Как начать развиваться интеллектуально: Развитие интеллекта у дошкольника, школьника, взрослого

Как постоянно развиваться? — Блог Викиум

Мозг человека – невероятный и непревзойденный механизм. Его функции не исследованы полностью даже в век научных открытий. Ученые сумели раскрыть тайны только небольшой части мозгового потенциала. Но известно то, что развитие интеллекта может продолжаться всю жизнь. Так ли важно постоянно развиваться? И как это делать?

Зачем нужно продолжать умственное развитие?

Современный мир требует от каждого человека значительного резерва познаний, личностных свойств и высокого развития когнитивных функций. Поэтому сейчас многие начали морально совершенствоваться, пополняя свои интеллектуальные активы. И данное занятие вполне оправдано. Оно требуется для увеличения работоспособности, качества жизни и позволяет избежать интеллектуальной деградации. Наш ум используется в любой жизненной сфере, а не только на работе.

Интеллект можно разделить на 2 компонента: умственный и эмоциональный. Последний необходим для того, чтобы управлять ощущениями, строить взаимоотношения, верно воспринимать и понимать эмоции окружающих людей. Именно поэтому саморазвитие настолько важно. Необходимо понимать, что это относится не только к взрослому населению, но также и к детям с подростками. Поскольку интеллект ребенка или подростка очень нуждается в дальнейшем развитии и укреплении. К тому же, в молодом возрасте развиваться умственно намного проще и быстрее.

Как развить когнитивные способности?

Чтобы развить интеллектуальные способности, существует множество способов, которые можно использовать каждый день: чтение книг, решение логических задач, игры, изучение иностранного языка, определенные упражнения для улучшения памяти, умственная и физическая нагрузка, хобби, позитивный образ мышления, смехотерапия. Также существуют факторы, снижающие интеллект: злоупотребление спиртным и наркотиками, продолжительный просмотр телевизора, апатия, неправильный образ жизни.

Что станет с человеком, если он не будет самосовершенствоваться?

Опасность отказа продолжать личностное развитие может вылиться в то, что небольшие трудности на жизненном пути будут восприниматься как ужасные и неразрешимые, человек начнет легко уставать от работы, появятся конфликты с окружающими, непроходимая неудовлетворенность жизнью. Мозгу необходим постоянный тренинг, в противном случае можно забыть о продуктивности, значительных финансовых ресурсах и гармонии. Интеллект влияет даже на качество отношений, поскольку это тоже является работой и ежедневным трудом. Не забывайте об этом. Ум влияет на все жизненные сферы: работу, учебу, отношения. К тому же, человека с высоким IQ больше ценят, ему доверяют. Не зря же существует поговорка, что провожают именно по уму. Здесь есть над чем подумать! Тем более исследование способностей собственного мозга – это довольно интересное и захватывающее занятие.

Развитые интеллектуальные способности – это путь к успеху. Без личностного роста не удастся достичь продвижения в карьере и достойной оплаты труда. Даже исполнение заветного желания не может обойтись без умственных усилий. Поскольку разум – это основа каждого индивида, показатель уважения к самому себе и другим. Это доказанный и проверенный многими исследователями и простыми людьми факт. Его проверяли долгие годы. А с использованием специальных методов самосовершенствование окажется приятным занятием, а не мучительным процессом. А развивать интеллект вы всегда можете с помощью тренажёров Викиум.

Способы стать умнее и повысить уровень интеллекта: Статьи общества ➕1, 01.02.2023

Даже самому интеллектуальному человеку есть куда расти. Ученые провели не одно исследование и доказали, что мозг способен меняться под влиянием нашей деятельности. И, наоборот, стагнировать и терять когнитивные функции, если его не развивать. Plus-one.ru разбирался, какие способы развития интеллекта являются самыми эффективными.

Благодаря силе своего интеллекта Тони Старку удалось создать десятки гениальных изобретений, спасти триллионы жизней во Вселенной и стать одним из самых известных супергероев мира

Кадр: фильм «Железный человек»

Интеллект — это не только цифра IQ или показатель эрудированности. Это качество психики человека, которое включает в себя разные способности — внимание, память, мышление и другие.

С точки зрения психологии он является главным двигателем прогресса. При этом антропологи уверены, что стремительное развитие интеллекта первобытных людей позволило человечеству пережить катаклизмы и занять главенствующее место на планете.

Об уровне интеллекта можно судить по тому, как развиты у человека способности к обучению, пониманию мира, абстрактному мышлению, а также практическому использованию полученных им опыта и знаний.

Различают несколько видов интеллекта:

Интеллект мышления. Это сочетание системного, логического и случайного мышления. Он нужен, чтобы обработать новую информацию.

Социальный интеллект. Способность определять социальную роль другого человека и умение ориентироваться в жизненных ситуациях. Дома человек может быть одним, на работе — другим, с друзьями — третьим. Все это — социальные роли. Считается, что чем больше ролей человек способен играть и распознавать, тем более он развит интеллектуально.

Вербальный интеллект. Способность получать информацию из разных источников, а также способности к общению.

Духовный интеллект. Это гармония между качествами личности и ее внутренним миром. Если предположить, что на одной чаше весов — цели и желания, а на другой — мораль, и обе они уравновешены, значит, духовный интеллект развит.

Эмоциональный интеллект. Это навык распознавать эмоциональные сигналы, поступающие от других людей.

Даже если вы не родились гением, как Шерлок Холмс, у вас все равно есть качества, над которыми можно работать, чтобы развивать свой интеллект

Кадр: сериал «Шерлок»

Существуют черты характера и качества поведения, которые говорят об интеллекте человека.

Способность к устойчивой и длительной концентрации внимания. Обладающие ей люди могут долго оставаться сосредоточенными на чем-то одном, не отвлекаются во время выполнения задач.

Умение быстро подстроиться под меняющуюся обстановку.

Любознательность. Проявляется в желании изучать окружающий мир, узнавать что-то новое, развиваться.

Самодостаточность. Способность получить удовольствие от отдыха в одиночестве.

Чувство юмора. Умение понимать сарказм и тонкую шутку.

Эмпатия. Понимание чувств другого человека, сопереживание.

Ассоциативное мышление.

Умение аргументированно отстаивать свое мнение.

Контроль над собой. Способность принимать обдуманные, взвешенные решения, управлять своими эмоциями.

Умение признать пробелы в знаниях. Абсолютным знанием обладать невозможно. Поэтому важно не переставать учиться.

Планирование. Способность размышлять о будущем, придумывать идеи, строить планы.

Чтобы повысить интеллект, нужно работать в нескольких направлениях. Расскажем, какие эффективные методы можно использовать.

У каждого из нас есть своя зона комфорта, где мы чувствуем себя в безопасности, а наши действия доведены до автоматизма. И чем дольше мы находимся в такой обстановке, тем меньше хочется из нее выйти. Мозг ленится и не хочет получать новые впечатления, знакомиться с людьми. Поэтому важно вырваться из однообразия. Получая новые впечатления, мозг начинает работать — принимает решения, анализирует, сравнивает.

Лень, прокрастинация и сила воли: что мешает нам добиваться цели

Куда исчезает мотивация, когда она так нужна, и как ее вернуть

По мнению ученых, с возрастом время летит быстрее, так как человек испытывает все меньше новых ощущений и эмоций. Поэтому важно вырываться из рутины, получать новые впечатления и жить полноценной жизнью. Начать можно с простого — пойти в музей или добраться на работу другим маршрутом. Эти действия будут развивать мозг и тренировать память. Можно пробовать новые блюда с закрытыми глазами и пытаться угадать, из чего они приготовлены. Дальше задачи можно усложнять — пройти какой-либо учебный курс, научиться играть на музыкальном инструменте, прочитать книгу в новом для себя жанре.

Таким образом мозг становится более восприимчив к получению новой информации. А значит, любое обучение будет даваться проще.

Творческое мышление укрепляет и стимулирует нервную систему. Несмотря на распространенное мнение, что креатив — зона ответственности правого полушария, в действительности в нем задействован весь головной мозг.

Нужно выделять на творческие занятия и мозговой штурм определенное время, когда есть возможность никуда не спешить. Также следует избавиться от отвлекающих и раздражающих факторов — выключить уведомления и отложить гаджеты подальше.

Новое хобби позволяет обрести новые способности, а также расширить кругозор.

В картине «Области тьмы» главный герой увеличивает свою продуктивность за счет приема специальных препаратов. Но этого можно достичь и другими, легальными и доступными способами

Кадр: фильм «Области тьмы»

Как правило, люди лишний раз не нагружают мозг, а это не менее важно, чем физические нагрузки. Без умственной работы центральный отдел нашей нервной системы подвержен быстрому старению. Поэтому лучше каждый раз, хотя бы ненадолго, активизировать мозг, давая ему задачи разного уровня сложности. Например, попытаться найти дорогу в незнакомой местности по картам, а не по навигатору или с помощью прохожих. Или подсчитать в уме, сколько придется заплатить на кассе в супермаркете.

Технологии делают жизнь проще, но часто от них страдают когнитивные способности. Этот процесс можно сравнить с человеком, который не занимается спортом и передвигается по одному и тому же маршруту: из дома на работу, и только на автомобиле. Со временем появится лишний вес, а мышцы ослабнут. То же самое происходит и с мозгом. Если не использовать его ресурсы, не развивать мозг, он будет увядать.

Совсем не обязательно делать что-то сложное. Можно напрягать головной мозг и мелкими задачами. Например, правше почистить зубы левой рукой.

Дофаминовое голодание: как отказ от привычных удовольствий меняет жизнь

Зачем следует воздерживаться от онлайн-игр, алкоголя и порно

Показать, что чего-то не знаешь, не стыдно. Наоборот, стыдно изображать, что знаешь все, хотя это невозможно. Поэтому надо спрашивать, когда есть такая необходимость. Причем это относится не только к учебе и работе, но и к повседневной жизни. Не стоит бояться напрячь собеседника. Люди любят отвечать на вопросы и делиться опытом, так как это демонстрирует их интеллект.

Не стоит бояться расспросить успешного человека о его пути, навыках и опыте. Узнавайте новое и охотно делитесь информацией с другими.

Регулярное чтение повышает уровень интеллекта. Более сложный материал даст больший результат и улучшит память. Можно чередовать более легкие тексты или статьи с более сложными. При этом важно не просто читать, но и анализировать полученную информацию. Специалисты рекомендуют уделять чтению не менее получаса в день, читать как классическую художественную литературу, так и научную.

Чтобы сделать процесс интереснее, можно вести дневник, записывать название и автора прочитанного произведения, основные мысли, которые вызвало чтение. Это позволит быстро вспомнить, о чем была та или иная книга. Кроме того, интересно перечитать произведение через несколько лет и сравнить эмоции.

Человек — социальное существо, поэтому общение тоже может стимулировать когнитивные навыки. При этом важно, кто составляет окружение человека. С умными людьми нужно общаться не для того, чтобы со стороны казаться умнее, а чтобы получить новые знания и опыт, чему-то научиться.

Может возникнуть соблазн окружить себя менее интеллектуальными людьми, чтобы казаться умнее на их фоне. Однако это путь в никуда. Да, самооценка временно повысится, но умственные способности будут деградировать.

Развитие интеллекта — это не только новые возможности, но еще и забота о собственном здоровье. Это подтверждает исследование, которое провели ученые из Оксфорда, Университетского колледжа Лондона, Эдинбургского университета и других британских вузов. Его целью было установить, есть ли связь между уровнем IQ, здоровьем и продолжительностью жизни человека. Ученые проанализировали судьбу 65 тыс. шотландцев, которые сдали тест на IQ в 1936 году в возрасте 11 лет. Оказалось, что люди с более высоким интеллектом к 79 годам реже имели болезни сердечно-сосудистой системы и меньше впадали в старческое слабоумие. Кроме того, до преклонного возраста дожило больше людей с высоким IQ.

И это легко объяснить. Мудрый человек следит за своим здоровьем, вовремя посещает врачей и проходит диагностику. Таким образом, развитие интеллекта — прямой путь к долголетию. А это одна из важных составляющих Цели устойчивого развития № 3 — «Хорошее здоровье и благополучие». В частности, согласно этой цели ООН, к 2030 году в 195 странах мира необходимо снизить на 30% преждевременную смертность, не связанную с инфекционными заболеваниями. Сегодня от инфаркта, инсульта, рака, диабета, респираторных и других хронических заболеваний ежегодно гибнет по меньшей мере 41 млн человек. Риск смерти от этих недугов повышает неправильный образ жизни: употребление табака и алкоголя, низкая физическая активность, нездоровое питание и т. д. Одной ООН не справиться с поставленной целью. Чтобы победить неинфекционные заболевания, необходимо всем дружно развивать интеллект.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Виталина Слепухова

Руководство по интеллектуальному развитию в раннем детстве

  • Поделиться
  • Электронная почта

Интеллектуальное развитие в детстве происходит в увлекательном темпе. Мозг быстро растет в течение первых пяти лет жизни ребенка, достигая примерно 90% своего взрослого размера к 5 годам. или когнитивное развитие, которое сопровождает это.

Что такое интеллектуальное развитие в раннем детстве?

Интеллектуальное развитие также известно как когнитивное развитие и относится к росту способности ребенка к мышлению, осмыслению, вынесению суждений и сравнений, а также рассуждению.

Развитие когнитивных способностей детей в первые несколько лет жизни представляет большой интерес для психологов и уже давно является популярной областью исследований. Хотя исследования продолжаются, существует несколько широко признанных теорий относительно того, как и когда происходят различные стадии когнитивного развития.

Почему интеллектуальное развитие важно для ребенка?

Интеллектуальное развитие ребенка в раннем возрасте (0-5 лет) включает в себя овладение языком, предварительные навыки чтения и навыки счета и происходит с рождения. Овладение языком, например, начинается еще до того, как ребенок может произнести свои первые слова.

Ранние годы имеют решающее значение для интеллектуального развития, и существует тесная связь между развитием в ранние годы и успехами в дальнейшей жизни. Результаты хорошего когнитивного развития в первые годы действительно долговечны.

Что такое Некоторые виды интеллекта ?

Мы часто думаем об «интеллектах» как об академических предметах, связанных с традиционными школьными предметами, такими как английский язык, математика и естествознание, но существует множество различных типов интеллекта, которые охватывают целый ряд навыков.

Ниже перечислены некоторые из выявленных типов интеллекта.

Музыкальный интеллект

Некоторые люди с музыкальным интеллектом одарены игрой на инструментах или пением, но это не всегда так.

Музыкальный интеллект в первую очередь связан с легкостью, с которой люди могут идентифицировать различные звуки и тона, а также с тем, насколько легко они учат песни и мелодии. Их можно охарактеризовать как обладающих «хорошим музыкальным слухом».

Дети с музыкальным интеллектом хорошо имитируют звуки, слова, голоса и интонацию. Они также любят музыку и музыкальные мероприятия.

Телесно-кинестетический интеллект

Кинестетический или телесный интеллект учится посредством движений и экспериментов. Его еще называют практическое обучение . Люди с таким типом интеллекта часто любят спорт и физические нагрузки.

Некоторым нравится художественная сторона движения, такая как танец, художественная гимнастика, актерское мастерство и перформанс.

Дети с таким типом интеллекта часто очень энергичны и любят физические игры на свежем воздухе, но им также может нравиться строить вещи и работать руками. Их двигательные навыки часто развиты для их возраста.

Логико-математический интеллект

Люди с логико-математическим интеллектом обрабатывают информацию с помощью логики и разума. Как следует из названия, людям с таким типом интеллекта часто нравится работать с числами, и они могут демонстрировать большие навыки в этой области.

Они проявляют большой интерес к тому, как что-то происходит и как работает, и могут быть очень любопытны.

Исследования и эксперименты очень привлекательны для людей с таким типом интеллекта, и они часто жаждут порядка и логики в своем повседневном окружении и деятельности.

Лингвистический интеллект

Лингвистический интеллект связан с языком и словами.

Люди с лингвистическим интеллектом часто любят и хорошо умеют читать, писать и изучать языки. Дети могут быстро осваивать язык и иметь богатый словарный запас.

Дети с такой силой часто хорошо учатся в школе, так как текущая система школьного обучения очень ориентирована на изучение языка.

Пространственный интеллект

Пространственный интеллект — это способность визуализировать формы и пространства и хорошо ориентироваться в пространстве. Люди с таким типом интеллекта часто обладают хорошим чувством меры и направления.

Дети могут с удовольствием заниматься конструированием, демонстрировать отличные навыки управления игрушками и уметь собирать пазлы .

Межличностный интеллект

Межличностный интеллект связан с социальными способностями и тем, как люди взаимодействуют с другими.

Люди с таким типом интеллекта часто очень хорошо ладят с людьми и легко заводят друзей, потому что они способны читать эмоции других, сопереживать и легко понимать других.

Эти дети развиваются благодаря социальному взаимодействию, часто полны энтузиазма, живы и умеют вовлекать других детей в свои игры.

Внутриличностный интеллект

Внутриличностный интеллект связан с самоанализом и познанием себя.

Люди с таким типом интеллекта интуитивны и часто интровертны. Они особенно хорошо умеют управлять собой и распознавать собственные эмоции, а также ставить цели и мотивировать себя.

Дети с таким типом интеллекта могут казаться застенчивыми или замкнутыми, и этот тип интеллекта трудно распознать в раннем детстве.

Интеллект натуралиста

Интеллект натуралиста — это то, как люди относятся к своему естественному окружению. Люди с таким типом интеллекта обладают чувствительностью к природе и ценят ее.

Натуралисты любят и часто преуспевают в выращивании растений, овощей и фруктов. Они часто любят животных и хорошо их понимают.

Детям с таким типом интеллекта нравится быть на улице, они часто любопытны и интересуются природой, сменой погоды и времен года.

Этот пост содержит партнерские ссылки на образовательные продукты, которые я лично рекомендую. Если вы покупаете через один из них, я получаю комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас. Прочтите условия для более подробной информации.

Каковы этапы интеллектуального развития?

Этапы когнитивного развития Жана Пиаже широко признаны в секторе раннего детства как наилучшая модель когнитивного развития в раннем детстве.

Пиаже выделил 4 разные стадии когнитивного развития. Вот они, изложенные Джоан Хендрик в ее книге «Total Learning: Developmental Curriculum for the Little Child»:

Сенсомоторная стадия: от рождения до 2 лет

Пиаже определила первые 2 года жизни как сенсомоторную стадию . разработки. На этом этапе обучение происходит посредством сенсорных взаимодействий с физической средой.

Дети используют этот опыт для разработки схем, где они повторяют действия в физической среде, которые имеют интересный результат. Пиаже назвал это первичные круговые реакции.

После этого они начинают включать внешние объекты (например, одеяла или игрушки) в свои действия, которые называются вторичными круговыми реакциями.

Эти вторичные круговые реакции затем становятся более скоординированными, и затем начинают развиваться третичные круговые реакции . Как только ребенок может ходить и передвигаться, он может взаимодействовать с окружающей средой сложным образом, опираясь на навыки рассуждения.

Наконец, в умственное представление часть этой стадии дети могут опираться на предыдущий опыт, чтобы определить свойства различных частей окружающей среды.

Предоперационная стадия: возраст от 2 до 7 лет

Вторая стадия теории когнитивного развития Пиаже происходит в возрасте от 2 до 7 лет и известна как предоперационная стадия .

Появление этой стадии развития обычно совпадает с углубленным изучением языка, и именно этот язык позволяет детям начать заниматься символическая игра , воображаемая игра или ролевая игра, например, притворство одного объекта чем-то другим и отыгрыш разных персонажей.

Конкретная операционная стадия: возраст от 7 до 11 лет

Конкретная операционная стадия — это третья стадия в теории когнитивного развития Пиаже, которая охватывает средний детский возраст от 7 до 11 лет.

На этом этапе у детей начинает развиваться логическое мышление. Хотя большая часть их мышления по-прежнему сосредоточена на том, что является конкретным, дети становятся более изощренными в своих логических способностях и приобретают способность мыслить гипотетически.

Дети на этой стадии когнитивного развития способны использовать индуктивное мышление для обобщения конкретного опыта, который у них есть, до общего принципа. Однако понимание дедуктивной логики на данном этапе невозможно.

Стадия конкретной операции также означает, что дети могут одновременно концентрироваться на многих аспектах проблемы или ситуации, а также понимают, что действия могут быть обращены вспять.

Стадия формальной эксплуатации: от 12 лет и старше 9 лет0016

Заключительной стадией теории Пиаже является формальная операционная стадия , которая начинается примерно в 12 лет. На этом этапе развития дети могут использовать логику, дедуктивное мышление и систематическое планирование; что позволяет более сложное понимание математики и естественных наук.

Вместо того, чтобы опираться только на собственный конкретный опыт для прогнозирования результатов, дети могут рассматривать ряд возможных результатов и использовать логические методы для решения проблем.

Как родители могут способствовать интеллектуальному развитию детей

Подчеркнув важность хорошего когнитивного развития в раннем возрасте, логично, что родители хотят сделать все возможное для его поддержки. Однако важно, чтобы дети не подвергались слишком долгому обучению в школе слишком рано.

Занятия по интеллектуальному развитию детей младшего возраста наиболее эффективно реализуются через игру и возможность исследовать.

Деятельность по поощрению мышление высшего порядка , навыки решения проблем, продолжительность концентрации внимания и память помогут улучшить когнитивные способности ваших детей, а также сенсорные игры. Ниже приведены несколько идей, которые вы можете попробовать дома.

Корзины с сокровищами

Корзины с сокровищами — отличное занятие даже для маленьких детей, поскольку они позволяют исследовать сенсорные ощущения, что является ключом к раннему когнитивному развитию.

Идея состоит в том, чтобы собрать множество интересных предметов для вашего ребенка, чтобы исследовать их, а затем поддержать их в этом.

Корзины с сокровищами могут быть набором множества различных предметов или могут иметь определенную тему, например, блестящие предметы, круглые предметы или кисти. Многим детям нравится исследовать их ртом, поэтому внимательно следите за ними, чтобы убедиться, что они в безопасности.

Грязная игра

Грязная игра отлично подходит для когнитивного развития детей, особенно для детей на сенсомоторной стадии, которым необходима сенсорная информация для их когнитивного развития.

Выбор сенсорной игры зависит от вас. Вам просто нужен контейнер, что-то для изучения и некоторые инструменты для исследования. Хорошие примеры включают грязь, чечевицу, вареные спагетти, пену для бритья или мыльные пузыри, а также использование кухонной утвари, бутылок и кувшинов в качестве инструментов.

Настольные игры

На рынке представлено множество специализированных настольных игр для детей. Это отличный способ развить навыки решения проблем , поскольку дети начинают вырабатывать стратегию, а также понимать важные социальные концепции, такие как очередность.

Kim’s Game

Kim’s Game — это классическая игра на развитие памяти, которую очень легко настроить дома:

  • Поместите предметы на поднос, начиная примерно с 4. Это должны быть предметы повседневного обихода, такие как расческа, ракушка, фотография и яблоко.
  • Покажите ребенку поднос и дайте ему посмотреть на предметы, затем накройте поднос и попросите назвать предметы.
  • Чтобы добавить интереса к игре, вы можете каждый раз забирать предмет и спрашивать, чего не хватает.

Развивает у детей способность визуализировать и использовать навыков зрительной памяти . По мере того, как ваш ребенок становится лучше в игре, вы можете увеличивать количество предметов на подносе.

Использование технологий

Хотя слишком много времени у экрана может быть плохо, технологии также могут быть полезны для улучшения когнитивного развития детей и, безусловно, являются полезным навыком в современной жизни.

Существует множество приложений с играми на память для детей, которые помогут улучшить навыки памяти детей, а также играми, включающими логику, тренировку мозга или решение задач. Они внесут ценный вклад в когнитивное развитие детей.

Читаем вместе

Чтение для удовольствия — самый важный показатель успеваемости детей, поэтому найдите время, пока они маленькие, и почитайте с ними разные книги.

Это помогает с овладением языком , но также дает детям положительное отношение к чтению и книгам, что со временем, мы надеемся, перерастет в любовь к чтению.

Конструируем вместе

Конструирование из материалов, соответствующих возрасту, оттачивает множество навыков, способствующих когнитивному развитию детей.

Строительство из блоков требует концентрации, ловкости и растущего понимания баланса, гравитации и свойств форм, в то время как моделирование с использованием отходов требует больше творчества и планирования, а также экспериментов с различными методами соединения.

Получите БЕСПЛАТНЫЙ доступ к головоломкам для печати, историям, наборам заданий и многому другому!

Зарегистрируйтесь, и вы получите загружаемый набор из печатных головоломок, игр и рассказов , а также набор «Обучение через игру» , который включает целый год занятий для детей от 3 до 6 лет.
Бесплатный доступ навсегда.

Регистрация бесплатной учетной записи Grow

выполняется быстро и легко. Она позволит вам добавлять статьи в закладки для последующего чтения на этом веб-сайте, а также на многих веб-сайтах по всему миру, использующих Расти .

  • Поделиться
  • Электронная почта

Интеллектуальное и когнитивное развитие детей и подростков

Когда родители обычно думают об интеллектуальном или когнитивном развитии, они больше думают об обучении академическим навыкам и создании базы знаний. Обычно они ограничивают свою концепцию знанием цветов, распознаванием форм, изучением алфавита и, конечно же, «3П», состоящими из чтения, письма и арифметики. Однако когнитивное и интеллектуальное развитие гораздо шире. Когнитивное развитие и интеллектуальное развитие действительно сосредоточены на том, как происходят изменения в мозге, связанные с тем, как мы думаем и учимся по мере нашего роста. Дети не просто знают меньше, чем взрослые, существуют различия в том, как они думают и понимают свой опыт. Приведенная ниже таблица дает лучшее представление о том, что мы подразумеваем под когнитивным развитием.

Веха Описание Приблизительный возраст
Раннее постоянство объекта. Следит за объектом вне поля зрения, ищет частично скрытый объект.  4–8 месяцев
Постоянство объекта Ищет объект, полностью скрытый из поля зрения 9-12 месяцев
Причина и следствие  Понимает, что его/ее действие вызывает другое действие или ссылка на ответ  9 месяцев
Функциональное использование объектов Понимает, какие объекты используются для 12–15 месяцев
Репрезентативная игра Делает вид, что функционально использует объекты на других, или куклы  18 месяцев
Символическая игра Использует объект, чтобы символизировать что-то еще во время ролевая игра  2–3 года
Доакадемические навыки Знает буквы, цифры, формы, цвета и считает 3–5 лет
Логическое мышление Понимает закон сохранения материи, многошаговый решение проблем; понимает, что могут быть разные точки зрения 6–12 лет
Абстрактное мышление Способен выдвигать гипотезы, мыслить абстрактно, делать выводы  >13 лет
Жан Пиаже был швейцарским биологом и психологом, который разработал теории когнитивного развития на основе своих наблюдений за детьми и путем экспериментов с детьми, чтобы выяснить, как они учатся и развиваются, и определить, в каком возрасте они приобретают различные знания и навыки.
Пиаже рассматривал интеллект как активный, конструктивный и динамичный процесс. Он заявил, что ошибки, которые дети совершают в своем мышлении, указывают на характер их мыслительных процессов. По мере развития детей структура их мышления меняется, и эти новые способы мышления основываются на прежних структурах, которые он назвал схемами. Согласно теории Пиаже, дети от природы любознательны и начинают исследовать, экспериментировать и наращивать базу знаний и набор навыков по мере продвижения вперед. В некотором роде дети и любят «маленьких ученых». В какой-то момент ребенок коснется предмета, например, чего-то на мобиле для кроватки, и заметит, что он движется. Затем он/она пробует это с другими объектами. По мере взросления их мозга и физического развития у них появляется больше возможностей для исследования окружающего мира. Благодаря игре и взаимодействию с другими людьми в их окружении маленькие дети изучают новые вещи и добавляют их в свою базу данных, потому что всегда существует несоответствие между тем, что они знают, и тем, что им нужно знать.
Пиаже предположил, что ребенок использует два процесса, пытаясь лучше понять свой постоянно расширяющийся мир. Он определяет их как (1) ассимиляцию, при которой они продолжают открывать новую информацию, которую они пытаются вписать в одну из своих схем, и (2) адаптацию, когда новая информация не совсем вписывается в одну из их схем, ребенок модифицирует ее. схема размещения новой информации. Этот процесс повторяется каждый раз, когда ребенок открывает для себя что-то новое. Благодаря своим наблюдениям Пиаже выделил четыре стадии когнитивного развития:

  1. Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет)
  2. Предоперационный этап (2-7 лет)
  3. Бетонный этап эксплуатации (7-12 лет)
  4. Стадия формальной эксплуатации (12 лет и старше)
В то время как Пиаже считал, что дети запрограммированы переходить от одной стадии к другой по мере развития их мозга, другой теоретик, Лев Выготский, утверждал, что когнитивное развитие происходит в результате социального взаимодействия с другими людьми. Он называет это социальным конструктивизмом. Он описал три способа, которыми более опытный человек делится с ребенком знаниями и навыками. Он определил их как (1) Зону ближайшего развития, то есть то, что ребенок не может сделать в одиночку, но может сделать с небольшой помощью человека с большими навыками и знаниями, (2) Подмости, в которых участвует более знающий человек, помогающий ребенку приобрести получить новую информацию или освоить новый навык и (3) частную речь, при которой ребенок разговаривает сам с собой, часто вслух, чтобы направлять свои действия. Родители могут видеть, как их ребенок пытается что-то сделать, подойти и показать ему, как это делать, а затем рассказать ребенку о процессе, пока он не начнет делать это самостоятельно. В других ситуациях родитель может почувствовать, что ребенок готов научиться чему-то, например, решать простую головоломку на доске или изучать формы и цвета. Они представят ребенку материалы и позволят ребенку попробовать самостоятельно, а если у него возникнут трудности, они направят его.
Во время этого опыта ребенок не только изучает новые вещи, но и продолжает общаться с родителями, а также общаться, благодаря чему они развивают навыки социализации и языковые навыки. Когда дети идут в школу, они получают более формальное обучение. Большинство школ основывают свой подход к обучению на основе теорий Пиаже и Выготского. Роль родителя заключается в том, чтобы проводить время, наблюдая за своим ребенком и взаимодействуя с ним, и предоставлять ему возможности учиться и развиваться, знакомя его с новыми вещами, водя его в интересные места или предоставляя материалы дома, включая предметы домашнего обихода, игрушки и книги. . Игра с родителями, игра в одиночку и игра с другими детьми являются ключом к развитию ребенка, что способствует не только когнитивному развитию, но и физическому, социальному и языковому развитию. Играть означает взаимодействовать с людьми и объектами, а не смотреть видео или играть в электронные игры. Игра также означает выход на улицу, чтобы исследовать и заниматься физической активностью.
Исследования показывают, что отсутствие физических упражнений и чрезмерное воздействие электроники всех видов приводит к плохому физическому развитию, а также к ухудшению внимания и концентрации.

Советы для родителей

Несколько вещей, которые родители могут сделать для поощрения когнитивного развития

  • Лучшее, что могут сделать родители, это поиграть с вашими детьми (от младенцев до подростков), занимаясь тем, что нравится вам обоим.
  • Познакомьте ребенка с музыкой как можно раньше. Пойте им и с ними. Включите фоновую музыку разной музыки, пока вы играете с ребенком. Подарите ребенку музыкальный набор. Научите их играть на клавиатуре. Берите их на уроки музыки. Мы настоятельно рекомендуем программу Yamaha, которая начинается с дошкольного возраста и продолжается до средней школы. Они изучают теорию музыки, как играть на музыкальных инструментах и ​​как писать собственную музыку. Ходите на детские концерты.
  • Познакомьте своих детей с искусством. Мелки и другие художественные материалы должны быть доступны. У юного Рембрандта есть национальный справочник художественных классов.
  • Проведите время с младшими детьми и почитайте им. Когда они смогут читать самостоятельно, поощряйте чтение и обсуждайте с ними то, что они читают. Задавать вопросы.
  • Играйте с ребенком в игры, начиная с «погладить тортик» и заканчивая карточными и настольными играми. Устройте семейный вечер игр.
  • Поощряйте ребенка выходить на улицу. Упражнения и свежий воздух полезны для развития мозга. Возьмите их в парк, на пляж или в лес.
  • Отправляйтесь на прогулку на природу и расскажите о том, что видите. Получить книги или информацию о вещах, представляющих интерес. Смотрите телепередачи на темы, которые им интересны, и говорите об этом позже. Вот 12 лучших телеканалов для детей: Discovery, Animal Planet, Science Channel, History Channel, Nickelodeon, Nick Jr, The Learning Channel, Disney Channel, PBS и Sprout.
  • Познакомьте их с местной библиотекой. Получить карту. Поговорите с детским библиотекарем, чтобы он порекомендовал книги для вашего ребенка. Кроме того, спросите о программах, которые у них есть для детей.
  • Узнайте в местном колледже и департаменте отдыха и парков о специальных программах для детей и подростков.
  • Ходите в музеи всех видов и любые другие достопримечательности вокруг вас.
  • Совершайте поездки в места, где можно развлечься и побыть на природе или посетить культурные или исторические центры.
  • Пусть играют с вещами в доме. Принесите коробку или две домой и посмотрите, что они могут сделать.
  • Выбирайте игрушки с игровой ценностью (с ними можно притворяться, строить что-то, учиться чему-то) и соответствующие возрасту. У Amazon есть отличный отдел игрушек, который предоставляет отличные инструменты для выбора правильных игрушек для вашего ребенка.

Рекомендуемые книги для родителей

Ages and Stages: руководство для родителей по нормальному развитию детей  Всеобъемлющее руководство для родителей по психологическому развитию вашего ребенка от рождения до 10 лет Написанное в увлекательном практическом стиле, Ages and Stages предлагает вам преимущества самых последних исследований в области развития детей, включая полезные советы и методы, способствующие взрослению вашего ребенка. Чарльз Шефер и Тереза ​​Фой ДиДжеронимо расскажут вам, какого поведения вы можете ожидать, когда ваш ребенок вырастет, и как вы можете помочь ему или ей перейти на следующий уровень развития. Они включают в себя многочисленные примеры, истории и задания, которые вы можете использовать немедленно, чтобы положительно повлиять на развитие вашего ребенка.

Растущий ум вашего ребенка: развитие мозга и обучение от рождения до подросткового возраста  Приветствуется родителями и педагогами,  Растущий ум вашего ребенка  – это окно в увлекательный процесс развития и обучения мозга. Он исследует корни эмоций, интеллекта и творчества, переводя самые современные научные исследования в практические предложения для родителей и учителей.

Доктор Хили также обращается к академическому обучению, предлагая бесчисленные предложения о том, как родители могут помочь, не навязываясь. Она объясняет основы чтения, письма, правописания и математики и показывает, как помочь детям всех возрастов развить мотивацию, внимание, критическое мышление и навыки решения проблем. Мозг «да»: как воспитать в ребенке мужество, любознательность и устойчивость , отвечая реактивностью вместо восприимчивости. Это то, что авторы бестселлеров New York Times Дэниел Дж. Сигел и Тина Пейн Брайсон называют реакцией без мозгов. Но наших детей можно научить подходить к жизни с открытостью и любопытством. Родители могут развивать у своих детей способность говорить миру «да» и приветствовать все, что может предложить жизнь, даже в трудные времена. Вот что значит культивировать мозг «Да». Когда дети работают с мозгом «Да», они более склонны рисковать и исследовать. Они более любопытны и изобретательны, меньше беспокоятся об ошибках. Они лучше в отношениях и более гибкие и устойчивые, когда дело доходит до преодоления невзгод и сильных чувств. Они работают по четкому внутреннему компасу, который направляет их решения, а также то, как они относятся к другим. Руководствуясь своим мозгом «Да», они становятся более открытыми, творческими и устойчивыми. В «Мозге «да» авторы дают родителям навыки, сценарии, идеи и занятия, чтобы привести детей всех возрастов в исключительно полезное состояние «да». Вы научитесь.

  Mind Benders: Навыки дедуктивного мышления    Mind Bendersreg — это самые продаваемые головоломки на дедуктивное мышление, развивающие логику, понимание прочитанного и умственные организационные навыки, необходимые для достижения высоких оценок и лучших результатов тестов по всем предметам. Они также отлично подходят для развития реальных навыков решения проблем. Методы Ваши ученики научатся тщательно анализировать каждый Mind Bendersreg; головоломки и ее подсказки, определяя логические ассоциации между людьми, местами и вещами. Ключ в том, чтобы начать с наиболее очевидных ассоциаций, а затем вывести менее очевидные ассоциации, пока все, наконец, не совпадет. Преподавательская поддержка Включает пошаговые инструкции и подробные ответы. Уровни книги возрастают по сложности в пределах диапазона оценок. (от детского сада до 12-го класса)

Правила мозга для ребенка (обновленные и расширенные): как воспитать умного и счастливого ребенка с нуля до пяти , д-р Джон Медина показал нам, как на самом деле работает наш мозг, и почему мы должны перестроить наши рабочие места и школы. Теперь, в Правилах мозга для ребенка , он делится тем, что говорят последние научные данные о том, как вырастить умных и счастливых детей от нуля до пяти лет. Этой книге суждено совершить революцию в воспитании детей. Только один из сюрпризов: как лучше всего отправить детей в выбранный ими колледж? Научите их импульсивному контролю.

Правила мозга для ребенка  преодолевает разрыв между тем, что знают ученые, и тем, что практикуют родители. С помощью увлекательных и забавных историй Медина, специалист по молекулярной биологии развития и папа, раскрывает, как развивается мозг ребенка, и что вы можете сделать, чтобы оптимизировать его.

Серия Gymboree «Занятия для детей»  Мы настоятельно рекомендуем эту серию для родителей, потому что в книгах представлено множество игровых упражнений «как это сделать», которые способствуют (обеспечивают основу) развитию ребенка. От младенцев до детей младшего возраста они охватывают когнитивное, языковое, физическое и социальное развитие. Эти занятия не только стимулируют развитие, но и укрепляют отношения между родителями и детьми. Кроме того, они интересны как родителям, так и детям.

Видео по когнитивному развитию

Другие статьи по когнитивному развитию

Камни вехи когнитивного развития:

Младенцы (от 0 до 18 мес.), Малыши (от 18 мес. до 3 лет) Дошкольники (от 3 до 5 лет) Школьный возраст (6–12 лет) ) Подростки (13-18 лет)

От рождения до шести месяцев

  • Внимательно слушает звуки и голоса (к 1 месяцу)
  • Преднамеренно взывает о помощи (к 1 месяцу)
  • Координирует движения глаз (к 2 месяцам)
  • Обнаруживает руки и ноги как продолжение себя (к 3 месяцам)
  • Любит повторять приятные действия (к 4 месяцам)
  • Узнает и реагирует на имя (к 5 месяцам)
  • Внимательно изучает предметы (к 6 месяцам)
  • Распознает собственное имя и реагирует на него.
  • Различает знакомые и незнакомые лица.
  • Демонстрирует счастье и недовольство звуками.
  • Демонстрирует память, ожидая, пока готовится кормление, и переставая плакать, когда человек входит в комнату.
  • Ждет кормления на виду.
От шести до 12 месяцев

  • Предвосхищает события (на 7 месяцев)
  • Находит спрятанные предметы (к 10 месяцам)
  • Может указывать на части тела
  • Правильно собирает матрешки
  • Развивает ожидания в отношении знакомых событий
  • Волны до свидания
  • Выполняет простые указания.
  • Поиск исчезнувшего объекта.
  • Высыпает предметы из контейнера и кладет их обратно.
  • Имитирует действия других.
  • Понимает основные причинно-следственные связи (прикосновение к горячей плите обжигает руку).
  • Получает удовольствие от повторения событий.
  • На короткое время наслаждается книгой с картинками.
  • Собирает простые матрешки.
От 12 до 18 месяцев

  • Обозначает членов семьи на фотографиях
  • Получает удовольствие от причинно-следственных связей
  • Способен делать выбор между четкими альтернативами
  • Начинает решать проблемы
  • Помнит больше
  • Учитесь, исследуя.
  • Реагирует на простые указания.
  • По запросу указывает на знакомые объекты.
  • Помнит, где находятся вещи в разных частях дома (комнаты).
  • Охотится за спрятанной игрушкой.
  • Проявляет кратковременный интерес к книжке с картинками
  • Дает воспитателю механическую игрушку для активации
  • Помещает большую круглую фигуру на доску.
от 18 до 24 месяцев

  • Сорта по форме и цвету
  • Имитирует поведение взрослых
  • Указывает на предметы и называет их
  • Обращается к себе по имени
  • Учится, помогая
  • Изучает такие понятия, как размер, форма и вес, когда он/она двигается и играет с объектами в окружающей среде.
  • Указывает на части тела по запросу.
  • Подтверждает отсутствие знакомых (указывает на дверь, говорит, что ушел).
  • Показывает и называет предметы в книге.
  • Начинает распознавать формы.
  • Увлекается причинно-следственными связями (барабанный бой, включение телевизора).
  • Выполняет простые инструкции.
  • Запрашивает названия объектов.
  • Идентифицирует больше объектов с именами
От двух до трех лет

  • Вмещает размер
  • Начало понимания временных последовательностей (например, перед обедом)
  • Соответствует форме и цвету
  • Считает и манипулирует объектами
  • Начинает думать о последствиях
  • Способен концентрироваться на более длительные периоды времени
  • Выполняет простые указания.
  • Любит рассказывать пальчики, детские стишки и песенки.
  • Повтор радио- и телерекламы.
  • Реагирует на ритмы.
  • Изучает простые отношения, такие как большое и маленькое.
  • Изобретает простые предложения для выражения мыслей.
  • Использует имена знакомых людей и предметов.
  • Запрашивает названия объектов.
От трех до четырех лет

  • Любопытно, как все работает.
  • Начинает понимать рассуждения опекунов.
  • Интересует размер и форма.
  • Идентифицирует цвета.
  • Считает от одного до десяти.
  • Подсчитывает два или более объектов.
  • Задает вопросы почему.
  • Отвечает на вопросы как.
  • Узнает имя, адрес, номер телефона, пол, возраст и имена родителей.
  • Поднимает пальцы, показывая возраст.
  • Использует слова из туалета и смеется.
  • Любит делать что-то для себя.
  • Развивает лучшее понимание причины и следствия.
  • Отличает правду от вымысла
От четырех до пяти лет

  • Понимает специальные понятия (например, вокруг, впереди, высоко, рядом)
  • Заучивание считает до 2
  • Можно собрать пазл из 6-8 элементов
  • Начинает понимать концепции времени
  • Понимает простые математические понятия
  • Вызывает основные сведения о магазине
  • Улучшает их способность рассуждать.
  • Знает день рождения.
  • Обозначает такие монеты, как пенни, никель и десять центов.
  • Понимает времена года.
  • Начинает понимать необходимость правил.
  • Понимает концепцию текстуры, размера, расстояния и температуры.
  • Формирует логические выводы.
  • Любит игры, которые проверяют способности.
  • Улучшает их способность запоминать прошлые события.
  • С трудом понимает время.
От пяти до шести лет

  • Учит правильное от неправильного.
  • Принимает правила, но не всегда понимает причину.
  • Любит рутину.
  • Проявляет повышенное внимание и концентрацию.
  • Следует инструкциям относительно чисел.
  • Понимает такие термины, как больше и меньше.
  • Использует много слов, не понимая определений.
  • Разбирается просто. классификации, такие как группы деревьев и животных.
  • Расставляет кубики и игрушки по порядку (от мала до велика).
  • Задает много вопросов, особенно «Почему?»
От шести до девяти лет

  • Задает более сложные вопросы.
  • Желает подробных ответов.
  • Проявляет необычный интерес к числам.
  • Принимает и понимает правила.
  • Повышает концентрацию внимания.
  • Любит активные соревновательные игры.
  • Любит простые игры, такие как шашки и карты.
  • Рисует символические картинки.
  • Понимает ценность монет.
  • Увлекается хобби и коллекционированием.
  • Любит экспериментировать.
  • Любит играть с куклами, кубиками и инструментами.
От 9 до 12 лет

  • Распознает проблемы и может найти решения.
  • Делает выводы из увиденного.
  • Учит обобщать и делать выводы.
  • Интересуется фактической информацией.
  • Любит групповые проекты, такие как наука и искусство.
  • Любит конструировать вещи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *