру ДНК. Всего за несколько дней до своей смерти в июле 2004 года Крик работал над статьей, в которой предполагалось, что нашему сознанию нужно что-то вроде дирижера оркестра, чтобы связать воедино все наши различные внешние и внутренние восприятия.

Вместе со своим коллегой Кристофом Кохом из Алленовского института наук о мозге в Сиэтле он предположил, что этому проводнику потребуется быстро интегрировать информацию из разных областей мозга и связывать воедино информацию, поступающую в разное время. Например, информация о запахе и цвете розы, ее названии и памяти о ее значимости может быть связана с одним сознательным опытом вручения розы в день святого Валентина.

Пара предположила, что клауструм — тонкая листовидная структура, скрытая глубоко внутри мозга, — идеально подходит для этой работы ( Philosophical Transactions of The Royal Society B , doi. org/djjw5m).

Похоже, Крик и Кох что-то замышляют. В исследовании, опубликованном на прошлой неделе, Мохамад Кубейси из Университета Джорджа Вашингтона в Вашингтоне, округ Колумбия, и его коллеги описывают, как им удавалось включать и выключать сознание женщины, стимулируя ее клауструм. У женщины эпилепсия, поэтому команда использовала глубокие мозговые электроды для записи сигналов из разных областей мозга, чтобы выяснить, откуда возникают ее припадки. Один электрод был расположен рядом с клауструмом, областью, которая никогда раньше не стимулировалась.

Когда команда поразила область высокочастотными электрическими импульсами, женщина потеряла сознание. Она перестала читать и тупо уставилась в пространство, она не реагировала на слуховые или визуальные команды, и ее дыхание замедлилось. Как только стимуляция прекратилась, она сразу же пришла в сознание, не помня об этом событии. То же самое происходило каждый раз, когда область стимулировалась в течение двух дней экспериментов ( Эпилепсия и поведение , doi. org/tgn).

Чтобы подтвердить, что они влияли на сознание женщины, а не только на ее способность говорить или двигаться, команда попросила ее повторить слово «дом» или щелкнуть пальцами до начала стимуляции. Если бы стимуляция нарушала работу области мозга, отвечающей за движение или язык, она почти сразу же перестала бы двигаться или говорить. Вместо этого она постепенно говорила тише или двигалась все меньше и меньше, пока не потеряла сознание. Поскольку не было никаких признаков эпилептической активности мозга во время или после стимуляции, команда уверена, что это не было побочным эффектом припадка.

Кубисси считает, что результаты действительно свидетельствуют о том, что клауструм играет жизненно важную роль в запуске сознательного опыта. «Я бы сравнил это с автомобилем, — говорит он. «У автомобиля на дороге есть много частей, которые облегчают его движение — газ, коробка передач, двигатель, — но есть только одно место, где вы поворачиваете ключ, и все это включается и работает вместе. Так что, хотя сознание — это сложный процесс, созданный множеством структур и сетей, мы, возможно, нашли ключ».

Сознание создается многими структурами и сетями, но мы, возможно, нашли ключ зажигания

Вопреки интуиции команда Кубейси обнаружила, что потеря сознания у женщины была связана с усилением синхронности электрической активности или мозговых волн в лобных и теменных областях мозга, которые участвуют в сознательном восприятии. Хотя считается, что разные области мозга синхронизируют деятельность, чтобы связать воедино различные аспекты опыта, слишком большая синхронизация, по-видимому, вредна. Мозг не может отличить один аспект от другого, останавливая возникновение связного опыта.

Поскольку подобные мозговые волны возникают во время эпилептического припадка, команда Кубейси теперь планирует выяснить, может ли низкочастотная стимуляция клауструма вернуть их к нормальному состоянию. По его словам, возможно, стоит попробовать даже людям, находящимся в минимальном сознании. «Возможно, мы могли бы попытаться стимулировать этот регион, пытаясь вывести их из этого состояния».

Можно попытаться стимулировать эту область у человека в минимальном сознании, чтобы попытаться вывести его из этого состояния

Анил Сет, изучающий сознание в Университете Сассекса, Великобритания, предупреждает, что мы должны быть осторожны, интерпретируя поведение на основе исследования одного конкретного случая. У женщины отсутствовала часть гиппокампа, который был удален для лечения эпилепсии, поэтому она не представляет собой «нормальный» мозг, говорит он.

Тем не менее, он отмечает, что самое интересное в этом исследовании заключается в том, что человек все еще не спал. «Обычно, когда мы смотрим на состояния сознания, мы сравниваем бодрствование со сном, кому с вегетативным состоянием или анестезию». Большинство из них связаны с изменениями бодрствования, а также сознания, но не в этот раз, говорит Сет. «Поэтому, несмотря на то, что это исследование одного случая, оно потенциально довольно информативно о том, что происходит, когда вы выборочно модулируете сознание в одиночку».

«Фрэнсис был бы очень доволен», — говорит Кох, которому жена Крика сказала, что на смертном одре Крик галлюцинировал спор с Кохом о клауструме и его связи с сознанием.

«В конечном счете, если мы знаем, как создается сознание и какие части мозга задействованы, мы можем понять, у кого оно есть, а у кого его нет», — говорит Кох. «Есть ли он у роботов? У плодов? Кошка или собака или червяк? Это исследование невероятно интригует, но это один кирпичик в большом здании сознания, которое мы пытаемся построить».

Эта статья появилась в печати под заголовком «Сознание — мы попали в его золотую середину»

Еще по этим темам:

  • психология
  • мозги
  • эпилепсия
  • электричество

Надвигающиеся изменения в глобальном сознании: наше архаическое возрождение

В 1974 году американский профессор психологии доктор Клэр У. Грейвс написала для журнала The Futurist статью под названием «Человеческая природа готовится к важному скачку». Грейвс описал надвигающееся изменение в человеческом сознании, которое, по его словам, будет:

…самым трудным, но в то же время самым захватывающим переходом, с которым человечество сталкивалось на сегодняшний день. Это не просто переход на новый уровень существования, а начало нового «движения» в симфонии человеческой истории.

Его заявление было не просто предположением, оно было основано на семи годах полевых исследований плюс почти 20 лет анализа данных. К сожалению, он умер, не успев опубликовать результаты своих исследований, и поэтому его работа остается в значительной степени неизвестной. Теория Грейвса была использована в качестве основы для книги «Спиральная динамика » (Beck & Cowan, 1996), и большинство его оригинальных исследовательских работ в конечном итоге были опубликованы как The Never Ending Quest (Cowan & Todorovic, 2005).

Находки доктора Грейвса представляют собой достоверную карту того, что философ и пионер психоделии Теренс МакКенна назвал Архаичным возрождением. Согласно Грейвсу, человечество действительно совершает важный скачок в сознании, который отчасти характеризуется повторным появлением архаичных тем. Одна из этих тем — трайбализм; не регресс к древнему трайбализму, а появление единого глобального племени.

Грейвс описал человеческое развитие как «разворачивающийся, возникающий, колебательный, спиралевидный процесс», отмеченный поступательным движением вверх через все более сложные этапы. Это восходящее движение является адаптивной реакцией на изменяющиеся условия нашей жизни. Так как наша жизнь становится более сложной (т. е. более связанной), мы вынуждены развивать более высокое, более сложное мышление и поведение, чтобы справиться с ситуацией.

Одним из особых даров, которые доктор Грейвс привнес в область психологии развития, была его способность распознавать образы. Он обнаружил, что один и тот же процесс изменений и одни и те же этапы развития можно наблюдать в эволюции нашего вида, от охотников-собирателей до наших дней; в развитии индивидуума от младенца к взрослому, а также в развитии социальных групп. Подобно фракталу, один и тот же паттерн проявляется на всех масштабах.

Стадии развития

Исходные данные, собранные Грейвсом в 1950-х годах, предполагали существование семи стадий человеческого развития. Однако в ходе его исследования некоторые из его испытуемых, которые демонстрировали поведение Стадии 7, изменились на более сложный образ жизни, на восьмую стадию, что было совершенно неожиданно. В то время ни одна другая теория не имела более семи стадий, и широко считалось, что стадия 7 является вершиной психологической зрелости. В конце концов Грейвс пришел к выводу, что человеческое развитие — это неограниченный процесс адаптации, и в будущем, вероятно, возникнет больше этапов. Карта восьми этапов и связанных с ними тем показана на рисунке 1 (ниже).

Рисунок 1. Стадии развития

Глядя на карту стадий с точки зрения отдельного человека, мы начинаем жизнь на стадии выживания, когда в детстве вся наша энергия и внимание тратятся на то, чтобы просто делать то, что необходимо для выживания. По мере нашего роста мы переходим на стадию племени, на которой исследуются семейные и расширенные семейные отношения, а также связанные с ними обычаи и авторитеты. Третий, эгоцентрический этап приводит нас к исследованию нашей личной силы и идентичности, во время которого (будучи мятежными подростками) мы пытаемся вырваться из племенной динамики.

Обратите внимание, как каждый новый этап вложен поверх предыдущих этапов (показаны на рис. 1 в виде вложенных цветных фигур). Каждая стадия добавляет к нашему репертуару новую способность справляться с трудностями, но, как того требуют жизненные условия, мы можем (и делаем) двигаться вниз, чтобы действовать с предыдущих стадий, когда это уместно. Одним из примеров является наша способность естественным образом переключаться с относительно сложного поведения на рабочем месте на менее сложное и более подходящее поведение в семейной ситуации.

С каждым новым этапом возникает новое мировоззрение со связанными с ним интересами, мотивами и предпочтениями. Переход от одного этапа к другому представляет собой серьезное или трансформационное изменение, которое (например) иногда может привести к изменению рода занятий или даже направления жизни.

Продвижение по этапам не является данностью. Это зависит от наших жизненных условий, которые включают нашу личную историю (нашу обусловленность) и текущие проблемы, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Только в том случае, если перед нами стоят новые, более сложные проблемы и если возможности нашего текущего этапа не соответствуют задаче, возможность прогресса возникает благодаря нашему внутреннему процессу адаптации.

В качестве простого примера, переход от тихой сельской жизни к напряженной корпоративной работе в городе приводит к увеличению сложности. Такого рода изменения могут активировать наш процесс адаптации, который происходит на глубоком внутреннем уровне за пределами сознательного разума. Некоторые люди могут не адаптироваться, несмотря на разные условия жизни. Грейвс пришел к выводу, что мы можем временно застрять или даже навсегда закрыться от процесса изменения в результате определенной обусловленности.

Многие исследования показали, что невозможно пропустить стадию развития; они должны проходиться последовательно. Каждый новый этап строится на предыдущем, и по мере того, как мы переходим от одного этапа к другому, возникает естественная тенденция отвергать ценности предыдущего этапа в пользу наших новых ценностей.

В последовательности этапов, как показано на рис. 1, попеременно акцентируются темы индивидуальности (самовыражение) и сообщества (самопожертвование). Стадии с нечетными номерами фокусируют внимание на Я/Я/Мое, а стадии с четными номерами фокусируются на Мы/Нас/Наше. Эта динамика подобна маятнику, который качается вперед и назад, когда мы движемся вверх. В конечном счете, это пример динамического баланса противоположностей, Инь и Ян, который мы находим во всех природных системах.

Изменение между стадиями

Опыт перехода от одной стадии к другой (см. рис. 2) ведет нас от стабильности на старой стадии через путешествие в стресс и хаос, где старая стадийная структура разваливается, а затем к реорганизации на новом, более сложном этапе. Вы заметите, что показаны два возможных пути, отмеченные как эволюционное и революционное изменение. Революционные изменения предполагают прорыв и квантовый скачок, тогда как эволюционные изменения предполагают гораздо более раннюю реакцию и, следовательно, меньшую коррекцию. Изменения между этапами обычно идут по пути революционных изменений.

Рисунок 2. Процесс изменения

Зеленая линия на рисунке 2 представляет наши исходные жизненные условия с тенденцией к усложнению. Когда мы достигаем точки стабильности и остаемся там, мы в конечном итоге выпадаем из синхронизации с нашими жизненными условиями по умолчанию из-за их постоянного изменения. Стресс и хаос возникают из-за разрыва между тем, что требуют от нас наши жизненные условия, и нашей реальной способностью справляться. Чем больше разрыв, тем больше стимул для изменений. Во время фазы хаоса наши старые структуры разваливаются, готовясь к повторной сборке во что-то новое.

Точно так же, как схема прогрессии стадий, эта модель изменения также очевидна на всех уровнях, от индивидуума к группе и эволюции нашего вида. Вы заметите, как это напоминает восходящее и заходящее Солнце. Многие древние культуры осознали эту аналогию и использовали Солнце в качестве духовного символа для обозначения пути человека. Он также может представлять собой цикл смерти и реинкарнации.

Этот образец изменения является архетипическим человеческим опытом. Это то, что философ Джозеф Кэмпбелл назвал путешествием героя. Герой покидает свой дом (стабильность) в результате какого-то звонка, нарушающего комфортный образ жизни, отправляется в путешествие и сталкивается с испытаниями и испытаниями (стресс). В какой-то момент происходит серьезное испытание (хаос), и герой претерпевает символическую смерть и возрождение (переход через барьер). Наш герой выходит из испытания с каким-то подарком (обновлением) и начинает путешествие домой, где он или она поднимается на высоту (новая стабильность) в знак признания их достижений.

«Как исторический культурный феномен… всякий раз, когда в человеке происходил переход, всегда наблюдался большой всплеск употребления наркотиков». можно проследить до самой ранней письменной истории. В большинстве, если не во всех культурах есть записи об использовании священных растений, медитации, звука или физического стресса в качестве средств для достижения этой цели. Причины многочисленны и разнообразны, но включают инициацию, исцеление, гадание и расширение сознания. Чаще всего практика была частью духовной традиции.

В Integral Psychology (Wilber, 2000) Кен Уилбер объясняет, что каждый, независимо от того, на какой стадии развития он находится, имеет ежедневный доступ к нормальным состояниям сознания; а именно грубое (бодрствование), тонкое (сновидение) и причинное (глубокий сон). В измененном состоянии человек может ненадолго получить доступ к тонкому и причинному царствам, еще бодрствуя.

Измененные состояния часто описываются как психические или мистические, и они могут вызывать чувства или озарения, типичные для более высоких стадий развития, как показано Грейвсом. Уилбер объясняет, что личностный рост до этих более высоких стадий частично включает преобразование временных переживаний измененного состояния в постоянные реализации.

При регулярной практике осознанности в соответствующей обстановке озарения, обретаемые в измененных состояниях, могут ускорить наше личное развитие. Неудивительно, что нас естественным образом тянет к измененным состояниям, особенно во времена перемен.

Мы живем в особое время?

Некоторые источники предполагают, что 2012 год знаменует собой время значительных перемен. Согласно древнему календарю майя, он знаменует собой конец Длинного счета в 5126 лет, а также конец цикла Девяти подземных миров, который начался с сотворения нашей вселенной (Calleman, 2004). В своей теории Timewave Zero (T&D McKenna, 1975) Теренс МакКенна предполагает, что 2012 год будет временем «максимальной новизны» (новизна означает «новая или незнакомая вещь или опыт»). Хотя эти идеи открыты для интерпретации, интересно, что они имеют некоторые корреляции с результатами исследований доктора Грейвса.

Согласно Грейвсу, самые значительные изменения, когда-либо наблюдаемые в человеческом сознании, происходят во время перехода от Стадии 6 к Стадии 7, и, соответственно, когда критическая масса людей достигнет этого перехода, наш мир испытает необычайные изменения. Однако Грейвс не пытался предсказать будущее, он просто наблюдал за человеческой природой. Однажды он написал:

‘Я не стоял на вершине горы Синай и не получил слово Иеговы для развития этой теории. Эта точка зрения возникла в ходе очень длинной серии исследований».

Однако существует корреляция между темами человеческих стадий Грейвса и темами некоторых подземных миров майя. Существует также аналогичная схема временных циклов как в историческом появлении подземных миров, так и в появлении стадий Грейвса, причем каждый новый подземный мир и стадия короче по продолжительности, чем предыдущая.

Хотя ничто из этого не дает убедительных доказательств грядущих изменений в 2012 году, изучая характеристики более высоких стадий Грейвса, мы можем получить некоторое представление о том, что включает в себя наш важный скачок в сознании и насколько далеко он может быть. Важно помнить, что Грейвс нашел несколько человек, которые уже перешли на 7-й и 8-й этапы еще в 1950-х годах, и он понял причины этого.

Стадия 6 – Подготовка к скачку

Грейвс отметил, что все стадии с 1 по 6 были сосредоточены на поддержке себя в мире и что все они неизбежно вызывали чрезмерное поведение. Проблемы, вызывающие появление Стадии 6, связаны с излишествами Стадии 5. А именно: материализм и чрезмерное потребление, выгорание из-за того, что слишком много времени и усилий тратится на достижение личных целей, растущий социальный разрыв между имущими и неимущими, доминирование бессилие, близорукость и слишком большой индивидуализм, приводящие к чувству одиночества и отсутствия общности.

Из этих предполагаемых проблем возникает поведение Стадии 6, которое пытается восстановить равновесие. Поведение на стадии 6 ориентировано на сообщество и ценит личные чувства и социальные связи. Он верит, что все относительно и что истин много, а не одна. Решения принимаются на основе консенсуса, ресурсы используются совместно и/или перерабатываются, а мир и гармония высоко ценятся.

На этапе 6, помимо сосредоточения внимания на окружающей среде, сообществе и социальной справедливости, появляется сильное желание исследовать внутреннюю работу человека. Это приводит к глубокому самоанализу. Нас тянет пересмотреть все наши предыдущие стадии на внутреннем уровне и исцелить прошлые травмы, хранящиеся в нашем теле и душе. Одним из неприятных побочных эффектов этого процесса является повышенная склонность к депрессии и членовредительству.

Быстрое сканирование мира в 2011 году показывает всплеск поведения на стадии 6, особенно в западных странах. Это проявляется в популярности социальных сетей, растущей озабоченности сообщества биосферой и ресурсами Земли, растущем неприятии наших экономических систем, в которых доминирует 5-й этап, и росте общественных движений, активно протестующих против и в некоторых случаях мирно свергающих правительства, которые действуют из мышление на ранней стадии. Эти данные свидетельствуют о том, что мы быстро движемся к критической массе людей, находящихся на стадии 6. Трудно сказать, сколько людей составляет критическую массу, но с помощью технологий социальных сетей она, вероятно, меньше, чем раньше.

Стадия 7 – Прыжок

Грейвс писал, что способность справляться или «психологическое пространство» Стадии 7 больше, чем сумма всех предыдущих стадий вместе взятых. Это глубокое изменение, которое открывает многомерное осознание, не похожее ни на что, что было раньше. Стадия 7 — первая из тех, которые Грейвс назвал уровнями «бытия», когда наше внимание переходит от установки на выживание к обдумыванию вопроса: кем я являюсь в этом мире?

Проблемы, вызывающие возникновение 7-й стадии, возникают из-за излишеств 6-й стадии плюс совокупные излишества 3-й, 4-й и 5-й стадий. Многие социальные проблемы начинают накладываться друг на друга, увеличивая степень сложности. К ним относятся истощение природных ресурсов, перенаселение, изменение климата и конфликты. В то время как Стадия 6 имеет благие намерения, большинство предпринятых ею решений наивны и демонстрируют неспособность понять сложные адаптивные системы. В некоторых случаях они даже ухудшают ситуацию.

Из этих предполагаемых проблем возникает поведение Стадии 7, которое характеризуется отсутствием страха как мотивирующего фактора и отсутствием компульсивности. Столкнувшись с проблемами, которые ошеломили бы других, Стадия 7 выходит за рамки объективного, рационального подхода к беспристрастному когнитивному знанию; трансрациональная интуиция. С непривязанностью приходит способность справляться с проблемами, не захлебываясь ими.

Эхо темы выживания этапа 1, но на глобальном уровне, этап 7 видит острую необходимость в восстановлении нашего мира, чтобы жизнь во всех ее формах, но особенно человечество, могло обеспечить долгосрочное выживание. Подход Стадии 7 заключается в рассмотрении системного целого, работающего одновременно в нескольких измерениях. Он легко адаптируется и впервые в истории человечества обладает сознательной способностью переключаться между различными наборами поведения. Если возникает проблема, требующая типичного решения, например, для этапа 5, то этап 7 может адаптироваться к работе, аналогичной этапу 5.

Беглый осмотр современного мира обнаруживает все больше свидетельств поведения на 7-й стадии, но из-за его хамелеоноподобной приспособляемости его трудно увидеть. Ищите людей, которые проявляют бесстрашие, которые хорошо принимают других, но при этом ясно понимают, что нужно делать; кто избегает борьбы с архаичными системами и правительствами, предпочитая вместо этого прилагать минимальные усилия для достижения максимального эффекта. Перефразируя Бакминстера Фуллера, эти люди будут создавать новые системы, которые сделают старые системы устаревшими. Когда Стадия 7 достигнет критической массы, наш мир изменится радикально и быстро.

Стадия 8 – Неоплеменное возрождение

Стадия 8 была самой продвинутой стадией, которую задокументировал Грейвс, хотя только шесть человек из 1065 человек, которых он исследовал (0,006%), показали ее наличие.

Основная задача, которая приводит к возникновению стадии 8, заключается в том, как установить новый образ жизни, гармонирующий со всеми людьми, другими формами жизни и природными системами нашей планеты. В то время как 7-й уровень стремился разрешить различные кризисы, возникшие из-за эксцессов 1-6-го уровня, теперь наше мышление обращается к долгосрочной стабильности. Мы начинаем видеть Землю как единую сложную живую систему со своим разумом, а себя — как неотъемлемую часть всего этого.

Поведение на стадии 8 характеризуется, по словам самого Грейвса, «почти мистическим» характером, который полагается на чувства и интуицию гораздо больше, чем на любой предыдущей стадии. Он охватывает тайну существования и признает, что есть вещи, которые мы никогда не можем узнать; все, что мы действительно можем сделать, это просто быть.

Точно так же, как Стадия 7 имеет сходство с выживанием Стадии 1, Грейвс увидел, что Стадия 8 представляет собой гораздо более сложную версию трайбализма Стадии 2. Теперь племя — это само человечество, а наша священная земля — планета Земля. Наметилась тенденция к ненавязчивому минималистичному образу жизни, находящемуся в гармонии с природой, при сохранении всех преимуществ наших высоких технологий. Существует также признание того, что человеческое племя включает в себя широкий спектр людей, разбросанных по многим стадиям развития. Таким образом, устойчивая жизнь означает признание, воспитание и руководство всеми этими разными людьми, их культурами, мировоззрениями и их взаимодействием с планетой и ее ресурсами.

Как и стадию 7, стадию 8 трудно увидеть в мире из-за ее минималистского подхода и хамелеоноподобной приспособляемости. Однако появляется все больше свидетельств неоплеменного возрождения по всей планете, включая растущий интерес к неошаманизму и использованию энтеогенных растений в качестве союзников в нашем собственном эволюционном процессе. Ищите людей, обладающих способностями и характеристиками 7-й ступени, но сосредоточенных на интуитивном чувстве, а не на знании, настаивающих на сотрудничестве и доверии и помнящих о долгосрочной устойчивости на планетарном уровне.

Наше многоуровневое развитие

Согласно исследованиям доктора Грейвса, мы действительно приближаемся ко времени значительных и быстрых глобальных изменений. Однако, в отличие от некоторых предсказаний Нью Эйдж, мы вряд ли увидим внезапный скачок в сознании, который затронет всех одновременно. Наоборот, история показывает, что человеческая эволюция — это эмерджентный, колеблющийся, спиральный, разворачивающийся процесс, который со временем имеет приливы и отливы. Например, поведение Стадии 6, вспыхивающее в настоящее время во всем мире, было впервые замечено в середине 1800-х годов, когда в США возникло движение за гражданские права. Вероятно, она вдохновила Эйнштейна на создание теории относительности и сыграла заметную роль в контркультурном движении 19-го века.60-е годы. Это также повлияло на мышление, стоящее за Всемирной паутиной, и на рост экологических движений.

Стадия 7 также существует некоторое время, вероятно, вдохновив рождение квантовой науки в начале 1900-х годов. Однако когда критическая масса людей достигнет Стадии 7, это глобальное влияние будет сильнее, чем любое другое изменение в истории человечества. Мы можем ожидать значительных изменений в наших способах управления, наших социальных системах и наших технологиях. Опять же, это постепенное развертывание, которое уже происходит, но текущие данные свидетельствуют о том, что мы увидим культурный эквивалент рекордного квантового скачка в недалеком будущем. Измененные государственные практики, возрожденные неоплеменными первооткрывателями стадии 8, вполне могут сыграть значительную роль в ускорении этого процесса. Наблюдайте за этим психологическим пространством!

**Эта статья написана Стивом Макдональдом и первоначально была опубликована в Entheogenesis Australis (EGA) Journal 3 – 2011/2012 (декабрь 2011 г.)**

Жаждете большего? Посмотрите это бонусное видео! (источник)

Это видео ниже представляет собой прекрасный пример процесса изменений, включая динамику изменений, которая ведет нас между стабильностью и хаосом, а также продвижение по этапам возрастающей сложности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *