Разбор задания №22 ЕГЭ по обществознанию
Поиск информации в тексте
Двадцать второе задание ЕГЭ по обществознанию также предполагает работу с текстом и поиск в нем информации, однако теперь ответ заключается не в простом цитировании авторских слов – нужно самостоятельно выделить и охарактеризовать то, что требуется в задании, а иногда еще и привести какие-то дополнительные аргументы, основываясь на собственных знаниях. За это также можно получить два первичных балла.
Разбор типовых вариантов задания №22 ЕГЭ по обществознанию
Первый вариант задания
Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они отмечают важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»: поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).
Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.
Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа, получившие в социологии особые названия.
Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.
Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идёт по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под её воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить своё поведение на основе этого понимания.
Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолженной, социализации.
В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь.
Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация и ресоциализация. Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить всё богатство утраченных ценностей, норм и ролей.
(В. В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко, С. И. Самыгин)
Чем, по мнению авторов, различается протекание процесса социализации у детей и взрослых (используя текст, приведите одно различие)? Привлекая обществоведческие знания, укажите другие два различия.
Сначала авторы рассуждают о процессе социализации вообще, а в предпоследнем абзаце сравнивают прохождение этого процесса в детстве и во взрослом возрасте. Выпишем их точку зрения и вспомним, что мы знаем по теме социализации из курса обществознания. Получаем ответ:
Различия в протекании процессов социализации у детей и взрослых:
- В детском возрасте в жизни человека не происходит резких изменений, исключая отдельные случаи, социализация проходит плавно, равномерно, представляет собой процесс накопления новых знаний, ценностей и норм. А во взрослом возрасте на первый план выходят десоциализация и ресоциализация.
- В детском возрасте процесс социализации в основном осуществляется с помощью игр, а во взрослом происходит с помощью других видов деятельности.
- В детстве на социализацию большое влияние оказывают агенты первичной социализиации (которыми являются родственники, родители), а во взрослом на первый план выходят агенты вторичной социализации( различные организации, общественные учреждения).
Второй вариант задания
Долгое время в политической науке понятия «гражданское общество» и «государство» не различались, использовались как тождественные. Однако начиная с середины XVII в. процессы дифференциации различных сфер общества, освобождения их из-под всеохватывающей государственной власти, обособления автономного и независимого индивида с его неотъемлемыми правами и свободами потребовали отражения в общественном сознании и науке двух тенденций социального прогресса. С одной стороны, нарастание спонтанности и стихийности в социальном развитии было отражением стремления индивида к свободе и автономии от государства и форм коллективной жизни. Процесс становления автономных от государства сфер жизнедеятельности человека отразило понятие «гражданское общество». С другой стороны, потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества, согласовании и интеграции устремлений индивидов и социальных групп выразило понятие «государство».
Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности. В реальной жизни общества разделение гражданского общества и государства достаточно условно, но в науке оно необходимо для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.
Таким образом, гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и межличностных отношений создаёт условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.
(Р. Т. Мухаев)
Назовите любые две функции государства, о которых говорится в тексте. Укажите ещё одну функцию.
В тексте функции государства названы как в конце первого абзаца, так и в середине второго. Выпишем две любые функции из текста и допишем еще одну, известную нам из курса обществознания. Получаем ответ:
Функции государства:
- Обеспечение целостности общества;
- Обеспечение условий для реализации прав и свобод людей;
- Обеспечение безопасности жителей, охрана границ и поддержание правопорядка.
Также можно назвать такие функции, как: организация и регулирование экономических процессов, осуществление социального обеспечения и справедливого распределения благ, отстаивание национальных интересов на международном уровне, охрана природы, поддержка духовных ценностей и т.д.
Третий вариант задания
Если само право — это социально-регулятивная система, то регулирует она прежде всего и главным образом поведение человека, то, как он действует, как должен действовать. Вот почему теория права традиционно обращается прежде всего к характеристике поведения, вырабатывая критерии, которые позволили бы оценить конкретное поведение. Ведь именно поведение выступает итогом, результатом реализации права, и только эти оценки могут ответить на вопрос — соответствует ли поведение правовым требованиям или, напротив, отклоняется от этих требований, правомерно ли оно или противоправно… Таким образом, юридический интерес к поведению — это также одно из важных направлений в познании права как целостного социального института. Теория права при этом выделяет и формулирует только то, что органично связывает поведение с правовым воздействием, с регулятивной природой права.
На первом месте при этом оказывается проблема мотивов поведения: участвуют ли в формировании этих мотивов правовые требования или их природа знает иные, может быть, более глубокие пласты, причины. Конечно, это область знания не только теории права. Здесь она основательно пересекается с другими науками, и прежде всего — с психологией. Теория права в этой области во многом использует современные наработки именно психологии, особенно — социальной психологии.
Современный научный уровень знания последовательно связывает мотивы поведения с интересами, определяя последние как объективные или субъективные потребности жизнедеятельности субъектов права. Различают личные, общественные, государственные, национальные и иные интересы.
У физических лиц интерес всегда формирует те или иные личностные установки, предрасположенности, штампы, ценностные ориентиры, цели, способы их достижения и иные сознательные и эмоциональные стороны поведения, которые знать и учитывать особенно важно при правоприменении.
Эти установки могут формировать различные стереотипы поведения личности. Например, прагматические, когда всё поведение субъекта права оценивается, «пропускается» сквозь призму выгодности или пагубности «для себя». Одной из психологических форм такого поведения является эгоизм и его крайние проявления в виде эгоцентризма. Вместе c тем эгоизм может формировать мотивы предприимчивости, деловитости, карьерности (a не только карьеризма), что в общем не заслуживает негативной оценки.
В свою очередь, иные установки могут формировать мотивы, определяющие поведение, полезное для «ближнего», для общества, так называемые альтруистические мотивы. Альтруизм, так же как и эгоизм, имеет различные уровни и формы проявления и также определяется в конечном счёте осознанными или «прочувствованными» интересами. Одна из древних альтруистических форм — это установка на самопожертвование для помощи тому, кто в этом нуждается‚ во имя общественных идеалов и целей.
( А.Б. Венгеров )
Как автор определил интересы? Какие виды интересов он выделил? Приведите примеры интересов любых двух видов.
Об интересах автор начинает говорить в третьем абзаце текста, сразу давая их определение, которое мы и перепишем в начале нашего ответа. Далее он перечисляет виды интересов; в ответе нужно будет привести примеры любых двух из них (мы приводим примеры всех видов для удобства пользователей).
Ответ выглядит так:
Интересы – объективные или субъективные потребности жизнедеятельности субъектов права.
Виды и примеры интересов:
- личные (например, какой-либо гражданин хочет приобрести автомобиль)
- общественные (например, жители какого-либо квартала вместе добиваются открытия филиала поликлиники)
- государственные (укрепление политической стабильности, развитие демократии, совершенствование федеративных отношений)
- национальные (сохранение языка и культуры, суверенитет, национальная целостность)
spadilo.ru
Какие у человека могут быть интересы?
Личные интересы – это то, что привлекает каждого индивидуума. Об интересах можно говорить очень долго. Перечислим только самые необычные и привычные «предметы» интересов.Личные интересы и их предметность:
Чтение. Книг – масса. При чем, как обыкновенных («живых») , так и электронных. Большинство людей предпочитают первый вариант книг, так как второй очень плохо воспринимается.
Общение. Оно – повсюду и везде… . Без коммуникации – никак. Но общаться в кругу друзей – приятное удовольствие.
Коллекционирование. Все, что угодно, коллекционировать можно. Даже обычные диски с фильмами или компьютерными программами. Некоторые коллекционируют свои личные дневники.
Спорт. Мир спорта – обширен. В нем столько пространства и просторов. Самый популярный вид спорта – футбол. От него просто плавятся мониторы.
Сканворды и кроссворды. И не только женское это занятие! Сканворды и кроссворды любят мужчины разгадывать. Особенно тогда, когда по телевизору совсем нечего смотреть, или с супругой не клеится что-то.
Компьютерные игры. Интерес не угас еще со времен приставки. Помните такие «игрушки» с джойстиками? Помните, как украшали они ваше и без того счастливое детство?
Азартные игры. К сожалению, хорошего в них не так и много. А вот людей (и плохих, и хороших) , которым интересны игры такого плана, «обнаруживается» много.
Музыка. Нет ни одного клуба, ни одного кафе, из которого бы не доносилась приятная мелодия или шикарная песня, которая успела завоевать сердца миллионов людей. Музыка не смолкает и в плеерах… .
Кино.
Автомобили и мотоциклы. О, железные кони! Они покорили собой и женщин, и мужчин, и девушек, и парней.
Интернет. Пожалуй, самый «богатый» интерес.
Фотосъемки. Людям нравится как фотографировать, так и фотографироваться. Хорошо, если у них есть отличные условия для данного хобби.
Нумизматика. В принципе, ее можно «переселить» к коллекционированию. Но лучше выделять отдельно, так как нумизматика – довольно интересная штука. Кстати, нумизматика – наука о монетах.
Живопись. Очень помогает самовыражению и поиску себя. Не всем, но помогает. Особенно тогда, когда такому виду искусства лежит душа.
Писательская деятельность. Стихи, романы, проза. Все это, как вы понимаете, не может возникать на пустом месте. Люди, которые творят, живут этим и дышат. Если говорить о текстах песен, положенных на музыку – все гораздо романтичнее. Здорово, когда слышишь свое творение в одном из тихих двориков, которое прекрасно исполнено под аккомпанемент гитары.
Фелинология. Наука о кошках. Мало у кого нет этих домашних животных. Все они настолько разные, что без их изучения никак не обойтись.
Астрология. Можем «приписать» ее к гороскопам, чтобы было наиболее ясно. Многие относятся к гороскопам, как и к приметам: с суеверием и с дрожью.
Психология. Бесконечная и непредсказуемая! Многим, по описанию, напоминает женские характеры. Психология правит миром эмоций и чувств, помогая людям их же и изучать.
Стенография. Назовем иначе этот интерес так: шифрование персональной информации. Если написать стенографическими «значками» то, что является важным, но не требующим разглашения – стоит выучить этот «язык» .
Дизайн. Море передач посвящены дизайнеру. Есть несколько видов дизайна, которые стали наиболее популярными.
Модельный бизнес. Он привлёк бы практически всех женщин планеты, если бы не эти общепринятые модельные стандарты. Да и внешность разная у всех девушек. И миру моделей угождать нужно.
Кулинария. Искусство готовить – это действительно искусство
Паркур. Вы, наверняка, наслышаны об этом «чуде» . Парни очень легко ходят по стенам домов, могут шагать по потолку… . Привлекает?
Хореография. И танцы, и аэробика, и пластика. Есть и те, кого привлекает стрип – пластика. В наше время нет ничего постыдного в таком увлечении.
http://ladyeve.ru/interesnoe/potrebnosti-i-interesy-cheloveka-v-zhizni.html
otvet.mail.ru
Какие у человека могут быть интересы?
Личные интересы – это то, что привлекает каждого индивидуума. Об интересах можно говорить очень долго. Перечислим только самые необычные и привычные «предметы» интересов. Личные интересы и их предметность: Чтение. Книг – масса. При чем, как обыкновенных («живых») , так и электронных. Большинство людей предпочитают первый вариант книг, так как второй очень плохо воспринимается. Общение. Оно – повсюду и везде… . Без коммуникации – никак. Но общаться в кругу друзей – приятное удовольствие. Коллекционирование. Все, что угодно, коллекционировать можно. Даже обычные диски с фильмами или компьютерными программами. Некоторые коллекционируют свои личные дневники. Спорт. Мир спорта – обширен. В нем столько пространства и просторов. Самый популярный вид спорта – футбол. От него просто плавятся мониторы. Сканворды и кроссворды. И не только женское это занятие! Сканворды и кроссворды любят мужчины разгадывать. Особенно тогда, когда по телевизору совсем нечего смотреть, или с супругой не клеится что-то. Компьютерные игры. Интерес не угас еще со времен приставки. Помните такие «игрушки» с джойстиками? Помните, как украшали они ваше и без того счастливое детство? Азартные игры. К сожалению, хорошего в них не так и много. А вот людей (и плохих, и хороших) , которым интересны игры такого плана, «обнаруживается» много. Музыка. Нет ни одного клуба, ни одного кафе, из которого бы не доносилась приятная мелодия или шикарная песня, которая успела завоевать сердца миллионов людей. Музыка не смолкает и в плеерах… . Кино. Автомобили и мотоциклы. О, железные кони! Они покорили собой и женщин, и мужчин, и девушек, и парней. Интернет. Пожалуй, самый «богатый» интерес. Фотосъемки. Людям нравится как фотографировать, так и фотографироваться. Хорошо, если у них есть отличные условия для данного хобби. Нумизматика. В принципе, ее можно «переселить» к коллекционированию. Но лучше выделять отдельно, так как нумизматика – довольно интересная штука. Кстати, нумизматика – наука о монетах. Живопись. Очень помогает самовыражению и поиску себя. Не всем, но помогает. Особенно тогда, когда такому виду искусства лежит душа. Писательская деятельность. Стихи, романы, проза. Все это, как вы понимаете, не может возникать на пустом месте. Люди, которые творят, живут этим и дышат. Если говорить о текстах песен, положенных на музыку – все гораздо романтичнее. Здорово, когда слышишь свое творение в одном из тихих двориков, которое прекрасно исполнено под аккомпанемент гитары. Фелинология. Наука о кошках. Мало у кого нет этих домашних животных. Все они настолько разные, что без их изучения никак не обойтись. Астрология. Можем «приписать» ее к гороскопам, чтобы было наиболее ясно. Многие относятся к гороскопам, как и к приметам: с суеверием и с дрожью. Психология. Бесконечная и непредсказуемая! Многим, по описанию, напоминает женские характеры. Психология правит миром эмоций и чувств, помогая людям их же и изучать. Стенография. Назовем иначе этот интерес так: шифрование персональной информации. Если написать стенографическими «значками» то, что является важным, но не требующим разглашения – стоит выучить этот «язык» . Дизайн. Море передач посвящены дизайнеру. Есть несколько видов дизайна, которые стали наиболее популярными. Модельный бизнес. Он привлёк бы практически всех женщин планеты, если бы не эти общепринятые модельные стандарты. Да и внешность разная у всех девушек. И миру моделей угождать нужно. Кулинария. Искусство готовить – это действительно искусство Паркур. Вы, наверняка, наслышаны об этом «чуде» . Парни очень легко ходят по стенам домов, могут шагать по потолку… . Привлекает? Хореография. И танцы, и аэробика, и пластика. Есть и те, кого привлекает стрип – пластика. В наше время нет ничего постыдного в таком увлечении. <a rel=»nofollow» href=»http://ladyeve.ru/interesnoe/potrebnosti-i-interesy-cheloveka-v-zhizni.html» target=»_blank» >http://ladyeve.ru/interesnoe/potrebnosti-i-interesy-cheloveka-v-zhizni.html</a>
вышивание, вязание, стрижка собак
У меня вк стоит чтение, кино, интернет))))))
предмет заинтересованности, желания и побудительные мотивы действий экономических субъектов. Принято выделять материальные, духовные, денежные, имущественные интересы, а также интересы человека, семьи, социальной группы, фирмы, отрасли, региона, государства, органов управления, коллективов.
Фотосъемки, паркур, путешествия, нумизматика
touch.otvet.mail.ru
8.7. Интересы
Среди различных психологических феноменов, принимаемых за мотив или побуждение к деятельности, большое внимание уделяется интересам.
По противоречивости суждений, высказываемых психологами, философами, экономистами, социологами по поводу того, что из себя представляет интерес, он не уступает другим феноменам, рассматриваемым в качестве побудителей активности человека. Оставляя в стороне рассмотрение интереса социально-экономическими науками, посмотрим, как понимают его возникновение, роль и сущность психологи.
Как считает Д. А. Кикнадзе (1968), потребность только тогда порождает интерес, когда ее удовлетворение встречает затруднения в силу каких-либо объективных или субъективных факторов. Беспрепятственное удовлетворение потребности не порождает интереса. Таким образом, с точки зрения этого автора интересы выражают противоречия между потребностями и условиями их удовлетворения. Когда потребность порождает интерес, неизбежно появляется цель деятельности; понятия «цель» и «интерес» — однопорядковые, пишет болгарский философ Васил Вичев (1978). Потребности приобретают сознательную, «смыслообразующую» силу через интерес, т. е. через полное понимание сущности потребности и способов ее удовлетворения, в результате чего мотивационный процесс принимает ясную и определенную направленность. Через интерес, пишет В. Вичев, осуществляется своеобразный переход от объективного к субъективному. И Гегель отмечал, что интерес преодолевает «произвол потребностей».
А. В. Петровский пишет, что интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания. Б. И. Додонов считает, что интерес — это специальный психический механизм, побуждающий человека к деятельности, приносящей эмоциональное насыщение. Наконец, в «Словаре по этике» (М., 1983) говорится, что «в человеческой психике интерес проявляется как побуждение, волевой импульс, направляющий действия человека. Осознанный интерес выступает как мотив, намерение, сознательно поставленная цель». Именно поэтому интерес рассматривается среди прочих мотивационных образований не только психологами, но и философами и социологами, хотя имеется и точка зрения, что интерес — не мотив и не стимул (Н. Г. Морозова, 1967).
Интерес, как отмечал И. Кант, принадлежит только человеку, а не животным. Он предполагает целеобразование, волю, чувства. При этом философы и социологи подчеркивают различия между потребностями и интересами. В отличие от потребностей, которые рассматриваются ими как непосредственное отношение к предмету потребления, интерес — это опосредованное отношение к последнему. Предметное содержание интереса — это не предмет потребности, а средства его достижения (Г. К. Черкасов, 1972). Интерес — это активное отношение субъекта к выбору оптимальных возможностей реализации цели.
Л. С. Выготский (1984) отмечает, что в субъективистской психологии интересы отождествлялись то с умственной активностью и рассматривались как чисто интеллектуальное явление, то помещались в сферу эмоциональных переживаний и определялись как радость от происходящего без затруднений функционирования наших сил, то выводились из природы человеческой воли. Э. Торндайк (1926) определял интерес как стремление посвятить свои мысли и действия какому-нибудь явлению, обращая внимание на его двигательную, побуждающую силу, на его динамическую природу. Он отмечал, что интересу сопутствует чувство подъема, умственного возбуждения, притяжение к предмету. В. Макдауголл (1923) считал, что в основе всякого интереса лежит врожденное инстинктивное стремление.
Вследствие таких разногласий С. А. Ананьин (1915) сделал вывод, что интереса как самостоятельного и единого психологического явления нет и что само это понятие должно быть изгнано из психологии и педагогики. К его предложению психологи не прислушались, да и вряд ли бы им это удалось, настолько прочно это понятие вошло в обыденный и научный лексиконы.
Л. С. Выготский под интересами понимал целостные динамические тенденции, определяющие структуру направленности реакций человека. Понимаемые так интересы он рассматривал как жизненные, органические процессы, коренящиеся глубоко в органической, биологической основе личности, но развивающиеся вместе со всей личностью. Именно из-за тесной связи интересов с биологической основой личности Л. С. Выготский считал, что интересы не приобретаются, а развиваются. Интерес появляется на основе влечений, и эту мысль он доказывает на примере полового созревания подростков: вместе с появлением полового влечения у них появляются и новые интересы. Вслед за К. Левиным он относил интересы к квазипотребностям, т. е. к ненастоящим потребностям, которые, однако, обладают такой же побудительной силой, как и настоящие.
Многообразие взглядов на интерес уже в наше время отмечали многие, в том числе А. Г. Ковалев и Б. И. Додонов, посвятившие ему как психологическому феномену специальные главы в своих монографиях. Так, первый отмечает, что одни психологи сводят интерес к осознанной потребности, другие — к направленности внимания, большинство же склоняется к определению интереса как познавательного отношения личности к действительности. Б. И. Додонов, в свою очередь, замечает, что интерес предстает перед нами то в виде мимолетного состояния, то в виде свойства личности и его проявления в систематически повторяющихся переживаниях и деятельности. При этом он предполагает, что за «веером» противоположных мнений об интересе кроются не заблуждения исследователей, а «схватывание» каждым из них тех или иных отдельных его сторон и проявлений, частично совпадающих с проявлениями других образований психики, например со склонностью.
Интерес как потребность. Большинство психологов связывают интерес с потребностью, но понимают эту связь по-разному. Одни сводят интерес к определенной форме самых разных потребностей, не только познавательных, другие считают, что интерес — более сложное и широкое явление, чем простая потребность. Третьи полагают, что интересы (познавательные, эстетические) перерастают в первую жизненную потребность человека, четвертые — что интерес вырастает из познавательной потребности, но не сводится к ней, однако утвердившийся интерес может стать потребностью. А. В. Петровский же полагает, что интерес — это лишь эмоциональное проявление познавательных потребностей человека. Таким образом, читая психологическую и философскую литературу, трудно понять, что первичнее — потребность или интерес. Неслучайно Б. И. Додонов видит основной узел противоречий и дискуссий по данному вопросу во взаимоотношении интересов и потребностей.
Многими интерес связывается с познавательной потребностью и деятельностью человека. А. Г. Ковалев пишет, что потребность в познании выступает как общая потребность в ориентировке: человек нуждается в знании мира, в котором живет, у него имеется стремление к познанию специфических явлений действительности (склонность к наукам). А. В Петровский считает, что интерес — это эмоциональное проявление познавательной потребности, форма проявления этой потребности. Сходную мысль можно найти и в «Психологическом словаре»: интерес определяется как потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности. Наконец, еще в 1956 году А. Н. Леонтьев писал, что интерес — это специфическая познавательная направленность на предметы и явления действительности и что интерес приводит к накоплению знаний об интересующем предмете.
В то же время некоторые психологи не отождествляют стремление к познанию с интересом. Так, А. Г. Ковалев пишет, что каждый интерес включает в какой-то мере познавательное отношение личности к объекту, но не может быть сведен к нему. Нечто подобное можно найти и в высказываниях Б. И. Додонова, утверждающего, что познавательное отношение к объекту — это еще не интерес, учить можно и без интереса. В то же время познавательное отношение есть и у кошки, с интересом посматривающей на хозяйкину кошелку. «Но есть ли у нее интерес?» — сомневается Б. И. Додонов.
Другой подход состоит в том, что интересы могут вообще не иметь связи с познавательными потребностями и познавательной активностью человека, а могут возникать на основе любой потребности. В этом случае авторы дают интересам более обобщенное определение, не исключающее познавательные интересы, но и не сводящее все интересы только к ним. Например, Б. И. Додонов в качестве рабочего определения обозначает интерес как особую потребность личности в определенных предметах и видах деятельности как источниках желанных переживаний и средствах достижения желанных целей. В таком понимании отчетливо проступает заинтересованность человека не только в получении удовольствия от процесса деятельности, но и стремление получить полезный результат, связанный с достижением цели. Неслучайно поэтому выделение Б. И. Додоновым двух видов интересов: процессуальных,, при которых целью является наслаждение переживаниями от определенной деятельности, и процессуально-целевых, при которых человек стремится соединить приятное с полезным.
Последнее соответствует широкому, бытовому пониманию интереса: я заинтересован в том-то, т. е. в каком-то значимом для меня результате, и соответствует буквальному переводу латинского слова «interest» — имеет значение, важно. Но поскольку для человека при наличии потребности важным, имеющим значение, становится либо объект, либо деятельность, общение, то акцент в понимании потребности-интереса переносится на цель, которая как бы «метит» интерес, показывает, к чему он проявляется. Так же как и влечение, интерес не может быть «вообще», и у того и у другого адрес всегда известен, хотя может быть не конкретным, а представляет какую-то более-менее широкую область деятельности (склонность) или совокупность предметов (предпочтение). Поэтому точка зрения ряда психологов, заключающаяся в том, что интерес несводим к потребности, правомерна. Другой вопрос — правомерно ли интерес отрывать от потребности, всякая ли потребность связана с интересом, а если нет, то какие потребности перерастают в интерес.
Четкого ответа на эти вопросы в психологии пока не дано. Ряд ученых попытались дифференцировать потребности и интересы, выбирая различные критерии. В. Н. Мясищев и В. Г. Иванов различают интерес и потребность на том основании, что потребность направлена на обладание предметом, а интерес — на его познание, и, таким образом, уходят от широкого понимания интереса. А. Г. Ковалев такой подход считает односторонним, отмечая следующее: во-первых, овладение предметом — это не только его потребление, во-вторых, познание объекта тоже есть своеобразное потребление, овладение им.
С. Л. Рубинштейн отмечает, что интерес отражает потребность, но не сводится к ней. Потребность отражает необходимость, а интерес выражает личную приязнь к объекту действительности. В то же время он пишет, что углубившийся интерес может стать потребностью в освоении какой-то деятельности, области знания. Как видим, и здесь нет четкой позиции в понимании того, как соотносятся интересы и потребности. Если интерес основан на потребности, то получается, что одна потребность может стать другой потребностью. Но тогда возникает вопрос — что же это за потребности, чем они отличаются друг от друга?
Б. И. Додонов различает потребности и интересы по двум позициям: потребности удовлетворяются чем-то знакомым, привычным, а интерес удовлетворяется чем-то новым; потребность удовлетворяется результатом, а интерес — процессом выполнения деятельности. И здесь позиция автора не безупречна. Интересной может быть и привычная работа (удовлетворение потребности привычным способом), в то время как не каждая объективная новизна может вызывать интерес. Новое появляется перед человеком постоянно (например, прохожие на улице), но большинство новых объектов не вызывают интереса. Заявляя, что интерес, в отличие от потребности, удовлетворяется процессом, а не результатом, Б. И. Додонов противоречит самому себе: ведь именно он выделил процессуально-целевые интересы, в которых получение удовольствия от процесса сочетается с получением полезного результата. Правда, рассуждения Б. И. Додонова и других вышеприведенных авторов можно рассматривать не с позиций отделения интереса от потребности, а с позиций того, что в интересе имеется от потребности. Это можно предполагать, в частности, в связи со следующими мыслями Б. И. Додонова. Он пишет, что во всех конкретных исследованиях явственно проступает теснейшая связь интересов с потребностями, сходство этих феноменов, отсутствие ясных границ между ними. И в то же время большинство исследователей интуитивно уверены в несводимости одного из них к другому. Интерес если и есть модифицированная потребность, то какая-то совсем особая, не похожая на все иные. Однако отличие это очень тонкое; его многие хорошо «чувствуют», но, начиная объяснять, называют признаки, которые на самом деле не могут служить основанием для дифференциации.
Интерес как, отношение. Многими психологами интерес понимается как отношение. Так, в «Словаре по этике» (М., 1983) интерес определяется как целеустремленное отношение человека, общества в целом к какому-либо объекту его потребности. Как уже говорилось, в «Психологическом словаре» интерес трактуется как потребностное отношение человека к миру; у С. Л. Рубинштейна интерес — это избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности; у А. Г. Ковалева — это эмоциональное и познавательное отношение и т. д. В то же время А. Г. Ковалев отмечает, что не любое эмоциональное отношение составляет интерес. Радость может и не выражать интереса. Следовательно, полагает он, обязательным признаком интереса может быть только устойчивое положительное эмоциональное отношение личности к объекту. Но последнее есть не что иное, как склонность, предпочтение чего-то из множества, и неслучайно в ряде работ интересы рассматриваются либо как склонности, либо как трансформация в них (П. А. Рудик, Б. И. Додонов, А. В. Петровский). Однако понимание интереса как склонности возвращает все на круги своя: ведь склонность — это проявление потребности в осуществлении интересной для данного субъекта деятельности.
Возникающее противоречие в понимании интереса, с одной стороны, как ситуативного психологического феномена (потребности), а с другой — как устойчивого психологического феномена, свойства личности (отношения), Б. И. Додонов попытался решить следующим образом. Ключ к пониманию сущности интересов он видит в рассмотрении динамики отношений между потребностями и эмоциями, которая приводит к возникновению интересов-отношений, интересов-свойств личности. Эта динамика состоит в следующем: выступая в первую очередь как индикаторы потребностей человека, эмоции сами постепенно все более становятся «предметом» его особых психологических потребностей, приобретают известную самоценность, начинают заранее им предвкушаться. В «механизм» каждого интереса, пишет Б. И. Додонов, входят потребности, которые приобрели служебную функцию. Поэтому, с его точки зрения, интерес — это потребность в переживании отношений, жажда положительных эмоций, духовная потребность. Таким образом, по сути он повторяет понимание интереса А. Г. Ковалевым как устойчивого положительного эмоционального отношения, показывая истоки возникновения этого отношения. Правда, его рассуждения требуют одного уточнения. Эмоции действительно могут быть индикаторами потребностей человека, однако не только положительными, но и отрицательными. Поэтому превращаться в положительно-эмоциональное отношение могут только положительные эмоции, которые возникают в основном при удовлетворении потребности, а не при ее появлении. Именно регулярное удовлетворение потребности создает положительное отношение (интерес) к объекту или деятельности, удовлетворяющим потребность.
Удовлетворяя потребность в удовольствии, пишет Б. И. Додонов, человек в то же время удовлетворяет другие потребности — в служении обществу, в самовыражении, самоутверждении, обеспечении себя необходимыми для жизни средствами. Таким образом, важна не только приятная сторона деятельности, но и результат. Однако, по мнению Б. И. Додонова, только одна заинтересованность в исходе деятельности при отсутствии приятных переживаний приводит к исчезновению интереса. По мнению Б. И. Додонова, хотя интерес-склонность и объединяет в себе разные потребности личности (и, прежде всего, наиболее специфичные для нее «эмоциональные потребности»), только ими содержание этого понятия не исчерпывается. Интерес-склонность содержит в себе, считает автор, особую программу организации переживаний, некоторую общую схему удовлетворения потребностей посредством действий в определенной предметной сфере (очевидно, только потому, что человек уже действовал в этой сфере и знает, что она может доставить ему удовольствие).
Таким образом, в представлении Б. И. Додонова интерес-склонность (отношение) действительно является сложным психологическим образованием, напоминающим по структуре мотив или мотивационную установку.
Испытываемые человеком в процессе интересующей его деятельности эмоции (процессуальные интересы) Б. И. Додонов называет чувством интереса. Это, как он пишет, чувство успешно удовлетворенной потребности в желанных переживаниях. Оно может быть разным и порой порождается обычными потребностями, еще не образовавшими особого механизма интереса-склонности. Деятельность, в которой выражают себя интересы через это чувство, может носить разный характер; иногда она может ограничиваться только познавательными процессами, и тогда отмечают, что люди на нечто смотрят с интересом, нечто слушают или изучают с интересом. Но человек может и работать с интересом, и играть с интересом и т. д. При этом, полагает Б. И. Додонов, в зависимости от конкретного характера деятельности, интерес будет выражаться через разные эмоции, иметь разную эмоциональную структуру. В то же время он пишет, что, для того чтобы понять природу человеческих интересов, их сущность надо искать не в специфике «чувства интереса», а в чем-то совсем ином. В чем именно — он не раскрыл. Это может быть и потребность в новизне, и привлекательность неизвестного, загадочного, и желание испытывать удовлетворение от сделанного.
Любопытство. Рассматривая интерес, большинство психологов сознательно или непреднамеренно ничего не говорят о таком психологическом явлении, как любопытство. Между тем, по С. И. Ожегову, любопытство — это стремление узнать, увидеть что-то новое, проявление интереса к чему-нибудь. В частности, любопытный факт — это интересный, возбуждающий интерес, содержащий какую-то интригу. Отсюда заинтриговать — возбудить интерес, любопытство чем-то загадочным, неясным. Любопытству сродни понятие любознательный, т. е. склонный к приобретению новых знаний.
Сказанное свидетельствует о том, что исключать любопытство из рассмотрения вопроса об интересе нет никаких оснований. Очевидно, что любопытство и любознательность являются проявлениями познавательного интереса, несмотря на то, что в ряде случаев любопытство может быть мелочным и пустым (т. е. интерес проявляется ко всяким случайным или несущественным обстоятельствам, фактам и т. п.), или, как пишет П. А. Рудик, любопытство является начальной стадией развития интереса при отсутствии четкого избирательного отношения к объектам познания.
Другое дело, равнозначен ли интерес-любопытство интересу-отношению, интересу-склонности. А. Г. Ковалев пишет по этому поводу, что у маленьких детей интерес выступает первоначально в форме любопытства. Но эта направленность на объект носит временный характер и может быть названа предынтересом. Собственно интерес (отношение) возникает в дошкольном возрасте.
Таким образом, любопытство можно, по А. Г. Ковалеву, рассматривать как проявление ситуативного интереса. Однако К. К. Платонов определяет любопытство как свойство личности, выражающееся в нецеленаправленной эмоционально окрашенной любознательности. И с этим тоже можно согласиться, если вспомнить детей 4-5 лет, которых называют «почемучками». Имеются и взрослые, у которых «совать нос не в свои дела» стало привычкой. Но, с другой стороны, разве не каждый может сказать про себя, что в определенных ситуациях он тоже проявляет любопытство в отношении новых, поражающих воображение, удивляющих, интригующих фактов, объектов? И разве, читая художественное произведение (роман, детектив), мы не проявляем все то же любопытство: что будет дальше, чем закончится?
Поэтому Н. Д. Левитов прав, когда говорит о том, что любопытство имеет разные формы и было бы неправильно думать, что все формы любопытства являются выражением поверхностной, несерьезной любознательности. Об этом, кстати, писал еще Ф. Ларошфуко: есть две разновидности любопытства: своекорыстное — внушенное надеждой приобрести полезные сведения, и самолюбивое — вызванное желанием узнать то, что неизвестно другим’.
Н. Д. Левитов выделяет непосредственное, наивное любопытство, которое может не содержать в себе ничего плохого. Такое любопытство свойственно маленьким детям. Новому для них человеку они могут задать самые разнообразные вопросы: «Почему вы такой большой?», «У вас есть маленькая дочка?» и т. д. Такое же любопытство, отмечает Н. Д. Левитов, бывает и у взрослых, когда им приходится обращать внимание на что-то новое, непривычное или когда они попадают в новую обстановку.
Н. Д. Левитов говорит и о серьезном любопытстве, которое свидетельствует о любознательности человека. Это своего рода кратковременный концентрат любознательности. Неслучайно, замечает он, слова «любопытство» и «пытливость» имеют общий корень; через любопытство формируется пытливость, пытливость выражается в любопытстве; оно же является одним из показателей умственной активности, живости и широты интересов человека. Н. Д. Левитов подчеркивает роль любопытства в науке: оно часто является толчком к постановке исследования.
Когда же с пренебрежением говорят о любопытстве, продолжает он, то имеют в виду его особую форму — праздное любопытство. Это означает, что любопытство направлено на предмет, не стоящий внимания, или что источником его является область, в которую данному человеку проникать не следует. К праздно любопытствующим он относит зевак, а также сплетников, желающих узнать что-то сенсационное.
Интерес как внимание. Ряд психологов определяют интерес через внимание. Так, К. К. Платонов пишет, что интерес — это окрашенное положительной эмоцией сосредоточение внимания на определенном феномене. С. Л. Рубинштейн рассматривает интерес как сосредоточенность на определенном предмете мыслей, помыслов.
Правда, не все согласны с таким пониманием интереса. А. Г. Ковалев считает, что интерес не совпадает с направленностью внимания; последнее может быть направлено на объект не вследствие интереса к нему, а по обязанности, необходимости. Произвольное внимание меньше всего связано с интересом, заключает он.
Последний довод А. Г. Ковалева неубедителен. Более правомерной представляется позиция Б. И. Додонова, который считает, что интерес проявляется не просто во внимании к тем или иным фактам, а прежде всего в страстном и непреходящем увлечении определенной деятельностью.
Таким образом, интерес и внимание, несомненно, связаны друг с другом, но в зависимости от того, что понимается под интересом, эта связь выглядит по-разному. При любопытстве и процессуальных интересах связь эта тесная, так как в этом случае внимание является психофизиологическим механизмом проявления интереса1. При интересе-отношении внимание проявляется ситуативно, в момент актуализации этого интереса в сознании человека.
Итак, анализ положения дел с пониманием сущности интересов как психологических образований, имеющих мотивационное значение, показывает правоту мнения А. С. Ананьина, что интереса как единого психологического явления нет. Можно говорить о любопытстве как кратковременном проявлении интереса к чему- или кому-либо. Но можно говорить и об интересе-отношении, интересе-склонности как устойчивом образовании личности (интересе к искусству, науке, спорту, своей профессии и т. д.). При этом интересы-отношения могут быть процессуальными (непосредственными), связанными с получением удовольствия от процесса деятельности (нравится слушать эту музыку, читать остросюжетный детектив, выполнять данную работу; в быту говорят еще: «Я люблю…»), и целевыми (опосредствованными), связанными с получением результата, выгоды (рис. 8.1). Б. И. Додонов говорит еще о процессуально-целевых интересах, при которых сочетаются удовольствие и результат.
Но о каком бы виде интересов ни шла речь, непременными являются два обстоятельства: наличие в них потребности и положительное переживание этой потребности. И то и другое входит практически во все определения интереса, даваемые разными авторами. При этом имеется узкое и широкое понимание интереса. При узком подходе интерес связывается только с познавательной потребностью, и авторы в связи с этим признают только познавательные интересы. При широком подходе интересы связываются и с другими потребностями, а не только с познавательными. Но при таком широком подходе интерес как особое психологическое явление теряет свою специфику. Поэтому-то, очевидно, Б. И. Додонов так настойчиво связывал интерес с положительными переживаниями. И, следуя за ним, можно сказать, что интересы связаны не со всеми потребностями, а только с положительно переживаемыми.
Рис. 8.1. Виды интересов
А. В. Петровский выделяет следующие характеристики интереса: содержание, цель, разновидность и устойчивость.
Развитие интересов. Между интересом-любопытством и познавательным интересом-отношением существует преемственная связь, так как: во-первых, в онтогенетическом развитии человека сначала появляется любопытство как безусловно-рефлекторная ориентировочная реакция (рефлекс «Что такое?»), затем — как произвольная познавательная активность (любознательность «почемучек») и лишь потом устойчивый избирательный интерес-отношение к какой-либо сфере знаний; во-вторых, при формировании интереса-отношения актуализация этой установки происходит в форме любопытства, любознательности с включением механизмов внимания (поэтому некоторые авторы, как уже говорилось, принимают внимание за интерес; но внимание — это только механизм проявления ситуативного интереса). Таким образом, интерес-отношение реализуется многократно в процессе интересующей человека деятельности. Интерес-отношение — это, по сути, мотивационная установка, отражающая готовность человека осуществлять деятельность, вызывающую у него интерес, удовлетворение от познания нового, неизвестного, от переживания загадочности, таинственности.
Естественно, интерес-отношение формируется на базе неоднократно получаемого удовольствия от проявления ситуативного интереса. Положительное отношение к чему-либо потому и возникает, что это что-либо как бы гарантирует получение удовольствия (при чтении книг, при просмотре кинофильмов, при посещении спортивных соревнований и т. д.).
Переход интереса с одной стадии своего развития на другую не означает исчезновения предыдущих. Они остаются и функционируют наравне с вновь появившимися формами. Так, и у взрослого проявляются ориентировочный рефлекс и любознательность, несмотря на наличие устойчивых избирательных интересов к чему-то. Больше того, и интерес-отношение может эволюционировать, превращаясь в направленность личности (А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов).
К развитию интереса можно отнести и случаи преобразования познавательного интереса в учебный интерес. А. Я. Миленький (1977) изучил специфику учебного интереса, отличающую его от других видов познавательного интереса. Основным объектом учебного интереса является содержание изучаемого по программе учебного материала и способы его усвоения. Поскольку учебный интерес формируется в процессе взаимодействия педагога и учащегося, возникновение учебного интереса зависит от профессионального мастерства и авторитета педагога, который сам может быть источником этого интереса. В то же время учебный интерес формируется на фоне обязательного усвоения учебного материала, контроля за этим усвоением, что может вызвать первоначально негативное отношение к предмету, т. е. «отрицательный» мотив учения, который необходимо побороть.
studfiles.net