Как мотивировать подростка на учебу в 15 лет – .

Содержание

Как заставить подростка учиться? Советы психолога

Переходный возраст сложный этап не только в жизни ребенка, но и его родителей. Подросток стремится проявлять самостоятельность, показывает свою независимость и непокорность обществу. Хорошо если он пытается самоутвердиться в учебе, но зачастую подросток ищет себя в других сферах деятельности, забывая о необходимости учиться. Родителям потребуется терпение и советы опытных психологов, чтобы помочь своему ребенку преодолеть этот рубеж и возродить его интерес к учебе.

Особенности подросткового возраста

Подростковым возрастом принято считать период перехода от детства к зрелости, он приходится на промежуток времени от 11 до 15-19 лет. В это важное для ребенка время происходит его подготовка к будущей взрослой жизни, выполнению профессиональных и семейных обязанностей. Трудность переходного возраста в том, что к подростку перестают снисходительно относиться как к ребенку, но привилегиями взрослых он еще пользоваться не может.

Кроме того, в этом возрасте происходит гормональная перестройка организма

, ребенку трудно привыкнуть, принять свою быстро меняющуюся внешность. Психика так же претерпевает изменения, юноши и девушки начинают проявлять интерес друг к другу. Поэтому на первое место вместо учебы приходит беспокойство по поводу своего внешнего вида, обретение навыков общения с противоположным полом.

В период взросления дети выражают свое неповиновение родителям, отказываются их слушать, вступают с ними в конфликт. Это связано с поиском собственного места в жизни, попыткой ощутить себя взрослым самостоятельным человеком. Если окружающие взрослые проявляют к подростку неуважение, постоянно обвиняют его и принуждают к совершению тех или иных действий, он становится бунтарем, восстает против общества и принятых в нем норм поведения.

Важно! В зависимости от характера и личных особенностей ребенка, в переходном возрасте он может потерять интерес к учебе. Родителям, чтобы знать, как исправить ситуацию, нужно сначала разобраться, с чем связано нежелание подростка учиться.

Возможные причины потери интереса к учебе

Подростковый возраст это период испытаний для каждого человека, так как взрослеющей личности приходится сталкиваться с множеством проблем. Возможно, одна из таких проблем является главной причиной потери заинтересованности к учебе:

  • Неравномерное развитие подростков. К 12- 14 годам проявляются заметные различия в созревании детей. Отстающие в своем развитии (росте и других физических данных) мальчики и девочки чувствуют себя неполноценными в общении со сверстниками. Убежденные в своей непривлекательности, они замыкаются в общении с одноклассниками, предпочитают, чтобы их не замечали. Возможно, из-за этого они перестают участвовать в обсуждениях тем на уроках, избегают школьных мероприятий, начинают прогуливать занятия.
  • Конфликты в школе. В период достижения половой зрелости тинэйджеры становятся раздражительными и агрессивными, относятся к своему ближайшему окружению с повышенной критичностью. Возможно, потеря интереса подростка к учебе связана с тем, что
  1. Одноклассники дразнят его, унижают или проявляют агрессию.
  2. Он вступает в конфликты с учителями, выражает к ним неуважение.
  3. Он агрессивно ведет себя с одноклассниками, занимается выяснением отношений вместо учебной деятельности.
  • Повышенная обидчивость, болезненное восприятие любой критики в свой адрес. В эти годы ребенок формирует представление о себе на основе мнения одноклассников, учителей, друзей, ближайшего окружения. Поэтому несколько замечаний учителя, особенно если он критикует ученика перед всем классом, наносят ему психологическую травму, вызывают дискомфорт. В следующий раз, учащийся будет избегать отвечать у доски, предпочтет сразу получить двойку, нежели быть осмеянным своими одноклассниками за глупый ответ.
  • Интенсивный рост организма. К 12-15 годам человеческое тело претерпевает существенные изменения, растет с ускоренной силой. При нехватке питательных веществ, витаминов и микроэлементов учащийся не может сконцентрироваться на уроках, так как на учебу просто не хватает сил, организм истощен. Родителям следует обратить внимание, если у ребенка постоянные головные боли, хроническая усталость, головокружение, – это повод обратиться к врачу, изменить рацион питания и режим дня.

Кроме изменений, происходящих с физическим телом и психикой тинэйджера, отсутствие желания учиться может быть связано с неблагоприятным влиянием ближайшего окружения.

Внешние факторы, снижающие мотивацию

Желание к учебе у подростка могут отбить родители, учителя, друзья.

Слишком жесткие, авторитарные родители подавляют личность своего чада. С годами терпение ребенка заканчивается, а с наступлением переходного возраста происходит «взрыв». Тинэйджер, уставший от бесчисленных приказов и нравоучений, выходит из-под контроля, вступает с родителями в открытую конфронтацию или попросту игнорирует все их требования. Поэтому, плохая учеба становится способом доказать родителям, что они потеряли свой авторитет и влияние.

Интерес к школьному предмету напрямую зависит от личности учителя, его способности найти подход к каждому ученику, способов подачи материала. Если учитель оскорбляет учеников, не уважает их, прилюдно высмеивает за ошибки или недостатки, желание учиться пропадет у каждого. Подросток, видя в школе пренебрежение и неуважение к себе, будет прогуливать уроки. Скучная подача материала, так же снижает мотивацию учащихся. Родителям нужно обратить внимание, не происходило ли смены учителей в тот период, когда у их ребенка снизилась успеваемость.

В переходном возрасте незрелые личности сильно подвержены влиянию извне. Подростку достаточно попасть в плохую компанию, где учеба считается делом постыдным, неинтересным и он примет это поведения за образец, эталон. В современное время родителям сложно контролировать общение своего ребенка, ведь при отсутствии посиделок с друзьями он может общаться с ними через интернет.

Как вернуть интерес ребенка к учебе: Советы психолога

Способы воздействия родителей на подростка зависят от причин, по которым он перестал учиться. Перестройку организма, половое созревание никому отменить ни в силу, однако правильное поведение родителей

, тактичное отношение к детям способно смягчить острые углы, облегчить сложный период в жизни формирующийся личности.

Психологи дают следующие советы, как повысить интерес подростка к учебе, в зависимости от ситуаций:

1.Если причиной плохой учебы стала неуверенность в себе (в физических или интеллектуальных данных) родителям нужно повысить самооценку тинэйджера. Нужно постоянно говорить ему, какой он хороший, о его положительных чертах характера и достоинствах внешности.

Самооценка повышается, когда личность обретает самоутверждение в обществе. Возможно, у ребенка талант к рисованию, красивый голос, хорошая физическая выносливость – этим достоинствам нужно найти применение, развивать любые таланты. Видя свои успехи в любимой деятельности, тинэйджер почувствует собственную значимость, обретен уверенность в своих силах. Повышение самооценки положительно скажется на учебе, взаимоотношениях с учителями и сверстниками.

2.С излишней агрессивностью и раздражительностью родителям справиться будет сложнее. Если такие проявления связаны с гормональной перестройкой организма, это закончится через некоторое время. Родителям нужно понять, что наступил возраст, когда с их «малышом» придется разговаривать на равных, уважительно без лишних упреков. При этом, проявление неуважения к себе нужно строго пресекать, ребенок не должен переходить допустимую границу.

3.Лучший способ для родителей заставить подростка учиться – личный пример. Если ученика родители заставляют делать уроки, а сами в это время смотрят телевизор или сидят в интернете, такая несправедливость вызовет в нем возмущение, нежелание учиться.

Когда в доме общая атмосфера расслабленности, ребенку тоже хочется отдохнуть, чем-нибудь развлечься. Поэтому, во время, предназначенное для выполнения домашнего задания, родителям лучше заняться какой-либо полезной деятельностью. Они могут учить иностранный язык, читать книги, осваивать новый кулинарный рецепт, заниматься ремонтом бытовой техники и прочим. Сами того не желая, дети тоже займутся полезным делом, рано или поздно сядут за уроки.

4.Если неприязнь к учебе сопровождается подавленностью, апатией, хронической усталостью – родителям нужно позаботиться об отдыхе и полноценном рационе ученика. В современное время школьные программы сложные, темп урока быстрый, поэтому сразу после школы нельзя заставлять учащегося делать домашнее задание. Должно пройти минимум 2,5 часа после занятий, прежде чем ученик возьмется за домашние уроки.

Кроме того, отдых должен быть разнообразным, включая прогулки на свежем воздухе, выезды на природу. Современные дети привыкли часами сидеть за компьютером, школьной партой, телевизором, это очень вредно для растущего организма и негативно сказывается на учебе.

Как замотивировать ребенка (подростка) на учёбу? Как заставить ребёнка учиться?

В любом случае, родители не должны давить на детей в подростковом возрасте, насильно заставлять их учиться под страхом наказания. Намного более эффективной окажется правильная мотивация, объяснение подростку, какую роль в судьбе человека играет образование. Доверительные отношения с ребенком станут возможны, если родители будут на его стороне, постараются понять трудности переходного возраста и проявят терпение, участие.

motivacii-net.ru

Глава 3 10 советов, как мотивировать подростка к учебе

Глава 3

10 советов, как мотивировать подростка к учебе

Чаще всего родители жалуются на нежелание ребенка учиться. Что приходится применять силу, наказывать, уговаривать… А хотелось бы, чтобы любимое чадо само, без напоминания, шло делать уроки, с удовольствием посещало школу, чтобы в дневнике – одни отличные отметки! Однако родители часто не делают ничего, чтобы вызвать у собственного ребенка интерес к учебе. Куда проще заставлять учиться с помощью шантажа и угроз, но в позднем подростковом возрасте уже перестает работать и этот метод.

Это одна из самых распространенных причин обращения за помощью – как заставить (да, именно это слово родители произносят чаще всего) ребенка хорошо учиться.

Случай из психотерапевтической практики:

Алексея, шестнадцатилетнего подростка из интеллигентной семьи, привела на консультацию мама. Повод для обращения был достаточно распространенный: ребенок не желал учиться ни под каким соусом. Начинаем разговаривать, и выясняется, что Алексею совсем не хочется идти в финансовый институт.

– Понимаете, – смущенно говорил подросток, – я не люблю математику. Я стихи сочиняю. А мама заставляет меня учить алгебру, даже репетитора наняла. Я старался не заниматься, думал, что ей надоест и она отстанет. А она теперь еще второго репетитора хочет пригласить, чтобы тот только домашнее задание со мной делал.

– А ты маме говорил, что твое призвание – литература? – меня слегка удивило такое положение дел.

– Говорил, – Алексей опять тяжело вздохнул. – Но она говорит, что я со своими стихами с голоду подохну, а финансовая специальность меня всегда прокормит.

– А вы с мамой обсуждали, как ты будешь работать, если само слово «математика» тебе ненавистно? – во время нашей беседы Алексей несколько раз при упоминании занятий по алгебре делал такое лицо, словно съел дохлую крысу.

– Обсуждали… – мне показалось, что он вот-вот расплачется. – Мама сказала, что меня уже место в банке ждет. По знакомству. Она говорит, что я должен получить хорошую профессию, поработать пару лет, а потом, если не понравится, могу заниматься чем хочу, – он немного подумал. – А хотите, я вам свои стихи почитаю?

– Хочу, конечно, – мне это действительно было интересно.

Надо было видеть, каким счастливым стало его лицо. Алексей прочитал мне два своих «самых лучших», как он отрекомендовал, стихотворения. Стихи были необычные, чуть мрачноваты (хотя чего другого ожидать при таком душевном состоянии), похожие на эти вирши Хераскова:

Все, что в мире ни встречается

Тлеет, вянет, разрушается…

А потом был разговор с мамой. Сначала она ни в какую не хотела слышать аргументов в пользу занятий литературой. «Он пропадет с такой профессией!» – этот аргумент проходил красной нитью во время нашего разговора.

– Мне кажется, он как раз пропадет с профессией финансиста, – жестко говорю я. – Вы представляете, что это такое – заниматься всю жизнь нелюбимым делом? Даже если ваш сын и решит поменять профессию через какое-то время, зачем ему тратить время и силы на приобретение компетенций, которые вызывают у него отвращение?

– Ничего, у нас родственник в банке занимает хороший пост. Научит, подскажет, поможет на первых порах, – у мамы были свои железные аргументы.

– И что, ваш родственник согласен тянуть Алексея на своем горбу до самой пенсии? – я делаю наивные глаза и уточняю: – Пенсии не родственника, Алексея.

– Нет, конечно, вы о чем?! Алексей умный мальчик, он быстро приобретет нужный опыт, станет самостоятельным.

– Вы полагаете, что можно достичь высот в том деле, которое не просто не нравится, а вызывает сильную антипатию? Уверяю вас, в лучшем случае ему светит пост старшего менеджера, потому как с таким восприятием финансовой деятельности даже пост начальника отдела вашему сыну не грозит. И почему вы решили, что, занимаясь литературой, он будет нищим и несчастным?

– Я знаю! – тут мне подумалось, что именно с таким выражением лица кавалеристы Ворошилова шли в атаку на немецкие танки.

– Откуда? Ваша деятельность связана с литературой? Или с финансами?

И тут мама, потупив взор, сказала, что она… бывшая балерина. Сейчас не работает, «кому нужны такие, как мы», сидит дома, воспитывает сына. А финансы – «это прекрасно, перспективно, самая замечательная профессия…» – эмоциональные аргументы, выраженные в превосходных степенях, лились потоком.

– Вы же еще молодая женщина, – говорю я. – Раз вам так нравится эта сфера деятельности, почему бы вам самой не получить другую профессию? Тем более средства позволяют получить хорошее второе высшее образование.

– И что я буду делать с дипломом? – мама пока не поняла до конца мою мысль.

– А ваш родственник вам поможет. Устроит в банк не Алексея, а вас.

– Так у меня нет способностей, – она вздохнула. – Я даже два на два без калькулятора не умножу. Какой финансовый институт?

– Так у Алексея тоже, судя по всему, нет способностей. По крайней мере, нам всегда нравится то, что у нас получается хорошо. Здесь явно иной случай. Почему же ему вы отказываете в праве выбирать профессию в соответствии со своими способностями, а себе нет?

– Так, а что он будет делать с дипломом Литературного института? – Мама Алексея смотрела на меня так, как смотрит взрослый человек на трехлетнего ребенка, пытающегося самостоятельно разливать чай. – Ваше дело было убедить Алексея хорошо учиться. А вы убеждаете меня в том, что я неправильно оцениваю ситуацию.

– Вы даже не представляете себе, какие перспективы у молодого человека с литературным образованием, – игнорирую я ее выпад. – Вы давно интересовались рынком труда? – С таким же успехом я могла спросить знаменитое Карлсона: «Ты перестала пить коньяк по утрам?»

– А зачем мне рынок?

– Как зачем? Чтобы увидеть, как мало осталось специалистов с хорошим русским языком, грамотных, владеющих словом. Что, например, реклама в стихах может быть хорошо продающей и художественно исполненной, если это не графоманство. Что издательства в очередь становятся за грамотными специалистами. А на Госслужбе наблюдается большой дефицит качественных спичрайтеров.

Мама была удивлена таким поворотом дела. Видимо, общение с родственником из банка несколько сузило ее представление о мире профессий.

Итоги наших бесед были для Алексея, слава богу, положительными. Мама поняла свои ошибки, согласившись с литературным будущем сына. Правда, одного репетитора (того, кто помогал делать домашнее задание) она оставила. Для успешной сдачи ЕГЭ.

С Алексеем мы еще встречались несколько раз – нам предстояло переформатировать цели в задачи, разобраться с мотивациями. Алексей действительно стал учиться с удовольствием ведь теперь над ним не давлел груз чужих амбиций. А то, что человек, связанный с литературой, должен быть грамотным, образованным и иметь хороший кругозор, заставило его подтянуть историю и общественные науки.

Для создания мотивации к познанию нового – к учебе, – существуют простые правила. Конечно, чтобы их соблюдать, придется психологически и физически напрячься, но игра стоит свеч.

1. Возьмите себе за правило: ни один вопрос ребенка не должен оставаться без ответа. Никогда не отмахивайтесь от его «почему», независимо от вашей занятости. А если вам задает вопрос подросток – тем более, ведь это означает, что он вам доверяет.

2. Поддерживайте все познавательные увлечения ребенка. Нравится биология – купите энциклопедию по биологии, ходите вместе (это важно) на публичные лекции, семинары по интересующей ребенка тематике. Сейчас в крупных городах проводится много публичных лекций, перфомансов, посвященных какой-нибудь интересной мировой проблеме. Сходите вместе, послушайте, обсудите. Проявляйте, как говорил Глеб Жеглов, искренний интерес. Если ваше мнение будет для подростка авторитетным в какой-то одной области, авторитет автоматически распространится и на другие сферы жизни.

3. Купите автобиографии великих ученых в тех областях, которые интересуют вашего ребенка. После прочтения книги обсудите ее. Что заинтересовало? Что помогло достичь успехов главному герою в профессиональной деятельности? А он бы так смог? Чем бы вы могли ему в этом помочь?

4. Поинтересуйтесь атмосферой в той школе, где учится ваш ребенок. Очень часто учителя настолько плохо владеют предметом или настолько хамски относятся к ученикам, что убивают всякое желание учиться. Ходите на родительские собрания – это очень помогает в прояснении атмосферы. Ну и прислушивайтесь к рассказам ребенка и его друзей.

5. Узнайте также про ребят в классе. Кто там лидер? Сколько отличников? Как к ним относятся – издеваются над «ботаниками» или уважают? Окружение подростка должно стимулировать его к новым успехам. А если это слабый класс, у подростка не будет мотивации учиться – он и так самый умный.

6. Нарисуйте вместе с подростком привлекательную и значимую для него цель, которая будет зависеть от его успехов в учебе. Цель должна быть достижима, конкретна, насыщена яркими положительными эмоциями. Ваш ребенок должен очень хотеть ее достичь. Просчитайте вместе с отпрыском промежуточные шаги к достижению цели. Каждый шаг должен быть маленькой победой – это придает уверенность.

7. Не реагируйте слишком бурно на плохие оценки, не сравнивайте успехи ребенка с братьями-сестрами или одноклассниками. Запомните: в любой ситуации вы – союзник своему ребенку. Найдите правильный баланс одобрения и контроля.

8. Не забывайте, что на подростка колоссальное влияние оказывает его окружение. Создайте нужное окружение своему ребенку. Узнайте про интересные тренинги (платные или бесплатные), про различные общественные организации, клубы. Ненавязчиво предложите сходить, посмотреть. Если большинство друзей будет учиться лучше, ваш отпрыск обязательно подтянется – закон социальной психологии.

9. Часто спад интереса к учебе может быть обусловлен чисто физиологическими причинами. В таком случае имеет смысл делать более частые перерывы между занятиями, больше отдыхать и, как ни банально звучит, правильно питаться.

10. Запомните главное: умный, одаренный ребенок не всегда имеет хорошие оценки. И наоборот.

Ключевые ошибки

Ошибка № 1

Слишком раннее развитие познавательных функций. В последние годы количество рекламных объявлений на тему: «Как научить ребенка читать в 3 года», «Раннее обучение письму» растет в геометрической прогрессии. Мамочки на форумах всерьез обсуждают тему, сколько раз в неделю следует заниматься счетом с годовалым(!) ребенком, чтобы он вырос гением, вторым Ландау.

Структуры мозга также созревают постепенно, есть определенные нейрофизиологические законы развития. Энергетический потенциал мозга не безграничен. Если мы забираем энергию для развития какой-то несвойственной функции, то в том месте, куда эта энергия должна была быть направлена, возникает дефицит.

Два-три года – это период развития эмоциональной и сенсомоторной сферы. Если в этот период вы начинаете развивать у ребенка познавательную сферу (чтение, счет), то на развитие эмоций энергии может просто не хватить. И тогда возникает опасность развития соматических заболеваний, которые очень тесно связаны с эмоциями. Самое печальное, что последствия такого перекоса чаще всего как раз и возникают в подростковом возрасте. Родители уже забыли о том, как заставляли читать трехлетнюю кроху, с чего вдруг отпрыск стал таким агрессивным?

«Так что же, совсем не заниматься с маленьким ребенком?» – спросите вы. Конечно, заниматься. Только занятия должны быть творческими. Оставьте в покое чтение и счет, пусть ваш ребенок лепит, рисует, танцует. А познавательным процессам обучайте, учитывая возраст.

Все великие люди, на чьи плечах большая ответственность и которые вершат «судьбы мира», обладают очень развитым понятийным мышлением. То есть умеют очень хорошо осуществлять синтез, анализ, устанавливать причинно-следственные связи. Такие люди адекватно воспринимают происходящее, в состоянии сделать правильные выводы. Развитие понятийного аппарата требует серьезной работы, но в более позднем возрасте. А в три-четыре года его можно развивать в игровой форме.

Например, когда идете с ребенком в лес, можно спросить: «Смотри, вот цветочки. Вот одуванчик, ромашка, лютик. Как думаешь, что у них общего, а чем отличаются? Ведь это все – цветочки». Существует закон: любое развитие происходит от наглядно-образного к формально-логическому. Изучая цифры и буквы вместо цветочков и лепесточков, вы этот закон нарушаете. «Мы сейчас идем гулять. Как думаешь, что мы оденем? А почему в дождик надо одевать резиновые сапоги? А почему летом мы не надеваем шубу?» – это все тоже процесс развития.

А самый проверенный и действенный способ развития познавательных способностей ребенка – это чтение ему вслух.

Мы часто ищем какие-то необыкновенные способы обучения и развития, думая, что нашли волшебную палочку. Стоит ей взмахнуть, и ребенок станет если не маленьким гением, то отличником уж точно.

А на самом деле обучение и развитие подчиняются давно известным и экспериментально доказанным психологическим законам. И эти законы должны выполняться, они также универсальны, как законы Ома, например.

Мне часто приводят в пример детей, которые сами в четыре года прекрасно научились читать. Если они учились с удовольствием и по собственной инициативе – это замечательно, но это исключение. Я же говорю об универсальной программе развития, и опираться на единичные случаи некорректно.

Ошибка № 2

Собственное тщеславие. Такие родители стараются убедить себя и других в том, что они это делают на благо своего чада, хотя за желанием «дать ребенку самое лучшее, чтобы он был самым умным и успешным» скрываются, как правило, обыкновенное тщеславие и собственные нереализованные амбиции. Они, увы, не понимают, что своими занятиями наносят ребенку необратимый вред, который в будущем обернется в лучшем случае ненавистью к учебе, а в худшем – ребенок станет самым настоящим невротиком.

Не надо выпрыгивать из ботинок, готовя своего отпрыска, у которого по математике твердая четверка, в МГУ на экономический, нанимая бесконечных репетиторов и опустошая семейный кошелек. А все для того, чтобы иметь возможность сказать подруге: «Мой-то… в МГУ поступил, старался». Может, пусть выберет вуз попроще?

Не старайтесь, чтобы ваш ребенок был самым лучшим. Пусть будет просто со здоровой психикой – в наше время это будет его самым большим преимуществом.

Ошибка № 3

Непомерные нагрузки. Занятия не должны носить бессистемный характер. Многие родители считают, что чем больше занятий посещает ребенок, тем лучше происходит развитие личности. И начинается: «Драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота…» Здесь важно соблюдать правило: не «впихивать» в ребенка случайные знания, а развивать его способности, прежде всего – память, внимание и интеллект. И трезво оценивать его способности. Не требуйте невозможного – если ваше чадо обладает весьма средними талантами, не отдавайте его в престижную гимназию или в школу с углубленным изучением немецкого языка. Всем хочется, чтобы ребенок вырос умным и успешным, чтобы, выйдя на пенсию, было на кого опереться. Однако невротик вряд ли станет вам опорой в старости. Поэтому, выбирая ребенку учебное заведение, адекватно оценивайте его способности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

educ.wikireading.ru

Отсутствие мотивации к учебе у подростков ( девочке 15 лет). Как помоч… — Психология

Здравствуйте, Ольга!

Вы, наверно и сами знаете, что у Вашей дочки- переходный возраст… Надо сказать, что практически для всех детей ( и их родителей!) этот период не проходит незаметно.  Представьте: вдруг она начинает  замечать стремительное изменения в себе во всем: меняется тело ( причем быстро, с ним начинают происходить вещи непонятные, даже пугающие), меняется отношение ко всему, окружающие люди ( особенно лица мужского пола) начинают смотреть по-другому. И со всем этим надо что- то делать. Что делать- не совсем понятно. Приоритеты меняются. То, что раньше имело большое значение, что вызывало у одноклассников уважение( а у кого -то зависть): отличные оценки, хорошие отношения, вдруг отодвигается на второй план, а на первое место встают совсем другие вещи. Со всем этим надо разбираться, понять, принять, что-то поменять. 
Еще важно сказать следующее. Переходный период- это возраст акцентуаций характера. Это период, когда чрезмерно усиливаются отдельные черты характера, которые раньше были не так сильно выражены. Это так называемое » тонкое место», «слабое звено» и поэтому травмирующей становится не любая ситуация, а только та, которая наносит удар в это » тонкое место».При неблагоприятных факторах или обстоятельствах могут наблюдаться отклонения в поведении, сложности в адаптации, сложности во взаимоотношениях. Это не патология. При взрослении ребенка акцентуации теряют свою остроту, но родители могу помочь своему ребенку пройти это.
В психологии есть специальные опросники для подростков, которые могут определить тип акцентуации. Это может оказать помощь и ребенку, и Вам. Вам стоит обратиться к психологу с девочкой для очной консультации. А потом поговорить с психологом самой и получить рекомендации, на что стоит обратить внимание при таком типе акцентуации.
Ольга! Этот возраст ( насколько я понимаю, это 8 или 9 класс)- почти все дети начинают чуть хуже учиться. В школу ходят больше за общением, чем за знаниями. Сейчас надо постараться удержаться хотя бы на этом уровне. К старшей школе — становится чуть легче.Правда, много зависит от того, как пройдет именно этот этап- раннего тинейджерства.
Можно сходить на профориентационную консультацию-там сначала тестирование, а потом — беседа с психологом.Может это заинтересует девочку- выбор профессии, чем можно заняться в этом направлении.
Надо набраться терпения: общаться, дружить, все равно все объяснять, общаться с ее друзьями, звать их домой, обращаться к ней за помощью- в общем, дружить изо всех сил.
Любви Вам и терпения.
С уважением, Марина.

www.liveexpert.ru

Как мотивировать ребёнка на учёбу

Выбираем мотивацию — внутреннюю и внешнюю

О внутренней мотивации мы редко задумываемся. Это наши искренние желания, и, чтобы объяснить своё состояние, достаточно одного слова — «хочется». Дети с удовольствием слушают музыку любимой группы, мастерят что-нибудь своими руками или читают приключенческие романы, потому что им нравится это делать.

Внешняя мотивация бывает разной — от карманных денег до оценок в школе. Она сводится к фразе: «Сделай вот так — и получишь вот это».

Психолог Альфи Кон в книге «Наказание наградой» предостерегает не только родителей, но и учителей от различных поощрений. Одни родители обещают сводить ребёнка в зоопарк за хорошую учёбу, другие покупают гаджеты или даже платят деньги. Проблема в том, что это не работает: школьник учится так же плохо, а вдобавок ещё и обижается, что не получил то, что ему обещали!

Учителя пытаются мотивировать способами, с виду более благородными: вводят различные звания (лучший ученик месяца), дают послабления хорошистам. Чаще всего бывает так: лучшим учеником месяца становится один и тот же ребёнок, а послабления получает узкий круг школьников, состав которого никогда не меняется. Остальные просто чувствуют себя неудачниками.

Почему не работает внешняя мотивация

Когда мы говорим: «Сделай вот так — и получишь вот это», ребёнок вначале воспринимает обещание с энтузиазмом. Вместе с этим у него срабатывает и инстинкт самосохранения.

Ребёнок начинает искать не творческий способ решения проблемы, а самый надёжный и короткий.

Он спрашивает себя: «Зачем рисковать и сдавать контрольную самому? Лучше списать у отличницы, так надёжнее». Получается, что происходит подмена целей: не учёба ради знаний, а учёба ради получения награды.

Внешняя мотивация может отлично работать, но только вместе с внутренней. Сама по себе она не двигает вперёд, а заставляет «отбывать номер», поскорее получить то, что хочется, проклиная то, что делаешь ради этого.

Что влияет на интерес к учёбе

Кон выделяет три фактора, которые влияют на мотивацию:

  1. Маленькие дети готовы учиться и ничего за это не требуют. У них сильно развита внутренняя мотивация: они учатся просто потому, что им это интересно.
  2. Эффективно учатся те дети, которые сохранили внутреннюю мотивацию. А остальных считают неспособными, но это не так. Некоторые школьники получают сплошные двойки, но при этом проявляют себя в других областях. Например, знают наизусть десятки песен любимого исполнителя (а на алгебре не могут вспомнить таблицу умножения). Или запоем читают фантастику (тогда как к классической литературе не притрагиваются). Им просто интересно. В этом и заключается суть внутренней мотивации.
  3. Поощрения разрушают внутреннюю мотивацию. Психологи Кэрол Эймс и Кэрол Дуэк выяснили, что если родители или учителя делают акцент на каком-то поощрении, то интерес у детей неизменно снижается.

С чего начать

Вернуть мотивацию к учёбе — процесс долгий, и успех в основном зависит от родителей. Взрослым прежде всего надо задуматься над тремя «С»: содержанием, сотрудничеством и свободой выбора.

  1. Содержание. Когда ребёнок не выполняет наше требование, мы ищем способы воздействовать на его поведение. Начните с другого: задумайтесь, насколько разумно ваше требование. Наверное, не случится ничего страшного, если по физике ребёнок будет получать не только четвёрки и пятёрки. И просьбу «не шуметь» дети игнорируют не потому, что они непослушные, а из-за психологических особенностей своего возраста.
  2. Сотрудничество. К сожалению, многим родителям это слово не знакомо в контексте общения с ребёнком. Но чем старше ваши дети, тем чаще вы должны привлекать их к сотрудничеству. Обсуждать, объяснять, вместе строить планы. Попробуйте поговорить с ребёнком как со взрослым человеком. Не надо воспринимать в штыки желание 15-летнего мальчика стать космонавтом. Спокойно объясните, почему вы считаете это малореальным. Возможно, в ваших словах сын найдёт внутреннюю мотивацию для роста.
  3. Свобода выбора. Ребёнок должен чувствовать себя частью процесса, тогда он будет ответственнее подходить к решению проблем. Когда он плохо себя ведёт, спросите его о причинах. Вы можете возразить, что и так знаете, в чём дело, но всё же попробуйте. Возможно, ответ вас удивит!

Ищем внутреннюю мотивацию

Внутреннее состояние ребёнка корректировать непросто, но всё же работа в этом направлении может принести плоды.

  1. Научитесь принимать своего ребёнка. Например, вам может не нравиться новый имидж дочери, но вы должны его принять. Другими словами, речь идёт не о потакании, а о понимании.
  2. Поговорите по душам. Если вы со своим ребёнком достаточно близки, для начала просто поговорите. Спросите, что ему интересно и какие проблемы возникают в учёбе. Вместе найдите выход из ситуации.
  3. Помогите ребёнку определиться с делом жизни. Зачастую внутренней мотивации нет, потому что ребёнок не понимает, зачем ему вообще нужны эти формулы, бесконечные правила и теоремы. Важно определиться, чем же хочет заниматься ребёнок после школы. Понять это помогут и долгие разговоры с родителями, и консультации по профориентации, и книги для подростков.
  4. Постройте учебный процесс на увлечениях ребёнка. В учёбе нужно постараться соединить искренние интересы ребёнка (внутреннюю мотивацию) со школьными предметами. Этот процесс индивидуален и требует большого внимания со стороны родителей. Например, изучать английский можно с помощью любимого кино (существуют даже целые программы, посвящённые культовым фильмам). А подростка, который обожает компьютерные игры, наверняка увлечёт программирование и науки, с ним связанные.

Вытянуть из ребёнка эту внутреннюю мотивацию — вот задача из задач. Но для чутких, думающих, искренне интересующихся родителей это не станет проблемой.

По материалам книги «Наказание наградой».

Бумажная книгаЭлектронная книга

Читайте также 🧐

lifehacker.ru

Как мотивировать подростка (14 лет) к учебе? Сын старается, с дочерью я в тупике

Анна77, Анна, я правильно понимаю, что вам не столько важен статус детей, сколько то, чтобы они не были зависимы от вас после 18 (или в случае высшего образования) после 21 года?
Про границы я поясню. Например, отдельные комнаты у детей, войти можно только предварительно постучавшись.
Дети знают, когда нельзя беспокоить родителей, уважают их право, например, на уединение, так же как и взрослые — детское право, дети имеют определенный круг обязанностей по дому, только их,(пример в каждой семье свой), и т. Д, и т. п. Это все пример.
В общем, если проще говорить, то с подростками очень помогает метод разделения прав и обязанностей. Как договор. Например: Вы как взрослый, обязаны содержать ребенка до 18 лет, обеспечивая ему право на кров, еду и образование. Вы садитесь с подростком за стол и прописываете все это на бумаге. При этом вы пишите свои права.
Так же вы вписываете обязанности ребенка (например, уборка комнаты раз в неделю и оценки не ниже тройки, чтобы у вас голова не болела, что ребенок сядет вам на шею после окончания школы. — вот прямо так словами и проговаривать («я хочу чтобы ты получила нормальный бал ЕГЭ, мне будет так намного спокойнее, если я буду знать, что ты сможешь себя прокормить»).
(При этом стоит обговорить, что каждый из вас понимает под словом уборка, иногда очень неожиданные вещи выясняются)
И выписывая обязанности ребенка, вы спрашиваете его, какие при этом его права. т. е. на что готовы пойти вы, чтобы он соблюдал свои обязанности, так же и на что готов пойти он, чтобы вы соблюдали свои.
Важна четкая иерархия в семье. Вы или ваш муж главный (полагаю, все же вы), дети второстепенные и подчиненные.
Да, подростки прогибают границы и манипулируют изо всех сил (стану алкоголиком), но при этом именно в этом возрасте они нуждаются в поддержке и в понимании как никогда раньше (еще пример, когда ребенок собирает сумку и кричит в слезах я ухожу из дома, то в 99% случаев он ждет и надеется, что его остановят и оставят дома.
Я могу еще много написать на эту тему, но гораздо эффективнее будет взять полноценную консультацию по скайпу, поработать над вашей темой и наметить пути решения проблемы.

 

www.psysovet.ru

Как мотивировать ребенка на учебу, чтобы он захотел учиться

У вашего сына или дочери нет мотивации к учебе? Вы хотите помочь своему подростку достичь хороших результатов, не дав ему отвлечься? Тогда узнайте некоторые советы психолога, правила и особенности того, как мотивировать ребенка на учебу.

У многих родителей есть свои методы, чтобы заставить свое чадо учиться. Кто-то отбирает гаджеты, или запрещает гулять, либо использует ремень. В разных семьях используются разные методы, и это право каждого. Однако большинство методов не только не мотивируют к учебе, но и отнимают желание учиться.

 Несколько способов как мотивировать ребенка на учебу

Начинать мотивировать ребенка лучше еще в дошкольном возрасте, когда дитя начинает интересоваться всем, что его окружает. Необходимо как можно лучше представить ему то, чем конкретно он интересуется. К примеру, если ребенок спрашивает «что такое футбол» необходимо ответь не «это вид спорта» а, более подробно представить интересующую его информацию, Можно ответить: «Футбол — это вид спорта, где 2 команды соревнуются в том, чтобы забить мяч в ворота соперников, при этом, не трогая мяч руками»

Желательно отправить малыша в детский сад. Это необходимо чтобы ребенок начал общаться со сверстниками. Чтобы, придя в школу, он не боялся общаться с другими детьми и не закрывался в себе. Ведь если он не найдет себе друзей в школе это будет демотивировать его.

Не надо запугивать ребенка фразами «если не будешь учиться — ничего не добьешься» таким образом, дитя начинает настраиваться на негативный лад, но необходимо чтобы он хотел учиться. А вместо запугивающих фраз лучше говорить: «Если будешь хорошо учиться — многого добьешься» «Ты лучший, но если будешь стараться, станешь еще лучше».

Способы мотивации ребенка в начальных классах

  • В том, как мотивировать ребенка к учебе стоит придерживаться нескольких правил. Если ребенку что-то не понятно, то всегда надо объяснить ему непонятную задачу. Но, ни в коем случае не решать примеры за него самого. Если дитя пришел к вам с просьбой сделать домашнее задание, необходимо подсказать ему, в каком направлении двигаться. Чтобы ребенок решил поставленную задачу самостоятельно.
  • Часто приходя со школы, и принеся с собой неудовлетворительную оценку, родители начинают ругать ребенка, вместо того чтобы найти причину и устранить её. Все люди разные, кто-то более способный, кто-то менее. И если у ребенка не получается что-то, это не значит что его необходимо наказывать. Это только усугубит ситуацию.

  • Если дитя просто не поняло тему, то надо объяснить её ему. Не всегда надо смотреть на оценки, а нужно смотреть на ту работу, которую проделал ребенок. Сравнивать результаты с прошлым разом, и на основании этого делать выводы.
  • Нужно хвалить ребенка как можно чаще. Не обязательно давать деньги ему за то, что он получил пятерку. Но если он написал контрольную хорошо, то почему бы не сходить с ним в зоопарк. Ведь ребенок так давно этого хотел.

Советы родителям в том, как мотивировать ребенка учиться

  1. Необходимо поддерживать ребенка как бы тяжело ему ни было. Часто обычная фраза «у тебя все получится» заставляет снова и снова пытаться делать то, что не получилось с первого, второго раза. Необходимо дать понять ребенку, что родители гордятся тем, что их чадо пытается добиться того к чему стремится, даже если он терпит неудачу за неудачей.
  2. Родителям нужно знать, что интересно их ребенку и на основании этого мотивировать его. К примеру, если ребенку нравятся игры, то можно преподнести ему учебу как игру.
  3. Всегда нужно считаться с мнением ребенка. Как часто бывает, родители пытаются реализовать в детях те мечты, которые не смогли реализовать сами. И вследствие этого заставляют их заниматься тем, что им совсем не интересно. Не нужно насильно заставлять ребенка заниматься футболом, если ему интересны шахматы.

Теперь поговорим о подростковом возрасте

Снижение успеваемости подростка и потеря его интереса к учебе

Подросток не хочет учиться — это то, что больше всего расстраивает родителей и чего бы они меньше всего хотели допускать. Ребенок, который еще вчера был трудолюбив и любознателен, отказывается выполнять домашние задания, а иногда и начинает прогуливать уроки. Во многом здесь причина в самом образовательном процессе.

Педагоги и школа не хотят строить процесс обучения в творческом ключе, а преподносят учебу, как тяжелый труд, который оценивается исключительно посредством баллов.

Необходимо помнить, что любая оценка способностей ребенка в этом возрасте имеет для него глобальный масштаб. И если что-то не получается, родители часто слышат: «Я дебил. Я ничего не умею. Мне никогда не справится с математикой, физикой и так далее. Учеба — это вообще не мое. Не хочу даже пытаться».

Такие слова больно ранят душу взрослым, и они начинают говорить в ответ: «Ты самый лучший мальчик (девочка). Просто попробуй снова. У тебя все получится». Либо: «Ах ты, лентяй. Всего-то надо посидеть за уроками подольше и разобраться в новой теме». У взрослых есть еще масса заготовок. Но все они не работают.

Почему подросток не хочет учиться

Сложности пубертатного периода. Когда дети достигают возраста 12-13 лет, в их отношениях с окружающими начинается очень тяжелый период, который именуется пубертатным и длится в среднем 2-3 года. Особенно нелегко приходится родителям, зачастую не принимающим взросления ребенка и пытающимся использовать в воспитании те же методы, которые были действенными ранее. В пубертатном периоде взрослые начинают замечать в ребенке следующие перемены:

  • вспышки немотивированной агрессии по отношению к окружающим
  • частые депрессивные состояния
  • нежелание исполнять просьбы взрослых
  • лень (рекомендуем узнать, как можно побороть свою лень и начать учиться?)
  • очень критичное отношение к своей внешности, поступкам
  • поиск новых авторитетов
  • снижение успеваемости в школе

Как мотивировать подростка на учебу

Как действовать родителям в сложившейся ситуации? Нельзя использовать метод угроз. Угрожая ребенку, взрослые заставляют его выражать еще больший протест и защищать себя агрессивно. Вместо этого лучше побеседовать с подростком о том, чем бы он хотел заниматься по окончании школы.

Хорошо, если он уже определился с выбором профессии. Тогда можно рассказать о том, какие экзамены придется сдавать, чтобы поступить в ВУЗ. Если нет, стоит обратить внимание на увлечения подростка. Увлечения в этом возрасте имеют для него огромное значение, хоть и часто меняются. Расскажите ему о том, какие знания нужны для того, чтобы продолжить заниматься любимым делом.

Лишение подростка гаджетов не самый подходящий вариант. Так он останется без общения со сверстниками, которое на данном этапе необходимо, как воздух. К тому же реакция на такие действия может быть прямо противоположной. Выражая протест, ребенок просто будет лежа смотреть в потолок, вместо того, чтобы готовиться к контрольной. (Прочитайте, как правильно нужно наказывать своих детей?)

Существует другой вариант: использовать гаджеты для совместного просмотра исторических фильмов, интересных образовательных роликов, подготовки школьных проектов.

Советы психолога как мотивировать ребенка к учебе

  • Пусть подросток распишет режим своего дня. При этом он должен учесть, что после небольшого отдыха необходимо заняться подготовкой уроков. И начинать нужно со сложных предметов, пока голова еще свежая. А уже потом уделить свободное время общению в соцсетях. Планирование дня даст хороший толчок для правильного использования временных ресурсов во взрослой жизни.
  • Хороший метод — рассказать сыну или дочери о своих переживаниях в этом возрасте, о своих любимых предметах и отношениях с преподавателями. О том, как приходилось выбираться из сложных ситуаций с отметками или налаживать отношения с одноклассниками. Подростки обожают такие истории, хоть и выражают скепсис напоказ.
  • Вместо оскорблений и сравнения с более успешными сверстниками нужно попытаться найти в своем подростке его индивидуальные способности и помочь их реализовать. Необходимо помнить, что объем школьных знаний очень велик, не стоит требовать от подростка отличных отметок по всем предметам. Пусть отметки будут хорошими по любимым предметам и тем, которые понадобятся в будущем.

  • Не стоит забывать о личном примере. Для подростка это лучший способ мотивировать себя на учебу. На данном этапе это особенно важно. Если папа после работы с бутылкой пива смотрит телевизор, а мама постоянно проводит время в соцсетях, никакой мотивации к образованию у ребенка не будет. Нужно обязательно найти какое-то увлечение, лучше совместное. Подросток должен видеть, что взрослые совершенствуются. Учат язык, занимаются танцами, катаются на лыжах, ходят в спортзал или бассейн, читают книги. Подойдет все что угодно. Главное, чтобы жизнь родителей была в движении и развитии.
  • Неплохо познакомить сына или дочь с каким-нибудь знакомым, успешным профессионалом своего дела. Можно отвести подростка к таким знакомым на кухню ресторана, в юридическую контору или медицинскую клинику. Пусть общается с успешными в своей профессии людьми, возможно, найдет для себя авторитет в их лице, определиться с выбором профессии. (Прочитайте практические советы психологов о том, как лучше всего заставить ребенка учиться с удовольствием?)

Чего не стоит делать родителям в мотивации подростка

Нельзя допускать неуважительного отношения к учителям, пусть даже и дома в разговоре с родителями. Очень часто бывает, что ученик не может найти контакт с преподавателем, и от этого страдает успеваемость. Конечно, необходимо выразить готовность встать на сторону ребенка. Побеседовать с преподавателем и, возможно, даже с администрацией школы. Нужно помнить, что подростку очень нужна защита родителей, хоть открыто он об этом и не просит. Дети должны чувствовать, что семья всегда будет на их стороне, чтобы не случилось.

Нельзя брать ответственность за образование на себя. Не стоит даже упоминать, что родители готовы оплачивать дальнейшее обучение в вузе. Нужно приучать ребенка к ответственности. Контролировать выполнение домашних заданий все еще необходимо, но лучше тактично, опуская поучительные замечания о том, как и что нужно было сделать, чтобы добиться лучшего результата. Включайтесь в процесс выполнения уроков только по просьбе ребенка, или если видно, что он расстроен и его изыскания зашли в тупик. (Стоит сегодня получать высшее образование или нет, вы можете узнать, прочитав статью)

Подведем итог

Мотивировать ребенка на учебу — дело не простое. Если ребенку не интересна учеба, то в первую очередь необходимо выяснить почему. А после этого уже предпринимать какие-то действия. Ребенок всегда старается сделать так, чтобы родители любили его и окружали заботой. Необходимо чтобы ребенок понимал, что его любят, поддерживают, и всегда готовы помочь.

Также  необходимо помнить о том, что пубертатный период самый сложный для взрослых, окружающих подростка. Но он неимоверно сложен и для самого подростка. Поэтому подросток все еще нуждается в вашей поддержке, одобрении, советах. Используя изложенные методы, возможно, прийти к взаимопониманию, сохраняя тонкую нить доверия и мотивировать его учиться.

С уважением, редакция сайта «Семья и дети».

Посмотрите хорошие советы Ирины Бенетт о мотивации детей на учебу.

semyadeti.ru

Обучение в подростковом возрасте: мотивация к учебе подростка

Обучение в подростковом возрасте занимает важное место в жизни школьника. Подростку интересней самостоятельные формы обучения, когда учитель лишь помогает ему, интересней работать и изучать те предметы, которые по-мнению подростка пригодятся в дальнейшем.

Интерес к учебе связан с качеством преподавания, от того как учитель ведет урок, осуществляет подачу материала, увеличивается заинтересованность, мотивация ученика. Постепенно формируются устойчивые познавательные интересы, ведущие к позитивному отношению к предмету.

Учеба в подростковом возрасте

Учеба в подростковом возрасте связана с новыми мотивами учения, пересекающимися с критериями предъявляемыми будущей профессией. Знания по другому осмысливаются подростком, становятся более ценными. Актуальные знания позволяют подростку занять лидирующее место среди сверстников. Подростковый возраст — период, наибольшего изучения информации. Расширяются знания в житейской области, художественной, научной. В этот период подростки часто посещают музеи, театры, лекции.


Эрудированный подросток пользуется особым уважением у сверстников, что стимулирует его в дальнейшим к освоению новой информации. Полученные знания нравятся подростку, развивают его мыслительную деятельность. Знания полученные в школе, так же удовлетворяют его. Характерной особенностью в изучении школьного материала является отсутствие выбора, вследствие чего школьнику приходится изучать весь материал, все предметы. Не все предметы для подростка интересны, если он не видит необходимости данного предмета для его дальнейшей профессиональной или творческой реализации у него может возникнуть негативное отношение к предмету.

Мотивация подростка на учебу

Успех и неуспех в обучение является одним из мотивационных факторов. Успех увеличивает интерес подростка к учебе, вызывает положительные эмоции. Неуспех, наоборот, уменьшает желание подростка учить данный предмет, вызывает негативные эмоции.

Важным стимулом к учению являются притязания на признание со стороны сверстников. Высокого статуса подросток может достичь благодаря высокому уровню в знаниях, оценка за предмет, также является значимой для подростка. Высокая оценка подтверждает способности ученика. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В случае обратном, когда оценка и самооценка сильно отличаются, может возникнуть внутренний конфликт и дискомфорт.

Устойчивые мотивы к обучению формируются у подростка на основе познавательной потребности и познавательных интересов. Познавательные интересы у подростков сильно различаются, характеризуются изменчивостью, ситуативностью, неопределенностью. У некоторых подростков познавательные интересы выборочные.

Основные критерии мотивации подростка:

  • успех и неуспех в учебе;
  • притязания на призвание со стороны сверстников;
  • высокое положение у сверстников;
  • профессиональная необходимость;
  • интерес к изучаемому предмету;

Отношение подростка к учебе

Требования к усвоению материала к подростку выше, чем в младших классах, для овладения учебного материала подросток должен обладать высоким уровнем учебно-познавательной деятельности. Новые требования к овладению учебного материала, усвоение научных понятий, системы знаков, развивают в подростке теоретическое мышление, интеллект.

Изучая новый материал изменяются процессы восприятия, подросток не просто запоминает схему, а умеет в ней разобраться. Происходит интеллектуализация процессов восприятия, развивается способность выделить главное.

Значение знаний для развития подростка

Механическое запоминание мешает подростку усваивать материал. Объем, изучаемого нового материала велик, и усвоить его используя старые приемы запоминания не возможно. Эффективно строить изучение материала на анализ содержания материалы, выделения логических связей, выделения главного. Подростки, изучающие материал с помощью осмысления прочитанного, имеют преимущество перед подростками использующими механическое запоминание.

Развитая речь подростков, умение выражаться своими словами, творческое воображение, помогают при усвоении материала. Подростки придают огромное значение развитию собственной речи, понимая, что развитая речь является критерием их дальнейшей успешной карьеры.

Теоретическое мышление позволяет подростку устанавливать все большее количество смысловых связей в предмете изучения.


steps-parents.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о